Атомных киллеров типа «Лос-Анджелес» началась в 1906 году, когда в зал Иммиграционной службы острова Эллис (Нью-Джерси) вошла семья эмигрантов из Российской Империи – Авраам, Рахиль и их шестилетний сын Хаим. Малец оказался не промах – когда подрос, поступил в Военно-морскую академию и стал четырехзвездочным адмиралом ВМС США. Всего Хайман Риковер прослужил на флоте 63 года и служил бы еще, не попадись на получении взятки в 67 тыс. долларов (сам Риковер до конца отпирался, заявляя, что эта «ерунда» никак не влияла на его решения).
В 1979 году после крупной аварии на атомной электростанции «Три-Майл-Айлэнд» Хайман Риковер, как эксперт, был вызван в Конгресс для дачи свидетельских показаний. Вопрос звучал прозаически: «В глубине океанов движутся сто атомных субмарин ВМС США – и ни одной аварии с активной зоной реактора за 20 лет. А у тут развалилась стоящая на берегу новая АЭС. Может быть адмирал Риковер знает какое-то волшебное слово»?
Ответ престарелого адмирала был прост: никаких секретов нет, нужно всего лишь работать с людьми. Лично общаться с каждым специалистом, дураков сразу отстранять от работы с реактором и выгонять с флота. Всем высоким чинам, кто по каким-то причинам мешает готовить личный состав в соответствии с этими принципами и саботирует выполнение моих инструкций, объявлять беспощадную войну и тоже выгонять их с флота. Безжалостно «грызть» подрядчиков и инженеров. Безопасность и надежность – вот основные направления работы, иначе даже самые мощные и современные субмарины будут топиться пачками в мирное время.
Принципы адмирала Риковера (безопасность и надежность превыше всего) легли в основу проекта «Лос-Анджелес» - самой многочисленной серии в истории атомного подводного флота, состоящей из 62 многоцелевых атомных подлодок. Назначение «Лос-Анджелесов» (или «Лосей» - прозвище лодок на советском флоте) – борьба с надводными кораблями и субмаринами противника, прикрытие авианосных группировок и районов развертывания стратегических подводных ракетоносцев. Скрытное минирование, разведка, специальные операции.
Если брать за основу только табличные характеристики: «скорость», «глубина погружения», «количество торпедных аппаратов», то на фоне отечественных «Тайфунов», «Антеев» и «Щук», «Лос-Анджелес» выглядит как бездарное корыто. Однокорпусный стальной гроб, разделенный на три отсека – любая пробоина станет для него смертельной. Для сравнения, прочный корпус отечественной многоцелевой АПЛ пр. 971 «Щука-Б» разделен на шесть герметичных отсеков. А у гигантского ракетоносца проекта 941 "Акула" их вообще 19!
Всего четыре торпедных аппарата, расположенные под углом к диаметральной плоскости корпуса. В результате «Лось» не может стрелять на полном ходу – иначе торпеду попросту сломает набегающим потоком воды. Для сравнения, «Щука-Б» имеет 8 носовых ТА и способна применять свое во всем диапазоне рабочих глубин и скоростей.
Рабочая глубина погружения «Лос-Анджелеса» всего 250 метров. Четверть километра – неужели этого мало? Для сравнения, рабочая глубина погружения «Щуки-Б» - 500 метров, предельная – 600!
Каноническое изоображение АПЛ типа "Лос-Анджелес"
С другой стороны, высокая максимальная скорость никогда не была самым важным параметром подводной лодки – уже на 25 узлах акустики лодки перестают что-либо слышать из-за шума набегающей воды и субмарина становится «глухой», а на 30 узлах лодка грохочет так, что ее слышно на другом конце океана. Высокая скорость – полезное, но не слишком важное качество.
Главное оружие любой субмарины – скрытность. В этом параметре заключен весь смысл существования подводного флота. Скрытность определяется в первую очередь уровнем собственных шумов подлодки. Уровень собственных шумов АПЛ типа «Лос-Анджелес» не просто соответствовал мировым стандартам. Подлодка типа «Лос-Анджелес» сама задавала мировые стандарты.
Причин исключительной малошумности «Лосей» было несколько:
Однокорпусная конструкция. Уменьшалась площадь смачиваемой поверхности, и, как следствие, шум от трения о воду при движении лодки.
Качество изготовления винтов. К слову, качество изготовления винтов советских АПЛ третьего поколения тоже возросло (а их шумность уменьшилась) после детективной истории с покупкой высокоточных металлорежущих станков фирмы Toshiba. Узнав о тайной сделке между СССР и Японией, Америка закатила такой скандал, что бедная Toshiba чуть не лишилась доступа на американский рынок. Поздно! На просторы Мирового океана уже вышли «Щуки-Б» с новыми винтами.
Некоторые специфические моменты, такие, как рациональное размещение оборудования внутри лодки, амортизация турбин и силового оборудования. Контуры реактора имеют большую степень естественной циркуляции теплоносителя – это позволило отказаться от насосов большой производительности, а, следовательно, снизить шумность «Лос-Анджелеса».
Подлодке мало быть быстрой и скрытной – для успешного выполнения задач необходимо иметь конкретное представление об окружающей обстановке, научиться ориентироваться в толще воды, находить и опознавать надводные и подводные цели. Долгое время, единственными средствами внешнего обнаружения были перископ и гидроакустический пост с анализатором в виде уха матроса-акустика. Ну еще гирокомпас, показывающий, где же Север под этой чертовой водой.
Другие средства сбора информации включают в себя: аппаратуру измерения скорости звука на различных глубинах (совершенно необходимое средство для точного определения расстояния до цели), радиолокатор AN/BPS-15 и систему радиотехнической разведки AN/WLR-9 (для работы на поверхности), перископ общего обзора (тип 8) и перископ атаки (тип 15).
Впрочем, никакие крутые датчики и гидролокаторы не помогли АПЛ «Сан-Франциско» - 8 января 2005 года лодка, идущая на 30 узлах (≈55 км/ч), врезалась в подводную скалу. Один моряк погиб, еще 23 получили ранения, а шикарная антенна в носовой части оказалась разбита вдребезги.
USS San Francisco (SSN-711) после столкновения с подводным препятствием
Для увеличения боевой эффективности, в носовой части каждого «Лос-Анджелеса», начиная с 32-ой по счету лодки, стали устанавливать еще 12 вертикальных пусковых шахт для хранения и запуска «Томагавков». Кроме того, часть подлодок оснащены контейнером Dry Deck Shelter для хранения снаряжения боевых пловцов.
Модернизация проводилась не «для галочки», а исходя из реального боевого опыта – «Лос-Анджелесы» регулярно привлекаются для нанесения ударов по береговым целям. «Лоси» в крови по самые рога – в списках уничтоженных целей Ирак, Югославия, Афганистан, Ливия…
USS Greeneville (SSN-772) с закрепленным на её корпусе Dry Deck Shelter
Возвращаясь к нашему изначальному разговору – что же все-таки получилось у американцев –никчемная жестяная «лохань» с заниженными характеристиками или высокоэффективный подводный боевой комплекс?
Чисто с точки зрения надежности, «Лос-Анджелесы» установили до сих пор никем не побитый рекорд – за 37 лет активной эксплуатации на 62 лодках этого типа не было зафиксировано ни одной серьезной аварии с повреждением активной зоны реактора. Традиции Хаймана Риковера живы до сих пор.
Что касается боевых характеристик, создателей «Лосей» можно немножко похвалить. Американцам удалось построить в целом удачный корабль с упором на важнейшие характеристики (скрытность и средства обнаружения). Лодка, несомненно, была лучшей в мире в 1976 году, но к середине 1980-х, с появлением в составе ВМФ СССР первых многоцелевых АПЛ проекта 971 «Щука-Б», американский подводный флот вновь оказался в положении «догоняющего». Осознавая некоторую ущербность «Лося» перед «Щукой-Б», в Штатах началась разработка проекта «СиВулф» - грозного подводного крейсера по цене $3 млрд. долларов за штуку (всего осилили постройку трех «СиВулфов»).
В целом, разговор о лодках типа «Лос-Анджелес» это не столько разговор о технике, сколько разговор об экипажах этих субмарин. Человек – мера всему. Именно благодаря подготовке и тщательному обслуживанию техники, американским морякам удалось за 37 лет не потерять ни одной лодки этого типа.
Post scriptum. В апреле 1984 года отставной адмирал Хайман Риковер получил на свое 84-летие классный подарок – названный в его честь 7000-тонный боевой подводный корабль типа «Лос-Анджелес».
История атомных киллеров типа «Лос-Анджелес» началась в 1906 году, когда в зал Иммиграционной службы острова Эллис (Нью-Йорк) вошла семья эмигрантов из Российской Империи – Авраам, Рахиль и их шестилетний сын Хаим. Малец оказался не промах – когда подрос, поступил в Военно-морскую академию и стал четырехзвездочным адмиралом ВМС США. Всего Хайман Риковер прослужил на флоте 63 года и служил бы еще, не попадись на получении взятки в 67 тыс. долларов (сам Риковер до конца отпирался, заявляя, что эта «ерунда» никак не влияла на его решения).
В 1979 году после крупной аварии на атомной электростанции «Три-Майл-Айлэнд» Хайман Риковер, как эксперт, был вызван в Конгресс для дачи свидетельских показаний. Вопрос звучал прозаически: «В глубине океанов движутся сто атомных субмарин ВМС США – и ни одной аварии с активной зоной реактора за 20 лет. А у тут развалилась стоящая на берегу новая АЭС. Может быть адмирал Риковер знает какое-то волшебное слово»?
Ответ престарелого адмирала был прост: никаких секретов нет, нужно всего лишь работать с людьми. Лично общаться с каждым специалистом, дураков сразу отстранять от работы с реактором и выгонять с флота. Всем высоким чинам, кто по каким-то причинам мешает готовить личный состав в соответствии с этими принципами и саботирует выполнение моих инструкций, объявлять беспощадную войну и тоже выгонять их с флота. Безжалостно «грызть» подрядчиков и инженеров. Безопасность и надежность – вот основные направления работы, иначе даже самые мощные и современные субмарины будут топиться пачками в мирное время.
Если брать за основу только табличные характеристики: «скорость», «глубина погружения», «количество торпедных аппаратов», то на фоне отечественных «Тайфунов», «Антеев» и «Щук», «Лос-Анджелес» выглядит как бездарное корыто. Однокорпусный стальной гроб, разделенный на три отсека – любая пробоина станет для него смертельной. Для сравнения, прочный корпус отечественной многоцелевой АПЛ пр. 971 «Щука-Б» разделен на шесть герметичных отсеков. А у гигантского ракетоносца проекта 941 "Акула" их вообще 19!
Всего четыре торпедных аппарата, расположенные под углом к диаметральной плоскости корпуса. В результате «Лось» не может стрелять на полном ходу – иначе торпеду попросту сломает набегающим потоком воды. Для сравнения, «Щука-Б» имеет 8 носовых ТА и способна применять свое оружие во всем диапазоне рабочих глубин и скоростей.
Рабочая глубина погружения «Лос-Анджелеса» всего 250 метров. Четверть километра – неужели этого мало? Для сравнения, рабочая глубина погружения «Щуки-Б» - 500 метров, предельная – 600!
Каноническое изоображение АПЛ типа "Лос-Анджелес"
С другой стороны, высокая максимальная скорость никогда не была самым важным параметром подводной лодки – уже на 25 узлах акустики лодки перестают что-либо слышать из-за шума набегающей воды и субмарина становится «глухой», а на 30 узлах лодка грохочет так, что ее слышно на другом конце океана. Высокая скорость – полезное, но не слишком важное качество.
Главное оружие любой субмарины – скрытность. В этом параметре заключен весь смысл существования подводного флота. Скрытность определяется в первую очередь уровнем собственных шумов подлодки. Уровень собственных шумов АПЛ типа «Лос-Анджелес» не просто соответствовал мировым стандартам. Подлодка типа «Лос-Анджелес» сама задавала мировые стандарты.
Причин исключительной малошумности «Лосей» было несколько:
Однокорпусная конструкция. Уменьшалась площадь смачиваемой поверхности, и, как следствие, шум от трения о воду при движении лодки.
Качество изготовления винтов. К слову, качество изготовления винтов советских АПЛ третьего поколения тоже возросло (а их шумность уменьшилась) после детективной истории с покупкой высокоточных металлорежущих станков фирмы Toshiba. Узнав о тайной сделке между СССР и Японией, Америка закатила такой скандал, что бедная Toshiba чуть не лишилась доступа на американский рынок. Поздно! На просторы Мирового океана уже вышли «Щуки-Б» с новыми винтами.
Некоторые специфические моменты, такие, как рациональное размещение оборудования внутри лодки, амортизация турбин и силового оборудования. Контуры реактора имеют большую степень естественной циркуляции теплоносителя – это позволило отказаться от насосов большой производительности, а, следовательно, снизить шумность «Лос-Анджелеса».
Подлодке мало быть быстрой и скрытной – для успешного выполнения задач необходимо иметь конкретное представление об окружающей обстановке, научиться ориентироваться в толще воды, находить и опознавать надводные и подводные цели. Долгое время, единственными средствами внешнего обнаружения были перископ и гидроакустический пост с анализатором в виде уха матроса-акустика. Ну еще гирокомпас, показывающий, где же Север под этой чертовой водой.
Другие средства сбора информации включают в себя: аппаратуру измерения скорости звука на различных глубинах (совершенно необходимое средство для точного определения расстояния до цели), радиолокатор AN/BPS-15 и систему радиотехнической разведки AN/WLR-9 (для работы на поверхности), перископ общего обзора (тип 8) и перископ атаки (тип 15).
Впрочем, никакие крутые датчики и гидролокаторы не помогли АПЛ «Сан-Франциско» - 8 января 2005 года лодка, идущая на 30 узлах (≈55 км/ч), врезалась в подводную скалу. Один моряк погиб, еще 23 получили ранения, а шикарная антенна в носовой части оказалась разбита вдребезги.
USS San Francisco (SSN-711) после столкновения с подводным препятствием
Для увеличения боевой эффективности, в носовой части каждого «Лос-Анджелеса», начиная с 32-ой по счету лодки, стали устанавливать еще 12 вертикальных пусковых шахт для хранения и запуска «Томагавков». Кроме того, часть подлодок оснащены контейнером Dry Deck Shelter для хранения снаряжения боевых пловцов.
Модернизация проводилась не «для галочки», а исходя из реального боевого опыта – «Лос-Анджелесы» регулярно привлекаются для нанесения ударов по береговым целям. «Лоси» в крови по самые рога – в списках уничтоженных целей Ирак, Югославия, Афганистан, Ливия…
USS Greeneville (SSN-772) с закрепленным на её корпусе Dry Deck Shelter
Возвращаясь к нашему изначальному разговору – что же все-таки получилось у американцев –никчемная жестяная «лохань» с заниженными характеристиками или высокоэффективный подводный боевой комплекс?
Чисто с точки зрения надежности, «Лос-Анджелесы» установили до сих пор никем не побитый рекорд – за 37 лет активной эксплуатации на 62 лодках этого типа не было зафиксировано ни одной серьезной аварии с повреждением активной зоны реактора. Традиции Хаймана Риковера живы до сих пор.
Что касается боевых характеристик, создателей «Лосей» можно немножко похвалить. Американцам удалось построить в целом удачный корабль с упором на важнейшие характеристики (скрытность и средства обнаружения). Лодка, несомненно, была лучшей в мире в 1976 году, но к середине 1980-х, с появлением в составе ВМФ СССР первых многоцелевых АПЛ проекта 971 «Щука-Б», американский подводный флот вновь оказался в положении «догоняющего». Осознавая некоторую ущербность «Лося» перед «Щукой-Б», в Штатах началась разработка проекта «СиВулф» - грозного подводного крейсера по цене $3 млрд. долларов за штуку (всего осилили постройку трех «СиВулфов»).
В целом, разговор о лодках типа «Лос-Анджелес» это не столько разговор о технике, сколько разговор об экипажах этих субмарин. Человек – мера всему. Именно благодаря подготовке и тщательному обслуживанию техники, американским морякам удалось за 37 лет не потерять ни одной лодки этого типа.
Post scriptum. В апреле 1984 года отставной адмирал Хайман Риковер получил на свое 84-летие классный подарок – названный в его честь 7000-тонный боевой подводный корабль типа «Лос-Анджелес».
История атомных подлодок типа «Лос-Анджелес» началась в 1906 году, когда в зал Иммиграционной службы острова Эллис (Нью-Джерси) вошла семья эмигрантов из Российской Империи – Авраам, Рахиль и их шестилетний сын Хаим. Малец оказался не промах – когда подрос, поступил в Военно-морскую академию и стал четырехзвездочным адмиралом ВМС США. Всего Хайман Риковер прослужил на флоте 63 года и служил бы еще, не попадись на получении взятки в 67 тыс. долларов (сам Риковер до конца отпирался, заявляя, что эта «ерунда» никак не влияла на его решения).
В 1979 году после крупной аварии на атомной электростанции «Три-Майл-Айлэнд» Хайман Риковер, как эксперт, был вызван в Конгресс для дачи свидетельских показаний. Вопрос звучал прозаически: «В глубине океанов движутся сто атомных субмарин ВМС США – и ни одной аварии с активной зоной реактора за 20 лет. А тут развалилась стоящая на берегу новая АЭС. Может быть, адмирал Риковер знает какое-то волшебное слово »?
Ответ престарелого адмирала был прост: никаких секретов нет, нужно всего лишь работать с людьми. Лично общаться с каждым специалистом, дураков сразу отстранять от работы с реактором и выгонять с флота. Всем высоким чинам, кто по каким-то причинам мешает готовить личный состав в соответствии с этими принципами и саботирует выполнение моих инструкций, объявлять беспощадную войну и тоже выгонять их с флота. Безжалостно «грызть» подрядчиков и инженеров. Безопасность и надежность – вот основные направления работы, иначе даже самые мощные и современные субмарины будут топиться пачками в мирное время.
Принципы адмирала Риковера (безопасность и надежность превыше всего) легли в основу проекта «Лос-Анджелес» — самой многочисленной серии в истории атомного подводного флота, состоящей из 62 многоцелевых атомных . Назначение «Лос-Анджелесов» (или «Лосей» — прозвище лодок на советском флоте) – борьба с надводными кораблями и субмаринами противника, прикрытие авианосных группировок и районов развертывания стратегических подводных ракетоносцев. Скрытное минирование, разведка, специальные операции.
Если брать за основу только табличные характеристики: «скорость», «глубина погружения», «количество торпедных аппаратов», то на фоне отечественных «Тайфунов», «Антеев» и «Щук», «Лос-Анджелес» выглядит как бездарное корыто. Однокорпусный стальной гроб, разделенный на три отсека – любая пробоина станет для него смертельной. Для сравнения, прочный корпус отечественной многоцелевой разделен на шесть герметичных отсеков. А у гигантского подводного их вообще 19!
Всего четыре торпедных аппарата, расположенные под углом к диаметральной плоскости корпуса. В результате «Лось» не может стрелять на полном ходу – иначе торпеду попросту сломает набегающим потоком воды. Для сравнения, «Щука-Б» имеет 8 носовых ТА и способна применять свое оружие во всем диапазоне рабочих глубин и скоростей.
Рабочая глубина погружения «Лос-Анджелеса» всего 250 метров. Четверть километра – неужели этого мало? Для сравнения, рабочая глубина погружения «Щуки-Б» — 500 метров, предельная – 600!
Каноническое изображение АПЛ типа «Лос-Анджелес»
Скорость лодки . Удивительно, но здесь у американца все не так плохо – в подводном положении «Лось» способен разгоняться до 35 узлов. Результат более чем достойный, всего на шесть узлов меньше, чем у невероятной советской «Лиры» (проект 705). И это без использования титановых корпусов и страшных реакторов с металлическими теплоносителями!
С другой стороны, высокая максимальная скорость никогда не была самым важным параметром подводной лодки – уже на 25 узлах акустики лодки перестают что-либо слышать из-за шума набегающей воды и субмарина становится «глухой» , а на 30 узлах лодка грохочет так, что ее слышно на другом конце океана. Высокая скорость – полезное, но не слишком важное качество.
Главное оружие любой субмарины – скрытность . В этом параметре заключен весь смысл существования подводного флота. Скрытность определяется в первую очередь уровнем собственных шумов . Уровень собственных шумов АПЛ типа «Лос-Анджелес» не просто соответствовал мировым стандартам. Подлодка типа «Лос-Анджелес» сама задавала мировые стандарты.
Причин исключительной малошумности АПЛ «Лос-Анджелес» было несколько :
— однокорпусная конструкция . Уменьшалась площадь смачиваемой поверхности, и, как следствие, шум от трения о воду при движении лодки;
— качество изготовления винтов . К слову, качество изготовления винтов советских АПЛ третьего поколения тоже возросло (а их шумность уменьшилась) после детективной истории с покупкой высокоточных металлорежущих станков фирмы Toshiba. Узнав о тайной сделке между СССР и Японией, Америка закатила такой скандал, что бедная Toshiba чуть не лишилась доступа на американский рынок. Поздно! На просторы Мирового океана уже вышли «Щуки-Б» с новыми винтами.
— некоторые специфические моменты, такие, как рациональное размещение оборудования внутри лодки, амортизация турбин и силового оборудования . Контуры реактора имеют большую степень естественной циркуляции теплоносителя – это позволило отказаться от насосов большой производительности, а, следовательно, снизить шумность «Лос-Анджелеса».
Подлодке мало быть быстрой и скрытной – для успешного выполнения задач необходимо иметь конкретное представление об окружающей обстановке, научиться ориентироваться в толще воды, находить и опознавать надводные и подводные цели. Долгое время, единственными средствами внешнего обнаружения были перископ и гидроакустический пост с анализатором в виде уха матроса-акустика. Ну, еще гирокомпас, показывающий, где же Север под этой чертовой водой.
У «Лос-Анджелеса» все намного интереснее. Американские инженеры сыграли ва-банк – из носовой части лодки демонтировали все оборудование, включая торпедные аппараты. В результате, всю носовую часть корпуса занимает сферическая антенна гидроакустической станции AN/BQS-13 диаметром 4,6 метра . Также, в состав гидроакустического комплекса подлодки входит конформная антенна бокового обзора, состоящая из 102 гидрофонов, активный высокочастотный гидролокатор для обнаружения естественных препятствий (подводных скал, ледяных полей на поверхности воды, мин и т.д.), а также двумя буксируемыми пассивными антеннами длиной 790 и 930 метров (с учетом длины троса).
Другие средства сбора информации включают в себя:
— аппаратуру измерения скорости звука на различных глубинах (совершенно необходимое средство для точного определения расстояния до цели);
— радиолокатор AN/BPS-15 и систему радиотехнической разведки AN/WLR-9 (для работы на поверхности);
— перископ общего обзора (тип 8);
— перископ атаки (тип 15).
Впрочем, никакие крутые датчики и гидролокаторы не помогли АПЛ «Сан-Франциско» — 8 января 2005 года лодка, идущая на 30 узлах (≈55 км/ч), врезалась в подводную скалу. Один моряк погиб, еще 23 получили ранения, а шикарная антенна в носовой части оказалась разбита вдребезги.
USS San Francisco (SSN-711) после столкновения с подводным препятствием
Слабость торпедного вооружения «Лос-Анджелесов» в некоторой степени компенсируется широким ассортиментом боеприпасов – всего на борту лодки 26 дистанционно управляемых торпед Mk.48 (калибр 533 мм, масса ≈ 1600 кг), противокорабельных ракет SUB-Гарпун, противолодочных ракетоторпед SUBROC, и «умных» мин «Кэптор».
Для увеличения боевой эффективности, в носовой части каждого «Лос-Анджелеса», начиная с 32-ой по счету лодки, стали устанавливать еще 12 вертикальных пусковых шахт для хранения и запуска «Томагавков». Кроме того, часть подлодок оснащены контейнером Dry Deck Shelter для хранения снаряжения боевых пловцов.
Модернизация подлодки проводилась не «для галочки», а исходя из реального боевого опыта – «Лос-Анджелесы» регулярно привлекаются для нанесения ударов по береговым целям. «Лоси» в крови по самые рога – в списках уничтоженных целей Ирак, Югославия, Афганистан, Ливия…
USS Greeneville (SSN-772) с закрепленным на её корпусе Dry Deck Shelter
Последние 23 лодки строились по измененному проекту «Улучшенный Лос-Анджелес». Субмарины этого типа были специально приспособлены для действий в высоких широтах под ледовым куполом Арктики. У лодок демонтировали рубочные рули, заменив их на убираемые рули в носовой части. Винт был заключен в профилированную кольцевую насадку, что еще больше снизило уровень шумов. Частичной модернизации подверглась радиоэлектронная «начинка» лодки.
Последняя лодка серии «Лос-Анджелес», получившая название «Шайенн», была построена в 1996 году. В то время, когда достроились последние лодки серии, первые 17 единиц, отслужив положенный срок, уже отправлялись на слом. «Лоси» до сих пор составляют основу подводного флота США, на 2013 год в строю все еще находятся 42 подлодки этого типа .
Возвращаясь к нашему изначальному разговору – что же все-таки получилось у американцев – никчемная жестяная «лохань» с заниженными характеристиками или высокоэффективный подводный боевой комплекс?
Чисто с точки зрения надежности, «Лос-Анджелесы» установили до сих пор никем не побитый рекорд – за 37 лет активной эксплуатации на 62 лодках этого типа не было зафиксировано ни одной серьезной аварии с повреждением активной зоны реактора. Традиции Хаймана Риковера живы до сих пор.
Что касается боевых характеристик, создателей «Лосей» можно немножко похвалить. Американцам удалось построить в целом удачный корабль с упором на важнейшие характеристики (скрытность и средства обнаружения). Лодка, несомненно, была лучшей в мире в 1976 году, но к середине 1980-х, с появлением в составе ВМФ СССР первых многоцелевых АПЛ проекта 971 «Щука-Б», американский подводный флот вновь оказался в положении «догоняющего».
Осознавая некоторую ущербность «Лося» перед «Щукой-Б», в Штатах началась разработка проекта «СиВулф» — грозного подводного крейсера по цене 3 млрд. долларов за штуку (всего осилили постройку трёх «СиВулфов»).
Центральный пост подлодки «Лос-Анджелес»
Арктические круизы американских моряков
АПЛ «Лос-Анджелес» на перископной глубине
В целом, разговор о лодках типа «Лос-Анджелес» это не столько разговор о технике, сколько разговор об экипажах этих субмарин. Человек – мера всему. Именно благодаря подготовке и тщательному обслуживанию техники, американским морякам удалось за 37 лет не потерять ни одной лодки этого типа.
P.S. В апреле 1984 года отставной адмирал Хайман Риковер получил на свое 84-летие классный подарок – названный в его честь 7000-тонный боевой подводный корабль типа «Лос-Анджелес».
США«Лос-Анджелес» - серия многоцелевых атомных подводных лодок ВМС США . В настоящее время в составе ВМС США насчитывается 46 из 62 построенных АПЛ типа «Лос Анджелес. Первая АПЛ серии вступила в строй в г., последняя - USS «Cheyennе» была закончена в г. Корабли строились компаниями Ньюпорт Ньюс Шипбилдинг (Newport News Shipbuilding) и Дженерал Дайнемикс Электрик Бот Дивижн (General Dynamics Electric Boat Division).
Девять АПЛ типа «Лос Анджелес» были задействованы во время войны в Персидском заливе (1991 г.), во время которой производились пуски КР «Томагавк» с двух из них.
Атомные подводные лодки типа «Лос-Анджелес» | ||
---|---|---|
Подсерия I |
Los Angeles Baton Rouge Philadelphia Memphis Omaha Cincinnati Groton Birmingham New York City Indianapolis Bremerton Jacksonville Dallas La Jolla Phoenix Boston Baltimore City Of Corpus Christi Albuquerque Portsmouth Minneapolis-St. Paul Hyman G. Rickover Augusta San Francisco Atlanta Houston Norfolk Buffalo Salt Lake City Olympia Honolulu |
|
Подсерия II. АПЛ «Лос-Анджелес» VLS |
||
Подсерия III. «Усовершенствованный Лос-Анджелес» |
San Juan Pasadena Albany Topeka Miami Scranton Alexandria Asheville Jefferson City Annapolis Springfield Columbus Santa Fe Boise Montpelier Charlotte Hampton Hartford Toledo Tucson Columbia Greenville Cheyenne |
Wikimedia Foundation . 2010 .
- (Los Angeles), город и порт на юге Тихоокеанского побережья США, штат Калифорния. 3,5 млн. жителей (1994, с пригородами свыше 7 млн. жителей). Лос Анджелес вытянут с севера на юг более чем на 80 км. Международный аэропорт. Главный экономический… … Энциклопедический словарь
Первые лодки ВМС США, получившие комплекс АСБУ, тогда ещё AN/BSY-1.
АПЛ типа «Лос-Анджелес», построенные после 1982 года, оборудованы 12 вертикальными пусковыми установками для крылатых ракет. АПЛ оснащены боевой информационной системой CCS Mark 2.
Ракетное вооружение составляют КР «Томагавк» в вариантах для атаки наземных и надводных целей. К 1991 году 3/4 лодок типа «Лос-Анджелес» были вооружены КР «Томагавк». Сохранена возможность пуска ПКР через торпедные аппараты. КР «Томагавк» в варианте для атаки береговых объектов имеет дальность 2500 км (с ядерной боеголовкой), 1600 км с обычной. Система TAINS (Tercom Aided Inertial Navigation System - Полуавтоматическая инерциальная навигационная система «Терком ») управляет полётом ракеты к цели на дозвуковой скорости на высоте от 20 до 100 м. «Томагавк» может оснащаться ядерной боевой частью. Противокорабельный вариант КР «Томагавк» оснащается инерциальной системой наведения, а также активной противорадиолокационной головкой самонаведения, дальность пуска составляет до 450 км. [ ]
В состав вооружения АПЛ типа «Лос-Анджелес» также входит противокорабельная ракета «Гарпун». ПКР «Гарпун » в модификации для подводных лодок оснащается активной радиолокационной головкой самонаведения и имеет 225 килограммовую БЧ. Дальность составляет 70 км при околозвуковой скорости полёта. [ ]
Типичный вариант боевой загрузки (последних модификаций) - 12 ПКР «Томагавк» , 6-8 ПКР «Гарпун» , 16 торпед Mk 48 ADCAP. [ ]
АПЛ «Лос-Анджелес» имеют четыре 533-мм торпедных аппарата, расположенных в средней части корпуса и позволяющих вести стрельбу на полной скорости хода, а также систему управления торпедной стрельбой «Mark 113», а начиная с SSN-700 - «Марк 117». Боезапас включает 26 торпед или ракет, запускаемых из торпедных аппаратов, включая КР «Томагавк», ПКР «Гарпун» и торпеды «Mark 48 ADCAP ». Торпеды «Gould Марк 48» предназначены для поражения как надводных целей, так и быстроходных подводных лодок. Торпеда управляется как с передачей команд по проводу, так и без него и использует активную и пассивную систему самонаведения. Кроме того эти торпеды оборудованы системой многократной атаки, которая применяется при потере цели. Торпеда осуществляет поиск, захват и атаку цели. [ ]
АПЛ «Лос-Анджелес» также может принимать мины моделей «Mobile Mark 67» и «Captor Mark 60». [ ]
nanbaby.ru - Здоровье и красота. Мода. Дети и родители. Досуг. Быт. Дом