Nagato. Линкор Императорского флота Японии. Линкор Нагато. Исторические фотографии. Самурай против ядерного оружия (10 фото) Нагато линейный корабль

Надежды спасти корабли были тщетны, команды не могли взойти на борт для того чтобы исследовать повреждения и предотвратить затопление внутренних отсеков. Не имея возможности как-то побороться за живучесть «Саратоги», американцы бессильно наблюдали, как медленно авианосец соскользнул на дно, встав на ровный киль. «Нагато» тоже, молчаливо взирал, как носовая часть «Саратоги» с номером «3» последний раз мелькнула над водой.

После того, как невозможность дальнейшего изучения «Нагато» ввиду радиации стала очевидной, американцы быстро потеряли к нему интерес. Хотя были высказаны предложения отбуксировать линкор на глубину и затопить, загрязненность делала такие попытки весьма небезопасными. Тем более, что крен на правый борт постепенно очень медленно увеличивался, спустя три дня он составлял 8 градусов. Это было настолько необычно, что многие наблюдатели стали подозревать, что «Нагато» удасться выжить и тем более беспокоило американцев, теперь им нужно было как-то избавляться от «радиактивного линкора»!
Но утром 29 июля, ситуация кардинально изменилась. «Нагато» еще был на плаву, но уже очень сильно осел, так что воды атолла Бикини могли спокойно переливаться на палубу со стороны правого борта и затоплять отсеки под главной надстройкой. Крен достиг 10 градусов, но со стороны казалось, что в таком состоянии корабль может пробыть довольно длительное время – очевидно, затопление постепенно выровняло «Нагато», который продолжал возвышаться над волнами рядом с «Невадой»…
Медленно на атолл опустилась ночь, озаряя поврежденный флот лунным светом. Именно под покровом темноты, «Нагато» ушел на дно, как будто не пристало гордости японского флота тонуть под взорами любопытных американцев, он выбрал свое время. Ранним утром 30 июля, крен неожиданно увеличился, нос корабля задрался, линкор опрокинулся, оседая на морское дно. Никто не знает точного времени, никто не был очевидцем - такой должна быть смерть переполненного достоинством истинного самурая.
Недоумевающих американцев на заре встретило ровная океанская гладь на том месте, где стоял «Нагато» - после 4 дней наблюдений, уже сомневавшихся насчет того затонет ли линкор или нет, но его гибель заметно упрощало положение дел. Позднее, подводные исследования выявили, что «Нагато» лежит на морском дне на правом борту под углом 120 градусов вверх дном, корма разбита, т.к. опустилась на дно первой, но, что любопытно, «мостик Ямомото» оказался неповрежденным – надстройка оторвалась и одной стороной зарылась в ил...
Традиционное СПАСИБО всем кто дочитал эту грустную историю до конца. И до новых встреч на страницах нашего клуба!!!

Первыми абсолютно японскими линкорами выступают корабли типа «Нагато». Их проектирование и строительство полностью происходило на родной земле. Императорский флот ориентировался на суперсовременный британский дредноут « », для которого на ряду с мощным вооружением и усиленным бронированием характерна высокая скорость хода.

Судна «Нагато» (1920г.) и «Муцу» (1921г.) были спущены на воду уже после завершения Первой мировой войны. Поэтому многие элементы корпуса и вооружения создавались на основе анализа наиболее уязвимых мест в ходе сражений. Данным классом линейных кораблей завершалось запланированная в 1907 году постройка 8 линкоров для Императорского флота Японии.

Конструкция и бронирование линкоров типа «Нагато»

Внешний вид новых дредноутов отличался от своих предшественников. Он имел выпуклую палубу, устремленный вперед форштевень (в отличие от предыдущих прямых) и более высокие мачты. Длина судна составляла 221 метр, грузоподъемность могла достигать 39 000 тонн. Носовая часть была нацелена вперед – такая конструкция позволила увеличить судно на 1,5 метра, а главное уменьшить количество брызг при движении.

Четыре паровые турбины Gihon и 21 котел фирмы Kampon обеспечивали корабль мощностью в 80 000 лошадиных сил. Во время первых морских испытаний была достигнута максимальная скорость 26,7 узла. В экономном режиме дредноут мог преодолеть расстояние, равное 10 000 миль. Примечательно, что долгое время были уверены, что «Нагато» может плавать не быстрее 23,5 узла, в первые годы Второй мировой войны реальное положение дел стало для них неприятным сюрпризом.

Бронирование было осуществлено при помощи цементированной стали фирмы Vickers. Главный броневой пояс имел длину 134 метра, выступал над уровнем моря почти на 2 м и еще на 76 см скрывался под водой. Толщина такой массивной конструкции составляла 305 мм. Палуба обшивалась листами от 70 мм до 178 мм. Башни главного калибра имели 356-мм защиту.

Весь корпус линкора был разделен на 1 089 водонепроницаемых отсеков. Даже в случае большой пробоины судно останется на плаву. Подводная часть корабля была оснащена противоторпедной обороной, которая состояла из множества переборок различной толщины.

Вооружение линкоров типа «Нагато»

  • Главный калибр был представлен четырьмя парами 410-мм пушек. Они располагались в носовой части и на корме по линейно-возвышенной схеме. Угол изменения орудий находился в пределах от -5 до +30 градусов. После проведенной модернизации показатель вырос до +43 градусов. Дальнобойность превышала 38 км.
  • Противоминная артиллерия включала 18 140-мм орудий, часть из которых размещалась в казематах.
  • Зенитная артиллерия состояла из четырех пар 127-мм пушек и 10 пар 25-мм установок.
  • Минно-торпедное вооружение содержало 4 подводных аппарата и 2 надводных устройства. В 1936 году данные орудия были демонтированы.
  • С 1925 года на борту «Нагато» стали размещаться гидросамолеты. В разные годы использовались японская и немецкая авиация, которая выполняла разведывательные функции.

Служба

В годы Второй мировой войны оба линкора принимали участие во многих сражениях, выступая против Союзников. Во время нападения на Перл-Харбор дредноуты типа «Нагато» находились поблизости и следили за сражением. Однако в битве за Мидуэй и в заливе Лейте они приняли активное участие.

В 1943 году «Муцу» был пришвартован в порту небольшого японского острова Хашира. Внезапно произошел взрыв. Судно раскололось пополам и ушло под воду, вместе с ним погиб 1 121 член экипажа.

Второй дредноут, носивший имя класса описываемых кораблей, в конце войны находился в плохом состоянии. В результате капитуляции Японии он стал собственностью ВМС США, которые использовали судно для ядерных испытаний.


Линейный корабль Нагато. Япония. Конец 1944г.

Водоизмещение стандартное 38 800 т, полное 43 000 т. Длина максимальная 224,5 м, ширина 34,6 м, осадка 9,5 м. Мощность четырехвальной турбинной установки 82 000 л.с., скорость 25 уз.
Бронирование: главный пояс 330-229 мм, в оконечностях - 102 мм, верхний пояс 203 мм, каземат вспомогательной артиллерии 152 мм, башни и барбеты 305 мм, броневые палубы общей толщиной до 205 мм, рубка 305 мм.
Вооружение: восемь 410-мм и восемнадцать 140-мм орудий, восемь 127-мм зенитных орудий, девяносто восемь 25-мм автоматов.

Данный тип линкоров можно назвать полностью японскими кораблями. Сохранив традиционное для "европейцев" расположение главной артиллерии в четырех башнях, по две в носу и в корме, новые сверхдредноуты получили силуэт, который с годами стал связываться именно с японскими кораблями. Характерными стали красиво изогнутый нос и впервые появившаяся массивная передняя мачта-надстройка, из-за обилия мостиков, рубок и переходов получившая название "пагоды". Действительно, инженеры решили создать конструкцию, которую нельзя "свалить" попаданием крупнокалиберного снаряда. Если учителя-англичане довольствовались треногими мачтами, то их старательные ученики установили массивную семиногую, центральный ствол которой представлял собой шахту лифта, бегавшего вверх-вниз - от палубы до центрального артиллерийского поста на топе мачты. Безусловно, такое сооружение оказалось совершенно "неубиваемым", но английские специалисты и историки вплоть до настоящего времени не перестают напоминать, что их трех "ног" оказалось вполне достаточно для сохранения мачт даже при прямых попаданиях. Японцы, как и американцы со своими "шуховскими башнями", несколько перестарались, потратив драгоценный вес на достаточно бесполезное дело.

В остальном же данный тип оказался уникальным, в нем как бы смешались чисто американские и английские черты. Так, бронирование соответствовало схеме "все или ничего": выше 12-дюймового пояса борт и казематы вспомогательной артиллерии оставались небронированными. Но скорость линкоров заставила бы позавидовать даже столь большого любителя этого тактического элемента, как лорд Джон Фишер. На испытаниях машин в 1920 году один из кораблей "Нагато" легко показал 26,7 узла - ход, приличный даже для линейного крейсера. В сущности, эти суда стали первыми представителями класса новых современных линейных кораблей, имеющих скорость, близкую к скорости бывших линейных крейсеров, но сохранявших вооружение и бронирование линкоров. Даже английские Куин Элизабет - быстроходное крыло Гранд-Флита - уступали японцам в скорости не менее 2 узлов.

Самое интересное состояло в том, что впервые удалось эту высокую скорость скрыть. Во всех справочниках вплоть до второй мировой войны считалось, что "Нагато" имеет "высокую" скорость в 23 узла. Истинные же характеристики стали известны специалистам только после 1945 года.
С 1937 г. «Нагато» принимал участие в войне в Китае. 20-25 августа линкор доставил в Шанхай 2000 солдат 11-й дивизии.
Войну корабль встретил в составе Объединённого флота. До середины 1942 г. линейные силы японского флота, в том числе «Нагато», практически не принимал участие в боевых действиях, отстаиваясь в Хасиродзиме. За это все японские линкоры получили, скорее всего, от моряков с авианосцев, полупрезрительное прозвище «Хасирского флота».
Первой операцией с участием «Нагато» и «Муцу» стал Мидуэй. Оба корабля, а также «Ямато», входили в состав Главных сил адмирала Ямамото. Главные силы, находясь в 300 милях от авианосцев Нагумо, ничем себя не проявили, и фактически являлись лишь потенциальной угрозой для американцев.
На рубеже 1943-1944 гг. «Нагато» неоднократно привлекался к перевозкам войск. Так, 17-26 октября 1943 г. он перевозил армейские части с Трука на атолл Брауна, 1-4февраля 1944 г. на Палау, 16 января - 21февраля 1944 г. в Линга-Роудз.
«Нагато» принял участие в двух крупнейших сражениях 1944 г. на Тихом океане - бою у Марианских островов и бою в заливе Лейте.
19 июня 1944 г. «Нагато» находился в составе соединения В с авианосцами «Дзуньё», «Хийё» и «Рюйхо». В ходе боя линкор не получил повреждений. Уже 2-10 июля 1944 г. доставлял армейские части на Окинаву.
Во время Филиппинского сражения (Лейте) «Нагато» входил в состав соединения А Первого ударного соединения («Ямато», «Мусаси», «Нагато») адмирала Такео Куриты. 24 октября 1944 г. во время атак американской авиации, известных как бой в море Сибуян, «Нагато» получил первые повреждения за всю войну. В него попало три бомбы, одна из которых не взорвалась. Вышла из строя одна из башен главного калибра, пострадала телефонная внутрикорабельная связь. После ложного отхода японское соединение продолжило движение к заливу Лейте, где находились цели - транспорты с десантом. 25 октября в бою у острова Самар японцы не смогли разгромить группу американских эскортных авианосцев. В самый разгар боя Курита приказал отступать. До сих пор ведутся споры о причинах неудачи японцев в этом столкновении. «Нагато» получил здесь ещё две бомбы, не слишком снизившие его боеспособность.
С ноября 1944г. Нагато находился в Куре и Йокосуке. Использовался как зенитная плавбатарея, стоя у пирса… в море больше не выходил, разоружался… 30 августа на борт поднялась американская команда.
Использовался американцами во время испытаний ядерного оружия у атолла Бикини, как корабль-мишень. 29 июля 1946 года во время второго испытания затонул.

Теперь о модели.

В работе использовалось:
Модель фирмы Hasegawa в 350м. масштабе на 1941г.
Набор Lion Roar IJN на сражение в заливе Лейте 1944
Детали от набора WEM, к набору Hasegawa.
Шпаклевка, грунтовка Tamia.
Краски, шпаклевка, лаки Vallejo.

Получил огромное удовольствие от работы с моделью и набором Lion Roar. Сама по себе модель выполнена отлично: очень достоверно, качество литья выше всяких похвал, замечательная детализация. Использование набора Lion Roar приближает уровень детализации к идеалу. Доработок и переделок не много, но все-таки есть.

Выполнен из двух половинок и полутора десятка шпангоутов. После сборки и установки палубы на нос и стыковку палубы и бортов нанёс небольшое количество шпаклёвки. Не понравилась расшивка днища, слишком глубокая, корабль выглядит как обложенный кафелем… Боролся с этим следующим образом: покрыл корпус жидко разведенной шпаклевкой, после полного высыхания, зашкурил. Борт выше ватерлинии закрыл скотчем и покрыл днище тамиевской грунтовкой из баллончика (она дает более толстый слой), после высыхания зашкурил с водой. В итоге, днище корабля стало более похоже на оригинал.

Пластиковые валы винтов срезал, изготовил из стальной проволоки, планирую установить с винтами на готовую модель.

С площадки для гидросамолетов срезал ластиковую имитацию рельсов и рифленые полосы, имитирующие стыки линолеума. Полосы сделал из остатков фототравленных лееров и просто приклеиваю на суперклей. Рельсы будут установлены фототравленные после покраски. Приклеил рифленое фототравленное покрытие, лесенки, поручни... в общем, мелочь, которую можно установить сразу и не поломать-повредить в процессе работы с моделью.

К корпусу, на саморезах, прикрутил подставки из набора. Снимал только перед покраской, затем прикрутил снова. Модель всегда ровно стоит на столе, удерживать можно за подставки, что помогает не «залапать корпус».

Артиллерия:

Все детали выполнены очень аккуратно, проработаны вплоть до заклепочек. Башни необходимо только собрать, обработать стыки и установить фототравленные детали – ограждения и площадку для МЗА. Стволы собирал с масками из набора Lion Roar. Понравились маски, очень «выразительные». Есть возможность сделать орудия в двух положениях.
140мм орудия – смоляные маски и точеные стволы поставил из набора Lion Roar.
Стволы с масками и башни собираю, и буду окрашивать отдельно.

Все надстройки, плавсредства и прочее собирал, окрашивал, «смывал» отдельно. Окончательную сборку корабля делал параллельно с установкой такелажа.

Башни ГК поначалу плохо садились на свои места. Исправить это просто – необходимо укоротить резиновые муфты крепления башен на 1мм.

Последние штрихи – поселить на Нагато целый «рой» МЗА – 1, 2-х и 3-х ствольных установок и установить флаги. Флаги из деколей перевёл на фольгу.

Хочется отметить очень качественные деколи Hasegawa, даны с избытком, хорошо крепятся, очень прочные.

Полностью готовую модель прикручиваю к основанию футляра и покрываю матовым лаком.

Адмирал.

В наборе, в качестве бонуса, вложена оловянная фигурка адмирала Ямомото. Никогда раньше не занимался фигурками, решил попробовать. Фигурку собрал на суперклее, обработал швы надфилем и шкуркой. Загрунтовал тамиевской шпаклевкой для метала. Окрасил акрилами Vallejo, складки одежды затемнил черным пигментом Акан. Немного выделил «сухой кистью», более светлым чем мундир цветом, выпуклости и т.п.

Готовая модель была торжественно помещена в бокс из оргстекла. «Приемка» состоялась в кругу семьи и друзей во время вечера японской кухни. Шампанское об Нагато бить не стали, а вот саке выпили с удовольствием.

Доброго времени суток, любители германского и не только, флота! Сегодня я решил рассмотреть довольно-таки обычный корабль, который часто видят в боях и который, в известной степени, может выдерживать довольно много попаданий бронебойными снарядами при грамотной игре. История создания этого класса кораблей начинается в 1930-м году после подписания Лондонского соглашения, ограничивавшего водоизмещение линкоров в 35 тысяч тонн, а главный калибр – в 16 дюймов или 406 миллиметров (если уж совсем точно, то 406,4 миллиметра).

Так как после подписания Вашингтонского соглашения США были вынуждены пустить на слом ещё недостроенные линкоры типа «South Dakota», встал вопрос о строительстве новых кораблей – «стандартные линкоры» уже не удовлетворяли требованиям по скорости, а кардинально увеличить эту самую скорость без перестройки всего корабля было невозможно (новая силовая установка, новые обводы корпуса). В итоге разработка вариантов новых линкоров продлилась 6 лет – до конца «линкорных каникул», которые устанавливались в 1930-м году тем самым Лондонским соглашением.

Всего было рассмотрено 58 различных вариантов проекта, которые предлагали самые разные вариации размещения вооружения (как вам, например, вариант F с двумя 4-орудийными башнями (356 миллиметров) в корме или вариант А с тремя 3-орудийными башнями (356 миллиметров) в носу, из которых по носу и могли стрелять лишь две?), бронирования (толщина главного пояса варьировалась от 251 миллиметра (вариант IV-A) до 394 миллиметров (вариант V)), мощности силовой установки (от 57 тысяч «лошадей» (вариант 1, период возврата к ограничениям) до 200 тысяч (вариант C1)).

Вооружение. Как уже было сказано, мы имеем главный калибр 410 миллиметров. Много ли это? Я считаю, что достаточно – 4 башни по 2 ствола 410/45 3rd Year Type имеют перезарядку в 32 секунды, поворот на 180 градусов за 47,4 секунды и разброс в 231 метр на 20,5 километрах дальности. Начальная скорость обоих типов снарядов составляет 805 метров в секунду, что даёт нам прекрасную баллистику. Собственно, орудия и их количество и являются поначалу главным препятствием для только взошедших на мостик Nagato командиров – стволов в полтора раза меньше, дальность пониже, как этим вообще попадать и так далее. Но при этом кучность у нас повыше из-за меньшего числа башен плюс больший на 2 дюйма калибр позволяет нашим снарядам наносить больше урона и реже рикошетить.

ПМК. Работает на 5 км, мы имеем 2 калибра, дающие нам в сумме 26 стволов, из которых по 13 смотрят на борт. Увы, по носу у нас смотрят 140-миллиметровки, заряженные бронебойными, поэтому эффективность ПМК сильно ситуативна, в отличие от ПМК немецкой парочки.

Защита. Наш главный бронепояс имеет толщину в 305 миллиметров, в нос и корму до барбетов концевых башен уходят небольшие куски аналогичной толщины, каземат и оконечности имеют толщину в 25 миллиметров – это очень мало, но позволяет «держать» носом снаряды калибром 14 и меньше дюймов. Отдельный разговор про внутреннюю броню, то есть про траверзы. Если у нормальных людей, блин, то есть у нормальных кораблей траверз – это обычно вертикальная бронепереборка от плеча до… Тьфу, от главной броневой палубы цитадели и до днищевых стрингеров, то хитрые японцы создали нечто, достойное пера Фердинанда Порше и его трансмиссии для танка Maus. Если проще, то в носу и корме идут клином две переборки траверза, замыкаясь на барбетах концевых башен, создавая в случае прохода кораблём строго носом поставленный вертикально «щучий нос» ИС-3. Толщина барбетов – 305 миллиметров по всей высоте, боковых граней траверза – 229 миллиметров. Но самая мякотка – защита погребов. Здесь они прикрыты 76-миллиметровой палубой со скосами плюс такой же по толщине противоторпедной переборкой цитадели, а спереди – «крышка» толщиной 254 миллиметра.

Что это нам даёт? В ромбе эти участки могут сыграть как на нас (если перекрываются уходящими в нос и корму 305-миллиметровыми участками пояса), так и против нас – всё зависит от угла, равно как и с боковыми гранями траверзов. В частности, был случай, когда снаряд с Gneisenau, попав в нос Nagato под углом, пробил цитадель, поэтому играть нужно аккуратно.

ПВО. Насколько высока огневая мощь нашего ГК, настолько же спорна наша система противовоздушной обороны. Четыре 127-миллиметровые спарки дают урон в 40 единиц на дистанции в 5 км, девяносто 25-миллиметровых стволов дают нам урон 183 единицы на дистанции в 3,1 км. Немного, но сбить прицел хватит.

ПТЗ составляет 25%, и на том спасибо. Область простирается между крайними башнями в носу и корме.

Маскировка. Корабли нас видят с 17 километров, самолёты – с 13,3 км. Немало? Не спорю, мы заметны как я не знаю что.

Маневренность. 25 узлов скорости, радиус циркуляции в 770 метров и 13,7 секунды перекладки рулей. В целом, средние результаты – хуже нас только Colorado, ибо скорость там намного ниже, а два других корабля банально позже построены, да и прогресс в области котлов и турбин не стоял на месте.

Подведём итоги. Мы имеем тяжёлый молот ГК со средним бронированием, достаточным для парирования ударов линкоров ниже уровнем (кроме Bayern – монстра кайзера Вильгельма), но уже слабо помогающим против наших же орудий. Броня требует внимательности из-за слабости траверзов и довольно оригинальной их конструкции с перекрытием носовым и кормовым поясами. ПВО – на фоне Gneisenau не так эффективно, но сбить пару самолётов из группы поможет. ПМК – будь он полностью фугасным, было бы в разы легче, потому что, увы, механика пожаров в нашей игре имеет довольно кривую реализацию плюс по незащищённым надстройкам всё-таки от бронебойных снарядов много сквозных пробитий. Этот корабль готовит нас к 8 уровню – линейному кораблю (на деле линейному крейсеру) Amagi, у которого ещё лучше орудия и ПТЗ, ещё хуже броня и есть какая-никакая ПВО.

Теперь рассмотрим тактику применения нашего Меча Императора. Первое, что следует запомнить – ближний бой с крейсерами для нас может закончиться плачевно потому что оконечности у нас не защищены и урон от фугасов «заходит» прекрасно. Поворот же башен у нас не самый быстрый и мы можем не успеть, скажем, уклониться от торпед и навести башни на цель. Наша схема брони диктует нам дистанцию боя в 12-17 км – на таком расстоянии нам хватит времени чуть подвернуть корпус, чтобы принять удар более защищёнными частями, а времени полёта снарядов – поразить цель.

Приоритетные цели – линкоры, по крейсерам могут часто проходить сквозные пробития. Со временем, когда привыкнете к орудиям, крейсеры станут вас ненавидеть. В то же время если Nagato – единственный линкор на фланге, ни в коем случае нельзя отсиживаться за спинами союзников. Поддерживайте крейсеры, танкуйте урон, принимайте удар на себя – восстановиться вы можете, в отличие от крейсеров. Ни в коем случае не «перекручивайте» корпус – подставится носовая «грань» брони погребов, а она довольно тонкая, несмотря на защиту 305-миллиметровой плиты. Танкуйте с умом, подставляя нос под выгодными углами, давая бортовые залпы по возможности – да, потеря половины огневой мощи неприятна, но потеря прочности – хуже. Не ломитесь в одиночку и взаимодействуйте с крейсерами и эсминцами союзников – первые помогут отбиться от авианосцев и эсминцев, а вторые могут «подсвечивать» цели и принести победу захватом точек.

Подведём итоги:

  1. Наш ГК – наше преимущество, в ближний бой ломимся лишь при отсутствии угрозы атаки эсминцев;
  2. Броня – наш лучший друг и коварный враг одновременно. Учимся грамотному манёвру – и получаемый урон будет ниже;
  3. На ПВО особо не рассчитываем – увы, это не самая сильная наша сторона;
  4. Взаимодействуем и помогаем союзным кораблям – наш корабль при грамотной игре является большущей занозой для противника, но соло, увы, быстро гибнет из-за не самой лучшей маневренности, высокой заметности и довольно длинного корпуса.

Линейные корабли «Nagato» и «Mutsu» можно на­звать полностью японскими кораблями. Автор проек­та, инженер-капитан 1 ранга Хирага, сконструировал их без оглядки на западные прототипы.

Только линейно-возвышенное расположение четы­рех башен главного калибра (по две в носу и в корме) было общим с «европейцами» и «американцами».

Все остальное являлось совершенно оригинальным. В частности, именно эти сверхдредноуты впервые при­обрели силуэт, который стал затем характерным для японских линкоров и тяжелых крейсеров.

Речь идет, прежде всего, о массивных передних мачтах-надстройках, которые из-за обилия мостиков, рубок и переходов получили прозвище «пагод». Хира-га решил создать конструкцию, которую нельзя сва­лить даже самым крупным снарядом. Если англичане довольствовались треногими мачтами, то японцы установили массивную семиногую, центральный ствол которой представлял собой шахту лифта, поднимав­шегося с верхней палубы к центральному артилле­рийскому посту на топе мачты. Такое сооружение в самом деле оказалось «неубиваемым», однако война показала, что было вполне достаточно и трех «ног» для сохранения мачты при прямом попадании. Япон­цы перестарались, потратив драгоценный вес в об­щем напрасно. Другой характерной чертой «азиатско­го» силуэта стали изогнутые дымовые трубы.

Бронирование «Nagato» и «Mutsu» соответствова­ло американской схеме «все или ничего»: казематы вспомогательной артиллерии имели только противо-осколочную броню.

406-мм пушки показали на испытаниях предель­ную дальность стрельбы 216 кабельтовых (40 км).

Скорость линкоров была весьма неплохой. На ходовых испытаниях в 1920 г. «Nagato» легко развил 26,7 узла (49,45 км/час) - ход. приличный даже для линейного крейсера. В сущности, эти два «японца» стали первыми в мире линейными кораблями «ново­го типа». Они имели скорость, близкую к скорости ли­нейных крейсеров, но сохранили при этом вооруже­ние и бронирование линкоров. Британские сверхдред­ноуты типа «Queen Elizabeth» уступали японцам в скорости 2-2,5 узла, имея артиллерию на дюйм меньше по своему калибру.

Любопытно, что японцам удалось эту высокуюскорость скрыть. Во всех справочниках указывалось, что «Nagato» и «Mutsu» развивают скорость не более 23 узлов. Истинные характеристики стали известны толь­ко после 1945 г.

Эти линкоры вступили в строй в 1920-21 гг., ког­да измученная недавней войной мировая экономика требовала не гонки вооружений, а их сокращения. Они чуть было не стали в 1922 г. жертвами процесса разоружения. Позже корабли прошли ряд переобору­дований и модернизаций.

Первая из них произошла уже в 1924 г. Их перед­ние трубы отогнули назад - таким образом уменьши­лось задымление постов управления огнем. Тогда же на линкорах появились гидросамолеты и катапульты. Массивная семиногая фок-мачта начала обрастать дополнительными мостиками и платформами.

В 19З4-36 гг. «Nagato» и «Mutsu» подверглись новой перестройке- У них сняли четыре 140-мм пуш­ки, а взамен установили 8-127-мм зенитных орудий и 20-25-мм автоматов. Одновременно корабли ли­шились торпедных аппаратов, абсолютно бесполез­ных в новую эпоху и красиво изогнутой передней тру­бы - дымоходы от новых, меньших по размерам, кот­лов удалось вывести в одну вторую трубу.

Была усилена горизонтальная броня, достигшая в сумме 206 мм (63-69-75 мм) вместо прежних 119 мм (25-44-50 мм), увеличен угол возвышения орудий ГК, установлены новые системы управления огнем, а также були, увеличившие ширину корпуса.

В результате водоизмещение возросло на 8,5 тысяч тонн. Поэтому, несмотря на полную замену тур­бин и котлов, а также удлинение корпуса на 9 метров, скорость снизилась до 25 узлов. Зато существенно увеличилась дальность плавания (на 3150 миль).

«Mutsu» затонул возле Курэ от взрыва погребов 8 июня 1943 г. При этом погибли 1222 человека. В 1947-48 гг. американские водолазы частично подня­ли, а частично взорвали затонувший корабль.

«Nagato», захваченный американцами после ка­питуляции Японии, стал мишенью двух ядерных испы­таний на атолле Бикини в 1946 г. Он выдержал оба взрыва (1 и 25 июля), но постепенно заполнился во­дой и затонул 29 июля 1946 г.



Что еще почитать