Как пишется слово д артаньян. Настоящая история Д'Артаньяна: как сложилась жизнь легендарного мушкетера. Биография и сюжет

Portrait of a Man BOURDON, Sйbastien

В 2004 г. строителями, ремонтировавшие дом в голландском городе Маастрихт была сделана сенсационная находка. В саду около стены здания они обнаружили останки семерых человек. Полиция вначале полагала, что захоронение было сделано недавно, но эксперты говорят, что эти люди жили примерно в XVII веке. Это подтверждается несколькими монетами той эпохи, найденными поблизости.
Историки напомнили, что 25 июня 1673 в этих краях происходили сражения - французский король Людовик XIV послал гвардию мушкетеров для захвата Маастрихта. Ее предводителем был не кто иной, как капитан-лейтенант Шарль де Бац де Кастельмор, граф Д"Артаньян. Во время одного из многочисленных штурмов Маастрихта Д"Артаньян был убит - пуля из мушкета попала ему в голову, его тело удалось вынести из-под огня противника только с пятого раза, причем четверо смельчаков, пытавшихся это сделать, погибли. Из мемуаров того времени известно,что в присутствии двух кузенов погибшего, Пьера и Жозефа де Монтескью д"Артаньян, тело капитана мушкетеров было погребено у подножия стен Маастрихта. Так что, возможно, в братской могиле среди других французских солдат покоился реальный, а не выдуманный Александром Дюма исторический персонаж.

Портрет д’Артаньяна с фронтисписа «Мемуаров...» Куртиля
Все исследователи творчества Дюма сходятся в том, что из более чем десятка лиц, носивших фамилию Д"Артаньян, прототипом знаменитого персонажа является именно де Кастельмор. Именно ему, отчаянному храбрецу, Король Франции давал "особые"поручения.
Около 1640 г. (а не в конце 1620-х гг., как у Дюма) молодой человек записался на королевскую службу в гвардию под фамилией матери - де Монтескью. Тогда принято было иметь боевое прозвище, и он придумал себе псевдоним д’Артаньян (d’Artagnan) - по названию земель, принадлежавших матери. Мушкетером же он стал лишь в 1644 г. Затем д’Артаньян попал в свиту кардинала Мазарини.
Самым известным его деянием является арест в 1664 г. суперинтенданта Николя Фуке, описанный в «Виконте де Бражелоне». После того как он так отличился в деле Фуке, д’Артаньян становится доверенным лицом короля. Людовик XIV был очень опечален гибелью такого слуги и сказал, что тот был «почти единственный человек, который сумел заставить людей любить себя, не делая для них ничего, что обязывало бы их к этому», а по свидетельству д’Алиньи, король написал королеве: «Мадам, я потерял д’Артаньяна, которому в высшей степени доверял и который годился для любой службы». Маршал д’Эстрад, который много лет служил под командованием Д’Артаньяна, позже сказал: «Лучших французов трудно найти». Это можно и сказать и про литературного героя Дюма. Впрочем, романист во многом отступил от исторической правды. Он перенес Д"Артаньяна на несколько десятков лет назад, во времена правления Людовика XIII.
А родился наш герой в 1611 г. в Замок Кастельмор(Castelmore) в провинции Нижние Пиренеи на юге Франции. Бертран де Бац - отец будущего мушкетера, хотя и был дворянином, но богатством, на самом деле, никогда не отличался. Дом его никогда не был обителью роскоши и мало похож на те грандиозные замки долины Луары.

Поместье «Chateau d"Arricau-Bordes», ничем ни примечательное - ни в плане размеров, ни по комфортабельности, оценено риелторами в 5,3 миллиона долларов.
Столь высокая для нынешней экономической ситуации цена обуславливается тем, что поместье принадлежало семье Шарля де Баца, носившего по материнской линии фамилию д"Артаньян.
В настоящее время поместье принадлежит британскому финансисту Роберту Шетлер-Джонсу. Земельный участок имеет площадь в 14 га, на котором расположены лесные массивы, виноградные плантации и степные пейзажи. Также на территории «Chateau d"Arricau-Bordes» имеется собственное винное производство, которое поставляет к столу владельцев поместья до 4,5 тысяч бутылок вина в год.

Картина Альфреда ФридландераКоролевские мушкетеры при Людовике XIII
Надо сказать, что поначалу мушкетеры вовсе не были элитой. Рота при своем формировании насчитывала 100 рядовых мушкетеров, 1 капитана, 2 лейтенантов и 4 корнетов. До 1629 г. рота подчинялась капитан-лейтенанту легкой кавалерии, затем обрела самостоятельность. Первым ее командиром был капитан де Монтале. С 3 октября 1634 г. капитаном роты считался сам король, а ее фактический командир носил звание капитан-лейтенанта; эту должность занял г-н де Тревиль (Жан-Арман де Пейре, сеньор, с 1643 г. граф де Труавиль, иначе де Тревиль).

Жан-Арман дю Пейре, граф де Тревиль

Де Тревиль был гасконцем, в результате чего значительная часть роты вскоре состояла из земляков командира. Отличительным знаком мушкетёров был короткий лазоревый плащ «а-ля казак» с серебряными галунами и нашитыми на него спереди, сзади и на боковых лопастях белыми крестами; крест, изготовлявшийся из бархата, имел золотые королевские лилии на концах и алые трилистники на перекрестьях. Мушкетерам полагался конь серой масти (точнее, белый либо серый в яблоках), отчего они и получили прозвание «серых мушкетёров». Снаряжение мушкетёра, кроме коня и мушкета с сошкой, составляли шпага, палаш (для конного боя), пара пистолетов, дага (кинжал для левой руки) и перевязь буйволовой кожи с крепившимися к ней патронами (натрусками), пороховницей, мешочком для пуль и фитилями; «Мушкетёры военного дома короля» причислялись к «гвардии вне Лувра», то есть к внешней охране короля; они должны были сопровождать короля в его выходах и прогулках, передвигаясь верхом по двое впереди прочей охраны; также они сопровождали короля в кампаниях, в которых он принимал участие.

Ernest Meissonier. A Game of Piquet. 1845
"Настоящему" Атосу в 1628 году (время действия "Трех мушкетеров") не исполнилось и тринадцати лет; Портосу было 11 лет, а Арамису - меньше десяти. Но Дюма захотелось столкнуть своих героев с Бэкингемом, и он поменял течение времени.

Атос

Его настоящее имя Арман де Силлег д’Атос д‘Отевиль. (1615-1643). Арман де Силлег тоже служил в мушкетерской роте. Это был бедный гасконский дворянин, который приходился троюродным племянником Арману-Жану де Тревилю. В Париж молодой Силлег прибыл, примерно в 1638 году. В мушкетерскую роту, однако, он вступил далеко не сразу, приблизительно через три года, в 1641. Знаменитый плащ он носил недолго. В 1643 Атос был убит на дуэли вблизи рынка Прэ-о-Клер.
Поместье с замком де Ла Фер принадлежало королеве Анне Австрийской и играло довольно важную стратегическую роль во Франции времен Религиозных войн. Эту крепость войска Генриха III несколько раз отбивали у протестантов. Впрочем, сам род де Ла Фер прекратил свое существование уже к началу XVII века. Среди кавалеров Ордена Святого Духа, учрежденного в 1580 году, можно встретить фамилию де Ла Фер, но этот достойный дворянин умер почти за тридцать лет до рождения Атоса.

Портос

Исаак де Порто (Isaac de Portau) родился в 1617 г. в семье богатого землевладельца. Дед Портоса, завзятый гугенот, был поваром при дворе Генриха Наваррского в пору его пребывания в Беарне, по другим данным о нем, дедушка-Портос был обычным аркебузером, А вот батюшка мушкетера был нотариусом и преуспевающим землевладельцем. Портос - один из немногих мушкетеров, который был выходцем не из Гаскони, а из расположенного поблизости от нее Беарна. В мушкетерскую роту Исаак поступил примерно в одно время с Арманом де Саллегом. Кто знает, возможно, Атос и Портос в самом деле были близким друзьями. Впрочем, под началом Тревиля Исаак также служил недолго. Саму роту расформировали в 1646. Тем не менее, Портос еще какое-то время оставался в Париже. Он вышел в отставку в 1650, и уехал обратно в Беарн. Там он получил должность начальника арсенала крепости Наварран.
Исаак де Порто прожил в родном Беарне долгую и, судя по всему, счастливую жизнь. Умер он в 1712 году в возрасте 95 лет. Сохранились сведения о том, что прототип Портоса оставил после себя семерых детей. По другим сведениям, женат он не был и умер в одиночестве.

Арамис

Арамис, точнее Анри д’Арамиц (Henri d"Aramitz), родился в 1620 г. Он принадлежал к старинному беарнскому роду, прославившемуся во время религиозных войн XVI в. Арамис тоже, как и Атос был родственником де Тревиля (его кузеном)! В 1641 г. он вступил в мушкетерскую роту, но через десять лет уже проживал в родных краях вместе с женой, бывшей мадемуазель де Беарн-Бонасс, от которой имел трех сыновей. Умер в 1672 г, по другим данным в 1674г. По неподтвержденным данным, некоторое время был светским аббатом.

У Гасьена де Сандра де Куртиль, автора «Мемуаров господина д’Артаньяна, капитан-лейтенанта первой роты королевских мушкетеров» это были не три друга, а три брата, которых д"Артаньян встречает в доме у г-на де Тревиля. "Признаемся, чуждые нашему слуху имена поразили нас, и нам сразу пришло на ум, что это всего лишь псевдонимы, под которыми д"Артаньян скрыл имена, быть может, знаменитые, если только носители этих прозвищ не выбрали их сами в тот день, когда из прихоти, с досады или же по бедности они надели простой мушкетерский плащ", - пишет Дюма в авторском предисловии к "Трем мушкетерам"

Смотр черных мушкетеров в Саблонской долине. Картина Робера Поля Понсе Антуана, 1729

Что досталось от них героям Дюма? Только имена. Но пришёл Дюма, подобрал на улице имена - и создал из ничего мифологию. Предвосхитив, заметим, не только и не столько приключенческую литературу, сколько комиксы (и в особенности японские "манга"), в которых свойства героев приобретают черты современного мифа. В героев Дюма играть хочется, несмотря на жестокость Атоса, наивность Портоса и хитрость Арамиса. Им можно, ведь они - боги, а не люди.

И вот что ещё интересно: в результате этой выдумки, этой псевдоисторической манипуляции, перед нами оживает вполне реальная историческая Франция начала XVII столетия с её событиями, людьми, нравами, колоритом, даже кухней: Франция, которую бы мы никогда не узнали и не полюбили настолько, будучи вынуждены читать одни архивные документы да «Мемуары мессира д’Артаньяна» Куртиля.

Памятник д"Артаньяну в Париже

В гости к сказке

Оживает в памяти любимая книжка детства и даже слышно как звенят шпоры Д"Артаньян на мостовой
"…Итак, д"Артаньян вступил в Париж пешком, неся под мышкой свой узелок, и бродил по улицам до тех пор, пока ему не удалось снять комнату, соответствующую его скудным средствам. Эта комната представляла собой подобие мансарды и находилась на улице Могильщиков, вблизи Люксембурга."


Улица Могильшиков (ныне улица Сервандони)

Мемориальная доска на угловом доме улицы Бак и набережной
«На этом месте стоял дом, в котором жил капитан королевских
мушкетеров г-н д" Артаньян»

Улица Бак, д.1. Здесь когда-то жил капитан-лейтенант д"Артаньян
На этой фотографии мемориальная доска видна в правом нижнем углу. А еще правее, в нескольких шагах от жилища д"Артаньяна, в домах 13-17 по улице Бак располагались казармы мушкетеров, где большинство из них получили жилье за счет казны. Кстати, именно в бытность д"Артаньяна капитаном мушкетеров это и произошло (1670г.). Увы, до наших дней казармы не сохранились и нынешние дома №№13, 15 и 17 ничем особенным кроме своего исторического месторасположения не отличаются.
"…Внеся задаток, д"Артаньян сразу же перебрался в свою комнату и весь остаток дня занимался работой: обшивал свой камзол и штаны галуном, который мать спорола с почти совершенно нового камзола г-на д"Артаньяна-отца и потихоньку отдала сыну. Затем он сходил на набережную Железного Лома и дал приделать новый клинок к своей шпаге."

Набережная Железного Лома (ныне Кожевенная)

"…После этого он дошел до Лувра и у первого встретившегося мушкетера справился, где находится дом г-на де Тревиля. Оказалось, что дом этот расположен на улице Старой Голубятни, то есть совсем близко от места, где поселился д"Артаньян, - обстоятельство, истолкованное им как предзнаменование успеха."

Улица Старой ГолубятниПриемная господина де Тревиля
"...Кроме утреннего приема у короля и у кардинала, в Париже происходило больше двухсот таких "утренних приемов", пользовавшихся особым вниманием. Среди них утренний прием у де Тревиля собирал наибольшее число посетителей. Двор его особняка, расположенного на улице Старой Голубятни, походил на лагерь уже с шести часов утра летом и с восьми часов зимой. Человек пятьдесят или шестьдесят мушкетеров, видимо, сменявшихся время от времени, с тем чтобы число их всегда оставалось внушительным, постоянно расхаживали по двору, вооруженные до зубов и готовые на все."

Де Тревиль вполне мог иметь подобный дом

Монастырь кармелиток Дешо

Внутренний двор монастыря Дешо, место несостоявшейся дуэли д"Артаньяна и Атоса
Название его происходит от слова «дешоссе» - разутый, поскольку монахини при входе снимали обувь. От «бесплодных пустырей» сохранился только монастырский двор, где собственно и должна была состояться дуэль, положившая начало дружбе четырех мушкетеров. Вполне возможно, что брусчатка во дворе и сейчас “та самая”, четырехвековой давности

"Молодая женщина и ее спутник заметили, что за ними следят, и ускорили шаг. Д"Артаньян почти бегом обогнал их и затем, повернув обратно, столкнулся с ними в тот миг, когда они проходили мимо изваяния Самаритянки, освещенного фонарем, который отбрасывал свет на всю эту часть моста."

Башня Самаритэн с Самаритянкой. Фрагмент картины из музея Карнавале

Новый мост и универмаг Самаритэн

“Атос жил на улице Феру, в двух шагах от Люксембурга. Он занимал две небольшие комнаты, опрятно убранные, которые ему сдавала хозяйка дома, еще не старая и еще очень красивая, напрасно обращавшая на него нежные взоры.

Улица Феру в сторону Сен-Сюльпис. В одном из здешних двориков жил Атос

Улица Феру, вид в сторону Люксембурга

"Портос занимал большую и на вид роскошную квартиру на улице Старой Голубятни. Каждый раз, проходя с кем-нибудь из приятелей мимо своих окон, у одного из которых всегда стоял Мушкетон в парадной ливрее, Портос поднимал голову и, указывая рукой вверх, говорил: "Вот моя обитель". Но застать его дома никогда не удавалось, никогда и никого он не приглашал подняться с ним наверх, и никто не мог составить себе представление, какие действительные богатства кроются за этой роскошной внешностью."

Дом для Портоса

Дойдя до конца переулка, Д"Артаньян свернул влево. Дом, где жил Арамис, был расположен между улицей Кассет и улицей Сервандони.

Вожирар, 25 - адрес Арамиса

недалеко от этого дома, у перекрестка улиц Вожирар и Ренн находится отель, носящий имя Арамиса

Лувр в наши дни

Макет Бастилии в музее Карнавале
Бастилия… Вот он, страх современников, который революция 1789 года превратила в груду камней. Ими потом вымостили площадь Согласия: топтать, топтать ненавистные останки..

На месте где стояла Бастилия

«Красный герцог»
Статуя Ришелье занимает почетное место среди 136 изваяний государственных деятелей Франции, украшающих Отель-де-Виль

Памятник Александру Дюма-отцу у метро Мальзерб
А. Моруа («Три Дюма») пишет про художника-графика, Гюстава Доре, автора памятника: «Гюстава Доре вдохновил сон Дюма-отца, когда-то рассказанный им сыну: "Мне приснилось, что я стою на вершине скалистой горы, и каждый ее камень напоминает какую-либо из моих книг". На вершине огромной гранитной глыбы - точно такой, какую он видел во сне, сидит, улыбаясь, бронзовый Дюма. У его ног расположилась группа: студент, рабочий, молодая девушка, навеки застывшие с книгами в руках».
Поставили памятник на площади Мальзерб, где находилась последняя квартира писателя, и теперь вы можете увидеть его прямо от выхода из одноименной станции метро (M° Malesherbes - название по-французски для тех, кто захочет найти станцию на плане Парижского метро).

Юность
Д’Артаньян родился в замке Кастельмор возле Лупияка в Гаскони. Его отцом был сын мещанина, ставшего дворянином, Арно де Бац, который купил Кастельморский замок. Шарль де Бац переехал в Париж в 1630-х годах под фамилией своей матери из известной семьи, Франсуазы де Монтескью д’Артаньян. Он поступил в роту королевских мушкетёров в 1632 году, благодаря покровительству друга семьи, капитана-лейтенанта (фактического командира) роты господина де Тревиля (Жан-Арман дю Пейре, граф Труавиль). Будучи мушкетёром, д’Артаньян сумел снискать покровительство влиятельного кардинала Мазарини, главного министра Франции с 1643 года. В 1646 году, мушкетёрская рота была расформирована, но д’Артаньян продолжал служить своему покровителю Мазарини.


Памятник историческому д’Артаньяну в Оше, Франция

Военная карьера
Д’Артаньян сделал карьеру в качестве курьера кардинала Мазарини в годы после первой Фронды. Из-за преданной службы д’Артаньяна в этот период кардинал и Людовик XIV поручали ему много тайных и щекотливых дел, которые требовали полной свободы действий. Он следовал за Мазарини во время его изгнания в 1651 году в связи с враждебностью аристократии. В 1652 году д’Артаньян был повышен в чине до лейтенанта Французской гвардии, потом до капитана в 1655 году. В 1658 году он стал вторым лейтенантом (т.е. заместителем фактического командира) в воссозданной роте королевских мушкетёров.

Д’Артаньян был известен своей ролью в аресте Николя Фуке. Фуке был контролёром финансов Людовика XIV и стремился занять место Мазарини в качестве советника короля. Толчком к этому аресту стал грандиозный приём, устроенный Фуке в своем замке Во-ле-Виконт в связи с окончанием его постройки (1661). 4 сентября 1661 в Нанте король вызвал д"Артаньяна к себе и отдал ему приказ об аресте Фуке. Поражённый д"Артаньян потребовал письменного приказа, который и был ему вручен вместе с подробнейшей инструкцией. На следующий день д"Артаньян, отобрав 40 своих мушкетёров, попытался арестовать Фуке при выходе из королевского совета, но упустил его (Фуке затерялся в толпе просителей и успел сесть в карету). Кинувшись с мушкетёрами в погоню, он нагнал карету на городской площади и произвел арест. Под его личной охраной Фуке был доставлен в тюрьму в Анжере, оттуда в Венсеннский замок, а оттуда в 1663 г. - в Бастилию. Фуке охранялся мушкетерами под личным руководством д"Артаньяна на протяжении 5 лет - вплоть до окончания суда, приговорившего его к пожизненному заключению.

В 1667 году, д’Артаньян был повышен в чине до капитан-лейтенанта мушкетёров, фактически командира первой роты, поскольку номинальным капитаном был король. Под его руководством, рота стала образцовой воинской частью, в которой стремились приобрести военный опыт многие молодые дворяне не только Франции, но и из-за рубежа. Другое из назначений д’Артаньяна было должностью губернатора Лилля, который был выигран в сражении Францией в 1667 году. Д’Артаньян был непопулярным губернатором, и стремился вернуться в армию. Ему повезло, когда Людовик XIV воевал с Голландской республикой в Франко-голландской войне. Д’Артаньян был убит 25 июня 1673 года пулей в голову при осаде Маастрихта, в ходе ожесточённого боя за одно из укреплений.

12 июля 1931 года в Париже был открыт памятник д’Артаньяну. Причем не тому гасконцу, который существовал на самом деле, а персонажу знаменитых романов Александра Дюма. Исторический мушкетер увековечен тоже. Правда, не во Франции, а в Голландии, на месте его гибели в городе Маастрихт. Словом, дата 12 июля — прекрасный повод поговорить о том, кем были прототипы героев Дюма-отца.

Атос

Атосу, самому старшему, умудренному опытом и таинственному из четверых героев романа, дал имя человек, проживший всего 28 лет и погибший, как истинный мушкетер, со шпагой в руке.

Арман де Силлег д’Атос д’Отевьель (Дотюбьель) родился в коммуне Атос-Аспис близ испанской границы. По иронии судьбы, родители прототипа высокородного графа де Ла Фер не были потомственными дворянами. Его отец происходил из купеческого рода, получившего дворянство, а мать, хоть и приходилась двоюродной сестрой капитан-лейтенанту королевских мушкетеров гасконцу де Тревилю, была дочерью буржуа — уважаемого торговца и выборного присяжного заседателя. Подлинный Атос смолоду служил в армии, однако счастье улыбнулось ему только в 1641 году, когда он смог пробиться в ряды элиты королевской гвардии и стать рядовым роты мушкетеров. Вероятно, не последнюю роль здесь сыграли родственные связи: де Тревиль все-таки был троюродным дядей реального Атоса. Впрочем, кого попало в личную охрану короля не брали даже при наличии «мохнатой гасконской лапы»: молодой человек слыл храбрецом, хорошим солдатом и носил мушкетерский плащ вполне заслуженно.

Вениамин Смехов — Атос в фильме «Д"Артаньян и три мушкетера», 1978 год

22 декабря 1643 года близ парижского рынка Прэ-о-Клер произошла роковая для Атоса схватка между королевскими мушкетерами и гвардейцами кардинала, которые всемером подкарауливали одного из лучших бойцов Его Величества — Шарля д’Артаньяна, направлявшегося куда-то по своим делам. Некоторые биографы знаменитого мушкетера вообще полагают, что люди Ришелье послали вместо себя наемных убийц. Опытный рубака д’Артаньян оказал отчаянное сопротивление, однако ему пришлось бы несладко, если бы в это время в одном из питейных заведений поблизости не развлекались Атос и его товарищи. Мушкетеры, предупрежденные ночным сторожем, случайным свидетелем потасовки, яростно бросились на помощь. Большинство нападавших были убиты или тяжело ранены на месте, остальные обратились в бегство. В этой схватке Атос и получил смертельную рану. Он был похоронен на кладбище парижской церкви Сен-Сюльпис, в регистрационных книгах которой сохранилась запись о «препровождении к месту захоронения и погребении преставившегося Армана Атоса Дотюбьеля, мушкетера королевской гвардии».

Прототип Атоса прожил всего 28 лет и погиб как истинный мушкетер


Существует история, согласно которой д’Артаньян когда-то спас жизнь Атосу во время одной из уличных схваток, и Атос сполна вернул ему долг чести, отдав свою за спасение д’Артаньяна.
Считается, что Александр Дюма наделил каждого из своих мушкетеров чертами кого-то из близких ему людей. Так вот, в графе де Ла Фер современники опознали первого соавтора и наставника Дюма, литератора Адольфа Левена, по происхождению действительно шведского графа. Сдержанный и холодноватый в общении Левен, подобно Атосу, был для Дюма надежным и преданным другом, воспитателем его сына. Следует добавить, что при этом граф был известен в кругах парижской богемы как большой любитель выпить — еще одна черта знаменитого мушкетера.

Портос

Прототип добродушного обжоры и наивного силача Портоса — старый вояка Исаак де Порто. Он происходил из рода беарнских дворян-протестантов. Бытует мнение, что его дед Авраам Порто, поставщик птицы ко двору короля Генриха Наваррского, заслуживший придворный титул «офицера кухни», был принявшим протестантизм евреем и бежал в либеральную Наварру из католической Португалии, где на его братьев по вере и крови шли жестокие гонения.

Родившийся в 1617 году в поместье Ланне в долине реки Вер Исаак де Порто был в семье младшим из троих сыновей. Следовательно, у него было меньше всего шансов рассчитывать на наследство, поэтому карьера военного являлась для Исаака лучшим вариантом. В шестнадцати- или семнадцатилетнем возрасте де Порто поступил на военную службу. В 1642 году он фигурирует в реестре чинов полка Французской гвардии Военного дома короля как гвардеец роты капитана Александра дез Эссара, той самой, в которой в романе Дюма начинал службу д’Артаньян.

Прототип Портоса был протестантом


А вот был ли подлинный Портос мушкетером — большой вопрос. Тем не менее, гвардейцы дез Эссара традиционно поддерживали с мушкетерами приятельские отношения, и это подразделение рассматривалось как источник потенциальных кандидатов в ближние телохранители короля.
Исаак де Порто много и храбро воевал. В итоге, раны, полученные им в сражениях, дали о себе знать, и он был вынужден покинуть службу и Париж. Вернувшись на родину, Исаак де Порто после 1650 года занимал гарнизонную должность хранителя боеприпасов гвардии в крепости Наварранс и продолжал служить Франции. Впоследствии он также исполнял обязанности секретаря провинциальных штатов в Беарне.



Генерал Тома — Александр Дюма

Прожив долгую и честную жизнь, реальный Портос скончался в начале XVIII века, оставив на своей малой родине скромную память заслуженного ветерана и хорошего человека. Его надгробие в часовне Сен-Сакреман церкви Святого Мартина в городе По сохранилось по сей день.
В образе Портоса Александр Дюма вывел многие черты своего отца, боевого генерала эпохи Наполеоновских войн, который прославился не только своими геркулесовыми подвигами, но также щепетильным отношением к вопросам чести и веселым нравом.

Арамис

Утонченный щеголь Арамис, которого равно занимали вопросы богословия и моды, был написан Александром Дюма с реально существовавшего мушкетера Анри д’Арамица. Уроженец Беарна, он принадлежал к старинному дворянскому роду, поддерживавшему гугенотов. Его дед прославился во время религиозных войн во Франции, отважно сражаясь против короля и католиков, и был произведен в капитаны. Однако отец Анри, Шарль д’Арамиц, порвал с протестантским прошлым семьи, приехал в Париж, принял католицизм и поступил на службу в роту королевских мушкетеров. Так что родившемуся около 1620 года и выросшему в семье телохранителя короля, Анри, сам Бог велел стать мушкетером. Набожность этого персонажа тоже не является вымышленной чертой. Подобно многим новообращенным, отец Арамиса был ревностным католиком и после увольнения из гвардии избрал стезю церковного служения, став светским аббатом в беарнском аббатстве Арамиц. Юный Анри был воспитан в католическом духе, и, насколько известно, действительно смолоду увлекался вопросами богословия и религиозной философии. Впрочем, с не меньшим рвением он овладевал фехтованием, верховой ездой, и уже к двадцати годам считался у себя на родине мастером клинка.


Люк Эванс — Арамис в фильме «Мушкетеры», 2011 год

В 1640 или 1641 году капитан-лейтенант мушкетеров де Тревиль, стремившийся укомплектовать свою роту земляками-гасконцами и беарнцами, пригласил приходившегося ему кузеном молодого Анри д’Арамица на службу. В гвардии прототип Арамиса прослужил около семи или восьми лет, после чего вернулся на родину, женился на демуазель Жанне де Беарн-Боннас и стал отцом троих детей. После смерти своего отца он вступил в сан светского аббата аббатства Арамиц и занимал его всю оставшуюся жизнь. Скончался Анри д’Арамиц в 1674 году в окружении любящей семьи и многочисленных друзей.

Дюма наделил литературного Арамиса некоторыми чертами своего деда


Александр Дюма наделил литературного Арамиса некоторыми чертами своего деда, образованного аристократа, известного модника и женолюба. В отличие от безупречно благородного Атоса и добродушного Портоса, Арамис предстает в цикле романов о великолепной четверке весьма противоречивым персонажем, не чуждым интриг и коварства. Возможно, писатель так и не смог простить деду незаконнорожденного статуса своего отца, сына темнокожей гаитянской рабыни Марии-Сессета Дюма.

Д’Артаньян

Как известно, фигура дерзкого и отважного д’Артаньяна, самого молодого из четверки, вполне достоверна. Шарль Ожье де Бац де Кастельмор (позднее д’Артаньян) родился в 1611 году в замке Кастельмор в Гаскони. Происхождение будущего мушкетера в эпоху верховенства дворянских титулов было более чем сомнительным: его дед был мещанином, присвоившим себе дворянство после женитьбы на аристократке Франсуазе де Куссоль. Учитывая, что титулы во Французском королевстве не передавались по женской линии, можно сказать, что Шарль де Бац был самозваным дворянином, или не был им вообще. Около 1630 года молодой человек отправился покорять Париж, где был принят на службу кадетом в полк Французской гвардии в роту капитана дез Эссара. В память о военных заслугах его отца король Людовик XIII повелел юному гвардейцу именоваться дворянской фамилией его матери Франсуазы де Монтескью д’Артаньян, происходившей из обедневшей ветви старинного графского рода. В 1632 году отцовские военные заслуги оказали кадету д’Артаньяну еще одну услугу: боевой товарищ отца, капитан-лейтенант мушкетеров де Тревиль, посодействовал переводу Шарля в свою роту. Вся последующая военная карьера д’Артаньяна была так или иначе связана с телохранителями короля.


Подлинный д’Артаньян, будучи, несомненно, храбрым и исполнительным солдатом, тем не менее, обладал и рядом менее рыцарственных талантов, позволивших его звезде ярко засиять среди современников. Несмотря на участие в десятках отчаянных уличных схваток с гвардейцами кардинала, он отнюдь не был безупречно предан королю, а прекрасно понимал, на чьей стороне сила. Д’Артаньян был одним из немногих мушкетеров, сумевших снискать покровительство всесильного кардинала Мазарини. Долгие годы гасконец выполнял при главном министре Франции обязанности доверенного лица и личного курьера, успешно совмещая с ними службу молодому королю Людовику XIV. Преданность смекалистого, готового на все ради исполнения воли своего повелителя и умевшего держать язык за зубами офицера была щедро отмечена чинами: в 1655 году д’Артаньян был произведен в капитаны Французской гвардии, а в 1658 году он стал вторым лейтенантом (то есть заместителем фактического командира) в воссозданной роте королевских мушкетеров. Вскоре он стал именовать себя графом.


Герб д’Артаньяна

В 1661 году д’Артаньян получил довольно скандальную известность своей неприглядной ролью в аресте министра финансов Николя Фуке, которого мстительный и капризный монарх приревновал к его роскоши и богатству. Тогда отважный лейтенант мушкетеров с сорока своими подчиненными едва не упустил Фуке и сумел схватить его только после отчаянной погони по улицам Нанта. Мушкетеры 1-й роты впервые стали предметом злых шуток и едких насмешек ироничных французов.

В 1667 году за заслуги в сражениях против испанцев Людовик XIV назначил новопроизведенного капитан-лейтенанта своих мушкетеров и самопровозглашенного графа д’Артаньяна губернатором Лилля. Найти общий язык с вольнолюбивыми горожанами гасконцу так и не удалось, поэтому он был несказанно рад, когда в 1672 году разразилась Франко-голландская война, и ему было позволено оставить губернаторство. В этом же году д’Артаньян получил из рук короля свой последний воинский чин — звание «полевого маршала» (генерал-майора).

Маршал д’Эстрад о д’Артаньяне: «Лучшего француза трудно найти»


25 июня 1673 года при осаде Маастрихта, в ходе ожесточенного боя за одно из укреплений, в безрассудной атаке по открытой местности, организованной молодым герцогом Монмутом, д’Артаньян был убит мушкетной пулей в голову. Тело гасконца нашли простертым на окровавленной земле среди тел его погибших солдат. Французская армия искренне оплакивала смерть испытанного генерала. «Лучшего француза трудно найти», — сказал позднее маршал д’Эстрад, который много лет служил под командованием д’Артаньяна. Король же проводил своего верноподданного словами: «Я потерял д’Артаньяна, которому в высшей степени доверял и который годился для любой службы».
Граф д’Артаньян был похоронен на кладбище небольшой церкви Святых Петра и Павла близ городской стены, к которой он так стремился в своем последнем бою. Сейчас там возвышается бронзовый памятник.


Памятник д’Артаньяну в Маастрихте

После д’Артаньяна остались вдова, Анна Шарлотта Кристина урожденная де Шанлеси, знатная шаролезская дворянка, с которой он прожил 14 лет, и два сына, оба носившие имя Луи и сделавшие впоследствии прекрасную карьеру военных.

Биография

Детство и юность

Замок Кастельмор, в котором родился Д’Артаньян, в местечке Люпиак, неподалеку от городка Ош

Шарль де Бац Кастельмор родился в 1611 году в замке Кастельмор возле Лупияка в Гаскони . Его отцом был Бертран де Бац, сын мещанина Пьера де Бац, присвоившего себе после женитьбы на Франсуазе де Куссоль дворянский титул, отец которого Арно Бац купил в графстве Фезенсак Кастельморский «замок» принадлежавший ранее роду Пуи. Этот «доменжадюр» (фр. domenjadur ) - господский дом, представляющий собой двухэтажное каменное строение, сохранился до сих пор и находится на границе графств Арманьяк и Фезенсак на холме, между долинами рек Дуз и Желиз. Шарль де Бац переехал в Париж в 1630-х годах под фамилией своей матери, Франсуазы де Монтескью д’Артаньян (de Montesquiou d’Artagnan), происходившей из обедневшей ветви знатной семьи графов де Монтескью потомков древних графов Фезенсак. Само скромное имение Артаньян (фр. Artagnan или Artaignan ) возле Вик-де-Бигора в XVI веке перешло к Монтескью после женитьбы Полона де Монтескью, шталмейстера Наваррского короля Генриха д’Альбре, на Жакметте д’Эстен, г-же д’Артаньян. Сам д’Артаньян всегда писал свое имя с буквой «i», сохраняя его архаическую форму и всегда подписывал свое имя со строчной буквы. В бумагах королевских составителей генеалогий д’Озье и Шерена была найдена запись, что сам Людовик XIII пожелал, чтобы кадет гвардии Шарль де Бац носил имя д’Артаньян в память об услугах, оказанных королю его дедом со стороны матери, что уравняло Бац-Кастельморов, которые во всех отношениях стоят несравнимо ниже Монтескью, с Монтескью-Фезенсаками. Шарль поступил в роту королевских мушкетёров в 1632 году , благодаря покровительству друга семьи - капитана-лейтенанта (фактического командира) роты господина де Тревиля (Жан-Арман дю Пейре, граф Труавиль), также гасконца. Будучи мушкетёром, д’Артаньян сумел снискать покровительство влиятельного кардинала Мазарини , главного министра Франции с 1643 года . В 1646 году мушкетёрская рота была расформирована, но д’Артаньян продолжал служить своему покровителю Мазарини.

Военная карьера

Предположительно, портрет д’Артаньяна

Д’Артаньян сделал карьеру в качестве курьера кардинала Мазарини в годы после первой Фронды . Благодаря преданной службе д’Артаньяна в этот период кардинал и Людовик XIV поручали ему много тайных и щекотливых дел, которые требовали полной свободы действий. Он следовал за Мазарини во время его изгнания в 1651 году в связи с враждебностью аристократии. В 1652 году лейтенанта французской гвардии, потом до капитана в 1655 году . В 1658 году он стал вторым лейтенантом (то есть заместителем фактического командира) в воссозданной роте королевских мушкетёров. Это было продвижением по службе, поскольку мушкетёры были намного более престижными, чем Французская гвардия. Фактически он принял на себя командование ротой (при номинальном командовании ею герцога Неверского, племянника Мазарини, и ещё более номинальном командовании короля).

Д’Артаньян был известен своей ролью в аресте Николя Фуке . Фуке был генеральным контролёром (министром) финансов Людовика XIV и стремился занять место Мазарини в качестве советника короля. Толчком к этому аресту стал грандиозный приём, устроенный Фуке в своём замке Во-ле-Виконт в связи с окончанием его постройки (). Роскошь этого приема была такова, что каждый гость получил в подарок лошадь . Возможно, данная наглость сошла бы Фуке с рук, если бы он не разместил на своем гербе девиз: «Чего я ещё не достигну». Увидев её, Людовик был взбешён. 4 сентября в Нанте король вызвал д’Артаньяна к себе и отдал ему приказ об аресте Фуке. Поражённый д’Артаньян потребовал письменного приказа, который и был ему вручён вместе с подробнейшей инструкцией. На следующий день д’Артаньян, отобрав 40 своих мушкетёров, попытался арестовать Фуке при выходе из королевского совета, но упустил его (Фуке затерялся в толпе просителей и успел сесть в карету). Кинувшись с мушкетёрами в погоню, он нагнал карету на городской площади перед Нантским собором и произвел арест. Под его личной охраной Фуке был доставлен в тюрьму в Анже , оттуда в Венсенский замок , а оттуда в г. - в Бастилию . Фуке охранялся мушкетёрами под личным руководством д’Артаньяна на протяжении 5 лет - вплоть до окончания суда, приговорившего его к пожизненному заключению.

После того как он так отличился в деле Фуке, д’Артаньян становится доверенным лицом короля. Д’Артаньян стал использовать герб, «разделенный на четыре поля: на первом и четвертом серебряном поле черный орел с распростертыми крыльями; на втором и третьем поле на красном фоне серебряный замок с двумя башнями по бокам, с наметом из серебра, все пустые поля красного цвета». С 1665 года в документах его начинают называть «граф д’Артаньян», а в одном договоре д’Артаньян даже именует себя «кавалером королевских орденов», каковым он являться не мог по причине худородства. Истинный гасконец - «вельможа в случае» мог теперь позволить это себе, так как был уверен в том, что король не станет возражать. В 1667 году д’Артаньян был повышен в чине до капитан-лейтенанта мушкетёров, фактически командира первой роты, поскольку номинальным капитаном был король. Под его руководством рота стала образцовой воинской частью, в которой стремились приобрести военный опыт многие молодые дворяне не только Франции, но и из-за рубежа. Другим назначением д’Артаньяна была должность губернатора Лилля , которая была выиграна в сражении в 1667 году . В чине губернатора Д’Артаньяну не удалось обрести популярности, поэтому он стремился вернуться в армию. Ему это удалось, когда Людовик XIV воевал с Голландской республикой в Франко-голландской войне . В 1672 он получил звание «полевого маршала» (генерал-майора).

Гибель

Д’Артаньян был убит пулей в голову (по свидетельству лорда Алингтона) при осаде Маастрихта 25 июня 1673 года , в ходе ожесточённого боя за одно из укреплений, в безрассудной атаке по открытой местности, организованной молодым герцогом Монмутом. Гибель Д’Артаньяна была воспринята как большое горе при дворе и в армии, где его бесконечно уважали. По свидетельству Пелиссона , Людовик XIV был очень опечален потерей такого слуги и сказал, что тот был «почти единственный человек, который сумел заставить людей любить себя, не делая для них ничего, что обязывало бы их к этому», а по свидетельству д’Алиньи, король написал королеве: «Мадам, я потерял д’Артаньяна, которому в высшей степени доверял и который годился для любой службы». Маршал д’Эстрад, который много лет служил под командованием Д’Артаньяна, позже сказал: «Лучших французов трудно найти».

Несмотря на его добрую славу, незаконность присвоения им графского титула при жизни не вызывала сомнений, и после смерти д’Артаньяна претензии его семьи на дворянство и титулы оспаривались через суд, но Людовик XIV, умевший быть справедливым, велел прекратить какие бы то ни было преследования и оставить в покое семью его верного старого слуги. После этого сражения, в присутствии Пьера и Жозефа де Монтескью д’Артаньян - двух его кузенов, тело капитана мушкетеров д’Артаньяна было погребено у подножия стен Маастрихта. Долгое время точное место захоронения было неизвестно, однако французский историк Одиль Борда (Odile Bordaz), проанализировав информацию из исторических хроник, заявляет, что известный мушкетер похоронен в небольшой церкви Святых Петра и Павла на окраине голландского города Маастрихт (сейчас городской район Вольдер)

Семья

Жена

С г. супругой д’Артаньяна была Анна Шарлотта Кристина де Шанлеси (? - 31 декабря ), дочь Шарля Буайе де Шанлеси, барона де Сент-Круа, происхождением из древнего шаролезского рода. На гербе рода была изображена «на золотом фоне лазурная колонна, усеянная серебряными каплями», и имелся девиз «имя и суть мои - добродетель».

Дети

Потомки

Внук д’Артаньяна Луи-Габриэль родился около 1710 года в Сент-Круа, и как его знаменитый дед, тоже стал мушкетером, потом капитаном драгунского полка и помощником майора жандармерии. Он как и его дед-гасконец был блестящим офицером с манией величия и именовавал себя «шевалье де Бац, граф д’Артаньян, маркиз де Кастельмор, барон де Сент-Круа и де Люпиак, владельцем Эспа, Аверона, Мейме и других мест». Такое подчеркнуто родовитое дворянство показалось подозрительным и его заставили объяснить происхождение этих явно вымышленных титулов. Но ему повезло так как были обнаружены бумаги где его дед именовался «мессир Шарль де Кастельмор, граф д’Артаньян, барон Сент-Круа, капитан-лейтенант королевских мушкетеров», что подтвердило статус рода и его герб - на красном фоне три серебряные башни на ажурном поле - был включен в гербовник. Его состояние не соответствовало претензиям. Нуждаясь в деньгах, он продал Сент-Круа в 1741 году за 300 тысяч ливров, которые прокутил. Вскоре он оставил военную службу и задешево уступил советнику налогового ведомства колыбель своих предков - Кастельмор. С тех пор он жил в столице, где женился 12 июля 1745 года на баронессе Констанции Габриэль де Монсель де Лурэй, даме де Вильмюр. Последние свои дни он доживал в бедности в меблированных комнатах в Париже. У него был сын Луи Константен де Бац, граф де Кастельмор, родившийся в 1747 году . Он был помощником майора в иностранных королевских войсках. В армии его ценили как весьма любившего свое дело. Он стал последним в роду Шарля Ожье д’Артаньяна, хотя уже и не носил имени своего славного прадеда.

В культуре

Литература

Жизнь д’Артаньяна, обильнейше сдобренная различного рода фантастическими эпизодами, легла в основу трёхтомных «Мемуаров г-на д’Артаньяна», изданных в 1700 году . В действительности этот текст (как и ряд других псевдомемуаров) сочинён писателем Гасьеном де Куртиль де Сандра, сам д’Артаньян ничего не писал.

В XIX веке , когда Александр Дюма-отец создавал на основе этой книги свой цикл о мушкетёрах («Три мушкетёра » (), «Двадцать лет спустя », «Виконт де Бражелон »), фантастичность «мемуаров д’Артаньяна» была уже хорошо известна. Для того чтобы сделать свои книги более правдоподобными, в предисловии к «Трём мушкетёрам» он добавил факты, якобы доказывающие реальность «мемуаров». Дюма включил в героизированную биографию д’Артаньяна ряд уже существовавших полулегендарных сюжетов XVII века , изначально с ним не связанных (эпизод с подвесками Анны Австрийской , попытка спасти Карла I , легенда о Железной Маске - якобы брате Людовика XIV и др.)

У Дюма д’Артаньян перед смертью получает жезл маршала Франции , в действительности он был "полевым маршалом" (по современному ранжиру - генерал-майор). Маршалом был с 1709 года другой граф д’Артаньян, его двоюродный брат Пьер де Монтескью д’Артаньян , губернатор Арраса, который позже был опекуном внуков д’Артаньяна. (Известный философ Шарль де Монтескьё , в свою очередь, никакого отношения к маршалу д’Артаньяну не имеет).

Французский поэт Эдмон Ростан написал пьесу «Сирано де Бержерак » в 1897 году . После одной из знаменитых сцен пьесы, в которой Сирано побеждает Вальвера в поединке, заканчивая стихотворение, д’Артаньян приближается к Сирано и поздравляет его с прекрасным фехтованием.

В произведении Рафаэля Саббатини "Возвращение Скарамуша" одним из главных персонажей является гасконский граф Жан де Бац. Возможно, Саббатини ввёл эту фамилию не случайно, а с целью намекнуть на родство своего отважного персонажа и литературного персонажа Дюма.

Кино и телевидение

Много кинематографистов были вдохновлены романами Александра Дюма. Среди актёров, которые играли д’Артаньяна на экране:

  • Эме Симон-Жирар, в «Трёх мушкетёрах» ()
  • Дуглас Фэрбэнкс, в «Трёх мушкетёрах» () и «Железной маске» ()
  • Уолтер Абель, в «Трёх мушкетёрах» ()
  • Уоррен Уильям, в «Человеке в железной маске» ()
  • Лоренс Пэйн, в «Трёх мушкетёрах» (телесериал) ()
  • Мэксимилиэн Шелл , в «Трёх мушкетёрах» (телефильм) ()
  • Жерар Баррэ, в «Трёх мушкетерах » ()
  • Джереми Бретт , в «Трёх мушкетёрах» (телесериал) ()
  • Санчо Грэсия, в «Трёх мушкетёрах» (телесериал) ()
  • Майкл Йорк, в «Три мушкетёра: Подвески королевы » (), «Четыре мушкетёра: Месть миледи » (), «Возвращение мушкетёров » (), и «Мадемуазель Мушкетёр (Женщина-мушкетёр)» (телевизионный минисериал) ()
  • Луис Джордан , в «Человеке в железной маске» (телефильм) ()
  • Михаил Боярский , в «Д’Артаньяне и трех мушкетёрах » (), а также «Мушкетёрах двадцать лет спустя» , «Тайне королевы Анны, или Мушкетёрах тридцать лет спустя» и «Возвращении мушкетёров» ( , и )
  • Корнел Вайлд, в «Пятом мушкетёре» ()
  • Крис О’Доннелл, в «Трёх мушкетёрах» ()
  • Филипп Нуаре , в «Дочери д’Артаньяна» ()
  • Майкл Дудикофф , "Мушкетёры навсегда" ()
  • Гэбриэл Бирн , в «Человеке в железной маске» ()
  • Джастин Чэмберс, в «Мушкетёре» ()

Памятники

  • В Оше есть памятник д"Артаньяну, которого местные жители почитают за земляка

Примечания

Ссылки

  • Жан-Кристиан Птифис. Истинный д’Артаньян .
  • В. Эрлихман. Д’Артаньян о трех головах .
  • ЛентаРу - Жизнь и вымысел. Французский историк утверждает, что ей удалось найти могилу прототипа д’Артаньяна

История о Д"Артаньяне и трех мушкетерах, принадлежащая перу , стала классикой мировой литературы. Захватывающий сюжет, романтика XVII века, описание придворных интриг и яркие образы делают роман привлекательным для читателей любой эпохи. Главным героем произведения французского писателя стал гасконец Д"Артаньян, сумевший нахальностью и самоуверенностью покорить читательниц. Его удаль и отвага поражают и мужскую аудиторию. Книгой зачитываются подростки, прикоснуться к ее страницам не прочь и люди зрелого возраста. Но мало кто знает, что образы, запечатленные Дюма, были списаны с реальных персон.

История создания

Историки доказали, что кажущееся вымышленным имя главного героя принадлежало Шарлю де Бац Кастельмору, жившему в 1611-1673 годах. Дюма вдохновился книгой под названием «Мемуары господина Д’Артаньяна, капитан-лейтенанта первой роты королевских мушкетеров, содержащие множество частных и секретных вещей, которые произошли в царствование Людовика Великого». Она издана в Голландии в начале восемнадцатого столетия, и писатель черпал из произведения мотивы для своего труда. Текст, на который опирался романист, создан Гатьеном де Куртиль де Сандра. Автор собирал байки и сюжеты для книги, опираясь на чужие рассказы.

Некоторые читатели уверены, что герой был армянином. Но прототипом Д’Артаньяна оказался дворянин Шарль де Бац Кастельмор. На момент его рождения семейству принадлежало большое состояние, которое сумел сколотить дед Кастельмора и удержал в своих руках отец. В 1608 году Кастельморы были богатым и знатным родом Гаскони.

Переехав в Париж в 1630-ых годах, Шарль взял себе фамилию матери – Д"Артаньян. Как гласит сюжет романа Дюма, юноша отправился в столицу, пользуясь покровительством капитан-лейтенанта де Тревиля. Там он попал в мушкетерскую роту и был облагодетельствован вниманием кардинала Мазарини, который был министром Франции с 1643 года. Несмотря на скорое расформирование роты, Д"Артаньян остался верен покровителю и продолжал нести службу в качестве курьера.


Гвардеец кардинала, покоряющий сердца прелестниц в романе Александра Дюма, в реальности имел кроткий нрав и был примерным семьянином.

Благодаря мушкетеру было передано бесчисленное множество тайных поручений. Посланник сопровождал Мазарини в изгнании. В 1652 году за свою верность отчизне получил чин лейтенанта французской армии. Карьера Д"Артаньяна быстро развивалась. К 1658 году он был заместителем командира в восстановленной мушкетерской роте. В 1667 году он – уже командир роты. В это же время ему пожаловали титул графа. Несколькими годами позже Шарль занял пост губернатора Лилля, но не стремился к политической карьере, чувствуя себя на месте только на поле брани.


Причина смерти Шарля Д"Артаньяна кроется в возвращении в армию. В период франко-голландской войны он принимал активное участие в атаке противника. В одной из вылазок герой принял смерть от мушкетной пули, попавшей в голову. Уважение однополчан не дало Д"Артаньяну быть похороненным на чужой земле. Его вывезли в расположение французских войск и оплакивали всей страной. После смерти образ героя стал легендарным, ему посвятили не одну новеллу. История жизни мушкетера легла в основу произведения Александра Дюма и была увековечена.

Биография и сюжет

Главным персонажем романа «Три мушкетера» является гасконец Д"Артаньян. Ища славы и богатства, он отправляется в Париж, чтобы вступить в полк мушкетеров. Смекалистый и харизматичный персонаж отличается отвагой и смелостью. Он остер на язык и готов постоять за себя, бравируя молодостью.


Д"Артаньян

В столице Франции он попадает в быстротечный водоворот придворных интриг, дуэлей, скандалов и приключений. Благодаря хитрости и удачливости юноша умудряется выпутаться из любой ситуации. Его отличают благородство и прямолинейность, склонность к достижению поставленных целей. Сам и королева Франции признают заслуги гасконца.

Постоянно находясь в центре событий, герой ищет приключений и возможности для подвигов. Образ авантюриста отличается притягательностью, хотя рядом со своими новыми приятелями он выглядит неотесанным провинциалом.


Д"Артаньян и три мушкетера

Темпераментный и горячий, Д"Артаньян знакомится с новыми приятелями, вызывая их на дуэль. В результате трех поединков, назначенных на один день и час, у героя появляются друзья: , и . Войдя в новый коллектив, персонаж принимает установленные правила игры.

Автор не возносит своего героя над другими. Наоборот, делает простым порядочным человеком с индивидуальными недостатками и достоинствами. Его девушка была бы обречена на жизнь в вулкане страстей, но обаятельный Д"Артаньян играет симпатиями прелестниц. Интриги прекращаются, стоит ему познакомиться с Констанцией.


Д"Артаньян и Констанция

В сюжете романа переплетаются несколько линий, связанных с любовными отношениями героя и его долгом перед отечеством, который изображен в виде передачи подвесок для королевы. Фигурирует и мотив мужской дружбы, подкрепляемый тесным товариществом мушкетеров. Роман Александра Дюма наполнен коллизиями и деталями, подчеркивающими особенности описываемых образов.

Актеры и роли

Роман «Три мушкетера» представляет собой богатый материал для интерпретаций. Книга насчитывает 120 экранизаций, среди которых полнометражные картины, мини-сериалы и мультипликационные фильмы. Большинство лент снято за рубежом, и в одной популярной картине в образе Миледи предстала . В России создан знаменитый фильм 1978 года «Д"Артаньян и три мушкетера», его продолжение и вариации на тему в нескольких версиях.

В сердцах зрителей навсегда сохранится образ хвастливого, задорного и смелого Д"Артаньяна в исполнении . Любопытно, что на эту роль актера утвердили не сразу. Режиссер имел план по подбору актеров. В него пришлось внести изменения из-за некоторых обстоятельств. Предполагалось, что Михаил Боярский исполнит роль графа Рошфора.


Чарли Шин в роли Д"Артаньяна

Но, опоздав однажды на репетицию, запыхавшийся актер предстал перед режиссером в облике, который соответствовал образу мушкетера в представлении постановщика. Боярский с трудом забирался на лошадь, но в кадре выглядел настоящим гасконцем. Роль готовили для , но она досталась не ему. На решение режиссера повлияло и то, что Абдулову было сложно работать с музыкальными произведениями, написанными специально для картины.


Логан Лерман в роли Д"Артаньяна

В американской кинокартине 1993 года в образе главного героя предстал . В «Мушкетере», вышедшем в 2001 году, роль исполнил Джастин Чэмберс. А в фильме «Мушкетеры» 2011 года Д"Артаньяна воплотил . В российской ленте 2013 года в образе лихого мушкетера появился . И только для Михаила Боярского эта роль стала символичной.

Любопытно, что, кроме Д"Артаньяна, достоверными оказались и другие персонажи. У Атоса, Портоса и Арамиса имелись прототипы. Арман де Селлек д"Атос д"Отевиль из купеческой семьи, получившей дворянский титул, стал прообразом Атоса. Исаак де Порте, Портос, был сыном нотариуса. Д"Арамис, чье имя осталось неизменным, – офицерским сыном. Мушкетеры служили в роте в разное время и не были знакомы. Их объединил литературный замысел Александра Дюма.


Российская публика неизменно ассоциирует образ Д"Артаньяна с Михаилом Боярским, которому в юности, как и его герою, не приходилось занимать удали. В ходе съемок актер подвергал жизнь опасности. Так, в сцене поединка на шпагах рапира попала актеру в лицо и угодила в ротовую полость, едва не затронув жизненно важные органы.


Госкино предоставило для съемок советской картины скромный бюджет. Художникам по костюмам и реквизиторам приходилось использовать подручный материал, чтобы сделать кадры визуально привлекательными. На съемках в Одессе Юнгвальд-Хилькевич самостоятельно соорудил подвески королевы, скупив на местном рынке яркую бижутерию. Его авторству принадлежит также эфес шпаги Д"Артаньяна, сделанный из консервной банки.

Цитаты

Какие альтернативные вариации ни предлагал бы кинематограф, представители нескольких поколений навсегда запомнили цитаты из советского фильма. Поклонники не раз просили Боярского повторить знаменитые фразы:

«Каналья!», «Тысяча чертей!».

Бравый девиз мушкетеров:

«Один за всех и все за одного!» – повторяют мальчишки в дворовых играх.

Произведение Георгия Юнгвальд-Хилькевича наполнено остротами и юморесками, которые не набивают оскомину после многочисленных просмотров.

«Провинциальный, зато принципиальный», – сообщает о себе Д"Артаньян тем, кто смеет подшучивать над происхождением.

Гордый и самолюбивый герой не даст себя в обиду, а крылатая фраза повторяется гостями крупных городов. Любимым выражением растратчиков становится принадлежащее главному герою романа выражение:

«Скупость сушит душу».

«Три мушкетера» – приключенческий роман, главное действующее лицо которого не может усидеть на месте, когда вокруг происходят увлекательные события. Автор вкладывает в уста Д"Артаньяна слова:

«Я чувствую себя пыльной статуей, забытой в подвале. Такая жизнь, Портос, может убить похлеще пушечного ядра».

Эта описательная фраза выражает суть личности героя и характер произведения.



Что еще почитать