Понятие, особенности, функции международного права. Понятие, предмет и функции международного права Предмет и функции международного права

Многочисленные определения МП можно разделить на две группы:

1. Определения, в которых в качестве отличительной особенности международного права указывается на способ образования его норм. Например: «Международное право - это система юридических принципов и норм, которые создаются государствами и другими субъектами международного права».

2. Определения, характеризующие рассматриваемую отрасль права по предмету регулирования. Например: «Международное право в его юридическом (нормативном) аспекте – это, прежде всего, совокупность юридических норм, которые регулируют межгосударственные (в широком плане - международные) отношения».

Существуют различные варианты определений такого рода: к объектам регулирования, кроме отношений государств, некоторые ученые относят отношения международных организаций; наций (народов), борющихся за свое освобождение; «других субъектов международного права», причем имеются к виду правообразующие субъекты.

Иногда в качестве отличительной черты международного права указывается и способ образования норм международного права, и предмет его регулирования. «Международное право - система принципов и норм, находящих применение в отношениях между всеми государствами независимо от их социального строя».

Отношения, регулируемые международным правом - это отношения между государствами - двусторонние и многосторонние; между государствами и международными межправительственными организациями, прежде всего в связи с членством государств в международных организациях; между международными межправительственными организациями.

Специфика международных, межгосударственных отношений заключается в том, что они по своему содержанию выходят за пределы компетенции и юрисдикции какого-либо отдельного государства, становятся объектом совместной компетенции и юрисдикции государств либо всего международного сообщества в целом. Можно выделить три категории дел (вопросов), которые характеризуют предмет международного регулирования:

Дела, которые по своей сути являются межгосударственными и не могут относиться к внутренней компетенции какого-либо государства, не могут решаться односторонними актами государства, так как затрагивают общие интересы. Это международная безопасность, разоружение, глобальные экологические процессы, режим открытого моря, космического пространства.

Дела, хотя и не связанные с общечеловеческими интересами, но разрешимые только совместными усилиями двух или нескольких государств на основе учета взаимных интересов. Это установление и режим государственной границы, оказание правовой помощи, двойное гражданство, визовый или безвизовый порядок въезда.

Дела, урегулирование которых относится к внутренней компетенции каждого государства, но которые в целях более эффективного их решения целесообразно регулировать совместными актами государств. Это обеспечение и защита прав и свобод человека, оказание помощи в случае ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации.

Своеобразие международного права в сравнении с внутригосударственным:

Во-первых, по объекту регулирования, поскольку международное право охватывает своей регламентацией общественные отношения исключительно с участием публичного иностранного элемента, тогда как внутригосударственное право регулирует отношения с участием международных аспектов только «в том числе», отдавая приоритет внут­ренним отношениям в данном обществе.

Во-вторых, если субъектами внутригосударственного права являются физические и юридические лица, органы государства, то субъектами международного права - главным образом образования, имеющие публичный характер на международной арене (государства, нации и народы, государственно-подобные образования и т.д.).

В-третьих, внутригосударственная и международная правовые системы различаются по доминирующим формам источников. Если в первой преобладает нормативный акт в виде закона, то во второй предпочтительнее обычаи и договоры.

В-четвертых, различен механизм нормотворчества в двух этих правовых системах. Поскольку в межгосударственной системе нет законодательного органа, нормы международного права создаются самими субъектами международного права, прежде всего государствами, путем соглашения, сущностью которого является согласование воль государств и других субъектов МП. Другими словами, если внутригосударственные нормы создаются «сверху вниз», то международно-правовые нормы – «горизонтально».

В-пятых, в отличие от локальных норм национального права, характер которых находится в зависимости от социальной природы данного госу­дарства, нормы международного права имеют в основном общедемократический характер.

В-шестых, поскольку в межгосударственной системе не существует судебных и исполнительных органов, идентичных существующим в государствах, функционирование международного права и, прежде всего, его применения существенно отличаются от функционирования и применения внутригосударственного права.

Понятие предмета международного права

Определение 1

Предмет международного права представляет самбой совокупность норм международно-правового характера, которые самостоятельно регулируют различные отрасли права, в том числе в сфере международных отношений и внутригосударственных отношений.

Говоря о роли международного права в современном мире, нельзя не отметить, что она постоянно растет. Это происходит в связи с тем, что ряд проблем и процессов постоянно повторяется, а государство не в силах разрешить, урегулировать их с помощью внутригосударственного права на территории одного государства.

Замечание 1

При этом область международного права выступает в качестве одной из наиболее сложных отраслей права, далеко не всегда освещенных в юридической теории. В данной сфере имеется множество проблем и противоречий, а также пробелов, которые требуют регулирования либо путем принятия новых нормативных актов, либо путем проработки международно-правовых принципов. Некоторые проблемы в данной сфере получают весьма неоднозначную трактовку, что связано, прежде всего, с тем фактором, что международное право имеет тесную связь с международной политикой. Такая позиция только осложняет ситуацию в данной сфере.

Отдельные особенности данной отрасли права проявляются в сфере действия международных норм права, которая регулирует широкий круг правоотношений, в том числе и между государствами, выступающими в качестве субъектов международного права. Определенные особенности имеют обычаи международного права, особенности отношений субъектов, источники, а также специфика правового регулирования общественных отношений в данной сфере.

Международное право очень сильно отличается от внутригосударственного права, что, прежде всего, обусловлено спецификой предмета международного права. Оно направлено на урегулирование отношений между несколькими суверенными государствами, то есть между двумя и более государствами.

Таким образом, под предметом международного права понимается специфика правового регулирования отрасли, то есть совокупность международных отношений, которые складываются между различными субъектами международного права, например, государствами, организациями, народами и так далее.

Предмет международного права является очень широким понятием, так как сфера международно-правовых отношений очень широко охватывает различные сферы, например, следующие:

  • политическая;
  • экономическая;
  • правовая;
  • культурная и т.д.

Из этого мы можем сделать вывод, что взаимодействие между государствами осуществляется в самых различных сферах, и не только касающихся экономического и политического развития государств, но и культурного, экологического, а также иных сфер.

Метод международного права

Под методом международного права понимают особый способ воздействия данной отрасли права на предмет их регулирования. Так же, как и в других отраслях права, здесь применяются два основных метода регулирования:

  • диспозитивный;
  • императивный.

Первый метод означает на специфику такого правового регулирования, при котором любые требования носят рекомендательный характер, то есть правовое регулирование основывается на правосознание субъектов права. При императивном методе применяются властные полномочия субъектов права, например, международных организаций, при котором субъекты права обязаны исполнять все требования, которые выдвигаются в отношениях них. Соответственно, у любых субъектов права имеются права и обязанности, то есть они обладают правоспособностью, дееспособностью, также имеется деликтоспособность, то есть способность отвечать за совершенные правонарушения.

Специфика методов международного права

Несмотря на наличие различных методик правового регулирования международное право выступает в качестве самостоятельной и цельной правовой системы. В то же время, основываясь на нормах Конституции РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры выступают лишь в качестве составной части правовой системы России, при этом, обладая приоритетом по отношению к национальному законодательству, международные нормы не обладает приоритетом по отношению к нормам Конституции. Однако даже такое положение порождает значительные дискуссии в сфере международного права.

Освоение методов международного права позволяет выполнить различные задачи, стоящие на сегодняшний день перед мировым сообществом. А именно:

  • обеспечить равенство всех субъектов международного права, в особенности государств;
  • урегулирование конфликтов любым мирными способами, с целью недопущения создания военной ситуации;
  • разрешение глобальных проблем, которые стоят сегодня перед человечеством, в том числе в экологической сфере, в политической сфере, в экономической сфере и так далее.

Замечание 2

Также необходимо учитывать необходимость защиты прав и свобод человека и гражданина на территории всех государств. Если выявляется нарушение государством прав и свобод человека и гражданина, несмотря на то, что нарушение происходит внутри государства, оно должно нести ответственность за содеянное, а нарушенные права и свободы должны быть в обязательном порядке восстановлены.

Использование императивного и диспозитивного методов позволяет также сформировать нормативно-правовые документы в данной сфере, которые носили бы как обязательный, так и рекомендательный характер. Говоря о сфере международного права, необходимо отметить, что основные документы здесь носят рекомендательный характер. Международные документы приобретают обязательный характер, если они подписаны государствами, а также ратифицированы в установленной форме. Тогда за их нарушение следуют санкции.

Реализация санкций производится соответствующими уполномоченными органами, которые должны обеспечивать исполняемость международных документов и нередко закрепляются в них самих. Основная методика разрешения всех конфликтов – это мирное их разрешение. Однако в случае массового нарушения прав и свобод человека и гражданина, геноцида, угроза применения оружия массового поражения могут быть применены военные силы.

1. Понятие, предмет регулирования, функции, принципы и источники международного права.

2. Субъекты международного права. Правопреемство в международном праве.

1. Международное право можно определить как особую систему права - совокупность международно-правовых принципов и норм, создаваемых субъектами международного права и регулирующих отношения между государствами, народами, борющимися за свою независимость, международными организациями, государствоподобными образованиями, а также, в некоторых случаях, отношения с участием физических и юридических лиц.

Как и любая правовая система, международное право имеет свой предмет регулирования. Отношения, являющиеся предметом международно-правового регулирования, можно разделить на межгосударственные и немежгосударственные.

Межгосударственные - отношения между государствами, между государствами и нациями, борющимися за независимость. Международно-правовые нормы направлены, прежде всего, на регламентацию отношений между основными субъектами международных отношений - государствами.

Международное право регулирует и отношения немежгосу­дарственного характера - т.е. отношения, в которых государ­ство является лишь одним из участников либо вообще не уча­ствует. Отношения между государствами и международными организациями, между международными организациями, между государствами, международными организациями, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами - с другой, а также между физическими и юридическими лицами.

Под функциями международного права понимают основные направления воздействия международного права на отношения, являющиеся предметом международно-правового регулирования. Собственно юридическими функциями международного права можно считать стабилизирующую, регулятивную и охра­нительную.

Стабилизирующая функция состоит в том, что междуна­родно-правовые нормы призваны организовывать мировое сооб­щество, устанавливать определенный международный правопо­рядок и стабилизировать его.

Важнейшей из функций международного права является регулятивная. Устанавливая международный правопорядок и соответствующим образом регулируя общественные отношения, международно-правовые нормы наделяют участников междуна­родных отношений определенными правами и обязанностями.

Охранительная функция состоит в обеспечении надлежащей охраны международных правоотношений. При нарушении меж­дународных обязательств субъекты международных правоотно­шений вправе применить меры ответственности и санкции, пре­дусмотренные международным правом.

Основные принципы международного права:

1. Принцип суверенного равенства государств и уважения прав, присущих суверенитету. Согласно этому принципу, все государства в международных отношениях пользуются суверенным равенством, имеют равные права и обязанности и являются равноправными членами мирового сообщества. Понятие равенства означает, что все государства юридически равны и должны уважать правосубъектность других участников международных отношений. Все государства пользуются правами, присущими полному суверенитету. Они вправе самостоятельно решать вопросы об участии в международных конференциях, организациях и международных договорах. Принцип суверенного равенства означает, что территориальная целостность и политическая независимость государств неприкосновенны, а государственные границы могут меняться лишь на основании договоренности и в соответствии с нормами международного права.

2. В соответствии с принципом неприменения силы или угрозы силой все государства в международных отношениях обязаны воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности и политической независимости других государств.

Угроза силой не должна применяться в качестве средства урегулирования споров между государствами. Агрессивные войны объявляются преступлениями против мира и человечества и влекут ответственность по международному праву. Территория государства не может быть объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения. Никакие территориальные приобретения, являющиеся результатом угрозы силой, не признаются международным правом законными.

3. Согласно принципу мирного разрешения международных споров, государства обязаны решать свои международные споры с другими государствами мирными средствами и таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость. Споры могут разрешаться путем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к международным организациям или иными средствами по выбору государств. Если стороны не разрешат спор одним из вышеуказанных средств, они должны стремиться к урегулированию разногласий другими мирными средствами.

4. На основе принципа невмешательства во внутренние дела государств каждое государство имеет право самостоятельно выбирать свою политическую, экономическую, социальную или культурную систему без вмешательства со стороны других государств. В этой связи государства не имеют права прямо или косвенно вмешиваться во внутренние или внешние дела другого государства; не должны поощрять подрывную деятельность, направленную на изменение строя другого государства путем насилия, а также не должны вмешиваться во внутреннюю борьбу в другом государстве, воздерживаться от оказания помощи террористической или подрывной деятельности.

5. Принцип территориальной целостности государств предполагает, что государства должны уважать территориальную целостность друг друга. Государства обязаны также воздерживаться от превращения территории друг друга в объект оккупации или мер применения силы в нарушение международного права. Никакая оккупация или приобретение территории, таким образом, не признаются законными.

6. В соответствии с принципом нерушимости границ государства рассматривают как нерушимые все границы друг друга и должны воздерживаться от любых требований или действий, направленных на захват части или всей территории другого государства.

7. Одним из фундаментальных принципов международного права является принцип уважения прав человека, которые рассматриваются как составная часть всеобъемлющей системы международной безопасности. Государства обязаны уважать права человека и основные свободы без различия расы, пола, языка или религии. Уважение прав человека является существенным фактором мира, справедливости и демократии, необходимым для дружественных отношений и сотрудничества.

8. Принцип права на самоопределение народов и наций означает, что все народы вправе свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и свое экономическое, социальное и культурное развитие. Государства обязаны воздерживаться от любых насильственных действий, лишающих народы права на самоопределение. Однако государства не должны поощрять действия, ведущие к расчленению или к нарушению территориальной целостности или политического единства тех государств, которые имеют правительства, представляющие весь народ без различия расы, вероисповедания или цвета кожи.

9. Принцип сотрудничества между государствами. Государства должны сотрудничать друг с другом. Развивая сотрудничество, государства должны содействовать взаимопониманию и доверию, дружественным отношениям между собой, повышать благосостояние народов.

Нормы международного права - это общеобязательные правила деятельности и взаимоотношений государств или иных субъектов.

В сфере международных отношений отсутствуют специаль­ные нормотворческие органы. Нормы международного права создаются самими субъектами, прежде всего, государствами. Процесс создания норм международного права представляет собой согласование позиций государств, включающее две стадии: 1) достижение согласия относительно содержания правила поведения; 2) взаимообусловленное волеизъявление государств относительно признания правила поведения обязательным.

Нормы международного права зафиксированы в виде опре­деленных правовых источников. Источником международного права принято считать форму выражения и закрепления меж­дународно-правовой нормы.

В настоящее время в практике международного общения выработаны четыре формы источников международного права: международный договор, международно-правовой обычай, акты международных конференций и совещаний, резолюции международных организаций.

2. Особенности международного права как особой системы права предопределяют специфику международной правосубъектности и в конечном итоге качественные характеристики субъектов международного права. Важнейшим признаком субъекта меж­дународного права является его право совершать самостоятель­ные международные действия, включая создание согласованных международно-правовых норм.

Международную правосубъектность можно определить как юридическую способность лица быть субъектом международного права. Международная правосубъектность по своему происхождению подразделяется на фактическую и юридическую. Соответственно существуют две категории субъектов международного права: первичные (суверенные) и производные (несуверенные).

Первичные субъекты международного права - государства и борющиеся нации - в силу присущего им государственного или национального суверенитета признаются носителями меж­дународно-правовых прав и обязанностей. Суверенитет (госу­дарственный или национальный) делает их независимыми от других субъектов международного права и предопределяет воз­можность самостоятельного участия в международных отно­шениях.

Юридическим источником правосубъектности для несуве­ренных субъектов международного права служат их учредитель­ные документы. Такими документами для международных орга­низаций являются их уставы, принимаемые и утверждаемые субъектами международного права (прежде всего, первичными) в форме международного договора.

Государства являются основными субъектами международного права. Международная правосубъектность присуща государствам в силу самого факта их существования. Государства имеют аппарат власти и управления, обладают территорией, населением и, самое главное, суверенитетом.

Правосубъектность борющихся наций, как и правосубъект­ность государств, носит объективный характер, т.е. существует независимо от чьей-либо воли.

Отдельную группу субъектов международного права образуют международные организации. Речь идет о международных межправительственных организациях, т.е. организациях, созданных первичными субъектами международного права. Международные межправительственные организации не об­ладают суверенитетом, не имеют собственного населения, своей территории, иных атрибутов государства. Они создаются суве­ренными субъектами на договорной основе в соответствии с международным правом и наделяются определенной компетен­цией, зафиксированной в учредительных документах (прежде всего в уставе).

Международно-правовым статусом пользуются и некоторые политико-территориальные образования. К данной категории субъектов относятся Ватикан и Мальтийский орден поскольку больше всего походят на мини-государства и имеют почти все признаки государства.

С проблемой международной правосубъектности тесно связаны вопросы признания. Признание в международном праве представляет собой международно-правовое действие субъекта международного права, которым он констатирует наличие юри­дически значимого события, факта или поведения субъекта меж­дународного права. Посредством акта признания государство соглашается с соответствующими изменениями в международном правопорядке и в международной правосубъектности. Признание, в частности, констатирует выход на международную арену нового государства или правительства и направлено на установление между признающим и признаваемым государствами правоотношений, характер и объем которых зависит от вида и формы признания. Признание как юридический факт является базой для всех последующих отношений между субъектами международного права. Дипломатические и консульские отношения устанавливаются после признания.

Существуют две формы признания: признание де-юре и признание де-факто.

Признание де-факто - это признание официальное, но не­полное. Этой формой пользуются, когда хотят подготовить поч­ву для установления отношений между государствами либо когда государство считает признание де-юре преждевременным. Се­годня признание де-факто встречается достаточно редко.

Признание де-юре - признание полное и окончательное. Оно предполагает установление между субъектами международ­ного права международных отношений в полном объеме и сопровождается, как правило, заявлением об официальном при­знании и установлении дипломатических отношений.

Правопреемством государств принято называть переход с учетом основных принципов международного права и норм о правопреемстве определенных прав и обязанностей от одного государства к другому. Помимо государств, субъектами право­преемства в международном праве являются международные организации.

Правопреемство государств означает смену одного государства другим в несении ответственности за международные отношения какой-либо территории. При правопреемстве различают: государство-предшественник (государство, которое было сменено другим при правопреемстве) и государство-правопре­емник (государство, сменившее предшественника). Основаниями для возникновения вопроса о правопреемстве могут быть социальные революции, деколонизация, объединение или раз­деление государств, передача части территории другому госу­дарству.

При ознакомлении с международным правом и его особенностями существенное значение имеет уяснение предмета правового регулирования. У внутригосударственного права это отношения в пределах юрисдикции соответствующего государства; у международного права - преимущественно межгосударственные и иные отношения, выходящие за рамки юрисдикции отдельного государства, требующие совместного регулирования со стороны нескольких или многих государств либо международного сообщества государств в целом.

В современных условиях международное право имеет многослойный предмет регулирования , т. е. различные по характеру виды отношений.

Традиционная сфера - это отношения между государствами как самостоятельными, суверенными политическими образованиями (межгосударственные отношения). Имеются в виду прежде всего двусторонние контакты (Российская Федерация - Китайская Народная Республика, Соединенные Штаты Америки - Французская Республика, Япония - Австралия и многие другие варианты), а также многосторонние связи (группа стран, участвующих в исследовании Антарктики на основе Договора 1959 г., так называемая Группа восьми, представляющая наиболее экономически развитые государства, и др.).

Особо значимыми являются отношения, охватывающие международное сообщество государств в целом.

Широкое распространение получили отношения с участием ММ ПО как между государствами и организациями, прежде всего в связи с членством государств в организациях, так и между самими международными организациями. В рамках таких взаимосвязей функционируют всемирные универсальные организации (ООН, ВОЗ, МАГАТЭ и т. д.), региональные (СЕ, ШОС, АСЕАН, ЕС и т. п.), а также иные организации, выходящие за пределы отдельных регионов (например, ОИК). Статус организаций имеют и некоторые самостоятельные межгосударственные органы (например, Международный орган по морскому дну, созданный в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г.). Автономную категорию органов составляют международные суды (МС ООН, ЕСПЧ, МУС и др.).

В предшествующие десятилетия заметную роль играли контакты между государствами и национальными политическими организациями , возглавлявшими борьбу народов (наций) за освобождение от колониальной зависимости, а также взаимосвязи таких национальных политических организаций с международными организациями. В частности, активно развивала отношения с государствами и участие в межгосударственном общении Организация освобождения Палестины. Она была, например, одной из сторон среди государств, подписавших Заключительный акт Третьей конференции по морскому праву, завершившей 14-летнюю работу над созданием текста Конвенции ООН по морскому праву, открытой для подписания 10 декабря 1982 г.

В сферу международных связей включены и так называемые государствоподобные образования, имевшие на основе международного акта (признания) относительно самостоятельный статус (города Ганзейского союза в эпоху Средневековья, Краков в первой половине XIX в., Данциг в период между Первой и Второй мировыми войнами в первой половине XX в., Западный Берлин после окончания Второй мировой войны до 1990 г.). В настоящее время государствоподобными образованиями со специальным международно-правовым статусом признаются государство-город Ватикан (Святейший престол) и Мальтийский орден.

Все названные виды отношений можно в конечном счете квалифицировать как межгосударственные отношения, поскольку каждая ММПО - это форма объединения государств; политическая организация борющейся нации действует как формирующееся государство, а государствоподобное образование обладает рядом признаков государства.

Наряду с межгосударственными международно-правовому регулированию могут подлежать и международные отношения негосударственного характера - с участием МНПО, применительно к которым государства признают в установленном объеме их юридически значимые функции и компоненты официального статуса (среди них особо значимым является МККК), а также международных хозяйственных объединений (ТНК). В эту же группу входят отношения с иностранным элементом или с международным элементом, находящиеся за пределами юрисдикции отдельных государств, участниками которых являются юридические лица и индивиды (физические лица). Это гражданские, семейные, торговые, иные отношения, регулируемые международными договорами (конвенциями).

Следует отметить и такую специфическую форму общения, выходящего за рамки юрисдикции отдельных государств, как официальные связи с участием субъектов (частей) федеративных государств и даже административно-территориальных образований унитарных государств, если это предусмотрено соответствующими конституциями и допускается международно-правовыми нормами, признанными государствами. Такие связи не относятся к категории межгосударственных отношений, поскольку стороны (или одна из сторон) не обладают государственным статусом, но бесспорны их ограниченные международные признаки (к ним следует отнести и получившие широкое распространение международные и внешнеэкономические связи субъектов РФ на основе Конституции РФ и Федерального закона от 4 января 1994 г. № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации»).

Особую категорию составляют отношения государственно-негосударственного характера , сторонами которых являются государства, создаваемые ими международные организации и органы (например, международные суды и трибуналы), и обозначенные выше субъекты, не обладающие суверенным статусом и властными полномочиями (дела, рассматриваемые ЕСПЧ на основе индивидуальных обращений, международными уголовными трибуналами по обвинению лиц за преступления против человечности, геноцида и т. д.).

Завершая обзор, отметим, что международное право применимо и к регулированию определенных сфер внутригосударственных отношений, прежде всего невластного характера, касающихся прав граждан, юридических лиц, общественных объединений. При рассмотрении таких дел, например, российские суды всех видов и уровней ссылаются на соответствующие общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ.

Понимание предмета международного права связано с ответом на вопрос: к кому обращены нормы международного права? Ранее в доктрине проводилось четкое разграничение: нормы международного права обязывают государство в целом, а не отдельные его органы и должностных лиц, в то время как компетенция и поведение органов государства и должностных лиц, ответственных за обеспечение выполнения международных обязательств, регулируются внутригосударственным правом. Здесь необходимо уточнение: нормы международного права не только обязывают, но и предоставляют правомочия, т. е. управомочивают. В реальной же международно-правовой практике адресатом этих норм становится не только само государство. Многие международные договоры напрямую формулируют права и обязанности вполне определенных государственных органов и даже должностных лиц, указывают вполне конкретных исполнителей договорных норм, на которых непосредственно возлагается ответственность за реализацию обязательств. Более того, существуют международные договоры (и их перечень неуклонно возрастает), отдельные нормы которых прямо адресованы индивидам и различным учреждениям (юридическим лицам) как потенциальным носителям прав и обязанностей, устанавливаемых договорными нормами.

Сами наименования многих международных договоров наглядно свидетельствуют об их комплексном (международно-внутригосударственном) предназначении. Такие договоры соотносятся по предмету регулирования с положениями Конституции РФ, с федеральными законами. Часть 1 ст. 17 Конституции РФ гласит: права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются «согласно общепризнанным принципам и нормам международного права» (в этой формулировке следует также иметь в виду международные договоры РФ). В соответствии со ст. 2 Закона о гражданстве РФ вопросы гражданства регулируются не только Конституцией РФ, названным Законом, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, но и международными договорами. Гражданский кодекс РФ предусматривает непосредственное применение международных договоров РФ к определенным гражданско-правовым отношениям (ч. 2 ст. 7).

Следовательно, одним из существенных условий познания международного права является изучение во взаимосвязи международных и внутригосударственных правовых актов, предназначенных для согласованной регламентации однородных отношений и имеющих, таким образом, совмещенный предмет регулирования.

Многие международные договоры имеют ярко выраженную адре- сованность физическим и юридическим лицам, тем или иным видам органов государств. Таковы международные пакты о правах человека и другие универсальные конвенции относительно определенных прав (имеются в виду и отраслевые аспекты в сфере гражданских, семейных, трудовых, процессуальных правоотношений), а также региональные конвенции, прежде всего ЕКГТЧ. Таковы Венская конвенция о консульских сношениях от 24 апреля 1963 г. и двусторонние консульские конвенции, договоры о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, универсальные и региональные конвенции по проблемам борьбы с преступностью и т. д.

Совершенно определенно воспринимаются формулировки двусторонних соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества. В каждом таком соглашении ст. 1 имеет название: «Лица, к которым применяется Соглашение». Имеются в виду лица (физическое, юридическое, в том числе предприятие или любое объединение лиц), являющиеся резидентами одного или обоих договаривающихся государств. Можно сослаться и на российско-французское межправительственное соглашение по облегчению на взаимной основе условий въезда, поездок и выезда граждан РФ и граждан Французской Республики от 15 июня 2004 г., в ст. 1 которого сказано: «Настоящее Соглашение применяется к физическим лицам - гражданам государств сторон».

Авторитетным аргументом служит заключение МС ООН в его постановлении по делу «Лагранд» (Германия против США) от 27 июня 2001 г. (аналогичный тезис содержится в постановлении по делу «Авена и другие мексиканские граждане» (Мексика против США) от 31 марта 2004 г.). В связи с нарушениями властями США норм ст. 36 Венской конвенции о консульских сношениях и их утверждением, что эти нормы применяются только к правам аккредитующего государства, но не к правам задержанного лица, Суд установил: ст. 36 Конвенции создает личные права лица в дополнение к соответствующим правам государства ".

Как отметил В. С. Верещетин, в то время судья МС ООН, «Суд, проанализировав Венскую конвенцию о консульских сношениях, пришел к выводу, что она не только регулирует отношения между государствами, но и непосредственно устанавливает определенные права физических лиц (иностранных граждан на территории государства - участника Конвенции)»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

ТЕМА 16. Международное экономическое право.

Понятие и источники международного экономического права. Принципы международного экономического права.

Характеристика международно-правового регулирования сотрудничества в отдельных областях: торговые отношения, валютно-финансовые, платежно-расчетные отношения, отношения в области капиталовложений и инвестиционной деятельности.

Международно-правовая защита капиталовложений. Международные налоговые соглашения. Международные таможен­ные соглашения. Международные транспортные соглашения.

Международные экономические организации. Роль ООН и ее специализированных учреждений. ЭКОСОС, ЮНКТАД, Группа Всемирного банка (МБРР, МФК, МАР, МАИГ), Международный валютный фонд, Всемирная торговая организация.

Международно-правовое регулирование регионального экономического сотрудничества.

План:

1. Понятие и особенности международного права, его функции.

2. Взаимодействие международного и внутригосударственного права.

3. Соотношение международного публичного и международного частного права.

4. История развития международного права.

При изучении данной темы необходимо уяснить значение ряда фундаментальных понятий, к которым следует отнести международную систему, международные отношения, а также средства для регулирования этих отношений.

Важно учитывать, что международное право – это система юридических норм, договорных и обычных, выработанных в результате соглашения между государствами и регулирующих отношения между государствами и другими субъектами. Необходимо уяснить, что это особая система права, отличающаяся от внутригосударственного права по предмету регулирования, субъектам и объектам, по его источникам, по методам нормообразования и способам обеспечения этих норм.

Предметом международно-правового регулирования являются политические, экономические и другие отношения между государствами и иными субъектами.

Система международного права – объективно существующая целостность внутренне взаимосвязанных элементов: общепризнанных принципов международного права, договорных и обычно-правовых норм, отраслей и институтов международного права. В этой системе находится место и резолюциям международных организаций, и решениям арбитражных и судебных международных органов. Как всякая правовая система, международное право состоит из отраслей (морское, экономическое, гуманитарное и др.).

Отрасль международного права – совокупность юридических норм, регулирующих отношения субъектов международного права в определенной области, которая составляет специфический предмет международного права, и характеризуется наличием принципов, применимых к данной конкретней области правоотношений.



Международно-правовой институт – это группа норм и принципов, регулирующих определенную область правоотношений (например, институт признания государств, институт международной ответственности и т.д.) И отрасли, и институты международного права являются неотъемлемыми составными частями его системы.

Функции международного права – это основные направления его воздействия на социальную среду, определяемые его общественным назначением. Международное право выполняет в международных отношениях координирующую (отражает общеприемлемые для государств стандарты поведения), регулирующую (установление четких правил поведения в соответствующих областях), обеспечительную (нормы, побуждающие государства соблюдать международные обязательства) и охранительную (защита законных прав и интересов) функции.

Влияние международного права на политику имеет два основных аспекта: с одной стороны, оно ограничивает политику общеприемлемыми рамками; с другой – открывает перед политикой дополнительные возможности, предоставляя в ее распоряжение арсенал юридических средств. И то и другое необходимо для обеспечения национальных интересов государств.

Соотношение международного и внутригосударственного права характеризуется тесной взаимосвязью и взаимным влиянием этих правовых систем. В плане научного исследования соотношения международного и внутригосударственного права существуют две теории. Монистическая теория исходит из единства двух правовых систем. Дуалистическая теория признает наличие двух самостоятельных правовых систем, которые развиваются параллельными курсами, не пересекаясь. Очевидно, что с точки зрения нормообразования внутригосударственное и международное право являются самостоятельными системами, но с точки зрения правоприменения они неразрывно взаимосвязаны. В современной международно-правовой практике процесс реализации предписаний международной системы права во внутригосударственном праве принято обозначать термином «имплементация», означающим воплощение норм международного права в жизнь или «правоосуществление». Для этой цели используются механизмы инкорпорации (точного текстуального воспроизведения международно-правовой нормы во внутригосударственном законодательном акте) либо рецепции (восприятие договорной нормы законом в общей форме).

От международного публичного права следует отличать тесно связанную, но обособленную самостоятельную правовую систему – международное частное право, принципы и нормы которого призваны регулировать гражданско-правовые отношения с «иностранным элементом», выходящие за рамки внутригосударственного регулирования, но не подпадающие под действие норм международного публичного права.

Понимание природы международного права невозможно без понимания истории его развития. Хронологический подход базируется на делении истории на основные периоды: Древний мир, Средние века, Новое время («Классический период») и Новейшее время (современное международное право), каждый из которых характеризуется своими особенностями. Так, характеризуя первый и второй периоды истории развития международного права (4000 г. до н.э. – 476 г.н.э.; 476 – 1648 гг.), можно выделить такие черты существовавших тогда межгосударственных норм и институтов как их обычный характер и регионализм (объясняется влиянием географических факторов). Несмотря на это, поразительным сходством обладали формировавшиеся в разных частях мира правила поведения в области внешних сношений (неприкосновенность послов, покровительство иностранным купцам, дипломатический этикет), правила заключения межгосударственных соглашений (становление порядка выработки договоров и их структуры, установление гарантий выполнения, принцип неукоснительного соблюдения – «pacta sunt servanda»), заключения межгосударственных союзов, ведения торговых сношений, порядка оформления начала и окончания войны и др. В период средневековья центральная власть в государствах не была достаточно сильной, постоянным явлением стали частые войны между феодалами, одновременно шли войны между государствами, войны религиозные, гражданские. В основе как внутренних, так и внешних связей лежало кулачное право. Международные связи развивались главным образом внутри регионов (Западная Европа, Византия, Русь, арабский мир, Индия, Китай). Во всех регионах существовали более или менее одинаковые способы и уровень регулирования межгосударственных отношений, однако именно в Европе сложился комплекс государств с близкими социально-политическими, религиозными и культурными системами. Заключалось много договоров, в том числе и династические. Улучшилось положение иностранцев; военные обычаи оставались жестокими. Мировоззрение в Средние века было преимущественно теологическим, следовательно, важную роль в развитии нормативного регулирования международных отношений играла церковь («каноническое право»).

Серьезные изменения международное право претерпевает в течение третьего периода (1648 – 1917гг.), начавшегося с заключения Вестфальского трактата после завершения Тридцатилетней войны. Фактически впервые в истории с участием всех государств региона, выступавших как равноправные партнеры, в официальном документе получили закрепление принципы политического равновесия, независимости светской власти от церкви, суверенного равенства государств; была сформулирована декларативная теория признания вновь возникающих государств, предусмотрено применение коллективных санкций против агрессора, зафиксировано прохождение границ между государствами Европы. Здесь же следует отметить Венский конгресс 1814 – 1815гг., который не только оформил результаты антинаполеоновского сотрудничества и подтвердил сложившиеся к окончанию войны государственные границы, но и содействовал установлению статуса постоянного нейтралитета отдельных государств, положил начало установлению юридического статуса некоторых международных рек (напр., Рейн, Маас), на которые распространен принцип свободы торгового судоходства, дал импульс становлению права международных организаций (напр., Рейнская комиссия) и т.д.

При оценке развития международного права в Новое время следует учесть вклад, внесенный Парижским и Берлинским мирными конгрессами (1856г., 1878г.), а также Гаагскими конференциями мира (1899г. и 1907г.). Здесь должны быть освещены нейтрализация Черного моря и установление режима проливов Дарданеллы и Босфор, распространение принципа свободы торгового судоходства на реку Дунай, демилитаризация Аландских островов, декларирование недопустимости дискриминации индивидов в отношении пользования гражданскими и политическими правами по признаку различия религиозных верований (Сербия); регулирование (ограничение) использования негуманных средств и способов ведения войны, кодификация правил мирного урегулирования международных споров, регламентирование порядка открытия военных действий, других аспектов ведения войны.

При характеристике современного международного права следует для начала оценить Статут Лиги Наций как учредительный документ первой всеобщей политической организации, призванной обеспечить мир и сотрудничество между государствами, а также предпосылки, приведшие ко второй мировой войне, и сотрудничество государств антигитлеровской коалиции (Московская конференция 1943г., Ялтинская конференция 1945г., Потсдамская конференция 1945г., Парижская мирная конференция 1946г.). Следует помнить, что фундамент современного миропорядка был заложен Уставом ООН 1945г. В основу международного права был положен принцип сотрудничества, а также окончательно утвержден принцип мирного разрешения международных споров. Современный период также отмечен созданием развитой системы международных организаций, появлением новых областей сотрудничества и соответственно новых отраслей международного права, формированием института прав человека, активным процессом кодификации отдельных отраслей и т.д.

Существует и другой подход к периодизации международного права, который основывается на точке зрения, что международное право находит признание в практике государств лишь в конце Средних веков, хотя почва для этого явления готовилась на протяжении предшествующей истории (Лукашук И.И.). С учетом этого предлагается следующая периодизация:

Предыстория международного права (с Древних веков до конца Средних);

Классическое международное право (с конца Средних веков до принятия Статута Лиги Наций);

Переход от классического к современному международному праву (от принятия Статута Лиги Наций до принятия Устава ООН);

Современное международное право (право Устава ООН).

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте определение международного права и назовите его основные функции.

2. Каковы особенности системы международного права?

3. Как соотносятся международное и внутригосударственное право, международное публичное и международное частное право?

4. Дайте периодизацию истории международного права.

5. Охарактеризуйте основные черты международного права Древнего мира.

6. Дайте краткую характеристику международного права Средних веков.

7. Охарактеризуйте классическое международное право.

8. Определите основные черты современного международного права.



Что еще почитать