Джоанна стингрей рассказывает всю правду о борисе гребенщикове, викторе цое и артемии троицком. Джоанна Стингрей: С Гребенщиковым я только целовалась! Что запомнилось больше всего

Джоанна Стингрей (1960 -) американская певица, популяризатор советской рок - культуры на Западе. Кто-то её считает простой девушкой, очарованной рокерами СССР, а кто- то агентом спецслужб, кадровым офицером ЦРУ .

1960 , Джоанна Филдс родилась в семье владельца крупного бизнеса по торговле землей и недвижимостью (Беверли - Хиллз, Лос- Анджелес, Калифорния). Никнейм Стингрей (Скат) она взяла позже, по словам самой певицы, чтобы путать работников КГБ и ФБР .

1981 , в Ленинграде (СССР) на Рубинштейна 13 открывается Рок- клуб. Его непосредственным организатором, по словам бывшего генерала - майора КГБ Олега Калугина, являлся Комитет ГБ. Цель - выявление лидеров и кумиров неформальной молодежи, наблюдение за ними. Безусловно, данное явление заинтересовало и американских коллег.

Все знали, хотя в газетах тогда об этом не писали, что Лениградский рок- клуб создан КГБ , чтобы держать под контролем всё это питерское диссидентствующее рок- сообщество вместе с твоим разлюбимым БГ . Как тебе чувствовалось под колпаком у КГБ те семь лет, пока не рухнул совок?

" Мне, конечно, об этом сразу сказали мои друзья в Ленинграде. Действительно, об этом все знали. Но никто не паниковал и ничего не драматизировал, потому что все понимали, что избежать этого нельзя. Такая страна и такие порядки. Для нас это была больше игра. Они знали, что мы знаем, но делаем вид, что не знаем. Было даже весело. На всех концертах были агенты в костюмах. А один раз меня даже украли. То есть задержали. На фестивале рок-клуба. Во время одного из моих первых приездов. Прямо в зале взяли под руки и увели в комнату. Я по-русски еще совсем не говорила. Минут двадцать меня о чем-то спрашивали и не верили, что я не понимаю русский. Когда я начала громко требовать посла, они испугались и отпустили. А потом мы должны были ехать на одну квартиру, тусоваться, и Гребенщиков мне говорит: "Давай погуляем, а то за нами - хвост". И дальше - как в кино. Так смешно было. Мы идем, а за нами - шпик. Мы останавливаемся - он тоже. Мы оглядываемся - он тут же голову кверху задирает и крыши начинает считать. Прямо Джеймс Бонд. Потом на ту квартиру, где мы были, эти агенты из КГБ приходили, допрашивали хозяев: почему у них иностранцы в гостях были, что хотели, что делали, что говорили?" (Джоанна Стингрей)

1983 , первый альбом Джоанны Beverly Hills Brat (1983)

1984 , Джоанна отправляется в Ленинград, чтобы познакомиться с нелегальной музыкой.

1986 , австралийская звукозаписывающая компания Big Time Records выпускает тиражом 10 тысяч диск " Red Wave " (Красная волна) с записью групп Аквариум, Кино, Алиса и Странные игры. Матерьялы для записи диска Джоанна тайком вывезла на Запад.

"- Мир сегодня открыт. Мы можем свободно общаться через компьютер. Не думаю, что Red Wave снова нужен в этом смысле. Но, когда мы общались с Юрием Каспаряном в этот приезд в Петербург (2018), мы задумались о создании «Red Wave 2. Россия». Мы будем спрашивать про участие в проекте наших друзей. И Шевчука, и Гребенщикова . Каспарян может сделать что-то со своим проектом «Симфоническое кино». Может быть, там будет моя дочь, которая поёт и пишет песни. Может быть, там будет Саша Цой. Он стал петь свои песни, как «Ронин». Но эта «Красная Волна» вас накроет после книги." (Джоанна Стингрей).

1987 - 1991 , в браке с Юрием Каспаряном (Кино)

2014 , Джоанна исполнительный директор выпускников школы Беверли - Хиллз.

2014 , депутат Евгений Федоров (Единая Россия) обвинил Джоанну и Цоя в антисоветской деятельности.

«Был такой блестящий певец Цой . Действительно, сверхпопулярный в Советском Союзе. И вот они говорят: „Мы обнаружили на каком-то этапе, что он начал петь песни совсем не такие, как до этого“. До этого он пел про алюминиевые огурцы, а тут вдруг про перемены начал петь. Не его стиль. Как будто два разных певца. И выяснили, что все последние песни Цой сам писать не умел, он писал их в коллективе. Ему привозили их из Америки» (Евгений Федоров)

2018 , Стингрей приезжает в Петербург.

Что заставило Вас вернуться в Петербург после стольких лет отсутствия?

" - Параллельно с разбором фотографией я начала работать над сценарием фильма о моей жизни в России. И где-то полгода назад я стала писать книгу, где будет вся история. И в Россию я приехала встретиться с теми, кто будет делать фильм, и кто поможет делать книгу. Я взяла с собой свою дочь. Я хотела, чтобы она увидела этот прекрасный город. Последний раз я была в России в 1994 году. Но я была почти всё время в Москве тогда (отец дочери Джоанны Стингрей, Мэдиссон - в те годы барабанщик группы «Центр» Александр Васильев - прим.ред.). Сейчас у нас был специальный гид, чтобы показать исторические места Петербурга. Не знаю как, но «Африка» (участник ленинградской арт-тусовки, постоянный участник всевозможных культурных акций, художник и актёр Сергей Бугаев - прим.ред.) узнал, что я приезжаю. И мы в итоге все встретились. И с Севой Гаккелем (музыкант «золотого состава» группы «Аквариум», в 90-е шеф культового клуба «TaMtAm» - прим.ред.) и Юрой Каспаряном (гитарист групп «Кино», «Ю-Питер», участник проекта «Симфоническое кино» - прим.ред.)." (Джоанна Стингрей)

28 марта 2019 , Джоанна Стингрей представила свою книгу «Стингрей в Стране Чудес» о своей жизни в Лениграде и знакомстве с Борисом Гребенщиковым, Виктором Цоем, Сергеем Курёхиным и другими звездами ленинградского андеграунда. Благодаря альбому Red Wave, в котором Стингрей собрала композиции групп «Кино», «Аквариум», «Алиса» и «Странные игры», западный мир узнал о русском роке.

Виктор Цой на свадьбе Джоанны Стингрей и Юрия Каспаряна (гитариста и одного из основателей группы «Кино), 1987.

Я всегда знала: лучше быть одним из парней, чем быть с одним из парней. Да, у меня было два русских мужа и еще пара мимолетных интрижек с моими русскими друзьями, но все двенадцать лет моего почти безвылазного пребывания в России – с начала 1984 по 1996 год – я оставалась «своим парнем». Приехав из Лос-­Анджелеса, города, буквально стоящего на несгибаемых стереотипах (включая представления о гендерных ролях), я со всей страстью стала подражать этим мужчинам – умным, красивым, талантливым. Я слилась с ними в гармонии – вместо того чтобы готовить им обеды; разбивала вместе с ними бутылки – вместо того чтобы разбивать сердца. Я погрузилась в атмосферу эйфории в компании юных богов.

Художник Тимур Новиков (слева), Стингрей и барабанщик «Кино», художник Георгий «Густав» Гурьянов. 1985.

Принято считать, что если женщина долгое время вращается в обществе мужчин, она неизбежно обретает мужские черты, становится чрезмерно маскулинной. Я же, напротив, никогда в жизни не чувствовала себя более женственной. Наше общение состояло из бесконечных объятий, поцелуев, обмена фривольными, но милыми шуточками. Ни с кем из них меня не связывали отношения, не существовало никаких эмоциональных барьеров, так что я ощущала невероятную свободу: не было нужды скрывать свою нежность и можно было просто глупо хихикать и не думать о последствиях. Никто из них не пытался произвести на меня впечатление и ничего передо мной из себя не строил; точно так же свободно и раскованно вела себя с ними и я. Наши отношения были чистыми, между нами не было напряженности, и ни разу я в них не разочаровалась.

Мужчины лучше всего проявляют себя, когда не рискуют вас разочаровать.

С детства мне твердили: «Думай, прежде чем говоришь». Всегда меня волновало мнение окружающих. С этими парнями я гораздо меньше думала и гораздо больше делала и просто жила. Наши поступки были инстинктивными, во многом продиктованными телом, а не умом – повинуясь внезапному импульсу, мы размазывали краски по холсту, дергали гитарные струны или принимались колотить по клавишам.

С Констан­тином Кинчевым («Алиса)» на съемках клипа «Все это рок-н-ролл», 1992.

Будем откровенны, кто не стал бы гордиться знакомством с Борисом Гребенщиковым, группой «Кино», Сергеем Курехиным, Костей Кинчевым и многими другими моими друзьями – русскими рокерами, художниками и поэтами? Да, у меня было немало возможностей. Другая бы на моем месте припала к ногам Бориса, обожествляя его, пока не утратила бы связь и с реальностью, и с самим «крестным отцом русского рока». Сколько я видела заискивающих перед ним женщин, которые не отдавали себе отчета в том, что чем выше возносят его на пьедестал, тем сильней от него отдаляются. И пока они благоговейно молились на его воспаривший в небеса облик, я запросто проскальзывала в комнату Бориса и незаметно его уводила.

С музыкантом Сергеем Курехиным в ленинградской квартире шведского дипломата, 1986.

С моими русскими друзьями у меня возникло единство, которое мне нравилось называть «обществом взаимного восхищения» или попросту «праздником любви». Мне нравились их сила, уверенность и стиль; им нравились мои страсть и непокорность. Никто ничего не принимал всерьез, именно поэтому, наверное, мы в конечном счете стали относиться друг к другу со всей серьезностью.

Сегодня разделяющая мужчин и женщин пропасть шире, чем когда бы то ни было. Мы глядим друг на друга как на врагов, чужаков, как на средство достижения цели или на нечто неведомое и страшное вроде мелькнувшей в проеме двери тени. Последние события породили страх, искажающий и уродующий наше понимание человеческого и не дающий нам спокойно и комфортно общаться с противоположным полом. То время, что я провела в России, и те отношения, которые у меня там завязались, постоянно напоминают мне, как каждый из нас способен дарить другому ­вдохновение и дружбу.

С Борисом Гребенщиковым в ванной московской гостиницы «Космос» на съемках клипа I Got You Babe.

Борис остается для меня путеводной звездой, чистым и светлым поэтом. Когда мы познакомились, он был одухотворенным хиппи с длинными светлыми волосами и пронзительными голубыми глазами, свет которых мог озарить весь город.

Виктор Цой обладал огромной харизмой. В нем был магнетизм. Когда он улыбался, его доброта обнимала меня своим теплом.

Он всегда был весел, с ним было легко, он был чужд искусственности, зато в нем были чувственность и манящий эротизм. Говоря иначе, он был секси. Мы могли часами болтать, смеяться, танцевать, и душа его всегда горела.

Сергей Курехин – густые темные волосы и задорные щенячьи глаза – обладал юношеской обольстительностью, которая легко переходила в потустороннюю гениальность. Мы любили сидеть на диване, скрестив руки и ноги, как корни деревьев, жадно всасывающие воду. Он был дудочни­к-крысолов, за голосом которого все послушно шли. Он был дерзок и бесстрашен.

Слева направо: музыкант Виктор Сологуб, Борис Гребенщиков, Джоанна Стингрей, Виктор Цой, Константин Кинчев – кадр из фотосессии для альбома Red Wave в Михайловском саду, 1985.

Юрия Каспаряна (один из мужей Джоанны. – Прим. GQ) нельзя назвать иначе как Адонисом – и не только из-за божественного совершенства его лица и тела, но и из-за музыкальности его души. Он был сотворен из волшебства – спокойный, светлый и сильный.

Костя Кинчев – черная пантера с темными вдумчивыми глазами, взгляд которых глубоко пронзает душу. Он был способен за пять минут забраться в самые глубины вашего сознания, но в то же время был готов и всего себя предложить взамен. Завораживающий, гипнотический и глубокий, он мог быть в то же время безумным и дьявольски пугающим. Федор Бондарчук – маг режиссуры. Он источал силу, но художественное видение никогда не перевешивало человеческого отношения к актерам. Сегодня, к сожалению, это равновесие уже почти забыто.

С Вячеславом Бутусовым («Наутилус Помпилиус»), 1991.

Густав Гурьянов – художник до мозга костей. Каждую улицу Петербурга, куда ступала его нога, он преображал в нью-йоркскую Мэдисон-авеню. В лице его читалась геометрия совершенства, он был отважен и игрив.

Артем Троицкий говорил, что думал, не приглаживая свои мысли. Остроумный и небрежный в своей снобистской крутизне. Его знания о Западе были энциклопедическими, куда больше моих, и, как древний сказитель, он делился ими в рассказах и байках, словно модный нью-йоркский журналист.

Да, были в нашей среде мужчины порочные, темные и деструктивные. Да, в постоянном пребывании женщины среди мужчин есть и свои минусы. Но есть и красота, и прелесть. Женщине не нужно бояться стать «своим парнем». Все мои русские друзья прекрасны вне зависимости от размаха плеч, широты грудной клетки или сексуальной мощи. Это люди, которые дарили мне любовь и поддержку просто потому, что я была рядом. И, скажу я вам, существование без таких людей теряет смысл.

Джоанна Стингрей поколению нового тысячелетия мало знакома, но для российских мэтров рока личность культовая, а для его петербургской школы – почти муза. Американская певица и актриса в 80-е стала, по сути, первым западным продюсером для групп , .

Детство и юность

Джоанна Стингрей, урожденная Филдс, родилась в июле 1960 года в Лос-Анджелесе. Отец заработал миллионное состояние на торговле недвижимостью, семья жила в престижном Беверли-Хиллз.

Ранние годы биографии Джоанны не предполагали, что она станет рокером и знаменитостью в стране с противоположными, чем ее родина, устоями. Девочка училась в Beverly Hills High School, где была членом школьной команды чирлидеров. Серьезно занималась плаванием и выигрывала соревнования.

Музыка вошла в жизнь Филдс, когда та поступила в Университет Южной Калифорнии. Там появились первые песни, а в 1983-м начинающая певица выпустила и первый альбом «Beverly Hills Brat» с четырьмя композициями. На обложке было указано только имя девушки. Псевдоним Стингрей Джоанна взяла позже, так она маскировалась перед агентами спецслужб по обе стороны океана.

Музыка

Творчество Джоанны тесно связано с СССР, временем «любви, стихов и романтики». Со страной певица познакомилась благодаря отцу, снявшему антисоветский фильм. И восприятие у Стингрей сложилось шаблонное – унылые люди, всесильный КГБ. В середине 80-х сестра певицы, учившаяся в Англии, предложила Джоанне съездить на неделю в Москву. Общий друг, эмигрант из Советского Союза, дружил с , дал его телефон и посоветовал посетить Ленинград.


Три дня, проведенные в городе на Неве, сломали стереотипы Стингрей. Подобной магии, по словам артистки, она никогда не встречала. Мало того, что в СССР нашлись виртуозы в исполнении рок-н-ролла, так и сами люди оказались более открытыми и приветливыми. Джоанна до сих пор восхищается талантом , скромностью и нестандартным поведением Сергея Африки Бугаева.

Первая пластинка Стингрей в СССР вышла в 1989 году под названием «Stingray». В нее включены 4 композиции, на одну из них – «Turn Away» - снят клип, в котором засветился будущая звезда кино и телевидения .

Песня Джоанны Стингрей «Turn Away»

Альбом «Walking Through Windows» Джоанна посвятила погибшему Виктору Цою. Среди треков пластинки - «Danger!», представляющая собой перепевку его «Невеселой песни». Клип «Tsoi Song» чем-то похож на ролик «The Queen is Dead» британской группы The Smiths. В 1996-м певица представила фильм из архивных пленок «Солнечные дни», подготовленный с Александром Липницким из в память о Викторе.

Первоисточниками композиций «Ashes» и «Rock’n’Roll is Dead» стали песни «Аквариума» - «Пепел» и «Рок-н-ролл мертв». «Yerosha» скопирована с «Колдуньи» в исполнении «Странных игр».


Еще один «советский альбом» Стингрей – «Thinking "Till Monday». В видео «Dancing in the Sky» снялся , фронтмен «Неприкасаемых» и «Бригады С». В клип «Baby Baby Bala Bala» вошли кадры из фильма «Урод», в котором Джоанна первый и последний раз выступила как актриса.

В 1998 певица записала студийник «Shades of Yellow». В числе сессионных музыкантов значились участники коллективов Atomic Rooster и The Parrots. Джоанна уже 2 года как вернулась в США, испугавшись разразившегося в России кризиса «лихих 90-х». Потому данный альбом считается единственным действительно американским в дискографии артистки.

Песня Джоанны Стингрей «Danger!» («Невеселая песня моя»)

Главный хит Джоанны – вовсе не собственное произведение, а альбом «Rеd Wave 4 undеrground bаnds frоm USSR». Пластинка с песнями коллективов друзей «Странные игры», «Аквариум», «Кино» и «Алиса» вышла тиражом всего 10 тыс. экземпляров, но тогда это был грандиозный прорыв. Исходники Стингрей вывезла, пряча кассеты в одежде и обуви. Подобного демарша советская власть американке не простила, запретив на полгода въезд в страну и тем самым поставив под угрозу свадьбу Джоанны.

В 2004 и 2009 годах Стингрей приезжала в Россию с концертами, в промежутке выпустила альбом «Mаy Thеre Always Be Sunshine», название которого – слова из песенки советской детворы «Пусть всегда бyдет солнце».

Личная жизнь

В Советском Союзе у американки сложилась не только успешная деловая, но и часть личной жизни. В 1987 году Стингрей стала женой , гитариста группы «Кино», которого певица называет первой настоящей и самой сильной любовью. Но пара быстро развелась. Позднее артистка вышла замуж за Александра Васильева, участника рок-группы «Центр». В браке родилась дочь Мэдисон, и эта семья также развалилась. Виной тому, по признанию Джоанны, нежелание растить ребенка в рок-среде.


Бас-гитарист этого же коллектива Василий Шумов женился на Джуди, сестре Джоанны, в 1990 году уехал в США, в 2009-м вернулся. Певица считает, что русский человек может творить только на родине, чего соотечественники просто не понимали, ведь американцы по сути – выходцы из других стран.

По слухам, не обошлось у Стингрей и без романа с Гребенщиковым, однако Джоанна утверждает, что любовь с солистом «Аквариума» не выходила за рамки платонической, к тому же она хорошо знала жену Бориса – Наталью.

Последним мужем артистки был некий Стивен, с ним певица, по неподтвержденной информации, тоже рассталась.


Дочь музыканта прекрасно осведомлена, насколько известны были ее родители в Советском Союзе. Девушка уже побывала в России и мечтает получить российское гражданство, поскольку «здесь невероятно красиво и замечательные люди». И замуж, как призналась Мэдисон в интервью, она выйдет за «русского красавчика». Ей передались творческие гены матери – в Сети распространен клип «Don"t Come Down On Me», в котором Джоанна и Мэдисон поют и играют вместе.

Джоанна Стингрей сейчас

Тесно дружившая с лидером группы «Кино» певица наслышана о фильме «Лето» режиссера и об оценке, которую дал картине Борис Гребенщиков: все, что показано – ложь. По мнению Джоанны, в фильме присутствует доля вымысла, однако режиссерская фантазия не должна искажать факты о Викторе Цое. А чтобы рассказать всю правду, требуется жить и общаться в той среде и том времени, о котором ведется рассказ.


Джоанна Стингрей сейчас

В мае 2018 года певица с дочерью побывала в Санкт-Петербурге, познакомила Мэдисон с лидером «Аквариума» и сообщила, что готовит к выпуску две книги и планирует снять фильм о годах, проведенных в Союзе, и людях, с которыми свела жизнь в этот период. В книгах Джоанна хочет опубликовать фото с , и другими музыкантами, ныне известными слушателям.

За пару лет до поездки часть редких снимков Стингрей выложила в Интернет, в том числе и в «Инстаграм» . Певице говорили, что на таком раритете можно было бы заработать, но Джоанне захотелось сделать подарок поклонникам, которые ее не забыли.

Дискография

  • 1983 - «Beverly Hills Brat»
  • 1987 - «Save Stingray»
  • 1988 - «Reggae From Around the World»
  • 1989 - «Stingray»
  • 1990 - «Thinking Till Monday»
  • 1991 - «Walking Through Windows»
  • 1991 - «Joanna Stingray Greatest Hits»
  • 1993 - «Greenpeace Rocks»
  • 1993 - «Rock Me But Don"t Disrupt My Mind»
  • 1994 - «For a Moment»
  • 1998 - «Shades of Yellow»
  • 2004 - «May There Always Be Sunshine»

В Петербург приехала Джоанна Стингрей - американская муза Ленинградского рок-клуба, которой приписывают не только популяризацию музыки Цоя, Гребенщикова и Курехина за рубежом, но и создание стиля рок-исполнителей. Редактор моды «Собака.ru» Алина Малютина расспросила Джоанну о том, чего нет в ее , - кого она считала главным российским модником, какие подарки привозила «Кино» от Энди Уорхола, и кто на самом деле в ответе за культовые образы группы.

Вы впервые приехали в Россию в 1984 году. Каким вы увидели стиль местных жителей?

Готовясь к путешествию вместе со своей сестрой Джуди, которую в СССР отправили от университета, я, как и все американцы, думала, что здесь грустная, холодная, голодная жизнь. Москва мне такой и показалась: нахмуренные и равнодушные люди, которые носили только черную и темно-синюю одежду, лавировали между зданиями с мрачным и безликим фасадом. Но Ленинград оказался совершенно другим: он завораживал, светился, напоминал северную Венецию - я наконец увидела то, что долгое время скрывалось за железным занавесом! А когда меня познакомили с рок-музыкантами, я поняла, что и вовсе не хочу отсюда уезжать!


Кто из них произвел на вас наибольшее впечатление?

Конечно, это Борис [Гребенщиков]. С ним был знаком один из моих американских друзей, который дал его номер и попросил связаться по приезде в Россию. На первый взгляд он был неотличим от любого русского: в такой же меховой шапке и длинном твидовом пальто. Но при этом Борис обладал худощавым телом рокера и изысканными длинными волосами. То, как он брал сигарету, как пускал дым, как разговаривал, заставляло меня таять. Он был таким умным, мудрым, глубоким, а я - юной наивной девчонкой!

То, как Борис брал сигарету, как пускал дым, как разговаривал, заставляло меня таять. Он был таким умным, мудрым, глубоким, а я - юной наивной девчонкой!

Звучит как начало романтической истории...

Нет-нет, ничего такого! (смеется) Также меня поразили ребята из группы «Кино» - невероятно стильные! Тогда я этого не понимала, но теперь знаю, что часть продуманного визуального облика музыкантов - от длинных черных пальто до взбитых волос - шла от Георгия Гурьянова (барабанщик, аранжировщик, автор некоторых басовых партий и бэк-вокалист группы «Кино» - Прим. ред. ) У меня даже есть видео, сделанное до моей свадьбы с Юрием [Каспаряном], на котором Гурьянов взбивает мне волосы так, как было у них.

То есть ваша фирменная прическа появилась уже в России?

Я всегда хотела светлые волосы, но в Америке блондинок считали глупышками. Я таковой не была, поэтому покрасила волосы в белый, добавив черные пряди (смеется) А прическа «взбитой» формы - я называю ее «пуфф» - появилась уже здесь, в рокерской тусовке.



Что еще почитать