Как называется бой на копьях. Копье: от каменного века до мировых войн двадцатого столетия. Бой с копьём всадника


Техника боя на поллэксах

Техника боя дуэльными топорами или молотами была простой и эффективной. Одной стороной топора можно было рубить противника, зубцом или молотом обуха можно было наносить тупые удары, а длинным острием колоть соперника. Оружие держали широко расставленными руками за древко, что позволяло наносить сильные удары, стремительно манипулировать оружием и с большой силой парировать удары противника. Правой, доминирующей рукой топор держали за древко на расстоянии приблизительно восемнадцати дюймов от топора. Эта ведущая рука часто была защищена круглой гардой, напоминающей гарду копья. Вторая рука оставалась незащищенной, так как по этому месту древка удары не наносились. Удары парировали так же, как дубиной или как старой доброй винтовкой во время штыкового боя. Удары наносили, как правило, довольно медленно – в самом деле, каждый удар должен был наноситься неторопливо и весьма расчетливо.

Вот название частей поллэкса:

dague (колющий шип на верхушке)

maillet (головка в виде молотка)

bec de faucon (изогнутый шип)

la croix (верхняя часть древка и вся головка)

queue (шип на нижнем конце древка)

Demy-hache (средняя часть древка)

Также можно выделить пять видов защит-верхнее, внешнее, внутреннею, нижние внешнею, нижние внутреннею. Также существует четыре основных стойки-средняя, обратная, нижняя обратная подвешенная. Ниже будут подробно рассмотрены данные стойки. Средняя стойка является основной «копейной стойкой. Обратите внимание, что croix поллэкса держится крестообразно, чтобы было легче блокировать удары maillet. Ведущая атака из этой позиции - укол верхним шипом. Обратная стойка популярна у бойцов, предпочитающих рубящую технику. Она очень агрессивна и позволяет нанести как верхний удар топором, так и укол нижним концом, обеспечивая при этом хорошую защиту. Кроме того, она не позволяет «связать» croix вашего оружия. Нижняя обратная стойка встречается в нескольких иллюстрациях у Талхоффера. Она выглядит обманчиво открытой и незащищенной. Однако, из нее удивительно легко как стремительно атаковать, к примеру посредством укола нижним концом и ударом молотка(лезвия) сбоку, так и переместиться в обратную позицию, просто подняв заднюю руку. Подвешенная стойка является примером превосходной защитной стойки, предлагающей боковые удары maillet и уколы нижним шипом в качестве предпочтительных атак. Из подвешенной стойки можно быстро перейти в среднюю стойку, опустив заднюю руку к бедру. Если при этом передняя рука пойдет вверх, движение головки по большому кругу завершится мощным ударом молотком сверху.

В течение XV в. на основе изучения принципов боя мечом одной рукой была создана теория такого боя; на эту тему написаны многочисленные «боевые книги», полные живых изображений способов владения оружием.(Изображение 15) Во многих приемах использовались элементы акробатики, хотя удары парировали мечами. Кроме того, в бое сохранилось много элементов чисто силового единоборства. Рыцарь должен был уметь захватить руку противника, держащую меч, захватить своей рукой, держащей меч, противника за шею и ударить его головкой рукоятки в ухо. После этого рыцарь пропускал крестообразную гарду между коленями противника и резким рывком валил его наземь. Очень часто рыцарь перехватывал меч за клинок, сближался с соперником и бил его головкой эфеса шпаги или меча в лицо. Иногда рыцарь пользовался для парирования ударов маленьким круглым щитом, надевавшимся на левую руку, в иных случаях для этого пользовались взятым в левую руку кинжалом, а иногда рыцарь просто обматывал левую руку полой плаща. Такой способ фехтования получил особенно широкое распространение в Испании, где начиная с шестидесятых годов XV века на рукоятках мечей появляются дополнительные приспособления для защиты пальцев от клинка противника.

В Испании родилось и выражение, которому мы обязаны появлением слова «рапира». Во второй половине XV в. новый способ фехтования сделал возможным и даже необходимым ношение оружия без доспехов. В 70-х гг. XV в. в испанской литературе появляется новое выражение «espada de ropera», что в дословном переводе означает «костюмный меч», то есть меч, который носят с обычной одеждой. Французы переняли слово «ropera», обозначив им способ ношения оружия, которое и назвали «rapiere». Обычай этот распространился и в Англии, где оружие было названо рапирой. В германских странах колющий меч всегда называли «degen», что, собственно, и означало «колющий меч», и там никогда не употребляли испанское по происхождению слово «рапира». В поединках соперничавшие между собой рыцари должны были сражаться одинаковым оружием – копьем против копья, мечом против меча, топором против топора и т. д. Но в сражениях все обстояло по-другому. В битвах мечу могли противостоять и булава, и топор или что угодно другое. Перипетии битвы были таковы, что иногда рыцарь оказывался вооружен одним лишь кинжалом. Поэтому в подготовке воина большое внимание уделяли тому, чтобы он умел владеть всеми возможными видами оружия и мог отражать удары любого вида оружия.


Изображение 15. Фрагмент из книги Талхоффера, 1467 г.

Техника боя на копьях

Длинное копье слишком велико и слишком много весит, чтобы можно было держать его в руке на весу. Оружие приходится держать под правой рукой и крепко прижимать древко к груди. Форма грудной клетки такова, что прижатое к ней и направленное вперед копье отклоняется влево под углом тридцать градусов, таким образом, если держать копье крепко, а иначе держать его нельзя, оно не будет направлено точно вперед от правого бока рыцаря. В Средние века копье держали именно так-наискось, по диагонали, так что его острый конец был направлен в промежуток между корпусом воина и шеей коня, при этом острие копья было повернуто влево. Рыцарю следовало позаботиться о том, чтобы этот угол не был слишком тупым, так как в этом случае сила, переданная на расположенный справа тупой конец копья, грозила при столкновении вышибить его из седла. Мы уже не говорим о противнике, который изо всех сил старается сделать то же концом своего копья в момент сшибки. Сила удара при столкновении двух тяжеловооруженных и одетых в доспехи всадников была огромной, и вся скорость и вес концентрировались в крошечном кончике копья. Часто при ударе древко ломалось. Когда на смену кольчуге пришли металлические латы из закаленной стали, щиты перестали использоваться в рыцарских поединках. Гладкие, отполированные, скругленные стальные пластины великолепно отклоняли и отражали самые сильные удары. Перекрывания отдельных металлических пластин выполнялись таким образом, чтобы при любом направлении удара кончик копья не попал в промежуток между пластинами и не разорвал латы.

Для того чтобы правильно провести поединок, требовалась постоянная практика и сноровка-самая большая, нежели во всех других видах боя. В последний момент перед столкновением-надо было сгруппироваться, привстать на стременах и в момент нанесения удара всем телом стремительно податься вперед. При этом крепко держать щит под таким углом, чтобы копье противника скользнуло по нему и отклонилось влево. Кроме того, необходимо было в последний момент уловить, куда именно хочет соперник нанести удар. Если удар был нацелен в голову, то надо было так ее наклонить, чтобы копье скользнуло по шлему. Все это требовало невиданной сноровки и великолепной реакции.

Способы обучения бою копьем были просты. Основное, что требовалось-это на скаку верно поражать мишени копьем. Самым лучшим из известных упражнений было упражнение со столбом-мишенью, который являлся довольно хитроумным приспособлением. Он представлял собой вертикально врытый в землю столб, на котором горизонтально вращалась доска, к одному концу которой была прикреплена мишень, обычно в виде сарацина, а к другому-мешок с песком. Высота, на которой располагалась такая горизонтальная, вращающаяся вокруг оси столба перекладина, равнялась приблизительно семи футам. Если мишень поражали правильно, то есть в нужное место, то перекладина вращалась на четверть окружности и останавливалась, если же удар был нанесен неправильно, то перекладина описывала полуокружность и мешок с песком бил проезжавшего мимо рыцаря по спине.

Менее хитроумным, но более практичным способом тренировки была тренировка с петлей; на ветку высокого дерева подвешивали петлю из веревки или какого-либо иного материала. Надо было на полном скаку поразить концом копья петлю. То же самое делали с куском материи. Если вы захотите попробовать сделать это теперь, то можно воспользоваться пустой консервной банкой или любой другой мелкой мишенью, в которую трудно попасть копьем и которая останется на наконечнике в случае удачного удара.



Меч против копья - у кого больше шансов?

Копье, пожалуй, самый старый из всех существующих видов оружия. Его ровесниками из каменного века являются только топор и нож, но топор и нож - это в первую очередь орудия труда, понимаете ли. Шкуру снять ножом, палку-копалку и древко для того же копья вырубить топором...

А копье - только оружие. Больше ни для чего оно не пригодно.

В дальнейшем копье трансформировалось в разные виды оружия: в длинную пехотную или кавалерийскую пику, в метательный дротик, в протазан и так далее, но это все нам сейчас не важно. Конкретно в данной статье имеется в виду самое обычное пехотное копье - листовидный железный наконечник, древко длиной около 2 м.

Да, все сказанное ниже относится к схватке один на один. Армейский общевойсковой бой - совсем иное.

Бой с мечом против копья

Вам честно или правду?) Будь выбор, я бы предпочел драться с алебардистом, а не с копейщиком. Копейщик - крайне неудобный противник для мечника.

Худший для меченосца вариант - это если бой без доспехов и щитов. Обычным одноручным мечом крайне сложно даже отклонить копейный выпад.

Копейщик в бою делает короткие уколы возвратно-поступательными движениями. Да, он может и махать им как боевым шестом, но такое чаще в кино бывает, в реальном бою - смысла нет. Если он станет копьем как шестом орудовать, зарубить его станет проще, чем запинать щеночка.

Он, что логично, в основном колет. Острие копья выбрасывается вперед минимум на метр, а порою и больше - зависит от длины копья. При этом оно стабильно направляется тебе в живот или грудь, и... Самое неприятное, что отбить мечом его почти нереально!

Любой удар, направленный сверху, только отклоняет копье вниз и немного в бок. В результате если оно шло вам в грудь или горло - попадет в живот. А это хуже. Это медленная и очень паскудная смерть.

Единственный относительно приемлемый для мечника вариант копейной атаки - это если выпад направлен ему в голову. Тогда его немного проще отклонить, подставив меч снизу и попытавшись отвести удар вбок.



Отрубить наконечник копья в бою очень сложно. Такое только в кино бывает, и надеяться на это не стоит. Отклонить одноручным мечом - еще сложнее, если копейщик свое оружие двумя руками держит. А так чаще всего и действуют, обычно копьеносцы - не щитовые бойцы (хотя в разные эпохи бывало, разумеется, по-разному). Даже сильный удар клинком по древку не всегда позволит вам сбить копье в сторону настолько, чтобы прорваться в ближнюю зону и дотянуться до врага острием. Это, разумеется, если вам противостоит опытный воин, а не лопух - вчера из детского сада. Даже длинный, полуторный меч против копья с его нехитрой тактикой "вперед-назад, укол-отход" шансы имеет... Я бы сказал, неважные.


Обычно копейщик держит оружие двумя руками - и дистанция такая, что до него не достанешь.

Что делать?

Бить в руки. Но учтите, что когда копье в стадии замаха, руки его владельца находятся около корпуса - вы до них мечом не дотянетесь. Копейщик прекрасно знает эту свою уязвимость, кстати, руки он вам просто так не подставит. Поэтому единственный, но крайне опасный шанс - отклонять копье на выпаде, когда оно в движении. Но для этого надо очень хорошо контролировать дистанцию и обладать идеальным глазомером. По сути, вам придется дистанцию вымерить глазом так, чтоб копейщик самую чуточку до вас не достал...

Ахтунг! Удар копья - быстрый! Очень быстрый и короткий, большинство людей даже не представляет, насколько! По сути, в большинстве случаев это даже не удар, а едва заметный глазу тычок. И именно поэтому этот тычок крайне опасен. Копье в бою ходит, как челнок - вперед-назад, расчетливыми экономными движениями. Фиг выловишь. Амплитуда крайне мала...

Из личного опыта, кстати: на одной игре я с мечом-бастардом свободно держался против троих мечников с обычными клинками, но единственный копейщик, не особенно и опытный, меня завалил в четыре секунды...))

Даже у меча-бастарда не хватает длины клинка, чтоб достать до копейщика. Даже до его рук.

Верное средство

Лучшее средство против копья - щит. Нормальный такой щит, чем ближе к формату бронедвери, тем лучше. Маленький круглый баклер особого преимущества не даст.

Если копейный выпад принять на щит, можно успеть пройти на дистанцию укола или удара клинком.

Еще двуручный меч хорошо работает. Только не полуторник, а именно махровый такой эспадон или цвайхандер. Вот им можно копейщика самого держать на дистанции, с такой дурой уже он ничего поделать не сможет.

Можно еще попробовать тот самый прием, который я описывал в статье "Сабли - обухом вперед", но, честно, не рекомендую. Во-первых, классическим прямым мечом его крайне неудобно делать. Во-вторых, и здесь есть риск не успеть, прием этот относится скорее к "приемам отчаяния", когда изо всех сил пытаются найти контрмеры с помощью привычного оружия... Хотя если припрет, и придется драться с копейщиком, то при отсутствии эспадона я именно его и попробую))

Ах да... Если на вас есть прочные пластинчатые доспехи, то можно попробовать разменяться с копейщиком на обоюдку. Принять удар на броню. Только учтите, что кольчугу он гарантированно пробьет, да и ламелляр... Я бы на него не поставил. Здесь нужен хороший латный доспех. В крайнем случае - бригантный.

Но по металлу острие копья может скользнуть вниз, в бедро...

В комментариях к предыдущему посту усомнились в отстойности меча и выразили уверенность, что при его помощи легко смогут справиться с копьём:

дайте мне нормальный меч и тупо отрублю наконечник у пики из видео, а потом зарублю противника. [...] Резкий вход,проход мимо острия и рубай копейщика как хочешь.

Впрочем, это всё теория. При желании, вероятно, можно и на эти возражения написать контрвозражения. Обратимся лучше к мануалам. А именно к Джону Сильверу и его работе "Парадоксы защиты" (1599), где он оценивает преимущества разных видов оружия друг против друга:

Я начну с наихудшего, несовершенного и неподходящего оружия, о котором не стоит и говорить, но которое сейчас в большом почёте, поэтому его нельзя не упомянуть. Это - рапира, а также рапира и кинжал.

1. Одноручный меч имеет преимущество перед рапирой.
2. Меч и кинжал имеют преимущество перед рапирой и кинжалом.
3. Меч и тарч имеют преимущество перед мечом и кинжалом, или рапирой и кинжалом.
4. Меч и баклер имеют преимущество перед мечом и тарчем, мечом и кинжалом, или рапирой и кинжалом.
5. Двуручный меч имеет преимущество перед мечом и тарчем, мечом и баклером, мечом и кинжалом или рапирой и кинжалом.
6. Боевой топор, алебарда, черный билл, или подобное им оружие по весу, применяемое в охране или бою, равны в бою и обладают преимуществом перед двуручным мечом, мечом и баклером, мечом и тарчем, мечом и кинжалом, или рапирой и кинжалом.
7. Короткий шест или полупика, лесной билл, протазан или глефа, или другое подобное им оружие идеальной длины, имеет преимущество перед боевым топором, алебардой, черным биллом, двуручным мечом, мечом и тарчем. А также против двух мечей и кинжалов, или двух рапир и кинжалов с перчатками, и для длинного шеста и мавританской пики.
8. Длинный шест, мавританская пика или дротик, или другое подобное оружие длиннее идеальной длины, обладает преимуществом перед любым другим оружием, коротким шестом, Валлийским крюком (Welch hook), протазаном или глефой или другим подобным оружием, хотя слишком слабы для двух мечей и кинжалов, или двух мечей и баклеров, или двух рапир и кинжалов с перчатками, потому что они слишком длинные для того, чтобы колоть, бить и поворачиваться быстро. И по причине большой дистанции, боец, вооружённый мечом и кинжалом, будет оставаться позади противника с таким оружием.
9. Валлийский крюк или лесной билл обладают преимуществом перед всеми другими видами оружия.

Однако понятно, что в битве среди разнообразия оружия, множества людей и лошадей, меч и тарч, двуручный меч, боевой топор и черный билл, а также алебарда, являются предпочтительным вооружением и более опасным в нападении и силе, чем меч и баклер, короткий шест, длинный шест или лесной билл. Меч и тарч лучше всего защищают пехоту от уколов и ударов боевого топора, алебарды, черного билла, или двуручного меча. Намного лучше, чем меч и баклер.

Попробуем это упростить и переписать от лучшего оружия к худшему. Ну, предвзятость Сильвера по отношению к итальянцам и итальянскому оружию известна, поэтому его слова о рапирах можно всерьёз не рассматривать. Одноручные мечи объединим в одну категорию. Оружие "длиннее идеальной длинны" можно исключить, т.к. оно исключительно для строя. Кроме того, если его учитывать, то однозначный рейтинг составить не получится из-за циклов (меч < двуручный меч < боевой топор/алебарда < короткий шест/полупика/копьё/глефа < длинный шест/пика < меч). Насчёт валлийского крюка и лесного билла я не знаю, что делать. С одной стороны он пишет, что длинный шест/пика превосходят валлийский крюк, протазан и глефу. С другой, что валлийский крюк или лесной билл "обладают преимуществом перед всеми другими видами оружия". Думаю, просто удалим.

В итоге получаем (от лучшего к худшему):

1. Копьё/полупика/протазан/короткий шест, глефа/лесной билл.
2. Боевой топор, алебарда/черный билл.
3. Двуручный меч.
4. Одноручный меч.

Таки да, меч сосёт.

P.S. У Сильвера ещё есть рассуждения о преимуществах роста и дальности:

Дискуссия между учеником и мастером о преимуществах и недостатках между высоким человеком и человеком низкого роста, если оба в совершенстве знают свое оружие.

Ученик: Кто имеет преимущество в бою, высокий человек или низкий человек?

Мастер: Высокий человек имеет преимущество по следующим причинам (23): он дальше достает, и оружие под его рост соответственно, поэтому ему нужно делать меньшее движение ногами, чтобы выйти на линию атаки, где быстрым движением руки он может ударить или уколоть. В то же время, человек низкого роста не может его достать. Также благодаря большей длине шага высокого человека, отступление правильными шагами быстрее уводит его от опасности, и это преимущества высокого человека перед низким.

Высокий человек имеет преимущество. Он может сражаться, благодаря своему естеству и искусству, с большей легкостью, чем человек низкого роста, потому что низкий человек вынужден сделать более длинный шаг, чтобы подойти достаточно близко для эффективной атаки. Во время выхода на линию атаки низкорослый боец вынужден искусно защищать себя, потому что во время его приближения высокий человек может, благодаря естеству или умению, атаковать. В то же время, если низкий человек совершит малейшую ошибку, ему будет угрожать ранение или смерть. Высокий же человек может естественно (24) и безопасно искать цель для атаки, совсем не используя спецзащиты. Может также создать противнику угрозу, заставить его защищаться со всем искусством, что у того есть. И все это он может сделать, благодаря длине своего оружия, длинному шагу, короткому курсу и большой досягаемости, с большой безопасностью, удовольствием и легкостью.

По этим причинам высокий человек имеет преимущество перед низким, несмотря на благородную науку защиты, самую совершенную и хорошую.

Образ воина в художественных произведениях, посвященных античности или средневековью, каноничен и легко узнаваем. В руках у него меч или , чем внушительнее, тем лучше. Между тем настоящая «рабочая лошадка войны», прошедшая огонь и воду, остается в тени. Боевое копье, главное оружие с эпохи камня, не потерявшее свою актуальность вплоть до ХХ века.

Герои, снаряженные по последнему слову, все же почти ничего не могли сделать с группой копейщиков в боевом порядке. Копье практически во все времена, даже с распространением огнестрельного оружия, было основным вооружением, как пехоты, так и конницы. Это оружие не претерпело принципиальных изменений за долгую историю, в отличие от того же огнестрельного оружия. Короткие копья древнеегипетских воинов, в принципе, мало чем отличаются от оружия средневекового копейщика или пикинера Нового времени.

Возникновение копий

Первые копья появились в раннем каменном веке. Как только человек научился делать резец, с помощью которого можно было заточить деревянную палку, меняется вооружение первобытности. Копье, а точнее острога, становится главным спутником людей той эпохи.

По сути это прямая палка, заостренна с одного края и с обожженным концом. Но она удобнее дубины во многих отношениях. В дальнейшем на эти палки начинают делать каменные наконечники.

Крепление могло быть двух видов. Либо наконечник привязывали к палке при помощи веревок или сухожилий, либо дерево расщепляли, и в образовавшийся расщеп вставляли наконечник, для верности так же стягивая сухожилиями или веревкой.

Копье было универсальным оружием.

Для охоты или уже тогда происходивших боевых столкновений его использовали и как оружие ближнего боя, и как . Что бы повысить дальнобойность, изобретена копьеметалка. Она представляла собой длинную палку, с ответвлением на конце.

Копье вкладывалось в эту палку, конец был на ответвлении, после чего охотник резко выкидывал копьеметалку вперед. Таким образом, увеличивался рычаг, и копье могло пролететь расстояние в разы большее, чем от броска рукой.

Копье для охоты постепенно отделилось в отдельную ветвь, отличия с боевым оружием были более чем значительны. Боевое копье в свою очередь тоже видоизменялось, и появлялись все новые разновидности его.


С появлением металлообработки копья получили новое дыхание. Металлические наконечники, более совершенные, делали копейщиков более эффективными в строю. Становится возможным делать широкие лезвия у наконечников для нанесения страшных ран, или наоборот, узкого, но обладающего большей пробивной способностью.

Основной боевой единицей становится группа воинов, ощетинившихся копьями.

Этот строй, известный как фаланга, просуществовал тысячи лет. Пехота, прикрытая щитами, выставившая по фронту копья, шла на врага.

Удар был сильным и неотразимым. Конница не смела и думать атаковать фалангу в лоб, так как копья надежно прикрывали пехотинцев. Были и недостатки у этого строя.

Активными были только первые два ряда, начиная с третьей шеренги, бойцы банально не доставали до противника, вступая в битву в случае гибели или ранения бойцов первых шеренг и напирая на них для продвижения вперед.

Кроме того применение фаланги требовало постоянного соблюдения строя и ровной местности. Иначе всадник с копьем, или луком мог пробить брешь в строю, расширить которую было делом нескольких минут.


С течением времени копья трансформировались, удлинялись, появлялись сариссы. Эта 8-метровая разновидность копья еще лучше прикрывала воинов, позволяла вступать в бой бойцам из более дальних шеренг. Кроме того, поднятые вертикально или под углом, такие копья прикрывали пехоту от обстрела, меняя траекторию стрел и сбивая их.

Обучение обращения с копьем воины проходили с детства.

Спартанские воины начинали постигать это искусство с 7 лет, а кочевые народы с возраста, когда мальчик мог держать в руках оружие.

В принципе копье почти всегда состояло из нескольких частей, а именно:

  • древко, или ратовище, деревянный стрежень;
  • сутан или бунчук, на некоторых видах копий, состоящий из конского волоса для впитывания крови;
  • наконечника, состоящего в свою очередь из пера, втулки и, на некоторых видах, шейки.

Если рассматривать оружие по периодам времени, то средневековое копье значительно отличается по своему устройству и применению от копья гастата античности или кавалерийской пики ХХ века.

Разница в материале, способе крепления наконечника и наконец, в форме и размерах самого наконечника копья.

Распространение копий

Рассматриваемый вид вооружения годился не только для пехоты. С момента приручения человеком лошади и создании первых прообразов конных воинов можно говорить об их вооружении копьями.

Конечно, вплоть до изобретения стремян об эффективном повсеместном использовании кавалерией копий говорить сложно. В истории есть исключения.

Македонский гейтар, всадник личной охраны Александра Великого, имел на вооружении короткое копье.

Знаменитые катафрактарии, использовавшиеся Парфянским царством и многими государствами Кавказа и Причерноморья, так же использовали копья.

Тактика использования кавалерией копий до стремян была следующая. Конный воин либо зажимал подмышкой копье, либо привязывал его к шее лошади. Использовать копье в конном бою, особенно на большой скорости, что являлось самой эффективной тактикой, было опасно для самого всадника.

Пехота так же не могла обойтись без копий. Важную роль в развитии этого вида оружия играет римская армия. Легионеры впервые получают в качестве основного оружия , но копья у них все равно остаются. Они трансформируются в пилумы, тяжелые метательные орудия, используемые перед атакой.


Особенность пилума в том, что наконечник выкован из металла на большую длину. Попадая в защитное снаряжение противника, пилум застревал в нем и гнулся, мешая бойцу противника драться в полную силу. Легионер мог наступить на древко и пригнуть щит к земле.

Стремена совершили настоящую революцию в военном деле. На первый план выходит тяжелая кавалерия, использующая для первого и часто решающего удара копья.

Пехота, для того что бы защититься от конницы, принимает на вооружение пики, более легкие и длинные, чем копья предыдущего времени.

Тактика использования их против всадников состоит в том, что бы первый ряд уперев пики в землю, создав частокол, через который не сможет прорваться лошадь, второй и третий ряды удерживают пики на руках, почти вслепую коля как пехоту, так и конницу противника.

Копейщики по-прежнему составляют основу армий мира. Остаётся на вооружениии и метательное копье, называемое на Руси сулицей.

Расцвет боевого применения

Копья и пики использовали практически безостановочно во все времена, но наибольшую эффективность они показывали в древности и в эпоху рождения огнестрельного оружия. Огнестрел решил главную проблему копья, невысокую дальность стрельбы или невозможность достать противника на расстоянии.


С XVI века начинают формироваться объединенные построения, где вооруженные аркебузами и мушкетами воины прикрываются пикинерами. Вершиной такой тактики можно назвать терции, испанские полки объединенной копейной пехоты с мушкетерами и вооруженными клинковым оружием воинами.

Кавалерия так же активно использует данный вид оружия. Можно выделить легкие образцы и длинное рыцарское копье. Последние на несколько метров превышали по длине первые и служили для прорыва сквозь вражеский пехотный строй.

Первые, наибольшую известность получившие как казацкие копья, или по-другому пики, служили не только для уколов, но и для фехтования.

Сохранилось много упоминаний о том, как казаки били пиками конников и пехоту противника.

Это позволяло так же использовать пику многократно, в отличие от рыцарских копий, часто разламывавшихся в руках. Копье казака в отличие от тяжелых пик регулярной кавалерии было более легким и коротким.

Всего же от развития копья и пики произошли такие виды вооружения как:

  • алебарда, пика с небольшим топориком и крюком для стаскивания всадника с лошади;
  • длинное копье рыцаря – турнирная пика;
  • протазан, копье с широким лезвием и крестовиной для удержания тела на острие;
  • , нежели у протазана, предназначенная для охоты;
  • трезубец и боевые вилы, копье с тремя или двумя наконечниками для возможности обезоружить противника.

Кроме того существовали и эрзац-копья, такие как прикрученные или иным образом закреплённые на длинном древке ножи.


Длинное копье, полученное таким образом, зачастую, использовали для вооружения отрядов ополчения.

Закат эпохи копий

С усовершенствованием огнестрельного оружия пики и копья сходят на нет. Изобретение сначала багинетов, а затем и штыков делает нецелесообразным вооружение значительной части бойцов пиками и копьями.

К началу XIX века это оружие остается у считанных родов войск европейских армий, улан и казаков.

У сержантов и офицеров кое-где продолжают оставаться алебарды или протазаны, признаваемые всеми анахронизмы, скорее декоративные детали, нежели боевое оружие.

Продержалась пика на вооружении еще столетие. В годы Первой мировой и последовавшей Гражданской войн пики уже считались анахронизмом и почти не применялись. На вооружении польской армии они просуществовали до 1939 года. Последнее боевое применение пик в конном строю мифологизировано.


Согласно источникам, польская кавалерия атаковала немецкие танки с пиками наперевес. Однако это не подтверждается, за исключением пары случаев, когда кавалеристы совали копья в смотровые щели рвущихся к Варшаве, танков вермахта. После этого данное оружие можно увидеть в руках реконструкторов и людей из киноиндустрии.

Копье в истории и культуре

Столь долгое употребление образца не могло не оставить след в культуре. Наиболее знаменитым и ценным копьем в Европе считается копье Лонгина, римского легионера, по легенде, смертельно ранившего Иисуса Христа.

Современные исторические фильмы все больше отдают дань важности этого вида оружия.

Множество кинокартин написаны на основе историко-художественной литературы, описывают как тактику, так и особенности использования копий и пик боях. Истории, связанные со спартанцами и македонцами, испанскими терциями и казачьими частями раскрывают важность этого оружия, его роль на полях битв минувших столетий.

Видео

Мысль использовать палку для удлинения руки, а каменный наконечник для её утяжеления и увеличения поражающей силы дала начало одному из самых распространённых и эффективных видов оружия - копью. Оно появилось в каменном веке и с этого времени стало незаменимым атрибутом охотника и воина.

Властелин битвы

Взявшись за копьё для охоты, человек тут же приспособил его и для войны. Длинное древко с остриём на конце позволяло держать врага на значительном расстоянии. Копьё было легче, чем дубинка . И к тому же его можно было метать. Работа копьём не требовала амплитудных движений. Это позволило в сражениях строить бойцов шеренгами с выставленными вперёд копьями, Македонские фаланги и римские легионеры , идя боевым строем, сметали всё на своём пути. Приблизиться к ним часто не могла даже вражеская конница , тоже вооружённая копьями.

Армия, не имевшая в своём составе копьеносцев, практически не могла сойтись с неприятелем в ближнем бою. Копьё господствовало на полях сражений, начиная битву в пешем строю или конной атаке, а заканчивая её развевающимися на поднятом древке стягами победителей.

Преломление копий

Копьё стало первым оружием, применявшимся на поединках. «Илиада» Гомера содержит описания единоборств на копьях, например бой Гектора и Аякса.

Гектор копьём в середину щита Теламонида грянул,

Меди однако на нем не пробил, - остриё изогнулось.

В щит, налетевши, ударил Аякс и насквозь его пробил Пикой.

Назад отшатнулся к врагу порывавшийся Гектор.

Тупое турнирное копьё, лишенное металлического наконечника, служило главным оружием во время рыцарских состязаний. Несмотря на свою кажущуюся безобидность, оно представляло серьёзную опасность для рыцаря, выехавшего на ристалище «преломить копья» с условным противником. Во время столкновения с бронированным всадником турнирное копьё ломалось, и если рыцарь его не отбрасывал, то острый отщеп мог нанести противнику серьёзную рану.

В 1559 году на турнире во Франции Габриэль де Монтгомери смертельно ранил короля Генриха II. Отщеп его копья при ударе подбросил вверх забрало королевского шлема и, наискось пронзив правый глаз Генриха, вышел за ухом. Через несколько дней король скончался в страшных мучениях.

Многим сражениям предшествовали поединки всадников с копьями перед выстроившимися для боя армиями. В 1380 году смертельной схваткой между Пересветом и Челубеем началась Куликовская битва .

Порхать как бабочка, жалить как пчела

Наконечники копий имели жалообраз-ную, треугольную, четырехугольную, ромбовидную или листообразную форму. Наконечник надевался на древко и служил его естественным и усиливающим продолжением. Кроме того, копья имели султан - цветной развевающийся на ветру хвост из конских волос, который крепился вблизи наконечника и служил не столько украшением, сколько для впитывания и задержания крови, льющейся из раны противника на древко. Испачканное в крови древко скользило в руках, не позволяя нанести точный и сильный удар.

Копья имели разную длину в зависимости от решаемых в бою задач. Самое короткое копьё было примерно в рост человека, а самое длинное превышало 5 метров. У китайских гибких копий кисточка красного цвета отвлекала внимание противника своим порхающим движением. В Европе копья всадников снабжались чашечкой, закрывающей руку, а свободный конец копья иногда уравновешивался металлическим противовесом.

Хопеш - разновидность холодного оружия Древнего Египта с клинком серповидной формы, нечто среднее между мечом и топором. Им можно рубить, резать, колоть и наносить противнику глубокие раны, похожие на сабельные.

В Древней Руси копьё являлось самым распространённым видом вооружения. Оно использовалось как ударное и колющее оружие. Его длина была около 2 метров, а наконечник имел треугольную форму. Исконно русским оружием являлась и рогатина - длинное копьё с тяжёлым наконечником, имевшим форму лаврового листа. Впоследствии рогатина стала чаще применяться при охоте на крупного зверя.

Казацкие пики, предназначенные для боя в седле, имели металлическую вставку вдоль древка для того, чтобы в защитном положении противостоять рубящему удару сабли . Техника боя такой пикой требовала отточенного мастерства и годилась против как пешего, так и конного бойца.

Кошмар на древке

Воины всегда мечтали об универсальном оружии на поле боя. Таком, чтобы било как топор, резало как нож, а кололо как копьё. Желание скрестить копьё и топор, или копьё и меч, привело к появлению многочисленных видов древкового оружия. Они были созданы специально для боевых действий и не имели хозяйственного предназначения.

Японская нагината, представляющая собой изогнутый меч, насаженный на древко, значительно расширила арсенал боевых действий самурая, позволяя за счёт быстрого вращения оружия и перехвата рук вести бой сразу с несколькими противниками. Искусству боя с нагинатой в Японии обучались даже женщины.

О китайском посохе шаолиньских монахов, имеющем на одном конце древка топор, а на другом серповидное лезвие, ходили легенды. Им, по преданию, был вооружён основатель китайских боевых искусств, буддийский монах Бодхидхарма, в одиночку преодолевший в 475 году путь из Индии в Китай. Впоследствии шаолиньские монахи, вынужденные пешими противостоять коннице, изобрели множество видов древкового оружия - всевозможные алебарды, двузубцы и трезубцы. Лезвием алебарды, как лопатой, зачастую зачёрпывали песок и бросали его в лицо противнику .

В Европе комбинированное древковое оружие появилось значительно позже, когда рыцари облачились в тяжёлые доспехи. В отличие от азиатского, в этом оружии режущая и колющая части были разделены. Топор не являлся продолжением древка, а располагался сбоку, чтобы им можно было срубать всадника в доспехах. Кроме топора такие секиры и бердыши были снабжены крюками для стаскивания всадника с седла.

Застывшая символика

Век боевого копья, рождённого в эпоху палеолита, оказался удивительно долгим. Пехота, вооружённая копьями, была эффективна на полях сражений вплоть до 18-го столетия. А кавалерийские пики успешно применялись в Первую мировую и Гражданскую войны.

Копьё органически вошло в многочисленную символику разных эпох. Завуалированные временем имя и образ копья часто встречаются в хорошо известных нам предметах и остаются при этом неузнанными. Так, например, пиками по-прежнему называется одна из мастей игральных карт. А название монеты «копейка» произошло от мелкой денежной единицы, введённой в обращение при Елене Глилской, матери Ивана Грозного, поскольку на ней был изображён всадник с копьём. Образ копья часто можно увидеть в металлической ограде дворцов и парков. Метание спортивного копья входит в программу всех легкоатлетических соревнований.

Боевое знамя - символ воинской чести, доблести и славы - является напоминанием каждому солдату, сержанту, офицеру и генералу об их священном долге. Его древко практически не отличить от копья. Как и копьё, оно имеет заострённый наконечник и кисти.

Копьё, как оружие воина , не обошло и религиозную символику. Копьё помогло одержать победу греческой богине мудрости Афине в её споре с Посейдоном, и поэтому она всегда изображается с копьём в руке. Святое копьё священника Петра Варфоломея принесло удачу крестоносцам и помогло им одержать победу. Копьё Гая Кассия Лонгина стало священной реликвией христианства .

Святой Георгий, доказавший силой своего тела и духа превосходство над мучителями-язычниками, канонизирован церковью и изображается с копьём в руке, пронзающим дракона. Георгий Победоносец был неотъемлемой частью герба Российской империи, а сегодня украшает герб Москвы.

Орденом Святого Георгия награждаются военнослужащие, проявившие наивысшую храбрость на поле боя. Потому что вооружённый копьём святой Георгий - покровитель всего воинства .

- Присоединяйтесь!

Ваше имя:

Комментарий:


Что еще почитать