Как живут бомжи на помойке. Репортаж из жизни на свалке. Россия. Что может пойти не так

, автор проекта «Кровью и потом», ездит по миру и снимает репортажи о людях, вынужденных добывать себе пропитание тяжёлым трудом в нечеловеческих условиях. Одни из героев фотопроекта — беженцы из Мьянмы, живущие и работающие на таиландской свалке. Сергей рассказал сайт о жизни, от которой бегут на помойку, возможностях, которых нет, и безысходности, которая страшнее тошнотворного запаха.

О лагере и свалке

Изначально я поехал на север , в город Мае Сот, чтобы попасть в лагерь беженцев из Мьянмы. Во всём королевстве таких несколько, но Мае Ла — самый большой: ему около тридцати лет, численность населения в пик заселённости достигает 55 тысяч человек, и сам лагерь простирается километров на семь. А потом волонтёры из гест-хауса, в котором я остановился, рассказали мне о свалке неподалёку, где живут и работают такие же беженцы из Мьянмы. Так я там и оказался.

В Мьянме всё очень плохо, поэтому при любой возможности бирманцы стараются бежать в Таиланд. Я много раз задавался вопросом, почему кто-то из них едет в лагерь, а кто-то — на свалку, но так и не нашёл ответа. Одни живут в совершенно адских условиях и получают за свой труд сущие копейки, в то время как тот же самый народ живёт в лагере абсолютно безбедно и, как мне показалось со стороны, абсолютно другой, счастливой жизнью. Во многих домах там спутниковые тарелки, у жителей — планшеты и смартфоны, дети бегают с телефонами. Неплохая жизнь для беженцев. А вот на свалке — настоящий ад. Но в Мьянме похищают людей, там развита работорговля, плюс постоянные этнорелигиозные конфликты и большая вероятность, что тебя могут запросто убить. Получается, даже такая чудовищная жизнь на помойке для этих беженцев лучше, чем жизнь на родине.

О жизни на помойке

Запах на свалке стоит просто тошнотворный, его не передать словами. Весь мусор свозится туда: там и битое стекло, и острый металл, и горы использованных шприцев. И дети там бегают, кто-то — в обуви, кто-то — босиком.

Деревня беженцев тоже стоит прямо на помойке. Дома абсолютно типичны для Азии: из бамбука и «подняты» над землёй на полметра. По сути — просто хижины, в которых ничего в общем и нет: люди спят на полу (у кого-то есть лежанки), иногда какая-то часть комнаты отгорожена от кухни. Сама кухня представляет собой закуток в один-два метра, где стоят тазики и вёдра с водой. Там и готовят, и моют посуду, и моются сами.

О работе, образовании и медицине

Несколько раз в день сюда приезжают грузовики с мусором, и как только его вываливают, тут же появляются люди. Они разрезают мешки специальными изогнутыми ножами, похожими на серпы, перебирают мусор, выуживают то, что кажется им наиболее ценным, и складывают в собственные мешки. Набив их, относят в промежуточный «сортировочный пункт» и уже там занимаются тщательной разбором: пластиковые бутылки — отдельно, металл — отдельно, стекло — отдельно. Потом приезжает другая машина, которая уже увозит. Чтобы хоть как-то себя прокормить, в неделю каждый должен отсортировать как минимум 35 мешков мусора.

Работой занята вся семья, включая детей. Я видел на свалке и пожилых, и людей среднего возраста, и совсем маленьких, трёх-четырёх лет. Недалеко от свалки, прямо на её границе, есть школа, где детей обучают волонтёры, но не каждый может себе позволить отправить ребёнка в школу, хоть это и бесплатно. Потому что, если ребёнок будет учиться, он не будет работать, а значит, у семьи будет меньший доход. Кстати, ни больницы, ни поликлиники я не заметил. Вероятно, с лёгкими заболеваниями они справляются сами, но вот если что-то посерьёзней, у них и денег-то не будет, чтобы обратиться к врачу. Скорее всего, из-за жуткой антисанитарии смертность там очень высока.

О другом отношении

О безысходности

Находиться там действительно очень тяжело. Не физически — к тошнотворному запаху довольно быстро привыкаешь, а эмоционально. Осознание того, что так живут люди, так живут дети, сильно давит. Даже когда я уехал оттуда, долго находился в подавленном состоянии: грустно, печально, но что ты можешь сделать? Ничего. Такого везде хватает, свалка в Мае Сот — не единственное такое место нас на земле, чуть ли не вся так живёт.

О добре и зле

У этих людей действительно нет возможности ни получить хорошее , ни найти работу. Единственная их потребность — спасти свою жизнь, а уже потом — выжить и добыть еду. И всё. Скорее всего, они даже не задумываются о существовании другого мира, хотя у них точно есть некая осмысленность и понимание того, что такое хорошо, а что — плохо, что правильно, а что — нет. Например, когда я пришёл на свалку во второй раз, чтобы подарить детям подарки на Новый год, они повели меня к себе в деревню. Там нужно было пройти сначала по «дороге», где среди гор мусора расчищена тропинка, а потом — по «бездорожью», где ничего, кроме мусора, нет. И ребёнок лет четырёх побежал вперёд, нашёл листы пенопласта и стал бросать их сверху на мусор, будто это ступеньки, чтобы я поднялся по ним, не наступая на отбросы. То есть, на каком-то интуитивном уровне он понимает: всё, что вокруг — неправильно.

Об ощущении счастья

Мне не показалось, что эти люди несчастны. В Азии вообще много нищеты, но ты смотришь вокруг и не складывается ощущения, что местные разочарованы жизнью. Это у нас на улицах все хмуры и угрюмы, а там — приветливы и улыбаются.

Подготовила: Юлия Исаева

Здесь проживает около 3000 семей. Некоторые дети, которые называют это место домом, даже родились здесь. Жизнь этих людей мы можем увидеть благодаря серии фотографий, сделанных французом Александром Сеттлером (Alexandre Sattler).

Как ни странно, первоначально его цель была совсем другой, он посетил Bantar Gebang, чтобы полнее раскрыть проблему отходов в Индонезии, но то, что он там увидел, потрясло его до глубины души.

Ежедневно свалка увеличивается на 9 тыс. тонн мусора

Сеттлер обнаружил, что на свалке, которая ежедневно получает 9000 тонн мусора, живут люди, которые зарабатывают его перепродажей и переработкой. Фотограф назвал дизнь на свалке Bantar Gebang «миром нечистот».

«Когда я прибыл в Bantar Gebang, то увидел множество людей, живущих там. Наиболее шокировал меня тот факт, что чьи-то отходы для кого-то являются продуктами питания и заработком. Масштабы неравенства поражают. Объедки фруктов и овощей здесь являются обычной пищей «.

Условия жизни на свалке

Условия жизни ужасны: вонь, бактерии, гниение… Семьи с детьми живут в шалашах, без медицинской помощи и чистой питьевой воды. Дети играют в мусоре тем же мусором.

Многие малыши бегают босиком. Поскольку земля усеяна острыми предметами, травмы не являются редкостью. Удивительно, но дети кажутся счастливыми и беззаботными. Я подозреваю, так происходит только потому, что они просто не знают, какой могла бы быть их жизнь.

Эти ребята показали мне, что даже в самых худших условиях можно найти немало поводов для хорошего настроения. Я познакомился с детьми, которые играли и веселились, они были рады побеседовать со мной, а также познакомили меня со своими родителями, показали игрушки и жилища. Они никогда не видели, как живут другие дети за пределами их свалки, поэтому им кажется, что жизнь прекрасна. Жизнь на свалке Bantar Gebang ужасна.

Безысходность причина жизни в таких условиях

Взрослые, однако, не были столь оптимистичными. Как кажется, они адаптировались к ситуации из безвыходности, но тем не менее, не приняли ее. Тем не менее, я был тронут их дружелюбием и их гостеприимным отношением.

Бывшая здешняя жительница, Реза Бонард, делает все возможное, чтобы улучшить здешние условия проживания. Она была одна из счастливчиков – имела возможность посещать среднюю школу в городе. Повзрослев, Бонард покинула свалку, но затем вернулась, чтобы дать возможность бывшим односельчанам выбраться из нищеты. Вместе с британцем Джоном Девлином она создала благотворительную организацию BGBJ, которая прилагает усилия к обучению детей и улучшению качества жизни.

В 20 км от Джакарты расположена крупнейшая в Юго-Восточной Азии свалка «Бантар Гебанг». Среди отходов жителей столицы нашли дом более 3 тыс. семей с детьми. Они живут тем, что ищут среди мусора еду, одежду и пригодные для перепродажи вещи.

Запах разлагающихся отходов - первый ориентир на пути каждого, кто рискнет приблизиться к Бантар Гебанг. Еще до того, как на горизонте появятся горы мусора, до носа гостей долетает удушающие «ароматы» разлагающейся органики. Постепенно на горизонте появляются жужжащие облака мух и сопки отходов. Рабочие признаются, что когда они впервые приезжают сюда, то не могут есть - тошнотворный запах преследует первые несколько недель.

Джакарта - столица Индонезии с населением более 10 млн человек - производит тысячи тонн мусора ежегодно. На свалку Бантар Гебанг в округе Бекаси свозят большую часть отходов из столицы. Про это место не написано в путеводителях, жители столицы обходят его стороной и лишь смельчаки, как французский фотограф и автор фотопроекта Александр Саттлер, приезжают сюда, чтобы увидеть лично и показать миру обратную сторону сверхпотребления.

Тысячи нищих умудряются найти среди отходов что-то, что еще можно продать. Люди соседствуют с бродячими кошками, козами и тараканами, пробираются через гниющие овощи, грязную одежду, сломанную мебель, нагружая корзины стеклянными бутылками, консервными банками и пластиком.

Свалка Бантар Гебанг появилась на рисовых полях в округе Бекаси в 1989 году. Некоторые из местных не знают другой жизни. Одни - неквалифицированные рабочие, которые всю жизнь жили на улицах и питались из мусорных баков, другие были фермерами до тех пор, пока земля не исчезла под слоями отходов.

«Оказавшись здесь, начинаешь понимать, как мусор одного человека становится средством для выживания другого, - говорит фотограф Александр Саттлер. - Тут все старое обретает новое предназначение: из старых диванов и столов сооружают импровизированные «кафе», где рабочие могут устроить перекур».

Местные жители прячутся от дождя и жары под брезентом. Те, кто обосновался здесь основательно, соорудили хижины из кусков древесины, обломков пластика, картона и старых ковров. Местные жители едят то, что находят среди мусора, а вода для повседневных нужд отравлена канализацией, так как извлекается из-под земли. Доступа к питьевой воде, разумеется, нет.

«Я не могу перестать сравнивать мою повседневную жизнь с жизнью мужчин, женщин и детей, которых я фотографирую. Жизнь людей, называющими Бантар Гебанг своим домом, стала уроком силы и стойкости человеческого духа. Эти люди доказали мне, что любовь и радость будут существовать даже в наихудших условиях», - продолжает Александр.

Реза Бонард с родителями переехала сюда, когда ей было 10 месяцев. Но, в отличие от многих детей, ей посчастливилось закончить школу, несмотря на постоянные насмешки со стороны одноклассников. Но она не смогла оплатить дальнейшую учебу в университете, и похоронила мечту стать врачом среди мусора. Тем не менее, вернувшись в Бантар Гебанг, она все таки занялась помощю людям: «То, что мы рождаемся среди мусора, не значит, что мы – мусор», - говорит она.

Решительно настроенная помочь детям, Реза переименовала свалку в «Королевство Бантар Гебанг» и вместе с другом из Британии Джоном Девлином основала организацию под названием BGBJ, «Семена Бантар Гебанг». Реза считает, что каждый ребенок - это семя. Если его воспитывать и поддерживать, то он сможет получить образование и найти свою дорогу в жизни. Сегодня организация развивается, на свалке открыли хостел и общественный центр, люди ищут выход из бедности. С 2014 года волонтеры и путешественники помогают Резе превратить всю округу в «лучшую в мире свалку». В 2016 с финской энергетической компанией Fortum было подписано соглашение по созданию очистной установки в столице. По ожиданиям экспертов, она будет перерабатывать до 2200 т отходов в день.

А также открыли хостел для туристов и путешественников, которые приезжают и проводят уроки английского в обмен на «экскурсии». Эти мероприятия стали отличным примером экотуризма и культурного обмена. Особенно популярны они у детей.

Кто живёт на бывшей тамбовской свалке, что думают бездомные о Путине, как полицейские бомжей кормили и чем можно поживиться в мусорных баках?

Есть ли жизнь на свалке?

Первые дни сентября. Я на бывшей свалке. Здесь, в пятистах шагах от того, что принято называть цивилизацией, живут люди. Живут, как могут, ютясь в деревянных домиках, сделанных из досок, фанеры, картона и других подручных средств, которые удалось им отыскать среди мусора.

Спотыкаясь, иду по заросшей дикой травой и репьём поляне. На подходе к поселению тамбовских бомжей меня хриплым лаем встречает стая бродячих псов. Обругав от души незваного гостя, четвероногие мгновенно успокаиваются и принимаются обгладывать чьи-то кости. На горизонте вырастает голая по пояс, низкая и коренастая фигура цыгана Коли. Он не рядовой житель этого табора, а местный барон. Так его, скорее в шутку, называют обитатели лагеря. Я был здесь с коллегами три года назад, поэтому Николай меня сразу узнаёт и принимает, как родного. Увидев в моих руках заветную бутылку, барон становится ещё радушнее.

Рядом, в тени деревьев, пронизываемых лучами осеннего солнца, нежится его жена Этелла. Вокруг неё юлой вьются собака с кошкой. Она перебирает какие-то объедки и отвлечённо слушает радио на батарейках. Приёмник настроён на волну «Эха Москвы», ведущий вещает про события на Украине. Двух других жителей табора нет - цыганка Любовь и её муж татарин Радик куда-то запропастились. Скорее всего, ушли собирать милостыню или где-нибудь выпивают. Пятый обитатель, тоже по имени Радик, недавно умер.

«Алексаныч, проходи, пожалуйста. Мы тебя помним. Из газеты, да? Мы нормально живём, слава Богу. Вот, смотри, это мой дом, а вот моя собака. Осторожно, на гвоздик не наступи», - Николай проводит мне небольшую экскурсию в свою нехитрую обитель. Деревянный сарай - два на два метра. Три стены. На одной из них висит выброшенный кем-то на помойку старый ковёр. В углу - ржавая буржуйка с дымоотводом. Половину шалаша занимает узкая кровать, на ней они спят вдвоём с женой. На столе покоятся остатки пищи, найденные в контейнерах, DVD-диски, кастрюли, пучок зелени и две луковицы. На полу - окурки и другой сор, явный признак того, что пора организовать ленинский субботник.

«Дом мой, правда, недавно взломали, все вещи, кастрюли украли. Пойдём, покажу тебе, где Любаника с Радиком живут. Вот тут ты нас три года назад снимал. Бутылка, водка, закуска, помнишь? Вот так, Сань, я живу», - Коля показывает мне ещё две избушки, скрытые от постороннего глаза в кустах. Вокруг - кучи мусора, свисает паутина и постиранная одежда. От въедливого запаха помоев чешется глаз.

По словам цыгана, на тамбовской свалке с женой он жительствует уже шестнадцатый год. До этого он пребывал где-то в лесу под Питером, приехал сюда на работу, его обманули, он подался в здешние края, да и остался на веки вечные. Лет семь назад, когда свалка была действующей, бомжи не знали горя. «Такая большая свалка была. Боже мой! И медь,и латунь, и жестянка. Жили, как в море корабли. А потом закрыли всё», - барон вздыхает и мечтательно смотрит в сторону.

Теперь, когда рог изобилия исчерпан, им приходится копаться на контейнерных площадках и по выходным идти на паперть. «Мы, Саня, железки собираем. Продукты в бачках ищем. Хлеба найдём, колбасы. Мясо только гнилое и вонючее не берём. И в магазине нам еду дают. В основном просроченную. Что Бог дал, то кушаем. А на работу меня не берут - документов нет, да и писать и читать я не умею. Я всю жизнь на улице, я кочующий цыган», - даже с какой-то гордостью рассказывает Коля.

Кое-что перепадает и от сердобольных тамбовчан. Недавно приносил еду православный священник. Сторожа находящихся по-соседству баз наливают им воду. Какие-то камазисты выручают дровами. Даже тамбовские полицейские не проходят мимо.
«Милиция у нас хорошая, приходила к нам зимой. На Новый год это было, помнишь? Говорим: «Товарищ начальник, без крошки хлеба сидим». А они скоро пришли и хлеба нам принесли, и две пачки сигарет», - вспоминает Этелла. Одна нога у неё забинтована - наступила на гвоздь. Женщина что-то кричит по-цыгански, отгоняя пса от кусков просроченной колбасы. Собака пускается наутёк и смотрит из-за куста затравленным волком.

В роли бездомного: похождения по помойкам

Через несколько дней вновь прихожу к Этелле и Коле. Я хочу немного пожить их жизнью, попытаться почувствовать, каково это, копаться в мусорных баках и собирать цветмет. Поспеваю к окончанию завтрака. Бездомные доедают что-то, похожее на кашу, и угощают меня чаем.

Коля складывает в пакет мотки медной проволоки и куски алюминия. Его супруга берёт с собой пятилитровую ёмкость для воды, и мы покидаем табор. Собаки меня больше не трогают - наверное, поняли, что я гость, а не чужак.

Навстречу нам движутся три фигуры. В пожилой цыганке с рюкзаком узнаю Любовь Людвиговну. Её муж татарин Радик обречённо катит тележку по дорожной пыли. Третий, потрёпанный русский бродяга лет пятидесяти, мне неизвестный, молча кивает и протягивает руку. После небольшого перекура и беседы, которая велась то на русском, то на цыганском, расходимся.

Уже в городе с нами здороваются две пожилые женщины и подвыпивший мужчина. Видно, моих цыган здесь многие знают. Наша странная компания то и дело приковывает внимание горожан. Прохожие стараются нас обойти, особенно когда Коля и Этелла на своём языке начинают на всю улицу спорить друг с другом.

Пока бездомный идёт в пункт приёма лома, мы спешим за водой на колонку. 84 рубля - показывает, возвратившись, цыган пригоршню мелочи. Именно столько ему удалось выручить за свои находки.

Оставляем тяжёлую бутыль с водой в канаве и отправляемся в мясную лавку. По дороге говорим о том о сём. Сначала, увидев предвыборный билборд, поднимаем политические темы. Правда, Колю они не очень трогают. Хотя имя нынешнего президента он называет почти сразу. «Путин, да? Вроде нормальный он. Хотя я его не видел. Правда, бабушки знакомые на него часто жалуются. Говорят, он им пенсии сокращает и цены в магазинах повышает».
К чёрту политику, когда есть возвышенные материи. Николай с улыбкой вспоминает, как 18 лет назад женился. «Не хотели за меня её папа-мама замуж отдавать. Так я её украл. А она была не против. Мне 15 тогда было. Но у нас, у цыган, это ничего, мы рано женимся. А она с 1976 года, постарше. Этелла, помнишь, как я тебя у родителей воровал?»
«Помню», - Этелла идёт в павильон с названием «Мясо», а мы с Колей сидим на корточках у гаража и продолжаем наши задушевные разговоры.

Его жена возвращается с пакетом. В нём шкурки от сала - это собакам, паштет и половина чёрного хлеба. В благодарность тамбовские бомжи иногда подметают территорию вокруг магазина.

Подступаем с Этеллой к мусорной площадке. Сначала осматриваем территорию вокруг - вдруг подарок судьбы - например, старый телевизор (там столько медной проволоки, сдав которую, можно прожить сносно дня три). Потом начинаем копаться в самих контейнерах. Разрываем пакеты для мусора, запускаем руки в липкую и зловонную массу. Ничего интересного - картофельные очистки, использованная туалетная бумага и средства личной гигиены, арбузные корки, рыбьи хвосты. Хоть я и новичок, но мне не везёт. А вот Этелла находит кости - сегодня у собак будет пир. А я - пивные бутылки, но пункт приёма далеко, да и дадут за них три копейки, поэтому игра не стоит свеч.

У площадки останавливается авто. Его хозяин выкидывает несколько мусорных пакетов и даёт Этелле мелочь.

В это время к магазину, что в нескольких шагах отсюда, подъезжает гружённый хлебом грузовик. Николай уходит к грузчикам и возвращается со свежей булкой в руках. Неплохо.

Этелла переходит дорогу - там ещё одна мусорка. Мы с Колей идём за ней. «Смотри, вот видишь, цыган, успел до нас здесь побывать, чем-то разжился. Он в доме живёт, хорошо живёт, но всё равно по помойкам таскается», - Николай показывает рукой на фигуру конкурента-«будулая» с тележкой.

Продолжаем наши поиски. Бычки, чайные пакетики, гнилые фрукты, тряпьё, стекловата. Не везёт. У Этеллы тоже ничего стоящего. Кстати, Коля в поисках не участвует, эта работа неблагородная для него. Он больше специализируется по металлу.

Мои знакомые устали. Поиски на время заканчиваются. Они возобновятся ближе к вечеру, когда на помойках появится свежий мусор. Этелла и Коля возвращаются домой, на бывшую свалку.

Находки впечатляют: почти целый смартфон, дорогая посуда... Плюс нашлась жительница деревни Барвиха, которая полностью обставила свой скромный домик предметами роскоши с этих самых стихийных свалок.

Найти «престижную» помойку без посторонней помощи оказалось не так-то и просто. А проникнуть на нее - еще сложнее. Все коттеджные поселки обнесены пятиметровым забором, на въездах и выездах стоит мощная охрана.

Так что без опытного проводника из местных обитателей обойтись не удалось. Пришлось поискать такого. Это тоже оказалось непросто - никому неохота выдавать рыбные места...

Деревня Подушкино - живописнейший уголок Подмосковья. Чуть в сторону от престижной Барвихи, мимо правительственного дома приемов, по извилистой проселочной дороге с идеальным асфальтом - и я на месте. Сама деревня очень большая, она как бы разделена дорогой (Подушкинским шоссе) на две части.

С одной стороны шоссе домов 400 где-то. А здесь у меня за шлагбаумом еще 100, - объясняет мне охранник Владимир. - А мусорных контейнеров?.. Нет, не видел. Я и сам мучаюсь, не знаю, куда свои отходы выбрасывать.

Но я-то знаю, что там, за шлагбаумом и несколькими рядами шикарных особняков, в лесочке самая настоящая стихийная свалка. Удивительно, что в населенном пункте на 500 домов не оборудовано ни одной мусорной площадки, и всех это как бы устраивает. То есть все имеется в этом элитном районе - и многомиллионные шикарные особняки, и мраморные заборы, и статуи. А такой роскоши, как обычный мусорный контейнер, нет.

Мы возим мусор или в Одинцово, или в соседнюю Барвиху, - поведал мне один из жителей Подушкина. - Но делаем это несанкционированно, проще говоря, незаконно. Потому что за те мусорки платят жильцы многоэтажек (обычных панельных. - «МК» ). Но нам ничего другого, к сожалению, не остается, как нарушать закон. Такая же ситуация с отсутствием контейнеров и в Жуковке, и в Шульгине, и в Усове. Но, к сожалению, таких, кто вывозит мусор в контейнеры многоэтажек, немного.

И хоть здесь, на Рублевке, обитают министры, артисты, банкиры и прочая «элита», выбрасывают они свои отходы, как и простые смертные, в ближайший лесок.

Вот в один из этих лесков, что в Подушкине, по наводке знающих людей я и отправилась на поиски чего-нибудь интересного. Начало весны - самое продуктивное в этом смысле время. Потому что потом все зарастет крапивой и пройти по местным оврагам будет непросто, а тем более что-нибудь найти.

Корреспондент "МК" нашел много ценностей на рублевских помойках

Помойка начинается сразу же за последним забором со стороны леса. Там же красуется табличка «СВАЛКА МУСОРА ЗАПРЕЩЕНА!». Но на нее никто не обращает внимания. Кстати, прямо мне навстречу шел некий мужчина с пустым ведром. Явно, ходил он не по грибы...

Сразу бросается в глаза, что пользователи этих несанкционированных свалок - люди с хорошим достатком: кругом валяются пакеты из элитного сетевого супермаркета. Разбросаны бутылки из-под дорогих французских вин и шампанского. Виднеются упаковки сортовых сыров. Но мусор - он и есть мусор, хоть и из-под дорогой еды. Он никак не украшает живописную лесную дорогу.

Чтобы найти что-нибудь стоящее, надо углубляться в лес. Специально подготовленной палкой - черенком от лопаты - разгребаю завалы. О! Совершенно целая тарелка, правда, грязная уже от лежания под снегом и дождем. На дне посудины фирменный лейбл Villeroy & Boch. В среднем такая стоит 1500 за штуку.


Элитная посуда - не редкость на мусорках в районе богатых домов

Дальше в лесу нахожу плазменный телевизор. Экран разбит. Конечно же, сложно сейчас понять, в каком состоянии был этот бытовой прибор, когда оказался в этом овраге. Скорее всего, в нерабочем. Но я лично сдавала на утилизацию в прошлом году 10-летнюю стиральную машинку. Мало того, что ее вывезли, так еще и приплатили мне 1000 рублей. Идем дальше.

Совершенно пригодной для жизни посуды - чашек для чая, вилок и ложек - виднелось среди мусорных пакетов полным-полно. Их даже не будем считать за находки. Хотя если эту посуду отправить на блошиный рынок, коих теперь много в столице, то можно было бы выручить тысячу-другую.

Попадались мне рамки для фотографий, книги и журналы (сплошь про гламурную жизнь, кстати). Регулярно среди объедков красовалась и одежда - некогда дорогие пиджаки (судить об этом теперь можно лишь по качеству пуговиц), видела я одну овчинную дубленку хорошей выделки. Причем явно не сношенная до дыр, а пришедшая в негодность именно из-за лежания под снегом и дождем. Обувь. Много обуви - ботинки, сапоги, резиновые тапки известной американской марки, совершенно не драные кроссовки.

В самом конце прогулки, которая длилась около часа, я нашла, пожалуй, самую ценную вещь - «Айфон» пятой модели. Видно было, что он вывалился из мешка только что - экран с трещинкой не покрылся еще грязью. Вот прямо практически в первозданном виде он сиротливо примостился недалеко от мешка с мусором.

Позже я выяснила на ближайшем радиорынке, что телефон легко отремонтировать - разбитая деталь меняется примерно за 5000 рублей. Но даже если ничего не менять, продать такой мобильник в Интернете можно влегкую за 4000 рублей.

Итого, мой улов в пересчете на рубли - около 7000 рублей (это если бы я не поленилась вывезти и сдать в утилизацию разбитый телевизор и отмыть все вилки с ложками). И это меньше чем за час.

На обратном пути, выходя из леса, я встретила женщину. Она посмотрела на меня, фотографирующую мусор, с недоверием. Объяснила, что я из газеты.

А, понятно, - облегченно вздохнула она. - Напишите, напишите. Я каждый день бегаю трусцой по утрам. И просто сердце кровью обливается. Ведь гадят же не чужие - у нас проход по пропускам. А знаете, кто здесь живет, в этих домах? Сплошь бывшие министры.

- А вы, Елена, куда мусор вывозите? Насколько я поняла, тут у вас с этим проблемы.

Мы оплачиваем отдельно каждый приезд машины. Это где-то 1000 рублей за один раз. У них есть расценки - 160 рублей за 120-литровый мешок. Вот когда мешков 6–7 набирается, тогда и вызываем. Где-то раз в 1,5–2 недели. Но это, конечно, жутко неудобно. Представляете, что с мусором за неделю происходит! Правда, у нас работница, которая за домом следит, хозяйственная женщина - она организовала на заднем дворе силосную яму, куда сбрасывает именно пищевые отходы. Бумагу сжигает. Так что мусора стало, конечно, гораздо меньше.

- А что-нибудь ценное вы здесь находили, на этой помойке?

Ой, я как-то к мусору не приглядываюсь...

Соседка любительницы здорового образа жизни Полина Козлова помойками не брезгует.

Я не с целью что-нибудь найти сюда хожу, - признается женщина. - Просто мы с мужем одни из немногих, кого тема мусора в нашей деревне реально беспокоит. Начиная с весны регулярно устраиваем субботники, к которым присоединяются некоторые соседи, но не все. Мы нанимаем огромный мусорный грузовик, нанимаем рабочих и занимаемся расчисткой леса. Вот в процессе этой уборки - я и сама граблями орудую на этих субботниках - и находятся всякие ценности.

Как оказалось, Полина довольно известная в барвихинском сельском поселении личность, хотя она живет здесь относительно недавно.

Сама я родом из Смоленска. Переехала в эти места лет 10 назад, когда меня пригласили на работу в одно подмосковное министерство.

В качестве служебного жилья Полине с семьей выделили полуразвалившийся старый деревянный дом в Подушкине, от которого все ее предшественники отказывались. В нем она до сих пор и живет, выкупив жилье. Домик очень скромный по местным меркам, но уютный.


Жительница деревни Подушкино Полина Козлова и ее находки - старинные планшетные карты окрестностей Барвихи

Хотя я, конечно, миллионерша, - шутит Полина. - У нас 25 соток, а цены здесь на землю ого-го. Правда, когда я первый раз увидела свое новое жилье, то сильно расстроилась, так как это было печальное зрелище - заваленный мусором столетний сруб. Но когда мы стали разгребать завалы, то обнаружили приличный, хоть и старенький домик. Была в нем даже кое-какая мебель - старинный сервант, который мы отмыли и с удовольствием используем.

Приведя в порядок дом, деятельная женщина взялась за разбор стихийной мусорки в соседнем овраге. И получилось, что...

- …Обстановка в моем домике переехала ко мне сплошь с рублевских помоек, - смеется Полина. - За эти годы чего там только я не нашла. И вы бы нашли, если бы покопались как следует. Тут же не земля, а сплошь слоеный пирог из мусора.


И шкаф, и корзины - все находки Полины на окрестных свалках

Я попросила Полину прокомментировать мои сегодняшние находки.

О! Я часто такие тарелки нахожу, - радуется, как первому грибу, Полина. - У меня дома целый сервиз. В процессе очередного субботника прямо рядом с моим домом нашли тяжелый деревянный ящик. Открыли мы его с мамой, а там новехонький сервиз. Честно, я тогда даже и не знала, что это какая-то дорогая фирма. Потом только муж в Интернете посмотрел. У меня несколько версий того, как такая роскошь оказалась на свалке. Первая: при переезде кто-то в неразберихе его выкинул. Вторая: развод, у нас как раз в то время одни соседи громко и скандально разводились. Может, кто-то из супругов в отместку и вышвырнул сервиз, допустим, он был свадебным подарком. Ну а, возможно, прислуга пыталась стащить ценную вещь из дома хозяев, спрятали сервизик в кусты, а забрать так и не смогли.

С фантазией у Полины все в порядке.

А что касается бытовой техники, то тебе сильно повезло, - продолжает женщина. - Тут у нас в Барвихе есть гастарбайтеры, они регулярно шерстят местные помойки на предмет таких вот ценностей. В прошлом году один из них хвалился мне совершенно исправным холодильником. Мебель для своего жилища они тоже тут всю собрали. Ковры, картины. Но они не для себя больше собирают, а на продажу.

Женщина пригласила меня к себе домой, чтобы показать свои находки. Первым делом Полина похвалилась тем самым сервизом. Белоснежные тарелки служат в семье только по праздникам.

Я очень старинные вещи люблю, - признается женщина. - Они с душой, с историей. Вот смотрите - икона. Тоже из нашего оврага. Валялась в куче мусора, грязная, но даже стекло у нее было не разбито. Я наводила справки: какой бы то ни было исторической и художественной ценности икона не имеет. А про духовную ценность бывшие хозяева, видимо, не думали.

Небольшие, но совершенно целые статуэтки. Какие-то корзинки, симпатичные вазочки, абсолютно чистые и красивые ковры, этажерки, старинные дубовые двери, самовары, книжный шкаф середины прошлого века, раритетный дисковый телефон. Огромный, вышитый золотыми нитками герб России.

Вы посмотрите, какое дорогое сукно. Оно ведь ничуть не испортилось от долгого пребывания на улице.

- А портреты президента не находились?

Пока нет. Зато после расформирования нашего лесничества (соседний домик) я нашла на мусорке старинные планшетные карты. Посмотрите, на них еще обозначен лес, которого сейчас уже и не осталось - все застроили. Карты - это исторический документ. Теперь они в красивых рамах украшают стену в детской.

Но дело даже не в том, сколько ценностей я нашла за эти 10 лет. А в том, что ситуация вообще не меняется. Санкционированного вывоза мусора как не было у нас в Барвихе, так и нет. Я мусорный вопрос поднимаю на каждом деревенском сходе, все бесполезно. Мне говорят: идите со своим мусором, у нас тут другие великие дела. Правда, какие - непонятно. Точно такой же лес с той стороны точно так же завален мусором. За каждой деревней на Рублевке есть такой отхожий овраг.

Что тут скажешь, культуру, воспитание и любовь к земле, на которой ты живешь, не купишь ни за какие деньги. Богатые жители Рублевки своими мусорными оврагами это наглядно демонстрируют.



Что еще почитать