Марк захаров биография личная жизнь. Марк Захаров: биография, личная жизнь, творчество и интересные факты. Работа в театре и участие в фильмах

Марк Захаров на одну четверть еврей, потому что бабушка по отцовской линии была еврейкой-караимкой. Но он всегда считал себя истинно русским человеком, настоящим патриотом своей родины. Он стал живой легендой советского кинематографа, снял несколько десятков картин, которые пользуются успехом у зрителя на протяжении долгих лет. Он сам писал сценарии к своим картинам и ставил постановки в театре. С 1973 года и до настоящего времени является руководителем прославленного Ленкома.

Марка Захарова знают как известного режиссера и постановщика, снявшего такие культовые картины как «12 стульев», «Обыкновенное чудо», «Формула любви», «Убить дракона».

Детство и юность

Родился Марк Захаров 13 октября 1933 года в Москве. Отца звали Анатолий Ширинкин, в годы революции он был курсантом кадетского корпуса в Воронеже. Несмотря на то, что его отец был дворянином, Анатолий вступил в ряды Красной Армии, и прошел с ней всю гражданскую войну. У него не было постоянной работы, поэтому мужчина подрабатывал в разных местах. Мама Галина Бардина была выпускницей театральной студии Завадского, вела детские драмкружки. Она умерла в пятьдесят четыре, причиной смерти стал разрыв сердца. Дед по маминой линии служил у , после войны уехал в эмиграцию в Австралию. Бабушка по маминой линии Софья Бардина не уехала вместе с мужем, продолжала трудиться в детском доме на должности заведующей.

Родители Марка познакомились в 1931 году. Спустя год после рождения сына Анатолия Ширинкина арестовали, даже не посмотрев на его красноармейское прошлое. Его обвинили по 58-й статье и сослали на три года в ссылку. Мама так и не стала актрисой, бросила свой театр и отправилась вслед за супругом.

В 1943-м умерла бабушка по материнской линии – Софья Николаевна, и им удалось выпросить разрешения вернуться в столицу. Они поселились в двух комнатах коммуналки, которые еле выпросили, и начались тяжелые полуголодные будни.

Отцу удалось получить работу в охране Московского гарнизона, но его опять приговорили к выселению, как бывшего заключенного по политической статье. Мама в то время устроилась на работу в драматический кружок и занималась с детьми. Марка она брала с собой.

Подростку очень нравилось бывать в кукольном театре Образцова. Он успевал на все его представления, параллельно посещал мамин драмкружок и находил время для занятий в театральном кружке при Доме пионеров. Вместе с ним на кружок ходил и .

Окончив школу, Марк так и не знал, куда ему поступать. Мама сразу была категорически против его поступления в театральный, говорила, что профессия у мужчины должна быть серьезной. Он принес документы в приемную комиссию Архитектурного института, но на экзаменах не добрал бал, и не смог пройти по конкурсу. Тогда его целью стала Военно-инженерная академия, но после проверки «родословной» пареньку отказали из-за отца. И вот однажды мама кардинально изменила свое мнение по поводу театрального вуза. Женщина увидела какой-то сон, который посчитала вещим, и настоятельно рекомендовала сыну поступать именно в театральный институт.

Марка такое благословение матери только обрадовало, он пошел пробоваться во МХАТ. Для своего выступления он приготовил «Вересковый мед», читал его так громко и вдохновенно, но приемную комиссию не заинтересовал. Тогда с помощью мамы он подготовил «Песнь о купце Калашникове», и пошел штурмовать ГИТИС. На этот раз попытка была удачной.

Театр

Свою творческую биографию Марк Захаров начал в театре. Его туда пригласили еще в студенческие годы, и со второго курса он был задействован в ролях второго плана. После получения диплома ГИТИСа Захаров был распределен в труппу Пермского драмтеатра.

Он отдал этому театру три года, и за это время начал развиваться еще в нескольких направлениях. Молодому человеку нравилось писать и рисовать. Особенно удачными были его карикатурные зарисовки, которые периодически появлялись на страницах местной печати. Он нашел себе работу на радио, организовал вместе с друзьями различные капустники. Именно в Перми у Захарова был первый опыт режиссерской работы. Марк начал понимать, что он может находить общий язык с актерским составом, к нему прислушиваются, его понимают. А он был полон идей, которые ждали своего воплощения.

В 1959-м Захаров переезжает в Москву. Вместе с ним приехала и жена, актриса Нина Лапшина, с помощью которой он и находит работу в театре им. Гоголя. У него все чаще появляется желание заняться написанием литературных произведений, и он решается попробовать себя в этом виде творчества.

Марк Захаров обладал талантом тонко уловить человеческое естество, и обыграть это с юмором, поэтому такими интересными получились его постановки «Мистификация», «Варвар и еретик». В 1964-м пришло понимание, что он стоит на своеобразном рубеже, после которого нужно что-то менять в своей жизни. Его, как актера, больше не прельщает сцена, ему хочется чего-то большего. Марку Захарову интересна режиссура, и он все свои силы выкладывает именно на этом поприще.

Дебютной постановкой Захарова как режиссера стал «Дракон», который был представлен на сцене студенческого театра МГУ. Это произведение Шварца Захаров использует еще раз, когда в 1988-м решит снимать картину под названием «Как приручить дракона». Именно сцена этого театра стала началом головокружительной режиссерской карьеры Захарова. Она видела множество его удачных проектов, которые с восторгом принимали и зрители и критики.

В 1965-м Захаров устроился в Московский театр сатиры. На этой сцене была сыграна самая известная постановка Захарова «Доходное место». Было дано сорок спектаклей, а потом власти рассмотрели в нем намек, и запретили. Такая же участь ждала и комедию «Банкет», которая стала не менее популярной и любимой зрителем.

В 1973-м Марку Захарову предложили стать руководителем театра «Ленком». Эту должность он занимает и по сей день.

Марк Захаров противник телевизионных версий театральных постановок, которые так вошли в моду в последнее время. Он считает, что с помощью техники можно добиться множества эффектов, но та атмосфера, которая присутствует в зале, тот прямой контакт артистов со зрителем, возможен только на театральных подмостках.

Фильмы

1976 год стал дебютным для Марка Захарова в кино. Он снял свои знаменитые «12 стульев», в главной роли задействовал , и получился настоящий киношедевр.

Следующий фильм по популярности даже превзошел предыдущий. Захаров снял картину «Обыкновенное чудо», в котором главного героя сыграл , и снова оказался на пике популярности и славы. Его фильмы смотрят и пересматривают по много раз, они нравятся людям разных поколений. А спектакли Марка Захарова считают эталоном российского режиссерского мастерства.

В 1983-м состоялись гастроли театра Ленком в Париже. Они привезли свою «Юнону и Авось», которую зрители оценили по самому высшему разряду. В 1989-м Марк Захаров занял депутатское кресло, он был членом компартии, но вышел из нее оригинальным способом – при всех сжег партбилет.

Личная жизнь

В личной жизни актера и режиссера Марка Захарова была только одна женщина – Нина Лапшина, на которой он женился в 1956 году. В 1962 году у них родилась дочка Александра. Нина принимала участие в картине своего мужа – «12 стульев», где стала женой батюшки Федора.

Дочь продолжила династию, и сегодня она одна из ведущих актрис театра Ленком, ей присвоено звание Народной артистки РФ. Александра снималась в картинах отца «Убить дракона» и «Формула любви». Жена режиссера умерла в 2014 году.

Марк Захаров сейчас

В последнее время Марку Захарову приходится участвовать в разбирательствах, связанных с репертуаром театра. В 2016-м из него исключили постановку «Князь», режиссера . Об этом сам режиссер сообщил в соцсетях. После премьеры этого спектакля в сообществе театралов разразился настоящий скандал.

По этому поводу Марк Захаров дал интервью, и сказал, что ему пришлось пересмотреть репертуар театра, и убрать из него все постановки, которые не пользуются успехом у зрителя. В их числе оказался и «Князь», потому что не набиралось достаточного количества зрителей в зале. При этом он отметил, что это временная мера, а сам спектакль не будет навсегда удален из репертуара, его просто на некоторое время «законсервируют».

Марка Захарова интересует не только жизнь в театре, он часто высказывается и на злободневные темы. Именно таким выступлением стало заявление режиссера в 2016-м, с которым он обратился к прессе. Вопрос затрагивал уровень развития отечественной науки и роста промышленности. Захаров подчеркнул, что будущее страны во многом зависит от политики, национальной идеи и духа патриотизма, и призвал развивать у молодежи именно эти качества.

Смерть

Двадцать восьмого сентября 2019 года, в Москве, в возрасте 85 лет Марк Анатольевич Захаров скончался. Причиной смерти стало повторное воспаление легких. Ранее, в конце августа Марк Анатольевич оказался в больнице с диагнозом двусторонней бронхопневмонии. По поводу его кончины выразили свое соболезнование главы государства и Председатель Союза театральных деятелей Александр Калягин.

Избранная фильмография

  • 1972 - Стоянка поезда - две минуты
  • 1976 - 12 стульев
  • 1978 - Обыкновенное чудо
  • 1979 - Тот самый Мюнхгаузен
  • 1982 - Дом, который построил Свифт
  • 1984 - Формула любви
  • 1988 - Убить дракона

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

О биографии, личной жизни и детях которого в канун его юбилея стали писать активно все ведущие СМИ. Это человек-эпоха, создавший свой уникальный театр, собравший в труппу ведущих народных артистов и вложивший в развитие российской культуры огромный вклад.

Его фильмы разошлись на цитаты, зрители все время пересматривают его культовые ленты, а легендарная рок-опера «Юнона и Авось» ставится с неизменным успехом вот уже более 20 лет.

Биография

Марк Анатольевич Ширинкин (именно такую фамилию он получил при рождении) появился на свет 13 октября 1933 года в семье Галины Сергеевны Бардиной и Анатолия Ширинкина. Оба его родителя имеют дворянское происхождение. Дед матери воевал за белых у Колчака и эмигрировал после Гражданской войны в Австралию .

Читайте также: Кокорин и Мамаев: решение суда

В 1941 году он уходит добровольцем на фронт, после войны продолжает служить в гарнизоне столицы. В 1949 г. его снова отправляют в ссылку из-за его дворянского происхождения и наличия судимости.

Любовь к театру маленькому Марку привила его мать Галина Сергеевна, которая сама училась в театральной школе знаменитого Юрия Завадского и потом преподавала в детских театральных кружках. Она ушла из жизни - в 54 года, скоропостижно скончавшись от разрыва сердца. Она водила маленького сына в театральную студию при Москворецком доме пионеров, в которой вместе с Марком занимался будущий знаменитый кинорежиссер и сценарист Андрей Тарковский .

В своих воспоминаниях о детстве Марк Анатольевич говорит о том, что в школе ему было неинтересно, и учился он плохо. Смог подтянуть оценки только в старших классах, чтобы получить хороший аттестат.

Ему больше всего нравилось общаться с отцом во время общих прогулок и занятий, когда он рассказывал о Москве и о разных местных легендах тех городов, где семья жила во время двух ссылок.

include_poll2214

Несмотря на увлечение театром, после школы юноша попытался приобрести более земную профессию, подав документы в инженерно-строительный институт им. Куйбышева. Но он не набрал необходимого количества баллов и по настоянию своей мамы поступил в 1951 году в ГИТИС на актерский факультет. Он закончил обучение в 1955 г. и был направлен в Пермский драмтеатр.

Творческая карьера театрального и кинематографического режиссера

Свои первые занятия режиссурой Захаров начал в Пермском университете в 1956 г., где вел театральную студию для студентов. После возвращения в столицу, он продолжает ставить любительские спектакли, устроившись с помощью своей молодой жены - актрисы Нины Лапшиновой на должность руководителя драмкружка Станкостроительного института.

yandex_ad_2 Также он в 1959 г. поступает на службу в театр им. Гоголя. В 1960 г. он переходит в Московский театр миниатюр, где в это время главным режиссером был писатель Владимир Поляков .

Общение с ним дало необходимый толчок для литературного творчества Марка Захарова, успевшего за свою насыщенную творческую жизнь написать немало сценариев и несколько книг, посвященных театральной жизни Москвы.

В 1964 г. он уходит из театра миниатюр, в котором работала его жена. Уход был рискованным мероприятием, так как Захаров окончательно порывал с профессией актера, решив посвятить свою жизнь режиссерской работе. Его первой творческой лабораторией стал знаменитый студенческий театр МГУ. Супруга и здесь полностью поддержала решение мужа.

Успешная работа в любительском театре привлекла внимание театральной общественности столицы.

Его приглашают в театр сатиры в 1965 г., где он ставит в 1967 г. свой первый спектакль с профессиональными актерским составом - «Доходное место» А. Н. Островского.

Уже через два года вместе с молодыми писателями-сатириками А. Аркановым и Г. Гориным они ставят комедию «Банкет».

Именно после этого спектакля сложился прочный творческий союз режиссера Захарова и писателя Горина, который просуществовал до самой смерти последнего.

Несмотря на огромный успех, обе постановки очень скоро были сняты из репертуара театра из-за идеологического подтекста. Это был сложный период для молодого режиссера, но ему оказал поддержку маститый коллега по цеху - главный режиссер театра Маяковского - Гончаров. Он пригласил опального постановщика к себе для постановки пьесы «Разгром» по одноименному роману А. Фадеева.

В 1973 году он стал художественным руководителем театра им. Ленинского комсомола, который стал его главным детищем. Именно в нем он собрал невероятное количество блистательных советских актеров, на которых держался весь репертуар Ленкома.

Как о самом заметном театральном событии той эпохи до сих пор говорят о:

«Звезде и смерти Хоакина Мурьетты»;

спектакле «В списках не значился»;

«Жестоких играх»;

«Юноне и Авось»;

«Поминальной молитве».

Захаров собрал в своей труппе лучших актеров советской театральной и кинематографической школы:

Николая Караченцева;

Евгения Леонова;

Александра Абдулова;

Александра Ракина.

Все спектакли Ленкома того времени стали настоящими шедеврами советского театрального искусства.

Работа в кино и на телевиденье

Захаров смог создать не только театральные шедевры, но также ставшие культовыми кинематографические и телевизионные ленты. Уже несколько поколений зрителей восхищаются такими фильмами как:

«12 стульев»

«Обыкновенные чудо»;

«Формула любви»;

«Тот самый Мюнхгаузен».

Ко многим фильмам Захаров сам написал сценарий - не только к своим работам, но и к лентам, снятым другими режиссерами.

В личной жизни мастер оказался очень счастливым. Свою будущую супругу он встретил еще в период учебы в ГИТИСе во время работы над студенческой стенгазетой. Сначала отношения не выходили за пределы дружбы.

Но после того как Марк увидел Нину с другим молодым человеком, он сразу же сделал ей предложение.

Молодые супруги долго ждали детей, единственная их дочь Александра родилась только на пятом году совместной жизни.

Жена Марка Захарова всегда во всем поддерживала мужа и была его музой. Именно поэтому тяжелой утратой для самого Марка Анатольевича и его дочери Александры стала смерть Нины Тихоновны в 2014 г. в результате тяжелой и продолжительной болезни на 83 году жизни.

На публичных фото Марк Анатольевич Захаров нечасто был запечатлен со своей женой Ниной Тихоновной, так как она была театральной актрисой, которую практически не снимали. Зрители могут увидеть ее только в одном фильме ее мужа - «12 стульев», где она талантливо сыграла эпизодическую роль жены отца Федора.

У дочери Александры детей нет, так как брак оказался не очень удачным. Супруги разошлись, не заведя ребенка. Александра полностью посвящает себя сцене. Она уже имеет звание Народной актрисы России и работает в театре своего отца.

Марк Анатольевич Захаров - выдающийся режиссер, создавший театр, в котором 45 лет аншлаги, постановщик стольких любимых народом фильмов: «12 стульев», «Обыкновенное чудо», «Тот самый Мюнхгаузен», «Формула любви». Эти картины вошли в золотой фонд отечественной культуры.

Дата рождения: 13 октября 1933 г.
Место рождения: Москва, РСФСР, СССР
Знак зодиака: Весы

Биография Марка Захарова

Родился будущий знаменитый режиссер в коммуналке на Красной Пресне в семье Анатолия Ширинкина (так пишут некоторые источники в интернете) и Галины Бардиной. Отец учился в Воронежском кадетском корпусе, отсидел по 58-й за контрреволюционную деятельность. После освобождения, ему запрещено было долго проживать в столице.

В юности мама Марка мечтала стать актрисой и даже окончила театральную студию Ю. А. Завадского. Но ее актерская судьба не сложилась. Зато она преподавала детям в драмкружках.

Когда началась война, Марку было 8 лет. Их с мамой и бабушкой Софьей отправили в эвакуацию в Татарскую АССР, в Чистополь, где, кстати, во время войны нашли приют поэты и писатели: Борис Пастернак, Марина Цветаева, Леонид Леонов, Арсений Тарковский.

Когда семья Марка вернулась из эвакуации, две комнаты, в которых они жили до войны, были заняты другими людьми. И соседка впустила их к себе пожить.

Марк Захаров и театр

Первая театральная постановка, которая произвела на 7-летнего Марика волшебное впечатление, была «Синяя птица» во МХАТе. Туда его привела бабушка Софья.

На мальчика этот спектакль произвел ошеломляющее впечатление, он увлекся театром и стал заниматься в драмкружке.


Марк Захаров в театре «Ленком»

Потом, после окончания школы, юный Марик рванул сначала в МИСИ, но баллов не добрал. А потом подал документы в Школу-студию МХАТ, где доцент Г.В. Кристи посоветовал Марку не идти в артисты, мол, не его это. Но Марк Анатольевич не в обиде на мастера.

Захаров был упорный малый, он поступил в ГИТИС. Получив актерский диплом в 1955 году, с воодушевлением отправился покорять подмостки Пермской драмы. Здесь же Захаров впервые попробовал себя в режиссуре и познакомился со своей будущей супругой Ниной Тихоновной Лапшиновой.

В 1959 году супруги вместе вернулись в Москву. Марк Анатольевич играл и ставил на сценах студенческого театра МГУ, Московского театра миниатюр, где его увидел известный в то время театральный режиссер Валентин Николаевич Плучек, возглавлявший Театр Сатиры. Он пригласил Захарова ставить спектакли. Сам Марк Анатольевич понимал, что артист он обыкновенный, а в режиссуре что-то знает, понимает, поэтому согласился.


Но в театре его приняли совсем не с распростертыми объятиями. Татьяна Ивановна Пельтцер даже сказала: «Почему, как только человек ничего не умеет делать – так сразу в режиссуру». Однако в дальнейшем Татьяна Ивановна стала любимой актрисой Марка Анатольевича, а он – ее любимым режиссером, за которым она пошла в театр имени Ленинского комсомола. В Театре Сатиры Захаров проработал с 1965 по 1973 годы.
Художественный руководитель театра «Ленком» Марк Захаров (на снимке третий слева) с артистами театра

Случилось так, что глубокого интеллектуального режиссера Анатолия Васильевича Эфроса уволили из театра имени Ленинского комсомола. И театр фактически остался в руинах, потерял в популярности. Этот храм Мельпомены нужно было спасать.

И в 1973 году на пост главного режиссера театра назначают Марка Анатольевича Захарова, который вот уже 45 лет ведет этот корабль.

Личная жизнь

Со своей будущей женой актрисой Ниной Тихоновной Лапшиновой Марк Анатольевич познакомился еще учась в ГИТИСе: она попросила его нарисовать карикатуру в стенгазету. И как попросила: «Ну, пожалуйста, Захаров-Призахаров». Этот лексический талант покорил тогдашнего студента Захарова.
А расписались они в Перми, куда Марк Анатольевич отправился по распределению. К сожалению, в 2014 году Нины Тихоновны не стало.


Марк Захаров с женой Ниной Лапшиновой

В 1962 году родилась дочь Александра, которая впоследствии стала актрисой кино и театра Ленком.


Не все знают, что знаменитый режиссер театра и кино Марк Захаров еще и автор чудесных писем красноармейца Сухова в легендарном «Белом солнце пустыни». Эта лирика, деликатный юмор, эротизм и печаль сочинялись им.

Театральные постановки

Студенческий театр МГУ
1963 - «Дракон»
1964 - «Карьера Артуро Уи»
1966 - «Хочу быть честным»

Театр им. Вл. Маяковского
1969 - «Разгром»

Московский театр миниатюр
1964 - «Неужели вы не замечали?»

Московский театр Сатиры
1967 - «Доходное место»
1968 - «Банкет»
1970 - «Проснись и пой!»
1971 - «Темп-1929»
1972 - «Мамаша Кураж и ее дети»
1973 - «Чудак-человек»

Театр им. Ленинского комсомола (с 1990 года - Театр «Ленком»)
1973 - «Автоград-XXI»
1974 - «Тиль»
1975 - «В списках не значился»
1975 - «Иванов»
1975 - «Ясновидящий»
1976 - «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты»
1977 - «Мои Надежды»
1977 - «Хория»
1977 - «Парень из нашего города»
1978 - «Вор»
1978 - «Революционный этюд»
1979 - «Жестокие игры»
1981 - «Люди и птицы»
1981 - «Юнона и Авось»
1982 - «Чинарский манифест»
1983 - «Оптимистическая трагедия»
1984 - «Проводим эксперимент»
1985 - «Три девушки в голубом»
1986 - «Диктатура совести»
1989 - «Мудрец»
1989 - «Поминальная молитва»
1990 - «Школа для эмигрантов»
1993 - «Безумный день, или Женитьба Фигаро»
1994 - «Чайка»
1995 - «Королевские игры»
1997 - «Варвар и еретик»
1999 - «Мистификация»
2000 - «Город миллионеров»
2001 - «Шут Балакирев»
2002 - «Плач палача»
2004 - «Ва-Банк»
2006 - «Город миллионеров»
2007 - «Женитьба»
2009 - «Вишневый сад»
2011 - «Пер Гюнт»
2013 - «Попрыгунья»
2015 - «Вальпургиева ночь»
2016 - «День опричника»

Фильмография

Режиссер телеспектаклей и фильмов-спектаклей
1969 - «Две комедии Бранислава Нушича»
1969 - «Швейк во Второй мировой войне»
1975 - «Пир во время чумы»
1974 - «Проснись и пой»
1981 - «Парень из нашего города»
1981 - «Именем земли и солнца»
1988 - «Юнона и Авось»
1988 - «Диктатура совести»
1988 - «Три девушки в голубом»
1993 - «Поминальная молитва»
2002, 2011 - «Шут Балакирев»
2004 - «Ва-Банк»
2004 - «Мудрец»
2004 - «Юнона и Авось»
2005 - «Безумный день, или Женитьба Фигаро»
2005 - «Варвар и еретик»
2005 - «Королевские игры»
2005 - «Чайка»
2009, 2012 - «Женитьба»
2011 - «Вишневый сад»
2012 - «Пер Гюнт»
2014 - «Небесные странники»

Режиссер кино
1972 - «Стоянка поезда - две минуты»
1976 - «12 стульев»
1978 - «Обыкновенное чудо»
1979 - «Тот самый Мюнхгаузен»
1982 - «Дом, который построил Свифт»
1984 - «Формула любви»
1988 - «Убить дракона»

Награды и звания

1977 - Заслуженный деятель искусств РСФСР
1980 - Орден Дружбы народов
1987 - Государственная премия СССР
1988 – почетное звание «Народный артист РСФСР»
1991 - почетное звание «Народный артист СССР»
1992, 1997, 2002 - Государственная премия Российской Федерации
1997, 2003, 2008, 2013 – Кавалер орден «За заслуги перед Отечеством» всех четырех степеней
1998 - Орден Святого Станислава
1998 - Золотой Почетный знак «Общественное признание»
2003 - Знака отличия «За заслуги перед Москвой»
2003 - Медаль I степени «За труды и Отечество»
2004 - Орден «Меценат»
2007 - Орден «Меценаты столетия»
2008 - Орден Святого Александра Невского
2011 - Премия правительства Российской Федерации в области культуры
2018 - Герой Труда Российской Федерации
Марк Анатольевич Захаров лауреат нескольких театральных премий: Международная Премия Станиславского, «Хрустальная Турандот», премия им. Г. А. Товстоногова, «Триумф», «Звезда пленительного счастья», театральная премия им. Р. А. Быкова, «Чайка», «Музыкальное сердце театра», «Добрый ангел мира», «Россиянин года», «Звезда Театрала», «Персона года», «Золотой орел», «Золотая маска»

Марк Захаров – советский и российский режиссер театра и кино, актер, сценарист и литератор. С его именем связана целая театральная эпоха, его спектакли становились притчей во языцех, а киноленты разбирали на цитаты. Но начало карьеры вовсе не обещало столь яркого продолжения.

Детство и юность

Марк Анатольевич Захаров родился в Москве в 1933 году. Национальность режиссера – русский. Во время революции отец Марка учился в Воронежском кадетском корпусе. Мужчина поддержал красноармейцев, вступив в ряды армии, и прошел долгий путь от Воронежа до Варшавы. После гражданской войны работал в военно-физкультурной сфере. Мать будущего режиссера мечтала о карьере актрисы. Женщина училась актерскому ремеслу у Юрия Завадского.

В 1934 году отца семейства арестовывают, вменяя 58 статью. За контрреволюционную деятельность приговаривают к 3 годам в неволе и ссылке. Мать оставила мечты о театральном будущем, уехав за супругом. Потом отцу запрещали въезд в Москву. Мать, оставшись без мужа, много работала. Марк часто общался с бабушкой по линии матери – Софьей Николаевной. Женщина в то время работала заведующей детским домом.

View this post on Instagram

Марк Анатольевич Захаров (настоящая фамилия - Ширинкин). Родился 13 октября 1933 года в Москве - умер 28 сентября 2019 года в Москве. Советский и российский режиссёр театра и кино, сценарист, педагог, профессор. Народный артист СССР (1991).

Мать - Галина Сергеевна Бардина - окончила театральную студию Юрия Завадского, преподавала в детских драмкружках. Умерла от разрыва сердца в 54 года. Дед по материнской линии был белым офицером, воевал в армии Колчака, затем эмигрировал в Австралию. Его жена Софья Николаевна Бардина решила остаться в России, работала заведующей детского дома.

Отец - Анатолий Ширинкин - обучался в Воронежском кадетском корпусе, с началом революции вступил в Красную армию. Впоследствии перебивался случайными заработками. В 1934 году был арестован по 58-й статье на три года с последующей высылкой. Участник Великой Отечественной войны, по окончании служил в Московском гарнизоне. В 1949 году был снова выслан как ранее судимый. Умер в преклонном возрасте. Дед по отцу был русским дворянином, революционером, занимался журналистикой, погиб на фронте во время Первой мировой войны.

Его родители познакомились в 1931 году.

"Отец рассказал, что мой дед был женат на еврейке-караимке, стало быть, заключил я, мой отец наполовину еврей, я - на четверть", - рассказывал Марк Анатольевич. При этом он отмечает, что, будучи на четверть евреем, "всегда считал себя русским, хотя отец потом признался, что в роду изначально, с XIII века, присутствовала ещё и татарская кровь".

С детства Захаров увлекся театром, занимался в театральных коллективах Москворецкого дома пионеров. Кстати, вместе с ним занимался будущий кинорежиссер .

После школы он подавал документы в Московский инженерно-строительный институт имени Куйбышева, однако на экзаменах не набрал необходимое количество баллов.

По настоянию матери, увидевшей, по словам Захарова "вещий сон", он решил поступать в театральный вуз. Летом 1951 года Захаров стал студентом Государственного института театрального искусства имени А.В. Луначарского (ГИТИС, с 1991 года преобразован в РАТИ - Российскую академию театрального искусства).

В 1955 году окончил актёрский факультет ГИТИСа, где его педагогами были И. М. Раевский, Г. Г. Конский, П. В. Лесли).

Еще на втором курсе он начал играть небольшие роли на сцене московских театров имени В.В. Маяковского и имени М.Н. Ермоловой.

С осени 1955 года - актёр Пермского областного драматического театра.

Режиссурой начал заниматься в 1956 году в самодеятельном студенческом коллективе Пермского университета, некоторые из его учеников получили известность. Именно там, по его словам, почувствовал, что студентам с ним интересно, и он продолжительное время может "держать внимание большого коллектива людей" и руководить постановочным процессом.

Перебравшись в Москву, Захаров продолжил заниматься и режиссурой: благодаря жене, актрисе Нине Лапшиновой, он устроился руководителем драмкружка в Станкостроительном институте.

В 1959 году Захаров устроился на работу в Московский театр имени Гоголя, а в 1960 году перешел в Московский театр миниатюр. Коллективом в тот период руководил писатель Владимир Поляков, под чьим непосредственным воздействием Захаров "приобрел очень ценный и необходимый режиссеру литературный навык".

В 1964 году Захаров ушел из Театра миниатюр, где работал вместе с женой. В тот период Лапшинова поддержала его решение начать работать режиссером в Студенческом театре МГУ. Этот театр стал той "стартовой площадкой", с которой Захаров "вошел в профессиональную режиссуру".

В 1965 году Захаров был приглашен в качестве режиссера в Московский театр сатиры. Поставленный им в 1967 году спектакль «Доходное место» по А.Н. Островскому стал первым его режиссерским успехом на профессиональной сцене.

В 1969 году Захаров стал режиссером комедии и Григория Горина «Банкет» (он стал первой совместной работой режиссера с Гориным, в будущем - соавтором многих спектаклей Захарова). Оба спектакля, несмотря на успех у публики, были запрещены по идеологическим соображениям. Захаров отмечал, что в то время его режиссерская профессия "повисла на волоске", и лишь помощь Гончарова, который предложил режиссеру поставить на сцене возглавляемого им театра имени Маяковского «Разгром» Александра Фадеева, помогла ему остаться в профессии.

В 1973 году Захаров был назначен главным режиссером Московского театра имени Ленинского комсомола (с 1991 года - Московский театр Ленком). Его постановки на сцене театра: «Автоград XXI» (Юрий Визбор, Захаров, 1973), «Тиль» (Горин, музыка Геннадия Гладкова, 1974), «В списках не значился» (Визбор по мотивам произведения Бориса Васильева, 1975), «Звезда и смерть Хоакина Мурьетты» (Павел Грушко по произведениям Пабло Неруды, музыка Алексея Рыбникова, 1976), «Жестокие игры» (Алексей Арбузов, музыка Гладкова 1979), «Юнона и Авось» ( , музыка Рыбникова, 1981), «Оптимистическая трагедия» (Всеволод Вишневский, 1983), «Три девушки в голубом» (Людмила Петрушевская, 1985), «Диктатура совести» (Михаил Шатров, 1986), – стали событиями в культурной жизни страны. Многие из этих спектаклей называли украшением репертуара Ленкома на долгие годы.

Отвечавшая духу времени художественная идеология Захарова окончательно оформилась в конце 1980-х годов. Среди театральных работ этого времени следует выделить спектакли «Мудрец» (по Островскому, 1989), «Поминальная молитва» (Горин по Шолом-Алейхему, 1989), «Школа для эмигрантов» (Дмитрий Липскеров, 1990) «Безумный день, или Женитьба Фигаро» (Пьер Огюстен Бомарше, 1993), «Чайка» (Антон Чехов, 1994), «Королевские игры» (Горин - Шандор Каллош по мотивам пьесы Максвелла Андерсона, 1995), «Варвар и еретик» (по роману Федора Достоевского, 1997), «Мистификация» (Нина Садур, 1999), «Шут Балакирев» (Г.Горин, 2001), «Плач палача» (на темы Фридриха Дюрренматта и Жана Ануя, 2003), «Ва-банк» (по Николаю Островскому, 2004), «Женитьба» (по Николаю Гоголю, 2007).

Успех постановок Ленкома, по мнению самого Захарова, заключался в том, что театр "стремится следовать великим заветам мхатовских учителей, но больше всего боится скуки, когда все уже все понимают, что происходит и, главное, что должно произойти". С ним соглашались и критики, отмечавшие, что спектакли Захарова "существуют не по законам драматического театра, а по законам Зрелища: все, что происходит (или просто находится) на сцене, должно быть эффектным - и декорация, и костюмы, и шутки, и песни".

Захаров не раз говорил, что главное в его жизни достояние и гордость - звездная плеяда актеров Ленкома. На сцене театра в разные годы играли такие талантливые мастера сцены, как , , Виктор Раков, Сергей Степанченко и другие.

Марк Захаров много и успешно работал в кино и на телевидении, в частности, экранизировал ряд пьес Евгения Шварца и Григория Горина в жанре фантастической притчи.

Среди его кинофильмов - любимые кинозрителями «Двенадцать стульев» (1976), «Обыкновенное чудо» (1978), «Тот самый Мюнхгаузен» (1979), «Дом, который построил Свифт» (1983), «Формула любви» (1984), «Убить дракона» (1988). Выступал Захаров и как сценарист, автор и соавтор сценариев таких фильмов, как «Белое солнце пустыни» (1969; ему принадлежит авторство писем главного героя красноармейца Сухова), «Земля Санникова» (1972), «Звезда пленительного счастья» (1975) и другие.

Марк Захаров на съемках фильма "Двенадцать стульев"

Общественно-политическая позиция Марка Захарова

В 1989 году был избран народным депутатом СССР от Союза театральных деятелей СССР. Состоял в КПСС. В прямом эфире программы «Взгляд» сжёг свой партийный билет.

В октябре 1996 года он стал членом Совета по культуре и искусству при президенте РФ Борисе Ельцине, однако в ноябре 2001 года, когда новый президент России Владимир Путин издал указ о признании недействительным указа Ельцина о создании Совета по культуре, был создан новый орган с прежним названием, Захаров в его состав включен не был.

В марте 2014 года значился в числе тех, кто подписал обращение деятелей культуры Российской Федерации в поддержку политики президента РФ В. В. Путина по отношению к Украине. Однако позже заявил, что не ставил своей подписи под «фальшивкой провокационного характера» и добавил, что с предложением подписать письмо в поддержку Путина к нему никто не обращался.

Являлся доверенным лицом Всероссийской партии «Единая Россия» на выборах в Государственную думу VII созыва.

Педагогическая деятельность Марка Захарова

Работу в театре Марк Захаров много лет сочетает с преподавательской деятельностью. Ещё в 1983 году художественный руководитель Московского академического театра имени В.В. Маяковского А.А. Гончаров пригласил его в ГИТИС преподавать режиссуру.

Марк Захаров - профессор кафедры режиссуры РИТИ. Он секретарь Союза театральных деятелей РФ, член Союза кинематографистов СССР, академик Академии российского телевидения (1997), академик Международной академии творчества (2000), академик Российской академии кинематографических искусств «НИКА», академик Национальной академии кинематографических искусств и наук России, член СП Москвы (1999).

Умер 28 сентября 2019 года в Москве от воспаления легких. Марк Захаров 1 октября рядом с могилами Станислава Говорухина, Олега Табакова и Леонида Броневого.

Марк Захаров в программе "Сегодня вечером"

Рост Марка Захарова: 175 сантиметров.

Личная жизнь Марка Захарова:

Супруга - (10.05.1932 - 10.09.2014), актриса.

Они поженились в 1956 году. В 1962-м у пары родилась дочь Александра. В кино самой известной работой Лапшиновой стала роль жены отца Федора в картине Марка Захарова «12 стульев».

Дочь - - актриса «Ленкома», Народная артистка Российской Федерации.

Фильмография Марка Захарова (режиссер):

1969 - Швейк во Второй мировой войне (телеспектакль, совместно с Алиной Казьминой)
1972 - Стоянка поезда - две минуты (с А. С. Орловым)
1975 - «Пир во время чумы»
1976 - Двенадцать стульев
1978 - Обыкновенное чудо
1979 - Тот самый Мюнхгаузен
1982 - Дом, который построил Свифт
1984 - Формула любви
1988 - Убить дракона

Фильмография Александра Митты (сценарист):

1969 - Белое солнце пустыни (принимал участие - письма красноармейца Сухова)
1972 - Стоянка поезда - две минуты
1973 - Земля Санникова
1975 - Звезда пленительного счастья
1978 - Обыкновенное чудо
1987 - Честь имею
1988 - Убить дракона
1989 - Узник замка Иф

Фильмография Александра Митты (продюсер):

1970 - Умеете ли вы жить? - эпизод




Что еще почитать