Можно ли сделать пропущенный намаз. О временах намазов и о возмещении пропущенных молитв. Сочетание долговых молитв с дополнительными

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

О необходимости соблюдения последовательности при совершении нескольких молитв, пропущенных по приемлемой шариатом причине

Джабир (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Умар ибн аль-Хаттаб пришел во время битвы у Рва после захода солнца и стал ругать неверных-курайшитов, затем сказал: “О посланник Аллаха, едва я успел закончить послеполуденную (‘аср) молитву, как солнце начало уходить за горизонт!” А Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Клянусь Аллахом, а я вообще не совершил ее!» Затем пророк (мир ему и благословение Аллаха) и мы взяли омовение и совершили послеполуденную (‘аср) молитву, когда солнце уже зашло, а затем и вечернюю (магъриб) ”. аль-Бухари 598, Муслим 209.
Этому мнению, что возмещать молитвы следует, соблюдая их последовательность, отдали предпочтение большинство ученых. См. “аль-Мугъни” 1/607, “Найлюль-аутар” 2/36.
Если же человек не зная этого, возместил молитвы не по порядку, то ему ничего не следует переделывать, поскольку незнание является оправданием. Об этом говорили ханафиты и этому мнению отдал предпочтение шейхуль-Ислам Ибн Таймия. См. “аль-Инсаф” 1/445.
В каких случаях может быть оправдано несвоевременное совершение молитвы

Если человек проспал или забыл совершить молитву

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто забыл о молитве или проспал ее, то искупление этому будет совершение этой молитвы, как только он вспомнит о ней ». Муслим 1/477.
Человек должен предпринять все усилия для того, чтобы не просыпать молитвы. И если человек знает, что через пять минут наступит время молитвы, то ему не следует ложиться спать!
Также ученые говорили, что если человек настроил будильник, к примеру, на 8 часов, зная, что время утренней молитвы выходит в 6 часов, то он расценивается как тот, кто сознательно оставил намаз, по причине чего впал в неверие! Подобное говорили шейх Ибн Баз и шейх Ахмад ан-Наджми.

Не совершение молитвы из-за принуждения

Принужденный человек имеет оправдание перед Аллахом, в чем нет среди ученых разногласий. См. «аль-Маджму’» 3/67, «аль-Ашбах уа-назаир» 208.

Опасения за свою жизнь, когда молящемуся что-либо угрожает

Сообщается от Анаса (да будет доволен им Аллах), что когда при сражении Тустара ситуация усложнилась, сподвижники пропустили утреннюю молитву и совершили ее только после восхода солнца. аль-Бухари 2/172. См. также “аль-Мухалля” 2/244 «Найлюль-аутар» 2/36, «Шархуль-мумти’» 2/23.

Следует ли возмещать молитву, пропущенную без приемлемой шариатом причины?

Нет сомнения в величии греха того, кто сознательно пропустил время, отведенное для молитвы, без шариатской на то причины. Среди ученых были те, кто даже считал такого человека неверным. Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “Ибрахим ан-Наха’и, аль-Хакам ибн ‘Утайба, Айюб ас-Сахтияни, ‘Абдуллах ибн аль-Мубарак, Ахмад ибн Ханбаль и Исхакъ ибн Рахауейх говорили, что тот, кто оставит сознательно одну молитву и не совершит ее без причины в установленное время, и откажется ее возмещать, и скажет: «Я не буду совершать намаз!», тот неверный, чье имущество и кровь становятся дозволенными! Если он покается и вновь станет совершать намаз, то его покаяние принимается, а в противном случае его казнят и не наследуют от него! ” См. “аль-Истизкар” 2/149.
Также Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Появятся после меня правители, которые будут пропускать время молитвы. Поэтому вы молитесь вовремя, а за ними делайте добровольную молитву!» Муслим 2/127. Ученые говорили, что в этом хадисе доказательство на то, что эти правители не становятся неверными, намеренно упуская времена, отведенные для молитв. А если бы они становились по этой причине неверными, то пророк (мир ему и благословение Аллаха) не повелел бы совершать за ними молитву!” См. “ат-Тамхид” 4/234.
Однако вопрос в следующем: Обязан ли человек, пропустивший без причины намаз, восполнить его?
Большинство ученых и имамы четырех мазхабов считали, что человек, пропустивший молитву без причины, непременно обязан ее восполнить. Однако это мнение не имеет под собой прямых аргументов из Корана и Сунны, а опирается на аналогию с некоторыми хадисами.

Примечание:

Тут необходимо отметить, что не всегда шариатское положение опирается на прямое указание из Корана или Сунны. Есть множество случаев, когда оно вытекает из косвенных доказательств. Например, в Исламе нет прямого указания на запрет совместного пребывания посторонних друг другу мужчин и женщин (ихтилят), однако есть множество указаний в Коране и Сунне, из которых извлекается запрет этого. Так, Всевышний Аллах говорил: «Пребывайте в домах своих и не наряжайтесь так, как наряжались во времена первого невежества!» (аль-Ахзаб 33: 33).
А посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллах) говорил: «Наибольшего довольства своего Господа женщина заслуживает тогда, когда пребывает в своем доме!» Ибн Хузайма 3/93, Ибн Хиббан 12/412, аль-Баззар 5/428, ат-Табарани 9/295. Достоверность хадиса подтвердили имам ад-Даракъутни, хафиз аль-Мунзири и аль-Хайсами.
Он также сказал: «Самыми лучшими рядами в молитве для мужчин являются первые ряды, а самыми худшими – последние. Среди женщин же самыми лучшими рядами являются последние, а худшими – первые». Муслим 4/159.
Он также сказал: «Ни в коем случае не входите к посторонним женщинам!» Кто-то спросил: “О посланник Аллаха, а что ты скажешь о родственниках мужа?” На это ответил: «Такой родственник – это гибель!» аль-Бухари 5232, Муслим 5/153.
Он также сказал: «Пусть никто из вас ни в коем случае не остается наедине с посторонней женщиной, если только не будет с ней близкого родственника (махрам)!» аль-Бухари 5233, Муслим 9/109.
Таким образом, становится предельно ясно, что совместное пребывание посторонних друг другу мужчин и женщин в Исламе запрещено, несмотря на отсутствие прямого текста из Корана и Сунны на запрет этого!
Среди имамов были такие, кто заявлял, что все ученые были единогласны в обязательности восполнения такой молитвы, и что никто не считал иначе, кроме Ибн Хазма.
Во-первых , это заявление опроверг хафиз Ибн Раджаб в «Шарх Сахих аль-Бухари» 5/148, сказав, что в этом вопросе нет единогласного мнения.
Во-вторых , многие ученые, как из числа первых, так и последующих поколений считали, что пропустивший молитву без шариатской причины не возмещает ее, а приносит искреннее покаяние. Этого мнения придерживались многие сподвижники, среди которых ‘Умар ибн аль-Хаттаб, Ибн ‘Умар, Са’д ибн Абу Уаккъас, Сальман аль-Фариси и Ибн Мас’уд (да будет доволен ими Аллах), которые считали, что молитва, пропущенная без причины, не восполняется. Имам Ибн Хазм говорил: “И нам неизвестно, чтобы кто-либо из сподвижников противоречил им в этом вопросе ”. См. “аль-Мухалля” 2/235.
Также этого мнения придерживались и многие последователи, среди которых аль-Къасим ибн Мухаммад, Мухаммад ибн Сирин, аль-Хасан аль-Басри, ‘Умар ибн ‘Абдуль-‘Азиз и Мутариф ибн ‘Абдуллах. Также этому мнению отдали предпочтение такие имамы, как аль-Хумайди, аль-Джузджани, аль-Барбахари, Ибн Батта, Дауд, ‘Изз ибн ‘Абду-Ссалям, Ибн Таймия, Ибн аль-Къайим, аш-Шаукани, аль-Альбани, Ибн Баз, Ибн ‘Усаймин и др. См. “Маджму’уль-фатауа” 40/22, “аль-Инсаф” 1/443, “Найлюль-аутар” 2/31, “Сахих фикъху-Ссунна” 1/258.
Имам Ибн Батта говорил: “Известно, что у молитв есть свое время, и тот, кто совершит молитву до наступления ее времени, она у него не будет принята, так же как и у того, кто совершит ее после окончания ее времени!” См. “Фатхуль-Бари” 5/147, Ибн Раджаб.
Имам аль-Барбахари сказал: “Аллах не примет обязательные молитвы, кроме как совершенные в свое время, если не считать того, кто забыл, ибо он имеет оправдание и совершает молитву сразу же, как вспомнит о ней!” См. “Фатхуль-Бари” 5/148.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Не узаконено возмещение молитвы для того, кто пропустил ее без причины, и эта (возмещаемая) молитва недействительна! Он должен совершать больше добровольных молитв (в качестве покаяния), и это мнение группы из числа саляфов!” См. “аль-Ихтиярат” 34.
Шейх аль-Альбани говорил: “Слова тех, кто считает обязательным восполнение молитвы, пропущенной сознательно без приемлемой причины, не опираются на доказательство. Возмещение подобной молитвы не имеет смысла, поскольку совершение молитвы вне ее времени подобно совершению молитвы до наступления ее времени. Нет в этом никакой разницы!” См. “ас-Сильсиля ад-да’ифа” 3/414 и “ас-Сильсиля ас-сахиха” 1/682.
Таким образом, мы видим, что заявления о том, что в этом вопросе есть единогласное мнение (иджма’), не соответствует истине, так же как не соответствует истине и то, что это было мнением лишь Ибн Хазма.
Мнение ученых, не признающих восполнение подобных молитв, является наиболее правильным по нескольким причинам:
Во-первых , Всевышний Аллах установил для каждой молитвы свое время, сказав: «Поистине, молитва предписана для верующих в определенное время» (ан-Насаи 4: 103).
Во-вторых , нет никаких велений от Аллаха или Его пророка (мир ему и благословение Аллаха), указывающих на необходимость возмещения пропущенной без причины молитвы. Что касается сравнения с тем, кто проспал или забыл, то данная аналогия неправильна, потому что для того, кто проспал или забыл совершить молитву, ее совершение и является полноценным искуплением, тогда как для пропустившего молитву без причины ее восполнение уже не будет являться искуплением.
В-третьих , если бы был обязан возмещать молитву и тот, кто пропустил ее без причины, то какой смысл пророку (мир ему и благословение Аллаха) связывать ее возмещение с такими причинами как забывчивость или сон?!
В-четвертых , вопрос возмещения и искупления относится к велениям шариата, где не дозволено обязывать никого ничем, кроме того, чем обязал Аллах и Его пророк (мир ему и благословение Аллаха). Ведь нет текста, указывающего на подобный вид поклонения, как восполнение пропущенных без причины молитв, а Аллах сказал: «И Господь Твой не забывает!» (Марьям 19: 64).
В-пятых , вопрос возмещаемой молитвы не в ее время связан не только с искуплением, а еще и с тем, является ли вообще действительной такая молитва. Ведь восполнение молитвы относится к поклонению, а известно, что любое поклонение в своей основе запретно и недействительно, кроме того, на что пришло указание в шариате.
Разве те, кто обязывает совершить пропущенную без шариатской причины молитву, смогут сказать, что этой молитвой обязал Аллах или же Его пророк (мир ему и благословение Аллаха)?! Несомненно, нет, поскольку нет на это никакого веления ни в Коране, ни в Сунне! Если же они скажут, что этой молитвой Аллах не обязал, но ее нужно возместить, на всякий случай, то на это и хочется обратить внимание, так как с подобным доводом множество ученых несогласно. А пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто внесет в наше дело (религию) то, что не имеет к нему отношения, то оно будет отвергнуто!» Муслим 1/224.
Ведь сколько мусульман впало в заблуждение, опираясь на то мнение, что молитву, пропущенную без причины, можно восполнить! И сколько же мусульман по непонятным причинам не совершают пятикратную молитву вовремя, а затем, ночью восполняют по порядку чуть ли ни все пять молитв, пропущенные в течение дня, думая, что тем самым они искупили свой грех!
То же самое обстоит и с тем, кто, будучи мусульманином, оставил молитвы и не совершал их сознательно несколько лет. Ему не следует их возмещать, но следует принести искреннее покаяние за столь великий грех! Если, как уже было сказано, не возмещается даже одна пропущенная без причины молитва, то естественно, что молитвы, пропущенные в течение длительного периода, не восполняются тем более. См. “Сахих фикъху-Ссунна” 1/260.
Также некоторые мусульмане велят человеку, принявшему Ислам возмещать все молитвы, которые он должен был совершать с достижением совершеннолетия. Это является излишеством и усложнением религии, которую Аллах сделал легкой для Своих рабов, сказав: «И Он не сделал для вас в религии никакого затруднения» (аль-Хадж 22: 78) . Ведь подобное утверждение мало того, что не опирается ни на какой аргумент, но еще и может оттолкнуть покаявшегося человека от Ислама! Это мнение не имеет под собой никакой основы, и не пришло никаких сообщений о том, чтобы посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) возмещал сам или приказывал своим сподвижникам восполнять молитвы, а наоборот говорил: «Принятие Ислама стирает все грехи, которые были до него» . Ахмад 4/198. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным.
Имам Ибн Наср аль-Маруази говорил: “Мусульмане не разногласили в том, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) не обязывал никого из неверных, принявших Ислам, возмещать что-либо из обязательных предписаний! ” См. “Та’зыму къадри-ссаля” 1/186.

Вопрос: Обязательно ли возмещать пропущенные намазы?

Ответ: Хвала Аллаху, Господу миров. Наилучшее благословение и наиполноценное приветствие нашему господину Мухаммаду, его семейству и всем сподвижникам. Далее:

Мусульманские богословы едины во мнении, без каких-либо разногласий, что пропустивший молитву по забывчивости или проспав обязан возместить её. Об этом гласит благородный хадис Посланника Аллаха ﷺ : «Проспавший молитву или пропустивший её по забывчивости пусть прочитает её, когда вспомнит о ней!» . Хадис привёл имам Абу Давуд, да будет доволен им Аллах.

من نام عن الصلاة أو نسيها فليصلها إذا ذكرها

Кроме того, среди мусульманских богословов нет никаких разногласий относительно необязательности возмещать посты женщинам, пропустившим их из-за месячных или послеродовых выделений. Таким женщинам грешно совершать намаз, потому что Посланник Аллаха ﷺ сказал Фатиме дочери Абу Хубайша: «Когда у тебя начнутся критические дни, оставь молитву!» . Хадис привёл имам аль-Бухари.

إذا أقبلت الحيضة فدعي الصلاة

К тому же известны слова сподвижницы Пророка ﷺ Муазы, да будет доволен ею Аллах, которая сказала, что спрашивала Аишу. «Я спросила: "Почему женщина возмещает посты, но не возмещает намазы, пропущенные из-за месячных?" Аиша сказала: "Ты харуритка?!" (Харура’ – местность хавариджей; Аиша этими словами хотела сказать, что не нужно быть излишне строгой и усложнять подобно хавариджам). Я ответила: "Нет, я просто хочу знать". Аиша промолвила: "Нам было велено возмещать посты, пропущенные из-за критических дней, но не велено возмещать намазы"» . Хадис привёл имам Муслим.

ولما روت معاذة قالت: سَأَلْتُ عَائِشَةَ فَقُلْتُ: مَا بَالُ الْحَائِضِ تَقْضِي الصَّوْمَ وَلَا تَقْضِي الصَّلَاةَ, فَقَالَتْ: (أَحَرُورِيَّةٌ أَنْتِ) ـ نسبة إلى حروراء موطن الخوارج, تريد أن تقول لها: أتتشددين كالخوارج ـ قُلْتُ: لَسْتُ بِحَرُورِيَّةٍ وَلَكِنِّي أَسْأَلُ, قَالَتْ: (كَانَ يُصِيبُنَا ذَلِكَ فَنُؤْمَرُ بِقَضَاءِ الصَّوْمِ وَلا نُؤْمَرُ بِقَضَاءِ الصَّلَاةِ) رواه مسلم .

Что же касается тех молитв, которые пропущены умышленно, то подавляющее большинство учёных ханафитов, маликитов, шафиитов и маликитов считает обязательным возмещение умышленно пропущенных молитв, если они были пропущены не из-за отрицания в их обязательности. Поскольку отрицающий обязательность чтения молитвы становится вероотступником и неверным, да остережет нас Всевышний Аллах от этого! Ему (ставшему вероотступником и неверным) не обязательно возмещать пропущенное им из обязательного поклонения Аллаху в период своего вероотступничества, это по мнению ханафитских, маликитских и ханбалитских учёных. А по мнению шафиитских богословов, вероотступник обязан возместить пропущенное им в период вероотступничества обязательное поклонение, если в последующем он примет Ислам.

Практически все богословы утверждают, что умышленно пропустивший обязательную молитву, зная и веря, что её совершение обязательно, должен возместить её. Ибо Посланник Аллаха ﷺ обязал возмещать намаз даже пропустившего его по забывчивости или же проспав, так что же говорить о том, кто пропустил его осознанно, признавая обязательность его (намаза) совершения. А Аллах знает лучше!

Ахмад Шариф ан-Наасан, муфтий региона аль-Баба, Сирия

Как я могу возместить намазы, не совершенные мной ранее?

Намаз является обязанностью каждого мусульманина.

Как взятые в долг деньги необходимо возвращать вовремя, так же следует исполнять свой долг по отношению к намазу.

Намаз может быть пропущен умышленно, или же по уважительной причине. Умышленное невыполнение обязательного намаза вовремя считается большим грехом.

Нужно всячески сторониться этого. В случае такого проступка следует как можно скорее совершить пропущенный намаз, выполнив своё обязательство.

Потому что неизвестно, когда наступит наша смерть. Если она застигнет нас внезапно, мы будем вынуждены отправиться в потусторонний мир с невозвращённым долгом. Несмотря на то, что невыполненный вовремя намаз можно наверстать, и человек избавится от бремени его долга, необходимо отдельно покаяться в совершённом грехе и попросить у Аллаха прощения. Намаз, не сделанный по забывчивости, из-за сна или по уважительной причине, должен быть возмещён без промедлений, как только об этом вспомнили или после исчезновения препятствующих ему обстоятельств. Кроме того, есть ряд причин, по которым намаз пропускается без его возмещения, (например, в критические дни у женщин).

Шариатом требуется обязательное восполнение пропущенного обязательного намаза, а также намаза-витр, состоящего из трёх ракаатов и совершаемого после ночного намаза. Если был пропущен утренний намаз, то сунна восполняется до обеда вместе с фарзом. После обеда сунна не выполняется, возмещается только обязательный намаз. Не выполненные своевременно сунны, которые привязаны к определенному часу, также восполняются позже.

Например, если первые сунны полуденного намаза в мечети не были выполнены дабы не отстать от других верующих, то они выполняются отдельно после фарза и двух последующих ракатов сунн. Если первая сунна пятничного намаза не была сделана до хутбы - проповеди, то она выполняется как пропущенная после двух обязательных ракатов. Если первые сунны дневного и пятничного намаза были сделаны наполовину, то они возмещаются таким же образом в виде четырех ракатов. Сунны других намазов, привязанных ко времени, в случае их невыполнения своевременно не возмещаются. Например, если сунны третьего и ночного намаза не были сделаны перед фардом, то их не делают и позднее.

Пропущенные намазы делаются в том же виде, что и совершенные вовремя: утренний намаз - 2 раката, полуденный - 4, предвечерний - 4, вечерний ¬- 3, ночной - 4 и витр - 3 раката. Определенное время и место для каждого намаза не выбирается. Например, нет ограничений по поводу того, что возмещение пропущенного третьего намаза должно совершаться только в послеобеденное время. Вы можете сделать его в любой удобный для вас час. Не существует также никакого условия возмещать третий намаз до совершения вечернего, а утренний до полуденного.

Опуская «ужасающие последствия» по поводу невыполнения молитв, о которых разглагольствуют некоторые неквалифицированные и категорически настроенные индивидуумы, обратимся к сути вопроса, оставив за каждым человеком право выбирать, действовать и держать ответ самостоятельно за приверженность постулатам религиозной практики или ее полное отсутствие.

Восполнение молитвы (када’), не совершенной вовремя в отведенное для нее время, столь же обязательно, как и сама неукоснительность в выполнении пяти фардовых молитв. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Кто забудет об [обязательной] молитве, тот пусть совершит ее, когда вспомнит. Нет на нем искупления греха (кяффара), кроме как это [то есть совершение пропущенной молитвы, пусть даже с опозданием]» . В своде хадисов Муслима говорится также и о проспавшем молитву, а у ан-Насаи – о том, кто пропустил ее по небрежности .

Исходя из теологического постулата «степень послабления зависит от степени сложности и вынужденности», каждая ситуация, связанная с затруднительностью выполнения обязательных молитв , рассматривается персонифицированно. И если соблюдение молитвенной практики столь невозможно, тогда, как только появится случай, необходимо восполнение, так как обязательная молитва – это долг человека пред своим Создателем. Религия дана человеку не в отягощение его жизни, а в облегчение ее. Всевышний Всеведущ. Как велика его милость, так и справедливо Его наказание.

Аспекты по теме

1. Относительно восполнения не совершенных вовремя молитв у богословов нет никаких разногласий. Для легкости человек может сделать намерение (ният) регулярно выполнять молитвы, пропущенные за весь тот период, когда он не молился, и с каждой обязательной молитвой совершать одну восполняемую . Восполняются только ракяаты фарда. Если сравнивать значимость фардов восстанавливаемых молитв с сунной молитв, выполняемых вовремя, то первое будет намного важнее и весомее. Безусловно, наилучшим считается выполнение полного ежедневного намаза (сунна и фард), затем – восполняемых фардов. Что касается вопроса о том, совершать ли восполняемые молитвы до или после сегодняшних, то, с учетом других канонических положений, желательно совершать восполняемые молитвы до утренней, до или после полуденной, до послеполуденной, после вечерней и до или после ночной молитв.

Допускается совершение восполняемых молитв совместно с другими молящимися (джама‘атом) .

2. Если человек совершил молитву, полагая, что читает ее своевременно, а позже выяснилось, что время ее истекло, то нет необходимости перечитывать совершенную молитву-намаз. Таково мнение как ученых шафиитского мазхаба, так и богословов-ханафитов .

3. Лучше и правильнее с точки зрения Сунны совершить пропущенную молитву сразу, как только появится возможность .

В научных трудах есть упоминания о том, что лучшим временем для молитвы является именно ее временной промежуток в сутках, однако это касается того случая, когда человек протянул не совершенную вовремя молитву аж до следующего дня или когда у него много обязательных долговых молитв, которые он восполняет постепенно. В последней ситуации лучше, если он будет совершать долговые вместе со своевременными: утренняя с утренней, полуденная с полуденной и т.д., хотя может и в любое другое, позволительное для совершения молитвы время .

4. Если человек совершает подряд несколько пропущенных молитв, то верным и правильным будет чтение азана и икамата перед первой молитвой и чтение только икамата перед каждой из последующих. Такое мнение является наиболее распространенным у богословов всех четырех мазхабов . Важно заметить, что чтение азана и икамата как перед своевременной, так и перед долговой молитвами является сунной, то есть желательным, похвальным действием.

5. Все ученые-богословы, кроме богословов-шафиитов, говорят об обязательности (вуджуб) совершения пропущенных нескольких молитв в обычной для них последовательности. Шафииты говорят о желательности (сунна) . Безусловно, это касается тех случаев, когда нет опасения, что за время совершения пропущенных закончится временной промежуток той, что своевременна на данный момент.

Восполнять пропущенные молитвы можно в любое время, за исключением запретных временных промежутков, в течение которых молитва не совершается.

Кто должен восполнять, а кто – нет

1. Человек, осознанно ставший мусульманином, ничего из прошлого восполнять не должен. Единственное, если, например, приняв Ислам, он не сразу начал выполнять обязательную молитву или пропустил обязательный пост, то все это необходимо восполнить.

2. Если человек был абсолютно неверующим, но из числа «этнических мусульман», то, начав исполнение религиозной практики, он так же, как и неофит , ничего не восстанавливает.

3. В случае же, когда человек был носителем постулатов веры, но не соблюдал религиозную практику, необходимо все восполнить начиная с периода полового созревания.

Сочетание долговых молитв с дополнительными

По мнению богословов-шафиитов, при коллективном совершении дополнительных молитв, например «Таравих», человек при соответствующем намерении может восполнять свои долговые молитвы. Они считают, что главным в данном вопросе является схожесть формы совершения молитвы-намаза. То есть, к примеру, обычную обязательную (фард) молитву-намаз можно совершить с дополнительной молитвой (сунной) сообща (коллективно), независимо от того, кто какую выполняет. Каждый из молящихся проговаривает намерение на свою молитву .

Ученые ханафитского мазхаба говорили о том, что совершающий сунну (дополнительную молитву) может присоединиться к выполняющему фард (обязательную), но совершающий фард не может присоединиться к выполняющему сунну .

Молитва «Таравих» является дополнительной молитвой (сунна), поэтому, по мнению богословов-ханафитов, стоя за имамом, совершающим молитву «Таравих», можно сделать намерение на любую дополнительную, но только не на обязательную молитву (фард).

Что же касается практической стороны, то оба мнения обоснованны, поэтому поступать нужно по ситуации и в соответствии с мнением той группы ученых (то есть по мазхабу), заключениям которых человек следует в повседневной религиозной практике.

Путник и восполняемые намазы

Так как по данному вопросу нет однозначного ответа в Коране и Сунне, исламские богословы использовали косвенную аргументацию, в результате которой, в зависимости от того, на чем делался акцент, появилось два основных мнения.

Богословы ханафитского мазхаба, а вместе с ними и ученые-маликиты считали, что молитва восполняется так, в каком состоянии была пропущена. То есть, когда человек пропустил ее, находясь в положении путника, восполнять он ее должен будет именно в сокращенной форме, даже если в этот момент уже находится на месте постоянного пребывания. Если решил восполнить в пути молитву, которая была пропущена во время нахождения на месте постоянного пребывания, то четырехракяатные восполняются им тоже в четыре ракяата.

Богословы шафиитского и ханбалитского мазхабов в своем заключении сделали акцент именно на времени и месте совершения восполняемой молитвы. То, в каком состоянии она была пропущена, не принимается ими во внимание. Важно, каково положение восполняющего ее в момент совершения молитвы. Если он путник, то восполняет четырехракяатную молитву, пропущенную на месте постоянного пребывания, в два ракяата. Когда же молитва была пропущена в пути, а восполняется уже дома, то четырехракяатные так четырехракяатными и остаются .

Хадис от Анаса; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима, ан-Насаи, Ибн Маджа и др. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 3. С. 89, хадис № 597; Джанан И. Хадис ансиклопедисы. Кутуб ситтэ. Т. 7. С. 363, хадис № 2340; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 4. С. 422, хадис № 1555, «сахих».

См.: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 5. С. 135; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 4. С. 423, хадис № 1556 «сахих»; Джанан И. Хадис ансиклопедисы. Кутуб ситтэ. Т. 7. С. 364, хадис № 2341; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 544, хадис № 9059, «сахих»; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. Т. 2. С. 532, хадисы № 603, 604.

Здесь речь идет только об обязательных (фардовых) пяти молитвах.

См., например: Буты Р. Ма‘а ан-нас. Машурат ва фатава. С. 43.

См., например: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]. В 20 т. Египет: Мустафа аль-Баби, 1972. Т. 4. С. 249.

См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 774, 778.

См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 3. С. 90, пояснение к главе № 37.

См.: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 4. С. 249.

Там же. С. 246.

См.: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 4. С. 249; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1156, 1160.

Неофит – новый приверженец определенной религии.

Что касается «формы совершения, отличающейся от обычной», то это, например, погребальная молитва («Джаназа»), молитва по случаю солнечного затмения, праздничная молитва.

См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 223–227.

См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 2. С. 136, 137.

Раздел о пропущенных намазах:

Об оставлении намазов и о наказаниях на том свете тех, кто пренебрегает ими было рассмотрено нами в предыдущих статьях, из коих следовало, что оставлять намазы или же пренебрегать ими категорически не разрешается по шариату. Сейчас речь пойдет о тех наказаниях, которым подвергнутся на этом же свете оставившие намазы люди.

Относительно человека, оставившего намаз преднамеренно имеются разные мнения имамов, одни даже говорят, что он впадает в неверие независимо от того, что он его оставил, признавая или не признавая его, а другие говорят, что этот момент нужно уточнить, оставил ли он намаз, не признавая его обязанность или из-за своей лени. По шафиитскому мазхабу человек не выходит из религии оставлением намаза, если не отрицает его обязательность или не умаляет его достоинство, а оставил из-за лени. Но в любом случае, ему от наказания не уйти, если не покается и не возместит всё, и казнят его с окончанием времени совершения намаза или времени совместного совершения некоторых из них. Например, если человек оставил обеденный намаз, то его казнят после захода солнца, так как обеденный и послеобеденные намазы в некоторых случаях совершаются вместе совмещённо. А если оставленный им намаз утренний, то при восходе солнца.

Примечание:

Нужно обратить внимание на то, что человека за оставление намаза не накажут, если в течение времени данного намаза у него никто не требовал совершить его, и если ему не угрожал имам или его заместитель, что, если он не совершит молитву, то его накажут при истечении времени данного намаза. Правом таким обладает имам или его заместитель.

Его хоронят как мусульманина со всеми почестями. Желательно у такого человека попросить, что бы он покаялся и возместил намаз. А если намаз оставил, отрекшись от него, не признавая его обязанность, то такого казнят как неверного и на мусульманских кладбищах тоже не хоронят, так как он выходит из ислама из-за пренебрежения к важнейшей из его составных частей. Но такое решение в исполнение не приводится в тот же час, а только после трёхдневного заключения его под арест и дав ему возможность подумать над содеянном. В наши дни такие санкции относительно оставляющих намазы применяются в некоторых арабских странах. Но человек должен знать и понимать, что оставлением намаза он становится приговорённым к смерти, приведут её в исполнение или нет. В множестве немусульманских стран мусульмане не практикуют данные решения, так как в любой стране свой устав и свои законы.

Если намазы оставлены без причины, то нужно немедленно приступить к возмещению и направить все своё время на это, за исключением времени, необходимого для жизненно важных моментов: приём пищи, питья и тому подобное. Такому человеку запрещается совершение желательных намазов, пока он не возместит пропущенные обязательные.

А тот, кто пропустил намаз вследствие овладевшего сна или забывчивости неотложно возмещает в желательном порядке. Возмещать намазы следует непосредственно перед своевременными. Таков порядок возмещения пропущенных намазов.

Намазы, пропущенные без причин нужно возмещать раньше пропущенных по определённой причине. Но, если пропущены все, без причин или с причиной, то желательно соблюдать при возмещении такой порядок, например: возмещать утренний перед обеденным и так далее.

Мухаммад Халиков

Преподаватель Дагестанского теологического института им. Саида-афанди



Что еще почитать