Народное собрание. Виды, правомочия и роль народных собраний древнего рима Роль народного собрания в риме

Высшим государственным органом считалось народное собрание. Оно принимало или отменяло законы, объявляло войну и заключала мир, было верховной судебной инстанцией, разбиравшей апелляции и протесты на решения судебных органов. Народное собрание избирало всеж высших должностных лиц, в руках которых находилась вся исполнительная власть.

В Риме собирались три вида народных собраний комиций; до реформ Сервия Туллия с середине VI в. до н. э. народные собрания собирались только по куриям и назывались куриатными комициями. Они были единственным видом народного собрания. Однако курии были замкнутыми объединениями патрициев с сильными пережитками родового управления и не включали плебеев. Сервий Туллий, роль которого в оформлении Римского государства особенно велика, допустил плебеев к военной службе и создал так называемые центуриатные устройство. В связи с тем что в V - VI вв. до н. э. важнейшие проблемы общественной жизни порождали многочисленными войнами, борьбой патрициев и плебеев, значение в государственной жизни приобрели собрания римских граждан по центуриям, в которые входили как патриции, так и плебеи.

Центуриатные комиции собирались высшими должностными лицами -- консулами -- за городской чертой Рима, на Марсовом поле (Марс -- бог войны}. Все римские граждане выставляли 193 центурии, из них самые богатые -- первый класс -- 98 центурий, т. е. больше половины. Голосование проходило по центуриям, каждая имела один голос. Голоса подавали по строго заведенному порядку: сначала центурии первого класса, затем второго, третьего и т. д. Если за предложение голосовало больше 50% голосов центурий, голосование прекращалось, а предложение становилось законом. При подобном порядке голосования все вопросы решались 98 центуриями первого класса, т. е. самой богатой частью римского гражданства. Олигархический характер центуриатских собраний вызывал недовольство широких слоев римских граждан; они вели борьбу за демократизацию центуриатных комиций и справедливое представительство центурий. Во второй половине III в. до п. э. была проведена демократическая реформа центуриатных комиций. Ранее каждый класс выставлял разное число центурий и, следовательно, имел неодинаковое количество голосов, теперь каждый из пяти классов выставлял равное количество центурий -70, а всего в Риме стали насчитывать 373 центурии (5 классов по 70 = 350 + 18 центурий всадников +5 центурий ремесленников и пролетариев).

В процессе борьбы плебеев с патрициями приобрели важное государственное значение собрания плебеев по территориальным округам --трибам (римская территория делилась на 35 территориальных округов--триб, 4 городские и 31 сельскую). Первоначально трибутные собрания состояли из одних плебеев и собирались в противовес чисто патрицианским собраниям по куриям. Усиление политического значения плебеев привело к росту государственного авторитета трибутных плебейских собраний. По законам 449 г., а затем 287 г. решения трибутных плебейских комиций признавались законом, обязательным и для патрициев. В трибутных комициях стали принимать участие и патриции, а этот вид народного собрания ко II в. до н. э. стал основным и решающим в государстве. Трибутные комиции, связанные по своему происхождению со сходками плебейских масс, с самого начала отличались демократическим характером. Все 35 триб имели независимо от состава населения один голос и пользовались одинаковыми правами. Демократический характер трибутных комиций усилился после реформ Аппия Клавдия (конец IV в.), по которым ремесленники и торговцы, всегда более подвижные и беспокойные люди, могли приписываться не только в четыре городские трибы, но и в остальные сельские трибы и тем самым оказывать свое влияние на более широкую массу населения.

Несмотря на известную демократизацию римских народных собраний и их широкую компетенцию, орудием в руках аристократии оказывались даже самые демократические трибутные комиций. Народное собрание обсуждало только вопросы, внесенные магистратами и предварительно обсужденные в сенате, т. е. у него не было права законодательной инициативы. В Риме было несколько видов народных собраний: куриатные, центуриатные, трибутные комиций. Их функции не были разграничены достаточно четко, чем и пользовалась в своих целях правящая верхушка Рима, представленная сенатом и магистратами.

Общий характер римских народных собраний

В римских комициях было много организационных моментов, которые ослабляли их политическое значение. Эти моменты были не случайны, но вытекали из общего недемократического характера римской конституции. Сюда прежде всего нужно отнести дробность народного собрания. В то время как, например, в Афинах экклесия была единым органом выраже­ния народной воли, в Риме таких органов было два (формально даже три). Естественно, что это уменьшало авторитет народного собрания.

В том же направлении действовала и открытая подача голосов в коми­циях, существовавшая до середины II в.

Каждый голосующий, проходя через узкие мостки, опрашивался конт­ролером, который отмечал его голос точкой на особой таблице. На изби­рательных комициях контролер ставил против имени кандидата столько точек, сколько было подано за него голосов.

Только во второй половине II в. была введена тайная подача голосов.

На избирательных комициях каждый получал табличку (tabella), на ко­торой писал имена своих кандидатов; проходя через мостки он бросал ее в урну (корзину). На законодательных комициях голосующий писал на таб­личке либо UR - uti rogas («да», буквально - «как ты предлагаешь»), либо A - antique («нет», буквально - «оставлю по-старому»). На судебных комициях писали на табличках А или L - absolvo, libero («оправдываю»), либо С или D - condemno, damno («осуждаю»). Если голосующий воздер­живался, он должен был писать на табличке NL - non liquet («не ясно»).

Народные собрания в Риме не имели права законодательной инициати­вы. Это значит, что ни одно предложение (rogatio) не могло идти от самого собрания. Это последнее могло только голосовать предложения, внесен­ные тем должностным лицом, которое созвало данное собрание и на нем председательствовало. При этом вносимые предложения нельзя было из­менять и даже обсуждать: текст рогации нужно было принять или отверг­нуть целиком. Обсуждение вопросов, связанных с данным собранием, про­исходило на особых сходках (contiones), созываемых до комиций.

К этим недемократическим моментам в организации народных собра­ний нужно прибавить, что центуриатные комиции были основаны на цен­зовом принципе, при котором, даже после реформы центурий в середине III в., перевес принадлежал более состоятельным элементам. В трибутных же комициях 31 голос сельских триб всегда превалировал над 4 голо­сами городских, что вело к преобладанию в политической жизни консер­вативного деревенского населения, к тому же менее организованного и поэтому легко доступного воздействию реакционной земельной знати.

Из книги Курс русской истории (Лекции I-XXXII) автора Ключевский Василий Осипович

Общий характер памятника Теперь наконец мы можем ответить на вопрос, для разрешения которого предприняли довольно подробный разбор Русской Правды: насколько полно и верно отразился в ней действовавший на Руси юридический порядок? В ней можно заметить следы

Из книги Доникейское христианство (100 - 325 г. по P. ?.) автора Шафф Филип

Из книги Апостольское христианство (1–100 г. по Р.Х.) автора Шафф Филип

Общий характер Павел был величайшим тружеником среди апостолов - не только как миссионер, но и как писатель. Он «более всех их потрудился». К числу «всех» мы вполне можем отнести любого богослова, подвизавшегося на этом поприще со времен Павла, - разве у кого–нибудь

Из книги Европа в эпоху империализма 1871-1919 гг. автора Тарле Евгений Викторович

Глава II ОБЩИЙ ХАРАКТЕР ВНУТРЕННЕГО РАЗВИТИЯ ФРАНЦИИ В 1871–1914 гг 1. Утверждение республики во Франции. Характер конституции Франция в течение всего рассматриваемого периода оставалась страной, где сельское хозяйство первенствовало перед промышленностью, а ремесло и

Из книги Учебник русской истории автора Платонов Сергей Федорович

§ 108. Внутренние преобразования Петра Великого. Их общий ход и характер Говоря о государственных преобразованиях Петра Великого, не надобно представлять себе дело так, что Петр сразу и по одному общему плану заменил старый московский строй новым европейским. В своих

автора

§ 12. ОБЩИЙ ХАРАКТЕР ПЕРИОДА ЗОЛОТОЙ СВОБОДЫ Мы познакомились с теми основами, сначала литовско-русского права, а потом и общего польско-литовского права, характеризующего основные черты народного представительства и власти короля и великого князя. Период по смерти

Из книги История Беларуси автора Довнар-Запольский Митрофан Викторович

§ 1. Общий характер направления Восстание в 1863 г. имело очень роковое последствие для белорусского национального дела. Белоруссия в этом восстании принимала весьма ограниченное участие.Муравьев как будто бы понимал отличие белорусской национальности от великорусской

Из книги История Рима автора Ковалев Сергей Иванович

Общий характер римских народных собраний В римских комициях было много организационных моментов, которые ослабляли их политическое значение. Эти моменты были не случайны, но вытекали из общего недемократического характера римской конституции. Сюда прежде всего нужно

Из книги Всемирная история. Том 4. Эллинистический период автора Бадак Александр Николаевич

Товарное производство Общий характер Греческой экономики Товарное производство сыграло существенную роль в усилении социально-имущественного неравенства. С обособлением отдельных видов производственной деятельности на основе общественного разделения труда

Из книги Лекции по истории Древней Церкви автора Болотов Василий Васильевич

Из книги Раскол русской Церкви в середине XVII в. автора Крамер А. В.

Из книги Антисемитизм в Советском Союзе (1918–1952) автора Шварц Соломон Меерович

Общий характер эвакуации В годы войны о характере эвакуации населения в восточные области Советского Союза ходили самые фантастические слухи. В американской печати в частности получило широкое распространение мнение, что советское правительство, кроме общих

Из книги Феодальное общество автора Блок Марк

1. Общий характер юридических учреждений Как судили людей? Для любой социальной системы пробный камень - это судебные учреждения. Так посмотрим, какими были суды в Европе примерно около тысячного года. С первого взгляда, мы можем выделить несколько характерных черт.

Из книги Методология истории автора Лаппо-Данилевский Александр Сергеевич

Глава первая Общий характер явлений, изучаемых историком При выяснении понятия об объекте исторического познания я буду исходить из представления о действительности, содержание которого каждый из нас строит из эмпирических данных. В том случае, когда я высказываю

Из книги Всеобщая история религий мира автора Карамазов Вольдемар Данилович

Из книги Лекции по истории Древней Церкви. Том II автора Болотов Василий Васильевич

Несомненно, что для того чтобы анализировать явление, необходимо познать его истоки, сущность, законы развития. То же можно говорить о кризисе народных собраний в Древнем Риме. Для начала нужно понять, что же такое древнеримские комиции, как, когда и для чего они создавались, какие метаморфозы они претерпели, чтобы начался их кризис. Ведь как любое явление в обществе (как и само общество), они должны были пройти определенные стадии своего развития, от зарождения, через расцвет, зрелость к упадку и полному исчезновению из общественной практики.

В царский период Рима, отношения между правителем и народом строились, как в патриархальной семье, т.е. царь был отцом народа, он заботился о нем, и в то же время мог сурово наказать за непослушание. Цари сами издавали законы, по которым жил народ, сам следил за их исполнением, так же как за выполнением своих установлений, которые впрочем, также расценивались как законы для подданных.

С установлением республиканского строя, народ освобождается от патриархальной опеки и становится самостоятельным, суверенным субъектом государства и общественного устройства. Народ утверждает себя верховным носителем государственной воли, ее «величеством». Оскорбление народа, нарушение его прерогатив квалифицируется в римской правовой традиции, как «оскорбление величества» (crimen laesae majestatis).

Народ имеет все права, в том числе, как частные, так и общие, например, владение общественной землей (ager publicus populi Romani), наследования и опекунства (по отношению к другим государствам (Пергам, Египет).

Но так как народное верховенство не может не облекаться в организационные формы, были использованы уже имеющиеся народные собрания, т.е. сборы мужчин-воинов племени, известные еще с родового строя у всех известных нам народов. Впрочем, римляне очень долго считали себя единой общиной, а сам Рим представлял из себя античный полис, несмотря на постоянное противостояние родов патрициев и плебеев, переросшее во II вв. до н.э. в гражданские войны между «оптиматами» и «популярами».

В первые годы Республики, также и в последующие, но значительно реже магистратами собирались и собрания народа для озвучивания решений магистратов, но они не имели никакой юридической силы, так как утверждению не подлежали.

Предметом же комиций (официальных народных собраний) является всегда то или иное решение народа, тот или иной ответ на предложение (rogatio) магистрата.

В период существования Республики известно три вида комиций. Самые древние из них куриатные комиции, доставшиеся римлянам с еще древних царских времен. Они постепенно теряют свое значение, в последствии выполняют чисто формальные функции: утверждение власти магистратов, избранных на других народных собраниях; утверждение постановлений об усыновлении и подтверждение завещания гражданина. Позднее Цицерон утверждает, что первая функция comitia curiata (куриатного собрания) остается и единственной ко II вв. до н.э. До сих пор не выяснено, достаточно достоверно, кто входил в состав этих комиций. Некоторые исследователи считают, что в них были только патриции, но в период республики, есть факты, когда главой всех куриатных собраний (curio maximus) был избран плебей (в 209 г. до н.э.) Блох Л. Сословная и социальная история Римской республики / Пер. с нем. М.Н. Данилевского. СПб., 1904. С. 225.. Это было бы невозможно, если бы плебеи не входили в состав комиций.

Но в действительности роль куриатных комиссий неуклонно падает и к III вв. до н.э., население утрачивает к ним всякий интерес, так что в этих собраниях уже во II вв. до н.э. участвуют только 30 ликторов, представлявших по закону 30 курий.

В этот период главенство переходит к комициям по центуриям. Именно здесь происходят выборы важнейших должностных лиц - магистратов и обсуждения законов, всей политики. Кроме того, в составе этих собраний происходят существенные изменения. Ранее центуриатные комиции считались собранием римского войска, но вследствие разделения политической и военной организации общества, в республиканский период, эти собрания становятся организацией сугубо политической.

В то же время развивалась и социально-экономическая составляющая Римского государства; появились слои населения, которые не могли быть учтены в прежней (Сервериановской) организацией общества - неземлевладельцы (aerarii). К середине жизни Республики таких элементов стало достаточно много, их не могли более игнорировать и ко II в. до н.э. они были распределены по трибам и классам. В результате, трибы перестали играть роль земледельческих округов, что вызвало незамедлительную реакцию, так что этих людей стали записывать только в четыре городские трибы, чтобы не допустить дальнейшую демократизацию собраний граждан.

Были проведены и другие реформы, повлиявшие на политическую организацию римского общества. Сущность их сводится к нескольким основным пунктам: Во-первых, был повышен имущественный ценз классов в связи с увеличившимися богатствами и уменьшившейся ценностью денег: для первого класса - 100 тыс. новых ассов, для второго - 75 тыс., для третьего - 50, для четвертого 25 и для пятого 12,5 тыс. ассов.

Во-вторых, исчезла привилегия всадников в подаче голосов первыми, каждый раз центурия, начинавшая голосование первой избиралась по жребию, но только из центурий первого класса, и наконец, в-третьих, количество центурий привели в соответствие с числом триб, с тех пор, их стало 35, и более не увеличивалось до конца существования Римского государства, несмотря на постоянное расширение территории и увеличение населения; вновь присоединяемые территории включались уже в состав тех или других из существующих триб.

Третьей формой народных собраний были трибутные собрания, причем различались два вида таких собраний: патрицианско-плебейские и исключительно плебейские (concilia plebis tributa). Решения этих комиций назывались плебисцитом, патрицианско-плебейские выдавались за постановления от имени всего римского народа.

Закон Гортензия (286 г. до н.э.) установил, что решения плебейских трибутных собраний должны иметь силу закона для всего народа, в то же время, известны и более ранние законы, утверждавшие то же самое. Скорее всего, здесь идет речь о расширении и дополнении уже существовавших правил и норм.

Таковы были основные исторически сложившиеся формы народных собраний в римском обществе. Не существовало специальных законов, разделявших между этими формами определенных функций, в то же время, согласно различным источникам, распределение компетенций зависело от конкретных исторических условий и случайных прецедентов. Очевидно, однако, что высшие магистраты (консулы, цензоры, преторы) избирались на центуриатных собраниях, квесторы и курульные эдилы - в трибутных комициях, а трибуны и плебейские эдилы, соответственно на плебейских собраниях (concilia plebis tributa). Законопроекты вносились и обсуждались в тех собраниях, где избирались соответствующие магистраты, имевшие права законодательной инициативы, консулы и преторы - в центуриатных комициях, плебейские трибуны - в плебейских комициях (concilia plebis tributa).

Наиболее серьезные преступления, соответственно, подлежали суду в центуриатных комициях, менее значимые, как правило, не влекущие за собой смертную казнь, а только штраф, - в трибутных комициях.

В республиканский период народные собрания в Риме были основными органами законодательной и судебной власти, а также имели избирательные функции. Исторически в Риме сложились три типа народных собраний: contio, concilia, comitia, причем все три носили явно политический характер. В период Республики выделились практические различия в них. Если contio представляло собой обычную сходку народа, где люди неформально обменивались своим мнением или заслушивали важную информацию, то concilia было собранием только части римского народа, к примеру, плебейской (concilia plebis), а comitia, уже абсолютно правомочное, причем обязательное для всех граждан, в своих решениях, собрание всего народа.

Общим для всех формальных народных собраний были права и полномочия председательствующего на собрании магистрата. Только он имел право собирать народ на собрание, открывать его и ставить на голосование те или иные вопросы, которые на комициях уже не обсуждались, а только подлежали голосованию Ковалев С.И. История Рима / Под. ред. Э.Д. Фролова. Л., 1965. С. 148.. Только магистрату было предоставлено право подсчитывать и объявлять результаты голосования, либо объявлять их недействительными. Также он имел исключительное право закрывать собрание и распускать его.

Магистрат объявлял день народного собрания особым постановлением, народ собирался первоначально на Марсовом поле, бывшем местом военных смотров. Впоследствии место собрания становится все более произвольным (при большом увеличении населения Республики до 300 тыс. чел. к концу II в. до н.э.) и невозможности собираться всем в одном месте.

Согласно исторической традиции подсчет голосов по отдельным вопросам в центуриатных комициях происходил сначала в каждой центурии, затем суммировались результаты. Соответственно, реальное мнение народа выяснить таким способом не представлялось возможным, и решение принималось таким, отнюдь не демократическим образом.

Председательствовал на комиции обычно консул или претор . Первоначально решение собрания не имело законной силы без санкции сената, но с 3 в. до н.э. собрание стало независимым от сената, санкция которого сделалась простой формальностью. Голосование в собрании происходило по группам, а поскольку таких групп в Риме было три (курии, центурии, трибы), комиций здесь также существовало три вида.

Куриатные комиции.

Собрание 30 курий (каждая курия – объединение римских родов) было наиболее древним и наименее значимым. В историческое время функции куриатных комиций свелись к формальности: например, это собрание санкционировало вступление магистратов в должность и регистрировало усыновления.

Центуриатные комиции.

Центуриатные комиции зародились в римском войске (центурия – «сотня», армейское подразделение) начиная с 5 в. до н.э. или еще раньше. В качестве гражданского органа центуриатные комиции собирались вне черты города (обычно на Марсовом поле). Они избирали высших магистратов, в том числе цензоров, решали вопросы войны и мира, рассматривали апелляции приговоренных к смертной казни, принимали законопроекты. Основными единицами здесь были центурии, которые различались по размерам. Принадлежность римлянина к той или иной центурии определялась его имущественным положением. Состоятельные римляне имели преимущество при голосовании, поскольку были сведены в большее число центурий, чем бедняки. Первоначально центурий было 193, но позднее их число увеличилось. Процедура голосования была столь сложной, что собрание лишь изредка пользовалось правом законодательной инициативы.

Трибутные комиции.

Собрание по трибам появилось позднее центуриатного, голосование здесь проходило по 35 трибам, которые образовывались по территориальному принципу. Основной функцией этого собрания были выборы низших магистратов (квесторов, курульных эдилов, военных трибунов), но и это собрание имело право издавать законы и начинать судопроизводство по менее важным обвинениям. Трибутные народные комиции созывались консулом или претором, что и отличало их от трибутных плебейских комиций, по образцу которых они были созданы. Трибутные плебейские комиции созывались трибунами, происходили без участия немногочисленных патрициев и избирали исключительно плебейских должностных лиц (трибунов, эдилов). Здесь разбирались тяжбы и могли рассматриваться практически те же вопросы, что и на комициях всего народа. Начиная с 287 до н.э. решения трибутных плебейских комиций сразу приобретали статус законов.

Поскольку голосование в античном мире могло происходить только посредством личного участия в народном собрании, с расширением размеров римского государства для граждан, обитавших вдали от Рима, такое участие становилось нереальным. В эпоху империи все виды собраний утратили свое значение, их роль в римском государстве становилась все более декоративной.

После изгнания последнего рекса (Тарквиний) в пятьсот девятом году до нашей эры в Риме был установлен республиканский строй. В республиканский период организация власти была простой и отвечала некоторое время условиям, которые сложились в Риме ко времени формирования государства. В следующие пять веков были заметно увеличены размеры самого государства, однако эти геополитические изменения никак не отразились на структуре высших правящих государственных органов, которые находились в Риме и осуществляли централизованное управление всеми землями. Всё это существенно снижало эффективность управления. Кроме того, по мнению историков, именно по этим причинам и пол позже республиканский строй.

В Римской республике сочетались демократические и аристократические черты, которые обеспечивали привилегированное положение богатой рабовладельческой верхушки. Всё это отразилось во взаимоотношениях и полномочиях высших государственных органов. Таковыми в тот период являлись магистратуры, сенат, а также народные собрания. Последние из перечисленных являлись народными органами римской власти, однако они по факту совершенно не управляли государством. Магистраты и сенат были органами реальной управленческой власти нобилитета.

Народные собрания в Древнем Риме

Различали три вида народных собраний:

Куриатные – вводили формально в должности лиц, которые были избраны другими собраниями. Со временем они были заменены на собрания тридцати представителей курии.

Трибутные – избиравшие низших должностных лиц и рассматривающих жалобы на приговоры о штрафных взысканиях.

Центуриатные – им отводилась главная роль. Они отвечали за принятие законов, а также избрание высших должностных лиц. Кроме того, этими собраниями заключалось объявление военных действий и приговоров смертной казни.

Важнейшая роль отводилась сенату. Формально он был совещательным органом, однако компетенция его была довольно обширной. Одной из важных его функций был контроль законодательной деятельности центуриатных собраний.

Власть магистратов делилась на общую и высшую. Высшая, она же военная, заключала мир, имела право созывать сенат и народные собрания, а также издавать приказы и имела право суда.

Общая имела право налагать штрафы за невыполнение ею отданных распоряжений. Всю систему магистратур возглавляли два консула.



Что еще почитать