Пакистано-индийские отношения. Индия и пакистан на пути к войне

Отношения между Индией и Пакистаном уже довольно длительный перирод времени носят напряженный характер из-за ряда серъезных разногласий, возникших фактически сразу же после обретения ими статуса независимых государств.

В 1947 г. произошёл раздел Британской Индии, что привело к созданию напряженности вокруг статуса Кашмира и, в результате, к многочисленным военным конфликтам между этими двумя странами. Даже учитывая, что эти два государства Южной Азии объединяют общие географические, исторические, культурные и экономические связи, их отношения полны враждебности и подозрительности. Протяжённость государственной границы между странами составляет 2,912 км.

После распада Британской Индии в 1947 г. были сформированы новые суверенные государства: Индийский Союз и Доминион Пакистан. Раздел бывшей Британской Индии привел к вынужденному переселению до 12,5 млн человек, от нескольких сотен тысяч до миллиона человек при этом погибли. Индия стала светским государством с большинством индуистского населения, а Пакистан стал исламским государством с большинством мусульманского населения.

Вскоре после обретения независимости Индия и Пакистан установили дипломатические отношения, но насильственный раздел и многочисленные территориальные споры вызвали ухудшение их отношений.

В результате, Индия и Пакистан пережили три крупные войны, одну необъявленную войну и принимали участие в многочисленных вооруженных стычках и противостояниях. Вопрос о принадлежности Кашмира (Кашмирский вопрос) является главной причиной всех этих конфликтов, за исключением индо-пакистанской войны 1971 г., которая привела к отделению Восточного Пакистана (совр. Бангладеш).

Между тем, предпринимались многочисленные попытки улучшить отношения между Индией и Пакистаном (саммит в Шимле, саммит в Агре и саммит в Лахоре).

С начала 1980-х годов отношения между двумя странами испортились ещё сильнее, особенно после конфликта в Сиачене (Сиаченский конфликт), восстания в Джамму и Кашмире, индийских и пакистанских ядерных испытаний, а также Каргильской войны.

В то же время были предприняты некоторые меры по укреплению доверия: подписание соглашения о прекращении огня в 2003 г., запуск автобуса по маршруту Дели-Лахор. Однако эти усилия были перечеркнуты периодическими террористическими атаками. В 2001 г. произошло нападение на индийский парламент, что поставило эти две страны на грань ядерной войны. В 2007 г. произошёл подрыв пассажирского поезда Samjhauta Express, в результате чего погибло несколько десятков гражданских лиц. В 2008 г. произошла атака на Мумбаи, когда мусульманские террористы убили порядка 160 граждан Индии в ходе этого нападения, в результате чего Индия прекратила мирные переговоры с Пакистаном.


Индо-пакистанский конфликт в начале XXI века обострился тем, что оба государства разработали (или получили от своих покровителей) ядерное оружие и активно наращивают свою военную мощь. Сегодня поставки оружия в Пакистан осуществляет США, а поставки оружия в Индию осуществляет Россия.

В хронологическом плане индо-пакистанский конфликт - противостояние между Индией и Пакистаном, продолжающееся с момента получения ими независимости в 1947 г., - разделяется на несколько важнейших этапов:

Первая индо-пакистанская война (Первая кашмирская война, 1947-1949 гг.);

Вторая индо-пакистанская война (Вторая кашмирская война, 1965 г.);

Третья индо-пакистанская война (1971 г.), которая связана с войной за независимость Бангладеш;

Сиаченский конфликт (с 1984 г.) - малоинтенсивный пограничный конфликт на леднике Сиачен, характерной особенностью которого было то, что основную часть потерь обе стороны несли не в результате действий противника, а от тяжёлых климатических условий (с 2003 г. на Сиачене действует прекращение огня);

Каргильская война (1999 г.), которая в отличие от трёх предыдущих вооружённых конфликтов не носила широкомасштабного характера.

Главной причиной индо-пакистанского конфликта является спор вокруг принадлежности региона Кашмир. По итогам войны 1947-1949 гг. Индия получила контроль над примерно 2/3 территории региона, Пакистан получил контроль над примерно 1/3 территории региона. Кашмирский конфликт привёл к возникновению напряжённости в отношениях между двумя странами, в целом сохраняющейся до сих пор.

В отличие от Индии, Пакистан считает Кашмирский конфликт международным спором, и сохраняет за собой право выносить данный вопрос на обсуждение на международных форумах, допуская посредничество других государств. Он требует проведения плебисцита, ссылаясь на соответствующие резолюции ООН. Пакистан говорит о невозможности начала переговоров с Индией по каким-либо прочим вопросам без первоочерёдного решения кашмирской проблемы.

Индия же выступает против признания кашмирской проблемы международным спором и отвергает какую-либо возможность плебисцита. Главным требованием Индии является прекращение «трансграничного терроризма» - прямой поддержки Пакистаном мусульманских боевиков в индийском штате Джамму и Кашмир. Индия выступает за необходимость ведения переговоров по кашмирской проблеме без обязательной увязки её со всеми остальными двусторонними спорными моментами и претензиями (всего их насчитывается семь).

Первая индо-пакистанская война - вооружённый конфликт между Индией и Пакистаном, возникший после раздела Британской Индии.

Причиной конфликта стал спор о принадлежности княжества Джамму и Кашмир, где преобладало мусульманское население (поэтому он должен был отойти Пакистану), но правящая верхушка состояла из индусов и махараджа Кашмира принял решение о присоединении к Индии.

Во время раздела Британской Индии в августе 1947 г. в княжестве Джамму и Кашмир правил махараджа Хари Сингх, индуист, однако 77 % его подданных были мусульманами. В нескольких районах княжества вспыхнуло восстание против махараджи. Затем, 21 октября 1947 г. ополчение пуштунских племён афридиев, юсуфзаев и масудов с территории Пакистана, а потом и «пакистанские добровольцы» вторглись в княжество на помощь восставшим единоверцам-мусульманам.

24 октября 1947 г. на территории, занятой ими, было провозглашено создание суверенного образования Азад Кашмир («Свободный Кашмир») и вхождение всего княжества в состав Пакистана. В ответ на это Хари Сингх заявил о присоединении Кашмира к Индии и обратился к индийскому правительству за военной помощью.

Спешно посланные в Кашмир индийские войска остановили пакистанские войска недалеко от столицы Кашмира - города Сринагар. Затем, 28 октября - 22 декабря 1947 г. состоялись переговоры между Индией и Пакистаном по проблеме принадлежности Кашмира. На этих переговорах стороны в принципе признали необходимость свободного волеизъявления населения Кашмира. Однако военные действия не были приостановлены, в них вскоре оказались задействованы регулярные воинские части Пакистана. Бои приняли затяжной характер и продолжались почти год. Эти события считаются первой индо-пакистанской войной.

К 1 января 1949 г. боевые действия были прекращены, а в августе 1949 г. под контролем ООН была проведена Линия прекращения огня, разделившая Кашмир на две части - подконтрольные, соответственно, Индии (60 %) и Пакистану (40 %). В регион прибыли военные наблюдатели ООН.

Несколько резолюций ООН (21 апреля и 13 августа 1948 г. и 5 января 1949 г.) призывали обе стороны к выводу войск и проведению плебисцита, однако ни Индия, ни Пакистан не пожелали вывести свои части, заявляя об оккупации части Кашмира противоположной стороной. СССР с самого начала считал Азад Кашмир незаконно оккупированной территорией Индии. США заявляли о «нерешённой проблеме», но фактически поддерживали Пакистан. В 1956 г., после принятия закона о новом административном делении страны, Индия предоставила своим кашмирским территориям статус штата Джамму и Кашмир. Летней столицей штата остался Сринагар, зимней стал город Джамму. Линия прекращения огня превратилась де-факто в государственную границу между Индией и Пакистаном.

Из территории Кашмира, находящейся под пакистанским контролем, большая часть земель была выделена в особое Агентство северных территорий в составе Пакистана со столицей в городе Гилгит, а в составе Азад Кашмира осталось лишь 2169 кв. км. в виде узкой полосы вдоль Линии прекращения огня. Резиденцией правительства Азад Кашмира стал Музаффарабад. Азад Кашмир имеет статус государства, ассоциированного с Пакистаном. Это квазигосударственное образование формально имеет даже свои вооружённые силы.

Обладание хотя бы частью Кашмира имеет особую важность для Пакистана, поскольку это отрезает Индию от непосредственного выхода в Центральноазиатский регион и к Афганистану, а Пакистан получает общую границу с Китаем.

После индо-китайской войны 1962 г. пакистанское руководство начало переговоры с КНР о демаркации границы в Кашмире. В 1963 году, после подписания пакистано-китайского пограничного соглашения, у Китая оказалась, как полагают индийцы, часть законной индийской территории, долина Шаксгама (в дополнение к тому, что Китай оккупировал Аксайчин, ещё одну часть Кашмира, с начала 1950-х годов).

После того, как в результате первой индо-пакистанской войны 1947-1949 гг. Индия получила большую часть спорной территории штата Джамму и Кашмир, Пакистан постоянно искал способы отобрать Кашмир себе. Удобная возможность предоставилась после китайско-индийской пограничной войны 1962 г., когда Индия занялась большим перевооружением своей армии. В этот период уступающие в численности войска Пакистана получили качественное преимущество над войсками Индии, и первый решил этим воспользоваться.

В декабре 1963 г. пропажа священной реликвии из мечети Хазратбал в Сринагаре вызвала волнения среди мусульман в Кашмирской долине, и Пакистан это расценил как готовность масс к революции. Командование пакистанских вооружённых сил посчитало, что тайные операции в сочетании с угрозой войны позволят решить Кашмирский конфликт в пользу Пакистана.

План операции, получившей название «Гибралтар», был подготовлен ещё в 1950-х годах, и теперь было решено пустить его в ход.

Операция «Гибралтар» - секретная операция Пакистана, пытавшегося вызвать восстание в контролируемой Индией части штата Джамму и Кашмир. Послужила поводом к второй индо-пакистанской войне 1965 г.

В конце июля - начале августа 1965 г. пакистанские военные, члены групп специального назначения, а также иррегулярных формирований стали пересекать линию контроля и просачиваться на контролируемую индийскими войсками территорию. Там они занимали господствующие высоты и подстрекали население к восстанию, которое должно было быть поддержано пакистанскими войсками. Параллельно с агитацией, проникшие на индийскую территорию подразделения занялись и диверсионной деятельностью: разрушали дороги, мосты и тоннели, атаковали склады, штабы и аэродромы.

Несмотря на старание пакистанцев, восстало лишь четыре округа. В целом кашмирское население оказалось не склонным к сотрудничеству; наоборот, люди стали предупреждать индийские власти о готовящихся акциях и сдавать агитаторов. На охрану границы немедленно выдвинулась индийская армия, которая стала атаковать диверсионные группы; большинство нарушителей границы было взято в плен. Индия обвинила Пакистан в засылке боевиков, а пакистанское правительство отрицало всякую причастность. Тем не менее вскоре выяснилось, что задержанные были пакистанцами, а некоторые из них даже оказались офицерами вооружённых сил Пакистана; войска ООН в Кашмире также подтвердили факт пакистанского вмешательства.

15 августа 1965 г. после артиллерийской подготовки индийская армия вторглась в Азад Кашмир, чтобы уничтожить лагеря боевиков. Успех воодушевил индийские войска, так как пришёлся на День независимости Индии. Бои продолжались до конца месяца, пока под индийский контроль не перешли важные участки, через которые осуществлялось снабжение боевиков.

Чтобы ослабить давление на 12-ю дивизию и защитить Музаффарабад от индийской армии, пакистанское командование начало 1 сентября 1965 г. операцию «Большой шлем». Однако Индия нарушила планы Пакситана, решив не ограничивать конфликт районом Кашмира, а начав боевые действия в Пенджабе. Так началась вторая индо-пакистанская война.

Вторая индо-пакистанская война - вооружённый конфликт между Индией и Пакистаном, произошедший в августе - сентябре 1965 г. Начавшись с попытки Пакистана поднять восстание в индийской части спорного штата Кашмир, конфликт вскоре принял характер пограничной войны между двумя государствами. Боевые действия не выявили победителя. Война завершилась вничью после вмешательства ООН.

Весной 1965 г. между Индией и Пакистаном произошёл пограничный конфликт из-за пустынной территории Большой Качский Ранн. Кто спровоцировал конфликт, остаётся неясным, но в марте - апреле 1965 г. на границе произошли вооружённые столкновения между пограничниками обеих стран, вооружённые силы обеих стран были приведены в полную боевую готовность и стянуты к границе. Конфликт не успел разгореться в полную силу: в него вмешалась Великобритания, при посредничестве которой стороны 30 июня 1965 г. заключили соглашение о прекращении огня. Спор вокруг Качского Ранна был полностью урегулирован 4 июля 1969 г., заключёнными в Исламабаде соглашениями: Пакистан получил 900 км² территории, хотя претендовал на значительно больший участок.

События в Качском Ранне, по всей видимости, убедили пакистанское руководство в превосходстве национальной армии над индийской, и склонили его к силовой попытке решения Кашмирской проблемы. По итогам первой индо-пакистанской войны 1947-1948 гг. штат Кашмир был разделён на две части, отошедшие враждующим сторонам. Пакистан не оставлял надежды установить контроль над индийской частью штата. Пакистанские спецслужбы начали засылку в индийский Кашмир подготовленных диверсантов, которые должны были поднять там восстание в начале августа 1965 г. и развернуть партизанскую войну против индийцев. Эта операция, носившая кодовое название «Гибралтар», полностью провалилась. Индийцам стало известно, что диверсанты прибывают из пакистанской части штата, и 15 августа 1965 г. индийская армия вторглась туда, чтобы уничтожить лагеря подготовки боевиков.

Оборонявшая этот район 12-я пакистанская дивизия не могла сдержать наступления индийского корпуса, и очень скоро угроза захвата нависла над Музаффарабадом, «столицей» пакистанского Кашмира. Чтобы ослабить давление противника на 12-ю дивизию, пакистанское командование 1 сентября 1965 г. развернуло наступление на индийскую часть Кашмира. С этого момента между Индией и Пакистаном шла открытая война. Индия не остановилась перед эскалацией боевых действий, впервые вынеся их за пределы Кашмира 6 сентября 1965 г., когда индийская армия вторглась уже на территорию Пакистана. Удар наносился в направлении крупного города Лахор. Войска дошли почти до самого Лахора, после чего были отброшены назад пакистанской контратакой.

В дальнейшем обе стороны несколько раз проводили наступления и контрнаступления, пытаясь достичь какого-либо крупного успеха. Гордость пакистанской армии, 1-я танковая дивизия, начала продвижение в направлении индийского города Амритсар, имея задачу захватить его, однако попала в засаду возле селения Асал-Уттар и понесла большие потери в ходе, возможно, самого знаменитого сражения индо-пакистанских войн. В свою очередь, индийцы не сумели прорвать пакистанскую оборону на сиалкотском направлении, хотя в упорных боях всё же захватили населённый пункт Филлора.

Боевые действия в Восточном Пакистане особого накала не имели, хотя авиация сторон регулярно бомбила места дислокации войск и базы снабжения.

22 сентября 1965 г. Совет Безопасности ООН принял резолюцию, призывавшую враждующие стороны прекратить боевые действия. 23 сентября 1965 г. война окончилась. При посредничестве СССР в январе 1966 г. президент Пакистана Айюб Хан и премьер-министр Индии Шастри подписали Ташкентскую декларацию, которая подвела итоговую черту под войной.

Ташкентская декларация 1966 г. - дипломатическое соглашение, подписанное 10 января 1966 г. в результате встречи в Ташкенте президента Пакистана М. Айюб Хана с премьер-министром Индии Л. Б. Шастри при участии председателя Совета Министров СССР А.Н. Косыгина. Встреча была предпринята по инициативе СССР для нормализации отношений между Индией и Пакистаном после войны между двумя странами в 1965 г.

Декларация предусматривала меры по ликвидации последствий конфликта, в том числе отвод вооружённых сил обеих стран на позиции, которые они занимали до начала боевых действий, возобновление нормальной деятельности дипломатических представительств, обсуждение мер по восстановлению между Индией и Пакистаном экономических и торговых связей.

На другой день после подписания декларации премьер-министр Индии Лал Бахадур Шастри скончался в Ташкенте.

Индо-пакистанская война 1965 г. завершилась без убедительной победы какой-либо из сторон. И в Индии, и в Пакистане государственная пропаганда сообщала об успешном завершении войны. Продолжавшаяся месяц война унесла более 5 тысяч жизней, были уничтожены сотни танков и десятки самолётов, хотя цифры потерь, приводимые официальными источниками с обеих сторон, полностью расходятся друг с другом.

В декабре 1971 г. произошла третья, самая крупная индо-пакистанская война. Причиной войны стало вмешательство Индии в гражданскую войну, шедшую в Восточном Пакистане.

Война окончилась капитуляцией пакистанских войск в Восточном Пакистане, отторжением от Пакистана этой провинции и провозглашением там независимого государства Бангладеш. Бои шли и в Кашмире, хотя там ни одной из сторон не удалось добиться решающего успеха. Летом 1972 г. в городе Симла в Индии главы обоих государств подписали соглашение, которое закрепило результат войны и согласно которому стороны обязались впредь разрешать все спорные вопросы мирным путём. Согласно соглашению, в Кашмире была установлена Линия контроля, почти совпавшая с Линией прекращения огня 1949 года. Симлское соглашение, однако, по-разному толкуется каждой из сторон.

Война 1971 года стала самой крупной в череде индо-пакистанских конфликтов .

В конце 1980-х годов обстановка в Джамму и Кашмире сильно обострилась на фоне общего социально-экономического кризиса. Там резко активизировалась деятельность сразу нескольких террористических организаций, требовавших «свободы оккупированного Индией Кашмира» под исламскими лозунгами. Пакистанские власти стали снабжать боевиков оружием и предоставили им на своей территории лагеря для подготовки. В действиях террористических групп в Джамму и Кашмире значительное участие принимали и афганские моджахеды.

Кроме того, произошли столкновения регулярных войск Индии и Пакистана на Линии контроля в 1984-1986 гг. на высокогорном леднике Сиачен близ китайской территории. Линия контроля не проходит по этому леднику (по соглашению 1949 года Линия прекращения огня должна была устанавливаться «до ледников»), таким образом он является фактически территорией с неопределённым статусом.

Сиаченский конфликт (13 апреля 1984 г. - 3 января 1987 г.) - вооружённый конфликт между Пакистаном и Индией за спорную территорию ледника Сиачен. Завершился победой Индии над Пакистаном и преходом Сиачена под индийский контроль.

К началу 1984 г. Пакистан готовился к войне с Индией за территорию хребта Салторо и ледника Сиачен. Однако Индия нанесла первый удар, начав операцию Мегхдут в апреле 1984 г. Полк индийских солдат был переброшен по воздуху на Сиачен, они захватили контроль над двумя проходами: Сиа-ла и Билфорд-Ла, которые открывали выход на стратегическое Каракорумское шоссе. Пакистан тщетно пытался вернуть эти проходы в конце 1984 и 1985 гг.

В 1986 г. пакистанская армия вновь потерпела поражение на данном участке фронта. Проявив военную выучку и мастерство скалолазания, Бана Сингх захватил пакистанский блокпост на высоте 6400 м. Данный блокпост был переименован в «Бана», в честь мужества офицера индийской армии.

Чтобы выбить войска Индии из Билфорд-Ла, Пакистан отправил элитные группы коммандос в 1987 г. Генерал Первез Мушарраф лично командовал этим спецподразделением. В сентябре 1987 г. завязался бой, в котором Индия вновь одержала победу над Пакистаном. Хотя Пакистан и потерпел неудачу в своей попытке захвата Билфорд-Ла, Индии так и не удалось захватить стратегически важный город Хаплу, столицу пакистанского округа Гханче.

В настоящее время Пакистан поддерживает три батальона на границе с Сиачен, а Индия имеет семь батальонов на данном участке границы. Огромный отток денежных средств на поддержание войск в этом регионе заставил Индию и Пакистан открыть диалог для мирного размежевания Сиачена без территориального ущерба с обеих сторон. Но эти переговоры так ничем и не кончились, большая часть ледника Сиачен контролируется индийскими властями.

С 1987 по 2001 гг. в Кашмире практически не было дня без обстрела погранзастав той или иной стороны, нередко с применением артиллерии.

В 1990 г. в Джамму и Кашмире в связи с резкой эскалацией деятельности боевиков было введено прямое президентское правление и в штат были введены индийские войска численностью до 20 дивизий.

В 1999 г. начался беспрецедентный рост напряжённости в Кашмире. До тысячи боевиков, проникнувших из Пакистана, преодолели Линию контроля в пяти секторах. Отбросив небольшие гарнизоны индийских погранзастав, они закрепились на индийской стороне Линии контроля на ряде тактически важных высот. Их прикрывала пакистанская артиллерия, ведшая огонь через Линию контроля. Так началась Каргильская война. Этот конфликт окончился победой индийцев, им к концу июля 1999 г. удалось отбить практически все территории, захваченные боевиками в первые дни боёв. Итог: прекращение огня, возврат к довоенным позициям.

Каргильская война - пограничный вооружённый конфликт между Индией и Пакистаном, произошедший 3 мая - 26 июля 1999 г.

В конце 1998 г. и начале 1999 г. в отношениях между Индией и Пакистаном наметилось заметное потепление. Состоялось несколько встреч на высшем уровне, в феврале премьер-министр Индии А. Б. Ваджпаи посетил пакистанский город Лахор, где открыл автобусное сообщение между Лахором и Амритсаром. Была подписана Лахорская декларация, призванная снизить риск случайного или несанкционированного применения этими странами ядерного оружи (в 1998 г. обе страны провели ядерные испытания). В то же время ключевой проблемой двусторонних отношений оставался вопрос о штате Джамму и Кашмир, разделённом линией контроля после войны 1947-1948 гг. В индийской части штата продолжали действовать партизаны, стремящиеся к отделению её от Индии и присоединению к Пакистану. На линии контроля постоянно происходили артиллерийские перестрелки между двумя странами.

Не все представители пакистанской военной элиты поддерживали курс на сближение Пакистана с Индией. В генеральном штабе пакистанской армии был разработан план проникновения в индийскую часть штата и занятия ряда позиций в горах в округе Каргил, вероятно, с целью заставить индийцев покинуть находящийся восточнее ледник Сиачен, место спорадических боевых действий между пограничниками двух стран с 1980-х годов.

Конфликт окончился формально победой индийцев, поскольку им удалось отбить практически все территории, захваченные боевиками в первые дни боёв.

Победу удалось одержать ценой крайне высокого напряжения войск, создавая многократный численный перевес, с применением тяжёлого вооружения - при том, что боевики были оснащены только лёгким и стрелковым оружием (пакистанская артиллерия, хотя и давала о себе знать, применялась всё же довольно узко).

Политические последствия были для Пакистана весьма плачевны. Поражение сказалось на моральном состоянии вооружённых сил страны и в целом нанесло ущерб репутации пакистанских военных и правительства. Напряжённые отношения, сложившиеся после войны между преьмер-министром Н. Шарифом и начальником штаба сухопутных сил П. Мушаррафом, вылились в переворот и смещение Н. Шарифа с поста главы правительства. В Пакистане снова, после 12-летнего перерыва, пришли к власти военные.

Конфликт оставил за собой массу нерешённых вопросов, что привело к очередному противостоянию в 2001-2002 гг.

Противостояние Индии и Пакистана (13 декабря 2001 г. - 10 октября 2002 г.) стало крупнейшим приграничным противостоянием вооруженных сил в истории современных индо-пакистанских отношений. Поводом к началу противостояния стали нерешённые вопросы, которые оставила после себя Каргильская война 1999 г. Итог: вмешательство сторонних государств, урегулирование конфликта.

После Каргильской войны 1999 г., в 2001 г. произошла эскалация конфликта между Индией и Пакистаном.

В мае 2001 г. глава Пакистана П. Мушарраф в ответ на приглашение посетить Индию дал принципиальное согласие нанести такой визит. Эта встреча на высшем уровне завершилась безрезультатно, поскольку ни одна из сторон не пожелала отойти от своей давно известной позиции по кашмирской проблеме. Тем не менее, сам факт проведения встречи был значим, поскольку стороны признали возможность вести диалог друг с другом и проявили желание возобновить прерванный переговорный процесс.

Однако после встречи возобновились, несколько затихшие после окончания Каргильского кризиса перестрелки на Линии Контроля между регулярными частями обеих стран. В октябре в Кашмире произошло несколько терактов, а после нападения 13 декабря 2001 г. группы боевиков на здание индийского парламента в Дели (13 декабря 2001 г. группа из пяти вооруженных человек проникла в здание Индийского парламента, убив семерых человек, что стало причиной нового противостояния на границе) Индия, обвинившая Пакистан в пособничестве террористам, начала перебрасывать войска к границе с Пакистаном и Линии контроля в Кашмире.

Весь декабрь 2001 г. и январь 2002 г. оба государства вновь балансировали на грани войны. Обе стороны подтянули к международной границе многочисленные армейские формирования: в рамках операции «Паракрам» («Мощь») Индия и в рамках операции «Сангхарш» («Борьба») Пакистан, сконцентрировали по 500000 военнослужащих.

Начались военные учения, обе стороны балансировали на грани войны. Пик напряженности возник в мае - июне 2002 г. Три четверти сухопутных сил Индии и практически все сухопутные силы Пакистана были подтянуты к границе. Появилась реальная угроза применения сторонами ядерного оружия. Любая случайность могла спровоцировать начало ядерной войны между странами с большим количеством жертв. Стороны удалось успокоить только после международного вмешательства: США вели переговоры с Пакистаном, а Россия вела переговоры с Индией. Фактически противостояние между Индией и Пакистаном закончилось 10 июня 2002 г.

В октябре 2002 г. войска обеих стран полностью покинули приграничную зону .

В настоящее время длина границы между Индией и Пакистаном составляет 2912 километров. Единственный населённый пункт, через который можно пересечь границу между двумя государствами, - село Вагах (восточная часть села находится в Индии, западная часть села находится в Пакистане).

Вагах расположен на старинном великом колёсном пути между городами Амритсар и Лахор. Через Вагах прошла спорная линия Рэдклиффа в 1947 г. Часть индо-пакистанской границы, расположенную в Вагахе, часто называют «Берлинской стеной Азии». Здесь каждый вечер проходит церемония под названием «спуск флагов», первая из которых была проведена в 1959 г. За соблюдение порядка на границе отвечают пограничные войска Индии и Пакистана.

Существует также «Линия контроля» - демаркационная линия между Индией и Пакистаном, проведённая по бывшему княжеству Джамму и Кашмир - непризнанная юридически, но de facto являющаяся границей. Первоначально называлась «Линия прекращения огня», но была переименована в «Линию контроля» после соглашения в Симле, 3 июля 1972 г. Индийская часть княжества известна как Джамму и Кашмир. Пакистанская часть княжества известна как Гилгит-Балтистан и Азад Кашмир. Северная точка линии называется NJ9842.

Существует также Линия фактического контроля (LAC), учитывающая китайские претензии на Аксай-Чин.

Линия фактического контроля - демаркационная линия между Индией и Китаем, долгое время бывшая непризнанной юридически, но являющаяся границей de facto. Линия имеет протяжённость 4057 км в длину и включает три участка: западный (проходит через район Ладакх, рассматриваемый Индией как часть штата Джамму и Кашмир); центральный (ограничивает с северо-востока индийские штаты Химачал-Прадеш и Уттаракханд); восточный (служит фактической северной границей штатов Сикким и Аруначал-Прадеш).

Термин «линия фактического контроля» получил юридическое признание в китайско-индийских соглашениях, подписанных в 1993 и 1996 гг. В соглашении 1996 года указывалось: «ни одно из государств не может предпринимать действий по пересмотру линии фактического контроля».

Для Индии и Пакистана взаимоотношения друг с другом имеют первостепенное значение. Политические, исторические, экономические, культурные интересы и традиции народов обеих стран настоятельно диктуют необходимость дружественных отношений и тесного сотрудничества.

Между тем в результате проведенного империалистами в соответствии с планом Маунтбэттена раздела страны возник новый узел противоречий Ч Весьма острым был кашмирский вопрос. Международноправовой статус Кашмира упростился после того, как законодательный орган княжества принял решение об окончательном вхождении его в Индийский Союз на правах штата. Правда, Пакистан отрицает правомерность этого акта и по-прежнему настаивает на проведении плебисцита. Внутриполитическое положение в Кашмире стабилизировалось, хотя экономические успехи штата не соответствовали его возможностям. Прогрессивные буржуазно-демократические реформы во многом оставались на бумаге 398. Это послужило даже причиной временного раскола правящей партии - Национальной конференции - и выхода из ее рядов левого крыла во главе с Гулямом Садыком, образовавшего Демократическую национальную конференцию. В начале 60-х годов обе партии вновь объединились, и в 1964 г. главным министром стал Гулям Садык. В том же году получил свободу политической деятельности шейх Абдулла, смещенный в 1953 г. с поста премьер-министра.

Кашмирский вопрос стал, можно сказать, делом принципа и престижа. В обеих странах общественное мнение в связи с Кашмиром было накалено до той степени, когда исключалась какая бы то ни была возможность компромисса. Вместе с тем политически кашмирский вопрос приобретал новый, не менее опасный, чем ранее, характер, так как из чисто локального конфликта разрастался в многосторонний. Поскольку Пакистан в 1954 г. вошел в блок СЕАТО и в 1955 г. в Багдадский пакт, фактически изменилось соотношение сил и положение участников кашмирского спора. США получили значительно большие, чем раньше, возможности осуществлять вмешательство в отношения между Индией и Пакистаном. Они использовали их весьма активно. Однако разрешение конфликта от этого не продвинулось ни на шаг. Напротив, включение кашмирского вопроса в повестку дня органов СЕАТО и давление Запада вызвали резкие протесты со стороны Индии.

Обсуждение кашмирского вопроса в Совете Безопасности возобновилось в 1957 г. Принятию резолюций, направленных против интересов Индии, помешала позиция Советского Союза как постоянного члена Совета. Было принято решение направить шведского дипломата Ярринга для консультаций с заинтересованными правительствами.

Имели место систематические двусторонние переговоры между главами правительств Индии и Пакистана на ежегодных совещаниях премьер-министров стран содружества в Лондоне, а также в ряде случаев по специальной договоренности. Много раз встречались для переговоров представители обеих стран и в ранге министров. Однако достижение компромисса оказывалось невозможным. Индия исключала проведение плебисцита, но соглашалась на компромисс на основе статус-кво. Пакистан же настаивал на отмене положений о вхождении Кашмира в состав Индийского Союза и на проведении плебисцита под эгидой ООН на всей территории бывшего княжества.

После прихода к власти в октябре 1958 г. фельдмаршала Айюб-хана переговоры продолжались. Удалось договориться о прекращении перестрелки на границе Ассама и Восточного Пакистана, об обмене небольшими территориями на этой границе, однако кашмирский вопрос остался яблоком раздора.

Начало китайско-индийского пограничного конфликта создало несколько иную обстановку в индо-пакистанских отношениях. Уже через три дня после того, как Неру объявил 29 августа 1959 г. о событиях на границе с Китаем, произошла встреча между ним и президентом Айюб-ханом. Западные союзники Пакистана развили активность, стремясь воспользоваться новой ситуацией для того, чтобы добиться от Индии уступок своим требованиям. Особенно бесцеремонно они начали действовать после обострения китайско-индийского конфликта осенью 1962 г.

Однако развитие событий пошло по пути, неожиданному даже для заправил СЕАТО. Между Пакистаном и Китаем состоялись успешные переговоры о демаркации границы на территории Кашмира. Они заключили также торговое соглашение.

Между тем противоречия между Индией и Пакистаном все обострялись. Осенью 1962 г. имела место перестрелка в Трипуре. В мае 1963 г. в Дели происходили очередные переговоры о Кашмире, которые не дали никаких результатов. Единственное, что удалось решить (помимо незначительных взаимных территориальных уступок в Бенгалии),- это вопрос об использовании вод реки Инд.

Серьезное обострение индо-пакистанских отношений было вызвано похищением мусульманских реликвий из мечети на территории Кашмирской долины. Это произошло на рубеже 1963-1964 гг. и еще больше ухудшило обстановку, и без того накаленную неудачей переговоров о Кашмире. Газета «Патриот» писала 5 января 1964 г.: «Президент Мусульманской лиги Западного Пакистана призвал мусульман всего Пакистана организовывать митинги и молиться в мечетях в знак протеста против кражи Му-и-Мобарак («священного волоса»). Наиболее провокационные заявления делались лидерами «Азад Кашмир» *, которые повторяли старый призыв к «священной войне» против Индии. Издающаяся в Карачи «Морнинг ньюс» сообщала, что на митингах принимались резолюции, осуждающие «насильственную оккупацию Кашмира индийским правительством» и призывающие к священной войне за освобождение Кашмирской долины.

В результате экстремистской религиозной пропаганды в ряде районов начались столкновения среди населения. В частности, в Западной и Восточной Бенгалии имелись сотни жертв.

Количество беженцев исчислялось десятками тысяч.

Сначала между президентом Индии Радхакришнаном и Айюб-ханом, а затем между Айюб-ханом и Неру произошел обмен посланиями по этому вопросу. Было решено, что министры внутренних дел обеих стран обсудят вопрос о беженцах. В самом Кашмире волнения, начавшиеся на религиозной почве, переросли в проявление недовольства администрацией штата, хотя похищенная реликвия, правда, была вскоре найдена. Индийское правительство сочло необходимым вместе с рядом видных деятелей Кашмира принять уча стие в рассмотрении положения в штате. В Кашмир совершил поездку заме*, ститель Дж. Неру Л ал Бахадур Шастри. В результате этих консультаций на должность премьер-министра штата был выдвинут Гулям Садык.

Весной 1964 г. Совет Безопасности вновь обсуждал кашмирский вопрос. После беспорядков на религиозной почве полемика между заинтересованными сторонами носила весьма враждебный характер. Пакистанский министр иностранных дел Бхутто и слышать не хотел о компромиссе, резко нападая на Индию. Представитель последней Чагла, видный политический деятель мусульманского вероисповедания и министр образования, также использовал трибуну для осуждения политики Пакистана. На демаркационной линии в Кашмире происходили перестрелка, столкновения.

Освобожденный из-под ареста шейх Абдулла начал выступать с речами, в которых если и не возобновил прямо свою агитацию в пользу независимости Кашмира, то во всяком случае ставил Индию и Пакистан на одну доску в кашмирском споре. В 1964 г. он получил приглашение посетить Пакистан и выступал там с речами. Его встречали как героя и лидера Кашмира.

В мае 1964 г. президент Айюб-хан и премьер-министр Неру приняли решение о новой встрече с целью попытаться примирить позиции двух стран в вопросе о Кашмире. Однако смерть Дж. Неру помешала этому.

Новый премьер-министр Индии Лал Бахадур Шастри, продолжая курс Дж. Неру, в своей речи 11 июня 1964 г. говорил о необходимости воспрепятствовать тенденции к ухудшению отношений с Пакистаном.

Трудно сказать, насколько оправдались бы оптимистические прогнозы в отношении несостоявшейся встречи Айюб-хана и Неру. Если договоренность оказывалась невозможной прежде, то в последующий период морально-политическая обстановка в Индии да и в Пакистане для взаимоприемлемого компромисса еще более осложнилась. Правые элементы в Индии раскололись по этому вопросу: некоторые готовы были пожертвовать Кашмиром ради военного соглашения с США, но большинство продолжало расценивать любую уступку как «предательство».

В начале июня шейх Абдулла встретился с Л. Б. Шастри и имел с ним продолжительную беседу. Печать предполагала, что Абдулла информиррвал Шастри о своих переговорах в Пакистане. Кроме того, Айюб-хан и Шастри обменялись посланиями, в которых выразили свое стремление сделать все возможное для улучшения индо-пакистанских отношений. Они договорились также продолжить обмен мнениями во время конференции премьер-министров, стран СОднакЬ поездка Шастри в Лондон не состоялась из-за его болезни.

На демаркационной линии продолжались инциденты. В контролируемой Пакистаном части Кашмира происходили беспо рядки. Был смещен с должности президент этой территории Хур- шид. Для того чтобы сдвинуть с мертвой точки индо-пакистанские отношения, в сентябре 1964 г. в Пакистан выезжала из Индии «миссия доброй воли» во главе с одним из лидеров социалистической партии - Джайпракаш Нарайяном. Однако атмосфера переговоров не улучшилась; частые перестрелки между индийскими и пакистанскими войсками вызывали жертвы и создавали нервозную обстановку. Именно в такой обстановке в октябре 1964 г. в Карачи наконец состоялась встреча JI. Б. Ша- стри и Айюб-хана. В совместном коммюнике главы правительств заявили, что проблемы и споры между их двумя странами должны быть урегулированы достойным и справедливым образом. Было решено продолжать контакты, в частности переговоры по проблемам беженцев между министрами внутренних дел. Но в декабре 1964 г. J1. Шастри и Айюб-хан сделали публичные заявления, которые продемонстрировали, что стороны весьма далеки от урегулирования спорных вопросов в своих отношениях, и прежде всего кашмирской проблемы.

Таким образом, договоренность, казавшаяся время от времени вероятной и достижимой, вновь отодвинулась. Большое влияние на позиции правительств оказывала шумная и несдержанная кампания националистического толка, ведущаяся в обеих странах определенными политическими группировками. В этом же направлении действуют происки империалистических держав.

Осенью 1965 г. в районе Кашмира возник вооруженный конфликт между Индией и Пакистаном. Такое развитие событий идет вразрез с национальными интересами индийского и пакистанского народов. Оно на руку лишь тем внешним силам, которые стремятся разобщить и противопоставить друг другу государства, освободившиеся от колониального ига.

Советское правительство призвало обе стороны - Индию, политика неприсоединения которой снискала широкое международное признание, и Пакистан - немедленно прекратить военные действия и осуществить взаимный отвод войск за линию прекращения огня, установленную индийско-пакистанским соглашением 1949 г.

Неотложность урегулирования вооруженного конфликта между Индией и Пакистаном получила отражение в единогласно принятых резолюциях Совета Безопасности 4 и 6 сентября 1965 г.

Индийский и пакистанский народы кровно заинтересованы в мире, который нужен им для того, чтобы решать многие сложные и важные проблемы развития их государств.

Всем привет!
Меня в последнее время интересуют сугубо геополитические вопросы. На уроке английского с англичанином по имени Дэвид (надо же) проживающим на Кипре затронули проблему индо-пакистанского конфликта. К стыду своему ничего про конфликт не знаю, да и вообще факт, что нынешний Пакистан это вчерашняя Индия обошел меня стороной. Обещаю, после индо-пакистанского конфликта напишу про котиков, а пока потерпите меня немного. Вопросы геополитики в свете последних событий чрезвычайно важны. Как мы можем спрогнозировать будущее, не зная настоящего и прошлого. Как понять, почему одни народы не любят другие. Вообще это и для планирования путешествий хорошо. Не зная про таджико-узбекский конфликт, нам было бы сложно планировать наш мега-трип в Узбекистан. Я с трудом представляю кого-то из вас на осле, путешествующей по Пакистану, но чем черт не шутит. Нас с Кариной на узбеко-российской границе я тоже до прошлого года с трудом воображала. Вообще, Узбекистан тема интересная, начну- ка я пожалуй писать узбекские заметки, Карина, ты должна мне помочь все освежить в памяти.
Ну а пока про Индию и Пакистан.

Не скрою, Пакистан меня больше всегда интересовал, чем Индия. Не знаю почему.
Конфликт, существующий между этими двумя странами, является одним из самых долговечных во всей новой истории. Ему ровно столько лет, сколько независимой Индии и независимого же Пакистана. Ну, причина конфликта ясна (та же самая, что у Японии с Россией из-за Курил) - это спорная территория. Вся вакханалия вокруг территорий Кашмир и Джамма.
Пакистан, как государство, образовался только в 1947 году, после раздела Британской Индии. Согласно этому разделу - мусульманская территория отходила Пакистану, индуисты собственно Индии. Все бы хорошо, но камнем преткновения стали области Кашмир и Джамма. Дело в том, что население там преобладало исключительно мусульманское, а вот правители индусские (ставленники британских колонизаторов). И тут религия замешана, приверженцы ислама не очень хотели становиться индусами, потому возмутились. Конечно им же лучше среди своих. Ислам и индуизм - не только разные религии, но и абсолютно разные образы жизни. Религия религией, но и территорию терять просто так никому не хочется, говорят в Кашмире богатые водные ресурсы. Было несколько войн, территория постоянно «гуляла туда-сюда».
Согласно резолюции ООН 1949 года, примерно 60 % Кашмира перешли под контроль Индии, 40 % оказались под контролем Пакистана. Но это спорный вопрос. Там и после резолюции постреливали.
Настоящее время граница между индийской и пакистанской частями Кашмира проходит по Линии контроля, зафиксированной сторонами в Симлском соглашении. Однако столкновения на религиозной почве и в территориальном плане происходят до сих пор. Конфликт нельзя назвать исчерпанным. Более того, можно утверждать, что угроза новой войны не исключена. Положение усугубляется тем, что в конфликт под предлогом поддержания мира внедряются новые игроки, в частности, США, Афганистан и Китай. - это выдержка из российской статьи, поэтому как бЭ мы тут типа в стороне. А не тут -то было. Везде, где есть дележ территорий, следует искать российский (или советский) след.
Индо-пакистанский конфликт в начале XXI века обострился тем, что оба государства разработали (или получили от своих покровителей) ядерное оружие и активно наращивают свою военную мощь. Сегодня военные поставки в Пакистан осуществляет США.а поставки оружия в Индию осуществляет Россия, но при этом Пакистан проявляет повышенный интерес к возможному военно-техническому сотрудничеству с Россией, а США делают попытки вытеснить Россию с индийского рынка вооружений - это, кстати, не я сказала, а выдержка из википедии.
Чем больше читаю подобных статей, тем больше не знаю чего же собственно бояться. Все мы на минном поле. Не знаем, откуда рванет. Наверное, да, про котиков, спокойнее читать и позитивнее. А еще, как сделать так, чтобы я не видела больше в своей ленте в ФБ как кто будет выглядеть через 50 лет? Или кто с кем родственные души? а?? Что за повальное увлечение? Все сошли с ума.

Чмок в носы, умненькие мои. В след. раз будет про котиков.


Общая характеристика

ПАКИСТАН, Исламская Республика Пакистан, государство в Южной Азии. Образовалось в 1947 после раздела Индии. В современных границах существует с 1971. (Приложение № 1; № 2)

Исламабад. Население – 159,20 млн. человек (2004). Плотность населения – 184 человека на 1 кв. км. Городское население – 35%, сельское – 65%. Площадь – 796 095 кв. км. Высшая точка – гора Тиричмир (7690 м). Основные языки: урду (официальный), панджаби, пушту, синдхи, балучи (белуджский). Государственная религия – ислам. Административно-территориальное деление: 4 провинции и 1 федеральный округ. Денежная единица – рупия. Национальный праздник: День Пакистана – 23 марта. Государственный гимн: «Благословенна будь, священная земля...»

На юго-западе берега Пакистана омываются Аравийским морем, на западе страна граничит с Ираном, на северо-западе – с Афганистаном, на северо-востоке – с Джамму и Кашмиром (на который предъявляют права и Индия, и Пакистан) и на востоке – с Индией. Под контролем Пакистана находятся северные и западные районы Джамму и Кашмира – т.н. Азад Кашмир (т.е. Свободный Кашмир

ПРИРОДА

Рельеф местности. (Приложение № 3) В пределах Пакистана отчетливо выделяются две крупные орографические области – Индская равнина (западная часть Индо-Гангской равнины) и окаймляющие ее с запада и севера горы и возвышенности, принадлежащие к системам Иранского нагорья и Гиндукуша и Гималаев, образовавшихся в основном в эпоху альпийского орогенеза. Индская равнина возникла на месте обширного предгорного краевого прогиба, к которому приурочены немалые запасы природного газа и нефти. В горах обнаружены значительные месторождения бурого угля, хромитовой руды и других полезных ископаемых.

Индская равнина – одна из крупнейших аллювиальных равнин тропического пояса, протянувшаяся от подножий Гималаев до Аравийского моря на 1200 км при ширине до 550 км. Почти вся ее территория расположена ниже 200 м и отличается однообразным плоским рельефом. В ее пределах различают три части: северную – Пенджаб (или Пятиречье), образованную Индом и его пятью крупными притоками (Джелам, Чинаб, Рави, Биас и Сатледж); Синд – среднее и нижнее течение Инда; и пустыню Тар, находящуюся к востоку от Синда. На севере равнины многочисленны конусы выноса обломочного материала, прорезанные реками. В Синде на междуречьях сохранились следы древней речной сети, свидетельствующие о большей обводненности равнины в прошлом. Дельта Инда образована несколькими действующими руслами, отмершими эстуариями и серией древних песчаных береговых валов. В пустыне Тар распространены дюны, барханы, песчаные гряды в сочетании с солончаками, такырами и солеными озерами в понижениях. Абсолютная высота этого района от 100 до 200 м. С юга пустыня обрамлена солончаковыми низменностями Большого Качского Ранна, заливаемыми морскими приливами и во время выпадения ливневых осадков.

Горы Пакистана представляют собой молодые складчатые хребты, сложенные кристаллическими сланцами, известняками, песчаниками и конгломератами. Наиболее высокие хребты расчленены речными долинами и ущельями и увенчаны снежниками. На крайнем севере в пределы Пакистана частично заходят осевые хребты Гиндукуша с вершиной Тиричмир (7690 м), являющейся высшей точкой страны. Восточнее расположен хребет Хиндурадж, юго-западное окончание которого отделено от пограничного хребта Спингар Хайберским проходом (1030 м) – важнейшим перевалом, используемым для сообщения между Пешаваром и Кабулом. На северо-востоке на территорию Пакистана заходят западные отроги Гималаев. На севере Пакистана между Индской равниной и горами расположено песчаниковое плато Потвар со средними высотами 300–500 м, окаймленное с юга Соляным хребтом (высотой до 1500 м). Западную часть Пакистана занимают плато и горы Белуджистана, представляющие собой юго-восточное обрамление Иранского нагорья. Средние высоты этих гор обычно не превышают 2000–2500 м. Таковы, например, вытянутые в субмеридиональном направлении и круто обрывающиеся к долине Инда Сулеймановы горы. Однако на севере этих гор имеются и более высокие отдельные вершины (до 3452 м). Меридиональный хребет Киртхар с крутыми, обращенными к долине Инда склонами почти доходит до побережья Аравийского моря и понижается от 2440 м на севере до 1220 м на юге. Горы Макран, состоящие из нескольких субпараллельных хребтов высотой до 2357 м, обрамляют с юга плато Белуджистана. С севера оно окаймлено пограничными горами Чагаи, где имеются потухшие вулканы. Далее к северо-востоку простирается хребет Тобакакар (до 3149 м), у его западной оконечности расположен перевал Ходжак (Болан), через который проходит стратегически важный путь из Кветты в Кандагар (Афганистан). В горах Пакистана нередки стихийные бедствия. Так, в высокогорьях часто сходят лавины, случаются селевые паводки, камнепады, ледниковые пульсации (сёрджи). Имеется ряд сейсмически опасных районов. В 1935 от землетрясения сильно пострадал город Кветта.

Климат Пакистана формируется под сильным влиянием муссонов. На большей части страны он тропический, на северо-западе субтропический, сухой и только в горах более влажный. Средние температуры января на равнинах 12,5–17,5 0 С, июля 30–35 0 С. В высокогорьях бывают морозы до –20 0 С и даже в летние месяцы случаются заморозки. Среднее годовое количество осадков на плато Белуджистана и в долине Инда менее 200 мм, в пустыне Тар – менее 100 мм, в Кветте – 250 мм, а в горах на северо-западе страны в наиболее благоприятных условиях 500–1000 мм. В Синде оно не превышает 125 мм, и возделывание сельскохозяйственных культур там возможно только благодаря хорошо налаженному орошаемому земледелию с использованием вод Инда. В предгорных районах на севере страны количество осадков возрастает до 300–500 мм, а в горах – до 1500 мм. Максимум осадков приходится на летний муссонный период. На равнинах Пакистана испаряемость в 15–20 раз превышает количество осадков, поэтому обычны засухи.

Почвы. На Индской равнине широко распространены плодородные аллювиальные почвы в речных долинах и полупустынные сероземы на междуречьях. В горных районах последовательно снизу вверх сменяются каштановые, бурые лесные, субальпийские и альпийские горные луговые и лугово-степные почвы. В межгорных понижениях Белуджистана распространены песчаные пустынные почвы и солончаки, на юге Синда – солончаки, а в пределах пустыни Тар – бесплодные пески.

Гидрология. Крупнейшей рекой Пакистана является Инд, бассейну которого принадлежит большая часть страны. Реки на западе - или бессточные, или имеют местный сток в Аравийское море. Главный приток Инда - Сатледж, собирающий воды основных рек Пенджаба (Чинаб, Рави, Джелам, Биас) и отдающий воду крупным оросительным каналам (Дипалпур, Пакпаттан, Панджнад). На крупных реках отмечается летнее половодье, обусловленное муссонными дождями и таянием ледников в горах

Растительность. Растительность Пакистана преимущественно полупустынная и пустынная, наиболее скудная - в пустыне Тар, где преобладают песчаные гряды, полузакреплённые ксерофитными кустарниками (акации, каллигонум…) и жёсткими травами. На равнине Инда естественная растительность - полупустыни и опустыненные саванны (чий, полыни, каперсы, астрагалы…), вдоль Инда и других рек - полосы тугаев, в дельте Инда и вдоль побережья Аравийского моря - местами мангровые заросли. На Иранском нагорье распространены полупустынные формации колючих подушковидных кустарников, в горах Белуджистана - редкие заросли фисташки и арчи. В горах на севере страны на высоте 1500-3000 м - отдельные участки листопадных (дуб, каштан) и хвойных (ель, пихта, сосна, гималайский кедр) лесов. В долинах вблизи селений - плантации финиковой пальмы, цитрусовых, маслин, фруктовые сады. Вдоль оросительных каналов часты насаждения шелковицы.

Животный мир.

Винторогий козёл - один из национальных символов Пакистана.

(Приложение № 4)

Животный мир Пакистана представлен индо-африканскими, центральноазиатскими и средиземноморскими видами. Из крупных млекопитающих в горах водятся леопард, ирбис, бурый и белогрудый медведь, лисица, дикие козлы и бараны, персидская газель; на равнинах - гиены, шакалы, кабаны, антилопы, джейраны, куланы, дикие ослы, многочисленные грызуны. Разнообразен мир птиц (орлы, грифы, павлины, попугаи). Много змей, в том числе ядовитых, в Инде водятся крокодилы. Из беспозвоночных распространены скорпионы, клещи, малярийные комары. Аравийское море богато рыбой (тунец, сельдь, морской окунь, индийский лосось), ракообразными (креветки) и морскими черепахами.

НАСЕЛЕНИЕ

Демография. Численность населения страны в 2004 оценивалась в 159,20 млн. человек, тогда как в 1901 на территории, занимаемой сегодня Пакистаном, насчитывалось 16,6 млн. жителей. Следовательно, примерно за 100 лет произошло почти девятикратное увеличение населения. Средняя плотность населения в 1999 равнялась 184 человека на 1 кв. км, при максимальной плотности в Пенджабе и минимальной – в Белуджистане. Темпы демографического роста в 2003 составляли 2,01% в год. Ожидаемая продолжительность жизни – 61,3 года для мужчин и 63,14 – для женщин (2003). Пакистан пытался ограничить рост населения с помощью программы планирования семьи. В 1960-е годы правительство развернуло широкомасштабную кампанию по пропаганде противозачаточных средств, однако ими пользуются, по данным 1987–1994, лишь 12% супружеских пар.Коэффициент рождаемости в 2004 составил 31,22на 1000 человек, а коэффициент смертности – 8,67 на 1000 человек.

Миграция. С древнейших времен на территории нынешнего Пакистана происходили важные миграции населения. Во II тысячелетии до н.э. на Индостан с северо-запада вторглись арийские племена, которые принесли свой язык и новое общественное устройство. Тем же путем в 8 в. и позже сюда шли мусульманские завоеватели, вместе с ними распространялись их религия и культура. Несколько крупных миграций населения произошло в современную эпоху. С 1890 по 1920 британские колониальные власти переселили от 500 тыс. до 1 млн. пенджабцев из Восточного Пенджаба, находящегося сейчас в пределах Республики Индии, в Западный Пенджаб, т.е. на территорию современного Пакистана, для освоения земель, на которых незадолго до этого была создана сеть оросительных каналов. Массовое переселение беженцев происходило и сразу же после раздела получивших независимость индийских владений Великобритании в 1947. Примерно 6,5 млн. человек устремилось из Индии в Пакистан, а 4,7 млн. – в обратном направлении, т.е. в стране за год прибавилось 1,8 млн. жителей. Эта миграция затронула в основном Пенджаб: его покинули 3,6 млн. человек, на место которых пришло 5,2 млн. Большинство остальных беженцев осело в городах Синда, а менее 100 тыс. – в Белуджистане и у северо-западной границы. В 1970–1980-е годы многие пакистанцы покинули родину в поисках работы, и в 1984 примерно 2 млн. человек жили и трудились за рубежом, преимущественно в Великобритании и странах Среднего Востока. Однако в конце 1980-х годов шансы найти работу на нефтепромыслах Персидского залива понизились и началась массовая репатриация. Кроме того, в 1980-е годы гражданская война в Афганистане привела к переселению до 3 млн. человек в лагеря беженцев на территории Пакистана.

В самом Пакистане происходит постоянный отток сельского населения в города. В 1995 в городах проживало 35% населения страны.

Города. В составе населения крупных городов наблюдается значительная доля беженцев из Индии (мухаджиров) и их потомков. В 1951 в каждом из шести крупнейших городов беженцы составляют более 40% жителей.

Важнейший из городов – Карачи с населением ок. 9,2 млн. человек (конец 1990-х годов). Здесь преобладают говорящие на урду выходцы из Индии, важную роль играет прослойка беженцев-гуджаратцев, хотя и значительно меньшей численности. Сложились также крупные общины синдхов, пенджабцев, пуштунов и белуджей. Карачи был столицей государства до 1959, а в настоящее время является административным центром провинции Синд. Следующий по величине город – Лахор, столица Пенджаба, с населением более 5 млн. человек. В Лахоре, который многими рассматривается как средоточие интеллектуальной жизни страны, находится старейший Пенджабский университет, основанный в 1882. Фейсалабад (ранее – Лайалпур), выросший в колониальную эпоху в зоне орошаемых при помощи густой сети каналов земель, занимает третье место по численности населения (ок. 2,0 млн. человек), центр торговли сельскохозяйственными продуктами и мелкой промышленности. Четвертый по размерам город – Равалпинди на севере Пенджаба, насчитывающий ок. 1 млн. жителей. С 1959 какое-то время являлся столицей страны – до тех пор, пока в 13 км к северо-востоку от него не была отстроена новая столица Исламабад, куда в конце 1960-х годов были переведены правительственные учреждения. К другим большим пакистанский городам относятся Хайдарабад (795 тыс. жителей в 1992), Мултан, Гуджранвала и Пешавар.

Этнический состав и языки. Официальный язык Пакистана и язык межнационального общения – урду. На региональном уровне наиболее употребимы языки панджаби, синдхи, пушту (пашто), брагуи и балучи. В сферах бизнеса, образования и административной деятельности широко используется английский.

На панджаби говорит примерно 51% всего населения. Пакистанские пенджабцы-мусульмане этнически идентичны проживающим в Индии пенджабцам, исповедующим индуизм и сикхизм. На синдхи говорят ок. 22% пакистанцев. Пушту (15%) – язык пуштунов, живущих главным образом в Северо-Западной Пограничной провинции, широко распространен также в соседнем Афганистане. Белуджистан – родина говорящих на балучи и брагуи.

Два важных для страны языка привнесены в Пакистан мигрантами. Говорящие на урду мухаджиры прибыли с территории Индии, главным образом из Соединенных провинций (ныне Уттар-Прадеш) после раздела 1947, и осели преимущественно в городах, особенно синдских: Карачи, Хайдарабаде и Суккуре. Лишь ок. 8% пакистанцев считают урду родным языком, но его культурная функция исключительно велика. Урду придан статус государственного языка, его носители занимают важные позиции в государственном аппарате и бизнесе. Меньшая группа беженцев, прибывших в основном из Бомбея и с п-ова Катхиявар, говорит на гуджарати и сосредоточена в Карачи.

Панджаби, синдхи, урду и гуджарати относятся к индоарийской языковой группе, пушту и белучи – к иранской, а брагуи – язык дравидийской семьи, распространенной главным образом на юге Индии.

На языке балучи говорят 3% населения, на брагуи – 1,5%.

Религия. Государственная религия – ислам, его исповедуют свыше 97% жителей Пакистана (примерно три четверти составляют сунниты и одну пятую – шииты). Кроме того, насчитывается значительное число ахмадие. Они считают себя правоверными мусульманами, хотя правительство страны в 1974 отказалось признать членов этой секты приверженцами ислама. Христиане и индусы составляют примерно по 1,5% всего населения. Часть христиан представляют португальцы – иммигранты из Гоа, а часть – коренные жители. Индусы покинули территорию Пакистана после 1947, хотя некоторые из них продолжают жить в сельской местности в провинции Синд. В стране представлена малочисленная община парсов-зороастрийцев, говорящих на гуджарати.

В Индию, а... ... разнообразный набор сельскохозяйственных культур. 2. Сравнительная экономико -географическая характеристика европейской и азиатской частей России. Европейская... , Индии, США, Индонезии, Бразилии и Пакистана . Численность населения – величина непостоянная; она...

На развитие индийской цивилизации большое влияние оказал период почти двухвековой британской колонизации. Ко времени появления британцев Индия обладала сильной экономикой. Британия же перестроила эту экономику для обслуживания своих целей, подорвав при этом местную инфраструктуру и мешая развитию самобытной культуры Индии. Индийская государственная администрация -- тоже наследие британского владычества. Со временем она разрослась в огромную бюрократическую систему, создавшую условия для волокиты и коррупции Ковешникова Ю.Н. Англо-французская борьба за Индию // В мире научных открытий. - 2010. - № 4-12. - С. 46..

Вместе с тем, во многом благодаря британцам получили развитие такие большие порты Индии, как Калькутта, Бомбей (Мумбаи) и Мадрас (Ченнаи). Калькутта была основана еще в 1690 г., что влияет и на ее современную инфраструктуру. Британцы построили сеть железных дорог, каналов, внедрили собственное законодательство и правовые нормы. Система образования была введена с целью «передачи местному населению знаний английской литературы и науки посредством английского языка».

В отличие от португальцев, которые интегрировались в жизнь Гоа, британцы держались изолированно от своих подданных. Это исподволь разрушало местную культуру и язык. Британцы придерживались элитарного стиля жизни, считая собственную культуру и религию столь превосходными, что якобы одно это давало им право на господство.

Английское право было положено в основу кодификаций отдельных отраслей права, которые были осуществлены в ряде колоний. Так, в Индии в XIX в. были приняты уголовный кодекс, а также кодексы гражданского и уголовного судопроизводства, которые были распространены на Аден и Самали.

Правление британской Ост-Индской компании завершилось в 1857 г. в связи с широкомасштабным восстанием сипаев (индийских солдат, которые служили в британской Бенгальской армии). Через год после подавления бунта британское правительство решило управлять Индией, самой большой своей колонией, напрямую. В 1877 г. королева Виктория была коронована императрицей Индии -- страны, ставшей «алмазом в британской короне» Мавланов И. Модели социально-экономического развития Индии // Проблемы теории и практики управления. - 2009. - № 5. - С. 40..

Имперское правление было смесью патернализма и расизма, и уже в 1885 г. в Бомбее был основан Индийский национальный конгресс (ИНК), чтобы препятствовать наиболее репрессивным сторонам Британского Раджа (на языке хинди это слово означает «власть»). Именно он в 1905-1908 гг. выдвигает лозунги Сварадж (свое производство, т.е. полная свобода для развития национальной промышленности). Эти требования заставили Англию пойти на ряд политических уступок. В 1909 г. принимается Закон «Об индийских советах», согласно которому увеличивается число членов Законодательных советов Индии и провинций до 60%. Однако этих людей избирали 5-6 тыс. избирателей из 300-миллионного населения колонии.

Реальная оппозиция британцам установилась после того, как адвокату Мохандасу Карамчанду («Махатме») Ганди удалось объединить в партии Национальный конгресс собственников и бизнесменов. Уникальность подхода Ганди состояла в отказе от применения насильственных средств. Он писал: «Я предлагаю моральное и, следовательно, духовное противодействие безнравственности. Я всячески стремлюсь притупить острый клинок сабли тирана, при этом не поднимаю против него еще более острое оружие, а разрушаю его ожидания физического сопротивления с моей стороны» Палишева Н.В. Некоторые аспекты перехода к демократии в Индии // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. - 2010. - Т. 9. - № 4. - С. 90..

Результатом кампании ненасильственного сопротивления в отношении британских законов, возглавлявшейся Ганди, стало обретение Британской Индией независимости в 1947 г. Но вопреки его надеждам Индия не осталась единой, а была разделена на два независимых государства: Индию и Пакистан. Пакистан стал мусульманским государством, где влиятельную партию Мусульманская лига возглавлял Мохаммед Али-Джинна. Разделение сопровождалось массовым переселением индусов и мусульман и небывалым кровопролитием.

Позиция лидеров освободительной борьбы по отношению к метрополии была не только тактической, но также и критической (социально-политической), ставящей под сомнение многие (хотя далеко не все) достижения западной цивилизации. Эту позицию удачно выразил Дж. Неру в книге «Мое открытие Индии» (1946 г.). Незадолго до обретения Индией независимости он, в частности, писал: «Цивилизация современного Запада... кажется, не добилась значительных успехов, как и не решила важнейших жизненных проблем. Ей свойствен конфликт, и она периодически подвергает себя колоссальному самоуничтожению. По-видимому, в ней отсутствует что-то, что могло бы придать ей стабильность, некие базовые принципы, чтобы придать смысл существованию» Неру Дж. Открытие Индии. - М.: Издательство иностранной литературы, 1955. - С. 345..

В итоге бурных событий довольно крупное по территории княжество Джамму и Кашмир к ноябрю 1947 г. фактически распалось. Занимающая в нем центральное место и населенная мусульманами живописная долина Кашмира вместе с прилегающими районами в результате боевых действий досталась Индии. У нее же оказался контроль над индусской на две пятых областью Джамму и восточным тибетско-буддийским Ладакхом.

Большая часть населенной мусульманами области Пунч к западу от Джамму была занята войсками Пакистана. На этой территории была провозглашена символическая власть «правительства Свободного Кашмира» (Азад Кашмир). В состав Пакистана фактически была включена и территория Гилгит, мусульманское население которой подняло мятеж против махараджи-индуса, сформировало собственные полурегулярные Военные действия на территории бывшего княжества велись до декабря 1948 года. Индийское правительство во главе с Дж. Неру согласилось провести референдум в княжестве для решения вопроса о его принадлежности и пошло на интернационализацию конфликта, передав жалобу на действия Пакистана в ООН. Первая индийско-пакистанская война относится к разряду конфликтов низкой интенсивности. В ходе длившихся почти полтора года боев погибло более тысячи военнослужащих. 1 января 1949 г. стороны согласились с резолюцией Совета Безопасности ООН и объявили о прекращении огня, а в июле того года подписали соглашение о перемирии.

Усилия ООН организовать через назначаемых ей посредников референдум успехом не увенчались. Слишком велики были различия в подходах сторон к его организации. Первый раунд борьбы за Кашмир был выигран Индией: она получила районы бывшего княжества, населенные не только индусами, но и мусульманами. Три четверти кашмирского населения попали под юрисдикцию Индии. В составе Индийского Союза, в стратегически важном районе у границ с Пакистаном и Китаем появился индийский штат Джамму и Кашмир, населенный преимущественно мусульманами. В соответствии с введенной в действие в январе 1950 г. конституцией Республики Индия ему был предоставлен особый статус (статья 370 и ряд других положений). Пакистанская сторона считала итоги раздела княжества несправедливыми и сохраняла надежды на реванш, силами и средствами для которого она, однако, не обладала.

Страны-соседи одновременно похожи и различны. Генетически и в языковом отношении Пакистан (тогдашний Западный Пакистан) был продолжением Северной Индии, а Восточный Пакистан (удаленный на 1500 км от западного) представлял собой мусульманскую часть исторического «ядра» Британской Индии - провинции Бенгалии.

Помимо культурно-религиозных факторов, на различия в природе государств влияла разная структура общества. В Индии оно было более городским и относительно слабо иерархичным, а традиционная элита - менее связанной с землевладением (представителям высшей касты брахманов даже предписывалось не владеть землей). Руководящие позиции в Индии заняли представители политического класса, генетически принадлежащие в основном к средним слоям.

Пакистанское общество сложилось как типично «феодальное»: его элиту составили по преимуществу выходцы из традиционной земельной аристократии. Иерархическая социальная структура, у основания которой находились бесправные сельские низы и кочевые племена, способствовала формированию «верхушечного» политического сообщества. Главную роль в нем стала играть гражданская и военная бюрократия.

При всех различиях оба государства были надэтническими (наднациональными). Понимая свою политическую уязвимость и осознавая большую угрозу сепаратизма из-за наличия многообразных этнических и религиозных групп, населяющих обе страны, индийская и пакистанская элиты ориентировались на идеи сильного единого государства, своего рода южноазиатскую державность. Речь шла не только о военной мощи, хотя она и имела всегда большое значение. Руководители обеих стран (особенно Индии) делали акцент на идеях будто бы присущей каждой из них «особой миссии», соображениях престижа, исторической памяти, борьбе за реализацию своего международно-идеологического проекта или лидерство в коллективном проекте.

Итак, история противостояния начинается с появления на карте мира в августе 1947 г. Индии (Индийского Союза) и Пакистана. Добившись от Лондона статуса независимых доминионов в результате хотя и запланированного, но поспешного ухода Великобритании из главной ее заморской колонии, оба молодых государства встали на путь консолидации власти. В результате размежевания Пакистан как государство оказался состоящим из двух крупных территориальных массивов, не соприкасавшихся между собой - Западного Пакистана (современный Пакистан) и Восточного Пакистана (современная Бангладеш).



Что еще почитать