О чём следует помнить, если вы собираетесь совмещать учёбу и работу. Учеба в университете: ожидание vs реальность Как учиться в вузе чтобы все успевать

Прежде, чем пытаться ответить на этот вопрос, стоит определиться с тем, что именно вы хотите получить от учебы в университете, в чем именно должна заключаться "польза": в получении диплома, в приобретении профессиональных знаний, в расширении кругозора, в чем-то еще?

Дело в том, что хороший университет - это не просто место, где профессора передают определенные знания студентам на занятиях; это еще и "интеллектуальная площадка" для поиска истины, споров, общения с умными людьми и т.д.

Предыдущий ответ больше относится к тому, как именно стоит учить те предметы, которые вам преподают. Это, безусловно, важно (хотя и сильно индивидуально: у разных людей могут быть разные подходы к учебе, и важно найти тот подход, который будет работать для вас), но все же я бы не переоценивал значение обычных учебных курсов: всему вас в университете все равно не научат, и гораздо важнее, во-первых, заложить хорошую базу и научиться учиться, а во-вторых, использовать те уникальные возможности, которые университет предлагает в дополнение к стандартным курсам.

Если говорить о первом пункте, т.е. о том, как заложить базу и научиться учиться, я бы рекомендовал уделять наибольшее внимание базовым курсам (которые, казалось бы, зачастую имеют мало отношения к реальной жизни). Профессиональные навыки можно приобрести и потом, и, скорее всего, вам и так придется чему-то учиться самостоятельно (в каждой сфере деятельности нужны свои навыки и знания), а вот без хорошей основы учиться самостоятельно крайне сложно.

Но еще важнее, на мой взгляд, второй пункт: использование возможностей, которые открывает перед вами университет. Чему-то учиться, особенно при наличии головы на плечах и нормальной базы, можно и вне университета: всегда можно почитать учебник, послушать лекции на Курсере и т.п. Но при этом есть вещи, которыми можно заниматься только в университете: посещать конференции, научные семинары, круглые столы и т.п. (на какие-то из этих мероприятий могут приходить и люди, не связанные с университетом, но студенту на них попасть все равно проще).

Исходя из своего опыта, я бы настоятельно рекомендовал обратить большое внимание именно на подобные вещи: далеко не каждому человеку и не каждый день выпадает возможность послушать знаменитого ученого или бывшего министра, пообщаться с известным журналистом или общественным деятелем, и т.д. Несмотря на то, что это все имеет мало отношения к сдаче курсов и получению диплома, именно общение с умными людьми, участие в дискуссиях, расширение кругозора является, на мой взгляд, наибольшей ценностью учебы в университете и может существенно изменить вашу жизнь.

Поступив в вуз, не все студенты с одинаковым рвением принимаются за учебу. Качество стараний и количество усилий, приложимых будущими специалистами для постижения новых наук и дисциплин, во многом зависит от того, с какой целью студент поступил в вуз. Если абитуриент поступал в учебное заведение по желанию родителей, «для галочки» или за компанию с друзьями, то мотивация к учебе может быть не слишком высока. Другое дело, если абитуриент тратил недели и месяцы на подготовку к поступлению, мечтал о выбранной специальности задолго до поступления, – в этом случае качество учебы обычно достойное.
Впрочем, на эффективность учебы могут влиять разные факторы. А если результат не радует, самое время задуматься, как можно исправить ситуацию. Рассмотрим несколько советов, благодаря которым даже самый отстающий студент сможет привести в порядок свою зачетку.

1. Определите жизненные и профессиональные цели. Студент, понимающий, что ему дает обучение в университете, какие перспективы обеспечивает хорошая учеба и вовремя сданная сессия, имеет гораздо больше шансов успешно окончить вуз. Кроме того, иногда плохие отметки и нежелание учиться являются следствием неправильно выбранного факультета или учебного заведения.

Вопросы, которые помогут вам оценить свое положение:
- чего я жду от учебы?
- способствует ли обучение по выбранной программе достижению моих профессиональных целей?
- что ценного дает мне мой университет помимо обучения?
- какие возможности для практики и стажировки предлагает мой вуз?
- чем я смогу заниматься после получения диплома?

2. Определите приоритеты в учебе. На каждом курсе есть дисциплины, постижение которых наиболее существенно для формирования профессиональных компетенций, в то время как часть изучаемых предметов входят в общеобразовательную или факультативную часть.

Оцените:
- какие дисциплины наиболее важны с точки зрения профессиональной подготовки?
- каким предметам допустимо уделить меньше внимания без ущерба для качества получаемого образования?
- посещение каких лекций и семинаров является обязательным, а какие можно пропустить без неприятных последствий?

3. Делайте домашние задания, сдавайте проверочные работы вовремя.

Это позволит вам:
- избежать ненужного стресса;
- пользоваться доверием у преподавателей;
- идти в ногу с учебным процессом;

4. Формируйте свое окружение. Очевидно, что обучение в университете обеспечивает огромное количество контактов, новых знакомств и полезных связей.

Выбирайте для общения тех, кто:
- стремится к профессиональной самореализации, находит возможности совмещать учебу с работой по специальности;
- знает все тонкости, как успешно сдать сессию и найти подход к каждому из преподавателей;
- обладает такими качествами, как самодисциплина, целеустремленность, осознанный взгляд на жизнь;
- способен оказать на вас благотворное влияние и послужить положительным примером на протяжении всего периода обучения.

5. Поддерживайте имидж прилежного студента. Не секрет, что часть студентов получает законные «автоматы» на основании хорошей репутации у преподавателя.

Чтобы наладить контакт с педагогом, не стесняйтесь:
- задавать дополнительные вопросы по теме;
- проявлять интерес к изучаемому предмету – желательно искренний;
- активно участвовать в семинарах, практикумах, коллоквиумах;
- изучать дополнительный материал по теме, чтобы потом в уместной ситуации «блеснуть» знаниями, заработав пару баллов к своему рейтингу у преподавателя.

Подбери
программу обучения Начать


Вы склонны больше к профессиям?

Гуманитарным

Техническим


Какое направление обучения вас интересует?

Колледж

Бакалавриат

Магистратура

Аспирантура

Бизнес образование


Какой формат обучения вам подходит?

Доброе время суток, дорогие друзья! На линии Андрей (Dreammanhist) Пучков. Эта статья, думаю будет интересна не только для первокурсников, успешно сдавших ЕГЭ в этом году, но и для будущих выпускников. Многие думают, что учеба в вузе — райская жизнь после школьных экзаменов... Надеюсь, прочитав эту статью, Ваши иллюзии рухнут. И Вы проясните для себя ответ на вопрос «Как учиться в вузе?».

Статья будет актуальна и для родителей, которые получат ответ на вопрос: почему их чадо в школе было отличником, а стало троечником, или хорошистом 🙂

Итак, Вы поступили в вуз. Как же тут учиться?

Структура вуза

Система обучения в Российских вузах несколько однородна. Есть, конечно особенные вузы, вводящие свою систему образования, но суть от этого не меняется.

Обычно роль директора школы в вузе играет декан факультета, на который Вы поступили. Декан возглавляет деканат, который заведует (или, по крайней мере, должен это делать) всей учебно-воспитательной деятельностью студентов. В непосредственной образовательной и научной деятельности студентов задействованы кафедры как данного факультета, так и общевузовские.

На кафедрах работают преподаватели, которые подразделяются между собой на должности согласно своим ученым степеням. У каждой кафедры есть свой заведующий.

Вот, собственно, и вся система. Конечно, есть ещё на кафедрах лаборанты, а заведуют вузами ректора, но Вы и сами с этим разберетесь. Есть вузы, в которых студенты вообще не знают, кто такой ректор, или даже президент вуза вплоть до последнего курса.

Образовательный процесс

Возле деканата обычно должно быть расписание всех курсов с первого по четвертый (для бакалавриата). Расписание в вузе не такое как в школе. Занятия исчисляются тут не уроками по 45 минут, а «парами» по 1,5 часа. Между половинками пары может быть, а может и не быть, перерыва — это везде по-разному.

Пары бывают двух основных видов: лекции и семинары. И по каждой дисциплине существуют и лекции и семинары, за редким исключением. Хотя, например, когда учился я, то у нас по ряду дисциплин, для которых был предусмотрен только зачет, семинаров не было. На лекциях обычно преподаватель объясняет учебный материал.

На семинарах происходит практическая работа: сдаются лабораторные, обсуждаются темы дисциплины более детально и углубленно. Обычно по итогам каждого семинара преподаватель должен выставлять отметки в рейтинг, из которого видно, как работает каждый студент.

В образовательном процессе есть такая негласная вещь как «автомат» — это когда студент получает оценку по дисциплине, не сдавая экзамен или зачет. Автомат выставляет преподаватель исключительно на своё усмотрение лицам, которые проявили недюжинное упорство и достигли таких же успехов в ходе освоения дисциплины. Разумеется, бывает и так, что автоматы выставляются всем, кто мало-мальски работал на семинарах. Однако такое бывает крайне редко. По крайней мере я с таким ходом событий не сталкивался.

Так вот. В конце каждого семестра (полугодия) происходит сессия — экзамены и зачеты. Ваша ключевая задача, попав на первые занятия, определить -по этой дисциплине будет лекция или зачет? Обычно преподаватели сами должны говорить об этом, а также предоставлять список вопросов: зачетных или экзаменационных.

В чем отличие экзамена от зачета? Да, в общем-то ни в чем. Иной зачет бывает сложнее экзамена. Бытует мнение, что экзамены сложнее зачетов — но это всё очень субъективно.

Обязанности преподавателя

Итак, что обязан сделать преподаватель на первом, обычно вводном занятии по любой дисциплине?

Во-первых, назваться самому: должность, ученая степень, Фамилия Имя и Отчество.

Во-вторых, назвать кафедру, с которой явился.

В-третьих, провести вводное занятие, в котором он должен предоставить список вопросов по дисциплине, список тем для семинаров со списком литературы к ним. Объяснить правила допуска до зачета или экзамена. Объяснить систему оценивания Вашей работы на семинарах.

В-четвертых, любой преподаватель, не важно кем он там в вузе ещё приходится, хоть декан, хоть ректор, просто обязан отвечать на все вопросы студентов касаемо по данной преподаваемой дисциплине или по организации образовательного процесса.

В общем-то, это всё. Дальше начинаются сами лекции и семинары. Все темы семинаров должны иметься на кафедры, с которой явился преподаватель. Там же должны быть вопросы к экзамену или зачету. Предоставить всю эту информацию обязаны лаборанты кафедр.

Научная деятельность в вузе

Любой вуз, готовит специалистов. А значит без научной деятельности никуда. Обычно научная деятельность студентов выражается в том, что каждый год (или полгода) они пишут курсовые работы. Курсовая работа — это учебная работа с элементами научности. В этом посте нет смысла останавливаться на том, как написать хорошую курсовую — не хватит места и времени. Возможно в будущем я напишу статью на эту тему, поэтому! Кстати, можете посмотреть статью о том, .

Скажу лишь, что курсовые надо писать. Для этого надо выбрать себе кафедру для специализации и тему, по которой хотите стать профи. К примеру, я учился на историка и все пять лет писал про историю Японии, конкретнее — про самурайское сословие. Конечно, по истории Японии стал знатоком, что однако не мешало мне сдавать историю России на отлично 🙂

Также научная деятельность может выражаться в публикациях в научных журналах, в участии на научных конференция. Обычно каждый факультет ежегодно проводит собственные научные конференции, которые затем плавно переходят во внутривузовскую.

Вообще эти конференции учат грамотно научно работать, вырабатывать научный стиль и умение аргументировать свою точку зрения. Поэтому я Вам крайне рекомендую участвовать в этих мероприятиях!

Как учится в вузе на лекции?

На лекции студенты обычно сидят и делают конспект слов преподавателя. Преподаватель при этом может использовать мультимедиа технологии для донесения материала. Обычно преподаватель должен рассказывать на лекциях ответы на экзаменационные вопросы. А также, пробуждать интерес к научным проблемам данной дисциплины. Само собой у меня тут не хватит времени, да места, описать все функции лекции.

Главное — ваша работа на ней. Чтобы эффективно учиться на лекции, надо делать конспект тезисно записывать наиболее ценные сведения. Для этого я Вам рекомендую завести кипу листов A4 и файлы. Либо большую тетрадь. Желательно в конспекте выделять все те вопросы, ответы на которые дал преподаватель. Это придаст Вашему конспекту логичность и структурированность. Многие делают конспекты на ноут или нетбук — это также здорово.

После лекции желательно заглянуть в список экзаменационных вопросов по дисциплине, чтобы понять, на какие аспекты темы даны ответы, а какие останутся на семинары или (что хуже) на самостоятельное изучение.

Как работать на семинарах в вузе?

Работа на семинарах обычно заключается в работе со списком вопросов на семинарские темы. Эти вопросы обычно можно найти в программе семинарских занятий, которая должна быть на кафедре. Сейчас у многих вузов есть свои сайты, где можно найти информацию о программах семинаров, а также методические пособия, в которых изложено, как работать на семинарах и делать лабораторные.

Приходите на семинар с заранее приготовленными ответами на вопросы темы. Отвечаете, дискутируете, спорите — в общем отрываетесь по полной и затем получаете свои отметки: баллы обычно.

К семинарам лучше готовиться в библиотеке. Потому что ваши одногруппники облазят весь Интернет и будут повторяться. А Вы, готовясь в библиотеке, сможете отыскать материалы, которых в Сети просто нет и таким образом получите максимальную оценку. Конечно поначалу могут быть трудности с ориентацией в книжных каталогах библиотеки, но приноровившись можно за два часа нормально подготовиться к семинару. Я обычно делал это в воскресенье — шесть часов и к трем семинарам подготовился.

Многие первокурсники вообще плохо себе представляют, как устно работать на семинарах, так как ни разу в школе устно не работали, готовились к ЕГЭ 🙂 Кстати, скоро напишу пост, как грамотно строить устный ответ. Этот материал будет полезен как школьникам для выработки навыка устной речи, так и студентам первокурсникам.

Ну не, знаю. Если вы из таких — надо понять, что если Вы не будете отвечать на семинаре — то хороших экзаменационных оценок вам не видать. Многие готовятся, но не отвечают. «Не хватает наглости» — так они отвечают. Это уж ложная скромность называется, которая потом выйдет боком. Лучше сразу это понять и стать пробивным — важное качество в жизни.

Вот таков вкратце ответ на вопрос: «Как учиться в вузе?» Если бы мне кто дал эту информацию на первом курсе в первом семестре, я бы не завалил первую сессию 🙂 Так, что Вам вообще повезло. Если остались вопросы: пишите их в комментариях! С удовольствием отвечу.

Никого не удивишь тем фактом, что студенты-старшекурсники совмещают работу с учёбой на дневном отделении. Иногда этот выбор продиктован необходимостью: вам нужно самостоятельно оплачивать своё обучение или финансово помогать семье. Но чаще всего ребята просто хотят, чтобы их считали взрослыми, и не желают спрашивать у родителей деньги на карманные расходы.

Не важна причина, по которой вы решили начать работать, не окончив университет, важно одно: вы должны успешно справляться как с работой, так и с учёбой, и самое главное - одно не должно мешать другому.

Сегодня мы поговорим о том, что следует помнить, если вы собираетесь совмещать учёбу и работу.

Если вы пока не нашли работу

Могу поспорить, что даже если вы всерьёз никогда не задумывались о поиске работы, то всё равно пару раз бросали такую фразу в разговоре с однокурсниками или друзьями: «Вот собираюсь работу найти», «В университете одна теория, пора подыскивать работу и заниматься практикой», «Уже работать хочу, надоел этот универ», «Работать пойду, там хоть деньги платят» - формулировки могут быть различными, но суть всегда одна и та же.

Возможно, вы и не хотели всерьёз искать работу, вам просто хотелось показать себя крутым и взрослым человеком, который уже задумывается о профессиональной самореализации.

Но вот вы всё-таки решили отставить в сторону пустые разговоры и занялись поиском работы всерьёз. Итак, с чего начать.

Не ищите работу из категории «для студентов»

Когда я заглядываю в раздел «Работа для студентов», мне становится более чем грустно. Официанты и промоутеры - вот на какие должности, по мнению работодателей, могут претендовать учащиеся вузов.

Вы учитесь в высшем учебном заведении, вы получаете специальность, которая (очень хочется в это верить) вам нравится и по которой вы собираетесь дальше работать и строить карьеру. Так зачем же отнимать у себя драгоценное время, занимаясь совершенно посторонней деятельностью? Постарайтесь найти работу по специальности.

Вам будет казаться, что вы ничего не умеете, ничего не знаете, неконкурентоспособны и вообще вам ещё рано метить так высоко. Это чувство неуверенности в себе и собственных способностях вам стоит задушить на самом корню, иначе проживёте с ним всю жизнь - и в студенческие годы, и после того, как окончите университет.

Дерзайте и замахивайтесь на большее. Учитесь на юриста, журналиста, бухгалтера и т. д.? Самое время, чтобы начать постигать азы профессии на практике. Смело ищите вакансии в своей профессиональной области, и пусть вас не смущает бесконечное количество требуемых навыков и строчки «обязательно высшее профильное образование» и «опыт работы на аналогичной позиции от одного года». Про опыт работы - это как в известном анекдоте:

Чтобы устроиться на работу, нужно иметь опыт работы. А чтобы получить опыт работы, нужно работать. Никак не могу решить, с чего же мне начать.

А насчёт требований - они в большинстве случаев завышены, так что не спешите сдаваться, не успев даже начать. Конечно, не стоит врать работодателю, наделяя себя мифическими навыками и способностями, которых у вас нет, но вот показать себя молодым начинающим специалистом, который готов многому научиться - это уже совсем другое дело.

Не отказывайтесь от рабочих шансов, которые выпадут вам в университете

И нет, я имею в виду не работу в университете в качестве лаборанта (хотя иногда это очень хороший вариант).

В университете вы будете проходить практику на предприятиях, начиная с младших курсов, и если вы хорошо себя покажете, то, возможно, вас пригласят на работу. Не спешите отказываться.

Очень часто бывают возможности устроиться на работу «по протекции». Иногда сами предприятия отправляют в университет запрос с просьбой посоветовать талантливых ребят, а иногда пятикурсники подыскивают кого-нибудь из студентов на своё место, так как переезжают в другой город или просто хотят сменить место работы.

Помните, что это хороший шанс, а упускать хорошие шансы - это глупо.

Устраивайтесь на работу летом

Первый рабочий месяц будет для вас одним из самых сложных. Во-первых, вам нужно освоиться и влиться в коллектив. Во-вторых, вникнуть во все свои рабочие обязанности. Летом у вас нет пар, экзаменов, зачётов и прочих учебных дел, так что вы можете полностью посвятить своё время работе.

Так что, если есть возможность, старайтесь устроиться на работу летом. Так вы сэкономите кучу собственных нервов, которые, несомненно, понадобятся вам осенью, когда к рабочему прибавится ещё и учебный фронт.

Если вы уже устроились на работу

Первое и самое главное - не жалуйтесь

Вы будете собой гордиться. И, конечно же, иногда вам захочется, чтобы вас пожалели.

Мы любим жаловаться, и в этом нет ничего плохого. Иногда нам это просто необходимо. Но в данном случае, когда вы жалуетесь на то, что вы «устали совмещать работу и учёбу, вам безумно тяжело, не хватает времени на личную жизнь и так хочется послать всё к чертям», задумайтесь на минуточку: вы действительно хотите, чтобы вас пожалели?

Вы хотите, чтобы вам сказали что-нибудь вроде: «Ах ты, бедненький, и учишься, и работаешь! Наверное, тяжело тебе приходится, времени свободного совсем нет?». Могу поспорить, что совсем не этого вы хотели. Вы мечтали услышать: «Слушай, какой ты молодец, всё успеваешь и успешно со всем справляешься! Я тобой горжусь / я тебе завидую белой завистью» и т. д.

На самом деле вы хотите не жалости, а похвалы.

Вот какова ваша истинная цель. Вы хотите, чтобы люди признали ваши достижения, вы гордитесь собой и хотите, чтобы другие тоже гордились вами.

Конечно, нам это кажется странным: подойти к человеку и сказать, что вот я сейчас буду рассказывать тебе, какой я молодец, а ты меня похвали. Но попробуйте хотя бы один раз, и вам это перестанет казаться нескромным и необычным.

Все мы хотим, чтобы другие признавали наши достижения, видели то, чего мы достигли, и в этом совершенно нет ничего зазорного.

Расставляйте приоритеты

Я устроилась на первую работу летом, после того как закончила третий курс. Я хорошо училась, редко пропускала занятия и не собиралась опускать планку и дальше. Учёба всегда была в приоритете, я никогда об этом не думала, но всегда знала, что если мне однажды придётся выбирать между учёбой и работой, то я всегда выберу первое.

Это был мой выбор, хотя я знаю десяток ребят, которые бросали учёбу на старших курсах ради работы.

Вы должны с самого начала понимать, что для вас важнее и от чего вы откажетесь, если обстоятельства вынудят вас сделать выбор.

Планируйте своё время

Мне во многом повезло: на первой работе у меня был свободный график, не было необходимости находиться в офисе ежедневно с 9:00 до 17:00.

Работа бывает непостоянной

Не считая, конечно, одного: несмотря на свободный график, я должна была выполнять всю свою работу вовремя. Я никогда не считала себя гиперответственным человеком, но всегда знала, что не смогу не выполнить задание в срок, и неважно, какое оно: рабочее или учебное.

Очень часто работа и учёба играли в перетягивание каната, и получалось что-то вроде этого:

И после пары недель в роли зомби, который засыпает в 3:30, а встаёт в 6:30, вывод можно сделать только один:


Что происходит, если спать по 3 часа

Я сова, и мне совсем не сложно было заниматься рабочими и учебными делами по ночам, вот только вставать по утрам было, мягко скажем, тяжеловато. После того как я несколько раз благополучно проспала, просто потому что обессиленный организм наотрез отказывался реагировать на звук будильника, я поняла, что нужно что-то менять.

Помните, что здоровье (как физическое, так и психическое) - это один из наших ценнейших невосполнимых ресурсов, и если вы его угробите, то вам уже будет не до работы и не до учёбы. Поставьте себе самому дедлайн: после 23:30 только отдых и никакой учёбы и работы.

Поначалу вам будет сложно успевать завершать все дела к определённому сроку, но со временем (у меня на это ушло около двух недель) вы привыкнете и останетесь в выигрыше: вы будете нормально высыпаться и отдыхать и при этом не забивать ни на рабочие, ни на учебные таски.

Стоит ли рассказывать на работе о том, что вы студент, а на учёбе о том, что вы работаете

Сообщить своему работодателю о том, что вы студент, безусловно, стоит. Помните, что на учёбе у вас случаются сессии, серьёзные пары, которые не прогуляешь, или какие-либо ответственные мероприятия, то есть в любом случае будут такие моменты, когда вам нужно будет присутствовать в университете в рабочее время. Не забывайте, что часто вы не просто работаете в коллективе - вы работаете в команде, где ошибка или пофигизм одного может свести на нет все усилия и достижения другого.

А вот сообщать на учёбе о том, что вы работаете, стоит не всегда.

Многие преподаватели негативно относятся к вторичной занятости студентов, считая, что она будет отрицательно сказываться на учёбе. Другое мнение часто бывает у преподавателей-практиков, которые работают на предприятии и пару раз в неделю ведут у вас профильные дисциплины. У таких преподавателей можно спокойно отпроситься с пары, а потом закрыть пропуски дополнительными выступлениями, докладами и т. д.

Вы знаете нравы своих преподавателей, поэтому, прежде чем во всеуслышание объявлять о том, что вы работаете, подумайте, а не выйдет ли это вам потом боком.

Про отпуск


Старайтесь брать отпуск на сессию, если чувствуете, что она обещает быть кровопролитной. Обложившись книжками, конспектами и планшетами, пытаясь вбить в бедную голову тонну информации, вы отодвинете работу даже не на второй, а на какой-нибудь четвёртый план и потом не разгребёте все образовавшиеся завалы.

Про выходные


Выходные

Кто-то когда-то сказал, что «праздники мы устраиваем себе сами». То же самое можно сказать и про выходные.

У каждого из нас бывают такие моменты, когда мы понимаем, что нам всё надоело, мы ничего не хотим и нам нужно отдохнуть. Игнорирование таких порывов грозит апатией и депрессией, так что не слишком увлекайтесь выходными не по календарю, но устраивайте их себе, когда чувствуете в этом острую необходимость: возьмите отгул на работе и прогуляйте учёбу. Свободное время проведите так, как вам хочется: поспите, погуляйте или займитесь тем, что вам нравится.

После такого внепланового выходного вы наберётесь сил и сможете работать и учиться более продуктивно.

Не бойтесь просить помощи у коллег

В этом нет ничего постыдного. Хорошо, если вы работаете в отделе, а не самостоятельным, единственным и незаменимым специалистом. Хотя в любом случае помните, что выход можно найти всегда. И по секрету: многие люди любят помогать другим, так они чувствуют свою важность и полезность.

Забывайте об учёбе на работе, а на работе - об учёбе

Как только вы переступили порог рабочего кабинета, вы перестали быть Ивановым из X-41 и Петровой из Y-52. Вы сотрудник, который работает в компании. Как только вы оказались в университете, вы перестали быть сотрудником и стали студентом.

Не стоит на учёбе нервничать из-за работы и пытаться за 10-минутную перемену провести деловые переговоры. Не стоит на работе изводить себя учебными проблемами. Всему своё место и своё время.

Отдыхайте на работе от учёбы, а на учёбе - от работы.

Помните, что можете остановиться в любой момент

Вы не подписывали трудовой договор кровью. Вас никто не приковывал цепями к парте в университете. Это ваша жизнь, и в ваших силах в любой момент отказаться от всего, что считаете ненужным.

Совмещали/совмещаете ли вы работу и учёбу? Поделитесь опытом в комментариях.

Дорогой читатель! Мы снова вместе, а на этот раз я хочу затронуть довольно масштабный вопрос, который обязательно волнует не только абитуриентов, но и студентов преимущественно первого курса. Звучит он приблизительно так: «Чем отличается учеба в школе от учебы в вузе»? На эту тему можно философствовать часами, но все-таки есть те аспекты, на которые обязательно стоит обратить свое внимание и обсудить подробнее.

Небольшой экскурс в воспоминания

Когда я поступила на первый курс, то думала, что в сказку попала, и больше ни о чем не смела мечтать. А что: домашнее задание задают, но не проверяют ; проверку конспектов игнорируют — доверяют; даже самостоятельные работы на паре внимательно изучают далеко не у всех первокурсников.

Вот, думаю, не преподаватели, а счастье; не учеба, а рай! Такие все вежливые и добрые, даже придраться не к чему! Мало того, за прогулы преподы тоже не ругают и не требуют явиться после уроков для разъяснений!

Так я прожила в состоянии эйфории первый семестр, а в преддверье зачетной недели (которая начинается накануне очередной сессии) неожиданно поняла, что не все так просто и радужно, как я изначально подумала. Оказывается, непроверенные на паре самостоятельные работы необходимо сдавать в индивидуальном порядке и в свое свободное время; а по лекциям – к экзамену предстоящему готовиться.

Домашние задания тоже нужно было носить преподавателю на проверку, а не жить по школьному принципу: «Не спросили – значит повезло» . Вот тут-то и оказалось, что я совсем не готова к зачетной неделе, а там и до отчисления с вуза рукой подать.

Вторая перемена, которая меня очень расстроила, так это было отношение преподавателей. Такие вежливые и милые в течение всего семестра, они неожиданно превратились в сварливых и вечно занятых людей, которые просто ненавидят всех студентов и стараются их завалить своими каверзными вопросами.

Договориться о встрече было вообще за гранью реальности , а, чтобы на тройку сдать хвосты, необходимо вообще гением быть и ответить все на «отлично».

Поскольку первая сессия выпадала на зимний период, в преддверье новогодних праздников застать преподавателя в университете стало большим везением, а ответы типа «Ушел», «Не приходил», «Заболел» или «Отлучился» — на кафедре вообще стали доброй традицией.

Так я и поняла, что моя сказка закончилась, а учеба в школе и вузе – это небо и земля ! Пришлось втягиваться, поскольку понимала, что обучение на бюджете – это редкий случай в нашем современном обществе!

Особенности школьной жизни

За 11 лет учебы в школе мы привыкаем не только к учителям, партам и стенам, но и однообразной манере получения знаний. Например, полученная двойка без проблем пересдается после уроков, неподготовленное домашнее задание может и не «всплыть» на уроке, а прогулянную контрольную работу нет необходимости переписывать.

Медицинская справка от педиатра об отсутствии ученика по причине болезни вообще стала для школьника большой удачей и выгодной льготой на ближайшие пару недель. Как минимум, уроки физкультуры посещать не надо; и, как максимум, нет нужды сдавать пропущенные контрольные работы и домашние задания.

Учителя же относятся к своим подопечным мягко, поскольку они взрослели и мужали в стенах школы, пропитывались симпатией и стали практически членами семьи. Именно поэтому классный руководитель звонит домой с просьбой для родителей воздействовать на свое чадо всеми допустимыми методами, а в перерывах договаривается с очередным учителем о возможной пересдаче.

Такое расслабленное состояние очень скоро затягивает ученика, а, как известно: «Осел, простоявший в тени, на солнце работать не будет»! Так и здесь, а к 11 классу большая часть некогда прилежных учеников считаются лоботрясами, а их будущее – для всех загадка.

И еще важно не забывать, что в каждой школе имеется неглавное правило: «Во что бы то ни стало, выпустить всех». Это правильный подход, поскольку не один директор не захочет держать в стенах школы двоечника – переростка, который будет понижать успеваемость и портить репутацию самого учебного заведения.

Так что с натянутыми троечками в свободное плавание отправляются все ученики; но они, окрыленные выпускным вечером и последним звонком, еще не знают, что их ждет в будущем.

Соответственно, можно сделать вывод, что школа – это вечное, доброе и радушное , а сравнивать ее с университетом уж точно не стоит. Так подход к обучению совершенно иной – гораздо строже! И о тонкостях получения высшего образования также необходимо знать каждому абитуриенту и не только!

На первый курс вуза, как в новую среду обитания

Изнеженный родителями и учителями в школе студент приходит на первый курс, считая, что главная цель его жизни уже осуществлена. Вокруг много новых лиц, новые амбиции, приятные и порой неожиданные знакомства, первая любовь и новое окружение, а мысли об учебе очень скоро отходят на второй план.

Особенно сложно иногородним первокурсникам, которые по необходимости заселяются в студенческие общежития. Это как раз та «клоака разврата» , которая будет всегда стоять на пути к успешной учебе и благополучной сессии. Но сейчас не об этом!

Куратор – это примерно то же самое, что и классный руководитель в школе ; однако в отличие от первого его никто не будет отчитывать за успеваемость того или иного студента. Так что можно не ждать его звонка на дом, а прозвучит он только тогда, когда документы на отчисление попадут на подпись ректору (и то не всегда – если сильно повезет).

Если в школе учитель старается подтянуть каждого непутевого ученика, отстаивая свою честь, как квалифицированного педагога, то в вузе действует несколько иной подход. Во-первых, плохая успеваемость – это проблемы студента; а второе – заработная плата преподавателя никак не отражается на количестве отстающих студентов. Так что в данном учебном заведении действует один принцип — «каждый сам за себя» !

И последнее: бегать за преподавателем в вузе придется студенту, но никак не наоборот; а вот «препод» может еще и «убегать», каждый раз подыскивая весомые аргументы своей повышенной занятости. Так что однозначно придется запастись терпением – на долгие пять лет! Как известно, все студенты чувствуют себя униженными и оскорбленными!

Как быстро адаптироваться в высшем учебном заведении?

Если вам посчастливилось быть зачисленным на первый курс университета, то важно понимать, что отныне началась не лафа, а усердная работа; которая даст свои плоды только спустя пять лет.

Чтобы все эти годы не прошли бессмысленно, уже на первом курсе, а лучше 1 сентября, дать себе установку и расставить приоритеты: зачем вы пришли сюда учиться, и чего планируете достичь в будущем?

Для благополучной и быстрой адаптации в университете имеются несложные правила, которые подробно изложены ниже:

1. В общении с новыми преподавателями демонстрировать свою скромность, сдержанность, но главное – заинтересованность в учебе . Эти компетентные люди будут оценивать ваши знания не один год, так что лучше всего сразу установить с ними незримый контакт.

2. Не прогуливать пары , особенно лекции. Как правило, на таких коллективных занятиях лектор старается запомнить пусть не по фамилии, но в глаза большую часть студентов; и в такие моменты лучше всего присутствовать в его «видимом диапазоне».

Многие педагоги воспринимают прогул лекций, как неуважение в свой адрес; поэтому не стоит так рисковать, иначе последствия такого взаимного непонимания могут быть самыми неожиданными.

3. При ответе на вопрос желательно называть свою фамилию, поскольку преподаватели всегда запоминают самых активных студентов , а некоторых из них даже награждают своей благосклонностью. Такие «связи» в университете уж точно не будут лишними.

4. Если вас избрали старостой класса, то никогда не стоит забывать о праздниках , и всегда поздравлять преподавателей, хотя бы на словах. Такое внимание, безусловно, льстит, а о группе, в целом, будет складываться самое благоприятное впечатление. Это точно никому не повредит!

5. Всегда выполнять домашнее задание , давая понять преподавателю свою заинтересованность в том или ином предмете. Если что-то неясно, то можно всегда сделать озадаченное лицо и обратиться за помощью к квалифицированному педагогу по тому или иному предмету.

6. И последнее: успеваемость и поведение , также как и в школе, не должны «хромать», а отстающий студент никогда не сможет вызывать у педагога положительные эмоции и чувство глубокой симпатии.

Так что при получении высшего образования легко никому не будет, главное – не раскисать раньше времени и выбирать для себя ответственный подход к будущей учебе , чтобы через пять лет стать квалифицированным специалистом в той или иной области. И тогда все обязательно получится!

Вывод : Я уверена, что данная статья помогла многим абитуриентам хотя бы представить, что их ожидает в стенах вуза после зачисления на первый курс. Надеюсь, оставленные мною рекомендации, заметно облегчат процесс адаптации в новом учебном заведении с совершенно иными требованиями и запросами.

Теперь вы знаете о том, чем отличается учеба в школе от учебы в вузе .



Что еще почитать