Каспийские походы русов. Игорь рюрикович Походы на Византию

  В те времена, когда Игорь Рюрикович вступил на киевский престол, Русь представляла собой обширную территорию с центром в Киеве, которую объединил под своей рукой князь Олег .

В границах Новгородской земли проживали ильменские словены и финно-угорские племена — чудь, меря и весь. Дань киевскому князю платили кривичи , северяне , уличи , радимичи , древляне , а также ряд прибалтийских племен . Игорь унаследовал государство, простиравшееся от Ладоги до Поднепровья, выступавшее как полноправный участник международных событий в евразийском регионе, где важную роль в дипломатии играли Византия , Арабский халифат и Хазарский каганат . Единство Руси времен Игоря держалось лишь силой оружия княжеской дружины, в которой числилось немало наемников из Скандинавии.

Связи между отдельными землями и центром были непрочными. Местные княжья сохраняли свои права и управляли племенными союзами независимо от Киева. Княжение Игоря ознаменовалось активизацией тяготения к автономии у некоторых восточнославянских этносов. Первыми вышли из его подчинения древляне, а затем — уличи. С теми и другими Игорю пришлось вести длительную борьбу. В его правление впервые у южных границ Руси появились печенеги . Византия, опасаясь усиления Киевской Руси, использовала их в своих интересах. Игорю удалось обезопасить пределы государства и заключить в 915 году с печенегами мир сроком на пять лет.

Игорь участвовал во многих военных походах, которые не всегда заканчивались для него удачно. В 941 году он потерпел сокрушительное поражение под стенами Константинополя, но три года спустя с большим войском, состоявшим из варягов, печенегов и воинов подчиненных ему племен, вновь пошел на Царьград. Устрашившись, греки поспешили начать с ним переговоры о мире. Договор с Византией, заключенный в 945 году, свидетельствует, что ее влияние на Русь было значительным.

В правление Игоря границы Русской земли расширились до Кавказа и Таврических гор. Он настойчиво боролся за гегемонию на юге Восточной Европы и в Северном Причерноморье, чего требовали политические и торговые интересы Руси.

ХРОНОЛОГИЯ СОБЫТИЙ

  912 г. Смерть князя Киевского и князя Новгородского Олега. Вступление Игоря на киевский престол.

  913 г. Неудачный поход русов на 500 судах к Каспию.

  914 г. Подавление Игорем бунта древлян и наложение на них новой дани.

  Позднее 914 г. Игорь передает право сбора дани с древлян воеводе Свенельду, чем вызывает недовольство киевской дружины.

  915 г. Первое летописное упоминание о походе печенегов на Русь. Заключение мира сроком на пять лет между печенегами и князем Игорем.

  920 г. Поход князя Игоря на печенегов.

  922 г. Поход Игоря на уличей и наложение на них дани. Передвижение границы Руси за Днепр.

  925 г. В результате объединения хорватских племен возникло королевство Хорватия.

  934 г. весна — Печенеги в союзе с другими тюркскими племенами, заключив мир с венграми, объявили войну Византии, разорили Фракию и подступили к Константинополю. Заключение мира Византии с венграми и печенегами.

  935 г. Поход русских судов вместе с греческим флотом на Апеннинский полуостров.

  936 г. Началось правление германского короля Оттона I (936-973), с 962 — императора «Священной Римской империи».

  Около 940 г. Рождение у князя Игоря и Ольги сына Святослава.

  Начало 940-х гг. Начало княжения малолетнего князя Святослава в Новгороде.

  940 г. Взятие киевским воеводой Свенельдом Пересечена — главного города племени уличей.

  941 г. Поход князя Игоря на Константинополь, закончившийся полным разгромом русского флота и большими потерями среди русов во время их возвращения на родину.

  942-944 гг. Походы тмутараканского князя Хельгу на византийские земли и на г. Бердаа в Закавказье.

  942 г. Поход князя Игоря на древлян и их усмирение. Увеличение древлянам дани в пользу Киева, что вызвало их неповиновение.

  943 г. Поход князя Игоря на Византию с огромной ратью. Византийцы отправляют посольство к князю Игорю с предложением мира. Киевский князь получает откуп от греков, разоряет Болгарию и возвращается в Киев.

Династия Рюриковичей правила государством свыше 700 лет. О событиях, в которых участвовал князь Игорь, сегодня известно только из ряда летописей, порой противоречащих друг другу.

Детство и юность

Точная дата рождения Игоря неизвестна. И если «Повесть временных лет», в принципе, умалчивает об этом моменте, то в других летописях год рождения сильно разнится. Наиболее вероятно, что родился он в 875 году. Его отец Рюрик был основателем древнерусского государства. Но когда он умер в 879 году, мальчик был слишком мал, чтобы править. Поэтому Игорю был назначен регент – родственник Рюрика – . Он был воином и нередко брал мальчика в военные походы.

О матери Игоря информации крайне мало. Только в Иоакимовской летописи указано, что ею была норвежская княжна Ефанда. Историк Татищев считал ее сестрой Олега.

Возможно, что у Игоря были и братья, и сестры, однако в летописях упоминаний об этих людях нет. Но в некоторых источниках упомянуты племянники и двоюродные братья князя. Скорее всего, они не владели землями и полномочиями, а входили в дружину князя.


Зачастую его имя упоминается с прилагательным «Старый». Есть два варианта происхождения этого прозвища. Так как в династии Рюриковичей был не один Игорь, решили первого из них называть «Старым». И, скорее всего, использовать это стали историки поздних периодов, а не его современники. Другой причиной этого прозвища мог стать тот факт, что к власти князь пришел не по достижении совершеннолетия, а только после смерти Олега. Игорю на тот момент было уже около 37 лет.

Правление

Вещий Олег оставил Игорю богатое государство, собственным примером показав, как с ним управляться. Но власть принесла немало забот. Как только древляне узнали о смерти Олега, сразу же отказались выплачивать новому правителю дань. Игорь был вынужден собрать дружину и отправиться в их земли. А чтобы им в дальнейшем было неповадно бунтовать против князя, обложил их данью вдвое больше прежней. С тех пор древляне затаили на него сильную обиду.


Внутренняя и внешняя политика Игоря Рюриковича имела завоевательный характер. После восстания древлян он решил иначе собирать дань с людей. Ежегодно вместе с дружинниками князь объезжал подвластные ему земли и собирал «налог» племен, которые там жили. Брал все: муку, зерно, мед, шкуры животных и др. Теперь это называлось полюдьем. Но вот люди Игоря вели себя с народом крайне грубо и дерзко. Да и сам князь отличался крутым и вспыльчивым нравом.

В 915 году Игорь отправился на помощь Византии, на которую напали болгары. В 920 году он разбил печенегов. Но самыми важными военными походами в жизни князя Игоря становятся его походы на Византию.


В 941 году он приплыл в Византию в сопровождении тысячи кораблей. Однако грекам удалось отразить нападение, они применили на тот момент новое оружие – «греческий огонь» – смесь нефти и других горючих веществ. С помощью «огня» они сожгли большинство вражеских кораблей.

Игорь был вынужден вернуться домой, но только с одной целью – собрать новое войско для следующего похода на Византию. В этот раз его ждал успех. Князь заключил с византийцами мирный договор, по которому ему была предусмотрена денежная выплата.

33 года стоял Игорь во главе Древней Руси, годы его правления – с 912 по 945 годы. Его родовым знаком был стилизованный пикирующий сокол.

Личная жизнь

Женой Игоря стала псковитянка со сказочным именем Прекраса, которой молодой князь перед заключением союза дал новое имя – Ольга. Почему он так сделал, опять же, вариантов несколько. Либо это был его каприз и демонстрация власти. На момент их бракосочетания молодому человеку было 25 лет, а девушке всего 13. Либо же причина этого поступка крылась намного глубже.


В некоторых источниках говорится о том, что Ольга – дочь Олега. А именно Олег и сосватал ее Игорю. Его целью было укрепить влияние на повзрослевшего юношу. Имя Ольга – производное от мужского имени Олег. В историю женщина вошла как Ольга, став великой княгиней и первой правительницей, принявшей христианство.

У них родился сын Святослав, ставший через три года князем под опекой матери.


У Игоря были и другие жены, но Ольга всегда оставалась его любимой женщиной. Она была мудрой, к решению вопросов подходила продуманно и взвешенно. Были ли дети в остальных браках у Игоря, в летописях не сообщается.

Смерть

Отдельного внимания заслуживает смерть князя Игоря. В 945 году его дружинники стали жаловаться, что им не хватает денег, что они материально не благополучны. Воины уговорили правителя отправиться собирать полюдье в древлянские земли. Они брали дань сверх назначенной меры, совершали насилие над жителями.


На обратной дороге в Киев во время привала Игорь неожиданно решил вернуться к древлянам за дополнительной данью. Князь отпустил часть войска с уже собранным полюдьем в Киев. А сам с малым числом дружинников отправился назад.

Как только древляне услышали о возращении князя, они решили мирным способом урегулировать ситуацию, но Игорь отказался покидать земли. Поэтому древляне во главе с их правителем, князем Малом, решили восстать против Игоря, так как деятельность его нарушала нормы установленного уклада.


Игорь был в меньшинстве, его дружинников древляне быстро поразили, князя взяли в плен, а вскоре казнили. По данным византийского летописца Льва Диакона, убийство князя было совершено с особой жестокостью. Игоря привязали к верхушкам согнутых деревьев и разорвали тело на части.

После его кончины на престол взошла княгиня Ольга, так как сын Святослав был слишком мал. Став во главе государства, Ольга решила отомстить за смерть мужа.


Князь Мал прислал княгине сватов. Древляне приплыли по Днепру на лодке. Ольга приказала воинам нести на руках лодку вместе с гостями до дворца, таким образом оказав им честь. Но к тому времени во дворе вырыли яму, в которую скинули сватов вместе с лодкой, а после закопали живьем. Вскоре к Ольге приехали послы от Мала. Женщина сказала, чтобы те сначала помылись с дороги. Мужчины зашли в баню, ее тут же закрыли и подожгли.

Князя Игоря похоронили недалеко от города Искоростеня, Ольга решила отправиться с дружиной на могилу мужа. Княгиню встретили древляне, но сразу поинтересовались, где послы, которых ей отправил князь. Женщина их убедила, что те идут следом с киевской дружиной. На поминальном пиру она без меры поила древлян, а когда они были уже до неприличия пьяны, приказала дружинникам порубить их всех.


Ольга осадила Искоростень, но сдаваться древлянский народ не собирался. Поэтому княгиня решила взять их хитростью. Она сообщила им, что ее муж отмщен, и потребовала от жителей Искоростеня условную дань: три воробья и три голубя со двора. Горожане, ничего не подозревая, с явным облегчением, исполнили требование княгини.

Ольга велела своим воинам привязать к ноге каждой птицы зажженный трут и отпустить их. Птицы вернулись в свои гнезда и подожгли город. Древляне бежали, но тут же попадали в руки Ольги. Некоторых убивали на месте, других брали в плен, а после продавали в рабство.

Поступки княгини Ольги, мстившей за смерть мужа, ужасают. Но те времена отличались своей жестокостью, так что ее деяния соответствовали нравам эпохи.

Память

  • Игоревская улица в Киеве

Кино

  • 1983 – «Легенда о княгине Ольге», в роли Игоря Александр Денисенко

Литература

  • «Игорь», А.Серба
  • «Князь Игорь и княгиня Ольга», В. Седугин
  • «Наконечник ножен меча из кургана близ Коростеня», М. Фехнер

Изобразительное искусство

  • «Князь Игорь собирает дань с древлян в 945 году», К. Лебедев
  • «Первая встреча князя Игоря и Ольги», В. Сазонов
  • «Князь Игорь», К. Васильев
  • «Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря», В. Суриков
  • «Князь Игорь», И. Глазунов
  • «Казнь князя Игоря», Ф. Бруни

До 912 года Киевской Русью правил князь Олег от имени Игоря, поскольку последний был еще совсем юным. Будучи от природы и воспитания скромным, Игорь уважительно относился к старшим и не смел предъявлять свои права на престол при жизни Олега, который за свои дела окружил свое имя ореолом славы. Князь Олег одобрил выбор жены для будущего правителя. Киевский князь Игорь женился в 903 году на простой девушке – Ольге, жившей вблизи Пскова.

Начало правления

После того, как умер Олег, Игорь стал полноправным князем Руси. Его правление началось войной. В это время племя древлян решило выйти из-под власти Киева и началось восстание. Новый правитель жестоко покарал восставших, нанеся им сокрушительное поражение. Этим сражением начались многочисленные походы князя Игоря. Результатом похода на древлян стала безоговорочная победа Руси, которая на правах победителя потребовала с восставших дополнительную дань. Следующие походы были направлены на противостояние с печенегами, которые, изгнав из Урала племена Угорцев, продолжили свое продвижение на Запад. Печенеги, в борьбе с Киевской Русью, заняли низовья реки Днепр, тем самым перекрывая торговые возможности Руси, поскольку именно через Днепр проходил путь из варяг в греки. Походы, которые проводил князь Игорь, против половцев осуществлялись попеременным успехом.

Походы на Византию

Несмотря на продолжающееся противостояние с половцами, новой войны продолжаются. В 941 году Игорь объявляет войну Византии, тем самым продолжая внешнюю политику предшественников. Причиной же новой войны послужило то, что после смерти Олега Византия посчитала себя свободной от предыдущих обязательств и перестала выполнять условия мирного договора. Поход на Византию был поистине выдающимся. Впервые столь большая армия надвигалась на греков. Киевский правитель взял с собой около 10 000 кораблей, если верить летописцам, что в 5 раз больше того войска, с которым одержал победу Олег. Но на этот раз русским не удалось застать греков врасплох, те успели собрать большое войско и первую битву на суше выиграли. В результате русичами было решено выиграть войну морскими сражениями. Но и этого не получилось. Византийские корабли при помощи специальной зажигательной смеси начали жечь русские суда с помощью нефти. Русские войны были просто поражены этим оружием и восприняли его, как небесное. Армии пришлось вернуться в Киев.

Через два года, в 943 году, князь Игорь организует новый поход на Византию. На этот раз армия была еще больше. Помимо русского войска были приглашены наемные отряды, которые состояли из печенегов и варяг. Войско двинулось к Византии по морю и по суше. Новые походы обещали быть успешными. Но внезапной атаки не получилось. Представители города Херсонес успели доложить византийскому императору, что новое многочисленное русское войско надвигается на Константинополь. На этот раз греки решили избежать сражения и предложили новый мирный договор. Киевский князь Игорь, посовещавшись со своей дружиной, принял условия мирного договора, которые были идентичны с условиями договора, подписанного византийцами с Олегом. На этом византийские походы были завершены.

Конец правления князя Игоря

Согласно записям в летописях, в ноябре 945 года Игорь собрал дружину и двинулся к древлянам для сбора дани. Собрав дань, он отпустил большую часть войска и с небольшой дружиной отправился в город Искоростень . Целью этого визита было требование дани лично для себя. Древляне были возмущены и задумали убийство. Вооружив войско, они двинулись в путь навстречу князю с его дружиной. Так произошло убийство киевского правителя. Его тело было погребено недалеко от Искоростеня. По легенде убийство отличалось крайней жестокостью. Его привязали по рукам и ногам к склоненным деревьям. Затем деревья отпустили… Так завершилось правление князя Игоря…


Три группы русов и загадочные походы на Каспий

В свете изложенной выше концепции эти походы перестают быть такими загадочными. Становится понятной и причина, по которой они не попали в русские, а точнее, киевские летописи. ЭТО БЫЛИ ДЕЯНИЯ НЕ КИЕВСКИХ РУСОВ. Русы пришли на Каспий из Дунайской Руси.

Начиная с Х века в арабо-персидских источниках появляется сюжет о трех видах или группах русов – Куйабе (Кукийана других источников, некоторые делают уточнение, что эта группа называется равас), Славийи (Салав) и Арсанийи, столица которых называется Арса (Уртаб в ХАА). У каждой группы есть свой царь. В целом, о расположении этих групп восточные источники не сообщают ничего вразумительного, но ряд характеристик, которые мы находим у разных авторов, позволяют прояснить ситуацию.

Пожалуй, лишь относительно локализации Куйабы у исследователей не возникает сомнений – ее единодушно отождествляют с Киевом и его округой, которую русские летописи называют «Русская земля», а Константин Багрянородный аналогично называет «Киоава». Итак, отметим, что «Русская земля» – это область компактного расселения этнических русов или, точнее, русинов, как они сами себя называли, независимая от других – нерусских – земель. В летописи «земля» означает государство: «Болгарская земля», «Греческая земля», «Чешская земля» и т. д., а также автономные восточнославянские княжества, вассальные Киеву: «Новгородская земля», «Полоцкая земля», «Деревская земля». Ни Новгородская, ни Полоцкая, ни Деревская, ни Ростовская, ни Муромо-Рязанская, ни Волынская, Туровская или Галицкая земли «Русскими» не назывались и ей противопоставлялись – это были «земли», завоеванные русами и платившие им дань. В «Русь» ездили из Смоленска и Новгорода, из Полоцка и Ростова. Границы днепровской Русской земли четко определены в летописи: Киев и старая земля Полян, Переяславль – Русский, Чернигов, Любеч, Новгород – Северский, Курск и вся Северская земля – бывшая территория Волынцевской культуры. Именно ее В. В. Седов, как мы помним, определяет как Русский каганат.

Славийу историки столь же единодушно объявили Новгородом-Ильменским, стоявшим в земле словен. Однако в восточных текстах говорится именно о землях народа русов, а ни в Новгороде, ни в Киеве, как мы уже успели убедиться, Новгородскую землю «русской» не считали. По той же причине должны быть исключены и все восточнославянские земли, завоеванные Русью. Географ аль-Истархи, у которого мы находим самую полную и, возможно, самую раннюю версию сообщения о «трех группах», примерно в 930–931 гг. писал, что Куйаба – ближайшая группа русов к Волжской Болгарии (в ХАА – «к мусульманам», хан Волжской Болгарии принял ислам примерно в 922 году), а Славийа – самая отдаленная группа. Здесь следует еще несколько слов сказать о Новгородской земле. Ее с Болгарией-на-Волге связывал речной Волго-Балтийский торговый путь, который значительно сокращал время на путешествие, следовательно, в глазах путешественников именно Новгород – «Славийа» должен был находиться ближе к Востоку, чем лежащий за лесами и степями Киев. Чтобы попасть из Киева на Волгу, нужно было пройти сквозь дремучие вятичские и муромские леса или же двигаться кружными путями к рекам Дону и Оке. Удобное расположение Новгорода и объясняет как раз его экономический расцвет в XI–XIV вв.

Следовательно, Славийа располагалась на запад от Киева. Это было явно значительное государственное образование, а значит, всевозможные «русские марки» Германии и Венгрии отпадают. Вспомним, что аналогичным образом – «наиболее отдаленная Русь» – Идриси в XII веке описывал Дунайскую Русь! Именно со Славийей автор или источник ХАА связывал сюжеты о болгарах: с некоей «страной болгар» (автор «Худуд-ал-Алам» отождествлял этих болгар с «внутренними болгарами» Приазовья) русы Славийи могут воевать, а в мирное время – торговать. Вовсе не обязательно связывать это сообщение исключительно с черными болгарами Приазовья. На Востоке вполне могли спутать две Болгарии – дунайскую и азовскую. Б. Рыбаков, опираясь на сообщения ХАА и Идриси о трех городах русов, считал, что города эти стояли на Днепре и отождествлял Куйабу – с Киевом, Арсу/Уртаб – с Роднем, а Славийу – с Переяславлем – Русским. Однако на Дунае также был известен город Переяславец, более древний, чем днепровский (согласно летописям и последним археологическим исследованиям Переяславль-Русский основал Владимир Креститель). Не случайно именно сюда Святослав Храбрый намеривался перенести свою столицу из Киева.

Еще одним доказательством такой локализации Славийи служит другое известие Идриси. Согласно этому географу, на пространстве между Днестром и Дунаем (точная локализация не установлена) располагался город Саклаха, который вполне может оказаться Салавом, стольным градом Руси – Славийи. Разница написания не должна в данном случае смущать, так как Идриси был компилятором и пользовался различными и разновременными источниками. В одном из них (ХАА) город назывался Салавом, в другом Саклахой. Аналогично Киев именуется у него Кукийаной, а в другом месте Кавом. Этот загадочный город является серьезным конкурентом для летописного Переяславца-на-Дунае (Барасклафиса). Дело в том, что этот город стал сколь-либо значительным центром лишь во времена написания русских летописей, что заставляет задуматься над тем, что город, который Святослав хотел сделать своей столицей, – это болгарская столица Преслав Великий. Это, в свою очередь, объясняет странную (учитывая, что дунайские города едва ли не добровольно сдавались русским дружинам!) неприязнь «переяславцев» к Храброму князю.

Не менее интересную информацию можно встретить у Идриси по поводу границ Руси и Болгарии. Эта информация заставляет задуматься над тем, что географ механически соединял известия о двух русских государствах. Ал-Идриси в вводной части 5 секции VI климата, приводя общее описание Черного моря, перечисляет страны на черноморском побережье: «На южном берегу этого моря, там, где он соприкасается с западным, лежит страна Хараклийа (Гераклея Понтийская), затем следует ал-Калат (Галатия), страна ал-Бунтим (Понт), страна ал-Хазарийа (Хазария), страна ал-Куманийа (Кумания), [страна] ар-Русийа и земля бурджан (Болгария)». Характерно, что на карту он это известие не поместил, а Днестровско-Дунайское междуречье вовсе не отметил как чье-либо владение. Но вот арабский ученный второй половины XIV – начала XV вв. ибн-Халдун, оставивший описание карты Идриси в одном из своих сочинений, дважды подчеркнул, что Русь и Болгария лежат на побережье Черного моря и имеют общую протяженную границу: по его словам, «Русь окружает страну бурджан» с запада, севера и востока! Вторит ибн-Халдуну и Идриси ал-Бекри, автор XI в., который сообщает о русах как о «народе островном и корабельном», живущем около Дунайской Болгарии и «часто спускающемся в море Нитас».

Самой загадочной из трех групп русов по праву считается Арсанийа. Сами арабо-персидские авторы писали, что никто не знает точного местоположения Арсы. В науке высказывались самые разные мнения, и, конечно, по тем же критериям, по которым Славийа была объявлена Новгородом: в Арсе видели Ростов, Белоозеро, Тъмуторокань, Смоленск, Полоцк. Впрочем, арабы все-таки оставили нам кое-какие зацепки.

1. Само то обстоятельство, что никто из чужеземцев не знал, где находится Арса, потому что всякого чужестранца русы убивали и «никто не отваживался войти в их землю». Торговлю они вели через киевлян. Такая закрытость говорит только об одном – для русов Арса была священным городом.

2. Исходя из того, что местоположение Арсы было неизвестно, находилась она очень далеко.

3. Из слов ибн-Хаукаля (современник Святослава): «Но для торговли никто не ездит далее булгарской столицы, никто не ездит до Арты», – можно сделать вывод, что в Арсу – Арту – Уртаб можно было попасть по Волго-Балтийскому пути, двигаясь вверх по течению от Болгарии-на-Волге.

1. Одной из основных статей экспорта Арсы было олово, что говорит о его торговых связях с Англией, возможно, через посредников.

Все вышесказанное указывает на Балтику, где А. Г. Кузьмин выделял целых четыре Руси! Русские колонии в устье Немана, на Западной Двине, острове Сааремаа и на побережье Эстонии – в провинциях Роталия и Вик мы должны исключить ввиду их незначительности, тем более что многие из них возникли гораздо позже, в XI веке. Также мы должны исключить Ладогу. Во-первых, она также была незначительным владением, рано слившимся с княжеством Словен – Новгородцев, а во-вторых, Ладога совершенно не имела того ареола святости, который окружал Арсу. Таким образом, остается лишь остров Рюген!

Он полностью соответствует всем описаниям Арсы! Во-первых, описания Рюгена – Руяна в германских хрониках почти дословно повторяют арабо-персидские описания «острова Рус». Во-вторых, «остров Рус» в арабских дорожниках всегда помещался к западу от восточных славян и единственный не имел никаких ориентиров относительно соседних народов, то есть он находился так далеко, что восточные географы просто не знали его точное местоположение. В-третьих, как и Арса, Рюген был связан с Волжской Болгарией водным торговым путем, именно в Болгарии восточные купцы столкнулись с островными русами в IX веке. В-четвертых, Рюген торговал со всем миром и был связан с Англией в том числе! Наконец, в-пятых, «царь» Рюгена сидел в Арконе, священном граде всей Славянской земли, а «царь» Арсанийи сидел в священном городе Арса! Впрочем, балтийские русы заслуживают отдельного разговора, здесь же мы должны разобраться с их собратьями в Киеве и на Дунае.

Итак, в Х веке (первые упоминания о «трех группах» появляются примерно во времена походов Святослава) арабам были относительно неплохо известны два русских государства в бассейне Черного моря – Дунайская («наиболее отдаленная») Русь или Славийа (Переяславское княжество?) и более молодая Киевская Русь. Летописцы, сохранившие для нас обрывки (иначе и не назовешь) начальной истории Киевского государства, не знают о многих деяниях, совершенных русами на берегах Черного и Каспийского морей. Логично предположить, что совершали эти деяния русы Дунайского княжества!

Такая локализация подтверждается и источниками, повествующими о каспийских походах русов, однако, отказываясь верить в Дунайскую Русь, исследователи проходили мимо этих ценнейших указаний! Аль-Масуди, прозванный ученными «арабским Геродотом», географ первой половины Х века, оставил нам ценнейшее описание русского похода на Каспий 909–913 гг.: «Русы составляют многие народы, разделяющиеся на разрозненные племена. Между ними есть племя, называемое Лудана (? – А. К.), которое есть многочисленнейшее из них; они путешествуют с товарами в страну Андалус (Испания – А. К.), Румию (Рим (Италия) – А. К.), Кустантинию и Хазар. После 300 года хиджры (912–913 года по Р Х.) (летосчисление в мусульманской литературе ведется от года переселения (хиджры) Мухаммада и его сторонников из Мекки в Медину, имевшему место в 622 г. от Р Х. – А. К.) случилось, что около 500 кораблей, на коих на каждом было сто человек (из Русов), вошли в рукав Найтаса, соединяющийся с Хазарскою рекою (имеется в виду Волга. Аль-Масуди считал, что есть пролив, соединяющий Волгу с Черным морем. – А. К.). Здесь же хазарским царем поставлены в большом количестве люди, которые удерживают приходящих этим морем, также приходящих сухим путем с той стороны, где полоса хазарского моря (Каспийского моря. – А. К.) соединяется с морем Найтас. Это делается потому, что Туркские кочевники – Гуззы приходят в этот край и зимуют здесь; часто же замерзает вода, соединяющая реку Хазарскую с рукавом Найтаса, и Гуззы переправляются по ней со своими конями, – ибо вода эта велика и не ломается под ними по причине сильного замерзания – и переходят в страну Хазар. Иногда выступает им навстречу хазарский царь, когда поставленные им люди слишком слабы, чтобы удержать Гуззов, препятствовать им в переправе по замерзшей воде и удалять их от своего государства. Что же касается лета, то Турки не имеют тогда дороги для переправы по ней. После того, как русские суда прибыли к хазарским людям, поставленным при устье рукава, они (Руссы) послали к хазарскому царю просить о том, чтоб они могли перейти в его страну, войти в его реку и вступить в хазарское море – которое есть также море Джурджана, Табаристана и других персидских стран, как мы уже упомянули – под условием, что они дадут ему половину из всего, что награбят у народов, живущих по этому морю. Он же (царь) согласился на это. Посему они вступили в рукав, достигли устья реки и стали подыматься по этой водяной полосе, пока не достигли реки хазарской, вошли по ней в Итиль (столица Хазарии – А. К.), прошли его и достигли устья реки и впадения ее в Хазарское море. От впадения же реки до города Итиль это большая река и многоводная. И русские суда распространились по этому морю, толпы их бросились на Джиль, Дайлем, на города Табаристана, на Абаскун, который находится на Джурджанском берегу, на нефтяную страну (область города Баку – А. К.) и по направлению к Адарбайджану, ибо от области Ардабиля в стране Адарбайджане до этого моря расстояние около трех дней пути. И русы проливали кровь, брали в плен женщин и детей, грабили имущество, распускали всадников (для нападений) и жгли. Народы, обитавшие около этого моря, с ужасом возопили, ибо им не случалось с древнейшего времени, чтобы враг ударял на них здесь, а прибывали сюда только суда купцов и рыболовов. Русы же воевали с Джилем, Дайлемом и с военачальником Ибн-абис-Саджа (арабский правитель Армении и Азербайджана – А. К.) и достигли до нефтяного берега в области Ширвана, известного под названием Баку. При возвращении своем из прибрежных стран, Русы поворотили на острова, близкие в Нафте, на расстоянии нескольких миль от нее. Царем Ширвана был тогда Али ибн аль-Гайтам. И жители вооружились, сели на корабли и купеческие суда и отправились к этим островам; но русы устремились на них, и тысячи мусульман были умерщвлены и потоплены. Многие месяцы русы оставались на этом море в таком положении: никто из тамошних народов не имел возможности подступать к ним на этом море, а они все укреплялись и были на страже от них, ибо море это обитаемо вокруг народами. После того, как они награбили и им надоела эта жизнь, отправились они к устью Хазарской реки и истечению ее, послали к царю хазарскому и понесли ему деньги и добычу по их уговору. Царь же хазарский не имеет судов, и его люди непривычны к ним; в противном случае, мусульмане были бы в великой опасности с его стороны. Ларсия же и другие мусульмане из страны Хазар узнали об этом деле и сказали хазарскому царю: «Позволь нам (отомстить), ибо этот народ нападал на страну наших братьев – мусульман, проливал их кровь и пленил их жен и детей». Не могши им препятствовать, царь послал к Русам и известил их, что мусульмане намереваются воевать с ними. Мусульмане же собрались и вышли искать их при входе в Итиль по воде. Когда же увидели они друг друга, Русы вышли из своих судов. Мусульман было около 15000 с конями и вооружением, с ними были также многие их христиан, живших в Итиле. Три дня продолжалось между ними сражение; Бог помог мусульманам против Русов, и меч истребил их, кто был убит, а кто утоплен. Около же 5000 из них спаслись и отправились на судах в страну, примыкающую к стране Буртас (буртасов. – А. К.), где они оставили свои суда и стали на суше; но из них кто был убит жителями Буртаса, а кто попался к мусульманам в стране Бургар (Булгар, то есть Волжская Булгария. – А. К.), и те убили их. Сосчитанных мертвецов из убитых мусульманами на берегу Хазарской реки было около 30000. С того года Русы не возобновили более того, что мы писали.

Сказал Масуди: мы же привели этот рассказ в опровержение мнения тех, которые полагают, что Хазарское море соединяется с морем Майотас (Азовское море. – А. К.) и рукавом Кустантинии посредством моря Майотас и Найтас. Если бы это было так, то Русы непременно выступили бы по этому (последнему) морю, ибо оно есть их море, как мы уже упомянули. Тому же, что мы описали, не противоречит никто из народов, соседних с этим морем (а именно), что море персидских народов не имеет рукава, соединяющегося с другим морем, ибо оно небольшое море, известное со всех сторон. То, что мы писали о русских судах, распространено у всех народов, и год известен; это было после 300 (хиджры), только от меня ускользнуло определение года. Может быть, упоминание, что Хазарское море соединяется с рукавом Кустантинии, под «Хазарским морем» разумели море Майотас и Найтас, которое есть море Бургара и Руса. Бог же лучше знает, как оно есть…»

Описанному походу предшествовал другой грабительский набег 909–910 гг., в ходе которого русы были истреблены, правда, неясно – нападавшие русы или же какой– то купеческий караван. Истребление собратьев стало причиной новой карательной акции, надолго запомнившейся арабам. Причины появления русов на Каспии тесно связаны с общей политической обстановкой в мире, и здесь не место обсуждать их. Нас же здесь интересует маршрут, которым двигалось русское войско: Черное море – Керченский пролив – Дон – Волга – Каспий. В другом месте Масуди уточняет расположение русов на северо-западном побережье Черного моря, откуда они совершают нападения на Хазарию!

В том же самом регионе помещает русов ибн-Хордадбег, писавший за сто лет до Масуди, в 840-х – 860-х гг. Согласно его сведениям, русские купцы двигались по Черному морю мимо византийских владений в Крыму, то есть с северо-западного побережья (Киевской Руси еще не существовало!) – через Керченский пролив – Дон – Волгу – в Каспийское море. Маршрут в точности повторяет маршрут движения русского флота в 913 году! Все это позволяет сделать вывод, что и в начале Х в., и ранее – в первой половине IX века на Нижнем Дунае находился мощный политический и военный центр – Русское государство! Естественно сделать вывод, что именно отсюда выступали русские эскадры, грабившие уже в конце VIII – начале IX вв. Сурож (Житие Стефана Сурожского), Амастриду (Житие Георгия Амастридского) и, конечно же, осаждавшие Царьград в 860 году! Столь могущественное государство должно было оставить след в источниках, и мы его тут же обнаруживаем в франкских Бертинских анналах! Речь идет о посольстве «хакана народа Рос» в Византию и Германию 839 года!

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Империя - II [с иллюстрациями] автора

29. Каспий Каспийское море – Гирканское море , с. 148.

Из книги Славянское завоевание мира автора Носовский Глеб Владимирович

1.15. Каир, он же Вавилон Кама, Каспий, Киев, Константинополь, Кэнугард = Киев, Кюльфингаланд, Ладога Согласно скандинавам, КАИР - то есть современный город в африканском Египте - именовался ВАВИЛОНОМ НОВЫМ , с. 79.Далее: река КАМА = КУМА (скандинавское KUMA) , с. 35 =*= КИННА

Из книги Открытие Хазарии (историко-географический этюд) автора Гумилев Лев Николаевич

Каспий, климат и Хазария Теперь у нас появились данные, для того чтобы заполнить «белое пятно» нашей историко-климатической схемы - промежуток между VI и XIII вв. За это время Каспийское море поднималось два раза: в X в. на 3 м и в XIII–XIV - на 10 м. Оба поднятия соответствовали

Из книги Русы Великой Скифии автора Петухов Юрий Дмитриевич

Вторжение в Месопотамию русов-ариев Персии - По-Русии. Держава Александра Македонского. Агония русов на Ближнем Востоке Прежде полного и окончательного исчезновения русов (решение «русского вопроса» на прародине русов) в данном регионе были еще Персидское и

Из книги Полигоны смерти? Сделано в СССР автора Баландин Рудольф Константинович

Как спасти Каспий? В СССР после двух лет засухи, страшного голода и коллективизации (1930–1933 годы) сток Волги резко пошел на спад. Затем и уровень Каспийского моря стал быстро снижаться. Советским ученым пришлось всерьез задуматься о том, как справиться с этой напастью. Это

Из книги Лев Гумилев: Судьба и идеи автора Лавров Сергей Борисович

8.1. Истори выходит на географию (Каспий: «кроты» – профессионалы и любители) Ученые похожи на кротов, которые зарываются в свои ямы все глубже и глубже, а факты прямо выкладывают на поверхность, вот и надо другим настоящим ученым ходить между этими фактами, собирать их,

автора

Из книги Персия - Иран. Империя на Востоке автора Широкорад Александр Борисович

Из книги Начало русской истории. С древнейших времен до княжения Олега автора Цветков Сергей Эдуардович

Морские походы русов Русы первыми из «норманнов» вышли за пределы акватории Балтийского и Северного морей. В то время как датские, норвежские и шведские викинги ограничивали свои набеги на западе английским и французским побережьями Ла-Манша, флотилии русов достигли

Из книги Книга 2. Расцвет царства [Империя. Где на самом деле путешествовал Марко Поло. Кто такие итальянские этруски. Древний Египет. Скандинавия. Русь-Орда н автора Носовский Глеб Владимирович

15. Каир = Вавилон Кама Каспий Киев Константинополь Кэнугард = Киев Кюльфингаланд Ладога Согласно скандинавам, КАИР - то есть современный город в африканском Египте - именовался ВАВИЛОНОМ НОВЫМ , с. 79.Далее: река КАМА = КУМА (скандинавское KUMA) , с. 35 = * = КИННА

Из книги Великий Тамерлан. «Сотрясатель Вселенной» автора Нерсесов Яков Николаевич

Глава 1 Походы, походы, походы: Легенды… Слухи… Ужасы… После Куликова побоища остатки Мамаева полчища предпочли перейти к его победителю чингизиду Тохтамышу. Оставленный всеми, темник бежал к генуэзцам в Крым в Феодосию (Кафу). Здесь ему пришлось таить свое имя. Однако

Из книги Русские Украйны. Завоевания Великой Империи автора Черников Иван Иванович

Глава 2 Выход на Каспий Одним из правопреемников Большой Орды стало Астраханское царство, получившее независимость в 1481 г. С падением Казани враждовавшие ногайские князья степей Волги уже искали покровительства в могущественной Москве. Так, в 1553 г. сюда прибыли послы

Из книги Славянская энциклопедия автора Артемов Владислав Владимирович

Что еще почитать