Предложения с й. Предложения со словом «й. Изучение нового материала

Коррекционно-развивающие задачи.

Учить ребенка внимательно вслушиваться в речь взрослого, правильно понимать логико-грамматические конструкции.

Научить ребенка правильно произносить звук [Й].

Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности, развивать звуко-слоговые представления ребенка.

Учить анализировать предложения, находить в предложении предлог и слова с определенным звуком.

Учить преобразовывать слова.

Учить писать короткие предложения под диктовку с соблюдением элементарных правил правописания.

Задание 1 . Дидактическое упражнение «Как правильно?». Взрослый читает ребенку предложение. Ребенок слушает внимательно, определяет, правильно или неправильно произнесено предложение. Если допущена ошибка, то ребенок ее исправляет.

Телега везет лошадь. Кошка поймала мышку. Лошадь везет телегу. Мышка поймала кошку. Фонарь освещается улицей. Улица освещается фонарем.

Задание 2 . Знакомство со звуком [Й]. Взрослый предлагает ребенку прослушать ряд слов и назвать последний звук в словах:

воробей, ручей, репей.

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [Й]:

  • губки слегка в улыбке;
  • зубки сближены;
  • кончик язычка за нижними зубками, спинка язычка приподнята к твердому небу, образуя щель, через которую проходит воздушная струя;
  • горлышко «работает».

Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху), звонкий, твердый. Обозначение: синий кружок с колокольчиком.

Задание 3. Фонетическое упражнение.

Как вскрикивают от испуга? - Ой! Ой! Ой!

Задание 4. Рассмотреть ряд нарисованных предметов, назвать их, выбрать только те, в названии которых есть звук [Й], определить место звука [Й] в словах:

майка, муха, книги, дом, чай, сарай, чайка, репейник.

Задание 5 . Закончить слово слогом. Какой одинаковый последний звук в первом слоге всех слов?

КА: май..., гай..., чай..., лай..., зай...

Задание 6 . Отгадать загадки, определить место звука [Й] во всех словах-отгадках, разделить их на слоги, придумать с каждым словом предложение.

Из горячего колодца

Через нос водица льется. (Чайник)

Вырос в поле, злой и колкий,

Во все стороны иголки. (Репей)

Задание 7 . Вспомнить виды транспорта, в названиях которых есть звук [Й] (трамвай, троллейбус). Разделить слова на слоги, определить место звука [Й] в этих словах.

Задание 8 . Взрослый называет 3-5 слов со звуком [Й], а ребенок должен внимательно послушать и повторить все слова в той же последовательности.

Задание 9 . Назвать лишнее слово в ряду (по наличию в словах звука [Й]):

майка, чайка, гайка, диван; глупый, молодой, большой, город.

Задание 10. Подобрать как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопрос «какой?». Какой одинаковый последний звук во всех этих словах?

Веселый, смелый, хороший...

Задание 11 . Вспомнить как можно больше слов со звуком [Й].

Назвать слова со звуком [Й], состоящие

из одного слога (май,..),

из двух слогов (зайка, ...),

из трех слогов (троллейбус, ...),

из четырех слогов (балалайка, ...).

Задание 12 . Заменить третий звук в словах звуком [Й]. Какие слова получились? Составить с каждой парой слов предложения:

Чашка - чайка, лапка - ..., леска - ..., речка - ..., шапка - ..., мошка -...

Задание 13 . Ответить на вопрос: какие слова получатся, если из них убрать звук [Й]?

Майки - маки, рейки - ..., лайки - ..., сойки - ...

Задание 14 . Выучить чистоговорки:

Ай-ай-ай - скоро май.

Уй-уй-уй - ветер, дуй.

Ой-ой-ой - возьми меня с собой.

Эй-эй-эй - воды попей.

Задание 15. Выучить стихотворение, а затем декламировать его, хлопая в ладошки на каждый слог.

Какой звук часто слышится в стихотворении?

ЙОД

Йод хороший, Йод не злой.

Зря кричишь ты: «Ой-ой-ой!» -

Чуть завидев склянку.

Йод, порой, конечно, жжет,

Но быстрее заживет

Йодом смазанная ранка.

В. Лунин

3адание 16. Составить из слов предложения. (Анализ предложений, нахождение предлога и слова со звуком [Й], определение их места в предложении, запись схемы предложения.)

Зайка, сидеть, куст, под; Чайка, море, лететь, над; Трамвай, ехать, город, по.

Задание 17 . Знакомство с буквой Й.

Вот Й краткое, взгляни-ка.

Три иголки, сверху нитка.

В. Ковшиков

На что еще похожа буква Й?

Игры с буквой. Дифференциация букв И - Й.

Задание 18. Самостоятельный звуко-слоговой анализ слов, письмо печатными буквами, чтение слов:

май, чай, чайник.

Преобразование слов с помощью букв разрезной азбуки:

зайка - майка - гайка - шайка - чайка.

Запись предложений под диктовку, чтение:

Кто тут? Тут Зина. У Зины зайка. Тут Дима. У Димы майка. Тут Сима. У Симы чайка.

Упражнение 89.
гласные буквы.

Люся была больна. У неё болели зубы.
Мама дала ей лекарство. Это помогло.

Упражнение 90. Припомните и назовите слова,
которые начинаются с гласных букв. На какую глас-
ную букву нет слов?

Упражнение 91. Спишите и подчеркните в словах
гласные буквы.

По стране и днём и ночью,
от утра и до утра,
раздаётся гул рабочий,
звон пилы и топора.

Упражнение 92. Прочитайте и определите,
сколько в каждом слове гласных букв. Спишите и подчеркните
в словах гласные буквы.

Упражнение 93.

Упражнение 94. Придумайте несколько слов со
звуком а в начале, в середине и на конце. Запишите
эти слова.

Образец: арбуз, сад, вода.

Упражнение 95. Придумайте и напишите пять
слов со звуком о на конце.

Образец: лицо, стекло ... .

Упражнение 96. Придумайте по три слова со зву-
ком у и со звуком и в начале и в середине. Запишите
эти слова.

Образец: ученик, минута... ;
ива, квартира... .

23. Звук и буква й .

Упражнение 98. Спишите, разделяя слова на слоги.

Москва - мой родной и любимый город.

Упражнение 99. Измените слова по данному об-
разцу и напишите их.

Свои - свой, урожаи, сараи, попугаи,
часовые, герои, трамваи.

Упражнение 100. Измените слова по данному
образцу и напишите их.

Рисую чайник - рисуй чайник. Пускаю
змей. Собираю грибы. Читаю книгу. Ко-
паю грядку. Играю на скрипке. Слушаю
песню. Решаю задачу. Гуляю и играю на
лужайке.

Упражнение 101. Допишите слова, вставляя вместо
точек букву й .

Летит стая граче... . Сено убрали в са-
ра... . Под горо... бежит руче... . Поёт
солове... . Зна... героев свое... страны.
Охраня... колхозны... урожа... . За правду
сто... горо... .

Упражнение 102. Спишите и подчеркните слова
с буквой й на конце.

Упражнение 103. й в середине.

Урожай, война, клей, муравей, ручейки,
лужайка, май, скамейка, жнейка, соловей,
красный, чайка, чайник, трамвай, сарай,
ошейник, копейка.

Упражнение 104. Выберите и напишите только те слова, в которых буква й на конце.

Пью чай. Летит стайка грачей. Запрягай
лошадей. Охраняй урожай. Холодно зайцу
зимой. Делай змей. Дай мне лейку. Мой
дедушка старый, но бодрый.

Упражнение 106. Ответьте письменно на данные
вопросы.

Чем умывают лицо? косой
Чем пилят дрова? зимой
Чем метут улицу? часовой
Кто стоит на посту? пилой
Когда бывают морозы? водой
Чем косят траву? метлой

Упражнение 107. Спишите и подчеркните слова с буквой й .

Наступил светлый май. На лужайке слы-
шится детский крик. Бежит ручей. Цветёт
красный мак. Пчёлы летят в улей.

Упражнение 108. Составьте рассказ со следую-
щими словами:

май, лужайка, ручей, соловей, зайка.

24. Буква ъ (твёрдый знак).

ъ (твёрдый знак) никакого звука не обозначает.

Упражнение 109. Прочитайте примеры.

Ваня сел и яблочко съел.
Дети сели и весь суп съели.
Черви на яблоне листья объели.

Упражнение 110. Спишите слова и подчеркните
букву ъ .

Въезд. Съезд. Подъезд. Отъезд. Объезд.
Ехал, въехал, съехал, подъехал.

Упражнение 111. Перепишите; слова с ъ под-
черкните.

Ехал в гору. Въехал на гору.
Сьехал с горы. Подъехал к мосту.

25. Слова с буквой э.

Эхо.

Прочитайте:

Эй, кто там? - Это я.
- Кто ты?-Я, Митя.
- Это ты стучал? - Я.

Упражнение 112. Спишите; подчеркните в словах укву э .

Упражнение 113. Спишите; слова с буквой э под-
черкните.

В нашем доме два этажа. На первом
этаже живут Боря и Варя. На втором
этаже живут Коля, Соня и Юра.

Упражнение 114. Данные слова соединяйте со сло-
вами этот, эта, это, эти - где какое подходит-
и записывайте.

Ручей. Озеро. Мельница. Луга.
Синичка. Скворец. Сорока. Стая.
Ученик. Ученица. Класс. Пионеры.

Образец: Этот колхоз. Это поле .

Упражнение 115 . Спишите данные слова; букву э под-
черкните.

Эхо, этаж, этажерка, экзамен. Это моё.
Это твоё. Это ваше. Это наше. Это общее.

Упражнение 116. Спишите; слова с буквой э подчеркните.

В лесу раздалось эхо. В нашем доме
три этажа. Положи эти книги на этажерку.
Коля успешно выдержал экзамен.

26. Слова с буквой я.

Что делают котята? Чем они играют?

Упражнение 117. Выпишите только те слова, в
которых буква я стоит в начале.

Яблоня, няня, ясли, ряды, яйцо, дядя,
тётя, яма, имя, язык, ячмень, ящерица, Яша,
песня, Катя, ястреб, ягнёнок, Варя, пять.

Упражнение 118. Спишите стихотворение и под-
черкните в нём букву я .

Упражнение 119. Спишите стихотворение; слова
с буквой я подчеркните.

Упражнение 120. Спишите и подчеркните в словах букву я .

Няня, Валя и Вася были дома. Таня,
Оля и Ваня пошли к дяде. Дядя был рад
гостям.

27. Слова с буквой ю.

Упражнение 121. Выпишите слова с буквой ю
в начале и в конце слов.

Упражнение 122. Спишите и подчеркните слова
с буквой ю .

Люба и Юра играют. Люди проснулись,
спешат на поля. С юга летят журавли. Юра
пускает юлу. Пишу, читаю, ума запасаю.

Упражнение 123. Спишите стихотворение и под-
черкните в словах слоги с буквой ю .

Краснеют на солнце сосен стволы.
Разносится всюду запах сосны.
По лесу иду я и песню пою,
и слушают сосны песню мою.

28. Слова с буквой ё.

Упражнение 124. Составьте предложения с дан-
ными словами и запишите их.

Ручеёк. Костёр. Орёл. Василёк. Котёнок.
Козёл. Серёжа. Берёза.

Образец: Серёжа читает. Ручеёк бежит.

Упражнение 125. Спишите; слова с буквой ё подчеркните.

Птичка вьёт гнёздышко. Серёжа хорошо
поёт. Хорёк унёс цыплёнка. Идёт весна.
Дует тёплый ветерок. Горит костёр.

Упражнение 126. Такое же задание, как в упражнении 125.

Серёжа гулял по лесу и увидал ёжика.
Серёжа сунул ёжика в шапку и понёс до-
мой. Дома Серёжин ёжик ловит мышей.

Упражнение 127. Спишите и подчеркните букву ё .

Упражнение 128. Спишите стихотворение и под-
черкните слова с буквой ё .

29. Слова с буквами е и ё.

Упражнение 129. Измените слова по образцу и перепишите их.

Гнездо - гнёзда. Весло. Седло. Колесо.
Бревнo. Озеро. Зерно. Стекло.

Упражнение 130. Спишите, изменяя слова по дан-
ному образцу.

Огонь - огонёк. Пень Пузырь. Зверь.
День. Стебель. Куль.

Упражнение 131. Спишите слова и скажите по
одному предложению с записанными словами.

Ель - ёлка, мел - мёл, Лена - Лёля.

Загадки.

1. Лыко дерёт, а лаптей не плетёт.
2. Родился ребёнок - не знал пелёнок;
стал стариком - сто пелёнок на нём.
(К-за, кочан ка-усты.)

Упражнение 132. Спишите и подчеркните в сло-
вах букву ё .

Рассмотрите картинки и скажите, какие предметы
на них нарисованы.

Упражнение 133. Выпишите, что нужно для ра-
боты плотнику; в выписанных словах подчеркните глас-
ные буквы.

Топор, пила, коса, грабли, молоток, серп,
шило, долото, клещи, рубанок, ножницы,
вилы.

30. Согласные буквы.

Упражнение 134. Прочитайте стихотворение и на-
зовите согласные буквы.

Упражнение 135. Спишите слова; подчеркните
в них согласные буквы.

Герой. Родина. Дружба. Земля. Стрелок.
Поход. Отец. Разведчик. Победа. Празд-
ник. Знамя.

Упражнение 136. Придумайте и напишите пред-
ложения с данными словами; согласные буквы под-
черкните.

Лес. Роща.
Тропинка. Речка.
Цветы. Кусты.
Дятел. Лодка.

Образец: Лес шумит .

31. Мягкий знак в конце слова.

Брат не велел мне брать книги.
Уголь сложили в угол .

брат-брать угол-уголь
хор - хорь зелен-зелень

т в словах
брат - брать
?
Одинаково ли произносится звук р в словах хор -
хорь?

Чем обозначена мягкость согласных л и н в словах
уголь, зелень
?

Где больше звуков: в слове шест или шесть ?
А где больше букв?
Какая буква прибавилась в слове шесть ?
Для чего прибавляется эта буква?

Упражнение 137. Ответьте, чем различаются слова
в каждой данной паре.

жар - жарь пар - парь
ел - ель удар - ударь
мел - мель кон - конь

Упражнение 138. Прочитайте и назовите слова,
в которых согласный звук на конце произносится мягко.

Летом.

Жарко летом. Целый день печёт сол-
нышко. В июле духота, пыль. А в лесу
тень и прохлада. Вот ель широко раски-
нула свои ветки. Какая здесь тень! Вот
где славно побегать!

Упражнение 139. Выделенные слова выпишите
парами.

Сложи уголь в угол . Рыбу жарь , пока
в печи жар . Ваня ест яблоко, и я начну
есть своё яблоко. Брат не велел брать
книги. Мороз , нашу речку заморозь !

Образец: уголь-угол , ....

Упражнение 140. Напишите слова по данному
образцу; мягкий знак подчеркните.

Двери-дверь. Дни. Цепи. Сети. Кони.
Олени. Звери. Камни. Угли. Журавли.
Степи.

Упражнение 141. Такое же задание, как в упраж-
нении 140.

Караси - карась. Корабли. Кости. Голуби.
Сухари. Окуни. Кровати. Буквари.

Упражнение 142. При списывании вместо точек
вставьте пропущенные слова из второго столбика.

Упражнение 143. Скажите: какие летние месяцы?
какие осенние? какие зимние? какие весенние?

Упражнение 144. Выпишите сначала названия лет-
них месяцев, затем - осенних, зимних и весенних.

Январь, март, август, февраль, сентябрь,
май, ноябрь, апрель, июль, октябрь, июнь,
декабрь.

Образец: Летние месяцы: июнь, июль, август.

Упражнение 145. Спишите и запомните, как пи-
шутся данные слова.

Пять, шесть, семь, восемь, девять,
десять.
Двенадцать, двадцать, тридцать.

Упражнение 146. Дописывайте по образцу нуж-
ные слова. Букву ь и согласную перед ней на конце
слов подчёркивайте.

Журавль - птица. Медведь -....
Карась -... . Гусь -... . Снегирь -... .
Волк -... . Окунь -... . Голубь -... .

Слова для дописывания: зверь, птица, рыба.

Упражнение 147. Спишите и допишите подходя-
щие слова; они даны в конце упражнения.

Пойдём в лес грибы... .
Надо в огороде грядки... .
Пора на лугу траву... .
Встанем в кружок и начнём песенки... .
Уж поздно; пора... .

Слова для дописывания: искать, петь, по-
лоть, спать, косить.

32. Мягкий знак в середине слова.

угол - уголки
уголь - угольки

Какая разница в произношении звука л в словах
уголки-угольки ? Что показывает ь в слове угольки ?

Как произносится звук н в словах день - деньки?
Как произносится звук л в словах куль - кульки ?
Как произносится звук р в словах зверь - зверьки ?

Упражнение 148. Измените слова по образцу и
запишите их в тетрадь.

Огонь - огоньки. Стебель. Пень. Уголь.
Пузырь. Конь. Ларь. День. Зверь. Хорь.

Упражнение 149. Спишите и подчеркните слова
с ь между согласными.

Больному всё горько. Зацвели васильки.
Над лесом поднялась большая белая птица.
Медведь -сильный зверь. На коньках ка-
тались мы на скользком льду.

Упражнение 150. Такое же задание, как в упражнении 149.

Скоро весна.

Скоро весна. Солнце греет сильнее. Снег
осел. Сугробы стали меньше. Лёд стал
тоньше. Мальчики убрали коньки. Они
ждут прихода весны.

Упражнение 151. Расскажите по картинке:

Что устроили ребята? Где они устроили мельницу?
Как они её строили?

Упражнение 152. Ответьте на данные вопросы;
ответы запишите в тетрадь. Слова для ответа даны в
столбике направо.

Образец: У кольца нет конца.

Упражнение 153. Выпишите сначала слова с ь на
конце, а потом - с ь в середине слов.

Дождь, ельник, сирень, коньки, больница,
сельсовет, мальчик, письмо, пальто, пыль,
апельсин, карась, мельник, колокольчик,
осень, просьба.

Упражнение 154. Придумайте рассказ „Рыбная
ловля" с данными словами:

мальчики, гурьбой, мельница, речка,
окуньки, ерши .

33. Твёрдое и мягкое произношение
согласных.

Я беру пилу . Я дрова пилю .
Иди в сад и сядь на скамейку.

Какая разница в произношении звука л в словах
пилу и пилю ?
Одинаково ли произносится звук с в словах сад
и сядь ?

Упражнение 156. Ответьте, как произносятся
согласные в данных словах: твёрдо или мягко. Слова за-
пишите.

Лапа, кусок, холод, дорога, мыло, мама,
ухо, осы, зубы, сады, волк, овца, фартук.

Упражнение 157. Такое же задание, как в упражнении 156.

Реки, пить, пилить, пять, деньги, люди,
гири, Федя, любить.

Упражнение 158. Читайте данные попарно слова
из левого и правого столбиков.

Какой первый согласный в слове был ?
Какой первый согласный в слове бил ?
Как произносится звук б в слове был - твёрдо или
мягко? А в слове бил ?

Упражнение 159. Прочитайте данные слова и ука-
жите, какие согласные звуки в них произносятся мягко.

Лето, маляр, мясо, синица, ваза, телега,
сестра, ребята, берег, заряд, дятел, берёза,
баня.

Упражнение 160. В каждой паре слов назовите
согласный звук, который произносится то твёрдо, то
мягко.

Упражнение 161. Выпишите выделенные слова па-
рами по данному образцу.

1. У Степана две косы . Коси , Степан!
2. Лиса сыта . Мама купила сито .
3. Летают осы . Сменили у телеги оси .
4. Выли волки. Возьми вилы .
5. Миша рад , он посадил кустики в ряд .

Образец:

34. Написание жи, ши .

Летом мы жи ли в лагере. Было жарко.
Рядом была ши рокая река. Мы там купа-
лись, ловили ершей.

жи, ши пиши через и

Упражнение 162. Спишите и подчеркните те слова,
в которых есть слоги жи, ши .

У Миши новые лыжи. На улице лужи.
В деревне тишина. Над водой летают
cтрижи. Цветут ландыши. Ужи греются на
солнышке. Дыши свежим воздухом.

Упражнение 163. Данные слова перепишите со
словом эти .

Эти камыши . Мышь. Стриж. Нож. Ёрш.
Уж. Груша. Шалаш. Ёж. Ковш. Лужа.
Чиж. Ландыш.

Упражнение 164. Напишите полные ответы на
данные вопросы; жи, ши подчеркните.

Где живут мыши? Где растут рыжики?
Где летают стрижи? Где живут ерши?

Слова для справок: в лесу, в норке, над водой, в воде .

Упражнение 165. Спишите и подчеркните в сло-
вах слоги жи, ши .

Бежит ручей. Я живу в городе. В саду
зреют груши. Пиши, но не спеши. Исправь
свои ошибки. Конь бежит, земля дрожит.
Змея шипит. Жук жужжит.

Упражнение 166. Спишите стихотворение и под-
черкните слова со слогами жи, ши .

Упражнение 167. Перепишите загадки. После каж-
дой загадки напишите в скобках отгадку.

1. У туши уши, а головы нет.
2. Живёт без тела, говорит без дела;
никто не видит, а всякий слышит.
3. Белее снега, чернее сажи, живёт в
лесу, садится на крыши.

Отгадки: сорока, эхо, ушат.

Упражнение 168. Спишите; слоги жи, ши подчеркните.

Пришла зима. Летит пушистый снег.
Крыши побелели. Лужи покрылись льдом.
Рощи опустели. Давно улетели чижи, зяб-
лики и стрижи. Ребята готовят лыжи.
Они рады зиме.

35. Написание ча, ща, чу, щу .

ча, ща пиши через а

Упражнение 169. Спишите; изменяйте слова по образцу;
слоги ча, ща подчеркните.

Свечи - свеча. Дачи -... . Встречи -... .
Рощи-роща. Чащи -... .

Упражнение 170. К каждому слову левого стол-
бика подберите подходящее по смыслу слово из пра-
вого столбика.

Образец: Тенистая роща.

Упражнение 171. Спишите; подчеркните слоги ча, ща .

Два товарища поймали щуку да леща.
Товарищу оказывай помощь. Над лесом
показалась туча. Зашумела роща.

Упражнение 172. Спишите и подчеркните в сло-
вах слоги ча, ща .

Стучат в калитку. Овчарка заворчала.
Декабрь - начало зимы. Таня пила чай
из чашки. Делу время, потехе час. В траве
трещат кузнечики.

Упражнение 173. Спишите и подчеркните в сло-
вах слоги ча, ща .

Я жду товарища. Дети бегут и кричат.
Роща опустела. Вчера я видел первого
грача. Туча промчалась.

чужой тащу

чулан щуку

чу, щу пиши через у

Упражнение 174. Спишите и подчеркните в сло-
вах слоги чу, щу .

Я учусь отлично. Реши эту задачу. Лиса
почуяла добычу. Я чищу леща. Рыбак пой-
мал большую щуку.

Упражнение 175. Напишите, как нужно сказать про себя.

Упражнение 176. Спишите статью и подчеркните в сло-
вах слоги чу, щу .

Жила в пруде хищная щука. Там же
жили лещи, караси и ерши. Прячутся рыбы
от щуки. Но щука хитра: ляжет на дно,
в траву, и караулит добычу.

Упражнение 177. Спишите статью „Зимой"; слоги
ча, ща, чу, щу
подчеркните.

Зимой.

Мороз крепчал. Лесную чащу освещала
луна. Сторож Степан возвращался домой.
На поляну выбежала лиса. Она почуяла
человека и скрылась в чащу.

Упражнение 178. Спишите; подчеркните гласные
после ш, ч, щ .

36. Повторительные упражнения
на всё пройденное.

Упражнение 179. Поставьте вопросы к названиям
предметов и выпишите только те из них, которые от-
вечают на вопрос кто это ?

Туман, ветер, Каштанка, жаворонок,
верба, снежинка, капля, Даша, волк, туча,
солнышко, трактор, часы, волна, ёж, песок,
медведь, журавли, корова, змея.

Упражнение 180. Выпишите названия тех пред-
метов, которые встречаются парами.

Рукавички, ручьи, берега, грибы, когти,
крылья, сапоги, рукава, коньки, пальцы,
глаза, лыжи, уши, руки, ноги, рога, ягоды,
колени, ноздри.

Не дразни гусей!

Упражнение 181. Рассмотрите картинку и рас-
скажите, что тут случилось.

Упражнение 182. Напишите: кто живёт в поле?
что растёт в поле?

Рожь, жаворонок, грач, овёс, гречиха,
клевер, землеройка, картофель, полевая
мышка, ячмень, пшеница, горох, лён.

Упражнение 183. Перепишите, отделяя предложения точкой.

У Миши была собака он назвал её Дру-
жок жил Дружок в конуре днём Дружок
сидел на цепи ночью он бегал по двору
Дружок был хорошим сторожем

Упражнение 184. К каж-
дой картинке подберите
из стихотворения подходя-
щие предложения.

Вот моя деревня,
вот мой дом родной.
Вот качусь я в санках
по горе крутой.

Вот свернулись санки,
и я набок - хлоп!
Кубарем качуся
под гору в сугроб.

Всё лицо и руки
залепил мне снег.
Мне в сугробе - горе,
а ребятам - смех.

Упражнение185. Выпишите из статьи предложе-
ния в три слова.

В лесу.

Хорошо летом в лесу. Шумят высокие
сосны. Красуется кудрявая берёзка. Дуб
раскинул шатром свои ветки. Алеет зем-
ляника. Звонко кричит иволга.

Упражнение 186. Перепишите стихотворение, раз-
деляя слова чёрточками на слоги.

Кругом поля раздольные,
широкие поля,
лесок да речка вольная -
вот родина моя!

Упражнение 187. Прочитайте стихотворение. Вто-
рую часть его перепишите в тетрадь, разделяя слова
на слоги.

Как хорошо у нас в стране!
Она прекрасней всех на свете.
Как ясно звёзды в вышине
тебе с кремлёвских башен светят!

Тебя в стране любимой ждут
походы, игры и науки,
и каждый шаг твой берегут
её заботливые руки.

Упражнение 188. Внимательно рассмотрите картинку.

Перечислите и запишите все предметы, какие на ней
нарисованы.

Упражнение 189. Спишите стихотворение и под-
черкните в нём гласные буквы.

Кремлёвские звёзды над нами горят,
повсюду доходит их свет!
Хорошая родина есть у ребят,
и лучше той родины нет!

Упражнение 190. Спишите и подчеркните в сло-
вах согласные буквы.

Утро.

Ярко рдеет восток. Тихо шепчет ли-
сток. Громко крикнул петух. Звучно щёлк-
нул пастух.

Упражнение 191. Прочитайте стихотворение сна-
чала про себя, а потом все вместе, хором. Запишите
его в свои тетради.

Разносятся песни всё шире,
и слава гремит в вышине
о нашей единственной в мире
великой Советской стране.

Упражнение 192. Спишите и подчеркните слова,
обозначающие имена и фамилии людей.

Меня зовут Ваня, а брата моего -
Костя.
Серёжины товарищи: Федя Цветков,
Вася Громов и Стёпа Муравьёв.

Упражнение 193. Составьте рассказ по картинке.

Пословица.

У лисоньки-плутовки сорок две уловки

Упражнение 194. Придумайте предложения со сле-
дующими словами:

козёл, орёл, лёд, клён, ёлочка, котёнок,
зёрнышко, хорёк, пенёк, лён.

Образец: Котёнок катает шарик.

Упражнение 195. Придумайте предложения со
следующими словами:

муравей, воробей, лейка, чайник, ска-
мейка, фуфайка.

Образец: Воробей сидит на крыше .

Упражнение 196. Прочитайте стихотворения и
озаглавьте их.

Упражнение 197. Прочитайте рассказ.

Что я видел в лесу.

В жаркие дни любил я забираться в лес.
Как там было хорошо, прохладно, весело!
Вот муравей тащит соломинку. Никак
не может он перебраться с ней через ко-
решок. Вот он побегал, посуетился и по-
шёл звать на помощь товарища. Вдвоём
они легко перенесли соломинку.
На траву упала с дерева шишка.
Я поднял голову и увидал на ветке сосны
пушистый хвостик и остренькую мордочку
белки.
Вдруг на меня выскочил с разбегу заяц.
Он остановился в испуге, сел на задние
лапы, подёргал быстро ушами и кинулся
в сторону.

Сколько картинок можно нарисовать к данному рас-
сказу?
Какие это будут картинки?

Упражнение 198. Спишите стихотворение и под-
черкните слова с ь на конце.

Ярко солнышко играет.
Ярко зелень отливает.
В роще запах, свет и тень,
Свеж и тёпел вешний день.

Упражнение 199. Составьте и запишите по од-
ному предложению на данные слова.

шесть - шест мел - мель

зелень - зелен

Образец: Летает много ос.- У телеги слома-
лась ось.

Упражнение 200. Спишите и подчеркните слова
с ь в середине.

Меньше говори, да больше слушай.
Огоньки в деревне светятся. Догорела в
небе зорька. Мальчик поймал окунька.

Упражнение 201. Внимательно рассмотрите каж-
дую картинку.

Под какой картинкой можно подписать название
"Заботливая мать" ?
Какую картинку назовете вы „Первый вылет
из гнезда"
На какой картинке нарисовано: „Птичка гнездышко
для деток вьёт"
?
Какую ещё картинку можно нарисовать про птичку?

Упражнение 202. Выпишите слова со слогами
жи, ши, ча, ща, чу, щу,

Грачи заняли берёзовую рощу. На дворе
мороз трещал. Звонко поют чижи. На
улице - лужи. В мороз береги уши. Чужая
сторона-мачеха. Чищу сапоги. Век живи,
век учись. Товарища в беде выручай.

Упражнение 203. Измените слова по образцам и
запишите их.

Нож - ножи. Груша - груша.
Чиж-... . Крыша-... .
Стриж-... . Шалаш-... .
Этаж -... . Ландыш -... .

Упражнение 204. Выпишите слова с буквой ё .

Бежит светлый ручеёк. На лугах пока-
залась зелёная травка. В лесу цветёт
голубая фиалка. Развесила серёжки куд-
рявая берёзка. Зацвела черёмуха.

Упражнение 205. Выпишите из стихотворении
слова с буквой ё .

Птичка над моим окошком
гнёздышко для деток вьёт:
то соломку тащит в ножках,
то пушок в носу несёт.
Птичка домик сделать хочет.
Солнышко взойдёт, зайдёт.
Целый день она хлопочет,
но и целый день поёт.

Упражнение 206. Спишите и подчеркните слова
с буквой ю .

Люба поёт песню. Дима слушает песню.
Я люблю петь песни. Я и сам пою.

Упражнение 207. Спишите; подчеркните слова
с буквами е и э .

Эхо.

В это лето мы много гуляли. Были
часто в лесу. Пели там песни, а эхо по-
вторяло. Мы пели, и эхо пело.

Упражнение 208. Прочтите стихотворение хором.
Запишите его.

Москва красою славитса.
Из года в год растёт.
Москву зовёт красавицей
великий наш народ.

Упражнение 209. Спишите и подчеркните в словах
букву е .

В стране советской всех ребят
Октябрь сдружил навеки.
Он у костра собрал отряд,
он много лет тому назад
зажёг костёр в Артеке.

Упражнение 210. Спишите и подчеркните в словах
гласные буквы я, ю, и, ё.

В лагере.

Хорошо у пионеров в лагере. Ребята
играют, купаются в реке, загорают. Ярко
горит вечерами костёр. Помогают пионеры
и ближнему колхозу. Они сгребают сено,
собирают колосья.

Упражнение 211. Спишите и подчеркните слова
с буквами ж, ч, щ .

Весной.

Наступила весна. Прилетели скворцы.
Они хлопочут около гнёзд. Проснулись
от спячки ежи. В рощах кричат грачи.
Хорошо весною!

Упражнение 212. Спишите стихотворение и вы-
учите его наизусть.

Славься, наша родина,
Советская земля!
Здесь все пути народные
собрались у Кремля.

Урок обучения чтению в 1 классе.

Тема: чтение слов и предложений с буквой «й»

Цель: формировать навык чтения слов и предложений с буквой «й»

Задачи:

образовательные:

Повторить гласные и согласные звуки, закрепить парные согласные;

Закрепить умение выделять звук[i] на слух и при чтении;

коррекционно-развивающие:

Уточнять, обогащать и активизировать словарный запас детей;

Развивать и корригировать речь путем полных ответов на вопросы учителя, построения грамматически правильно оформленных предложений;

Развивать мышление на основе работы с предложением и текстом;

Корригировать внимание, память на основе игровых упражнений со словами;

Совершенствовать точность зрительного и фонематического восприятия;

воспитательные:

- формировать коммуникативные умения (умение внимательно слушать учителя и друг друга) через организацию беседы и игровых ситуаций.

Оборудование: книга «Букварь» под ред. В.В.Воронковой компьютер, проектор, буквы с картинками.

Ход

I.Организационный момент. Психологический настрой:

Ребята сегодня у нас необычный урок, потому что на урок к нам пришли гости.

Как нужно встречать гостей? (с улыбкой, хорошим настроением)

Давайте сегодня на уроке покажем все,что умеем, чтобы оставить у наших гостей хорошее впечатление.

II. Повторение.

1)назвать буквы. (Ученики по очереди называют слова, один ученик у доски, показывает букву с которой начинается названное слово.)

2) Слайд 2

Ребята, к нам пришло письмо.Оно от королевы Грамоты. Она приглашает посетить Страну Грамоты.

Слайд 3 Посмотрите, ворота в Страну Грамоты на замке! Конечно попасть в эту страну может только тот, кто много знает. Ворота откроются, если правильно ответите на вопросы.

3) Слайд 4

Что мы слышим звуки или буквы?(звуки) П о щелчку мыши появляется правильный ответ.

Слайд5

Назовите гласные в слове «утка» (у, а) После ответов детей

Слайд 6

Назовите лишнее слово «кошка», «зима», «собака», «корова» (зима)

Почему это слово лишнее? Посмотрите правильный ответ. По щелчку мыши появляется правильный ответ.

Слайд7

Назовите согласные звуки в слове «зима» (з,м) Верно. По щелчку мыши появляется правильный ответ.

Слайд8

Парные согласные потеряли свою пару, помогите им найти друг друга. Дети называют пары согласных, затем учитель показывают как буквы «нашли друг друга» По щелчку мыши появляется каждая пара.

Слайд 9

Слово рассыпалось, соберите его. (лайка) Если дети затрудняются сразу ответить, учитель нажимает мышь,появляется изображение собаки затем,по щелчку, одна из букв становится на место и т.д. Дети убеждаются в правильности ответа, прочитав получившееся слово.

Слайд10

Слово рассыпалось, соберите его. (зайка) Если дети затрудняются сразу ответить, учитель нажимает мышь,появляется изображение зайца,затем,по щелчку, одна из букв становится на место и т.д. Дети убеждаются в правильности ответа, прочитав получившееся слово.

III.Проверка домашнего задания.

Где вам встречались эти слова? (В тексте домашнего задания)

Слайд 12

- Как называется текст домашнего задания? Откройте изображенную страничку, прочитайте текст.

Двое учеников читают текст по очереди, остальные ученики читают хором слова прямой речи.

IV.Физминутка.

А сейчас я задам вам вопросы, ответы на них вы мне не скажите, а покажите.

Как живете?

Как идете?

Как бежите?

Как спите?

Как берете?

Как даёте?

Как молчите?

Как грозите?

Как сидите?

Слайд 13

Как отвечали? по щелчку появляется ответ «отлично»

V. Страна Грамоты слайд 14 Мы на все вопросы ответили, посмотрите перед нами открываются ворота в Страну Грамоты. П о щелчку открываются ворота,ещё по щелчку появляется слайд15

Посмотрите в стране грамоты тоже есть города. Это Город Звуков и букв, Город слов, Город предложений и Город текстов.

VI.Работа со звуками и буквами.

- Как вы думаете кто живет в Городе букв и звуков?(звуки и буквы)

- Давайте проверим Учитель щелкает мышью по изображению города, открывается слайд

Слайд16

Расставьте предметы на полочки, так чтобы они соответствовали букве, с которой начинаются. Учитель выслушивает ответы детей, затем по щелчку предметы встают на нужные полочки, начиная с буквы «а»Один щелчок -одна картинка.

-«А» арбуз, аквариум

«М»-микрофон, малина, мороженое

«С»-слон, самолет, сумка.

Учитель нажимает на зеленую стрелку, чтобы перейти к слайду 17

Слайд 17

На первую полку поставьте предметы, которые начинаются на «й», на вторую-«й» в середине слова, на третью «Й» в конце слова.

1-йод, йогурт

2-гайка, лейка

3-муравей, клей.

Учитель выслушивает ответы детей, затем по щелчку предметы встают на нужные полочки, начиная с нижней полки. Один щелчок -одна картинка.

VII.Работа со словами. « Город слов»

Ребята, как вы думаете, кто живет в этом городе? (слова)

Учитель щелкает мышью по изображению города, открывается слайд18

Слайд 18 чтение слов по схемам. П ереход к слайду19 - щелчок

Слайд19 чтение столбиков слов

зимой сарай

домой попугай

сухой давай

Хоровое чтение;

Чтение по порядку;

Чтение вразброс;

Выборочное чтение:

1.прочитайте слово, которое обозначает строение; (сарай)

2.прочитайте слово, обозначающее название птицы; (попугай)

3.слово противоположное слову «мокрый»(сухой)

Игра «день-ночь» (когда учитель говорит «ночь», дети закрывают глаза, одно слово исчезает, «день» - дети открывают глаза и говорят, что изменилось.) Слова появляются и исчезают по щелчку.

Учитель нажимает на зеленую стрелку, чтобы вернуться к слайду 15

VIII Физминутка.

В стране Грамоты не только учатся, но и умеют отдыхать и веселиться. Давайте тоже отдохнем и выполним физминутку. У читель щелкает по танцующим детям на слайде. Открывается слайд 2 0

Учитель показывает движения, а дети повторяют за ним под песню «Учат в школе»

Учитель нажимает на зеленую стрелку, чтобы вернуться к слайду 15

IX Работа с предложениями.

- А теперь посмотрим кто жители города предложений?

«Город предложений» Учитель щелкает мышью по изображению города, открывается слайд21

Слайд 21-22 составить предложения из слов.

Маша пошла домой.

Саша поймал Мишу. Учитель выслушивает ответы детей, затем по щелчку слова встают в нужном порядке. Один щелчок –одно слово,одна картинка.

Учитель нажимает на зеленую стрелку, чтобы вернуться к слайду 15

X.Работа с текстом.

- Остался последний город. Это город текстов . Давайте узнаем, какие тексты в нем живут. Учитель щелкает мышью по изображению города, открывается слайд23

слайд 23

Чтение текста Тай.:

1)Работа с иллюстрацией.

Как вы думаете, кто такой Тай?

2)чтение по цепочке;

3)вопросы по содержанию:

Как зовут хозяина Тая?

Кого хотел поймать Тай?

Кого поймал?

Почему так получилось?

4)чтение по эстафете.

5)-Как относится хозяин к своей собачке?

Почему?

XI Гимнастика для глаз.

Очень долго мы читали

Глазки у ребят устали

Посмотрите все в окно

Ах как солнце высоко

Мы глаза сейчас закроем,

В небе радугу построим,

Вверх по радуге пойдем,

Вправо, влево повернем,

А потом скатимся вниз,

жмурься сильно, но держись.

XII Самостоятельное чтение текста. Переход по зеленой стрелке.

Слайд 24

1) подготовка к чтению:

Ребята, вы знаете, что домашние любимцы бывают не только собаки, такие как Тай, но и птицы. Какую птицу люди чаще всего держат в квартире? Э та птица даже может научиться говорить.(попугай)

Попугаи- одни из самых красивых птиц на планете. Оперение у них очень красочное. Попугаи подражают речи человека и голосам других птиц. Эти птицы водятся в жарких странах. Многих из них люди приручили, и теперь они - любимые домашние питомцы городских жителей, особенно волнистые попугайчики.

2)самостоятельное чтение.

Прочитайте рассказ «Хороший попугай» и узнайте как звали попугая и что он умел делать.

3) повторное чтение по цепочке.

Учитель нажимает на зеленую стрелку, чтобы вернуться к слайду 15

XIII Итог урока.

1)Что мы сегодня на уроке делали? В какой стране побывали? Какие города посетили?

2) Переход по зеленой стрелке. Слайд 25

Посмотрите нам пришло еще одно письмо!

Оценивание учащихся.

3) Переход по щелчку. Слайд 24 Найдите эту страницу в учебнике.

Домашнее задание.

4) Слайд25 Спасибо за внимание.


Взбра?нной Воево?де родо?в христиа?нских и страны? на?шея изве?стней Изба?вительнице хвале?бныя пе?сни принесе?м, ве?рнии, на святе?й горе? Ея? собра?вшеся; Ты же, я?ко иму?щая милосе?рдие неизрече?нное, о Влады?чице Богоро?дице, моле?ния на?шего, пред чудотво?рным Твои?м о?бразом возноси?маго, не отве?ржи, да в умиле?нии серде?ц зове?м Ти: Ра?дуйся, Похвало? Поча?евская и всего? ми?ра наде?ждо и утеше?ние.

Ра?дуйся, сокро?вище бога?тное в Твое?й святе?й ико?не нам препода?вшая; ра?дуйся, святи?теля руко?ю дарова?нным о?бразом Твои?м зе?млю на?шу освяти?вшая.

Ра?дуйся, я?ко чудеса? Твоя? зря?ще, к Небеси? сердцы? свои?ми восхища?емся; ра?дуйся, я?ко во оби?тели Твое?й , а?ки в преддве?рии ра?я, обрета?емся.

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: жар-птица - это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Нейтральное

Положительное

Отрицательное

Так как по само?й природе своей тыл наступающего слабее тыла обороняющегося, то последний может начать действия против сообщений наступающего ещё задолго до перехода своего в действительное наступление и даже тогда, когда, отходя назад, он всё ещё продолжает уступать территорию противнику.

Слава: Па?вел фарисе?й , к Дама?ску гряды?й , ма?лым блеща?нием вели?каго све?та ослепле?н, Креще?нием же просвети?ся: ему?же ты подо?бник был еси?, сла?вне, Ко?рсуня доше?л, очны?й мрак отгна?л еси?.

Боготка?нную оде?жду Свята?го Креще?ния восхоте?в получи?ти, помы?слил еси?, отку?ду и ка?ко име?ти и?маши толи?к сонм па?стырей и учи?телей, да просветя?т вся лю?ди твоя? с тобо?ю, и ка?ко поя?ти себе? жену?, в ве?ре святе?й испыта?нну, до?му твоему? благу?ю строи?тельницу, ча?дом твои?м ма?терь во Христе?, сове?тницу же всем во благоче?стии, и о сём всем поревнова?в, дух твой приведе? тя ко стране? Гре?честей, иде?же ве?рнии от лет дре?вних благоче?стно воспева?ют Бо?гу: Аллилу?иа.

Благода?ть Пресвята?го Ду?ха испроси? нам, преблаги?й па?стырю наш, от Всеще?драго Бо?га и Спа?са на?шего, вразумля?ющую и укрепля?ющую нас в де?ле спасе?ния, да не без пло?дна бу?дет в нас насажде?нная тобо?ю свята?я ве?ра, но да уклоня?ющеся от путе?й нече?стия и заблужде?ний, хо?дим во све?те за?поведей Бо?жиих и дости?гнем ве?чнаго блаже?нства, воспева?юще Бо?гу: Аллилу?иа.

Моли?, благосе?рде, Человеколю?бца Го?спода, да проба?вит нам вели?кую ми?лость Свою?, да изба?вит нас от наше?ствия иноплеме?нных, от вну?тренних нестрое?ний, мятеже?й и раздо?ров, от гла?да, смертоно?сных боле?зней и от вся?каго зла, да пода?ст нам благорастворе?ние во?здуха и плодоно?сие земли?, да даст па?стырем ре?вность о спасе?нии пасо?мых, всем же лю?дем споспеше?ние о е?же усе?рдно слу?жбы своя? исправля?ти, любо?вь ме?жду собо?ю и единомы?слие име?ти, на бла?го же Оте?чества и Святы?я Це?ркве ве?рне подвиза?тися, да возсия?ет свет спаси?тельныя ве?ры в стране? на?шей во всех конце?х ея?, да упраздня?тся вся е?реси и раско?лы, да та?ко пожи?вше в ми?ре на зе?мли, сподо?бимся с тобо?ю ве?чнаго блаже?нства, хва?ляще и превознося?ще Бо?га во ве?ки веко?в.

Получается, что воображаемое порождает и воображаемые знания, ощущения, временн?й аспект, отданный государству, социальной системе сообщества, также превращается в нечто воображаемое, переживаемое не внутренне, а внешне, через взгляд на часы, через подсчёт времени, над которым потерян условный контроль субъекта, он как роль реализован в жизни субъекта, и кажется, что каждый реализовывает собственную действительность, но на самом деле, субъект выбирает из узкого круга предложенных моделей экзистенции (профессия, социальная роль, статус и функции в обществе), либо вырабатывает собственную модель, которая рано или поздно вступает в конфликт с более распространённой моделью, принадлежащей большей по численности и сфере влияния группе.

Соответственно, время (в том числе языковое), построенное по образцу пространства, имеет свою глубину, ширину и высоту, представляемые временно?й системой.

Экономические модели, которые исследуют те или иные процессы при помощи уравнений, строятся на базе абстракции; консалтинг, планирование бизнеса исходят из временн?й и денежной длительности (сроки получения прибыли), её реализации, а скорость обращения денег рассчитывается, основываясь на денежной массе и времени.

Традиционные японские чашки для чая делаются без ручек, поэтому во время чаепития одной руко й нужно придерживать чашку за донышко, а второй - осторожно брать за самый краешек.

Ось ящірка хамелеон видерлася на смугасто-зелену кавунову кірку й відразу забарвилася в смугасто-зелений колір, ставши абсолютно непомітною.

воробей сарай герой соловей урожай троллейбус попугай змей трамвай

Придумайте предложения с этими словами.

30. Лёгкие вопросы

1) Что нужно сделать, чтобы буква й в словах послушай , дай оказалась не в конце слов?

2) Кто из учеников вашего класса имеет фамилию с й ?

31. Загадка

У станции "И краткое" нас встретили загадкою: "Прочти и отгадай-ка: что надо пропустить, чтоб можно было зайку в заику превратить?"

Это отрывок из стихотворения С. Маршака "Весёлое путешествие от а до я ". Вы читали это стихотворение? Если нет, то обязательно прочитайте.

Отгадайте загадку: "Что нужно сделать, чтоб зайку в заику превратить?"

32. Изменялки. (Игра)

Коля и Юра идут из школы.

Давай играть в изменялки, - предложил Коля.

Я буду говорить слова с буквой и , а ты изменяй их так, чтоб была буква й . Например, я говорю: герои , а ты изменяй...

- Герой , - сказал Юра.

Правильно! Змеи .

- Змей .

- Пролетарии , - сказал Коля.

Юра долго думал. Коле надоело ждать, и он спросил:

Сдаёшься? Сдаёшься?

Подумал Юра, подумал и сдался.

- Пролетарий . Ещё одно слово: мои .



Что еще почитать