Адвокат александр добровинский личная жизнь. Добровинский александр, фото, биография. А дача что у вас делает? Александр Добровинский: «Ужин с женихом Добровинский александр семья

«ГОЛЬФ ПОМОГ МНЕ ПОБЕДИТЬ СТИХИЮ!»

Если бы знаменитый адвокат Александр Андреевич Добровинский предпочел юриспруденции литературу, то непременно снискал бы славу современного Оскара Уайльда. А все благодаря утонченному ироничному цинизму, способному поднять настроение окружающих, даже если они тонут или пытаются преодолеть сложнейшее гольф-поле в дождь и холод, выбивая мячики из луж…

На мой взгляд, Александр Андреевич самый клубный человек на свете, без которого просто невозможно представить высший свет Москвы. В сущности, светское общество образуется вокруг него само собой, причем в любой точке земного шара, потому что адвокат Добровинский любит путешествовать. И даже стихийные бедствия отступают перед его непоколебимой ироничностью.

Приключения французов в Сибири

– Лично я считаю, – философски заметил Александр Андреевич, – что путешествия делятся на несколько категорий. Путешествовать можно просто ради отдыха, по любви, по спорту и… по делу. Хотя в идеале, конечно, одно без другого существовать не может. И, безусловно, путешествовать приятно. Но еще приятней возвращаться домой…

– Знаю, что по натуре вы коллекционер, и давно хотела узнать, есть ли у вас коллекция вещей, привезенных из путешествий?

– О, еще какая! Странная, немного грустная, но, в общем, совершенно удивительная. Много лет назад, еще в доброе советское время, приехали ко мне в гости знакомые французы и попросили отправиться с ними на машине в Сибирь. Французы жаждали экзотики. Отказать было неудобно, и мы поехали. По волшебным дорогам с чудовищными ухабами, помнится,отбил себе весь кобчик. Кроме того, постоянно заканчивался бензин, а раздобыть новый было практически невозможно.

Никаких заправок, естественно, не предполагалось, и нужно было искать местных «стрелочников» с заранее припасенными канистрами. А общаться с этими чудными людьми, понятное дело, приходилось мне. При том, что единственной конвертируемой валютой в тех краях считалась бутылка водки. Хотя, если честно, глядя на этих товарищей, я никак не мог понять, а еще-то куда? Тем не менее в какой-то момент на горизонте нарисовался очередной такой персонаж,обладатель вожделенной канистры. Правда, судя по ее виду, она принимала грязевые ванны еще в позапрошлом веке.

Сами понимаете, как хотелось взять все это в руки. Ну и я робко так поинтересовался, нет ли где-нибудь в хозяйстве подходящей тряпочки… После чего мне предложили проследовать в сарай, и там я увидел целую массу странных тряпок, свернутых в многочисленные трубочки. Весь сарай был буквально забит этими трубочками. Но, развернув одну из них, я вдруг понял, что это что-то восточное и очень красивое, несмотря на жуткий вид. Как потом оказалось, это были никакие не тряпочки, а самые настоящие тибетские иконы! Причем их было больше пятисот…

– Непостижимо! Но как все это попало в сарай к человеку, явно далекому от культуры?

Как выяснилось, еще в его туманном детстве, когда он работал с отцом. В то время по тем местам проходил ссыльный маршрут. То ли калмыки бурятов сопровождали в ссылке, то ли наоборот. В общем, эти переселенцы везли с собой такие иконы, а поскольку путь предстоял долгий и тяжелый, то многие не выдерживали и умирали по дороге, на которой их и оставляли,а рядом положено было класть такие иконы. Ну и я, конечно, спросил, значит ли это, что и сейчас еще эти иконы можно найти, если отправиться по тому ссыльному маршруту. «Да сколько угодно!» – обнадежил наш новый друг. И что вы думаете? Всеми нами единогласно было принято решение изменить маршрут, и в результате я привез домой две тысячи таких икон, а сколько еще всяких удивительных вещей мы нашли! Не передать, конечно, сколько сил и времени ушло на реставрацию, но зато в результате я потом сделал огромную выставку в Музее Востока на Гоголевском бульваре. А французы, несмотря на все тяготы пути, были в полнейшем восторге от тех приключений. Причем мы до сих пор общаемся с ними и всегда вспоминаем путешествие, которое они считают лучшим в своей жизни!

Уберите этих лобстеров!

– Помнится, Александр Андреевич, вы как-то рассказывали чудную историю о том, как ваша маменька сделала скептическое замечание относительно вашего серьезного увлечения гольфом.

– Да, было такое дело. Маменька обеспокоенно заметила: «Сашенька, не пойму, зачем тебе этот гольф, там ведь так дует!» А между тем однажды гольф, можно сказать, спас мне жизнь. Мы тогда с моей супругой Мариной и двумя детьми отправились в Таиланд. Приехали в любимый отель и рассчитывали, как обычно, поселиться в номере на первом этаже с выходом прямо на пляж. Как вдруг выяснилось, что моя секретарша почему-то забыла отправить факс, и в результате номер нам не зарезервировали. Боже, какой был скандал! Моя супруга умеет в таких ситуациях доходчиво объяснить персоналу, в чем он не прав.

Дело кончилось тем, что менеджер стоял на коленях и клялся, что как только люди, заселившиеся в наш номер, уедут, нас немедленно переселят туда бесплатно. Марину это немного утешило, правда, она навела еще немного шороху для приличия, но на том дело и кончилось. В итоге мы поселились не на первом этаже, а на втором. А на следующий день, который я никогда не забуду – это было 26 декабря 2004 года, – часов в пять утра, пока еще было прохладно, я уехал играть в гольф. Хочу, кстати, отметить, игра неплохо шла… Как вдруг вижу странную картину: Марина с детьми едет ко мне на каре в каком-то непонятном виде. Дети в грязных майках…

Надо сказать, рассказ меня ждал не для слабонервных. Марина поведала, что под утро ее кровать слегка качнуло, чему она сначала не придала значения, потому как пребывала в глубоком сне. Кажется, я даже пошутил по этому поводу. А супруга продолжала. Открыв глаза и выйдя на балкон, она обнаружила, что кругом вода. И увидела первую волну. Не очень большую, но невероятно сильную. Она подняла на поверхность буквально все, что было на пляже. Зонтики, лежаки, людей. Выбила стекла на первом этаже… А потом моя семья увидела вторую волну – ту самую, огромную…

– В тот момент, Марина, наверное, мысленно тысячу раз поблагодарила вашу секретаршу…

– Да уж. И как вы думаете, что в той экстремальной ситуации сделала супруга адвоката в первую очередь?

– Кинулась к детям?

– Точно. Но сначала к сейфу, потому что там были все наши деньги и документы. И Марина, несмотря на стресс, успела подумать о том, что без всего этого нам потом будет очень дискомфортно. Однако электричество тогда отключилось, и открыть сейф Марина не смогла. Таким образом, на тот момент, когда моя семья прибыла ко мне, я с трудом осознал, что каким-то чудом все остались живы и что наш капитал на тот момент составлял сто долларов в местных батах. Дети как ни в чем не бывало сказали, что хотят воды и мороженого. После того как все это им купили, денег не осталось совсем, и мы решили вернуться в отель. Причем еще издалека увидели, как он мирно покачивается на сваях. Однако стоит. Вокруг, естественно, скопился народ, но внутрь никого не пускали. Нас, впрочем, это не остановило. Марина потребовала, чтобы нас немедленно пустили, потому что у нас там остался сейф и мы намерены забрать его любой ценой. А поскольку электричество на тот момент восстановилось, мы изъяли-таки все наше богатство.

– А как так получилось, что отель почти не пострадал, тогда ведь полпобережья смыло подчистую?

– Нас спасла лагуна. И мы даже ночевали в своем номере. Причем Марина зачем-то всю ночь караулила новую волну. А на следующий день мы утешали трех русских дам, оплакивающих своих мужей-дайверов, которые ушли нырять и не вернулись. Но неожиданно один из супругов появился, причем совершенно пьяный. Счастливая жена сначала кинулась к нему на шею, но потом осеклась. Потому что стало очевидно,что нырял ее дражайший супруг явно не в море. Впрочем, он не растерялся,заметив: «Ну да, освежил слегка мужскую сущность, так ведь зато живой! А других-то мужиков смыло!» И жена уже вроде как смирилась со своим счастьем, но тут произошло нечто невероятное. Двое других пропавших без вести тоже вернулись – правда, слегка поцарапанные, но живые и здоровые. Оказывается, каким-то чудом их вынесло волной на маленький остров, откуда их потом забрал спасательный вертолет… Ну а мы в тот момент решили переехать в другой отель, – продолжал Александр Андреевич. – Огромный и практически не пострадавший от цунами. Там я встретил доброго знакомого – Гарика Хана из ТНК. Больше в этом отеле из постояльцев не было никого. И знаете, Лена, если вам кто-нибудь когда-нибудь скажет, что жить во дворце хорошо, не верьте. На самом деле это просто чудовищно!

Наши два семейства обслуживало 60 человек, которые делали за нас все и постоянно на нас смотрели, потому как больше было некуда. Столы буквально ломились от яств. Я никогда не видел столько еды, причем вкуснейшей, которую просто физически невозможно было съесть. И вот сидим мы с Гариком как-то вечером у бассейна, любуемся закатом, а в этот момент звонят обеспокоенные друзья и спрашивают:«Как вы там? Живы? Не прислать ли гуманитарную помощь – воды, еды?» И в это время слышат, как официант спрашивает у нас по-английски: «Простите, вам лобстера коньяком полить или шампанским?»

«Девушки, сейчас и вы обалдеете от моей новой прически!» – так Александр Добровинский приветствует сотрудниц на ресепшн в шикарном офисе своей адвокатской конторы. Переглядываемся с секретаршей и замираем в ожидании, но тут он снимает шляпу, и мы улыбаемся – никаких особых изменений, просто аккуратная стрижка. Каждому бы такое чувство юмора, как у Добровинского. Его офис легко спутать с музеем: на входе в здание в Последнем переулке, в центре Москвы, вас встречают четырехметровые атланты, подпирающие козырек, – авторство, кстати, за архитектором Андреем Наличем – отцом того самого певца Петра Налича, который в 2007 году взорвал Интернет песней Gitar. Стены холла украшены предметами искусства, тут и «Студентка» Александра Дейнеки, и портрет обнаженной Карлы Бруни, и более двухсот ручек, подаренных адвокату. Александр Добровинский приглашает меня в кабинет, попросив секретаршу принести чашку чая, занимает свое рабочее место за письменным столом.

«Потрясен разводом!»

Новость о разводе Владимира Путина для вас была ожидаема? За границей для публичных людей это привычное дело, а у нас – первый прецедент!

Я совершенно потрясен! Это подтверждение того, что Владимир и Людмила Путины – нормальные люди. И это здорово! Не здорово, конечно, что разводятся, здорово, что они об этом открыто объявили. У нас на престоле в большинстве своем были какие-то манекены, не позволяющие себе проявления чувств. Владимир Владимирович и Людмила Александровна такие же люди, как мы все, – им не чуждо ни окончание отношений, ни любовь.

С вашей профессиональной точки зрения, если это «цивилизованный развод», как назвала его Людмила Путина, последует ли за заявлением раздел имущества?

Подозреваю, что между ними существует договоренность – выражена ли она в брачном контракте или это делается без бумаг, но, видимо, все уже решено. Например, я тебе оставляю Спасские ворота, а себе беру Боровицкие… Но вот штампа о разводе в паспорте еще нет! Если у них отсутствуют претензии друг к другу, а дети уже взрослые, то в суд они не пойдут, но в загсе побывать придется.

Как вы думаете, возможен ли для президента новый брак? Вот Дмитрий Песков заявил, что Владимир Владимирович уже давно посвятил себя стране!

У нас нет никаких оснований не верить Дмитрию Сергеевичу – он человек серьезный, но никто же не запрещал браки без регистрации.

Вообще откуда у вас такая осведомленность? К примеру, вы были в России первым, кто подтвердил смерть Березовского, и заявили, что он покончил с собой. Вы дружили?

Нет, мы с ним друзьями не были. Я вообще считал Бориса немного сумасшедшим. Владеть информацией – это сила, поэтому со мной на постоянной основе работают около двадцати человек в России и приблизительно столько же на Западе – они молниеносно сообщают новости в сферах, которые меня могут интересовать. За такую информацию, как смерть Березовского, приходится дорого платить!

Несколько лет назад ваше имя было связано с любой разборкой в шоу-бизнесе, сейчас вы меньше вовлечены в этот водоворот. Заработали имя и хватит?

Меня не интересует, откуда человек, меня интересует только он сам! Предоставляется возможность – работаю с людьми из шоу-бизнеса. Многие деловые отношения переросли в крепкую дружбу, как с Филиппом Киркоровым. Но обычных людей среди моих клиентов около пятидесяти процентов, как и у любого звездного адвоката. А на слуху лишь фотограф Женя Гусева, которую я в деле против Валерия Меладзе защищал. Наш разговор прерывает телефонный звонок. Александр Андреевич выводит его на громкую связь: «Любимая, алло. Впервые за 35 лет не стал поздравлять тебя первым в связи с тем, что я послал симпатичный букет с запиской, в ней все, что я о тебе думаю». Из трубки слышится приятный женский голос: «К вашим ногам, прекрасная Елена, надо бросать шиншилля и бриллианты, а я бросаю жалкие цветы. Вечно любящий вас котик»... Спасибо, дорогой, какие же это «жалкие цветы», шикарная корзина! Спасибо тебе! Обожаю». Добровинский смеется: «Татуировка с датой твоего дня рождения сделана у меня на одном интересном месте, ну, ты знаешь! Целую!»– Это бывшая жена, мы сохранили прекрасные отношения. Моя нынешняя супруга ничуть не ревнует. С Мариной мы вместе больше двадцати лет, подрастают две дочки. Обе далеко от нас – учатся за границей. Младшая в школе в Германии – хочет стать прокурором, а старшая на факультете права – будет адвокатом. Я с ними постоянно на связи – эсэмэски, звонки, советуются со мной даже по поводу одежды и мальчиков. Вернемся к нашим вопросам…

Хорошо… Хотели бы защищать кого-то из мировых знаменитостей – делить имущество Деми Мур и Эштона Катчера или детей Мадонны и Гая Ричи?

Вы попали в точку! В этом месяце лечу в Монако встречаться с супер-пуперзвездой – эта женщина номер один во Франции. У нее отобрали ребенка, договоримся – будем вместе возвращать. Уверен, этот скандал будет во всех мировых СМИ! Так что продолжаем стирать границы: офис в Лондоне успешно функционирует, скоро откроемся в Петербурге и Монте-Карло.

«Если умеешь смеяться над собой – ничего не страшно»

Кроме написания юмористических зарисовок о судебных процессах, семье и всем, что происходит, какие у вас еще хобби – гольф, коллекционирование?

Ха, я до сих пор понять не могу: я адвокат, хобби которого коллекционирование, или коллекционер, хобби которого адвокатура. У меня около двадцати собраний – живопись, графика, коллекция эротики (почему бы не вспомнить на досуге, как я прошел допрезервативный период развития нашей цивилизации), советские украшения (камея с Троцким или запонки с Лениным), плакаты, мебель, коллекция ручек, портсигаров, книг, раритетные автомобили, агитлак (революционная икона). Все датируется XX веком. Особую ценность для меня имеют меморабилии – вещи известных людей, в моей коллекции карманные часы короля Англии Эдуарда VIII, вещи Иосифа Сталина и Надежды Крупской. Самая большая гордость – медали легендарного хоккеиста Анатолия Тарасова и его значок заслуженного тренера. Звание у него отобрали, а значок он не отдал. Их мне подарила его дочь, тренер по фигурному катанию обворожительная Татьяна Тарасова. Жена тоже заразилась моим увлечением – из стоматолога переквалифицировалась в искусствоведа и уже пять лет ведет самые модные в столице курсы. Еще она организует удивительные поездки за границу, но не по туристическим маршрутам, а находит что-то исключительное.

Александр, которого называют мэтром разводов, встречается с писательницей Жанной Голубицкой и даже, по слухам, готов сделать ее счастливой. А ведь раньше Добровинский довольно часто выходил в свет с красивыми дамами, среди которых немало его звездных клиенток вроде Яны Поплавской, Анжелики Агурбаш, Гоги Ашкенази, Екатерины Лиепа, Лады Дэнс и многих других. Но с эффектной брюнеткой Жанной адвоката стали видеть чаще всего. Начиная с марта, Добровинский и Голубицкая не разлей вода на светских мероприятиях.

ПО ТЕМЕ

По информации издания, влюбленные уже не стесняются проявлять свои чувства на людях. Репортеры застали пару за просмотром картин у Добровинского в офисе . Сообщается, что Жанна "так и льнула к Александру", а он не возражал и увлеченно ей рассказывал о своей новой грандиозной затее – исторической эпопее из жизни Григория Александрова и Любови Орловой (в их доме юрист бывал еще ребенком и описал это в своей книге "Добровинская галерея").

"Это моя Жанна!" – представил корреспондентам подругу Александр. Они познакомились, когда Голубицкая искала материалы для своей новой книги про поведение мужчин при разделе имущества. "Это было в марте. А теперь я и впрямь развожусь. Я полюбила Александра! " – заявила брюнетка в присутствии представителей СМИ.

Добровинский официально женат, но Жанну это не смущает. "Ну и что! Понимаете, когда с тобой рядом настоящий мужчина, все остальное становится неважно! Я называю Александра мой Мессир. А знаете, почему? От него исходит невероятная сила – но не обычная, как при формальной власти, – а какая-то прямо неземная! – восторгается писательница. – Я всегда мечтала встретить мужчину по-настоящему влиятельного, могущественного, сильного, щедрого, и чтобы его главной эрогенной зоной был мозг. А еще мой Мессир добрый: в разводах он всегда на стороне самого несчастного из супругов . Он очень тонкий – сразу чувствует, кому тяжелее дается разрыв. Тяжелее обычно дается женщинам, поэтому он чаще защищает именно жен. Ну и потом, мой Мессир ведет семинары о любви и нудист со стажем, поэтому знает, как сделать женщину счастливой во всех проявлениях – и в душевном, и в телесном. А что еще надо женщине для полного счастья?"

Также Жанна похвасталась, что уже была дома у адвоката. Квартира у него роскошная. "В детстве я думала, что мой принц должен жить на Арбате и ездить на Rolls-Royce. Представляете, это сбылось! Мой Мессир живет на Арбате и у него прямо в квартире хаммам, который я обожаю. Вот такие судьбоносные совпадения! – не нарадуется Голубицкая. – Да я теперь хоть всю жизнь буду разводиться , лишь бы быть рядом с Мессиром".

А вот Александр давать эмоциональных интервью не спешит. Свои отношения с мечтательной писательницей он комментировать не стал , сделав вид, что не расслышал вопросов. Зато совместные снимки пары, которых в Сети уже много, подтверждают слова Жанны – на них Добровинский и Голубицкая выглядят счастливыми и влюбленными.


Александр Добровинский
Род деятельности:
Дата рождения:
Место рождения:

г. Москва

Гражданство:

СССР, Российская Федерация

Александр Андреевич Добровинский – московский адвокат.

Биография

Родился 25 сентября 1954 года в Москве. С 1972 по 1975 годы начинал учиться на экономическом факультете ВГИКА, но не получил возможности его закончить. В 1976 году приехал в Париж к маме Люси Рубиновне. В Париже работал официантом, а затем управлял рестораном русской кухни Регаль. Через 3 года уехал в США, где обучился на юриста. Первое время, чтобы оплачивать учебу трудился ассистентом юридической фирмы и таксистом В 1990-х вернулся в Россию, экстерном сдал экзамены для получения диплома по специальности юриста. И уже в 1992 году открыл первое адвокатское бюро. Специализацией бюро было корпоративное право и бракоразводные дела.

Карьера

Известен стал после скандала со швейцарской фирмой Noga, которая хотела отсудить у РФ долги за поставленное продовольствие и арестовать имущество. Затем защищал оппонентов ЮКОСа, которые боролись за активы Восточной нефтяной компании. В 1999 году был замешан в бракоразводных процессах и разделу имущества у предпринимателя Черного, а в 2001 году в аналогичных делах у владельца Северсталь Мордашова. Победил в конкурсе Лучший адвокат России по версии конкура Лидер года в 2003 году. В 2007 году был адвокатом главного редактора журнала Форбс Россия Кашулинского, против которого было выдвинуто обвинение от компании ИНТЭКО и ее владелицы - жены Лужкова Елены Батуриной. В 2009 году представлял интересы Байсарова – бывшего мужа Кристины Орбакайте и его сына Дени. Представлял интересы Слуцкера при разводе с его женой Ольгой Слуцкер. В 2010 году защищал Филиппа Киркорова в деле о драке между ним и режиссером Яблоковой. В июле 2011 года защищал фотокорреспондента Комсомольской правды Гусевой в деле против Валерия Меладзе, обвинявшегося в ее избиении. В 2010 году открыл филиал своей конторы в Лондоне.

В 2014 году купил дачу Любови Орловой и ее личный архив. В 2002 году был чемпионом России по гольфу. Владеет английским и французским языками. Написал около 10 научных работ по юридическому праву. Является кандидатом юридических наук. Был членом совета директоров компании Арбат-Престиж. С 2012 года является ведущим программы Йога для мозгов на радио Серебряный дождь. В марте 2013 года стал председателем правления компании Potok, а в апреле 2013 года стал совладельцем банка Пушкино и держателем 19% акций. Но в сентябре 2013 года у банка отобрали лицензию за нарушение законов. Является президентом Московского загородноо гольф-клуба. Коллекционирует советский фарфор, с которым даже организовал выставку в Пушкинском музее. Выставка заняла 5 залов. Коллекционирует также лакированные шкатулки с изображением миниатюр революции. Коллекционировал фотографии и картины времен первой половины 20 века, тибетскую иконопись и аксессуары для курения сигар. Имеет свою колонку в журнале Tatler. Его признают самым стильно одетым адвокатом России. Его отличительные черты в силе – очки, сигара и бабочка. Галстуки-бабочки всегда завязывает сам и не носит их на резинке.

В его коллекции есть камея с изображением Троцкого, запонки с изображением Ленина, карманные часы короля Англии Эдуарда Восьмого, вещи Сталина и Крупской, медали Анатолия Тарасова Последнее его дело – развод Андрея Аршавина и его жены, чьи интересы он представлял, дело Лебедева об избиении Полонского. Является нудистом. Сейчас работает в московской коллегии адвокатов «Александр Добровинский и партнеры», руководителем которой является одновременно. В 2015 году начал вести свои курсы по юридическим вопросам расторжения брака. До 1999 года жил в Болгарии и имел ее гражданство. Защищал интересы Михаила Черного и Искандера Махмудова против Альфа Груп и в конфликте вокруг Магнитогорского металлургического комбината.

Имеет табу на защиту убийц, педофилов и распространителей наркотиков. Выступает за приравнивание гражданского брака к законному и даже организовал специальный сайт и проект Гражданскийбрак.рф.

Личная жизнь

С женой его познакомила мама.

Женат на стоматологе, воспитывает 2 дочерей. Жена Марина увлекается искусствоведением и ведет курсы по ним.

Фото Jan Coomans

Наша первая героиня -

куратор и арт-эксперт Марина Добровинская.

Жена известного адвоката Александра Добровинского, Марина предпочла образу светской дамы карьеру в мире искусства. Она вовремя поняла, что именно в мире искусства способна чувствовать себя по-настоящему счастливой. А, значит, успешной. Наша встреча проходила в квартире Марины и Александра, где мы смогли лично увидеть их известную коллекцию.

Марина, последнее время много слышала про ваши арт-туры. Скажите, они проходят в рамках образовательной программы аукционного дома Phillips или это уже ваши собственные идеи?

Это все мои идеи. Образовательная программа - тоже моя идея, которую я просто предложила аукционному дому. Мне кажется, они очень обрадовались и до сих пор довольны, что такие курсы существуют в Москве. Идея поездок не нова, им уже 7 лет, столько же, сколько и моей программе. Я ее называю просветительской, к нам приходят люди уже довольно образованные в этом плане. А ездить мы начали с первого года. Это неотъемлемая часть программы, так как услышать одну теорию - недостаточно. Всегда хочется все увидеть своими глазами. Согласитесь, приятно, прослушав цикл лекций, поехать в этот город, страну и самому посмотреть шедевры, о которых тебе рассказывали.

То есть эти поездки напрямую связаны с курсами? Ехать без подготовки бессмысленно?

Такое у нас бывает, возможно все. Но я всегда стараюсь предупредить людей, которые не посещали курсы, что им придется столкнуться с тем, к чему они не совсем привыкли. Например, современное искусство, к знакомству с которым, я убеждена, нужно готовиться.

А если человек подкован, знаком с эпохой и авторами, о которых ему рассказали, ему будет интересно? Почему стоит ехать именно в рамках вашего проекта, а не посетить выбранный город и музей самостоятельно?

В музеи мы, конечно, тоже ходим, но не на постоянные экспозиции - это действительно можно увидеть самим. Поездки, которые организую я, нацелены на места, в которые просто так не попасть. В них входят знакомства с художниками и их ателье, походы в запасники музеев, какие-то особенные выставки и галереи, где можно пообщаться с людьми искусства. Если мы идем в музей, то нас там встречает куратор или сам директор. У нас персональный подход.

Как вы разрабатываете программу на год - вы заранее знаете, какие города будете посещать в рамках курсов и с учетом выставок?

Все складывается по-разному. Все поездки организую я сама, их всего четыре в год, максимум пять. Что-то я готовлю три месяца, а есть такие, на подготовку которых уходит год. У нас на курсах параллельно идут два цикла: классическое прикладное искусство, то есть старые мастера, и история современного актуального искусства. В любом случае, поездка «покрывает» те места, художников, о которых человек уже слышал. Это всегда интересно.

Хотелось бы услышать об организации ваших курсов: сколько раз в неделю они идут или, сложно ли вписать их в свой график. И о каком периоде рассказывается на лекциях о современном искусстве?

Курсы рассчитаны на учебный год с начала октября до конца мая. Я стараюсь сделать их удобными для людей с детьми. После отдыха, сентябрь - сложный месяц: нужно составить расписание, организоваться и решать какие-то бытовые проблемы. Начинать учебу лучше с октября. Во время школьных каникул мы тоже делаем перерыв: это неделя в ноябрьские праздники, две недели в Новый год и потом отдых на майские. Цикл удобен для всех. Всего 30 лекций за учебный год по классической истории и 30 по современной. Лекции проходят 2 раза в неделю: вторник - классика, среда - современное и актуальное искусство. Цикл по классическому искусству начинаем с античности и до середины 19 века, современное и актуальное искусство - с середины 19 века и до сегодняшнего дня, включая искусство видео-арта и перформанса, то есть то, что сегодня особенно актуально. Учтено все. Лекторы, которые у нас читают, меняются каждые 5 занятий, чтобы вы могли услышать новые темы, мнения, ведь у каждого специалиста есть свой «конек». Важно слышать совершенно разных людей. Слушать одного, пусть даже прекрасного, неправильно. Классическая часть устроена немного по-другому: есть мой любимый лектор, который ведет сразу 15 занятий, а потом идут тематические лекции блоками по 5 занятий.

И все 7 лет это востребовано?

Мы начали с узкого круга, в который поначалу входили мои подруги и знакомые. И до сих пор 90% - это женщины, но теперь заинтересовались и мужчины, постепенно мы перестали умещаться в маленькой галерее, где начинали занятия. Так что переехали в лекторный зал в ЦУМе. Потом стало тесно и там, и теперь мы базируемся на Остоженке в зале на 130 мест в Музее фотографии Ольги Свибловой.

То есть это уже серьезная школа?

Да, хотя я и сама такого не ожидала. При том, что понимала, как это нужно и интересно. Семь лет назад, когда я начала делать курсы, в Москве ничего подобного не было. Были какие-то курсы при Пушкинском музее и в Третьяковке. Но не о современном искусстве, а только классика, и там было очень много цензуры. Я все делаю очень по-западному, у меня нет никакой цензуры. Художники, арт-критики могут говорить любые слова и высказывать любые мнения, и я приветствую это.

Как же все это зарождалось, как этот ваш проект вдруг начал жить?

Началось с того, что я ушла из своей профессии - по первому образованию я стоматолог. Отработав 18 лет в стоматологии, я ушла, потому что младший ребенок много болел. Так как мы с мужем увлечены искусством и коллекционированием, я решила сама найти какие-то курсы и чем-то заняться. Нашла программу при Музее декоративно-прикладного искусства - это была чистая классика, курсы длились два года, и я ходила туда 4 раза в неделю. В конце концов, написала дипломную работу и получила диплом.

На какую тему?

Я коллекционирую советское стекло, есть у меня любимый художник - Владимир Муратов из Гусь-Хрустального, он, к сожалению, уже умер, но я была с ним знакома и купила у него несколько работ. Я считаю, что это совершенно гениальный художник с очень изысканным вкусом, и именно о нем была моя дипломная работа. Потом я поняла, что курсы должны существовать, но они должны быть другими, не такими скучными, и сделала свою программу. На тот момент я очень дружила с аукционным домом Sotheby’s, они строили офис в Москве и предложили мне занять некую должность у них.

Дружили как коллекционер?

Да, мы с мужем являемся их клиентами. Мне тогда их предложение не понравилось, я себя сидящей в офисе и пишущей отчеты не вижу. В ответ я предложила организовать курсы в Москве. У них есть курсы в Лондоне, но они немного для другой целевой аудитории - для будущих сотрудников, там взращивают профессионалов. А я предложила сделать лекции для любителей и клиентов. Но решение так и не было принято. Тогда же я и познакомилась с Симоном де Пюри, в то время - владельцем Phillips de Pury, компании, которая занимается только современным искусством. Симон пришел в дикий восторг от моей идеи и сразу же решил, что нужно организовать такие курсы в Москве. Через неделю он уже прислал мне из Нью-Йорка финансового директора, который подписал со мной договор. И с тех пор я как бы при Phillips.

Если мы говорим о полномасштабном образовательном курсе, то выбор городов для поездок очень велик. Как вы формировали шорт-лист тех мест, куда часто ездите?

Нет такого списка, любой город может завлечь своей культурой. Мы ездили даже в Питер. Интересно, конечно, путешествовать по Европе. Так как я всем занимаюсь сама, организация поездки в какой-то новый город занимает до года. Например, скоро будет Нью-Йорк, и я готовлю эту поездку уже давно. Это непросто, потому что я всегда еду на очень мало дней: в Европу - на 3 с половиной дня, в Нью-Йорк - 5 дней. Почему? Во-первых, очень много материала, который надо посмотреть. Все должно быть в правильное время и не слишком долго, чтобы человек не устал, не заскучал. Каждые 5 минут - продуманы и организованы. За три с половиной дня мы смотрим очень много, плюс обеды и ужины, иногда походы в оперу или театр. Программа очень насыщенная. Через эти три дня кажется, что ты в поездке был два месяца, но так надолго, конечно, уехать сложно - у нас у всех мало времени, у всех семьи. Кроме того, если человек видит и слышит слишком много, то информацию сложно запомнить и легко начать путаться. Все должно быть пропорционально. Я многое перепробовала, прежде чем прийти к такому формату, и мне он сейчас кажется идеальным.

Очень хорошо это понимаю по своей прежней работе. Нужно сделать так, чтобы все были довольны, чтобы у людей была возможность отдохнуть и выдохнуть, переодеться перед ужином. Я понимаю, какой за этим стоит труд.

Да, это все не так просто. Но мне это очень нравится, я сама получаю огромное удовольствие и никогда ничего не повторяю. Хотя у меня есть любимый город - Брюссель, в который мы поедем в четвертый раз, но это настоящий кладезь искусства, культуры, невероятно вкусной еды, и каждый раз поездку можно делать совсем новой.

Расскажите про ваш Брюссель! Я тоже люблю этот город, но обычно, побывав там один день, еду куда-нибудь в Гент или Брюгге. И вдруг вы мне говорите, что будете там в четвертый раз...

Во-первых, мы всегда едем туда в конце января, чтобы попасть на антикварную ярмарку BRAFA. Я считаю, что это одна из лучших ярмарок искусства в Европе. Цены хорошие и вещи качественные, участвуют прекрасные галереи - много парижских, причем в самом Париже у них совсем другие цены. На ярмарку мы приезжаем обычно в первый же день, на вернисаж, после него - ужин, который иногда посещает королева. Общество коллекционеров - это очень интересно! Потом - Гент, любимый город, я никогда его не пропускаю. Ехать всего минут 40, и надо обязательно посмотреть Гентский алтарь братьев ван Эйков, я считаю его одним из чудес света в искусстве, на него можно смотреть бесконечно. В Генте также находится прекрасный музей современного искусства с потрясающим директором, который в прошлый раз сам нас встречал и все рассказывал. Показал экспозицию и даже отвел в запасник, достал припрятанного Кабакова.

Гентский алтарь братьев ван Эйков

Кстати, мне всегда было интересно узнать: из запасников музеев можно что-то приобрести?

Нет, музеи не продают ничего, только покупают для своей коллекции. Если нужно что-то продать, то - через аукцион, но редко. Они все хранят в запасниках и постепенно меняют экспозицию, могут какие-то вещи достать для выставок, одолжить их в другие страны и города.

В Генте есть также прекрасный музей дизайна. Иногда мы ездим в Антверпен - в музей современного искусства и музей моды, где всегда отличные выставки. В этот раз мы точно поедем в предместье Антверпена в ателье Вима Дельвуа, современного художника, самая известная работа которого - татуировки на спинах свиней. Его вещи недавно были выставлены у нас в Пушкинском музее, вкраплены в главную коллекцию, и его готичные скульптуры смотрелись прекрасно.

Работы Вима Дельвуа (Wim Delvoye)

В Брюсселе есть вилла Ампан - нереальной красоты здание в стиле ар-деко, построенное графом Ампан. После его смерти вилла была продана, и кто там только ни жил, даже было советское посольство. В итоге ее купила семья Богосян - ювелиры из Женевы из фирмы Bogart. Они отреставрировали виллу очень красиво и сделали выставочное пространство: 3-4 экспозиции в год, одна лучше другой. Пропустить невозможно.

Вилла Ампан (Villa Empain)

Также все знают про музей Рене Магритта, но мало кто знает, что в Брюсселе есть и его дом-музей. Этот художник был очень скромным, жил с женой на окраине города, его квартирка и ателье сохранились в оригинале! Что еще? Музейный остров в центре Брюсселя - Королевский музей с потрясающей коллекцией, музей музыки. Все рядом. Еще мы были в ателье скульптора Изабель Тильжес, она француженка, но давно живет в Бельгии. Создает очень изысканные скульптуры. Потом мы были в ателье художницы Изабель де Борграв, она делает костюмы, посуду, мебель из бумаги. В ателье работы художников можно и приобрести, либо вам дадут адрес галереи, где это можно сделать.

Работы Изабель де Борграв (Isabelle de Borchrave)

Примерная стоимость ее работ?

От 2-3 тысяч евро, какие-то вещи - до 20 тыс... Еще мы ужинали дома у Джеральда Ватлета, известного декоратора. Он еще и телевизионный кулинар, у него своя передача. Я познакомилась с Джеральдом в бельгийском посольстве в Москве, рассказала о проекте, о поездке в Брюссель, и он пригласил нас к себе домой на ужин, сказал: «Буду для вас готовить». Я уточнила, что нас 17 человек в группе! Он и бровью не повел: «Нет проблем, приготовлю для 17 человек». У него потрясающая квартира, эклектичная и красивая, и отличный ужин. Фрикасе из курицы я запомню надолго!

Были мы и в музее комиксов, без этого нельзя представить себе Брюссель. А в следующем году обязательно пойдем в здание арсенала, где находится фабрика бельгийских сумок Delvaux, которая существует с 1869 года. Это - любимая марка королевской семьи. Выделка не уступает сумкам Hermes - красивая работа, изысканные модели. На фабрике работают 200 человек, причем каждый по 40-50 лет. Плюс - музей сумок. Туда обычно не очень любят пускать посетителей, но для нас сделают исключение.. Также в программе - старая пивоварня, которую купил коллекционер, занимающийся, в том числе, интерьерами. Он сделал шоу-рум интерьеров и вписал туда свою бесподобную коллекцию. Собирает он все: от античных статуй и китайских ваз до Аниша Капура, в коллекции - одни шедевры.

Марина, вы многим интересны как медийная персона, вас знают не просто как жену известного мужа, а именно как Марину Добровинскую. Какое у вас отношение к этому?

Я очень спокойно к этому отношусь. И совершенно не стремлюсь попасть в светскую хронику. Мне важнее то, что я делаю, а не то, что говорят обо мне как о личности.

Глядя на вас, понимаешь, что вы достигли какого-то высокого уровня самосознания, культуры и отношения к жизни. Поэтому очень интересно, что для вас значит качество жизни? Допустим, гостиница 5 звезд? Это прежде всего сервис или декор?

Это абсолютное удобство. Для меня люкс -это правильный матрас, правильно обустроенный шкаф, правильная ванна с правильным душем. На мой вкус неудобны гостиницы W с открытым душем без перегородок - красиво, но неудобно. В Брюсселе я люблю бывший Conrad, сейчас он Steigenberger, в Париже люблю Le Meurice, Hotel Georges V. Для меня важно, в каком месте находится гостиница, чтобы оттуда можно было удобно добираться. Если я еду с группой, то смотрю, может ли припарковаться автобус рядом с отелем - узкие улочки не подойдут, потому что тогда наши дамы на шпильках пойдут пешком по брусчатке.

Prince de Galles открыли относительно недавно, дверь в дверь к Georges V. Оба отеля роскошные, но по-разному.

Я там не была, нужно посмотреть, насколько он современный и удобный. Не так давно мы были в Израиле, один день в Иерусалиме в гостинице Mamilla. Она очень красивая, с шикарным рестораном на крыше и в саду, но комнаты ужасно неудобны, открытые души без перегородок...

А у вас есть свой повар?

Есть помощница, которая готовит, когда меня нет. Но для дочек и мужа я готовлю сама. А для себя не люблю.

Какие у вас предпочтения в еде? У меня одна дочка ест мясо, другая нет, муж любит поесть, я всегда в поисках новых диет...

Во время поездок с группой мы просто ходим в хорошие рестораны, чтобы всем подошло. Я сама 3 года не ем мясо, но ем рыбу, и поход в ресторан для меня не проблема, я всегда найду то, что мне нравится. Но никогда не мешаю, скажем, белок с неправильным углеводом, я не ем рыбу с рисом или картошкой. И стараюсь не есть мучное, сладкое просто не люблю. Больше люблю соленое. Пицца для меня вкуснее сладостей.

Как вы относитесь с макробиотике (учение о питании на основе даосизма, предполагающее, что в продуктах есть энергия инь и янь, баланса которой стоит придерживаться - прим.)?

Нужно сдать кровь и понять свои индивидуальные особенности. Кому-то она не подходит, и нужно, наоборот, есть много белков. Обычное молоко можно заменить молоком из миндаля, гречки, сои...

Но по вкусу соевое молоко - соевое.

Да, настоящего вкуса будет недоставать. Но я к сое отлично отношусь. Моя подруга Ира Азарова открыла ресторан Fresh, и вот эта кухня действительно подходит всем. Там есть молоко и козий сыр, то есть ресторан все-таки не веганский, но он вегетарианский. Огромный выбор, все свежее. Я люблю йогурты, сама делаю их в йогуртнице. Покупаю русское козье молоко, беру 1 козий йогурт как закваску и готовлю.

Вообще, все смеются, что санкции способствуют развитию философии употребления местных продуктов.

Знаете, это было бы возможно, если бы мы жили в Азербайджане, где все растет. У нас это нереально. Помидоры не растут, и огурцы только летом. А нам зимой нужны огурцы и салат. Не питаться же только картошкой и яблоками. Яблоки тоже, кстати, не всегда растут.

Чем вы увлекаетесь, что, например, читаете?

Люблю журналы по искусству - многие привожу из поездок. Очень нравится Beaux Arts. И журналы о путешествиях. В России я читаю Conde Nast Traveller, Geo, немецкую коллекцию журналов Merian... Сейчас я, кстати, работаю над своими путеводителями, думаю, в следующем году они будут готовы.

Как возникла идея их создания?

Благодаря поездкам, так как я все время искала необычные, полузакрытые места. Ничего похожего я не встретила, и решила сама сделать навигатор по искусству: это будут и галереи, и отели, и рестораны. Чтобы человек мог открыть книгу и узнать, куда, допустим, пойти в Лондоне, чтобы все свое путешествие связать с искусством: музеи, отели, книжные магазины... Если вы приезжаете с детьми - я расскажу о тематических мастер-классах для них.

Когда ждать выхода этих путеводителей?

В феврале-марте 2015 будут, скорее всего, Париж и Брюссель. Их пишут журналисты или искусствоведы-журналисты, каждый о своем городе. Я делаю путеводители только на русском и изначально только для России. Их всего выйдет 500 штук - limited edition. Мало, но на то есть причины. Будут в них и секретные адреса, куда можно попасть только с этим путеводителем как с ключом!

Если взять, к примеру, Нью-Йорк - что это будут за места?

Скорее всего, ателье Tiffany & Co. Или запасник какого-то музея. Что-то необычное, куда самостоятельно не попасть. В Париже это будет музей Cartier и их ателье. Не буду пока раскрывать все тайны. Путеводитель будет без фотографий, но с рисунками художника, он специально создает серию иллюстраций для города. Так что записывайтесь в waiting-list. Стоить он будет около 10 000 рублей, много уже забронировано, но еще можно купить.

Марина, если вернуться лично к вам - вас считают очень элегантной женщиной, вы специально работали над образом?

Так сложилось, что с 13 лет я жила в Германии, затем 8 лет в Италии, потом во Франции. Живя в Италии, тем более в Милане, нельзя не обрести что-то итальянское. Мне кажется, что со мной все случилось само собой. Вкус был мне привит теми странами, где я жила.

Какой стиль вам ближе?

Итальянский. Именно там, мне кажется, стиль действительно виден, он во всем и везде. Там нигде нет уродства, во всяком случае, я его не вижу.

А в России?

В России я обращаю внимание на другие вещи. Что касается моей семьи - да, в плане вкуса я могу решать, что вот это должно быть так, а не по-другому. Советую что-то дочерям. Хотя они уже тоже сами все знают.

И вы довольны их вкусом?

Не всегда, они молодые, а подросткам часто хочется сделать розовую челку - пусть они через это пройдут, я считаю, что это нормально. Но я никогда не стараюсь никого переделать, исправить, и ни в коем случае не буду ничего навязывать, если человек сам не пришел за советом. Хуже и быть не может. Но даже если и просят рекомендации, тоже нужно быть осторожным: если к вам пришли за советом, это не значит, что ваш ответ понравится.

Это мудро, но в вашем дипломатичном ответе читается, что в окружающиъ может что-то напрягать.

- «Напрягать» - не то слово, могу просто отметить про себя. У нас пока не все знают, что такое «быть к месту», «быть в меру» есть история про overdressed. Напыщенно и старательно одеваются, делают или говорят. Никуда от этого не денешься. Я предпочитаю быть толерантной.

Это залог гармонии.

Да и скучно будет жить, если все будут все видеть и делать одинаково. По стандартам.

Если кто-то спросит у вас совета: хочу быть похожим на вас, что мне делать?

- «Учиться, учиться и учиться». Читать, учить языки, обогащаться. Это - настоящее богатство. И то, что никто у вас никогда не отберет. Особенно это важно для женщины. Она интересна детям, подругам, мужчине, когда образована и занята делом.



Что еще почитать