Сау ссср. Самоходные артиллерийские установки Машины на базе

Зенитная самоходная установка создана на базе САУ СУ-76М и принята на вооружение в 1944 г. Она имела отрытую башню с круговым вращением, оснащалась дальномером и радиостанцией. Всего было выпущено 75 машин. ТТХ ЗСУ: длина – 4,9 м; ширина – 2,7 м; высота – 2,1 м; клиренс – 315 мм; масса – 10,5 — 12,2 т; бронирование – 10-45 мм; тип двигателя – два 6 цилиндровых, карбюраторных «ГАЗ-202»; мощность двигателя – 140 л.с; удельная мощность – 11,7 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 42 км/ч; запас хода – 330 км; вооружение – 37-мм пушка 61-К обр.1939 г; боезапас – 320 выстрелов; экипаж – 4 человека.

Зенитная самоходная установка была создана в 1941 г. на базе трактора «СТЗ-3», обшитого бронелистами с установленным пушечным и пулеметным вооружением. Пушка имела ограниченные углы обстрела — чтобы навести ее на цель необходимо было разворачивать весь трактор. Всего было выпущено около 100 машин. ТТХ ЗСУ: длина – 4,2 м; ширина – 1,9 м; высота – 2,4 т; масса – 7 т; бронирование – 5-25 мм; тип двигателя — четырехцилиндровый, керосиновый; мощность двигателя – 52 л.с; скорость передвижения по шоссе – 20 км; запас хода – 120 км; основное вооружение — 45-мм танковая пушка 20-К; дополнительное вооружение – 7,62-мм пулемет ДП; экипаж – 2 — 4 человека.

САУ открытого типа была создана путем установки противотанковой пушки «ЗИС-2» на артиллерийском тягаче Т-20 «Комсомолец» и принята на вооружение в конце 1941г. Для большей устойчивости при стрельбе машина оборудовалась откидными сошниками. На крыше кабины устанавливался кронштейн крепления пушки по-походному. Всего было выпущено 101 машину. ТТХ САУ: длина – 3,5 м; ширина – 1,9 м; высота – 2,2 м; масса – 4 т; бронирование – 7-10 мм; тип двигателя — 6 цилиндровый карбюраторный; мощность – 50 л.с; удельная мощность – 12 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 60 км/ч; запас хода – 250 км; основное вооружение – 57-мм пушка ЗиС-2; дополнительное – 7,62-мм пулемет ДТ; экипаж – 4 — 5 человек.

Опытная установка разработана в 1941 г. на шасси танка КВ-1 с двумя вариантами артиллерийского вооружения. Самоходная установка разрабатывалась как артиллерийская машина сопровождения танков с большой скорострельностью основного оружия. Она относилась к типу полностью за крытых самоходных установок и представляла собой модификацию танка КВ-1, отличаясь от него в основном отсутствием вращающейся башни, установленным вооружением, боекомплектом, броневой защитой, численностью экипажа и меньшей высотой машины. Первый вариант имел сразу три пушки: одну 76,2-мм Ф-34 и двух 45-мм орудий 20-К. Второй вариант установки был оснащен двумя одинаковыми пушками ЗиС-5. Всего было выпущено по одному экземпляру. ТТХ САУ: длина – 6,7 м; ширина – 3,2 м; высота – 2,5 м; клиренс – 440 мм; масса – 47,5 т; ширина гусениц – 700 мм; бронирование – 30-100 мм; тип двигателя — 12 цилиндровый дизель; мощность – 600 л.с; удельная мощность – 13 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 34 км/ч; запас хода – 225 км; экипаж – 6 человек. Вооружение первого варианта: основное вооружение – одна 76-мм пушка Ф-34, две 45-мм пушки 20-К; боезапас – 93 выстрела для 76-мм пушки и 200 выстрелов для 45-мм пушек; скорострельность строенных пушек – 12 выстрелов в минуту; дополнительное вооружение – два основных и один запасной 7,62-мм пулемет ДТ; боекомплект – 3 591 патрон. Вооружение второго варианта: 2 пушки 76,2-мм ЗИС-5; скорострельность – 15 выстрелов залпом; боекомплект – 150 выстрелов в минуту; дополнительное вооружение – три 7,62-мм пулемета ДТ; боекомплект – 2 646 патрон; 30 гранат Ф-1.

САУ выпускались в 1933-1935 гг. путем монтажа на тумбовой установке 76,2-мм пушки образца 1927 г. на шасси грузовых автомобилей с колесной формулой 6х4 «Морланд» (СУ-12) и ГАЗ-ААА (СУ-12-1). Из выпущенных 99 машин к началу войны на вооружении находилось 3 установки. ТТХ САУ: длина — 5,6 м; ширина – 1,9 м; высота – 2,3 м; масса – 3,7 т; толщина щита – 4 мм; тип двигателя – карбюраторный, мощность – 50 л.с; скорость передвижения по шоссе – 60 км/ч; запас хода – 370 км; скорострельность – 10 — 12 выстрелов в минуту; боекомплект – 36 выстрелов; экипаж – 4 человека.

САУ выпускалась в 1935-1937 гг. на базе шасси трехосного грузовика ЯГ-10 (6х4) и 76-мм зенитной пушки 3-К образца 1931 г. Для устойчивости по бортам платформы были смонтированы четыре сошника «домкратного типа». Кузов был защищен бронированными бортами изогнутой формы, которые в боевом положении откидывались наружу. Всего было выпущено 61 установку. ТТХ САУ: длина – 7 м; ширина – 2,5 м; высота – 2,6 м; клиренс – 420 мм; масса – 10,6 т; скорость передвижения по шоссе – 42 км/ч; запас хода – 275 км; тип двигателя – карбюраторный «Hercules-YXC», мощность – 94 л.с; боекомплект – 48 выстрелов; скорострельность – 20 выстрелов в минуту; дальность стрельбы – 14,3 км; бронепробиваемость – 85 мм; экипаж – 5 человек.

Установка являлась максимально облегченной и упрощенной версией САУ СУ-76. Она была разработана в 1944 г. Крыша рубки открытая. Всего было выпущено 3 машины. ТТХ САУ: длина – 5 м; ширина – 2,2 м; высота – 1,6 м; клиренс – 290 мм; масса – 4,2 т; бронирование – 6-10 мм; тип двигателя -рядный 4-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения; мощность двигателя – 50 л.с; удельная мощность – 11,9 л.с/т; скорость движения по шоссе – 41 км/ч; запас хода – 220 км; вооружение – 76,2 мм пушка ЗИС-3; боезапас – 30 выстрелов; экипаж – 3 человека.

Установка выпускалась в 1943-1945 гг. в двух вариантах: СУ-76 (с двигателями ГАЗ-202) и СУ-76М (с двигателями ГАЗ-203). Крыша рубки открытая. Всего было выпущено 14 292 машины. ТТХ САУ: длина – 5 м; ширина – 2,7 м; высота – 2,2 м; клиренс – 300 мм; масса – 11,2 т; бронирование – 7 — 35 мм; тип двигателя – два спаренные рядные 6-цилиндровые карбюраторные жидкостного охлаждения; мощность двигателя – 140/170 л.с; удельная мощность – 12,5 л.с/т; скорость движения по шоссе – 44 км/ч; запас хода – 250 км; вооружение – 76,2 мм пушка ЗИС-3; боезапас – 60 выстрелов; дальность стрельбы – 13 км; экипаж – 4 человека.

Штурмовое орудие было построено в 1943 г. на базе трофейных немецких танков «Pz Kpfw III» и САУ «StuG III». Всего было выпущено 201 машину, из них 20 командирских машин, оснащенных башенкой с входным люком и радиостанцией повышенной мощности. ТТХ САУ: длина – 6,3 м; ширина – 2,9 м; высота – 2,4 т; клиренс – 350 мм; масса – 22,5 т; бронирование – 10-60 мм; тип двигателя — V-образный 12-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения; мощность двигателя – 265 л.с; удельная мощность – 11,8 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 50 км/ч; запас хода – 180 км; вооружение – 76,2-мм пушка «С-1»; скорострельность – 5 — 6 выстрелов в минуту; боезапас – 98 выстрелов; экипаж – 4 человека.

Истребитель танков выпускался на шасси Т-34 и рубки САУ СУ-122. Принят на вооружение в 1943 г. Известна модификация установки СУ-85М, по сути являвшаяся СУ-100 с 85-мм пушкой (выпущено 315 шт.). Установка предназначалась главным образом для стрельбы прямой наводкой с коротких остановок. Экипаж, орудие и боезапас размещались впереди в броневой рубке, которая совмещала боевое отделение и отделение управления. Всего было построено 2 652 машины. ТТХ САУ: длина – 8,2 м; ширина – 3 м; высота – 2,5 м; клиренс – 400 мм; масса – 29,2 т; бронирование – 20-60 мм; тип двигателя – дизель; мощность – 500 л.с; скорость передвижения по шоссе – 55 км/ч; запас хода – 400 км; вооружение – 85-мм пушка – Д-5Т; боезапас – 48 выстрелов; скорострельность – 6-7 выстрелов в минуту; бронепробиваемость на дистанции 500 м – 140 мм; экипаж – 4 человека.

Истребитель танков создан на базе танка «Т-34-85» и принят на вооружение в 1944 г. САУ относилась к типу закрытых самоходных установок. На крыше рубки над местом командира устанавливалась неподвижная командирская башенка с пятью смотровыми щелями для кругового обзора. Вентиляция боевого отделения осуществлялась при помощи двух вентиляторов, установленных в крыше рубки. Всего в период войны было выпущено 2320 машин. ТТХ САУ: длина – 9,5 м; ширина – 3 м; высота – 2,2 м; клиренс – 400 мм; масса – 31,6 т; бронирование – 20-110 мм; тип двигателя — V-образный 12 цилиндровый дизель «В-2-34»; мощность двигателя – 520 л.с; удельная мощность — 16,4 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 50 км/ч; запас хода – 310 км; вооружение – 100-мм пушка «Д-10С»; дальность стрельбы прямой наводкой – 4,6 км, максимальная – 15,4 км; боезапас – 33 выстрела; бронепробиваемость на дистанции 1000 м – 135 мм; экипаж – 4 человека.

Самоходное штурмовое орудие выпускалось в 1942-1943 гг. как максимально упрощенная конструкция танка Т-34. Орудие было установлено на тумбе, прикрепленное к днищу машины. Полностью бронированный корпус был разделён на две части. Захваченные Вермахтом установки служили под обозначением «StuG SU-122(r)». Всего выпущено 638 машин. ТТХ САУ: длина – 7 м; ширина – 3 м; высота – 2,2 м; клиренс – 400 мм; масса – 29,6 т; бронирование — 15-45 мм; тип двигателя – дизель «В-2-34», мощность двигателя – 500 л.с; удельная мощность – 16,8 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 55 км/ч; запас хода – 600 км; вооружение – 122-мм гаубица М-30С; боезапас – 40 выстрелов; бронепробиваемость на дистанции 1000 м – 160 мм; скорострельность – 203 выстрела в минуту; экипаж – 5 человек.

Самоходная гаубица выпускалась в 1939 г. на шасси танка Т-26 путем демонтажа башни и открытой установки на ее место 122-мм гаубицы обр. 1910/30 гг. К началу войны на вооружении находилось 28 машин. ТТХ САУ: длина – 4,8 м; ширина – 2,4 м; высота – 2,6 м; клиренс – 380 мм; масса – 10,5 т; тип двигателя – карбюраторный, мощность – 90 л.с; бронирование – 6 — 15 мм; скорость передвижения по шоссе – 30 км/ч; запас хода – 170 км; боекомплект – 8 выстрелов; экипаж – 5 человек.

Установка создана на базе танка ИС и принята на вооружение в 1944 г. Известна модификация САУ – ИСУ-122С с орудием Д-25Т. САУ имела бронированный корпус, который был разделен на две части. Экипаж, орудие и боезапас размещались впереди в броневой рубке, которая совмещала боевое отделение и отделение управления. Двигатель и трансмиссия были установлены в корме машины. С конца 1944 г. на САУ устанавливался зенитный крупнокалиберный пулемет. Всего построено 1 735 машин. ТТХ САУ: длина – 9,9 м; ширина – 3,1 м; высота – 2,5 м; клиренс – 470 мм; масса – 46 т; бронирование – 20-100 мм; тип двигателя — 12 цилиндровый дизель; мощность двигателя – 520 л.с; удельная мощность – 11,3 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 35 км/ч; запас хода – 220 км; основное вооружение – 121,9-мм пушка А-19С; скорострельность – 2 выстрела в минуту; скорострельность Д-25Т — 3-4; высота линии огня – 1,8 м; боезапас – 30 выстрелов; дополнительное вооружение – 12,7 мм пулемет ДШК; боезапас – 250 патронов; дальность выстрела прямой наводкой – 5 км, максимальная дальность – 14,3 км; экипаж – 5 человек.

Установка создана на базе танка «ИС-1/2» и принята на вооружение в 1943 г. С начала 1945 г. на САУ устанавливался зенитный крунокалиберный пулемет. Самоходка использовалась как тяжелое штурмовое орудие, истребитель танков и как самоходная гаубица. Всего в период войны было выпущено 1 885 машин. ТТХ САУ: длина – 9 м; ширина – 3,1 м; высота – 2,9 м; клиренс – 470 мм; масса – 46 т; бронирование – 20 — 100 мм; тип двигателя — 4 тактный 12 цилиндровый дизель В-2-ИС; мощность двигателя – 520 л.с; удельная мощность – 11,3 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 40 км/ч; запас хода – 350 — 500 км; основное вооружение – 152,4-мм гаубица-пушка «МЛ-20С»; боезапас – 21 выстрел; бронепробиваемость на дистанции 1000 м -123 мм; дальность выстрела прямой наводкой – 3,8 км; максимальная — 13 км; высота линии огня – 1,8 м; дополнительное вооружение – 12,7-мм пулемет ДШК, боезапас – 250 патронов; экипаж – 5 человек.

Самоходное штурмовое орудие выпускалось в 1942-1944 гг. на базе тяжелого танка КВ-1с. Во время ремонтов на САУ могла устанавливаться турельная установка зенитного 12,7-мм пулемета ДШК. Всего было выпущено 671 машину. ТТХ САУ: длина – 9 м; ширина – 3.3 м; высота – 2,5 м; клиренс – 440 мм; масса – 45,5 т; бронирование – 20-65 мм; тип двигателя — V-образный 12-цилиндровый дизельный В-2К; мощность — 600 л. с.; удельная мощность – 13,2 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 43 км/ч; запас хода – 330 км; вооружение – 152,4-мм пушка-гаубица МЛ-20С; боезапас – 20 выстрелов; скорострельность – 1 — 2 выстрела в минуту; дальность выстрела прямой наводкой – 3,8 км; максимальная — 13 км; экипаж – 5 человек.

Самоходная артиллерия стала массово использоваться Красной Армией сравнительно поздно - только в конце 1942 года. Однако выпущенные советскими конструкторами машины внесли большой вклад в общую победу. Все без исключения советские САУ периода войны можно отнести к грозным машинам, которые были по-разному полезны на поле боя. От небольшой, но от этого не менее эффективной СУ-76, до такого монстра, как ИСУ-152, который легко мог поразить ДОТ или разрушить дом, в котором засели гитлеровцы.

Легкая САУ СУ-76


Данная САУ была разработана в 1942 году конструкторскими бюро завода №38 в городе Кирове, машина создавалась на базе хорошо освоенного промышленностью легкого танка Т-70. Всего с 1942 и до конца войны было изготовлено более 14 тысяч машин данного типа. Благодаря этому СУ-76 является самой массовой советской самоходной артиллерийской установкой времен Великой Отечественной войны, а объем ее выпуска уступил лишь выпуску танка Т-34. Популярность и распространенность машины объясняется ее простотой и универсальностью.

Огромную роль сыграло то, что в качестве орудия для вооружения данной САУ была выбрана очень хорошая дивизионная пушка ЗИС-3 калибра 76,2 мм. Пушка отлично показала себя в годы войны и отличалась высокой универсальностью использования. Лучшего орудия для поддержки пехоты трудно было придумать. При использовании подкалиберных снарядов орудие раскрывало и свои противотанковые свойства, правда, такие танки как «Тигр» и «Пантера», всё равно рекомендовалось уничтожать, ведя огонь по их бортам. Против большинства образцов немецкой бронетехники бронепробиваемость орудия ЗИС-3 оставалась адекватной вплоть до конца войны, хотя 100-мм броня так и осталась для пушки непреодолимым препятствием.

Достоинством, а в некоторых случаях недостатком машины, была ее открытая рубка. С одной стороны она помогала экипажу САУ теснее взаимодействовать со своей пехотой, особенно в условиях уличного боя, а также обеспечивала лучший обзор на поле боя. С другой стороны экипаж САУ оказывался уязвим для огня противника, мог быть поражен осколками. В целом САУ отличал минимальный уровень бронирования, которое было противопульным. Однако СУ-76 все равно была очень популярная в частях. Обладая подвижностью легкого танка, самохода имела куда более серьезное орудие.

Не самое мощное вооружение, тонкая броня, открытое сверху боевое отделение - все это парадоксальным образом не сделало самоходку неудачной. Со своей непосредственной задачей на поле боя СУ-76 справлялась прекрасно. Она использовалась для огневой поддержки пехоты, выступая в роли легкого штурмового орудия и противотанковой САУ. Она смогла во многом заменить легкие танки непосредственной поддержки пехоты. Почти через 25 лет после Победы в Великой Отечественной войне маршал Советского Союза К. К. Рокоссовский отмечал: «Особенно полюбилась нашим солдатам самоходка СУ-76. Эти подвижные, легкие машины успевали всюду, чтобы своим огнем и гусеницами выручить и поддержать пехотные части, а пехотинцы в свою очередь делали все, чтобы защитить эти машины».

Противотанковые САУ СУ-85 и СУ-100

Отдельное место среди всех советских самоходок занимали СУ-85 и СУ-100, которые были созданы на базе самого массового танка времен войны - среднего танка Т-34. Как легко можно догадаться, отличались они в первую очередь калибром орудия и, соответственно, своими противотанковыми возможностями. Примечательно, что обе самоходки оставались на вооружении различных стран уже после завершения Второй мировой войны.

СУ-85 была средней по массе советской самоходной артиллерийской установкой, относящейся к классу истребителей танков. Основной ее задачей на поле боя была борьба с бронетехникой противника. Боевая машина была разработана в КБ УЗТМ (Уральского завода тяжелого машиностроения, «Уралмаша») в мае-июле 1943 года. Серийный выпуск новых противотанковых самоходок был развернут в июле-августе 1943 года. В качестве основного орудия для новой самоходки была выбрана 85-мм пушка Д-5С-85, которая обладала хорошими противотанковыми возможностями. По сути, именно СУ-85 стала первой советской САУ, которая на равных могла сражаться с немецкими танками. С расстояния более километра экипаж СУ-85 мог легко вывести из строя любой средний танк противника. Лобовую броню «Тигра» при использовании бронебойных снарядов можно было пробить с дистанции до 500 метров, использование подкалиберных боеприпасов делало эту задачу еще более легкой.

Наряду с хорошей огневой мощью СУ-85 смогла сохранить скорость и маневренность своего «прародителя» - среднего танка Т-34 и эти хорошие характеристики подвижности не раз спасали экипажи этой противотанковой самоходки в бою. Да и под огнем противника САУ СУ-85 чувствовала себя не в пример уверенней, чем СУ-76 с ее открытой рубкой. К тому же ее лобовая броня, расположенная под рациональными углами наклона, была уже не противопульной и могла держать удар.

Всего в 1943-1944 годах было выпущено 2329 таких машин. Несмотря на сравнительную малочисленность, именно САУ СУ-85, начиная с 1943 года и до окончания боевых действий в Европе, была основой советских частей самоходной артиллерии, вооруженных средними по массе машинами. СУ-100, которая пришла ей на смену, смогла отметиться в боях лишь в январе 1945 года. Поэтому именно самоходки СУ-85 и их экипажи вынесли на своих плечах практически всю тяжесть противотанковой и штурмовой работы средней самоходной артиллерии времен войны.

С появлением у немцев новых видов бронетанковой техники, таких как тяжелый танк «Королевский тигр» и САУ «Фердинанд» остро стал вопрос об увеличении противотанковых возможностей советских САУ. Конструкторы «Уралмаша» откликнулись на новый вызов и в середине 1944 года представили лучший истребитель танков Второй мировой войны - САУ СУ-100. Самоходка использовала базу танка Т-34-85 и пошла в серийное производство в августе 1944 года. Всего за период с 1944 по 1956 годы было выпущено 4976 таких самоходных артиллерийских установок, при этом в СССР производство было остановлено в 1948 году, но по лицензии продолжено в Чехословакии.

Главным отличием и основной изюминкой САУ была ее пушка - 100-мм орудие Д-10С, которое могло уверено бороться даже с самыми тяжелыми и хорошо бронированными немецкими танками. Неслучайно звездный час СУ-100 пробил во время Балатонской оборонительной операции, когда немецкое масштабное танковое наступление под кодовым названием «Зимнее пробуждение» закончилось огромными потерями бронетехники и стало фактически кладбищем Панцерваффе. Также самоходка отличалась лучшим бронированием. Толщина ее наклонной лобовой брони достигла 75-мм. Самоходка уверенно себя чувствовала не только в борьбе с танками противника, но и в городских боях. Зачастую одного выстрела фугасным снарядом из 100-мм орудия было достаточно, чтобы буквально «сдунуть» обнаруженную огневую точку противника.

Уникальность и исключительные боевые возможности СУ-100 подтверждаются тем, что она находилась на вооружение Советской Армии еще на протяжении нескольких десятилетий после войны, периодически модернизируясь. Помимо этого, САУ поставлялась союзникам Советского Союза, активно участвовала в послевоенных локальных конфликтах, в том числе и в арабо-израильских войнах. Самоходка оставалась на вооружении армий некоторых стран вплоть до конца XX века, а в некоторых странах, таких как Алжир, Марокко и Куба они оставались на вооружении и по состоянию на 2012 год.

Тяжелые САУ СУ-152 и ИСУ-152

Тяжелые советские самоходные артиллерийские установки СУ-152 и ИСУ-152 также внесли свой весомый вклад в победу. Об эффективности этих машин лучше всего говорят их прозвища - «Зверобой» и «Консервный нож», которые были даны этим могучим близнецам в войсках. СУ-152 была создана на базе тяжелого танка КВ-1С и вооружена 152-мм гаубицей-пушкой МЛ-20С. Самоходка была разработана конструкторами ЧКЗ (Челябинского Кировского завода), постройка первого прототипа была завершена 24 января 1943 года, а со следующего месяца началось серийное производство машины. Стоит отметить, что собрано было лишь 670 таких самоходок, так как с производства был снят танк КВ-1С, на базе которого она строилась. В декабре 1943 года данная машина была заменена на конвейере на ИСУ-152 равноценную по вооружению, но лучше бронированную самоходку на базе тяжелого танка ИС.

Боевой дебют самоходка СУ-152 получила в знаменитом сражении на Курской дуге, где сразу же смогла показать себя, как достойный противник новых немецких танков. Возможностей самоходки хватало для борьбы с новым выводком немецких «кошачьих». Использование 152-мм гаубицы-пушки МЛ-20С предполагало применение всех разработанных для нее снарядов. Но на деле экипажи машин обходились лишь двумя - осколочно-фугасным и бетонобойным снарядами. Прямого попадания во вражеский танк бетонобойных снарядов было достаточно, чтобы нанести ему тяжелые повреждения и вывести из строя. В некоторых случаях снаряды просто проламывали броню танков, срывали с погона башню, убивали экипаж. А иногда прямое попадание 152-мм снаряда приводило к детонации боекомплекта, что превращало танки противника в горящие факелы.

Осколочно-фугасные снаряды также были эффективны против немецкой бронетехники. Даже, не пробив броню, они повреждали прицелы и приборы наблюдения, орудие, ходовую часть машины. Причем, для того чтобы вывести вражеский танк из строя иногда было достаточно просто близкого разрыва осколочно-фугасного снаряда. Экипаж майора Санковского, командующего одной из батарей СУ-152 в Курской битве, за один день вывел из строя 10 танков противника (по другим данным это был успех всей батареи), за это майор был удостоен звания Героя Советского Союза.

Конечно, в роли истребителей танков СУ-152 использовались не от хорошей жизни, но и в этом качестве самоходка показала себя замечательной машиной. В целом же СУ-152 была отличным примером универсальности применения. Она могла использоваться, как штурмовое орудие, истребитель танков и самоходная гаубица. Правда, использование машины в качестве истребителя танков осложняла низкая скорострельность, но эффект от попадания по цели мог запросто перечеркнуть этот недостаток. Чудовищная мощь 152-мм гаубицы-пушки была незаменимой при подавлении ДОТов и огневых точек немцев. Даже если бетонная стена или перекрытия выдерживали попадание снаряд, то люди, находящиеся внутри, получили серьезную контузию, у них рвались барабанные перепонки.

Тяжелая самоходная артиллерийская установка ИСУ-152 пришла на смену СУ-152, она была создана конструкторским бюро опытного завода №100 в июне-октябре 1943 года и 6 ноября того же года принята на вооружении. Выпуск новой САУ был налажен на ЧКЗ, где она просто заменила собой СУ-152. Выпуск самоходки продолжался до 1946 года, всего за это время было построено 3242 машины данного типа. Самохода широко применялась на заключительном этапе войны и также, как ее предшественница СУ-152, могла использоваться во всех аспектах применения самоходной артиллерии. С вооружения Советской Армии данные машины были сняты лишь в 1970-х годах, что также свидетельствует об их большом боевом потенциале.

Незаменимой САУ ИСУ-152 стала во время городских боев, буквально ровняя здания и огневые точки противника с землей. Она очень хорошо показала себя при штурмах Будапешта, Кенигсберга и Берлина. Хорошее бронирование позволяло САУ выдвигаться на дистанцию прямого выстрела и прямой наводкой поражать немецкие огневые точки. Для обычной буксируемой артиллерии это представляло смертельную опасность из-за массированного пулеметного и прицельного снайперского огня.

Источники информации:
http://rg.ru/2015/04/24/samohodka-site.html
http://armor.kiev.ua
http://pro-tank.ru
http://www.opoccuu.com


ТТХ

Название ЗИС-30

Страна СССР

Масса 4000 кг

Тип машины САУ

Мощность двигателя 50 л.с.

Макс. Скорость 42.98 км/ч

Толщина брони корпуса 10/7/- (мм)

Толщина брони башни -/-/- (мм)

Время бесплатного ремонта 0 ч 24 мин

Максимальная цена ремонта* 200 с.л.

Цена машины* 2100 с.л.

Описание

ЗИС-30 (57-мм пушка ПТО) - советская лёгкая противотанковая САУ открытого типа. Создана коллективом разработчиков завода № 92 под руководством П. Ф. Муравьева. Машины этой марки серийно выпускались на артиллерийском заводе № 92 во второй половине 1941 года путём открытой установки противотанковой пушки ЗИС-2 на артиллерийском тягаче Т-20 «Комсомолец». Всего было выпущено около 100 самоходок ЗИС-30, которые участвовали в боях 1941-1942 гг. и были хорошо приняты в войсках из-за эффективности пушки ЗИС-2. Однако из-за малочисленности, поломок и боевых потерь они не оказали сколь-нибудь заметного влияния на ход войны.

Сильные и слабые стороны машины

Мощное вооружение на уровне (она даже с 3 рангами в

состоянии потягаться)

Высокая скорость и мобильность (единственное что спасает

в случае спешной эвакуации или если на вас кто то выехал

обойти его наглым рывком вперед и зайти со спины)

1 ранг (что в полной мере делает его монстром на своём уровне)

Колоссально мелкая броня (особенно рубка с пушкой)

Малый боекомплект (20 снарядов при здоровом заряжающем, разбираются как горячие пирожки)

Неимоверно легко выводимый из строя экипаж (при мелкой толщине брони тут и говорить нечего)

Плохая балансировка орудия (очень долго стабилизируется после остановки)

Вооружение

Пушка 57 мм ЗИС-2, 1 пулемет 7,62-мм ДТ.

Со средними параметрами, скорострельности и пробиваемости. Хорошая точность (для пт это нормально)

Основное вооружение 57мм ЗИС-2

Время перезарядки: 5.9 сек

Боезапас: 20 снарядов

Вертикальные углы наводки: -4°/22°

Снаряды :

БР-271 Бронебойный тупоголовый каморный снаряд

Масса: 3.1 кг

Начальная скорость: 990 м/с

Бронепробиваемость: 10м - 115мм 500м - 95мм 1000м - 91мм 2000м - 60мм

БР-271К Бронебойный остроголовый каморный снаряд

Масса: 3.1 кг

Начальная скорость: 990 м/с

Бронепробиваемость: 10м - 122мм 500м - 101мм 1000м - 79мм 2000м - 50мм

О-271 Осколочно-фугасный снаряд

Масса: 3.7 кг

Бронезащита и живучесть

Лоб, мм: 10

Борт, мм: 7

Корма, мм: 7

Модули и улучшения

Подвижность

Защищенность

Огневая мощь

История создания и боевого применения

Нехватку противотанковых самоходных установок Советская Армия начала испытывать уже в самом начале Великой Отечественной войны. В июле 1941г Верховное командование издало постановление в кратчайшие сроки разработать САУ, вооружённую 57-мм пушкой ЗиС-2. На заводе №52 была срочно собрана группа конструкторов во главе с инженером П.Ф. Муравьёвым, и уже через месяц началась серийнаясборка САУ ЗиС-30. Машина представляла собой гусеничный тягач "Комсомолец", на котором размещалась противотанковая пушка ЗиС-2 конструкции В.Г. Грабина. Двигатель находился в кормовой части самоходки, а в передней - трансмиссия и органы управления. В лобовом листе корпуса также имелся оборонительный пулемёт ДТ калибра 7,62-мм. Всего было выпущено около 100 самоходных установок ЗиС-30, которые буквально поштучно распределяли по танковым бригадам Западного фронта. Впервые эти самоходки применялись в период битвы под Москвой, где они отлично зарекомендовали себя, успешно уничтожая любые типы немецких танков и бронемашин. Однако с течением времени выявились и недостатки ЗиС-30. Машина была крайне неустойчивой, ходовая часть перегружена(в особенности задние катки), бронирование тоже оставляло желать лучшего. Кроме этого САУ имела малый запас хода и мизерный возимый боекомплект, который составлял всего 20 снарядов. Тем не менее, несмотря на все недостатки, ЗиС-30 продолжали участвовать в боях вплоть до лета 1942г, когда в войсках практически не осталось ни одной машины. Часть машин вышла из строя из-за технических поломок, остальные были потеряны в боях. Однако из-за своей малочисленности самоходки ЗиС-30 не оказали сколько-нибудь заметного влияния на ход войны.

Самоходные артиллерийские установки

Самоходная установка ЗИС-30

Легкая противотанковая САУ открытого типа. Создана в экстренном порядке на заводе № 92 (г.Горький) с использованием вращающейся части 57-мм пушки и полубронированного артиллерийского тягача Т-20 «Комсомолец»; там же и серийно производилась с 21 сентября по 15 октября 1941 года. Изготовлена 101 единица.

Серийная модификация: в кормовой части корпуса тягача установлена 57-мм пушка за штатным щитом. Для большей устойчивости при стрельбе машина оборудовалась откидными сошниками. На крыше кабины устанавливался кронштейн крепления пушки по-походному. В остальном базовая машина осталась без изменений.

САУ ЗИС-30 начали поступать в войска в конце сентября 1941 года. Ими были укомплектованы противотанковые батареи 20 танковых бригад Западного и Юго-Западного фронтов. При всех своих недостатках (плохая устойчивость, перегруженность ходовой части, малый запас хода и т.д.) ЗИС-30 благодаря наличию мощной артсистемы довольно успешно боролись с вражескими танками. Однако к лету 1942 года этих машин в войсках практически не осталось.

САУ ЗИС-30

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САУ ЗИС-30

БОЕВАЯ МАССА, т: 3,96.

ЭКИПАЖ, чел.: 5.

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 3900, ширина - 1850, высота (по кабине) - 1580, клиренс - 300.

ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка ЗИС-2 обр.1941 г. калибра 57-мм, 1 пулемет ДТ обр.1929 г. калибра 7,62 мм.

БОЕКОМПЛЕКТ: 756 патронов к пулемету.

БРОНИРОВАНИЕ, мм: 7...10.

ДВИГАТЕЛЬ: ГАЗ М-1, 4-цилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения; мощность 50 л.с. (36,8 кВт) при 2800 об/мин, рабочий объем 3280 см?.

ТРАНСМИССИЯ: однодисковый главный фрикцион сухого трения, 4-скоростная коробка передач, демультипликатор, главная передача, бортовые фрикционы, бортовые передачи.

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: четыре обрезиненных опорных катка на борт, сблокированных попарно в две балансирные тележки, два поддерживающих катка, направляющее колесо, ведущее колесо переднего расположения (зацепление цевочное); подвеска на полуэллиптических листовых рессорах; в каждой гусенице 79 траков шириной 200 мм.

СКОРОСТЬ МАКС., км/ч; 47.

ЗАПАС ХОДА, км: 150.

ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град.- 3Q, ширина рва, м -1,4, высота стенки, м -0,47, глубина брода, м -0,6.

СРЕДСТВА СВЯЗИ: нет.

Самоходная установка СУ-76

Легкая САУ сопровождения пехоты, созданная на базе танка Т-70 с использованием полевой дивизионной пушки ЗИС-З. Самая массовая советская САУ второй мировой войны. Серийное производство осуществлялось заводами № 38 (г.Киров), №40 (г.Мытищи) и ГАЗ. С декабря 1942 по июнь 1945 года изготовлено 14 292 единицы.

Серийные модификации:

СУ-76 (СУ-12) - над кормовой частью удлиненного по сравнению с базовым танком корпуса установлена неподвижная закрытая сверху броневая рубка. В амбразуре лобового листа рубки смонтирована пушка ЗИС-З. Силовая установка состояла из двух двигателей, соединенных с силовой передачей параллельно. Агрегаты последней также были запараллелены и соединялись на уровне главных передач. Механик- водитель располагался в носовой части машины, а орудийный расчет из трех человек - в рубке. Боевая масса 11,2 т. Габариты 5000x2740x2200 мм. Изготовлено 360 единиц.

СУ-76М (СУ-15) - открытая сверху и частично сзади броневая рубка. Силовая установка и трансмиссия заимствованы у танка Т-70М. Компоновка и ходовая часть остались без изменений. Изготовлено 13 932 единицы.

Первая партия САУ СУ-76 (25 единиц) была изготовлена к 1 января 1943 года и направлена в учебный центр самоходной артиллерии. В конце января два первых самоходно-артиллерийских полка смешанной организации - 1433-й и 1434-й отправили на Волховский фронт для участия в прорыве блокады Ленинграда. В марте 1943 года сформировали еще два полка - 1485-й и 1487-й, которые участвовали в боях на Западном фронте.

По штату 1943 года в легком самоходно-артиллерийском полку имелась 21 САУ СУ-76М. В конце 1944 и в начале 1945 года для стрелковых дивизий было сформировано 70 самоходно-артиллерийских дивизионов СУ-76М (по 16 САУ в каждом). В первой половине 1944 года началось формирование легких самоходно-артиллерийских бригад РВГК (60 СУ-76М и 5 Т-70).

К концу войны в Красной Армии насчитывалось 119 легких самоходно-артиллерийских полков и 7 легких самоходно-артиллерийских бригад.

САУ СУ-76М принимали участие в боевых действиях вплоть до конца Великой Отечественной, а потом в войне с Японией. 130 самоходных установок было передано Войску Польскому.

В послевоенный период СУ-76М состояли на вооружении Советской Армии до начала 50-х годов, а в армиях ряда стран еще дольше. В войсках армии КНДР они принимали участие в войне в Корее.

САУ СУ-76М

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САУ СУ-76М

БОЕВАЯ МАССА, т: 10,5.

ЭКИПАЖ, чел.: 4.

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 4966, ширина - 2715, высота -2100, клиренс -300.

ВООРУЖЕНИЕ; 1 пушка ЗИС-З обр. 1942 г. калибра 76 мм.

БОЕКОМПЛЕКТ: 60 выстрелов.

ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: панорама Герца.

БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб корпуса и рубки - 25...35, борт-10...15, корма - 10, крыша и днище -10.

ДВИГАТЕЛЬ и ТРАНСМИССИЯ: как у танка Т-70М.

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: шесть опорных обрезиненных катков на борт, три поддерживающих катка, ведущее колесо передне

го расположения со съемным зубчатым венцом (зацепление цевочное), направляющее колесо, аналогичное по устройству опорному катку; подвеска индивидуальная торсионная; в каждой гусенице 93 трака шириной 300 мм, шаг трака 111 мм.

СКОРОСТЬ МАКС, км/ч: 45.

ЗАПАС ХОДА, км: 250.

ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град,- 28, ширина рва, м -1,6, высота стенки, м - 0,6, глубина брода, м - 0,9.

СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция 12РТ-3 или 9Р, переговорное устройство ТПУ-3.

Зенитная самоходная установка ЗСУ-37

Создана на базе самоходной установки СУ-76М. Производилась на заводе № 40 (г.Мытищи) в 1945 и 1946 годах. Изготовлено 75 единиц.

Серийная модификация:

корпус, силовая установка и ходовая часть заимствованы у СУ-76М. В неподвижной открытой сверху броневой рубке в кормовой части корпуса установлена 37-мм автоматическая зенитная пушка.

В боевых действиях второй мировой войны ЗСУ-37 участия не принимала. Впервые продемонстрирована на военном параде в Москве 7 ноября 1946 года. Из-за ряда технических недостатков была быстро снята с производства и вооружения.

ЗСУ-37

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗСУ-37

БОЕВАЯ МАССА, т: 11,5.

ЭКИПАЖ, чел.: 6.

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 5250, ширина - 2745, высота - 2180, клиренс - 300.

ВООРУЖЕНИЕ: 1 автоматическая зенитная пушка обр. 1939 г. калибра 37 мм.

БОЕКОМПЛЕКТ: 320 выстрелов.

ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: коллиматорные - 2.

БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб корпуса и рубки - 25...35, борт - 15, корма - 10...15, крыша и днище - 6...10.

ДВИГАТЕЛЬ, ТРАНСМИССИЯ и ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: как у СУ-76М.

СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 45.

ЗАПАС ХОДА, км: 360.

ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. -24, ширина рва, м - 2, высота стенки, м - 0,6, глубина брода, м - 0,9. СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция 12РТ-3, переговорное устройство ТПУ-ЗФ.

Самоходная установка СУ-122 (У-35)

Самоходная установка поддержки пехоты. Создана на базе среднего танка Т-34 с использованием 122-мм гаубицы М-30. Принята на вооружение постановлением ГКО от 2 декабря 1942 года. Серийно производилась на УЗТМ (г.Свердловск). С декабря 1942 по август 1943 года изготовлено 638 единиц.

Серийная модификация:

шасси и корпус базового танка. 122-мм дивизионная гаубица установлена в передней части корпуса на тумбе в низкопрофильной полностью закрытой броневой рубке. Угол горизонтального обстрела 2(У, вертикального от-У до +25°. Все члены экипажа, включая механика-водителя, располагались в рубке.

Первые САУ СУ-122 поступили вместе с СУ-76 на вооружение 1433-го и 1434-го самоходно-артиллерийских полков. Боевое крещение состоялось 14 февраля 1943 года в ходе частной операции 54-й армии Волховского фронта в районе Смердыни.

С апреля 1943 года началось формирование самоходно-артиллерийских полков однородного состава. В них имелось 16 СУ-122, которые вплоть до начала 1944 года продолжали использоваться для сопровождения пехоты и танков. Однако такое применение было недостаточно эффективным из-за малой начальной скорости снаряда - 515 м/с и, следовательно, малой настильности его траектории.

СУ-122

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САУ СУ-122

БОЕВАЯ МАССА, т: 30,9.

ЭКИПАЖ, чел.: 5.

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 6950, ширина - 3000, высота -2235, клиренс -400.

ВООРУЖЕНИЕ: 1 гаубица М-30 обр.1938 г. калибра 122 мм.

БОЕКОМПЛЕКТ: 40 выстрелов.

ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: панорамный прицел.

БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб, борт, корма корпуса - 45, крыша и днище - 20.

ДВИГАТЕЛЬ,ТРАНСМИССИЯ и ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: как у базового танка.

СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 55.

ЗАПАС ХОДА, км: 300.

ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. - 35, ширина рва, м - 2,5, высота стенки, м - 0,73, глубина брода, м - 1,3.

СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция 9Р или 10РК, переговорное устройство ТПУ-З-бисФ.

Самоходная установка СУ-85

Первая советская полноценная противотанковая САУ, предназначавшаяся для борьбы с новыми немецкими тяжелыми танками. Создана на базе танка Т-34 и САУ СУ-122. Принята на вооружение Красной Армии постановлением ГКО № 3892 от 7 августа 1943 года. За время серийного производства с августа 1943 по октябрь 1944 года на УЗТМ изготовлено 2644 единицы.

Серийные модификации:

СУ-85 (СУ-85-11)-по конструкции, компоновке и бронированию идентична СУ-122. Основное отличие в вооружении - вместо 122-мм гаубицы установлена 85-мм пушка с баллистикой зенитной пушки 52К обр.1939 г. Изменена конструкция и расположение командирской башенки. Изготовлено 2329 единиц.

СУ-85М-СУ-85 с корпусом СУ-100. Изготовлено 315 единиц.

Боевое крещение СУ-85 состоялось осенью 1943 года во время боев на Левобережной Украине и за освобождение Киева. В основном СУ-85 применялись для сопровождения танков Т-34. Кроме того, ими вооружались самоходно-артиллерийские полки, вошедшие в состав некоторых истребительно-противотанковых бригад. СУ-85 была способна бороться с немецкими танками «Тигр» и «Пантера» на дистанции 600 - 800 м.

СУ-85 принимали участие в боевых действиях вплоть до конца войны.

Помимо Красной Армии машины этого типа поступили на вооружение Войска Польского (70 шт.) и Чехословацкого корпуса (2 шт.). В Польше СУ-85 эксплуатировались до конца 50-х годов, часть из них переоборудовали в БРЭМ.

СУ-85М

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САУ СУ-85

БОЕВАЯ МАССА, т: 29,6.

ЭКИПАЖ, чел.: 4.

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 8130, ширина - 3000, высота -2300, клиренс -400.

ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка Д-5-С85 или Д-5-С85А обр.1943 г. калибра 85 мм.

БОЕКОМПЛЕКТ: 48 выстрелов.

ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: телескопический прицел 10Т-15 или ТШ-15, панорамный прицел.

БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб, борти корма корпуса - 45, крыша, днище - 20,

СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 55.

ЗАПАС ХОДА, км: 300.

ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град.-35, ширина рва, м - 2,5, высота стенки, м - 0,73, глубина брода, м - 1,3.

Самоходная установка СУ-100 (объект 138)

Наиболее сильно вооруженная средняя противотанковая САУ второй мировой войны. Разработана на базе танка Т-34-85 и САУ СУ-85. Принята на вооружение постановлением ГКО № 6131 от 3 июля 1944 года. С сентября 1944 по III квартал 1945 года УЗТМ изготовил 2495 единиц.

Серийная модификация:

по конструкции и компоновке в целом идентична СУ-85. Установлена 100-мм пушка с баллистикой морской пушки Б- 34. Введена новая командирская башенка, увеличена толщина лобовой брони, улучшена вентиляция боевого отделения, усилена подвеска передних опорных катков.

СУ-100 применялись Красной Армией в боях осенне-зимней кампании 1944 года и на завершающем этапе войны в 1945 году. По огневой мощи СУ-100 превосходила лучшую противотанковую САУ вермахта «Ягдпантера» и была способна поражать тяжелые танки противника на дистанции до 2000 м.

Достаточно масштабно СУ-100 использовались при отражении немецкого контрнаступления у о. Балатон (Венгрия) в марте 1945 года. На остальных участках фронта применение СУ-100 носило ограниченный характер.

Производство СУ-100 в СССР продолжалось до 1947 года

(всего выпущено 2693 единицы). В 50-х годах по советской лицензии эти САУ производились в ЧССР.

В послевоенный период СУ-100 состояли на вооружении Советской Армии (до конца 70-х годов), армий стран - участниц Варшавского Договора, а также многих стран Азии, Африки и Латинской Америки. Они использовались в боевых действиях на Ближнем Востоке, в Анголе и др.

СУ-100

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САУ СУ-100

БОЕВАЯ МАССА, т: 31,6.

ЭКИПАЖ, чел.: 4.

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 9450, ширина - 3000, высота -2245, клиренс -400.

ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка Д-10С обр.1944 г. калибра 100 мм.

БОЕКОМПЛЕКТ: 33 выстрела.

ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: телескопический прицел ТШ- 19, панорама Герца.

БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб корпуса - 75, борт и корма - 45, крыша и днище - 20.

ДВИГАТЕЛЬ, ТРАНСМИССИЯ и ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: как у базового танка.

СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 48,3.

ЗАПАС ХОДА км: 310.

ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. - 35, ширина рва, м-2,5, высота стенки-0,73, глубина брода, м -1,3.

СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция ЭРМ или 9РС, переговорное устройство ТПУ-З-бисФ.

Самоходная установка СУ-152 (КВ-14, объект 236)

Первая тяжелая САУ Красной Армии. Создана на базе тяжелого танка КВ-1с с использованием качающейся части 152-мм корпусной гаубицы-пушки. Разработана на заводе № 100 (г.Челябинск). Принята на вооружение постановлением ГКО от 14 февраля 1943 года. Серийное производство осуществлялось на ЧКЗ. С февраля по декабрь 1943 года изготовлена 671 единица.

Серийная модификация: ходовая часть и корпус базового танка остались без изменений. В передней части корпуса смонтирована закрытая неподвижная рубка коробчатой формы, в лобовом листе которой установлено орудие.

В июле 1943 года тяжелые САУ принимали участие в боях на Курской дуге и стали неприятным сюрпризом для немцев. Попадание бронебойного снаряда массой 48,8 кг с начальной скоростью 600 м/с и даже осколочного массой 43,5 кг с начальной скоростью 655 м/с в башню немецкого танка «Тигр» срывало ее с корпуса танка. В результате эти САУ, создававшиеся как «истребители дотов», часто использовались в качестве противотанковых.

В 1943 году в тяжелом самоходно-артиллерийском полку РВГК имелось 12 установок СУ-152.

СУ-152

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САУ СУ-152

БОЕВАЯ МАССА, т: 45,5.

ЭКИПАЖ, чел.: 5.

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина -8950, ширина -3250, высота - 2450, клиренс - 440.

ВООРУЖЕНИЕ: 1 гаубица-пушка МЛ-20С обр.1937 г. калибра 152 мм.

БОЕКОМПЛЕКТ: 20 выстрелов.

ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: телескопический прицел СТ-10, панорамный прицел.

БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб корпуса - 60...70, борт и корма - 60, крыша и днище - 30.

ДВИГАТЕЛЬ, ТРАНСМИССИЯ и ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: как у базового танка.

СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 43.

ЗАПАС ХОДА, км: 330

ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. -36, ширина рва, м -2,5, высота стенки, м -1,2, глубина брода, м -0,9.

СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция ЮР или 10РК, переговорное устройство ТПУ-ЗР.

Самоходная установка ИСУ-

Разработана для замены СУ-152 в связи со снятием с производства танка КВ-1с. В целом аналогична ей по конструкции и вооружению, но использована база тяжелого танка ИС. Серийно производилась на ЧКЗ и ЛКЗ. С ноября 1943 по III квартал 1945 года изготовлено 4635 единиц.

Серийные модификации:

ИСУ-152 (объект 241) - шасси базового танка практически не претерпело изменений. В передней части корпуса смонтирована броневая рубка, в лобовом листе которой установлена гаубица-пушка МЛ-20С. По сравнению с СУ-152 усовершенствованы прицел, поворотный механизм и некоторые другие детали. Усилена бронезащита.

ИСУ-122 (объект 242) - аналогична по конструкции ИСУ-152. Вооружена 122-мм корпусной пушкой А-19 обр. 1931/37 г. с поршневым затвором. Люлька и противооткатные устройства пушки А-19 такие же, как и у гаубицы- пушки МЛ-20, что позволяло заводу-изготовителю использовать ствол любого из этих калибров. Габариты 9850x3070x2480 мм. Боекомплект 30 выстрелов.

ИСУ-122С (ИСУ-122-2, объект 249) - 122-мм пушка Д-25С обр. 1943 г. с клиновым затвором. Габариты 9950x3070x2480 мм.

ИСУ-152

САУ ИСУ поступали на вооружение тяжелых самоходно-артиллерийских полков РВГК (21 установка 8 каждом) и использовались для борьбы с танками и уничтожения фортификационных сооружений противника. До конца войны сформировали 53 таких полка. В марте 1945 года была сформирована тяжелая самоходно-артиллерийская бригада (65 ИСУ-122).

Особенно эффективно тяжелые самоходки использовались при штурме Кенигсберга и Берлина.

Войско Польское получило от СССР 10 ИСУ-152 и 22 ИСУ-122.

После второй мировой войны тяжелые САУ, главным образом ИСУ-152, неоднократно модернизировались и эксплуатировались в Советской Армии вплоть до середины 60-х годов. Помимо СССР и Польши они состояли на вооружении армии Египта и принимали участие в арабо-израильских войнах 1967 и 1973 годов.

В послевоенный период на базе снятых с вооружения САУ было построено значительное количество тягачей, БРЭМ и пусковых установок тактических и оперативно-тактических ракет.

ИСУ-122

ИСУ-122С

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САУ ИСУ-152

БОЕВАЯ МАССА, т: 46.

ЭКИПАЖ, чел.: 5.

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 9050, ширина -3070, высота - 2480, клиренс- 470.

ВООРУЖЕНИЕ: 1 гаубица-пушка МЛ-20С обр.1937 г. калибра 122 мм, 1 пулемет ДШК обр.1938 г. калибра 12,7 мм (на зенитном станке на части машин),

БОЕКОМПЛЕКТ: 20 выстрелов, 250 патронов.

ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: телескопический прицел СТ-10, панорама Герца.

БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб и борт корпуса - 90, корма - 60, крыша и днище - 20...30.

ДВИГАТЕЛЬ, ТРАНСМИССИЯ и ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: как у базового танка.

СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 35.

ЗАПАС ХОДА, км: 220.

ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. - 36, ширина рва, м - 2,5, высота стенки, м - 1, глубина брода, м - 1,3.

СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция ЮР или 10РК, переговорное устройство ТПХ-4-бисФ.

Из книги Техника и оружие 1996 06 автора

САМОХОДНЫЕ АРТИЛЛЕРИЙСКИЕ УСТАНОВКИ Александр Широкорад Чертежи Валерия Лобачевского Как на поле русском, Меж Орлом и Курском, За Днепром могучим, У Карпат седых И «Пантер», и «Тигров» Всех мастей, калибров Били самоходки В схватках боевых. Я. Шведов В этом

Из книги Техника и вооружение 2000 11-12 автора Журнал «Техника и вооружение»

САМОХОДНЫЕ УСТАНОВКИ. Идея сделать артиллерийское орудие самодвижущимся была реализована еще в кайзеровской Германии в Первую мировую войну. Тогдашние германские самоходные установки (СУ) представляли собой не что иное, как штатные 4,7- и 5,7-см полевые орудия, а также 7,7-см

Из книги Техника и вооружение 1998 09 автора Журнал «Техника и вооружение»

Из книги Тяжёлый танк Т-35 автора Коломиец Максим Викторович

РАКЕТНЫЕ САМОХОДНЫЕ УСТАНОВКИ Вышеупомянутая машина этого типа имела десятиствольный пакет NbW42 для стрельбы 15.8-см ракетами. Подобные (только шестиствольные) буксируемые 15cm NbW40 (41) немцы использовали с первого дня войны против СССР. Только в четырех танковых группах 22

Из книги Тяжёлый танк «Пантера» автора Барятинский Михаил

Из книги Артиллерия Вермахта автора Харук Андрей Иванович

Самоходные артиллерийские установки СУ-14 В 1933 году на Опытном заводе Спецмаштреста под руководством П.И. Сячентова началось проектирование самоходной установки для Тяжелой артиллерии особого назначения (ТАОН). В июле 1934 года опытный образец, получивший индекс СУ-14, был

Из книги Боевые машины мира № 6 Автомобиль MA3-535 автора

САМОХОДНЫЕ АРТИЛЛЕРИЙСКИЕ УСТАНОВКИ Шасси танка «Пантера» предполагалось также использовать для создания самоходных орудий, вооружённых пушками и гаубицами крупного калибра.В сентябре 1942 года была разработана САУ, вооружённая 105-мм лёгкой полевой гаубицей leFH 43. К

Из книги Танк «Шерман» автора Форд Роджер

ЗЕНИТНЫЕ САМОХОДНЫЕ УСТАНОВКИ Шасси «Пантеры» Ausf D с установленным на нём деревянным макетом башни ЗСУ «Коелиан».В конце 1942 года фирма Krupp начала работы над машиной Flakpanzer 42, вооружённой 88-мм зенитной пушкой FlaK 41 во вращающейся на 360° башне. Однако после нескольких

Из книги Бронеколлекция 1995 № 03 Бронетанковая техника Японии 1939-1945 автора Федосеев С.

Самоходные установки с 75-мм пушками Рак 40 Первым истребителем танков, вооруженным пушкой Рак 40, стала самоходка на шасси трофейного французского тягача «Лоррэн». Конструктивно оно весьма походило на САУ на шасси такого же тягача, вооруженные 105-мм и 150-мм гаубицами. Орудие

Из книги Бронетанковая техника СССР 1939 - 1945 автора Барятинский Михаил

Самоходные артиллерийские установки Механизация армий привела к необходимости создания мобильных средств огневой поддержки. В связи с этим появились артиллерийские орудия, которые устанавливались на самоходные шасси и были способны сопровождать танки и преодолевать

Из книги Средний танк «Чи-ха» автора Федосеев Семён Леонидович

Самоходные артиллерийские установки Следует помнить, что, когда в сентябре 1939 года в Европе разразилась Вторая мировая война, американская тактическая доктрина применения танковых войск еще не была разработана, и лишь в 1941 году начала формироваться четкая система

Из книги автора

Самоходные артиллерийские установки (САУ) В 1938-1942 годах в Японии отрабатывались САУ трех типов: полевые самоходные гаубицы и мортиры (75-, 105-, 150- и 300-мм); самоходные 75- и 77-мм противотанковые пушки; 20- и 37-мм зенитные самоходные установки. САУ создавались на базе легких и

Из книги автора

Самоходные установки «ХО-НИ» И «ХО-РО» «ХО-РО»С 1941 года на базе среднего танка «Чи-ха» начали выпускаться САУ «Хони» («артиллерийский четвертый») и «Хо-ро» («артиллерийский второй») для оснащения танковых дивизий. Орудия устанавливались в открытой сверху и сзади

Из книги автора

Зенитные самоходные установки (ЗСУ) На базе легкого танка «Ке-ни» в 1942 году были выпущены опытные ЗСУ «Та-ха», вооруженные 20-мм автоматическими пушками системы «Эрликон», в двух вариантах:- одна пушка в открытой сверху поворотной башне;- спаренная установка в

Из книги автора

Самоходные артиллерийские установки Самоходная установка ЗИС-30Легкая противотанковая САУ открытого типа. Создана в экстренном порядке на заводе № 92 (г.Горький) с использованием вращающейся части 57-мм пушки и полубронированного артиллерийского тягача Т-20 «Комсомолец»;

Из книги автора

Самоходные артиллерийские установки В 1938 - 1942 годах в Японии разрабатывались САУ трех типов: полевые самоходные гаубицы и мортиры калибра 75, 105, 150 и 300 мм; самоходные 75- и 77-мм противотанковые пушки; 20- и 37-мм зенитные самоходные установки. САУ создавались на базе легких и

В связи с появлением у противника танков со все более мощной броней было принято решение создать на базе танка Т-34 более мощную, чем СУ-85 самоходно-артиллерийскую установку. В 1944 году такая установка была принята на вооружение под названием "СУ-100". Для ее создания были использованы двигатель, трансмиссия, ходовая часть и многие узлы танка Т-34-85. Вооружение состояло из 100-мм пушки Д-10С, установленной в рубке такой же конструкции, что и рубка СУ-85. Отличие заключалось лишь в установке на СУ-100 справа, спереди, командирской башенки с приборами наблюдения за полем боя. Выбор пушки для вооружения самоходной установки оказался весьма удачным: в ней прекрасно сочетались скорострельность, высокая начальная скорость снаряда, дальнобойность и меткость. Она прекрасно подходила для борьбы с танками противника: ее бронебойный снаряд с дистанции 1000 метров пробивал броню толщиной 160-мм. После войны эту пушку установили на новых танках Т-54.
Так же, как и на СУ-85, на СУ-100 устанавливались танковый и артиллерийский панорамный прицелы, радиостанция 9Р или 9РС и танковое переговорное устройство ТПУ-3-БисФ. Самоходная установка СУ-100 выпускалась с 1944 по 1947 год, за время Великой Отечественной войны было выпущено 2495 установок этого типа.



Что еще почитать