Интеллектуальная игра как найти свое призвание. Как найти своё призвание. Стратегия и тактика реализации призвания

Несколько месяцев назад я решила запустить свой онлайн-проект в области поиска работы и карьерного консалтинга. Через некоторое время я заметила, что среди стандартных вопросов моих клиентов «как составить », «как вести себя на собеседовании», я очень часто слышу совсем другой, более глубинный запрос: «как понять, чем мне нравится заниматься?» и «как начать заниматься тем, что по душе, и связать это с работой?».

Оказалось, что мои клиенты в возрасте от 25 до 35 лет не испытывают удовлетворения от самого наличия престижной работы с хорошей зарплатой, а предъявляют совершенно иные требования к работе и работодателю. Для них важно, чтобы им нравилась деятельность, (всё больше людей хотят свободный график и удалённую работу), а также они предпочитают понимать некий глубинный смысл своей деятельности и знать, какую пользу она принесёт.

Естественно, что при таких высоких ожиданиях эти люди обречены на постоянное недовольство своей работой. Не имея чёткого представления о своих интересах или не находя возможности совместить их с работой, «перекладывая бумажки» с 9 до 18 в офисе вместо того, чтобы спасать мир, они получают всё меньше и меньше удовольствия от работы. Тоскуя, они лелеют мечту всё бросить и уехать в тепло, чтобы там предаваться поиску себя и своего призвания, надеясь отыскать волшебный рецепт гармоничного коктейля из удовольствия, смысла и работы.

На мой взгляд, такая поездка будет лишь сменой декораций. Будет ли найден ответ? Возможно. Только, мне кажется, совсем не обязательно для этого далеко уезжать. Я убеждена, что каждый из нас в глубине души знает своё призвание. Просто кто-то раскрывает его в четыре года, а кто-то вспоминает в 80. Но сколько бы вам ни было лет, поиск призвания - это всегда увлекательное путешествие и вовсе не в тропическую страну! А ещё это кропотливая, ювелирная работа, требующая смелости, творчества и настойчивости. Ведь, чтобы приготовить свой эксклюзивный кулинарный шедевр, мало найти хороший рецепт. Придётся сначала научиться его готовить, а потом многократно экспериментировать, чтобы подобрать идеальные пропорции и собственные уникальные ингредиенты.

Для своих клиентов я решила детально изучить сферу поиска призвания, собрать максимум и выбрать лучшее. Только за последние три месяца глубокого погружения у меня набралось более 100 упражнений, а ведь я только приоткрыла дверцу в этот интересный мир. Одни упражнения являются подсказками и помогают определить призвание, другие позволяют трансформировать его в новую работу или привести к гармонии с уже имеющейся. С удовольствием поделюсь с вами своими находками!

Для тех, кто готов отправиться в самостоятельное путешествие, составила универсальный маршрут в семь дней. Естественно, что сроки для каждого будут индивидуальными. Возможно, кто-то найдёт ответ в первый же день, а кому-то потребуется брать паузу после каждого задания для вдумчивых размышлений. Но ведь сроки не самое главное, особенно если путешествие увлекательное. Ну что, готовы? Поехали!

День первый. Загляните в будущее и пофантазируйте

Наши фантазии - это не только кладезь информации о нас самих и наших целях, но и мощный источник мотивации для их реализации. Чтобы было легче фантазировать, давайте поиграем в игру. Представьте, что вы этакий столетний фантазёр-счастливчик. Мало того, что дожили в уме и здравии до таких серьёзных именин, так ещё вам по жизни несказанно везло, и вы достигли фантастических успехов во всём, за что брались. Здоровы, благополучны, живёте в достатке, одним словом, процветаете. Ваши родные и друзья собрались, чтобы вас поздравить и вместе с вами отметить это знаменательное событие. А может, не только друзья, но и репортёры, пресса, знаменитости…

Представили? А теперь вспомните всю свою счастливую жизнь, полную интересных и волнующих событий. Чем вы занимались? Что делали? Где, в какой обстановке? Кто был рядом с вами? Что вы чувствовали? Опишите свой стиль жизни, всё, что для вас было важным, все сферы жизни. Желательно на бумаге или в текстовом редакторе.

Затем прочитайте свой текст, лучше вслух, обращая внимание на свои ощущения и звучание своего голоса. Действительно ли вы хотите, чтобы эти фантазии стали реальностью? Готовы ли вы попробовать?

Чтобы оказаться там, где вы хотите быть через 100 лет, нужно начать путь в выбранном направлении прямо сейчас.

День второй. Разрешите себе всё и помечтайте

Очень часто наше призвание прячется где-то между областью наших интересов, сферой сокровенных желаний и несколькими глубоко запрятанными и забытыми детскими мечтами. Мы так боимся этого ящика Пандоры, что прячем его подальше в чулан своей памяти, чтобы потом наспех заталкивать в него всё, что хотелось, но не исполнилось, планировалось, но не сбылось. И тут же забывать.

Чтобы приоткрыть завесу и сделать ещё один шаг навстречу вашему призванию, вам потребуется этот ящик достать, сдуть пыль и тщательно перетряхнуть всё, что вы в него затолкали. Вспомните все ваши мечты, желания, интересы и всё, что вам когда-либо хотелось попробовать, и запишите. Для полноты картины добавьте к ним список невероятностей. Не ограничивайте свою фантазию: чем больше вы напишете пунктов, даже самых нелепых, тем лучше. Пусть их будет 100 или больше, но не менее 20.

Кстати, у этого упражнения есть интересный побочный эффект. Сохраните список и проверьте его через некоторое время. Некоторые из ваших желаний сбудутся сами собой, без вашего участия. Чтобы сбылись все, нужно будет предпринять кое-какие действия, но это уже совсем другая история.

Когда мы были маленькими, каждый из нас знал своё предназначение. Если вы забыли, о чём мечтали в детстве, спросите у родных.

День третий. Составьте свой идеальный контракт

Представьте, что вы звезда! Вы настолько профессиональны, востребованы и популярны, что «хэдхантеры» гоняются за вами, готовые на всё, чтобы заполучить вас. Вам предлагают подписать контракт с идеальной зарплатой, в котором вам разрешается самостоятельно выбрать, чем вы будете заниматься, в какой сфере и при каких условиях. Да, вот такой вы счастливчик!

Вы же, конечно, догадываетесь, что у каждого из нас на самом деле есть такая возможность? Если нет - делюсь с вами секретом. Современный мир предлагает на выбор самые разнообразные профессии и сферы деятельности, любые варианты графиков работы и прочих условий. К сожалению, очень часто многие не знают, чего хотят, или не хотят прикладывать усилия, чтобы достичь желаемого. Или по какой-то причине не находят возможности сесть и подумать серьёзно над этим вопросом.

Вот и позвольте себе прямо сейчас озадачиться им и выбрать идеальную работу. Давайте мыслить шире, ведь мы сами авторы всех своих рамок и ограничений. Пусть в вашем списке будет 100 пунктов или хотя бы не менее 20. Кстати, это упражнение полезно проделывать время от времени, поскольку ваши предпочтения могут меняться и важно корректировать ваш идеальный контракт, чтобы работа продолжала вас вдохновлять.

Стоит не только составить свой идеальный контракт, но и просматривать его время от времени. Наши предпочтения могут меняться, и важно вовремя делать корректировки, чтобы наша работа продолжала нас вдохновлять.

День четвёртый. Что бы вы хотели давать другим?

Все мы . Мы живём в обществе и не можем существовать независимо, сами по себе. Поэтому меня всегда настораживает, когда я слышу, что кто-то хочет заниматься чем-то исключительно для себя. Хочет получать удовольствие в процессе, достигать самореализации через любимую деятельность и получать удовлетворение от достижения результатов. Все эти желания прекрасны, но остаются без ответа вопросы «Зачем?», «Зачем вы?», «В чём ваш смысл?».

Мне кажется, такая эгоцентричная позиция изначально является неполноценной и ущербной по отношению к той, в которой мотив «отдавать» присутствует. Деятельность может доставлять полное удовлетворение только в том случае, если вы чем-то делитесь с другими, служите им. И трансформировать ваше любимое занятие в работу можно только в том случае, если вы найдёте способ приносить пользу другим посредством вашей деятельности.

Комбинация ответов на вопросы «Зачем?» и «Что я хочу давать другим?» даст тот самый смысл, без которого полное удовлетворение от работы невозможно.

День пятый. Что вам точно нравится и действительно доставляет удовольствие

До этого дня мы концентрировались на ваших мечтах, интересах, желаниях и том, что вам хотелось бы делать. Вы не были ограничены ничем, кроме своих фантазий и собственноручно созданных ограничений. Ваши мечты, интересы и желания являются проводниками к вашей работе , но содержат в себе долю риска. Если большинство из них так и осталось в мире фантазий и вы не пробовали реализовать их, вы не можете быть уверены, что это именно то, что нравится вам и доставляет удовольствие. Тем не менее эти списки очень важны для раскрытия призвания. Оставим их на некоторое время.

Теперь мы из области фантазий вернёмся в реальный мир. Ваш личный опыт - это ещё один важный источник информации на пути к вашему призванию. Тщательно перебрав все ваши попытки делать что-либо и степень вашего удовольствия от процесса, вы можете обнаружить также подсказки, который приведут вас к призванию.

Вспомните, что вам действительно нравится делать и что вам точно доставляет удовольствие - на прошлых местах работы, во время учёбы, во время любой другой деятельности, которой вы занимались. Напоминаю, ключевое отличие от списка, который вы составили во второй день, заключается в том, что вы это пробовали и точно знаете, что получаете от этого удовольствие. Как обычно, стремитесь к 100 пунктам, и пусть их будет не меньше 20.

Быть уверенными в том, что вам действительно это нравится и приносит удовольствие, можно, только попробовав то, о чём вам мечталось. Ищите ваше призвание в вашем опыте и больше экспериментируйте с вашими фантазиями и интересами.

День шестой. Ваши таланты, способности, навыки и их отражение в других

У каждого из нас есть множество талантов, независимо от того, развиваем мы их или нет. Подумайте, что у вас получается хорошо, в чём вы добились высот и достижений? У вас наверняка есть что-то, что вы умеете делать лучше других. Не знаете об этом? Вспомните, с какими просьбами к вам обычно обращаются. Не помните? Тогда рискните и спросите! Обзвоните своих близких и друзей и спросите у них, чего бы они лишились, если бы не были знакомы с вами. Будьте готовы к самым неожиданным ответам. Вы точно узнаете много интересного! :)

Ваши таланты и способности подскажут вам правильное направление к призванию. Не знаете, в чём вы сильны - спросите у других!

День седьмой. Роль, мастерство, призвание

Седьмой день - это день анализа и ответов на вопросы. Прочитайте каждый список и проанализируйте его. Обратите внимание на пункты, которые:

  • повторяются несколько раз;
  • кажутся вам наиболее ценными и важными именно сейчас;
  • вызывают у вас особенный отклик и трепет.

Выберите около 10 пунктов из каждого списка (количество пунктов - нестрогий параметр). Распределите пункты по четырём группам:

  • Сфера деятельности (медицина, искусство, спорт и так далее).
  • Суть деятельности (что именно делать, чем заниматься).
  • Условия (где, как, с кем, сколько времени).
  • Качества и навыки (как и что умею делать).

Запишите все пункты на чистом листе А4 или в новом документе текстового редактора. Добавьте описание идеального стиля жизни из первого дня и ответы на вопрос «Что я хочу давать другим» из четвёртого.

Проанализируйте получившееся описание и ответьте на вопросы: «Что я на самом деле делаю с миром, когда делаю это?», «Что я на самом деле даю миру, когда я делаю это?», «Какова моя настоящая роль , когда я занимаюсь этим?», «В чём мой исключительный дар , в чём мое мастерство и призвание , когда я занимаюсь этим?». Не спешите, эти вопросы требуют серьёзного обдумывания. Ответы на них и позволят вам найти себя.

Хотите связать с работой? Абстрагируйтесь и посмотрите на получившийся результат как бы со стороны, как будто это писали не вы, а другой человек. Напишите варианты работы, которые подходили бы такому запросу. Покажите другим и попросите назвать варианты подходящей для вас работы. Если хватит смелости, опубликуйте в сетях. Чем большему количеству людей с различной профессиональной эрудицией вы покажете, тем более разнообразные варианты работы получите. Желательно, чтобы получился список из 20–30 различных вариантов профессий. Выберите из них одну или две-три, которые нравятся вам больше всего.

Оцените реальность. Насколько то, чем вы занимаетесь сейчас, близко и созвучно вашему запросу. Продумайте стратегию. Кардинальная смена? Плавный переход? Работать на той же работе, а призвание сделать хобби и развиваться в интересном направлении параллельно? Напишите план. Сделайте первый шаг. Проверьте экспериментально.

Это займёт несколько месяцев или лет. Страшно? Бойтесь, но делайте. Эти несколько месяцев или лет всё равно рано или поздно пройдут, а вы либо попробуете, либо нет. Спешите, ведь никто не знает, когда наступит его столетний юбилей. Помните, счастье - это не конечный пункт назначения, это само путешествие. Даже на несколько секунд приблизиться к вашей идеальной жизни - это уже результат.

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение «Краснояровская СОШ»

Методическая разработка

интеллектуальная игра

«Как найти своё призвание»

Разработал: Учитель русского языка и литературы

МБОУ «Краснояровская СОШ» Т. Г. Логинова

2016 год

Пояснительная записка

Мероприятие предназначено для детей среднего школьного возраста. Данная методическая разработка может быть использована педагогами дополнительного образования, классными руководителями, воспитателями пришкольных интернатов.

Актуальность

Профессиональное самоопределение – одна из важнейших задач в жизни человека. Вопрос выбора профессии встает перед каждым человеком неоднократно. На каждом возрастном этапе профессиональное самоопределение имеет свои особенности. Для учащихся 5-7 классов характерен поиско-зондирующий этап. В этот период решаются задачи формирования у подростков профессиональной направленности, осознание ими своих интересов, способностей, ценностных ориентаций, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. Таким образом, приоритетной целью для специалиста по профориентации становиться создание оптимальных условий для реализации данных возрастных задач учащихся.

В условиях модернизации Российского образования приоритетным является формирование у обучающихся ключевых компетенций, развитию которых в огромной степени способствует игровое взаимодействие.

Игра, являясь естественной формой обучения, стимулирует познавательную активность учащихся. В игре формируется интерес к знаниям, расширяется информационное поле учащихся. Игровая деятельность, сочетаясь с трудом и учением, способствует формированию характера и развитию воли и интеллекта. Игра дает учащимся возможность получить знания в доступной форме и на практике приобрести навыки принятия решения, способствует формированию умения работать в команде.

Таким образом, использование игры, как активного метода обучения, способствует повышению эффективности профориентационной работы и соответственно – самоопределению.

Направленность, возможности применения разработки:

Данное внеклассное мероприятие может быть проведено:

    В среднем звене в качестве внеклассного мероприятия

    В качестве воспитательного мероприятия

Краткая аннотация:

Интеллектуальная игра содержит разные категории вопросов - серьёзных и не очень. Будет интересна школьникам среднего звена, которые все ещё любят играть. Позволит им проявить свои знания, смекалку, чувство юмора.

Интеллектуальная игра проходит в два этапа:

1. первый тур проходит среди всех команд и является отборочным во второй тур.

2. второй тур проходит в форме интеллектуального телешоу «Своя игра» для 2 команд, набравших наибольшее количество баллов в 1-ом этапе. Члены команд, не прошедших во второй этап, выступают в качестве зрителей, а также могут принять участие в «Своей игре» в индивидуальном зачете.

Цель:

создание условий для формирования у учащихся представлений о мире профессий.

Задачи:

    Создать условия для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения личности учащихся;

    Создать условия для осознания учащимися ценности и важности профессий;

    Формировать представления о профессиях;

    Познакомить с многообразием мира профессий;

    Воспитывать уважительное отношение к людям труда и трудовой деятельности.

Предварительная подготовка:

    Беседы, подбор материала.

    Приготовление атрибутов к мероприятию

    Формирование команд, предложены названия, выбраны капитаны.

    Даны командам домашние задания.

    Оборудован зал: места для зрителей и гостей – по периметру зала, в центре зала – два стола и стулья.

    Выбрано жюри.

Оборудование:

    Плакат с названием игры,

    бейджи для капитанов,

    таблички с названиями команд,

    табличка для жюри,

    плакат с правилами поведения на игре,

    плакат с указаниями оценки заданий,

    конверты с мозаикой,

    карточки с буквами К, Р, Ф, П,

    ручки, листы бумаги,

    карточки для конкурса «Угадай профессию» - плотник, пилот, жонглёр, штукатур, доярка, швея, врач, шофёр,

    мешок, в мешке лежат: эл. лампочка, ручка с красной пастой, поварешка, расчёска, катушка ниток,

    черный ящик,

    ложка,

    карточки для конкурса «Кто, что делает?»

    карточки с пословицами,

    схема «ХОЧУ, МОГУ, НАДО»,

    конфеты для игры со зрителями, сладкие призы.

Ход мероприятия

Ведущий:

Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости!

Жизнь разнообразна - кто посмеет спорить с нами?

Жизнь прекрасна тем, что можно многое свершить!

В жизни по-разному можно жить -

Можно в беде, а можно в радости,

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно так:

На рассвете встать -

И помышляя о чуде,

Рукой обожжённое, солнце достать

И подарить его людям!

Красивые слова. Вы со мной согласны?

Многим из вас, скоро предстоит начинать самостоятельную, взрослую жизнь. Всё изменится в вашей жизни, каждый выберет для себя свою дорогу. Будет хорошо всем, если эти слова, о том, что нужно жить не только для себя, но и для людей которые рядом с вами - вы будете помнить всегда.

Много хочется сказать в напутствие. Жизнь очень сложна и непонятна. Человек всю свою жизнь ищет ответы на вопросы: Как? Почему? Зачем?

И в то же время всё прекрасно и интересно, если ты живёшь по принципу: - каждое дело творчески, а иначе зачем?

У каждого из вас есть определенные знания о мире профессий, а также находчивость, оригинальная точка зрения и желание идти вперед. Все это поможет вам выполнить задания нашей конкурсной программы «В мире профессий», и еще на один шаг войти в этот мир.

Здесь вам предстоят различные испытания, выдержать которые вы сможете благодаря взаимной поддержке, уважению, а также вниманию и находчивости.

    Представление команд

    Правила игры

Прежде чем начать нашу интеллектуальную игру я хочу познакомить вас с правилами поведения на игре.

(знакомство с правилами, прописаны на плакате)

Правила поведения на игре:

    Будьте внимательны, задание нужно выслушивать до конца.

    Все предложенные задания обсуждаются всеми членами команды, а ответ дает капитан.

    В случае, когда на задание одной команды отвечает участник другой команды, жюри лишает одного балла команду, член которой позволил себе эту несдержанность

    Если кто – то из членов команды дал ответ, не посоветовавшись со всей командой, ведущий принимает этот ответ как единственный, независимо от того, правильно или нет ответил игрок.

    Будьте вежливы и терпимы, за создание конфликтной ситуации с команды снимается один балл.

Вся игра будет состоять из конкурсов, игр и загадок. Цель команд заключается в том, чтобы набрать как можно больше баллов. Команда, набравшая по итогам большее количество баллов, становится победителем.

Будьте внимательны, дружны в команде и тактичны в поведении!

    Представление жюри

С правилами игры мы познакомились, а сейчас разрешите представить вам жюри (называются фамилии и имена).

Выполнение заданий оценивается следующим образом:

За правильный ответ – 1 балл;

задание выполнено очень удачно – 5 баллов;

Задание выполнено удачно – 4 балла;

Задание выполнено не совсем удачно – 2-3 балла.

Г0СУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШКОЛА1205 МОСКВА

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА К

КЛАССНОМУ ЧАСУ НА ТЕМУ

«КАК НАЙТИ СВОЕ ПРИЗВАНИЕ»

РАЗРАБОТАЛА УЧИТЕЛЬ

И.Н.ЗАДОРОЖНАЯ

АННОТАЦИЯ

В данной методической разработке классного часа показано формирование социальной и познавательной деятельности, что является благоприятной для подросткового возраста, так как современная педагогическая практика опирается на личностно-ориентированное образование, с позиций которого подросток рассматривается как субъект педагогического процесса, то наибольшее внимание уделяется созданию оптимальных условий для интеллектуального, социального и эмоционального развития растущей личности. В подростковом возрасте закладываются основы формирования представлений о многообразии мира профессий и начинается подготовка к выбору будущей профессии, а социальная деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы подросток смог самостоятельно подумать над ее выбором. Поэтому необходимо обязательно наличие во внеклассной работе мероприятий по профессионально–трудовой ориентировке.

Тема: «Как найти свое призвание»

Цели и задачи

Закрепить понятие «профессия»;

Расширить знания о многообразии профессий;

Расширить знания о мире профессионального труда;

- способствовать формированию профессионального самоопределения учащихся.

Формировать активный познавательный интерес к профессиям;

Воспитывать уважение к людям любой профессии.

Учить анализировать, делать выводы.

Подготовка к классному часу:

1. Дети заранее информируются о проведении классного часа.

2. Оформление классного кабинета: развешивание фотографий и картинок с изображением людей разных профессий, процессов труда

Оборудование и материалы

интерактивная доска, жетоны, конверты с вложенными в них буквами,

ручки и листочки, мультимедийная презентация

Участники: Классный руководитель, ученики – класс поделен на 2 команды по 8 человек, жюри.

Время проведения: 45мин

План классного часа:

I. Вступительное слово

II. Практическая часть «Все профессии нужны»

III. Психологический блок «Я и мой тип профессии»

IV. Рефлексия

IV. Заключительная беседа

ХОД ЗАНЯТИЯ

Разминка –загадки в виде кроссворда (клеточки для кроссворда можно подготовить заранее на доске). Какая команда первая ответит, получает жетон.

Отгадав все загадки, вы узнаете, о чем пойдет речь на нашем занятии.

По горизонтали.

    В ресторане их найду я -
    Эти люди в колпаках
    Над кастрюлями колдуют
    С поварешками в руках…

    Кто у постели больного сидит?

И как лечиться он всем говорит.

Кто болен – он капли предложит принять,

Тому, кто здоров –

Разрешит погулять….

3. Строю школы, строю бани, строю новые дома,

Строю целые деревни, даже строю города!

Строить нужно аккуратно, строить нужно на века,

Чтоб жилось в тепле, уюте, даже в сильные снега.

В своём деле я художник и над ленью победитель,

Догадались? я -…

    Мне мигает светофор,
    Знает он, что я …..

    В школе учит он детей.
    Строг, но все прощает.
    Помогает стать умней,
    Все он объясняет…..

    С книгой кто в руке – читатель.
    Книги пишет, кто - …

7.
……

8. В книжном море он бескрайнем
Настоящий капитан.
Отыскать любую книжку
Помогает быстро нам!...

9. В небе синем самолет,
Управляет им …

Учитель.

Выбор профессии - один из шагов к взрослению, поэтому, чем раньше вы начнете пробовать себя в разных отраслях, тем более обоснованно и самостоятельно выберете свое будущее. Нельзя вдруг повзрослеть и начать выбирать профессию. Иногда такая установка отражает стремление человека оттянуть момент принятия решения. Поэтому уже в вашем возрасте пора задуматься о своей будущей профессии.

Сегодня у нас интеллектуально-игровое занятие. В процессе, которого каждая команда сможет поразмышлять о мире профессии, расширить знания о мире профессионального труда.

Конкурс «Назови профессию».

Учитель. Ребята, у меня на столе лежат буквы. Я выбираю любую букву, показываю вам, вы называете профессию человека на эту букву.

А – аптекарь, архитектор.

Б – булочник, бетонщик.

В – врач, водитель.

Г – геолог.

Д – доярка.

З – землекоп и т. д.

(Можно предложить детям другой вариант игры. Взять «чудо – мешок», в котором находятся разные инструменты или рисунки. Дети вынимают из мешка инструмент и говорят, кому он принадлежит.)

Учитель. Вот, оказывается, сколько существует профессий. Перечислить все профессии и специальности человека не хватит и урока. (какая команда больше назовет правильных ответов - профессий, та получает жетон)

Игра «Самая подходящая».

Количество игроков : от 6-8 до 10-15.

Описание : Ведущий озвучивает условия игры:

Я вам буду предлагать некоторые своеобразные характеристики профессий, а вам необходимо будет по очереди называть те профессии, которые, с вашей точки зрения, в наибольшей степени соответствуют, подходят к данной характеристике. Например, характеристика – самая денежная профессия, – какие профессии являются самыми денежными?

Учитель называет первую характеристику, а дети по очереди предлагают свои варианты. Если кто-то сомневается в услышанном (считает, что данная профессия не совсем подходит к данной характеристике), то прослушав, может задать уточняющие вопросы.

Характеристики: «самая сладкая профессия»,

«самая зеленая профессия», (цветовод, озеленитель, лесник, овощевод и др.)

- «самая смешная профессия» (клоун, цирковой артист, актер и др.)

-«самая волосатая профессия», (парикмахер)

-«самая детская профессия», (воспитатель, учитель детский врач - педиатр)

- « самая чистая» (уборщица, дворник…);

- «самая денежная профессия» (банкир, кассир, бухгалтер);

- «самая общительная профессия» (журналист, экскурсовод, ведущий на телевидении и др.)

Классный руководитель: молодцы, ребята! А теперь сравниваем ваши ответы с вариантами профессий, показанных на слайде.

Какая команда назовет более точные профессии к характеристикам, та и получает жетон.

Задание «В далёкое прошлое»

Сейчас вы получите карточки с заданием, где необходимо назвать профессии, которые:

А) почти или совершенно исчезли;
Б) появились только в XX веке;
В) появятся в будущем.

Ребята совещаются, дают свои названия и варианты профессий.

Для справки:

А) ушедшие в прошлое профессии : кучер, фонарщик, пряха, прачка, ямщик, белошвейка, стряпчий, трубочист, почтмейстер, городовой, купец и т.д.;

Б) программист, оператор ЭВМ, менеджер, секретарь - референт, оператор станков с числовым программным управлением (ЧПУ), тракторист - машинист широкого профиля, лётчик, крановщик, космонавт, эмбриолог, электромонтёр и т.д.;

В) профессии, связанные с освоением морских глубин, космоса, развитием робототехники, компьютеризацией, химической и ядерной промышленностью, экономикой, телевидением, видеотехникой, экологией, криминалистикой, генной инженерией и т.д.

Подсчет жетонов (жюри)

Учитель

Чтобы поговорить о значимости выбранной вами профессии хочется, чтобы вы послушали одну притчу.

Собрались однажды философы и заспорили, какая профессия важнее. Один сказал:
– Учитель – нужнее всего. Без образования прогресс остановится.
– Без строителей человеку негде будет укрыться, и человечество лишится прекрасных зданий, – заявил второй философ.
– Музыканты, художники и поэты делают нашу жизнь особенной. Искусство отличает человека от животных, – воскликнул третий философ.
Тут в разговор вмешался ученик и одновременно слуга хозяина дома.
– Многоуважаемые ученые, вы забыли о профессии повара.
– Тебе не положено вмешиваться в нашу беседу. Поварское дело – не искусство. Иди готовь обед, – рассердился хозяин.
Ученик молча вышел из комнаты. В этот день обеда философы не дождались, ученик исчез. Пришлось хозяину самому готовить обед. К сожалению, после еды философы почувствовали себя плохо и разошлись по домам.
Хозяин нашел другого слугу. Прошло время, и философ – хозяин дома, заметил, что друзья перестали его посещать, а сам он после еды не способен был размышлять. Подумал философ, а потом уволил нового повара и послал бывшему ученику записку с одной фразой: «Поварское дело – не ремесло, а искусство».
Вскоре ученые мужи снова стали собираться в доме философа. Обсуждение прерывалось только вкусным обедом, который готовил ученик.
–«Поварское дело– не ремесло, а искусство», – говорил хозяин после обеда.

Обсуждение притчи.

Упражнение. «Грецкий орех».

Время: 10 минут.

Материалы: мешочек с грецкими орехами.

Ход проведения: ведущий просит каждого взять себе один орех из мешочка и запомнить его. Некоторое время участники рассматривают свой орех, изучая его структуру, особенности строения, запоминая все его индивидуальные черты. Затем орехи складываются обратно в мешочек, перемешиваются и снова высыпаются в центре круга. Задача каждого – найти свой орех.

Рефлексия

А теперь я каждого попрошу ответить из предложенных вопросов (вопросы предварительно размещены на доске):

Сегодня я узнал, что…

Я почувствовал, что…

Мне представляется интересным то, что…

Работа над заданием помогла мне…

У меня появилось желание…

Учитель. О разных профессиях мы вспоминали сегодня. А кем бы вы хотели стать в будущем? (Дети отвечают.)

Основу жизнедеятельности человека составляет профессиональная деятельность. И именно она позволяет удовлетворять нам свои потребности. Потребность в жилище, питании, одежде не оставит без работы строителей, технологов и производителей изделий и продуктов питания. Пока есть болезни, нужны врачи. Пока есть дети, нужны учителя. Пока есть преступность, нужны работники правоохранительных органов. А значит, эти профессии всегда будут востребованы. Очень важно, чтобы вы выбрали себе дело по душе. Счастлив тот человек, который занимается любимым делом, кто выбрал профессию по призванию. О таком человеке говорят, что он на своём месте или, что у него золотые руки. Я желаю вам правильно избрать свой путь.

Используемая литература.

1. Резапкина Г.В. “Я и моя профессия”: Программа профессионального самоопределения для подростков: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. - М.: Генезис, 2000.

2. Резапкина Г.В. “Скорая помощь в выборе профессии”. Практическое руководство для школьных психологов и педагогов. - М.: Генезис, 2004.

3. Резапкина Г.В. “Секреты выбора профессии или Путеводитель выпускника”: Научно популярное издание. - М.: Генезис, 2005.

Простой и действенный способ, который для меня сработал. Другие 10 техник не сработали.

  1. Берём лист. Пишем заголовок "Моё истинное предназначение в жизни:".
  2. Ставим номер и строчим любой ответ, который пришёл на ум.
  3. Продолжаем писать, пока не наступит эмоциональная реакция: чаще проливаются слёзки, или мороз по телу, или что-то другое заметное.


  • Писать дома. В хорошем и бодром настроении. Лучше на бумаге.
  • Выделить 1–3 часа. Прерывайтесь только по нужде, не теряйте поток.
  • Писать любую идею, а не анализировать. Лучше воспринимать, как шутку, а напишу-ка: "Моё предназначение - стать лучшим в мире балалайщиком".
  • Не париться, если ответ не приходит.
  • Ответ может состоять из одного слова: "музыка", "сцена", "семья", "помощь".
  • Развивайте ответы, которые часто повторяются в разных формах
  • Развивать приходящие идеи, задавать вопросы:
    • Чем вы любили заниматься в детстве?
    • Если бы у вас было 10 млн. $, чем бы вы занялись?
    • Какие у вас мечты?
    • Чем вам всегда хотелось заниматься?

Мой опыт

У меня эмоциональная реакция пошла на 116 пункте, после 40 минут. Но я её подавил. Зря писал в кафе - на людях слёзы пускать не удобно. Не поверил себе, продолжил писать варианты ещё час до 257 пункта.

№116.
Моё предназначение: помогать другим достигать их целей .

Пришёл домой довольный, но в замешательстве - начал перепроверять. Анализировать жизнь, сверять прошлые цели и желания.

Помог дневник целей и желаний, записанных за последние годы. В них часто проскакивает идея: помогать другим. Ещё 5 лет назад записал глобальную цель: помогать другим определять и выполнять их предназначение.

"Всё сходится, но слишком просто" - подумал я. Искал, искал, и тут - нашёл.

Повторил упражнение через 3 дня, уже дома. На 57 пункте - снова оно! Пошли слёзки, не ожидал, что сработает снова.

Эврика! Поиски завершились? — Нет, только начались.

Для себя я решил, раз до этого долго не находил, значит - нужно было научиться жить счастливо .

А сейчас пришло время, выполнять вторую часть - трудится на благо других. Этот сайт - результат следования моему предназначению. Хоть я и не вижу конечной цели.

Что изменилось?

Особо ничего. Я такой же счастливый, как и до того как нашёл предназначение.

Определить предназначение, это всё равно что купить абонемент в качалку на 10 лет. Элементарно. А пахать в зале 3 раза в неделю - действительно сложно.

Я думал, что найду ответ - станет всё просто и ясно: бери и делай. Но - нет. К счастью, просто не стало. Это лишь ещё один важный шаг в развитии.

Нужно привыкнуть - всю жизнь будет неопределённость. Лучше научиться её любить и обзавестись состоянием счастья, чтобы ориентироваться в этой неизвестности.

  • Раскроешь свои таланты и реализуешь себя в жизни .
    Ага, вот так сразу. Чтобы это сделать - нужен огромный труд и лет 7.
  • Совершишь мощный прорыв .
    Скорее пауза, чтобы сменить накатанные рельсы жизни на новое направление.
  • Будешь просыпаться по утрам с улыбкой .
    Просыпаюсь, как и просыпался - с трудом. Не люблю просыпаться и бежать работать. Когда так происходит - значит не спалось, мучили идеи.
  • Обретёшь уверенность - станешь гармоничнее, жизнерадостнее .
    Чтобы всё это обрести - нужно пахать, а не разок сходить к коучу.

Универсальное предназначение

Жизнерадостные и здоровые люди - редкость. Важно быть не просто "нормальным" - в меру больным и несчастным.

Уже много сделаете для мира - если будете заняты своим развитием и оздоровлением. Приведите сферы колеса жизни на 7-10 пунктов. Когда справитесь с этой задачей, можете начать думать, куда приложить вашу энергию.

Ваше предназначение - жить счастливо , а всё остальное - ответ на вопрос "как стать счастливым?"

P.S. Напишите в комментариях о своём опыте. 99% людей не сделают это упражнение, а вы сделаете этот шаг в своём развитии?

Сценарий внеклассного мероприятия для 9-10 классов

Автор: Шпакова Юлия Николаевна, воспитатель
Место работы: КГАОУ «Краевая школа – интернат по работе с одарёнными детьми «Школа космонавтики», г. Железногорск Красноярского края

Час общения «Как найти своё призвание?»

«Выбери себе дело по душе, и тебе ни дня не придется работать»
(Конфуций)

Цель: помочь учащимся осознанно подойти к определению своего призвания и выбору будущей профессии;
Задачи:
1)сформировать установку на самопознание, самоопределение;
2) развивать способность видеть перспективу своей будущей жизни;
3) воспитывать культуру общения, сотрудничества и взаимодействия учащихся.

Оборудование: листы бумаги А4, ручки, карандаши, фломастеры или маркеры, картинки с изображениями мусорного ведра и чемодана, стикеры.
Участники: педагог – воспитатель, двое ведущих из числа учащихся, учащиеся 9-10 классов.

Ход мероприятия:

I. Организационный момент. Упражнение «Круг приветствия».
Воспитатель: Ребята, сегодня мы собрались для того, чтобы обсудить важную сейчас для вас тему. А для начала давайте встанем в круг, чтобы поприветствовать друг друга и настроиться на позитивную и плодотворную работу. Я сейчас подойду к любому из вас и пожму руку со словами «Здравствуй, (имя), я очень рада тебя видеть!». Тот участник, к которому я обращусь, в свою очередь, должен будет повернуться к своему соседу справа, пожать ему руку и сказать что-нибудь приятное в качестве приветствия.
II. Вступительное слово.
Ведущий 1: Большинству из нас знакома с детства фраза: «Человек должен найти свое призвание». Действительно, человек ищет своё призвание, чтобы быть максимально полезным для общества, жить в душевном покое и гармонии, заниматься любимым делом. Нет ничего хуже, чем ежедневно делать то, что тебе не нравится, постоянно испытывать дискомфорт и угнетённое состояние. С призванием, как и с любовью, - жизнь человека, попавшего в свою стихию, качественно меняется в лучшую сторону.
Ведущий 2: «Выбери себе дело по душе, и тебе ни дня не придется работать» - так говорил великий китайский мыслитель и философ Конфуций. Некоторые люди могут проявлять неординарные способности во многих сферах и для них вопрос «как найти свое призвание?» особенно актуален.
Воспитатель: А как вы понимаете, что такое призвание? (учащимся предоставляется возможность самим поразмышлять над этим понятием, затем выслушиваются ответы).
III. Содержание понятия «призвание».
Ведущий 1: Очень точно определяет значение слова «призвание» Кен Робинсон – автор книг и эксперт в области образования и инноваций. Он трактует это понятие как точку соприкосновения природных способностей человека и его личных предпочтений, т.е. призвание человека – это гармония интеллекта и таланта, сочетание способностей и страсти.
Ведущий 2: Если ещё проще – это когда дело, которым занимается человек, у него отлично получается и безумно ему нравится. Часто для того, чтобы мы смогли обнаружить свои таланты, нам необходимо признание или положительная оценка других людей – общественное мнение, т.е. признание – это позитивная оценка нашей деятельности, общественное уважение, успех, популярность.
Воспитатель: Как вы считаете, призвание есть у каждого? (Выслушиваются ответы учащихся). Безусловно, не у каждого призвание выражено в равной степени. Кто-то в разлуке с ним погибает, кто-то непрерывно его ищет, а кто-то будто о нем и не задумывался и чувствует себя вполне хорошо. И все же, надо полагать, оно есть у каждого.
А как вы думаете, как человеку найти свое признание? Что для этого необходимо? (возможные ответы учащихся - прислушиваться к собственным интересам, изучать и развивать свои склонности и способности, самосовершенствоваться). Сейчас хочу предложить Вам выполнить практическое задание.
IV. Практическая часть. Упражнение «Познаю себя».
Всем учащимся раздаются карандаши и бумага. Воспитатель дает задание: «10 раз ответьте на вопросы: «Кто я?», «Какой я». При этом необходимо использовать характеристики, черты, интересы, чувства для описания себя, начиная каждое предложение с местоимения «я». После того, как дети закончат выполнение этого задания, обсуждение какими чаще дети бывают, какие качества редко проявляются, что вышло на первый план при выполнении задания. В заключение учащиеся отвечают на вопрос «Легко ли было описывать себя?»
V. Содержание понятий «профессия», «профессиональная деятельность». Обсуждение с учащимися.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, профессия, профессиональная деятельность и призвание – всегда ли они совпадают в жизни? (Выслушиваются ответы). Наверное, чтобы ответить на этот вопрос, надо точно знать определения этих понятий.
Ведущий 1: Профессиональная деятельность является трудовой деятельностью. Для лучшего ее понимания стоит изучить понятие «профессия», имеющее несколько определений:
- Профессия (от лат. professio – «официально указанное занятие») – род человеческой деятельности, требующий специальных знаний и навыков в той или иной области, которые человек приобретает в результате обучения, теоретической и практической подготовки, а также опыта, получаемого в процессе работы.
Ведущий 2: Синонимами к слову «профессия» являются следующие слова: дело, занятие, деятельность, род занятий, специальность, ремесло, профиль, работа, квалификация, звание, призвание. Профессиональная деятельность направлена не только на производство конкретного вида товаров или оказание услуг, но и позволяет человеку создать наиболее благоприятные условия для развития и реализовать собственный творческий потенциал.
VI. Постановка проблемы и пути ее решения.
Воспитатель: Ребята, можете теперь более точно ответить на вопрос: «Совпадают ли в жизни призвание и профессия?», зная, что составляет понятия «призвание», «профессия» и «профессиональная деятельность»? Какие шаги, по Вашему мнению, нужно сделать, чтобы узнать и выявить, в чём твое призвание, и как это призвание соотнести с будущей профессией? (Выслушиваются ответы учащихся).
Ведущий 1: Ответы на эти вопросы давно интересуют психологов и социологов. И каждый разрабатывает свою концепцию, методики, опросники и тесты, пытаясь помочь людям в этом нелегком выборе своего жизненного пути. Одним из таких инструментов является тест на определение типа личности, разработанный американским профессором Джоном Генри Голландом. Он позволяет выявить взаимосвязь между особенностями характера человека и предпочитаемыми профессиями.
Ведущий 2: Джон Голланд считал, что поведение человека определяется не только его личностными особенностями, но и окружением, в котором он проявляет свою активность. Люди стремятся найти профессиональную среду, свойственную своему типу, которая позволила бы им полнее раскрыть свои способности. Таких типов, согласно Джону Голланду, шесть: реалистический или практический; интеллектуальный; социальный; конвенциальный или стандартный; предприимчивый; артистический. Этот тест позволяет соотнести склонности, способности, интеллект с различными профессиями.

VII. Мозговой штурм «Карта будущего».
Воспитатель: Как же всё-таки найти своё призвание? Как сделать так, чтобы ваши таланты, задатки и способности были реализованы в будущей профессии? Предлагаю сейчас разбиться на группы по 3-4 человека провести мозговой штурм. Для этого я раздаю каждой группе по листу ватмана, цветные карандаши, фломастеры. Предварительно в группах обсуждаете, что нужно сделать, чтобы определить, узнать, в чем ваше призвание, кто может вам в этом помочь, какие ваши шаги будут на пути к своему призванию, и представить всё это в виде карты. Это будет ваша «Карта будущего». Как она будет выглядеть, зависит от вас.
VIII. Заключительная часть, рефлексия. Упражнение «Чемодан».
Воспитатель: Как вы могли заметить, призвание – это один из синонимов слова «профессия» и это значит, что в силах человека сделать так, чтобы призвание совпало с профессией, с его профессиональной деятельностью. Для этого необходимо осознать, что Ваше будущее зависит от каждого из Вас. Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру «Чемодан». На доске я поместила два изображения – «мусорное ведро» и «чемодан». Возьмите стикеры и напишите на них, что вам сегодня понравилось и было полезным, и что не понравилось и, как вы считаете, вам не пригодится. На чемодан приклейте то, что вы возьмёте с собой полезного с нашей встречи, а в мусорное ведро можно поместить то, что является лишним и ненужным.
Спасибо за работу!

Источники:
1. А. Круглов (Абелев). Афоризмы, мысли, эссе. – М.: Изд-во «ОЛМА-пресс», 2010.
2. К. Робинсон. Призвание. Как найти то, для чего вы созданы, и жить в своей стихии. Электронная библиотека e-libra.ru
3. Д.Н. Ушаков. Толковый словарь русского языка. – М.: «Просвещение», 1988.
4. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под редакцией Л.М. Митиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
5. Тутубалина Н.В. Твоя будущая профессия: сборник тестов по профессиональной ориентации. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2005.



Что еще почитать