Су 122 44 что ставить. Радиостанция: шеф, все пропало

6 лет и 5 месяцев назад Комментарии: 7


Здравствуйте, уважаемые танкисты! Сегодня мы рассмотрим премиумного «монстра» Су-122-44 в игре World of Tanks. Почему монстр, спросите вы? Это я постараюсь раскрыть в данном обзоре.

Общее

По техническим характеристика Су-122-44 является противотанковой самоходной артиллерийской установкой. Но зачастую сидение в кустах и выжидание противника, для нанесения урона по засвету не оправдывает себя. На это есть несколько причин:

  • 1. Света нет . Довольно часто многие игроки не торопятся , в меру разумных причин: они ездят на тяжёлых танках, которыми толком и не посветить (исключение составляют топовые французские тяжёлые танки), пт-сау сидят в кустах и ждут света, средние танки уехали куда-то по своих делам, а лёгкие танки также, как и пт-сау, стоят и терпеливо ждут, пока им кто-нибудь подсветит.
  • 2. Свет есть, но нет врага . Такое случается в основном в режиме «штурм», когда противник обороняется или в других режимах, если вы выбрали неправильную позицию.
  • 3. У данной противотанковой самоходки слабый обзор для танка (и вообще для пт-сау) седьмого уровня, составляющий всего 330м (обзор идентичен советскому тяжёлому танку шестого уровня КВ-1С).
  • 4. У Су-122-44 отличная скорость и манёвренность (для пт-сау в особенности). Всё это потому что у самоходки ходовая часть от советского среднего танка т-44.
  • 5. Пушка , практически по всем параметрам идентичная топовому орудию советского тяжёлого танка ИС. Она довольно «косая», хотя от «ИСовской» она отличается отличной скорострельностью (чуть более 7 секунд перезарядка без оборудования). Поэтому с далека стрелять проблематично (хотя обновление 0.8.6 сделало стрельбу на дальних дистанциях более возможной, нежели раньше).
Поэтому «повесив» на танк просветлённую оптику вы можете проехать на подсвет врага в какое-нибудь безопасное и укромное место. Зачем кому-то отдавать свои кредиты, если можно самому себе посветить и получить ещё больше серебра. Также встретив лёгкий танк-разведчик врага вы можете без проблем его убить, т.к. у Су-122-44 орудие с пробоем 175 мм и средним уроном в 390 единиц. Большинство лёгких танков вы можете убить с одного-двух выстрелов, а крепкая лобовая броня поможет сдержать попадания по вам. Также данная пт-сау неплохо вращается на месте и закрутить вас будет проблемно.

Су-122-44 отлично подходит для боёв средних/ближних дистанций. О её броне и что делать при встрече с одноуровневых противником будет описано дальше.

Немного истории

СУ-122-44 - проект советской самоходной противотанковой САУ. Разработана в конструкторском бюро Уральского завода транспортного машиностроения.

После принятия на вооружение СУ-100 был поднят вопрос о дальнейшем повышении огневой мощи самоходных артиллерийских установок. Существующая база Т-34-85 не давала возможности использовать новые длинноствольные орудия из-за перегрузки передних опорных катков и низкого гарантийного пробега. Для установок нового поколения требовалась иная база, лишённая недостатков присущих находящимся на вооружении машинам. С июня по октябрь 1944 года на Уральском заводе тяжёлого машиностроения был разработан ряд проектов самоходных артиллерийских установок с потенциалом последующей модернизации и повышения характеристик, а также с учётом всех недостатков существующих САУ. Одним из таких проектов была самоходная противотанковая пушка СУ-122-44 на базе нового среднего танка Т-44. В октябре 1944 года на техническом совете НКТП были рассмотрены пять проектов САУ: ЭСУ-100, СУ-122П, СУ-100М-1, СУ-100М-2 и СУ-122-44. По результатам рассмотрения лучшим был признан проект СУ-100М-2, поэтому по остальным проектам работы были свёрнуты.

Самоходная артиллерийская установка СУ-122-44 проектировалась на базе танка Т-44. В передней части машины должна была располагаться рубка с боевым отделением. В качестве основного вооружения предполагалось устанавливать 122-мм нарезную противотанковую пушку Д-25С. Дополнительно с пушкой должен был быть спарен 7,62-мм танковый пулемёт ДТ. Для наведения орудия с закрытых позиций предполагалось использовать прицел М-30 с панорамой. При стрельбе прямой наводкой - ТШ-17.


Классифицировалась машина, как штурмовое орудие/истребитель танков. Бронирование противоснарядное (в игре можно пользоваться «стандартной» бронёй, а также отличным наклоном, что делает эту пт-сау практически неуязвимой во лбу для пробития танкам пятого-шестого уровня).
- материал взят из свободной энциклопедии «Википедия»

Популярность Су-122-44

Популярность Су-122-44 обусловлена многими факторами, подробнее:
  • 1. Орудие. У этой противотанковой самоходки отличное орудие: бронепробитие в 175 мм, урон в 390 единиц, скорострельность 7,5 выстрелов в минуту, что даёт в 3000 единиц (урон в минуту)! Не зря в игре эту пт-сау назвали «гром» - громыхнёт, так громыхнёт. Проблема орудия Су-122-44 только в скорости сведения и разбросе.
  • 2. Доходность/исследование/опыт. Су-122-44 – это премиумная машина, поэтому на ней зарабатывают больше кредитов за бой (ввиду дешевизны ремонта). А также - это уже «элитная» машина, где ничего не нужно исследовать и сразу можно переводить полученный на ней опыт в свободный (за премиумную валюту в игре - золото).
  • 3. Есть выбор. Многие игроки были огорчены тем, что американский средний танк T26E4 Super Pershing «понерфили» в одном из обновлений и убрали его броню, но взамен пообещали, что его можно будет продать за золото (кому хочется платить больше, чем восемь тысяч золота и так просто их потом обменять на кучку серебра?). Также многие, кто купил этот танк, были разочарованы им, но по выше описанной причине продать его не представляется разумным. В обоих случаях получив «голду» назад, перед игроками встанет выбор, что с ней делать. А так как они покупали танк для заработка серебра, то нужно будет выбирать нового «рабочего». Тут уж многим не по карману окажутся другие танки восьмого уровня и нужно склоняться к чему-нибудь дешевле. И на таком уровне в глаза сразу бросаются Су-122-44 и e-25. И если e-25 больше подходит для уже поигравших танкистов, то «гром» отлично подойдёт даже новичку.
  • 4. ТТХ танка. Как уже можно было прочитать в исторической справке, Су-122-44 – это быстрая и неплохо бронированная противотанковая самоходка. В дополнение к наклонам и броне лобовой части корпуса можно отнести ещё и маску орудия, которую практически невозможно пробить даже танкам девятого уровня. Также Гром набирает скорость в 50 км/ч довольно быстро, а в дополнение к скорости его трудно закружить ввиду его хорошей манёвренности и скорости поворота. Низкая «посадка» пушки отлично подходит для боёв на ровной местности, но плохо подходит для стрельбы из-за холмов.
  • 5. Прокачка экипажа. Давно всем известно, что на премиумную машину можно пересадить экипаж с любой другой машины того же класса, не смотря на уровень и прочее. Делают это опять же потому что и пофармить можно и экипаж быстрее будет качаться. Кому же будет мешать лишний перк?
В целом, Су-122-44 имеет большую популярность и в голосованиях за премиумные танки седьмого/шестого уровней он получил почётное первое место.

Боевая эффективность

Су-122-44 – это типичная для советской техники противотанковая самоходка. Она имеет привычную для советов «косую», и долго сводящуюся пушку, но компенсирует всё это отличный . Также как и говорилось выше – у Грома отличная для пт-сау скорость и манёвренность, хороший наклон брони и крепкая маска, поэтому нужно умело пользоваться достоинством ходовой части с бронёй и большим разбросом пушки.

Ваше место во второй линии, для прикрытия основных сил. Если же вы в топе – то вы становитесь настоящим стальным «монстром». Почему? Потому что вас становится очень трудно пробить. Пятым уровням вы во лбу практически неуязвимы, а сами вы многих из них убиваете с первого выстрела (такие машины как штуг или су-85 вы убиваете всегда с первого раза гарантированно). Шестому уровню (да и многим остальным, у кого пробитие меньше 170мм) очень проблематично вас пробить в лоб, как и пятым, хотя выцеливается нижний бронелист, башенка командира и несколько слабых мест в рубке. Играя только с седьмыми уровнями и выше, первым ехать не следует. Если же вы уже ввязались в бой, надо «пританцовывать», чтобы была выше вероятность (особенно на пустой местности), если вы в городских условиях, то вам нужно становится бортом к врагу, но стоя при этом за зданием, чтобы торчала к врагу лишь пушка и наклоненная броня. Тогда рикошет или непробитие в маску вам обеспечены. А после разрядки врага вы спокойно выезжаете, всаживаете в него 1-2 выстрела и откатываетесь назад.

Также отличные показатели скорости поворота и заднего хода позволяют эффективно бороться с вражескими средними танками или уходить за укрытие после выстрела, избегая возмездия.

Стрелять с далёких расстояний можно с вводом обновления 0.8.6, но всё равно лучше придерживаться средних или ближних дистанций (но ни в коем случае не ехать одному).

Плюсы и минусы

Плюсы:
  • - Высокая скорость (одна из лучших на уровне)
  • - Отличная подвижность и скорость поворота на месте
  • - Низкий силуэт и в следствии этого отличные показатели маскировки
  • - Отличная лобовая броня и её наклоны
  • - Толстая маска брони, которая ещё скрывает довольно большое пространство рубки
  • - Высокий разовый урон
  • - Хорошее бронепробитие для своего уровня (уже мало для восьмого и девятого уровня)
  • - Отличный ДПМ в 3000 единиц (урон в минуту)
Минусы:
  • - Большой разброс (низкая точность)
  • - Долгое сведения орудия
  • - Плохой обзор
  • - Слабое бронирование крыши (можно быть убитым с первого выстрела в крышу от артиллерии, у которой разовый урон выше 900 единиц)
  • - Уязвимость мехвода, командира (лоб) и боеукладки (в левой части борта, в конце рубки)

Итог

Исходя из плюсов и минусов, можно определить Су-122-44 роль противотанкового среднего танка, т.к. он обладает свойствами пт-сау (нет башни, хорошая маскировка, толстая маска орудия, отличное орудие) и среднего танка (подвижность, манёвренность и т.д.). Для меня эта машинка не менее фановая, чем бт-2, а кроме фана она ещё исправно привозит достаточное количество кредитов. Три грома во взводе, сделав каждый по выстрелу в танк 6-7, уровня могут его сразу же убить, не дав сделать ни одного выстрела, что делает возможным получение медалей «братья по оружию» или же «решающий вклад».

Какие медали можно взять ещё:
Воин - за мощное орудие и высокую подвижность.
Защитник - за высокую подвижность.
Захватчик - за высокую подвижность и малый обзор, предполагающие агрессивно-наступательную тактику.
Медаль Халонена - бронепробиваемость орудия позволяет поражать цели 9 уровня
Коса cмерти - за высокий урон и скорострельность, позволяющие добить несколько повреждённых танков.

Что поставить из модулей?

Советую ставить на Су-122-44 просветлённую оптику + улучшенную вентиляцию/усиленные приводы наводчки + досылатель/ящик с инструментами для активной игры. И досылатель + маскировочную сеть/стереотрубу + усиленные приводы наводки для снайперской/засадной тактики.

На это у меня всё, удачи в боях и хорошего вам ВБРа!

И в конце хочется показать вам обзор на Су-122-44 от нашего любимого обзорщика:

Большинство лучших самоходных артиллерийских установок Великой Отечественной войны были построены на базе танковых шасси, из-за чего отличались передним расположением боевого отделения. Такая компоновка самоходки в значительной мере облегчала разработку и серийное строительство, однако накладывала некоторые ограничения эксплуатационного характера. В дальнейшем было решено использовать в новых проектах только центральное или кормовое размещение боевого отделения. Последней боевой машиной с передней рубкой, принятой на вооружение, стала САУ СУ-122-54.

Появление проекта СУ-122-54 было связано с желанием военных обновить парк техники. До конца сороковых годов на вооружении Советской армии все еще имелось значительное число техники, созданной в ходе прошедшей войны. Эти образцы уже не в полной мере устраивали армию, из-за чего требовалась их замена. В рамках программы масштабного перевооружения сухопутных войск в 1946 году был создан средний танк Т-54, который в дальнейшем предложили использовать в качестве основы при разработке других образцов бронетехники. В 1948 году было решено сделать этот танк основой для перспективной самоходки.

САУ СУ-122-54 первой версии с пушкой Д-25. Фото 477768.livejournal.com

Решение о разработке новой самоходной артиллерийской установки на базе серийного танка было принято в первой половине 1948 года. 22 июня решение закрепили постановлением Совета министров СССР. В соответствии с этим документом, Конструкторское бюро завода №174 (г. Омск) должно было создать новый образец САУ на основе шасси среднего танка Т-54. В качестве основного машины предлагалось использовать 122-мм пушку Д-25. Первый вариант проекта требовалось представить в течение нескольких следующих недель.

Проект новой самоходки получил рабочее обозначение «Объект 600». В дальнейшем появилось иное название, отражавшее назначение машины, калибр главного оружия и тип шасси – СУ-122-54. Руководителем работ по новому проекту был назначен И.С. Бушнев. Ведущим конструктором стал А.Е. Сулин.

В соответствии с изначальным постановлением Совмина, разработка проекта «Объект 600» должна была занять всего несколько недель. Тем не менее, на практике создание рабочей документации заняло больше времени. Задержка и выход из установленного графика были связаны с проблемами во взаимодействии с другими предприятиями. Завод №9 (г. Свердловск), выпускавший пушки Д-25, должен был переслать в Омск требуемую документацию по вооружению, однако в силу различных причин бумаги прибыли гораздо позже, чем требовалось. Из-за этого ОКБ-174 смогло завершить требуемые работы лишь через несколько месяцев после ранее установленной даты их окончания.

К концу года специалисты ОКБ-174 сформировали общие положения проекта и проработали различные особенности конструкции перспективной САУ. По созданному к этому времени проекту был построен деревянный макет самоходки. В декабре документацию и макет представили заказчику в лице специальной комиссии министерства транспортного машиностроения, курировавшего разработку военной техники.


Самоходная раннего выпуска, вид на корму. Фото 477768.livejournal.com

В целом, проект получил одобрение, однако ряд его особенностей стал поводом для замечаний. Конструкторское бюро получило список необходимых доработок, после чего вернулось к проектным работам. Требовалось исправить различные недочеты, допущенные при создании первой версии самоходки. На ликвидацию выявленных недостатков ушло около полугода. В июле 1949 года в Омске построили новый макет самоходки, который вместе с необходимыми документами снова продемонстрировали комиссии. Через несколько недель, в августе того же года, проект получил официальное одобрение.

Заказчик утвердил проект в существующем виде, что позволило специалистам ОКБ-174 начать подготовку документации, необходимой для строительства полноценного опытного образца. Тем не менее, вскоре работы были приостановлены из-за некоторых проблем с шасси. По мере серийного выпуска средний танк Т-54 постоянно дорабатывался и совершенствовался. Накопившиеся к середине 1949 года изменения заставили авторов проекта «Объект 600» приступить к его переработке с учетом актуального состояния базового танка.

Вскоре появилось решение о передаче перспективного проекта другой организации. Омскому ОКБ-174 поручили работу над другими проектами, а всю документацию по «Объекту 600» приказали передать на завод №183 (г. Нижний Тагил). В середине октября 1949 года ОКБ-183 получило новый вариант технического задания на проект, в соответствии с которым его следовало изменить. Для выполнения обновленных требований новые авторы проекта решили изменить основные особенности конструкции будущей САУ. В частности, планировалось изменить компоновку корпуса. Естественно, такие переделки существующего проекта привели к очередному затягиванию работ.

В мае 1950 года, в связи с наметившимися затруднениями и различными проблемами, проект САУ «Объект 600» вернули омским конструкторам. Те отказались от предложений своих коллег и продолжили развитие исходного облика бронемашины. Благодаря этому разработка полноценного проекта была завершена в течение нескольких месяцев. Осенью завод №174 начал строительство первого опытного образца, завершившееся в декабре. Вскоре прототип самоходки вышел на заводские испытания.

К этому времени конструкторы ОКБ-174 сформировали большую часть черт самоходки, в дальнейшем не претерпевавшую изменения. Тем не менее, некоторые коррективы, в том числе и достаточно серьезные, вносились и позже. Таким образом, первый прототип и серийные машины типа «Объект 600» имели некоторые отличия, но в основном были схожи.


Схема серийной СУ-122-54. Рисунок Alternathistory.com

С самого начала в проекте «Объект 600» предлагалось использовать компоновку, отработанную в ходе создания предыдущих САУ с аналогичным вооружением. Экипаж и вооружение следовало помещать в единой рубке переднего расположения. При этом появлялась возможность сохранить кормовое моторно-трансмиссионное отделение, значительно упростив проектирование и серийное производство. Такая компоновка имела некоторые недостатки, однако в новом проекте решили смириться с ними.

По своей компоновке самоходка все же отличалась от базового танка, что привело к необходимости заметной переработки конструкции корпуса. В передней части машины появилась крупная рубка, изготовленная из нескольких броневых листов разных форм и размеров. Лобовая проекция корпуса прикрывалась крупным верхним листом толщиной 100 мм, расположенным под углом 51° к вертикали. Ниже него находился узкий нижний лист толщиной 80 мм с углом наклона 55°. По бокам от верхнего лобового листа имелись два трапециевидных скуловых, размещенных под углами к горизонтали и вертикали. Задняя их часть соединялась с 80-мм бортами, заваленными внутрь. Сверху рубка прикрывалась крышей толщиной 20 мм. Бортовая часть рубки образовывала развитые надгусеничные ниши.

Нижняя и кормовая части корпуса заимствовались у танка Т-54, однако претерпевали некоторые изменения. В частности, из соображений прочности была изменена толщина некоторых деталей, а также перемещены некоторые крепления агрегатов ходовой части. В остальном низ и корма корпуса были похожи на агрегаты серийного среднего танка последних на тот момент модификаций.

Самоходка сохранила силовую установку базового танка. В кормовом отсеке корпуса помещался дизельный двигатель В-54 мощностью 520 л.с. При помощи механической трансмиссии двигатель соединялся с ведущими колесами кормового расположения. В рамках проекта «Объект 600» было решено обойтись без серьезных изменений силовой установки, обеспечив максимальную унификацию с существующей техникой.


Прототип на испытаниях. Фото 477768.livejournal.com

Ходовая часть САУ основывалась на агрегатах Т-54, однако имела некоторые отличия. На каждом борту корпуса предусматривалась установка пяти опорных катков большого диаметра с индивидуальной торсионной подвеской. В передней части корпуса монтировались направляющие колеса, в корме – ведущие. В связи с большим диаметром катков ходовая часть не получала поддерживающие ролики. Характерной особенностью ходовой части танка Т-54 был увеличенный промежуток между двумя передними парами опорных катков, обусловленный особенностями распределения веса конструкции. «Объект 600» отличался иным расположением катков. Из-за крупной и тяжелой рубки в передней части корпуса минимальные промежутки имелись между второй и третьей, а также четвертой и пятой парами катков. Первый и третий промежутки были больше.

В лобовом листе корпуса находилась крупная амбразура для монтажа основного орудия. Пушку и спаренный пулемет предлагалось устанавливать на общих крепления с возможностью наводки в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Проем для оружия прикрывался крупной маской сложной формы, позволяющей ему перемещаться. На своем месте маска снаружи фиксировалась закрепленной на болтах пластиной соответствующей формы. В маске имелось три сквозных отверстия разных размеров: для пушки, спаренного пулемета и прицела.

В соответствии с первоначальным техническим заданием, самоходка нового типа должна была нести 122-мм танковую пушку Д-25. Это орудие имело полуавтоматический клиновой затвор, использовало раздельно-гильзовое заряжание и оснащалось дульным тормозом двухкамерной конструкции. В номенклатуру применяемых боеприпасов пушки Д-25 входили выстрелы нескольких типов различного назначения, пригодные для борьбы с живой силой, укреплениями и техникой противника.

Серьезным недостатком самоходок предыдущих моделей было попадание пороховых газов в обитаемый отсек. Из-за этого «Объект 600» должен был получить средства для выброса газов. В первых вариантах проекта предлагалось использовать продувку ствола после выстрела при помощи сжатого воздуха, нагнетаемого отдельным компрессором. Первый прототип самоходки получил именно такие средства снижения загазованности. Тем не менее, после испытаний было решено использовать иные системы. В итоге в серию пошла техника, оснащенная пушкой с эжектором, показавшим большую эффективность.


Эпизод из недолгой эксплуатации самоходок в войсках. Фото Russianarms.ru

Специально для обновленной версии САУ «Объект 600» была создана улучшенная версия пушки Д-25 с эжектором и рядом других изменений конструкции. Это изделие получило обозначение Д-49. Примечательно, что Д-49 стала первой отечественной танковой пушкой калибра 122 мм, оснащенной встроенными средствами удаления пороховых газов. В дальнейшем эжекторы получили широкое распространение в области танковых орудий.

Пушка Д-49 оснащалась нарезным стволом длиной 48,7 калибра с двухкамерным дульным тормозом. По основным характеристикам огня она не уступала существующей Д-25. Средства установки пушки позволяли выполнять горизонтальное наведение в пределах сектора шириной 16°. Вертикальная наводка изменялась от -4° до +16°. Боекомплект пушки состоял из 35 снарядов раздельного заряжания, помещенных на нескольких стеллажах боевого отделения. Для облегчения работы заряжающих имелся электромеханический досылатель.

В качестве дополнительного вооружения использовались два пулемета КПВ калибра 14,5 м. Один из них монтировался на общей установке с пушкой, второй размещался на люке заряжающего и выполнял функции зенитного. Боекомплект пулеметов – 600 патронов.

Управлять новой САУ должен был экипаж из пяти человек: водитель, командир, наводчик и двое заряжающих. В передней части обитаемого отсека, справа от орудийной установки, находилось рабочее место механика-водителя. Водитель получил собственный люк в крыше, оснащенный перископическими смотровыми приборами. В отличие от некоторых предыдущих самоходок отечественной разработки, место водителя не имело смотровых приборов в лобовом листе. Слева от орудия находился наводчик, в распоряжении которого имелся второй люк в крыше. У правого борта располагался командирский люк, оснащенный оптическим дальномером ТКД-09. У левого борта, ближе к корме, находился люк заряжающего с турелью для пулемета.


Снимается кино: СУ-122-54 в роли вражеского "панцера". Фото Russianarms.ru

В ходе боевой работы командир должен был выполнять поиск целей, выдавать целеуказание наводчику, а также определять дальность до обнаруженного объекта. Для определения расстояний использовался оптический дальномер с базой 900 мм. В зависимости от ситуации, наводчик мог использовать телескопический или панорамный прицел. Все люки экипажа оснащались смотровыми приборами для улучшения общего обзора. Кроме того, несколько перископов закреплялись в соответствующих отверстиях крыши.

Самоходная артиллерийская установка «Объект 600» имела корпус длиной 6 м, длина машины с пушкой достигала 9,97 м. Ширина – 3,27 м, высота по крыше рубки – 2,07 м. Боевая масса составляла 36 т, благодаря чему удельная мощность машины могла превышать 14,5 т. За счет таких показателей максимальная скорость достигала 45-48 км/ч при запасе хода до 400 км.

Первый опытный образец перспективной САУ был построен в конце 1950 года и вскоре вышел на заводские испытания. После некоторых доработок образец представили заказчику. В начале лета 1951 года прототип прошел предварительные испытания. В августе состоялись государственные испытания. В целом новая машина устроила военных, однако не обошлось без претензий. Было установлено, что системы наведения оружия заставляют наводчика прилагать к маховикам излишние усилия. Пневматическая система продувки ствола показала недостаточную эффективность. Имелись проблемы с пулеметным вооружением. Также требовалась доработка орудия с целью повышения кучности стрельбы.

Выявленные недостатки следовало исправить в самое ближайшее время. При этом самоходка официально прошла государственные испытания и была рекомендована к принятию на вооружение. Последние месяцы 1951 года завод №174 и его конструкторское бюро занимались подготовкой необходимой документации и организацией будущего серийного производства новой техники. Все эти работы были завершены до конца года, что позволило приступить к сборке первых серийных самоходок.

Параллельно с развертыванием серийного производства омские специалисты занимались доработкой проекта в соответствии с пожеланиями заказчика, высказанными по результатам прошедших испытаний. Результатом этих работ стало появление второй опытной бронемашины. Образец, построенный в первом квартале 1952 года, отличался наличием эжектора пушки, улучшенными системами наведения и другими изменениями конструкции. В середине года машина прошла испытания, став образцом для последующей серийной техники.


СУ-122-54 в музее г. Кубинка. Фото Wikimedia Commons

Доработка проекта с последующими строительством и испытаниями второго прототипа негативно сказались на общей продолжительности работ. Постановление Совета министров о принятии новой техники на вооружение вышло только 15 марта 1954 года. Этот документ закреплял за «Объектом 600» новое обозначение СУ-122-54. Первая партия серийных самоходных установок была передана армии только в следующем году. Впоследствии заказчик получил еще несколько партий.

По имеющимся данным, серийное производство САУ СУ-122-54 велось только в течение нескольких лет. Уже в 1957 году армии передали последнюю партию, после чего сборка техники остановилась. Остановка производства была связана с отсутствием необходимых комплектующих. Из-за определенных трудностей удалось выпустить только 77 пушек Д-49. Как следствие, общее количество техники нового типа не могло превышать 77 единиц, включая два опытных образца. Не самые многочисленные бронемашины передали сухопутным войскам, где они были распределены между несколькими соединениями.

Известно, что в 1958 году некоторое количество самоходок СУ-122-54 прошло модернизацию, подразумевавшую замену некоторых агрегатов. В частности, в ходе ремонта и обновления САУ получали радиостанции новых типов. Кроме того, именно к этому времени относятся первые случаи разоружения боевых машин и перестройки шасси по новым проектам.

Незначительное количество серийной техники не позволяло начать массовую эксплуатацию. Из-за этого роль новых самоходных артиллерийских установок была невелика. Кроме того, прогресс не стоял на месте, и уже создавались новые варианты техники, предназначенной для замены СУ-122-54. Наконец, с определенного времени начались активные работы по ракетной тематике, приведшие к сокращению роли самоходной артиллерии. Подобные факторы негативно сказались на дальнейшей судьбе имеющейся техники. В середине шестидесятых годов СУ-122-54 сочли устаревшими, после чего стали снимать с вооружения списывать.


Самоходка из краснодарского музея. Фото Wikimedia Commons

Примечательно, что доработанное шасси среднего танка Т-54, ставшее основной для «Объекта 600» / СУ-122-54, представляло интерес в качестве базы для других типов новой техники. Так, еще в 1955 году был создан артиллерийский подвижный бронированный наблюдательный пункт (АПБНП) «Объект 610» или «Буйвол». Бронемашина с набором смотровых приборов была доведена до стадии испытаний, но в серию не пошла. Было построено только два «Буйвола». В начале семидесятых годов появились проекты бронированного тягача БТС-600 и машины технической помощи МТП-3. Тягач в серию не пошел, тогда как машина техпомощи получила некоторое распространение. В начале восьмидесятых была разработана боевая машина разминирования БМР-1.

К моменту списания далеко не все самоходки СУ-122-54 успели выработать ресурс своего шасси. В связи с этим технику отправляли на ремонтные заводы, где с нее удалялись более не нужные агрегаты с последующей установкой новых устройств. Большая часть артиллерийских установок после такого ремонта «превратилась» в машины разминирования и технической помощи. В новой роли техника эксплуатировалась в течение нескольких следующих десятилетий. Некоторое количество бронемашин не отправлялось на переоборудование. Эти машины передавал учебным заведениям вооруженных сил для подготовки будущих артиллеристов.

Несмотря на малое количество выпущенных серийных машин и последующую переделку имевшейся техники, некоторое количество САУ СУ-122-54 сохранилось до нашего времени. Один из образцов уникальной техники находится в Бронетанковом музее г. Кубинка. Еще один является экспонатом краснодарского музея «Оружие Победы». В обоих случаях речь идет о боевых машинах с пушками, оснащенными эжекторами.

Самоходная артиллерийская установка «Объект 600» / СУ-122-54 была принята на вооружение только в начале 1954 года. Затягивание работ негативно сказалось на дальнейшей судьбе техники: уже начались работы над более эффективными образцами с улучшенными характеристиками. Кроме того, недостаточный выпуск требуемых пушек заставил промышленность остановить строительство самоходок еще на первой сотне. Малое количество построенных боевых машин, а также некоторое отставание от современных характеристик определило дальнейшую судьбу всей программы. В существующем виде СУ-122-54 не представляли большого интереса для армии. Позже развитие САУ было продолжено, однако теперь применялись новые идеи и решения. Все имевшиеся СУ-122-54, однако были списаны, из-за чего эта бронемашина осталась в отечественной в качестве последней принятой на вооружение самоходки с передним расположением рубки.

По материалам:
http://alternathistory.com/
http://kollektsiya.ru/
http://za-cccp.narod.ru/
Барятинский М. Советская бронетанковая техника 1945-1945 (часть 2). // Бронеколлекция, 2000. №4

СУ-122-44: «Фан» с большой буквы

Танки, танки, танки… А вот не о танке будет мой новый обзор, а о противотанковой самоходной артиллерийской установке под названием СУ-122-44. Нет, не бейте меня ничем тяжелым, я больше не буду писать такие длинные слова – впредь обойдемся просто обозначением «ПТ-САУ». Итак, здравствуйте, уважаемые танкисты!
Впервые я познакомился с этой ПТ-шкой на общем тесте, и эта премиумная ПТ-САУ мне совсем не понравилась. В разговорах с соклановцами я даже говорил «да кто вообще потратит на эту машину 6750 золотых монет?». Оказалось, что я сам и потрачу.

Я продолжал считать СУ-122-44 «ущербной» машиной и в то время, когда её уже «выкатили» на основной сервер. Но потом в случайных боях я начал замечать, что эта «сковородка» - очень опасный противник. Стало понятно, что первое впечатление меня сильно подвело, и я все же раскошелился на покупку. И не пожалел, потому что на сегодняшний день СУ-122-44 – это одна из моих любимых ПТ-САУ, на которой никогда не скучно заходить в бой. Что в ней хорошего? Сейчас расскажу.

Здесь должна быть историческая справка

В отзывах на обзоры я не раз встречал мнение, что историческая справка в статьях по World of Tanks не нужна. Что ж, грешен, но я и сам часто пролистываю раздел «История». Не потому, что это не интересно, а потому, что мне важнее узнать о танке в его виртуальном варианте.
С другой стороны, очень многие интересуются не только игровой, но и исторической стороной темы, поэтому отказываться от исторической справки будет тоже несправедливо.
Чтобы одним было удобнее читать, а других не обделять интересной информацией, было принято решение сделать ход конём. Буквы из главы «Исторические сведения» собирают пожитки и переезжают в заключительную часть обзора – в постскриптум. Там они не будут мешать таким «неучам» как я, и там же их смогут найти все интересующиеся.

Ангар

Да уж, совсем отвлек меня открытый тест World of Warplanes – в танковом ангаре грязь, мусор, масло где-то подтекает, а в углу прикорнул подвыпивший механик.
Растормошивши механика, требуем прибраться в ангаре и подогнать на осмотр нашу СУ-шку. Базовый ангар быстро превращается в чистый и опрятный премиумный, а перед нашими глазами предстает СУ-122-44 – премиумная ПТ-САУ 7-го уровня.

При визуальном осмотре в глаза в первую очередь бросаются габариты машины: СУ-122-44 в силу своего происхождения от среднего танка Т-44 имеет небольшие размеры. Теоретически это должно неплохо сказаться на маскировке самоходки.
«Михалыч! Техпаспорт сюда!». Заглянем в ТТХ этой боевой машины.

В нашем распоряжении: 90мм лобовой брони под хорошим углом наклона. Кроме того, довольно много места в лобовой проекции занимает маска орудия, которую обычно сложно пробить.
Количество единиц прочности – стандартное для ПТ-САУ 7-го уровня – 840хп. Хватит на два, максимум три выстрела из орудий советских одноуровневых противников.
Радиостанция достаточно мощная и даёт радиус связи в 700 метров. Слепым в боях на СУ-122-44 я еще не оставался.
Но вот что при взгляде на ТТХ действительно вселяет надежду на успех – это небольшая масса (33 тонны), хороший двигатель (500 лошадиных сил), максимальная скорость (47.5 км\ч) и скорость поворота (42 градуса\сек). В общем, динамические характеристики СУ-122-44 выше всяких похвал. По скорости движения она почти не уступает средним танкам, а её вертлявость – это большой бонус для владельца ПТ и большая неприятность для тех, кому захочется эту машину закружить.

Пожалуй, самый явный и существенный недостаток СУ-122-44 – это плохой обзор. Самоходка может видеть всего на 330 метров, и во многих случаях это становится проблемой.
Орудие – это ещё одна замечательная черта СУ-122-44. С пушкой «122 мм Д-25С» вы могли познакомиться, например, на СУ-152. Однако вариант орудия, установленный на СУ-122-44, немного хуже в скорострельности. Впрочем, урон в минуту у нашей героини всё равно впечатляет: штатная скорострельность 7.5 выстрелов в минуту, помноженная на средний урон в 390хп, даёт 2925 урона в минуту. Установка орудийного досылателя увеличивает этот показатель приблизительно на 466 единиц среднего урона.
До недавних изменений в системе точности полёта снарядов орудие СУ-122-44 выглядело довольно «косым» для класса ПТ-САУ. Однако больших проблем в бою это не создавало, а сейчас орудия стали ещё более точными, и этот не лучший параметр СУ-122-44 – 0.41м – почти не заметен.
В недостатки орудия можно зачислить долгое время прицеливания – 2.9 секунд. Не радует и сильное влияние движения на разброс – после остановки ждать полного сведения прицела придется несколько секунд. Однако это не мешает при стрельбе с замаскированной позиции или с короткими переездами – прицел сводится до конца раньше, чем перезаряжается орудие.

Многие обязательно запишут в недостатки не лучшее пробитие пушки – 175мм обычным снарядом. Действительно, у неопытных игроков могут возникнуть проблемы с пробитием вражеских танков, но при должном терпении эта проблема быстро решается.
В пример могу привести таблицу доходности СУ-122-44, которая прикреплена в конце этого обзора. За 10 достаточно успешных боев я не сделал ни одного выстрела фугасным или подкалиберным снарядом, и проблем с нанесением урона я не испытывал.
Впрочем, в боекомплекте у меня всегда припасено 6 подкалиберных снарядов, среднее пробитие которых – 217мм. Если появляется интерес поиграть на СУ-122-44 чисто ради «понагибать», то можно зарядиться подкалиберами хоть полностью – большинство боев будут для вас «в ноль» по кредитам (с премиум-аккаунтом).
Кстати, о боях. Пора бы уже оставить в покое механика, который всё-таки мечтает проспаться после вчерашнего, и выкатить нашу самоходку в бой, а заодно и посмотреть, на что же она способна.

Заводи мотор, заряжай бронебойный!

Можно рассматривать два основных варианта поведения на СУ-122-44. Первый – это классический стиль игры на ПТ. Пользуясь скоростью, занимаем выгодную позицию и ждем засвета врага. Такая тактика имеет свои ограничения – главным образом делу мешает плохой обзор, так что полагаться чаще всего приходится на свет от союзников. Если союзников впереди нет или они уже отправились чинить свои танки, то замаскированная позиция даст только одно преимущество: право первого выстрела. После него вас обязательно заметят: крупнокалиберное орудие с дульным тормозом и малая дистанция обнаружения врагов у СУ-122-44 – это не лучшее сочетание для того, чтобы играть в ниндзя-невидимку.

Другая тактика – агрессивная. Да, она менее доходна. Да, она чаще заканчивается словами «танк уничтожен». Но она никогда не даст вам заскучать.
В пользу агрессивной тактики говорят подвижность и скорострельность СУ-122-44. Хорошая скорость и поворотливость позволяют даже кружить особо медленных врагов – я на полном серьёзе играл в «карусель» против T95. На ближней дистанции отлично получается воплотить и огневой потенциал самоходки.
Естественно, главная проблема в случае с агрессивной тактикой – это выживаемость. Сейчас кто-нибудь послушает совет, да и начнет «агрессивную игру» против 9-х уровней, а потом скажет, что я всех обманул. Так вот – даже если вы супер-агрессивный игрок, при столкновении на СУ-122-44 с 9-ми уровнями вам лучше научиться «поджимать хвост» и «делать ноги». С ними лучше использовать тактику «ударь и убеги».
А вот против одноуровневой техники, а иногда даже и некоторых «восьмерок», можно быть тем самым агрессором. Скорострельность и высокий урон позволяют быстро делать из врагов дуршлаги, а подвижность – всячески их обманывать и отвлекать.

Не могу не обратить вашего внимания на шальную броню СУ-122-44. Казалось бы, 90мм (лоб) – это ничтожно мало. Но у лобовой брони очень хороший наклон, и это делает ситуацию более интересной. Если вы видите, что в вас уже хорошенько так прицеливаются, поверните корпус в положение «ромб» или начните «танцевать» лбом. Всё это повышает шансы на непробития и рикошеты. Кроме того, при «танцах» можно просто поймать снаряд на толстую маску орудия.
Однако я призываю вас не полагаться на хитрости с бронёй как на решение проблем с вражеским огнём. «Ловля» рикошетов – это, скорее, крайняя мера для тех ситуаций, когда вы уже не можете избежать выстрела противника.

Что касается меня, то я стараюсь смешивать «кустовую» и «агрессорскую» тактики. Если есть возможность пострелять издали по чужому засвету – я её не упускаю. Если же ситуация требует инициативы или я вижу, что мое вмешательство «вон в тот замес» в ближнем бою поможет быстро уничтожить вражеские танки, то я на всех парах гоню туда и стараюсь помочь.
Но, опять же, каждую ситуацию надо быстро продумывать. Не очень старательно поспешив на помощь «вон в тот замес», вы можете приехать к трупам товарищей и нескольким врагам. В таком варианте вы погибаете и думаете «лучше бы я остался в своих кустах». В общем, всем желаю иметь свою голову на плечах.

Лентяи внутри СУ-122-44, а также дополнительное оборудование

Экипаж на СУ-122-44 у меня – ветераны, которые прошли путь с АТ-1 до Объекта 268. Правда, полностью экипажи с топовых советских ПТ-САУ (Об. 268 и Об. 263) в СУ-122-44 не помещаются. Один заряжающий всегда будет лишним, поэтому их рекомендуется чередовать.

Как видите, мой экипаж прокачан до 3-х полных умений. Из них главные – это «Лампочка» у командира и «Виртуоз» у мехвода. Конкретно на СУ-122-44 очень хорошо зарекомендовало себя групповое умение «Ремонт» - самоходка очень резво «накидывает» гусеницы. Также по привычке я предпочел умение «Маскировка». Из других умений на СУ-122-44 немалую роль может сыграть «Радиоперехват», который позволит дальше видеть.
Вполне жизнеспособной может оказаться связка умений и оборудования, нацеленная на экипаж. «Боевое братство», вентиляция и доппаек могут существенно улучшить общие показатели СУ-122-44.
Выбор оборудования зависит во многом от того, как вы собираетесь играть. Мой набор – это стереотруба, приводы наводки и досылатель. Несмотря на плохой обзор, стереотруба часто помогает раньше заметить противника, а это важно при гибкой тактике действий.

Для «кустовой» тактики можно отказаться от приводов наводки – будучи незамеченным, вы имеете больше времени на прицеливание. Заменить приводы можно маскировочной сетью.
Для агрессивной тактики нужно заменить стереотрубу на вентиляцию. Кроме того, неплохо может сработать и ящик с инструментами: как я уже говорил, ремонтируется самоходка довольно быстро, а с ящиком скорость ремонта будет достойна «Формулы 1».
Расходники – стандартные. Аптечка, ремкомплект, огнетушитель (последнее время – премиумный огнетушитель).

А фарм-то – хороший!

Свеженькая табличка с доходностью и прочими результатами – перед вашими ясными очами. Как видите, за 10 боев с премиум-аккаунтом было заработано 377 000 серебра «чистыми». Что ж, такой уровень доходности вполне достоин и прем-танков 8-го уровня. Конечно, в среднем фарм на СУ-122-44 не будет лучше, чем на том же ИС-6 и других «комбайнах», но отставание «сушки» от старших фармеров не такое уж большое.

Я сам являюсь счастливым обладателем КВ-5, T34, Супер Першинга и Lowe. Пожалуй, кроме КВ-5, ни один из этих танков не приносит мне такого удовольствия от игры, как СУ-122-44 (а КВ-5 всё-таки приелся за 900+ боев). Динамичность игры на «сушке», её возможности быстро менять позицию, наносить много урона в нужном месте и быстро перемещаться туда, где для её орудия найдётся ещё работёнка – все эти черты дают то разнообразие и «фан», которого игрокам так не хватает во время фарма серебра на других машинах.
На этом обзор СУ-122-44 закончен, и я вынужден с вами попрощаться. Берегите себя!

Постскриптум. «А на самом-то деле…»
А на самом-то деле работы над созданием ПТ-САУ СУ-122-44 начались в результате ситуации, сложившейся после того, как на вооружение была принята СУ-100. Шасси среднего танка Т-34-85 уже исчерпало себя как база для противотанковых орудий: новые орудия были слишком тяжелыми и вызывали перегрузку.
Летом и осенью 1944 года шли проектные работы, результатом которых стали пять различных проектов противотанковых САУ, среди которых была и СУ-122-44. Цифры 44 – это наследие от базы самоходки – среднего танка Т-44.

Лучшими вариантами из представленных проектов были признаны СУ-100-М2 и наша подопечная – СУ-122-44. Нарком танковой промышленности приказал завершить проектные работы и построить опытные модели самоходок.
И тогда… И тогда для СУ-122-44 всё и закончилось. В ходе дальнейшего проектирования она была признана слишком большой (5-метровый ствол орудия Д-25С поспособствовал этому утверждению), в то время как СУ-100-М2 с задним расположением рубки получалась более компактной, легкой и лучше бронированной. Было решено продолжить разработку СУ-100-М2, а все работы по СУ-122-44 были прекращены.

Самоходная установка была разработана рекордно быстро: в октябре 1942 года Государственный Комитет обороны постановил начать работы по созданию на базе танк Т-34 самоходной установки со 122-мм гаубицей М-30 образца 1938 года, а с декабря она уже была принята на вооружение Красной Армии и к производству. СУ-122 предназначалась для поддержки и сопровождения танков. Она поступила на вооружение самоходно-артиллерийских полков средних СУ (по 16 установок в каждом).

Конструктивно самоходная установка представляла собой шасси танка Т-34, отделение управления и боевое отделение которого занимала закрытая со всех сторон броней рубка. В рубке была смонтирована качающаяся часть полевой гаубицы М-30. Для защиты противооткатных устройств гаубицы использована выступающая вперед и качающаяся вместе с орудием массивная бронированная маска. Приборы управления огнем позволяли вести стрельбу как прямой наводкой, так и с закрытых позиций. Боекомплект гаубицы включал осколочно-фугасные и кумулятивные снаряды. Последние пробивали броню толщиной 100-мм. На самоходной установке монтировались радиостанция 9Р, а также танковое переговорное устройство ТПУ-3-БисФ. Самоходная установка обладала вполне удовлетворительными боевыми характеристиками, но скорострельность ее из-за использования выстрелов раздельного заряжания была невысока. Она выпускалась в течение 1942 -1943 гг., всего было выпущено 638 машин.

Создание самоходно-артиллерийских установок на базе средних танков, организация их крупносерийного производства в годы Великой Отечественной войны стало одной из характерных особенностей развития отечественного танкостроения. Необходимость создания этого типа боевых машин объяснялась тем, что средние и тяжелые танки нуждались в сопровождении их во время атаки более мощными артиллерийскими орудиями, способными вести огонь и прямой наводкой. Вследствие ограниченной видимости из танка, трудности ведения прицельной стрельбы с хода при отсутствии стабилизатора огонь танковых орудий был эффективен на относительно небольших дальностях (650-900 м). Для борьбы с противотанковыми орудиями и танками противника, ведущими огонь с места из-за укрытий, наши танки нуждались в помощи САУ, следовавших за ними на поле боя и сопровождавших их огнем с коротких остановок. Орудия полевой артиллерии эту задачу решить в полной мере не могли.

Средняя скорость движения полевой артиллерии, даже оснащенной разными гусеничными тягачами, на местности была значительно ниже скорости танков, поэтому орудия сопровождения неизбежно отставали от них. Кроме того, частая смена позиций даже частью артиллерийских подразделений, поддерживавших танки, приводила к ослаблению огня и нарушала взаимодействие с танками, а потеря времени приводила к излишним потерям бронетанковой техники.

В предвоенные годы в СССР был выполнен большой объем проектно-конструкторских работ и проведены испытания опытных образцов САУ, созданных на ходовой базе серийно выпускавшихся танков (а также с использованием их узлов и агрегатов), в различных условиях эксплуатации, которые позволили быстро накопить некоторый опыт создания самоходных артиллерийских установок, которые отвечали бы требованиям войск. Одновременно оперативно намечались возможные пути организации их серийного производства. Потеря части территории страны с большим экономическим потенциалом за первый период Великой Отечественной войны, вынужденная эвакуация предприятий промышленности на Урал, в Сибирь, а также необходимость восполнения потерь РККА в танках в первую очередь послужили причиной прекращения на некоторое время различных опытно-конструкторских работ по созданию этого типа боевых машин. Возобновление работ по созданию всех самоходно-артиллерийских установок было начато в соответствии с решением пленума Артиллерийского комитета ГАУ РККА от 15 апреля 1942 года, в котором приняли участие представители от войск, а также промышленности и Наркомата вооружения (НКВ). Пленум признал желательным создание самоходных установок, вооруженных 76,2-мм пушкой ЗИС-3 или 122-мм гаубицей образца 1938 года типа М-30 для поддержки пехоты и 152,4-мм гаубицей-пушкой образца 1937 года типа МЛ-20 для преодоления сильно укрепленных оборонительных полос врага.

Новая самоходная установка У-35 представляла собой закрытую, полностью бронированную боевую машину, которая отличалась от танка Т-34-76 установкой вооружения в невращающейся броневой рубке, размещенной в носовой части корпуса. На крыше рубки над местом командира САУ устанавливалась командирская башенка, а над местом наводчика - смотровая башенка для панорамы Герца, в бортах которой имелись специальные окна, закрываемые броневыми крышками. Экипаж машины состоял из шести человек. Посадка экипажа производилась через прямоугольный люк, закрывавшийся броневой крышкой на петлях, располагавшийся в крыше рубки. Люк механика-водителя в лобовом листе слева от орудия предназначался только для обзора. Для наблюдения за полем боя использовались зеркальные смотровые приборы, установленные в лобовом, правом и кормовом листах боевой рубки. Основным оружием являлась 122-мм дивизионная гаубица М-30 образца 1938 года с поршневым затвором. Орудие устанавливалось на тумбе, закрепленной на днище машины. Углы вертикальной наводки составляли от - 3° до +25°, горизонтальной - в секторе 20°. При стрельбе использовалась панорама Герца. Ее скорострельность составляла 2-5 выстр./мин. Также в боекомплект гаубицы входило 36 осколочно-фугасных выстрелов раздельного заряжания. Дополнительно в боевом отделении укладывались два 7,62-мм пистолета-пулемета ППШ с боекомплектом 1420 патронов (20 дисков).

Броневая защита - противоснарядная. Корпус и боевая рубка были сварные, выполненные из броневых катаных листов толщиной 15-мм, 20-мм, 40-мм и 45-мм, расположенных с рациональными углами наклона. Лобовой броневой лист корпуса и рубки был составным и имел углы наклона соответственно 57° и 50° от вертикали. Для стрельбы из личного оружия экипажа в лобовом, кормовом и бортовых листах рубки были сделаны специальные отверстия, закрывавшиеся броневыми пробками. Силовая установка, трансмиссия и электрооборудование оставались такими же, как у среднего танка Т-34-76. Ходовая часть установки отличалась от ходовой части танка Т-34-76 усиленными передними узлами подвески. Для внешней радиосвязи на машине устанавливалась радиостанция 9Р, а для внутренней связи - танковое переговорное устройство ТПУ-ЗФ.Опытный образец самоходной установки У-35 (СУ-122), изготовленный на УЗТМ 30 ноября 1942 года, поступил на заводские испытания, которые включали пробег 50 км и отстрел орудия 20 выстрелами на заводском полигоне в Красном. Заводские испытания выявили несоответствие углов наводки орудия тактико-техническим требованиям, нерациональное размещение экипажа, тесноту и загазованность боевого отделения У-35, неудовлетворительное расположение боекомплекта и, вследствие этого, низкую скорострельность СУ-122. Пользоваться командирской башенкой и производить наводку орудия в вертикальной плоскости оказалось практически невозможным.

Для устранения выявленных недостатков на САУ были произведены только те изменения конструкции, которые требовались для успешного проведения государственных испытаний. Были установлены сиденья, боеукладка, смотровые приборы, вентилятор для отсоса пороховых газов из боевого отделения и прочее оборудование, а также обеспечены утлы наводки, требуемые по ТТТ, и исключен досылатель выстрела. Остальные недостатки и изменения были учтены при отработке чертежей установочной партии. Государственные испытания двух опытных образцов самоходных установок У-35 (СУ-122) и СГ-122, изготовленных соответственно УЗТМ и заводом №592, были проведены на Гороховецком АНИОПе в период с 5 по 19 декабря 1942 года. Самоходная установка СУ-122 УЗТМ была испытана отстрелом в объеме 281 выстрела (из них 161 выстрел с усиленным зарядом) и пробегом на 430 км. По скорострельности и углу возвышения самоходная установка СУ-122 УЗТМ проиграла самоходной установке СГ-122 завода №592, но по броневой защите, габаритам (высоте) и проходимости значительно превосходила последнюю.

По результатам проведенных испытаний государственная комиссия пришла к выводам, что:

"1. Кучность боя, устойчивость и сбиваемость наводки при стрельбе из орудия на самоходе У-35 (СУ-122) находятся в пределах норм.
2. Скорострельность орудия не превышает 5 выстр./мин, что в два раза меньше заданной по ТТТ и меньше скорострельности, полученной при стрельбе из орудия самохода завода № 592 (7-8 выстр./мин.) Причины этого - тесное боевое отделение самохода Уралмашзавода, неудовлетворительная укладка боекомплекта, неудобное и нерациональное размещение экипажа в боевом отделении.
3. Ходовые качества самохода У-35 (СУ-122) (по скорости движения, проходимость, маневренность и проч.) не отличаются от танка Т-34.
4. Требуются следующие улучшения самохода У-35 (СУ-122):
а) устранение щелей в бронезащите орудия, образующихся при разворотах орудия в крайние положения;
б) увеличение прочности походного крепления орудия;
в) изменение взаимного размещения команды в боевом отделении;
г) изменение взаимного расположения сидений, а также прицельных приборов, смотровых средств, ламп для освещения шкал приборов;
д) уменьшение усилия на рукоятках маховиков механизмов наведения;
е) добавление ножного спуска.
Констатируя, что опытный образец самохода У-35 (СУ-122) Уралмашзавода ходовые испытания и испытания стрельбой выдержал, государственная комиссия в общей сравнительной оценке обоих представленных образцов средних самоходных установок пришла к заключению о необходимости доработки машины, чтобы устранить отмеченные недостатки и, главным образом, устранить тесноту в боевом отделении. Самоходная установка СУ-122 выдержала испытания и была рекомендована к серийному производству".

На необходимость доработки боевого отделения машины У-35 (СУ-122) указывало также и ГАУ.
Тем не менее, ГКО, не ожидая результатов государственных испытаний самоходных установок У-35 (СУ-122) и СГ-122, вынес постановление №4559 от 2 декабря 1942 года о немедленной организации серийного производства средних самоходно-артиллерийских установок в цехах Уралмашзавода. Одновременно согласно приказу НКТП №792 от 5 декабря 1942 года выпуск на ближайшее время был намечен в следующих количествах:

  • 1942 год, декабрь - 25 шт.
  • 1943 год, январь - 100 шт.
  • 1943 год, февраль - 100 шт.
  • 1943 год, март - 100 шт.

Уралмашзавод начал усиленно готовиться к серийному производству самоходных установок СУ-122.
Несмотря на то, что заводу было разрешено изготовить первые 125 машин по чертежам опытных образцов и только с февраля 1943 года (т.е. с машины №126) выпускать самоходные установки с устранением всех недостатков, отмеченных государственной комиссией, завод уже в декабре 1942 года выпустил чертежи, в которых было устранено большинство выявленных испытаниями дефектов. По этим чертежам с самого начала и было организовано производство установочной партии самоходных установок СУ-122.

К этим изменения относились:

"1. Установка выпрямленного лобового листа на корпусе самоходной установки, что позволило увеличить объем боевого отделения и улучшило условия работы команды.
2. Устранение щелей в бронезащите орудия.
3. Улучшение расположения в боевом отделении боеукладки, рабочих мест команды, прицельных и смотровых приборов, освещения, люков и др.
4. Замена командирской башенки прибором ПТК.
5. Увеличение емкости топливных баков.
6. Уменьшение усилий при работе маховиками механизмов наводки.
7. Улучшение условий при работе по натяжению гусениц и др.".

28 декабря 1942 года на заводском полигоне в Красном в целях проверки качества сборки установки СУ-122 по измененным чертежам были проведены испытания одной из машин установочной партии (декабрьской программы). Испытания заключались в пробеге на 50 км и отстреле в объеме 40 выстрелов (из них половина усиленным зарядом). Никаких поломок и недостатков во время испытаний обнаружено не было. По сравнению с первым опытным образцом условия работы экипажа в боевом отделении были значительно улучшены. По результатам этих испытаний вся установочная партия самоходных установок декабрьской программы в количестве 25 машин была признана годной для приемки в РККА и в январе 1943 года отправлена в центр самоходной артиллерии, а затем на Волховский фронт. Недостатки самоходной установки СУ-122 и замечания комиссии по испытаниям были полностью учтены при окончательной корректировке чертежей к 1 января 1943 года и с этого времени машины стали выпускаться без выявленных недостатков. Серийное производство СУ-122 было организовано на УЗТМ. Общее число деталей, заимствованных у танка Т-34, составляло 75%, остальные детали были новыми, специально спроектированными для самоходной установки СУ-122.

Самоходная установка У-35 (СУ-122) была испытана 281 выстрелом (из них 161 - с усиленным зарядом) и 430-километровым пробегом.В общей сравнительной оценке представленного образца государственная комиссия пришла к заключению о необходимости доработать самоходку СУ-122, чтобы устранить ряд выявленных в ходе испытании недостатков и главным образом тесноту в боевом отделении, но вместе с тем рекомендовала принять ее на вооружение Красной Армии. 2 декабря 1942 года ГКО не дожидаясь результатов госиспытании вынес постановление о немедленной организации серийного производства СУ-122 на Уралмашзаводе. Было разрешено изготовить первые 125 машин по чертежам опытного образца, и только с февраля 1943 года выпускать самоходки с устранением всех недостатков, отмеченных Государственной комиссией. Однако завод уже в декабре выполнил чертежи, которые устраняли большинство дефектов и по ним начал изготавливать машины серийного производства.

К внесенным изменениям относились:

  • установка выпрямленного лобового листа рубки, что увеличило объем боевого отделения и улучшило условия работы экипажа;
  • устранение щелей в бронезащите;
  • улучшение расположения в боевом отделении боеукпадки, рабочих мест экипажа, прицельных и смотровых приборов, приборов освещения, люков и др.;
  • замена командирской башенки на прибор ПТК;
  • увеличение емкости топливных баков; уменьшение усилий при работе маховиками механизмов наведения; улучшение условий при работе по натяжению гусеницы и др.

Окончательно отработанная конструкция серийной САУ СУ-122 имела следующие особенности: вся моторно-трансмиссионная группа и ходовая часть танка Т-34 сохранились без изменений; боевое отделение располагалось в передней части машины и было полностью бронировано; боевая масса самоходной установки - 29,6 т - была меньше массы танка Т-34, а скорость движения, проходимость и маневренность СУ-122 остались такими же как и у Т-34. Штыревой верхний станок от 122-мм полевой гаубицы образца 1938 года М-30 ставился в гнездо специальной тумбы, смонтированной в передней части днища корпуса. На цапфах станка крепилась качающаяся часть гаубицы, причем ствол, люлька, противооткатные устройства, прицел и механизмы наведения были взяты штатные, без изменений. Необходимость бронирования качающейся части потребовала усиления пружинного уравновешивающего механизма, что было сделано без изменения его габаритов.

Боекомплект состоял из 40 выстрелов раздельно-гильзового заряжания, причем в основном это были осколочно-фугасные выстрелы. В отдельных случаях для борьбы с танками противника на дальностях до 1000 м применялись кумулятивные снаряды массой 13,4 кг, способные пробивать броню в 100-мм-120-мм. Масса осколочно-фугасного снаряда составляла 21,7 кг. Для самообороны экипажа установка снабжалась двумя пистолетами-пулеметами ППШ с 20 дисками патронов (1420 штук) и 20 ручными гранатами Ф-1. У командира машины имелся перископический танковый прибор наблюдения ПТК-5, позволявший производить круговое наблюдение за местностью, и радиостанция 9РМ. Командир машины помимо своих прямых обязанностей выполнял работу правого наводчика по углу возвышения. Для стрельбы прямой наводкой и с закрытых огневых позиций использовался один панорамный прицел с полунезависимой линией прицеливания. Головка панорамы выходила под бронированный козырек корпуса, имевший боковые отверстия для обзора местности, которые при необходимости могли закрываться шарнирными крышками. Относительно большой состав экипажа (5 человек) был необходим, потому что 122-мм гаубица имела поршневой затвор, раздельное заряжание и разнесенный по обе стороны орудия механизм наведения (слева находился маховик винтового поворотного механизма, а справа - маховик секторного подъемного механизма).

28 декабря 1942 года на заводском полигоне были произведены испытания одной из машин установочной декабрьской программы, которые заключались в пробеге на 50 км и стрельбе в 40 выстрелов. Никаких поломок и других недостатков во время испытаний отмечено не было. В результате вся установочная партия самоходок в количестве 25 штук была признана годной для принятия на вооружение Красной Армии и отправлена в учебный центр самоходной артиллерии. Первые самоходно-артиллерийские полки (1433-й и 1434-и) были сформированы в декабре 1942 года в составе шести батарей каждый и имели смешанный состав. Четыре батареи в полку имели на вооружении по четыре легких САУ СУ-76 и две батареи - по четыре установки СУ-122. В каждой батарее было два взвода по две установки. Для командиров батарей машины не предусматривалось. Всего на вооружении полка состояло 17 САУ СУ-76 (в том числе одна самоходка командира полка) и восемь СУ-122.

Полки САУ предназначались для передачи в танковые и механизированные корпуса. Однако в связи с начавшейся операцией по прорыву блокады Ленинграда они были отправлены в конце января 1943 года на Волховскии фронт. Первый бои новые полки приняли 14 февраля в тактической операции 54-й армии в районе Смердыни. За 4-6 дней боев самоходки обоих полков разрушили 47 дзотов, подавили 6 минометных батарей, уничтожили 14 противотанковых орудий, сожгли 4 склада боеприпасов. В ходе обучения и боевых действии была разработана тактика применения самоходной артиллерии, сохранившаяся затем до конца воины. Она состояла в том, что САУ, двигаясь за танками на расстоянии 400-600 м, входили в прорванную танками полосу обороны противника и уничтожали оставшиеся там вражеские танки или укрепленные точки и окончательно расчищали путь пехоте. В течение всего периода серийного производства средней самоходной установки модели СУ-122, которое продолжалось с декабря 1942 года по август 1943 года, велось непрерывное улучшение качества и технологичности ее производства. Всего по улучшению качества и упрощению производства машины было выпущено свыше 800 приказов. Проведенные работы по усовершенствованию технологии изготовления и сборки позволили значительно уменьшить трудозатраты на выпуск машины (за 9 месяцев производства они были снижены на 15%). Коммерческая себестоимость самоходной установки также из месяца в месяц снижалась.

Наименование параметров

СУ-122
обр. 1942 г.

СУ-122М
обр. 1943 г.

СУ-122-III
обр. 1943 г.

Боевая масса, г
Экипаж, чел.
Основные размеры, мм:
длина с пушкой вперед
ширина
высота

6950
3000
2235

6537
3000
2335

6660
3000
2333

Клиренс, мм
Орудие, калибр, мм; тип
марка

122, НГ
М-30 обр. 1938 г.

122, НГ
Д-11

122, НП
Д-6

Углы вертикальной
наводки, град.

Угол горизонтальной
наводки, град.

Боекомплект, выстр.
Пулемет, кол-во, калибр, мм
Пистолет-пулемет ППШ,
кол-во, калибр, мм
Боекомплект, патрон.
Гранаты Ф-1, шт.
Броневая зашита корпуса, мм/град.:
верхняя часть, рубки
нижняя часть рубки

45/50
45/45 4
5/50

45/50
45/45
45/50

45/50
45/55
45/50

Максимальная скорость, км/ч
Запас хода, км.
Среднее давление на грунт, кгс/см
Максимальный угол подъема, град.
Максимальный угол крена, град.
Ров, м
Стенка, м
Брод, м
Двигатель, марка, тип
максимальная мощность, л.с. (кВт)

В-2-34, 4/12/V/Д/Ж
500 (368)

Емкость топливных баков, л:
внутренних
наружных

500
360

500
360

500
360

Трансмиссия, тип

механическая

Коробка передач, тип

пятиступенчатая двухвальная танковая

Механизм поворота, тип

бортовые фрикционы

Подвеска, тип

индивидуальная пружинная

Радиостанция, марка
Танковое переговорное
устройство, марка
ТПУ-3Ф

Важнейшими боевыми качествами советских средних САУ, поступивших на вооружение войск в годы Великой Отечественной войны, были:

  • мощность огня установок, вооруженных, как правило, орудиями большего калибра, чем танки того же класса, что обеспечивало эффективное огневое сопровождение последних на поле боя;
  • маневренность; установки обладали той же маневренностью, что и танки, на базе которых они строились, и имели близкие к ним весовые и габаритные характеристики; высокая маневренность САУ облегчала организацию постоянного и тесного взаимодействия их с танками и пехотой;
  • хорошая противоснарядная стойкость корпуса, достигнутая приданием ему соответствующей формы, а также применением наивыгоднейших углов наклона брони и увеличением ее толщины.

Вместе с тем, боевая практика выявила следующие основные недостатки САУ:

  • малый угол горизонтального обстрела орудия и сложность наводки, что затрудняло ведение стрельбы по подвижным целям;
  • большой вылет ствола орудия (кроме СУ-122), затруднявший маневрирование на пересеченной местности и в населенных пунктах;
  • низкая боевая скорострельность - как следствие относительно небольших размеров боевого отделения и большого веса выстрела (у СУ-100); раздельного заряжания и наведения (у СУ-122);
  • недостаточный возимый боекомплект и сложность пополнения боеприпасов в ходе боя.

Это общие достоинства и недостатки, в той или иной мере свойственные всем трем типам самоходных установок. Вместе с тем, каждая из машин имела свои особенности, связанные с ее назначением. Насколько успешно советским конструкторам удалось решить поставленные перед ними задачи при создании этих САУ, можно судить, сравнивая их с аналогичными по назначению, компоновке и конструкции машинами противника.

В отличие от гитлеровского вермахта в Красной Армии отсутствовало деление САУ по назначению. Существовало лишь деление по классу - на легкие, средние и тяжелые. Однако для сравнения имеет смысл взять за основу немецкую классификацию самоходных орудий. В соответствии с ней СУ-122 - штурмовая гаубица или штурмовой танк. С 1939 года немцы создали несколько различных образцов, подобных САУ, отличавшихся типом и калибром артсистемы, базой и компоновкой. Наиболее близка к СУ-122 по массо-габаритным характеристикам, компоновке и времени создания САУ Sturmpanzer IV "Brummbär" ("Бруммбер") .

С сожалением приходится признать, что сравнение здесь не в пользу нашей машины: при меньшей массе "Бруммбер" имел более мощные броню и вооружение. Конструкция немецкой самоходки была явно лучше отработана. Специальная танковая гаубица устанавливалась в шаровой установке в лобовом листе корпуса, в то время как СУ-122 вооружалась обычной полевой гаубицей, смонтированной на тумбе. Поэтому угол горизонтального наведения орудия у "Бруммбера" составлял 30° против 20° у СУ-122. "Бруммберы" последних серий вооружались пулеметом МG-34, которого ни на СУ-122, ни на советских САУ более поздних выпусков не было. Пожалуй, единственное, чем СУ-122 превосходила противника, - это подвижность.

Столь очевидное превосходство немецкой самоходки удалось бы компенсировать запуском в серию СУ-122-111 со 122-мм танковой гаубицей Д-6, установленной в рамке. Трудно понять, почему работа над этой боевой машиной, унифицированной по корпусу и маск-установке с СУ-85, не была доведена до конца - ведь штурмовая самоходная гаубица очень пригодилась бы Красной Армии на заключительном этапе войны при прорыве оборонительных полос и штурме укрепленных городов.

Что касается СУ-85, то она представляет собой классическую противотанковую САУ. Немецких аналогов у нее много, но для сравнения возьмем самую массовую бронированную машину вермахта - штурмовое орудие StuG III и истребитель танков Panzer IV/70.

Самоходки вермахта лучше бронированы и имели больший боекомплект, что немаловажно в боевой обстановке. Несмотря на меньшую массу их подвижность хуже, чем у СУ-85, из-за меньшей мощности двигателя. По бронепробиваемос-ти СУ-85 превосходила StuG III - 102 -мм против 82-мм на дистанции 1000 м и уступала Panzer IV/70. Пушка последней на той же дистанции пробивала 110-мм броню. Результаты вполне сопоставимые, но не следует забывать, что на обеих немецких САУ устанавливались 75-мм пушки, а на нашей - 85-мм.

Марка САУ

"Бруммбер"

"Ягдпантера"

Боевая масса, т
Экипаж, чел.
Калибр орудия, мм
Боекомплект, выстр.
Нач. скорость бронебойного
снаряда, м/с
Толщина лобовой брони, мм
Скорость движения, км/ч

Подробное описание су 122 44. Узнайте, как компенсировать минусы боевой машины, какие модули стоит поставить, как развить экипаж и как использовать танк в бою с противником.

СУ 122-44 представляет собой проект противотанковой самоходки, который был разработан на базе Т-44, с передним расположением рубки. Именно о нем – отечественном танке премиум класса пойдет сегодня речь. Найти его можно на 7 уровне, причем стоимость составляет всего 6750 золотых монет. Согласитесь – не так много за танк премиум класса.

Машина представляет собой просто уникальное сочетание быстроты и мощности орудия. Радует и бронирование, и динамика, и подвижность. В общем, можно сказать, что это идеальный танк для 7 уровня. Он легко заткнет за пояс все, что есть среди аналогичного премиума.

Рассмотрим все, что может предложить эта советская ПТ-САУ.

Что по поводу двигателя?

Танк имеет достаточно мощный двигатель на 500 л.с. Он, в сочетании с небольшим весом машины, позволяет достичь отличных динамических показателей, что является одним из основных плюсов СУ-122-44. Тип: дизель В-44. Моторный отсек расположен традиционно для всех танков СССР — в корме корпуса, благодаря чему вероятность пожара минимальна.

Защита до 90 мм

  • Броня лба составляет 90 мм (под углом 60 градусов);
  • броня борта — 75 мм;
  • броня кормовой части — 45 мм;
  • бронирование маски орудия составляет до 120 мм.

Показатели брони достаточно хорошие, что не раз спасет танк в игре. Броня борта и кормы оставляет желать лучшего, но опытному игроку это не помеха. Зато при правильном довороте корпуса можно сработать на рикошет.

Еще одним плюсом является отсутствие выступающих над крышей дальномеров или командирских башенок, благодаря чему при перестрелке у самоходки нет выступающих уязвимых мест. Также отсутствие скул и хорошие борта позволяют неплохо играть ромбиком.

Ходовая часть с нагрузкой 35 тонн

Ходовая часть переносит максимальную нагрузку в 35 тонн, скорость поворота составляет 42 градуса в секунду. Вес танка – 32 800 кг. Максимальная скорость боевой машины: 47,5 км/ч.

Радиостанция: шеф, все пропало!

Радиостанция имеет дальность связи до 700 метров.

Оружие к бою!

Танк оснащен стандартной 122 мм пушкой Д-25С, известной по предыдущим уровням. Однако на СУ 122 это орудие внушает настоящий страх в противника. Причиной этого является самый большой урон, который может быть нанесен врагу на данном уровне — 390.

Скорострельность также впечатляет: пушка делает 7,5 выстрелов в минуту при уроне в 390. И опять же это самый высокий показатель на 7 уровне.

Модули: компенсируем минусы

Установка может компенсировать минусы самоходки, однако сразу возникает вопрос – какие модули доставлять? Обычно для этого танка рекомендуются следующие модули:

  • усиленные приводы наводки (позволяют быстрее произвести выстрел, потратив меньше времени на прицеливание);
  • досылатель (улучшает скорострельность, которой мало не бывает);
  • стереотруба.

Кроме вышеперечисленного, можно доставить вентиляцию, маскировочную сеть, дешёвый огнетушитель, малый ремкомплект и малую аптечка. Вентиляцию можно не ставить на танках до прокачки перка Боевое братство у экипажа.

Важно: Выбор доработок в первую очередь зависит от того, как вы планируете играть.

Состав экипажа: непобедимая четверка

В составе экипажа командир (радист), механик-водитель, наводчик, заряжающий. К сожалению, отсутствует второй заряжающий, поэтому могут возникнуть сложности при прокачке экипажа для техники основных веток. В результате весь экипаж не поместится в ПТ.

На каждом танке важно подчеркнуть перками достоинства и снизить недостатки, однако в случае с СУ-122 44, в большинстве ситуаций в самоходке будет располагаться экипаж с других ПТ-САУ ветки СССР, и это ограничивает игрока в вариантах перков.

Что здесь можно предложить?

Варианты возможных перков

Самые популярные перки и рабочие варианты:

  1. Экипажу первым перком – ремонт, командиру – шестое чувство,
  2. Вторым перком: командиру– ремонт, наводчику – плавный поворот башни, механнику -водителю — плавный ход, заряжающиму – Бесконтактная боеукладка.
  3. Третьими перками – Боевое братство.

Как играть: ведение боя

Тактика игры у каждого игрока своя, но профессионалы рекомендуют на этом танке идти в ближний бой. Если накрывает артиллерией — лучше спрятаться за более тяжелые машины. Стрельба по своему засвету наиболее продуктивная, хоть и более рискованная. Стрельба из кустов хоть и более безопасная, но не приносит нужного результата – доход будет минимальным из-за большого процента непопаданий. Таким образом, доходность СУ-122 44 возрастает при рискованной пальбе в ближнем бою. Другая стратегия не принесет нужного фарма из-за плохого обзора и слабой точности.

Плюсы и минусы самоходки

Итак, танк СУ обладает высокой мобильностью, большим разовым уроном для противника, у него высочайший урон в минуту, углы наклона брони весьма рациональны, орудие имеет толстую маску, низкий силуэт. Все это позволяет вести машину в близкий бой с высокими шансами победить.

Однако есть у техники и свои недостатки, среди которых долгое сведение, низкая точность, не очень хороший обзор, высокий риск попадания к танкам 8-9 уровня из-за полного балансного веса.

Важно: В бою требуется приспособиться к плохим углам горизонтальной и вертикальной наводки.

Кому не покупать



Что еще почитать