Сергей ястржембский как фотограф. Ястржембский Сергей Владимирович: биография, личная жизнь. Кто Ваши любимые фотографы

Бывший дипломат, а сегодня - известный режиссер-документалист, фотограф, путешественник и охотник Сергей Ястржембский в один из редких приездов в Москву пригласил HELLO! в свой загородный дом и рассказал о семье, увлечениях и новом фильме.

С тех пор как пресс-секретарь первого президента России Сергей Ястржембский ушел из политики, его жизнь круто изменилась. В 2009 году он основал собственную кинокомпанию "Ястребфильм" и занялся съемкой документального кино.

Встретиться с Сергеем и его женой Анастасией оказалось непросто: супруги с двумя детьми живут в Италии. Плюс к тому совершают частые переезды по всему миру, связанные с работой и увлечением главы семьи охотой.

Ритм жизни действительно немножко бешеный. С 1 января этого года у меня было уже 50 перелетов. А в 2016-м - вообще 100 за год, - говорит Сергей Владимирович.

Этот визит в столицу стал особенно важным: на 39-м Московском международном кинофестивале Ястржембский решил представить свой новый фильм о защите амурских тигров "Тигры и Люди". В работу запущены очередные ленты. Но жизнь в режиме цейтнота для нашего героя давно привычна.

Пойнтеры Хант и Денди вместе с хозяином встречают у порога дома съемочную группу HELLO!. Вскоре к ним присоединяется белоснежный, как из сказки, пони. Неподалеку, на огороженной территории, живут фазаны. На участке - просторные зеленые лужайки с цветущей сиренью и сам дом, который, по сути, состоит из двух: жилого и охотничьего, где Сергей Владимирович хранит коллекцию своих трофеев.

Коллекция трофеев Ястржембского размещена в отдельном охотничьем домике, расположенном рядом с основным домом. Увлечение охотой не мешает режиссеру снимать фильмы о защите животных. По его словам, честная охота не противоречит идеологии зеленых

Дизайн Сергей полностью доверил жене Анастасии. Выросшая в творческой семье (мама - художник-постановщик, проработавшая 17 лет на "Мосфильме", папа - переводчик, который сейчас также стал художником), Анастасия унаследовала от родителей художественный вкус. А кроме того, получила искусствоведческое образование в Италии.

Когда мы с Сережей познакомились, у меня уже был дом в Италии, в котором мы сейчас живем. Увидев его, он спросил: "Можешь сделать мне такой же в Москве? Но только чтобы он отражал нашу жизнь". Это оказался смешной опыт. Тогда в России еще не были знакомы с некоторыми техниками. Помню, как долго я объясняла рабочим, что такое эффект состаренного дерева, когда они мне принесли доски, просто поцарапанные гвоздями, - смеется Анастасия. Помимо того что Анастасия является соавтором фильмов мужа, она еще основала собственную компанию, пропагандирующую здоровый образ жизни. Так что в каком-то смысле продолжила дело своих бабушки и дедушки, работавших врачами. На фото - снимки детей Сергея и Анастасии, Анисьи и Милана, которые в этот раз остались под присмотром в Италии

Получая в этом году премию "Золотой Орел" за фильм о нелегальной добыче слоновой кости "Кровавые бивни", Сергей Владимирович поблагодарил со сцены супругу, сказав, что именно из-за нее он когда-то "пересел из машины с мигалкой в обычную".

Насчет мигалки была, скорее, метафора, но за этим, конечно, стоят большие изменения, - говорит он. - Потому что после 30 лет службы на государство моя жизнь вдруг стала полна свободы и творчества. Конечно, это связано и со знакомством с Настей, с ее взглядами на жизнь. Сейчас она является стопроцентным соавтором моих фильмов. Играет большую роль, особенно на стадии монтажа, когда нужно убрать что-то лишнее. У нее очень требовательный подход, который, бывает, не совпадает с моим. И она чаще выигрывает. Сергею Ястржембскому пришлось потрудиться, чтобы покорить сердце Анастасии. Но не зря же еще в школе ему в шутку дали прозвище Ястреб Женский

Их знакомство произошло в 1998 году на сафари в Намибии.

Мы оба в тот момент были несвободны. У меня была еще прежняя семья, Настя тоже была замужем, - рассказывает Сергей Владимирович. - Думаю, она, конечно, тогда произвела на меня большее впечатление, чем я на нее. Настя вообще не воспринимала охоту и критиковала меня за это. (Смеется.) Я отшучивался. Но все было в нейтрально-позитивно-дружеском тоне.

Анастасия вспоминает об этом так:

Сережа тогда как раз перестал работать с Ельциным, а я уже долгое время жила в Италии, где различные фонды активно собирали деньги на спасение диких животных. Когда увидела его, стала подтрунивать: "Так вот как у вас в российской политике: когда отдыхаете, животных обижаете?"

На полках одного из стеллажей в доме расставлены престижные международные охотничьи награды, которые Сергей Ястржембский получил за свои трофеи Для многих увлечение режиссера охотой и его последние фильмы о защите тигров и слонов - до сих пор из разряда сочетания несочетаемого. Ястржембскому остается только досадовать и объяснять непосвященным свою позицию.

Здесь нет никакого противоречия. Более того, одно логическим образом вытекает из другого. Охота не может существовать без животных. И для того, чтобы она продолжалась, нужно предпринять меры по их защите, - говорит он HELLO!.

Трофейная охота, которой занимаюсь я и люди по всему миру, предполагает безусловную оплату этого дорогого удовольствия. Часть денег от нее идет на сохранение дикой природы и защиту животных от браконьерства. Многие у нас воспринимают охоту в духе фильма Рогожкина "Особенности национальной охоты" - как развлечение нуворишей, пьяных милиционеров или армейских генералов. Мы снимаем фильмы в полемическом ключе, с той целью, чтобы люди ушли от понимания охоты как забавы, направленной на уничтожение животных. Все это не так.

Теперь с этим согласна и Анастасия.

Со временем, когда мы уже поженились и я поехала с Сережей на охоту, увидела, что он все делает по-честному, - говорит она. - Такие охотники, как он, проходят километры, подвергают свою жизнь риску, чтобы взять заветный трофей. И получают за это престижные награды.
Носорог (в центре композиции) стал одним из самых памятных трофеев, поскольку чуть не лишил охотника жизни Об Африке Сергей и Анастасия Ястржембские сняли уже много фильмов и мечтают показать ее своим детям, но брать сына и дочь в такую поездку еще рановато. Так что пока семилетний Милан и десятилетняя Анисья изучают континент по атласу и книгам, переняв от родителей увлечение географией и историей.

Они у нас очень активные. Учат иностранные языки, помимо русского говорят на английском и итальянском. Очень хорошо рисуют. Милан еще и спортсмен, с трех лет занимается карате. А Анисья недавно сказала, что с подругами в школе написала сценарий и начинает делать фильм. Явно прослеживается папино влияние,

Смеется Сергей Владимирович. По его стопам пошли и старшие сыновья, от первого брака, Станислав и Владимир, с которыми у Анастасии сложились прекрасные отношения: оба, как и отец, окончили МГИМО. Но после Владимир увлекся музыкой и сейчас является популярным диджеем, а Станислав стал юристом.

В прошлом году у Владимира родился сын, Владислав. Так что я теперь дедушка,

Говорит Ястржембский.

Когда Сережа узнал об этом, у него столько эмоций было: и счастье, и удивление, слезы на глазах выступили,

Вспоминает супруга.

Сергей Владимирович, в каждом интервью вас все равно спрашивают о прошлой работе. Не хотите еще написать мемуары?

Спрашиваем напоследок.

Когда меня просят рассказать о Борисе Николаевиче или Наине Иосифовне, я никогда не отказываю. Считаю своим долгом вспоминать о работе с первым президентом России. Но писать мемуары не хочу. Такой жанр литературы не может быть объективным. Многое из того, что я знаю, рассказывать просто нельзя. Так что лучше я буду снимать кино.

Видео: Евгений Юстюженков, Надежда Ермакова. Стиль: Алина Фрост. Макияж: Анастасия Кириллова/Giorgio Armani Beauty. Прическа: Карина Котова/Matrix

Помощник президента, его спецпредставитель по вопросам развития отношений с Евросоюзом Сергей Ястржембский, приехав в "РГ", ответил на вопросы журналистов.

Оплеуха Евросоюзу

Российская газета: Сергей Владимирович, что, на ваш взгляд, изменилось в политике ЕС после прихода к власти новых лидеров в крупнейших европейских странах? Действительно ли Евросоюз стал более проамерикански настроенным?

Сергей Ястржембский: Я с этим не совсем могу согласиться. Европейские лидеры в вопросах экономики и политики ведут себя по-разному. Очевидно, что в области экономики и финансов Европа и США - это не только партнеры, но и конкуренты. Торговые войны как шли, так и идут.

Но, безусловно, у новых лидеров иной взгляд на отношения с Вашингтоном. Они проявляют больше лояльности и снисходительности к политике Соединенных Штатов, чем их предшественники.

РГ: А как обстоят дела с новыми странами-членами ЕС?

Ястржембский: С некоторыми из них ситуация более сложная. В вопросах обороны и безопасности они предпочитают играть не в единой европейской команде, а напрямую с Вашингтоном. И совершенно очевидно, это поставило в тяжелое положение сам Европейский союз с его амбициями строить свою самостоятельную внешнюю политику.

С оборонной политикой вообще ничего не ладится. Особенно после того, как за спиной у Евросоюза, не консультируясь с основными ведущими европейскими государствами, Вашингтон напрямую договорился с Варшавой и Прагой о развертывании системы стратегической ПРО. В силу известной политкорректности об этом не говорят публично. Но это не значит, будто европейцы слепы. Оказалось, что два государства, недавно вступившие в Европейский союз, не посчитали нужным хотя бы спросить о европейской солидарности, а поступили так, как им выгодно, исходя из собственных интересов. Они продемонстрировали, что европейские оборонные ценности и европейская солидарность не являются для них фундаментальными ценностями. Что они предпочитают действовать напрямую с Вашингтоном в обход Брюсселя. На мой взгляд, решение по ПРО в Польше, Чехии - это сильнейший удар по планам Европейского союза иметь единую оборонную политику.

РГ: В Европейский суд по правам человека в Страсбурге поступает множество жалоб от граждан. И вот уже относительно долгое время ситуация не меняется. Как мы выглядим в этом вопросе на фоне других стран?

Ястржембский: Конечно, здесь мы не выглядим отличниками, поскольку примерно 25 процентов от общего количества обращений в Европейский суд - обращения граждан России. Это говорит прежде всего о недостатках нашей правовой системы.

Люди не стали бы обращаться к судьям за тридевять земель, если бы могли решить проблемы с защитой собственных прав у себя на родине. Это первый момент. Второй касается недостатков, связанных с исполнением судебных решений. Сейчас значительный процент дел, рассматриваемых в Европейском суде, составляют дела, по которым российские суды уже вынесли решения. Но в конечном итоге они не были исполнены. Обращаясь в Страсбург, люди верят в весомость решений Европейского суда. Это ненормальная ситуация, которая волнует и тех, кто отвечает за российское правосудие. Для того, чтобы разгрузить Европейский суд, мы должны прежде всего как следует работать у себя дома.

У меня много имен

РГ: Мы недавно узнали, что вы - заядлый охотник. И не просто человек, метко стреляющий в зайца, а охотник-трофеист. Довелось видеть вас в теннисных любительских турнирах и других соревнованиях. Как вам удается поддерживать такую хорошую форму? Хватает ли вам сил и желания на занятия спортом? Как выкраиваете время?

Ястржембский: У меня просто непоседливый характер. Мне скучно находиться в статичном положении, я все время ищу какое-то движение. Многие выходные я использую, чтобы поохотиться или пофотографировать. Иногда эти занятия совпадают. Например, часть последнего отпуска я проводил на острове Итуруп. Приехал туда поохотиться, а потом увидел возможность поснимать и в результате провел несколько фотосессий. В итоге получилась комбинированная поездка. Главное, меньше лежать на боку. Тогда можно многое успеть сделать.

РГ: Вы известны как страстный поклонник Италии...

Ястржембский: Да, это так. Я возглавляю российско-итальянский форум-диалог между гражданскими обществами. То есть в принципе я должен любить Италию по должности. В прошлом году в рамках этого форума мы проводили Неделю русского языка в нескольких городах Италии. Мы привезли туда 200 человек из России, было множество разных мероприятий, связанных с языком, с культурой, выставки и гала-концерты.

Кстати, новая телевизионная экранизация "Война и мир" напрямую связана с российско-итальянским форумом. На одной из встреч ко мне обратились итальянские телевизионщики с просьбой найти партнера в России, который мог бы войти в проект создания фильма. Этот проект должен был быть чисто европейским, без участия Голливуда. В результате проект поддержал холдинг "ВГТРК".

Люблю Италию еще и благодаря моей супруге, которая 16 лет жила и училась в этой стране. Так что благодаря жене я стал обращать гораздо больше внимания на Италию.

РГ: С успехом проходят выставки ваших фотографий. Ходят слухи, что вы участвуете в этих выставках под псевдонимом...

Ястржембский: Бывает и так. Я полагал, что мое участие в фотовыставках вызовет неадекватную и неоднозначную реакцию. Не хотел бы, чтобы эти работы воспринимались через отношение ко мне как к человеку, связанному с политикой. Поэтому и решил воспользоваться псевдонимами.

У меня на сегодня порядка 30 выставок - коллективных и личных. Я все время выступаю под разными именами. Когда-нибудь соберу их все вместе и устрою выставку друзей Ястржембского.

Ястржембский: Иногда удавалось на сто процентов. Иногда происходила утечка. Не так давно расшифровали мой любимый псевдоним Владимир Греви. Но многие другие мои имена так до сих пор и не раскрыты.

РГ: А не злоупотребляли ли вы служебным положением, чтобы сделать фотографии для выставки "Неизвестный Кремль"?

Ястржембский: Я был обязан пройти по тому пути, которым должны пройти все. А именно запросить разрешение на съемку у коменданта Кремля, назвать время и предполагаемые места съемки. Естественно, у меня всегда был сопровождающий.

Очень хотел побывать везде на территории Кремля, на всех крышах. Но, к сожалению, на все крыши не пускают, чтобы не навредить историческим постройкам. Но уж в тех местах, куда допуск был, я отработал по максимуму. Фотосессии продолжались по нескольку часов. Сегодня в личном архиве насчитывается более тысячи снимков.

Досье "РГ"

Сергей Ястржембский родился в 1953 году в Москве в семье потомков польских шляхтичей. В 1976 году окончил МГИМО, затем - аспирантуру Института международного рабочего движения Академии наук СССР.

В 1979-1981 годах работал - в Академии общественных наук при ЦК КПСС. В 1993-1996 годах был послом РФ в Словакии. В 1996-1998 годах - пресс-секретарь президента РФ и одновременно заместитель руководителя администрации президента по международным и общественным связям. В январе 2000 года назначен помощником президента, в марте 2004 года - спецпредставителем по отношениям с ЕС.

увлекается теннисом, горными лыжами и охотой. Вместе с экс-главой МВД Анатолием Куликовым состоит в охотничьем клубе "Сафари". В 2003 году получил награду "Большая африканская пятерка", вручаемую за добычу в одном сезоне слона, буйвола, леопарда, льва и носорога. Кроме того, в число его трофеев входят такие редкие животные, как пума и зубр.

Журналист, дипломат, политик - таким мы знали Сергея Ястржембского совсем недавно - менее года назад. Впрочем, как фотограф советник российских президентов был известен - за его плечами более 50 коллективных и персональных фотовыставок. Что изменилось после его ухода с госслужбы? Состоялись экспедиции в Марокко, Ботсвану и Мозамбик, поездки по Италии, Польше и Сибири. Одним из результатов этих путешествий стала серия поистине уникальных ландшафтных аэрофотоизображений, объединенных в фотоальбом «Аэроимпрессионизм».

- Сергей, есть ли жизнь вне стен Кремля? Что изменилось после вашего ухода из большой политики?

По большому счету жизнь изменилась кардинально! Я перестал смотреть на часы! Стал полностью располагать своим временем, планировать его от начала до конца. Когда приходилось совмещать работу в администрации президента с моей страстью к фотографированию, то естественно на первом месте был служебный долг. А теперь появилась свобода в распоряжении самим собой. Я могу заранее намечать съемки, заказывать маршруты. В этом году, к примеру, уже успел побывать в Индии, буквально на днях вернулся из Непала. В марте у меня открывается персональная фотовыставка, затем пройдет презентация фотоальбома «Аэроимпрессионизм». В него вошли сюжеты, снятые с воздуха - из самолетов и вертолетов, на протяжении нескольких последних лет. Просто образовалась некая критическая масса качественного материала, которую нужно было во что-то выплеснуть. На снимках, вошедших в альбом, нет городов (города снятые с воздуха - тема отдельная). Здесь только земля - Россия, Африка, Европа. Значительная их часть была сделана уже после того, как я ушел с госслужбы - только тогда я смог полноценно работать в Ботсване, Польше, Норвегии, итальянской Тоскане. Это были целенаправленные поездки с целью получить аэрофотосъемку.

- Как пришло осознание того, что это именно ваш жанр?

Аэросерия у меня получилась фактически сама собой - я ее нисколько не планировал. Последние пять лет я достаточно много фотографировал, находясь, может быть, в поиске своего жанра. Начал с крыш Кремля, городского пейзажа, затем переключился на природу, людей, репортажную съемку. Ну и затем раз, два, три, попал на борт небольших самолетов, вертолетов, сделал несколько снимков. И все, кому я их показывал, пришли к мнению, что лучше всего у меня получается именно аэрофотосъемка. Поэтому я продолжил ей заниматься.

- Надо думать, подобное направление фотоискусства - увлечение весьма затратное...

Оно действительно недешево. Но на некоторые проекты у меня есть спонсоры. Фотоальбом, к примеру, был издан при помощи группы «Онэксим» и Михаила Прохорова, моего хорошего товарища. Кроме того, я рассчитываю на коммерческую отдачу. Первая выставка «Аэроимпрессионизм» открылась в декабре 2008 года во Флоренции, в одной из лучших галерей города. И несколько моих работ сразу были куплены. Остальные в настоящий момент отданы галеристам на год. Подарочные экземпляры фотоальбома, кстати, там разошлись как горячие пирожки! При этом все сразу пытались выяснить, где в Италии это отпечатано?! Когда я говорил, что он сделан в России - разводили руками. Я и сам восхищен уровнем работы московской типографии «Новости». Если бы не высочайший профессионализм цветокорректоров, альбом мог бы и не получиться.

- Какая из стран наиболее эффектно выглядит сверху? Чем вы руководствовались при выборе сюжета?

Сюжеты специально не искал. В свое время, приезжая исключительно заниматься охотой, мне довелось много летать над этими странами. И моя память во многих местах сфотографировала с воздуха геометрию ландшафтного рисунка. То есть, я знал, куда и в какой сезон надо ехать. Тут многое зависит от времени года. Если приехать в жаркое лето в ту же Ботсвану, ЮАР, где орошаемое земледелие, то многие краски можно и не увидеть, поскольку они тускнеют под лучами испепеляющего солнца. А вот весна, когда расцветает саванна - самый подходящий момент чтобы снимать в этих местах. В Польшу наоборот лучше ехать в августе - вашему взору предстанет замечательная картина, ничуть не уступающая Африке по живописности: огромное количество лоскутков нарезанных земельных наделов, каждый из которых засеян какой-то своей культурой. Тоскану я фотографирую давно - она хороша в разные сезоны. Но если раньше я снимал, путешествуя по этой бесподобной итальянской провинции на машине, то сейчас использовал все имеющиеся знания для полета по тем же маршрутам, но на вертолете.

- Погода вносила свои коррективы в конечный результат?

- Погода не помешала ни разу. Но, скажем, если я до сих пор мечтаю отснять Тоскану под снегом, то это очень тяжело, потому что снег там выпадает крайне редко. При этом землю устилает такой тонкий покров, что он исчезает буквально на глазах. Я всегда готов, если нахожусь в Москве, в любой момент сесть в самолет и отправиться туда за этими бесценными кадрами, но погода не благоприятствует - охочусь уже несколько лет.

Строгость линий, сдержанная цветовая гамма - политическое прошлое накладывает свой отпечаток на творчество?


Я отталкиваюсь от натуры - то, что красиво для моего глаза, то и попадает в объектив. В одном кадре вроде бы строгие линии, а в другом расплывчатые, в одном кусочек земли прямоугольный, а в другом напоминает сверху алмаз - в моих снимках очень много романтических вещей. Может быть, африканская серия более строгая. Она мне напоминает структурные работы русского авангарда начала ХХ века. То, что мне нравится - это не конкретные объекты, находящиеся на земле. Скажем, Ян Артюс-Бертран - замечательный французский фотограф, который является одним из главных основоположников аэрофотосъемки, в основном интересуется воспроизведением конкретных объектов, в том числе большого количества людей, которые находятся на земле. Меня же интересуют геометрия и ландшафтные рисунки. Я очень мало, кстати, в обработке снимков использую Photoshop - им можно изменить реальность до неузнаваемости, а мне в моих работах важна достоверность.

Любая хорошая съемка у меня выходит только тогда, когда присутствует внутренний драйв и адреналин. Когда я вижу под крылом самолета или под кабиной вертолета череду разнообразия различных геометрий земного ландшафта, то попадаю в струю таких бурных эмоций, что тут уже не до оттачивания мастерства. Главное, как можно быстрее захватить и зафиксировать этот сюжет. Можно конечно попросить пилота сделать еще круг, затем еще один - но это проект дорогостоящий, а о финансовой стороне дела, хочешь - не хочешь, задумываться приходится.

- Какой фототехнике отдаете предпочтение в своих путешествиях?

Я пользуюсь Canon EOS-1Ds Mark III . Вожу с собой два одинаковых фотоаппарата и большое количество различных объективов.

- Выставка открывается на днях, альбом уже вышел - чему планируете посвятить свободное время в будущем?


Вообще, аэрофотосъемка - тема нескончаемая, ей можно заниматься всю оставшуюся жизнь, были бы деньги. Столько красивых ландшафтных съемок можно сделать с воздуха! Но у меня такой цели нет. Сейчас выходит мой второй фотоальбом в Италии. В нем делается акцент на четыре стихии: воздух, землю, воду и огонь. Это разделение - инициатива итальянцев, они сами выбирали фотографии из того материала, что я им предоставил. Кроме того, сейчас наметилась еще одна творческая линия, связанная не только с фотографией. С группой единомышленников мы начали снимать в Африке документальный сериал. В его рамках уже отснято два фильма, съемка еще трех намечена на этот год. Речь в них идет о столкновении современной и традиционной африканской цивилизаций: зарисовки из жизни различных этнических групп, которые ухитряются до сих пор сосуществовать с привычной нам действительностью, и постепенно, не без боя, но сдают свои позиции, поскольку против такого пресса как современная цивилизация выстоять очень трудно. Первый фильм мы сняли в Марокко - он будет называться «Последние пленники пустыни». Он повествует о последних кочевниках, которые еще остаются в Сахаре. Сейчас он монтируется, и я надеюсь, что к весне мы его завершим. Второй фильм был снят в Ботсване. Он посвящен бушменам, которых можно еще встретить в пустыне Калахари. Следующий фильм будет сниматься в Намибии - об очень интересной народности химба. Летом мы планируем съемки в одной или двух странах, посвященные последним африканским пигмеям. И пятая лента должна быть отснята в сентябре в Эфиопии, в потрясающей долине реки Омо, которая населена фантастическими, живописнейшими этническими группами. Это такая «нажористая» фактура, что сама просится в объектив! И вот параллельно с документальным сериалом я хочу сделать один или два фотоальбома, посвященных этим людям. Ритуалы, обычаи, юность, зрелость, старость, охота - тематика будет крутиться вокруг этого. Сейчас это все пока довольно пространно, но такой альбом, я надеюсь, появится параллельно с документальным сериалом. Этот проект рассчитан не на один год, по моим подсчетам мы должны снять около 10 фильмов.

Кто бы мог подумать! Да вы бы просто затосковали, оставшись на госслужбе - столько нереализованных планов накопилось!

Мне захотелось прожить еще одну жизнь!

- Как человек, искушенный богатым жизненным и фотографическим опытом, что посоветуете нашим читателям?

У по-настоящему творческих людей не должно быть никаких шаблонов, стереотипов и внутренних границ. Пробуйте новое! Не останавливайтесь на достигнутом! Не ограничивайте себя в творческом поиске и самораскрытии - чаще надо экспериментировать! Пусть иной раз эксперименты не оправданы и проваливаются, сам по себе эксперимент все равно всегда будет интересен!

Сергей Ястржембский: «Фактура должна быть „нажористой“!» .

Ребенку, родившемуся в Москве, судьба только фактом появления на свет предоставляет некоторые преимущества. Сергей Владимирович Ястржембский - коренной москвич. В семье кадрового военного, полковника, 4 декабря 1953 года родился мальчик. Мать работала лектором в одном из Центральных музеев столицы. Сережа уже в раннем возрасте стал проявлять интерес и способности к гуманитарным дисциплинам. Легко запоминал иностранные слова и выражения. Выучил имена столиц всех крупных стран на карте мира.

В летний период семья Ястржембских проживала на даче, которая находилась в Подмосковье на реке Истра. Часто уходил на прогулки по лесу. Узнавал названия трав, деревьев и цветов. Любовь к истории и географии поощрялась родителями. В школе Сергей учился неплохо. С желанием вступил в комсомол. Активно участвовал в общественной работе. Готовил и проводил для одноклассников информационные пятиминутки на политические темы. Важно отметить, что благодаря таким мероприятиям, Ястржембский приобрел привычку публичных выступлений перед большой аудиторией.

Когда пришла пора получать специальное образование, Сергей выбрал МГИМО. Специализация – международное право. Уже в студенческие годы он работает лектором в Институте политического просвещения. Благодаря этой работе Ястржембский побывал в разных городах и регионах Советского Союза. Своими глазами увидел, как живет страна и какие процессы формируют настроение в обществе. Часто бывает за рубежом. Все это благодаря членству в Комитете молодежных организаций. Получив диплом с отличием, Сергей отказался от карьеры в МИД и стал аспирантом Института международного рабочего движения.

В Кремлевском пуле

Биография Сергея Ястржембского могла сложиться по другому, но в 1991 году прекратил свое существование Советский Союз, и надо было ориентироваться в создавшейся обстановке. Имеющий разностороннюю подготовку и опыт работы специалист мог работать на любой должности по выбранной специальности. В 1993 году Сергею Владимировичу предложили пост посла Российской Федерации в Республике Словакия, которая только что обрела независимость. Три года пролетели как один день. За этот период российский посол набрал вес в и приобрел авторитет в дипломатических кругах.

Так вышло, что его рекомендовали на должность пресс-секретаря при Президенте РФ. Борис Николаевич Ельцин знал Ястржембского и согласился на назначение. За два года работы в тесном контакте с президентом можно зачесть за пять лет дипломатической службы в Бразилии или Канаде. О блестящей работе пресс-секретаря отзывались практически все мировые СМИ. Однако осенью 1998 года Сергею Владимировичу пришлось сменить место работы и перейти в Московскую мэрию. В течение восьми лет, начиная с 2000 года, работал в Администрации Президента РФ Владимира Путина.

Личная жизнь Ястржембского сложилась неплохо. С первой женой, прожив два десятка лет, пресс-секретарь расстался. Женат вторым браком на Анастасии Сировской. У мужа и жены дистанция в возрасте 20 лет. После ухода с государственной службы в 2008 году Сергей Владимирович активно занимается охотой и рыбалкой, снимает фильмы и пишет книги.

12 марта в фонде культуры «Екатерина» открывается выставка «Впечатления. Impressions…», на которой можно будет увидеть работы Сергея Ястржембского, сделанные в технике аэрофотосъемки





Фонд культуры «Екатерина», Московский дом фотографии и национальный фотоархив «ГеоФото» представляют выставку фотографий Сергея Ястржембского «Впечатления. Impressions…». Она откроется 12 марта в фонде культуры «Екатерина» (Кузнецкий мост, 21/5, подъезд № 8) и продлится до 5 апреля. На ней впервые будет показано около 200 уникальных снимков, созданных за последние три года известным российским политиком.

Чуть меньше года Сергей Ястржембский оставил посты помощника президента РФ и спецпредставителя президента РФ по взаимодействию с ЕС, чтобы полностью посвятить себя любимому делу - фотографии. 20-летнее хобби Ястржембского сегодня стало смыслом его жизни. На выставке в Фонде культуры «Екатерина» будут представлены три серии фотографий большого формата, созданные Сергеем Ястржембским в последние годы. Все снимки, вошедшие в экспозицию, объединяет «техника съемки» - они созданы на высоте нескольких сотен метров над Землей.

Во вступительном слове к каталогу Сергей Ястржембский написал: «Сейчас уже трудно припомнить, когда именно я “подсел” на аэрофотосъемку. Может, все началось с крыш Московского Кремля и колокольни Ивана Великого, с высоты которых знакомые с детства дворцы и соборы выглядят совершенно иначе, радуя глаз новизной ракурсов и неразличимых с земли деталей. А может, запала в душу боготворимая мною Тоскана, чьи портреты с небес я впервые сделал из корзины воздушного шара».

Выставка состоит из двух разделов: «Тоскана» (снимки разместятся на первом этаже Фонда) и «Аэроимпрессионизм» (три зала второго этажа). Каждый из залов «Аэроимпрессионизма» - это отдельная тема: Африка, Европа и Сибирь, показанная с тех точек и ракурсов, которые были доступны, пожалуй, только Сергею Ястржембскому.

Куратор выставки, директор музея «Московский Дом фотографии» Ольга Свиблова рассказывает: «Сергея Ястржембского в аэрофотосъемке прежде всего интересует визуальная структура, абстрактные композиции, в построении, фактуре и цветовой гамме которых раскрываются различия между разными континентами и странами, определяемые не только природными условиями, но и воздействием на них человеческой цивилизации. Фотографии Ястржембского проявляют объективный характер умозрительных построений русского авангарда. Его Африка брутальна и по композиции, и по цвету. Его Европа живописна, и более импрессионистична. Эти серии интересны сами по себе, но еще интереснее в сравнении одна с другой».

Посетители выставки получат уникальную возможность сравнить страны и континенты, запечатленные с высоты птичьего полета, и насладиться, можно сказать, идеальным сочетанием композиции, фактуры и цвета, созданных природой, увиденных и умело сфотографированных Сергеем Ястржембским.

Сергей Ястржембский о своем увлечении фотографией

Мое увлечение фотографией не было вызвано каким-то особым побудительным мотивом. Наверное, это началось так же, как и у всех (или у многих) любителей фотографии, - когда появляется желание фиксировать моменты вашей жизни на фотопленку и самое интересное и памятное сохранить как можно дольше.

Скорее всего, начало было положено первой моей загранкомандировкой, которая началась в 1981 году, когда я уехал в Прагу работать в журнале «Проблемы мира социализма». В Праге, одном из красивейших городов мира, у меня появилось желание обзавестись фотоаппаратом. Мой первый фотоаппарат был какой-то японской «мыльницей». Какой была первая фотография, я, конечно, не помню. Но основными сюжетами моей любительской съемки была семья, многочисленные поездки по Чехословакии или туристические походы по Праге.

Как давно Вы занимаетесь фотографией?

Пожалуй, можно говорить, что я занимаюсь фотографией более 20 лет, но серьезно занялся постижением культуры фотографии, осваивая специальную литературу, посещая фотовыставки и изучая фотоальбомы, лет пять-шесть назад. Именно тогда у меня появилось желание получить профессиональные навыки фотографа. Думаю, что стимулом послужили мои поездки в Африку - сначала в качестве охотника. В какой-то момент я осознал, что хочу не только добиваться результатов на охоте, но и делать фотографии удивительных, красивейших мест - профессиональной пленочной фотокамерой. И я приобрел Canon. Через какое-то время у меня накопился определенный материал, которым, как я считал в то время, можно было гордиться. И когда я созрел для того, чтобы заниматься фотографией максимально серьезно (не могу сказать - профессионально, поскольку в тот период я находился на государственной службе), через друзей вышел на знаменитого фотохудожника Льва Мелихова. И когда я показал ему свои африканские фотоснимки, он посмотрел, ничего не стал разбирать по косточкам, а просто сказал: «Ну что ж, давай попробуем»… из чего я понял, что не все так безнадежно и за что-то он «уцепился» своим профессионально острым взглядом.

Изменилось ли Ваше отношение к фотографии за последнее время?

Отношение к тому, что я делаю, изменилось безусловно. Если раньше охота была на первом плане, а фотосъемкой я занимался как «побочным продуктом» - от случая к случаю, то в последние пять-шесть лет она уже стала для меня совершенно самостоятельным, требующим особого внимания и особых навыков делом. Я организовываю для себя специальные фотосессии, выезжая для этой цели специально в другие города или страны, снимая с вертолетов или небольших самолетов - благодаря чему накопился материал для только что вышедшего альбома «Аэроимпрессионизм»… То есть я стал отдавать фотографии должное, для того чтобы добиться максимально высокого качества и приемлемого результата. Поэтому, конечно, мое отношение к фотографии изменилось радикально и стало гораздо более серьезным и ответственным.

Наконец, у меня появились свои любимые жанры. Раньше мне было трудно определиться: что меня больше всего привлекает? Я снимал пейзажи - и городские, и природные; фотографировал с воздуха и даже в стиле папарацци, если хотите: в восточных, особенно арабских странах, где люди не любят, когда их фотографируют, связывая с этим свои мистические представления о перемещении душ. Пробовал макрофотографию, черно-белую и цветную… В итоге все сложилось так, что наиболее удачным жанром, где я лучше всего себя чувствую, а результаты наиболее зримы и ощутимы, стала аэрофотосъемка.

Кто Ваши любимые фотографы?

Любимые фотографы? Что касается России, то, конечно же, назову прежде всего Льва Мелихова - не только потому, что он мой «фотогуру» и учитель, а потому, что он действительно выдающийся фотограф, который успешно работает и в жанре фотопортрета, причем психологического, и прекрасно ориентируется в других жанрах - для него не существует никаких секретов и границ в этой профессии. И если он в хорошей форме и нацелен на результат, его фотосъемка всегда запоминается.

Что касается зарубежных авторов и фотографов - тут можно назвать несколько крупных мастеров, чей стиль фотографирования поистине уникален. Они не просто производят на меня сильное впечатление своими работами; некоторые из них дали дополнительный стимул в моем развитии как фотографа. Прежде всего это очень глубокий, пронзительно острый бразильский фотограф Себастьян Сальгадо. Его серия, посвященная, скажем, золотоискателям на рудниках в Бразилии, или репортажные съемки о катаклизмах Черной Африки поражают воображение. Каждая фотография - это фактически целая драма, а иногда и трагедия. Совершенно из другой сферы - великолепный итальянский фотохудожник и друг нашей семьи Массимо Листри, один из лучших фотографов мира по интерьерам, автор многочисленных альбомов, публикаций во всех ведущих дизайнерских и архитектурных журналах, человек, который снял лучшие дворцы и дома Италии, Франции, Марокко, Камбоджи и других стран.

Назову еще трех авторов. Два из них специализируются на фотосъемке в Африке. Там я провожу достаточно много времени и тоже пленен этим континентом и той фотонатурой, с которой там сталкиваешься. Один из них - немец Микаэль Полица, другой - южноафриканский фотограф Стив Блум. Их великолепные альбомы, посвященные Африке, являются для меня, по сути, настольной книгой. Ну и, наконец, еще один фотограф - Ян Артур-Бертран, француз, один из лучших, если не сказать лучший мастер аэрофотосъемки. Пожалуй, этими именами я и ограничусь.

Считаете ли Вы свои фотографии современным искусством? Почему?

В том, что фотография является искусством, у меня нет никаких сомнений. Внутри современной фотографии существует масса самостоятельных направлений, скажем, Дортмундская школа… огромное количество фотохудожников и мастеров, которые создали свои школы и действительно подняли фотографию до уровня художественного произведения. И неслучайно эти фотографии получают соответствующую оценку и на арт-рынке; многие из них успешно продаются в галереях и на аукционах, проводимых крупнейшими аукционными домами мира.

Являются ли мои фотографии современным искусством - уже не мне судить, а тем людям, для которых я фотографирую, а оценивать себя считаю неправильным.

Какое искусство сейчас актуально?

Я не являюсь профессиональным искусствоведом, хотя, естественно, слежу за современными тенденциями в мире искусства. Посещаю выставки - не только фотографии, но и других видов искусства, стараюсь не пропускать музыкальные премьеры. Думаю, любое искусством можно смело считать современным, если оно находит отклик у современников, задевает их, будоражит их воображение, заставляет пропускать увиденное через себя.

Расскажите, пожалуйста, о выборе мест для съемки.

Как я уже говорил, многие фотосессии проходили параллельно с охотой. Фотосумка, которая, кстати, весит около 12 кг, постоянно со мной в таких поездках. Часто выделяю время для того, чтобы пофотографировать с воздуха. Назову целый ряд регионов, в которые я ехал ради охоты, а потом часть времени посвящал фотографии: Таймыр, Якутия, Ханты-Мансийск, Курилы. Если брать Африку - такие съемки были в Ботсване, ЮАР, Мозамбике.

Были специальные фотосессии, которые организовывались только ради «охоты» за фотографией: так было в Норвегии летом прошлого года, в Тоскане и Польше.

Почему Тоскана? Она меня притягивает со многих точек зрения. Мне кажется, это самый привлекательный регион мира, какой я видел за многие десятилетия поездок, командировок, путешествий по миру. Другого такого уголка Земли - настолько насыщенного природными, архитектурными ландшафтами, художественными ценностями, настолько богатого своей историей и традициями - я не знаю. В Тоскане есть несколько районов, которые считаются мировым наследием пейзажа. Это очень редкая оценка со стороны ЮНЕСКО, которая была дана именно нескольким тосканским районам - в силу ни с чем не сравнимой красоты этих мест. Можно сказать о Тоскане еще много лестных слов - в частности, о местной кухне, о гостеприимстве этих людей, об огромных исторических пластах, которые лежат в основе сегодняшней жизни в Тоскане. Там история буквально окружает вас на каждом шагу, и во многих городишках, крепостях, монастырях, деревеньках нельзя избавиться от ощущения, что срабатывает машина времени - и вас отбрасывает куда-то далеко назад. В общем, Тоскана меня привлекает больше всего в силу своей удивительной внутренней гармонии.

Африка интересна другим: своими взрывными красками, лицами людей, животным миром… Я как раз начал осуществление одного проекта, связанного с Африкой, и хочу набрать материал для самостоятельного издания, посвященного людям Африки, их обычаям, традициям, праздникам, церемониям, их повседневной жизни.

Расскажите, пожалуйста, пару историй о создании тех или иных фотографий.

В последнее время мы с коллегами увлеклись съемками документального кино. В прошлом году в Марокко снимали первый наш документальный фильм, который назвали «Последние пленники пустыни». Мы посвятили его тем кочевникам, которые еще продолжают вести жизнь традиционных номадов и пока еще не растворились в современной цивилизации. Они составляют сегодня где-то 2-3 процента населения Марокко. И, хотя я выступаю в роли не только автора идеи, но и режиссера-дебютанта, привязанность к фотографии настолько сильна, что каждый день я выходил на съемки, обязательно держа при себе фотоаппарат. Делал много снимков (нельзя сказать, что это была самостоятельная фотосессия, поскольку приоритет все-таки был отдан документальному фильму) - я постоянно старался выкроить мгновения, чтобы сфотографировать людей, пейзажи, которые отличались невероятной живописностью. И многие снимки, сделанные в Марокко, прежде всего пустыня, пески, дюны, появились благодаря документальному фильму, и все они стали ценной частью моей коллекции. Один раз мы присутствовали на традиционной берберской свадьбе, в песках, где отработали почти целый день, снимая документальный фильм. Там все было настолько сказочно красиво, сочно, необычно для европейского глаза, что невозможно было оторваться и от фотоаппарата; часть этих снимков уже опубликована в журналах.

Есть ли среди представленных на выставке снимков наиболее любимые?

Есть. Хотя все фотографии на выставке все равно что любимые дети, и между ними трудно проводить какое-то различие... Я говорю о серии снимков, сделанных в Южной Африке с самолета, которые я особенно ценю. Цвета, фактура и геометрический язык земли настолько напоминали мне живопись русских авангардистов начала прошлого столетия, что захотелось незамедлительно воспроизвести это на фотографии. Эти снимки сегодня представлены на выставке, и я их вижу именно как посвящение русскому авангарду. Есть несколько сделанных с вертолета снимков тех мест в Тоскане, которые я очень люблю, - это холмы между Сиеной и Флоренцией, в долине Валь Д’Орча. Обычно я их снимал «с ног», объезжая эти места на автомобиле. На сей раз мне удалось снять их с воздуха - и я получил от этой фотосессии большое удовольствие.

Какой снимок Вы еще пока не сделали?

На этот вопрос нет ответа. Надеюсь, что лучшие снимки ждут меня впереди.



Что еще почитать