Атомные подводные лодки типа "лос-анджелес". Атомная подводная лодка типа нарвал Отрывок, характеризующий Подводные лодки типа «Лос-Анджелес»

Тактико-технические характеристики

Тип «Лос-Анджелес
Водоизмещение: надводное 6082 т.; подводное 6927 т.
Размерения: длина 110,34 (362 фута); ширина 10,06 м. (33 фута); осадка 9,75 м. (32 фута)
Силовая установка: ядерный реактор с водяным охлаждением под давлением S6G, тающий две паровые турбины, передающие вращательный момент мощностью 26 095 кВт (35 000 л.с.) на один вал.
Скорость: надводного хода 18 уз., подводного хода 32 уз.
Глубина погружения: рабочая 450 м. (1475 футов) и предельная 750 м. (2460 футов)
Торпеды аппараты: центральной части корпуса четыре 21 -дюймовых (533-мм) торпедных аппарата для 26 единиц оружия, включая торпеды Мк 48, ракеты «Гарпун» с подводным стартом и ракеты «Томагавк«; кроме того (начиная с SSN-719) 12 пусковых вне прочного корпуса для КРМБ «Томагавк» (в настоящее время образцы TLAM-C и TLAM-D).
Радиоэлектронное вооружение: РЛС обнаружения надводных целей BPS-15, ГАК BQQ-5 или поисковый и управления стрельбой низкочастотный пассивно-активный ГАК BSY-1, гидрофоны ГАК BDY-1/BQS-15, буксируемая акустическая антенна ГАС ТВ-18 и система обнаружения и уклонения от минной и ледовой опасности МИДАС.
Экипаж: 133 человека.

Самый большой по количеству построенных по одному проекту кораблей с ядерными энергетическими установками тип «Лос-Анджелес» соединил в себе скоростные преимущества лодок типа «Скипджек» и возможности современного вооружения лодок типов «Пёрмит» и «Стерджен». Значительное увеличение размеров стало главным образом результатом установки нового реактора S6G с водяным охлаждением под давлением, конструкция которого основывалась на реакторе D2G, установленном на атомных крейсерах типов «Бейнбридж» и «Тракстан».

Перезагрузка реактора осуществляется раз в десять лет. Первоначально лодки были оснащены поисковым и управления стрельбой пассивно-активным ГАК BQQ-5. Начиная с подводной лодки ВМС США «Сан Хуан» (SSN-751) устанавливался ГАК BSY-1. Две подводные лодки ВМС США «Аугуста» и «Шейен» были оснащены ГАК BQG-5D с протяженными бортовыми гидрофонами. На всех лодках устанавливалась активная ГАС BQS-15 ближнего действия для ледовой разведки. Другие средства обнаружения включали систему МИ-ДАС (Mine and Ice Detection Avoidence System - система обнаружения и уклонения от минной и ледовой опасности), впервые установленную на лодке «Сан Хуан», кроме того, все последующие лодки имели шумопоглощающее покрытие и горизонтальные рули, перенесенные с ограждения рубки в носовую часть корпуса.


Советский «Виктор».
Благодаря своим электронным системам этот тип лодок должен был стать исключительно эффективным для противолодочных действий, хотя во время первоначального развертывания советских лодок типа «Альфа I» в районы патрулирования, они, используя свое превосходство в скорости подводного хода, были способны с легкостью уходить от преследовавших их лодок типа «Лос-Анджелес» у побережья Исландии. При действиях против советских атомных лодок обычных проектов успех полностью зависел от возможностей обнаружения и сопровождения. Современный ГАК BQQ-5 позволял одновременно установить контакт и поддерживать его длительное время с двумя советскими АПЛ типа «Виктор».
Этот тип лодок отличает мощное вооружение, включающее тактические ракеты класса «подводная лодка - берег» «Томагавк» (Tomahawk Tactical Land Attack Missile - TLAM) с дальностью полета 900 и 1700 км (559 и 1056 миль). В настоящее время используются модификации ракеты TLAM-C с моноблочной боеголовкой массой 454 кг (1000 фунтов) и TLAM-D, доставляющая полезную нагрузку на расстояние до 900 км. Стандартная моноблочная боеголовка, снаряженная обычным ВВ. может быть заменена 318-килограммовой (692-фунтовой) боевой частью с кумулятивным зарядом. Для того, чтобы преодолеть проблему, связанную с нехваткой помещений для хранения боезапаса, начиная с подводной лодки ВМС США «Провиденс» (SSN-719), все лодки оснащаются вертикальными пусковыми системами, а пусковые шахты ракет «Томагавк» располагаются вне прочного корпуса позади носовых гидрофонов ГАК. Несмотря на то, что ракеты «Томагавк» могут нести ядерные заряды, они не снаряжаются ими на постоянной основе.

Кроме того, лодки могут также вооружаться 21-дюймовыми (533-мм) торпедами Мк 48 с активно-пассивным самонаведением или наведением по проводам. Самонаведение используется на дальностях до 50 км (31 миля) или 38 км (23 мили) образцами с наведением в режимах эхопеленгования или шумопеленгования соответственно. Торпеды имеют 267-килограммовую (588-фунтовую) боеголовку, боекомплект лодок типа «Лос-Анджелес» составляет 26 единиц Мк 48. Другой вариант загрузки боезапаса - 14 торпед и 12 тактических ракет «Томагавк» класса «подводная лодка - берег» Ракеты запускаются из четырех пусковых шахт, расположенных в центральной части корпуса. Лодки типа «Лос-Анджелес» уже принимали участие в операциях в Ираке, Косово и Афганистане. Кроме того, лодки продолжают также действовать под льдами; в середине 2001 г. подводная лодка ВМС США «Скрэнтон» (SSN-756) совершила всплытие в арктических льдах. Из состава флота выведено 11 лодок этого типа.

За двадцать лет было построено 62 субмарины типа Лос-Анджелес, кажется не много, особенно в сравнении с многотысячными тиражами самолетов и танков, но подводная лодка изделие штучное и очень дорогое. Соотношение цены истребителя и субмарины, такое же как у скромной малолитражки и роскошного лимузина. Лодки Лос-Анджелес самые массовые атомоходы в мире.

Работы по проекту Лос-Анджелес начались в конце шестидесятых. В эти годы Советский морской флот быстро наращивал мощь. Он становился глобальной силой и все чаще теснил американцев по всему миру. Усиление Советов было вызовом, на который Вашингтон не мог не ответить. Больше всего США беспокоили 2 вещи: начало строительства в Советской Союзе больших авианесущих кораблей и быстрое развитие атомных подводных сил. Именно тогда наша страна впервые обогнала США по количеству атомных подводных лодок. Подводная лодка типа "Лос-Анджелес"С их помощью Советский Союз в случае конфликта мог перекрыть морские коммуникации и превратить Соединенные Штаты в изолированный остров. Американцы решили ответить и количеством и качеством. Новые субмарины США должны были стать чемпионами по бесшумности на долгие годы. Технологий, подобных американским, у СССР в то время просто не было, кроме того новая серия проектировалась под передовое оружие: крылатые ракеты Томагавк. Строительство лодок развернули на двух верфях. Первенец серии, собственно Лос-Анджелес был спущен на воду 12 ноября 1976 года. Через девять лет была построена уже двадцатая субмарина этого типа: Ганалулу. Первая двадцатка Лос-Анджелесов имела одинаковое оружие, электронику и гидроакустику.

Лодки оснащались разными типами торпед для борьбы с субмаринами и надводными кораблями, противокорабельными ракетами Гарпун и наконец, самое главное сверхсовременными Томагавками. Лодка могла нести три вида Томагавков: для стрельбы по кораблям до 400 километров, для стрельбы по береговым целям до 2800 километров с обычной боеголовкой и вариант с той же дальностью, но с ядерным боезарядом. Это была революция в развитии флота. Впервые многоцелевые подводные лодки получили атомные ракеты большой дальности. В случае мировой войны Лос-Анджелесы становятся частью сил ракетного нападения. В зоне поражения нескольких десятков Лос-Анджелесов практически весь мир. Арсенал первых лодок этого типа состоял из 14 торпед, 4-рех гарпунов и восьми томагавков. Все они запускались только через 4-ре торпедных аппарата, при этом в двух из них должны постоянно были находиться только торпеды - для самообороны лодки. Было очевидно - в случае необходимости первые Лос-Анджелесы не смогут вести залповую стрельбу большим количеством ракет, поэтому начиная с лодки «Провидэнс» эти субмарины строили с отдельными, вертикальными шахтами для томагавков. Проектировщикам удалось разместить на борту новых Лос-Анджелесов целых 12-ть пусковых и это без изменения габаритов и обводов корпуса.

В конце восьмидесятых годов новейшие Советские лодки вплотную приблизились к Лос-Анджелесам по уровню скрытности, а по глубине погружения, скорости хода и некоторым видам оружия превзошли их. Преимущества США растаяли как дым. Было решено снова модернизировать Лос-Анджелесы. Начиная с сороковой лодки «Сан Хуан» до конца серии, завершенной в 1996 году, эти атомоходы строились по проекту Лос-Анджелес Импрувед, т.е. Улучшенный. За счет использования специальных покрытий эта модификация стала еще более тихой. Субмарина лучше приспособлена для работы подо льдами. Рули с рубки перенесли на нос корабля. Разумеется новые лодки оснащали электроникой самого последнего поколения.

Подводная лодка типа «Лос-Анджелес»

Длина 110,3 м

Наибольшая ширина корпуса 10,1 м

Максимальная глубина погружения 450-500 м

Экипаж 141 человек

Скорость надводного хода 22 узла

Скорость подводного хода 33 узла

Лос-Анджелесы участвовали в реальных боевых действиях. Альбукерк, Норфолк и Майами против Югославии, Питсбург и Джеферсон Сити в войнах в Персидском заливе. Лодки Аугусто и Мемфис использовались для испытания новейшего оружия и боевых информационных систем. Большинство поздних Лос-Анджелесов останутся в строю еще в течении 20-ти лет. В ближайшее время начнется их оснащение сверхсовременными ракетами. Они радикально превзойдут Томагавки по точности, дальности и скорости. Западные источники утверждают, что речь идет о сверхзвуковых крылатых ракетах с дальностью стрельбы 5000 километров. В отставку Лос-Анджелесы будут уходить постепенно, самую массовую атомную субмарину заменит модель следующего поколения: Вирджиния.

Основные ТТХ Los Angeles class

Водоизмещение нормальное: 6080-6330 т
Водоизмещение полное: 6927-7177 т
Длина: 110 м
Ширина: 10 м
Осадка: 9,75 м
ЭУ: одновальная, атомный реактор S6G, две паровые турбины, мощность силовой установки 35000 л.с.
Скорость: надводная 22/ подводная 30 узлов
Вооружение: 4 ракеты Harpoon и 8 Tomahawk в 12 вертикальных ПУ; 4 533-мм ТА, боезапас 24 торпеды Mk.48, Mk.46 или мины
Экипаж: 14 офицеров и 127 матросов

Многоцелевые АПЛ типа Los Angeles

Основу сегодняшних подводных сил общего назначения ВМС США составляют АПЛ типа Los Angeles. АПЛ типа Los Angeles предназначены для решения задач борьбы с подводными лодками и надводными кораблями противника, охраны атомных ракетных подводных лодок и авианосных ударных соединений. Предусматривается также использование АПЛ для защиты морских и океанских коммуникаций, минных постановок и нанесения ударов по береговым объектам противника крылатыми ракетами большой дальности.
Проект этой АПЛ разработан в конце 1971 г. американской фирмой Newport News Shipbuilding. Головная лодка серии - SSN688 Los Angeles была заложена в январе 1972 г., а в ноябре 1976г. вступила в строй. Постройка всей гигантской даже по американским масштабам серии из 62 кораблей осуществлялась до сентября 1996 г., когда в строй вступила АПЛ SSN773 Cheyenne.
АПЛ типа Los Angeles имеют однокорпусную архитектуру на большей части длины и, в отличие от всех предыдущих серий, не имеет конструкций легкого корпуса в районе отсеков вспомогательных механизмов.
Изготовленный из высокопрочной стали корпус представляет собой цилиндрическую оболочку, заканчивающуюся в корме и носу конусами с полусферическими вершинами. Через носовой конус под углом к диаметральной плоскости проходят трубы четырех торпедных аппаратов. Прочный корпус делится поперечными переборками на 3 отсека: центральный, реакторный и турбинный.
Первый отсек разделен тремя палубами. В нем на верхней палубе размещается центральный пост управления, на второй - жилые помещения команды, на третьей - помещения торпедных аппаратов и запасных торпед, а в трюме - аккумуляторная батарея и цистерны. В кормовой части имеются помещения для вспомогательных механизмов и цистерны. Во втором отсеке находится паропроизводящая установка с реактором S6G, а в третьем - паротурбинная установка и другое механическое оборудование.
Запас плавучести лодки составляет 15 %.
Стандартное водоизмещение АПЛ типа Los Angeles на 2000-2400 т больше, чем у АПЛ предыдущих серий, что объясняется в первую очередь использованием более мощной ядерной энергетической установки и нового радиоэлектронного оборудования, а также увеличенным боезапасом.
В качестве главной энергетической установки на лодке смонтирована разработанная фирмой General Electric ЯЭУ, состав которой является стандартным для всех серийных атомных лодок. Она включает паропроизводящую установку с реактором S6G и две турбины, передающие через редуктор вращение на семилопастной гребной винт.
По сравнению с ранее использовавшимися серийными реакторами типа S5W фирмы Westinghouse Electric Corp. реактор S6G может передавать на вал более чем вдвое увеличенную мощность и имеет больший процент естественной циркуляции теплоносителя первого контура. Это позволяет повысить надежность и уменьшить шумность за счет отказа от насосов большой производительности, упрощает электрооборудование и контрольную аппаратуру. Срок его службы между перезарядками - около 10 лет.
Вооружение на АПЛ типа Los Angeles объединено в торпедно-ракетный комплекс, который имеет 4 торпедных аппарата, установленных под углом к диаметральной плоскости лодки, а также боезапас торпед, противолодочных и противокорабельных ракет и крылатых ракет для стрельбы по наземным целям.
Типовой боекомплект первой подсерии АПЛ (SSN688-SSN718) состоит из 14 торпед, четырех ПКР Harpoon и 8 крылатых ракет Tomahawk.
Ракеты Harpoon на ПЛ находятся в герметических капсулах - пусковых контейнерах, в которых ПКР выстреливаются из ТА. После выхода из воды капсула разделяется на три части и тонет. Полет ПКР продолжается при работе стартового ускорителя. При этом автоматически раскрываются консоли, запускается и выходит на полетный режим работы маршевый двигатель, а стартовый ускоритель отделяется от КР. Полет ракеты в район нахождения цели, координаты которой определяются АСБУ по данным ГАК ПЛ, происходит на сравнительно малой высоте (30м). После захвата цели активной РЛГСН на конечном участке полета ракета спускается к самой поверхности воды и поражает цель или набирает высоту, пикируя на нее.
КР Tomahawk, в отличие от ПКР Harpoon, не имеет герметичной капсулы. Ее маршевый двигатель и сама ракета при подводном старте загерметизированы. После выстреливания из ТА КР движется под водой за счет энергии воды, сообщаемой ей турбонасосом. При последующем за этим включении и работе стартового ускорителя ракета выносится на поверхность, где разворачиваются консоли крыла и откидывается наружу убранный заподлицо с корпусом воздухозаборник маршевого двигателя. Последний запускается и выходит на полетный режим работы, а стартовый ускоритель отделяется от ракеты. Для использования с ПЛ, в том числе с АПЛ типа Los Angeles, созданы КР Tomahawk нескольких модификаций для стрельбы по наземным целям с обычной (неядерной) БЧ (TLAM) и ядерной БЧ (TLAM-N), а также для поражения кораблей и судов (TASM).
Недостатком подводных лодок первой подсерии считалась невозможность залповой стрельбы значительным числом крылатых ракет, так как имелось всего 4 торпедных аппарата, в части из которых должны были находиться торпеды для самообороны. По этой причине вторая подсерия (SSN719-SSN750) строилась с вертикальными пусковыми установками для крылатых ракет Tomahawk, размещенными в развитой носовой оконечности прочного корпуса. Такая пусковая установка вмещает 12 КР Tomahawk в специальных пусковых контейнерах CLS, разработанных фирмой Westinghouse Electric Corp. Они защищают ракеты от воздействия морской воды и обеспечивают их выстреливание из подводного положения.
Пусковой контейнер CLS представляет собой стальной цилиндр длиной 7,6 м и диаметром 0,61 м, торцы которого герметизированы специальными заглушками. Центровка и крепление ракеты осуществляются с помощью специального опорного устройства в нижней части контейнера и боковых фиксирующих вкладышей. Под опорным устройством находится система выстреливания на газогенераторе компании United Technologies Corp. с пиропатроном UTG 21 на твердом ракетном топливе марки 800. Сигнал на детонатор, воспламеняющий патрон, выдает блок запуска системы выстреливания.
Конструктивное исполнение пускового контейнера CLS позволяет легко восстанавливать его для повторного использования после выстреливания ракеты.
Управление вертикальным запуском КР Tomahawk с борта АПЛ типа Los Angeles обеспечивает аппаратура компании Singer Co., совместимая с используемой на лодках системой управления стрельбой. Она выдает в бортовую аппаратуру ракеты необходимые данные, управляет механизмом, открывающим люк с водонепроницаемой крышкой над соответствующим контейнером ПУ, и подает команду на срабатывание в этом контейнере системы выстреливания. Избыточное давление, создаваемое газогенератором, выталкивает ракету, легко разрушающую мембранную заглушку верхнего торца, способную выдерживать значительное внешнее давление.
При разработке АПЛ типа Los Angeles было уделено большое внимание разработке высокоэффективных радиоэлектронных средств. К ним, в частности, относится гидроакустический комплекс AN/BQQ-5, созданный на базе AN/BQQ-2, который включает сферическую антенну AN/BQS-13 (диаметром 4,57 м), конформную шумопеленгаторную ГАС, буксируемую антенну, размещаемую на корпусе лодки в кожухе, и другие гидроакустические системы. Обслуживается он четырьмя операторами.
На подводных лодках этого типа установлены специальный навигационный комплекс MINI SINS, РЛС AN/BPS-15, станция спутниковой связи AN/WSC-3, ГАС миноискания AN/BQS-15, ЭВМ AN/UYK-7, система управления стрельбой Mk 117 и другое радиоэлектронное оборудование.
В ходе постройки АПЛ типа Los Angeles совершенствование радиоэлектронного оборудования осуществлялось на базе единой системы управления и контроля Mkll7. На кораблях третьей подсерии (начиная с SSN751), построенных по улучшенному проекту Improved Los Angeles, установлена корабельная мультиплексная система передачи данных AN/USQ-82 (V), которая позволяет объединять информацию, поступающую от систем оружия и освещения обстановки, а также от общекорабельных систем, и передавать ее по мультиплексному кабелю.
За счет использования на корпусе акустических покрытий и других мероприятий у подводных лодок этой подсерии улучшены акустические характеристики. Эти лодки стали более приспособленными для использования подо льдом, для чего рубочные рули перенесены в район носовой оконечности.
По имеющимся сведениям, в конце 1999 г. были выведены из состава флота и подготовлены к утилизации следующие АПЛ первой подсерии: Baton Rouge (SSN689), Omaha (SSN692), Cincinnati (SSN693), Groton (SSN694), Birmingham (SSN695), New York City (SSN696), Indianapolis (SSN697), Phoenix (SSN702), Boston (SSN703), Baltimore (SSN704), Atlanta (SSN712).
Таким образом, по состоянию на начало 2000 г. в боевом составе ВМС США находилась 51 из 62 построенных лодок типа Los Angeles. При этом лодки первой подсерии Los Angeles (SSN688), Philadelphia (SSN690), Dallas (SSN700), La Jolla (SSN701), Buffalo (SSN715) в 1999-2000 гг. намечалось дооборудовать для установки съемных палубных контейнеров DDS с десантно-высадочными средствами и для размещения десантников-легководолазов из подразделений SEAL.
В 1999-2003 гг. для использования десантно-высадочных средств ASDS намечалось дооборудовать АПЛ Greeneville (SSN772), Charlotte (SSN766), Columbus (SSN762), Hartford (SSN768).

США Основные характеристики Тип корабля ПЛАТ Обозначение проекта 688, 688i Классификация НАТО Los Angeles Скорость (надводная) до 22 узлов Скорость (подводная) 30 узлов (полная), 35 узлов (максимальная, кратковременно) Рабочая глубина погружения 250-280 м. Предельная глубина погружения 320 м. Экипаж 14 офицера 127 младших чинов Стоимость ~ $220 млн. Размеры Водоизмещение надводное 6080-6330 т Водоизмещение подводное 6927-7177 т Длина наибольшая (по КВЛ) 109,7 м Ширина корпуса наиб. 10,1 м Средняя осадка (по КВЛ) 9,75 м Силовая установка для проекта 688i АЭУ S6G ("General Electric), для проекта 688 АЭУ S5W («Westinghouse Electric Corp»)
две турбины, два ДГ «Fairbanks-Morse»
7 лопастный винт Вооружение Торпедно-
минное вооружение 4 ТА предназначенных для стрельбы торпедами Mk.46, Mk.48, а также ракетами Harpoon Ракетное вооружение 12 вертикальных шахт, предназначенных для пусков ракет Harpoon и Tomahawk Изображения на Викискладе

«Лос-Анджелес» - серия многоцелевых атомных подводных лодок ВМС США . В настоящее время в составе ВМС США насчитывается 46 из 62 построенных АПЛ типа «Лос Анджелес. Первая АПЛ серии вступила в строй в г., последняя - USS «Cheyennе» была закончена в г. Корабли строились компаниями Ньюпорт Ньюс Шипбилдинг (Newport News Shipbuilding) и Дженерал Дайнемикс Электрик Бот Дивижн (General Dynamics Electric Boat Division).

Девять АПЛ типа «Лос Анджелес» были задействованы во время войны в Персидском заливе (1991 г.), во время которой производились пуски КР «Томагавк» с двух из них.

Ссылки

  • ship.bsu.by Энциклопедия кораблей / Многоцелевые ПЛ /Лос Анджелес.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Лос-Анджелес (ПЛ)" в других словарях:

    - (Los Angeles), город и порт на юге Тихоокеанского побережья США, штат Калифорния. 3,5 млн. жителей (1994, с пригородами свыше 7 млн. жителей). Лос Анджелес вытянут с севера на юг более чем на 80 км. Международный аэропорт. Главный экономический… … Энциклопедический словарь



Что еще почитать