Биография раневской. Фаина раневская - биография, информация, личная жизнь С кем жила раневская

Эта замечательная актриса, в сущности, всегда была «замужем» за театром и несчастлива в личной жизни. Из ее едких афоризмов, касающихся взаимоотношений полов, можно составить отдельную книгу.

Театр и больше ничего

Личная жизнь Фаины Георгиевны (Фанни Гиршевны Фельдман) в основном известна с ее же слов, и это саркастическая биография. В своей книге «Судьба – шлюха», состоящей из разрозненных воспоминаний, Раневская откровенно пишет о своей «нескладности», угловатости. У нее не получалось завязать отношения даже на уровне свиданий – кавалеры выбирали других, а соперницы Фаины были настолько коварны, что даже, случалось, кидались в нее камнями.
Фаина Георгиевна с юных лет была влюблена в театр, сцена манила ее и вскоре стала смыслом всей жизни. Будучи статисткой, она однажды «по роли» так влюбилась в главного героя пьесы, что ее едва успокоили после пьесы. Объект обожания Раневской вследствие этого предрек ей большое актерское будущее.

«Вы погуляйте пока»

Фаина Раневская никогда не была хороша собой, и знала это. Более того, по мнению многих биографов актрисы, неуверенность в себе, связанная с внешностью, постоянно преследовала Фаину Георгиевну. В свою личную жизнь она никого не допускала, но, судя по воспоминаниям Раневской, артистка неоднократно, но всякий раз безуспешно, пыталась наладить близкие взаимоотношения с представителями противоположного пола.
Однажды она пригласила к себе домой молодого человека, в которого была влюблена, а тот… пришел со своей пассией и… попросил Раневскую какое-то время погулять. Эта любовная трагедия, по воспоминаниям самой Фаины Георгиевны, серьезно задела самолюбие артистки и надолго отбила у нее охоту к флирту с мужчинами.

Была ли она лесбиянкой

Судя по автобиографическим воспоминаниям Фаины Георгиевны и мемуарам людей, близко знавших ее, у Раневской никогда не было серьезных романов с мужчинами и ни с кем она не жила в гражданском браке. Теплые отношения актрисы с представительницами слабого пола породили массу слухов о нетрадиционной ориентации Раневской. Фаина Георгиевна дружила с Ахматовой и Цветаевой, долгие годы она близко общалась с актрисой Павлой Вульф, до конца своих дней Раневская вспоминала о ней с нежностью.
Нет никаких документальных подтверждений нетрадиционной ориентации Раневской. Более того, биографы Фаины Георгиевны этот миф убедительно опровергают, в том числе, не без помощи самой актрисы, оставившей после себя массу едких характеристик ситуаций взаимоотношений с мужчинами, свидетельствующих о том, что противоположный пол ей, как женщине, все же не был безразличен.
Свое неустройство в личной жизни сама Раневская объясняла дисгармонией: неуживчивая с людьми, острая на язык актриса была одинока, потому что не любила тех, кто за ней ухаживал, а те, кто нравился Фаине Георгиевне, в свою очередь, были равнодушны к ней.

Одиночество - это настоящее проклятие всех гениальных людей. Фаина Георгиевна Раневская, несмотря на свою всесоюзную популярность, была неимоверно одинока. Она философски замечала: «Спутник славы - одиночество», а на многочисленные букеты и овации после спектаклей говорила: «Сколько любви, а в аптеку сходить некому». Она никогда не была замужем, а на вопрос о том, почему так вышло, она с грустью признавалась, что ни разу в жизни не испытывала взаимных чувств. «Все, кто меня любил, - скажет Раневская однажды, - не нравились мне. А кого я любила - не любили меня. Кто бы знал мое одиночество? Будь он проклят, этот самый талант, сделавший меня несчастной...»

Признание ее таланта не могло заменить личного счастья. Дмитрий Шостакович подарил ей фото с надписью: «Фаине Раневской - самому искусству»... Ей присвоили звание народной артистки... Зрители шли в театр «на Раневскую»... Фильм с ее участием был обречен на успех... У нее были близкие подруги, такие как Павла Вульф, Нина Сухоцкая, Любовь Орлова... Казалось, что у нее было все, что нужно для счастья, но вот счастья-то как раз и не было.

Раневская даже не пыталась как-то скрыть, что она несчастна в личной жизни. Да, у нее были мужчины. Она не раз была беременна. Но все свои беременности актриса обрывала абортом. Немногочисленные близкие друзья Раневской не то в шутку, не то всерьез говорили, что иметь детей ей в принципе противопоказано, поскольку она сама большой ребенок. Большой, талантливый, мудрый, но... ребенок. Анна Ахматова говорила ей: «Фаина, вам 11 и никогда не будет 12!» А самым близким существом Раневской практически до конца дней оставалась ее собака по кличке Мальчик. Так и прожила она всю свою жизнь... с Мальчиком.

Иногда она шутила на тему любви. В своей обычной манере, где к иронии часто примешивалась горечь: «Если женщина идет с опущенной головой - у нее есть любовник! Если женщина идет с гордо поднятой головой - у нее есть любовник! Если женщина держит голову прямо - у нее есть любовник! И вообще - если у женщины есть голова, то у нее есть любовник!» Вроде бы ничего грустного, но если вдуматься...

Порой Раневская высмеивала свое одиночество: «Союз глупого мужчины и глупой женщины порождает мать-героиню. Союз глупой женщины и умного мужчины порождает мать-одиночку. Союз умной женщины и глупого мужчины порождает обычную семью. Союз умного мужчины и умной женщины порождает легкий флирт».

Раневская - одна из немногих актрис в мировом кинематографе, любовные романы которой остались «за кадром» истории и прессы. Зато слухов о личной жизни Раневской хоть отбавляй. Некоторые якобы особо осведомленные и приближенные к актрисе особы наперебой рассказывали, что Фаина Георгиевна неровно дышала к маршалу Федору Толбухину. Другие ее коллеги говорили, что все это полная ерунда, и на самом деле Раневская была неравнодушна к женскому полу, при этом назывались имена Анны Ахматовой и Павлы Вульф. Внук Павлы Вульф Алексей Щеглов вспоминал, как однажды Фаина Георгиевна сказала ему, уже взрослому, чтобы он не верил никаким слухам о них. В любом случае, что бы ни говорили и какие бы романы ни приписывали Раневской, все те, кто знал ее, признавали одно: почти всю свою жизнь Фаина Георгиевна была одинока. Трагически одинока.

Увлечения юности

Обо всех своих неудачных влюбленностях Фаина Георгиевна рассказывала с присущим ей чувством юмора. Так она говорила о своей первой любви: «Первое свидание в ранней молодости было неудачным. Гимназист, поразивший мое сердце, обладал фуражкой, где над козырьком был герб гимназии, а тулья по бокам была опущена и лежала на ушах. Это великолепие сводило меня с ума. Придя на свидание, я застала на указанном месте девочку, которая попросила меня удалиться, так как я уселась на скамью, где у нее свидание. Вскоре появился герой, нисколько не смутившийся при виде нас обеих. Герой сел между нами и стал насвистывать. А соперница требовала, чтобы я немедленно удалилась. На что я резонно отвечала: "На этом месте мне назначено свидание, и я никуда не уйду". Соперница заявила, что не сдвинется с места. Я сделала такое же заявление. Каждая из нас долго отстаивала свои права. Потом герой и соперница пошептались. После чего соперница подняла с земли несколько увесистых камней, стала в меня их кидать. Я заплакала... Пришлось уступить... Вернувшись на поле боя, я сказала: "Вот увидите, вас накажет бог", и ушла полная достоинства».

Еще один случай из ее молодости, тоже рассказанный самой актрисой. В девятнадцать лет в труппе одного из провинциальных театров ее угораздило влюбиться в первого героя-любовника. Красавец и... чудовище, как воспринимала себя тогда Раневская. Она ходила за ним по пятам, была его тенью. Как-то он напросился к ней в гости. Счастливая влюбленная накупила вина и еды, нарядилась, накрасилась... Ближе к ночи он заявился с какой-то девицей и попросил хозяйку дома... чуток погулять... Раневская никогда не упоминала о том, что она сказала в ответ на эту просьбу. Добавляла только: «С тех пор не то что влюбляться - смотреть на них не могу: гады и мерзавцы!»

Василий Качалов

Иронизируя над собой, Фаина Георгиевна говорила, что родилась в конце прошлого века, в ту пору, когда в моде еще были обмороки. По ее собственному признанию, долгое время она была влюблена в актера Василия Ивановича Качалова, которого впервые увидела на сцене МХАТа в ранней юности. Влюблена сильно, страстно, как она выражалась - «до одурения». Фаина собирала его фотографии, писала ему письма, но никогда их не отправляла, караулила у ворот его дома, словом - совершала все полагающиеся влюбленной поступки. Однажды в Столешниковом переулке она увидела объект своего обожания совсем близко и упала в обморок. От волнения она упала неудачно и довольно сильно расшиблась. Сердобольные прохожие занесли бедняжку в кондитерскую, находившуюся рядом, которая принадлежала тогда супружеской паре французов. Добрые супруги влили девушке в рот крепчайший ром, от которого она тотчас же «пришла в себя» и... снова немедленно потеряла сознание, на сей раз по-настоящему, так как все тот же любимый голос спросил ее, не очень ли сильно она расшиблась.

О своих отношениях с Качаловым Фаина Георгиевна рассказывала: «И вот теперь я влюбилась повторно и на всю жизнь. Не стесняюсь в этом признаться, в Качалова были безнадежно влюблены все, кто его видел и тем более знал. Пересмотрела все спектакли МХАТа, нужно ли говорить, что несколько раз именно те, в которых играл Василий Иванович. Наконец решилась: написала ему письмо. Сочиняла несколько дней, писала дрожащей рукой, выпив полведра валерианы. Нахально напомнила, как упала ему под ноги в Столешниковом переулке, сообщила, что уже начинающая актриса, и заверила, что отныне главная цель в жизни - попасть в театр, где он играет.

Интересно, сколько мешков писем от таких ненормальных получал Качалов? Сколько бы ни получал, он ответил, и достаточно быстро. На мое имя у администратора были оставлены билеты! А подпись «Ваш Качалов»?! Боже, ради одной этой подписи стоило становиться актрисой и ехать в Москву. Я понимала, что он не мой и это просто вежливость короля, но зацеловала письмо до дыр. С тех пор у нас началась дружба. Василий Иванович изумительный не только артист, он еще лучший человек.

Кстати, зная, как я мечтаю играть во МХАТе, он устроил мне встречу с Немировичем-Данченко. Что сотворила я? Для начала по рассеянности обозвала Владимира Ивановича Немировича-Данченко почему-то Василием Степановичем, в обморок от этого, правда, не грохнулась, но, смутившись, выскочила из его кабинета как угорелая».

Позже Раневская и Качалов стали близкими друзьями, они часто ходили в гости друг к другу. Из воспоминаний Раневской о Качалове: «Бывала у В.И. постоянно, вначале робела, волновалась, не зная, как с ним говорить. Вскоре он приручил меня, и даже просил говорить ему "ты" и называть его Васей. Но я на это не пошла. Он служил мне примером в своем благородстве. Я присутствовала однажды при том, как В.И., вернувшись из театра домой, на вопрос жены, как прошла репетиция "Трех сестер", где он должен был играть Вершинина, ответил: "Немирович снял меня с роли и передал ее Болдуману... Болдуман много меня моложе, в него можно влюбиться, а в меня уже нельзя". Он говорил, что нисколько не обижен, что приветствует это верное решение режиссера...»

Маршал Федор Иванович Толбухин

В жизни Фаины Георгиевны большую роль сыграла встреча с маршалом Федором Ивановичем Толбухиным. С ним она познакомилась в Тбилиси, куда приехала вскоре после окончания войны. Это был кадровый военный, бывший еще в царской армии штабс-капитаном, а потом сделавший карьеру уже при советской власти. После Великой Отечественной войны он был главнокомандующим Южной группой войск, на территории Румынии и Болгарии, но потом почему-то впал в немилость и был отправлен командовать не слишком значительным Закавказским военным округом. Они сразу почувствовали взаимную симпатию, ну а потом у них нашлось много общих интересов, и приятельские отношения скоро переросли в крепкую дружбу, а может быть и не только... Раневская говорила о нем: «Я никогда не влюблялась в военных, но Федор Иванович был офицер той, старой закалки...» Из Тбилиси она скоро уехала, но ее отношения с Толбухиным продолжались - они периодически встречались то в Москве, то в Грузии. В книге, посвященной Фаине Раневской, ее «эрзац»-внук (так сама актриса называла сына Ирины Анисимовой-Вульф Алексея Щеглова) вспоминал, как Фаина Георгиевна подарила ему игрушечную машинку, полученную от маршала Толбухина. Увы, как бы ни назывались и чем бы ни являлись отношения актрисы и маршала, длились они недолго - в 1949 году Федор Иванович Толбухин скончался.

Василий Меркурьев

По слухам, ходившим одно время в актерской среде, у Фаины Раневской был роман с известным актером Василием Меркурьевым. Именно он сыграл в сказке «Золушка» Лесничего, отца главной героини. На эту роль актера предложил автор сценария Евгений Шварц. Ему возразили - как, дескать, может сыграть Лесничего актер, недавно снимавшийся в фильме «Член правительства», а до того - в картине «Возвращение Максима»? Ведь не следует известному актеру после появления на экране в ролях положительных героев, настоящих, как говорится, советских людей, играть труса и подкаблучника, панически боящегося своей злой и сварливой жены.

За Меркурьева вступилась Фаина Георгиевна, очень высоко ценившая его актерское дарование. Был ли роман между Раневской и Меркурьевым, точно неизвестно, но то, что Фаина Георгиевна искренне симпатизировала Василию Васильевичу, можно судить по ее воспоминаниям: «Известие о кончине Василия Васильевича Меркурьева было для меня тяжелым горем. Встретились мы с ним в работе только один раз в фильме "Золушка", где он играл моего кроткого, доброго мужа. Общение с ним как партнером было огромной радостью. Такую же радость я испытала, узнав его как человека. Было в нем все то, что мне дорого в людях - доброта, скромность, деликатность. Полюбила его сразу крепко и нежно. Огорчилась тем, что не приходилось с ним снова вместе работать. Испытываю глубокую душевную боль от того, что из жизни ушел на редкость хороший большой актер».

Переписка с поклонниками

После смерти Раневской ее подруга Нина Сухоцкая писала: «Большую часть личной жизни Раневской составляла переписка. Письма многочисленных ее почитателей приходили со всего Советского Союза - от людей, проживших долгую жизнь и только начинающих жизнь: школьников, студентов, молодых актеров. Письма были разные: добрые, наивные, глупенькие, умные, интересные и пустенькие, и на все Фаина Георгиевна непременно отвечала, даже на все поздравительные открытки: «Это невежливо - не отвечать, да и как же можно обидеть человека!» Сотнями покупала я ей почтовые открытки для ответов, и всегда было мало. Ведь часто человек, совсем неожиданно получивший ответ, опять с благодарностью писал ей, и так возникала переписка. Вероятно, ее было бы интересно опубликовать, она много рассказала бы о людях, о времени, о самой Фаине Георгиевне. Может быть, когда-нибудь это и будет сделано: эта обширная корреспонденция хранится в Центральном архиве литературы и искусства.

О своем одиночестве Раневская говорила: «Я часто думаю о том, что люди, ищущие и стремящиеся к славе, не понимают, что в так называемой славе гнездится то самое одиночество, которого не знает любая уборщица в театре. Это происходит от того, что человека, пользующегося известностью, считают счастливым, удовлетворенным, в действительности все наоборот. Любовь зрителя несет в себе какую-то жестокость. Я помню, как мне приходилось играть тяжело больной, потому что зритель требовал, чтобы играла именно я. Когда в кассе говорили "она больна", публика отвечала: "А нам какое дело? Мы хотим ее видеть и платим деньги, чтобы ее посмотреть". А мне писали дерзкие записки: "Это безобразие! Что это вы надумали болеть, когда мы так хотим вас увидеть?" Ей-богу, говорю сущую правду. И однажды, после спектакля, когда меня заставили играть "по требованию публики" очень больную, я раз и навсегда возненавидела свою «славу».

Фаина Раневская стала известна всему Советскому Союзу именно под этой фамилией. Однако в ее документах о рождении были указаны совсем другие данные. Актриса сменила не только фамилию, но и отчество уже в довольно зрелом возрасте.

Настоящая фамилия

Фаина Георгиевна Раневская родилась в 1896 году в городе Таганроге Ростовской области. Ее мать звали Милка Рафаиловна Заговайлова, а отца - Гирш Хаимович Фельдман. Таким образом, ни отчество, ни фамилия, под которыми впоследствии стала знаменита актриса не были настоящими. В ее документах до определенного момента значилось: «Фаина Гиршевна Фельдман».

Чета Фельдманов была очень зажиточной. Глава семьи до революции владел фабрикой, несколькими лавками и жилыми домами и даже пароходом. Когда к власти пришли большевики, Фельдманы переехали на постоянное место жительства в столицу Чехии. А Фаина осталась. Хотя, стоит отметить, что отец регулярно высылал дочери деньги.

Летающие деньги

Понятно, что с подобной биографией актрисе вряд ли удалось бы стать тем, кем она стала. Но была и еще одна причина. «Феню Фельдман» Раневская не очень-то жаловала. В книге Эллы Вашкевич «Фаина Реневская. Психоанализ эпатажной домомучительницы» приводится такая цитата артистки: «…когда я играла, я переставала быть Фаней Фельдман. Для меня очень важно было стать другой. Ведь кто такая была Фаня Фельдман? Заикающаяся, некрасивая девочка, которую не слишком любили родители, глупая и неловкая».

Когда Раневская впервые задумалась о псевдониме, идея о том, чтобы взять фамилию чеховского персонажа, пришла в ее голову практически мгновенно. И виной тому был один случай. Как-то раз актриса обронила купюры, которые тут же подхватил сильный ветер. Вместо того, чтобы погнаться за деньгами, Фаина Георгиевна только воскликнула, обращаясь к своему спутнику: «Как красиво летят!». Тот рассмеялся и сказал, что Фельдман очень похожа на героиню пьесы Чехова «Вишневый сад» Любовь Андреевну Раневскую.

Георгиевна или Григорьевна?

Примечательно, что выдуманное отчество Раневской долгое время никто не мог запомнить. Его путают и по сей день, несмотря на то, что артистки вот уже 34 года, как нет в живых. Ее называют то «Фаиной Георгиевной», то «Фаиной Григорьевной». Сама Раневская по этому поводу вовсе не расстраивалась. Как пишет Глеб Скороходов в своей книге «Разговоры с Раневской», актриса только отмахивалась, мол, какая разница. «Может, мне хотят польстить? - говорила Раневская. - Ведь Гришка - Отрепьев, а Георгий - Победоносец!»

На могильной плите, установленной на месте погребения народной артистки, также навсегда запечатлено выбранные ею самой отчество и фамилия: «Фаина Георгиевна Раневская».

Легендарная Фаина Раневская (настоящее имя Фанни Гиршевна Фельдман) появилась на свет в богатой еврейской семье в конце августа 1896 года. На то время семейство Фельдманов проживало в собственном доме в Таганроге. Кроме Фаины подрастало ещё четверо детей: сестра Белла и трое братьев (один из них умер в младенчестве). Мама Фаины была домохозяйкой, воспитывала пятерых детей. Папа был влиятельным фабрикантом. Он владел предприятием по производству красок, имел магазин, несколько домов и даже пароход.

Фаина не чувствовала себя счастливой в доме родителей. Напротив, она страдала от одиночества. Скорее всего, причиной была чрезвычайная ранимость из-за врождённого недостатка – заикания. Девочка мало общалась со сверстниками и даже упросила родителей забрать её из элитной женской гимназии, где чувствовала себя некомфортно и не любила учиться. С тех пор учителя приходили к Фельдманам на дом, и Фанни получила очень приличное образование. Девочка играла на фортепиано, пела, неплохо знала иностранные языки и запоем читала.


Фаина Раневская (слева внизу) с гувернанткой, братом и сестрой

После десяти лет Фаина заинтересовалась кинематографом и театром. Огромное впечатление оказал на неё увиденный в тринадцатилетнем возрасте спектакль «Вишнёвый сад». Впечатление было настолько большим, что Фаина экстерном сдала гимназические экзамены и начала ходить на занятия в театральную студию. Вскоре дочь сообщила родителям, что собирается учиться на профессиональную актрису. Это было причиной, из-за которой у Фаины случился разрыв с родителями. Отец не общался с дочерью долгие годы. В 1915-ом Фанни Фельдман уехала в столицу.

Театр

В Москву Фанни приехала налегке – отец не дал дочери на проживание в столице ни копейки, ведь считал её желание стать артисткой глупой блажью. Немного денег тайком дала мама. Девушка сняла на Большой Никитской крошечную комнатушку и сразу же почувствовала себя совершенно счастливой и свободной. В эти годы Фаина познакомилась с легендарными личностями, культовыми даже в то время поэтами , . Тогда же она встретилась с великим артистом Василием Качаловым и даже влюбилась в него.


К сожалению, Фаину не приняли в столичные театральные училища, и ей пришлось найти частную школу. Но денег на оплату обучения не было. Не дала пропасть Фаине известная артистка Гельцер. Она похлопотала, чтобы девушку взяли в один из театров Подмосковья. В Малаховском летнем театре Фанни смогла наблюдать игру знаменитых актёров Садовской, Петипа и Певцова. Сама же начинающая актриса появлялась лишь в массовках. Когда сезон летних театров закончился, Раневской пришлось искать себе другое место. Она успела понемногу поработать в небольших театрах в Керчи, Кисловодске, Феодосии, Баку, Ростове и Смоленске.


Весна 1917 года принесла Фаине окончательный разрыв с родными. Семейство Фельдманов эмигрировало. Но был и счастливый момент: девушку приняли в столичный Театр актёра. Наконец молодую актрису оценили по достоинству. Театральная биография Фаины Раневской началась из спектаклея «Роман», где Раневская сыграла заметную роль Маргариты. Потом последовало множество постановок, где артистка играла более-менее заметные роли. Наиболее значимой для себя Раневская считала работу в спектакле «Вишнёвый сад», где сыграла Шарлотту. В этом театре Фаина Георгиевна служила до 1931 года. Потом она перешла в более известный столичный Камерный театр, где вскоре дебютировала в «Патетической сонате».


Через четыре года Раневская переходит на работу в театре Красной Армии, где останавливается до 1949 года. Здесь Фаина Георгиевна также задействована во многих постановках, но наиболее известной из них становится «Васса Железнова», где актриса сыграла главную роль.

В самом начале 50-х Фаина Раневская перешла в Театр имени Моссовета, где её пребывание сопровождалось нередкими скандалами. Талант актрисы часто превосходил таланты режиссёров. У Раневской было своё видение игры, и оно часто не совпадало с режиссёрским. Например, играя эпизодическую роль в спектакле «Шторм», Фаина Георгиевна полностью переписала её и сыграла на свой лад.


Фаина Раневская в спектакле "Шторм"

При этом она затмила даже исполнителей главных ролей, что никак не входило в планы ни самих исполнителей, ни постановщиков спектакля. Препирания и стычки с режиссёром Завадским позже нашли отражение в анекдотах и афоризмах, приписываемых острому языку Фаины Георгиевны. Тем не менее, на этой сцене артистка появлялась почти четверть века. Здесь она сыграла свои самые заметные роли. Зрители с удовольствием смотрели миссис Сэвидж в исполнении Раневской, аплодировали стоя Люси Купер в спектакле «Дальше - тишина».

Окончила Фаина Раневская свой театральный путь в театре Пушкина, когда-то бывшем Камерном. С этого театра начиналась её театральная биография, здесь и финишировала в 1963 году.

Фильмы

Впервые телезрители увидели Фаину Раневскую в роли колоритной госпожи Луазо в драме Ромма «Пышка». Это был 1934 год. Актрисе даже удалось побывать с этим спектаклем во Франции, куда труппу театра пригласил Ромен Роллан, чрезвычайно высоко оценивший спектакль.


Фаина Раневская в фильме "Пышка"

В общем Фаина Раневская сыграла в кино не так уж много ролей, но таково уж свойство телевидения, что именно оно делает артиста знаменитым и узнаваемым на всю страну. Сама актриса очень невысоко ценила работу в кинематографе, ставя его значительно ниже театра. О работе в кинокартинах она говорила, что «деньги съедены, а позор остался». И всё же большинству её поклонников Раневская известна именно по работе в кино.

В самом конце 30-х Раневская сыграла в трёх картинах, которые сделали Фаину Георгиевну легендарной. Артистка появилась в ролях супруги во всех этих лентах: в картине «Человек в футляре» она стала женой инспектора, в «Ошибке инженера Кочина» - супругой портного Гуревича. Ну и самая популярная жена появилась в «Подкидыше», где Раневская произнесла незабываемую и теперь уже крылатую фразу «Муля, не нервируй меня».


Фаина Раневская в фильме "Подкидыш"

В годы войны Раневская вместе с труппой театра была эвакуирована и до 1943-го работала в Ташкенте. По возвращении в Москву ей предложили сыграть Мамашу в «Свадьбе» Анненского. В этой картине Раневская снялась с известными артистами , Михаилом Яншиным, Верой Марецкой, и многими другими узнаваемыми актёрами.

А в 1947-ом на экраны вышла знаменитая комедийная лента «Весна», в которой Раневская сыграла свою великолепную Маргариту Львовну. и Черкасов, исполнявшие главные роли в картине, и сама Фаина Георгиевна вмиг превратили фильм в один из самых популярных и кассовых.


Фаина Раневская в фильме "Золушка"

В том же году артистка сыграла мачеху в «Золушке» Кошеверовой. Сценаристом картины был Евгений Шварц, обожавший Раневскую. Он позволил великой артистке вставлять свои бесподобные фразы. Эта работа считается лучшей из всех, сыгранных Фаиной Георгиевной. Да она и сама считала Мачеху своей самой удачной работой.

Последняя роль Раневской в кино – лента «Сегодня новый аттракцион». Актриса сыграла директора цирка, но перед этим поставила режиссёру ряд условий. Так как Фаина Георгиевна на тот момент была уже очень известной, то, конечно же, режиссёр согласился на всё, лишь бы заполучить звезду в свой фильм.

Фаина Раневская получила звание Народной артистки СССР и три Сталинские премии.

Скончалась великая Фаина Георгиевна Раневская в июле 1984 года в столице от инфаркта, отяжелённого пневмонией. Современники называют Раневскую «королевой второго плана» и признают, что она была величайшей русской актрисой XX столетия.

Афоризмы

Множество высказываний острой на словцо Фаины Георгиевны превратилось в крылатые выражения. Часто артистка едко подшучивала над окружающими, причём доставалось от неё всем подряд, без учёта рангов и должностей. Но шутила она и над своей очень непростой жизнью. Например, Раневской принадлежат слова:

«Если бы я, уступая просьбам, стала писать о себе, это была бы жалобная книга «Судьба-шлюха».

Что касается творческого и сценического псевдонима – Раневская, то и здесь присутствует грустная и в то же время «фирменная» манера актрисы подшучивать во всех ситуациях. Однажды актриса вместе с коллегой из театра заглянула в банк.

Изредка мама в тайне от мужа посылала дочери небольшие денежные переводы. Фаина Георгиевна вспоминает: «Когда мы вышли из массивных банковских дверей, то порыв ветра вырвал у меня из рук купюры - всю сумму. Я остановилась, и, следя за улетающими банкнотами, сказала:

- Денег жаль, зато как красиво они улетают!- Да ведь Вы Раневская! - воскликнул спутник. - Только она могла так сказать! Когда мне позже пришлось выбирать псевдоним, я решила взять фамилию чеховской героини. У нас есть с ней что-то общее, хотя далеко не всё, совсем не всё».

Одним из немногих настоящих друзей Раневской был режиссёр Соломон Михоэлс. Ему она посвятила слова:

«Есть люди, в которых живёт Бог, есть люди, в которых живёт дьявол, а есть люди, в которых живут только глисты. В Вас живёт Бог!». Михоэлс тогда ответил: «Если во мне живёт Бог, то Он в меня сослан».

За несколько месяцев до своей кончины Раневская с присущим ей горьким сарказмом написала:

«Когда умру, похороните меня и на памятнике напишите: «Умерла от отвращения»».

Личная жизнь

Личная жизнь Фаины Раневской была несчастной. Она никогда не была замужем. Скорей всего, она избегала мужчин из-за немалой психологической травмы, полученной в ранней молодости. Фанни была влюблена в одного из актёров своей труппы. Как ей показалось, он тоже ей симпатизировал. Когда девушка пригласила его в гости, он пришёл, но не один, а с женщиной. И попросил Фаину погулять. С тех пор Раневская и стала избегать всех связей, которые в перспективе могли ей причинить боль.


Фаина Раневская в последние годы

Не чувствовала себя одинокой Фаина Георгиевна совсем недолго. В 60-ых годах к ней переехала родная сестра Белла, решив скоротать одиночество после смерти своего мужа с родным человеком. Но вскоре сестра заболела и умерла.


Фигурка любимой собачки на могиле Фаины Раневской

Фаина Раневская осталась совершенно одна. Единственным существом, скрашивающим её одиночество, была дворняжка по кличке Мальчик. После смерти актрисы на её надгробии установили фигурку любимой собачки.

Фильмография

  • Пышка
  • Ошибка инженера Кочина
  • Подкидыш
  • Слон и верёвочка
  • Весна
  • Золушка
  • Встреча на Эльбе
  • У них есть Родина
  • Лёгкая жизнь
  • Дальше - тишина…
  • Комедия давно минувших дней


Что еще почитать