Анализ басни свинья под дубом своими словами. И.А.Крылов. Анализ басни «Свинья под Дубом» методическая разработка по литературе (5 класс) на тему. Чтение басни по ролям

Из-под пера великого мастера Ивана Андреевича Крылова вышло огромное множество непревзойденных и поучительных историй. Целью своего высмеивания человеческих пороков он считал очищение мира. Его произведения актуальны и в наше современное время.

Басня «Свинья под дубом», в отличие от остальных, не имеет прообраза. Этот сюжет не встречается у других баснописцев. Крылов в этом смысле полностью оригинален.

И снова традиционно в качестве персонажей используются животные. Правда, в этом произведении еще и растения. Причем, что одни, что другие с яркими характеристиками. Свинья – символ грязи и глупости, Ворон – мудрая птица, а вот дуб – величественное и мощное дерево. На примере животных, наверное, легче показать все недостатки человека. На этом и играет Крылов.

Образы главных героев в басне четко спроектированы на людей. Свинья – ленивый человек, не ценящий труд и достижения других. Ограниченная в уме, она настолько самолюбива, что не замечает никого и ничего вокруг. Ворон – человек с богатым опытом, легко замечающий чужие ошибки и имеющий право на них указать. Дуб – человек добрый и спокойный, просто и без претензий предоставляющий другим право пользоваться своими благами.

Определиться с тем, кто из этих героев главнее, не представляется возможным. Можно только предположить, что это дуб, так как именно он объясняет суть морали произведения.

Что же касается нравоучительного итога, то его можно рассматривать двояко: широко – это, конечно, порицание неблагодарного и невежественного отношения. А вот узко: отношение неграмотных людей к научным достижениям. Людей, далеких от понимания значимости изобретений, нужно держать от них на расстоянии. В их руках они только будут испорчены. Свиньи, получившие все, что им нужно и удовлетворившие свои низменные потребности, способны только унизить авторитет тех, кто причастен к научному открытию, людей умных и образованных.

Композиция басни состоит их двух частей. Такое деление достаточно традиционно для Крылова. Первая часть – повествование всей истории, вторая же – итоговое четверостишие с поучением. Что касается ритмического строя произведения, то Крылов широко использует инверсию. Это приводит к более удобному восприятию.

Иван Андреевич в своей басне «Свинья под дубом» затронул важные и серьезные проблемы, но при этом передал это так легко и просто, что понятно и доступно даже детям.

Ответы к школьным учебникам

К стр. 65

1.Что в басне аллегорического, иносказательного, а что могло бы произойти в жизни?

Басня «Свинья под Дубом» аллегорически, иносказательно обрисовывает ситуацию, в какой главное действующее лицо не понимает, где причина, а где следствие. Свинья не осознает, что желуди, которые она ест, вырастают на Дубе. Из-за собственного невежества она начинает подрывать корешки Дуба, другими словами разрушать то, что дает ей питание. Такие ситуации в жизни могут происходить очень нередко. О их гласит поговорка «рубить сук, на котором сидишь».

Аллегоричен разговор Свиньи с Вороном и Дубом; свиньи, птицы и растения не могут говорить. В реальности свинья могла бы есть желуди и подкапывать корешки у дуба.

2. Какой описывает Крылов Свинью?

Крылов обрисовывает Свинью без симпатии. Свинья глуповатая, несведущая, недалекая, ленивая, эгоистичная. Она задумывается только о своем наслаждении.

3. В каких строчках заключена мораль басни? Приведите различные случаи, ситуации, когда можно использовать мораль этой басни.

Мораль басни заключена в последних 4 строках:

Невежда так же в ослепленье
Бранит науки и ученье,
И все ученые труды.
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

Мораль этой басни можно использовать, когда недобросовестный ученик не желает обучаться, ругает школу и учебу, но не осознает, что он пользуется тем, что изготовлено при помощи науки.

4. Литературоведы считают, что в басне противопоставляется истинное просвещение, с одной стороны, и невежество - с другой. Согласны ли вы с этой точкой зрения? Какие строчки говорят об истинном просвещении, какие - о невежестве?

Я согласен с тем, что в этой басне настоящее просвещение противопоставляется невежеству. О невежестве гласит позиция свиньи, которая в безразличии не вожделеет осознать, откуда берутся желуди:

«Пусть сохнет, - говорит Свинья, -
Ничуть меня то не тревожит;
В нем проку мало вижу я;
Хоть век его не будь, ничуть не пожалею,
Лишь были б желуди: ведь я от них жирею».

Об истинном просвещении говорят заботливые слова Ворона:
«Ведь это дереву вредит, -
Ей с дубу Ворон говорит, -
Коль корни обнажишь, оно засохнуть может».

Литература и изобразительное искусство

К стр. 65

1.Назовите художников, чьи иллюстрации к этой басне известны вам. Какая из иллюстраций вам понравилась больше? Почему?

Эту басню иллюстрировали А. Лаптев и Г. Куприянов.

2.Нарисуйте иллюстрации к этой басне или расскажите, как бы вы изобразили ситуацию, о которой рассказал Крылов.

К этой басне можно было бы нарисовать несколько иллюстраций.
Первая: Свинья под Дубом ест желуди.
Вторая: Свинья под Дубом спит.
Третья: Свинья бездумно подрывает корни Дуба.
Четвертая: Ворон укоризненно обращается к Свинье с ветки Дуба.
Пятая: Свинья самодовольно отвечает Ворону.
Шестая: сам Дуб возмущенно обращается к Свинье.

Цель урока: формирование представления о человеческих пороках на основе анализа поведения героев басни И. А. Крылова«Свинья под Дубом». Основная дидактическая задача – повторение и практическое применение ранее изученного материала при открытии новых знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока : И.А.Крылов. Анализ басни «Свинья под Дубом»
Цели урока: формировать представление о человеческих пороках на основе анализа басни И. А. Крылова «Свинья под Дубом».

Задачи:

обучающие : проанализировать басню, рассмотреть её особенности, выделить мораль;

развивающие : развивать навыки выразительного чтения, анализа текста, умение понимать иносказательный смысл басни и её мораль; совершенствовать языковую культуру учащихся;

воспитательны е: способствовать воспитанию потребности быть порядочным, организованным, интеллектуально развитым, уметь делать выводы для себя, наблюдая за поступками других, вырабатывать отрицательное отношение к невеждам и невежеству.

Планируемые результаты:

познавательные УУД : поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;

личностные УУД : самоопределение, нравственно - этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;

регулятивныеУУД : целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

коммуникативные УУД : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Оборудование : проектор, компьютер, мультимедийная презентация, запись басни в исполнении мастера художественного слова; учебник, рисунки обучающихся и иллюстрации к басням; словари, сборники пословиц и поговорок, опорный конспект по теме «Басни», дидактический материал.

Ход урока

  1. Мотивирующее начало. Приём «Прогнозировани»

Ребята, послушайте строки, принадлежащие русскому поэту Петру Андреевичу Вяземскому, и скажите, о ком они?

Забавой он людей исправил,

Сметая с них пороков пыль;

Он баснями себя прославил…

(О Крылове)

С какими баснями Крылова вы знакомы?

С какой целью Иван Андреевич создавал свои басни?

(Отвечают)

А вот что он сам сказал об этом: «Люблю, где случай есть, пороки пощипать».

Попробуем объяснить смысл этих слов. Что такое порок? Какие пороки вам известны? А вот ещё какие пороки существуют. (Слайд).

И все их Крылов любил в баснях «пощипать». Что значит «пощипать»?

(Ответы)

  1. Актуализация опорных знаний

1) -Вспомним, что мы называем «басней»? Мораль?

В баснях используются олицетворения. (Примеры).

Аллегория? (За образом Лисы – хитрый человек, Муравья – трудолюбивый, Стрекозы- бездельник, Вороны- глупый и т.п.)

А кто скрывался за образами Ловчего и Волка в басне «Волк на псарне»?

Какому историческому событию она посвящена?

Чему нас учит эта басня? (Как следует поступать с захватчиками, вздумавшими посягнуть на независимость нашей Родины)

Крылов проявил патриотические чувства в своём произведении?

Кто такой «патриот»?

2) Выразительное чтение басни «Волк на псарне» учащимися. Результат домашнего задания.

3. Физкультминутка.

4 . Формулировка темы и цели урока.

- Сегодня мы с вами познакомимся с ещё одним басенным шедевром И.А.Крылова. Прочтите в учебнике название басни, с которой мы будем работать на уроке.

Сформулируем тему. (И.А.Крылов. Анализ басни «Свинья под Дубом»)

Запись темы на доске и в тетрадях.

Определимся с целями! Что мы будем делать на уроке? Чему мы ложны будем научиться?

5. Открытие новых знаний

1) Знакомство с басней.

Учитель демонстрирует видеозапись басни в исполнении мастера художественного слова Алексея Грибова. Обращает внимание учеников на то, чтение басни «Свинья под дубом» сопровождается великолепными иллюстрациями.

Достаточно ли прослушанного текста, чтобы понять смысл басни?

(Нет, необходим анализ произведения)

2). Исследовательская работа в парах.

1-я пара «Литературоведы».

Докажите, что произведение «Свинья под Дубом» - это басня. (В случае необходимости обратитесь к справочному материалу учебника)

работа с различными источниками (словари, справочники, сеть Интернет)

2 – я пара «Исследователи».

Кто Свинья? Дайте определение. О чём она думает? Кто Дуб? Какое определение он даёт Свинье? Прочитайте его с правильной интонацией.

3-я пара «Лингвисты».

Найдите в толковом словаре значение слов «невежа» и «невежда». Запишите в тетрадь.

3). Работа с текстом басни. Контроль первичного усвоения материала

1. Выступление учащихся

1-я пара «Литературоведы»

(Басня - это рассказ нравоучительного характера. Есть мораль, аллегория, олицетворения. Приводят примеры)

2 – я пара «Исследователи».

Какая Свинья? (Глупая, ленивая).

О чём она думает? (О своём удовольствии).

Кто Дуб? Почему вековой? (Вековой – это не только старый, но и мудрый).

Какое определение даёт он Свинье? (Неблагодарная).

- Найдите корни в этом слове, попытайтесь определить значение слова (отсутствие чувства признательности к оказавшему добро).

В чем неблагодарность Свиньи? (Она не только поела, не поблагодарив, но и стала подрывать корни дерева).

То есть, Свинья поступила … как? (по –свински)

3-я пара «Лингвисты».

Зачитывают значение слов «невежа» и «невежда».

Кто Свинья?

Какое же из этих слов характеризует Свинью? А может быть, оба?

В чём мораль басни? (Невежды не понимают пользы учения)

- Актуальна ли басня в наше время? В какой ситуации в вашей жизни вы могли употребить эти слова? (Ученики ругают школу, забывая, что ученье – свет)

Чему научила нас басня?

Какой же порок «пощипал» в этой басне Крылов?

4). Чтение басни по ролям.

6. Рефлексия. Заполнение карточки эмоционального состояния.

Карточка эмоционального состояния

Заполните карточку значками: -да, – нет, - затрудняюсь ответить.

На уроке мне было интересно

Я чувствовал (а) себя комфортно

Я чувствовал (а) свою значимость на уроке

Я был (а) успешен (успешна)

Я считаю, что материал урока мною понят и усвоен

Самооценка работы на уроке

Оценка учителя

7. Домашнее задание. По выбору.

1. Выучить басню наизусть

2. Нарисовать иллюстрацию или рассказать, как бы вы изобразили ситуацию, о которой рассказал Крылов.

Предварительный просмотр:

Кадр из мультфильма

Художник Г.Куприянов

Художник А.Лаптев

Невежа - древнерусское слово. Г рубый, невежливый человек Невежда - несведущий, малообразованный человек, но обычно с претензией на знание, неуч.

Словарная работа Актуальный – важный для настоящего момента. Актуальна ли басня для нашего времени? Чему научила вас басня? Какой порок «пощипал» в этой басне Крылов?


Басня «Свинья под Дубом » аллегорически, иносказательно обрисовывает ситуацию, в какой главное действующее лицо не понимает, где причина, а где следствие. Свинья не осознает, что желуди, которые она ест, вырастают на Дубе. Из-за собственного невежества она начинает подрывать корешки Дуба, другими словами разрушать то, что дает ей питание. О таких ситуациях в жизни говорят: «рубить сук, на котором сидишь».




Прослушайте басню

Свинья под Дубом

Свинья под Дубом


‎Свинья под Дубом вековым
Наелась жёлудей до-сыта, до-отвала;
‎Наевшись, выспалась под ним;
‎Потом, глаза продравши, встала
И рылом подрывать у Дуба корни стала.
‎«Ведь это дереву вредит»,
‎Ей с Дубу Ворон говорит:
«Коль корни обнажишь, оно засохнуть может».—
‎«Пусть сохнет», говорит Свинья:
‎«Ничуть меня то не тревожит;
‎В нем проку мало вижу я;
Хоть век его не будь, ничуть не пожалею;
Лишь были б жёлуди: ведь я от них жирею».—
«Неблагодарная!» примолвил Дуб ей тут:
‎«Когда бы вверх могла поднять ты рыло,
‎Тебе бы видно было,
‎Что эти жёлуди на мне растут».

‎Невежда также в ослепленье
‎Бранит науки и ученье,
‎И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

Анализ и мораль басни Крылова
« Свинья под Дубом »
Герои басни:
Свинья — невежда, не способная заглянуть дальше своего носа.
Ворон — наивный персонаж, пытающийся открыть свинье глаза, свинья слушает его, но не слышит.
Дуб — с точки зрения свиньи, всего лишь растение, существование которого свинье глубоко безразлично, но как раз дуб — является тем, кто громогласно вещает истину.

Рассуждая о морали басни "Свинья под дубом" , следует отметить, что удивительной чертой Крылова была та легкость и шутливость, с которой он преподносил пороки людей. Такой же характер носит и эта басня. Неоднозначным становится определение главного героя. На первый взгляд – это Свинья, но скорее всего именно Дуб, объясняющий суть истории.

Среди действующих лиц басни, первым появляется образ Свиньи. Именно в ней автор подчеркивает такие качества, как невежество, неуважение к чужому труду и неблагодарность. Не зря именно это животное выбрал Крылов. Ведь свиньи анатомически не могут поднять голову.

Свинья в басне выступает ленивым и невежественным персонажем. Образ был уж очень удачен тем, что свинки действительно безумно обожают желуди, при этом у них есть привычка — рыть рыльцем землю, без причины, для удовольствия. А так же у них есть одна физиологическая особенность, у свинок особое строение тела, которое не позволяет поднимать им голову высоко вверх, т. е. в данном случае в басне аллегория подобрана, как нельзя лучше.

Это подчеркивает, как не желание что-либо слушать, так и уже не способность к этому. Следующим перед нами появляется Ворон. Он пытается вразумить Свинью и с некой наивностью предполагает, что она его услышит. И вот представляется образ Дуба. Он, как мудрец, старец, знающий истину. Дуб не пытается никого вразумлять, являясь источником питания для Свиньи-невежды.

Крылов описывает Свинью без особой благосклонности. Ее главными чертами становится глупость, ленивость, эгоистичность. Она отображает образ человека услаждающего только свое я.

«Пусть сохнет, – говорит Свинья, –

Ничуть меня то не тревожит».

Слова же истинного просветления озвучивает заботливый Ворон:

«Ведь это дереву вредит, –

Ей с Дубу Ворон говорит, –

Коль корни обнажишь, оно засохнуть может».

В этой басне Крылов, с помощью удачно подобранной аллегории описывает такие человеческие пороки, как не умение и нежелание находить причинно-следственную связь. Свинья не хочет понять, что ее пища – желуди, напрямую зависят от Дуба. Опираясь на свое невежество, она подрывает корни Дуба, разрушая свой источник питания. В жизни люди часто ведут себя подобным образом. Именно о них гласит русская поговорка «Не руби сук, на котором сидишь». Сам же Иван Крылов несколько сужает в концовке мораль басни "Свинья под дубом" , призывая нас уважительно относиться к науке и учебе, напоминая, что именно их плодами мы пользуемся.

Список литературы на лето для 4-го класса


Это интересно!

Интересные факты о свиньях
Пожалуй, у свиней самая плохая репутация среди животных – мы уже привыкли ассоциировать с ними неряшливых, нечистоплотных и прожорливых человеческих существ. Однако на самом деле удивительные особенности этих животных никак не ограничиваются вышеперечисленными вещами.

Ближайший родственник одомашненной хрюшки – дикий кабан. Сегодня его можно встретить в лесах Европы и Азии, но эта встреча вряд ли будет приятной для человека: кабан очень агрессивное животное и может нанести смертельные травмы не только охотнику, но и просто случайному прохожему. В Африке кабаны исчезли, так как были полностью истреблены. Зато они успешно прижились на американских материках, куда были завезены европейцами.


Дикие свиньи играют важную роль в управлении экосистемой и сохранении биоразнообразия. Помимо того, что они взрыхляют почву в поисках корений, они распространяют семена плодовых деревьев и кустарников.

Один из подвигов мифического Геракла был посвящен ловле Псофиды – огромной и злобной дикой свиньи.

С человеком свинья «подружилась» довольно рано – практически сразу же после собаки. Произошло это естественным образом. Дикие кабаны, дабы не утруждать себя поисками пищи, подходили близко к людским селениям и лакомились посевами. Наши предки начали ловить непрошеных гостей, преимущественно молодь, и выращивать их в домашних условиях.

Древние египтяне и китайцы почитали свиней как священных животных. Считалось, что свиньи приносят в дом счастье и достаток. Поэтому и свинину в Древнем Египте и Китае редко: только по большим религиозным праздникам, когда этих животных приносили в жертву. А профессия свиновода – специалиста, работавшего при дворе правителя, - считалась одной из самых уважаемых.

Оказывается, в мире существует целый свиной остров под названием «Сау», который был обнаружен не так давно – в 2009 году. Расположен он в районе Багамских островов. На острове имеется множество источников пресной воды, а удачное его расположение не даёт ему страдать от тропических штормов. Все эти условия являются идеальными для бездельничанья свиней, которые, подобно путникам, скитаются целый день по берегам пляжа.


У свиней очень хорошее обоняние и их очень часто используют для поиска трюфелей, которые скрыты от человеческих глаз под землей. Такие грибы считаются деликатесом и стоят порядка 600 евро за 1 кг. Свиньи даже находятся на службе у полиции для поиска наркотиков.


Свиньи – животные далеко не глупые, а специальное тестирование показало, что по интеллекту они занимают 4-е место после человека, дельфина и обезьяны. Они даже играют в видеоигры лучше многих приматов, управляя джойстиком с помощью своего пятачка.


Удивительно, но кожа свиньи является идеальным материалом для практики нанесения татуировок. Бельгийский художник Вим Дельвуа занимается рисованием тату на свиной коже. Только его действия можно расценить по-разному – и как искусство, и как жестокое обращение с животными...


В Древней Индии слонов использовали в армии, в основном, против конницы. И однажды было замечено, что великаны до ужаса боятся визга свиней. Позже было принято решение выращивать слонят вместе с поросятами, чтобы первые привыкали к визгу последних с рождения.


Вопреки нам и многим представителям животного мира свиньи совсем не боятся змей. Скорее, наоборот: змеи боятся свиней. Домашние животные борются с гадами ползучими очень просто: затаптывают их, а потом с удовольствием поедают. Когда в США в изобилии плодились гремучие змеи, фермеры использовали хрюшек для защиты владений.

Для охоты на диких свиней ранее использовалась порода собак «катахула». Эти собаки и сейчас охраняют фермы и охотятся на кабанов, а в Америке даже проходят соревнования по загону ими свиней.


В том, что традиционные копилки изготавливаются в форме свиньи, «виновато» созвучие двух английских слов. Глину, из которой когда-то делались первые подобные изделия, называли «pygg». Произношение этого слова полностью совпадало с «pig». И со временем изготовители копилок стали мастерить их в форме хрюшек.
Существуют многочисленные рассказы о свиньях, которые спасли жизни людей. Например, свинья по имнеи Pru вытащила своего хозяина из болота, а другая свинья, по кличке Присцилла, спасла тонущего ребенка.

Свинья является последним из 12-ти животных китайского зодиака. Она олицетворяет, удачу, честность, счастье и мужественность.

Новорожденные поросята умеют понимать голоса своих матерей и откликаются на собственные имена, а во время кормления свинья поет своим поросятам.


Свиньи постоянно общаются друг с другом, ученые выявили более 20 вокализаций, которые свиньи используют в разных ситуациях, от ухаживания до жалоб на голод.

Клещи и блохи, как правило, никогда не бывают спутниками свиней, потому что свиная кожа слишком толстая, что бы насекомое ее смогло прокусить.

У взрослой свиньи насчитывается 44 зуба, которые растут постоянно.





Что еще почитать