Школа в сухаревой башне. Тайна сухаревской башни. Легенда о Черной книге

Вконтакте

Краткая история

Сухарева башня была построена в 1692-1695 годах на месте старых деревянных Сретенских ворот Земляного города (на пересечении Садового кольца и улицы Сретенка).

Башня была сооружена по инициативе Петра I по проекту М. И. Чоглокова. Название получила в честь Лаврентия Сухарева, чей стрелецкий полк в конце XVII века охранял Сретенские ворота. В 1689 году Пётр I бежал от своей сестры царевны Софьи в Сергиеву лавру, полк Сухарева стал на защиту Петра. В благодарность царь приказал построить на месте старых ворот новые, каменные с часами.

В 1698-1701 годах ворота были перестроены в том виде, в котором они и дошли до начала XX века, с высокой, увенчанной шатром башней в центре, напоминающей западноевропейскую ратушу.

неизвестен , Public Domain

В начале XVIII века в здании этих ворот была размещена морская «навигацкая» школа, а затем московская контора Адмиралтейской коллегии.

В 1870-е годы под руководством архитектора А. Л. Обера осуществлена реставрация башни. В 1897—1899 годы произведен ремонт. В 1914 году начат ремонт. Остановлен ввиду начала 1-й мировой войны. В 1919 году ремонтом Сухаревской башни занимался архитектор З. И. Иванов, он же составил проект её перестройки под музей. В 1926 году в Сухаревой башне был открыт Московский Коммунальный музей.

Несмотря на протесты многих известных архитекторов и историков, Сухаревская башня была разобрана в 1934 году в связи с реконструкцией площади. В принятии данного решения непосредственно участвовал Сталин.

История сноса Сухаревской башни

17 августа 1933 года газета «Рабочая Москва» опубликовала заметку «Снос Сухаревой башни», в которой говорилось, что через два дня, 19 августа, строительные организации приступят к сносу башни и к 1 октября очистят Сухаревскую площадь.

28 августа известный живописец И. Э. Грабарь, академик архитектуры И. А. Фомин и академик архитектуры И. В. Жолтовский направили И. В. Сталину письмо, в котором указывали на ошибочность принятого решения. Они утверждали, что их мнение разделяется «научной и художественной советской общественностью, независимо от направлений, убеждений и вкусов».

«Сухарева башня, - писали они, - есть неувядаемый образец великого строительного искусства, известный всему миру и всюду одинаково высоко ценимый. Несмотря на все новейшие достижения техники, она все еще не утратила своего громадного показательного и воспитательного значения для строительных кадров». «Мы… решительно возражаем против уничтожения высокоталантливого произведения искусства, равносильного уничтожению картины Рафаэля. В данном случае дело идет не о сломке одиозного памятника эпохи феодализма, а о гибели творческой мысли великого мастера».

Авторы письма просили приостановить разрушение башни и пересмотреть решение о ее сносе, обещая в течение месяца разработать свой проект реконструкции Сухаревской площади. Они предложили пробить в нижней части башни шесть больших арок, через которые пустить трамвайные пути и автомобильные и пешеходные потоки. К письму прилагался примерный (предварительный) график движения автотранспорта по площади. В тот же день аналогичное письмо было направлено первому секретарю Московского комитета ВКП(б) Л. М. Кагановичу.

4 сентября Л. М. Каганович заявил на совещании московских архитекторов-коммунистов, что спор о башне является примером ожесточенной классовой борьбы в архитектуре. «Я не вхожу в существо этих аргументов, - сказал он, - возможно, Сухаревскую башню мы и оставим, но ведь характерно, что не обходится дело ни с одной завалящей церквушкой, чтобы не был написан протест по этому поводу…

«Мы изучили вопрос о Сухаревой башне и пришли к выводу, что её надо обязательно снести. Предлагаем снести Сухареву башню и расширить движение. Архитекторы, возражающие против сноса, - слепы и бесперспективны.»

20 сентября в ответном письме Сталину Каганович просил разрешения повременить со сносом башни в связи с обещанием, данным архитекторам. Он писал - «Я не обещал, что мы уже отказываемся от ломки, … Если Вы считаете, что не надо ждать, то я, конечно, организую дело быстрее, то есть сейчас, не дожидаясь их проекта» .

16 марта 1934 года ЦК ВКП(б) согласился с предложением Московского комитета партии о сносе Сухаревской башни и стены Китай-города, и вскоре начались работы по сносу башни.


неизвестен , Public Domain

17 апреля с коллективным письмом к Сталину обратились заслуженный деятель искусств К. Ф. Юон, академик А. В. Щусев, А. М. Эфрос, авторы первого письма И. Грабарь, И. Жолтовский, И. Фомин и другие. Они писали -

«Неожиданно (после того, как вопрос был, казалось, улажен) начали разрушать Сухаревскую башню. Уже снят шпиль; уже сбивают балюстрады наружных лестниц. Значение этого памятника, редчайшего образца петровской архитектуры, великолепной достопримечательности исторической Москвы, бесспорно и огромно. Сносят его ради упорядочения уличного движения… Настоятельно просим Вас срочно вмешаться в это дело, приостановить разрушение Башни и предложить собрать сейчас же совещание архитекторов, художников и искусствоведов, чтобы рассмотреть другие варианты перепланировки этого участка Москвы, которые удовлетворят потребности растущего уличного движения, но и сберегут замечательный памятник архитектуры» .

"Письмо с предложением - не разрушать Сухареву башню получил.

Решение о разрушении башни было принято в свое время Правительством. Лично считаю это решение правильным, полагая, что советские люди сумеют создать более величественные и достопамятные образцы архитектурного творчества, чем Сухарева башня, жаль, что, несмотря на все мое уважение к вам, не имею возможность в данном случае оказать вам услугу.

Уважающий вас (И.Сталин)

Башня была снесена и по предложению Л. М. Кагановича от 25 октября 1934 года Сухаревская площадь была переименована в Колхозную площадь.

Сохранившиеся элементы

  • При разборке Сухаревой башни один из наличников сдвоенных окон третьего этажа был сохранён и перенесён в Донской монастырь (в то время - филиал Государственного музея архитектуры), где вмурован в аркаду монастырской стены. Сохранился до наших дней, но доступ посетителей к нему ограничен, поскольку после восстановления монастыря аркада с наличником оказалась на территории, закрытой для посещения.

Сергей Глушков , Public Domain
  • Часы, снятые с Сухаревой башни, в данный момент установлены в башне Передних ворот московской усадьбы Коломенское.
  • Фундаменты башни, не уничтоженные при сносе, также сохранились, но в настоящий момент скрыты площадью. В 2006 году в ходе строительства подземных переходов под Сухаревской площадью были проведены частичные раскопки и исследование фундаментов.

Описания современников

Михаил Юрьевич Лермонтов, «Панорама Москвы», 1834

…На крутой горе, усыпанной низкими домиками, среди коих изредка лишь проглядывает широкая белая стена какого-нибудь боярского дома, возвышается четвероугольная, сизая, фантастическая громада - Сухарева башня. Она гордо взирает на окрестности, будто знает, что имя Петра начертано на её мшистом челе! Её мрачная физиономия, её гигантские размеры, её решительные формы, всё хранит отпечаток другого века, отпечаток той грозной власти, которой ничто не могло противиться.

Юрий Олеша: «Она была красивая, сказочная, розовая, и по ее переходам, видным с площади, мог бы ходить кот в сапогах».

Владимир Алексеевич Гиляровский, из письма дочери, 1934:

Её ломают. Первым делом с неё сняли часы и воспользуются ими для какой-нибудь другой башни, а потом обломали крыльцо, свалили шпиль, разобрали по кирпичам верхние этажи и не сегодня-завтра доломают её стройную розовую фигуру. Все ещё розовую, как она была! Вчера был солнечный вечер, яркий закат со стороны Триумфальных ворот золотил Садовую снизу и рассыпался в умирающих останках заревом.

Жуткое что-то! Багровая, красная,Солнца закатным лучом освещённая,В груду развалин живых превращённая,Все ещё вижу её я вчерашнею -Гордой красавицей, розовой башнею…

Восстановление

В 1982 году исполком Москвы принял решение о восстановлении башни. Был объявлен конкурс проектов, однако ни один из них не был принят и восстановление не состоялось.

Фотогалерея





Полезная информация

Сухарева башня

Расположение

В Москве на пересечении Садового кольца, Сретенки и 1-й Мещанской улицы (ныне проспект Мира) в 1695-1934 годах.

Легенды башни

Существует предание, что в рапирной (фехтовальной) зале на верху Сухаревой башни проходили заседания секретного Нептунова общества под председательством Ф. Лефорта и Я. Брюса, прозванного «колдуном с Сухаревой башни».

В народе ходили слухи, будтов башне хранилась черная книга, охраняемая 12 духами и "после закладенная в стену, где и заколочена алтынными гвоздями".

Так же по легенде в Сухаревской башне хранилась «Соломонова печать на перстне со словами SATOR, AREPO TENET OPERA ROTAS. «Можно сим перстнем делать разно: к себе печатью превратишь, невидим будешь, от себя отвратить все очарования разрушишь, власть над сатаной получишь…».

В литературе и искусстве

  • Изображение башни можно увидеть на многих полотнах, среди которых картина Алексея Саврасова «Сухарева башня» (1872).
  • Согласно роману Ильфа и Петрова «Золотой телёнок», в московском трактире у Сухаревой башни была подписана конвенция «детей лейтенанта Шмидта».
  • Согласно фэнтези-сериалу Вадима Панова «Тайный город», Сухарева башня была хранилищем для магической Черной книги, содержавшей в себе самые важные сведения библиотеки Ивана IV.
  • Согласно рассказу Кира Булычева «Новости будущего века», в конце XXI века Сухаревская башня будет восстановлена.
  • Сухаревская башня фигурирует в отрывке из неоконченного романа Ивана Ивановича Лажечникова «Колдун на Сухаревой башне», посвященного произошедшим после окончания петровской эпохи событиям (1725--1727 года).
  • Герои романа Нины Соротокиной «Трое из навигацкой школы» (лёгшего в основу фильма «Гардемарины, вперёд!») учатся в «навигацкой школе, что в Сухаревой башне». В башне происходит действие некоторых сцен романа.
  • Сухаревская башня изображена на картине художника Валерия Балабанова «Прожект» (1987), включённой автором правой частью в триптих «Наследие» (1988--1997).
  • Сухарева башня является ключевым местом в сюжете полнометражного российского фэнтези-мультфильма «Чародей равновесия. Тайна Сухаревой башни». В башне находится вход в Волшебные миры, который охраняет от злых сил «чародей равновесия» Яков Брюс.

Для расширения улиц с целью увеличения пропускной способности в Москве уничтожались не только милые улицы с трамваями или городские бульвары — иногда для этих целей уничтожались удивительные архитектурные объекты. Один из самых вопиющих случаев — Сухарева башня

Сретенка. Это место сегодня

Башня была построена в 1701 году по инициативе Петра I. Укрепления Земляного города к тому времени уже потеряли свое оборонительное значение, поэтому архитектура Сухаревой башни лишена каких-либо крепостных элементов. Фасады имели четкое членение по этажам, стены третьего яруса прорезались сплошной лентой больших парных окон с нарядными наличниками, широкая открытая лестница вела на гульбище, обходившее вокруг второго и третьего ярусов здания. Основной трехэтажный объем завершался высокой башней с часами и государственным гербом наверху. Торжественная архитектура Сухаревой башни создавала образ монументального общественного здания ()

С 1700 по 1715 год в башне работала знаменитая математическая и навигацкая школа. Школа стала первым в России высшим специальным учебным заведением и первым флотским училищем-прародителем Петербургской морской академии

Затем долгое время Сухарева башня находилась в ведении Московской конторы адмиралтейской коллегии. Здесь располагались склады Балтийского флота и Архангельского порта. В 1829 году в Сухаревой башне из чугунных плит устроили резервуар Мытищинского водопровода, вмещавший 7 000 ведер воды. Так башня стала водонапорной. В 1854 году объем резервуара увеличили. С середины 19 века и до 1920 годов у подножия башни по выходным разворачивала торговлю известная на всю Москву Сухаревская барахолка.

В 1870-е годы башню отреставрировали, руководил работами архитектор А.Л. Обер. Начиная с 1925 года, в Сухаревой башне находился Московский коммунальный музей, являвшийся предшественником музея истории Москвы ().

Немного цитат о башне:

«Фантастическая громада»

«...на крутой горе, усыпанной низкими домиками, среди коих изредка лишь проглядывает широкая белая стена какого-нибудь боярского дома, возвышается четвероугольная, сизая, фантастическая громада - Сухарева башня. Она гордо взирает на окрестности, будто знает, что имя Петра начертано на ее мшистом челе! Её мрачная физиономия, её гигантские размеры, её решительные формы - всё хранит отпечаток другого века, отпечаток той грозной власти, которой ничто не могло противиться»

М.Ю. Лермонтов, «Панорама Москвы», 1834

«Сухаревские часы»

«Сухаревские часы начали пошаливать. По донесению, сделанному в Управу одним из городских инженеров, сухаревские часы или совершенно не бьют, или бьют неправильно. Управа недавно сделала распоряжение ремонтировать часы.»

«Как пройти?»

«18 января крест-н Еськов, проходя по Екатерининскому парку, был остановлен двумя женщинами; одна из них спросила - как пройти к Бутырской заставе, а другая попросила указать ей дорогу к Сухаревой башне. Еськов указал им путь и обе женщины ушли, после чего Еськов обнаружил, что у него из кармана пропали серебряный портсигар, также часы и кошелек с 170 руб.»

В 1931 году был разработан план генеральной реконструкции Москвы. План должен был изменить город полностью: Москва должна была стать центром мировой пролетарской революции. В центре города должны были появится широкие транспортные магистрали и высотные здания, чтобы это сделать начали сносить историческую застройку.

В 1933 году дошло дело и до Сухаревой башни: по мнению Сталина, трёхсотлетняя башня мешала развитию движения на Сухаревской площади и поэтому необходимо было её снести. Небольшая заметка с информации об этой малозначительной новости вышла в газете Рабочая Москва (пытался найти скан, но не удалось).

Известные архитекторы пытались защитить башню: живописец и реставратор Игорь Грабарь, академики архитектуры Иван Фомин и Иван Жолтовский написали Сталину письмо, в котором указывали, что решение ошибочно:

«Сухарева башня, — писали они, — есть неувядаемый образец великого строительного искусства, известный всему миру и всюду одинаково высоко ценимый. Несмотря на все новейшие достижения техники, она все еще не утратила своего громадного показательного и воспитательного значения для строительных кадров». «Мы… решительно возражаем против уничтожения высокоталантливого произведения искусства, равносильного уничтожению картины Рафаэля. В данном случае дело идет не о сломке одиозного памятника эпохи феодализма, а о гибели творческой мысли великого мастера»

В письме содержалась не только просьба. Его авторы предлагали в течение месяца разработать проект реконструкции Сретенской площади, который позволил бы разрешить транспортную проблему при этом сохранив Сухареву башню. В частности предлагалось прорубить в нижней части башни шесть арок, через которые проложить трамвайные пути и направить транспортный и пешеходный потоки. Вместе с письмом был направлен и примерный график движения автотранспорта на данном участке

Ответ Сталина на это был такой:


фотография из музея в Сочи

«Мы изучили вопрос о Сухаревой башне и пришли к выводу, что её надо обязательно снести. Предлагаем снести Сухареву башню и расширить движение. Архитекторы, возражающие против сноса, — слепы и бесперспективны.»

Башню начали сносить

Архитекторы сделали ещё одну попытку спасти объект. Письмо, подписанное шестью архитекторами и деятелями искусств, было направлено Сталину

«Неожиданно (после того, как вопрос был, казалось, улажен) начали разрушать Сухаревскую башню. Уже снят шпиль; уже сбивают балюстрады наружных лестниц. Значение этого памятника, редчайшего образца петровской архитектуры, великолепной достопримечательности исторической Москвы, бесспорно и огромно. Сносят его ради упорядочения уличного движения… Настоятельно просим Вас срочно вмешаться в это дело, приостановить разрушение Башни и предложить собрать сейчас же совещание архитекторов, художников и искусствоведов, чтобы рассмотреть другие варианты перепланировки этого участка Москвы, которые удовлетворят потребности растущего уличного движения, но и сберегут замечательный памятник архитектуры»

Ответ был однозначным

«Письмо с предложением — не разрушать Сухареву башню получил.

Решение о разрушении башни было принято в свое время Правительством. Лично считаю это решение правильным, полагая, что советские люди сумеют создать более величественные и достопамятные образцы архитектурного творчества, чем Сухарева башня, жаль, что, несмотря на все мое уважение к вам, не имею возможность в данном случае оказать вам услугу.

Уважающий вас (И.Сталин)»


В газетах того времени писали подробные хроники разборки

— 19 апреля 1934 года - верхние 6 метров сухаревой башни уже разобраны. Закончена также разборка главной гранитной лестницы.

— 29 апреля 1934 года - вчера закончился разбор призмы (верхней части) Сухаревой башни. Приступили к сносу основного здания.

— 24 мая 1934 года - разборка сухаревской башни заканчивается. План работ выполнен более чем на 80%.

Очевидцем событий был знаменитый журналист и москвовед Владимир Алексеевич Гиляровский, который в письме своей дочери писал:

«Её ломают. Первым делом с неё сняли часы и воспользуются ими для какой-нибудь другой башни, а потом обломали крыльцо, свалили шпиль, разобрали по кирпичам верхние этажи и не сегодня-завтра доломают её стройную розовую фигуру. Все ещё розовую, как она была! Вчера был солнечный вечер, яркий закат со стороны Триумфальных ворот золотил Садовую снизу и рассыпался в умирающих останках заревом».

Эти слова он дополнил своими стихами:

«Жуткое что-то! Багровая, красная,

Солнца закатным лучом освещённая,

В груду развалин живых превращённая,

Все ещё вижу её я вчерашнею —

Гордой красавицей, розовой башнею…»

После уничтожения площади Сухаревскую площадь переименовали в Колхозную



Такие вот дела. Площадь потом в 1990 году переименовали обратно, как и метро. Башню в 1982 году даже принимали решение восстановить, но на конкурсе проектов ни один не был принят. Трамваи со Сретенки тоже скоро исчезли, их заменили троллейбусы. Сейчас тут бессмысленное и беспощадное 16-ти полосное Садовое кольцо

Это был выдающийся памятник русской гражданской архитектуры, сооруженный по инициативе Петра I. Сухарева башня простояла в Москве с 1695 по 1934 год. При ее уничтожении она была буквально разобрана по кирпичику, в башне явно что-то искали и разыскиваемое, скорее всего, было связано с загадочной личностью Я. Брюса, прозванного «колдуном с Сухаревой башни».

В честь Лаврентия Сухарева

Сухарева башня была построена в 1692-1695 годах по инициативе Петра I по проекту М. И. Чоглокова. Ее возвели на месте старых деревянных Сретенских ворот Земляного города, на пересечении Садового кольца, Сретенки и 1-й Мещанской улицы (ныне проспект Мира). Свое название башня получила в честь Лаврентия Сухарева, которому царь Петр I был очень обязан. Когда Петр I в 1689 году сбежал от своей сестры царевны Софьи в Сергиеву лавру, именно стрелецкий полк Сухарева защитил его. Этот полк охранял Сретенские ворота, в знак благодарности царь приказал снести старые ворота и вместо них возвести новые, каменные, с часами. После перестройки ворота в центре украсила высокая, увенчанная шатром башня, чем-то похожая на западноевропейскую ратушу.

В целом, как считают архитекторы, стиль Сухаревой башни представлял собой некий «сплав» ломбардского и готического стилей. Как и Спасскую башню Кремля, Сухареву украшали часы. Ее высота составляла около 64 метров. Более 200 лет она оставалась не только украшением Москвы, но и одной из главных доминант города. Венчал башню двуглавый орел, причем довольно необычный, ведь его лапы окружали стрелы; по мнению некоторых исследователей, они
могли символизировать молнии.

Башню строили на века, а может, и на тысячелетия; во всяком случае, до нашего времени она достояла бы без проблем. Как отмечают специалисты, она отличалась колоссальной прочностью, залогом которой являлся очень глубокий фундамент. В Сухаревой башне хранилась икона Казанской Божьей Матери, избавительницы Москвы в войне 1612 года. В народе к башне было двойственное отношение: одни ласково называли ее «невестой Ивана Великого» (речь идет о колокольне Ивана Великого), другие с опаской - Башней колдуна.

Сохранилось описание Сухаревой башни, которое дал Михаил Юрьевич Лермонтов в 1834 году в «Панораме Москвы»:«… На крутой горе, усыпанной низкими домиками, среди коих изредка лишь проглядывает широкая белая стена какого-нибудь боярского дома, возвышается четырехугольная, сизая, фантастическая громада - Сухарева башня. Она гордо взирает на окрестности, будто знает, что имя Петра начертано на ее мшистом челе! Ее мрачная физиономия, ее гигантские размеры, ее решительные формы, все хранит отпечаток другого века, отпечаток той грозной власти, которой ничто не могло противиться».

Под руководством архитектора А. Л. Обера в 1870-е годы прошла реставрация башни, а в период 1897-1899 годов ее отремонтировали. Следующий ремонт отложили из-за войны с Германией. В 1919 году прошла очередная реставрация башни под руководством архитектора З. И. Иванова, который также подготовил проект перестройки ее под музей. Но 1934 год стал для башни роковым - ее разобрали до основания.

Гибель уникального памятника

Она была красивая, сказочная, розовая, и по ее переходам, видным с площади, мог бы ходить кот в сапогах», - так писал о башне Юрий Олеша. Однако красота башню не спасла. 17 августа 1933 года газета «Рабочая Москва» опубликовала заметку «Снос Сухаревой башни», где сообщалось, что 19 августа строительные организации приступят к сносу сооружения и к 1 октября очистят Сухаревскую площадь в связи с ее реконструкцией. 28 августа известный живописец И. Э. Грабарь, академик архитектуры И. А. Фомин и академик архитектуры И. В. Жолтовский направили И. В. Сталину письмо, в нем они указывали на ошибочность такого решения. Они писали: «Сухарева башня есть неувядаемый образец великого строительного искусства, известный всему миру и всюду одинаково высоко ценимый. Мы… решительно возражаем против уничтожения высокоталантливого произведения искусства, равносильного уничтожению картины Рафаэля. В данном случае дело идет не о сломке одиозного памятника эпохи феодализма, а о гибели творческой мысли великого мастера».

Аналогичное письмо в тот же день было отправлено и первому секретарю Московского комитета ВКП(6) Л. М. Кагановичу. 4 сентября тот на совещании московских архитекторов-коммунистов свел спор о башне к ожесточенной классовой борьбы в архитектуре. «Я не вхожу в существо этих аргументов, - заявил он, - возможно, Сухаревскую башню мы и оставим, но ведь характерно, что не обходится дело ни с одной завалящей церквушкой, чтобы не был написан протест по этому поводу… А создают ли коммунисты-архитекторы атмосферу резкого отпора и общественного осуждения таким реакционным элементам архитектуры?»

Такая постановка вопроса должна была сбить волну осуждения по поводу сноса Сухаревой башни, ведь получалось, что выступающие за ее спасение в своем роде попадают в лагерь реакционеров. Их спасало лишь отсутствие принадлежности башни к церковной архитектуре. Однако Каганович все же согласился приостановить разрушение башни и дать им время составить проект реконструкции. Он сказал, что «все зависит от того, насколько их проект разрешит задачу
движения».

Увы, Сталин почему-то явно нацелился снести башню. 16 марта 1934 года ЦК ВКП(б) согласился с предложением Московского комитета партии о сносе Сухаревской башни и стены Китай-города, и вскоре начались работы по сносу. 17 апреля с коллективным письмом к Сталину обратились заслуженный деятель искусств К. Ф. Юон, академик А. В. Щусев, А. М. Эфрос, а также авторы первого письма И. Грабарь, И. Жолтовский, И. Фомин и другие. Они просили остановить разрушение архитектурного шедевра.

22 апреля 1934 года Сталин так ответил на их просьбу: «Письмо с предложением - не разрушать Сухареву башню - получил. Решение о разрушении башни было принято в свое время Правительством. Лично считаю это решение правильным, полагая, что советские люди сумеют создать более величественные и достопамятные образцы архитектурного творчество, чем Сухарева башня; жаль, что, несмотря на все мое уважение к вам, не имею возможность в данном случае оказать вам услугу. Уважающий вас И. Сталин».

В ночь на 11 июня 1934 года снос знаменитой Сухаревой башни был полностью завершен. Один из наличников сдвоенных окон третьего этажа был сохранен и перенесен в филиал Государственного музея архитектуры, находящегося тогда в Донском монастыре. Его вмуровали в аркаду монастырской стены, там он находится и сейчас, однако доступ к нему ограничен. А вот часы, снятые с Сухаревой башни, можно увидеть на башне Передних ворот московской усадьбы Коломенское.

Верный сподвижник Петра

Почему Сталин не откликнулся на просьбу столь большого количества выдающихся деятелей культуры и все-таки настоял на деконструкции башни? Некоторые исследователи предполагают, что при сносе он хотел что-то найти и это что-то было связано с именем Якова Брюса, ближайшего сподвижника Петра I, которого считают фигурой не менее загадочной, чем французский прорицатель Мишель Нострадамус.

Шотландец нашел себя на службе у русских царей. Он был военным, политиком, дипломатом, инженером, математиком, топографом, астрономом, астрологом, знахарем и, как уверяли его современники, самым настоящим колдуном. В последнее, говорят, верил даже царь Петр. Знакомство Брюса и Петра I началось еще в потешном войске, в которое записался 16-летний шотландец. С тех пор Брюс часто сопровождал царя в поездках по стране и Европе, он был крепок в пьянстве и загуле, мог поддержать компанию Петру, который в молодые годы не отличался примерным поведением.

Яков Брюс дослужился до чина генерал-фельдмаршала, стал сенатором, а в 1721 году даже получил титул графа. При этом, обладая живым умом и тягой к знаниям, Брюс стал одним из наиболее образованных людей своего времени. Он свободно владел несколькими европейскими языками, увлекался астрономией и астрологией, математикой и химией, ботаникой и медициной. Здесь перечислена только часть его научных интересов, их круг был необычайно широк.

В 1709 году был издан знаменитый «Брюсов календарь». Представляете, в нем был астрологический прогноз на 100 лет вперед! В календаре можно было найти прогнозы о самых различных грядущих событиях, начиная от погоды и урожаев и кончая войнами и миром. Там же содержались и полезные советы, в какие дни лучше заключать браки или отправляться в плавание.

Тайна «Черной книги»

Конечно, больше всего разговоров ходило о чародействе Брюса. Его необычные в те времена занятия вызывали много слухов. Например, поговаривали о том, что Брюс создал в Сухаревой башне для домашних работ механическую куклу-служанку необыкновенной красоты. Она делала уборку в комнатах, готовила еду, подносила хозяину кофе. Брюс упорно пытался сконструировать для нее какое-нибудь приспособление, чтобы она смогла говорить, но это ему не удалось. Механическая кукла выглядела настолько естественно, что в нее даже влюблялись молодые аристократы.

Простолюдины звали Брюса колдуном и были уверены, что в ночное время у него на башне собирались черти, упыри и прочая нечисть. Якобы в полнолуние к колдуну на башню прилетал настоящий дракон, на котором Брюс совершал полеты над спящим городом. Скорее всего, москвичей пугало светящееся каждую ночь окно на самом верхнем этаже башни, где Брюс устроил для себя обсерваторию. Наблюдение за звездным небом в те времена было в диковинку, вот и списывали эти ночные бдения на общение с нечистой силой.

Впрочем, это не самое интересное. Согласно ходившей в то время легенде, в Сухаревой башне хранилась «Соломонова печать» на перстне со словами SATOR, AREPO TENET OPERA ROTAS. Владевший перстнем получал немалые возможности; «Можно сим перстнем делать разно: к себе печатью превратишь, невидим будешь, от себя отвратишь, все очарования разрушишь, власть над сатаной получишь…»

Самой же большой тайной Брюса до сих пор считается его магическая «Черная книга». Шотландца звали чернокнижником и говорили, что эта книга давала ему не только власть, но и тайные знания. Ходили слухи, что Брюсу удалось разыскать легендарную библиотеку Ивана Грозного, с ней ему и досталась «Черная книга». Библиотеку он якобы надежно спрятал в подземельях Сухаревой башни. Ну а в народе автором таинственной книги считали самого сатану и называли ее «Библией черта».

По другой версии, «Черная книга», написанная волшебными знаками, когда-то принадлежала премудрому царю Соломону. В ней якобы были описаны судьбы всех людей на земле. Книга являлась заговоренной, поэтому только Брюс мог взять ее в руки, при попытке других она таяла в воздухе. Якобы эту книгу хотел полистать Петр I, но она так и не далась ему в руки, хотя Брюс присутствовал при этом. Чувствуя приближение смерти, Брюс замуровал «Черную книгу» в тайной комнате где-то в Сухаревой башне. На нее он наложил «магический замок» (особое заклятие), не позволяющий найти книгу посторонним людям, желающим узнать изложенные в ней тайные знания.

Самую масштабную попытку найти легендарную книгу предпринял Сталин. В результате в 1934 году Сухарева башня была разобрана буквально по кирпичику, в то время как другие сносимые здания просто взрывали. Причем разборка башни шла под бдительным оком Лазаря Кагановича. Стоит отметить и тот факт, что как людей, так и машины, покидающие объект, тщательно обыскивали сотрудники НКВД. Было сделано все, чтобы не допустить утечки каких-либо находок, обнаруженных в башне. Есть свидетельства, что различные находки все-таки были, но «Черная книга» среди них отсутствовала.

Ходили упорные слухи, что Лазарь Каганович, наблюдавший за уничтожением уникального архитектурного памятника, рассказал Сталину о высоком худом человеке в старинном парике, который из толпы погрозил ему пальцем, а потом словно растаял в воздухе. Скорее всего, это был сам Яков Брюс…

Возможно Вам будет интересно:


Сухаревская башня – уникальный памятник русской архитектуры, которого сегодня уже нет, но он живет в памяти народа, на картинах и в книгах.

История

История Сухаревской башни в Москве началась в семнадцатом веке. Построена она была в 1692-1695 годах. Инициатором строительства стал Петр I, а проект разработал М.И. Чоглоков. Местом расположения башни было выбрано пересечение улицы Сретенка и Садового кольца. Сначала возвели нижний этаж – его образовали две платы с сенями.

Над сводчатым перекрытием был устроен постамент шатра, а на нем можно было видеть боевые часы. По углам его украшали четыре остроконечные башенки, форма которых напоминала надстройки Троицкой и Спасской башен Кремля. Третий этаж почти полностью сгладил основание уже существовавшей невысокой башни, поэтому решили построить еще и четвертый ярус.

В 1698-1701 годах башня была реконструирована и приобрела тот вид, в котором дожила до начала двадцатого века. Главным элементом строения стал шатер, благодаря которому башня напоминала западноевропейскую ратушу.

Архитектура

Стиль архитектуры Сухаревой башни сочетал в себе ломбардские и готические элементы. Она являлась образцом нарышкинского архитектурного стиля. Строение отличалось невероятной прочностью, которая была достигнута за счет глубокого фундамента. Общая высота башни достигала шестидесяти метров. Народ окрестил ее невестой колокольни Ивана Великого.

Внешний вид Сухаревской башни напоминал корабль с мачтой. Его восточная часть символизировала нос судна, а западная – корму. На башне были установлены часы, а верхушку украшал двуглавый орел. Его изображение было оригинальным – вокруг его крепких лап расположились стрелы, считалось, что они символизируют молнии. В России Сухарева башня стала первым гражданским сооружением такого масштаба. Раньше такими высокими строили только церковные колокольни.

Симметрия сооружения характерна для всех ярусов, кроме нижнего: здесь асимметричное расположение лестницы-входа уравновешивалось разными арками – к западу от центральной проездной двумя большими и к востоку от нее тремя малыми. Сухарева башня стала важным звеном перехода к архитектуре нового времени и итогом развития древнерусского зодчества.

Функции башни

В 1701-1715 годах в здании Сухаревой башни в Москве располагалась астрономическая обсерватория Я.В. Брюса и школа навигацких и математических наук. Впоследствии здание передали Московской конторе Адмиралтейств-коллегии, которая стала использовать ее в качестве склада. Во времена правления Петра I выписанные иностранные актеры представляли здесь комедии.

В 1829-1890 годах в башне находились резервуары Мытищинского водопровода. В 1926 году в здании начал работать Московский коммунальный музей. Через восемь лет в связи с реконструкций одноименной площади Сухаревскую башню снесли, так как она мешала трамвайному и автомобильному движению.

Легенды

В девятнадцатом веке каждый гость столицы считал своим долгом помолиться в храме Христа Спасителя, побывать на колокольне Ивана Великого и у Сухаревской башни. Строение окутано множеством легенд. Почти все тайны Сухаревой башни так или иначе связаны с Я.В. Брюсом – верным соратником Петра I и автором Брюсового календаря, который в течение двухсот лет был главным русским земледельческим справочником. Предания гласят, что в рапирной зале устраивались заседания тайного общества “Нептун” (общества русских масонов), самого же Брюса называли чернокнижником или колдуном с Сухаревой башни.

В начале двадцатого века подземелья Сухаревской башни были тщательно исследованы – в результате обнаружили несколько подземных ходов, направленных в сторону усадьбы Брюса.

Сухаревская площадь хранит память не только о знаменитом рынке, но и о Сухаревской башне, стоявшей когда-то на площади.
Сухаревой (или Сухаревской) башни нет на улицах Москвы уже более 70-ти. Однако с ней связано столько тайн и легенд, что память о ней, как о самом загадочном строении Москвы, жива до сих пор.
В том месте, где сквозь неё проходила древняя дорога на Суздаль, Ярославль, Владимир, были возведены Сретенские ворота, над которыми возвышалась башня с тремя боевыми площадками, накрытыми шатровыми крышами.
Сухаревская башня (или Сухарева) была построена в 1692—1695 годах на месте старых деревянных Сретенских ворот Земляного города — на пересечении Садового кольца и улицы Сретенка. Здесь, у этих ворот, в 1605-ом Лжедмитрий торжественно встречал последнюю жену Ивана Грозного, якобы свою мать. Здесь москвичи в 1613-ом встречали Михаила Романова, избранного царём на Земском соборе. Отсюда российские монархи отправлялись на богомолье в Троице-Сергиев монастырь.
Обычно рассказывают такую историю:

Своё название Сухарева башня получила в честь полковника Лаврентия Сухарева, чей стрелецкий полк в конце XVII века охранял те самые ворота столицы. В 1689 году Пётр бежал от своей сестры царицы Софьи в Сергиеву лавру, и полк Сухарева стал на защиту будущего царя. В благодарность за эту верность Пётр I, приняв престол, приказал построить на месте старых ворот новые, то есть башню со сквозным арочным проездом.
Рассказ о Сухаревой башне как воплощённой в камень императорской благодарности — легенда. Всё было совсем не так.

Стрелецкие полки селились в Москве слободами. Стрелецкие слободы, как и сами полки, как правило, называли по имени полковых командиров. В конце XVII века у Сретенских ворот несли службу стрельцы полковника Лаврентия Сухарева.
Стрелецкий полк Сухарева участвовал во всех важнейших событиях того времени. Но без лишнего рвения. Возможно, это связано с тем, что он был размещён далеко от Кремля. К стрелецкому бунту 1682 г., приведшему к власти царевну Софью, было причастно незначительное количество сухаревцев. В 1689 г. полк поддержал Петра I, но прибыл в Троице-Сергиев монастырь не в числе первых, о чём свидетельствует весьма скромная награда полковнику Сухареву.
После стрелецкого восстания 1689 г., жестоко подавленного верными Петру войсками, полк Сухарева был расформирован, часть стрельцов казнена, а стрелецкие семьи из Сухаревой слободы выселены. Но слобода своё название сохранила, передав его со временем башне, площади и переулкам.

Любая легенда, как бы она ни обращалась вольно с исторической действительностью, всё равно имеет своим источником конкретный исторический факт и конкретные события.
Действительно, был в истории Сухаревой башни такой факт, когда её обитатели продемонстрировали свою верность императору, произошло это в опаснейший для него момент, и они оказались тогда единственными в государстве его подданными. Совсем как в легенде. Однако прозаичней.
И произошло это не в конце XVII века при Стрелецком бунте, а в последний год первой четверти XIX века, когда восстали дворяне-революционеры — декабристы и трон пошатнулся не под Петром, а под Николаем I.
Распространившийся по Москве слух о восшествии на трон Николая I поначалу у московского генерал-губернатора князя Голицына вызвал сомнение в его достоверности, поскольку уже была принята присяга его старшему брату Константину. Но в то же время и встревожил, потому что вполне возможен был в нестабильное время междуцарствия государственный переворот.
В связи с привезённым повелением Николая I генерал-губернатор Голицын приказал приступить к принятию в Москве присяги новому императору в 8 часов утра 18 декабря и начать, как полагается, церемонию присяги в Успенском соборе высшим чинам, в других церквах и присутствиях всем остальным служащим.
Но тут стало известно, что в Москве, в нарушение правил и обычаев, присяга уже началась ночью 16 декабря до официального получения манифеста, и её приняла Московская команда Сухаревой башни.
Манифест о восшествии на престол и присяге рассылали из Петербурга несколько ведомств, в том числе Адмиралтейство. Его курьер достиг Москвы первым и вручил манифест начальнику Московского отделения Адмиралтейства, пребывающей в Сухаревой башне. Манифест требовал немедленного исполнения приказа, то есть приведения к присяге. Священник Троицкой в Листах церкви, который должен был провести присягу, несмотря на позднее время (было уже за полночь), поехал к митрополиту Московскому Филарету просить разрешение на проведение присяги. Митрополита разбудили, он с сомнением выслушал священника и велел прислать манифест, чтобы удостовериться в его существовании. Священник отправился за манифестом, Филарет же послал записку о его странном визите генерал-губернатору и спрашивал, как ему поступить.
«Странно было начать провозглашение императора с Сухаревой башни», — объяснял Филарет позже свои сомнения. Присяга обычно начиналась с главного храма России — кремлевского Успенского собора. Тем временем священник вернулся с печатным манифестом, оформленным, как положено, не вызывающим никаких сомнений в его подлинности, и митрополит разрешил проводить присягу. По уходе священника Филарет получил ответ от генерал-губернатора, который писал, что он манифеста не получал и, по его мнению, следует отказать начальнику Московского отделения Адмиралтейства в его просьбе. Но митрополит уже не мог последовать совету генерал-губернатора: в Сухаревой башне служащие Московского отделения Адмиралтейства первыми в Москве присягнули императору Николаю I.
Всего лишь неполные сутки, но зато такие, когда решалась судьба русского престола; солдаты, офицеры и чиновники Московской конторы Адмиралтейства были единственным в Москве подразделением, присягнувшим на верность новому императору.
На следующий год во время коронационных торжеств Николай I посетил Сухареву башню, но никакой особой благодарности служащим Московской адмиралтейской конторы он, как и Пётр I в свое время Сухаревскому полку, не выразил. Однако народная молва поправила исторический факт.

Самые ранние легенды Сухаревой башни рассказывают о знаменитом сподвижнике Петра I графе Якове Вилимовиче Брюсе. Граф Брюс в легендах предстает колдуном, чернокнижником, волшебником и в то же время замечательным учёным, изобретателем, умным, благородным и смелым человеком, не боящимся возражать самому царю. Надобно отметить, что народные легенды изображают Брюса с большой симпатией. Созданные в начале XVIII века легенды о Брюсе, как каждое произведение фольклора, в пересказах последующими поколениями рассказчиков дополнялись, перерабатывались, по-новому осмыслялись.
В 1920-е годы краевед-фольклорист Е. З. Баранов записал бытовавшие среди московского простого люда легенды о Брюсе и Сухаревой башне.
Вот одна из таких легенд:
«Их было трое умнейших людей: Брюс, Сухарев и Пушкин. Сухарев, значит, Сухареву башню построил; Брюс на небо летал, чтобы посмотреть, есть ли Бог, и вернулся; Пушкин тоже умнейший был господин, книги писал, все описывал, и чтоб люди жили без свары, без обмана, по-хорошему. «Вы, говорит, живите для радости». Им всем троим хотели поставить памятники. Это уж после, не при Петре Великом, при другом царе было. Три памятника хотели поставить, да царь воспротивился.
— Брюсу, — говорит, — не за что: он волшебством занимался и душу черту продал.
Вот как человека опорочили. И ведь напрасно, совсем зря. Зачем было Брюсу черту душу продавать? Умный человек и без нечистой силы, сам до всего дойдет. И волшебство он наукой взял. Да ведь у нас как? Озлился на человека — и давай его чернить. Вот и тут так, один царь невзлюбил Брюса, ну и другие цари, которые за ним были, той же дорожкой пошли. Вот от этого и не приказано было ставить Брюсу памятник.
И Сухареву царь не приказал ставить памятник.
— Какой, — говорит, — ему памятник надо? Есть Сухарева башня, и довольно с него.
А Пушкина царь все же одобрил.
— Он, — говорит, — умнейший был человек.
Поставили памятник Пушкину, и стоит он на Тверском бульваре у всех на виду.
Да ведь наш народ какой: иной-то тысячу раз пройдет мимо памятника, а спроси его: «Что за человек был Пушкин?» — «Не знаю, — говорит. — Не знаю…» Да ведь и я не знал, а как расспросил знающих людей, так и узнал. Вот и ты расспроси и послушай, что знающие люди скажут.»

Из книги «Гений русского сыска И. Д. Путилин. Рассказы о его похождениях». Знаменитый сыщик Путилин был специально приглашён из Петербурга в Москву для расследования престранного дела.
«В то время, когда русская публика с жадностью и с большим наслаждением набрасывается на чтение рассказов о таинственных похождениях заграничных сыщиков вроде Шерлока Холмса, Ната Пинкертона, Ника Картера и др., не мешало бы вспомнить о нашем русском, не менее их талантливом сыщике, оставившем о себе глубокую память среди современников… Прослужив более 40 лет, он ушел на пенсию в чине Тайного советника, со звездой Анны I степени…
… В Сухаревой башне появилось привидение, похожее на Петра Великого. Слухи слухами, но были даже очевидцы этого призрака — на крыше Сухаревой, у ее маленькой башенки стоял высокий человек в петровском камзоле-мундире. Длинные волосы, на голове тогдашняя треуголка, через плечо — портупея, сбоку шпага. Постоит, постоит, поглядит на Москву и скрывается. Московская полиция не в силах была справиться с этим мистическим явлением, и на помощь ей из Петербурга был вызван Путилин. Как говорится в сказках (но это быль), Иван Дмитриевич недолго «разбирался» с привидением. Им оказался некто душевнобольной Яновский, некоторое время назад исчезнувший из сумасшедшего дома. До попадания в «желтый дом» он сильно увлекался всевозможными легендами… Свой костюм петровских времен он брал на прокат в одной из мастерских. Каким-то невероятным способом он забирался на крышу Сухаревки и своим видом распугивал людей.»
Бывший офицер, тронувшийся умом после того, как от него сбежала жена, искал в башне клад Брюса, в котором находится приворотный эликсир. А так как клад заговоренный, то получить его можно, только представ в образе Петра Великого.

И вот ещё несколько легенд:

В Сухаревской башне располагался так называемый Рапирный зал, где можно предположить, учили фехтованию. Предание гласит, будто в нем проходили тайные заседания некоего общества Нептуна, председателем которого был Лефорт, а первым надзирателем - Петр I. История от нас скрыла происхождение и истинную цель этого тайного общества. Однако была в народе молва, будто там хранилась черная книга, охраняемая 12 духами и «после закладенная в стену, где и заколочена алтынными гвоздями».

По легенде в Сухаревской башне хранилась «Соломонова печать на перстне со словами SATOR, AREPO TENET OPERA ROTAS. «Можно сим перстнем делать разно: к себе печатью превратишь, невидим будешь, от себя отвратить все очарования разрушишь, власть над сатаной получишь…».

Предание гласит о том, что здесь Брюс якобы занимался составлением эликсира живой и мёртвой воды. Перед смертью якобы он отдал склянку с живой водой своему камердинеру и велел поливать ею себя вскоре после кончины. Когда камердинер стал исполнять такое приказание, усопший начал шевелиться; исполнитель испугался и, уронив из рук склянку, разбил её. Брюсу так и не суждено было «воскреснуть».

За день до вступления Наполеоновских войск в Москву, ястреб, с путами на ногах, запутался в крыльях двуглавого медного орла на шпиле Сухаревской башни. Птица долго трепыхалась, пока не издохла. Народ, наблюдавший за этим, толковал: «Вот так-то видно и Бонапарт запутается в крыльях Русского орла».

Московская легенда гласит, что Сталин принял решение разрушить Сухаревскую башню, с целью найти какой-то клад. Поэтому башню разбирали очень аккуратно, по кирпичику.

Необычайно крепкие фундаменты Сухаревой башни при сносе не уничтожили, они скрыты под Сухаревской площадью. В 1982 году исполком Москвы объявил конкурс на лучший проект по восстановлению Сухаревой башни, но по итогам ни одно предложение принято не было. В 2006 году, когда под Сухаревской площадью прокладывали подземные переходы, проводились частичные раскопки и исследования фундаментов, о чём гласит памятная табличка.
А в 90-х годах 20-го столетия чёрные археологи и кладоискатели облазили многочисленные туннели под Сухаревской площадью, входы в которые располагались в старых домах Сретенки и сретенских переулков. Тут-то и вспомнили о прорытом Иваном Грозным туннеле от Кремля до Сретенских ворот, и подумали, а не там ли он спрятал свою библиотеку, и не поэтому ли перестроили ворота и надстроили башню? Но книг так и не нашли, ни Ивана Грозного, ни Брюсовых. Лишь иногда попадаются потерянные клады: сундуки с дорогими одеждами и мехами.

***Для написания поста была использована книга Муравьёва Владимира Брониславовича «Московские легенды. По заветной дороге российской истории », а также статья Владимира Рогозы.



Что еще почитать