Почему месяц Сафар считается месяцем несчастий? Считается ли месяц Сафар месяцем бедствий? Видео Как возникло название

Мусульмане сверяют свою жизнь с лунным календарем Хиджра, и каждый месяц в нем имеет особое значение. Запретные и богоугодные деяния четко обозначены, наделены глубоким смыслом. Следование обрядам и традициям умножает милость Аллаха, избавляет от грехов, способствует благосостоянию семьи. По григорианскому стилю 11 октября 2018 года считается началом месяца сафар. Важно знать, как провести благословенные дни, особенно первые 13. Ведь с этим временем связано множество предрассудков, уходящих корнями в доисламский период.

Кратко о лунном календаре

Исламский календарь Хиджра ведет летоисчисление с 622 года от Рождества Христова. Назван в честь переселения пророка Мухаммеда и его сподвижников из Мекки в . Как и в григорианском, в нем 12 месяцев, которые соответствует лунному циклу и насчитывают 29 или 30 дней. Таким образом, год по Хиджре короче привычного на 11-12 дней.

Сафар – второй месяц лунного календаря. В 2018 году он начинается 11 октября, на 27 число (5 ноября по григорианскому стилю) выпадет ночь Хиджры. Считается, что именно в эту дату Посланник Аллаха завершил высокую миссию переселения мусульман и спасения их от языческого ига. Каждый год события смещаются на 11, в високосный – на 12 дней назад.

Как возникло название

Существует несколько толкований слова «сафар». Буквальный перевод с арабского – это свистящее дыхание ветра. Также понятие сафар связывают с желтым цветом. Впервые месяц получил свое название осенью, когда листва деревьев обретает все оттенки золота.

Согласно древним легендам, сафар происходит от слова isfaar – опустение. Традиционно в этот период практически все жители покидали город и отправлялись путешествовать. По другой версии название связывается с набегами арабов-кочевников, в результате которых пострадавшие племена оставались без имущества – сифран мин аль-матаа.

Суеверия и предубеждения

Возможно, с последней легендой связано негативное отношение к месяцу сафар. Особенно неблагоприятными считаются первые 13 дней. Вступая в противоречие с учением ислама, многие мусульмане называют их дьявольскими, накликающими болезни, неудачи в бизнесе, в любом начинании и особенно – в вопросах семьи и намерения вступить в брак.

Опасаясь за свое благополучие, суеверные люди поступают крайне осторожно:

  • откладывают принятие важных решений;
  • отказываются от заключения крупных сделок;
  • избегают сватовства;
  • переносят поездки и путешествия;
  • считают невозможным совершение умры.

В месяце сафар немного значимых религиозных праздников. Спокойное течение дает возможность больше внимания уделить светской стороне жизни, проводить время в неспешных молитвах и размышлениях. Но это не повод считать сафар лучше или хуже других месяцев.

Истина от Пророка

Посланник Всевышнего порицал всяческие суеверия. Он знал одну истину – все месяцы дарованы Аллахом, все дни принадлежат Ему, и вызвать гнев Всевышнего можно лишь собственными деяниями. Если мусульманин совершил грех – последует наказание, за добрые дела воздается божьей милостью.

Суеверия уходят корнями в доисламский период. Пророк Мухаммед изменил мировоззрение правоверных мусульман, положив конец ошибочным верованиям. Со слов Абу Харайра, Посланник утверждал, что в исламе нет места дурным предзнаменованиям – ташауму, наилучшим считается тафауль – оптимистические взгляды и толкования.

В одном из хадисов говорится о невозможности зловещего умысла в вещах, равно как в крике совы, так и в месяце сафар. Всякое время используется во благо Аллаха, и верующим воздается по их намерениям. Нет смысла затягивать с принятием решений и откладывать дела, опираясь на ложные предрассудки.

Окончательно развеять предубеждение о месяце сафар, как о зловещем и неблагоприятном для вступления в брак, помогает счастливое событие, которое произошло в семье пророка Мухаммеда именно в это время. Его дочь Фатима, младшая и любимая, вышла замуж за Али – четвертого праведного халифа, сподвижника и двоюродного брата Посланника.

Значение месяца сафар в исламе

Сафар не создает препятствий для всяческих богоугодных дел, в том числе, для совершения умры. Более того, Аллах в любое время принимает молитвы, просьбы, поощряет добро и порицает зло. Нелепо, совершая грехи, ссылаться на какое-либо время года.

  • посещение больных;
  • раздачу милостыни;
  • помощь слабым и нуждающимся;
  • заботу о благосостоянии своей семьи;
  • поддержку родных и близких.

Сафар – это время неспешных ритуалов и спокойных праздников. В 2018 году на 29 число месяца, 7 ноября по григорианскому стилю, выпадает печальная веха в истории – день смерти пророка Мухаммеда. Мусульмане всего мира будут скорбеть о его кончине. Ночь Хиджры отмечается 27 сафара или 5 ноября. Это величайший, один из главных и почитаемых праздников в исламе.

Воздайте хвалу Аллаху в начале месяца сафар и пусть все его дни будут благословенными, полными добрых дел, богоугодных намерений, радостных событий. Нет плохого времени года, так как все даровано нам высочайшей милостью Всевышнего.

Месяц Сафар является вторым по счёту месяцем по календарю хиджры, в котором первым месяцем является Мухаррам.

Зачастую мусульмане, не владеющие арабским языком, сталкиваются с проблемой определения начала и конца лунных месяцев. Постараемся пролить свет на мусульманский календарь, сравнив с привычным для нас григорианским календарем, по которому живут в нашей стране. Итак, обычный год по солнечному календарю содержит в себе 365 (366) дней, где «солнечные» же месяцы состоят из 30-31 дня, за исключением февраля. Лунный же месяц состоит из 29 или же 30 дней. Соответственно, начало лунного года и все даты лунного года относительно солнечного перемещаются примерно на 10 – 11 дней вперед.

Началом летоисчислению стало очень значимое событие в жизни Любимца Аллаха ﷺ – переселение (по-арабски «Хиджра») из Мекки в Ясриб, названный позже Городом Пророка ﷺ Мадинату ан-Набий, или, как мы привыкли говорить, Медина. Это переселение (Хиджра) было совершено летом 622 года по христианскому летоисчислению.

В мусульманском (лунном) году также 12 месяцев:

1. Мухаррам

3. Раби‘-уль-авваль

4. Раби‘-ус-сани или Раби‘-уль-ахир

5. Джумад-уль-уля или джумад-уль-авваль

6. Джумад-уль-ахир

8. Ша‘бан

9. Рамадан

10. Шавваль

11. Зуль-ка‘да

12. Зуль-хиджа

Так как лунный месяц содержит 29 или 30 суток, некоторые месяцы года имеют по 30 дней, а другие – по 29. Примерное определение последнего и первого числа непригодно для точного определения начала месяца. Спутник Земли движется по небесной сфере по очень сложной траектории, состоящей из 223-х различных орбит, по эллипсам с разными параметрами. Поэтому принято определять начало месяцев с появлением новой Луны.

Лунный календарь и человек

Наш календарный месяц (солнечный), насчитывающий 30-31 день, не соответствует никаким периодическим процессам, происходящим в природе. Лунный же месяц это естественный период, с которым связаны циклические изменения в природных процессах на Земле. В течение лунного месяца происходят приливы на морях и океанах, причём мощность их увеличивается и уменьшается в зависимости от дня лунного месяца; меняется поведение атмосферы; прохождение Луны через магнитосферный шлейф Земли меняет параметры магнитосферы; отражение солнечного света от поверхности Луны также периодически меняется. И все эти изменения имеют отражение в организме растений, животных и человека. Так, от лунного цикла зависит интенсивность процессов брожения, поглощения кислорода сельскохозяйственными культурами (морковью, картофелем), периоды размножения у животных (особенно морских), месячная периодичность овуляции.

Современная наука нашла связи, посредством которых Луна влияет на человека. Так, из-за сильного гравитационного воздействия Луны на оболочку Земли (твёрдую и жидкую), в дни новолуний и полнолуний сильно меняются следующие физические параметры: влажность, атмосферное давление, температура, электрическое и магнитное поля. Оказывается, даже небольшие изменения этих параметров влияют на человеческий организм. Но если они происходят резко и сильно, а организм человека предварительно ослаблен, зашлакован и т.д., то это приводит к появлению разнообразных болезней. Например, резкие колебания атмосферного давления нарушают стабильность кроветворных функций, приводят к таким заболеваниям, как гипертония, различные рецидивы сердечно-сосудистых нарушений. Исходя из этого, становится понятной особенность отрезков времени, в которых совершаются омовения, намазы и другие виды поклонения мусульман.

Месяц Сафар

Месяц Сафар – это второй месяц мусульманского лунного календаря. К сожалению, некоторые малообразованные в плане исламских знаний мусульмане, следуя за невеждами, думают, что это какой-то особенный, «зловещий» месяц, боятся выезжать куда-то или заключить брак в этом месяце, совершать умра. Основа этому – выдумки арабов времен джахилии (до прихода Пророка ﷺ ). Посланник Аллаха ﷺ разрушил эти верования в злополучность месяца Сафар, сказав: «Совершение умры разрешено в любое время» (Бухари, Хадж, 777). Пророк ﷺ сказал: «Все месяцы - это месяцы Аллаха, все дни - это дни Аллаха» .

Абу Хурайра передаёт, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «В Исламе нет места ташауму (дурным предзнаменованиям, пессимистичным толкованиям), самым лучшим является тафауль (оптимистичные толкования)» (Бухари, Тыбб, 54).

В другом хадисе говорится: «В вещах нет дурного предзнаменования. В месяце Сафар нет дурного предзнаменования. В крике совы нет дурного предзнаменования» (Муслим, Салям, 102).

Как мы видим, в хадисах Любимец Аллаха ﷺ указывает на то, что в Исламе нет места таким ложным мировоззрениям.

А теперь зададимся вопросом, может ли быть месяц или день неблагоприятным для мусульманина? Да, и это день, в котором он совершил грехи и, позабыв о Создателе, вызвал Его гнев. Ровно так же, как лучший день – это тот, в котором мусульманин преуспел в богоугодных делах и получил довольство Аллаха.

Наступил месяц сафар – второй месяц мусульманского лунного календаря. И, как обычно, мы хотим рассказать нашим читателям, что произошло в мусульманском мире в этот месяц.

Насчет названия месяца сафар существует множество гипотез. К примеру, есть мнение, что оно происходит от арабского слова «сыфр» - ноль, пустота, поскольку в это время дома арабов пустели, и они отправлялись на поиски пропитания. Другой вариант гласит, что это слово происходит от однокоренного арабского слова, обозначающего свист ветра, поскольку этот месяц был ветреным.

Отметим также, что у арабов доисламской Аравии месяц сафар считался несчастливым, так что они избегали в это время заключать торговые сделки или вступать в брак. Все подобные предрассудки были отменены с приходом Ислама. Пророк Всевышнего (мир ему) говорил о подобных предрассудках:

«Нет никаких суеверий - (таких как) крики совы и других птиц, звезд, предвещающих дождь, других плохих примет месяца cафар» (Бухари).

Счастливым или несчастным человека делают его собственные поступки. Если он ведет праведную жизнь, он будет угоден Богу и любим окружающими людьми. Если он же будет грешником и дурным человеком, то пусть не винит в своих несчастьях никого, кроме себя.

Какого-то особого поклонения, которым следует отмечать этот месяц, не существует. В этом месяце, как в остальное время года, верующим следует стремиться к довольству Аллаха, совершая то, что Он повелел нам, и отдаляясь от того, что Он запретил.

Какие же события имели место в этот месяц?

27 число месяца сафар – это ночь хиджры или переселения в Медину нашего Пророка Мухаммада (мир ему).

Все мы знаем, какие события предшествовали этому событию. Мусульманская община в Мекке подвергалась преследованиям со стороны язычников-курайшитов в течение долгого времени. С каждым годом притеснения становились все более невыносимыми, и Пророк (мир ему) начал искать безопасное место, где он и его сподвижники могли бы без помех следовать своей религии.

Во время одной из ежегодных ярмарок, проводимых в Мекке, он встретился с представителями арабских племен города Ясриб – так тогда называлась Медина. В их городе в течение долгого времени не утихала вражда между жившими там арабскими племенами, и они надеялись, что приход туда нового Пророка сможет примирить враждующие стороны.

Посланник Всевышнего (мир ему) отдал распоряжение своим последователям начинать тайное переселение в Ясриб. Чтобы не привлекать внимания своих врагов, они должны были отправляться туда тайно, небольшими группами, почти с пустыми руками. Через четыре месяца, когда мусульманская община в Медине выросла, переселение должен был совершить сам Пророк (мир ему).

В это время его враги решились на дерзкий поступок – они задумали убить его. Чтобы избежать кровной мести, ночью к нему в дом должны были отправиться семь молодых людей – по одному от каждого знатного рода, и одновременно нанести ему семь ударов мечами. Однако Посланнику Господа (мир ему) было открыто о готовящемся покушении, и в ту же ночь он с верным другом Абу Бакром (да будет доволен им Всевышний) спешно вышел в дорогу и отправился в Медину.

Когда заговорщики ворвались к нему в дом, на его кровати под покрывалом они обнаружили его воспитанника Али (да будет доволен им Всевышний). Раздосадованные неудачей, убийцы покинули дом Пророка (мир ему) ни с чем и тут же спешно организовали погоню. Но, как мы знаем, Мухаммад (мир ему) и Абу Бакр сумели избежать их козней и невредимыми достичь Медины, где их радостно приветствовали единоверцы.

Также 11 числа месяца сафар скончался Ибн Дакик аль-Ид , выдающийся исламский правовед, богослов шафиитской школы.

Его полное имя было Тукиуддин Абуль-Фатх Мухаммад ибн Али аль-Куси (1228 – 1302 гг. н.э.). Он происходил из семьи благочестивых родителей – его отец Мадждуддин Абуль-Хасан Али был известным маликитским правоведом, а его мать происходила из семьи богослова аль-Муктараха. Сам Ибн Дакик родился на берегу Красного моря, когда его родители направлялись в Мекку для совершения хаджа. Рассказывают, что, когда его родители обходили Каабу, его отец брал сына на руки и обращался с мольбой ко Всевышнему, чтобы его сын стал ученым и праведным человеком.

Как передается, еще юношей Ибн Дакик был, поистине, ненасытен в стремлении к знаниям, проводя дни и ночи за книгами. Передается, что ему очень хотелось найти книгу имама Рафии по шафиитскому праву, и когда он, наконец, нашел ее, то не пожалел за нее тысячи дирхамов.

После того, как юноша получил все возможные знания у ученых родного города, он отправился в Каир, который был тогда одним из центров исламского научного мира. В Каире он обучался у таких великих ученых как Иззуддин ибн Абдуссалям и Хафиз аль-Мунзири. Далее он отправился в Аравию, а оттуда в Александрию.

Еще в совсем молодом возрасте Ибн Дакик так преуспел в исламских науках, что его имя стало известным в мусульманском мире. Он был преподавателем религиозных дисциплин в научных центрах Египта, а также занимал должность кади (шариатского судьи) в Египте.

Его современники, а затем и ученые следующих веков признавали за ним уровень муджтахида – а такого уровня удостаивались лишь единицы. Ибн Аль-Имад в книге «Шазаратуль-захаб» передает слова его учителя, Ибн Абдуссаляма, который говорил, что Ибн Дакик был человеком, которым гордился весь Египет.

Другой ученый, имам Захаби, автор знаменитого труда «Сияр алям ан-нубаля», где он собрал биографии многих известных ученых, написал про него следующие слова: «Ибн Дакик аль-Ид - верховный судья Египта, выдающийся учёный, шейх и имам, образец для подражания, праведный человек, который был выдающимся знатоком фикха двух мазхабов, специалистом в науке хадиса».

Этот великий ученый скончался в 1302 году, в возрасте 74 лет.

Анна Кобулова

Наступил месяц Сафар аль-хайр - второй месяц по мусульманскому календарю. Все мы знаем, что у мусульман все поклонения, важные даты и события связаны именно с лунным календарем. А с месяцем Сафар связаны некоторые стереотипы, которым в шариате нет никаких оснований.

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) в хадисе, переданном от Абу Хурайра сказал: «Нет адва, нет аммат, нет сафара ». (Муслим и Бухари).

То есть, «адва » – зараза, болезнь, которая передаётся от одного человека к другому , «аммат » – это переселение душ (арабы верили, что после смерти душа и тело превращаются в птицу) , и «Сафар » - то, что люди связывают с месяцем Сафар (беды, несчастья) . Поистине, без воли Аллаха заразная болезнь не передаётся. Также по воле Всевышнего может погибнуть целый город, а один его житель остаться в живых или наоборот.

Некоторые из этих ложных убеждений насчет месяца Сафар передались с джахилийских времен, а некоторые были внесены и после. Вера в неблагоприятность месяца Сафар, а также неблагоприятность заключения брака, предложения о браке, отправления в путь и др. в течение этого месяца, как мы отметили выше, противоречит учению Ислама.

В доисламские времена арабы считали этот месяц зловещим. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) отверг такие убеждения и идеи насчет месяца Сафар и по этому поводу сказал: «Нет ничего плохого в месяце Сафар » (Бухари ).

Следовательно, для мусульман, которые считают себя последователями Посланника Аллаха (мир ему и благословение), будет неправильным подражать немусульманам, веря в то, что однозначно опровергал Посланник Аллаха (мир ему и благословение).

Не существует некоего особого времени, которое само по себе могло бы считаться плохим, зато наши деяния могут быть как хорошими, так и плохими. Время, в течение которого совершались хорошие деяния, будет хорошим, а время, проведенное в греховных делах и в неподчинении Всевышнему Аллаху, будет плохим и зловещим.

Следовательно, сам по себе месяц Сафар не является зловещим. Зловещими являются плохие дела и неправильные убеждения, от которых нужно отказаться и в которых следует раскаяться. Не нужно откладывать заключение брака, брачное предложение, поездку и другие дела из-за таких суеверий.

Да не лишит Всевышний Аллах всех мусульман благоразумия принять все прекрасные учения Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), следовать им и отказаться от всего, что противоречит учению Ислама.

Абдула Абдулхамидов

Зачастую мусульмане, не владеющие арабским языком, сталкиваются с проблемой определения начала и конца лунных месяцев. Постараемся пролить свет на мусульманский календарь, сравнив с привычным для нас григорианским календарем, по которому живут в нашей стране. Итак, обычный год по солнечному календарю содержит в себе 365 (366) дней, где «солнечные» же месяцы состоят из 30-31 дня, за исключением февраля. Лунный же месяц состоит из 29 или же 30 дней. Соответственно, начало лунного года и все даты лунного года относительно солнечного перемещаются примерно на 10 – 11 дней вперед.

Началом летоисчислению стало очень значимое событие в жизни Любимца Аллаха ﷺ – переселение (по-арабски «Хиджра») из Мекки в Ясриб, названный позже Городом Пророка ﷺ Мадинату ан-Набий, или, как мы привыкли говорить, Медина. Это переселение (Хиджра) было совершено летом 622 года по христианскому летоисчислению.

В мусульманском (лунном) году также 12 месяцев:

1. Мухаррам

3. Раби‘-уль-авваль

4. Раби‘-ус-сани или Раби‘-уль-ахир

5. Джумад-уль-уля или джумад-уль-авваль

6. Джумад-уль-ахир

8. Ша‘бан

9. Рамадан

10. Шавваль

11. Зуль-ка‘да

12. Зуль-хиджа

Так как лунный месяц содержит 29 или 30 суток, некоторые месяцы года имеют по 30 дней, а другие – по 29. Примерное определение последнего и первого числа непригодно для точного определения начала месяца. Спутник Земли движется по небесной сфере по очень сложной траектории, состоящей из 223-х различных орбит, по эллипсам с разными параметрами. Поэтому принято определять начало месяцев с появлением новой Луны.

Лунный календарь и человек

Наш календарный месяц (солнечный), насчитывающий 30-31 день, не соответствует никаким периодическим процессам, происходящим в природе. Лунный же месяц это естественный период, с которым связаны циклические изменения в природных процессах на Земле. В течение лунного месяца происходят приливы на морях и океанах, причём мощность их увеличивается и уменьшается в зависимости от дня лунного месяца; меняется поведение атмосферы; прохождение Луны через магнитосферный шлейф Земли меняет параметры магнитосферы; отражение солнечного света от поверхности Луны также периодически меняется. И все эти изменения имеют отражение в организме растений, животных и человека. Так, от лунного цикла зависит интенсивность процессов брожения, поглощения кислорода сельскохозяйственными культурами (морковью, картофелем), периоды размножения у животных (особенно морских), месячная периодичность овуляции.

Современная наука нашла связи, посредством которых Луна влияет на человека. Так, из-за сильного гравитационного воздействия Луны на оболочку Земли (твёрдую и жидкую), в дни новолуний и полнолуний сильно меняются следующие физические параметры: влажность, атмосферное давление, температура, электрическое и магнитное поля. Оказывается, даже небольшие изменения этих параметров влияют на человеческий организм. Но если они происходят резко и сильно, а организм человека предварительно ослаблен, зашлакован и т.д., то это приводит к появлению разнообразных болезней. Например, резкие колебания атмосферного давления нарушают стабильность кроветворных функций, приводят к таким заболеваниям, как гипертония, различные рецидивы сердечно-сосудистых нарушений. Исходя из этого, становится понятной особенность отрезков времени, в которых совершаются омовения, намазы и другие виды поклонения мусульман.

Месяц Сафар

Месяц Сафар – это второй месяц мусульманского лунного календаря. К сожалению, некоторые малообразованные в плане исламских знаний мусульмане, следуя за невеждами, думают, что это какой-то особенный, «зловещий» месяц, боятся выезжать куда-то или заключить брак в этом месяце, совершать умра. Основа этому – выдумки арабов времен джахилии (до прихода Пророка ﷺ ). Посланник Аллаха ﷺ разрушил эти верования в злополучность месяца Сафар, сказав: «Совершение умры разрешено в любое время» (Бухари, Хадж, 777). Пророк ﷺ сказал: «Все месяцы - это месяцы Аллаха, все дни - это дни Аллаха» .

Абу Хурайра передаёт, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «В Исламе нет места ташауму (дурным предзнаменованиям, пессимистичным толкованиям), самым лучшим является тафауль (оптимистичные толкования)» (Бухари, Тыбб, 54).

В другом хадисе говорится: «В вещах нет дурного предзнаменования. В месяце Сафар нет дурного предзнаменования. В крике совы нет дурного предзнаменования» (Муслим, Салям, 102).

Как мы видим, в хадисах Любимец Аллаха ﷺ указывает на то, что в Исламе нет места таким ложным мировоззрениям.

А теперь зададимся вопросом, может ли быть месяц или день неблагоприятным для мусульманина? Да, и это день, в котором он совершил грехи и, позабыв о Создателе, вызвал Его гнев. Ровно так же, как лучший день – это тот, в котором мусульманин преуспел в богоугодных делах и получил довольство Аллаха.



Что еще почитать