Читает Р. Клейнер
С. Есенин.
Сергею Клычкову.
Не жалею, не зову, не плачу.
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охвачен,
Я не буду больше молодым.
Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И в страну березового ситца
Не заманишь шляться босиком.
Дух бродяжий, ты все реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст -
О, моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств!
Я теперь скупее стал в желаньях.
Жизнь моя, иль ты приснилась мне,
Словно я весенней, гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.
Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь -
Будь же ты во-век благословенно,
Что пришло процвесть и умереть!
Читает Р. Клейнер
Серге́й Анто́нович Клычко́в (деревенское прозвище семьи, использовавшееся иногда как псевдоним, - Лешенков; 1 (13) июля 1889, Дубровки, Тверская губерния - 8 октября 1937) - русский и советский поэт, прозаик и переводчик.
Есенин Сергей Александрович (1895-1925)
Родился Есенин в крестьянской семье. С 1904 по 1912 год учился в Константиновском земском училище и в Спас - Клепиковской школе. За это время им было написано более 30 стихотворений, составлен рукописный сборник “Больные думы” (1912), который он пытался опубликовать в Рязани. Русская деревня, природа средней полосы России, устное народное творчество, а главное - русская классическая литература оказали сильное влияние на формирование юного поэта, направляли его природный талант. Сам Есенин в разное время называл разные источники, питавшие его творчество: песни, частушки, сказки, духовные стихи, “Слово о полку Игореве”, поэзию Лермонтова, Кольцова, Никитина и Надсона. Позднее на него оказывали влияние Блок, Клюев, Белый, Гоголь, Пушкин.
Из писем Есенина 1911 - 1913 годов вырисовывается сложная жизнь поэта. Все это нашло отражение в поэтическом мире его лирики 1910 - 1913 годов, когда им было написано более 60 стихотворений и поэм. Наиболее значительные произведения Есенина, принесшие ему славу одного из лучших поэтов, созданы в 1920 - е годы.
Как всякий великий поэт, Есенин не бездумный певец своих чувств и переживаний, а поэт - философ. Как всякая поэзия, его лирика философична. Философская лирика - это стихи, в которых поэт говорит о вечных проблемах человеческого бытия, ведет поэтический диалог с человеком, природой, землей, Вселенной. Примером полного взаимопроникновения природы и человека может служить стихотворение “Зеленая прическа” (1918). Одно развивается в двух планах: березка - девушка. Читатель так и не узнает, о ком это стихотворение - о березке или о девушке. Потому что человек здесь уподоблен дереву - красавице русского леса, а она - человеку. Березка в русской поэзии - символ красоты, стройности, юности; она светла и целомудренна.
Поэзией природы, мифологией древних славян проникнуты такие стихотворения 1918 года, как “Серебристая дорога...”, “Песни, песни о чем вы кричите?”, “Я покинул родимый дом...”, “Закружилась листва золотая...” и т.д.
Поэзия Есенина последних, самых трагичных лет (1922 - 1925) отмечена стремлением к гармоническому мироощущению. Чаще всего в лирике ощущается глубокое осмысление себя и Вселенной (“Не жалею, не зову, не плачу...”, “Отговорила роща золотая...”, “Мы теперь уходим понемного...” и др.)
Поэма ценностей в поэзии Есенина едина и неделима; в ней все взаимосвязано, все образует единую картину “родины любимой” во всем многообразии ее оттенков. Это и является высшим идеалом поэта.
Уйдя из жизни в 30 лет, Есенин оставил нам чудесное поэтическое наследство, и пока живет земля, Есенину - поэту суждено жить с нами и “воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким “Русь”.
Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна березового ситца
Не заманит шляться босиком.
Дух бродяжий! ты все реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст
О, моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств!
Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя, иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.
Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь…
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.
К началу 20-х гг. в творчестве Есенина начинают появляться философские размышления о смысле собственной жизни, тоска по безвозвратно прошедшей юности, растраченной впустую. Поэт уже испытал серьезные страдания и неудачи, он был непосредственным свидетелем бурных событий отечественной истории. В прошлом остался неудачный брак с З. Райх. Отношения Есенина с советскими властями складываются не лучшим образом. Молодой поэт серьезно задумывается о неизбежной смерти.
Немногие знают, что стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу» (1921 г.) написано Есениным под впечатлением от лирического вступления к шестой главе «Мертвых душ». Поэт признавался, что положительные отклики на произведение должны быть в равной степени отнесены и .
Стихотворение проникнуто печальным настроением. Всего лишь в 26 лет Есенин ощущает, что его молодость ушла навсегда. Юношеские мечты и надежды никогда не повторятся. Жизнь становится медленным «увяданьем». Автор понимает, что его чувства и желанья утратили свою силу и остроту. Он чувствует, что все реже «дух бродяжий» заставляет его совершать необдуманные поступки, которые хоть и доставляют неприятности, но позволяют жить полной насыщенной жизнью.
Прошедшие годы промелькнули очень быстро, они подобны мимолетному сновиденью. Теперь уже нельзя ничего изменить или исправить.
В финале стихотворения Есенин переходит к конкретному размышлению о смерти. Если раньше она представлялась ему чем-то далеким, не имеющим к нему никакого отношения, то теперь ее силуэт с каждым годом вырисовывается все отчетливее. Поэт понимает, что слава и известность не уберегут его от неизбежного конца, перед которым все равны. Последние строки все же более оптимистичны: Есенин благословляет высшие силы, которые позволили ему прийти в этом мир, «чтобы процвесть и умереть».
Глубоко философское произведение содержит большое количество выразительных средств. Эпитетами поэт подчеркивает свое грустное настроение: «утраченная», «тленны». Очень трогательны и своеобразны применяемые метафоры: «белых яблонь дым», «страна березового ситца» и др. Свою беззаботную молодость автор сравнивает со скачкой «на розовом коне». В финале Есенин приводит потрясающую по красоте лексическую конструкцию: медленное угасание человеческой жизни – льющаяся «с кленов листьев медь».
Стих «Не жалею, не зову, не плачу» — образец философской лирики Есенина. Это одно из первых стихотворений, в которых усматривают намек поэта на возможность самоубийства.
Сергей Есенин прожил очень короткую, но чрезвычайно яркую, наполненную событиями жизнь. Бунтарь по сути, женолюбец и лихой кабацкий завсегдатай, исполненный хмельного веселья, задира и дебошир, неугодный власти. Казалось бы, вся его жизнь для обывателей была понятной и простой, как на ладони. Но кто из них познал душу поэта? Кто знал, какие мысли, какая глубина переживаний, какое отчаяние и какая любовь терзали поэта.
Элегия “Не жалею, не зову, не плачу” – это стихотворение о быстротечности бытия, о тоске по прожитой жизни, исполненной вселенского одиночества среди многомиллиардного человечества.
“Не жалею, не зову, не плачу” Сергей Есенин написал в 1921 году, в то время, когда он путешествовал за границей вместе со своей второй женой – Айседорой Дункан. И в нем пронзительной нотой звучит тоска об ушедшей любви, которую он когда-то испытывал к этой невероятной женщине, и разочарование оттого, что больше ему не о чем мечтать. Очень часто бывает, что мечта окрыляет лишь до тех пор, пока остается мечтой. Став реальностью, мечта умирает. Так случилось и с Есениным. Мечты о славе, мечты о признании его таланта, мечта об этой женщине, которую он боготворил в Москве – сбылась. И умерла. Поэт ни о чем не жалеет. Но стремлений и чаяний более нет в его сердце. В нем живет лишь прошлое – иллюзорное, как туман летнего утра, как напоминание о мимолетности и бренности человеческой жизни. Их миры с обожаемой некогда женщиной, больше не совпадают. Текст стихотворения полностью представлен на нашем сайте.
Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна березового ситца
Не заманит шляться босиком.
Дух бродяжий! ты все реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст
О, моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств!
Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя, иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.
Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь…
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.
Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым. Увяданья золотом охваченный, Я не буду больше молодым. Ты теперь не так уж будешь биться, Сердце, тронутое холодком, И страна березового ситца Не заманит шляться босиком. Дух бродяжий! Ты все реже, реже Расшевеливаешь пламень уст. О моя утраченная свежесть, Буйство глаз и половодье чувств. Я теперь скупее стал в желаньях, Жизнь моя? Иль ты приснилась мне? Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне. Все мы, все мы в этом мире тленны, Тихо льется с кленов листьев медь. Будь же ты вовек благословенно, Что пришло процвесть и умереть. 1921
В то же время в стихотворении присутствует и образ символический - образ розового коня. Розовый конь - символ восхода солнца, весны, радости, начинающейся молодой жизни, невоплотившейся мечты (теперь сердце героя тронуто холодком безверия, разочарования в надеждах). Но и реальный крестьянский конь на заре становится розовым в лучах восходящего солнца. На таком коне скакал Есенин в детстве и юности на родной рязанщине.
Затем следуют строки о бренности всего земного и розовый цвет переходит в холодную, почти траурную медь:
Все мы, все мы в этом мире тленны, Тихо льется с кленов листьев медь...Но поэт не останавливается на этой траурной ноте. Человек в восприятии поэта - часть мира природы, а в природе все разумно. И жизнь человека подвержена тем же неотменимым и мудрым законам природы, что и все в мире. И со смертью одного жизненный круговорот не прекращается, на смену придут новые поколения, чтобы тоже процвесть, тоже познать радость жизни, а затем тоже умереть. Вот почему все венчают строки, благословляющие жизнь, весну, цветение:
Будь же ты вовек благословенно, Что пришло процвесть и умереть.Обычно в стихотворении выделяются первое и последнее слово в строке в силу своего положения. Тем большую роль должно играть в стихотворении слово, которым завершается весь текст - "последняя точка". В этом же стихотворении ситуация иная. Хотя стихотворение фактически и заканчивается на слове "умереть", акцентируется в последней строке все-таки емкое слово "процвесть" (чему служат фонетические особенности слова и логическая интонированность). Кстати, слово "процвесть" тоже из мира природы. Это стихотворение - благодарственная песнь жизни, благословение всего сущего. Само слово "умереть" звучит "мягче", приобретает элегический оттенок, оно как бы теряется среди других, благословляющих жизнь и цветение... И. Бунин в "Жизни Арсеньева" утверждал, что люди совсем не одинаково чувствительны к смерти: "Есть люди, что весь век живут под ее знаком, с младенчества имеют обостренное чувство смерти (чаще всего в силу столь же обостренного чувства жизни)". По отношению к теме смерти у Есенина это наблюдение И. Бунина особенно справедливое.
По своему философскому содержанию - размышление о жизни в предчувствии смерти - есенинское стихотворение "Не жалею, не зову, не плачу..." перекликается с пушкинским "Вновь я посетил тот уголок земли..." Но эта вечная для поэзии тема у Есенина, как и в свое время у Пушкина, звучит оригинально и неповторимо.
Минорные нотки в творчестве поэта возникли достаточно рано, ведь он еще не прожил и половины обычной человеческой жизни, а уже начал рассуждать о возможности кончины. У поэта было свое личное мнение по этому поводу. Есенин объяснял наличие таких философских раздумий просто: «Настоящий поэт обязан думать о смерти, только помня о ней, можно по-особенному ощутить важность жизни…»
Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна березового ситца
Не заманит шляться босиком.
Дух бродяжий! ты все реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст.
О моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств.
Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя! иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.
Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь...
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.
Создание иллюзии обращения у Сергея Есенина получилось, это сразу же понятно после прочтения первых строк. Следует отметить, что интонация произведения создана в форме исповеди, где прослеживается доверительное обращение к читателю. Поэт передает всю грусть души, прощается и благодарит все окружающее за то, что оно подарило ему возможность жить на земле.
Сергею Есенину присуще использовать в своих произведениях всю палитру красок. Этой особенностью обладали не все поэты того времени. Автор в строках использовал множество оттенков, к примеру:
♦ «…страна березового ситца…»;
♦ «…пламень уст…»;
♦ «…гулкая рань…»;
♦ «…розовый конь…».
Многие осудят данные строки и будут абсолютно неправы. К примеру, людям, анализирующим стихотворение, может показаться, что использование розового цвета здесь будет совсем неуместно, так как он маловыразительный и скорее промежуточный, разбавленный в характеристиках. Но Есенин смог передать эту краску так, что вокруг нее сформировалась четкая выразительность. По мнению поэта, только розовый цвет способен передать все те чувства, которые связанны именно с молодостью, юностью, красотой и свежестью. Не стоит забывать о «розовых очках», которые ассоциируются с безмятежностью, молодостью, неопытностью.
Стихотворение обладает своеобразной песенностью. Идея музыкальности звучит в каждой строке. Поэт использует большое количество всевозможных сравнений, метафор и создает изысканную красоту форм. Все это используется для того, чтобы как можно полнее и глубже выразить особенные переживания и чувства. Здесь используются фразы о прошлом, настоящем, а также грустные раздумья о грядущем будущем. Такие особенности позволяют создать картину душевной осени.
Следует отметить, что мотивы философского направления чаще всего встречаются у поэтов в зрелом возрасте, но бывают и исключения. Таким ярким примером является именно Сергей Александрович Есенин, который закончил свой жизненный путь в весьма раннем возрасте, а именно в тридцать лет.
У многих читателей возникает вопрос: «Что же заставило человека в молодом возрасте переосмыслить свою короткую жизнь?». По этому поводу существует множество мнений. Вероятно, у него возникло чувство безысходности и невостребованности в настоящем мире, который постоянно меняется и удивляет своей скоростью развития, становясь «железным». Но поэт не теряет живости в своих произведениях, он постоянно использует живые образы. Произведение «Не жалею не зову не плачу…» - это поэзия, распевающая о живом и одухотворенном мире.
Сама строка «Не жалею, не зову, не плачу…» представляет собой повтор отрицательных моментов, причем троекратный. Это своеобразная градация, позволяющая усилить взволнованность в поэтических речевых оборотах. Именно эта фраза дает читателю понять, что основная тема стиха – это смирение и принятие сущности судьбоносных действий.
Это знакомо каждому христианину, ведь отрицание и принятие – это уже традиция у народа, который готов воспринимать все как есть на самом деле, не имея сожаления и не упрекая никого в содеянном. Все это придает стихотворению афористичность, т.е. в каждой строке присутствуют своеобразные мысли и размышления, которые способны выразить мудрость русского народа, сформировавшуюся на протяжении многих веков. К примеру, весьма понятна и интересна фраза «…Все пройдет, как белых яблонь дым…».
Следует отметить, что стих представлен в обширной оттеночно-цветовой гамме. Здесь используется как белый цвет (дым), так и золотистое увядание листвы, показывающее осенний период года. Во всех произведениях Есенина, созданных в то время, отслеживается именно цветопись – она является характерным признаком типологии написания. Некоторые вещи кажутся слишком замысловатыми и могут анализироваться по-разному, к примеру, «…гулкая рань…» или «…розовый конь…»
«…О, моя утраченная свежесть, буйство глаз и половодье чувств!...»
«…Жизнь моя? Иль ты приснилась мне?...»
Следует отметить, что, как и многие иные произведения с философским направлением, данное творение имеет характер исповеди. Есенин использовал при создании пятистопный хорей, который дополняется максимально точными рифмами. Он имеет неспешное и размерное звучание, не имеющего слишком замысловатого скрытого подтекста. Автор, прощаясь со своей молодостью в стихах, создает ощущение того, что он вскоре уйдет насовсем. Особенно это прослеживается в строках:
«…Увяданья золотом охваченный, я не буду больше молодым…»
В последних строках стиха описываются откровения поэта, которые звучат как смиренное признание сущности. Это свидетельствует на то, что только мудрый человек способен спокойно воспринять уход из настоящего мира.
nanbaby.ru - Здоровье и красота. Мода. Дети и родители. Досуг. Быт. Дом