История, люди, нравы. Русский Туркестан. История, люди, нравы Найти город кульджа в китае

Нагорные пастбища Илийской долины издавна привлекали кочевые народы. Название «Кульджа» впервые появляется ещё в эпоху Тюркского каганата.

Когда уйгурские племена во главе с Пен Текином, ушедшие на запад, то с ними ушла и часть племени Яглакар, входившие в уйгурский племеннной союз.

Чагатай, сын Чингисхана, разместил здесь столицу своих владений. Под власть Пекина эти земли перешли после вооружённого столкновения с джунгарами в 1755-57 гг.

C распространением российского влияния в Семиречье в середине XIX в. Кульджа становится важным центр торговли между Россией и Китаем. В 1851 г. здесь был подписан договор, узаконивший торговлю между подданными двух империй в этом регионе.

Город подвергся значительному разрушению в 1864-66 гг. во время уйгуро-дунганского восстания. Кульджа, и весь Илийский край был занят российскими войсками в 1871 г.; возвращен Китаю в 1881 г., после чего многие илийские уйгуры (около 45 тыс. чел) и дунгане (около 4,6 тыс.) переселились в российские владения (нынешний юго-восточный Казахстан и северная Киргизия).

В русской литературе XIX в. город Кульджа (Инин) иногда появляется под названием «старая Кульджа» или «таранчинская Кульджа», тогда как город Суйдин (кит. 绥定; часто встречалось также написание Суйдун), расположенный в 40 км к северо-западу, именовался «новая Кульджа» или «китайская Кульджа». В тот период «таранчинская Кульджа» (то есть город таранчей - уйгуров) был центром торговли, а «китайская Кульджа», основанная в 1762 г. и расположенная ближе к границе - крепостью и центром китайской администрации в регионе.

В 1965 г. Суйдин был переименован, получив бол""ее политически приемлемое название Шуйдин (水定), с 水 (вода) вместо 绥 (усмирять). В настоящее время Шуйдин является центром соседнего уезда Хуочэн (霍城县).

Население

Административно город Кульджа и окружающая территория (общей площадью 521 кв. км) образуют «город уездного уровня», с общим населением 370 тыс. человек (2002 г.) Основная часть населения - уйгуры,казахи, хотя с каждым годом усиливается приток этнических китайцев с востока страны. В окрестностях города - поселения маньчжуров (сибо) и монгол, которые занимаются скотоводством. На протяжении 19-20 вв. в Кульдже было сильно влияние татарской интеллигенции и купцов, которые покинули Российскую империю в связи с Октябрьской революцией 1917 г. По некорым данным до трети населения города в первой половине 20 в. составляли татары. Татары создали и первую новометодную школу в Кульдже, которая впоследствии стала предтечей казахской, киргизской и уйгурской школ.








Проложить маршрут движения для автомобиля вы можете введя название места откуда Вы хотите выехать и куда добраться. Названия точек вводите в именительном падеже и полностью, с названием города или области через запятую. В противном случае на онлайн схеме маршрута может проложиться не верный путь.

Бесплатная Яндекс-карта содержит подробную информацию о выбранной местности, в том числе границы областей, краев и районов России. В разделе «слои» можно переключить карту в режим «Спутник», тогда вы увидите снимок выбранного города со спутника. В слое «Народная карта» указаны станции метро, аэропорты, названия микрорайонов и улиц с номерами домов. Это онлайн интерактивная карта - скачать ее нельзя.

Ближайшие отели (гостиницы, хостелы, апартаменты, гостевые дома)

Посмотреть все отели в округе на карте

Выше показаны пять ближайших гостиниц. Среди них встречаются как обычные гостиницы так и отели с несколькими звездами, а так же дешевое жилье - хостелы, апартаменты и гостевые дома. Это как правило частные мини-гостиницы эконом-класса. Хостел это современное общежитие. Апартамент это частная квартира с посуточной арендой, а гостевой дом это большой частный дом, где как правило живут сами хозяева и сдают комнаты для гостей. Снять гостевой дом можно с услугой всё включено, баней и прочими атрибутами хорошего отдыха. Тут уточняйте детали у хозяев.

Обычно гостиницы располагаются ближе к центру города, в том числе и недорогие, рядом с метро или вокзалом. Но если это курортный район, то лучшие мини-отели наоборот располагаются подальше от центра - на берегу моря или реки.

По прибытии в Западный Китай в 1931 году мои родители попали в город Кульджа Синьцзянской провинции и последующие годы своего там пребывания жили как в самом городе, так и в его окрестностях.

Население города и его окрестностей было многонациональным, однако в подавляющем большинстве оно состояло из уйгур. Но меж уйгурского населения жили также татары, узбеки, русские, шибинцы, дунгане* и китайцы. Причем чисто китайского населения было немного, и поэтому китайцы должны были знать всеобщий тюркский язык с различными его диалектами. Надо сказать, что многие китайцы, кроме того, говорили и на ломаном русском языке. Люди разных национальностей между собой жили мирно и дружно. Очень часто у людей были друзья других национальностей, но до такой близости, как жениться или выйти замуж, не допускалось, а если и случалось, что было очень большой редкостью, то к такому явлению вообще все относились отрицательно.

Что касается местности, то боюсь, что не хватит у меня уменья и слов чтобы преподнести воображению действительную картину.

В Тянь-шаньских горах берет свое начало река Или и течет вдоль довольно широкой низменности, пересекая Российско-Китайскую границу. Далее она несет свои воды по русской земле и вливает их в озеро Балхаш. Как у всех рек, начало ее небольшое, но поскольку каждое ущелье снабжает ее потоком воды, то вскоре она превращается в полноводную, мощную реку. На восточной стороне к югу, а затем по южной к западу вдоль низменности протянулись Тянь-шаньские горы, а с северной стороны с востока на запад возвышались тоже высокие горы с Джунгарским Алатау хребтом, который разделил Илийский Край на северную и южную области. От главного хребта по южной, то есть солнечной стороне, рассыпалось множество крупных ущелий, которые, вмещая в себя бесчисленное количество мелких, изгибаясь, равномерно спускались к реке Или. В этих живописных местах жили не только кочевые народы - киргизы, казахи, монголы, но и русские, образовав в некоторых местах большие селения и деревни. В таких больших деревнях были даже свои русские школы со своим преподавательским составом. Более известные мне названия русских селений - Дашагур, Шашагур, Толки, Кунес, Текес, Кен-Сау, Кара-Су, Нилки, Бутхана. У каждого из этих горных районов были свои природные особенности и своя красота. Недаром китайцы называют эти места "Синьцзянским Ганьчжоу", сравнивая их с живописным Ганьчжоу внутреннего Китая. Река Или прорезает межгорную долину по северной ее части ближе к северным горам. Почти у подножия северных гор на берегу реки Или, утопая в зелени, стоит наш город Кульджа, с которым связаны все мои относящиеся к Китаю воспоминания. Между рекой и южными горами растянулась безводная пустыня, которую пересекали мы не раз на бричке как с севера на юг, так и в обратном направлении. В связи с тем, что воздух был там сухой и чистый, далеко за долиной к югу были видны подернутые нежной синевой Тянь-Шаньские горы. По южному берегу Или стояли как бы нарочно расставленные крепости, называвшиеся по-местному Сумулами: Сумул Первый, Сумул Второй и т. д. Приблизительно на расстоянии двухчасовой езды автомобилем к западу от Кульджи находился другой городок по названию Суйдун, уже известный читателю, в котором стояла Дутова армия после того, как она перешла границу Китая. В Суйдуне, как и в Кульдже, население в основном состояло из уйгур, но там тоже жили народы других национальностей.

Главным же городом тех мест являлся город Кульджа, который был окружен множеством крупных и мелких селений. Как в Кульдже, так и в окружающих ее селениях было много садов, а следовательно, летом бывало и много фруктов. Фрукты там росли разнообразные: яблоки, как садовые многих сортов, так и дикие, абрикосы, урюк, груши, сливы, вишни, черешни, персики, виноград и др. Так как город находился между долиной и горами, то летом температура в нем была более или менее умеренной, в то время как в горах было прохладно, а в долине очень жарко. По обе стороны реки летом температура являлась очень благоприятной для выращивания арбузов, поэтому раньше там было много бахчей, на которых выращивались как разных сортов арбузы, так и дыни. По крайней мере, так было до того, как пришел коммунизм, а при нем никто не имел права работать на себя. В городе по обеим сторонам улиц в ряд росли огромные деревья, а за ними вдоль их линий по всем улицам протекали оросительные каналы, которые у нас назывались "арычками". Летом их водой могли пользоваться все, кто хотел, для полива росших во дворах огородов, цветов и садов. За арычками, у самых стен зданий и дворов, тянулись тротуары, а в каждый двор были перекинуты широкие мостики, обслуживавшие въезд телег. Стены дворов были обыкновенно высокими с большими деревянными воротами. Одна стена дома с окнами всегда выходила на улицу, и окна были, как правило, со ставнями, которые на ночь закрывались и запирались изнутри. Жизнь в городе протекала обыкновенно спокойно: не было грабежей или убийств, хотя очень редко случалось и такое. До коммунизма улицы каждый вечер летом поливались, часто подметались, а осенью на них сгребались в кучи падавшие с деревьев листья и потом поджигались. Около каждого дома на улице стояли деревянные лавочки, на которых летом вечерами отдыхали люди. Летние вечера там бывали обыкновенно приятными, теплыми и тихими. Как сами улицы, так и тротуары были немощеными, а поэтому весной и осенью на них месилась грязь. Возвратившись с улицы, каждый человек должен был обмывать свою обувь и затем сушить ее у печки. Рассказывали, что когда русские прибежали в Кульджу, то весной и осенью там было еще хуже, когда по уличным дорогам, где бывало большое движение, выбивались огромные ямы, которые, в свою очередь, наполнялись жидкой или густой грязью, и в таких ямах, случалось, тонули ишаки. По тропинкам же, где ходили люди, проходить было очень тесно, и нередко тогда случалось, как рассказывали старшие, когда шли навстречу два человека, то уйгуры, поравнявшись, нарочно сталкивали русских в грязь.

Зимой там бывало холодно, и поэтому снег лежал беленьким до весны и даже по дорогам не таял. Изредка, но бывали такие морозы, что птицы на лету сваливались вниз, как камень, замерзшими. Температура доходила иногда до минус сорока градусов по Цельсию и даже ниже. В такие морозные дни школы обыкновенно закрывались, а как учащиеся об этом узнавали, мне что-то не помнится. Вероятно, ничего не подозревая, все приходили в школу, обнаруживали ее двери закрытыми, чему всегда были чрезвычайно рады. Мороз школьников особенно не страшил, наоборот, они успевали дорогой еще и порезвиться, и посбивать на себя с веток деревьев красивый белый, образовавшийся от мороза снег.

Весна была особенно приятным временем года, когда бывало много ясных дней. Если и были тучи, то они плыли облаками, а между ними то появлялось, то скрывалось синее-синее небо, а с ним выглядывало и чистое солнышко, направлявшее свои теплые веселые лучи на землю. С каждым днем становилось теплее и теплее, а к апрелю уже никто не носил пальто. Солнце, облака и ожившая природа так благотворно влияли на людей, что, мне кажется, в весеннее время многие горести быстрее забывались.

Зато плаксивая осень во второй половине сентября и начале октября была очень неприятной: часто бывали пасмурные дни, становилось все холоднее и холоднее, мелкие долгие дожди тянулись по несколько дней.

Летом человеку не требовались ни пальто, ни пиджак, ни вязаная легкая фуфайка, и если уж лето пришло, то в одном платьице было приятно как днем, так и ночью. А сколько там было ясных веселых дней! Часто проливались и дожди, но они были скоротечными: налетит туча, прольется, и опять сияет радующее душу солнце, а от дождя можно было свободно сохраниться под ветвистым деревом.

Пришлось мне поездить по белому свету, была я во многих странах, но нигде мне не удалось встретить такой весенней и летней погоды и нашей красавицы природы с ее чистыми быстрыми горными реками, бегущими по сверкающим на солнце чистым камешкам меж как бы нарочно для этого выложенных речных берегов. Вода в них была чистой, как слезинка, и неслась она, ударяясь о принесенные в половодье большие и малые камни, беспорядочно разбросанные по берегам и руслу. Не встречала я нигде и таких величественных, никем не тронутых, снежных и скалистых, отвесных, как стена, или пологих, вперемежку с глубинными, обязательно с рекой, ущельями. Бесконечно зеленые летом, своеобразные горы с множеством различных цветов и чистым, как кристалл, воздухом, видны были в свежем синем цвете так хорошо, что можно было различить на их склонах снежные насыпи и лесные заросли.

Асфальтированных или мощеных улиц в городе не было, поэтому от движения повозок летом поднималась пыль, и издали можно было видеть воздух другого цвета, поднимавшийся шапкой над городом. Деревенские, лица которых отличались свежестью и румянцем, говорили про городских, что те бледны и нездоровы в сравнении с жившими за городом.

Сельские жители постоянно приезжали в город по разным надобностям: что-то продать, купить или немного развлечься да в церковь сходить. Приезжали летом на бричках, на ходках, а в зимнее время на деревянных санях. Останавливались у родственников, если таковые были, а нет, так у друзей, знакомых или у своих учившихся в городе детей.

До коммунизма у людей были свои лошади, коровы, куры. Летом каждое утро городские пастухи собирали и выгоняли коров на пастбище, а вечером их пригоняли. В основном, люди в городе держали только одну корову для молока и зимой кормили ее купленным сеном. Дома у людей были с сараями, амбарами и дворами: лучшие строились из кирпича, с простыми деревянными или крашеными полами, с электрическим освещением; худшие, стены которых были биты из простой земли, - с земляными полами и без электричества. Крыши смазывались земляным составом, хотя у богатых домов нередко они были железными.

Русские семьи чаще всего занимали две - три комнаты. В одной из них устанавливалась русская плита, а часто и большая русская печка, и комната служила зимней кухней и спальней (там стояли стол со стульями или скамейками и кровать, иногда с занавесью). Одна из следующих комнат служила и гостиной, и спальней. Кровати каждый день аккуратно убирались и наряжались. Каждую субботу у печки и вообще, где требовалось, подбеливали известкой, мыли полы, протирали скамейки, чистили и подкрашивали обувь к воскресному празднику. По воскресеньям всегда ходили в церковь и праздновали, во всяком случае, так проводили воскресный день мы.

Во дворах почти у всех был скот, собаки, куры, повозки. Собак в домах ни у кого не было, однако кошек зимой впускали в дома. Часто во дворе был колодец, а если нет, то ходили за водой в городские колодцы, что были на улицах, или на какую-нибудь реку, если таковая текла поблизости. Никаких водопроводов, ни канализаций не было. Воду носили ведрами и в ведрах же потом она стояла в кухне, хотя иногда для этой цели использовали и деревянные кадки. В зимнее время в первой комнате при входе устанавливали умывальник, а под ним на табуретке таз.

Дворы у всех были чистыми, в них росли всевозможные цветы, а вьюны, тыквы и кубышки оплетали навесы, под которыми часто летом устраивалась кухня, а иногда там же у русских стояли и кровати. Однако летней кухней чаще служила отдельная комната во дворе, где была сооружена русская печь, но, если таковой комнаты не было, то печь выкладывалась под открытым небом. Хлеб у всех был свой, и у каждой хозяйки он выпекался своего вкуса. Обычно один раз в неделю пекли хлеб и один раз в неделю стирали белье. Стирали руками на стиральных досках в длинных металлических или деревянных корытах, которые устанавливались для этой цели на скамейках. Стирка сама по себе была очень тяжелой работой, а вдобавок к тому, еще до ее начала, хозяйка должна была наносить достаточное количество воды, а потом выносить на улицу уже грязную воду. Часто передняя комната, где находилась кухня, была и без того маленькой, а когда посередине ее еще ставилось корыто, то было трудно пройти. Зато летом было хорошо стирать на улице, особенно жившим за городом, когда они могли полоскать белье в реке.

Ванных комнат, разумеется, ни у кого не было, поэтому мыться было просто-напросто негде. Хорошо было тем, у кого были свои бани, остальные должны были мыться в городских банях за плату или оставаться грязными. Как ни удивительно, но человек ко всему привыкает, так он привыкает и не мыться. Но по праздникам все любили хорошо одеваться, то есть в лучшее, что у них было, отчего у всех появлялось праздничное и веселое настроение.

Русские в тех краях в большинстве своем жили в достатке, однако немало было и таких, которые перебивались с копейки на копейку.

Занимались люди, кто чем мог. Городские работали по своим специальностям: инженерами, врачами, преподавателями в школах, библиотекарями, портными и пр. Некоторые открывали свои мастерские, портняжные, парикмахерские, кондитерские, фотографические студии, кузницы и пр. За городом и в деревнях люди занимались хлебопашеством, скотоводством, пчеловодством, садоводством, рыболовством. Здесь надо опять-таки напомнить, что так было только до коммунизма, а после того как сменилась власть, и пришел коммунизм, все изменилось до неузнаваемости. 1 Баиндай - окраина города Кульджи.

Кульджа (уйг. , ула, каз. , лжа) или Инин (кит. упр. , пиньинь: Ynng) - город в Китае, центр Или-Казахской автономной области, входящей в состав Синьцзян-Уйгурского автономного района. Расположен на северном берегу реки Или приблизительно в 100 км к востоку от границы Китая с Алматинской областью Казахстана на так называемой Кульджинской равнине. Город с самой высокой влажностью преимущественно засушливого региона Синьцзян.

История

Нагорные пастбища Илийской долины издавна привлекали кочевые народы. Название «Кульджа» впервые появляется ещё в эпоху Тюркского каганата.

Когда уйгурские племена во главе с Пен Текином ушли на запад, с ними ушла и часть племени Яглакар, входившего в уйгурский племенной союз.

Чагатай, сын Чингисхана, разместил здесь столицу своих владений. Под власть Пекина эти земли перешли после вооружённого столкновения с джунгарами в 1755-57 гг. Долгое время Кульджа являлась фактической административной и военной столицей Цинского Синьцзяна (дословно «Новых рубежей»).

C распространением российского влияния в Семиречье в середине XIX в. Кульджа становится важным центр торговли между Россией и Китаем. В 1851 г. здесь был подписан Кульджинский договор, узаконивший торговлю между подданными двух империй в этом регионе.

Город подвергся значительному разрушению в 1864-66 гг. во время уйгуро-дунганского восстания. Кульджа, и весь Илийский край был занят российскими войсками в 1871 г.; возвращён Китаю в 1881 г., после чего многие илийские уйгуры (около 45 тыс. чел) и дунгане (около 4,6 тыс.) переселились в российские владения (нынешний юго-восточный Казахстан и северная Киргизия).

В русской литературе XIX в. город Кульджа (Инин) иногда появляется под названием «старая Кульджа» или «таранчинская Кульджа», тогда как город Суйдин (кит. ; часто встречалось также написание Суйдун), расположенный в 40 км к северо-западу, именовался «новая Кульджа» или «китайская Кульджа». В тот период «таранчинская Кульджа» (то есть город таранчей - уйгуров-земледельцев) был центром торговли, а «китайская Кульджа», основанная в 1762 г. и расположенная ближе к границе - крепостью и центром китайской администрации в регионе.

Дороги

  • Годао 218 . Инин - Жоцян
  • Годао 312 . Шанхай - Инин

Библиография

  • Госманов М. Ябылмаган китап яки ччелгн орлыклар. - Казан: Татар. кит. ншр., 1996. - 206 бит.

Достопримечательности

  • Памятник Сталину

Население

Административно город Кульджа и окружающая территория (общей площадью 521 кв. км) образуют «город уездного уровня», с общим населением 370 тыс. человек (2002 год) Основная часть населения - уйгуры и казахи, хотя с каждым годом усиливается приток этнических ханьцев с востока страны. В окрестностях города - поселения маньчжуров (сибо) и монголов, которые занимаются скотоводством. На протяжении 19-20 веков в Кульдже было сильно влияние татарской интеллигенции и купцов, которые покинули Российскую империю в связи с Октябрьской революцией 1917 года По некоторым данным до трети населения города в первой половине XX века составляли татары. Татары создали и первую новометодную школу в Кульдже, которая впоследствии стала предтечей казахской, киргизской и уйгурской школ.

Синьцзян-Уйгурском автономного района КНР , место пребывания народного правительства автономного округа.
Городской уезд в составе Или-Казахского автономного округа
Кульджа
уйг. غۇلجا , Ғулҗа
43°55′00″ с. ш. 81°19′00″ в. д. H G Я O L
Страна Китай Китай
Автономный район Синьцзян-Уйгурский
Автономный округ Или-Казахский
История и география
Площадь
  • 521 км²
Часовой пояс UTC+08:00
Население
Население
  • 526 745 чел. ( )
Цифровые идентификаторы
Телефонный код 0999
Почтовые индексы 835000
Код автом. номеров 新F
Официальный сайт
Медиафайлы на Викискладе

География

Расположен на северном берегу реки Или приблизительно в 100 км к востоку от границы Китая с Алматинской областью Казахстана на так называемой Кульджинской равнине . Здесь - самая высокая влажность преимущественно засушливого региона Синьцзян.

К востоку от городского уезда Кульджа находится уезд Кульджа , к западу - уезд Хочэн, к югу - Чапчал-Сибоский автономный уезд .

О названии

Само название в переводе с уйгурского обозначает «взрослый самец дикого горного барана».

В русской литературе XIX века город Кульджа (Инин) иногда появляется под названием «старая Кульджа» или «таранчинская Кульджа», тогда как город Хуэйюань , расположенный в 30 километрах к северо-западу, именовался «новая Кульджа» или «китайская Кульджа». В тот период «таранчинская Кульджа» (то есть город таранчей - уйгуров-земледельцев) был центром торговли, а «китайская Кульджа», основанная в 1762 году и расположенная ближе к границе - крепостью и центром китайской администрации в регионе.

История

Нагорные пастбища Илийской долины издавна привлекали кочевые народы. Название «Кульджа» впервые появляется ещё в эпоху Тюркского каганата .

Когда уйгурские племена во главе с Пен Текином ушли на запад, с ними ушла и часть племени Яглакар, входившего в уйгурский племенной союз .

В 1884 году цинское правительство создало провинцию Синьцзян, территория вокруг Кульджи стала уездом Нинъюань (宁远县). После Синьхайской революции в 1913 году уезд Нинъюань был переименован в уезд Инин (伊宁县). В 1944 году после Илийского восстания Кульджа стала столицей



Что еще почитать