Страны участницы мвф. Международный валютный фонд. Досье. Для каких целей создаются международные фонды

Евгений Бородин, консультант

Общие сведения

Международный валютный фонд (МВФ) – специализированное агентство ООН, учрежден на мировой валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе (США, штат Нью-Гэмпшир) в июле 1944г. , на которой ее участники приняли статьи соглашения МВФ, исполняющие роль его устава. Практическую деятельность фонд начал в мае 1946 г.- в него вошли 39 стран. СССР принял участие в Бреттон-Вудской конференции, но в связи с началом холодной войны статьи соглашения МВФ ратифицированы не были. По той же причине в 50-60-х г. из МВФ вышли Польша, Чехословакия и Куба.

Во время «перестройки» «Большой семеркой» было принято решение: Европейский союз координирует оказание помощи странам Восточной Европе, а непосредственно МВФ - СССР (затем - России и странам СНГ). 1 июня 1992 г. Россией были подписаны статьи соглашения МВФ, и она официально стала участницей этой организацией.

На сегодняшний день в состав МВФ входят 185 стран , почти все страны – члены ООН кроме Кубы, Северной Кореи, Андорры, Лихтенштейна, Монако, Науру и Тувалу.

Цель МВФ регулирование валютно-кредитных отношений государств-членов и оказания им помощи при дефиците платежного баланса путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте.

Высший руководящий орган МВФ - Совет управляющих , в котором каждая страна-член представлена управляющим и его заместителем. Все управляющие собираются один раз в год на Ежегодные совещания МВФ и Всемирного банка.

Политику МВФ контролирует Международный валютно-финансовый комитет (МВФК) , 24 членами которого являются министры финансов или управляющие центральных банков стран и групп стран, представленных в Исполнительном совете.

Исполнительный совет МВФ отвечает за большинство решений, состоит из 24 исполнительных директоров. Россию представляют Можин А.В. и Лушин А.. Своих директоров назначают восемь стран с наибольшими квотами в Фонде - США, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Китай, Россия и Саудовская Аравия. Остальные 176 государств-членов организованы в 16 групп, каждая из которых выбирает одного Исполнительного директора.

Исполнительный совет выбирает на пятилетний срок директора-распорядителя (с сентября 2007 г. – Доминик Стросс-Кан, Франция).

По договоренности между странами – учредителями Фонда, директор-распорядитель должен быть представитель одной из европейских стран, а директором Всемирного банка гражданин США.

В штате МВФ примерно 2700 сотрудников, штаб-квартира фонда расположена в Вашингтоне . Фонд имеет представительства более чем в 80 странах мира , том числе в России.

МВФ получает доход от процентов и сборов по кредитам и использует доход для покрытия издержек финансирования, оплаты административных расходов и накопления страховых остатков . В 2007 финансовом году доход был на 111 млн. СДРниже расходов. Чистый дефицит доходов в основном отражает существенное сокращение непогашенных кредитов МВФ, с пикового уровня 70 млрд. СДР в сентябре 2003 года до 7,3 млрд. СДР на конец 2007 финансового года и вследствие низкого спроса на новые кредиты МВФ, а также досрочного погашения кредитов некоторыми государствами-членами в последние годы.

Рекордные по объему заимствования по линии МВФ – $120 млрд., пришлись на 1997-1999 гг. Крупнейшими получателями финансовой помощи в этот период стали страны, наиболее пострадавшие от финансовых кризисов: Ю.Корея, Индонезия, Бразилия, а также Россия.

Условия членства в МВФ и механизмы кредитования

При вступлении в МВФ каждое государство-член выплачивает взнос по подписке, называемый «квотой». Страны выплачивают 25% в счет своей квоты в виде резервных активов, т.н. СДР , или основной валюты (доллар США, евро, японская иена, фунт стерлингов). В случае необходимости для целей кредитования МВФ может запросить у государства-члена остальную часть, подлежащую выплате в собственной валюте. Размер квот пересматривается каждые 5 лет. Общая сумма взносов государств-членов образует уставный капитал МВФ, который используется для оказания временной помощи странам, испытывающим финансовые трудности.

Квота рассчитывается на основании данных об объемеВВП страны, а также исходя из имеющихся золотовалютных резервов государств и определяет сумму, которую оно может заимствовать у МВФ, и его правo голоса. Общая сумма квот в МВФ эквивалентна 217,4 млрд. СДР. Наибольшая квота у США 37,149 млрд. СДР или 371 743 (16,77%) голосов, у России 5, 945 млрд. СДР или 59 704 (2,69%) голосов. Однако новый директор-распорядитель Стросс-Канн, не поддержанный Россией при назначении, предлагает снизить квоту России до 1,7–1,8% иперевести ее влияние на уровень стран Персидского залива, Таиланда иАргентины. Всовокупности Соединенные Штаты истраны Евросоюза обладают на сегодня 50% всей квоты при голосовании вМВФ ифактически могут провести любое решение вне зависимости от мнения других стран, вместе взятых, поэтому снижение квоты России, по большому счету, не имеет практического значения.

Основные механизмы и условия кредитования

Кредитный механизм (год введения)

Цель

Условия

Поэтапное осуществление покупок и мониторинг

Кредитные транши и механизм расширенного кредитования МВФ Договоренности «стэнд-бай» (1952 год)

Среднесрочная помощь странам, испытывающим трудности платежного баланса краткосрочного характера.

Принятие политики, обеспечивающей уверенность в том, что трудности платежного баланса государства-члена будут разрешены в течение разумного периода.

Квартальные покупки (фактические выплаты), обусловленные соблюдением критериев реализации и других условий.

Механизм расширенного кредитования МВФ (1974 год) (договоренности о расширенном кредитовании)

Более долгосрочная помощь для поддержки структурных реформ государств-членов в целях преодоления трудностей платежного баланса долгосрочного характера.

Принятие 3-летней программы, включающей структурные преобразования, с ежегодным подробным представлением политики на последующие 12 месяцев.

Квартальные или полугодовые покупки (фактические выплаты), обусловленные соблюдением критериев реализации и других условий.

Механизм финансирования дополнительных резервов (1997 год)

Краткосрочная помощь в преодолении трудностей платежного баланса, связанных с кризисами доверия рынка.

Предоставляется только в связи с договоренностями «стэнд-бай» или о расширенном кредитовании с соответствующей программой и усиленными мерами политики для восстановления утраченного доверия рынка.

Механизм предоставляется на один год с концентрацией доступа в начале периода и двумя или более покупками (фактическими выплатами).

Механизм компенсационного финансирования (1963 год)

Среднесрочная помощь в преодолении временного дефицита экспорта или чрезмерными затратами на импорт зерновых.

Предоставляется только если дефицит/избыток неподконтролен властям и государство-член имеет договоренность с условиями, предъявляемыми в рамках верхних кредитных траншей, или если состояние его платежного баланса, помимо указанного дефицита/избытка, является удовлетворительным.

Как правило, фактически предоставляется в течение как минимум шести месяцев в соответствии с положениями договоренности о поэтапном осуществлении покупок.

Экстренная помощь

1) На случай стихийных бедствий (1962 г.)

2) В постконфликтных ситуациях (1995 г.)

Помощь в преодолении трудностей платежного баланса, связанных со следующим:

Стихийные бедствия Последствия гражданских беспорядков, политических потрясений или международного вооруженного конфликта

Разумные усилия по преодолению трудностей платежного баланса. Упор на развитие институционального и административного потенциала, с тем чтобы заложить основу для договоренности в рамках верхнего кредитного транша или ПРГФ.

Отсутствуют, хотя постконфликтная помощь может подразделяться на две или более покупки.

Механизм финансирования на цели сокращения бедности и содействия экономическому росту (ПРГФ) (1999 год)

Более долгосрочная помощь в преодолении глубоко укоренившихся трудностей платежного баланса структурного характера- направлен на достижение устойчивого роста, способствующего сокращению бедности.

Заключение 3-летних договоренностей о ПРГФ. Программы, поддерживаемые ресурсами в рамках ПРГФ, основаны на Документе по стратегии сокращения бедности, подготовленного страной при участии заинтересованных сторон и включающего меры макроэкономической и структурной политики, а также политики по сокращению бедности.

Полугодовые (или, в некоторых случаях, ежеквартальные) выплаты средств, обусловленные соблюдением критериев реализации и результатами обзоров.

Механизм финансирования для преодоления внешних шоков (2006 год)

Краткосрочная помощь для удовлетворения временной потребности в финансировании платежного баланса, связанной с внешним шоком.

Принятие 1–2 летней программы, включающей макроэкономическую стабилизацию, позволяющую государству-члену преодолеть шок, и структурную реформу, которая считается важной для преодоления шока или смягчения воздействия будущих шоков.

Полугодовые или ежеквартальные выплаты средств при условии соблюдения критериев реализации и, в большинстве случаев, завершения обзора.

При предоставлении финансовой помощи Фонд требует от страны – заемщицы выполнения определенных условий, касаемо её валютной системы, внешней торговли, баланса госбюджета, причем степень их жесткости нарастает по мере перехода от одного транша к другому. Обязательства страны – заемщицы фиксируются в Письме о намерениях (Letter of intent) или Меморандуме об экономической и финансовой политике (Memorandum of Economic and Financial Policies), направляемых в МВФ. Ход выполнения обязательств контролируется путем периодической оценки. Если МВФ сочтет, что страна использует кредит в противоречии с целями Фонда, не выполняет взятых обязательств, он может ограничить ее кредитование, отказать в предоставлении очередного транша. Таким образом, этот механизм позволяет МВФ оказывать экономическое, а зачастую, и политическое давление на страны – заемщицы.

Взаимоотношения России с МВФ

В январе 1992 г. Правительство России официально обратилось в МВФ за финансовой помощью в размере $6 млрд. для создания фонда стабилизации. Первое соглашение о помощи было подписано М.Камдессю и Е.Гайдаром в начале июля 1992 г. 5 августа был предоставлен первый транш $1 млрд., который использовался для пополнения валютных резервов, осуществления платежей по внешнему долгу и интервенции на валютном рынке. Однако последующие транши резервного кредита Россия в 1992 г. не получила. Не были выделены и средства ($6 млрд.), предназначенные для фонда стабилизации рубля. МВФ объяснил отказ тем, что российское правительство уклонилось от выполнения согласованной с ним стабилизационной программы, объем ВВП уменьшился на 14,5%, дефицит федерального бюджета, вместо запланированного уровня в 5% ВВП, достиг (по методологии МВФ) 22,4%, а инфляция составила в среднем 20,5% в месяц.

В июне 1993 г. МВФ предложил России второй кредит в $3 млрд. в рамках только что созданного направления – «Помощи системным преобразованиям» (System Transformation Facility - STF). В отличие от других кредит STF, сопровождался менее жесткими условиями и требовал, чтобы страна-заемщица не вводила торговых ограничений. Однако 19 сентября 1993 г. МВФ приостановил передачу денег РФ из-за того, что Правительство не смогло сдержать инфляцию и провести сокращение бюджетных затрат. В 1994 г. были проведены переговоры с делегацией МВФ, в результате Россия получила второй транш кредита $1,5 млрд. в поддержку системных преобразований. После валютных потрясений осени 1994 г., кульминацией которых стал «черный вторник» (11 октября 1994 г.), Правительство взяло курс на подавление инфляции в качестве главной макроэкономической цели, что вызвало поддержку со стороны МВФ. Результатом этого стало предоставление в апреле 1995 г. резервного стабилизационного кредита в $6,8 млрд. Пакет соглашений с МВФ состоял не только из требования снизить инфляцию до 2% в месяц, но и дефицит государственного бюджета до 8% от ВВП. Мониторинг должен был осуществляться каждый месяц (до этого проводился ежеквартально) специальной рабочей группой, состоявшей из представителей Министерства финансов, ЦБ и экспертов МВФ.

С точки зрения внешних экономических показателей России 1997 г. был самым удачным. В 1998 г. экономическая ситуация в России резко ухудшилась в связи с падением на мировых рынках цен на энергоносители. В результате этого платежный баланс по счету текущих операций превратился в первом полугодии 1998 г. из активного в пассивный с дефицитом в размере $5,1 млрд. Для того чтобы добиться сбалансированности государственного бюджета и предотвратить девальвацию рубля, Правительство разработало антикризисную программу и обратилось к МВФ за финансовой помощью. Договоренность с МВФ предусматривала представление кредита четырьмя траншами, однако первый предоставленный кредит уже не смог спасти положение и 17 августа 1998 г. в стране был объявлен дефолт.

После дефолта Россия не получала финансовой помощи от МВФ. В 2005 г. Правительство досрочно погасило долг перед МВФ, заплатив $3,3 млрд.

Кредиты МВФ России и их условия

Дата

Виды

Сумма, млрд. $

Период

использования

Сроки погашения

Условия договоренностей

(Обязательства России)

Первый транш резервного кредита («стэнд-бай»)

5 месяцев

Удержание дефицита государственного бюджета в определенных рамках (до 5% ВВП). Контроль за приростом денежной массы. Темпы инфляции – менее 10% в месяц.

1993 г.

Первый транш кредита в рамках механизма финансирования системных преобразований

Сокращение дефицита государственного бюджета наполовину – до 10% ВВП. Контроль за приростом денежной массы, однако в существенно смягченном, по сравнению с предыдущем кредитом, варианте. Ежемесячные темпы инфляции – не выше – 7-9%

1994 г.

Второй транш в рамках механизма финансирования системных преобразований

Единовременно, в полном объеме

10 лет с отсрочкой погашения в течение 4,5 лет.

Параметры макроэкономической и финансовой стабилизации в основном аналогичны тем, которые являлись условиями предыдущего кредита. Либерализация внешнеэкономической деятельности, включая ликвидацию нетарифных мер регулирования экспорта

Резервный кредит

(«стэнд-бай»)

12 месяцев

5 лет с отсрочкой погашения в течение 3 лет и 3 месяцев по каждому отдельному траншу

Параметры макроэкономической политики существенно детализированы и ужесточены: сокращение почти вдвое (с 11% ВВП в 1994 г. до 6%) дефицита государственного бюджета- уменьшение объема чистого кредита органов денежно-кредитного регулирования «расширенному правительству» с 8% ВВП в 1994 г. до 3% в 1995 г.- снижение инфляции до среднемесячного уровня в 1% во второй половине 1995 г. Прекращение финансирования бюджетного дефицита за счет прямых кредитов Центрального банка.

В области внешнеэкономической деятельности взяты обязательства по устранению внешнеторговых льгот, окончательной ликвидации количественных ограничений в отношении экспорта и импорта, а также ограничений на участие во внешнеторговой деятельности, по либерализации нефтяного экспорта и отмене до 1 января 1996 г. всех экспортных пошлин. Проведение ежемесячного мониторинга выполнения Россией взятых обязательств.

1996 г.

Договоренность в рамках механизма расширенного кредитования

10,1

3 г.

10 лет с отсрочкой погашения в течение 4,5 лет по каждому отдельному траншу

Продолжение и углубление макроэкономической, финансовой стабилизации: сокращение дефицита государственного бюджета с 5% ВВП в 1995 г. до 4% в 1996 г. и 2% в 1998 г.- снижение инфляции к концу 1996 г. до среднемесячного уровня в 1%, а в 1998 г. выход на уровень однозначной величины 6,9% годовых.

МВФ в 1996 г. ежемесячно, а сначала 1997 г. Ежеквартально будет контролировать ход выполнения бюджетно-налоговой и денежно-кредитной программ

1998 г.

Договоренность о кредитном пакете:

1) Добавление к кредиту в рамках механизма расширенного кредитования 1996 г.

2) Кредит в рамках механизма финансирования дополнительных резервов

3) Кредит в рамках механизма компенсационного и чрезвычайного финансирования

Предполагалось предоставление тремя траншами: 20 июля, 15 сентября и 15 декабря 1998 г.

Единовременно в полном объеме

1,5 года с отсрочкой погашения на 10 лет по каждому отдельному траншу

5 лет с отсрочкой погашения в течении 3 лет и 3 месяцев

Выполнение объявленной антикризисной программы. Ускоренное достижение финансовой стабильности, сокращение дефицита федерального бюджета с 5,6% ВВП в 1998 г. до 2,8% в 1999 г. Увеличение доходов бюджета с 10,7% ВВП в 1998 г. до 13% в 1999 г., реформирование налоговой системы и улучшение механизма сбора налогов.

Структурные реформы: решение проблем неплатежей и содействие развитию частного сектора- реструктурирование банковской системы, включая: совершенствование законодательства, выяснение ситуации со слабыми и неплатежеспособными банками, улучшение банковской отчетности, усиление контроля за деятельностью банков.

Перспективы

В последние годы политика и рекомендации МВФ в отношении развивающихся стран часто подвергаются критике, суть которой состоит в том, что выполнение рекомендаций и условий в конечном итоге не направлены на повышение самостоятельности и развитие национальной экономики, а лишь привязывают её к международным финансовым потокам.

Милтон Фридман, американский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике, считает, что политика МВФ стала дестабилизирующим фактором на рынках развивающихся стран. Причем не в силу условий, которые он налагал на своих клиентов, а в первую очередь из-за того, что он пытается уберечь частных инвесторов от их собственных ошибок. Спасение Мексики во время кризиса 1995 г. подстегнуло кризис на других развивающихся рынках. «Не будет преувеличением сказать, - подчеркивает М.Фридман, - если бы не существовало МВФ, то и не было бы восточноазиатского кризиса». Это показывает, что международные структуры типа МВФ не способны эффективно решать поставленные перед ними задачи. Некоторые экономисты стали даже призывать к прекращению деятельности МВФ в том виде, в котором он существует сейчас.

Сегодня практически никто не берет уМВФ связанные финансовые кредиты и поэтому новые обязательства МВФ резко сократились: с 8,3 млрд. СДР в 2006 финансовом году до 237 млн. СДР в 2007 г., а кто раньше получил финансовую помощь от МВФ, стараются досрочно выплатить долги. В 2007 финансовом году девять государств-членов: Болгария, Гаити, Индонезия, Малави, Сербия, Уругвай, Филиппины, Центральноафриканская Республика, Эквадор погасили свои текущие обязательства перед МВФ с опережением графика на общую сумму 7,1 млрд. СДР.

8 Сентября 2008

Международный валютный фонд - финансовый институт, несмотря на статус спецучреждения ООН снискавший дурную славу. Что из себя представляет МВФ, каковы его функции согласно учредительным документам и на деле, насколько справедливы критики, называющие финансовую помощь фонда губительной для экономики кредитуемых стран?

Создание МВФ, цели фонда

Концепция валютного фонда, миссией которого станет поддержка финансовой стабильности во всем мире, под названием «Хартия МВФ» была разработана в июле 1944 года в процессе проведения Бреттон-Вудской конференции под эгидой Объединённых Наций, решавшей вопросы международного финансово-валютного взаимодействия после наметившегося окончания Второй мировой войны.

Датой создания МВФ (англ. IMF, или International Monetary Fund) стало 27 декабря 1945 года - в этот день представители первых 29 стран МВФ официально подписали окончательный вариант соответствующего соглашения. Де-факто деятельность организации началась только 1 марта 1947 года, когда первый кредит МВФ взяла Франция. На сегодня МВФ объединяет 188 государств, а штаб-квартира фонда расположена в Вашингтоне.

Согласно 1-й статье Хартии МВФ перед Международным валютным фондом стоят следующие цели:

    содействие сотрудничеству всех стран в валютно-финансовой сфере, совместному решению финансовых проблем;

    содействие достижению и поддержанию высокого уровня реальных доходов и занятости населения стран мира, укреплению и развитию промышленно-производительного потенциала всех без исключения государств-членов путем расширения и роста международной торговли;

    поддержание стабильности валют государств-членов, предотвращение девальвации нацвалют;

    помощь в формировании и функционировании многосторонней системы расчетов по финансовым операциям между странами-членами, в упразднении валютных ограничений, которые стоят на пути роста мировой торговли;

    путем финансовой помощи государствам-членам предоставлять им возможность устранения диспропорций в их платежных балансах без внедрения мер, способных нанести ущерб их национальному благосостоянию;

    сокращать длительность нарушений равновесия платежных балансов стран-членов, одновременно уменьшая масштабы данных нарушений.

Примечательно, что так называемая финансовая помощь фонда оказывается исключительно в виде кредитов, однако на реализацию конкретных проектов они не предоставляются. Проценты по ним небольшие (0.5% годовых), однако зачастую кредитование не способствует развитию реального сектора экономики и производству конкурентоспособной продукции. Ниже показано предоставление средств фонда различным странам с 1972 года за 40 лет, т.е. с момента окончания действия :


Первые послевоенные годы главным заемщиком фонда была Европа для восстановления пострадавшей во время войны экономики. С начала 1980-х годов акцент смещается в сторону Латинской Америки и Азии, а с 1990-х заметную роль в займах также играла Россия и страны СНГ. Украина до сих пор находится в постоянном контакте с фондом. Наконец, с 2000-х годов кредиты вновь поступают в Европу — в основном Восточную.

Примечательно, что время перед года было наиболее благоприятным в мире и наименее благоприятным для фонда — кредитов требовалось очень мало, соответственно влияние МВФ на мировую экономику и политику сильно уменьшилось. Однако уже в 2011 году кредитование быстро восстановило свои объемы, которые продолжили расти далее — в том числе в связи с кипрским и греческим кризисом.

Из графика хорошо прослеживается политика МВФ — помогать всем (а не только бедным) странам, ориентируясь на текущие проблемы. При этом, кстати, интересно полное или почти полное отсутствие кредитов африканским странам. Любая страна в составе МВФ является либо заемщиком фонда, получая и расплачиваясь по кредиту, либо его кредитором в соответствии со своей квотой. Видно, что кроме спада перед последним мировым кризисом средняя историческая сумма кредитов со временем росла — по сравнению с концом 80-х Европа в 2012 году занимала примерно в 5-6 раз больше.

В какой валюте рассчитываются займы? Дело в том, что МВФ имеет собственное безналичное платежное средство, называемое «специальные права заимствования» (англ. Special Drawing Rights , SDR). Шкала сверху указана в миллиардах SDR. Формально это ни долговое обязательство, ни валюта.

Курс SDR с 2016 года привязан к корзине из 5 валют и похож на . Тем не менее отличия есть — главным пожалуй является присутствие китайского юаня в размере почти 11% за счет уменьшения доли евро. На момент статьи курс SDR равен 1.45 доллара США. Посмотреть его можно, например, здесь: http://bankir.ru/kurs/sdr-k-dollar-ssha/.

Период  USD  EUR  CNY  JPY  GBP
2016–2020 (41.73%) (30.93%) (10.92%) (8.33%) (8.09%)

Функции МВФ

Перечень современных функций Международного валютного фонда во многом совпадает с 1-ой статьей Хартии МВФ:

    расширение международной торговли;

    помощь странам в виде кредитования;

    содействие межгосударственному взаимодействию в денежной политике;

    помощь в подготовке (обучении, стажировке) экономических кадров;

    стабилизация обменных валютных курсов;

    консультирование стран-должников;

    разработка и внедрение стандартов мировой финансовой статистики;

    сбор, обработка и публикация указанной статистики.

Интересно, что видные экономисты подвергают аргументированной критике не только методы работы МВФ со странами-дебиторами (то есть имеющими непогашенные долги перед организацией), но и качество публикуемой фондом статистики, а также аналитических отчетов.

Структура Международного валютного фонда


Управление фондом и решения о выдаче кредитов осуществляют:

    Совет управляющих - так именуется высший руководящий орган Международного валютного фонда. В него входят по два уполномоченных лица от каждого государства-члена - управляющий и его заместитель;

    Исполнительный совет в составе 24 директоров, которые представляют некоторые государства-члены либо группы стран. Главой исполнительного органа - распорядительным директором неизменно выступает полпред Европы, а его первым замом - гражданин США. Восемь директоров делегируются государствами с самыми большими квотами в МВФ, остальные 16 - избираются прочими странами-участницами, поделенными на соответствующее количество групп;

    Международный валютный и финансовый комитет - формально совещательный орган, состоящий из двадцати четырех управляющих, в том числе представителя РФ. Исполняет, в частности, функцию выработки стратегических решений, касающихся мировой валютно-финансовой системы;

    Комитет по развитию МВФ - еще один совещательный орган с подобными функциями.

    Капитализация МВФ и источники средств фонда

    На 01.03.2016 г. размер уставного капитала МВФ был около 467,2 млрд. SDR. Капитал формируется путем взносов в валютный фонд стран-членов, выплачивающих как правило 25% квоты в SDR (либо одной из мировых валют) и остальные 75% - в собственной национальной валюте. Квоты постоянно пересматриваются — с начала деятельности фонда было уже 15 пересмотров. В 2015 году произошло очередное изменение с делегированием около 6% от развитых стран в сторону развивающихся.

    Важно: практически все реальные решения принимаются большинством в 85% голосов. При этом примерно 17-процентная квота (на 2016 год взнос около 42 млрд. SDR) принадлежит Соединенным Штатам Америки, давая им эксклюзивное право вето. У идущей на втором месте Японии квота почти в три раза ниже — около 6%. Доля России — 2.7% (взнос около 6.5 млрд. SDR). Так что критиков организации, утверждающих «МВФ - это США», крайне трудно назвать неправыми либо предвзятыми.


    Фактически США и часто поддерживающий их Евросоюз имеют в МВФ достаточную квоту для принятия подавляющего большинства решений. Старания Китая, России и Индии увеличить квоты в фонде в соответствии с возросшим весом этих стран в мировой экономике встречают противодействие США и их союзников, не желающих терять политическое влияние на другие страны МВФ через «обусловленность» кредитов - предъявление государствам-дебиторам обязательных к выполнению политико-экономических требований.

    Тем не менее не следует думать, что финансовые проблемы стран решаются только с помощью денег МВФ. К примеру, недавний кредит Греции в размере более 300 млрд. евро был профинансирован МВФ менее, чем на 10% и в пересчете на евро составил лишь около 20 млрд. €. Гораздо большую сумму — 130 млрд. € — выделил созданный в июне 2010 года европейский фонд финансовой стабильности.

    Помимо выплачиваемых странами-участницами квот источниками финансовых ресурсов валютного фонда являются:

      золотые авуары, по официальным данным составляющие около 90,5 млн унций и оценивающиеся в 3,2 млрд SDR. Организация принимает золото от стран-участниц в основном в качестве оплаты процентов по кредитам, после чего вправе направлять на финансирование новых кредитных траншей;

      займы у «материально обеспеченных» государств-членов;

      средства донорских трастовых фондов и кредитных линий, которые открывают фонду страны G7 и G20.

    Россия присоединилась к МВФ в июне 1992 года, сразу же прибегнув к получению кредита. По воспоминаниям очевидцев, во время одного из первых визитов в Кремль Клинтон был поражен роскошью залов и сказал коллеге: «И эти люди просят у нас денег?». За 6 лет (с августа 1992 по начало августа 1998 года) Россия в общей сложности заняла у фонда более 32 млрд. долларов — однако займы не помогли нам добиться ни проектного снижения инфляции, ни предотвратить августовский дефолт 1998. Кредит Россия возвращала с 2000 по 2005 годы, воспользовавшись ростом цен на нефть, и с 2005 года стала кредитором фонда. Таблица ниже показывает распределение кредитов в 90-е годы и требования кредитора к России:


    Финансовая помощь или кредитная игла?

    Многие эксперты доказывают, что рекомендации фонда-кредитора странам-заемщикам МВФ де-факто кардинально противоречат декларируемым Хартией принципам и целям. Вместо развития производительного потенциала страны-заемщики подсаживаются на кредитную иглу, а реальные доходы населения не увеличиваются - падают.

    Критики фонда объясняют, что условиями получения кредитов МВФ часто являются:

      лишение государства-заемщика права на свободную эмиссию национальной валюты;

      тотальная приватизация, в том числе в областях естественных монополий (сфера ЖКХ, ж/д транспорт);

      отказ от протекционистских мер по защите собственных производителей, поддержки среднего и малого бизнеса;

      свобода передвижения капиталов, допускающая их отток за границу;

      урезание расходов на социальные программы, ликвидация льгот незащищенным слоям населения, снижение зарплат в госсекторе и пенсий.

    Однако перечисленные меры зачастую только усугубляют кризисные явления в экономике, обеднение / обнищание населения ведет к снижению потребления, влекущему спад производства, банкротство предприятий и ухудшение наполняемости госбюджета. Вследствие чего правительству приходится брать новые кредиты, чтобы гасить предыдущие.

    Страны, больше всех пострадавшие от МВФ-зависимости:

      Руанда, где отказ от господдержки фермерских хозяйств и девальвация нацвалюты привели к падению доходов населения, толкнувшую его в пучину гражданской войны хуту и тутси с 1,5 млн жертв;

      Югославия, развалившаяся из-за проблем по экономическому выравниванию регионов;

      Аргентина, дважды объявившая ;

      Мексика - родина одомашненной кукурузы, превратившаяся из экспортера этой с/х культуры в импортера.

    По прогнозам этот список может пополниться Украиной, которую фонд-кредитор вынуждает повышать цены на газ. Его подорожание не только бьет по карманам граждан, но и окончательно сводит на нет конкурентоспособность украинских товаропроизводителей, уже подорванную невыгодным соглашением об Ассоциации с ЕС. Украина, вместе с Румынией и Венгрией, является крупнейшим актуальным должником Международного валютного фонда.

    Но поскольку у истории нет сослагательного наклонения, невозможно оценить, к каким последствиям в разных странах привела бы ситуация отсутствия финансирования со стороны МВФ. Так что позиция защитников фонда примерно такая — может где-то вышло не очень, но без кредита было бы еще хуже. Да и критики фонда атакуют скорее не саму идею предоставления кредита, а сопутствующие кредиту условия — которые по факту неоднозначно воздействуют на экономику и не мешают коррупции, но зато во многом выглядят как усиление политического влияния основного кредитора. И хотя неэффективность действующей системы кредитования понятна практически всем, реальные перемены в такой громоздкой и политически важной структуре не могут случиться «по щелчку пальцев». Чего в настоящий момент больше от МВФ — пользы или вреда — каждый решает сам.

Международный валютный фонд (МВФ) создан в целях поддержания стабильности в международных валютных отношениях. Официальными его за­дачами, изложенными в Уставе МВФ, являются сотрудничество в международ­ных валютных вопросах, содействие в стабилизации валют, устранение валют­ных ограничений и создание многосторонней системы расчетов между стра­нами, предоставление странам-членам валютных ресурсов для устранения вре­менных нарушений их платежных балансов. С начала 80-х гг. МВФ стал пре­доставлять средне- и долгосрочные кредиты (на 7-10 лет) на «структурную перестройку экономики» странам-членам, осуществляющим радикальные эко­номические и политические реформы.

МВФ начал свои операции в марте 1947 г. в качестве специализирован­ного органа ООН. Место нахождения центрального аппарата, г. Вашингтон, имеет свои отделения и представительства в ряде стран. Учредителями МВФ были 44 страны, в 1999 г. его членами являлись 182 государства.

В руководящих органах голоса определяются в соответствии с размером квот. Каждая страна имеет 250 голосов плюс 1 голос на каждые 100 тыс. еди­ниц СДР ее квоты. Решения принимаются простым большинством (не менее половины) голосов, а по наиболее важным вопросам - специальным большин­ством (85% голосов - стратегического характера, и 70% - оперативного). По­скольку наибольшее количество квот в МВФ имеют ведущие страны Запада (США - 17,5%, Япония - 6,3, Германия - 6,1, Великобритания и Франция - по 5,1, Италия - 3,3%), а в целом 25 экономически развитых государств - 62,8%, то эти страны контролируют и направляют его деятельность в своих ин­тересах. Следует отметить, что США, а также страны ЕС (30,3%) могут нала­гать вето на ключевые решения Фонда, поскольку их принятие требует квали­фицированного большинства голосов (85%). Роль других стран в принятии ре­шений невелика, учитывая их незначительные квоты (Россия - 3,0%, Китай - 3,0%, Украина - 0,69%.

Уставный капитал МВФ образуется из взносов государств-членов в со­ответствии с устанавливаемой для каждой страны квоты, которая определяется исходя из экономического потенциала страны и ее места в мировой экономике и внешней торговле.

В дополнение к собственному капиталу для расширения кредитной деятельности МВФ привлекает заемные средства. Для пополнения кредитных ресурсов МВФ использует следующие «механизмы»:

    Генеральное соглашение о займах;

    новые соглашения о займах;

    заимствование средств у государств - членов МВФ.

В 1962 г. Фонд подписал с 10 экономически развитыми странами (США, ФРГ, Великобританией, Японией, Францией и др.) Генеральное соглашение о займах, которое предусматривало предоставление возобновляемых кредитов Фонду. Это соглашение первоначально было заключено на 4 года, а затем стало продлеваться каждые 5 лет. Лимит кредита вначале был определен в 6,5 млрд. долл. CIIIA, а в 1983 г. увеличен до 17 млрд. СДР (23,3 млрд. долл. США). В целях преодоления чрезвычайных ситуаций в финансовой сфере Исполнитель­ный совет (Директорат) МВФ расширил возможности Фонда по привлечению займов, утвердив в 1997 г. Новые соглашения о займах, в соответствии с кото­рыми МВФ может привлечь от 25 предполагаемых стран - участниц этих со­глашений средства на сумму до 34 млрд. СДР (около 45 млрд. долл. США). МВФ также прибегает к получению займов у центральных банков (в частности, получил ряд займов у национальных банков Бельгии, Саудовской Аравии, Япо­нии и других стран).

Полученные средства Фонд, в свою очередь, предоставляет на условиях кредита на определенный срок с уплатой определенного процента.

Важнейшим направлением деятельности Фонда являются его кредитные операции. Согласно Уставу. МВФ предоставляет кредиты странам-членам для восстановления равновесия их платежных балансов и стабилизации валютных курсов. МВФ осуществляет кредитные операции только с официальными орга­нами стран-членов: казначействами, центральными банками, стабилизацион­ными фондами.

Страна, нуждающаяся в иностранной валюте или в СДР, производит их покупку у Фонда в обмен на эквивалентную сумму в национальной валюте, ко­торая зачисляется на счет МВФ в центральном банке данной страны. По исте­чении установленного срока кредита страна обязана произвести обратную опе­рацию, т. е. выкупить у Фонда находящуюся на специальном счете националь­ную валюту и возвратить полученную иностранную валюту или СДР. Такого рода кредиты даются на срок до 3 лет и реже -5 лет. За пользование кредитами МВФ взимает комиссионный сбор в размере 0,5% от суммы кредита и процент­ную ставку за пользование кредитом, размер которой устанавливается на ос­нове рыночных ставок, действующих в соответствующее время (чаще всего это 6-8% годовых). Если находящаяся у МВФ национальная валюта страны-должника покупается каким-либо государством-членом, то это считается как погашение задолженности Фонду.

Размеры предоставляемых Фондом кредитов и возможности их получе­ния связаны с выполнением страной-заемщиком ряда условий, не всегда при­емлемых для этих стран.

МВФ с начала 50-х гг. стал заключать со странами-членами соглашения о резервном кредите, или соглашения «стэнд бай» (англ. Stand-by Arrangements). По такому соглашению страна-член имеет право получить от МВФ иностран­ную валюту в обмен на национальную в любое время, но на согласованных с Фондом условиях.

В целях оказания помощи странам - членам МВФ, испытывающим трудности в экономическом развитии по не зависящим от них причинам, а также для содействия в решении обширных проблем экономического и соци­ального характера. Фонд создал ряд специальных механизмов, которые предос­тавляют средства на валютных условиях. К ним относятся:

Механизм компенсационного и чрезвычайного финансирования, сред­ства которого выделяются в связи с постигшими страны стихийными бедст­виями, непредвиденным изменением мировых цен и другими причинами;

Механизм финансирования буферных (резервных) запасов сырьевых то­варов, создаваемых в соответствии с международными соглашениями;

Механизм финансовой поддержки операций по сокращению и обслужи­ванию внешнего долга, который выделяет средства развивающимся странам, оказавшимся в кризисной ситуации с внешними долгами;

Механизм поддержки структурных преобразований, средства которого направляются в страны, осуществляющие переход к рыночной экономике пу­тем осуществления радикальных экономических и политических реформ.

Помимо указанных функционирующих ныне механизмов МВФ создавал временные специальные фонды, которые были призваны содействовать пре­одолению кризисных валютных ситуаций, возникавших по разным причинам (например, нефтяной фонд - для покрытия дополнительных расходов в связи со значительным ростом цен на нефть и нефтепродукты; доверительный фонд - для оказания помощи наиболее бедным странам за счет средств, вырученных от продажи золота из запасов МВФ, и др.).

Россия стала членом МВФ в 1992 г. По размеру выделенной квоты (4,3 млрд. СДР, или 3%) и числу голосов (43,4 тыс., или 2,9%) она заняла 9-е место. За прошедшие годы Россия получала от Фонда разного рода кредиты (резерв­ные кредиты - стэнд-бай, на поддержку структурной перестройки и др.). В марте 1996 г. Совет управляющих МВФ одобрил предоставление России рас­ширенного кредита в сумме 10,2 млрд. долл. США, который в большей части уже использован, в том числе на погашение Фонду образовавшейся задолжен­ности по ранее предоставленным кредитам. Общая сумма долга России Фонду на 1 января 1999 г. составляла 19,7 млрд. долл.

Группа Мирового банка включает Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и три его филиала - Международную ассоциацию развития (MAP), Международную финансовую корпорацию (МФК) и Многостороннее инвестиционно-гарантийное агентство (МИГА).

Возглавляемые единым руководством, каждый из указанных институтов самостоятельно, за счет имеющихся у него средств и на различных условиях осуществляет финансирование инвестиционных проектов и содействует осуще­ствлению в ряде стран программ экономического развития.

Международный валютный фонд - МВФ, финансовое учреждение при Организации Объединенных Наций. Одной из главных функций МВФ является выдача государствам кредитов для компенсации дефицита платежного баланса. Выдача кредитов, как правило, увязывается с комплексом рекомендованных МВФ мер по оздоровлению экономики.

Международный валютный фонд, представляет собой особое заведение ООН. Головной офис расположен в столице США - городе Вашингтон.

Международный валютный фонд был основан в июле 44 года прошлого века, однако только в марте 1947 года начал свою практику, выдавая нуждающимся странам краткосрочные и средние по срокам займы в условиях недостатка платёжного баланса страны.

МВФ независимая организация, действующая согласно собственно устава, цель заключается в том, чтобы наладить сотрудничество между странами в сфере валютных финансов, а также стимулировать международную торговлю.

Функции МВФ сводятся к следующим действиям:

  • содействию сотрудничества между государствами по вопросам финансовой политики;
  • росту уровня торговли на рынке мировых услуг;
  • предоставлению займов;
  • уравновешивания ;
  • консультированию государств должников;
  • выработке международных основ денежной отчётности и статистики;
  • обнародование статистики в области .

В полномочия МВФ (International Monetary Fund) входят действия по формированию и выдаче участникам финансовых резервов по специальной формочке «Особые привилегия по заимствованию». Ресурсы МВФ образуются за счёт подписей, или «квот» участников фонда.

На верхушке пирамиды МВФ находится общий совет управленцев, в который входит руководитель и его заместитель страны участника фонда. Чаще всего, в роли управленца выступает министр финансов государства, или управляющий ЦБ. Именно собрание и решает все основные вопросы касательно деятельности Международного валютного фонда. За формирование политики фонда и исполнение действий несёт ответственность исполнительный совет, в состав которого входит двадцать четыре директора. Привилегией выбора главы пользуются 8 стран, которые имеют самую большую квоту в фонде. В их число входят практически все страны из большой восьмёрки.

Исполнительным советом МВФ выбирается распорядитель на ближайшие пять лет, возглавляющий общий штат сотрудников. Со второго летнего месяца 2011 года, глава МВФ - француз Кристин Лагард.

Воздействие International Monetary Fund на мировую экономику

Кредит МВФ выдаёт странам в паре случаев: на погашение платёжного дефицита и поддержание макроэкономической стабильности государств. Страна, которая нуждается в дополнительной иностранной валюте, производит её покупку, либо берёт взаймы, предоставляя в обмен ту же сумму, только в той валюте, являющейся официальной в данной стране и поступает в виде депозитария на текущий счёт МВФ.

В целях укрепления международного экономического сотрудничества в рамках международных отношений и создания процветающих экономик, в 44-м году и были задуманы такие организации, как Международный валютный фонд и Всемирный банк. Несмотря на схожие идеи, задачи и функции двух организаций несколько различаются.

Так МВФ поддерживает развитие международных отношений в сфере финансовой безопасности, предоставляя краткосрочные и среднесрочные займы, а также консультации по вопросам ведения политики в сфере экономики и поддержания финансовой стабильности.

В свою очередь, Всемирным банком проводятся меры, позволяющие странам достичь экономического потенциала, а также снизить порог бедности.

Сотрудничая в разнообразных областях, Международный валютный фонд и Всемирный банк, помогают государствам сократить бедность, облегчая долговое бремя. Два раза в год, организациями проводится совместное совещание.

Сотрудничество между МВФ и Беларусь началось в июле 1992 года. Именно в этот день, Республика Беларусь стала участником Международного валютного фонда. Изначальная квота Беларуси составила чуть более 280 миллионов СДР, которая позже была доведена до 386 миллионов СДР.

МВФ содействует Республике Беларусь по трём векторам:

  • сотрудничество с и Правительством РБ по вопросам программ в сфере национальной экономики, упирая на налоговую и кредитно-денежную и торговую политику;
  • предоставление ресурсов в виде займов и ;
  • экспертная и техническая помощь.

МВФ для Беларуси оказывал финансовую помощь дважды. Так в 1992 году, РБ был предоставлен кредит в размере 217,2 миллиона долларов США для системных трансформаций в . И ещё 77,4 миллиона по кредитному соглашению «стенд-бай». К началу 2005 года страна расплатилась полностью с МВФ.

Второй раз, руководство страны обратилось к МВФ в 2008 году, с просьбой снова оказать кредитование по системе «стенд-бай». Программа финансирования была согласована в январе 2009 года и Республике Беларусь выделили 2,46 миллиарда долларов США сроком на пятнадцать месяцев. Позже сумма была увеличена до 3,46 миллиарда долларов США.

Реализованные программы позволили Республике Беларусь сохранить стабильность на рынке валютных операций, устойчивость финансовой системы, избежать дефицита платёжного баланса и сделать невозможное, - сократить , сведя её к минимуму.

Белорусские власти ведут переговоры о получении нового кредита МВФ на сумму 3 миллиарда долларов под 2,3% сроком на 10 лет. Для выделения кредита МВФ призывает Беларусь к реализации комплексной стратегии реформ в сфере экономики.

На начало 2017 года основными вопросами переговоров являлолось изменение тарифов ЖКХ и совершенствовании работы госсектора экономики. МВФ призывает к проведению ряда реформ в отношении госпредприятий с целью повышения их производительности и эффективности, а также рекомендует определить последовательность мероприятий по достижению полного возмещения затрат в сфере ЖКХ.

Повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги и приватизация госпредприятий являются самими ключевыми темами в переговорах с МВФ. Со своей стороны, внешнеполитическое ведомство страны считает, что в вопросах повышения тарифов в ЖКХ, а также приватизации госсектора следует двигаться поэтапно.

Как отмечает МВФ, большое значение имеет улучшение бизнес климата страны, в том числе посредством вступления в ВТО и развития конкуренции на товарных рынках. Стране также необходимо проводить осторожную денежно-кредитную политику для сохранения макроэкономической и финансовой стабильности.

Международный валютный, фонд (МВФ), (International Monetary Fond, IMF) - межправительственная организация, предназначенная для регулирования валютно-кредитных отношений между государствами и оказания финансовой помощи странам-членам для ликвидации валютных затруднений, вызванных нарушениями равновесия платежных балансов. МВФ был учрежден на международной валютно-финансовой конференции (1-22 июля 1944 г.) в Бреттон-Вудсе (США, штат Нью-Хэмпшир). Практическую деятельность Фонд начал с 1 марта 1947 г.

В работе Бреттонвудской конференции принимал участие также и СССР. Однако впоследствии в связи с "холодной войной" между Востоком и Западом он не ратифицировал Соглашение об образовании МВФ. По той же причине на протяжении 50-60-х гг. из МВФ вышли Польша, Чехословакия и Куба. В результате глубоких социально-экономических и политических реформ в начале 90-х гг. бывшие социалистические страны, а также государства, входившие ранее в состав СССР, вступили в МВФ (за исключением Корейской Народно-Демократической Республики и Кубы).

В настоящее время членами МВФ являются 182 государства (см. рис. 4). Членом организации может стать любая страна, проводящая самостоятельную внешнюю политику и готовая принять права и обязательства, предусмотренные Уставом МВФ.

Официальные цели МВФ состоят в том, чтобы:

  • содействовать сбалансированному росту международной торговли;
  • поддерживать устойчивость обменных курсов валют;
  • способствовать созданию многосторонней системы расче­тов по текущим операциям между членами Фонда и устране­нию валютных ограничений, тормозящих рост международной торговли;
  • предоставлять странам-членам кредитные ресурсы, позволяющие регулировать несбалансированность временных плате­жей без использования ограничительных мер в области внешней торговли и расчетов;
  • служить форумом для консультаций и сотрудничества в области международных валютных вопросов.

Отвечая за бесперебойную работу мировой валютной и платежной системы, Фонд уделяет особое внимание состоянию ликвидности в мировом масштабе, т.е. уровню и составу резер­вов, имеющихся у государств-членов и предназначенных для покрытия торговых и платежных потребностей. Одной из важных функций Фонда является также предоставление дополни­тельных ликвидных средств своим членам за счет распределения специальных прав заимствования (СДР). СДР (или СПЗ) - международная счетная валютная единица, используемая как условный масштаб для соизмерения международных требований и обязательств, установления валютного паритета и курса, как международное платежное и резервное средство. Стоимость СДР определяется на основе средней стоимости пяти основных валют мира (до 1 января 1981 г. - шестнадцати валют). Определение удельного веса каждой валюты производится с учетом доли страны в международной торговле, но для доллара США принимается во внимание его удельный вес в международных расчетах. На настоящий момент эмитировано 21,4 млрд. СДР с совокупной стоимостью около 29 млрд. долларов США, что составляет около 2% всех резервов.

Фонд располагает значительными общими ресурсами для финансирования временных неравновесий платежных балансов своих членов. Для их использования государство-член должно представить Фонду веские обоснования возникшей потреб­ности, которая может быть связана с платежным балансом, резервной позицией или изменениями в резервах. МВФ предос­тавляет свои ресурсы на основе равенства и отсутствия дискриминации, принимая во внимание социальные и внутриполитические цели государств-членов. Политика Фонда дает им возможность использовать финансирование МВФ уже на ранней стадии возникновения проблем в области платежного баланса.

При этом помощь Фонда способствует преодолению несбалансированности платежей без применения торговых и платежных ограничений. Фонд играет роль своеобразного катализато­ра, поскольку изменения в направлениях политики, проводимой государствами при осуществлении поддерживаемых ресур­сами МВФ программ, способствуют привлечению дополнительной финансовой помощи из других источников. Наконец, Фонд выступает в качестве финансового посредника, обеспечивающе­го перераспределение средств из тех стран, где имеется их из­быток, в страны, где существует их дефицит.

Структура управления МВФ

1. Высшим руководящим органом является Совет управляющих, в котором каждая страна-член представлена управляющим и его заместителем. В большинстве случаев управляющие Фонда - это министры финансов, или руководители центральных банков либо другие лица такого же служебного положения. Совет управляющих избирает из своего состава председателя. В компетенцию совета входит решение важнейших, принципиальных вопросов деятельности МВФ, та­ких, как прием и исключение членов Фонда, определение и пересмотр размеров квот, распределение чистого дохода, выбор исполнительных директоров. Управляющие собираются на сессии, на которых обсуждается деятельность Фонда, раз в год, од­нако они могут голосовать в любое время с помощью почты.

МВФ устроен в виде акционерного общества, и поэтому возможность каждого участника оказывать воздействие на его дея­тельность определяется долей в капитале. В соответствии с этим в МВФ действует принцип так называемого "взвешенного" количества голосов: каждое государство-член имеет 250 "базисных" голосов (независимо от величины взноса в капитал Фонда) и дополнительно по одному голосу на каждые 100 тыс. единиц СДР его доли в этом капитале. Помимо этого, при голосовании по некоторым вопросам страны-кредиторы дополнительно получают один голос на каждые 400 тыс. долларов США займов, предоставленных ими на день голосования, за счет соответствующего уменьшения числа голосов стран-должников. Такой порядок оставляет решающее слово в управлении делами МВФ за странами, вложившими в него наиболее крупные средства.

Решения в Совете управляющих МВФ в основном принима­ются простым большинством (не менее половины) голосов, а по наиболее важным вопросам (например, внесение изменений в Устав, установление и пересмотр величины долей стран-членов в капитале, ряд вопросов функционирования механизма СДР, политики в области валютных курсов и т.п.) "специальным (квалифицированным) большинством", предусматривающим в настоящее время две категории: 70% и 85% от всей суммы го­лосов стран-членов.

Нынешний Устав МВФ предусматривает, что Совет управ­ляющих может вынести решение об учреждении нового посто­янного органа управления - Совета на уровне министров стран-членов для наблюдения за регулированием и адаптацией мировой валютной системы. Но он еще не создан, и его роль иг­рает состоящий из 22 членов Временный комитет Совета управляющих по вопросам мировой валютной системы, учреж­денный в 1974 г. Однако в отличие от предполагаемого Совета Временный комитет не имеет полномочий для принятия дирек­тивных решений.

2. Совет управляющих делегирует многие свои полномочия Исполнительному совету, т.е. Директорату, который несет ответственность за ведение дел Фонда и работает в его штаб-квар­тире в Вашингтоне.

3. Исполнительный совет МВФ назначает директора-распо­рядителя, который возглавляет административный аппарат Фонда и ведает текущими делами. По традиции директор-рас­порядитель должен быть европейцем или (по крайней мере) не­американцем. С 2000 г. директор-распорядитель МВФ - Хорст Келлер (Германия).

4. Комитет МВФ по статистике платежных балансов, в состав которого входят представители промышленно развитых и развивающихся стран. Он разрабатывает рекомендации о бо­лее широком применении статистических данных при составлении платежных балансов, координирует проведение базового статистического обследования портфельных инвестиций и осуществляет исследования по регистрации потоков, связанных с финансовыми средствами деривационного характера.

Капитал. Капитал МВФ складывается из взносов государств-членов, производимых по подписке. Каждая страна имеет квоту, выраженную в СДР. Квота страны-члена является наиболее важным элементом ее финансовых и организационных отношений с Фондом. Во-первых, квотой определяется количество голосов в Фонде. Во-вторых, на размерах квоты основаны масштабы доступа члена МВФ к финансовым ресурсам организации согласно установленным лимитам. В-третьих, квота определяет долю члена МВФ при распределении СДР. В Уставе не приводятся методы определения квот членов МВФ. В то же время с самого начала размеры квот связывались, хотя и не на жесткой основе, с такими экономическими факторами, как национальный доход и объем внешней торговли и платежей. В рамках Девятого общего пересмотра квот был использован на­бор из пяти формул, согласованный в процессе Восьмого общего пересмотра, в результате чего были получены "расчетные квоты", которые служат общей мерой относительного положения стран-членов МВФ в мировой экономике. В этих формулах используются экономические данные по валовому внутреннему продукту (ВВП) государства, текущим операциям, колебаниям текущих поступлений и государственным резервам.

США, являясь страной с самыми высокими экономическими показателями, сделали наибольший взнос в МВФ, составля­ющий около 18% от общей суммы квот (около 35 млрд. долларов США); государство Палау, вступившее в МВФ в декабре 1997 г., имеет наименьшую квоту и внесло около 3,8 млн. долларов США.

До 1978 г. 25% квоты оплачивались золотом, в настоящее время - резервными активами (СДР или свободно используемые валюты); 75% суммы подписки - национальной валютой, обычно предоставляемой Фонду в форме простых векселей.

Устав МВФ предусматривает, что в дополнение к собственному капиталу, являющемуся главным источником финансирования его деятельности, Фонд имеет возможность использовать также заемные средства в любой валюте и из любого источника, т.е. занимать их как у официальных органов, так и на частном рынке ссудных капиталов. К настоящему моменту МВФ получал займы у казначейств и центральных банков стран-членов, а также Швейцарии, не являвшейся до мая 1992 г. его членом, и у Банка международных расчетов (БМР). Что касается частного денежного рынка, то к его услугам он пока еще не прибегал.

Кредитная деятельность МВФ. Финансовые операции МВФ осуществляются только с официальными органами стран-членов - казначействами, центральными банками, валютными стабилизационными фондами. Средства Фонда могут поступать в распоряжение его членов в рамках целого ряда подходов и механизмов, различающихся главным образом по видам проблем финансирования дефицита платежного баланса, а также уровнем выдвигаемых МВФ условий. Причем эти условия являются составным критерием, включающим три раздельных элемента: состояние платежного баланса, сальдо международных резервов и динамику резервной позиции стран. Эти три элемента, определяющие потребность в финансировании платежного баланса, считаются самостоятельными и каждое из них может служить основой для подачи Фонду запроса о финансировании.

Страна, нуждающаяся в иностранной валюте, производит покупку свободно используемой валюты или СДР в обмен на эквивалентное количество своей национальной валюты, которое зачисляется на счет МВФ в центральном банке данной страны.

МВФ взимает со стран-заёмщиц разовый комиссионный сбор в размере 0,5% от суммы сделки и определенную плату, или процентную ставку, за предоставляемые им кредиты, которая базируется на рыночных ставках.

По истечении установленного периода страна-член обязана произвести обратную операцию - выкупить свою национальную валюту у Фонда, вернув ему заимствованные средства. Обычно эта операция, означающая на практике погашение по­лученного ранее кредита, должна быть осуществлена в течение срока от 3 1/4 до 5 лет со дня покупки валюты. Помимо этого, страна-заемщица должна досрочно производить выкуп своей излишней для Фонда валюты по мере улучшения состояния ее платежного баланса и увеличения валютных резервов. Креди­ты считаются погашенными также в том случае, если находя­щаяся в МВФ национальная валюта страны-должника покупается другим государством-членом.

Доступ стран-членов к кредитным ресурсам МВФ ограничен некоторыми нюансами. Согласно первоначальному Уставу они состояли в следующем: во-первых, сумма валюты, полученной страной-членом за двенадцать месяцев, предшествовавших его новому обращению в Фонд, включая испрашиваемую сумму, не должна была превышать 25% величины квоты страны; во-вторых, общая сумма валюты данной страны в активах МВФ не могла превышать 200% величины ее квоты (включая 75% квоты, внесенных в Фонд по подписке). В пересмотренном в 1978 г. Уставе первое ограничение было устранено. Это позволило странам-членам использовать их возможности получения валюты в МВФ в течение более короткого срока, чем пять лет, которые нужны были для этого прежде. Что касается второго условия, то в исключительных обстоятельствах и его действие может приостанавливаться.

Техническая помощь. Международный валютный фонд оказывает также техническую помощь странам-членам. Она осуществляется через направление миссий в центральные банки, министерства финансов и статистические органы стран, запросивших такую помощь, посылку экспертов в эти органы на 2-3 года, проведение экспертизы готовящихся законодательных документов. Техническая помощь выражается в содействии МВФ странам-членам в области денежной, валютной политики и банковского надзора, статистики, разработки финансового и экономического законодательства и подготовки кадров.



Что еще почитать