Поправка Джексона-Вэника. Справка. Новый закон о главном

В ближайшие дни нижняя палата американского Конгресса может наконец-то одобрить отмену так называемой поправки Джексона - Вэника, введенной в 1970-е годы для защиты права советских евреев на эмиграцию. Но отменять рудимент "холодной войны", который на практике не применяется уже долгие годы, будут вместе с введением в отношении Москвы новых санкций, куда больше отвечающих современным реалиям: речь идет о так называемом "законе Магнитского".

О том, что отмену поправки Джексона - Вэника необходимо увязать с принятием закона, карающего российских чиновников, уличенных в ущемлении прав человека, американские парламентарии говорят уже давно. Во вторник, 13 ноября, комитет Палаты представителей по регламенту дал добро на объединение двух законодательных инициатив. Ожидается, что уже в четверг аналогичное решение будет принято всей Палатой и в пятницу единый законопроект будет поставлен на голосование.

Пресловутая поправка к федеральному закону о торговле носит имена двух политиков-демократов и убежденных борцов с коммунизмом - сенатора Генри Джексона и конгрессмена Чарльза Вэника. Именно они в 1974 году выступили инициаторами ограничения на торговлю со странами, мешающими своим гражданам уезжать за границу. Хотя санкции коснулись разных социалистических держав (к примеру, Китая), основной мишенью был, конечно же, Советский Союз.

К началу 1970-х советское государство в значительной степени лишилось своего революционного стержня, прежде составлявшего весь смысл его существования, и стало костенеть в брежневском застое. Ни насаждение пышных ритуалов вроде парадов на Красной площади, ни наивная борьба с империализмом, ради которой накачивали деньгами и оружием "прогрессивные" режимы и движения, заполнить возникший смысловой вакуум не могли.

Между тем сравнительно молодое государство Израиль набирало мощь, превращалось в центр силы на Ближнем Востоке и успешно противостояло превосходящим силам арабов. Понятно, что среди советских евреев находилось немало желающих отправиться в землю обетованную. Многих, впрочем, больше манил Запад, представлявшийся из-за "железного занавеса" сказочным пространством свободы и открытых возможностей.

Среди потенциальных эмигрантов оказались в немалом количестве ценные кадры, с которыми Советский Союз расставаться не хотел. В 1972 году в надежде остановить "утечку мозгов" советские власти обязали лиц с высшим образованием, отправляющихся на постоянное место жительства за рубеж, возместить государству средства, потраченные на их обучение. Именно эта мера и послужила поводом для инициативы сенатора Джексона.

В соответствии с поправкой Джексона - Вэника, любое государство с нерыночной экономикой, которое лишает граждан права на эмиграцию или облагает эмиграционные процедуры какими-либо неоправданными пошлинами, лишается права на нормальные торговые отношения с США. В Америке, где существовала давняя традиция внешнеполитического изоляционизма, законопроект вызвал серьезные споры, зато советские диссиденты восприняли его как драгоценный жест поддержки. В частности, за принятие поправки выступил такой видный борец за права человека, как Андрей Сахаров.

Трудно оценить масштабы собственно экономического вреда, который нанесла поправка Джексона - Вэника Советском Союзу, но идеологическое воздействие ее оказалось огромно. Заступничество Вашингтона вдохновило и консолидировало антисоветские силы, и по примеру евреев об ущемлении своих прав стали громче заявлять другие этнические и религиозные группы. Неудивительно, что свобода эмиграции стала одним из первых установлений начавшейся при Михаиле Горбачеве "перестройки".

Поскольку с середины 1980-х формального повода для применения поправки к СССР не оставалось, ее использование заморозили: санкции перестали действовать на Советский Союз, а после окончания "холодной войны" - на государства СНГ. Сначала продление моратория согласовывали ежегодно, но с середины 1990-х это стало делаться автоматически. Со временем, наблюдая за развитием демократических тенденций и руководствуясь различными геополитическими соображениями, для некоторых республик - Киргизии, Грузии, Армении, Украины - поправку отменили окончательно.

Примечательно, что в случае с Украиной к отмене поправки американские правозащитники отнеслись скептически, причем необходимость сохранения санкций объясняли не ограничениями свободы передвижения, как это прописано в изначальном документе, а более глобальными соображениями. В частности, влиятельная Антидиффамационная лига заявляла , что на Украине евреи подвергаются нападкам, немыслимым в демократическом обществе, а власти предпринимают недостаточно усилий для искоренения антисемитизма.

На этом примере видно, что в 2000-х поправка Джексона - Вэника рассматривалась не как "узкопрофильное" средство защиты эмигрантов, а как универсальный символический инструмент воздействия на государства, не следующие западным стандартам гражданских прав и свобод. Разумеется, под этим углом зрения особую значимость поправка имела в случае с Россией, власти которой американские критики обвиняют в авторитаризме, попрании демократических институтов и преследовании инакомыслящих.

Потому-то перспективу формального освобождения России от действия поправки Джексона - Вэника, несмотря на все ее юридическое устаревание, скептики в США расценивали как возмутительную капитуляцию в борьбе за права человека. И именно поэтому столь остро встала необходимость замены поправки другой, более современной мерой воспитания демократии. Эта мера носит имя российского юриста Сергея Магнитского, скончавшегося в "Матросской тишине".

Магнитский занимался аудитом в британской консалтинговой фирме Firestone Duncan, которая в числе прочих компаний обслуживала британский же инвестиционный фонд Hermitage Capital Management. В 2007 году российские власти обвинили этот фонд в уклонении от уплаты налогов и фактически изгнали его из страны. Проводя собственное расследование, Магнитский установил, что давление на Hermitage Capital и другие работавшие в России фирмы велось в рамках масштабной коррупционной схемы, которая позволила злоумышленникам не только отнять активы у иностранцев, но и увести огромные средства из российского бюджета.

Разоблачения Магнитского, в частности, оказались направлены против начальника 28-й московской налоговой инспекции Ольги Степановой: как заключил аудитор, чиновница в сговоре со своим мужем, предпринимателем Владленом Степановым, сумела колоссально обогатиться при помощи преступных махинаций с налогами. Впоследствии высказывались предположения и о том, что в преступных схемах были замешаны куда более высокопоставленные лица, в частности уволенный недавно министр обороны Анатолий Сердюков.

Интересно, что российский Следственный комитет буквально только что расследованием деятельности Степановой. Источники в правоохранительных органах подтверждают, что произошло это не без связи со скандальным коррупционным делом "Оборонсервиса", которое пока что стоило Сердюкову министерского портфеля.

Доподлинно не известно, насколько влиятельных коррупционеров побеспокоил Магнитский, но так или иначе в ноябре 2008 года его арестовали по обвинению в уклонении от налогов в особо крупном размере. Следствие утверждало, что консультант содействовал противозаконной деятельности Hermitage Capital. В заключении состояние здоровья Магнитского ухудшилось. Все жалобы на то, что ему создали невыносимые условия жизни и не обеспечивали должной медицинской помощи, не принесли никаких результатов, и 16 ноября 2009 года он умер в тюремной больнице - то ли от острого панкреатита, то ли от сердечной недостаточности.

Одиночный пикет "Против судебного произвола в деле Магнитского". Фото Коммерсантъ, Максим Поляков

Друзья и сотрудники Магнитского сделали все возможное, чтобы придать его судьбу широкой огласке на Западе. К примеру, глава Hermitage Capital Билл Браудер нередко выступает на телевидении как главный разоблачитель российской коррупции - ее он отождествляет с Владимиром Путиным, которому когда-то симпатизировал. Был составлен список лиц, предположительно причастных к преследованию, пыткам и смерти Магнитского: туда в числе прочих попала Степанова, а также судьи и сотрудники различных государственных ведомств, включая МВД, ФСБ и прокуратуру.

В американскую большую политику этот перечень предполагаемых правонарушителей ввел в 2010 году сенатор-демократ Бенджамин Кардин. Хотя "черный список" не подкреплялся никакими судебными решениями, власти США применили к его фигурантам визовые санкции. О закреплении "списка Магнитского" на законодательном уровне стали активно говорить именно в связи с необходимостью компенсировать отмену поправки Джексона - Вэника, которой требует бизнес: корпорации сомневаются, что без "постоянных нормальных торговых отношений" с Россией им удастся извлечь всю возможную выгоду из вступления России в ВТО.

В ходе прений в разных комитетах обеих палат Конгресса появилось несколько версий предполагаемого "закона Магнитского", который официально именуется "Актом об ответственности за поддержание верховенства закона имени Сергея Магнитского" (Sergei Magnitsky Rule of Law Accountability Act). Все они предусматривают запрет на въезд в США российских должностных лиц, причастных к гибели Магнитского, и замораживание их активов. Кроме того, аналогичным образом разрешается наказать и других людей, уличенных в ущемлении прав человека на территории России. Пополняться "черный список" может по инициативе законодателей, а исполнительная власть имеет право хранить его в секрете в интересах национальной безопасности.

Последний вариант законопроекта, утвержденный комитетом Палаты представителей по регламенту, в отличие от более ранней сенатской версии, не распространяется на другие страны помимо России. Впрочем, идеологи "закона Магнитского" явно рассматривают его в контексте глобальной миссии Соединенных Штатов. "Санкции Джексона - Вэника, которые мы готовы отменить, давно уже пережили свою функциональность, - пишут в совместной статье сенатор Кардин и его коллега-республиканец Джон Кайл, - но сохраняется острая необходимость в дополнительных инструментах, которые помогут защитить лишенных голоса людей от деспотов, автократов и диктаторов - будь то в Москве, Хараре или Тегеране".

В период разработки этих дополнительных инструментов российский МИД заявлял об их "контрпродуктивности" и призывал Вашингтон к "здравому смыслу", зато оппозиционные силы, как и при Брежневе, встретили инициативу американских законодателей с энтузиазмом. Более того, оппозиционеры даже передавали Конгрессу свои пожелания о дополнении "черного списка" новыми лицами - в частности, речь шла о главе ЦИК Владимире Чурове и руководителе Следственного комитета Александре Бастрыкине. А ветеран правозащитного движения Людмила Алексеева посоветовала включить в список авторов нашумевшего закона об НКО, который предписал некоторым некоммерческим организациям носить статус иностранных агентов.

Казалось бы, что может быть между ними общего? Не скажите...

Вкратце данная законодательная норма была принята в отношении Советского Союза аж в 1974 году с целью давления на него, поскольку СССР имел наглость взимать с эмигрантов стоимость бесплатного обучения (ну не было в Союзе платного обучения, как в США, и соответствующих образовательных кредитов:-). И поправка эта не давала ввести в отношении разных «неправильных» стран режим наибольшего благоприятствования в торговле, что, естественно, вредило и нам, и самим американцам: торгуют-то две стороны.

Естественно, давным-давно никто с эмигрантов ничего не взимает, и с 1989 года ежегодно на поправку накладывается годичный мораторий, но полностью ее не отменили до сих пор. Зачем же отменять такую замечательную поправку, если можно постоянно говорить о ее отмене при условии, что Россия сделает то, то, то и то, ах да, и еще снимет ограничения на покупку «ножек Буша»? А если поправку отменить, то чем прикажете на Россию давить? А давить-то хочется.

Впрочем, даже в случае отмены поправки Джексона-Веника абсолютно ничто не мешает Конгрессу принять затем поправку Томсона-Метлы или Николсона-Швабры, а потом вести многолетние разговоры об их отмене, как только Россия по всем вопросам станет хорошей. Но за эти годы именно поправка Веника стала всем такой знакомой и родной, что жаль с ней расставаться...

Ну ладно, это была история. А теперь перейдем к современности. Думаю, вы не удивитесь, узнав, что в Конгрессе США опять обсуждается вопрос об отмене поправки Джексона-Веника. Республиканское меньшинство настроено решительно против, и что-то мне говорит, что, хотя это и меньшинство, поправку в обозримом будущем не отменят:-)

Замглавы республиканского меньшинства Сената Конгресса США Джон Кайл перечислил многочисленные грехи России, которые не позволяют отменить поправку, пока они все не будут исправлены (то есть никогда:-). Это был привычный набор из причудливо перемешанных прав человека (в России ведь, в отличие от Запада, страшно жестоко разгоняются митинги протеста) и защиты интеллектуальной собственности.

Но было и кое-что новенькое. Цитирую РИА «Новости»:

«Россия уходит все дальше от соблюдения международных обязательств, блокирует резолюцию СБ ООН по Сирии, продолжает продавать оружие режиму Асада, умерщвляющему собственный народ", - заявил Кайл в четверг на посвященных вопросу об отмене поправки Джексона-Вэника слушаниях в финансовом комитете сената конгресса США».

«блокирует резолюцию СБ ООН по Сирии» - вы понимаете, что происходит? Не последний человек в законодательной власти США требует сохранения экономических санкций в отношении страны, за то что она «неправильно» голосует в ООН!

Одним этим своим заявлением Джон Кайл разом перечеркнул ВСЕ резолюции ООН! Чего стоят все эти сто с лишним голосов за резолюцию против Сирии , если теперь официально заявлено, что не устраивающее США голосование может стать поводом для введения конкретных карательных санкций против своевольных?

Если такое беспрецедентно наглое давление можно оказывать на постоянного члена Совбеза ООН, ядерную державу, то какая-нибудь Новая Гвинея проголосует по указке США за что угодно, даже не поинтересовавшись, а что такое эта «Сирия» и где она находится. Только вот теперь этот голос ничего не стоит...

Согласно статистике, в 2010 году более половины американцев родились после 1975 года, даты принятия поправки Джексона-Вэника. И можно биться об заклад, что даже те, чей возраст позволяет помнить о модных тогда башмаках на платформе и штанах клёш, вряд ли смогут вразумительно рассказать о подробностях законодательных актов или же о породивших их причинах. В этом заключается и сила поправки Джексона-Вэника, и необходимость отменить её действие на Россию.

Напомним, авторы поправок сенатор Генри Джексон и конгрессмен Чарльз Вэник призывали оказать давление на Советский Союз за ограничения эмиграции, в особенности, евреев, не предоставляя СССР статуса наибольшего благоприятствования в торговле. В те времена евреи, желавшие покинуть страну, вынуждены были платить непомерные компенсации за полученное образование, или же им отказывали в получении визы из-за знаний о государственных тайнах. Несомненно, комбинация экономического и морального давления на Советский Союз немало поспособствовала миллионам сумевшим покинуть страну евреев. Многие из них поселились в Израиле.

Сегодня Советского Союза уже много лет не существует, а Россию с Израилем соединяет безвизовый режим и ежедневные авиарейсы между столицами. Многие бывшие советские эмигранты возвращаются в Россию работать, пусть и без гражданства. А поправка Джексона-Вэника никуда не делась, все американские администрации каждый раз продляют её действие в отношении к России. Таким образом, вот уже два десятилетия этот закон является реликтом холодной войны, который жив только из-за инертности законодателей. Не считая периодических возмущений Москвы, эта поправка не имела серьезного экономического воздействия на взаимоотношения и России после окончания холодной войны. Поэтому никто и не обеспокоился её отменить.

Свободная торговля - это водораздел

Неминуемое вступление меняет всё дело. Поправка Джексона-Вэника вновь обрела актуальность, когда в декабре прошлого года РФ очередной раз пригласили в ВТО. В этот раз дело не в препятствиях эмигрантам, а в том, что такой закон просто невозможен по правилам ВТО. Организация требует безусловного открытия рынков для всех участников. Если кто-то из членов ВТО не может этого сделать, то он должен публично всех об этом предупредить. При этом вступающий в организацию новый член не обязан расширять статус наибольшего благоприятствования в торговли на такую страну. Это как раз случай США и России, и ситуация будет такой, пока существует поправка Джексона-Вэника.

Если она сохранится после полноправного вступления России в ВТО, американский потеряет огромный процветающий рынок. Экспорт в РФ последние 10 лет рос средними темпами по 15% в год, достигнув в 2011 году 8,3 млрд. долларов. Согласно недавним исследованиям института Петерсона, в ближайшие пять лет в результате присоединения России к ВТО эта цифра может удвоиться. Примерно 50 тысяч рабочих мест в США так или иначе связаны с экспортом в Россию, а значит и эта цифра может удвоиться за тот же период.

Американский экспорт включает множество продуктов. Американские потребительские продукты, ставшие брендами, очень популярны у растущего российского среднего класса. Несколько лет подряд самой продаваемой машиной является Форд Фокус. Боинги популярны настолько, что им удалось очень сильно потеснить стареющие советские модели в российском парке авиации. Инфраструктурные проекты в России очевидно приведут к потребности в железнодорожных локомотивах, высокотехнологичной электрогенерации, интеллектуальной технике и т.д. Все это является сферами, где США очень конкурентоспособны и усердно поработали, чтобы получить долю на этих рынках и хорошую репутацию.

И вот конкурентоспособность Америки под угрозой. Россия грозит ответными мерами, за то что США уведомили ВТО о невозможности безусловного распространения на Россию статуса наибольшего благоприятствования в торговле. Глава МИД заявил, что Россия не применит обязательства, оговоренные вступлением в ВТО, к тем странам, которые не гарантируют России статус наибольшего благоприятствования в торговле (т.е. США). По иронии, все остальные 152 члена ВТО смогут воспользоваться теми преимуществами, которых добивались США во время всех этих затянувшихся переговоров по вступлению России в организацию. Эти преимущества включают интеллектуальные права, стандарты сельхоз продукции, финансовые услуги и другие регуляторные и правовые нормы, важные для американского бизнеса. Более того, США даже не смогут призвать Россию к ответственности за возможное несоблюдение норм ВТО.

Политическое решение

В январе администрация публично объявила, что отмена поправки Джексона-Вэника и установление режима постоянных нормальных торговых отношений с Россией теперь является важнейшим приоритетом. Госсекретарь Клинтон, торгпред Рон Кирк и другие чиновники высокого ранга выступили в поддержку этой инициативы. Лоббисты активизировались, пошли разговоры о предупреждении потерь американского бизнеса и рабочих мест. Многие признают коммерческую целесообразность отмены закона.

Однако большинство сенаторов оставляют оговорки по многим аспектам внутренней и внешней политики России. К тому же, считают они, отмена Джексона-Вэника без замены другим законом в области прав человека будет уступкой перед лицом нарушения этих прав и слабой законностью в России. Дискуссии развернулись и вокруг и списка ответственных по этому делу лиц.

Конгресс и администрация президента должны решать, что делать с делом Магнитского, чем заменять поправку Джексона-Вэника. Однако, например, в такой ассоциации, как Совет Россия-США, полагают, что без отмены поправки американский бизнес много потеряет, после вступления РФ в ВТО. Очевидно, что этот закон никак не влияет на российское правительство, а вот сторонникам жесткой линии по отношению к США появляется почва для спекуляций на эту тему.

Штаты не могут себе позволить потерять такой рынок, как российский. А значит, отмена поправки должна произойти, и не в интересах России, а в интересах Америки.

Поправка Джексона-Вэника (The Jackson-Vanik Amendment) содержится в главе IV "Закона о торговле" США. Поправка была названа в честь ее авторов - сенатора Генри Джексона (был членом палаты представителей конгресса США в 1941-1953 гг., членом сената - в 1953-1983 гг.) и члена палаты представителей Чарльза Вэника (избирался в конгресс в 1955-1981 гг.). Оба законодателя были членами Демократической партии США.

Поправка связывала предоставление кредитов и статуса наибольшего благоприятствования любой "коммунистической стране" и, в частности, будущее торгово-экономических соглашений между США и СССР с требованием соблюдения этими странами гражданских прав и свобод, включая свободный выезд за границу желающих эмигрировать.

Поводом к принятию поправки послужила, в частности, практика ограничения выезда лиц еврейской национальности из СССР. Условия, содержавшиеся в принятом законе, были охарактеризованы правительством СССР как вмешательство во внутренние дела страны и отвергнуты, в результате чего СССР было отказано в режиме наибольшего благоприятствования.

Закон о торговле вступил в силу после его подписания президентом Фордом 3 января 1975 г. Из-за отсутствия благоприятствования советский экспорт в США облагался пошлинами, в 10 раз превышающими обычные.

После 1985 г. и в условиях свободного выезда и эмиграции граждан СССР (а с 1991 г. - Российской Федерации) поправка утеряла свое значение, но официально не была отменена, хотя ее действие в контексте Закона о торговле может ограничиваться или вообще отменяться в каждом конкретном случае специальным решением президента США.

21 сентября 1994 г. президент США Билл Клинтон подписал и направил в конгресс послание, в котором уведомил законодателей о своем решении гарантировать России автоматическое продление режима наибольшего благоприятствования в торговле. Решение Клинтона устранило необходимость в ежегодном выведении России из-под действия поправки Джексона‑Вэника, что на протяжении предыдущих пяти лет специальными указами делали президенты США.

Поправка Джексона-Вэника долгое время омрачает отношения России и США. Ныне это один из символов былого противостояния двух государств и "холодной войны".

Попытка отменить поправку в отношении России была предпринята Соединенными Штатами только однажды - в 2002 г. Тогда президент США Джордж Буш просил конгресс решить данную проблему. Но как только вопрос вышел на "финишную прямую", Россия запретила импорт куриного мяса из США, и процесс был остановлен.

3 февраля 2011 г. глава комитета СФ по международным делам Михаил Маргелов по итогам встречи с американскими сенаторами сообщил, что конгресс США может отменить поправку Джексона-Вэника уже весной нынешнего года.

Глава международного комитета СФ также рассказал, что отмену поправки Джексона-Вэника также активно поддерживает крупная лоббистская организация Американо-израильский комитет по общественным связям (AIPAC).

Без отмены поправки Джексона-Вэника делегация США формально не имеет права голосовать за принятие России в ВТО.

Поправка Джексона-Вэника также действует в отношении Вьетнама, Армении, Азербайджана, Беларуси, Казахстана, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Молдовы.

В 2000 г. поправка перестала действовать в отношении Китая. Тогда же ограничения в торговле были сняты в отношении Грузии, Кыргызстана и Албании.

В 2006 г. поправка Джексона-Вэника была отменена в отношении Украины.

Поправка Джексона-Вэника (The Jackson-Vanik Amendment) содержится в главе IV "Закона о торговле" (Trade Act of 1974) США.

Согласно поправке, режим наибольшего благоприятствования может быть распространен только на те страны с нерыночной экономикой, эмиграционный режим которых признавался либеральным. Против нарушителей международных норм США вводили санкции, в основном касавшиеся ограничения допуска товаров, производимых в данной стране мира, на американский рынок.

Поводом к принятию поправки послужила, в частности, практика ограничения выезда лиц еврейской национальности из СССР. Условия, содержавшиеся в принятом законе, были охарактеризованы правительством СССР как вмешательство во внутренние дела страны и отвергнуты, в результате чего СССР было отказано в режиме наибольшего благоприятствования.

Закон о торговле вступил в силу после его подписания президентом Джеральдом Фордом . Из-за отсутствия режима благоприятствования советский экспорт в США облагался пошлинами, в десять раз превышающими обычные.

После 1985 года, в условиях свободного выезда и эмиграции граждан СССР (а с 1991 года — Российской Федерации), поправка утеряла свое значение. Начиная с 1989 года специальными решениями президента США ежегодно накладывался мораторий на действие поправки в отношении СССР, а затем и стран СНГ, однако официально поправка не была отменена.

21 сентября 1994 года президент США Билл Клинтон подписал и направил в конгресс послание, в котором уведомил законодателей о своем решении гарантировать России автоматическое продление режима наибольшего благоприятствования в торговле. Решение Клинтона устранило необходимость в ежегодном выведении России из-под действия поправки Джексона-Вэника.

Поправка Джексона-Вэника долгое время омрачала отношения России и США, являясь одним из символов былого противостояния двух государств и "холодной войны".

В 2002 году Соединенные Штаты официально признали Россию страной с рыночной экономикой, и с этого момента все формальные поводы, мешающие отмене поправки, были устранены.

В том же году была предпринята попытка отменить поправку в отношении России. Но как только вопрос вышел на "финишную прямую", между двумя странами вспыхнула сначала "стальная", а затем "куриная" война: в ответ на введение США 30-процентных пошлин на импорт иностранной стали, Россия ввела запрет на ввоз куриных "ножек Буша". И хотя затем этот запрет был снят, а режим "стальных" пошлин несколько смягчен, вопрос об отмене поправки Джексона-Веника был приостановлен.

В 2000 году поправка перестала действовать в отношении Китая. В начале 2000-х годов ограничения в торговле были сняты в отношении ряда стран СНГ: Киргизии, Грузии, Армении. В 2006 году поправка Джексона-Вэника была отменена в отношении Украины.

Президент США Барак Обама заявил, что снятие поправки Джексона-Вэника будет одним из приоритетов его администрации.

Палата представителей конгресса США приняла законопроект о введении визовых санкций против россиян и одновременной отмене ограничительной торговой поправки Джексона-Вэника. законопроект одобрил сенат конгресса США, 14 декабря документ подписал президент Барак Обама.

Барак Обама подписал распоряжение о прекращении действия ограничительной торговой поправки Джексона-Вэника на товары, поставляемые из России. Также поправка была отменена в отношении Молдавии. Решение об отмене поправки Джексона‑Вэника было принято в увязке с законом о введении визовых санкций против чиновников, причастных к нарушению прав человека (закон о "списке Магнитского").

Торговые отношения США с другими бывшими советскими республиками (Азербайджаном, Белоруссией, Казахстаном, Таджикистаном, Туркменией и Узбекистаном) по-прежнему формально подпадают под действие поправки, но на них распространяется временное освобождение.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников



Что еще почитать