Персонал организации в рыночных условиях. Ресурсы

Сущность труда

Труд - это деятельность, направленная на развитие человека и преобразование ресурсов природы в материальные, интеллектуальные и духовные блага. Такая деятельность может осуществляться либо по принуждению, либо по внутреннему побуждению, либо по тому и другому.

По определению А.Маршалла, труд - это всякое умственное и физическое усилие, предпринимаемое частично или целиком с целью достижения какого-либо результата, не считая удовлетворения получаемого непосредственно от самой проделанной работы.

Человек создавая новый продукт сознательно и последовательно выполняет трудовые действия, используя физическую и умственную энергию своего организма.

Предмет труда включает:

  • сырьевые материалы;
  • средства труда;
  • затраты живого труда.

Результатом взаимодействия этих трех составляющих является продукт труда - новое вещество природы, приспособленное к потребностям человека.

Роль труда в обществе

Совместный труд



Роль труда в обществе и развитии человечества

Роль труда в обществе

История развития человека и общества свидетельствует о решающей роли труда в этом процессе.

В процессе своей эволюции труд существенно усложнялся: человек стал выполнять более сложные и разнообразные операции, применять все более организованные средства труда, ставить перед собой и достигать более высокие цели. Труд стал многосторонним, разнообразным, совершенным.

В условиях применения более совершенных ресурсов и средств труда организация труда оказывает возрастающее влияние на окружающую среду, иногда и во вред среде. Поэтому экологический аспект в трудовой деятельности приобретает новое значение .

Совместный труд людей представляет собой нечто большее, чем простая сумма затраченного ими труда. Совместный труд рассматривается и как прогрессирующее единство совокупных результатов труда. Взаимодействие человека с природными материалами, средствами труда, а также отношения, в которые при этом вступают люди, - все это называется производством.

Труд создал человека, определяет его сущность: все предметы, необходимые для существования человека созданы трудом. Но труд выступает и как нечто большее – он первое основное условие всей человеческой жизни, он создал самого человека. Труд – вечная естественная необходимость, без него невозможен обмен между человеком и природой, невозможна сама человеческая жизнь.

Труд – источник общественного богатства. В процессе труда создаются предпосылки существования и дальнейшего развития любого общества. Все, что имеет общество создано прошлым трудом, все, что создается сейчас – создается живым трудом с использованием достижений прошлого. С повышением производительности общественного труда растут возможности увеличения общественного богатства, удовлетворения потребностей общества.

В процессе труда развивается человек, производительные силы сама цивилизация. Исторические эпохи различаются не тем, что производится, а тем как производится, какими средствами труда. В свою очередь, средства труда – это мерило развития человека, его знаний и умений, развития рабочей силы.

Труд формирует человека и служит развитию его личности. Человек развивается в процессе труда даже в условиях рабства и эксплуатации. Общественная формация, создающая наиболее полные условия для развития личности в процессе труда, получает и более высокий уровень производительности и выигрывает.

Человек и труд

Профессия (лат. professio - официально указанное занятие, специальность, от profiteer - объявляю своим делом), род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретённых в результате специальной подготовки, опыта работы. Профессиональная деятельность обычно является основным источником дохода. Наименование профессии определяется характером и содержанием работы или служебных функций, применяемыми орудиями или предметами труда. По мере развития производительных сил общества, применения более совершенных орудий труда и технологии производства, возникновения новых видов производства и отраслей науки углубляется разделение труда. В связи с этим в рамках профессии, установленных по производственному признаку, - металлург, горняк, строитель и т.д. - выделяются специализированные профессии: горновой доменной печи, забойщик, бетонщик и др. Формирование профессии широкого профиля, а также совмещение профессий (специальностей) делает труд более творческим и содержательным, что ведёт к постепенному стиранию различий между умственным и физическим трудом.

Рабочее место - часть пространства, приспособленная для выполнения работником (группой работников) своего производственного задания; первичное звено предприятия. Оно включает: основное и вспомогательное производственное оборудование (станки, механизмы, агрегаты, средства, обеспечивающие безопасность труда, защитные устройства, улучшающие санитарно-гигиенические условия работы, энергетические установки, коммуникации); технологическую и организационную оснастку (установочные и иные приспособления, инструмент, контрольно-измерительные приборы, столы, верстаки, инструментальные тумбочки, стеллажи, шкафы, стулья, кресла). Различают рабочие места рабочих (основных, вспомогательных, обслуживающих), инженерно-технических и административно-управленческого персонала.

Специальность (от лат. specialis - особый, особенный, species - род, вид), комплекс приобретённых путём специальной подготовки и опыта работы знаний, умений и навыков, необходимых для определённого вида деятельности в рамках той или иной профессии (инженер-строитель, инженер-технолог, инженер-механик, слесарь-инструментальщик, слесарь-лекальщик, слесарь-наладчик, врач-терапевт, врач-окулист, врач-стоматолог). Специализация работника - один из видов профессионального разделения труда. Если функции по определённой специальности охватывают всю сферу трудовой деятельности работника, она соответствует понятию «профессия» (шофёр, газосварщик, библиотекарь, корректор, юрист и т.д.).

Средства труда и предметы труда

Средства труда или средства производства - это совокупность средств и предметов труда, используемых человеком в процессе производства материальных благ. Средства производства составляют вещественный фактор производительных сил; включая технологию производства, образуют материально-техническую базу общества. Средства труда, и прежде всего орудия труда, включают машины, станки, инструменты, с помощью которых человек воздействует на природу, а также производственные здания, землю, каналы, дороги и т.д. Применение и создание средств труда - характерная черта трудовой деятельности человека.

Предметы труда - вещество природы, на которое человек воздействует в процессе труда с целью приспособления его для личного или производственного потребления. Предмет труда, претерпевший уже воздействие человеческого труда, но предназначенный для дальнейшей обработки, называется сырьём. Некоторые готовые продукты также могут вступать в процесс производства в качестве предмета труда (например, виноград в винодельческой промышленности, животное масло в кондитерской промышленности). Определяющая роль в средствах производства принадлежит орудиям труда

Труд в системе экономических ресурсов

В экономической литературе ресурсы называют также факторами производства. Маршалл выделял четыре таких фактора:землю, труд, капитал и организацию производства. Вместе с тем он подчеркивал: «В известном смысле существуют только два фактора производства - природа и человек. Капитал и организация являются результатом работы человека, осуществляемой с помощью природы и управляемой его способностью предвидеть будущее и его готовностью позаботиться о будущем с любой точки зрения человек является центром проблемы производства, как и проблемы потребления, а также вытекающей отсюда проблемы отношений между первыми двумя, имеющей двойное обозначение - «распределение» и «обмен»... Человек выступает одновременно целью производства и его фактором» [Маршалл.Т. 1.С. 209]. Современные экономисты, следуя в основном Маршаллу, обычно называют экономическими ресурсами землю, труд, капитал и предпринимательские способности.

Названные термины нельзя признать адекватными сущности обозначаемых ими объектов. Так, земля является лишь частью природных ресурсов. Труд, как было показано выше, - это прежде всего процесс преобразования ресурсов в блага. Капитал - широкое понятие, характеризующее, в общем случае, любой источник дохода: землю, творческие способности человека, станки, здания и т. д. Используемые некоторыми авторами термины «капитальные ресурсы», «капитальные блага» [Сандерс. С. 20; Словарь по экономике (Collins). С. 203] не проясняют сущности явления.. Последний из названных факторов производства - предпринимательские способности - это вид творческих способностей человека, т. е. то, что по смыслу должно относиться к фактору «труд».
Единственным объяснением существующей классификации экономических ресурсов является ее связь с источниками доходов;: от земли - рента; от труда (наемных работников) - заработная плата; от капитала - проценты (дивиденды); от предпринимательских способностей - предпринимательская прибыль.
Однако указанное внешнее соответствие структуры ресурсов и доходов не отражает сущности экономических процессов.
Исходя из приведенных соображений, целесообразно деление множества экономических ресурсов на три вида.
1. Природа (природные ресурсы).
2. Трудовой потенциал.
3. Ресурсы, произведенные человеком.
Природа как вид ресурсов характеризуется площадью, расположением и плодородием земли, полезными ископаемыми, климатом, лесами, запасами воды, гидроэнергии и т. п. Природные ресурсы играют не только пассивную роль источника сырья и энергии. Благодаря особым физико-химическим и биологическим свойствам земля является активным ресурсом, обеспечивающим возможность многократного возрастания ценности продукции по сравнению с величиной издержек. Примером является колос, вырастающий из одного зерна. Иначе говоря, земля - это один из важных источников «чистого продукта», т. е. того, что остается после возмещения произведенных затрат.
Трудовой потенциал в общем случае характеризует возможности участия человека, сотрудников предприятия, населения страны в производстве и обмене благ. При определении этих возможностей до последней четверти XX в. обычно использовался термин «рабочая сила». В частности, К. Маркс называт рабочей силой (Arbeitskraft) объект купли-продажи на рынках труда [Маркс. С. 178]. Современные авторы также используют этот термин [Эренберг. С. 32]. Чаще всего он обозначает потенциал рабочих: их численность, знания и умения.
В литературе США и Англии наряду с термином «человеческий капитал» существует также термин «человеческие ресурсы» (Human Resource

1. Производительность труда.

2. Качество труда.

3. Организация труда.

4. Квалификация труда.

Понятие рабочей силы, трудового потенциала и трудового капитала.

Труд как ресурс-то, благодаря чему производят полезные блага.Характеризуют такими понятиями как: труд.ресурсы, раб. сила,человеческий капитал,трудовой потенциал.

С переходом к рыночн.отношениям труд является все более специфичным ресурсом с точки зрения работодателя, обязанным приносить ему доход.Этому требованию больше отвечает понятие человеческий капитал.Если исходить из классич определения капитала-это все,что приносит доход, но под человеческим капиталом следует понимать способности человека,его знания и умения,которые могут стать источником получения дохода собственника.Трудовой потенциал характеризуется с точки зрения его участия в производстве полезных благ.

Воплощением труда как ресурса является раб. сила.-умственные и физич данные человека,его способность к труду. Рабо́чая си́ла в экономической теории - способность человека к труду, совокупность физических и духовных способностей, которые человек использует в своей деятельности. В условиях рыночной экономики - это товар, однако в отличие от других видов товара рабочей силе присущи следующие признаки:
1. товар создает стоимость, причем большую, чем он сам стоит (или, точнее сказать,чем оценивает его работодатель);
2. ни одно производство невозможно без привлечения данного вида товара;
3. от рабочей силы зависит степень (эффективность) использования основных и оборотных производственных фондов, экономика хозяйственной структуры в целом. Под трудовым потенциалом работника понимают совокупность различных качеств, определяющих трудоспособность работника, обобщающий показатель личностного фактора производства. Качества связаны: со способностью и склонностью работника к труду, состоянием его здоровья, выносливостью, типом нервной системы, т.е. всем тем, что отражает физический и психологический потенциал; с объемом общих и специальных знаний, трудовых навыков и умений, определяющих способность к труду определенной квалификации; с уровнем сознания и ответственности, социальной зрелости, идейной убежденности, интересов и потребностей Экономисты говорят о рабочей силе как товаре, а социологи чаще используют понятие – трудовой потенциал работника.Человеческий капитал - совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом. Первоначально под человеческим капиталом понималась лишь совокупность инвестиций в человека, повышающая его способность к труду - образование и профессиональные навыки. В дальнейшем понятие человеческого капитала существенно расширилось. Последние расчеты, сделанные экспертами Всемирного банка, включают в него потребительские расходы - затраты семей на питание, одежду, жилища, образование, здравоохранение, культуру, а также расходы государства на эти цели .

Человеческий капитал в широком смысле - это интенсивный производительный фактор экономического развития, развития общества и семьи, включающий образованную часть трудовых ресурсов, знания, инструментарий интеллектуального и управленческого труда, среду обитания и трудовой деятельности, обеспечивающие эффективное и рациональное функционирование ЧК как производительного фактора развития.

Показатели производительности труда.

Для расчета П.Т.используются показатели, характеризующие результативность использования труда, т.е.его эффективность. П.Т. рассчитывают с использованием 2-х показателей: выработка и трудоемкость .

Выработка определяется как отношение объема производимой продукции на среднесписочную численность работников или на затраты труда, обеспечившие этот объем производства. Для торг. предприятия выработка будет рассчитываться путем деление объема т/о на числ-сть работников или (В=ОТО/Ч, В=ОТО/3т).

Трудоемкость рассчитывается путем деления затрат труда на объем произведенной продукции.(Т=Зт/ОТО).Для характеристики индивид.товарооборота используется объем т/о в расчете на 1го продавца или затраты труда 1го продавца на объем т/о. Рассчитывают выработку и трудоемкость:

1)технологическую(раасчит.через объем т.о.и затраты труда осн.работников).

2)Выработка и трудоемкоссть обслуживания(рассч.путем сопоставления затрат труда и объема работ обслуживающего и вспомогательного персонала или путем расчета объема т.о.в %-тах к объему осн.персонала).

3)Технологическая В.и Т.(Вп=Вт+Во,Тп=Тт+То)

4)В.и Т.управления(рассч.по затратам труда аппарата управления).

5)В(Т)п+В(Т)о=В(Т)общ.

Применительно ко времени можно рассчитать часовую выработку,дневную,месячную и среднегодовую. Среднегодовая рассч-ся делением годового объема произв-ва (реализации)на годовой объем затрат труда. (Дневная В.=Часовая В.*прололж-ть раб.дня. Месячная В.=часовая в.* продолж.раб.дня* кол-во раб.дней в месяце.)

Анализ динамики и состава кадров предприятия

Понятие основного фонда оплаты труда и порядок его расчета при различных формах оплаты труда. Примерная структура фонда оплаты труда.

Основная оплата труда (тарифный/аккордный фонд, сдельный заработок) – опл труда, начисленная работнику по повременным тарифным ставкам, по сдельным расценкам, должностным окладом или в соответствии с действующими нормативами.

Структура: ФОТ=Оф+До+По+Н+МК+С+РК+Отп+Пс+Пп+ВСК

ФОТ-Фонд оплаты труда, Оф-основной фонд, До/По - дополн/повышенная оплата, Н-надбавки, МК – мастерство и классность(не в обязат порядке), С – надбавка за стаж(ТК РФ не предусмотр), РК – районные коэф, Отп-отпускные, Пс/Пп-премии за сечет себестоимости/от прибыли.

51. Планирование средств на заработную плату. Понятие фонда оплаты труда и фонда заработной платы .

ФОТ - общая сумма денежных средств, выплачиваемых работниками предприятия по сдельным расценкам, тарифным ставкам, окладам, а также доплат, надбавок и премий в течение определенного периода времени

ФЗП – сумма средств, необходимая для оплаты труда всех работников предприятия в течении опред периода.

Рассчитывают ФЗП на основе производственной программы предприятия, плановой численности работников по профессии и квалификации, установленных расценок на сдельные работы, планового бюджета рабочего времени 1 работника, действующих тарифных ставок и тарифных сеток, применяемых форм и систем оплаты труда, действующих доплат и надбавок, премиальных положений.

На малых/средних предприятиях плановый ФЗП можно определить методом прямого счета. Первоначально рассчитывают индивидуальный ФЗП по каждому рабочему месту с учетом обязательств работодателя перед работником согласно заключенному трудовому договору. Сумма ФЗП по рабочим местам образует плановый ФЗП предприятия.

Укрупненный метод: плановая численность работников*плановая средняя з/п.

Производительность труда должна расти более быстрыми темпами, чем средняя з/п.

Плановый Фзп необходимо увеличивать на величину ожидаемого роста инфляции в соответствии с принятым на предприятии порядком индексации з/п в связи с ростом розничных цен на товары и услуги.

Планирование рабочего времени и численности персонала.

Для планирования численности персонала необходимы расчеты: а) баланс рабочего времени 1 среднесписочного работника; б) численность работников по категориям; в) среднесписочная численность промышленно-производственного персонала по категориям персонала. => Затем устанавливают бюджет рабочего времени на плановый период.

«От достигнутого уровня».

Численность персонала в плановом периоде: Чпл =Чб (Чо.п /Iп.Т), Чб – среднесписочная численность работающих в базисном периоде, Чо.п - индекс изменения объема производства в плановом Iп.Т – индекс роста производительности труда.

Расчеты следует дополнить анализом использования фонда рабочего времени рабочих, составить на его основе план мероприятий, направл на лучшее использование раб силы, что находит отражение в индексе роста производит-ти труда.

Расчет осущ с учетом экономии численности работающих по всем факторам роста производительности труда. Численность раб-в предпр в плановом периоде: Чпл =Чб *Iп.Т + ∆Чисх,

Чиск-общее изменение исходной числ раб-х.

Эти методы применимы для предпр со стабильным объемом.

Более точные и для вновь создаваемых предпр: 1)по трудоемкости работ,2)по нормам выработки,3)по рабочим местам на основании норм обслуживания машин и агрегатов и контроля за технологическими процессами.

Планирование рабочего времени

Планирование численности работников связано с показателем использования рабочего времени в течение года(чел/ч и чел/день).

Баланс рабочего времени-система показателей, характ ресурсы рабочего времени работающих, их распределение по видам и затрат и использованию. Рассчитывается на 1 рабочего, составляется по предприятию, цеху, участку. Этапы составления:1)расчет среднего фактического числа рабочих дней;2)установление средней продолжительности рабочего дня;3)определение эффективного фонда рабочего времени(ч) одного работника с учетом продолжительности, принятого календарного режима работы.

Три фонда времени: а)календарный- число календ-х дней в плановом периоде;б)номинальный- кол-во раб дней(максимальное в плановом периоде);в)эффективный фонд раб времени среднемесячного рабочего(ч)=произведение числа раб дней на фактическую продолжительность раб дня.

Число раб дней в плановом периоде = разница между номинальным фондом и количеством неявок. Плановые неявки-очередные,дополн, учебные отпуска; невыходы –болезнь, роды, выполнение госуд и общ обязанностей.

Отпуск планируется в соотв с закон-м и числом работников. Невыходы- по отчетным данным. Средняя продол раб дня – с учетом сокращенных предпр дней.

Основные понятия и характеристики труда.

Труд - это целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей. Труд есть основа и непременное условие жизнедеятельности людей.

Труд предполагает определенную общественную форму (человек - существо общественное), определенные взаимоотношения людей в процессе трудовой деятельности.

В процессе труда люди вступают в социально-трудовые отношения, взаимодействуя друг с другом.

основные характеристики труда:

1. Производительность труда.

Производительность определяется количеством произведенных товаров или услуг за единицу времени (смена, год, месяц, день, час). Она дает возможность измерять результаты труда по различным параметрам.

2. Качество труда.

3. Организация труда.

Организация - это процесс любого труда, который обеспечивает трудовую дисциплину, координацию работников, наличие необходимых материалов и др.

4. Квалификация труда.

Из умения, опыта, знаний и профессионализма складывается общая квалификация.

Труд, который не требует особых навыков можно назвать малоквалифицированным. К нему относится переноска тяжестей, уборка помещений и подобные виды деятельности. Это простой труд.

Труд как ресурс и труд как процесс

Труд следует рассматривать с 2х точек зрения-как ресурс и как процесс.

Труд как процесс- всякое умственное или физич училие, предпринимаемое частично или целиком с целью достижения какого либо результата. Имеет 3 осн признака:цель(произв полезн благ),мотивация, содержание труда(целесообразное преобразование ресурсов и затраты времени и энергии)

Труд как ресурс-то, благодаря чему производят полезные блага.Характеризуют такими понятиями как: труд.ресурсы, раб. сила,человеческий капитал,трудовой потенциал.

Ресурсы-то, из чего и благодаря чему производят полезные блага.

Ресурсы делят на 3 крупн подгруппы:природные, ресурсы полученные под воздействием труда из прир.ресурсов, труд,посредством которого преобразуют прир ресурсы.

Под производством понимают процесс целенаправленного соединения средств труда,предметов труда и самого труда.

Понятие труд ресурсы связано с законодательством(труд кодексом).

Труд. ресурсы-все трудоспособное население страны.Отнесение населения страны к работоспособному осуществляется через понятие «предельный возраст трудоспособности»,он зафиксирован в труд. кодексе.(подростки от 14 до 16, жен 16-55, муж 16-60)периодически этот возраст меняется, зависит от демогр,эконом факторов.

В состав труд. ресурсов включают работающих пенсионеров

Тема 1

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ЭКОНОМИКИ ТРУДА

Понятие о труде

Предмет экономики труда

Задачи экономики труда

Понятие о труде

Английский экономист Альфред Маршал писал в своей работе «Принципы политической экономии»: «Всякий труд имеет свой целью произвести какой-либо результат. … Поэтому труд можно определить как сякое умственное и физическое усилие, предпринимаемое частично или целиком с целью достичь какого-либо результата, не считая удовлетворения, получаемого непосредственно от самой проделанной работы».

А.Маршал не труд вообще (затраты энергии), а в первую очередь труд созидательный, который участвует в создании экономического продукта.

Основываясь на вышесказанном можно дать определение понятию труд. Труд – целесообразная деятельность людей, направленная на производство материальных и нематериальных благ для удовлетворения потребностей человека.

Труд можно рассматривать как процесс и как вид экономических ресурсов.

Труд как процесс – вид деятельности человека по производству экономических продуктов (ресурсов, благ, услуг), которые необходимы для потребления в домашнем хозяйстве, общественном производстве или для экономического обмена.

Труд как вид экономических ресурсов – возможность участия человека или группы людей в процессах производства благ и ресурсов. Эта возможность определяется как трудовой потенциал, характеризующий в свою очередь труд с качественной и количественной сторон.

Качественная сторона труда - потенциальные возможности человека к труду,определяется:

· состоянием здоровья и физической дееспособностью человека;

· уровнем образования и квалификации человека.

Количественная сторона труда - реализация потенциальных возможностей человека трудиться,определяется:

· продолжительностью рабочего дня;

· интенсивностью труда.

При изучении экономики труда и представлений о человеке, как субъекте экономической жизни необходимо раскрытие понятий «рабочая сила», «трудовые ресурсы», «человеческие ресурсы», «человеческий потенциал», «человеческий капитал», составляющих их элементов, а также факторов формирования и использования. Рассмотрим основные понятия:

1. Рабочая сила – способность человека к труду, совокупность физических и интеллектуальных качеств, используемых в процессе производства жизненных благ, носителем которых является работник, главная производительная сила.

2. Трудовые ресурсы – часть населения страны, достигшая трудоспособного возраста и обладающая необходимыми физическими и умственными способностями, дающими возможность трудиться в народном хозяйстве. Численность трудовых ресурсов характеризует потенциальную массу живого труда, которой располагает общество. Если говорить о России, то в состав трудовых ресурсов включают:

1. Население трудоспособного возраста (за исключением неработающих инвалидов 1-ой и 2-ой группы, льготной категории пенсионеров):

Мужчины 16 – 59 лет,

Женщины 16 – 54 года;

2. Население старше и моложе трудоспособного возраста занятое в общественном производстве.

3. Человеческие ресурсы – трудоспособное население, материальный носитель человеческого потенциала.

4. Человеческий потенциал – степень развития физических и духовных способностей человека. Структура понятия человеческий потенциал включает два уровня:

· первый, базовый уровень – физическое, психическое, социальное здоровье;

· второй, деятельностный уровень – физиологический, психологический, интеллектуальный, социальный и культурный потенциал.

Формирование человеческого потенциала происходит в течение всей жизни человека с момента рождения. По мере развития человека проявляются и развиваются его природные и приобретенные способности, происходит становление его потребностей. Человек, как носитель потенциала, с одной стороны, адаптируется к внешней среде, с другой стороны, изменяет её.

5. Человеческий капитал – мера способности человека получать доход на основе своих качеств, особенно таких качеств как образование и квалификация. Таким образом, человеческий капитал – капитал в форме интеллектуальных способностей, приобретенных благодаря обучению, образованию, практическому опыту. Человеческий капитал один из основных факторов дифференциации заработной платы.

Следовательно, рассматривать понятия рабочая сила, трудовые и человеческие ресурсы необходимо с точки зрения их участия в трудовой деятельности, учитывая наиболее значимые характеристики:

· уровень образования и интеллектуального развития;

· степень профессиональной подготовки (знания и компетентность);

· способность к творчеству и самосовершенствованию;

· уровень информационно-технологической подготовки;

· креативность.

Можно сделать вывод, что среди социальных приоритетов трудовая деятельность человека занимает особое место. Это объясняется следующим, трудовая деятельность человека:

1. Составная часть естественных производительных сил страны, ее богатство.

2. Важнейшая жизнеобеспечивающая функция человека, его потребность.

3. Основное и главное условие экономического роста.

Предмет экономики труда

Развитие экономики основывается на постоянном совершенствовании разделения труда. Разделение труда это объективный процесс трудовой деятельности. Разделение труда бывает: естественное (стихийное), технологическое и общественное (целенаправленные). Результатом последних двух является рост производительности общественного труда.
С появлением товарного производства экономика обретает особую форму разделения труда в единстве процессов специализации и кооперирования, что означат развитие экономики от низших к высшим формам.

Таким образом, предметом всех наук о труде является труд как целесообразная деятельность человека во всех формах её проявления.

Современный этап развития наук о труде характеризуется гуманитарным подходом к трудовой деятельности человека, то есть к личности работника, условиям проявления его творческих способностей.

Предметом экономики труда является система социально- экономических отношений, складывающихся в процессе трудовой деятельности, между работодателем, наемным работником и государством в области организации труда.

Экономика труда изучает проблемы формирования и эффективного использования трудового потенциала общества на основе рационального применения экономических законов развития производства, распределения, обмена и потребления, то есть изучает проблемы:

· рынков труда и занятости;

· повышения производительности и эффективности труда;

· вознаграждения за труд;

· взаимодействия субъектов труда;

· планирования численности;

· управления трудом.

Таким образом, экономика труда это система знаний о труде (трудовой деятельности человека), который является основным предметом изучения и анализа. Труд рассматривается как основной фактор производства и взаимосвязи с человеческими ресурсами.

Задачи экономики труда

Рассмотрев предмет экономики труда можно сформулировать основные задачи экономики труда. Приоритетными задачами экономики труда являются:

Исследование сущности и содержания рынка труда, проблем занятости и безработицы;

Определение сущности понятий эффективность и производительность труда, факторов их динамики и резервов роста;

Исследование показателей и методов измерения производительности труда;

Оценка систем управления трудом в организации;

Анализ формирования и использования трудовых ресурсов в организации и обществе в целом, воспроизводства рабочей силы;

Изучение механизмов государственной и социальной политики и оценка её воздействия на качество трудовой жизни;

Рассмотрение организации оплаты труда, ее форм и систем;

Анализ дифференциации заработной платы, обусловленной качественными особенностями рабочей силы и различиями в условиях труда;

Раскрытие основных теорий мотивации труда, сущности потребностей, интересов мотивов и стимулов для обеспечения высокой трудовой активности работников;

Раскрытие сущности и содержания организации труда в организации;

Исследование сущности, типов и содержания социально- трудовых отношений и их регулирования со стороны государства.

Исследование научных основ организации труда.

Таким образом, экономика труда как наука изучает социально-экономические отношения, складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления рабочей силы, обеспечения условий для производительного труда и его охраны (в процессе организации труда).

Место экономики труда в системе экономических наук о труде

Система наук о труде включает множество разнообразных и относительно самостоятельных экономических наук. Все эти экономические науки объединяет, прежде всего, объект исследования -труд человека, коллектива и общества в целом. Поэтому становление и развитие наук о труде проходило во взаимосвязи и взаимозависимости, обусловленных развитием человеческого общества.

Ещё раз повторим вывод предыдущего вопроса - экономика труда изучает систему социально-экономических отношений, складывающихся в процессе организации труда.

Многообразие наук о труде обусловлено спецификой трудовых проблем, которые являются объектом исследования каждой из них.

К числу наук о труде, кроме экономики труда, относят следующие науки:

Физиология труда - изучает влияние и механизм воздействия трудового процесса на физиологические характеристики человека. Учитывая, что человек имеет физиологические границы своих возможностей, существует необходимость изучения влияния труда на состояние человеческого организма. Физиология труда является научной основой разработки норм труда, режимов труда и отдыха, планировки рабочего места, обеспечения благоприятных условий трудовой деятельности.

Нормирование труда -исследует принципы и методы установления затрат труда, его результатов, норм оплаты труда, численности работников в соответствии с количеством единиц оборудования в конкретных условиях. Результаты позволяют снижать утомляемость работников, обеспечивают заинтересованность работников в результатах своего труда, являются основой обеспечения благоприятных условий труда и в итоге оптимизации производственных и трудовых затрат.

Психология труда - изучает психологические характеристики человека в процессе труда, отношение человека к трудовой деятельности. Формируя трудовой коллектив необходимо учитывать способности работников, степень эмоциональности, жизненной активности, коммуникабельности, самооценки. Результаты психологических исследований используют при профессиональной ориентации и подготовке, для разработки систем мотивации и стимулирования труда, как инструментуправления трудовыми конфликтами.

Социология труда – изучает взаимоотношения людей и социальных групп в процессе труда. Социология труда исследует демографические различия людей, различия в их образовании и квалификации, особенности воспитания и политических взглядов, вероисповедания и общественного положения. Это позволяет определить особенности трудового поведения и эффективно управлять трудовым коллективом, разрабатывать кадровую политику для организации.

Эргономика - изучает деятельность человека в его связи с техникой, машинами, средствами производства и разрабатывает научные основы рационализации трудовых процессов. Эргономика и экономика труда тесно взаимосвязаны, эргономика позволяет оптимизировать взаимодействие человека с машинными системами, а экономика труда ставит перед эргономикой задачи по снижению напряженности труда и утомляемости работника, тяжести труда, снижению и экономии рабочего времени.

Наука о безопасности труда – изучает создание на производстве безопасных и здоровых условий труда. Особую значимость результаты исследований имеют для вредных и опасных производств, экстремальных условий труда (добывающая, химическая металлургическая промышленность, ядерная энергетика, строительство крупных сооружений, мостов). Безопасность труда разрабатывает систему норм и нормативов параметров производственной среды, обеспечивающих благоприятные условия труда и предупреждающих возникновение и развитие профессиональных заболеваний, а также меры социальной защиты работника в случае неблагоприятных условий труда.

Демография – изучает процессы воспроизводства населения, его половозрастную структуру, расселение по регионам страны, что позволяет удовлетворять потребности предприятий в необходимых трудовых ресурсах в текущем периоде и в перспективе.

Управление персоналом (человеческими ресурсами) - изучаетсистему управления персоналом (человеческими ресурсами) организации, их стратегическое планирование, эффективного использования трудового потенциала персонала организации. Реализация трудового потенциала осуществляется путем подбора, обучения, вознаграждения персонала организации. Эффективность управления трудовым коллективом определяется оптимальным стилем управления, кадровой политикой, проведением маркетинга персонала, исследованием кадрового потенциала и потребности в персонале.

Организация труда – изучает основы проектирования трудовых процессов и рабочих мест, оптимизации, разделения и кооперации труда. Организация труда обеспечивает эффективное соединение рабочей силы со средствами производства в конкретных условиях, реализацию трудового потенциала работников и удовлетворение потребности всех субъектов социально-трудовых отношений.

Трудовое право - изучает юридические основы трудовых отношений, предусмотренных Трудовым Кодексом РФ (ТК РФ). Трудовое право определяет правовые нормы труда, права и обязанности субъектов трудовых отношений, дифференциацию оплаты труда, служит основой социальной защиты работников. Трудовое право позволяет разрешать трудовые конфликты.

Кроме выше перечисленных наук, экономика труда связана с такими науками как макроэкономика, микроэкономика, менеджмент, маркетинг персонала, статистика труда, экология человека, экономика предприятия.

Таким образом, комплекс наук о труде обеспечивает научную основу его организации, позволяющую удовлетворять потребности и интересы всех субъектов социально-трудовых отношений.


Маршал А. Принципы политической экономии. Ч.1.- М.: Прогресс, 1983. - С.124 - 125.

Экономика труда: учебник / Под ред. Ю.П. Кокина и П.Э. Шлендера.- 2-е из. - М.: Магистр, 2010. С.57.

Экономика труда: (социально-трудовые отношения)/ под ред. Н.А. Волгина, Ю.Г. Одегова.- М.: ЭКЗАМЕН, 2003. С.10.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08

Труд является основным фактором производства. Отсюда вытекает важность изучения трудовых ресурсов. В развитии общественного произ-водства и повышении его эффективности ведущая роль, наряду с научно-техническим прогрессом принадлежит трудовым ресурсам. Производство материальных благ невозможно без рабочей силы. Ее нужно ставить при производстве продукции на первое место. Средства производства, насколько бы совершенны они не были, сами по себе не имеют никакой ценности и не могут дать какого-либо экономического эффекта. Только при наличии опытных рабочих и специалистов, обеспеченности производства трудовыми ресурсами можно добиться высоких экономических показателей, наиболее полного и производительного применения сложных машин и оборудования. Именно трудовые ресурсы - основной элемент производства и главная производительная сила.

В процессе производства только живой труд создает новую стоимость, является ее источником. Важнейшей отличительной чертой рабочей силы является то, что она носитель производственных отношений и ей присуще общественное и социально-экономическое содержание. Это обусловливает необходимость совершенствования распределения по труду в соответствии с изменяющимися условиями производства.

Перестройка хозяйственного механизма и его ориентация на рыночные отношения требуют пересмотра традиционного понимания многих важных экономических категорий, а в отдельных случаях наполнения их совершенно иным смыслом и практическим содержанием.

Объективные процессы децентрализации систем управления народным хозяйством и его отраслями, перенесения центра тяжести на микроуровень, непосредственно к процессам производства и обмена, связаны с возникновением альтернативных и равноправных форм собственности и составляют необходимое условие формирования рыночных отношений.

Проблема изучения развития первой производительной силы приобретает особое значение в условиях рыночной экономики. Анализ трудовых показателей - один из основных разделов анализа работы предприятий.

Рабочая сила потребляется в процессе труда. Рабочая сила существует только как способность живого индивидуума, поэтому в экономическом и широком социальном смысле отождествление понятия "рабочая сила" с такими категориями, как "трудовые резервы" и "работник", весьма условно и недостаточно корректно.

Впервые в научной литературе термин "трудовые ресурсы" применил в начале 20 годов академик С.Г. Струмилин для характеристики главного национального богатства - трудового потенциала страны. В настоящее время этот термин широко используется в научной литературе и практической планово-экономической деятельности.

На VIII Международной конференции статистиков труда (1954 г) утверждено определение "общие трудовые ресурсы", включающие "собственно трудовые ресурсы" и военнослужащих. При этом "собственно трудовые ресурсы" подразделялись на занятых и безработных.

В 1966 г. в терминологию международной статистики труда введено понятие "экономически активное население", под которым понимается совокупность лиц, потенциально способных участвовать в производстве материальных ценностей и в оказании услуг. По своему содержанию оно практически не отличается от понятия "общие трудовые ресурсы".

Каковы же критерии выделения трудовых ресурсов из общей численности населения? Государство, устанавливая в силу своих социально-экономических условий нижнюю и верхнюю границы трудоспособного (рабочего) возраста, определяет контингент способного к активной трудовой деятельности населения.

В РФ нижняя граница рабочего возраста установлена в 16 лет, верхняя для женщин - 55 лет, для мужчин - 60 лет. Верхняя граница рабочего возраста является одновременно началом пенсионного периода. Однако по определенным видам работ пенсионный возраст в РФ наступает на 5-10 лет раньше. Снижение пенсионного возраста распространяется на рабочих и служащих, занятых на подземных работах, в горячих цехах, на других работах с тяжелыми и вредными условиями труда.

Дорабочий возраст как один из элементов условной градации возраста в зависимости от участия населения в общественном производстве устанавливается трудовым законодательством и обусловливается необходимостью получения общего образования и определенной профессиональной подготовки.

В соответствии с законодательством трудовая структура населения складывается из лиц рабочего возраста, за исключением неработающих инвалидов I и II групп и неработающих мужчин в возрасте 50-59 лет и женщин 45-54 лет, получающих пенсии на льготных условиях.

Трудоспособное население рабочего возраста составляет основной контингент трудовых ресурсов. Сюда в зависимости от отношения к трудовой деятельности входят следующие группы населения:

1) занятые в общественном хозяйстве;

2) обучающиеся с отрывом от производства в высших и средних учебных заведениях, ПТУ, а также находящихся на срочной военной службе;

3) занятые в домашнем и личном подсобном хозяйстве и др.

Наряду с указанным контингентом, особую группу составляют лица пенсионного возраста, продолжающиеся трудиться в общественном хозяйстве.

Совокупность работников предприятий можно подразделить на производственный персонал, занятый в материальной сфере производства, и непроизводственный (жилищное хозяйство, культурно-бытовые и детские учреждения и т.п.)

Определение же трудовых ресурсов в качестве планово-учетного показателя должно, прежде всего, отражать количественную характеристику трудовых ресурсов и их структуру. Трудовые ресурсы как планово-учетный показатель - это численность населения, занятого в общественном хозяйстве, а также незанятого в нем трудоспособного населения рабочего возраста. Это характеризует активную и пассивную части трудовых ресурсов.

Трудовые ресурсы, персонал, или кадры - это основной штатный состав работников организации (за исключением руководства), выполняющих различные производственно-хозяйственные функции. Он характеризуется прежде всего численностью, структурой, рассматриваемыми как в статике, так и в динамике, профессиональной пригодностью, компетентностью.

Трудовые ресурсы, выступая главной производительной силой общества, являются носителями отношений, складывающихся в процессе их формирования, распределения и использования.

Определение трудовых ресурсов как экономической категории непосредственно связано с установленными государством условиями воспроизводства рабочей силы. Это, в первую очередь, установление границ трудоспособного (рабочего) возраста, а также условия вовлечения в общественное производство пенсионеров, инвалидов, сроки обучения и службы в армии и т.п.

Отсюда трудовые ресурсы как экономическая категория выражают отношения по поводу населения, обладающего физической и интеллектуальной способностью к труду в соответствии с установленными государством условиями воспроизводства рабочей силы.

Следовательно, трудовые ресурсы - сложная социально-экономическая категория, которая одновременно может служить мерой трудового потенциала общества, а также планово-учетным показателем. Изучение трудовых ресурсов как многогранной социально-экономической категории позволяет: во-первых, более полно показать формирование работника нового типа; во-вторых, глубже раскрывать количественные и качественные суммирования трудового потенциала в условиях научно-технического прогресса; в-третьих, осуществлять разработку проблем экономически трудовых ресурсов в органической взаимосвязи со сложившимися условиями рыночной экономики.

В экономической литературе ресурсы называют также факторами производства . Маршалл выделял четыре таких фактора: землю, труд, капитал и организацию производства. Вместе с тем он подчеркивал: «В известном смысле существуют только два фактора производства - природа и человек. Капитал и организация являются результатом работы человека, осуществляемой с помощью природы и управляемой его способностью предвидеть будущее и его готовностью позаботиться о будущем... с любой точки зрения человек является центром проблемы производства, как и проблемы потребления, а также вытекающей отсюда проблемы отношений между первыми двумя, имеющей двойное обозначение - «распределение» и «обмен»... Человек выступает одновременно целью производства и его фактором» [Маршалл. Т. 1.С. 209]. Современные экономисты, следуя в основном Маршаллу, обычно называют экономическими ресурсами землю, труд, капитал и предпринимательские способности.

При этом термин «земля » используется как синоним термина «природные ресурсы»; термином «труд» обозначаются затраты рабочего времени или количество работников; термин «капитал» характеризует здания, сооружения, оборудование, используемые в производстве благ; термин «предпринимательские способности» относится к деятельности по рациональному использованию земли, труда и капитала.

Названные термины нельзя признать адекватными сущности обозначаемых ими объектов. Так, земля является лишь частью природных ресурсов. Труд, как было показано выше, - это прежде всего процесс преобразования ресурсов в блага. Капитал - широкое понятие, характеризующее, в общем случае, любой источник дохода: землю, творческие способности человека, станки, здания и т. д. Используемые некоторыми авторами термины «капитальные ресурсы», «капитальные блага» [Сандерс. С. 20; Словарь по экономике С. 203] не проясняют сущности явления. Например, капитальным благом является не только оборудование, но и драгоценности, ценные бумаги, должности в органах власти (для некоторых личностей) и т. д. Последний из названных факторов производства - предпринимательские способности - это вид творческих способностей человека, т. е. то, что по смыслу должно относиться к фактору «труд».

Единственным объяснением существующей классификации экономических ресурсов является ее связь с источниками доходов: от земли - рента; от труда (наемных работников) - заработная плата; от капитала - проценты (дивиденды); от предпринимательских способностей - предпринимательская прибыль. Однако указанное внешнее соответствие структуры ресурсов и доходов не отражает сущности экономических процессов.

Исходя из приведенных соображений, целесообразно деление множества экономических ресурсов на три вида.


1. Природа (природные ресурсы).

2. Трудовой потенциал.

3. Ресурсы, произведенные человеком.

Природа как вид ресурсов характеризуется площадью, расположением и плодородием земли, полезными ископаемыми, климатом, лесами, запасами воды, гидроэнергии и т. п. Природные ресурсы играют не только пассивную роль источника сырья и энергии. Благодаря особым физико-химическим и биологическим свойствам земля является активным ресурсом, обеспечивающим возможность многократного возрастания ценности продукции по сравнению с величиной издержек. Примером является колос, вырастающий из одного зерна. Иначе говоря, земля - это один из важных источников «чистого продукта», т. е. того, что остается после возмещения произведенных затрат.

Трудовой потенциал в общем случае характеризует возможности участия человека, сотрудников предприятия, населения страны в производстве и обмене благ. При определении этих возможностей до последней четверти XX в. обычно использовался термин «рабочая сила». В частности, К. Маркс называт рабочей силой объект купли-продажи на рынках труда [Маркс. С. 178]. Современные авторы также используют этот термин [Эренберг. С. 32]. Чаще всего он обозначает потенциал рабочих: их численность, знания и умения.

С 70-х гг. XX в. под влиянием публикаций Нобелевского лауреата Г. Беккера стал широко применяться термин «человеческий капитал». Он характеризует компоненты потенциала человека, которые могут стать источником дохода для домашнего хозяйства, предприятия и страны. Такими компонентами могут быть физические и творческие способности человека, его знания, умения, активность. Нетрудно заметить, что термин «человеческий капитал» шире термина «рабочая сила», хотя и не содержит ничего принципиально нового, так как компоненты рабочей силы (знания и умения) являются источниками дохода. Практически понятие «человеческий капитал» используется для оценки доходности инвестиций в образование и повышение квалификации.
Об этом до Беккера писали многие авторы, в том числе Смит и Маршалл.

В современном производстве все большее значение приобретают этические аспекты деятельности человека, которые обусловлены такими характеристиками личности, как нравственность, добросовестность, отношение к окружающим, умение работать в коллективе. По отношению к этим качествам термин «человеческий капитал» не очень подходит, так как трудно выделить соответствующие доходы.

Завершая обзор терминологии по ресурсам труда, отметим, что в литературе США и Англии наряду с термином «человеческий капитал» существует также термин «человеческие ресурсы». Этот термин используется в области знания, которую в США и Англии называют управлением человеческими ресурсами, а в Германии, Австрии и Швейцарии - управлением персоналом. Анализируя эти термины, К. Шольц - один из крупнейших специалистов ФРГ по проблемам труда - приводит таблицу изменений в терминологии, из которой следует, что в немецкоязычной литературе термин («руководство персоналом») заменил («экономика персонала»).

Рассмотренные примеры показывают, что научная терминология не может не учитывать традиций страны и норм ее языка. Имеются основания полагать, что на русском языке возможности человека в производственной деятельности наиболее адекватно выражаются термином «трудовой потенциал».

Таким образом, как видно из разделов 1.2 и 1.2, термин «труд» имеет два существенно различных значения: трудовой процесс и трудовой потенциал.



Что еще почитать