Гейдар джемаль кто по национальности. Для чего гейдар джемаль прикинулся шизофреником и получил инвалидность. Философия и взгляды

В возрасте 69 лет после тяжелой болезни скончался философ и богослов Гейдар Джемаль.

В Москве на 70-м году жизни умер известный философ и богослов Гейдар Джемаль.

О смерти известного философа, писателя и общественного деятеля в соцсетях сообщил журналист Максим Шевченко. По его словам, причиной смерти Джемаля стала продолжительная болезнь.

"Сегодня ночью милостью Всевышнего Гейдар Джемаль закончил свой земной путь. Пусть Аллах Всемогущий примет его деяния и введёт в райские сады. К Нему Одному мы все будем возвращены. Аллаху акбар", - сказано на официальной странице Гейдара Джемаля в соцсети.

Джемаль известен как сопредседатель и член президиума «Российского исламского наследия», член координационного совета Левого фронта России и автор шести книг по теологии и философии.

Гейдар Джахидович Джемаль (азерб. Heydər Cahid oğlu Camal) родился 6 ноября 1947 года в Москве.

Отец - художник Джахид Джемаль, азербайджанец.

Мать - профессиональная наездница Ирина Игоревна Шаповалова.

Джемаль родился в семье известного художника, потомка древнего азербайджанского рода правителей Карабаха. Его отец родился в селении Гюлаблы в Азербайджане. Учился в Азербайджанском государственном художественном училище им. Азима Азимзаде. Окончил Московский художественный институт им. Сурикова по специальности художник-живописец, член Союза художников СССР (с 1957 года), преподавал сначала в МАРХИ, а затем в Строгановке. Начиная с 1977 года Джахид Джемаль работал в МГТУ им. А. Косыгина, где занимал должности доцента, а позже профессора кафедры рисунка и живописи. На протяжении двадцати четырёх лет, с 1982 по 2006 гг., являлся заместителем декана факультета прикладного искусства. Дед по отцу сначала возглавлял отдел по борьбе с бандитизмом в НКВД Закавказской республики, во время Великой Отечественной войны был военным комиссаром Карабаха, затем председателем Верховного суда Азербайджанской ССР.

Мать Джемаля была дрессировщицей крупных хищников, держала в театре Дурова рысь по кличке Мерси. Её отец был высокопоставленным партийным деятелем, профессором немецкой классической философии. Именно он оставил в наследство внуку любовь к философии и превосходную библиотеку. По материнской линии Джемаль - прямой потомок генерала Шепелева.

Ирина Шаповалова родила Джемаля в 18 лет и очень быстро с мужем развелась. Второй раз она вышла замуж за военного моряка и уехала с ним в Эстонию. Там она стала работать на ипподроме наездницей. В третий раз она вышла замуж за начальника производственного отдела тбилисского ипподрома Амилахвари. Уехала в Тбилиси, затем с мужем вернулась в Москву, работала в Уголке Дурова.

Гейдара воспитывали бабушка с дедушкой.

В 1965 году, после окончания школы, дедушка помог поступить в один из самых престижных вузов Москвы - Институт восточных языков при МГУ. Во всех биографических справках Гейдар Джемаль пишет, что в 1967 году он вышел из ВЛКСМ и был отчислен из института "в связи с обвинениями в буржуазном национализме".

Работал токарем, а также подрабатывал репетиторством, преподавая иностранные языки.

Недоучившегося студента устроили корректором в издательство «Медицина». Там он познакомился с выпускником биологического факультета МГУ Ильёй Москвиным. Тот работал в «Медицине» редактором, занимался литературой по психиатрии. Джемаль говорил знакомым, что Москвин «открыл ему новый мир». Кроме психиатрии, Москвин познакомил Джемаля в начале 1968 года с «шизоидным подпольем» (кружок на Южинском).

К тому времени Джемаль уже был женат, у него рос сын Орхан.

В "южинском кружке" наиболее популярной фигурой был Евгений Головин, талантливый поэт, переводчик французской поэзии, знаток оккультизма, масонства, алхимии и беспробудный в то время пьяница. Впрочем, к алкоголю и наркотикам в Южинском было особое отношение. "Учитесь плавать, учитесь плавать. Учитесь водку пить из горла... перед вами, как злая прихоть, взорвется знаний трухлявый гриб, учитесь плавать, учитесь прыгать, на перламутре летучих рыб". Эти стихи Головина Александр Дугин цитирует в своей статье "Алкоголь и душа", где пишет: "Вино является табуированным веществом во многих сакральных цивилизациях. С его употреблением традиционно связывают многочисленные ритуалы и обряды. Показательно, что само слово "спирт" происходит от латинского "spiritus", т.е. дух. Каббалисты также связывают вино с внутренними, эзотерическими аспектами. На иврите слова "вино" и "мистерия", "тайна" имеют одинаковое числовое значение, а следовательно, являются синонимами в мистическом смысле. Еще полнее эта тема развита в исламской традиции. Шариат, закон экзотерических, внешних религиозных правил строжайшим образом запрещает мусульманам употребление спиртных напитков, что считается страшным грехом. В полной противоположности к этой строгой позиции находится суфийская традиция, внутренний ислам, где, напротив, всячески славословится винопитие и на разные лады восхваляются достоинства алкоголя. Алкоголем - кстати, само это слово арабского происхождения - суфии, исламские эзотерики, называют свое "тайное учение", "внутреннюю инициатическую доктрину".

Все эти теории люди с Южинского проговаривали в часы похмелья. Запои же длились месяцами и вносили в жизнь странные хитросплетения: жена Джемаля забеременела от Головина, родила дочь и оставила ее в Доме ребенка.

В 1979 году установил связи с исламскими кругами в Таджикской ССР. В то же время наряду с философом А. Г. Дугиным вступает в эзотерический кружок «Чёрный орден SS», группировавшийся вокруг Евгения Головина.

В конце 1988 года Джемаль вместе с Дугиным вступил в общество «Память», став членом координационного совета, но менее чем через год с ним же был исключён за то, что «контактировал и контактирует с представителями эмигрантских диссидентских кругов оккультистско-сатанинского толка, в частности, с неким писателем Мамлеевым».

С 1989 года принимает участие в исламской политической деятельности в СССР.

До июня 1989 года состоял на учёте в МВД СССР как больной шизофренией с инвалидностью второй группы.

В 1990 году Гейдар Джемаль принял участие в создании в Астрахани Исламской партии возрождения и стал заместителем председателя этой партии. В том же году он создал независимый информационный центр «Таухид» и с 1991 по 1993 год издавал газету «Аль-Вахдат» («Единение»).

С 1993 года начал издавать журнал «Ат-Тавхид» («Единобожие»).

В 1993 году принял участие в Хартумской конференции, на которой была создана международная мусульманская организация «Исламский комитет».

Летом 1995 года создал и возглавил «Межрегиональное общественное движение Исламский комитет» (официально зарегистрированное в декабре).

С 1993 по 1996 год Гейдар Джемаль вёл исламский раздел в передачах «Ныне» на Первом канале, «Все суры Корана» на канале «Культура» и «Тысяча и один день» на канале РТР.

Религиовед Р. А. Силантьев отмечает, что «на закрытие этих программ не в последнюю очередь повлиял маргинальный философ Гейдар Джемаль, не стеснявшийся использовать их для пропаганды своих экстремистских взглядов».

В 1998 году прочитал на философском факультете МГУ лекции на тему «Традиция и реальность».

На выборах депутатов Государственной Думы в 1999 году пытался пройти по списку политического блока «Движение в поддержку армии». 10 марта 2010 года подписал обращение российской оппозиции «Путин должен уйти».

Согласно некоторым исследователям, являлся оккультистом, а по вероисповеданию - шиит-джафарит.

Философские и политические взгляды Джемаля оценивались в обществе неоднозначно, поскольку для одних он «фигура антисистемного интернационала лево-исламских сил», а для других (С. Б. Переслегин) «левый исламский радикал, человек очень умный, но он все же смотрит на дело со своей колокольни».

Религиовед Р. А. Силантьев считает, что Джемаль являлся радикальным и маргинальным философом-оккультистом. Силантьев отмечает, что «Джемаль также публиковал весьма неординарные для исламского деятеля рассуждения о метафизическом смысле фаллоса и вагины. "Истинный фаллицизм - это отказ идти в ловушку неизбывной вагинальной вопросительности", "Метафизическая автоэротика фаллоса лежит в основе героического вызова, обращенного к силам судьбы", "Участие фаллоса в андрогинате предполагает принятие жертвенной обреченности и перспективы кастрационной гибели" и другие глубокие мысли немало смущали простых мусульман, которые стали называть Джемаль философом-фаллистом».

Также Силантьев указывает на то, что «Гейдар Джемаль вместе с идеологами "русских мусульман" - Вячеславом-Али Полосиным и Валерией Пороховой обвинялся в незнании арабского языка и базовых основ исламского вероучения. Действительно, из них троих арабским владела только Порохова, однако свой перевод Корана она всё-таки сделала с английского».

Гейдар Джемаль. «Освобождение ислама»

«Освобождение ислама» - книга собранных статей, опубликованных в начале 2000-х годов.

Социолог Б.Ю. Кагарлицкий исследует взгляды Джемаля в контексте сопротивления мировой системе угнетения и несправедливости: «Идеи Джемаля могут рассматриваться как исламский аналог "теологии освобождения", распространенной среди радикальных католиков Латинской Америки». Джемаль чётко обозначает свои левые политические взгляды. Пытается «соединить потенциал сопротивления, накопленный в исламе, с опытом и структурами левого движения».

Основой для теологии Гейдара Джемаля является понятие «авраамической религии». Объединяющая иудеев, христиан и мусульман, авраамическая религия несёт в себе дух свободы. Моисей бросил вызов фараону, и борьба продолжается до сих пор. Теология методично антиклерикальная.

«Именно в развитии клерикализма Джемаль видит "проигрыш исторического христианства": "Попы украли слово Христа"».

«Никейский Собор - это своего рода термидорианский переворот в христианском движении. Возникла новая "каста" священнослужителей, которые навязали пастве Символ веры и закрепили своё господство. Именно поэтому потребовалось возрождение революционной традиции - в исламе». Политический ислам - это «теология революции».

Джемаль сравнивал противостояние двух систем Старого и Нового Света. Старый Свет - это место рождения всех трёх «авраамических религий», которому противостоит Америка. Идея книги «Освобождение ислама» опирается не на геополитическое соперничество, а на революционное восстание. Создание хаоса дает возможность для создания государства иного уровня. Поэтому революция нужна.

Гейдар Джемаль как апологет ваххабизма и терроризма

В своей публицистической деятельности Гейдар Джемаль нередко выступал с апологией исламизма, ваххабизма и других "измов", хотя в то же время боролся против дискриминации по религиозному признаку, либерализма, глобализма и сионизма.

Российский религиовед, историк религии и исследователь ислама Р. А. Силантьев отмечает, что «специалисты по исламу нередко отмечали то обстоятельство, что, называя себя шиитом, Гейдар Джемаль очень положительно отзывается о салафизме и нередко озвучивает его идеологические установки».

Отвечая в прямом эфире телеканала «Культура» на вопрос: «Можете ли вы сейчас, публично, заявить, что шахиды, которые убивают невинных людей, это преступники? Что ни в какой рай они не попадут и гурий никаких не получат?», Джемаль ответил: «Шахиды - это, конечно, мусульмане. Они делают то, что они должны делать. И они получат всё, что им обещано...».

По словам Джемаля, «ваххабизм - это прежде всего борьба против традиционной кланово-племенной структуры», и «сегодняшние исламские силы, которые ведут против него ("архаичного кавказского общества") борьбу, представляют собой антиархаическую, новую модель исламского эгалитарного сознания. Это единственный шанс Кавказа на спасение в следующей эпохе».

В эфире экстренного выпуска программы «Сегодня» телеканала НТВ Джемаль заявил, что Террористический акт в «Норд-Ост» был проведён «людьми, которые верят в то, что творят» и им удалось нанести серьёзный «удар по авторитету высшей власти в России», а инициаторами выступили международные радикальные исламские организации, которые намеревались «вбить клин между Россией и исламским миром».

По поводу захвата террористами Шамилем Басаевым, Асланбеком Абдулхаджиевым и Асланбеком Исмаиловым больницы в Будённовске, Гейдар Джемаль сказал, что «Месть - это законное действие, единственное, что гарантирует нам сохранение достоинства, жизни и имущества. Басаев действовал адекватно, захватывая заложников в Будённовске». 14 октября 2013 г. в эфире телепередачи Познер Джемаль заявил Владимиру Познеру, что не говорил этих слов.

В интервью «Российской газете» про случай во время террористического акта в Беслане, когда мать одного из боевиков благословляла его на захват школы, Джемаль заявил: «Верующая мусульманка не может не знать, что убийство невинных, да ещё детей, величайший грех по Корану. Значит, перед нами двойное отступничество от веры, не только сына, но и матери, которая благословила его на такое зверство. Единственное, что допускаю: эта мать просто не понимает, в какую идеологическую провокацию против ислама замешан её сын, который, конечно, участвует в ней лишь в качестве манипулируемой пешки».

Высоко отзываясь об исламских террористах-смертниках, Гейдар Джемаль одобрил заявление Доку Умарова, что исламистские террористы будут рассматривать как свои дозволенные цели российских мирных граждан. По мнению Гейдара Джахидовича, здесь нет ничего, что выходило бы за рамки современных методов ведения войны.

Позже после терактов его мнение изменилось: «Исламское сообщество было потрясено и поставлено в совершенно ложное и тупиковое положение заявлением, которое распространил Доку Умаров. Во-первых, его заявление противоречит принципам исламского сообщества. Оно противоречит принципам ненападения на женщин и детей. Кроме того, заявление указывает на то, что Доку Умаров - манипулируемая фигура, если не марионетка в чистом виде».

8 марта 2005 года назвал уничтоженного в ходе специальной операции бойцами российского спецназа формального лидера чеченских боевиков Аслана Масхадова истинным шахидом. По мнению Джемаля, Масхадов «был ключевой фигурой, последовательно выступавшей за установление мирного процесса».

Гейдар Джемаль о войне на Кавказе

В 1999 году Гейдар Джемаль заявил, что война на Кавказе выгодна «прежде всего официальному Кремлю, президентской свите, а также - правящей группировке в Махачкале, так называемому "даргинскому клану"». Отметив, что «боевые действия в Дагестане призваны переключить внимание российского общества с подлинных врагов России - антинародного ельцинского режима, и сионистских олигархов - на кавказцев, которые должны занять место "врага номер один", отодвинув в тень США, Израиль и их пособников - гайдаров, чубайсов и т. д.».

Гейдар Джемаль о нагорно-карабахском конфликте

Он говорил: «Если бы не Москва, нагорно-карабахский конфликт давно был бы разрешён. Россия выступает антигарантом, благодаря которой тлеют конфликты вокруг Грузии, Армении и Азербайджана. Армения не способна существовать с сегодняшней численностью населения сниженной до одного миллиона, с политическим кризисом во власти и с экономикой, находящейся на грани выживания».

«Если бы не российская поддержка Армении, вопрос существования армянского государства был бы закрыт. Но Москве очень выгодно сохранять и поддерживать эту армянскую язву с тем, чтобы оказывать давление на Азербайджан. Для Грузии такой язвой служит Южная Осетия и Абхазия». «Азербайджан избрал союз с американо-израильским тандемом в ущерб взаимоотношениям с исламским миром. В то время как американо-израильский тандем абсолютно не заинтересован в урегулировании нагорно-карабахского конфликта, точно так же, как и Россия». Однако мировой кризис должен разрушить возможности России поддерживать Армению, и проблема Нагорного Карабаха будет закрыта. Согласно Джемалю, это должно было произойти в марте 2009 года.

Решение карабахского конфликта, согласно Джемалю, кроется в упразднении Армении как государства, и передаче земель Азербайджану. Аналогичное упразднение с передачей территорий Джемаль предлагает и для Израиля. Для проживающих на этих территориях армян и евреев Джемаль предлагает следующий сценарий: "По сути, армяне могут прекрасно ужиться на территории Иреванского ханства, то есть на территории Азербайджана. Ради Бога, они могут там жить себе спокойно, чинить ботинки, играть на дудках. Просто Армении как суверенного государства не должно быть, вот и всё. Точно так же не должно быть и Израиля - это фундаментальное требование всех правоверных мусульман. Евреи могут жить там исключительно на правах граждан единого Палестинского государства".

В другом интервью Г. Джемаль отметил по поводу убийства армянским снайпером азербайджанского мальчика, что армяне являются маргинальной этнической группой и они в состоянии вражды с человечеством. Он также считает, что армяне являются врагами Бога и, возможно, получат воздаяние уже очень скоро. Джемаль также заявил, что «Армения однозначно должна быть уничтожена как государственное образование».

Гейдар Джемаль об Израиле

Гейдар Джемаль считал давно назревшей идею бывшего президента Ирана Махмуда Ахмадинеджада о создании международного уголовного трибунала по Израилю. Так как «Израиль представляет собой фашистское государство, которое превратило тему Холокоста евреев в религиозный постулат, которое, опираясь на своё лобби, прежде всего в европейских странах, преследует тех, кто пытается разобраться в истории этого вопроса. На самом деле, таким образом полностью фальсифицируется положение о свободе слова и демократии Европейского союза и под прикрытием этого квазирелигиозного постулата осуществляются преступления, систематически осуществляется геноцид палестинцев».

«Саудовский монарх исполнял обязанности главного религиозного авторитета, в то время как Израиль задавал своим провоцирующим присутствием дискурс военно-политической обстановки на Ближнем Востоке и давал антиисламским правителям арабского мира предлог для диктата над своими народами». «Сегодня Запад в лице США глубоко разочарован в возможностях двух своих инструментов: Израиля и Саудовской Аравии - влиять на ход событий в регионе и считает их ресурс исчерпанным», - указывал он.

Гейдар Джемаль и российские муфтии

Конфликт разгорелся на фоне заявления Джемаля об изменении российского герба. Джемаль потребовал «сбить кресты с корон российского орла». Вследствие этого последовала реакция председателя президиума Духовного управления мусульман европейской части России Равиля Гайнутдина, заявившего: «Мы живём в светском государстве и уважаем государственную символику Российской Федерации, принятую Государственной думой и утверждённую Президентом России». Гайнутдин сообщил, что в гербе России он не видит ничего оскорбительного для ислама. Всё это ещё раз подтвердило наличие глубоких противоречий в среде исламской иерархии, впрочем, нельзя исключать вариант своеобразной проверки общественной реакции на подобные идеи, которая незамедлительно и последовала.

Джемаль, отвечая на вопросы участников интернет-конференции «Исламская стратегия на Кавказе», заявил, что «Современные российские официальные муллы - прямые выходцы "из шинели Сталина". Кроме того, они гораздо забитее и трусливее своих православных „коллег“, не осмеливаются настаивать даже на том, что им положено по закону, не говоря уже о том, чтобы озвучивать позицию мусульман». При этом он сделал оговорку применительно к главе ДУМАЧР Нафигулле Аширову, который, по мнению Джемаля, стоит особняком «в силу того, что и его биография, и его карьера имеют нестандартный характер, и по своему происхождению он не принадлежит к клану клерикалов, образовавшемуся в результате сталинского решения». Также Джемаль выступил с критикой нижегородского муфтия Умара Идрисова за издание книги известного исламоведа Тауфика Ибрагима, которого он считает «муртадом» («вероотступником»).

Обвинения Гейдара Джемаля в экстремизме

В июне 2009 года депутат Государственной Думы РФ Максим Мищенко направил запрос Генеральному прокурору РФ, в котором, основываясь на публикациях сайта Гейдара Джемаля islamcom.ru, требовал признать «Исламский комитет» экстремистской организацией и привлечь Джемаля к уголовной ответственности. В частности, цитировался следующий материал с сайта, посвящённый террористическом акту в Нальчике, в результате которого было убито 12 мирных жителей и 35 сотрудников силовых структур: «В России мучеников, павших в боях за веру, называют террористами. ...13 октября 2005 года в Нальчике погибло более 90 мусульман, совершивших отчаянную, героическую атаку на врагов Аллаха, годами притеснявших верующих. Последние фотографии этих героев, сделанные их врагами уже в морге, мы публикуем здесь». После этого запроса сайт Гейдара Джемаля (islamkom.ru) переместился с домена «ru» на домен «org».

27 марта 2012 года сотрудники ФСБ провели обыск в нескольких квартирах Гейдара Джемаля на предмет хранения экстремистской литературы. В ходе обыска не было обнаружено запрещённых материалов. Пресс-служба ФСБ пояснила, что Джемаль подозревается в «публичном оправдании терроризма, а также публичных призывах к осуществлению экстремистской и террористической деятельности». Дело на Джемаля было заведено по статьям 205.2 («содействие террористической деятельности») и 280 («публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации») УК РФ.

Признаки указанных преступлений сотрудники ФСБ обнаружили в статье «Роль женщины в Джихаде» Юсуфа аль-Ийери - главы аравийского филиала международной террористической организации «Аль-Каида», которую разместила на сайте Исламского комитета, зарегистрированного на имя Джемаля Орхана Гейдараоглы, помощник председателя «Исламского комитета» Татьяна Тарасова (признанной впоследствии виновной по ст. 205.2 УК РФ).

В указанной статье содержались примеры из истории, когда женщины участвовали в боевых действиях, в том числе содержалась информация о террористическом акте, когда смертница Хава Бараева 6 июня 2000 года взорвалась в Чечне на базе ВС РФ. Институт криминалистики центра специальной техники ФСБ в своём заключении отметил, что «в указанной статье содержатся призывы к убийству большого количества людей путём совершения взрывов в рамках идеологической (политической) борьбы, а также заявления о признании практики терроризма, нуждающейся в подражании».

Гейдар Джемаль о событиях на Украине

Библиография Гейдара Джемаля:

1979 - Ориентация - Север
2003 - Революция пророков
2004 - Освобождение ислама
2004 - Окно в ночь. Стихотворения
2005 - Исламская интеллектуальная инициатива в XX веке
2010 - Стена Зулькарнайна
2010 - Фузеи и Карамультуки
2011 - Дауд vs Джалут (Давид против Голиафа).

ночь на 5 декабря 2016 года скончался председатель Исламского комитета России Гейдар Джемаль – сопредседатель и член президиума Общероссийского общественного движения «Российское исламское наследие», депутат Национальной ассамблеи РФ и постоянный член Организации Исламо-арабская народная конференция (ОИАНК), инициатор создания Левого фронта России. Причиной смерти Гейдара Джемаля, по сообщению российского журналиста Максима Шевченко, стала продолжительная болезнь.

Он родился в 1947 году в Москве. В 1965 году поступил в Институт Восточных языков, из которого был отчислен «за буржуазный национализм» после года обучения. В 70-х годах Джемаль увлекался андеграудом Москвы. В это время им был написан ряд статей, предсказывающим скорое падение советского режима. В 80-е годы Гейдар уехал в Таджикистан, где стал сторонником «параллельного» ислама, неконтролируемого политической властью. В это же время он пытался контактировать с национально-патриотическим фронтом «Память», но быстро разорвал с ним отношения.

В 1990 году Джемаль принимал активное участие в создании Исламской партии возрождения в Астрахани и организовал информационный центр «Таухид», начав с 1991 года печатать газету «Аль-Вахад», просуществовавшую до 1993 года. С 1992 года он стал другом сына аятоллы Хомейни – Ахмадом Хоймени. Он часто ездил в Иран, где снял фильм о современном Иране: кинолента была показана на российском ТВ. Когда Ахмад умер, Джемаль продолжал контакты с министром иностранных дел Велаяти, спикером иранского парламента Натег-Нури, руководителями «Корпуса стражей исламской революции».

Гейдар Джемаль тесно общался с духовным лидером Судана – Хасаном ат-Тураби, с которым познакомился на первой обще-мусульманской Хартумской конференции в 1992 году. На этой конференции Джемаль сделал предложение создать международный Исламский комитет. Став значительным лицом на этих съездах, он приобрёл большое влияние и мог стать лидером, но ракетные удары ВВС США по Судану прекратили регулярность конференций, надолго отложив их.

Гейдар попытался укрепить объединение европейских мусульман, выступив на конференции «Ислам-Шанс Европы», которую организовал и поддерживал Клаудио Мути – итальянский филолог, принявший ислам и несколько лет издававший журнал «Джихад». Призывы Джемаля на этом форуме касались необходимости союза европейских приверженцев ислама против американского политического, экономического и военного присутствия. С 1993 по 1996 год Джемаль вёл на российском ТВ исламские программы «Ныне», «Минарет» и другие. Он проявлял активность при решении вопроса об исламе в Турции, читал лекции в ЮАР и выдвинул тезис о союзе ислама с православием в России против влияния Запада.

Может ли смерть 69 –летнего исламского лидера изменить обстановку во внутренней политике России, будет ясно позже. Он был влиятельной фигурой для огромной массы российских граждан. Сейчас всех мусульман страны волнует не то, почему умер Гейдар Джемаль, а кто займёт место в их сердцах и умах.

Российский общественный деятель, занимал пост председателя Исламского комитета, принадлежал к оппозиционному общественному объединению «Другая Россия». Принимал участие в уличных акциях российской оппозиции, так называемых «маршах несогласных». Придерживался экстремистских взглядов, в частности, призывал к «упразднению» Израиля и Армении как государственных образований.

Детство и юность

Гейдар Джемаль родился в Москве осенью 1947 года в семье знаменитого азербайджанского художника Джахида Джемаля. Отец будущего общественного деятеля был родом из азербайджанского селения. Джахид сначала поступил в художественное училище в Баку, а затем перебрался в Москву, где продолжил образование в художественном институте имени .

Со временем Джахид Джемаль стал членом Союза художников, потом начал преподавать в Московском архитектурном институте, затем в академии имени Строганова и, в конце концов, в МГУ, где он стал профессором кафедры рисунка и живописи.

Дед Гейдара Джемаля со стороны отца был членом НКВД и боролся с бандитами, а в годы Второй мировой войны стал военным комиссаром.

Мать Джемаля была русской по национальности и работала в Театре зверей имени Дурова. Женщина занималась дрессировкой крупных хищников и была профессиональной наездницей. Дед со стороны матери был профессором и интересовался классической немецкой философией. От деда Гейдару Джемалю досталась большая библиотека, и от него же юноша перенял интерес к философии.


Родители Гейдара и остальные члены семьи придерживались атеистических взглядов, сам же Джемаль сформировал свое мировоззрение под влиянием ислама. Окончив школу, юноша поступил в МГУ, где изучал восточные языки. Уже в молодости Гейдар проявлял выраженные буржуазно-националистические взгляды, за что был отчислен через год после поступления. Джемаль зарабатывал на жизнь как токарь, а также время от времени занимался репетиторством.

Через некоторое время юноша по знакомству устроился работать в издательство корректором. Учреждение занималось медицинской литературой, там Гейдар познакомился и сдружился с редактором, который специализировался на психиатрии. Этот молодой человек не только поспособствовал тому, что Гейдар увлекся отраслью клинической медицины, но и ввел того в кружок писателя Юрия Мамлеева, который собирался у него на квартире. Члены этого кружка, помимо литературы, интересовались еще и оккультизмом.


В конце 1970-х Гейдар Джемаль познакомился с философом и вместе с ним вступил в очередной эзотерический кружок, в то же время продолжая устанавливать и укреплять связи с мусульманскими кругами. В конце 80-х Джемаль и Дугин также вдвоем вступили в ультраправую антисемитскую монархическую организацию «Память». Однако не прошло и года, как Джемаля оттуда выдворили за контакты с оккультистскими и сатанистскими диссидентскими кругами.

По утверждению журналиста “Независимой газеты” Григория Нехорошева, Джемаль состоял на учете в психоневрологическом диспансере как больной шизофренией. В материале сообщалось, что Гейдар «нарочно» изобразил душевную болезнь в годы юности, чтобы милиция перестала преследовать его и пытаться привлечь к ответственности за «тунеядство» - отсутствие официальной работы.

Карьера

В 1990-е годы Гейдар Джемаль активно занялся вопросом продвижения ислама в обществе. Он состоял в Исламской партии возрождения, основал религиозный информационный центр и два года издавал газету исламского толка, а с 1993 года принялся за издание профильного журнала.

Джемаль ездил в Судан, где участвовал в конференции, во время которой был создан Исламский комитет. В том же 1993 году он начал вести на Первом канале российского телевидения рубрику в программе «Ныне», посвященную вопросам ислама. Затем стал вести «мусульманские» телепередачи на каналах РТР и «Культура». Там он открыто пропагандировал собственные экстремистские взгляды, что поспособствовало закрытию этих передач в будущем.


В 1999 году Гейдар Джемаль пытался стать депутатом Государственной думы, а за год до этого читал лекции на филфаке МГУ.

Гейдар Джемаль выпустил ряд книг. Одна из них - сборник стихов, изданный в Екатеринбурге. Остальные его книги посвящены социально-политическим и религиозным вопросам. В 2004 году он выпустил сборник статей «Освобождение ислама», где продвигает идеи революции под знаменами теологии. За год до этого вышел другой сборник - «Революция пророков».

Личная жизнь

Жена Гейдара Джемаля - Галина Норская - была радикальной православной христианкой. У пары было двое детей. В 1966 году родился сын, которого назвали Орханом.


Впоследствии также стал общественным деятелем и военным журналистом. Второй ребенок - дочь по имени Каусар.

Смерть

В конце 2016 года у Гейдара Джемаля обнаружился рак, который и стал причиной смерти, вскоре его настигшей. Два месяца он боролся с болезнью в одной из больниц Алматы и умер в начале декабря.


Гейдар Джемаль скончался в 2016 году

Общественный деятель сам выбрал место своего будущего захоронения. Он не желал, чтобы его тело перевозили в Москву, и потребовал, чтобы похороны состоялись в Алматы, на «тюркской земле», по обычаю мусульман. Могилу Джемаля можно увидеть на кладбище Баганашил.

Цитаты

«Чеченцы и к моменту прихода русских имели длительный опыт обороны... Чечня была камнем преткновения для очень многих».
«Ислам - это протестное мировоззрение улицы, а не порядок, установленный мерзавцами у власти. Но это не толпа. Это высокая политическая самоорганизация».

Гейдар Джемаль родился 6 ноября 1947 года в Москве в семье художника и профессональной наездницы, заслуженного мастера спорта. Его отец Джахид Джемаль - азербайджанец по национальности, а мать - Ирина Шаповалова -русская. По отцу Джемаль происходит из бекской семьи Нагорного Карабаха, которая по линии ханов Сарыджалинских восходит к карабахскому хану Панах Али-хану, а дед по матери Игорь Шаповалов был директором Малого театра и потом заместителем министра культуры СССР. Ирина Шаповалова родила Джемаля в 18 лет и очень быстро с мужем развелась. Второй раз она вышла замуж за военного моряка и уехала с ним в Эстонию. Спустя несколько лет, уже с третьим мужем вернулась в Москву, где работала в Уголке Дурова. Гейдара воспитывали бабушка с дедушкой.

В 1965 году, после окончания школы, при содействии деда, Гейдар поступил в один из самых престижных вузов Москвы - Институт восточных языков при МГУ, но через год был отчислен из него с формулировкой «за буржуазный национализм». Недоучившегося студента устроили корректором в издательство «Медицина». Там он познакомился с выпускником биологического факультета МГУ Ильей Москвиным. Тот работал в «Медицине» редактором, занимался литературой по психиатрии. Джемаль говорил знакомым, что Москвин «открыл ему новый мир». Кроме психиатрии, Москвин познакомил Джемаля в начале 1968-го с «шизоидным подпольем» (кружок на Южинском).
К тому времени Джемаль уже был женат, у него рос сын Орхан.
С 1979 года был активистом подпольного всесоюзного исламского движения. В то же время наряду с А. Г. Дугиным вступает в неофашистско-эзотерический кружок, группировавшийся вокруг Евгения Головина. Кружок впоследствии наименовал себя «Чёрный орден SS», причём Головин считался его рейхсфюрером.

В конце 1988 года Джемаль вместе с Дугиным вступил в общество «Память», но менее чем через год с ним же был изгнан за то, что «контактировал и контактирует с представителями эмигрантских диссидентских кругов оккультистско-сатанинского толка, в частности, с неким писателем Мамлеевым».. В 1990 году Гейдар Джемаль принял участие в создании в Астрахани Исламской партии возрождения и стал заместителем председателя этой партии. В том же году он создал информационный центр «Таухид». С 1991 по 1993 год издавал газету «Аль-Вахдат» («Единение»). С 1993 по 1996 годах Гейдар Джемаль вёл несколько телепрограмм, посвященных исламской проблематике («Ныне», «Минарет» и т. д.). В 1998 году Гейдар Джемаль посетил с циклом лекций ЮАР. В 1999 году на православно-исламской конференции в Санкт-Петербурге он выдвинул тезис о возможности стратегического союза ислама и православия в рамках антизападного проекта.
В 2001 году Джемаль возглавил проект взаимодействия политического ислама и западных антиглобалистов.

Позиционирует себя как выразителя интересов и мнений всей мусульманской общины России, несмотря на то, что большинство российских мусульман, а также наиболее видные мусульманские лидеры России, такие как Талгат Таджуддин и Равиль Гайнутдин, не считают его таковым.
10 марта 2010 года подписал обращение российской оппозиции «Путин должен уйти».

5 декабря в Алматы на 70-м году жизни один из ярчайших проповедников современности, российский исламский общественный деятель, председатель Исламского комитета России, сопредседатель и член президиума общероссийского общественного движения "Российское исламское наследие" - Гейдар Джахидович Джемаль.

На похороны Джемаля в Алматы пришли более трёхсот человек. Многие из них прилетели из России, Азербайджана, Кыргызстана. Прощальную дуа на кладбище Баганашыл имам мечети Хазрет Султан Максатбек Каиргалиев. Он прилетел специально на похороны Гейдара Джемаля. В прощальной проповеди Максатбек Каиргалиев сказал, что люди многих стран и конфессий потеряли частичку себя.

По словам последователей Ислама, смерть мусульманина - не повод для слёз. Праведник обязательно попадёт в рай, а по грешнику и плакать нечего. Это особенно важно в случае с Гейдаром Джемалем. Ведь его жизнь не закончилась со смертью тела. Его дела будут жить и продолжаться единомышленниками, учениками, детьми. В эксклюзивном интервью сайт Орхан Джемаль, сын Гейдара Джемаля, рассказал, когда и зачем проповедник вступил в сатанинский националистический клуб, для чего прикинулся шизофреником и кто продолжит его дела.

Жизненный путь вашего отца весьма насыщенный. В разное время он был окружён разными людьми. Кого сейчас, после смерти Гейдара вы можете назвать его настоящим другом?

У Гейдара было много близких людей, ему было интересно в человеке всё яркое, необычное, значительное. Соответственно, возле него всегда было много людей чем-то замечательных. Многие из них становились его друзьями. Это люди из его молодости, о которой сейчас ходит великое множество фантастических слухов. Наиболее известные из них - Головин и Мамлеев - уже в могилах. К ним он всегда относился очень трепетно, несмотря на то, что позднее они разошлись в политическом, да и экзистенциальном плане. (Евгений Головин - русский писатель, поэт, переводчик, литературовед, оккультист, специалист по эзотерике, алхимик, мистик, автор песен; Юрий Мамлеев - русский писатель, драматург, поэт и философ, основатель литературного течения "метафизический реализм" и философской доктрины "Вечная Россия". - Авт .)

Были люди, просто оказавшиеся рядом с ним, потому что в силу тех или иных качеств оказались на острие истории. Скажем, Ахмад-Кады Ахтаев или Надыр-шах Хачилаев. Они были не просто политическими соратниками, а именно друзьями. Ну и наиболее ближний круг учеников. Ученичество у Гейдара подразумевало не просто освоение "мыслей мэтра", а непрекращающийся годами интеллектуальный диалог. Естественно, многие из учеников были не только "джемалистами" но и друзьями. Гейдар, как Сартр, мог позволить себе симпатизировать и дружить с теми, к кому общественное отношение не однозначно. Рядом с ним мог оказаться и профессор философии, и генерал РГУ, и ветеран джихада.

О том, с кем дружит Гейдар Джемаль, ходили легенды / Фото EADaily

Гейдар Джемаль начал множество проектов, и умер, не закончив многие из них. Кто из его соратников продолжит его деятельность?

Гейдар - не глава партии, после него остался корпус идей, которые принадлежат всем. Даже те, чьи пути разошлись с ним, и отношения доходили до разрыва, признают его учителем. Идеи и методологии Гейдара будут развиваться более широким фронтом, чем тот который мог бы возглавить "продолжатель дела".

Он слишком "глыбище" для одного продолжателя. Тут будет как с Марксом - кто его продолжатель? А их много разных - и теоретики, и практики.

О том, каким Гейдар был в молодости, ходит множество слухов. Каковы самые яркие воспоминания вашего детства об отце?

Я лежу на кровати и плачу, а очень молодой Гейдар сидит рядом, читает Чапека и заливается хохотом. Строго говоря, даже не уверен, что это моё воспоминание, а не рассказ, услышанный в детстве от какой-то родственницы, возмущённой беспечностью молодого отца.

Деятельность Гейдара всегда так или иначе была связана с риском. Были ли моменты, когда жизни Гейдара Джемаля и его семье угрожала реальная опасность? Получал ли он угрозы со стороны оппонентов, может быть вашу семью преследовали, приходилось скрываться?

Да, такие моменты были и неоднократно, и угрозы тоже были. В разные периоды были разные источники угроз. В последние годы у него вконец испортились отношения с российскими властями, строго говоря, он никогда не жаловал путинскую модель правления, а после 2011 года стал поддерживать идею объединения всех оппозиционных сил. В ту пору заводились уголовные дела, связанные с его деятельностью и деятельностью тех, кто был рядом с ним.

В России внутриполитическая ситуация развивается по сталинским калькам. В семье, конечно, обсуждался сценарий, что, может, даже придётся бежать или уходить в подполье. Но это была гипотетическая перспектива, по крайней мере, при жизни Гейдара.

Враги Гейдара утверждают, что он был ярым националистом и антисемитом. Признаёте ли вы, что в деятельности вашего отца проскальзывали националистические моменты?

Гейдар был безусловным интернационалистом. За его национализм выдают его позицию либо по палестинскому вопросу (он был радикальным противником сионизма), либо по карабахской проблеме, либо вопрос о Пригородном районе между Осетией и Ингушетией. Это политические вопросы, для него однозначно не имевшие отношения к национализму. Он не был антисемитом, мой ближайший друг армянин всегда был вхож в наш дом, а среди людей, солидарных с Гейдаром, пруд пруди осетинов.

- Согласно Википедии, Гейдар Джемаль в молодые годы посещал эзотерический кружок "Чёрный орден SS".

Это превратилось в какую-то страшилку. В реальности была компания интеллектуалов, сложившаяся вокруг Евгения Головина. Головин был исследователем традиций, связанных с алхимией и герменевтикой. В этот круг входили многие, кто ранее был связан с интеллектуальным и литературном клубом, организованным Юрием Мамлеевым. Они переводили и изучали Генона, переводили Майринга и Эйверса, были люди увлекавшиеся Гурджиевым.

Писатели, художники, поэты, переводчики, философы, бродяги, мистики, суфии и диссиденты от РПЦ и от СССР. Разумеется, в этом пространстве обсуждался и интерес Третьего Рейха к этой теме, ананербе и всё такое прочее. Это не организация, а культурная среда. Тема "Чёрного ордена СС" появилась в 90-е, когда Гейдар стал вмешиваться в оперативную публичную политику. Тогда стараниями нескольких журналистов были собраны все сплетни и слухи о той тусовке, которая сама себя называла шизоидным подпольем. Нашлись и эпатёры, и фантазёры, и вруны, которые состряпали пару-тройку статей. Их задачей было полить грязью Гейдара, который тогда засобирался в Думу. Это был типичный приём того времени, времени "грязных политтехнологий". А поскольку статейки были состряпаны смачно и помимо врак там были и отголоски правды, в дальнейшем их не раз тиражировали противники Гейдара. А "Чёрный орден СС" это, кажется, просто строчка из стихов Головина. Сами себя они так не называли, это выдумка появилась как раз в тех статьях.

В интернете немало информации о том, что Гейдар Джемаль проповедовал оккультизм и сатанизм, проводил оккультные обряды. Как вы можете это прокомментировать?

Гейдар был знаком со всем корпусом сколько-то значимых оккультных сочинений, он лично знал людей, использующих оккультные практики. К этим людям он относился скорее негативно и настороженно, и отвергал все предложения лечения их методами, которые поступали к нему в последние годы. Представить же Гейдара как участника чёрной мессы и проводящего обряд инвольтации может либо идиот, либо проходимец, пытающийся представить большую Личность в виде клоуна.

В 1990-е годы Гейдар Джемаль руководил организацией "Национально-патриотический фронт "Память". В то время эта организация получила статус антисемитской и националистической.

Период его связи с "Памятью" был недолгим, и расстались они не по-доброму. Антисемитом Гейдар не был, если не приравнивать к антисемитизму антисионизм. Другое дело, что что он никогда не проявлял по отношению к евреям политкорректного пиетета в духе: "ах, неужели и этот писатель еврей, надо же какой талантливый народ".

Для него не было народов "хуже", следовательно и не было "лучше". Он вообще относился к национальному несколько высокомерно, как к чему-то, что резонирует лишь в людях низкого пошиба. Хотя сентиментально относился ко всему азербайджанскому, а иногда и к русскому, на мой взгляд, не всегда заслуженно. Но если говорить о его самоощущении национального, то он конечно был скорее просто "лицом кавказской национальности", а детализация "азербайджанец" была на втором месте.

В молодости Гейдар Джемаль получил диагноз "шизофрения" и инвалидность II группы. Согласно источникам в интернете, диагноз не настоящий, ваш отец симулировал болезнь, чтобы получить возможность заниматься психологией, философией и изучением Ислама...

Поначалу косил от армии, а в диссидентские 70-е понял, что диагноз является дополнительной защитой от внимания КГБ.

Гейдар Джемаль не боялся выступать против действующей власти / Фото Обзор русскоязычных видеоблогеров

- 10 марта 2010 года Гейдар Джемаль подписал обращение российской оппозиции "Путин должен уйти". Зачем?

Он никогда не был поклонником Путина, в отличие от многих, кто нынче числится в оппозиции, а некогда своими руками лепил этого самого Путина.

На похороны вашего отца пришли алматинские приверженцы нетрадиционных мусульманских течений, например так называемые салафиты (в Казахстане салафиты приравнены к экстремистам). Они горячо поддерживают идеи вашего отца. Как Гейдар Джемаль относился к салафитам? Поддерживал ли он с ними связь, как комментировал их деятельность?

Гейдар был мусульманином и выступал за единство уммы и за преодоление разногласий между различными течениями и толками. Салафиты были для него такими же братьями-мусульманами, как все остальные мусульмане. Его система координат уммы не совпадала с привычной градацией по акыдам и масхабам, она не отвергала традиционную систему, но была больше политической.

Глупо отрицать, что ихваны и салафиты более прочих продвигали в последнее десятилетие проект политического ислама. То есть модели общества, когда принципам ислама подвержено всё, а не только культурно-литургическая сфера. Соответственно, он их считал авангардом уммы. Хотя вполне допускал, что авангардом в иных обстоятельствах могут быть и афганские матрудиты и турецкие ашариты.

Похороны Гейдара Джемаля прошли на кладбище Баганашыл в Алматы / Фото сайт

Гейдар Джемаль родился 6 ноября 1947 года в Москве в семье заслуженного художника России Джахида Шамиль оглы Джемаля и профессиональной наездницы и дрессировщицы Ирины Шаповаловой.

Генеалогическое древо Гейдара весьма интересно: его дед по отцу возглавлял отдел по борьбе с бандитизмом в НКВД Закавказской республики, во время Великой Отечественной войны был военным комиссаром Карабаха, затем председателем Верховного суда Азербайджанской ССР. Отец матери был высокопоставленным партийным деятелем, профессором немецкой классической философии. Именно он оставил в наследство внуку любовь к философии и превосходную библиотеку. По материнской линии Джемаль - прямой потомок генерала Шепелева.

Гейдар с ранней юности не боялся показывать непокорный характер. В 1965 году после окончания школы поступил в Институт восточных языков при МГУ, но через год был отчислен из него с формулировкой "в связи с проявлением буржуазного национализма". В 1968 году Гейдар начал всерьёз интересоваться психиатрией и познакомился с "шизоидным подпольем".

В 1979 году установил связи с исламскими кругами в Таджикской ССР. В то же время вступил в эзотерический кружок "Чёрный орден SS".

В конце 1988 года Джемаль вступил в общество "Память", но менее чем через год с ним же был исключён за то, что "контактировал и контактирует с представителями эмигрантских диссидентских кругов оккультистско-сатанинского толка". С 1989 года принимал участие в исламской политической деятельности в СССР. С августа 1986 года по июнь 1989 года состоял на учёте в МВД СССР как больной шизофренией с инвалидностью второй группы.

В 1990 году Гейдар Джемаль принял участие в создании в Астрахани Исламской партии возрождения и стал заместителем председателя этой партии. В том же году он создал независимый информационный центр "Таухид" и с 1991 по 1993 год издавал газету "Аль-Вахдат" ("Единение"). С 1993 года начал издавать журнал "Ат-Тавхид" ("Единобожие"). Летом 1995 года создал и возглавил "Межрегиональное общественное движение Исламский комитет".

Проповедник, телеведущий, наставник, психолог, философ, он читал лекции в МГУ и рассказывал про суры Корана по центральному телевидению. О его отношении к армянам и евреям ходили сотни сплетен, а вопрос о его настоящем вероисповедании до сих пор открыт. Гейдар Джемаль - противоречивая и загадочная личность, достойная тщательного изучения.



Что еще почитать