Флаг японских ввс. ВВС Японии: переход к промышленной самодостаточности. История ВВС Японии и авиации

Являясь самостоятельным видом вооруженных сил, призваны решать следующие основные задачи: обеспечение ПВО, оказание авиационной поддержки сухопутным войскам и ВМС, ведение воздушной разведки, осуществление воздушных перевозок и десантирование войск и грузов. Учитывая важную роль, которая отводится ВВС в агрессивных планах японского милитаризма, военное руководство страны уделяет большое внимание наращиванию их боевой мощи. В первую очередь это делается за счет оснащения частей и подразделений новейшей авиационной техникой и оружием. С этой целью в последние годы при активном содействии США в Японии было развернуто производство современных боевых самолетов F-15J, управляемых ракет AIM-9P и L «Сайдвиндер» класса «воздух - воздух», вертолетов СН-47. Завершены разработки и начат серийный выпуск зенитных ракетных комплексов ближнего действия типа 81, реактивных учебно-тренировочных самолетов Т-4, УР ASM-1 класса «воздух - корабль», новых стационарных и мобильных трех-координатных РЛС и т. д. В настоящее время заканчивается подготовка к развертыванию производства на японских предприятиях зенитных ракетных комплексов «Патриот» по американской лицензии.

Все это, а также продолжающиеся поставки оружия из США позволили японскому руководству значительно укрепить свои ВВС. В частности, за последние пять лет на их вооружение поступило около 160 самолетов боевой и вспомогательной авиации, в том числе свыше 90 истребителей F-15J, 20 тактических истребителей F-1, восемь самолетов ДРЛО и управления Е-2С «Хокай», шесть транспортных самолетов С-130Н и другая авиационная техника. За счет этого четыре истребительные авиационные эскадрильи (201, 202, 203 и 204-я) были перевооружены самолетами F-15J, завершено укомплектование истребителями-бомбардировщиками F-1 трех эскадрилий (3, 6 и 8-й), сформирована 601-я эскадрилья ДРЛО и управления (самолеты Е-2С «Хокай»), начато перевооружение 401-й транспортной эскадрильи самолетами С-130Н. Из зенитных ракетных комплексов ближнего действия типа 81, а также переносных ЗРК «Стингер» и зенитных артиллерийских установок «Вулкан» сформирован первый смешанный зенитный ракетно-артиллерийский дивизион (смзрадн) ПВО. Кроме того, на вооружение ВВС продолжали поступать трехкоордн-натные стационарные (J/FPS-1 и -2) и мобильные (J/TPS-100 и -101) РЛС японского производства, которые заменяли устаревшие американские станции (AN/FPS-6 и -66) в радиотехнических войсках ВВС. Сформированы также семь отдельных мобильных радиолокационных рот. На завершающем этапе находятся работы по модернизации АСУ ПВО «Бейдж».

Ниже, по данным зарубежной печати, приводятся организация и состав, боевая подготовка и перспективы развития ВВС Японии.

ОРГАНИЗАЦИЯ И СОСТАВ. Руководство военно-воздушными силами осуществляет командующий, который одновременно является начальником штаба. Основные силы и средства ВВС сведены в четыре командования: боевое авиационное (БАК), учебное авиационное (УАК), учебное авиационно-техническое (УАТК) и материально-технического обеспечения (МТО). Кроме того, имеется несколько частей и учреждений центрального подчинения (организационная структура ВВС показана на рис. 1).

С августа 1982 года систематически проводятся специальные летно-тактические тренировки, целью которых является отработка японскими летчиками перехватов бомбардировщиков противника в условиях широкого применения средств РЭБ. В роли последних выступают американские стратегические бомбардировщики В-52, которые осуществляют постановку активных помех бортовым РЛС истребителей, выполняющих перехват. В 1985 году было выполнено 12 таких тренировок. Все они проводились в зоне боевой подготовки ВВС Японии, расположенной западнее о. Кюсю.

Помимо упомянутых выше, еженедельно проводятся совместно с американской авиацией летно-тактические тренировки по совершенствованию навыков летного состава в выполнении перехватов и ведению групповых воздушных боев (от пары до звена самолетов с каждой стороны). Продолжительность такой тренировки одна-две летные смены (по 6 ч).

Наряду с совместными японо-американскими мероприятиями командование ВВС Японии систематически организует летно-тактические тренировки авиационных, зенитных ракетных частей и подразделений как самостоятельно, так и во взаимодействии с сухопутными войсками и ВМС страны.

Плановыми мероприятиями боевой подготовки истребительной авиации являются проводимые с 1960 года ежегодные учения-соревнования подразделений боевого и авиационного командования. В ходе их выявляются лучшие авиационные части н подразделения, изучается опыт их боевой подготовки. В таких учениях-соревнованиях участвуют команды от всех частей БАК, а также от учебных эскадрилий 4 иакр у учебного авиационного командования, расчеты от дивизионов ЗУР «Найк-J» и команды операторов РЛП и пунктов наведения.

В каждой авиационной команде четыре боевых самолета и до 20 человек летного и технического состава. Для проведения соревнований, как правило, используются авиабаза Комацу, одна из наиболее крупных зон боевой подготовки ВВС, расположенная над акваторией Японского моря северо-западнее Комацу, а также авиационные полигоны Амагамори (северная часть о. Хонсю) и Симамацу (о. Хоккайдо). Команды соревнуются в выполнении перехватов воздушных целей, ведении групповых воздушных боев, нанесении ударов по наземным и морским целям, в том числе с осуществлением практических бомбометаний и стрельб.

В иностранной печати отмечается, что ВВС Японии обладают широкими боевыми возможностями и их экипажи имеют высокий уровень профессиональной подготовки, который поддерживается всей системой повседневной боевой учебы и проверяется в ходе упомянутых выше различных учений, соревнований и других мероприятий. Средний годовой налет летчика истребительной авиации составляет около 145 ч.

РАЗВИТИЕ ВВС . В соответствии с пятилетней программой строительства вооруженных сил Японии (1986-1990) дальнейшее наращивание мощи ВВС планируется осуществлять главным образом за счет поставок современных самолетов, зенитных ракетных комплексов, модернизации авиационной техники и вооружения, а также совершенствования системы контроля воздушного пространства и управления.

Программой строительства намечается продолжить осуществляемые с 1982 года поставки самолетов F-15J ВВС страны и довести их общее количество к концу 1990 года до 187 единиц. К этому времени планируется перевооружить истребителями F-15 еще три эскадрильи (303, 305 и 304-ю). Большую часть состоящих на вооружении самолетов F-4EJ (сейчас их насчитывается 129 единиц), в частности 91 истребитель, намечается модернизировать с целью продления срока их эксплуатации до конца 90-х годов, а 17 машин переоборудовать в самолеты-разведчики.

В начале 1984 года было решено принять на вооружение ВВС американские зенитные ракетные комплексы «Пэтриот» и перевооружить ими все шесть зенитных ракетных дивизионов ЗУР «Найк-J». Начиная с 1986 финансового года намечено ежегодно выделять средства на закупку четырех ЗРК «Пэтриот». Поступление их в ВВС начнется в 1988 году. Первые две учебные батареи планируется сформировать в 1989 году, а с 1990-го приступить к перевооружению зенитных ракетных дивизионов (по одному ежегодно).

Программой строительства ВВС предусматривается также продолжение поставок из США транспортных самолетов С-130Н (для 401-й эскадрильи транспортного авиакрыла), количество которых к концу 1990 года намечено довести до 14 единиц.

Расширить возможности системы контроля воздушного пространства планируется за счет увеличения количества самолетов ДРЛО Е-2С «Хокай» (до 12), что, по мнению японских специалистов, позволит перейти к круглосуточному боевому дежурству. Кроме того, к 1989 году намечено завершить модернизацию АСУ силами и средствами ПВО «Бэйдж», в результате которой значительно возрастет уровень автоматизации процессов сбора и обработки данных о воздушной обстановке, необходимых для управления активными силами ПВО. Продолжится перевооружение радиолокационных постов ПВО современными трехкоординатными РЛС японского производства.

Проводятся также и другие мероприятия, направленные на дальнейшее развитие ВВС страны. В частности, продолжаются НИОКР по выбору нового боевого самолета, который должен заменить тактический истребитель в 90-х годах, изучаются вопросы целесообразности принятия на вооружение ВВС самолетов-заправщиков и самолетов ДРЛО и управления .

Полковник В. Самсонов

Двадцатый век стал периодом интенсивного развития военной авиации во многих европейских странах. Причиной появления стала потребность государств в противовоздушной и противоракетной защите экономических и политических центров. Развитие боевой авиации наблюдалось не только в Европе. Двадцатое столетие - это время наращивания мощи ВВС которой также стремилось обезопасить себя, стратегические и государственно важные объекты.

Как все начиналось? Япония в 1891-1910 годы

В 1891 году в Японии были запущены первые летательные машины. Это были модели, использующие резиновые моторчики. Со временем был создан побольше, в конструкции которого имелся привод и толкающий винт. Но данное изделие ВВС Японии не заинтересовало. Рождение авиации произошло в 1910 году, после приобретения самолетов “Фарман” и “Гранде”.

1914 год. Первый воздушный бой

Первые попытки использования японской боевой авиации были предприняты в сентябре 1914 года. В это время армия Страны восходящего солнца вместе с Англией и Францией противостояла немцам, дислоцирующимся на территории Китая. За год до этих событий ВВС Японии для учебных целей приобрели два двухместных самолета “Ньюпор NG” и один трехместный “Ньюпор NM” 1910 года выпуска. Вскоре эти авиаединицы стали применяться и для боев. ВВС Японии в 1913 году в своем распоряжении имели четыре самолета “Фарман”, которые конструировались для разведки. Со временем они стали применяться для нанесения авиаударов по врагу.

В 1914 году немецкая авиация совершила атаку на флот в Цингатао. Германия в то время использовала один из лучших своих летательных аппаратов - “Тауб”. В ходе этой военной кампании самолеты ВВС Японии совершили 86 вылетов и сбросили 44 бомбы.

1916-1930 годы. Деятельность компаний-производителей

В это время японскими компаниями “Кавасаки”, “Накадзима” и “Мицубиси” проводятся разработки уникальной летающей лодки “Йокосо”. С 1916 года японские производители создавали конструкции лучших авиационных моделей Германии, Франции и Англии. Такое положение вещей длилось пятнадцать лет. С 1930 года компании начинают производство самолетов для ВВС Японии. Сегодня этого государства входят в десятку самых сильных армий мира.

Отечественные разработки

К 1936 году японскими фирмами-производителями “Кавасаки”, “Накадзима” и “Мицубиси” были сконструированы первые самолеты. ВВС Японии уже обладали двухмоторными бомбардировщиками отечественного производства G3M1 и Ки-21, разведывательными самолетами Ки-15 и истребителями А5М1. В 1937 году конфликт между Японией и Китаем разгорелся снова. Это повлекло за собой приватизацию Японией крупных промышленных предприятий и восстановление над ними государственного контроля.

ВВС Японии. Организация командования

Руководителем военно-воздушных сил Японии является главный штаб. В его подчинении находится командование:

  • боевого обеспечения;
  • авиации;
  • связи;
  • учебное;
  • группа обеспечения безопасности;
  • испытательное;
  • госпиталь;
  • отдел контрразведки ВВС Японии.

Боевой состав ВВС представлен боевыми, тренировочными, транспортными и специальными самолетами и вертолетами.

Империалистические круги Японии продолжают активно наращивать военный потенциал страны под видом создания «оборонительных сил», составной частью которых является авиация.

Судя по сообщениям иностранной печати, возрождение японских ВВС началось в 50-е годы в рамках созданного при непосредственной помощи Пентагона «корпуса общественной безопасности». После преобразования этого корпуса в «силы самообороны» (июль 1954 года) авиацию выделили в самостоятельный вид вооружённых сил. К этому времени её численность составляла около 6300 человек, в ней имелось примерно 170 устаревших самолётов американского производства. В 1956 году ВВС (16 тыс. человек) уже включали два авиационных крыла, четыре группы управления и предупреждения, шесть авиационных школ. Самолеты базировались на восьми аэродромах.

По данным зарубежной печати, формирование ВВС в основном было завершено к началу 60-х годов. В их состав вошли боевое авиационное командование с тремя авиационными направлениями, имевшими авиационные крылья (четыре истребительных и одно транспортное). Летчики готовились в учебном авиационном командовании, а наземные специалисты - в пяти авиационных технических школах, объединенных в учебный технический центр, который затем был преобразован в учебное авиатехническсе командование. В то время снабжением частей и подразделений занималось командование МТО, в которое входили три центра снабжения. Всего в ВВС числилось 40 тыс. человек.

Важную роль в последующем развитии военно-воздушных сил Японии сыграли третья и четвертая пятилетние программы строительства вооружённых сил. По третьей программе (1967/68 - 1971/72 финансовые годы) устаревшие истребители F-86F и F-104J заменялись самолётами F-4EJ (рис. 1), выпускаемыми японской промышленностью по американской лицензии. В были закуплены разведывательные самолёты RF-4E. На смену транспортному поршневому самолёту C-4G был создан собственный транспортный реактивный самолёт С-1 (рис. 2), а для обучения лётного состава сконструирован учебно-тренировочный сверхзвуковой самолёт Т-2 (рис. 3). На базе последнего разработан одноместный самолёт непосредственной авиационной поддержки FS-T2.

Рис. 1. Истребитель F-4EJ «Фантом»

В ходе реализации четвертой программы (1972/73 - 1976/77 финансовые годы), главной задачей которой считается коренная модернизация японских вооружённых сил, в том числе и ВВС, продолжается поставка в части новой авиационной техники. Как сообщалось в иностранной печати, к 1 апреля 1975 года в военно-воздушных силах находилось уже около 60 истребителей F-4EJ (всего намечено приобрести 128 самолётов). Со второй половины 1975 года ожидалось поступление в части самолётов FS-T2 (заказано 68 единиц).

Систему ПВО страны начали создавать в начале 60-х годов. Наряду с истребительной авиацией, составившей её основу, в неё вошли ракетные подразделения ЗУР. В 1964 году имелось уже две группы ЗУР «Найк-Аякс» (в каждой по зенитно-ракетному дивизиону). По планам третьей программы строительства вооружённых сил сформированы две группы ЗУР «Найк-J» (японский вариант ракеты ). В 1973 году к ним прибавилась еще одна группа этих ракет. В это же время ЗУР «Найк-Аякс» были заменены ракетами «Найк-J».


Рис. 2. Транспортный самолёт С-1

Ниже дается краткая характеристика современного состояния ВВС Японии.

Состав ВВС Японии

На середину 1975 года численность личного состава ВВС Японии была около 45 тыс. человек. На вооружении состояло более 500 боевых самолётов (в том числе до 60 истребителей F-4EJ, свыше 170 F-104J, около 250 F-86F и почти 20 разведчиков RF-4E и RF-86F), примерно 400 самолётов вспомогательной авиации (более 35 транспортных и 350 учебных самолётов). Кроме того, имелось не менее 20 вертолётов и приблизительно 150 ПУ ЗУР «Найк-J». Авиация базировалась на 15 авиабазах и аэродромах.


Рис. 3. Учебно-тренировочный самолёт Т-2

Организация ВВС Японии

Военно-воздушные силы Японии включают штаб ВВС, боевое авиационное командование, учебные авиационное и авиатехническое командования, командование МТО, а также части центрального подчинения (рис. 4). Командующий ВВС является одновременно и начальником штаба.


Рис. 4. Схема организации ВВС Японии

Боевое авиационное командование не является высшим оперативным объединением ВВС. Оно состоит из штаба, расположенного в Футю (близ Токио), трёх авиационных направлений, отдельной истребительной авиационной группы на о. Окинава, отдельных частей и подразделении, в том числе разведывательной авиационной эскадрильи.

Авиационное направление считается специфической оперативно-территориальной организационной единицей, характерной только для ВВС Японии. В соответствии с территориальным делением страны на три зоны ПВО (Северную, Центральную и Западную) созданы три авиационных направления. Командующий каждым из них отвечает за деятельность авиации и противовоздушную оборону в зоне своей ответственности. Общая схема организации авиационного направления изображена на рис. 5. Организационно направления различаются между собой только количеством авиационных крыльев и групп ЗУР.


Рис. 5 Схема организации авиационною направления

Северное авиационное направление (штаб на авиабазе Мисава) прикрывает с воздуха о. Хоккайдо и северо-восточную часть о. Хонсю. Здесь размещены истребительное авиационное крыло и отдельная истребительная авиационная группа, вооружённые самолётами F-4EJ и F-1U4J, а также группа ЗУР «Найк-J».

Центральное авиационное направление (авиабаза Ирумагава) отвечает за оборону центральной части о. Хонсю. Оно включает три истребительных авиационных крыла (самолёты F-4FJ, F-104J и F-86F) и две группы ЗУР «Найк-J».

Западное авиационное направление (авиабаза Касуга) обеспечивает прикрытие южной части о. Хонсю, а также о-вов Сикоку и Кюсю. Его боевые силы составляют два истребительных авиационных крыла (самолёты F-104J и F-86F), а также две группы ЗУР «Найк-J». Для обороны архипелага Рюкю на о. Окинава (авиабаза Паха) размещены оперативно подчиненная этому направлению отдельная истребительная авиационная группа (самолёты F-104J) и группа ЗУР «Найк-J», входящая в его состав. Здесь же находятся отряды: МТО, управления и предупреждения, а также базовый.

Как сообщалось в иностранной печати, истребительное авиационное крыло (рис. 6) - основная тактическая единица японских ВВС. Оно имеет штаб, боевую группу (две-три истребительные авиаэскадрильи), группу МТО, состоящую из пяти отрядов различного назначения, и группу аэродромного обслуживания (семь-восемь отрядов).


Рис. 6 Схема организации истребительного авиационного крыла

Крыло управления и предупреждения действует в зоне своего направления (сектора ПВО). Его основная задача - своевременное обнаружение воздушных целей, их опознавание, а также оповещение командиров частей и подразделении ПВО о воздушном противнике и наведение на него истребителей. В крыло входят: штаб, группа контроля воздушной обстановки, три-четыре группы управления и предупреждения, группы МТО и базового обслуживания. Крыльям управления и предупреждения Северного и Западного авиационных направлений подчинено по одному подвижному отряду обнаружения и предупреждения, предназначенному для усиления радиолокационного прикрытия на наиболее важных направлениях или для замены вышедших из строя стационарных РЛС.

Группа ЗУР «Найк-J» может поражать воздушные цели на средних и больших высотах. Она состоит из штаба, дивизиона ЗУР трёх- или четырёхбатарейного состава (по девять ПУ в батарее), отряда МТО и отряда обслуживания.

Отряд МТО авиационного направления несёт ответственность за организацию снабжения частей и подразделений боевой техникой, вооружением, боеприпасами и другим военным имуществом.

Отдельная разведывательная авиационная эскадрилья (аэродром Ирумагава), непосредственно подчиненная штабу боевого авиационного командования, оснащена самолётами RF-4E и RF-80F. Она имеет штаб, отряд МТО и отряд аэродромного обслуживания.

Учебное авиационное командование обеспечивает подготовку летно-подъёмного состава ВВС. Оно включает штаб, одно истребительное и три учебных авиационных крыла, а также учебный авиаотряд. Обучение ведется на самолётах Т-1А, Т-2, T-33A и F-86F.

Учебное авиатехническое командование, объединяющее пять авиационных технических школ, готовит специалистов для обеспечивающих и вспомогательных служб военно-воздушных сил.

Командование МТО занимается долгосрочным планированием, закупками и распределением боевой техники, вооружения и предметов снабжения в соответствии с потребностями боевых и вспомогательных частей и подразделений ВВС. Командованию МТО подчинены три базы снабжения.

К частям центрального подчинения относятся транспортное авиационное крыло и крыло спасательной авиации. Первое предназначено для перебрасывания по воздуху войск и грузов, а также для высадки воздушных десантов. В крыло входят: штаб, транспортная авиационная группа, включающая две авиационные эскадрильи и учебный авиационный отряд (самолёты С-1, YS-11 и С-40), а также группы МТО и аэродромного обслуживания. Задача второго крыла состоит в поиске и спасении экипажей самолётов (вертолётов), потерпевших аварию непосредственно над территорией Японии или над прибрежными водами. Составные элементы крыла - штаб, восемь спасательных отрядов, размещённых в различных районах страны, учебный авиаотряд и группа МТО. На его вооружении находятся самолёты MIJ-2, Т-34 и вертолёты S-G2, Y-107.

Противовоздушная оборона Японии организуется и ведется по единому плану командования вооружённых сил с использованием истребителей F-4EJ, F-104J, F-8GF и ЗУР «Найк-J» из состава военно-воздушных сил. Кроме того, для этих целей привлекаются имеющиеся в сухопутных войсках Японии 3УР (семь зенитный групп - до 160 ПУ). Наблюдение за воздушным пространством осуществляют 28 радиолокационных постов. Для централизованного управления силами и средствами ПВО используется автоматизированная система .

Боевая подготовка личного состава ВВС Японии направлена в первую очередь на отработку задач ПВО страны. Экипажи тактических истребителей и транспортных самолётов обучаются выполнению задач авиационной поддержки и обеспечения действий сухопутных войск и в меньшей мере - военно-морских сил.

Японское военное руководство считает, что возможности авиации страны не соответствуют в полной море современным требованиям ведения боевых действий в первую очередь потому, что большая часть состоящей на вооружении авиационной техники изношена. В связи с этим принимаются меры по замене устаревших истребителей F-86F и F-104J. С этой целью японские специалисты изучают боевые возможности истребителей зарубежных стран (американских F-16, F-15 и F-14, шведского , французского и других), производство которых можно было бы освоить на японских предприятиях по лицензиям. Помимо этого, японские фирмы увеличивают выпуск современных самолётов F-4FJ, FS-T2, С-1 и T-2.

Опубликованные в иностранной печати сведения о японских ВВС показывают, что находящаяся на их вооружении авиационная техника постоянно улучшается в качественном отношении, а организационная структура систематически совершенствуется. Характерным в строительстве ВВС является то, что они все в большей и большей степени комплектуются авиационной техникой собственного производства.

Зарождение и довоенное развитие японской авиации

Еще в апреле 1891 один предприимчивый японец Чихачи Ниномия успешно запускал модели с резиновым моторчиком. Позже он спроектировал большую модель с приводом от часового механизма на толкающий винт. Модель успешно летала. Но японская армия проявила к ней мало интереса, и Ниномия оставил свои эксперименты.

19 декабря 1910 в Японии совершили первые полеты самолеты Фармана и Гранде. Так в Японии началась эпоха летательных аппаратов тяжелее воздуха. Уже через год один из первых японских летчиков - капитан Токиг&ва спроектировал улучшенный вариант Фармаяа, который был построен воздухоплавательной частью в Накано под Токио, и который стал первым выпущенным в Японии самолетом.

Вслед за приобретением нескольких типов зарубежных самолетов и выпуском их улучшенных копий, в 1916 году был построен первый самолет оригинальной разработки - летающая лодка «тип Йокосо», спроектированная первым лейтенантом Чикухем Накадзимой и вторым лейтенантом Кисичи Магоси.

Большая тройка японской авиационной индустрии - «Мицубиси», «Накадзима» и «Кавасаки» - начали свою деятельность в конце 1910-х годов. «Мицубиси» и «Кавасаки» были до того предприятиями тяжелой индустрии, а за «Накадзимой» стояла влиятельная семья Мицуи.

В течение последующих пятнадцати лет эти фирмы выпускали исключительно самолеты иностранной разработки - в основном французские, английские и немецкие образцы. Одновременно японские специалисты проходили обучение и стажировку на предприятиях и в высших инженерных школах США. Однако к началу 30-х годов японская армия и флот пришли к заключению, что авиационной промышленности пора встать на собственные ноги. Было решено, что в дальнейшем будут приниматься на вооружение самолеты и двигатели только собственной разработки. Это, тем не менее, йе остановило практику закупки зарубежных самолетов для ознакомления с последними техническими новинками. Базой для развития собственной авиации Японии стало создание в начале 30-х годов мощностей по производству алюминия, что позволило уже к 1932 г производить ежегодно 19 тыс.т. «крылатого металла».

К 1936 г эта политика дала определенные плоды - японцами были самостоятельно спроектированы двухмоторные бомбардировщики Мицубиси Ки-21 и СЗМ1, разведчик Мицубиси Ки-15, палубный бомбардировщик Накадзима В51Ч1 и палубный истребитель Мицубиси А5М1 - все эквивалентны или даже превосходящие зарубежные образцы.

Начиная с 1937 г, как только разразился «второй китайско-японский конфликт», японская авиационная промышленность закрылась завесой секретности и резко увеличила выпуск самолетов. В 1938 г вышел закон, требовавший установления государственного контроля над всеми авиационными компаниями с капиталом больше трех миллионов йен, правительство контролировало планы производства, технологию и оборудование. Закон защищал такие компании - они освобождались от налогов на прибыль и капитал, и гарантировались их экспортные обязательства.

В марте 1941 г авиационная индустрия получила очередной импульс в своем развитии - императорские флот и армия решили расширить заказы ряду компаний. Японское правительство не могло предоставить средства под расширение производства, но гарантировало предоставление займов частными банками. Более того, флот и армия, которые имели в своем распоряжении производственное оборудование, сдавали его внаем различным авиафирмам в зависимости от собственных нужд. Впрочем армейское оборудование не годилось для производства флотской продукции и наоборот.

В течение того же периода армия и флот установили стандарты и процедуры принятия всех видов авиационных материалов. За производством и соблюдением стандартов следил штат технических специалистов и контролеров. Эти офицеры также осуществляли контроль за руководством фирм.

Если посмотреть на динамику производства в японской авиапромышленности, то можно отметить, что с 1931 по 1936 гг выпуск самолетов вырос в три раза, а с 1936 по 1941 г - в четыре раза!

С началом войны на Тихом океане эти службы армии и флота также участвовали в программах расширения производства. Так как флот и армия выдавали заказы независимо, то интересы сторон порой сталкивались. Чего не хватало - так это взаимодействия, и, как этого можно было ожидать, сложности производства от этого только увеличивались.

Уже во второй половине 1941 г осложнились проблемы с поставками материалов. Причем дефицит сразу стал довольно острым, а вопросы распределения сырья постоянно осложнялись. В результате армия и флот установили свой собственный контроль за сырьевыми материалами в зависимости от своих сфер влияния. Сырье делилось на две категории: материалы для производства и материалы для расширения производства. Используя план производства на будущий год, штаб-квартиры распределяли сырье в соответствии с требованиями производителей. Заказ на узлы и агрегаты (на запчасти и для производства) поступал производителям прямо из штабов.

Проблемы с сырьем осложнялись постоянной нехваткой рабочей силы, к тому же ни флот, ни армия управлением и распределением рабочей силы не занимались. Производители сами, как только могли, набирали и обучали персонал. К тому же с удивительной близорукостью вооруженные силы постоянно призывали гражданских рабочих, совершенно не согласуясь с их квалификаций или потребностями производства.

В целях унификации производства военной продукции и расширения выпуска самолетов в ноябре 1943 г японское правительство создало министерство снабжения, ведавшее всеми вопросами производства, в том числе трудовыми резервами и распределением сырья.

Для координации работы авиационной индустрии министерство снабжения установило определенную систему разработки плана производства. Генеральный штаб на основе текущей военной обстановки определял потребности в боевой технике и направлял их в морское и военное министерства, которые после одобрения отсылали их на утверждение в министерства, а также соответствующему морскому и армейскому ^генеральным штабам. Далее министерства согласовывали эту программу с производителями, определяя потребности в мощностях, материалах, людских ресурсах и оборудовании. Производители определяли свои возможности и отсылали протокол о согласовании в министерства флота и армии. Министерства и генеральные штабы определяли вместе месячный план для каждого производителя, который направляли министерству снабжения.

Табл. 2. Производство авиационной продукции в Японии во время второй мировой войны

1941 1942 1943 1944 1945
Истребители 1080 2935 7147 13811 5474
Бомбардировщики 1461 2433 4189 5100 1934
Разведчики 639 967 2070 2147 855
Учебные 1489 2171 2871 6147 2523
Другие (летающие лодки, транспортные, планеры и др.) 419 355 416 975 280
Всего 5088 8861 16693 28180 11066
Двигатели 12151 16999 28541 46526 12360
Винты 12621 22362 31703 54452 19922

В производственных целях узлы и части авиационной техники разбивались на три класса: находящиеся под контролем, распределяемые правительством и поставляемые правительством. «Контролируемые материалы» (болты, пружины, заклепки и т.п.) выпускались под контролем правительства, но распределялись по заказам производителей. Распределяемые правительством" узлы (радиаторы, насосы, карбюраторы и т.п.) производились по специальным планам рядом дочерних фирм для поставок производителям самолетов и авиамоторов непосредственно на сборочные линии последних. "Поставляемые" правительством узлы и детали (колеса, вооружение, радиооборудование и т.п.) заказывались непосредственно правительством и поставлялись по указанию последнего.

Ко времени образования министерства снабжения поступило распоряжение прекратить строительство новых авиационных мощностей. Было очевидно, что мощностей достаточно, и главным было увеличение эффективности уже существующего производства. Для усиления контроля и управления на производстве к ним представлялись многочисленные контролеры из министерства торговли и промышленности и наблюдатели от флота и армии, которые находились в распоряжении региональных центров министерства снабжения.

Вопреки этой, довольно беспристрастной системе контроля производства, армия и флот всеми силами старались сохранить свое особое влияние, направив своих собственных наблюдателей на авиационные, двигателестроительные и смежные производства, а также все делали для сохранения своего влияния на тех заводах, которые уже находились под их контролем. В том что касалось производства вооружения, запчастей и материалов, флот и армия создавали свои собственные мощности, причем даже не информируя министерство снабжения.

Несмотря на вражду между флотом и армией, а также тяжелые условия, в которых работало министерство снабжения, японская авиационная индустрия была в состоянии постоянно с 1941 по 1944 г наращивать производство самолетов. В частности в 1944 г только на контролируемых заводах производство выросло на 69 процентов по сравнению с предыдущем годом. Производство двигателей выросло на 63 процента, винтов - на 70 процентов.

Несмотря на эти впечатляющие успехи, этого все равно было недостаточно для того, чтобы противостоять огромной мощи противников Японии. Между 1941 и 1945 гг США производили самолетов больше, чем Германия и Япония вместе взятые.

Табл.З. Производство самолетов в некоторых странах противоборствующих сторон

1941 1942 1943 1944 Всего
Япония 5088 8861 16693 28180 58822
Германия 11766 15556 25527 39807 92656
США 19433 49445 92196 100752 261826

ЗАРУБЕЖНОЕ ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ № 9/2008, стр. 44-51

Майор В. БУДАНОВ

Начало см.: Зарубежное военное обозрение. - 2008. - № 8. - С. 3-12.

В первой части статьи были рассмотрены общая организационная структура ВВС Японии, а также состав и задачи, решаемые боевым авиационным командованием.

Командование боевого обеспечения (КБО) предназначено для обеспечения деятельности БАК. Оно решает задачи поисково-спасательного, военно-транспортного, транспортно-заправочного, метеорологического и навигационного обеспечения. Организационно это командование включает поисково-спасательное авиационное крыло, три транспортные авиагруппы, транспортно-заправочную эскадрилью, группы управления воздушным движением, метеорологического обеспечения и контроля средств радионавигации, а также специальную транспортную авиагруппу. Численность личного состава КБО около 6 500 человек.

В текущем году в КБО создана первая эскадрилья транспортно-заправочной авиации с целью расширения операционной зоны истребительной авиации и повышения боевых возможностей ВВС по защите удаленных от основной территории островов и морских коммуникаций. Одновременно с этим предполагается обеспечить увеличение длительности патрулирования истребительной авиации на угрожаемых направлениях. Наличие заправочной авиации позволит также осуществлять беспосадочную переброску истребителей на удаленные полигоны (в том числе за рубеж) для отработки задач оперативной и боевой подготовки. Самолеты нового для японских ВВС класса могут быть использованы для доставки личного состава и грузов и обеспечить возможность более широкого участия национальных вооруженных сил в международных миротворческих и гуманитарных операциях. Предполагается, что заправочная авиация будет базироваться на АвБ Комаки (о. Хонсю).

Всего, по расчетам специалистов военного ведомства, считается целесообразным иметь в перспективе в боевом составе японских ВВС до 12 самолетов-заправщиков. Организационно эскадрилья заправочной авиации будет включать штаб и три группы: заправочной авиации, инженерно-авиационного обеспечения и аэродромно-технического обслуживания. Общая штатная численность подразделений около ПО человек.

Одновременно с выполнением заправочных функций самолет KC -767 J предусматривается использовать как транспортный

Организационная структура командования боевого обеспечения ВВС Японии

Основу формируемой эскадрильи составят транспортно-заправочные самолеты (ТЗС) KC-767J производства американской компании «Боинг». В соответствии с заявкой министерства обороны Японии в США осуществляется переоборудование четырех уже построенных Боинг 767 в соответствующую модификацию. Один самолет оценивается примерно в 224 млн долларов. KC-767J в хвостовой части фюзеляжа оборудуется управляемой топливно-заправочной штангой. С ее помощью он сможет выполнять в воздухе заправку одного самолета со скоростью передачи топлива до 3,4 тыс. л/мин. Время, требуемое для заправки одного истребителя F-15 (объем топливных баков 8 тыс. л), составит около 2,5 мин. Общий запас топлива самолета 116 тыс. л. В зависимости от необходимости горючее может либо использоваться самим KC-767J, либо передаваться на другие самолеты. Это позволит более гибко расходовать имеющиеся на борту его запасы. Возможности машины данного типа по дозаправке в воздухе могут быть увеличены за счет установки в грузовом отсеке дополнительного топливного бака объемом около 24 тыс. л.

Одновременно с выполнением заправочных функций самолет KC-767J предусматривается использовать как транспортный для доставки грузов и личного состава. Переоборудование из одной версии в другую занимает от 3 до 5 ч 30 мин. Максимальная грузоподъемность этой машины 35 т либо до 200 человек личного состава со штатным стрелковым вооружением.

Помимо штатного радиоэлектронного оборудования, устанавливаемого на самолетах Боинг 767, KC-767J оснащается комплектом аппаратуры специального назначения, включающим в себя: систему управления дозаправкой в воздухе RARO-2, средства радиосвязи метрового и дециметрового диапазонов, систему контроля воздушным движением GATM, аппаратуру опознавания «свой - чужой», аппаратуру быстродействующих линий передачи данных «Линк-16», радиопеленгаторную станцию УВЧ-диапазона, радионавигационную систему ТАКАН и приемник КРНС NAVSTAR. Согласно плану боевого использования KC-767J предполагается, что один ТЗС будет обеспечивать деятельность до восьми истребителей типа F-15.

Организационная структура учебного командования ВВС Японии

В настоящее время в ВВС Японии имеются самолеты только трех типов (истребители F-4EJ, F-15J/DJ и F-2A/B), оборудованные системами дозаправки топливом в воздухе. В последующем наличие таких систем будет рассматриваться в качестве обязательного условия для перспективных истребителей. Подготовка летного состава истребительной авиации ВВС Японии к решению задачи дозаправки в воздухе осуществляется на регулярной основе с 2003 года при проведении специальных летно-тактических тренировок, а также совместных с ВВС США учений «Коуп тандер» (штат Аляска) и «Коуп норт» (о. Гуам, Марианские о-ва). В ходе данных мероприятий передача топлива отрабатывается совместно с американскими ТЗС КС-135, базирующимися на АвБ Кадена (о. Окинава).

По заявке военного ведомства с 2006 года проводятся мероприятия по обеспечению возможности дозаправки в воздухе вертолетов. В рамках выделяемых ассигнований в размере свыше 24 млн долларов планируется, в частности, переоборудовать военно-транспортный самолет (ВТС) С-ИОН в заправщик. В результате машина будет оснащена штангой для приема топлива и двумя устройствами его передачи в воздухе методом «шланг - конус», а также дополнительными баками. Модернизированный С-130Н сможет сам принимать топливо от другого самолета-заправщика и осуществлять одновременную заправку в воздухе двух вертолетов. Предполагается, что объем запасов топлива составит около 13 тыс. л, а скорость его передачи - 1,1 тыс. л/мин. Одновременно с этим начались работы по установке соответствующего оборудования на вертолетах UH-60J, СН-47Ш и МСН-101.

Кроме того, министерство обороны приняло решение о придании возможностей по дозаправке перспективному транспортному самолету С-Х. С этой целью на втором опытном образце проведены необходимые доработки и исследования. По мнению руководства военного ведомства, это не повлияет на уже определенные сроки реализации программы НИОКР, согласно которым самолеты С-Х начнут поступать в войска на замену устаревших С-1 с конца 2011 года. В соответствии с тактико-техническим заданием грузоподъемность С-Х будет 26 т или до 110 человек личного состава, а дальность полета - около 6 500 км.

Учебное командование (УК) предназначено для подготовки кадров для ВВС. Оно функционирует с 1959 года, а в 1988-м в рамках реорганизации этого вида было переформировано. В структуру командования входят два истребительных и три учебных авиакрыла, офицерское кандидатское училище и пять авиационно-технических училищ. Общая численность постоянного личного состава УК около 8 тыс. человек.

Истребительные и учебные авиационные крылья предназначены для обучения слушателей и курсантов технике пилотирования самолетов. По своей организационной структуре эти авиакрылья аналогичны истребительному авиакрылу БАК двухэскадрильного состава. Кроме того, в 4 иакр имеется демонстрационно-пилотажная авиаэскадрилья «Блу импалс» (самолеты Т-4).

Подготовка летчиков истребительной, военно-транспортной и поисково-спасательной авиации ВВС Японии осуществляется в учебных заведениях и боевых авиационных частях. Она включает три основных этапа:

Обучение курсантов технике пилотирования и основам боевого применения учебно-боевых самолетов;

Освоение техники пилотирования и боевого применения истребителей, военно-транспортных самолетов и вертолетов, находящихся на вооружении ВВС;

Совершенствование выучки летного состава авиационных частей во время прохождения службы.

Продолжительность обучения в военном авиационном учебном заведении с момента зачисления и до присвоения первичного офицерского звания лейтенант составляет пять лет и три месяца. В учебные заведения ВВС принимаются юноши в возрасте от 18 лет до 21 года, имеющие среднее образование.

На предварительном этапе происходит первоначальный отбор кандидатов для обучения, осуществляемый офицерами префектурных вербовочных пунктов. Он включает рассмотрение заявлений, знакомство с анкетными данными кандидатов и прохождение медицинской комиссии. Успешно завершившие данный этап кандидаты сдают вступительные экзамены и проходят тестирование на профессиональную пригодность. Абитуриенты, сдавшие экзамены с оценкой не ниже «хорошо» и прошедшие тестирование, становятся курсантами УК ВВС Японии. Ежегодный набор составляет около 100 человек, из них до 80 - выпускники средних школ, остальные - выпускники гражданских институтов, изъявившие желание стать военными летчиками.

В рамках теоретической подготовки перед началом летного обучения курсанты изучают аэродинамику, авиатехнику, документы, регламентирующие выполнение полетов, средства связи и радиотехнического обеспечения, а также получают и закрепляют навыки в работе с оборудованием кабины самолета в ходе комплексных тренировочных занятий. Продолжительность обучения два года. После этого курсанты переводятся на первый курс начального летного обучения (на самолетах с поршневыми двигателями).

Продолжительность первого этапа (на учебно-боевых самолетах) составляет восемь месяцев, программа рассчитана на 368 ч (138 ч наземная и 120 ч командно-штабная подготовка, 70 ч налета на самолетах Т-3, а также 40 ч тренировок на тренажерах). Обучение организовано на базе 11-го и 12-го учебных АК, которые оснащены учебно-тренировочными самолетами Т-3 (до 25 единиц в каждом), тренажерами и другим необходимым оборудованием. Общая численность постоянного состава (преподаватели, летчики-инструкторы, инженеры, техники и т. д.) одного авиакрыла 400-450 человек, курсантов 40-50.

Основой высокой боевой выучки летного состава считается индивидуальная подготовка летчиков

Летно-инструкторский состав имеет значительный опыт работы в боевых и учебных частях. Минимальный общий налет инструктора 1 500 ч, средний - 3 500 ч. За каждым из них на период обучения закрепляется не более двух курсантов. Освоение ими техники пилотирования осуществляется по принципу «от простого к сложному» и начинается с отработки взлета, полета по кругу, посадки, простого пилотажа в зоне. К технике пилотирования курсантов предъявляются довольно жесткие требования, необходимость которых обусловлена соображениями обеспечения безопасности полетов и достижения высокого профессионализма будущих летчиков. В связи с этим число курсантов, отчисленных из-за профнепригодности, довольно велико (15-20 проц.). После окончания первого курса начального летного обучения подготовка курсантов проводится в соответствии с их желанием и проявленными профессиональными способностями по программам подготовки летчиков истребительной и военно-транспортной авиации, а также вертолетчиков.

Программа подготовки летчиков-истребителей начинает осваиваться со второго курса начального обучения (на самолетах с реактивным двигателем).

Продолжительность обучения в настоящее время составляет 6,5 месяца. Программа подготовки включает наземную (321 ч, 15 учебных тем) и командно-штабную (173 ч) подготовку, 85 ч налета на реактивных учебно-боевых самолетах (УБС) Т-2, а также комплексные тренировки на тренажере С-11 (15 ч). Обучение по программе второго курса организовано на базе 13-го учебного авиакрыла. Общая численность постоянного личного состава крыла 350 человек, в том числе 40 летчиков-инструкторов, средний налет которых на самолетах всех типов 3 750 ч. В ходе обучения до 10 проц. курсантов отчисляется из-за профнепригодности.

Демонстрационно-пилотажная эскадрилья «Блу импалс» 4 иакр оснащена

самолетами Т-4

Завершив начальное летное обучение на поршневых и реактивных самолетах с общим налетом 155 ч, курсанты переходят к основному курсу обучения, которое проводится на базе 1-го истребительного авиакрыла на самолетах Т-4 японского производства. Программа этого курса обучения рассчитана на 6,5 месяца. Она предусматривает общий налет каждым курсантом 100 ч, наземную подготовку (240 ч) и занятия по командно-штабным дисциплинам (161 ч). До 10 проц. курсантов, не освоивших технику пилотирования в рамках установленного программой количества вывозных полетов, отчисляются. Выпускникам основного курса летного обучения присваивается квалификация летчика и вручаются соответствующие нагрудные знаки.

Целью второго этапа летной подготовки курсантов является освоение техники пилотирования и боевого применения самолетов, находящихся на вооружении ВВС. В интересах решения этих задач организованы курсы боевой подготовки на сверхзвуковых реактивных УТС Т-2 и курсы переучивания на боевые самолеты F-15J и F-4EJ.

Курс боевой подготовки на УТС Т-2 проводится в 4-м истребительном авиакрыле, укомплектованном летчиками-инструкторами со значительным опытом полетов на боевых самолетах F-4E и F-15. Он рассчитан на десять месяцев. Программа предусматривает общий налет курсанта 140 ч. Самостоятельные тренировочные полеты составляют примерно 70 проц. времени общего налета. При этом у обучаемых вырабатываются устойчивые навыки пилотирования и боевого применения самолетов Т-2. Характерная особенность подготовки - участие курсантов, по мере приобретения ими опыта, в совместных с летчиками боевых частей летно-тактических тренировках по отработке вопросов ведения воздушных боев истребителей различного типа. После завершения курса боевой подготовки на самолетах Т-2 общий налет курсантов составляет 395^00 ч и им присваивается воинское звание унтер-офицера. Теоретическое и практическое переучивание осуществляется в 202-й (самолеты F-15J) и 301 (F-4EJ) истребительно-авиационных эскадрильях ПВО, которые наряду с выполнением этой задачи привлекаются к боевому дежурству. В ходе его курсанты отрабатывают основные элементы техники пилотирования и боевого применения самолетов F-15J и F-4EJ.

Программа переучивания на самолеты F-15J рассчитана на 17 недель. Она включает теоретическую подготовку, тренировки на тренажерах TF-15 (280 ч) и полеты (30 ч). Всего в 202 иаэ насчитывается 26 летчиков, из них 20 летчиков-инструкторов, за каждым из которых на период обучения закрепляется один курсант. Переучивание на самолеты F-4EJ осуществляется в 301-й истребительно-авиационной эскадрилье ПВО в течение 15 недель (за это время налет курсанта составляет 30 ч). Программа теоретической подготовки и тренировок на тренажерах рассчитана на 260 учебных часов.

Подготовка летчиков на самолетах ВТА и вертолетах проводится на базе 403 аэ транспортного авиационного крыла и учебной эскадрильи поисково-спасательного АК. Большая часть этих пилотов готовится путем переучивания бывших летчиков-истребителей на военно-транспортные самолеты и вертолеты, а около половины проходят обучение в качестве курсантов, которые, как и будущие летчики-истребители, сначала занимаются в отряде теоретической подготовки (два года) и проходят на первом курсе начального летного обучения (восемь месяцев, на самолетах Т-3), после чего они осваивают технику пилотирования на УТС Т-4, а затем на учебном ВТС В-65. Далее будущие летчики военно-транспортной авиации проходят подготовку на самолетах YS-11, С-1 и вертолетах S-62.

Перед присвоением офицерского звания лейтенанта все курсанты, завершившие переучивание и летную практику в частях, направляются на четырехмесячные командно-штабные курсы летного состава при офицерском кандидатском училище в г. Нара (о. Хонсю). После окончания курсов они распределяются по боевым авиационным частям, в которых осуществляется дальнейшая их подготовка согласно планам и программам, разрабатываемым командованием ВВС Японии.

Третий этап - совершенствование выучки летного состава авиационных частей во время прохождения службы предусмотрено в процессе боевой подготовки. Основой высокой профессиональной и боевой выучки летного состава считается индивидуальная подготовка летчиков. Исходя из этого, в японских ВВС разработан и реализуется план увеличения ежегодного налета летчиков истребительной авиации. Навыки летный состав совершенствует в соответствии со специальными программами боевой подготовки ВВС, которые предусматривают последовательную отработку элементов боевого применения самостоятельно, в составе пары, звена, эскадрильи и крыла. Программы разрабатывает штаб ВВС Японии во взаимодействии со штабом 5 ВА ВВС США (АвБ Иокота, о. Хонсю). Высшей формой боевой подготовки летного состава являются летно-тактические учения и тренировки, проводимые как самостоятельно, так и совместно с авиацией США, дислоцирующейся в западной части Тихого океана.

Ежегодно в ВВС Японии проходит значительное количество мероприятий ОБП в масштабе авиакрыльев, авиационных направлений, важное место среди которых занимают летно-тактические учения-соревнования авиаподразделений БАК и транспортного авиакрыла. К числу наиболее крупных относятся итоговые учения национальных военно-воздушных сил «Соэн», японо-американские летно-тактические учения «Коуп норт», а также совместные поисково-спасательных подразделений. Кроме того, систематически организуются японо-американские летно-тактические тренировки по перехвату стратегических бомбардировщиков В-52 в условиях радиоэлектронного противодействия и еженедельные тренировки экипажей истребительной авиации в районах о-вов Окинава и Хоккайдо.

Проведение научных исследований, экспериментов и испытаний в интересах совершенствования авиационной техники и вооружения ВВС возложено на испытательное командование. Организационно в структуру командования входят испытательное авиакрыло, группа испытаний радиоэлектронного вооружения и исследовательская лаборатория авиационной медицины. Испытательное авиакрыло выполняет следующие функции: занимается испытанием и изучением летных, эксплуатационных и тактических характеристик самолетов, авиационного вооружения, радиоэлектронного и специального оборудования; разрабатывает рекомендации по их эксплуатации, пилотированию и боевому применению; проводит контрольные облеты самолетов, поступающих с заводов-изготовителей. На его базе ведется также подготовка летчиков-испытателей. В своей деятельности крыло тесно контактирует с научно-исследовательским техническим центром.

Командование материально-технического обеспечения предназначено для решения задач МТО ВВС. Оно отвечает за получение и создание запасов материальных средств, их хранение, распределение и техническое обслуживание. Организационно в структуру командования входят четыре базы снабжения.

В целом внимание, уделяемое военно-политическим руководством страны развитию национальных ВВС, свидетельствует о важной роли этого высокотехнологичного вида вооруженных сил в планах Токио по обеспечению боеготовности страны.

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте



Что еще почитать