Мария корнильева, мать менделеева. Менделеев дмитрий иванович Каким ребенком в семье был менделеев

Дмитрий Иванович Менделеев (1834-1907) - русский ученый-энциклопедист. В 1869 г. открыл периодический закон химических элементов — один из основных законов естествознания. Он оставил свыше 500 печатных трудов, среди которых классические «Основы химии» — первое стройное изложение неорганической химии. Также Д.И. Менделеев является автором фундаментальных исследований по физике, метрологии, воздухоплаванию, метеорологии, сельскому хозяйству, экономике, народному просвещению, тесно связанных с потребностями экономического развития России. Организатор и первый директор Главной палаты мер и весов.

Дмитрий Иванович Менделеев родился 8 февраля 1834 г. в Тобольске в семье Ивана Павловича Менделеева, в то время занимавшего должность директора Тобольской гимназии и училищ Тобольского округа. Дмитрий был в семье последним, семнадцатым ребёнком. В 1841-1849 гг. учился в Тобольской гимназии.

Высшее образование Менделеев получил на отделении естественных наук физико-математического факультета Главного педагогического института в Петербурге, курс которого окончил в 1855 г. с золотой медалью. В 1856 г. в Петербургском университете защитил в магистерскую диссертацию и с 1857 г. в качестве доцента читал там же курс органической химии. В 1859-1861 гг. он был в научной командировке в Гейдельберге, где подружился со многими находившимися там учёными, в том числе с А.П. Бородиным и И.М. Сеченовым. Там он работал в своей небольшой домашней лаборатории, а также в лаборатории Р. Бунзена в Гейдельбергском университете. В 1861 г. опубликовал учебник «Органическая химия», удостоенный Петербургской Академией Наук Демидовской премии.

В 1862 г. Менделеев женился на падчерице знаменитого автора «Конька-Горбунка» Петра Павловича Ершова Феозвой Никитичной Лещевой, уроженкой Тобольска. В этом браке у него родилось трое детей, но одна дочь умерла в младенчестве. В 1865 г. ученый приобрел имение Боблово в Московской губернии, где занимался агрохимией и сельским хозяйством. Ф.Н. Лещева с детьми большую часть времени проживала именно там.

В 1864-1866 гг. Д.И. Менделеев был профессором Петербургского технологического института. В 1865 г. защитил докторскую диссертацию «О соединении спирта с водой» и тогда же был утверждён профессором Петербургского университета. Преподавал Менделеев и в других высших учебных заведениях. Принимал активное участие в общественной жизни, выступая в печати с требованиями о разрешении чтений публичных лекций, протестовал против циркуляров, ограничивающих права студентов, обсуждал новый университетский устав.

Открытие Менделеевым периодического закона датируется 1 марта 1869 г., когда он составил таблицу, озаглавленную «Опыт системы элементов, основанной на их атомном весе и химическом сходстве». Оно явилось результатом долголетних поисков. Он составил несколько вариантов периодической системы и на её основе исправил атомные веса некоторых известных элементов, предсказал существование и свойства ещё неизвестных элементов. На первых порах сама система, внесённые исправления и прогнозы Менделеева были встречены сдержанно. Но после открытия предсказанных им элементов (галлий, германий, скандий), периодический закон стал получать признание. Периодическая система явилась своего рода путеводной картой при изучении неорганической химии и в исследовательской работе в этой области.

В 1868 г. Менделеев стал одним из организаторов Русского химического общества.

В конце 1870-х гг. Дмитрий Менделеев страстно влюбился в Анну Ивановну Попову, дочь донского казака из Урюпинска. Во втором браке у Д. И. Менделеева родилось четверо детей. Д.И. Менделеев был тестем русского поэта Александра Блока, женатого на его дочери Любови.

С 1876 г. Дмитрий Менделеев - член-корреспондент Петербургской АН, в 1880 г. выдвигался в академики, но был забаллотирован, что вызвало резкий общественный протест.

В 1890 г. Менделеев будучи профессором Петербургского университета, ушел в отставку в знак протеста против притеснения студенчества. Почти насильно оторванный от науки, Дмитрий Менделеев посвящает все свои силы практическим задачам.

При его участии, в 1890 г. создается проект нового таможенного тарифа, в котором последовательно проводится покровительственная система, а в 1891 г. выходит в свет замечательная книга: «Толковый тариф», представляющая комментарий к этому проекту и вместе с тем глубоко продуманный обзор промышленности, с указанием на ее нужды и будущие перспективы. В 1891 году Морское и военное министерство поручают Менделееву разработку вопроса о бездымном порохе, и он (после заграничной командировки) в 1892 г. блестящим образом выполняет эту задачу. Предложенный им «пироколлодий» оказался превосходным типом бездымного пороха, притом универсальным и легко приспособляемым ко всякому огнестрельному оружию.

С 1891 г. Менделеев принимает деятельное участие в «Энциклопедическом словаре» Брокгауза-Ефрона, в качестве редактора химико-технического и фабрично-заводского отдела и автора многих статей служащих украшением этого издания. В 1900-1902 гг. Дмитрий Менделеев редактирует «Библиотеку промышленности» (изд. Брокгауза-Ефрона), где ему принадлежит выпуск «Учение о промышленности». С 1904 г. стали выходить «Заветные мысли» - историко-философский и социально-экономический трактат Менделеева, в котором содержится как бы его завещание потомству, итоги пережитого и передуманного по различным вопросам, касающимся экономической, государственной и общественной жизни России.

Дмитрий Иванович Менделеев умер 20 января 1907 г. от воспаления легких. Его похороны, принятые на счет государства, были настоящим национальным трауром. Отделение химии Русского Физико-Химического Общества учредило в честь Менделеева две премии за лучшие работы по химии. Библиотека Менделеева, вместе с обстановкой его кабинета, приобретена Петроградским университетом и хранится в особом помещении, когда-то составлявшем часть его квартиры.

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева

Интеллектуальная игра

Я, Кнышева Людмила Николаевна, учитель химии высшей квалификационной категории, работаю в школе с 1986 года.

Я являюсь постоянным подписчиком газеты “Химия” с 1992 года. Подписку оформляю сразу на год. Выписывая данное издание, разочарования не получила, так как благодаря ему имею исчерпывающий материал для повседневной работы на уроках. Свой дебют в печати хочу начать с Вашего издания.

В Калининском районе Новосибирска с 2001 г. проходят тематические интеллектуальные игры среди учащихся школ района. В играх принимают участие ребята разных возрастов, с 8-го по 11-й классы. Игры проходят в два этапа: две кустовые игры (по 12 команд) и финальная – среди, как правило, 6–7 сильнейших команд школ района.

В 2009 г. мы не могли пропустить такое событие, как 140-летие открытия периодического закона и 175-летие со дня рождения великого ученого-химика Дмитрия Ивановича Менделеева.

Цели игры. Общеобразовательные: обобщение и систематизация знаний по теме “Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева” с использованием элементов игры; знакомство с основными вехами жизни Д.И.Менделеева, периодическим законом и его следствиями.

Развивающие: активизация интереса учащихся к истории России; развитие чувства патриотизма и гражданского долга перед отечеством; развитие умений и навыков самостоятельного учебного труда с информационными источниками.

Воспитательные: формирование адекватной самооценки учащихся, способности работать в коллективе; воспитание познавательных интересов, потребности в знаниях; привитие интереса к химии.

Оборудование. Компьютер, экран, мультимедийный проектор, трафареты участников игры, периодическая таблица.

Оформление. Портрет Д.И.Менделеева (с датами жизни); высказывание Менделеева о периодическом законе: “…Периодическому закону – будущее не грозит разрушением, а только надстройки и развитие обещает…”; высказывание С.Я.Надсона (представлено в центральной части экрана):

“Не говорите мне: “он умер”, – он живет,
Пусть жертвенник разбит, – огонь еще пылает.
Пусть роза сорвана, – она еще цветет,
Пусть арфа сломана, – аккорд еще рыдает!..”

В игре принимают участие команды из 24 школ района, которые разбиты на две группы по 12. Командам заранее дается тема игры, учащиеся готовятся к ней – это повышает интерес к предмету, развивает умение работать с дополнительной литературой.

Игра состоит из двух частей: интеллектуальной (три тура) и торжественно-поздравительной.

Первый тур посвящен биографии великого ученого.

Второй тур включает вопросы, связанные с открытием самого закона и созданием системы элементов.

Третий тур направлен на выявление познавательного интереса и эрудиции участников игры. Каждый из туров включает по 15–17 вопросов.

Ответы оцениваются жюри от 1 до 16 баллов в зависимости от сложности вопроса (см. приложение ).

В состав жюри входят учителя географии, экологии, истории, педагог-психолог. Ведут игру учащиеся 10-х классов.

Выигрывает та команда, которая наберет наибольшее количество баллов. Команды, занявшие первые три места в каждой кустовой игре, принимают участие в финальной игре района.

ХОД ИГРЫ

Ведущие по очереди зачитывают вопросы, которые одновременно появляются на экране, спроецированные через мультимедийный проектор. На обсуждение дается в первом и втором туре по одной минуте. По истечении времени на экран подается Ответ и зачитывается ведущими. На вопросы, предложенные в третьем туре, дается до 3-х мин., в зависимости от объема и сложности.

I тур

Дмитрий Иванович Менделеев
(детство, юность, университетские годы)

1. Назовите дату (число, месяц и год) рождения великого ученого по старому и новому стилю.

2. В каком российском городе родился и жил в детстве Д.И.Менделеев?

Ответ . Город Тобольск.

3. Мало кто знает, что фамилия “Менделеев” является не настоящей, а придуманной. Назовите настоящую фамилию ученого, и от кого он ее унаследовал.

Ответ . Соколов; унаследовал от деда –
священника.

4. Что означает фамилия “Менделеев”?

Ответ . “Фамилия Менделеев дана отцу, когда он что-то выменял… – вспоминает
Дмитрий Иванович. – Учитель по созвучию
“ме?ну делать” вписал отца
под фамилией Менделеев”.

5. Каким ребенком по счету был Д.И.Менделеев в семье?

Ответ . Семнадцатым, младшим.

6. Назовите фамилии, имена и отчества родителей великого ученого.

Ответ . Отец – Иван Павлович Менделеев;
мать – Мария Дмитриевна Менделеева (Корнильева).

7. Назовите увлечение Д.И.Менделеева.

Ответ . Любил делать чемоданы, и среди питерских извозчиков
был известен как чемоданных дел мастер.

8. Назовите учебные заведения и города, в которых обучался Д.И.Менделеев в детские и юношеские годы.

Ответ . Тобольская гимназия;
Главный педагогический институт в Петербурге.

9. Какие должности занимали при жизни родители Д.И.Менделеева?

Ответ . Отец – директор Тобольской гимназии;
мать – управляющая небольшим стекольным заводом.

10. В какое учебное заведение Менделеев не смог выдержать испытания? Назовите город и учебное заведение.

Ответ . Петербург. Медико-хирургическая академия.

11. Какие известные люди оставили след в жизни будущего ученого в годы учебы?

Ответ . П.П.Ершов (писатель и поэт, автор “Конька-Горбунка”),
И.К.Руммель (учитель физики и математики в Тобольской гимназии),
Н.В.Гоголь (писатель, драматург, критик).

12. По каким предметам Менделеев имел всего лишь удовлетворительные оценки?

Ответ . Закон божий (не любил этот предмет),
русская словесность (не любил церковнославянский язык).

13. Назовите имена братьев и сестер Д.И.Менделеева, с которыми он общался.

Ответ . Екатерина, Ольга, Аполлинария, Елизавета, Иван, Мария, Павел.

14. Кто был любимым институтским преподавателем Д.И.Менделеева? Как его называли ученики?

Ответ . А.А.Воскресенский.
“Дедушка русских химиков”.

15. Насколько успешно Менделеев окончил Главный педагогический университет?

Ответ . С золотой медалью.

16. В каком населенном пункте под Тобольском проживал Менделеев в детские годы?

Ответ. Деревня Аремзянка.

Ведущий 1. Пока жюри подводит итоги первого тура, предлагаем вашему вниманию композицию “Восток” в исполнении танцевальной группы.

II тур

Периодический закон.
Вклад Д.И.Менделеева в открытие периодического закона и периодической системы

1. Когда (по старому и новому стилю) Менделеев сделал первоначальный набросок периодической системы химических элементов?

Ответ . 17 февраля (1 марта) 1869 г. Менделеев составил таблицу
“Опыт системы элементов, основанной
на их атомном весе
и химическом сходстве”.

2. Что смог сделать Д.И.Менделеев на основе открытой им периодической зависимости?

Ответ . Исправил атомные массы и изменил
взаиморасположение некоторых элементов.

3. Сколько элементов было открыто химическими методами за 38 лет, прошедших со дня открытия периодического закона до смерти Д.И.Менделеева?

Ответ . 21.

4. Учебник “Основы химии” выходил отдельными частями. Работая над какой из них Д.И.Менделеев открыл закон периодичности химических свойств?

Ответ . Над второй.

5. Назовите, в чем заключался научный подвиг Менделеева?

Ответ. Открытие периодического закона; изменение атомных масс элементов,
определенных ошибочно, а также предсказание свойств еще не открытых элементов.

6. Сколько элементов предсказал и подробно описал Менделеев? Назовите эти химические элементы в современном и историческом стиле.

Ответ . Предсказал существование нескольких элементов,
подробно описал три: экаалюминий (галлий), экасилиций (германий), экабор (скандий).

Учебник “Основы химии”. Часть вторая

7. Считается, что Менделеев открыл периодический закон во сне. Это правда или легенда?

Ответ. Легенда.

8. В каком году Менделеев ввел термин “периодическая система”?

Ответ. В 1871 г.

9. У каких химических элементов Менделеев исправил атомные массы?

Ответ . Бериллий (№ 4), индий (№ 49).

10. Назовите четыре пары химических элементов, расположенных в периодической таблице не в порядке возрастания, а в порядке уменьшения атомных масс.

Ответ . Аргон – калий, кобальт – никель, теллур – йод, торий – протактиний .

11. На какие вопросы не мог ответить Менделеев в силу состояния науки его времени?

Ответ. Таких вопросов три.

1) Почему свойства химических элементов
повторяются периодически?

2) Почему в периодической таблице в четырех
местах элементы расположены
в порядке уменьшения атомной массы?

3) Сколько всего лантаноидов
в периодической системе?

12. Кого из ученых Менделеев называл “укрепителями периодического закона”?

Ответ. П.Лекок де Буабодран,
К.Винклер, Л.Нильсон, У.Рамзай.

13. В какую группу поместил Менделеев инертные газы? До какого года она просуществовала?

Ответ . Нулевая группа.
Она просуществовала до 1962 г.

14. Сколько химических элементов было известно ко времени открытия периодического закона?

Ответ. 63 элемента.

15. Этому ученому Менделеев предложил проверить удельный вес открытого им химического элемента. Элемент был открыт с помощью спектрального анализа, предсказан Менделеевым. Назовите химический элемент и ученого-спектроскописта.

Ответ . Элемент галлий (экаалюминий).
Ученый – П.Лекок де Буабодран.

Ведущий 2. И вновь перед вами танцевальная группа с композицией “Современные ритмы”.

Жюри в это время подводит итоги.

III тур

Занимательный тур по периодической системе (о химических элементах)

1. В каком году группой американских ученых был синтезирован элемент № 101, который назван в честь Д.И.Менделеева?

Ответ. В 1955 г.

2. Сколько раз фамилия “Менделеев” встречается в Периодической системе?

Ответ. Дважды: в названии системы
и в названии элемента № 101.

3. Какой химический элемент назван в честь России? Назовите его порядковый номер.

Ответ. Рутений, № 44.

4. Побывав в лаборатории А.Беккереля и супругов Кюри, Д.И.Менделеев рекомендовал “тем, кто ищет предметов для новых исследований, особенно тщательно заниматься этим элементом”. О каком элементе идет речь?

Ответ. Уран.

Лаборатория Пьера и Марии Кюри

5. Используя таблицу Д.И.Менделеева, составьте из букв слова “протактиний” названия химических элементов, укажите их порядковый номер. На выполнение данного задания вам предоставляется три минуты.

Ответ. Шесть элементов: натрий (№ 11), титан (№ 22),
криптон (№ 36), иттрий (№ 39), актиний (№ 89),
торий (№ 90).

6. Вставьте вместо пропусков названия растений или животных так, чтобы полученные слова обозначали химические элементы:

а) - - л о - - й;

б) - - б а л ь -;

в) - е л л - -;

г) - р - п - о н;

д) - - - н и й;

е) к у р - - т о в и -.

Назовите живой организм и элемент. Вам дается две минуты.

Ответ. а) пони – полоний; б) кот – кобальт; в) тур – теллур;
г) кит – криптон; д) дуб – дубний; е) чай – курчатовий.

7. Используя периодическую таблицу, назовите химические элементы, связанные с именами великих ученых. Для работы вы получаете три минуты.

Ответ . Гадолиний (Ю.Гадолин), кюрий (супруги Пьер и Мария Кюри),
лоуренсий (Э.Лоуренс), менделевий (Д.И.Менделеев), нобелий (А.Нобель), резерфордий (Э.Резерфорд), фермий (Э.Ферми), эйнштейний (А.Эйнштейн).

8. Назовите химические элементы, названные в честь планет. Вы работаете в течение двух минут.

Ответ . Нептуний (Нептун), плутоний (Плутон), уран (Уран),
церий (Церера – самый большой из астероидов).

9. Что обозначают буквы, составляющие символ знака кюрий?

Ответ. С – фамилия супругов Кюри (Curi);
m – имя первой женщины дважды лауреата Нобелевской премии Марии Кюри-Склодовской.

10. Какой элемент назван по имени дочери древнегреческого бога Тантала? Назовите этот элемент и имя дочери.

Ответ. Ниобий (№ 41), Ниоба.

11. Элемент имеет название от древнегреческого героя, похитившего огонь с божественного Олимпа и передавшего эту драгоценность людям.

Ответ. Прометий (№ 61).

12. Названия каких химических элементов связаны с географией?

Ответ. Америций, европий, калифорний, скандий, галлий, германий, иттрий,
рутений, тербий, эрбий, иттербий,
лютеций, полоний, франций, дубний.

13. Спутником этого элемента является европий. Используя периодическую таблицу, определите этот элемент и происхождение его названия.

Ответ. Самарий (№ 62), обнаружен спектральным способом в уральском минерале,
открытом в Ильменских горах горным инженером Василием Евграфовичем Самарским-Буховцевым.

14. Этот элемент назван в честь скандинавского бога войны, грома и молнии, открыт в 1828 г. Й.Я.Берцелиусом. Назовите элемент и бога войны Скандинавии.

Ответ. Торий. Скандинавский бог войны, грома и молнии – Тор.

15. Какие элементы 7-го периода изменили свои названия? Как они назывались раньше и как именуются сейчас?

Ответ. Элемент № 104 был назван курчатовий и переименован в резерфордий;
элемент № 105, названный нильсборием, переименован в дубний.

16. При нагревании он превращается в фиолетовый пар, минуя жидкое состояние.

Ответ. Йод.

17. В организме взрослого человека не меньше килограмма этого элемента, который находится во II группе 4-го периода.

Ответ. Кальций.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Шкала оценок
(максимальное количество баллов)

Л и т е р а т у р а

Макареня А.А., Рысев Ю.В . Д.И.Менделеев. М.: Просвещение, 1983; Макареня А.А, Трифонов Д.Н . Периодический закон Д.И.Менделеева. М.: Просвещение, 1969; Тищенко В.Е., Младенцев В.Н. Дмитрий Иванович Менделеев, его жизнь и деятельность: Университетский период, 1861–1890 гг. М.: Наука, 1993; Новый энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 2001; Волков В.А., Вонский В.Е., Кузнецова Г.И . Выдающиеся химики мира. М.: Высшая школа, 1991; Крицман В.А . Книга для чтения по неорганической химии. Ч. 1. М.: Просвещение, 1992; Комкова Е.Г. Группа химических астероидов. М.: Просвещение, 1984; Я познаю мир. Химия. Авт.-сост. Л.А.Савина. М.: АСТ, 2001.

Фото из книг: Добротин Р.Б., Карпило Н.Г., Керова Л.С., Трифонов Д.Н. Летопись жизни и деятельности Д.И.Менделеева. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1984; Кудрявцев П.С. Курс истории физики. М.: Просвещение, 1982.

Существует мнение, что дать «достойное» образование, «поставить на ноги», «вывести в люди», развить неординарную личность, направить в нужное русло, предоставить возможности для творчества в необходимом объеме можно только одному-единственному ребенку. Ведь для этого требуется много сил, средств и внимания со стороны родителей будущего дарования. А уже каждый последующий ребенок будет страдать от нехватки внимания, денежных вливаний и разнообразия в проведении своего досуга. И все это отрицательно повлияет на его будущие возможности.

То есть, следуя логике этого мнения: «Старший умный был детина, средний был и так и сяк, младший - вовсе был дурак».

Обратимся к истории и изучим, действительно ли, только единственный ребенок в семье становился известным художником, поэтом, бизнесменом, политиком, деятелем науки. Так же, обратим внимание на профессию и образованность их родителей, на условия их жизни и материальное положение.

Художники

Борис Михайлович Кустодиев был четвертым ребенком в семье. Отец- преподаватель духовной семинарии – умер, когда мальчику еще не было и двух лет. Но мать - Екатерина Прохоровна - окружила детей таким теплом и любовью, что свет этой любви согревал их всю жизнь. Она сумела не только прокормить детей на мизерную пенсию, но и дала им хорошее воспитание - читала вслух, играла на фортепиано, пела, устраивала домашние спектакли. Кстати, Кустодиев перенял материнскую любовь к музыке и сам играл на фортепиано и скрипке.

Илья Ефимович Репин родился четвертым (три его старших брата умерли во младенчестве), и имел младших сестру и двух братьев. Его отец служил рядовым уланского полка. «У нас было и бедно, и скучно, - вспоминал Репин,- и мне часто хотелось есть. Очень вкусен был черный хлеб с крупной серой солью, но и его давали понемногу. Мы все беднели... Маменька теперь все плачет и работает разное шитье». Лишь когда отец Репина вышел в отставку и вернулся домой, он вывел семью из нищенства, занявшись скупкой и продажей лошадей. Читать и писать Илья Репин вместе с сестрой и братьями научился у матери. Не имея времени за постоянными хозяйственными хлопотами уделять должного внимания детям, Татьяна Степановна завела у себя небольшую домашнюю школу. Кроме своих детей, здесь обучалось около десятка ребят из соседних домов. Грамоте, чистописанию и закону Божьему обучал пономарь церкви.

Поэты, писатели

Александр Сергеевич Пушкин был вторым ребенком в семье, всего детей было четверо. Родители не уделяли особого внимания детям, возможно, что Александр вовсе не был любимым ребенком в семье. Воспитание будущего гения было беспорядочным: очень часто менялись учителя и гувернеры. Брат поэта писал о детстве Александра: «До одиннадцатилетнего возраста он воспитывался в родительском доме. Страсть к поэзии появилась в нем с первыми понятиями: на восьмом году возраста, умея уже читать и писать, он сочинял на французском языке маленькие комедии и эпиграммы на своих учителей. Вообще воспитание его мало заключало в себе русского. Он слышал один французский язык; Гувернер был француз, впрочем, человек неглупый и образованный; библиотека его отца состояла из одних французских сочинений. Ребенок проводил бессонные ночи и тайком в кабинете отца пожирал книги одну за другою».

Константин Георгиевич Паустовский писал о своей семье так: «Моя мать - дочь служащего на сахарном заводе - была женщиной властной и неласковой. Всю жизнь она держалась “твердых взглядов”, сводившихся преимущественно к задачам воспитания детей. Неласковость ее была напускная. Мать была убеждена, что только при строгом и суровом обращении с детьми можно вырастить из них “что - нибудь путное”. Семья наша была большая и разнообразная, склонная к занятиям искусством. В семье много пели, играли на рояле, благоговейно любили театр. До сих пор я хожу в театр, как на праздник». В семье Паустовских было еще трое детей: два брата и сестра Константина.

Антон Павлович Чехов был третьим из пяти детей в семье. Чехов говорил: «В детстве у меня не было детства». Распорядок дня у детей в семье Чеховых был вовсе не детским. День занимали заботы об отцовской лавке, которая работала с 5 утра до 11 вечера, бесконечные спевки в церковном хоре, который отец стремился сделать лучшим в городе, учебой в гимназии. Кроме того дети учились ремеслу, так Антон, например, осваивал портняжное дело. Отец Чехова был деспотичен, в семье применялись наказания и порка. Но, в то же время, он был разносторонне талантлив: самостоятельно научился играть на скрипке, занимался иконописью. Отец хотел видеть своих детей образованными, более счастливыми, чем он сам. Он нанимал преподавателей музыки и иностранных языков для занятий с детьми, все они учились в гимназии. Влияние матери было смягчающим. Антон Павлович Чехов говорил о своей семье и детстве: «Талант в нас со стороны отца, а душа со стороны матери».

Космос

Юрий Алексеевич Гагарин был третьим ребенком в семье (всего детей в семье было четверо). Его семья была самой обычной крестьянской (колхозной): отец его окончил всего два класса, но многим интересовался в жизни, был мастером на все руки, мать не получила никакого образования. В их семье был очень силен авторитет отца, который прививал детям любовь к ближним и уважение к старшим.

Наука

Дмитрий Иванович Менделеев был последним семнадцатым ребенком в семье.

Родом он из русской православной семьи. Его дед был священником. Отец был директором гимназии, но в год рождения будущего ученого он серьезно заболел и потерял работу. Все семейные тяготы перешли на плечи его матери, женщине выдающегося ума и энергии. Семья жила на очень скромные средства: пенсию и совсем небольшой доход от стеклянного завода. Мама Менделеева заботилась о детях, которые получили очень хорошее образование. По вечерам Мария Менделеева собирала всех в гостиной и играла на фортепиано и читала вслух.

У родителей Ивана Петровича Павлова родилось десять детей. Он охотно занимался с братьями и сестрами, помогал матери по хозяйству, работал в саду и огороде, помогал отцу при постройке дома, выучился немного столярному и токарному делу. Отец любил говорить ему: «Делу время, потехе - час». Отец Павлова был священником, мать происходила тоже из духовной семьи. Семья жила не богато. Держали квартирантов, дети охотно помогали матери - приносили воду, кололи дрова, топили печь и др.

– первая женщина, ставшая лауреатом Нобелевской премии, так же она является первым дважды лауреатом этой премии.

Мария была пятым ребенком в семье преподавателей. Все дети в семье Склодовских окончили гимназию с золотой медалью. Этому не смогли помешать ни ранняя смерть матери, ни вечная нехватка средств. Часть дома Склодовские сдавали пансионерам. В связи с этим Марии приходилось спать в столовой, рано вставать и поздно ложиться - когда дела на кухне завершены. Большое влияние на детей оказал их отец, директор гимназии. Рано овдовев, он старался быть опорой и верным другом для своих детей.

Получив прекрасное образование в гимназии, Мария не могла поступить в Варшавский университет. В то время там могли заниматься только мужчины. Оплатить обучение детей за рубежом у семьи Склодовских не было возможности. И тогда Мария договорилась с сестрой, что Броня поступит в парижскую Сорбонну, а Мария будет для этого работать и оплачивать ее образование. Затем наступит очередь Брони помогать своей сестре. Так и поступили, Мария стала гувернанткой. Приехать в Париж она смогла только в 24 года. Но ее упорство, страсть к исследованиям, безмерная энергия помогли ей состояться как великому ученому и как женщине в семейной жизни. Кстати, дочери Марии Склодовской-Кюри тоже стали успешными: старшая Ирен продолжила труды своих знаменитых родителей, став ученым и также лауреатом Нобелевской премии; младшая Ева - превосходной пианисткой.

Медицина

Елена Васильевна Малышева - российский врач, телеведущая родилась в семье врачей, имеет старшую сестру и брата-двойняшку. Все дети впоследствии стали врачами. «Родители нас безмерно любили, много занимались нами, всячески развивали и образовывали, - вспоминала телеведущая. - Но и требовали с нас много, вольностей не допускалось. Например, я была солисткой хора, который выступал на всевозможных праздниках и торжественных мероприятиях. И в дни выступлений всех участников хора освобождали от занятий. Но меня мама каждый раз будила в семь утра и отправляла в школу. Я возмущалась: «Как ты можешь, никто же не идет, почему я должна?!» На что она говорила: «Потому что у тебя свой путь. Ты обязана учиться».

Леонид Михайлович Рошаль - директор НИИ неотложной детской хирургии и травматологии, профессор, доктор медицинских наук, общественный деятель.

Из интервью. "У меня в семье медиков не было. Отец - воспитанник детского дома, до этого беспризорником был. Потом в военно-воздушных силах служил командиром дивизии. Мама была рабочая. Расписались они, когда папе было 18, маме - 17 лет, потому что в те годы была безработица. Ему надо было идти в армию, а она шла на его место работать. Потом рабфаки всякие окончила. Очаровательная совершенно женщина. Не с каким-то сверхобразованием, но была в ней огромная внутренняя культура. А отец довольно жесткий был человек. Но умел любить детей безумно совершенно». В их семье было трое детей.

А как у них?

А как же обстоят дела у талантливых и знаменитых людей за границей? Приведу лишь краткий список:

Л.В. Бетховен – первый из семи детей в семье;
И.С. Бах был шестым ребенком в семье;
Наполеон Бонапарт тоже из многодетной семьи;
Астрид Линдгрен - второй ребенок из четырех;
Мерилин Монро - третий ребенок;
Коко Шанель - вторая из пятерых детей;
Грейс Келли - третий ребенок в семье;
Одри Хэпберн - третий ребенок в семье;
Принцесса Диана - третья дочь в семье;
Джон Д.Астор - третий сын;
У Джона Д.Рокфеллера-старшего было еще три сестры;
Конрад Хилтон - второй ребенок в семье;
Стивен Спилберг имеет трех младших сестер;
Маргарет Тетчер - вторая из сестер;
Мел Гибсон - шестой ребенок из одиннадцати;
Мирей Матье - старшая из четырнадцати братьев и сестер;
Селин Дион самая младшая из четырнадцати детей в семье;
Шакира - первый ребенок матери и восьмой ребенок отца, воспитывалась вместе со всеми братьями и сестрами;
У Бреда Пита есть сестра и брат;
Киану Ривз один из четырех детей в семье;
Кейт Уинслет второй ребенок из пяти;
Жизель Бундхен тоже из многодетной семьи, у нее пять сестер;
Джонни Депп последний четвертый ребенок;
Ева Лонгория – одна из четырех сестер;
Уолт Дисней четвертый ребенок из пяти;
Кэти Перри вторая из троих детей;
Кэти Холмс – младший пятый ребенок;
Виктория Бекхэм из семьи с тремя детьми.

Делаем выводы

Как видно из данных примеров, все эти выдающиеся личности вышли из многодетных семей разных сословий, достатка и образованности. Но это отнюдь не помешало им стать теми, кем они стали. Это помогло им выработать в себе жизненную стойкость, терпение, ответственность, трудолюбие. Поэтому, часто встречающиеся мнение о том, что «мы сможем поставить только одного ребенка на ноги, дать ему качественное образование, разносторонне развить, хорошо одеть и обуть» является скорее заблуждением и связано больше с другими внутренними установками самих родителей.

Если вы обратили внимание, то чаще всего из всех исследуемых в данной работе знаменитостей наиболее одаренным был третий ребенок в семье. Убедитесь в этом сами и просмотрите еще раз жизненные истории прославленных людей.

Конечно, для каждого человека информация несет в себе свои индивидуальные выводы. Так, один, прочитав этот материал, обратит внимания на частое отсутствие гуманистического подхода в воспитании детей, когда родители требовали, наказывали, даже пороли своих детей. И сочтет это скорее невежественностью и малодушием, чем заботой о своем ребенке. Другой на то, что многим будущим знаменитостям не создавали каких-либо особых условий, многие жили очень бедно и у них не было даже самых элементарных вещей. И задастся вопросом, почему при современных возможностях наши дети все реже наделены той ответственностью, взрослой рассудительностью, стремлением к достижению цели, чем дети прошлых лет?

Сейчас мы много говорим и стараемся учитывать мнение ребенка в различных вопросах, мы стараемся оставлять детям свободу выбора и не навязываем своего мнения, мы стараемся создавать для детей «особые условия» в виде отдельных комнат, создания тишины во время занятий, стараемся удовлетворить все нужные и даже излишние потребности детей. Но часто получается так, что детям совсем ничего не хочется, они ни к чему не стремятся, кроме как к получению очередных удовольствий. Давайте задумаемся о «достаточном количестве условий» для ребенка или их бесполезных излишках.

Очень многие родители будущих выдающихся людей считали, что детей нужно воспитывать в строгости, поддерживая дисциплину в семье, почитание и уважение к старшим; дети много помогали своим родителям. Практически на равне со взрослыми они работали по хозяйству, занимались огородом, трудились в мастерской или торговали в лавке. Сейчас дома и в школах трудовое воспитание практически сходит на нет. Если раньше дети, помимо домашних обязанностей, дежурили по классу и школе (мыли пол, вытирали доску, ухаживали за растениями и «живым уголком», сажали цветы и деревья, где-то около школы был небольшой огород), то теперь этого уже нет. Да и многие родители это только приветствуют: «Негоже нашим детям ручки пачкать». На самом деле, от этого наши дети проигрывают.

В тоже время очень сильно была развита духовная сторона в жизни детей. Они часто ходили в церковь, дома вместе молились всей семьей, порой родители и прародители были из духовной среды (священники).

Часто личность самого родителя была очень неординарной. Взрослые увлекались различным творчеством. Мамы много читали детям, беседовали, часто пели и играли на фортепиано, отцы были людьми, интересующимися жизнью, разносторонне развитыми, хотя некоторые не имели даже базового образования.

Своим детям они стремились дать хорошее образование, считая это залогом лучшей жизни. Они тратили свои подчас небольшие средства на домашние библиотеки с разнообразными книгами, на занятия с частными преподавателями для детей. Можно сказать, что это «развивалки» того времени и зачастую гораздо более эффективные, чем современные.

Часто бывает полезно обратиться к опыту прошлых лет. Ведь результаты нашего сегодняшнего воспитания мы сможем увидеть очень не скоро. А исправить уже ничего не сможем. И спорить о методах бессмысленно. Не зря говорят, что у того, кто не знает истории, нет будущего. Ведь в уже завершенных историях мы можем проследить причины и следствия, проанализировать, что будет приемлемо для сегодняшней современности и конкретной семьи, да и просто ознакомиться с чужим жизненным опытом. Возможно, вы назовете другие интересные примеры на заданную тему, список с удовольствием продолжим.

Менделеев Дмитрий Иванович (1834-1907) – великий русский ученый, химик, физик, педагог, общественный деятель. В 1859 году открыл периодический закон, на основе которого создал периодическую систему элементов. После себя оставил свыше 500 научных печатных трудов, среди которых классический учебник "Основы химии". В его трудах раскрыты основы теории растворов, предложен промышленный способ фракционного разделения нефти. Был организатором и первым директором Главной палаты мер и весов (1893).

Менделеев родился в многодетной семье. Менделеев появился на свет 27 января 1834 года. Он стал 17 и последним ребенком в семье. Ко времени его рождения в семье осталось в живых лишь два брата и пять сестер. Отец – Иван Павлович Менделеев был директором Тобольской гимназии и училищ Тобольского округа. Мать, Мария Дмитриевна, корнями своими была и старинного, но обедневшего купеческого рода. Иван Павлович умер в 1847 году, оставив весь груз ответственности на плечах своей жены. Несмотря на это, она, будучи сильной, образованной и умной женщиной, смогла позаботиться о своих детях и дать им достойное образование.

Менделеев хорошо учился в гимназии. На самом деле это не совсем так. Дмитрий Иванович ненавидел рутину, царившую в гимназических стенах и учился посредственно. С особым усердием он занимался лишь по двум предметам - математике и физике. На всю жизнь в его душе осталось отрицательное отношение к классической школе. Однако, участь в Главном педагогическом институте Санкт Петербурга на физико-математическом факультете, он познал всю силу образования. Несмотря на то, что первый курс дался ему с большим трудом, он окончил ВУЗ с золотой медалью. В дальнейшем Дмитрий Иванович стал одним из лучших педагогов России.

Менделеев перестал преподавать в Петербургском университете из-за конфликта с министром просвещения. Весной 1890 года в университете возникли студенческие беспорядки. Студентами была выработана петиция на имя министра народного просвещения Делянова. Она не содержала никаких революционных идей, как предполагают некоторые, и носила сугубо академический характер. Менделеев согласился передать петицию министру при условии, что студенты прекратят возникшие беспорядки. Однако министр петицию не рассмотрел, а Менделееву ответил грубо и бестактно. В результате беспорядки возобновились. Такого отношения к себе и студентам Дмитрий Иванович вынести не смог и подал прошение об отставке.

Менделеев изобрел водку. Менделеев водку не изобретал. Им был написана и защищена докторская диссертация "Рассуждение о соединении спирта с водою". Еще один спорный факт, это утверждение о том, что Менделеев предложил выпускать водку крепостью 40 градусов. На самом деле в его трудах эта цифра не прослеживается. По некоторым источникам, он предлагал делать водку крепостью 38 градусов, считая такую крепость идеальной. Однако в дальнейшем это число было округлено до 40.

Принцип построения периодической системы сложился у Менделеева во сне. Эта общераспространенная версия, прямо скажем, несколько умаляет заслуги великого химика. По этой версии Менделеев придумал и создал систему за один день, а часть ее вовсе увидел во время дневного сна. По воспоминаниям О.Э.Озаровской, однажды на вопрос об открытии периодической системы Менделеев ответил: "Я над ней, может, двадцать лет думал, а вы думаете: сидел и вдруг... готово". Эти слова полностью раскрывают многолетний мыслительный процесс создания периодической системы. Даже если он увидел что-либо во сне, это означает лишь, что мысли гения работали даже в то время, когда его физическая составляющая отдыхала.

В создании периодической системы много мистического. Действительно, гениальное открытие отдает мистицизмом. Составляя периодическую таблицу, Менделеев расставлял элементы по возрастанию атомного веса. Уже на бериллии стало ясно, что по научным данным того времени таблица не получается. А далее действительно необъяснимо: Менделеев просто изменил атомный вес бериллия и добавил между титаном и кальцием пустую ячейку. Он поступил так чуть ли не с третьей частью таблицы. Вес урана в результате увеличился аж в 4 раза. Эта таблица не только систематизировала химические элементы, но и предсказала появление неизвестных элементов. Создается ощущение чего-то божественного, но разве может быть объяснима гениальность?

Менделеев был несчастен в личной жизни. Первый брак Дмитрия Ивановича действительно нельзя назвать счастливым. 29 апреля 1862 год он женился на Феозве Никитичне Лещевой. В этом браке родились два ребенка: сын Володя и дочь Ольга. Детей Менделеев очень любил, а вот отношения с женой складывались холодно. В результате, она дала ему полную свободу, при условии, что он сохранит официальный брак. В 43 года Дмитрий Иванович влюбился в 19-летнюю Анюту Павлову. Эти отношения в начальной стадии были очень сложны. Отец Анюты был против и просил Менделеева оставить его дочь в покое. В результате Анюту отправили за границу, куда Дмитрий Иванович, потеряв голову, помчался за ней следом. Развод в те годы был очень сложным процессом. Чтобы помочь гениальному человеку устроить свою личную жизнь и ради сохранения психического здоровья Менделеева, его друзья Бекетов Н.Н. и Ильин Н.П. просили у первой жены разрешения на развод. После ее согласия и последующего развода Дмитрий Иванович должен был ждать еще шесть лет для заключения нового брака. Во избежание этого, он подкупил священника, заплатив ему за брак с Анютой 10 тысяч рублей (отметим, что его имение обошлось ему лишь в 8 тыс. руб). Этот брак оказался очень удачным. Супруги хорошо ладили и прекрасно понимали друг друга. Дочь Люба, появившаяся в этом браке, стала женой А.Блока.

Менделеев занимался изготовлением чемоданов. Действительно, несмотря на занятость и достижениях во многих научных, Дмитрий Иванович увлекался переплетным делом и мастерил чемоданы. В связи с этим даже случались курьезы. Говорят, что когда во время покупки материала в магазине продавца спросили: "Кто это?". Он ответил: "Неужели не знаете? Это же известный чемоданный мастер Менделеев". Известно также, что Менделеев сам себе щил одежду, считая покупную неудобной.

Менделеев потерял в конце жизни зрение. В 1895 году Менделеев ослеп в результате развившейся катаракты. В эти годы он уже руководил созданной им палатой мер и весов. Для такого деятельного человека это было сложное время. Всю деловую документацию ему зачитывали вслух, секретарь записывал распоряжения. Благодаря двум операциям, удачно проведенным профессором И.В.Костеничем, катаракта была удалена и зрение к Менделееву вернулось.

Менделеев занимался только наукой. Менделеев имел обширный круг знаний и мог оказывать влияние на умы людей. Он очень много сил вложил в формирование промышленности и экономики России. В своих трудах он предлагал реформировать общину, ввести артельную организацию труда. Особое внимание Дмитрий Иванович уделяет нефтяной промышленности. Именно для ознакомления по этому вопросу в 1876 году он был направлен правительством в Америку. Он изучал нефтяные месторождения России, особое внимание уделяя Кавказу. Часть его работ посвящены именно переработки нефти. Кроме того, он занимался вопросами Донецкого каменноугольного бассейна и его рационализации. Таким образом, он оказал большое влияние не только в научной области, но и в решении внутриэкономических вопросов России...

Его имя носят химический элемент, подводный горный хребет и кратер на обратной стороне Луны. При этом когда Менделеева называли гением, он морщился, махал руками и ворчал: «Какой там гений! Трудился всю жизнь, вот и стал гением».

Был не только знаменитым химиком, педагогом и воздухоплавателем, открывшим один из фундаментальных законов мироздания - периодический закон химических элементов. Это был талантливый, обладающий даром предсказания, абсолютно незаурядный человек с загадочной биографией. Менделеев неоднократно удивлял современников странными высказываниями и неожиданными поступками.


Изобрел таблицу и… водку


Дмитрий Менделеев родился 27 января (8 февраля) 1834 года в Тобольске. Он был 17-м ребенком в семье директора тобольской гимназии. Мать Менделеева происходила из старинного купеческого рода и была женщиной энергичной и умной.

Восемь братьев и сестер Дмитрия умерли в младенчестве, а сам отец ослеп в год его рождения. Многодетная семья жила на его небольшую пенсию. Из-за тяжелого материального положения Менделеевы переехали в село Аремзянское, где располагалась небольшая стекольная фабрика брата матери, и жили на скудные фабричные средства. Однако, несмотря на бедность, мать, заметив особые способности младшего сына, после окончания Менделеевым гимназии, поехала с ним в Петербург, чтобы определить его в высшее учебное заведение.

Вначале Менделеев пытался поступить в Медико-хирургическую академию, однако изучение анатомии оказалось ему не под силу. И тогда в 1850 году он поступил в Главный педагогический институт, где вскоре стал одним из лучших. К сожалению, здоровье у Дмитрия Ивановича было слабым - шла горлом кровь. Врачи поставили ему смертельный по тем временам диагноз: чахотка. Однажды в клинике во время обхода главный лекарь, думая, что Менделеев уснул, сказал: «Ну, этот-то уже не поднимется...»

Менделеев понял, что со здоровьем шутить не стоит, и, выйдя из госпиталя, приложил все усилия, чтобы попасть на прием к придворному медику Здекауэру. Прослушав юношу, тот посоветовал ему поскорее ехать в Крым (куда в те времена обычно направляли всех безнадежно больных), а заодно и показаться там известному доктору Пирогову . И Менделеев незамедлительно выехал в Симферополь.

В Крыму в это время шла война. Пирогов, засучив рукава, оперировал с раннего утра и до позднего вечера, проделывая в день по нескольку десятков ампутаций. Менделеев каждое утро приходил к нему в госпиталь, заглядывал в операционную, но, увидев, чем занят великий медик, тут же удалялся, утешая себя тем, что сейчас Пирогов больше нужен раненым, чем ему. В то же время Дмитрий Иванович прекрасно понимал, что все дело в его нерешительности.

Чтобы хоть как-то убить время и отвлечься от мрачных мыслей, он устроился на временную работу в симферопольскую гимназию. (На фасаде гимназии есть мемориальная табличка, повествующая о том, что в заведении работал Менделеев, а одна из старейших улиц города с 1905 года носит его имя.) Но из-за непрекращающихся военных действий гимназия практически не работала. Его зарплата преподавателя составляла 35 рублей в месяц, а за комнату нужно было отдавать 30. В итоге Дмитрий поселился в амбаре при гимназическом архиве.

Судя по воспоминаниям Менделеева, наш Симферополь не очень ему нравился. Вот как он описывал крымскую столицу того времени: «В городе на улицах, на огромнейшем базаре, в каждой лавке, в каждом дому толкотня страшная. Везде лазареты, и у нас верхний этаж гимназии занят ими же… Пыль страшная, так что и выходить не хочется, тем более что часто приходится слышать запах лазаретов и дыму…»

По прошествии какого-то времени Менделеев почувствовал себя значительно увереннее и решился-таки подойти к Пирогову. Каково же было удивление Дмитрия, когда врач, внимательно его осмотрев, сказал: «Нате-ка вам, батенька, письмо вашего Здекауэра. Сберегите его да когда-нибудь ему и верните. И от меня поклон передайте. Вы нас обоих переживете». Предсказание великого хирурга сбылось в точности: Менделеев пережил и Пирогова, и Здекауэра.

В Петербург Дмитрий Иванович вернулся с научной работой о явлении изоморфизма, которая была признана кандидатской диссертацией. Потом два года Менделеев провел на стажировке в различных университетах Европы, однако нигде ему не понравилось. В Гейдельберге он снял крохотную комнатенку под лабораторию и наконец-то почувствовал себя свободным, независимым и даже обрел друзей - Ивана Сеченова и Александра Бородина . Все трое с увлечением занимались химией, их даже называли «маленькая могучая кучка». Именно здесь Менделеев открыл температуру абсолютного кипения.

Проведя счастливые дни в кругу единомышленников, в 1862 году Менделеев вернулся в Петербург, где его ждали новые открытия.

В феврале 1869 года Дмитрий Иванович открыл периодический закон химических элементов. Вокруг истории открытия до сих пор ходит множество легенд. Некоторые считают, что система привиделась ученому во сне. На самом деле открытие пришло как озарение. Вначале Менделеев купил штук семьдесят пустых визитных карточек и на каждой написал с одной стороны название элемента, а с другой атомный вес и формулы его важнейших соединений. После этого уселся за большой квадратный стол и стал раскладывать карточки. Потом пришло озарение, и ученый составил таблицу, оставляя пропуски для еще неоткрытых элементов.

На первых порах систему Менделеева научное сообщество встретило очень сдержанно. Однако со временем периодический закон стал получать все большее признание. Создание теории строения атома окончательно подтвердило правильность расположения Менделеевым элементов.

Ходят легенды, что, кроме таблицы, великий химик изобрел… водку. На самом деле этот горячительный напиток существовал уже много веков, а ученый лишь рассчитал идеальное соотношение спирта с водой, то есть крепость водки - 38 градусов. Но для упрощения расчетов налога на алкоголь чиновники округлили ее до 40.


Странные увлечения


Круг интересов Менделеева был настолько широк, что он не ограничивал себя лишь химией. Задолго до создания герметической гондолы у Менделеева родилась идея «прикреплять к аэростату герметически закрытый оплетенный упругий прибор для помещения наблюдателя, который тогда будет обеспечен сжатым воздухом и может безопасно для себя управлять шаром».

В 1887 году Менделеев вздумал совершить полет на воздушном шаре, причем во время солнечного затмения. Вот как описывает этот случай журналист Г. Чернеченко в одной из газет от 19 августа 1999 года (статья так и называется: «Менделеев на воздушном шаре»): «В небольшом живописном имении Д. И. Менделеева Боблово готовились в «домашних» условиях наблюдать затмение солнца. И вдруг, когда до затмения оставалось немногим более недели, из Петербурга в Боблово пришла телеграмма. В ней Русское техническое общество извещало, что в Твери снаряжается воздушный шар для наблюдения затмения и что совет считает долгом заявить об этом, чтобы Менделеев в случае желания лично мог воспользоваться поднятием шара для научных наблюдений».

Собственно, ни сам полет, ни приглашение участвовать в нем не были для Менделеева большой неожиданностью. Лишь одно смущало великого химика: шар, наполненный светильным газом (другого в Твери не имелось), не мог подняться выше двух верст и, значит, остался бы в плену облаков. Нужен был шар, наполненный легким водородом. Об этом он и сообщил в срочной телеграмме, ушедшей из Боблова в столицу. Дело удалось уладить в один день. Уже 1 августа Менделеев знал, что в Клин (в 18 верстах от его имения) спешно направляется военный воздушный шар «Русский» под командованием опытного аэронавта поручика Кованько.

На рассвете, в 6 часов 25 минут, раздались аплодисменты, и из толпы к шару вышел профессор Менделеев. Он залез в корзину, что-то шепнул своему спутнику Кованько, и тот в мгновение… выпрыгнул из корзины. Шар медленно пошел вверх. Неожиданный полет Менделеева одного, исчезновение шара в облаках очень удручающе подействовали на окружающих. Тягостная атмосфера усилилась, когда в Клину была получена посланная кем-то невразумительная телеграмма: «Шар видели - Менделеева нет».

Между тем полет прошел успешно. Шар поднялся на высоту более трех километров, пробил облака, и Менделеев успел понаблюдать полную фазу затмения. Шар благополучно опустился в Калязинском уезде Тверской губернии, где крестьяне проводили Менделеева к соседнему поместью.

Весть о необычайно смелом полете русского профессора вскоре облетела весь мир. За проявленное мужество при полете для наблюдения солнечного затмения французская Академия метеорологического воздухоплавания присудила Менделееву диплом, украшенный девизом братьев Монгольфье: «Так идут к звездам».

А еще Дмитрий Иванович увлекался… спиритизмом. Вернее, опровержением его. Одной из интереснейших его работ является исследование «О спиритизме». Дело в том, что в конце XIX века в Западной Европе и Америке было много поклонников спиритизма. И в середине 1870-х годов по инициативе Дмитрия Менделеева Русское физическое общество выступило с резкой критикой спиритизма. А 6 мая 1875 года было принято решение создать комиссию по проверке всех «явлений». Результатом деятельности комиссии стало разоблачение очевидного обмана.

Сам Менделеев делал научные предсказания. К примеру, в одной из статей, которая называлась «Естественная система элементов и применение ее к указанию свойств неоткрытых еще элементов», он предсказал существование нескольких тогда никому не известных химических элементов, в их числе эка-алюминия (Eka-Aluminium).

Все это полностью подтвердилось: в 1875 году французский естествоиспытатель Лекок де Буабодран, исследуя цинковую обманку с горы Пьерфитт в Пиренеях, обнаружил в ней новый элемент, определил некоторые его свойства. Как истинный француз, он, не задумываясь, назвал новый элемент галлием (Gallium) в честь своего отечества - Франции (лат. Gallia). Ему и в голову не пришло связать свою находку со сделанным четырьмя годами ранее предсказанием русского ученого, тем более что, торопясь заявить об открытии, он в спешке неправильно определил плотность вещества.

Когда новость облетела научный мир, Менделеев, который уже знал, какую плотность должен иметь элемент, во всеуслышание заявил, что расчеты француза ошибочны: «Мне наплевать, как вы там его назовете. Хоть японием. Дело не в авторстве. Но плотность его должна быть пять и девять десятых!»

Буабодран оказался упрямцем и настаивал, что открытый им элемент имеет плотность 4,7. В конце концов Менделеев оказался прав, и ученые в один голос заявили: «Да, это действительно эка-алюминий! Вот ведь как! А мы не верили!»


Любовь с первого взгляда


Несмотря на международное признание как ученого, у Менделеева почти не было друзей. Со многими коллегами он открыто конфликтовал. Его главным врагом был великий русский писатель Лев Толстой , который так высказывался о Менделееве: «У него есть много интересных материалов, но выводы ужасающе глупы». Химик в долгу не остался и написал о Толстом: «Он гениален, но глуп».

Менделеев женился на Феозве Никитичне Лещевой (падчерице знаменитого автора «Конька-Горбунка» Петра Павловича Ершова ) в 1862 году. Менделеев тогда еще плохо знал женщин и связал себя узами брака по настоятельному совету старшей сестры Ольги. Феозва была обычной домохозяйкой, которой хотелось, чтобы и ее муж все свободное от основной работы время проводил с ней и их сыном Володей в хозяйственных хлопотах. Однако Менделееву было скучно.

Он стал чаще отлучаться из дома в имении Боблово и дольше оставался в Петербурге. Однажды во время очередного такого «побега» в доме сестры в Петербурге Менделеев встретил Анну Ивановну Попову, дочь казачьего полковника, приехавшую в Петербург поступать в Академию художеств. Таких, как она, он никогда прежде не видел: высокая, статная, с огромными серыми глазами и тяжелыми косами… Менделеев страстно влюбился с первого взгляда. Поначалу эти двое встречались тайно, но со временем слухи дошли до отца Анны. Он потребовал, чтобы женатый Менделеев больше не искал встреч с его дочерью, и отправил ее на всю зиму в Италию. Но Менделеев приехал к своей избраннице в Рим, откуда, ни с кем не простившись, влюбленные сбежали в Африку, а потом в Испанию.

Церковь наложила на брак Менделеева запрет (епитимью), но кронштадтский священник тайно обвенчал Дмитрия Ивановича с Анной Ивановной. В конце концов первая жена все-таки дала согласие на развод, и любовники стали законными супругами. Анна родила Менделееву четверых детей. Впоследствии его дочь Любовь вышла замуж за Александра Блока.

В январе 1907 года Менделеев сильно простудился. Сначала был поставлен диагноз «сухой плеврит», затем врач Яновский нашел у Дмитрия Ивановича воспаление легких. В 5 часов 20 января великого российского химика не стало. Он похоронен на Волковском кладбище в Петербурге.


ЮЛИЯ ИСРАФИЛОВА
Первая крымская N 474, 17 МАЯ/23 МАЯ 2013

Что еще почитать