Сколько лет дочери литвиновой. Леонид Добровский — бывший муж Ренаты Литвиновой. Бывший муж

В последние годы интересует даже тех, кто никогда не являлся поклонником её таланта. СМИ упорно приписывают экстравагантной актрисе и режиссёру роман с певицей Земфирой, но официального подтверждения этой информации до сих пор не последовало. А ведь именно из-за этих слухов в 2007 году распался брак Литвиновой с бизнесменом Леонидом Добровским.

Мужья кинозвезды

В прошлом у Ренаты было 2 официальных брака. В 1996 году она вышла замуж за продюсера кинофильмов Александра Антипова. с этим человеком продлилась около года и закончилась разводом.

Вторым супругом Литвиновой стал видный московский предприниматель Леонид Добровский. В браке с ним Рената родила дочку Ульяну. Но семейная жизнь и в этот раз не принесла женщине счастья. Прожив с Добровским с 2001 по 2007 год, Рената ушла от него. Начался громкий бракоразводный процесс, сопровождающийся разделом имущества и настоящей войной за малолетнюю дочь.

Знакомство бизнесмена с Литвиновой

Кто же такой Леонид Добровский? Муж Литвиновой родился в 1965 году. К моменту знакомства с кинозвездой он являлся владельцем нескольких прибыльных заводов в России и к шоу-бизнесу никакого отношения не имел. Первая встреча будущих супругов произошла в конце 90-х годов. Их познакомили общие друзья. Раньше Леонид видел Ренату только с экрана телевизора и был очарован её красотой и утончённостью. Оказавшись рядом с любимой актрисой, Добровский начал за ней активно ухаживать. Неизвестно, каким образом невысокий и малопривлекательный Леонид смог покорить сердце королевы кино, но через некоторое время он сделал ей предложение и получил долгожданное согласие.

Первые годы после свадьбы

Бракосочетание кинодивы и предпринимателя состоялось 10 января 2001 года в Москве. После торжества счастливый Леонид перевёз жену в свой дом на Рублёвке и преподнёс ей презент в виде роскошного чёрного автомобиля марки «Мерседес». Он в Ренате и не уставал заваливать её дорогими подарками. В июле 2001 года у супружеской пары родилась дочь Ульяна.

Добровский Леонид Юльевич сопровождал свою вторую половинку на многих звёздных тусовках, но всегда скромно держался в её тени. Будучи человеком непубличным, муж просил Ренату о том, чтобы та не слишком откровенничала о нём с журналистами. Литвинова так и делала, и на вопрос корреспондентов о деятельности супруга скромно отвечала, что он — инженер. А скромный работяга в то время являлся одним из крупнейших бизнесменов столицы. Поговаривали, что дом на Рублёвке, в котором он проживал вместе с Литвиновой, находился по соседству с особняком самого Путина.

Кризис в семейных отношениях

Со стороны казалось, что у Леонида Добровского и Ренаты Литвиновой идеальный брак. Но спустя несколько лет после свадьбы в отношениях супругов начались проблемы. У Добровского оказался вспыльчивый характер. Он придирался к Литвиновой по любому пустяку, мог повысить на неё голос и даже выругаться при ней матом. Леонид любил выпить, а в состоянии алкогольного опьянения он и вовсе переставал контролировать себя.

Ситуация обострилась после знакомства Ренаты с Дружба между женщинами показалась журналистам подозрительной, и они разглядели в ней нечто большее. Такого не мог выдержать Леонид Добровский. Бизнесмен пришел в ярость при мыслях о неверности жены и начал распускать руки. Дошло до того, что однажды он в припадке агрессии стал душить Литвинову, размахивая при этом ножом. Прислуге с трудом удалось оттянуть разъярённого Добровского от испуганной женщины. После этого происшествия актриса собрала вещи и вместе с дочкой ушла от бизнесмена к подруге Земфире. На этом её совместная жизнь с предпринимателем закончилась.

Бракоразводный процесс

Добровский никак не мог успокоиться после ухода Ренаты. Он нанял самых лучших московских адвокатов и стал готовиться к бракоразводному процессу. Обвинив Литвинову в аморальном поведении, он задумал лишить её материнских прав на дочку. Но актриса опередила Леонида и подала на развод первой. В исковом заявлении она просила суд расторгнуть её брак с Добровским и оставить Ульяну с ней. От мужа она требовала выплаты алиментов на содержание дочери в размере 120 тыс. рублей ежемесячно и раздела нажитого в браке имущества.

Потянулась череда судебных заседаний, на которых стороны не скупились на взаимные обвинения. Леонид считал Литвинову плохой матерью, которой нельзя доверить воспитание ребёнка. В отместку на такие заявления Рената обвиняла мужа в сокрытии от государства реальных доходов. Поставить точку в затянувшемся бракоразводном процессе удалось только после заключения между экс-супругами В соответствии с ним Ульяна оставалась жить после родительского развода с матерью, но в определённые дни отец мог забирать её к себе. Ренате удалось отсудить у Добровского алименты в указанном в иске размере.

Отношения экс-супругов после развода

Было окончательно оформлено в 2007 году. После того исчез из поля зрения СМИ Леонид Добровский. Муж Ренаты Литвиновой так и не привык к публичности и после развода посвятил себя работе и общению с дочерью.

Несмотря на то что супруги расстались врагами, вскоре им удалось восстановить нормальные отношения и даже цивилизованно проводить время вместе. Неожиданностью стало то, что в 2009 году свой день рождения Литвинова отметила в компании дочери, мамы, Земфиры и... Леонида Добровского. Бывший муж не только приехал на проходившее в ресторане торжество, но и полностью оплатил его. Такое изменение в отношениях людей, которые ещё недавно ненавидели друг друга, вызвало изумление у людей, обслуживающих мероприятие. Вполне возможно, что урегулировать конфликт бывшие супруги решили ради подрастающей дочери, но всё равно их поведение достойно похвалы.

Рената Литвинова – актриса, режиссер и сценарист, женщина загадка, от которой невозможно оторвать глаз. Ее или не понимают вовсе, или же боготворят. Ее манера одеваться, говорить - завораживает. Чего только стоит ее жестикуляция, которая просто гипнотизирует зрителя.

У Ренаты Литвиновой с самого детства была закомплексованность во всем, но ее близкие люди научили как с этим бороться, более того она так умеет себя преподнести, что ее считают самой необыкновенной женщиной. Порой она бывает жесткой и циничной, но в душе всегда остается маленькой ранимой девочкой.

Такая женщина как Рената Литвинова, сколько бы ей не было лет, всегда будет выглядеть шикарно. Многие женщины интересуются секретом красоты, которым она владеет, ее рост, вес. Возраст Ренаты Литвиновой хоть и приближается к отметке пятьдесят, выглядит актриса безупречно и при росте 176 см, ее вес составляет всего лишь 58 кг.

А тайны вовсе и нет никакой, нужно уметь себя любить и ценить, говорит Рената Литвинова. Фото в молодости и сейчас у актрисы как небо и земля. Если сейчас мы видим в ней икону стиля, то раньше девушка не могла наносить даже макияж. Она ходила с выбеленным лицом, накладными ресницами и считала это жутко-красиво.

Недавно Рената поменяла свой стиль и прическу, из блондинки она превратилась в шатенку. Как, отметили большинство ее поклонников, женщина не только стала красивее, а еще и моложе.

Биография 👉 Ренаты Литвиновой (актриса)

Биография Ренаты Литвиновой началась в Москве 12 января 1967 года в семье врачей. Отец – Мурат Аминович Вергазов, имел по происхождению татарские корни и даже девочку назвал в честь своего брата - Рината. Когда родилась дочка, родители вскоре развелись и мать – Алиса Михайловна Литвинова работала не покладая рук, чтобы обеспечить свою семью. В школьные годы девочка хоть и посещала школьные кружки, занималась танцами и спортом, росла очень стеснительной и скромной.

Помимо школы Рената закончила музыкальную школу, а после ее окончания поступила во ВГИК на сценарно-киноведческий факультет. Еще с детства Рената сочиняла стихи и небольшие рассказы, поэтому решила оттачивать свое умение и мастерство. Уже во время учебы девушку приглашали сниматься в учебных фильмах. Педагоги вспоминают, что девушка сразу бросалась в глаза и отличалась от основной массы, она всегда очень резко оценивала работы других однокурсников и также строго относилась и к себе.

После окончания института первая ее работа «Нелюбвь» произвела впечатление и в 1991 году вышла на экран. Литвинову также пригласили сниматься в фильме «Увлеченья», где она сыграла главную роль, но сама актриса признается, что больше по нраву ей работать режиссером, нежели сниматься в кино, так как считает свою внешность недостаточно идеальной.

Дальше Литвинова чем больше пишет сценарии к фильмам и снимается в них, тем больше замечают ее оригинальность и самобытность. Ренату можно увидеть в рекламных роликах, где она рекламирует косметику «L Oreal», а реклама часов «Rado» является актерской и режиссерской работой Литвиновой. Актрису приглашают на телевидение в роли ведущей таких передач, как «Стиль от Ренаты Литвиновой», «Ночные музы», «Красота скрытого».

А своей близкой подруге - Земфире подарила восемь клипов, в которых была режиссером. На данное время Рената Литвинова занимается авторским кино, в которых доносит зрителю свои нравы и убеждения. Не каждый человек поймет это, но режиссер знает, что у нее есть своя аудитория зрителей, которые поймут и оценят ее работы. Эти фильмы хочется пересматривать по несколько раз, и каждый раз находишь что-то новое, поучительное и содержательное.

Личная жизнь 👉 Ренаты Литвиновой (актриса)

Личная жизнь Ренаты Литвиновой всегда остается интересующей всеми тема, о которой всегда говорят. Так как сама Литвинова в интервью не дает подробностей, многие додумывают сами. Уже как много лет Ренате приписывают роман с исполнительницей рок-песен Земфирой, но так это или нет, остается загадкой.

Не один раз папарацци заставали как Рената Литвинова и Земфира целуются. Фото одинаковых колец у обоих, предполагает тот факт, что якобы пара расписалась в стране, где возможны однополые браки. А в социальной сети Земфира написала, что ей никто не нужен кроме Ренаты. Может это настолько близкая дружба женщин, что им и мужчины не нужны?

Семья 👉 Ренаты Литвиновой (актриса)

Семья Ренаты Литвиновой – это мама и бабушка, которые с самого детства учили девочку как стать настоящей женщиной. Мать прививала ей любовь к искусству, постоянно водила дочь на сеансы в кино и в театр. А бабушка учила ее быть женственной и интеллигентной. Внучке не раз демонстрировала как нужно вести себя за столом и какими приборами пользоваться в случае надобности.

Актриса помнит все помады и баночки с кремами, которые так благоухали, и которые были важными атрибутами в жизни женщин. Даже сейчас У Ренаты Литвиновой остался любимым ароматом духов «Красная Москва», которая пользовалась ее бабушка.

Дети 👉 Ренаты Литвиновой (актриса)

Дети Ренаты Литвиновой должны быть самостоятельными и независимыми личностями, всегда думала будущая актриса, еще даже не имея детей. Когда Рената родила дочку, она не изменила своим принципам, и Ульяна будучи еще ребенком, отправилась во взрослую жизнь учиться и жить в другую страну.

Девочка, как и ее мать, растет творческим человеком, очень любит читать книги и отдает предпочтение винтажному стилю одежды. В этом мать и дочь похожи, поэтому с удовольствием ходят по бутикам для выбора новой одежды.

Дочь 👉 Ренаты Литвиновой (актриса) – Ульяна

Дочь Ренаты Литвиновой – Ульяна родилась от Леонида Добровского, второго официального мужа актрисы. На данное время девушке исполнилось семнадцать лет и со школьного возраста Рената, хоть очень и скучает в разлуке с дочерью, отправила учиться ее во Францию. Девушка свободно владеет тремя языками и ей очень нравится жить там.

Когда Ульяна приезжает на каникулы в Москву, мать все свое свободное время проводит с ней и называет своим сокровищем. Внешне девушка очень похожа на Литвинову, и даже манеры поведения напоминают мать.

Бывший муж 👉 Ренаты Литвиновой – Александр Антипов

Бывший муж Ренаты Литвиновой – Александр Антипов режиссер по образованию завоевал сердце неприступной красавицы на первом курсе института. Роман закрутился в водовороте страстей так, что Литвинову чуть не отчислили за неуспеваемость.

Не прошло и трех месяцев после знакомства, как пара расписалась. Рената, как и любая женщина, думала, что эта любовь на всю жизнь. Ну спустя какое-то время молодые люди остыли друг к другу, у Александра, поговаривают, были интрижки с другими женщинами, и пара развелась.

Бывший муж 👉 Ренаты Литвиновой – Леонид Добровский

Бывший муж Ренаты Литвиновой - Леонид Добровский бизнесмен женился на актрисе в 2001 году и в этом же году Рената подарила ему дочь. Пара прожила вместе пять лет, пока в душе у Литвиновой не проснулась любовь к Земфире. Добровский от безысходности кидался на жену даже с ножом, однако ничего не менялось и в 2006 году пара развелась с громким скандалом.

В некоторых источниках появилась информация, что Рената нетрадиционной ориентации, и со своей избранницей они вместе живут. Сама Литвинова опровергает эту информацию, объясняя, что они всего лишь родственные души и близкие подружки.

Супружество и свадьба 👉 Ренаты Литвиновой с Земфирой

Уже ни для кого не секрет, что Земфира и Рената объединили свой союз. Так ли это? Разные официальные источники утверждают и то и другое одновременно. Например dp.ru написала о их браке в Швеции, а rg.ru тут же этот опровергает этот факт. Представители Ренаты пообещали «разобраться» со всеми, кто опубликует клевету и грязь. И вот кому теперь верить? Делаем выводы сами.

Инстаграм и Википедия 👉 Ренаты Литвиновой

Инстаграм и Википедия Ренаты Литвиновой есть, как и у любого знаменитого человека, про которого хочется узнать, как живет актриса, что любит и чем занимается в свободное от работы время. В социальных сетях можно узнать и более детальные подробности из жизни актрисы.

Не так давно Рената поделилась снимком, где она одета в джинсах. Оказывается, это ее любимая форма одежды, так как в них комфортно и они следят за ее фигурой вместо весов. «Сразу можно почувствовать похудела ты или поправилась», говорит Литвинова, «Поэтому даже взвешиваться не надо».

Она не только одна из самых стильных актрис нашего кино, но и успешная и независимая женщина, вот только с семейной жизнью у нее никак не складывается.

Первый муж Ренаты Литвиновой кинопродюсер Александр Антипов, с которым она прожила всего год, сейчас не поддерживает с ней никаких связей. После развода он вновь женился, у него родился ребенок, время от времени снимается в кино. По словам матери актрисы, Антипов – очень спокойный, не склонный ни к каким авантюрам человек, достаточно закрытый в общении. Во второй раз Литвинова вышла замуж в 2001 году – за бизнесмена Леонида Добровского и вскоре родила дочь Ульяну. Они прожили пять лет, а их развод был скандальным и непростым.

На фото — Рената Литвинова и Леонид Добровский

Говорят, что к разводу их подтолкнули постоянно муссировавшиеся в прессе слухи о связи Ренаты Литвиновой с певицей Земфирой, которые приводили в бешенство Леонида. Добровский не раз кидался на жену с кулаками и даже хватался за нож, и, чтобы прекратить эти разборки, Рената подала на развод. Тогда ее дочери Ульяне было пять лет, и Добровский настаивал на том, чтобы после развода она осталась с ним, якобы, Рената своим аморальным поведением плохо влияет на дочь. В результате судебных разбирательств дочка актрисы осталась с ней, и сейчас учится во Франции, она очень похожа на маму, которая в ней души не чает.

Не многие знают, что еще до первого замужества у семнадцатилетней Ренаты случился роман с известным и очень талантливым оператором Георгием Рербергом. Они познакомились на показе дипломной работы Ивана Дыховичного, и Литвинова сразу была очарована импозантным и талантливым мужчиной. Ему тоже понравилась Рената, очаровавшая его своим необычным стилем. Рерберг рассказывал, как когда-то помогал Тарковскому подбирать актрис для его «Зеркала», среди которых были Людмила Чурсина, Марина Неелова, Маргарита Терехова, получившая в конце концов главную роль. Скорее всего, он никогда бы так и не стал мужем Ренаты Литвиновой, но ухаживал за ней он очень романтично, никогда не навязывая свое общество. Она до сих пор вспоминает букеты, которыми он одаривал ее, красивые ухаживания и с большой теплотой рассказывает об этом человеке.

Сейчас, после двух разводов, актриса говорит, что все больше разочаровывается в институте семьи и убеждается в его обесценивании. По мнению Ренаты, она, возможно, не создана для брака и не собирается искать мужчину, который стал бы ее очередным мужем, а своей самой большой любовью называет дочь Ульяну.

На фото — актриса с дочерью Ульяной

Сама Литвинова тоже выросла в неполной семье – отец оставил их с мамой, когда Рената была еще совсем маленькой. Ее маме, хирургу, приходилось много работать, и Рената росла самостоятельной девочкой. Она училась в музыкальной школе, занималась легкой атлетикой, и очень любила читать. Любовь к кино передалась ей от мамы, которая обожала ходить на вечерние сеансы и брать Ренату с собой. После школы она решила поступать на сценарный факультет ВГИКа и легко сдала вступительные экзамены. Ее дебютные съемки состоялись еще в школе, когда она снялась в нескольких рекламных роликах, а первой работой в настоящем кино стала эпизодическая роль в фильме Аллы Суриковой «Две стрелы. Детектив каменного века».

Огромную популярность принес актрисе сериал «Граница. Таежный роман» Александра Митты, в котором она сыграла офицерскую жену и гарнизонного медработника. Ее известность поддерживается благодаря индивидуальному стилю, манере держаться и вести себя на публике. В качестве дизайнера она сотрудничает с фирмой Zarina, в которой под личной маркой Литвиновой выпущено несколько образцов одежды.

Талантливая актриса и ведущая Рената Литвинова родилась и выросла в Москве. Мать девушки русская, а отец татарских кровей. Ее настоящее имя — Рената Муратовна Вергазова. В январе 2017 года ей исполнилось 50 лет.

Биография

Родители актрисы были медиками. С ранних лет Литвинова воспитывалась без отца. Отец ушел из семьи, и матери приходилось очень много работать, чтобы у ребенка было все необходимое. По профессии она хирург челюстно-лицевой области. Алиса (мама Ренаты) редко бывала дома, поэтому воспитывали будущую ведущую бабушка с дедушкой. Именно они оказали сильное влияние на Ренату. Бабушка была творческой натурой, любила писать стихи, шить и вела активный образ жизни. Дедушка трудился на заводе инженером.

Еще учась в школе Литвинова тоже начала сочинять. По началу это были небольшие рассказы. В то же время девочка увлекалась спортом и музыкой. Так же иногда посещала танцевальный кружок. Все это помогало ей бороться с комплексами, она считала себя гадким утенком.

Начало актерской деятельности

После школы актриса поступает во ВГИК. Благодаря матери, которое очень любила кино, Рената с детства хотела связать свою жизнь с кинематографом. Она с легкостью прошла все вступительные испытания и начала обучаться на факультете «Сценарное киноведчество». Ее начало окружать много представителей противоположного пола. Когда они стали обращать внимание на Ринату, та поняла, что вполне хороша собой.

Актриса училась на одном курсе с такими знаменитостями, как Иван Охлобыстин и Саша Башаров. Тут у звезды появилось много близких друзей, которые помогали ей двигаться к цели. Она никогда не отказывалась помочь друзьям-студентам, и снималась в их первых работах.

Свою первую и незначительную роль Литвинова получила в 1989 году. Но по настоящему важным годом для нее стал 1994 год. Она снялась в главной роли для картины «Увлеченье». Режиссеру фильма очень понравился типаж актрисы, и он еще не раз снимал ее в своих работах.

Настоящей звездой Рената стала после выхода на экраны сериала «Граница. Таежный роман». На сбемках она познакомилась с настоящими профессионалами своего дела: Михаилом Ефремовым, Маратом Башаровым, Еленой Пановой, Андреем Паниным и т.д.

«Мы с Мишей Ефремовым в «Границе…» два таких неформала: он - пьющий, я - сумасшедшая…» Рената Литвинова о съемках в сериале

Позже Литвинова сама стала режиссером и выпустила 6 фильмов. В настоящее время она редко снимается в кино, чаще ее можно увидеть в роли ведущей телепередач. Рената ведет светскую жизнь, увлекается модой. У актрисы свой уникальный и неповторимый стиль. Она являеться музой для многих творческих натур и дизайнеров. Актриса и сама выпускает одежду. Так же она написала и выпустила пару книг. А по ее рассказу «Страна глухих» даже был снят фильм.

Рената Литвинова — личная жизнь

Все, что происходит за кадром Литвинова старается хранить в тайне. То же касается и мужей актрисы, их было 2. Первым избранником девушки стал продюсер Антипов. Их союз продлился всего год. О подробностях совместной жизни почти ничего не известно.

Второй раз Рената вышла замуж в 2001 году. Ее возлюбленным был бизнесмен Леонид Добровский. В 2006 году пара развелась. За 5 лет у них появилась дочь Ульяна. Расставание актрисы было сложным и имело широкую огласку. К тому же дело дошло до суда, и без скандалов не обошлось.

Долгое время их семейная жизнь казалась и была идеальной. По слухам, к разводу привела тесная дружба звезды с певицей Земфирой. Поговаривают, что Леонид стал очень раздражительным и даже пытался нападать на Ренату. Вскоре Литвинова не выдержала и подала на развод.

Дружба между певицей и актрисой не пострадала и стала даже крепче, не смотря на всеобщий интерес к их отношениям. Не смотря на множество слухов, Рената и Земфира продолжали совместно работать. Актриса, а теперь и режиссер, Литвинова сняла пару клипов для подруги. А в 2008 году она выпустила фильм, посвященный певице.

Какое-то время девушки все реже стали появляться на публике вместе. Многие решили, что дружбе пришел конец. Однако в 2009 году женщины прекратили тесное общение. Поговаривали, что страсть между ними прошла, но они смоги сохранить дружеские отношения. Но совсем недавно в сети вновь стали появляться совместные фотографии Ренаты и певицы Земфиры.

Сейчас актриса большую часть времени живет с дочкой во Франции. Ульяна там учится и редко бывает на родине. Сейчас ей 14 лет, и она переняла все лучшие черты от матери.

  • Говорят, в 2015 году актриса сделала коррекцию носа и наконец избавилась от старого комплекса
  • Девушка следит за фигурой и совсем не ест жареное, выпечку и кисломолочные продукты
  • Один из ее любимых ароматов — «Красная Москва». Любовь передалась от бабушки
  • Литвинова снялась в 34 фильмах
  • Литвинова признается в том, что одержима темой смерти

Писатель Дмитрий Быков первое время терпеть не мог Ренату Литвинову, а потом как-то привык, успокоился и в чем-то даже полюбил. В данном случае это не интервью, а портрет - на фоне личных отношений.

На кинофоруме в Суздале в 1996-м она подошла ко мне - роскошная, высокая, колышущаяся на каблуках и, по тогдашней моде, слегка пьяная:

Дима! Почему вы меня так не любите… бэби…

Это у меня так проявляется любовь, - ляпнул я и убежал.

Чем случайней, тем вернее.

Было время, когда я терпеть не мог Ренату Литвинову, и даже широко писал об этом.

Знаете, - говорю, - Рената, я так был неправ в отношении вас...

Вот видите, - говорит она, - но вы хоть признаете...

С ней не больно-то подставишься. И тем не менее именно ей - как и другой женщине ее склада, Ахматовой, скажем, - я бы охотно рассказал всю свою жизнь, если б хоть на мгновение допускал, что им это зачем-нибудь нужно.

Сноба

Вообще-то я в симпатиях и антипатиях ошибаюсь редко. Скажем, не нравился мне на моем курсе один претенциозный мальчик, который все увлекался Сартром и Годаром и молодежными бунтами. Нос он задирал высоко, и я, скромный ботаник, казался ему конформистом. Теперь этот нонконформист правая рука Василия Якеменко, создателя «Наших» и как бы министра молодежи. И таких историй полно. Но с Литвиновой, кажется, меня что-то сбило - то ли потому, что ее самозабвенно хвалили неприятные мне люди, а иногда приятные, но глупые, то ли я слишком опирался на художественный результат. А художественный результат в ее случае не главное, потому что не она в нем виновата. Сценарии кромсали или ставили по-своему, актерские ее данные использовали кто во что горазд, и в неталантливых руках она действительно выглядела «нашей свежезамороженной Мэрилин Монро из Урюпинска», как написал один критик, тоже ее не любивший. Теперь-то я люблю Ренату Литвинову, на многое для нее готов, - но, господа, я ведь и к девяностым в девяностые относился хуже некуда. А теперь кажется - очень даже ничего.

Вообще быть современником сноба - ничего хорошего. Сноб во всем чрезмерен, слишком ярко настаивает на своем, на каждом шагу доходит до самопародии - и у него серьезные проблемы со вкусом. Моднику важно, как он выглядит, но умирать за это он не готов. А снобу это до такой степени важно, что жизнь ему относительно недорога. Скажем больше: любой эстетически последовательный человек отличается высокой личной храбростью и презрением к опасности, да и к самой жизни. Литвинова - замечательный человек для экстремальных ситуаций: ей так важно себя уважать, что она из-за одного этого не сделает никакой гадости. Как показывает практика, эгоизм - более надежный стимул, чем любовь к людям. Я больше доверяю тем, кто хочет хорошо выглядеть и честно в этом признается. Когда другая претенциозная женщина, тоже с изломанностью, эстетством, но без литвиновского таланта, рассказывает, как она помогает бомжам, потому что любит людей, я в это никак поверить не могу, и мне не нравится, что она возвышает себя за счет бомжей. А если бы она сказала, что это у нее от желания хорошо выглядеть, я бы ее зауважал, не говоря уж о том, что это было бы честно.

Вот у Литвиновой все честно.

Литвинова - замечательный человек для экстремальных ситуаций: ей так важно себя уважать, что она из-за одного этого не сделает никакой гадости

Я заметил эту черту еще у Алены Витухновской, которая тоже не должна была мне нравиться по определению: стихи авангардные, неровные, крикливые, и внешность крикливая, и презрение ко всему живому так и сочится из ее пор. Но то, как она сидела, никого не сдавая, и то, как вела себя потом, - аргумент серьезный. Я понял, что она не лукавит, действительно не любит жизнь, совершенно ею не дорожит, короче, ей действительно важно хорошо себя вести, потому что иначе она не сможет себя любить, а это в ее случае единственная живая эмоция. У Литвиновой, я думаю, примерно та же история - с поправкой на то, что некоторых она все же любит, даже больше, чем себя, но градус безумия у этих людей должен соответствовать ее собственному. А когда появилась Земфира, стало понятно, что литвиновский максимализм еще и относителен, что она, в общем, белая и пушистая на фоне другой ураганной девочки, а художественный результат сопоставим.

Искусственная шизофрения

Я не буду тут пересказывать ее биографию, которой, в сущности, почти и нет: родилась в 1967 году, в январе (а я, кстати, в декабре, очень приятно), росла без отца, названа в честь дяди Рината, мать - врач. Что важно: дома была медицинская энциклопедия, и Литвинова с детства любила слушать прилагавшиеся к ней гибкие грампластинки с записью шизофренического бреда.

Не зря шизофрения превратилась в литературный миф, считается чуть ли не обязательной спутницей гениальности; сразу скажем, что в девяти случаях из десяти нас не ждет никаких открытий, но шизофрения, пожалуй, единственная душевная болезнь, позволяющая свихнуться со знаком «плюс».

Это ненадолго, как всякое болезненное цветение; подступает умственная деменция, распад личности, человек перестает следить за собой, а там и соображать. Но поначалу, когда интеллект еще не затронут, появляются удивительные идеи. Я вот в детстве тоже очень любил читать старинный, пятидесятых годов, учебник «Психиатрия» со стенографическими записями разных бредов: параноидальные были, как правило, логичны и скучны, сопряжены с бредом величия и мало отличались от застольных бесед Гитлера (вот уж точно невыносимое чтение - и скучное, и страшное).

Шизофреники бредят бескорыстнее, веселей, слова у них ставятся не в линейку, а под углом, как у Платонова, и особенно прелестны мгновенные и внезапные перескоки с предмета на предмет, композиционные ходы, до которых рациональный ум не додумается. Литвинова именно тогда научилась своим точным и неправильным словесным конструкциям - именно точным и именно неправильным: «После родов у меня в теле имеются жирные моменты»… Скажи иначе - и будет непохоже, общо. Или знаменитое «все в мире так закрючковано»… Про человека, который одновременно с Литвиновой сделался символом и знаменем отечественной молодой кинематографии, - про Охлобыстина, конечно, - сценарист Александр Александров замечательно сказал: «Он сошел с ума на имитации сумасшествия». У Литвиновой иначе - она привила его себе, как врач прививает чуму для изучения симптомов; и ее сдвинутая речь стала для сдвинутой реальности девяностых годов так же адекватна, как платоновская для двадцатых. Литвинова продемонстрировала на себе все болезни эпохи - но, разумеется, никогда не отдавалась этому эксперименту до конца. Зачем она все это делала? Ну это был такой, если хотите, наш ответ прагматизму и обогащению, наш голос непродавшихся и незарабатывающих, демонстративно отстраненных на грани аутизма. Наша попытка самоутверждения маргинальных. Вы вот так, а мы вот так. Мы никогда не будем делать того, что некрасиво, а если нам предлагается жить некрасиво, мы умрем. Во времена, когда затаптывали слабых и безумных (а в девяностых это было, нечего кривиться), мы демонстративно будем слабы и безумны. Этой слабостью и безумием мы вас покорим, и вы будете нам ножки целовать.

Сценарист

Интересно, что во ВГИКе она дружила и потом общалась как раз не с иконами стиля, не с гламурными красавицами, а с жесткими профессионалами. Скажем, ее очень любили Петр Луцик и Алексей Саморядов, самый талантливый сценарный тандем после Дунского и Фрида, - Саморядов упал с балкона гостиницы «Ялта» во время Ялтинского кинофорума в 1994 году, а Луцик умер шесть лет спустя, успев правильно реализовать один из их любимых сценариев, «Окраину» («Добрые люди»). У них была та же вечная сценарная проблема - все их ставили не так. Они вообще мало с кем дружили, а Литвинова была для них своя. Литвинова вспоминает про Саморядова абсурдный, недостоверный эпизод, но с ним ведь все было недостоверно: однажды они купили пельменей, стали их варить, а пельмени какие-то были очень тяжелые и никак не всплывали. Оказалось, они набиты шариками от подшипников - в начале девяностых практиковалось такое, для веса. Саморядов очень расстроился и предложил Литвиновой хоть водки, но без закуски она не пила.

Что касается ее собственных сценариев того времени - они были не особенно рассчитаны на постановку. Но у Литвиновой было то, из чего делается кино, - герой. Этого героя она чувствует, умеет описать, он живой. Особенно ценно, что он разный: страшная медсестра из «Офелии, безвинно утонувшей», которую она сама же и сыграла. А что это за персонаж? Литвинова его в разговоре со мной определяла так:

Она не борец. А таких неборцов всегда подхватывают либо темные, либо счастливые воды, и они плывут, не сопротивляясь. Чаще темные. Они попадают под влияние каких-то монструозных персонажей. Скорее всего, толстеют, злобнеют, спиваются, бытовеют… и исчезает волшебство. Талантов в них, пожалуй, нет. Скорей всего, какой-то шарм, блескучесть… то, что нельзя определить словами. Что исчезает раньше всего. И то, что неборцы, конечно. Сегодняшний вариант этого типа, может быть, Клавдия Коршунова, которая у Миндадзе в «Отрыве». Черненькая такая лань, на цыганку похожа. Сейчас все, кого в звезды назначают, ужасно фальшивые. А она не фальшивая, страшно, чтобы не испортилась.

Она привила сумасшествие себе, как врач прививает чуму для изучения симптомов; и ее сдвинутая речь стала для сдвинутой реальности девяностых годов

Я даже думаю, что Литвинова вообще - сценарист для сценаристов, как Хлебников для поэтов. Можно брать и подхватывать какие-то ее идеи, которые у нее изложены в невыносимо концентрированном, недостоверном виде, и, разбавив бытом или просто занудством, переносить в кино, и всем понравится. Вот сняла она фильм «Богиня. Как я полюбила» - дикую совершенно сказку про прекрасную милиционершу, все сделано на очень простом контрасте неземной платиновой блондинки с кровавыми губами и ее чудовищно скучной и пошлой службы, еще там любовная линия с Максимом Сухановым, сумасшедшим миллионером, разыскивающим жену на том свете. Смотрелось это как нормальный шизофренический бред с гибкой грампластинки, но о времени, как ни странно, свидетельствовало - потому что доминирующей интонацией этой картины была брезгливость, некоторый ужас перед миром, в который вброшена Фаина, вечный ребенок. Потом приходит Николай Хомерики, снимает гиперреалистическую «Сказку про темноту», про красавицу-милиционершу, с такими же разговорами в курилке, - и смотреть это невозможно, а Литвинову смотришь. Потому что яркость есть яркость, и это привлекает вне зависимости от того, хорошо или плохо получилось. Я вообще с годами все меньше верю в критерии «хорошо-плохо». На вкус и цвет товарищей нет, но если есть свой голос - уже спасибо. Думаю, что все поставленные сценарии Литвиновой как раз и есть разбавленный литвиновский концентрат - в чистом виде он невыносим, а в разбавленном исчезает главное, та самая мгновенная и безусловная узнаваемость. Наверное, ее надо все-таки судить по особым законам, признав существование жанра «Литвинова» - и честно сказав, что никто другой из работающих в этом жанре (а пытались многие) так ничего серьезного и не сделал.

Кстати, беда была именно в том, что Литвинову пытались принимать очень уж всерьез. Серьезное восприятие Литвиновой приводило к восторженным статьям вроде первого материала о ней, который в «Столице» опубликовал в 1993 году Денис Горелов. Эта статья начиналась словами «она умрет скоро». Понятно было, что речь об авторском мифе, о лирической героине, и Денис, написавший так восторженно, ждал в ответ чего-нибудь не менее восторженного, а получил ледяной взгляд. Потому что Литвинова все еще хотела быть отдельно, и смириться с прирастанием маски ей пришлось только после муратовских «Увлечений», когда ее стали снимать постоянно и все в одном амплуа. Тогда ее речь и стала похожа на монологи безумной медсестры. Это все не от хорошей жизни. Она в одном интервью честно сказала, что на конструирование собственного имиджа тратит больше времени и сил, чем на литературу, а толку меньше, и ее бы воля - она бы вообще все время тратила на «бумажки». А приходится на обложки сниматься.

Женщина

И еще вот эти все разговоры про то, что Литвинова - гений чистой красоты, в смысле, чистейшей прелести чистейший образец. Я не эксперт по части женской красоты, но, по-моему, Литвинова с точки зрения канона скорей не красавица и уж во всяком случае ничего даже отдаленно сопоставимого с Монро или Дитрих в ее облике нет. И сексапильности особой я в ее прохладном имидже не вижу. Но что есть и чего не отнять, так это абсолютная последовательность: как говорил в одном романе модельер, красив не тот, кто красив, а тот, у кого хватает последовательности быть до конца некрасивым. Еще Юрий Гладильщиков удивлялся в журнале «Сеанс»: как это Литвинова так сумела навязать всему обществу свои достаточно маргинальные вкусы? Отвечаю: в маргинальности все и дело. Как говорит другой талантливый и профессиональный, но совершенно невыносимый друг Литвиновой, актер и режиссер Александр Баширов: за маргиналами будущее, их мало, но они интенсивны. В случае Литвиновой самая карикатурность образа действует так сильно, что ее уже не забудешь, а запомнив - начнешь инстинктивно подражать. Чем она расплачивается за такую густоту бытия - отдельная тема, но в реальности девяностых она безусловно уловила важный, простите за выражение, тренд.

Какой именно? Я так прямо не скажу. Но, наверное, это такая поруганная красота, вынужденная спасаться под маской; беспомощность всех, кто не зверь, невостребованность и неуместность всех, кто в более мягкие времена нормально бы себе встроился в реальность... Безумие одиноких, несвоевременность одаренных, вынужденность поведения всех сколько-нибудь нестандартных... Литвинова вынуждена осуществляться во времена, когда человек менее упорный и самодостаточный был бы сожран, когда единственной формой бытования сценариста (кинематографа-то нет - сначала рухнул прокат, потом производство) становится светская жизнь либо исполнение гротескных ролей. Типаж, надо полагать, Бланш Дюбуа: «Я всегда зависела от доброты первого встречного...» Но в российских девяностых нельзя быть Бланш Дюбуа, это вам не американские сороковые, можно быть только клоуном; на этом пересечении сентиментальности и шутовства существуют и Муратова, и Литвинова, но Муратова про это снимает, а Литвинова в этом существует. Я ее как-то спросил, не боится ли она конца света.

А, все равно ничего сделать нельзя... Все ухудшается, климат тоже, ну и конец света, ну и что, я в этом живу.

Вероятно, именно поэтому ни один из ее телепроектов не продержался долго. В них есть вызывающая неформатность, пафос в сочетании с пародией, а этого на нынешнем телевидении, не только на отечественном, не терпят.

Жена

С личной жизнью там тоже много всего было, пересуды возникали бесконечные, и читатель, наверное, ждет с самого начала, что вот сейчас я наконец-то расскажу все как есть. А я ничего не расскажу, потому что рассказывать почти нечего. Литвинова очень много работала - два сценария в год, до десятка киноролей, в том числе больших и неожиданных, как в «Жестокости», - а поскольку ставить ее оригинальные сценарии перестали очень быстро, да и большого успеха они не имели, кроме «Нелюбви», ей приходится все меньше писать и все больше играть. При таком напряженном графике какая же личная жизнь? Она ее и не афишировала особо. Литвинова никогда не делала карьеры через постель, скорей уж ею пытались воспользоваться, поскольку в славу она вошла очень рано, брака же у нее было два, и оба распались. Про второй, правда, точных сведений нет.

Первый муж - Александр Антипов, продюсер, вожделенный компромисс между кинематографом и состоятельностью. Познакомились они на фильме по сценарию Литвиновой «Злая Фаина, добрая Фаина». Ставить его собиралась Муратова с Ренатой в главной роли, Антипов выступал продюсером, Муратова настаивала, чтобы в эротической сцене Литвинова непременно снималась сама и по возможности откровенно, а Литвинова не захотела. Литвинова максималист, Муратова совсем максималист, короче, коса на камень. Они не поссорились, но разошлись - это не помешало Литвиновой сыграть едва ли не лучшую свою роль в «Настройщике», где именно Рената придумала обыграть стоявшую неподалеку косу и явилась перепуганной Алле Демидовой в образе гламурной смерти. Но до «Настройщика» было еще четыре года. Из «Фаины» потом получилась «Богиня» - без всякой эротики, - а в «Настройщике» эротика как раз есть, но сквозь ночную рубашку. А в том конфликте продюсер взял сторону Литвиновой - мол, если не хочет, пусть не снимается, - и это их, стало быть, сблизило. Брак продлился два года и распался без скандала. Впрочем, в других источниках утверждается, что и брака никакого не было, или он был гражданский, а Литвинову я расспрашивать не хочу, потому что она или что-нибудь сочинит по обыкновению, или вообще ничего не скажет. Про детство она рассказывает охотно, а про личную жизнь - никогда.

На конструирование собственного имиджа она тратит больше времени и сил, чем на литературу, а толку меньше, и ее бы воля - она бы вообще все время тратила на «бумажки». А приходится на обложки сниматься

Второй муж - бизнесмен Леонид Добровский, ныне заместитель гендиректора ОАО «Мостотрест». Человек не бедный. Дача на Николиной горе, элитная, как пишут в желтых листках, квартира в Толмачевском переулке. Повод для развода - скандалы, повод для скандалов - бурная светская жизнь Литвиновой. Пошли слухи о лесбийском романе с Земфирой, обеим они прибавили скандальной славы, насколько все это справедливо - я комментировать не берусь, и это неинтересно. Многие обсуждали роковой вопрос «Что нашла Литвинова в Добровском?» (будучи выше его на голову и знаменитей в разы). Говорили про деньги, но Литвинова не стала бы выходить замуж за деньги - таких предложений было достаточно, она и так протянула с замужеством до 33 лет. Полагаю, что нашла надежность, и полагаю, что переоценила ее, - это все к вопросу о «доброте первого встречного»: восхищаться Ренатой Муратовной готовы тысячи, а вот обеспечить ей сносную жизнь с повседневной заботой никто не рвался. Короче, этот брак шесть лет спустя закончился громким разводом, причем Литвинова опротестовала первое решение суда об алиментах, упрекнув мужа в сокрытии истинных доходов и потребовав ежемесячно немалую сумму - те же желтые листки называли 120 тысяч рублей, и она не опровергала. Цитируемое в прессе исковое заявление Литвиновой - о том, чтобы оставить с ней дочь Ульяну, разрешив мужу дважды в неделю с ней общаться, - не носит ни малейших следов ее обычной стилистики, чем наглядно доказывает, что Литвинова вполне себе способна обходиться без маски: «Следует учитывать, что отец ребенка Добровский Л. Ю. - бизнесмен и в силу своего менталитета большую часть времени думает и печется о работе, в связи с чем он не сможет уделять Ульяне достаточного внимания, столь необходимого ребенку в ее возрасте». Она явно писала это сама, без помощи юристов, «думает и печется» выдает ее с головой, но если надо, может имитировать любой слог, хоть канцелярит. Настоящие великие безумцы - Пушкин, Хлебников - не могли написать официальную бумагу, не подпустив чего-нибудь исключительно своего. «Саранча летела, летела и села. Села, посидела, все съела и вновь улетела».

Ульяна, 2001 года рождения, блондинка в Ренату, но круглолицестью и курносостью похожа скорей на отца. О будущей профессии ребенка Литвинова не распространяется и, по собственному признанию, не задумывается.

Вы хотите для нее вашей судьбы?

Я хочу, чтобы она не обабилась, вот и все. Женщины, которые много рожают и проваливаются в быт, превращаются в такие… детородные органы, а с мозгами что-то происходит. Наверное, я неправильно говорю…

Что до романа с Земфирой, ну, товарищи, это так неинтересно! Земфира, по-моему, вообще очень неинтересна во всем, кроме сцены, музыки, аранжировок и т. д. Не читал ни одного ее содержательного интервью. Может, это она такая замкнутая - говорила же Цветаева: «Сдержанный человек - значит, есть что сдерживать». Но пока я там не вижу этой особой глубины (в текстах тоже), а вижу эпатаж, большой талант и некоторую потерянность. Сближает их с Литвиновой, думаю, максимализм и брезгливость - женщины часто именно от брезгливости живут вместе, мужчины им противны чисто эстетически, - так что ничего не исключаю, но ничего и не предполагаю. Меня никогда не занимала однополая любовь, даже женская и даже теоретически. И какая разница? На качестве текстов это в обоих случаях не отразилось. Пока заметно одно: и Земфиры, и Литвиновой стало гораздо меньше.

Земфира записала последний альбом два года назад и что-то ничего сенсационного с тех пор не продемонстрировала. Литвинова пробует себя в качестве модельера и тоже ничем особенным на этой ниве не прославилась. Вообще их молчание красноречивей любых слов, потому что в новом времени им уже категорически нет места: не по политическим мотивам, конечно, а по общечеловеческим. Чтобы оценить Литвинову и Рамазанову, нужна хоть капля идеализма, а этого сегодня не осталось совсем, как не осталось нескомпрометированных слов. Можно ставить их под любыми углами - искра не высекается. Литвинова права, относя себя скорее к поколению людей сороковых-пятидесятых, о которых она и сняла свой единственный покамест документальный фильм - «Нет смерти для меня».

А чем отличаются люди девяностых от нынешних?

Наши иногда за деньги продавались, а эти даром отдаются.

Девушка, катастрофа, яблоко

Вот этот ее ответ и заставил меня наконец понять, как сильно я все-таки ее люблю. И за что именно. Кстати, сходные чувства испытал к ней Никита Михалков, который ее терпеть не мог, но после совместной работы на фильме «Мне не больно» как-то проникся. Как раз в этом смысле она и сыграла смерть своего типажа - из реальности он тоже куда-то делся. Или, точней, сейчас уже всем не больно.

Такие женщины, как героиня Литвиновой, приближают крах эпохи - а в другой эпохе существовать уже не могут, крах. Это и есть главная проблема femmefatale. Всю жизнь играть в смерть, а потом умирать по-настоящему.

И хотя вся наша фатальность девяностых годов была очень третьего сорта, Литвинова, кажется, действительно умудрилась приблизить время, в котором ей нет больше места.

А точней всех сказал про нее Нагибин, хоть это и про Ахмадулину. Он там в дневнике спрашивает себя, за что он ее все-таки любит. А вот за то, что если самолет будет падать и все побегут спасаться в хвост, где якобы безопасней, Ахмадулина останется сидеть на своем месте и грызть яблоко.

Литвинова потом именно это сыграла в фильме «Небо. Самолет. Девушка».

Я так ее и воспринимаю - сидит в кресле и грызет яблоко. А куда летит этот самолет - какая уже, к черту, разница.

Фото: Владимир Клавихо-Телепнев



Что еще почитать