Презентация по обществознанию тема мораль. Мораль презентация к уроку по обществознанию (10 класс) на тему. Прямое принуждение исключено

Обществознание Урок по теме: «МОРАЛЬ»


Эпиграф урока

«Добрый человек – не тот,

кто умеет делать добро, а

тот, кто не умеет делать зло»

В.О.Ключевский


План урока:

  • Мораль и нравственность
  • Основные ценности и нормы морали
  • Добро и зло

Мораль (от лат. moralis – моральный, moris – обычай) -

Совокупность исторически обусловленных правил, норм,

обычаев, принципов существования и поведения людей,

их отношений в процессе производства материальных и

духовных ценностей, которые определяют их обязанности

одного перед другим, к социальным группам, слоям,

классам, к обществу, выполнение которых базируется на

общественной мысли.

Кондрашов В.А. Новейший философский словарь


  • Особые духовные правила, регулирующие поведение человека, его отношение к другим людям, к окружающей среде и к самому себе с позиции добра и зла, справедливости и несправедливости

«Золотое правило морали»

Еще в VI веке до н.э. китайским философом Конфуцием было сформулировано «золотое правило», которое гласит: «Не делай другому того, чего себе не желаешь».



Пирамида морали

Мораль

мысли, идеи

как надо поступать

Нравственность

совокупность нравов, практические поступки людей

Нравы

сама жизнь, поведение и поступки людей


НРАВСТВЕННОСТЬ -

Это степень усвоения личностью моральных ценностей общества и практическое следование им в повседневной жизни, то есть выражение человеческого в человеке.


Мораль и нравственность

Нравственность

Сфера культуры, в которой концентрируются и обобщаются высокие идеалы и строгие нормы поведения, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни

Принципы реального практического поведения людей,

степень усвоения личностью моральных ценностей общества и практическое следование им в повседневной жизни

Мир должного

Мир сущего


Этапы формирования нравственной культуры личности

На чем

Главный мотив нравственного поведения

основана

Послушание и подражание

Для кого

Общественное

Страх, боязнь

наказания

Стыд, честь

характерна

Саморегуляция

« Что обо мне подумают?»

Инфантильные

«Что со мной

сделают?»

Взрослые

« Что я сам о себе подумаю?»

взрослые


ДОБРО и ЗЛО

« Добро – то, что служит сохранению и развитию жизни,

зло есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей»

А. Швейцер (1875-1965),

немецко-французский

философ, врач


Духовно-нравственные заповеди академика Дмитрия СергеевичаЛихачёва

  • Люби людей – и ближних,и дальних.
  • Твори добро, не видя в том заслуги.
  • Люби мир в себе, а не себя в мире.
  • Будь искренним: вводя в заблуждение

других, обманываешься сам.

  • Учись читать с интересом, с удовольствием и не торопясь; чтение – путь к житейской мудрости, не гнушайся им!
  • Будь верующим – вера обогащает душу и укрепляет дух.
  • Будь совестлив: вся мораль в совести.
  • Чти прошлое, твори настоящее. Верь в будущее.

Время эти понятия не стёрло.

Нужно только поднять верхний пласт.

И дымящейся кровью у горла

Чувства вечные хлынут из нас.

Ныне присно, во веки веков, старина,

И цена есть цена, и вина есть вина,

И всегда хорошо, если честь спасена,

Если духом надёжно прикрыта спина.

Чистоту, простоту мы у древних берём,

Саги, сказки из прошлого тащим

Потому, что добро остаётся добром

В прошлом, будущем и настоящем.

В. Высоцкий.

«Баллада о времени»


Домашнее задание

  • Параграф 5,задания «В классе и дома» № 1-2 (письменно)
  • подобрать материалы из средств массовой информации или художественной литературы о моральном выборе человека или
  • написать мини-сочинение на тему «Приходилось ли тебе когда-нибудь делать выбор между добром и злом?»



Что такое мораль? Мора́ль (лат. moralis касающийся нравов) один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; особая форма общественного сознания и вид общественных отношений. Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием,лат. справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокость/


Мораль в обществе. Мораль направлена на единообразие регуляции отношений и снижение конфликтности в обществе. «Общественная мораль» мораль, принятая определенным обществом, как правило, эндемична для культуры или исторического периода, иногда даже для социальной или религиозной группы, хотя разные моральные системы могут быть в определенной степени схожи.


Виды морали и ее формирование Следует разделять идеальную (пропагандируемую) и реальную моральные системы. Мораль формируется главным образом в результате воспитания, в меньшей степени в результате действия механизма сопереживания или адаптационного процесса. Мораль индивидуума, как императивный подсознательный механизм, плохо поддается сознательному критическому анализу и коррекции.


Формирование морали. Одним из факторов формирования морали является общественность человека, его способность к сопереживанию другим и альтруистические позывы. Следование морали возможно и из эгоистических побуждений в этом случае человек ожидает, что к нему будут относиться в рамках той же морали. В таком случае оно приводит к улучшению репутации.


Социология морали Социология морали изучает закономерности как формирования систем моральных ценностей различных социальных групп, так и взаимодействия этих социальных групп, обусловленные действием существующих моральных систем. Социология морали занимается исследованием характера причин конфликтов между индивидами и социальными группами, вызванных несовпадением их моральных ценностей, а также определением судьбоносных тенденций развития общества в условиях разрешения им моральных проблем.


Проявление морали Мораль проявляется на общественном и личном уровне. Индивид усваивает моральные нормы в процессе социализации, ориентации на добродетельное на гуманное, доброе, честное, благородное, справедливое. Человек приобретает сведения о том, что такое порядочность, честь, совесть. При этом мораль изменяется в процессе нормотворчества людей, самостоятельно, со всей ответственностью за моральность своего выбора принимающих решения о выборе целей и средств.


Мораль и право. Мораль и право тесно переплетены. С одной стороны, формализованная мораль может становиться правом. Десять заповедей это одновременно моральный и правовой закон многих культур. Нравственная оправданность норм права для создания правового государства настолько же важна как и их единство.


Мораль и нравственность. Понятия морали и нравственности имеют разные оттенки. Мораль, как правило, подразумевает наличие внешнего оценивающего субъекта (других людей, общество, церковь и т. д.). Нравственность в большей степени ориентирована на внутренний мир человека и его собственные убеждения.



Интернет - ресурсы.

« Мораль»

Подготовили: Сорокоумов Виктор, Доникова Кристина

[email protected]


«Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло» В.О.Ключевский


Притча “Яма”

Однажды пастух обидел одного человека, а тот затаил на него злобу и решил отомстить ему. Он знал, что обидчик пасет животных в определенном месте, где почти никто не ходит, и решил воспользоваться этим: выкопать глубокую яму, чтобы пастух упал в нее. Поздней ночью человек начал копать. Когда он копал, то представлял себе, как его обидчик попадает в яму и, может быть, что-нибудь себе сломает, или умрет в ней, не имея возможности вылезти оттуда. Или, по крайней мере, в яму упадет его корова, овца или, на худой конец, коза. Долго и упорно он копал, мечтая о мести, не замечая, как яма становилась все глубже и глубже. Но вот забрезжил рассвет, и он очнулся от своих мыслей. Каково же было его отчаяние, когда он увидел, что за это время выкопал такую глубокую яму, что сам не сможет вылезти из нее”.



Право - система общеобязательные правил поведения, установленных государством.


Мораль - нравственные правила поведения, основанные на представлениях людей о хорошем и плохом, о добре и зле, о справедливости, долге, чести и совести и др.


Пример, где человек сталкивается с моралью и правом.

(Н-р. Катя доверила подруге важный секрет, а подруга Маша рассказала о нем всему классу ). Вадим угнал автомобиль, и совершая очередной угон, он был задержан сотрудниками милиции .


Таблица

Вопросы для сравнения

Право

Кто вырабатывает

Мораль

Где закреплено?

Каковы последствия нарушения?

Выполнение

Что регулирует?


Мораль и право

Вопросы для сравнения

Кто вырабатывает

Право

Мораль

Государство

Где закреплено?

Общество

В законах государства

Каковы последствия нарушения?

Нет письменного закрепления

Наступает юрид. ответственность

Выполнение

Общественное осуждение, критика, “угрызение” совести

Обязательно

Что регулирует?

Не обязательно

служат для регулирования и оценки поступков человека.


Притча «Ведро яблок»

Купил человек себе новый дом - большой, красивый - и сад с фруктовыми деревьями возле дома. А рядом в стареньком домике жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то ещё какую гадость натворит.

Однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там - ведро с помоями. Человек взял ведро, помои вылил, ведро вычистил до блеска, насобирал в него самых больших, спелых и вкусных яблок и пошёл к соседу. Сосед, услышав стук в дверь, злорадно подумал: «Наконец-то я достал его!». Открывает дверь в надежде на скандал, а человек протянул ему ведро с яблоками и сказал:

-Кто чем богат, тот тем и делится!

-В чем смысл этой притчи?


Подведение итогов. Рефлексия.

Старайтесь всегда в любой ситуации руководствоваться «золотым правилом», которое гласит: Не делай другому того, чего себе не желаешь


Притча о мудром Мастере.

Давно-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответ?». Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. Улыбаясь, он подошел к Мастеру и спросил:

-Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?

Он крепко держал бабочку в своих ладонях и был готов в любое время сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер сказал:

-Все в твоих руках.

Только сам человек решает, как поступить в той или иной ситуации, какую дорогу ему выбрать.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

М ораль

Форма обществен- ного сознания Явление культурно- историчес -кое, классовое Сформирова-лась вместе с в озникнове-нием человеческого общества Предмет изучения этики Связана со всеми сферами обществен-ной жизни Мораль

Мораль – совокупность правил поведения, производных от представлений людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, хорошем и плохом, исполнение которых является следствием внутреннего убеждения человека либо воздействия на него силы общественного мнения.

Функции морали Раскрывает духовный потенциал личности как достойного члена общества, «очеловечивает человека» Общество оценивает не только практические действия людей, но и их мотивы, побуждения и намерения Формирование в каждом индивиде способности относительно самостоятельно вырабатывать и направлять свою линию поведения в обществе без повседневного внешнего контроля Воспитание высоко нравственной личности как члена гуманного общества Выбор морали раскрывает свободу личности

Совесть – этическая категория, выражающая высшую форму способности личности к моральному самоконтрол ю Честь – этическая категория, включающая в себя моменты осознания индивидом своего общественного значения и признания этого значения со стороны общества Чувство собственного достоинства – самооценка личности, осознание ею своих качеств, способностей, мировоззре-ния, выполненного долга и общественного значения

Задачи морали Оценивать Регулировать Воспитывать Определять хорошее и плохое, добро и зло, а также идеалы и ценности; уметь правильно оценивать общественное мнение Направлять деятельность человека, общества на гуманные цели, на достижение добра, а также изменять человека или общество Воздействовать на человека с целью развития его способностей, формирования знаний, умений, человеческих качеств, а также придания воспитанию правильной ориентации

Категории (общие понятия) морали Добро и зло, честь и совесть, долг и справедливость, добродетель, достоинство, стыд, правда, ответственность и др. Я освобождаю человека от унижающей химеры, которая называется совестью… А. Гитлер Совесть есть память общества, усвояемая отдельным лицом. Л.Н. Толстой

Мораль, нравственность, этика Соотношение морали и нравственности мораль = нравственность Мораль мораль ≠ нравственность Нравственность Это область практических поступков, практического поведения, реальных дел и действий Это форма сознания, результат, продукт размышления о жизни, делах, поступках людей

Соотношение морали и этики Этика М ораль Этика – это все моральные нормы (ценности), систематически изложенные. Мораль – признанные нормы (ценности), реализуемые в жизни. Во всем, как хотите, чтобы другие поступали с вами, поступайте и вы с ними. Библейская заповедь («золотое правило» морали) Мораль, или нравственность, - правила поведения людей и принятые в обществе взгляды на добро и зло, честь и совесть, долг и справедливость.

Отличия морали от права Мораль (нормы морали) Право (нормы права) Появилась раньше политики, права и государства Появилась позже морали Выражает волю государства, государственный подход к оценке общественных явлений Устанавливаются и фиксируются государством Регулирует определенную область общественных отношени й Пронизывает все стороны человеческой жизни, все общественные отношения (в том числе и те, которые не подлежат правовому регулированию) Формулируется обществом (людьми) Выражает мнение общества

Более широки по содержанию, дают большой простор для толкования и применения Формулируются в письменном виде в юридических актах Право (нормы права) Существуют и действуют как свод неписанных правил в виде поучений и притч В необходимых случаях реализация обеспечивается принудительными мерами государством либо потерпевшим Обеспечивается силой привычки, убежденностью, совестью, давлением общественного мнения Мораль (нормы морали) Более конкретны по содержанию, характеризуются определенностью формулировок Исполнять или нет, решает сам человек Обязательны для исполнения всеми Формулирует требования в абстрактной, абстрактно-всеобщей форме Дает четкую формулировку, что можно и чего нельзя

Мораль (нормы морали) Право (нормы права) Основывается на реальных условиях жизни Не признает формального равенства («Кому больше дано, с того больший спрос») Показывает идеал поведения, к которому необходимо стремиться человеку Существует единая и единственная система права в каждом государстве, каждом обществе Регулирует только поступки, действия людей Исходит из формального равенства людей: равные требования к разным людям Существуют различные моральные принципы и моральные установки людей, социальных групп, народов Предъявляет требования к поступкам, мыслям и чувствам Для оценки поведения людей используют критерии: «честно – нечестно», «нравственно – безнравственно», «справедливо – несправедливо» и др. Для оценки поведения использует критерии: «правомерно – неправомерно», «законно – незаконно» и др.

Общее у морали и права Регулируют общественные отношения (поведение людей) Ориентируются на справедливость Чтобы правовые нормы работали, они по крайней мере не должны противоречить правилам морали Чтобы моральные нормы работали, они должны превратиться в привычку

Десять заповедей человечности (раздумья академика Д.С. Лихачева) Не убий и не начинай войны. Не помысли народ свой врагом других народов. Не укради и не присваивай труда брата своего. Ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло ради корысти. Уважай мысли и чувства братьев своих. Чти родителей и прародителей своих и все сотворенное ими сохраняй и почитай. Чти природу как матерь свою и помощницу. Пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслями свободного творца, а не раба. Пусть живет все живое, мыслится мыслимое. Пусть свободным будет все, ибо все рождается свободным.


Мораль Основные понятия морали

1 . Что такое мораль 2. Функции морали 3. «Золотое правило морали» 4. Основные понятия морали: а) добро и зло б) долг и совесть в) честь и достоинство

Мораль (лат. moralis - нравственный) - система норм, правил, принципов, регулирующих общение и поведение людей для обеспечения единства личных и общественных интересов. Изучает мораль наука этика.

оценочная ж изненный ориентир Функции морали регулятивная воспитательная

«Золотое правило морали» Поступай по отношению к другим так, как… Изречение из Библии: «Что ненавистно тебе самому того не делай никому »

добро зло

Добро - это то, что полезно людям, это совокупность положительных норм и требований нравственности.

ЗЛО противостоит добру, это уничтожение жизни или препятствие ей.

Долг – личное осознание безусловного выполнения моральных требований. Главный долг человека – быть человеком в человеческом обществе.

Совесть – сознание и чувство моральной ответственности человека за своё поведение перед самим и внутренняя потребность поступать правильно. Главное проявление совести - стыд

Честь – внешнее общественное признание поступков человека, его заслуг, проявляющееся в почитании, авторитете, славе. воинская мужская профессиональная честь

Достоинство – самоуважение, п отребность человека в сознании своей собственной ценности, в одобрении своих поступков самим собой. Д.Лихачев о достоинстве: 1. Не достойно строить свое благополучие за счет страданий и унижения других. 2. Недостойно в трудных обстоятельствах прятаться за чужую спину. 3. Недостойно отступать перед трудностями. 4. Нельзя обижать других и позволять обижать себя. 5. Нельзя лгать, лицемерить. Надо иметь свои принципы. 6. Недостойно преувеличивать значение личных огорчений. Интеллигентного человека украшает выдержка.

Итак, в жизни вам придется выбирать, как правильно поступить в той или иной ситуации. Моральный выбор – это выбор в пользу добра. Научить морали нельзя, ей можно только научиться.

Прочитайте текст и вставьте необходимые термины вместо пробелов. Нравственным умом обладают люди, чьей главной жизненной установкой, регулятором действий является _______(1). Понятия эти нередко рассматриваются как синонимы, означающие свод неписаных, веками выработанных, признанных человечеством правил. Учением о нравственности, морали является _______(2)- т еория, рассматривающая их сущность, проблемы морального выбора, нравственной ответственности человека. Общество осуществляет моральную оценку деятельности его членов. _______(3) оценка – опирается на законы, правовые нормы, правительственные или иные решения. _______(4) оценка деятельности человека – это одобрение или осуждение деятельности человека с позиций тех требований, которые содержатся в моральном сознании общества, социально-классовой общности людей, тех или иных личностей. Возможна и _______ (5) – она выражается в таких понятиях морали, как совесть, гордость, стыд, р аскаяние. Главными критериями моральной оценки являются понятия _______(6). Термины: А) самооценка Б) добро и зло В) мораль и нравственность Г) этика Д) юридическая Е) нравственная



Что еще почитать