Шейх али мухиддин аль-карадаги встретился с евкуровым. Чему был удивлён Аль-Карадаги

Сегодня в Махачкале прошла международная конференция, на которую был приглашен знаменитый исламский ученый Шейх Али Мухиддин Аль-Карадаги, возглавивший делегацию Всемирного Союза мусульманских ученых.

Кроме того, в мероприятии приняли участие Али Вячеслав Полосин, председатель Российского центра «Аль-Васатыйя», Алексей Сикорский, директор Некоммерческого благотворительного фонда поддержки исламской культуры, науки и образования, представители Департамента по взаимодействию с религиозными организациями Управления Президента России и другие общественные деятели, муфтий Дагестана, лидеры молодежных и религиозных общин Дагестана. Участвовал также глава Дагестана Магомедсалам Магомедов.



Очень хорошие советы шейх Аль-Карадаги дал чиновникам, молодежи и тем, кто запутался в понимании того или иного жизненного момента. Вот часть его выступления:

Понятно, что многие скептически настроенные обозреватели из числа мусульман или немусульман скажут, мол, проведение подобных мероприятий - это трата времени, что от них нет никакой пользы. Но я все-таки считаю, что, наоборот, конференции такого формата проводить важно и нужно. Тем более, когда на них приглашаются такие почетные гости и известные исламские ученые.

Так, например, позавчера 15 ноября важная встреча прошла в Нальчике, на которой приняли участие мусульмане из Азербайджана, главы ДУМ Северного Кавказа, ученые-исламоведы, эксперты, а также известные исламские ученые. Достаточно редкое мероприятие для республики, где отношения между властью и мусульманской общиной сложно назвать идеальными.

Слишком мало мероприятий международного уровня проводится на Северном Кавказе. Между тем, проблемы Кавказа не являются исключительными, они достаточно широко распространены и в других регионах. Здесь опыт мусульманских стран по налаживания внутриобщинного диалога может быть очень полезен и продуктивен.

Предлагаем Вашему вниманию выступление шейха Али Мухиддин Аль-Карадаги, в котором он осуждает религиозный экстремизм и настоятельно рекомендует боевикам признать ошибочность их деяний и вернуться на истинный путь Ислама – путь мира и добра.

Выступая на Международной богословской конференции в Махачкале в 2012 году в рамках обсуждения проблемы терроризма и религиозного экстремизма на Северном Кавказе, шейх Али Мухиддин Аль-Карадаги сказал следующее:

«Арабо-исламские мусульмане в нашем исламском мире, как известно, продолжают жить в условиях оккупации и колониализма на протяжение около трех десятилетий. Не успели они освободиться от колонизаторов, на их место в большинстве стран пришли, к великому сожалению, их агенты, которые вели себя хуже колонизаторов. Они претворяли в жизнь западные законы и положения и насаждали западные порядки.

Колонизаторы и их агенты не позволяют исламской умме возвратиться к своей славе, силе и цивилизации, используя все прямые и опосредованные средства, в том числе с помощью движений экстремизма и насилия, в нашем исламском мире, что извратило красоту и толерантность ислама и сделало возможным огульно делить мусульман на тех, кто прав и кто не прав. Эти движения экстремизма и насилия поначалу объявили других в неверии и в разврате, а потом начали взрывать. Все это закончилось большой смутой.

В такой опасной для мусульман ситуации большая ответственность перед Всевышним Аллахом, а затем перед своими народами и следующими поколениями ложится на плечи алимов, мыслителей и политиков. Следует учесть, что те радикально настроенные люди являются мусульманами, которые ошиблись в своих усердиях подобно тем своим братьям, которые выступили против нашего господина Али, да благоволит ему Аллах! Тогда к ним отправился ученый муж нации Абу Аббас и дискутировал с ними. В результате многие из них вернулись в лоно истины. Также поступили братья из Движения аль-Джихад в Египте. В результате бесед с ними шейха Мухаммада Аль Газали и шейха аш-Шаарави и других они вернулись и написали заявления об отказе от своих заблуждений.

Скажу всей молодежи: воспользуйтесь же этим опытом и извлеките уроки из заявлений-отказов, которые писали радикально настроенные молодые люди в тюрьмах Египта. Эти заявления составили 17 томов. И не повторяйте эти ошибки.

Братья и сестры! Священный Коран предельно ясно объясняет, что Аллах сотворил человека для созидания и развития, но никак для уничтожения. Аллах говорит: «Он создал вас из земли и поселил вас на ней» (сура «Худ», аят 61).

Наша религия - религия науки, религия справедливого мира. Всевышний говорит: «Если они склоняются к миру, ты тоже склоняйся к миру» (сура Аль-Анфал, аят 61). Потому ислам хочет приобрести не врагов, а друзей.

Ислам приблизил людей Писания, особенно христиан, к мусульманам. Даже сподвижники Посланники переживали, когда Христианский Рим потерпел поражение от огнепоклонников. Всевышний сказал: «Повержены римляне в самой низкой (или ближайшей) земле. Но после своего поражения они одержат верх через несколько лет. Аллах принимал решения до этого и будет принимать их после этого. В тот день верующие возрадуются помощи Аллаха. Он помогает кому пожелает. Он - Могущественный, Милосердный, (сура Ар-Рум, аяты 2-5). Всевышний сказал: «Ты непременно найдешь, что ближе всех в любви к верующим, являются те, которые говорят: «Мы – христиане». Это потому, что среди них есть священники и монахи, и потому, что они не проявляют высокомерия» (сура «Аль Маида», аят 82).

Затем ислам пытался приблизить всех людей, даже атеистов, путем поиска общей истины. Так Всевышний сказал: «Воистину, одни из нас либо на прямом пути, либо в очевидном заблуждении» (сура «Саба», аят 24). Кроме того, в Коране делается упор на незыблемые вещи, являющиеся общими для всех детей Адама по происхождению и природе и наличию дуновения духа Всевышнего Аллаха в каждом человеке. Поэтому Он приказал нам применить благочестие и добродетель, который применялся по отношению к родителям, ко всем людям религий, которые не нападали на нас. Всевышний говорит: «Аллах не запрещает вам быть добрыми и справедливыми с теми, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вам из ваших жилищ. Воистину Аллах любит беспристрастных» (сура «Аль Мумтахина», аят 8).

Ваша религия также является религией цивилизации и прогресса. Вы не должны быть отсталыми. Вы должны идти по пути постоянного прогресса. Всевышний говорит: «для того чтобы испытать вас и увидеть, чьи деяния окажутся лучшими» (сура «Аль-Мульк», аят 2). Все коранические аяты делали упор на то, что мусульманин должен следовать лучшей морали, придерживаться лучшего из того, что было ниспослано.

Говорить, используя лучшие слова, относиться к людям лучшим образом. Всевышний сказал: «Не равны добро и зло. Оттолкни зло тем, что лучше, и тогда тот, с кем ты враждуешь, станет для тебя словно близкий любящий родственник» (сура «Фуссилат», аят 34).

И наконец, у меня есть совет для народов Кавказа и всех мусульман в Российской Федерации, которым принадлежит огромная роль в исламской цивилизации и исламских науках, - заботиться о глобальном развитии и научном прогрессе, руководствуясь умеренной исламской мыслью - васатыйя. Особенно если учесть, что эти народы все еще испытывают на себя остатки коммунизма и отсталости, следовательно, они должны разработать стратегический план развития во всех областях, стратегию научного прогресса и стратегию развития современных технологий и договориться об общих для ислама незыблемых принципах и отойти от крайности, экстремизма, объявления других развратниками и неверующими.

Хватит разногласий, разобщенности, идейных, политических и военных сражений. Какую пользу все это принесло этим народам? Все это привело лишь к трагическим последствиям!

На наш взгляд, Московская декларация, которая была принята Всемирным советом мусульманских ученых совместно с алимами данного региона, зафиксировала как бы незыблемые исламские принципы. Если работа будет идти в соответствии с ними, то это решило бы многие проблемы, с позволения Аллаха.

Молимся Всевышнему Аллаху всячески вспомоществовать нам вместе с вами добиться подъема этой уммы и чтобы была нам оказана честь участвовать в нем. Мир вам, милость и благословения Аллаха», - заключил шейх.

Генеральный секретарь Всемирного союза мусульманских ученых (ВСМУ) шейх Али Карадаги , прибывший в Москву на открытие Соборной мечети на проспекте Мира назвал Россию прекрасной страной.

«Мы увидели, что Россия - прекрасная страна, что ее природа очень красива, а русский народ в большинстве своем добр. Русский народ - это один из восточных народов, обычаи и ценности которого во многом совпадают с обычаями и ценностями мусульманских народов Машрика и Магриба (востока и запада - EADaily)». Хвала Аллаху, у мусульман России все хорошо, они живут в гармонии с другими россиянами", - сказал Карадаги.

По словам главы ВСМУ, в России существует благоприятная атмосфера, в которой мусульманин имеет возможность исполнять свои религиозные обязанности, не сталкиваясь с насилием или тиранией. «В Российской Федерации у мусульман есть шесть республик: в большинстве из них я побывал. У мусульман там имеются не только мечети, но также специальные высшие учебные заведения. Я побывал в Чеченской Республике, Дагестане, Ингушетии и Кабардино-Балкарии, и убедился, что в этих республиках есть свобода и подъем интереса к получению религиозных знаний, который, я надеюсь, будет расти. Тем, кто задает мне вопросы или возражает, я всегда говорю: „То, что уже достигнуто, есть большое благо, а вы должны мирными и цивилизованными средствами делать все, чтобы стало еще лучше, ведя конструктивный, целенаправленный и спокойный диалог, поддерживая взаимное доверие и равноправие. У вас есть права, но у республик и у государства тоже есть права, и это подлинные права гражданства, подразумевающие и обязанности“», - заявил шейх Карадаги.

Карадаги, побывав в России, убедился, что мусульманские муфтии России призывают к партнерству, сотрудничеству и созиданию на началах справедливости и равноправия. «Мы, Всемирный союз мусульманских ученых, всегда подчеркивали важность мира и справедливости, умеренности, мирного сосуществования и терпимости, всестороннего развития, искоренения ненависти и расизма, недопущения смут и войн, приложения всех сил во имя подъема и созидания», - сказал генсек ВСМУ.

Карадаги отдельно коснулся положения мусульман в Крыму. «Накануне референдума в Крыму мы советовали мусульманам полуострова быть вместе с большинством крымского народа и не становиться инструментом в руках Запада или кого-то еще. Мы сказали им: вы вправе требовать от Российской Федерации соблюдения всех ваших законных прав». Как отметил Карадаги, российское руководство намерено соблюдать права мусульман Крыма, и мусульмане полуострова в целом настроены к властям РФ мирно. «Мы желаем всему крымскому народу, и прежде всего мусульманам Крыма, безопасности, спокойствия и процветания», - сказал глава Союза мусульманских ученых.

Али Карадаги также заявил, что Всемирный союз мусульманских ученых не признает за террористической группировкой «Исламское государство» права выступать от имени мусульман. «Всемирный союз мусульманских ученых не признает за ИГИЛ право называться государством исламского халифата. Эта группировка изуродовала ислам, извратила его истинную суть, создала дурное представление об исламе и мусульманах. Она приложила руку к изгнанию мусульман из своих домов и убила очень многих мусульман, и не только их», - сказал Карадаги. По его словам, Всемирный союз мусульманских ученых, который объединяет большинство улемов мировой исламской уммы, постановил: провозглашение со стороны ИГ халифата не имеет силы и не отвечает ни одному из требований, предъявляемых к халифату согласно исламской концепции власти и политики, отвечающей принципам шариата. «Это „государство“ не представляет подлинный ислам, который зиждется на справедливости, срединности, который является милостью для миров и оберегает безвинные жизни», - сказал Карадаги.

Генеральный секретарь Всемирного союза мусульманских ученых Али Карадаги - ученик и последователь известного египетского богослова Юсуфа Кардави , идеолога движения «Братья- мусульмане», который в сентябре 2012 года назвал Россию «врагом ислама номер один» и призвал весь мусульманский мир встать против России и бойкотировать ее на международном уровне.

Обращение шейха Али Аль-Карадаги к молодежи России.
Мир вам и милость Аллаха, хвала Аллаху, молитвы и приветствия нашему господину Мухаммаду, его семье и всем сподвижникам, и всем кто последовал по пути пророка!
Многоуважаемые участники, братья и сестры, я вас приветствую исламским приветствием, и это приветствие «Мир вам и милость Аллаха и его благословение».
Находясь в этом уважаемом собрании, я бы хотел выразить большую благодарность моему дорогому и любимому брату доктору Аделю аль-Фаляху, за его благие старания и усилия и многие добрые дела. Да облагодетельствует его Аллах, и людей подобных ему. Также я хочу поблагодарить российский центр «Аль-Васатыйа» и правительство России, которое предоставило возможность мне и людям с искренними намерениями оказаться здесь, и пусть Аллах облагодетельствует их всех. Также я благодарю господина президента, за его гостеприимство и за предоставление возможности выступить.
Все обсуждение крутится вокруг одних и тех же тем, но я постараюсь не повторяться. Я предлагаю выделить причины проблем. А причины этих проблем разные: есть внутренние и есть внешние. Мы не должны игнорировать внешние факторы этих проблем. Говоря о внешних факторах, я имею в виду колониализм, и агрессивную политику и угнетение со стороны захватчиков, а также несправедливость Америки в нашей первой беде – вопросе о Палестине. А также то как обращаются захватчики с нашей молодежью и с нашими гражданами, с нашей религией, и вероубеждением, и все эти факторы должны учитываться и о них нельзя забывать, для того чтобы мы честно решали нашу задачу.
И также мои дорогие братье, мы должны упомянуть про несправедливые правительства, основанные на диктатуре, и не дающие никаких свобод. Это еще одна из главных причин. Вам известно, что первая группа, ставшая известной под именем «такфир и хиджра» появилась в 50-х годах, во времена правления Гамаля Абдель-Насера, когда его спецслужбы подвергали людей страшным пыткам. Он проводил безбожную политику, унижая веру и Бога в глазах народа. И тогда появилась среди людей община такфира – обвинения в неверии, и против них выступил шейх Хасан аль-Худеми, да помилует его Аллах и сказал им, мы «проповедники, а не судьи». Потом группировка такфира вновь возникла в 60-е годы и поэтому те диктаторы и угнетатели против которых стал народ, несут большую ответственность за появление радикальных групп. Тогда не было у них достаточных знаний, из-за чего появились крайние, неправильные мнения в неоднозначных и сложных ситуациях. Именно из-за тогдашних подходов и угнетения и возникли все эти крайности.
К этому прибавились и внешние факторы, о которых мы должны сказать, а кроме того еще экономическое положение и неграмотность, безработица и тому подобное.
А внутренние причины отпираются на воспитание, знания, традиции, которые сложились веками.
Было и такое время, когда даже в странах залива, было враждебное отношение к тем, кто следует какому-то мазхабу. В то время самым главным было осуждать последователей мазхабов. Я был в Медине в 75 году. И я слышал обвинения в адрес имамов Шафии, Абу Ханифа, Малика, и других уважаемых имамов. Они считали, что не следует использовать их иджтихад. Тогда появились это неправильное понимание, и мы должны признать его ошибочным. Если следовать их пониманию, то тогда каждый становился муджтахидом, из-за того, что они призывали вернуться к Корану и Сунне. Этот призыв конечно, правильный и достойный, но ведь никто из мусульман этого и не отрицает.
Но посмотрите на то, что Аллах говорит в Коране: Установление справедливости осуществляется с помощью двух вещей. Не только одними Кораном и Сунной, но и весами, это сказано словами Корана. Аллах говорит в суре «Аль-Хадид»: «Мы послали наших посланников с ясными знамениями» первое, что Он сказал «с ясными убедительными знамениями», которые убеждают, будь то знамения или доводы разума. Да «мы послали посланников с ясными знамениями», сказал ли Аллах, что «и мы ниспослали посланников и послали с ними писание»? или он сказал «писание и весы?» ведь он сказал именно так. То есть, чтобы среди людей была справедливость нужен и Коран и весы. Весы – это четкое понимание, правильное понимание, которое основано на науке, методологии, мудрости и опыте. Или как сказал об этом наш господин Али: «Тексты – имеют разные понятия». «Кто не судит по тому, что ниспослал Аллах – то из числа неверных», каждый человек этот аят объясняет по своему, но мы говорим, что есть «куфр меньше куфра», но эти же берут только очевидный смысл. Поэтому методология это и есть весы, и эти весы о которых идет речь в данном случае правило наименьшего вреда, то как делал посланник Аллаха, мир ему и благословение, учитывая цели шариата и его результаты. «Не оскорбляйте тех, к кому они взывают помимо Аллаха, а не то они станут оскорблять Аллаха из враждебности и по невежеству» (аят). Но, к сожалению, сегодня мусульмане позабыли это правило. Потом пришла молодежь и стала давать фатвы в этой сфере.
Из этого подхода в понимании термина «мизан-весы» возникает обоснованность разных шариатских толкований указаний Корана. «Клянусь зарею, и десятью ночами! Четом и нечетом!» (аят). Сказали некоторые последователи сподвижников, что витр (нечет) – это Аллах, и все что кроме него шаф-а- четное. Потому, что Аххал сказал: «Преславен Тот, Кто создал все пары» (аят) и поэтому Аллах ниспослал свой закон в соответствии с этим двойным пониманием, когда можно смотреть на норму закона с двух позиций. А не одним лишь единственным пониманием и толкованием.
Поэтому раз человек состоит из пары, и вся вселенная состоит из пар и также выглядит шариат, как сказал Ибн Кайим, да помилует его Аллах: «Заблудились кадариты, потому что они взяли только часть правды», ведь сказано Всевышним, что человек обладает свободой выбора, потому что Аллах сказал: «Кто хочет, пусть верует, а кто хочет, пусть станет неверным» (аят 18:29) и заблудились джабариты, когда сказали, что человек принужден в выборе. Они тоже сказали половину правды, приводя слова Аллаха, что «Вы не пожелаете, если не пожелает Аллах» (аят 76:30) И в первом половина правды, и во втором половина правды, а вся правда состоит из двух половин. После того как соединим эти две половины, мы увидим истинное положение. Это означает, что Аллах всемогущий, но из его качеств то, что Он нам предоставил свободу выбора.
В этой методике и в этих весах нуждается молодежь. Приведу пример, у меня есть книга, 20 лет тому назад, я работал над ней называется «Фикх весов, мер и взвешивания». Я увидел, что все отклонения возникают из-за ошибок в «Фикхе весов». Некоторые люди вообще не опираются на Коран, а некоторые опираются только на книгу и обе эти позиции ошибочные. Есть люди, которые опираются только на разум. Но у нас есть пара – мы опираемся и на тексты шариата и на разум.
Все искажения в вероучении возникают из-за ошибок в «фикхе весов», на уровне атеизма, например, возьмем многобожников и атестов. Оттого что они полностью отказались от Бога, то начали сравнивать Творца с творениями, утверждая, «если нас сотворил Творец, то кто тогда сотворил Его»? Поэтому атеисты отвергают наличие Творца. И также многобожники, и также другие секты вроде муатазилитов. Они сравнивали присутствующее с отсутствовавшим и отсутствовавшее с присутствующим, они тоже попали в заблуждение.
Также отклонились обладатели писаний иудеи и христиане, и также отклонения исламских сект, которые ввели нововведения. Это тоже из-за нарушения «Фикха весов». Весов шариата и его целей. Также это касается и группировок возникающих в наши дни. Что с ними случилось? Они взяли весы войны, все аяты, которые были посланы о войне, и приняли это как всеобщие указания. Но эти аяты касались именно периода военных действий. «И будьте с ними грубыми» (аят), разве Аллах хочет чтобы мы были грубыми с неверующмим? Это относится только к войне. И сделали еще одно нововведения: взяли аяты касающиеся войны и отменили (мансух) ими аяты, которые призывают к миру, к призыву добром и мудростью, и того что нет принуждения в религии. Сбились с правильного пути, и стали все класть на одну сторону весов, забывая, что ислам это религия милосердия и искренности, «и мы послали тебя, лишь милостью для людей» (аят). И что посланник после того, сколько он перенес мучений от неверующих, обращался с мольбой «Господи, поведи мой народ, они же не знают».
Итак, мои дорогие и любимы братья, я получил первое предупреждение. Я не хочу задерживать вас. Ведь это дело очень долгое и обширное.
Ошибочное понимание слова «Джихад». Я подготовил текст, в котором описал ошибки в понимании слово джихад. Я указываю, что имел в виду Аллах в Священном Коране, когда использовал это прекрасное слово. Слово сражение (кыталь) используют при столкновении лицом к лицу, когда они стоят против нас, когда происходит стычка мусульман с многобожниками, которые воюют против нас, а обобщенное слово в Коране по отношению к таким случаям– джихад. Аллах назвал джихадом и призыв к исламу (да-ава), распространении ислама – большой джихад. Усердствуй в нем великим усердием. Это усердие Корана.
А джихад в значении войны, был запрещен, и когда стал разрешен, то было сказано почему. Это самозащита. «Дозволено тем, с которыми сражаются (также сражаться), за то, что они притеснены. Поистине, Аллах, способен помочь им, которых изгнаны из своих домов без права, только за то, что они сказали: «Господь наш – Аллах»» (22:39).
К этому добавляется и то, и в чем единогласие ученых, что решение о войне принимается только правителем. А в случае захвата страны, то джихад здесь называется самозащитой и на это не требуется чье-либо разрешение. И это не отрицают ни небесные религии, ни общечеловеческие законы, ни законы ООН, как например, в случае наших братье в Палестине. И поэтому то, что называется наступательный джихад – решает только государство. И он тоже имеет свои условия и свои рамки, и я объяснил эти вопросы подробно.
Это то, что я нахожу достаточным, спасибо, мир вам и милость Аллаха!

В дни проведения Х Международного мусульманского форума корреспондент «Минбара ислама» побеседовала с генеральным секретарем Всемирного союза мусульманских ученых, доктором, шейхом Али Мухиддином аль-Карадаги.

Уважаемый шейх, в последние годы Вы в России - частый гость. Недавно Вы побывали в Кабардино-Балкарии, Ингушетии, до этого были в Дагестане. Чем объяснить Ваши симпатии к России, ее регионам, к российской умме?

Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного! Мир и благословение Посланнику Аллаха! Воистину, это важный вопрос. Да, действительно, я восхищен и в силу ряда причин с любовью отношусь к мусульманским народам, которые живут в этой стране - Российской Федерации. Во-первых, потому что эти народы сыграли огромную роль в исламской цивилизации. Это касается и мусульман Кавказа, и Татарстана, и любого другого региона России. Все они внесли значительный вклад в развитие исламской цивилизации. Во-вторых, и я это говорю абсолютно искренне, мое уважение и любовь распространяется не только на мусульман, не только на моих братьев по религии, по истории, по акиде. И на это тоже есть несколько причин. Мы все - дети Адама. И наши русские братья - не только мусульмане, но и христиане, и представители любой другой религии - тоже являются потомками Адама. Священный Коран указывает на эту близость, на это родство всего человечества. В этом смысле и вы - моя родственница, потому что 30–40 поколений назад (один Аллах знает, сколько) наши предки могли встретиться. Всевышний в Коране говорит: «О люди, мы создали вас от одного мужчины и от одной женщины...» Прародители у нас одни, а это значит, как я могу относиться с неприязнью к другому человеку без всякой на то причины?! Всевышний в суре «Женщины» говорит: «О люди! Бойтесь вашего Господа, Который сотворил человека из одной души, и из нее сотворил пару, и расселил много мужчин и женщин, произошедших от них обоих. Бойтесь Аллаха, именем Которого вы просите друг друга, и бойтесь разрыва родственных связей...» Всевышний призывает нас стараться делать то, что угодно Ему, в том числе и поддерживать родственные связи. Ученые говорят, что чувство родства присуще, прежде всего, человеку, ведь все мы произошли от одной души. Поэтому и должны любить друг друга. Наш господин Али (да будет доволен им Аллах) написал послание своему наместнику в Египет. В нем было сказано: каждый, проживающий в Египте - тебе брат либо по вере, либо по своей человеческой природе. Этот важнейший принцип, который заставляет мусульманина любить другого.

Третья причина, которая побуждает меня с любовью относиться к России, заключается в том, что эта страна - сейчас Россия, а раньше Советский Союз - всегда стояла на стороне арабов, и прежде всего, в решении палестинской проблемы. И с помощью русского оружия мы смогли в 1973-м году, на 10-й день священного Рамадана, одержать победу. Поэтому русские для нас, арабов, ближе, чем какой-либо другой народ.

И наконец, в‑четвертых, я как ученый, как генеральный секретарь Всемирного союза мусульманских ученых, считаю: нам нужно вместе попытаться наставить мир на правильный путь, устранить причины горестей и скорбей, причины смуты (фитны) и войн. Поистине, все это - не в интересах ислама, и не в интересах христиан, и не в интересах любой религии, которая уважает человеческое достоинство. Исходя из этого, я заинтересован в том, чтобы в России был порядок и стабильность. И не только в России. Я - не сторонник смуты. К этому нас призывает и наша религия. Поэтому я как мусульманский ученый, и как сотни ученых, входящих во Всемирный союз, выступаем за то, чтобы в этой стране была стабильность. И мусульманский мир, и Россия стремятся к развитию - техническому, научному, цивилизационному. А всякая война приводит к отсталости, к нарастанию проблем, и если и позволяет продвинуться вперед, то только в военно-технической области. Но при этом все другие области - техническое развитие, промышленность, будут отставать. Это не в наших интересах. Поэтому мы с симпатией относимся к России.

Ваши слова вполне отвечают названию X международного мусульманского форума в Москве: «Миссия религия и ответственность ее последователей перед вызовами современности». Какие из вызовов Вы считаете главными для мусульман?

Перед всеми нами стоит много вызовов: столкновения, фитна, религиозный фанатизм, усиление терроризма, насилие вместо диалога. Все это вызовы. К этому следует добавить и возрастающее господство тех сил, которые хотят завладеть нашими землями с их ресурсами - нефтью, газом и пр. Они не заинтересованы в стабильности и прилагают все усилия к тому, чтобы ее не было. Эти силы только выигрывают от нестабильности, она им идет на пользу. Все эти проблемы требуют решения. Я убежден, религии в этом могут сыграть большую роль. Представители трех основных религий - ислама, христианства и иудаизма, а также другие, не авраамические, но традиционные религии - должны договориться об основных ценностных, морально-этических критериях, общечеловеческих принципах, которые нас не разъединяют, а объединяют. Мы должны сформулировать эти вызовы, объяснять их и по возможности излечивать. Ведь многие проблемы, к сожалению, сегодня приобрели религиозную окраску. Израиль сегодня ведет активную иудаизацию государства. Это очень опасная вещь! Ведь Иерусалим священен для всех религий, не только для иудеев. Иудаизация Аль-Кудса (Иерусалима) - это очень большая проблема! Мы должны противостоять всем вызовам с помощью разума, общих религиозных принципов.

- Исламский мир сегодня болен..?

Да, вы правы.

И болезней много - это и ИГИЛ, и исход христиан из государств Ближнего Востока, и все большее распространение радикальных взглядов. В чем причины? Их нужно искать вне исламского мира или внутри него?

Появление ИГИЛ, или так называемого Исламского государства, деятельность других экстремистских организаций - все это вызвано целым рядом причин - и внешних, и внутренних. Я считаю, что к числу внутренних причин относится тирания, диктаторская форма правления, которые не позволяют обществу вести диалог. К этому добавляются экономическая отсталость, безработица, бедность. Помимо этого, есть и причины внешние. Они нацелены на то, чтобы подогревать общество. Некоторые силы - международные - ради своих собственных интересов провоцируют хаос, анархию. Некоторые аналитики на Западе говорят, что анархия губительна для Востока, но она позволяет, дает возможность господствовать, хозяйничать в той или иной стране, грабить ее. Сегодня страны коалиции выделили 600 миллиардов долларов на борьбу с ИГИЛ. Но что такое ИГИЛ? Она существовала в Ираке, в ар-Рамади, местные племена вооружили их, но потом выдворили из страны. Так было 3–4 года назад. ИГИЛ разросся. Но кто платил за это? Известно, кто - арабы, мусульмане. Кто получил эти деньги? Это также известно. Все это требует от нас, ученых, самого широкого осмысления и анализа.

В состав Всемирного союза мусульманских ученых в этом году вошли 40 российских муфтиев, глав духовных управлений мусульман разных регионов России, ученых. Вы заинтересованы в том, чтобы они были членами возглавляемой Вами организации?

Да, и я хочу поприветствовать этих людей. Они присоединились к нашей организации по одной простой причине: наш Всемирный союз ученых - независимая структура. Его позиция абсолютно ясна. Она не подчиняется какому-либо государству, мы против гегемонии какого-либо государства. С другой стороны, Всемирный союз отражает интересы всего исламского мира, ведь его членами являются 100 тысяч ученых, проживающих в десятках стран - начиная от Китая и заканчивая Андалузией. У Союза есть устав, программа, стратегические планы, и все они опираются на срединный путь, на умеренность, на мирное сосуществование, на диалог как единственное средство в решении проблем. Союз прилагает все усилия для распространения этого курса на умеренность, в том числе и в России, где наши братья живут рядом с христианами и представителями других религий. Религиозное разнообразие - полезно. Цивилизации не создаются одним народом, одной религией. Цивилизации создаются разными народами, представляющими разные религии, но которые находятся во взаимодействии. Поэтому мы рады, что российские мусульманские деятели присоединились к нашей организации.

Организатором форума в Москве стало Духовное управление мусульман Российской Федерации. Как Всемирный союз мусульманских ученых намерен сотрудничать с этой структурой?

Мы рассчитываем на стратегическое сотрудничество с Духовным управлением мусульман Российской Федерации, с Россией в целом, ее религиозными организациями для воплощения тех идей, о которых я говорил выше, - мирное сосуществование, диалог, показ истинного ислама. Все поможет мусульманам продвинуться вперед, добиться прогресса. У нас в Союзе есть три основных программы: общая программа подготовки ученых, программа подготовки специалистов по исламской экономике и подготовка ученых, специализирующихся по проблемам современности. Все эти программы нужны нам, нужны муфтиям, чтобы продолжать движение вперед. Ведь знанию предела нет, знание - бесконечно. Так что российским братьям будет полезен наш опыт. Мы заинтересованы в сотрудничестве с ДУМРФ в интересах народов, проживающих на этой территории.

На форуме было высказано предложение сделать его постоянно действующей площадкой для обсуждения насущных проблем уммы. Вы поддерживаете эту инициативу?

Да, если форум станет постоянной площадкой, это принесет пользу и мусульманам, и не мусульманам. Его работа побудит представителей других религий, в том числе христианства, к обсуждению проблем, которые важны для этого региона. Нужно, чтобы каждая сессия этого форума давала результаты. Я - за постоянно действующий форум и за выработку его стратегического курса.

Беседовала Ольга Семина

Газета "Минбар Ислама"



Что еще почитать