Чтобы не пустить "смерч" на ветер. Чем удивит белорусский впк Белоруссия не дает России шансов

Белорусские военные эксперты, анализируя состояние военно-промышленного комплекса Белоруссии, сделали вывод, что армия и военная инфраструктура республики находятся в катастрофическом положении. В 2017 году из бюджета страны на оборону будет потрачено 924 млн. рублей (около $500 млн.). Эксперты по вопросам безопасности говорят, что этих денег едва хватает для содержание ВПК, но недостаточно для перевооружения армии. Вместе с тем июльские решения руководства страны позволяют прогнозировать увеличение военного бюджета и финансирования ВПК.

Программа перевооружения армии откладывается по причине недостаточного финансирования

Яркий пример - состояние военного авиапарка республики. Если в начале 1990-х, после распада СССР, он насчитывал более сотни хороших на то время самолетов, то сейчас страна может похвастаться несколькими учебными Як-130, которые недавно были куплены в России. Все остальное - вчерашний день авиации.

Основные боевые машины военно-воздушных сил Беларуси, Миг-29 и Су-27, было решено заменить 2 года назад. Один российский Су-30 стоит $30 млн., средств даже на набор эскадрильи в бюджете нет, следовательно, планы перехода на Су-30 были отложены на неопределенное время.

Нынешний глава Госвоенпрома Белоруссии генерал-майор Олег Двигалев, который до этого являлся командующим ВВС и войсками ПВО вооруженных сил республики, в феврале 2017 года уточнил, что закупку Су-30 планируется завершить до конца 2020 года, а пока военный авиапарк справляется и с несением боевых дежурств, и с подготовкой летного состава. (Прим.: О. Двигалев был назначен на новую должность 18.07.2017 года. По мнению военного обозревателя А. Алесина, его назначение показывает вектор развития ВПК Белоруссии: будет уклон в сторону разработки и совершенствования зенитно-ракетных комплексов, воздушных аппаратов.)

В апреле 2017 года во время встречи А. Лукашенко с В. Путиным в Санкт-Петербурге вопрос закупки Су-30 за 50% их стоимости снова был поднят, но пока сделка не состоялась.

70% продукции белорусского ВПК идет на экспорт

Информация о том, сколько получает бюджет республики от этой деятельности, закрыта; по оценкам экспертов, около $300 млн. в год. В основном Белоруссия распродает старые запасы.

Для сравнения. В 1998-2001 гг. Белоруссия продала на $1 млрд. и заняла по этому показателю 11 место в мире. В 2005 году республика входила в мировую двадцатку наиболее активных продавцов оружия. Официально были подтверждены продажи самолетов, вертолетов, бронетранспортеров, танков и другой техники в Иран, Судан, Кот-д’Ивуар, Перу, Уганду.

За прошедшие 12 лет структура белорусского экспорта оружия изменилась. На мировом рынке вооружений республика начала специализироваться в поставках автоматизированных систем управления противовоздушной обороной, авиацией; системами наведения для танков и артиллерии. Кроме того, в настоящее время Белоруссия активно занимается модернизацией военной техники, продает технологии двойного назначения.

Военные эксперты об оборонном бюджете Белоруссии

Белорусский журналист, экономический и военный обозреватель А. Алесин подтверждает, что на оборону тратится не более 1% от общего бюджета страны. Реального увеличения расходов на эти цели не наблюдается в последние 3 года. Увеличение, которое демонстрирует государство, - это прежде всего «прыжки курса белорусского рубля относительно доллара». Бюджет «увеличивался» в пределах инфляции.

Что же тогда страна экспортирует? Возможно, «так называемые излишки военной техники: то, что осталось еще от СССР; боеприпасы, у которых истекает срок годности; другое военное имущество; поштучно старые танки; снятые с вооружения Су-24, возможно, Су-27».

При этом эксперт полагает, что в озвученные $300 млн. не входит доход от торговли различными электронными системами, средствами радиоэлектронной разведки, радарами, программным обеспечением, беспилотниками и т.д. Реально выручка от продажи может достигать и $1 млрд.

Сколько тратится на перевооружение, неизвестно. Большая часть идет на собственные нужды ВПК: на зарплаты, налоги и так далее.

Руководитель аналитического проекта Belarus Security Blog Андрей Поротников считает, что средств, которые бюджетом предусмотрены на оборону, не хватает даже на то, чтобы нормально содержать личный состав вооруженных сил, не говоря уже о закупках новой военной техники и обучения личного состава армии. По его мнению, размер оборонного бюджета страны необходимо увеличить как минимум до 3% от ВВП. Это можно сделать за счет перераспределения бюджетных расходов и за счет объединения всех внебюджетных фондов.

Перспективы увеличения финансирования белорусского ВПК

Уже в июле т.г. на сайтах белорусских аналитических центров появились новые экспертные справки, описывающие ряд тенденций: усиление влияния армии Белоруссии посредством новых кадровых назначений; совершенствование системы управления силовым блоком со стороны высшего политического руководства страны; необходимость скорейшего решения проблемы рационального использования ресурсов ВПК, безопасности и обороны Белоруссии. Отдельной строкой прошли сообщения о расширении сотрудничества в области безопасности с КНР.

Так, 25.07.2017 г. между МВД Белоруссии и Министерством общественной безопасности КНР был подписан протокол о намерении расширить взаимодействие в сфере борьбы с терроризмом. Взаимодействие подразумевает обмен информацией, совместные операции и предоставление технической помощи со стороны Китая.

Президент Белоруссии А. Лукашенко 27.07.2017 г. на совещании с руководством государственного секретариата Совета безопасности указал на необходимость оптимизации системы руководства силовым блоком страны, выработку нового механизма работы главы государства с госсекретариатом Совбеза и силовыми ведомствами. В течение 2017 года должны быть определены предельная численность и объемы финансирования каждого ведомства, а также уточнены направления работы. Предполагается, что руководство МВД и Минобороны смогут перераспределять материальные и человеческие ресурсы, следуя актуальным приоритетам.

По мнению экспертов, это связано с изменившейся дипломатической стратегией белорусских властей в отношении России. Россия уже не рассматривается как гарант внутренней стабильности и внешней безопасности республики, следовательно, необходимо искать новые точки опоры в сфере внутренней и внешней безопасности. Расширение сотрудничества в области безопасности с КНР - одно из проявлений новой внешнеполитической стратегии.

О том, что влияние Минобороны Белоруссии растет, свидетельствует увеличение доли расходов в госбюджете страны на нужды ВПК.

17.07.2017 г. принят закон «Об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за 2016 год». Расходы по статье «Оборона и вооруженные силы» изначально были утверждены в размере 834,6 млн. белорусских рублей, затем показатель был уточнен до 988,6 млн., а всего по итогам года было использовано почти 983 млн. (В открытом доступе документа, на основании которого Минобороны получило дополнительное финансирование, нет.)

Эксперты предположили, куда было направлено дополнительное финансирование. По их мнению, это развитие РСЗО «Полонез» в части наращивания дальности до 300 км и интеграции в комплекс вооружения китайской оперативно-тактической ракеты М-20, включая поставку вооружения в войска; модернизация танкового парка, в том числе до уровня Т-72Б3 силами российского «Уралвагонзавода»; закупка автотехники, включая бронемашины «Кайман», V-1, CS/VN3 «Дракон»; приобретение дополнительной партии беспилотных авиакомплексов различного назначения, а также новой техники связи, включая спутниковую систему «Белинтерсат».

Кроме того, комментируя назначение генерал-майора Олега Двигалева председателем Государственного военно-промышленного комитета, эксперты сделали вывод о понижении статуса ГВПК и о его прямой подчиненности Минобороны. Президент Белоруссии принял решение обязать ГВПК обеспечивать запросы армии, т.е. повышать качество, снижать стоимость продукции и соблюдать сроки исполнения проектов.

Таким образом, белорусские аналитические центры делают вывод, что впервые за 26 лет появились перспективы возобновления финансирования ВПК в должном объеме. Обусловлено это кризисом безопасности в Восточной Европе и изменением приоритета угроз национальной безопасности Беларуси с внутриполитических и социально-экономических на внешние.

В последние годы белорусский ВПК все более настойчиво (правда, пока с переменным успехом) продвигает на международный рынок свои новейшие разработки в области противотанковых вооружений.

К их числу с полным основанием можно отнести противотанковый ракетный комплекс (ПТРК) третьего поколения «Шершень». Являясь дальнейшим развитием белорусско-украинского противотанкового комплекса «Скиф», «Шершень» за счет применения оригинальных технических решений превосходит его по ряду важных параметров.

Так, использование наряду с ракетой РК-2 калибра 130 мм более мощной Б-2М калибра 152 мм (обе разработаны киевским ГосКБ «Луч» и производятся киевским же заводом «Артем») позволяет ПТРК «Шершень», как утверждают разработчики, на дальности до 5000 м гарантированно поражать все современные бронированные цели вне зависимости от точки попадания (проекции). Бронепробиваемость тандемной кумулятивной боевой частью за динамической защитой при угле встречи 60± составляет: ракетой калибра 130 мм - не менее 800 мм, ракетой калибра 152 мм - не менее 1100 мм.

ПТРК Шершень можно использовать не только для поражения бронетехники, но и (за счет наличия боеприпасов с осколочно-фугасными и термобарическими боевыми частями) для уничтожения заглубленных защищенных объектов (типа бункера, дота, дзота) и низколетящих малоскоростных целей (вертолетов, беспилотных летательных аппаратов). А применение удлиненной ракеты Р-2В (в версии «Шершень-Q» увеличивает максимальную дальность стрельбы до 7500 м, что существенно повышает шансы успешной борьбы с надводными целями при береговой обороне.

Высокая точность поражения всех разновидностей целей обеспечивается использованием помехозащищенной лазерной системы наведения, которая реализована в приборе наведения ПН-С, разработанном и производимом минским ОАО «Пеленг».

Этот прибор имеет телевизионный и тепловизионный каналы с широкими и узкими полями зрения. Первый режим используется для поиска цели, а второй - для ее захвата. В дополнение к прибору наведения ПН-С может быть установлена тепловизионная камера, что позволяет производить обнаружение и идентификацию целей на большей дальности в сложных метеоусловиях.

На сегодняшний день ПН-С является единственным прибором наведения ПТРК, имеющим встроенный лазерный дальномер, что обеспечивает быстроту и точность наведения. Кроме того, ПН-С может быть использован в качестве автономного средства разведки и целеуказания (обеспечивается измерение дальностей до 9 км с погрешностью 5 м).

Прибор также можно использовать для управления противотанковыми ракетами, наводимыми по лучу лазера и выстреливаемыми не только из пускового контейнера, но и из артиллерийского орудия или танковой пушки. Это позволяет применять прибор для наведения других ракет, разработанных КБ «Луч», включая 100, 105, 115, 120 и 125-мм боеприпасы.

После пуска ракеты задача оператора сводится к контролю за траекторией полета и, при необходимости, коррекции точки прицеливания при помощи джойстика на выносном пульте управления.

Таким образом, хотя в ПТРК «Шершень» фактически реализован принцип «выстрелил и забыл», также имеется возможность перенацеливания ракеты на более важную или опасную цель.

Важной особенностью этого ПТРК является возможность наводить ракету на цель с закрытых позиций и из укрытий, что значительно снижает риск поражения оператора ответным огневым ударом противника и существенно снимает психофизическое воздействие на него.

Удаленный пульт управления можно выносить на расстояние до 100 м от пусковой установки при использовании проводного канала связи и до 300 м при беспроводном управлении. На сегодняшний день функция беспроводного дистанционного управления реализована только в ПТРК «Шершень».

Причем с одного пульта можно управлять несколькими пусковыми установками и/или боевыми модулями (до четырех). Предусмотрена и возможность действия комплекса (нескольких комплексов) в составе единой системы управления с автоматизацией процесса разведки, целеуказания и целераспределения.

На сегодняшний день можно говорить о четырех модификациях ПТРК «Шершень».

Базовая версия состоит из установленного на треноге универсального боевого модуля, транспортно-пускового контейнера с одной ракетой, прибора наведения ПН-С и пульта дистанционного управления. Время развертывания комплекса боевым расчетом из двух человек не превышает двух минут.

«Шершень-L» представляет собой облегченный вариант для стрельбы с плеча на дальность не более 2,5 км.

«Шершень-D» - модификация с двумя огневыми каналами, возможностью установки на транспортном средстве.

«Шершень-Q» является модификацией с четырьмя огневыми каналами и автоматическим подъемником (или без него). Устанавливается в качестве боевого модуля на транспортное средство.

Добавим, что несмотря на бесспорные преимущества ПТРК «Шершень» над аналогичными разработками, информации в открытых источниках о массовых продажах этого оружия пока не опубликовано.

Руководство военно-промышленного комплекса Белоруссии надеется увеличить экспорт вооружения и военной техники до $1 млрд в год, а также ищет новые рынки взамен российскому.

Поэтому говорить сегодня о том, что для белорусского ВПК найдётся стопроцентная альтернатива российскому рынку, практически невозможно. При этом нет ничего зазорного в поиске новых покупателей для своей продукции - тех же новых ПТРК «Шершень», тепловизоров и модернизированной советской военной техники. Наращивание объёмов экспорта российской военной техники в третьи страны также очень выгодно Минску, которой снабжает её многими элементами.

Октябрь 2017 года показал, что представители оборонной промышленности и министерства обороны Белоруссии довольно активно пытаются искать новых партнёров в сфере военно-технического сотрудничества (ВТС). По предположению ряда белорусских СМИ ВТС России и Белоруссии осуществляется не на равных условиях, и поэтому Минску ничего не остается, кроме как искать альтернативные рынки. Так ли это? Есть ли у ВПК Белоруссии реальная альтернатива России?

В числе наиболее значимых переговоров по военно-промышленной технике можно отметить несколько. Во-первых, переговоры о дальнейшем сотрудничеств в середине октября в Абу-Даби на заседании совместного белорусско-эмиратского комитета по ВТС между председателем государственного военно-промышленного комитета Белоруссии Олегом Двигалевым и генерал-майором Мухаммедом Мурад аль-Балуши , начальником объединенного тыла Генерального штаба вооруженных сил ОАЭ. Во-вторых, Белоруссия обратила пристальное внимание и на Вьетнам, и в течение трех дней в октябре стороны обсудили реализацию совместных проектов и варианты работы в будущем. Также с 23 по 26 октября представители оборонной промышленности Белоруссии и Турции провели переговоры, а турецкий заместитель министра национальной обороны Шуай Алпай даже посетил несколько белорусских предприятий ВПК в республике. На белорусский ВПК в целом и на производство, ремонт и модернизацию авиационной техники и средств ПВО обратил внимание командующий силами воздушной обороны ВС Киргизии полковник Кылычбек Айдаралиев .

На фоне этих событий в белорусском медиапространстве стали появляться сообщения о том, что такая активность Белоруссии в сфере военно-промышленного комплекса связана с тем, что в 2014 году президент РФ Владимир Путин поставил перед командованием войск, руководителями оборонных предприятий задачу по импортозамещению военной техники. Однако такое решение обусловлено не чем иным, как осложнением сотрудничества в этой сфере с другими странами из-за западных санкций против России.

Что касается белорусского военного экспорта, то с момента распада СССР этот показатель составил более $3 млрд (исключая экспорт в Россию, который подсчитать достаточно проблематично, из-за их закрытости). При этом поставки шли в самых разных уголках мира - в Юго-Восточной Азии (Мьянма и Вьетнам) и Южной Азии (Непал и Пакистан), в Африке (Ангола, Эфиопия, Алжир и т.д.) и Южной Америке (Перу). На Ближнем Востоке (Йемен, Сирия, Иран и Ирак) и странах постсоветского пространства (Армения, Азербайджан, Россия и т.д.). Белоруссия также реализовала немало оружия. Но в подавляющем большинстве случаев речь шла о продаже советского оружия со складов, как правило, бывшего в использовании.

Из нового и относительного нового оружия, которое имеет отношение к военно-промышленному-комплексу Белоруссии, стоит отметить модернизации советских зенитных ракетных комплексов - «Бук-МБ», С-125−2ТМ «Печора-2ТМ» и Т-38 «Стилет» (модернизация «Оса-АКМ»), а также противотанковые ракетных комплексы украинско-белорусского производства «Скиф». Однако в общей сумме поставок они не составляют заметной доли.


Основная доля новой продукции военного назначения производится Минским заводом колёсных тягачей (МЗКТ). Шасси этой белорусской компании используют для самых разных типов российской военной техники: мобильных межконтинентальных баллистических ракет «Тополь-М» и «Ярс» (МЗКТ-79 221), оперативно-тактических ракетных комплексов «Искандер-М» и зенитных-ракетных комплексов С-400 (МЗКТ-7930) и многих других. Очевидно, что подавляющее количество поставок новых изделий этого типа приходится на Россию. Без них МЗКТ вряд ли сможет долго просуществовать.

Причем для производство своих тягачей МЗКТ хотя и использует российские и западные компоненты, но выпускаемый продукт все равно можно вполне обоснованно считать национальным. Правда, переговоры о покупке белорусского завода Россией постоянно срываются, поэтому будущее МЗКТ пока чётко не определено. Из-за этого российский концерн, объединяющий предприятия, разрабатывающие и выпускающие ПВО и ПРО, «Алмаз-Антей» уже начал устанавливать ЗРК С-400 на шасси производства Брянского автомобильного завода вместо продукции МЗКТ.

Немало Россия покупает и прицельных комплексов: сотни модернизируемых до уровня Т-72Б3 основных боевых танков получают белорусский тепловизионный прицел «Сосна-У». Ранее оснащаемые украинскими тепловизорами самоходные ПТРК «Хризантема-С» также теперь получают их белорусские аналоги.


Всё это свидетельствует о том, что идея о полной замене российского рынка альтернативными сомнительна. Очевидно, что западным производителям шасси МЗКТ и другие белорусские компоненты не нужны. Из других крупных производителей военной техники можно отметить только Китай. Минск и Пекин действительно развивают сотрудничество, в том числе создав тяжёлую реактивную систему залпового огня «Полонез», использующую китайские ракеты A-200 и шасси МЗКТ.

Тем не менее это сотрудничество приносит больше финансовой выгоды Китаю, гарантированно продающему свою продукцию, а вот сможет ли Белоруссия реализовать на экспорт большое количество «Полонезов» - большой вопрос. Пока интерес к системе имеет только Азербайджан. О том, что Баку стоит приобрести реактивную систему залпового огня «Полонез» белорусского производства, заявил 13 октября генерал-лейтенант в отставке, бывший командир корпуса ВС Азербайджана, эксперт минобороны Яшар Айдемиров .

Продажа Китаю шасси для той или иной техники (особенно для межконтинентальных баллистических ракет) возможна, но продлится такое сотрудничество недолго, так как китайские специалисты наверняка в течение нескольких лет создадут собственную нелицензионную копию изделия, как нередко случалось в прошлом, в том числе и с некоторыми российскими образцами.

Н овейшая разработка белорусского ВПК - ракетная система залпового огня «Полонез» - впервые была представлена на военном параде в Минске в честь 70-летия Дня Победы. Многие эксперты отнеслись с недоверием к ее заявленным ТТХ, да и вообще к способности относительно небогатого государства создать собственную РСЗО.

Однако уже через год скептикам назло и на удивление всего экспертного сообщества белорусская реактивная система не только прошла успешные испытания на белорусских полигонах, но и была принята на вооружение 336-й реактивной артиллерийской бригады Вооруженных сил.

А уже с 30 ноября 2016 белорусская РСЗО «Полонез» - в боевом составе ракетных войск и артиллерии ВС РБ.



Ракетная система залпового огня «Полонез».

С истема «Полонез», как заверяют белорусские оборонщики, является лишь первым шагом на пути создания отечественным ВПК собственной линейки ракетного вооружения (своеобразного «ракетного щита»).

Так, согласно Меморандуму о взаимопонимании и расширении сотрудничества, подписанному еще в июле 2013 года между Государственным военно-промышленным комитетом Республики Беларусь и Государственной администрацией оборонных технологий и промышленности Китайской Народной Республики, в планах руководства Синеокой создание в кооперации с китайскими партнерами собственного ОТРК и ЗРК средней дальности.

Тогда же было принято решение о совместном создании космических аппаратов дистанционного зондирования Земли и спутников связи, а также об участии китайских компаний в модернизации белорусских предприятий.

Стоит заметить, что часть принятых договоренностей уже успешно реализована - в начале 2016 года китайским ракетоносителем был выведен на орбиту первый белорусский спутник связи Belintersat-1, а запуск второго спутника дистанционного зондирования Земли запланирован в конце 2019 года.



Белорусский спутник связи Belintersat-1.

Нет сомнений, что в скором времени успешно будут реализованы и проекты по созданию собственных ОТРК и ЗРК. Для этих целей на ряде предприятий белорусского ВПК уже сосредоточено достаточное количество кадрового потенциала и опыта для создания собственного ЗРК.

В числе таких организаций, к примеру, ОАО «АЛЕВКУРП» - один из лидеров на постсоветском пространстве по ремонту и модернизации образцов вооружения ПВО советского производства. Визитными карточками предприятия стали модернизированные зенитные ракетные комплексы «Печора» и «Квадрат».



Зенитный ракетный комплекс «Печора».

Сегодня, по заявлению директора акционерного общества «АЛЕВКУРП» Виталия Папуши, кроме ремонта и совершенствования существующих ЗРК, предприятие работает над созданием новых образцов вооружения.

Причем данная техника будет полностью отечественной - ОАО «АГАТ - системы управления», ОАО «Пеленг», КБ «Радар», МЗКТ и другие предприятия белорусской оборонки способны самостоятельно обеспечить будущие ЗРК и ОТРК собственной элементной базой, вычислительной техникой, программным обеспечением и средствами подвижности.



Volat (ОАО «Минский завод колёсных тягачей») ещё на на IDEX-2015 презентовал автомобили перспективного поколения многоцелевых унифицированных шасси в новом дизайнерском исполнении.

Конечно, одной из наибольших сложностей является производство ракет, которыми белорусские предприятия никогда не занимались. Однако благодаря военно-техническому сотрудничеству с Российской Федерацией, Украиной и довольно тесному в последнее время взаимодействию с китайскими коллегами, ВПК Беларуси семимильными шагами идет к созданию собственных ракет по полному циклу производства.

Ц ентром белорусского ракетостроения является РПУП «Завод точной электромеханики». За последнее время на заводе были созданы и запущены в производство собственные системы наведения и управления, на очереди - ракетные двигатели различного назначения.

На заводе имеется новое стендовое оборудование для их испытания, которое может быть использовано и в процессе модернизации боеприпасов устаревших ракетных систем, в том числе зенитно-ракетных комплексов.


Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко во время посещения РПУП «Завод точной электромеханики».


П оказателен и тот факт, что в августе текущего года прошли успешные испытания смесевого ракетного твердого топлива белорусского производства. Кроме того, не за горами и появление белорусской крылатой ракеты.

Кроме взаимодействия с Россией, особую значимость имеет сотрудничество с Китаем. В последнее десятилетие Поднебесной удалось разработать большое число образцов РСЗО, ЗРК и ОТРК как для национальных вооруженных сил, так и нужд иностранных заказчиков. В числе последних значатся Армения, Бангладеш, Пакистан, Судан, Танзания, Таиланд, Турция и Венесуэла.

На условиях взаимовыгодного сотрудничества китайские коллеги делятся своими наработками с белорусскими оборонщиками, поэтому не исключено, что некоторые китайские образцы вооружения могут лечь в основу белорусских разработок.

Причем, используя для старта разработки своих восточных партнеров, отечественные предприятия способны создать абсолютно новые и очень перспективные системы с белорусской начинкой, которые будут обладать ТТХ, как минимум, не уступающими лучшим современным образцам.

Скорость реализации совместных белорусско-китайских проектов дает право полагать, что новый современный ЗРК средней дальности белорусского производства будет представлен уже весной 2017 года на выставке MILEX-2017.

С учетом обострения ситуации в регионе и наращивания потенциала НАТО на восточных рубежах, милитаризации национальных вооруженных сил соседних государств, наличие собственного ЗРК и ОТРК может стать определяющим сдерживающим фактором. Кроме того, создание современного комплекса ПВО для Беларуси не только залог укрепления обороноспособности, но и неплохие перспективы на международном рынке вооружений, новые заказы и успешная диверсификация рынка.



Военная выставка MILEX-2017 пройдет на «Минск-Арене» и в аэропорту.

Сергей Острына ,

Белорусские военные эксперты, анализируя состояние военно-промышленного комплекса Белоруссии, сделали вывод, что армия и военная инфраструктура республики находятся в катастрофическом положении. В 2017 году из бюджета страны на оборону будет потрачено 924 млн. рублей (около $500 млн.). Эксперты по вопросам безопасности говорят, что этих денег едва хватает для содержание ВПК, но недостаточно для перевооружения армии. Вместе с тем июльские решения руководства страны позволяют прогнозировать увеличение военного бюджета и финансирования ВПК.

Программа перевооружения армии откладывается по причине недостаточного финансирования


Яркий пример - состояние военного авиапарка республики. Если в начале 1990-х, после распада СССР, он насчитывал более сотни хороших на то время самолетов, то сейчас страна может похвастаться несколькими учебными Як-130, которые недавно были куплены в России. Все остальное - вчерашний день авиации.

Основные боевые машины военно-воздушных сил Беларуси, Миг-29 и Су-27, было решено заменить 2 года назад. Один российский Су-30 стоит $30 млн., средств даже на набор эскадрильи в бюджете нет, следовательно, планы перехода на Су-30 были отложены на неопределенное время.

Нынешний глава Госвоенпрома Белоруссии генерал-майор Олег Двигалев, который до этого являлся командующим ВВС и войсками ПВО вооруженных сил республики, в феврале 2017 года уточнил, что закупку Су-30 планируется завершить до конца 2020 года, а пока военный авиапарк справляется и с несением боевых дежурств, и с подготовкой летного состава. (Прим.: О. Двигалев был назначен на новую должность 18.07.2017 года. По мнению военного обозревателя А. Алесина, его назначение показывает вектор развития ВПК Белоруссии: будет уклон в сторону разработки и совершенствования зенитно-ракетных комплексов, воздушных аппаратов.)

В апреле 2017 года во время встречи А. Лукашенко с В. Путиным в Санкт-Петербурге вопрос закупки Су-30 за 50% их стоимости снова был поднят, но пока сделка не состоялась.

70% продукции белорусского ВПК идет на экспорт

Информация о том, сколько получает бюджет республики от этой деятельности, закрыта; по оценкам экспертов, около $300 млн. в год. В основном Белоруссия распродает старые запасы.

Для сравнения. В 1998-2001 гг. Белоруссия продала оружия на $1 млрд. и заняла по этому показателю 11 место в мире. В 2005 году республика входила в мировую двадцатку наиболее активных продавцов оружия. Официально были подтверждены продажи самолетов, вертолетов, бронетранспортеров, танков и другой техники в Иран, Судан, Кот-д’Ивуар, Перу, Уганду.

За прошедшие 12 лет структура белорусского экспорта оружия изменилась. На мировом рынке вооружений республика начала специализироваться в поставках автоматизированных систем управления противовоздушной обороной, авиацией; системами наведения для танков и артиллерии. Кроме того, в настоящее время Белоруссия активно занимается модернизацией военной техники, продает технологии двойного назначения.

Военные эксперты об оборонном бюджете Белоруссии

Белорусский журналист, экономический и военный обозреватель А. Алесин подтверждает, что на оборону тратится не более 1% от общего бюджета страны. Реального увеличения расходов на эти цели не наблюдается в последние 3 года. Увеличение, которое демонстрирует государство, - это прежде всего «прыжки курса белорусского рубля относительно доллара». Бюджет «увеличивался» в пределах инфляции.

Что же тогда страна экспортирует? Возможно, «так называемые излишки военной техники: то, что осталось еще от СССР; боеприпасы, у которых истекает срок годности; другое военное имущество; поштучно старые танки; снятые с вооружения Су-24, возможно, Су-27».

При этом эксперт полагает, что в озвученные $300 млн. не входит доход от торговли различными электронными системами, средствами радиоэлектронной разведки, радарами, программным обеспечением, беспилотниками и т.д. Реально выручка от продажи может достигать и $1 млрд.

Сколько тратится на перевооружение, неизвестно. Большая часть идет на собственные нужды ВПК: на зарплаты, налоги и так далее.

Руководитель аналитического проекта Belarus Security Blog Андрей Поротников считает, что средств, которые бюджетом предусмотрены на оборону, не хватает даже на то, чтобы нормально содержать личный состав вооруженных сил, не говоря уже о закупках новой военной техники и обучения личного состава армии. По его мнению, размер оборонного бюджета страны необходимо увеличить как минимум до 3% от ВВП. Это можно сделать за счет перераспределения бюджетных расходов и за счет объединения всех внебюджетных фондов.

Перспективы увеличения финансирования белорусского ВПК

Уже в июле т.г. на сайтах белорусских аналитических центров появились новые экспертные справки, описывающие ряд тенденций: усиление влияния армии Белоруссии посредством новых кадровых назначений; совершенствование системы управления силовым блоком со стороны высшего политического руководства страны; необходимость скорейшего решения проблемы рационального использования ресурсов ВПК, безопасности и обороны Белоруссии. Отдельной строкой прошли сообщения о расширении сотрудничества в области безопасности с КНР.

Так, 25.07.2017 г. между МВД Белоруссии и Министерством общественной безопасности КНР был подписан протокол о намерении расширить взаимодействие в сфере борьбы с терроризмом. Взаимодействие подразумевает обмен информацией, совместные операции и предоставление технической помощи со стороны Китая.

Президент Белоруссии А. Лукашенко 27.07.2017 г. на совещании с руководством государственного секретариата Совета безопасности указал на необходимость оптимизации системы руководства силовым блоком страны, выработку нового механизма работы главы государства с госсекретариатом Совбеза и силовыми ведомствами. В течение 2017 года должны быть определены предельная численность и объемы финансирования каждого ведомства, а также уточнены направления работы. Предполагается, что руководство МВД и Минобороны смогут перераспределять материальные и человеческие ресурсы, следуя актуальным приоритетам.

По мнению экспертов, это связано с изменившейся дипломатической стратегией белорусских властей в отношении России. Россия уже не рассматривается как гарант внутренней стабильности и внешней безопасности республики, следовательно, необходимо искать новые точки опоры в сфере внутренней и внешней безопасности. Расширение сотрудничества в области безопасности с КНР - одно из проявлений новой внешнеполитической стратегии.

О том, что влияние Минобороны Белоруссии растет, свидетельствует увеличение доли расходов в госбюджете страны на нужды ВПК.

17.07.2017 г. принят закон «Об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за 2016 год». Расходы по статье «Оборона и вооруженные силы» изначально были утверждены в размере 834,6 млн. белорусских рублей, затем показатель был уточнен до 988,6 млн., а всего по итогам года было использовано почти 983 млн. (В открытом доступе документа, на основании которого Минобороны получило дополнительное финансирование, нет.)

Эксперты предположили, куда было направлено дополнительное финансирование. По их мнению, это развитие РСЗО «Полонез» в части наращивания дальности до 300 км и интеграции в комплекс вооружения китайской оперативно-тактической ракеты М-20, включая поставку вооружения в войска; модернизация танкового парка, в том числе до уровня Т-72Б3 силами российского «Уралвагонзавода»; закупка автотехники, включая бронемашины «Кайман», V-1, CS/VN3 «Дракон»; приобретение дополнительной партии беспилотных авиакомплексов различного назначения, а также новой техники связи, включая спутниковую систему «Белинтерсат».

Кроме того, комментируя назначение генерал-майора Олега Двигалева председателем Государственного военно-промышленного комитета, эксперты сделали вывод о понижении статуса ГВПК и о его прямой подчиненности Минобороны. Президент Белоруссии принял решение обязать ГВПК обеспечивать запросы армии, т.е. повышать качество, снижать стоимость продукции и соблюдать сроки исполнения проектов.

Таким образом, белорусские аналитические центры делают вывод, что впервые за 26 лет появились перспективы возобновления финансирования ВПК в должном объеме. Обусловлено это кризисом безопасности в Восточной Европе и изменением приоритета угроз национальной безопасности Беларуси с внутриполитических и социально-экономических на внешние.

Подпишитесь на нас



Что еще почитать