Где построен храм христа спасителя. Основные размеры храма христа спасителя

По народным поверьям, в праздник Ивана Купалы вода может «дружить» с огнем, а их союз считается природной силой. Символом такого соединения являются костры по берегам рек, которые зажигались в ночь на Купалу. В купальскую, самую короткую ночь в году оживают обитатели Нави. Пропадает грань между духами и людьми. В наш мир приходят ведуны и ведуньи, оборотни, русалки, колдуны, домовые, водяные и лешие.

Считается, что Иван Купала — это Иоанн Креститель, который проводил обряд крещения с помощью купания своих последователей в реке. Но некоторые этнографы утверждают, что Купала — это более позднее имя древней славянской богини Марены (Мары) . Образ Марены связывается со смертью, отсюда и сезонные аграрные обряды — в честь умирания и воскресения природы.

Примечательна судьба места, о котором далее пойдет речь и которое вполне заслужило название проклятого. Оно известно тем, что здесь испокон веков строились храмы, но у всех была недолгая и печальная судьба. Все эти объекты «нехорошее место» словно сбрасывало с себя, стремясь остаться свободным от догм пришлой веры.

По завершении наполеоновского нашествия 1812 года Россия не могла не возблагодарить Всевышнего за заступничество в критический период истории страны.

12 октября 1817 года, через пять лет после ухода французов из Москвы, состоялась торжественная закладка храма Христа Спасителя на Воробьевых горах, между Смоленской и Калужской дорогами. Однако вскоре у строителей возникли проблемы. После смерти Александра I новый самодержец России Николай I приказал приостановить все работы.

Десятого апреля 1832 года император утвердил новый проект храма, разработанный архитектором Константином Тоном. Император учредил особую комиссию по постройке нового храма и лично избрал место для него — на берегу реки Москвы, неподалеку от Кремля.

Тамошний Алексеевский монастырь — памятник XVII века — и церковь Всех Святых по его повелению были разрушены, монастырь в 1836 году перевели в Красное Село.

Свято-Алексеевский монастырь, на месте которого позднее и был построен храм Христа Спасителя. Картина Карла Рабуса, 1838 г.

Вот что пишет И. М. Любимов в книге «Малознакомая Москва»:

«...Инокини Алексеевского монастыря закончили последнее богослужение. Монастырская утварь погружена на подводы, а настоятельница монастыря, игуменья, все не появлялась. И вдруг, неожиданно выйдя из кельи, она приказала приковать себя цепями к дубу. Заранее подготовленные верные ей инокини желание игуменьи немедленно исполнили. Ее отказ покинуть монастырь власти расценили как бунт, как неповиновение указу Николая I. Поэтому настоятельницу освободили от пут и насильно выдворили за ворота. Обернувшись, она произнесла: «Стоять здесь ничего не будет!»

Строительство началось только в 1839 году и продолжалось почти 44 года. Освящение состоялось 26 мая (7 июня) 1883 года в присутствии уже Александра III, незадолго до того взошедшего на престол. По этому случаю была даже учреждена государственная награда — памятная медаль «В память освящения храма Христа Спасителя». Ею награждались лица, связанные со строительством.

В храме Христа Спасителя была впервые исполнена увертюра «1812 год» Петра Чайковского. Здесь был собственный хор, считавшийся одним из лучших в Москве, звучали голоса Федора Шаляпина и Константина Розова.

В храме торжественно отмечались коронации, всенародные праздники и юбилеи: пятьсот лет со дня преставления Сергия Радонежского, сто лет со дня окончания Отечественной войны 1812 года, трехсотлетие дома Романовых, открытие памятников Александру III и Николаю Гоголю.

Торжественное открытие памятника Александру III в 1912 году (разрушен в 1918 году). Военный парад принимает император Николай II

А главный престольный праздник храма — Рождество Христово — до 1917 года отмечался православной Москвой как праздник победы в Отечественной войне 1812 года.

С января 1918 года финансирование церквей государством было прекращено. А13 июля 1931 года на заседании ВЦИК СССР было принято решение: «Местом для Советов избрать площадь храма Христа в гор. Москве со сносом самого храма и с необходимым расширением площади».

Несколько месяцев продолжались спешные работы по разборке здания. Однако разобрать его до основания не удалось и 5 декабря 1931 года на Кропоткинской площади прогремел. мощный взрыв. После первого взрыва храм устоял, и через некоторое время раздался второй.

По воспоминаниям потрясенных свидетелей, от мощных взрывов содрогнулись не только близстоящие здания, но и находящиеся на расстоянии нескольких кварталов. Только для разборки обломков храма, оставшихся после взрыва, понадобилось почти полтора года.

Однако помпезный Дворец Советов, строительство которого было начато в 1937 году, так и не достроили: помешала война. Металлоконструкции, заложенные в гигантский фундамент, пошли на возведение мостов и противотанковых ежей, а котлован стали быстро заполнять грунтовые воды. С 1960 по 1994 год на месте разрушенного храма размещался бассейн «Москва».

Открытый бассейн «Москва», сооруженный на месте храма Христа Спасителя

После того как у бывшего советского народа сменились ориентиры, началось строительство нового собора на том же месте. К 1999 году оно было завершено.

И хотя храм Христа Спасителя является центральным собором не только столицы, но и всей России, отношение у россиян к нему неоднозначное: некоторые называют его новоделом и утверждают, что там «неблагоприятная энергетика». Вспоминают порой и о проклятии игуменьи Алексеевского монастыря.

И мало кто знает, что святилище Купалы-Марены, духа магии и смерти, располагалось именно на месте бывшей Кропоткинской площади.


Вы можете прочитать другие новости на эту тему:

Духовным символом России, воплощающим память о героизме и мужестве русского народа, стал Храм Христа Спасителя в Москве. Его создали, чтобы поблагодарить Всевышнего за поддержку в грозные часы лихолетья.

Храм Христа Спасителя был построен Москве в память о самоотверженности, которую жители России продемонстрировали в ходе Отечественной войны 1812-13 гг. Первым высказал идею армейский генерал Михаил Кикин. Императору Александру I пришлась по душе мысль о создании необычного мемориала. План строительства храма был также поддержан широкими массами общественности из разных сословий.

В декабре 1812 г вышел императорский манифест. В нем был представлен проект возведения собора, который должен был напоминать россиянам об одержанной победе, увековечить память погибших героев, служить изъявлением благодарности Спасителю за его покровительство. Первоначально разработкой плана строительства занимался известный архитектор Александр Витберг. В октябре 1817 г. в торжественной обстановке на Воробьевых горах было заложено основание церкви. Предполагалось условно разделить внутреннее пространство храма на 3 части:

  • Воплощение
  • Преображение
  • Воскресение

Подземная крипта должна была превратиться в некрополь для останков павших героев. Однако расчеты оказались неверными и под заложенным фундаментом почва начала оседать. Николай I, сменивший на престоле своего венценосного брата, отстранил Витберга от руководства строительством. В должность главного архитектора был произведен Константин Тон.

Он занялся разработкой нового проекта для осуществления, которого выбрал участок в непосредственной близости от Кремля. Ранее эта территория принадлежала Алексеевскому женскому монастырю. Обитель было решено снести. Монахинь возмутило подобное действие властей. Одна из насельниц изрекла пророчество о том, что храм просуществует не более полувека.

Закладка церкви на новом месте состоялась в сентябре 1839 г. Сооружение и отделка здания заняли больше 20 лет. Сам храм был завершен в 1860 г., но роспись потолка и стен, а также обустройство прилегающей территории и набережной продолжались в последующие годы.

В 1880 г в собор перенесли архиепископскую кафедру, и он получил право именоваться Кафедральным. В праздник Вознесения Господня. 26 мая 1883 г храм торжественно освятили. Это событие совпало с коронацией нового российского самодержца Александра III. Несколько позже в июне и июле освятили приделы, посвященные св. Николаю Чудотворцу и св.Александру Невскому.

Храм Христа Спасителя начал полноценную работу. В нем регулярно совершались богослужения и праздничные литургии. В церковном хоре пели прославленные басы архидиякон Константин Розов и певец Федор Шаляпин. Священнослужители храма проводили широкую благотворительную деятельность. Собранные прихожанами средства направлялись в помощь нуждающимся. В честь 100-летнего юбилея победы над армией Наполеона рядом с храмом был воздвигнут монумент, изображающий императора Александра III.

Архитектура и убранство

Внутреннее пространство собора представляет по форме крест с равными сторонами. Храм поражает своей грандиозностью и величием:

  • Высота (общая)- 103 м
  • Высота купола с крестом -35 м
  • Ширина — 85 м
  • Толщина стен-до 3,2 м

Он способен одновременно вместить 10 тыс.чел и является крупнейшим православным собором, относящимся к Русской Церкви. Внутрь храма ведут 12 дверей, сделанных из бронзы. Для их декора были специально отлиты изображения святых. В качестве моделей использовались эскизы Ф.П.Толстого.

Внешняя сторона стен была украшена горельефами из мрамора, расположенными в два ряда. Над их созданием трудились признанные мастера-скульпторы:

  • Клодт
  • Логиновский
  • Рамазанов

Роспись покрывает площадь стен в 22 тыс.кв. м, в т.ч. 9 тыс.кв. м с золочением сусальным золотом.

Современное здание

Современное сооружение выполнено согласно традициям византийско-русского стиля. Состоит из 2 частей:

  1. Верхняя — храм Христа Спасителя с тремя престолами (Рождества Христова, Александра Невского, Николая Чудотворца).
  2. Нижняя — Преображенская церковь с тремя алтарями (Преображение Господне, Тихвинской иконы Божией Матери и Алексия, человека Божия).

Освещение состоялось в 2000 и 1996 годах, соответственно.

Соборная конструкция воссоздавалась по старинным чертежам, рисункам, фотографиям. Она максимально приближена к оригиналу. Нововведением стала т.называемая стилобатная часть, заменившая холм в основании. Она вмещает Преображенскую церковь, залы Церковных соборов и Высшего церковного совета, музей, трапезную, различные служебные помещения. Для сообщения с верхней надземной частью оборудованы лифты. Подъезд транспорта осуществляется через пандус. Для размещения транспортных средств обустроена подземная парковка (305 мест).

Трапезные собора включают 5 больших залов (Патриарший, Белый, Сергиевский, Красный, аванзал), рассчитанных на прием 1,5 тыс. чел одновременно. Помимо прямого назначения, в них организуют бесплатные обеды для паломников, проводят выставки и другие общественные мероприятия. Оформление залов выполнено в старославянском стиле с использованием резьбы и лепки.

Музейная экспозиция, рассказывающая о прошлом и настоящем Кафедрального собора, содержит св.500 экспонатов, в их числе уникальные реликвии и артефакты. Помимо прочего, вниманию публики представлены документы, описывающие уничтожение аутентичного храма, фотографии, демонстрирующие его поэтапное воссоздание.

В храме главный иконостас представляет собой 8-угольную часовню, сложенную из белоснежного мрамора. Для инкрустации и декора использовались цветные разновидности камня. Верхнюю часть венчает шатрообразный позолоченный купол. Он состоит из 4 ярусов, в которых размещаются иконы.

В качестве отделочного материала были задействованы финский гранит красного цвета и челябинский мрамор. По периметру галереи закреплены доски с именами военнослужащих, отличившихся в боях за отчизну и полным перечнем воинских сражений, в которых принимала участие российская армия. Для внутреннего декора использовался итальянский мрамор, шокшкинский кварцит розового цвета (порфир), лабрадор.

Росписи на стенах изображают образы почитаемых в православии русских святых, а также божественные благодеяния, ниспосланные на землю российскую по молитвам верующих. В первозданном виде рисунки создавались известными художниками – В. Суриковым, И.Крамским, В.Верещагиным, А. Корзухиным, Ф. Бруни, Т.Неффом. В наше время над восстановлением фресок работал коллектив, возглавляемый З. Церетели.

Уничтоженное здание

Изначально собор строился по центрическому типу с главным куполом и 4 угловыми колокольнями. Архитектурной «изюминкой» строения было обустройство внешнего и внутреннего пространства в форме равноконечных крестов. Это давало возможность оставлять центр собора незанятым.

Параметры оригинального здания составляли:

  • Площадь – 1,5 тыс. кв. саженей;
  • Высота — 48,5 саженей.

Общая вместимость -7,2 тыс. прихожан.

Согласно разработкам К.Тона, вход в здание проходил через галереи. Однако впоследствии от этой идеи отказались и заменили открытые лоджии застекленными массивными дверями. Поверхность стен покрывалась штукатуркой, поверх которой выполнялась роспись и размещались различные элементы убранства. Мрамор для отделки привозился из Коломенского уезда. Горельефы изображали сюжеты на исторически и библейские темы.

В 1931 г. в рамках борьбы с религией, осуществляемой в советском государстве, храм Христа Спасителя был взорван. По плану на его территории намечали построить Дворец съездов. Однако начало войны в 1941 г. помешало осуществлению задуманного. В 50-х гг. котлован переоборудовали под плавательный бассейн.

Воссоздание

После того, как в Советском Союзе с большим размахом отметили 1000-летие Крещения Руси, общественность выступает с призывом возродить уничтоженные святыни, в первую очередь Храм Христа Спасителя. В программе фонда по возрождению столицы указывается требование построить собор заново на старом месте.

Проектированием здания занимается группа архитекторов под руководством М. Посохина и А.Денисова. Позже их сменяет З.Церетели, который вносит некоторые изменения в уже утвержденный план. Со стороны РПЦ наблюдение за строительством осуществлял протоиерей Л.Калинин.

По своей концепции, храм является обетным, т.е. созданным в память о знаменательном событии, как мемориал погибшим во время Отечественной войны 1812 года, воинам. Данью памяти героическому прошлому служат мраморные доски, на которых содержится подробная информация о сражениях на российской территории:

  • Название
  • Воинские соединения
  • Имена погибших и раненых
  • Численность пострадавших

Мемориальные таблички развешаны вдоль Нижнего коридора. Помимо этого, отдельно представлены тексты главных императорских манифестов. Впервые торжественное богослужение, посвященное Рождеству Христову, было отслужено в новом здании собора в 2000 г. Его совершил патриарх Алексий II. В августе того же года собор архиереев освятил храм. Здесь же была осуществлена канонизация расстрелянной царской семьи и названы имена новомученикови исповедников России.

Храм в наши дни

Величественный собор с момента своего возрождения стал одной из главных достопримечательностей российской столицы. Его посещение входит во многие экскурсионные программы для туристов.

Храм стал местом проведения важных мероприятий в истории Русской Православной Церкви:

  • Архиерейского Собора (2004 г.)
  • Подписания акта о взаимодействии РПЦ Московского Патриархата и РПЦ зарубежом (2007 г.)
  • Отпевания Алексия II, Патриарха Московского и всея Руси (2009 г.)
  • Интронизации Патриарха Кирилла

2012 год был отмечен торжествами по поводу 200-летия победы в Отечественной войне. В Соборном Зале проходят не только религиозные, но и культурные мероприятия – концерты симфонической и духовной музыки, фестивали, конференции. Плановый расчет помещения -1 250 мест. Узнать новости из жизни собора, ознакомиться с графиком служб и временем для посещений можно на официальном сайте.

Святыни

Паломники из разных уголков России, ближнего и дальнего зарубежья приезжают в храм, чтобы поклониться святыням, хранящимся в нем:

  • частицы риз Спасителя; и Богоматери
  • глава Иоанна Златоуста

Для доступа верующих представлены частицы мощей:

  • Андрея Первозванного
  • Марии Египетской
  • князей Александра Невского и Михаила Тверского
  • святителей Петра и Ионы

Веряне имеют возможность увидеть чудотворные иконы:

  • Владимирской Божией Матери
  • Смоленской-Устюженской Божией Матери
  • список с образа «Мадонна ди Сан Лука» (оригинал в г.Болонья)

Кроме того, на всеобщее обозрение выставлены:

  • икона новомучеников и исповедников, признанных в 2000 г.
  • икона Рождества Христова, доставленная из Святой Земли
  • 6 картин кисти В. П. Верещагина, посвященные земной жизни Иисуса Христа

В главном алтаре размещен трон Патриарха Московского, святителя Тихона. Одной из главных святынь храма являются мощи митрополита Московского, святителя Филарета. Периодически в Собор привозят известные в православном мире реликвии, которые становятся доступными для поклонения в течение нескольких дней.

Духовенство

За всю историю существования первозданного московского храма Христа Спасителя в нем сменилось 5 настоятелей: А.Соколов, П.Казанский, М.Соболев, В.Марков, И.Арсеньев. В данный момент его руководителем является Патриарх Кирилл.

В церковный клир входят:

  • 3 проиерея, в т.ч. ключарь
  • 2 иерея
  • 3 протодиакона
  • 1 диакон

Где находится и как добраться

Собор Христа Спасителя расположен недалеко от центра столицы на берегу Москвы реки, рядом с пешеходным Патриаршим мостом. Официальный адрес на улице Волхонка, 15.
Доехать к нему можно несколькими способами:

  • на метро по линии Сокольническая (ст. Кропоткинская)
  • пешком от Кремля через Старый Арбат

Храм Христа Спасителя в Москве на карте

Адрес: Москва, ул. Волхонка, 17. Станция метро: Кропоткинская. Время работы: - Храм открыт ежедневно с 08:00 до 17:00, кроме понедельника; - в понедельник - с 13:00 до 17:00; - музей Храма работает с 10:00 до 18:00. Последний понедельник месяца - санитарный день. Вход в Храм и музей - бесплатный. Экскурсии проводятся только в составе экскурсионных групп, билеты можно приобрести через билетных операторов.

Храм Христа Спасителя в Москве сегодня является культурной ценностью России, ее главным достоянием и олицетворением единства, духовности, силы веры русского народа. Это не просто православный храм, это памятник павшим солдатам и мирным жителям в войне 1812 года, величественное сооружение, привлекающее туристов наравне с Кремлем.
Именно в Храме Христа Спасителя патриарх Московский и всея Руси проводит богослужения, проходят масштабные и не очень церковные форумы и осуществляются заседания Архиерейских соборов. Храм Христа Спасителя для россиян, это фактически тоже самое, что Ватикан для итальянцев.

История создания Храма Христа Спасителя

Храм Христа Спасителя в какой-то степени разрушил существовавшие ранее традиции возведения духовных сооружений. Обычно их возведение проводилось в ознаменование какого-то святого или церковного праздника, однако в данном случае было решено возвести собор в честь победы в войне 1812 года (по первоначальной задумке), но позже собор стал неким собирательным "образом", свидетельством сложнейших моментов в истории России в течение последних нескольких столетий.
Изначально по задумке архитекторов Храм должен был возводиться на Воробьевых горах. Но после тщательных исследований и оценки действующая власть в городе и специально созданная комиссия пришла к выводу, что сооружение слишком тяжелое, чтобы устанавливать его на неустойчивом почвенном слое. Все та же комиссия определила новое место возведения собора - недалеко от Кремля.
Начало строительства собора было в 1839 году. Проект был разработан известным на тот момент архитектором Константином Тоном. Завершили возведение только в 1881 году. При сталинском режиме здание было полностью разрушено, а на его месте планировалось возведение огромного Дворца Советов в центре которого должна была быть установлена скульптура Ленина. Однако данный план реализовать не удалось в связи с начавшейся Второй Мировой Войне. Окончание военных действий опустошило казну России, поэтому планам по возведению Дворца Советов реализоваться было не суждено. С точки зрения политики, строить такой грандиозный объект не имело смысла. С 1960 по 1994 года на месте бывшего собора был открытый бассейн с подогревом, работающий круглый год. К слову, вода в нем была не самого лучшего качества. Некоторые старожилы вспоминали, что в свое время, когда только начиналось строительство Храма Христа Спасителя, настоятельница женского монастыря прокляла стройку, негодуя по поводу сноса Алексеевского монастыря. По ее предсказаниям на месте собора в скором времени после его возведения должна появиться большая лужа, по которой, возможно, и подразумевался бассейн.
К строительству мемориала приступили лишь спустя двадцать семь лет после победы в Отечественной войне 1812 года.
Проект храма выбирался на конкурсной основе. Причем конкурс был международного характера. И выиграл столь оригинальное по тем меркам испытание молодой, но амбициозный архитектор Витберг. К слову, проект, предложенный им, разительно отличался от того собора, который известен сегодня нам. Конкурс проводил лично сам Александр Первый. По задумке Витберга храм, который он планировал возводить, должен был олицетворять мир, христианскую любовь, верность, разум, патриотизм, преданность родной земле и родине в целом. Архитектурный проект являлся поистине шедевральным, грандиозным. Одно только то, что Храм должен был быть возведен на Воробьевых горах, говорило о многом! Какой бы чудесный вид на Москву мог открываться, если бы планам Витберга суждено было сбыться. К слову, закладка фундамента именно этого храма по проекту молодого архитектора уже началась и проходила буквально через пять лет после того, как Наполеон покинул территорию России после поражения в войне. Камнем преткновения стала смерть Александра Первого и восхождение на престол Николая Первого, который приказал стройку приостановить в связи с высокой подвижностью почв, колоссальной тяжестью здания. Как бы мог выглядеть именно тот первоначальный Храм Христа Спасителя? Во-первых, это стиль ампир, во-вторых, шикарная широкая лестница, буквально ниспадающая к берегу реки, в-третьих, грандиозные массивные колонны. Возможно, если бы Николай I не приостановил стройку, Храм-мемориал стал настоящим достоянием страны, символом России, ее визитной карточкой, как, к примеру, Собор Петра в Риме или не менее знаковые архитектурные сооружения во Франции, Италии или Испании, на которые съезжаются посмотреть миллионы туристов.
Возведение Собора длилось практически 45 лет. Закладка первого камня была проведена в 1839 году, а окончание строительства с освещением храма - в 1883 году. Храм вмещал одновременно около семи тысяч человек и отличался огромной высотой - около 104 метров, был виден практически из любого района Москвы а звон его колоколов разносился на десятки километров. Отличительной особенностью Собора являлась уникальная художественная роспись стен, выполнять которую доверили таким известным художникам, как Сурикову, Верещагину, Васнецову, Крамскому. Преимущественно это были картины на исторические и религиозные темы. В нижней части храма располагались мраморные плиты, на которые были нанесены имена героев, воевавших против Наполеона и его армии и спасших страну от французского полководца. Храм был по-настоящему грандиозен! Особой гордостью святого места была огромная библиотека с ценнейшими экземплярами книг.
После окончания строительства собор простоял сорок восемь лет, после чего в 1931 году сторонники сталинской власти приняли решение уничтожить мемориал и на его месте возвести административное здание.

Как уничтожали реликвию: горькая правда о разрушении Великого Символа России

Прежде, чем взорвать храм, у архитекторов и академиков были взяты разрешения и показания, согласно которым храм, по сути, не представлял никакой общественной значимости, ценности и не был достоянием страны. Хоть эти показания брались под реальным страхом смерти, каждый подписавшийся понимал - Храм Христа Спасителя - великая ценность России и всего русского народа, но против мнения власти идти было не принято, а кто шел - его беспощадно карали, отправляя в ссылку или расстреливая. Единственным, кто стал на защиту храма был художник Васнецов. Именно он фактически спас часть барельефов, росписей и колонн, которые отправлял в другие церкви, музеи и московские учреждения. Сложно уже сказать: правда или миф - крест, снятый с купола и скинутый на землю, не упал, а застрял на куполе в его арматуре. Работникам так и не удалось его снять, поэтому собор был взорван вместе с крестом. Есть еще один миф, а может и правда: часовня-алтарь была выкуплена у большевиков Элеонорой Рузвельт - женой действовавшего на тот момент президента США и подарена Ватикану.
Изначально храм было решено разобрать, работы в этом направлении проводились спешно на протяжении пяти месяцев. Мрамор, использованный в обрамлении собора, позже был применен для отделки станций метрополитен "Охотный ряд" и "Площадь Свердлова". Скамьи установили на станции метрополитена "Новокузнецкая". Разобрать собор до фундамента никак не получалось, слишком много времени требовала данная работа, поэтому верхушка власти приняла решение взорвать здание, что и было сделано 5 декабря 1931 года. Однако с первого раза разрушить храм не получилось. Мощный взрыв лишь содрогнул здание, что вызвало настоящий шок у наблюдавших людей, так как взрывная волна была очень большой силы, содрогнулись даже стоящие на удалении от Храма здания. Взорвать мемориал удалось только лишь со второго раза. Обломки пришлось убирать и вывозить в течение полутора последующих лет.
В те годы руководители СССР полностью отвергали религию и уничтожали по максимуму абсолютно все религиозные объекты, возводя на их месте здания, олицетворяющие коммунизм, партийность, единство народа. Вот и на месте Храма должен был появиться Дворец Советов, мощное по тем временам строение, высотой около 420 метров. По сути, это был бы самый большой и высокий Дворец Советов в СССР. Хотя некоторые даже считали, что это было бы самое высокое здание в мире на тот момент. Некоторые архитекторы уже успели прозвать Дворец "Вавилонской башне". Настоящим украшением его должна была стать гигантская статуя Ленину. Но планам по строительству дворца не суждено было исполниться - начавшаяся Вторая Мировая война внесла значительные коррективы в любое строительство в России. К моменту военных действий фундамент Дворца Советов уже был заложен, однако вскоре после начала войны его разобрали и использовали для создания сверхпрочной брони для танков Т-34.

Восстановление Храма Христа Спасителя в XX веке

Заново отстроить храм было принято в начале девяностых годов прошлого столетия. Доверить ответственную миссию решили реставратору Денисову, которым была проведена по-настоящему кропотливая, сложнейшая работа по восстановлению храма, 100% воссозданию его первоначального исторического облика. Восстанавливали буквально по крупицам, используя сохранившиеся чертежи, схемы, рисунки и обмеры. Однако между архитектором и другими ответственными лицами в ходе работы возникли разногласия, связанные с экстерьером храма, после чего Денисов был полностью отстранен от восстановления. На его место пришел Зураб Церетели, под руководством которого впоследствии и было завершено строительство. Идеи Церетели многим историкам и архитекторам показались странными. К примеру, им было решено использовать во внешней отделке стен бронзовые элементы, хотя в истории церкви не было ни одного объекта, в оформлении которого снаружи использовался бы металл. Несмотря на то, что храм был полностью достроен, это был уже абсолютно не тот храм, который построился во времена Александра I. Да, было внешнее сходство, но "внешность" - далеко не самое главное, что должно было быть в храме, возведенном вблизи Кремля сто лет назад.
Изначально храм позиционировался как мемориал павшим воинам в войне 1812 года, которую уже тогда называли Отечественной. Храм-мемориал стал продолжением стародавней традиции по возведению обетных храмов, стоящихся как символ благодарности Всевышнему за победу, а также как символ того, что в памяти будущих поколений эта победа сохранится на долгие годы.
Для восстановления Храма была создана в 1988 году инициативная группа. Основной целью и движущей мыслью группы являлась идея покаяния перед павшими в войне 1812 года. Информация о восстановлении храма распространялась публично, что в те годы было чревато наказанием сверху, так как СССР считался страной атеистичной. Однако празднование тысячелетия Крещения Руси внесло некую лояльность в политическую составляющую страны, привело к смягчению отношения государства к религии и верующим. Вообще в 1980-х годах религия отвергалась правящей партией СССР, обряды крещения были фактически под строгим запретом. Граждане шли на самые разные ухищрения, чтобы покрестить младенцев, названные крестные родители хранили в строжайшем секрете от окружающих свой новый "статус", так как распространение данной информации было чревато исключением из рядов партии и оргкомитетов предприятий, где работали крестные. Поэтому нет ничего удивительного в том, что изначальная идея восстановить Храм Христа Спасителя была принята в штыки. Но сила духа народа, его сплоченность сделали свое дело и уже в 1989 году инициативная группа разрослась до большой православной общины, которая впоследствии организовала этакий "народный референдум", где фактически единогласно было принято окончательное решение о восстановлении храма, было собрано огромное по тем меркам количество подписей сторонников восстановления, с указанием адресов, контактных телефонов для связи и т.д.
Уже 5 декабря 1990 года в месте, где планировалось возведение Храма, установили гранитный камень, в 1992 году основали фонд для сбора финансовых средств и пожертвований на восстановление. Строительство началось в 1994 году, начальный этап возведения был организован за счет финансирования Военно-промышленного банка России.
Строительство храма поддержало большинство общественных групп, объединений и организаций, но несмотря на положительные стороны этой инициативы нашлись те, кто за счет выделенных средств умудрился нажиться, поэтому факты коррупции нередко всплывали в местной прессе.
Зураб Церетели значительно отошел от архитектурного проекта, созданного Денисовым. что также вызвало немало споров в дальнейшем. К примеру, белоснежные стены должны были украшать мраморные скульптурные композиции, однако Церетели заменил их бронзовыми, что уже вызвало нарекания со стороны общественности. Под сводами купола восстанавливать фрески доверили команде художника Василия Нестеренко.
Также Церетели пригласил для росписи стен внутри храма "своих" художников, рисунки которых вызвали также немало нареканий, так как не имели, по сути, какой-либо художественной ценности. Изначально должна была быть белокаменная облицовка фасада, но Церетели сделал ее мраморной, а золоченую кровлю заменил на достаточно спорное по тем временам покрытие, в основе которого был нитрид титана. Внесенные изменения существенно повлияли на изначально созданный Денисовым проект, который, к слову, полностью соответствовал Храму, возведенному сто лет назад.

Храм Христа Спасителя сегодня

Современное здание храма является самым крупным церковным объектом в России. Одновременно в нем может находиться до десяти тысяч человек. После окончания строительства храм стоял на балансе города, однако в скором времени был передан в пожизненное владение Русской православной церкви. С высоты птичьего полета храм выглядит в виде креста с равными сторонами, шириной около восьмидесяти метров. Собор достаточно высокий, его общая высота вместе с крестом и куполом равна 103 метра, что на полтора метра больше, чем Исаакиевский собор. Стены храма покрыты росписью. В общей сложности - это 22 тыс.метров. Храм Христа Спасителя - это комплекс, состоящий из нескольких зданий: Верхний храм, Нижний храм, Стилобатная часть.
В Верхнем Храме находится три престола - основной престол установлен в честь Христова Рождества, тот, что южнее - в честь Николая Чудотворца, севернее - в честь Александра Невского. Престол был освящен в двухтысячном году.
К Нижнему храму относится Преображенская церковь, построенная в связи с ранее разрушенным Алексеевским женским монастырем. В Преображенской церкви также три престола - Главный престол установлен во имя Преображения Господня, два поменьше в честь Алексия, а также Тихвинской иконы Божьей Матери. Освещение Преображенской церкви произошло в 1996 году.
Стилобатная часть включает в себя музейные помещения, залы, где проводятся церковные советы, церковные соборы. Также именно здесь предусмотрены места для трапезы обслуживающего персонала и высшего духовенства, технические и служебные помещения.

Что представляет собой внутренний дизайн Храма

В нижней части Храма отражены события войны 1812 года, если свернуть влево от западного входа, можно увидеть текстовку Высочайшего Манифеста от 13 июня 1812 года, где говорится о наступлении армии Наполеона на Россию. На мраморных досках в Нижнем коридоре Храма размещены описания семидесяти одного сражения, которые проводились на территории России в Отечественной войне 1812 года. На досках помимо описания сражений указаны: названия сражений, дата их проведения, войска, участвовавшие в них, имена раненых и убитых офицеров, общее число падших в каждом сражении. Памятные мраморные доски идут вдоль всего Нижнего коридора и завершаются на восточной стене здания Манифестом об изгнании с территории России войск Наполеона (датирован манифест 25 декабря 1812 года). Также на восточной стене Нижнего коридора можно ознакомиться с благодарственным Манифестом, адресованным народу русскому.
Южная и западные стороны Нижнего коридора украшены мраморными табличками, на которых описывается восемьдесят семь сражений за пределами России, в которых участвовали русские войска. В конце расположены доски с Манифестами о взятии столицы Франции - Парижа, свержении Наполеона и восстановлении мира в Европейских странах. Над каждой табличкой имеются сведения о святых, почитаемых в дни сражений.
В 1996 году в августе Патриарх Алексий Второй освещает Нижний Спасо-Преображенский Храм и проводит самую первую в нем литургию. Верхний Храм был открыт для посещения прихожанами 31 декабря 1999 года. Дата знаменательна тем, что уже на православное Рождество Христово была проведена самая первая торжественная литургия.
Под храмом сегодня размещена подземная парковка для автомобилей (рассчитана на 300 машиномест).

Духовные ценности, хранящиеся сегодня и привозящиеся в Храм

В 2004 году были перенесены в Храм мощи святителя Филарета - митрополита Московского. Первоначально его мощи покоились в Троице-Сергиевской Лавре. На сегодняшний день мощи покоятся в раке в южной стороне Царских врат в Верхнем храме.
Ежегодно в Храме выставляются для прихожан мощи великих православных святых и реликвии. В 2011 году в Храм хранился Пояс Пресвятой Богородицы, который на время перенесли из Ватопедского монастыря. В 2013 году был выставлен крест Апостола Андрея Первозванного. Дары Волхвов, привезенные из монастыря Святого Павла (Греция), хранились в Храме Христа Спасителя целую неделю после православного Рождества Христова в 2014 году. К слову, Дары Волхвов были впервые вывезены за пределы Греции для массового поклонения. В этот период Храм посетили сотни тысяч паломников со всей России и ближнего зарубежья.
Постоянно находятся в Храме Христа Спасителя такие церковные реликвии, как:
- частица Ризы Иисуса Христа и Ризы Пресвятой Богородицы;
- глава святителя Иоанна Златоуста;
- частица мощей апостола Андрея Первозванного;
- частицы мощей святителей Ионы, Петра (митрополиты Московские);
- частицы Александра Невского, преподобной Марии Египетской;
- частицы мощей князя Михаила Тверского;
- полотна художника Верещагина;
- чудотворные образы Божией Матери Смоленской-Устюженской, Владимирской Божией Матери;
- привезенная из Вифлеема Патриархом Алексием Икона Рождества Христова;
- список с чудотворной иконы "Мадонна ди сан Лука", который был привезен из Италии (город Болонья), а также много других церковных православных реликвий, так ценящихся верующими и прихожанами.
Настоятель Храма Христа Спасителя - Партиарх Московский и всея Руси - Кирилл.

Адрес: Россия, Москва, ул. Волхонка, 15
Начало строительства: 1839 год
Окончание строительства: 1881 год
Архитектор: А.К. Тон
Разрушен: 1931 году
Построен вновь: 1994 - 1997 годах
Высота: 103 метра
Святыни: частица Ризы Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, святые мощи митрополита Московского Филарета, ковчег с частицами святых мощей, риза Пресвятой Богородицы, глава святителя Иоанна Златоуста, мощи благоверного великого князя Александра Невского, мощи Святителя Ионы митраполита Московского, мощи Равноапостольного великого князя Владимира, мощи Иоанна Крестителя, гвоздь Креста Господня
Координаты: 55°44"40.9"N 37°36"19.1"E
Объект культурного наследия Российской Федерации

Появление храма было связано с желанием россиян увековечить победу над противником в войне 1812 года. А с инициативой его создания выступил армейский генерал Петр Андреевич Кикин. Предложение было рассмотрено государем Александром I, и он издал манифест о строительстве. Храм намеревались построить к годовщине победы российской державы над войсками Наполеона. Разработкой первого проекта святыни занимался художник и архитектор Александр Лаврентьевич Витберг, и уже в середине осени 1817 года на возвышенном месте Воробьевых гор состоялась закладка фундамента.

Вид на храм с Большого Каменного моста

В соответствии с архитекторским проектом церковное здание строили трехсоставным. Предполагалось, что каждая часть будет иметь собственное название: Воплощение, Преображение и Воскресение. В нижней церкви планировали проводить захоронения останков воинов, погибших в сражениях прошедшей войны. Однако почва на территории Воробьевых гор не выдержала тяжести огромного здания и стала оседать. Проект Витберга был признан неудачным, и возведение церкви доверили другому зодчему – Константину Андреевичу Тону.

Строительство перенесли на новое место - участок возле Московского Кремля , на котором ранее располагалась Алексеевская женская обитель. По легенде, одна из здешних монахинь предрекала, что новый храм на месте снесенной обители не простоит и полувека. Как бы там ни было, но закладка церкви в этом месте все равно состоялась. И произошло в начале осени 1839 года. Спустя 21 год, строительство храма подошло к концу. Немного позднее были закончены внутренняя роспись церковных помещений и обустройство прилегающей набережной.

Вид храма с Москвы реки

В 1880 году храм стал кафедральным, а в через три года, 26 мая, в праздник Вознесения Господня его освятили. В этот же день прошла коронация императора России Александра III. Летом освятили церковные приделы. В приделе Николая Святителя церемония прошла 12 июля, а в приделе Александра Невского - 8 июля. После этого богослужения здесь проводились каждый день.

С 1918 года храм лишили финансовой помощи со стороны государства, а в начале зимы 1931 года по приказу Сталина его публично уничтожили. Руины, оставшиеся от грандиозного памятника русского искусства, стали подтверждением слов монахини, ведь храм действительно просуществовал не более 50 лет. Место разрушенной святыни должен был занять Дворец съездов, но в связи с Великой Отечественной войной проект его строительства так и остался нереализованным. За годы войны из-за взрывов эта местность превратилась в огромную яму, и ее использовали для сооружения бассейна.

Вид храма с Патриаршего моста

В конце 80-х годов прошлого века в стране было создано общественное движение, активисты которого стали бороться за возрождение старинного храма. Летом 1992 года появился Фонд возрождения памятников Москвы , и в перечне архитектурных объектов, нуждающихся в восстановлении, в числе первых оказался Храм Христа Спасителя. Так началась его полная реконструкция. Первое богослужение во вновь отстроенном храме прошло на Рождество 2000 года, а освящение церкви - в августе этого же года.

Архитектурные особенности и внешнее оформление храма

Храм Христа Спасителя считается самым большим церковных зданием в России, потому он может вместить около 10 тысяч верующих. Здание храма похоже на равноконечный крест. Его ширина превышает 85 м. Сооружение имеет высоту 103 м, при этом барабан поднимается на 28 м, а купол вместе с крестом уходит ввысь на 35 м. Стены здания достигают толщины в 3,2 м.

Декор фасадов состоит из двух рядов горельефов, сделанных из мрамора. Входные бронзовые двери украшают лики святых. В целом здание удалось восстановить максимально приближенным к старинному оригиналу. И это не удивительно, ведь его строительство велось по чертежам и рисункам, созданным в XIX и XX веках.

Тем не менее, некоторые отличия между постройками всё же имеются. Так, новое здание получило 17-метровую стилобатную часть (цоколь), где нашлось место трапезным, помещениям для технических служб, церкви Преображения, музею и двум залам, в которых проходят Церковные Соборы и совещания Священного Синода. При отделочных работах строители применили панели из мрамора и красного гранита.

Входные порталы храма

Интерьеры самого большого храма России

Общая площадь росписи стен храма превышает 22 тысяч кв. м, причем 9 тыс. кв. м из них – это золоченые поверхности. По периметру стен создана галерея, на стенах которой висят памятные доски с описанием сражений, проведенных русской армией. Здесь можно увидеть имена прославленных полководцев, а также отличившихся в боях солдат.

Внутри собора находятся украшения из декоративных камней, живописные работы и скульптуры. Высокие стены расписаны образами христианских святых и князей, которые не пожалели своей жизни ради Родины. В нижней галерее, на досках написаны имена героев Отечественной войны. Живописное оформление храма было создано целой группой мастеров, руководил которой академик и заслуженный художник страны Н.А. Мухин.

Скульптурная компазиция на стенах храма

Экскурсии по храму

Для туристов в храме организованы два экскурсионных маршрута. Они могут побывать на смотровой площадке, посетить музей и Зал Церковных Сборов, знаменитый своими новогодними ёлками. Экскурсии проводятся и для детей. Во всех экспозициях музея рассказывается об этапах создания храма.

Желающие осмотреть четыре смотровые площадки должны собраться в группы, так как подобные экскурсии не проводятся в индивидуальном порядке. Поскольку все смотровые площадки расположены на 4 этаже, для быстрого перемещения к ним предусмотрены лифты. С площадок кварталы столицы и Кремль видны как на ладони.



Что еще почитать