Электронный журнал "православный поклонник на святой земле". Иконография святых

С вопросом идентификации личности апостола Фаддея имеются определённые сложности. Дело в том, что на страницах Нового Завета он упоминается под несколькими различными именами, что вполне соответствует обычаям того времени. Причём если у исследователей не возникает сомнений по поводу того, что его называют Иудой Иаковлевым и Леввеем, то по поводу нескольких иных, возможно, соответствующих ему имён, например Варсавы (Деяния апостолов 15:22), возникают разногласия. Остановимся на этом подробнее.

Перечень апостолов

Прежде всего обратимся к каноническому перечню имён 12 апостолов Христа, ставших Его ближайшими учениками. Их принято называть в следующем порядке:

  1. Андрей, упоминаемый обычно с добавлением титула Первозванный.
  2. Пётр ─ его брат.
  3. Иоанн ─ евангелист, самый молодой из апостолов, любимый ученик Христа, заслуживший титул Богослова.
  4. Иаков Заведеев, брат апостола
  5. Филипп, о котором известно лишь, что он родом из Вифсаиды.
  6. Варфоломей ─ тот самый апостол, которого Иисус назвал «истинным израильтянином, в котором нет лукавства».
  7. Матфей ─ евангелист, бывший мытарь, занимавшийся сбором налогов.
  8. Фома, прозванный Неверующим за его сомнения в воскрешении Иисуса.
  9. Иаков Алфеев ─ брат апостола Фаддея.
  10. Иуда Фаддей ─ апостол, о котором идёт речь в нашей статье. Следует обратить внимание, что в каноническом списке он упомянут сразу под двумя именами.
  11. Симон Кананит, называемый также в Новом Завете
  12. Иуда Искариот ─ предатель, который после своего отступничества и последующего самоубийства был заменён апостолом, носившим имя Матфий (не путать с Матфеем!).

Ученик Христа

В перечне имён 12 апостолов Христа Фаддей традиционно упоминается десятым по счёту с добавлением ещё одной составной части имени ─ важно учесть, например, для правильного понимания эпизода, описанного в Евангелии от Иоанна, когда во время Тайной Вечере один из апостолов, названный Иудой, но с оговоркой, что это был не Искариот, задаёт Иисусу вопрос, касающийся Его предстоящего воскресения. Обратившись к списку имён апостолов, нетрудно догадаться, что речь в данном случае идёт именно об апостоле Фаддее.

В Новом Завете сведения об этом ученике Иисуса Христа, вошедшем в число 12 апостолов, весьма ограничены. Известно лишь, что он являлся сыном Алфея и Клеопы. Несколько более подробную информацию можно получить из Священного Предания, гласящего, что после Вознесения Спасителя апостол Фаддей (он же Иуда) проповедовал слово Божие вначале в Иудее, Идумее, Самарии и Галилеи, а вслед за тем отправился на Аравийский полуостров, побывал в Месопотамии и Сирии, после чего прибыл в Эдессу.

Автор Соборного послания

С этим городом, располагавшимся на юго-востоке современной Турции, связано одно из его наиболее значимых деяний. В Эдессе (по другим источникам, в Персии) апостол написал своё знаменитое Соборное послание, включённое в состав Нового Завета. В нём он кратко, но при этом необычайно ёмко и убедительно изложил целый ряд истин, являющихся составной частью христианского учения. В частности, им был изложен догмат о Святой Троице, о грядущем Страшном Суде, воплощении Спасителя нашего Иисуса Христа, а также об ангелах Божьих и духах тьмы.

Этот его труд имеет не только догматическое, но и большое воспитательное значение, поскольку в нём святой апостол призывает к соблюдению плотской чистоты и целомудрия, добросовестному исполнению своих повседневных трудов и усердию в молитве. Кроме того, он предостерегает членов религиозных общин от возможного влияния различных еретических лжеучений, получивших в тот период весьма широкое распространение. Ставя превыше всего веру во Христа, апостол Иуда (Фаддей) указывает на то, что без добрых дел и реальных проявлений любви к ближним она бывает мертва.

Венец мученичества

Свой земной путь ученик Христов завершил в 80 или 82 году в Армении, где, согласно Священному Писанию, принял мученическую смерть от язычников. Его святые мощи затем предали земле на территории, являющейся сегодня северо-западной частью Ирана. Впоследствии там был учреждён монастырь Святого Фаддея, в который ныне стекаются миллионы паломников со всего мира.

Расположен он в горной местности, на расстоянии 20 км от города Маку. Главный храм монастыря - его фото представлено в статье, - согласно легенде, был возведён в 68 году н. э., то есть ещё при жизни апостола. Известно, что в 1319 году он серьёзно пострадал во время землетрясения, и затем был заново отстроен.

Тем не менее отдельные части здания, в частности алтарный выступ и прилегающие к нему стены, датируются как минимум X веком. Самые древние части храма выложены из чёрного камня, поэтому в народе ему дано название «Кара Келис», что означает «Чёрная церковь».

Апостол армянской церкви

Любопытно отметить, что, несмотря на большое стечение паломников, в храме проводится только одно богослужение в год, а именно в праздник святого апостола, который по местному обычаю отмечается 1 июля. В этот день молитва апостолу Фаддею звучит на армянском языке. Дело в том, что именно этой поместной церкви принадлежит монастырь, и среди иранских армян его почитание наиболее распространено.

В монастыре находится наиболее ранняя икона апостола Фаддея, с которой впоследствии было сделано много списков, разошедшихся по всему православному миру. Фото одного из них представлено в статье. Кроме того, отдельные фрагменты мощей апостола, переданные в Ватикан, хранятся также в соборе Святого Петра. В западноевропейском искусстве непременным атрибутом изображений апостола Фаддея является алебарда, что можно видеть на приведённой в статье репродукции.

Брат Иисуса

Всё изложенное выше является наиболее распространённым вариантом идентификации апостола Фаддея, а между тем, часть исследователей отождествляет его с ещё одним евангельским персонажем ─ Иудой, называемым братом Иисуса Христа, поскольку он являлся сыном Иосифа Обручника от его первого брака. И эта версия также представляет интерес. Прежде чем её изложить, отметим, что данный евангельский персонаж также упоминается под именем Иакова, что не должно никого смущать, поскольку соответствует обычаю употреблять несколько имён, о котором упоминалось выше.

Эта традиция берёт своё начало ещё в Средние века, когда не только в Западной Европе, но и на Руси было принято отождествлять апостола Иуду (Фаддея) с братом Иисуса Христа, о котором говорится в 6-й главе Евангелия от Марка. В связи с этим ему приписывается авторство Послания от Иуды, входящее в состав текстов Нового Завета.

Потомок царей Израилевых

Если остановиться на этой версии, то апостола Фаддея следует признать сыном от первого брака праведного Иосифа Обручника, лишь формально являвшегося мужем Пресвятой Девы Марии. В этом случае святой апостол является прямым потомком израильских царей Давида и Соломона.

Согласно Священному Писанию, у апостола Иуды (Фаддея) было три родных брата ─ Симеон, Иуда и Иосия, а также две сестры, имена которых не указаны. Поскольку все они являлись детьми праведного Иосифа ─ обручника Девы Марии, то вошло в традицию именовать их Сродниками Господними, подчёркивая тем, что, несмотря на отсутствие с ним кровной связи, они, тем не менее, принадлежат к одной семье.

Наследство праведного Иосифа

Упоминая о братьях Иисуса Христа, в число которых, по данной версии, входил и апостол Фаддей, евангелист Иоанн говорит, что вначале они не верили в Его Божественную сущность и не придавали значения словам, произносимых Им проповедей. Так же относились к нему и сёстры.

Более того, как указывает в житие Апостола Фаддея святитель после своего возвращения из Египта праведный Иосиф пожелал разделить между сыновьями принадлежавшую ему землю. Равную со всеми долю он отвёл и Иисусу, несмотря на то, что он был рождён Пречистой Девой Марией не от него, а преестественным образом, по наитию Святого Духа.

Обретение веры

Братья же воспротивились его решению, и один лишь Иуда (Фаддей), поддержав отца, согласился на совместное владение с Иисусом выделенным ему участком земли. Это послужило поводом для того, чтобы именовать его Братом Господним. Поскольку, как указывалось выше, он часто упоминается под именем Иакова, то и в употребление вошло выражение ─ Иаков, брат Господень. Следует иметь в виду, что это одно и то же лицо.

На более позднем этапе земного служения Спасителя Иуда (Фаддей) уверовал в то, что Иисус является именно тем Мессией, которого уже много веков ожидает весь еврейский народ. Обратившись всем сердцем к своему Учителю, он был включён им в число 12-ти апостолов. Тем не менее, помня своё прежнее неверие, и справедливо почитая его тяжким грехом, апостол считал себя недостойным носить звание Божьего брата. Это нашло своё отражение в его соборном послании, где он именует себя лишь братом Иакова.

Две календарные даты

Согласно традиции, установившейся в Русской православной церкви, память святого апостола Фаддея принято отмечать дважды в год. Первый раз это происходит 2 июля, когда по Церковному календарю чествуется брат Господний ─ апостол Иуда Иаковлев. Из приведённого выше текста видно, что он отождествляется с апостолом Фаддеем, величание которому воздаётся как одному из ближайших учеников и последователей Иисуса Христа. Повторно его чествуют 13 июля в праздник, именуемый Собором 12 апостолов, поскольку он входит в их число.

Если персонажи подписаны, то прочитать, а если нет, то никак. (Это не относится к отдельным, индивидуальным изображениям - в этих случаях часто имеется отличительная деталь, как, например, у Андрея - крест буквой Х, у Иоанна - рюмка со змеей, у Варфоломея - перекинутая через руку кожу, у Иакова Старшего - морская раковина и т.п.).

Лично я могу отличить половину. Или меньше. В зависимости от.

Петр и Павел - это понятно. Санта-Клаус с ключом в руках и «мечта антисемита» с мечом. Вайль и Генис). Всегда в центральной части экспозиции. Павел не входил в число 12-ти апостолов, однако, будучи основоположником христианства, занял первое место наравне с Петром. При этом число изображаемых апостолов не увеличилось, а осталось прежним. После исключения по известным причинам Иуды Искариота апостолы по жребию избрали замену - некоего Матфия , так как число двенадцать должно было остаться неизменным - по числу колен Израиля (одиннадцать апостолов можно увидеть лишь в сюжете Уверение Фомы). А о существовании Павла апостолы тогда не подозревали.

Евангелие Рабулы, 586 г. Миниатюра «Собор одиннадцати апостолов об избрании Матфия»

Сразу же с к.IV-н.V вв. (к этому периоду относятся первые из сохранившихся мозаичных памятников Равенны, Рима и Милана) в иконографических схемах «законное» место Матфия занял Павел. Порой даже там, где ему не положено быть по логике. Например, в сюжетах «Сошествие Святого духа на апостолов» или «Вознесение Марии».

Недавно обнаружила на иконе «Собор двенадцати апостолов» константинопольского мастера XIV в. в нашем ГМИИ редкое изображение Матфия.

Четвертый справа в верхнем ряду и есть Матфий. На самой иконе апостолы подписаны, но неразборчиво, поэтому пришлось обратиться к разъяснительной табличке. Икона периода палеологовского ренессанса, замечательная, очень высокого качества, можно сказать изысканная. Вот, - думаю, - как оно, век просвещенный, иконописцы грамотные, заказчики интеллектуалы, поэтому и иконография в точности соответствует литературному источнику. И вдруг вижу - третий апостол слева значится как Иуда! Вообще-то Иудой звали еще и апостола Фаддея, но Фаддей у нас второй справа. То есть мы имеем одновременно и Иуду Искариота, и Матфия (при отсутствии Якова Старшего) что ли?

Помимо Петра и Павла легко можно идентифицировать Андрея . Он старый, седой и лохматый, говоря высоким штилем - «пламенеющий». Рядом со своим братом Петром или с Павлом, потому что Первозванный, а в восточной традиции еще и потому, что первый епископ Константинополя. Именно поэтому он выделен особо на нашей иконе.

Апостол Иоанн Евангелист . Часто (не всегда) молодой, благообразный, почти всегда с кодексом в руках. И также рядом с первоапостолами. Иногда можно встретить Иоанна на месте Павла, как на фреске VI в. в Каирском музее из египетского монастыря Бауит.


Фрагмент

Иаков Старший (Заведеев) - который в Сантьяго-де-Компостелла. Брат Иоанна Евангелиста и один из трех очевидцев Преображения. Его тип - черноволосый, крепкий мужчина в самом расцвете сил - сформировался рано, уже в конце V в. и помещался близко к Христу или заменяющему его символу. Не смотря на свое видное положение позднее он «сливается» с другими второстепенными апостолами, а порой и вовсе отсутствует. Как на нашей иконе или в мозаичных декорациях некоторых сицилийских базилик.

Помимо Иоанна книгу держат Матфей , потому как Евангелист и не всегда - Иаков Младший (Алфеев). На нашей иконе они в первом ряду. Иаков Младший иногда имеет внешнее сходство с Христом (так как отождествляется с апостолом, которого Павел назвал «Иаков, брат господень»).

На картине Дирка Баутса "Тайная вечеря" Иаков Младший легко определяем.

Второго Иуду, он же Фаддей (он же Иуда Иаковлев; в данном случае Иаковлев - это значит брат Иакова Младшего), иногда отождествляют с другим братом Христа - Иудой. Ясно, что «братья» условные, «двоюродные» по «бабушке» Анне. Пишу, а самой смешно - какие братья! Какие бабушки!). Тем не менее, схема фамильного древа подробно разработана и отражена в искусстве. Вот, например, замечательная работа «Святая родня» отца и сына с одинаковым именем Йорг Брей.

По одной из легенд Фаддей и Симон Зелот были теми самыми пастухами, которым в ночь рождения Христа явился ангел. И если художник следует данной версии, то изображает их глубокими стариками.

В церковной литературе «биографии» апостолов хорошо разработаны, возраст определен и все такое. Фома и Филипп считаются после Иоанна самыми молодыми. Но нередко художники в интересах симметрии и декоративности при изображении второстепенных апостолов просто чередуют цвет волос и бородатость.

И последний остался апостол Варфоломей (Нафанаил). Часто изображается рядом с Филиппом, как его родственник или близкий друг. Слово «Варфоломей» длинное, поэтому его «следы» чаще других можно видеть на фресках и иконах).

Набор апостолов мог варьироваться. Вместо Иакова Старшего и Фаддея представляли Евангелистов - Луку и Марка. Эта замена характерна для византийского искусства XII века и данная иконография представлена на сицилийских мозаиках того периода - в Марторане (Палермо) и Монреальском кафедрале.

Пример подписанных апостолов. Мозаика триумфальной арки Евфразиевой базилики в Порече сер. VI в.

А здесь надписи сбиты, и можно попробовать «угадать». Это фрески Пьетро Каваллини (ок.1293 г.) в римской базилике Санта-Чечилия ин Трастевере. Практически все, что осталось от уничтоженного строителями «Страшного суда». Зато посмотреть их можно «лицом к лицу», прямо на уровне глаз, на расстоянии полуметра. Нужно просто попросить сотрудника, немного заплатить, и очень старенькая монашка доставит вас на лифте в закрытое помещение на хорах.



Для равлечения примеры испанских романских фресок XI-XII вв. Испанское христианское искусство всегда доставляет).

Фрески из церкви Св.Климента в Тауле ок.1123 г. Музей национального искусства Каталонии, Барселона. Апостолы Варфоломей, Иоанн, Иаков.

Фрески из церкви Св.Эулалии в Эстацион. Музей национального искусства Каталонии, Барселона.

Последнее обновление:
27.Марта.2018, 16:33


Святые - это люди, стяжавшие особую благодать, очищенные от греха. Когда происходит канонизация, т. е. прославление святого всей церковью, то обязательно пишется его образ.

На иконах изображают: праотцов, пророков, мучеников, святителей, преподобных, блаженных (юродивых), праведных, бессеребренников, благоверных и др.

Разными путями люди угождают Богу: Отец Небесный каждого наделяет талантами в должную меру и от каждого принимает труды во славу Свою, поэтому и Церковь прославляет угодников Божиих в разных ликах.

Святые праотцы

Первые праведники в человеческой истории. На иконах их изображают со свитками, содержащими тексты из Священного Писания; праотца Ноя иногда изображают с ковчегом в руках.

Святые пророки

К пророкам относятся святые люди, которые по внушению Святого Духа предсказывали грядущие события и в особенности появление обетованного Мессии. В иконографии пророков обязательно присутствует изображение нимба как символа святости и особого избранничества Божия; на головах - пророческие шапочки или корона, иногда еще их изображают и с непокрытой головой. Свитки в руках содержат выдержки из текстов их пророчеств. Они одеты в хитон и гиматий, на плечах некоторых милоть - накидка из овчины

К пророкам относятся святые люди, получившие от Бога дар прозрения будущего, возвещавшие миру пути Его Промысла; по внушению Святого Духа они предсказывали о грядущих событиях, в особенности об обетованном Спасителе.
Наиболее почитаемые пророки: Илия (память 2 августа), Иоанн Предтеча (7 июля, 11 сентября). Известны жены-пророчицы, например праведная Анна (16 февраля).
В иконографии пророков обязательно присутствует изображение нимба как символа святости и особого избранничества Божия; на головах — пророческие шапочки (например у пророка Даниила) или корона, как у царей Давида и Соломона; изображаются также пророки и с непокрытой головой; свитки в руках содержат выдержки из текстов их пророчеств.

Святые апостолы

Правовестники слова Божия, посланные Самим Иисусом Христом во все концы земли. Их традиционно изображают со свитками или книгой в форме кодекса, с нимбами вокруг голов; одежда апостолов - хитон и гиматий. Апостол Петр изображается со связкой ключей. Четыре иконы святых евангелистов всегда помещают на Царских Вратах.

Апостолы (по-гречески — посланники) — ученики Христа, сопровождавшие Его во время общественного служения, а впоследствии посланные Самим Господом Иисусом Христом во все концы земли, распространившие веру по миру. Апостолы Петр и Павел (12 июля) именуются первоверховными.

Традиционно святых апостолов изображают со свитками или книгой в форме кодекса, с нимбами вокруг головы; одежды апостолов — хитон и гиматий.

На иконах первоверховпого апостола Петра обычно изображают со связкой ключей, которая означает совокупность церковных Таинств, являющихся символическими ключами от Царствия Небесного: «ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф.16,18-19).

Четыре иконы святых евангелистов всегда помещают на Царских вратах. Евангелисты Матфей, Марк и Лука изображаются во время работы над Евангелиями, сидящими в помещениях за раскрытыми книгами, а святой евангелист Иоанн — среди гор на острове Патмос, где он, согласно Преданию, диктовал Богодухновенный текст своему ученику Прохору.

Равноапостольные

Святые, особенно прославившиеся обращением народов в христианскую веру и жившие в последующие за первыми апостолами времена. Отличия могут быть в изображении одежды, которая характерна для их времени и народа. Их также изображают с крестом в руках - символом крещения и спасения от вечной смерти.

Святители

Святители — патриархи, митрополиты, архиепископы и епископы, достигшие святости чистотой личной жизни и прославившиеся неустанным попечением о своей пастве, хранением Православия от ересей и расколов. Среди их великого сонма наиболее чтимы в русском народе святители: Николай Чудотворец (19 декабря и 22 мая), Вселенские учители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст (общая память 12 февраля); московские святители Петр, Алексий, Иона, Филипп, Иов, Ермоген и Тихон (общая память 18 октября).

К святителям могут быть причислены только епископы, так как они, возглавляя общину, получают дар учительства и продолжают непрерывность апостольского преемства через рукоположение новых епископов.

На иконах святители изображаются в богослужебном епископском облачении. На голове у них может быть митра — особый головной убор, украшенный небольшими иконами и драгоценными камнями, символизирующий терновый венец Спасителя (но чаще святителей изображают с непокрытой головой); облачены они в саккос — верхнюю одежду, знаменующую багряницу Спасителя; на плечах — омофор — длинный лентообразный плат, украшенный крестами, который является обязательной частью облачения епископа. Омофор символизирует заблудшую овцу, которую евангельский добрый пастырь несет на своих плечах домой.

Чудотворцы

(буквально: тот, кто производит чудеса, греч. θαυματουργός) — эпитет святых, особенно прославившихся даром чудотворения и заступничества в ответ на молитву к ним.

Среди чудотворцев особенно почитается святой Николай Угодник. Чудотворцы не являются особым разрядом святых, поскольку в принципе все святые обладают даром чудотворения, а засвидетельствованные чудеса являются основным условием канонизации.

Святые мученики

Святые мученики - святые, прославленные Церковью за мученическую смерть, принятую за веру. Мученики до новомучеников нашего времени - продолжатели апостольского служения, и поэтому на их иконах присутствует крест. В их иконографии активно используется красный цвет как символ пролитой крови за веру.

Священномученики приняли смерть в священном сане, а преподобномученики — в монашеском постриге.

Исповедники

Исповедниками Церковью названы те, кто много пострадал за Христа, открыто исповедуя свою веру, претерпел за это гонения, мучения и пытки, но остался в живых, избежав мученической смерти. Начиная с VI века исповедниками называют святых, которые особой праведностью своей жизни засвидетельствовали христианскую веру.

Столпники

Сто́лпник (греч. στυλίτης, лат. stylita) — христианский святой из числа преподобных, избравший особый вид подвига — непрерывную молитву на «столпе» (открытой возвышенной площадке, камне, башне и т. п.)

Бессребреники

Бессре́бреник (греч. ἀνάργυροι) — лик святых в Православной церкви, особо прославившихся своим бескорыстием, нестяжательством, отказом от богатства, щедростью ради своей христианской веры. Представление о добродетели бессребреничества присущей святости основывается на бессребреничестве Иисуса Христа. Бессребреники имели дар врачевания и употребляли его безвозмездно, исцеляя болезни как телесные, так и душевные. Таковыми врачами были, например, святые Косма и Дамиан (14 июля), великомученик и целитель Пантелеймон (9 авг.) и др.

Блаженные (юродивые)

Юродивые Христа ради, принимая на себя личину безумия, терпя поношения от окружающих, обличали людские пороки, вразумляли власть имущих, утешали страждущих. Среди них Василий Блаженный (2 авг.), Ксения Петербургская (6 февраля) и другие святые.

Внешнее безумие, соединенное с даром предвидения, поведение, идущее вразрез с общепринятым, но позволяющее невзирая на лица обличать грешников и призывать ко спасению через осознание собственного несовершенства и покаяние, — вот основные черты подвига юродства.

Блаженные на иконах изображаются в том виде, в каком они совершали свой подвиг: обнаженными или с легкой повязкой на чреслах, в ветхих одеждах, с веригами на плечах.

Святые праведные

Будучи семейными людьми и живя в миру, святые праведные удостоились святости за особо благочестивый и угодный Богу образ жизни.

Контакты .. Статья 29.4 Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

Основное в апостольской иконографии.

Лик апостолов. Мозаика Софии Киевской. XI век

К иконе всегда отношение особое, поскольку это священное изображение. Все знают, что оно символично. Но порой желание увидеть символику во всем, что изображено на иконе, заставляет людей домысливать о значении того или иного предмета. Мы попытаемся рассказать об этих предметах и если уж и не расставить все точки над «і», то хотя бы объяснить основы.

Поскольку есть некие общие атрибуты для разных групп святых, то и мы с целью упростить изложение несколько обобщим информацию. В этот раз расскажем об иконографии апостолов .

Они изображаются по-разному, с индивидуальными характерными особенностями. Например, Петр обычно носит короткие седые волосы и короткую бороду, Павел – черноволос, лысоват, с длинной заостренной бородой, Андрей – с седыми несколько взъерошенными волосами и бородой и т. д. Можно отметить, что такие портретные особенности в образах конкретных апостолов часто можно наблюдать и в самых ранних их изображениях, что, по всей видимости, свидетельствует об их историчности.

Апостолы Павел и Петр. Мозаика. V в. Италия. Равенна. мавзолей Галлы Плацидии

Одежда апостолов – усредненный традиционный наряд жителей эллинистического востока: хитон (нижняя длинная сорочка) и гиматий – род плаща, который драпировался поверх хитона. Так в античную эпоху часто рисовали философов. В групповых изображениях апостолов их одежды хотя и отличаются оттенками, тем не менее довольно типичны и однообразны. Таким образом подчеркивается равенство учеников Христа.

Страшный суд. Фрагмент. Апостолы. XV век. Фреска прп. Андрея Рублева. Успенский собор во Владимире

В руках апостолов мы обычно видим книжные кодексы или свитки – точно такие же, как и на иконах Спасителя. Порой доводилось слышать, что в такой манере изображают исключительно евангелистов или авторов Посланий апостольских. Это не всегда так. С книгой или свитком традиционно могли писать всех апостолов, ведь все они несли Евангелие – проповедь о Мессии-Спасителе. Вообще, книга или свиток на иконе – это чаще всего символ Слова Божия, которое несут людям пророки, апостолы или их наследники – святители. Хотя, конечно, любой предмет нужно воспринимать в его контексте.

Апостол Петр. Икона. Энкаустика. VI в. Египет. Синай. Монастырь св. Екатерины

Изредка отдельные апостолы могут иметь дополнительные атрибуты. Так, первоверховный апостол Петр часто изображается с двумя ключами. Основанием этому стали слова Христа, обращенные к апостолу Петру: «Дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф. 16:19).

Таким образом, два ключа символизируют духовную власть Церкви – «отпереть» или «запереть» врата Царства Небесного для каждого человека. Иногда этот символ в народном сознании упрощается и вульгаризируется, превращаясь в некие ключи от рая и ада, которыми якобы обладает именно апостол Петр. Не удивительно, что ключи в качестве непременного атрибута апостола Петра более характерны именно для западного христианства, где именно святой Петр стал считаться «князем апостолов», обладающим исключительным правом «вязать и решить», что активно использовали Папы Римские, объявившие себя преемниками апостола Петра и его власти. Ключи святого Петра воспринимаются в католицизме как символ самого папства, наравне с тиарой, и вошли в герб Римских Пап как выражение их претензий на господство над Церковью.

Апостол Петр с ключами. Икона. Фрагмент. XVI век. Мастерская Троице-Сергиева монастыря в Климентовской слободе

Впрочем, слова Спасителя о ключах Царствия Небесного, согласно православной экзегетике, относятся не только к апостолу Петру. «То, что сказано Петру, сказано и прочим апостолам: дам тебе ключи Царства Небесного», – говорит, например, свт. Амвросий Медиоланский.

В раннехристианскую эпоху апостолов также часто изображали с длинным крестом в руках или венком – символами их победы над диаволом.

Апостолы Павел и Петр. Мозаика. V в. Италия. Равенна. Баптистерий православных

В поствизантийскую эпоху под влиянием западной традиции при создании образа апостолов стали чаще использовать буквальные символы их мученичества: например, апостол Павел с мечом, которым ему отсекли голову, а апостол Андрей Первозванный с характерным косым крестом в виде буквы Х, на котором, согласно преданию, его распяли.

Дмитрий Марченко

Двенадцать апостолов Иисуса Христа были основой Его церкви, не говоря уже о том, что некоторые из них даже написали Евангелия как свидетельства очевидцев. Поэтому неудивительно, что восточно-православные иконы, изображающие этих героев веры, настолько популярны среди христианских верующих и коллекционеров религиозных икон. Мы уже писали о том, как распознать некоторых на рукописных иконах, но позвольте нам предоставить дополнительную информацию, которая поможет вам в вашем поиске!

Святой Иаков Алфеев

Святой Иаков Алфеев, известный как Иаков Младший, обычно изображается с каштановой остроконечной бородой и вьющимися или волнистыми волосами. Как известно, в восточно-православной иконографии существуют несколько Иаковов. Вы уже знакомы со Св. Иаковом Старшим, сыном Зеведея, так что теперь вы знаете, как их различить. Однако Св. Иакова Алфеева можно также спутать со Св. Иаковом Праведным, «братом Господним». Последний был первым епископом Иерусалимским, и поэтому его обычно изображают в епископских одеяниях.

Святой Иуда

Не путать с Иудой Искариотом! Св. Иуда был братом Св. Иакова Алфеева и одним из двенадцати апостолов. Он также известен как Иуда Леввей, Иуда Фаддей, Иуда Иаковлев и даже «брат Господень». На православных иконах Св. Иуда показан как зрелый мужчина с кудрявыми каштановыми или седыми волосами и бородой. Кроме того, на некоторых известных религиозных иконах он держит свиток с цитатой из своего Библейского Послания.

Святой Филипп

Св. Филипп славится своим теплым сердцем, миссионерским инстинктом и простой верой в Господа. Он был одним из первых апостолов, которые признали Иисуса Христа Мессией и немедленно откликнулись на Его призыв. Более того, именно благодаря ему крест стал символом Христианства. По этим причинам восточно-православные иконы с изображением Св. Филиппа являются одними из самых популярных и любимых. Выдающегося апостола обычно изображают как безбородого молодого человека, иногда держащего свиток.

Иуда Искариот

Предатель Иуда Искариот, конечно, не является святым, но он был одним из первых двенадцати апостолов, и поэтому изображен на некоторых известных религиозных иконах. Например, на старинной иконе «Тайная Вечеря» Иуда Искариот показан как темноволосый мужчина с бородой, опустивший свою руку в блюдо. Однако на других православных иконах он обычно изображается безбородым молодым человеком, таким как Св. Фома, Св. Филипп или Св. Иоанн. Кроме того, Иуда Искариот – единственный апостол, который всегда изображен без нимба над головой.

Святой Матфий

Св. Матфий был выбран верующими как замена Иуде Искариоту после его предательства Иисуса Христа и самоубийства. На восточно-православных иконах святых его обычно изображают как седовласого пожилого мужчину. Считается, что задолго до того, как стать учеником Христа, Св. Матфий уже был зрелым человеком, что делает его самым старшим среди двенадцати апостолов.

Это самая важная информация, которая может помочь вам распознать святых апостолов на знаменитых религиозных иконах. Однако не забывайте, что в каждом правиле всегда есть исключения. Поэтому, если у вас возникли какие-либо сомнения, не стесняйтесь связаться с нашими экспертами по православной иконографии.



Что еще почитать