Существуют ли корабли призраки. Корабли-призраки, их зловещая тайна

На Филиппинах рыбаки нашли мумифицированное тело 59-летнего мужчины, которое несколько дней пролежало в наполовину затопленной яхте. Об этом во вторник пишет The Independent .

По данным издания, немецкий судоводитель по имени Манфред Фриц Байорат, который управлял яхтой Sajo, умер ненасильственной смертью. По данным полиции, которая провела экспертизу, причиной смерти, скорее всего, стал инфаркт. Тело моряка превратилось в мумию из-за соленого океанского воздуха и сухой погоды.

Личность мужчины удалось установить благодаря документам и многочисленным фотографиям, которые сотрудники правоохранительных органов обнаружили на борту яхты, которая, по данным газеты, несколько месяцев дрейфовала в Тихом океане, прежде чем ее обнаружили рыбаки.

Отметим, что в мире достаточно часто происходили ранее и случаются до сих пор ситуации, когда в открытом море находили корабли, лишенные экипажа. Такие суда принято называть «кораблями-призраками». Данный термин чаще всего используется в легендах и художественной литературе, однако он может обозначать и реальное судно, которое ранее исчезло, а потом через некоторое время было обнаруженное в море без команды или с погибшим экипажем на борту. В большинстве случаев многие встречи с такими кораблями являются выдумками, тем не менее известны реальные случаи, которые подтверждены документально - благодаря записям в бортовом журнале, например. «МИР 24» вспомнил наиболее известные «корабли-призраки» в истории мореплавания.

(Джордж Грие. «Восход полной луны». Из серии «Корабль-призрак».)

В 1775 году у берегов Гренландии было обнаружено торговое судно из Англии под названием «Октавиус», на борту которого находились десятки тел замерзших членов экпипажа. Журнал корабля показал, что это судно возвращалось в Великобританию из Китая. Корабль отправился в плавание в 1762 году и попыталось проследовать по суровому Северо-Западному проходу, который удалось успешно пересечь только в 1906 году. Судно и замороженные тела его команды дрейфовали среди пакового льда на протяжении 13 лет.

Почти век спустя, в 1850 году, на берегу Род-Айленда, на мелководье застрял таинственный парусник под названием «Сиберд», который перевозил древесину и кофе с острова Гондурас. На борту в одной из кают был найден только пес, который трясся от страха. Людей на корабле не нашли, несмотря на то, что на плите камбуза кипел ароматный кофе, на столе была карта и бортовой журнал. Последняя запись в нем гласила: «Вышли на траверз рифа Брентон». По результатам инцидента было проведено тщательное расследование, которое тем не менее не смогло ответить на вопрос, куда же подевалась команда парусника.


(Покинутая экипажем «Мария Целеста»)

4 декабря 1872 года в 400 милях от Гибралтара корабль «Деи Грация» обнаружил бригантину «Марию Целесту» без единого члена экипажа на борту. Судно было достаточно хорошим, крепким, без повреждений, но, по легенде, за все время своего плавания очень часто попадало в неприятные ситуации, из-за чего получило дурную славу. Капитан со своей командой из 7 человек, а также женой и дочерью, которые также находились на корабле в момент перевозки груза, среди которого был, в частности, спирт, бесследно исчезли.

Немало «кораблей-призраков» были найдены моряками и рыбаками в прошлом тысячелетии. Так, в конце января 1921 года смотритель маяка мыса Гаттерас заметил пятимачтовую шхуну «Кэрролл А. Диринг» на внешней кромке отмели Даймонд Шоалз. Все паруса судна были убраны, на борту, кроме корабельного кота, никого не было. Груз, продукты и личные вещи членов экипажа никто не тронул. Отсутствовали только спасательные шлюпки, хронометр, секстанты и вахтенный журнал. Не функционировало рулевое управление шхуны, кроме того, судовой компас и часть навигационных приборов были разбитыми. Почему и куда исчезла команда «Кэрролл А. Диринг», выяснить так и не удалось.


(The SS Valencia in 1904)

В 1906 году около юго-западного побережья острова Ванкувер затонул пассажирский пароход «SS Валенсия». Спустя 27 лет после катастрофы, в 1933 году, моряки нашли спасательную шлюпку с этого судна, которая плавала в этом районе в хорошем состоянии. Более того, моряки утверждали, что наблюдали саму «Валенсию», следовавшую вниз по побережью. Но это оказалось всего лишь видением.

В феврале 1948 года, согласно легенде, торговые суда, находящиеся в районе Малаккского пролива около Суматры, приняли радиосигнал голландского теплохода «Оранг Медан»: «SOS! Теплоход «Оранг Медан». Судно продолжает следовать своим курсом. Может быть, уже умерли все члены нашего экипажа». После этого следовали бессвязные точки и тире. В конце радиограммы говорилось: «Я умираю». Судно нашли английские моряки. Вся команда корабля была мертва. На лицах членов экипажа застыло выражение ужаса. Неожиданно в трюме теплохода вспыхнул пожар, и вскоре корабль взорвался. Мощный взрыв разломил судно пополам, после чего «Оранг Медан» затонул. Самой популярной теорией смерти команды является то, что корабль перевозил нитроглицерин без специальной упаковки.

В начале 1953 года грузовой теплоход «Холчу» с грузом риса был обнаружен моряками английского судна «Рэни». Из-за стихии корабль был существенно поврежден, однако спасательные шлюпки были не тронуты. Кроме того, на борту был полный запас топлива и воды. Пять членов экипажа бесследно исчезли.

«Корабли-призраки» встречали и в новом веке. Так, в 2003 году индонезийская рыболовецкая шхуна «Хай Эм 6» была обнаружена дрейфующей без экипажа возле Новой Зеландии. Были организованы масштабные поиски, которые тем не менее результата не дали - 14 членов команды найти не удалось.

В 2007 году в Австралии произошла история с яхтой-призраком Каз II. Судно покинуло Эрли-Бич 15 апреля, а через несколько дне было обнаружено неподалеку от берега Квинсленда. Спасатели проникли на борт яхты и увидели работающими двигатель, радио, ноутбук GPS. Кроме того, был приготовлен обед и накрыт стол, однако команда, которая состояла из трех человек, на борту отсутствовала. Паруса яхты были на месте, но сильно повреждены. Спасательные жилеты и прочее спасательное оборудование не использовалось. 25 апреля было решено прекратить поиски, так как за такой временной промежуток вряд ли кто-нибудь мог выжить.


(Траулер «Мару» перед потоплением. Фото: U.S. Coast Guard photo by Petty Officer 1st Class Sara Francis)

Японское рыболовецкое судно «Мару» («Удача») легло в дрейф и пересекло Тихий океан после того, как в стране произошло разрушительное 11 марта 2011 года. Впервые корабль был обнаружен в конце марта 2012 года патрулем ВВС Канады. Японской стороне после получения уведомления об обнаружении траулера удалось установить судовладельца. Однако он не выразил желания вернуть корабль. На борту «Удачи» находилось минимальное количество топлива и не было груза, так как перед землетрясением в Японии судно было предназначено для утилизации. О судьбе экипажа «Удачи» ничего не сообщалось. В связи с тем, что судно представляло угрозу для навигации, береговая охрана США обстреляло его в апреле 2012 года, после чего траулер затонул.


(Российский корабль-призрак "Любовь Орлова" дрейфует в акватории Ирландии, ТАСС)

23 января 2013 года двухпалубное круизное судно , построенное еще в советские годы, покинуло канадский порт Сент-Джонс для буксировки на слом в Доминиканскую Республику. Однако во второй половине следующего дня у тянувшего судно буксира «Charlene Hunt» лопнул буксировочный трос. В результате судно ушло в дрейф. Попытки снова взять его на буксир оказались безрезультатными. Таким образом, с 24 января 2013 года оно находится в свободном дрейфе в Атлантическом океане без экипажа и опознавательных огней. В марте в ирландских СМИ появилось сообщение о том, что были зафиксированы сигналы с аварийного радиобуя «Любови Орловой» в 700 милях от побережья Ирландии. Это может свидетельствовать о том, что судно затонуло, так как аварийный радиобуй активируется при попадании в воду. Были предприняты поиски в районе, откуда были приняты сигналы, но ничего не было найдено. В начале 2014 года появились слухи, что дрейфующее судно, населенное крысами-каннибалами, якобы может прибить к побережью Ирландии. Однако достоверной информации о судьбе судна до сих пор нет. Вероятней всего, оно затонуло еще в феврале 2013 года.

Иван Ракович.

Вы конечно же слышали о летучем голландце – корабле-призраке появляющемся на горизонте, чтоб испугать моряков и так же быстро и исчезнуть. Корабли-фантомы, являются частью морских легенд, на протяжении многих сотен лет. Но есть ли реальные прототипы для таких легенд? Сегодня поговорим о морских судах покинутых при странных обстоятельствах.

Калеуче

Призрачный корабль, появляющийся каждую ночь возле берегов острова Чилое. Это конечно легенда согласно ей, корабль перевозит души людей, погибших в море. Те, кто его видел, говорят, что он очень яркий, красивый и всегда сопровождается звуками музыки и смехом людей. Есть и другие которые верят что своей музыкой он заманивает рыбаков чтобы потом превратить их в невольников членов команды которые будут прокляты на целую вечность и будут носить свою ногу изогнутой вокруг спины.

Уранг Медан

в 1947 г, 2 американских корабля получили сигнал бедствия возле берегов Малайзии. Вызывающий представился членом команды голландского судна Уранг Медан, и сообщил, что капитан и остальные члены команды мертвы. Его речь становилась все неразборчивей, пока не пропала совсем, со словами я умираю.

Когда помощь прибыла, обнаружилось, что само судно было нетронутым, но вся команда, включая пса, была мертва, их тела и лица застыли в ужасных позах и выражениях, а многие указывали пальцем на что-то невидимое глазу. Прежде чем спасатели смогли разобраться, что же произошло, корабль загорелся.

Кэрролл А. Диринг

в 1921 г. судно возвращалось из торговой поездки в Южную Африку, но возле мыса Гаттерас, оно село на мель. Когда помощь подоспела, выяснилось, что корабль был пуст. Не было навигационного оборудования ни бортового журнала, ни шлюпок.

Бэйчимо

В 1931 г этот грузовой пароход оказался в ловушке льдов возле Аляски. После нескольких попыток пробить лед команда покинула корабль. Через некоторое время в сильный шторм кораблю удалось вырваться, но он был сильно поврежден, и компания владелец судна решила оставить его. Удивительно, но Бэйчимо не затонул, а продолжил плавать еще 38 лет возле Аляски став чем-то вроде местной легенды. В последний раз его видели в 1969 г.

Октавиус

В 1775 г китобойное судно Геральд натолкнулось на корабль бесцельно плывущий вдоль побережья Гренландии. Когда члены команды Геральда взошли на борт Октавиуса, то обнаружили застывшие от холода тела экипажа и пассажиров. Последняя запись в бортовом журнале была сделана 13 лет назад. Согласно легенде капитан поспорил, что быстро вернется в Англию по Восточному пути, но корабль застрял во льдах.

Джойта

В 1955 г. Это судно направлялось к островам Токелау, но что-то случилось. Через 5 недель корабль был обнаружен совершенно пустым в южной части Тихого океана. На судне не было ни пассажиров, ни команды, ни груза ни спасательных шлюпок, а один бок корабля был серьезно поврежден. Радиоволна Джойты была настроена на сигнал бедствия, а на палубе нашли сумку врача и несколько кровавых повязок.

Тайна исчезновения команды так и не была раскрыта.

Любовь Орлова.

Советское круизное судно, до 1999 года принадлежало Дальневосточному морскому пароходству, а потом было продано американской круизной компании. Через 13 лет от судна решили избавиться. 23 января 2013 года его буксировали на слом в Доминиканскую Республику, но буксировочный трос лопнул и судно ушло в дрейф. Попытки снова взять его на буксир оказались безрезультатными. с 24 января 2013 года «Lyubov Orlova» находится в свободном дрейфе в Атлантическом океане без экипажа и опознавательных огней.

В январе 2014 года в западной жёлтой прессе появились заметки, что судно, населенное крысами-каннибалами направляется к побережью Ирландии или Великобритании.

Леди Лавибонд

1748 год. Капитан корабля Симон Пил только что женился, и чтобы отпраздновать это событие отправился в круиз вместе с женой, несмотря на старые приметы моряков о том, что женщина на корабле к несчастью.

Року было угодно, что первый помощник также был влюблен в ту же женщину и от ревности и злости повел корабль прямо на песчаную отмель. Леди Лавибонд затонула, потянув за собой всех, кто был на борту. По легенде со времени кораблекрушения судно появлялось возле Кента каждые 50 лет.

Мария Целеста

Была обнаружена совершенно пустой 4 декабря 1872 года в Атлантическом океане. Корабль находился в пригодных условиях с поднятыми парусами и полным запасом еды. Но все его шлюпки, журнал капитана и команда таинственно исчезли. Не было признаков борьбы, а весь алкоголь и вещи команды оставались нетронутыми, что исключает пиратов.

Их называют корабли-призраки или же фантомы. Они являются одной из множества тайн, которую океаны прячут от человека. Морякам во все времена своими рассказами о них ничего не стоило напугать до смерти человека, который был расположен слушать о кораблях-призраках, дрейфующих по течению по морям и океанам. Хотя в большинстве случаев, рассказы моряков являются правдой. Считается, что многие фантомы до сих пор находятся в океанах. Некоторые из этих судов не имеют ни экипажа, ни пассажиров. Другие просто появляются в поле зрения, а затем исчезают в тумане. Ниже вы найдете перечень из десяти фантомных судов, которые и сегодня не дают покоя океанам.

✰ ✰ ✰
10

Калеуче

Это самый известный корабль-призрак в Чили. Как говорят, его можно увидеть каждую ночь возле острова Чилое недалеко от побережья Чили. Также считается, что на его борту находятся души людей, утонувших в районе острова. Калеуче появляется в темноте, ярко подсвеченный и с доносящейся громкой музыкой и смехом. Через несколько минут призрак исчезает.

✰ ✰ ✰
9

СС Валенсия

Океанский лайнер СС Валенсия был построен специально для маршрута между Венесуэлой и Нью-Йорком. Во время испано-американской войны этот корабль служил для перевозки войск. Корабль затонул недалеко от побережья Ванкувера в Британской Колумбии в 1906 году и стал одним из самых известных кораблей-призраков. Судно сбилось с курса после того, как получило жуткие повреждения возле мыса Мендосино. Выжило после крушения только 37 человек. Позже местный рыбак утверждал, что видел поблизости спасательный плот с останками команды.

✰ ✰ ✰
8

Уранг Меда

В индонезийских водах при загадочных обстоятельствах этот корабль затонул, а весь его экипаж погиб. История этого фантома достаточно мистическая. Два американских корабля услышали сигнал бедствия возле малазийского побережья. Вызов пришел от корабля-призрака. Экипаж, как полагают, к тому моменту был уже мертв. Последнее сообщение от корабля состояло всего из двух слов: «Я умираю».

✰ ✰ ✰
7

Кэрролл А. Диринг

Это судно широко известно среди призрачных кораблей на восточном побережье Соединенных штатов. Оно затонуло в 1921 г. в Северной Каролине. Грохот услышала береговая охрана, которая сразу же отправилась на помощь. Когда они нашли корабль, на борту уже никого не было. Судно было почти выпотрошено и не было спасательных шлюпок. О пассажирах корабля никогда и никто больше не слышал.

✰ ✰ ✰
6

Бэйчимо

Бэйчимо – это грузовой пароход, с интересной историей корабля-призрака. Он был построен в Швеции в 1914 году и принадлежал компании «Гудзон Бэй». Пароход использовался для перевозки шкурок вдоль побережья острова Виктория. Когда судно застряло во льдах, команда покинула его, и пустой пароход дрейфовал на Аляске в течение сорока лет. Последний раз его видели в 1969 году.

✰ ✰ ✰
5

Октавиус

Считается, что Октавиус является легендой, а не реально существующим кораблем. Тем не менее, он является одним из самых известных фантомов. Это было китобойное судно, которое потерпело крушение в 1775 году. Экипаж и все пассажиры замерзли. По рассказам, капитан судна умер прямо на своем столе, заполняя судовой журнал. Корабль дрейфовал в течение 13 лет, пока не был обнаружен другими судами.

✰ ✰ ✰
4

Джойта

Рыболовное судно, которое было найдено в 1955 году полностью заброшенным. Экипаж, а также 25 пассажиров, исчезли. Судно было обнаружено более чем в 600 милях от того места, где пропало за 5 недель до обнаружения. Сегодня Джойта считается одним из самых известных кораблей-призраков ХХ века.

✰ ✰ ✰
3

Леди Лавибонд

Этот корабль-призрак родом из Великобритании. Судно отправилось в последнее плавание в 1748 году, но, к сожалению, затонуло. Все, кто был на борту, погибли. Говорят, что капитан этого судна, праздновал свадьбу, в то время как его первый помощник, также влюбленный в невесту капитана, направил корабль в район песчаных мелей. В результате корабль затонул вместе с экипажем. Этот фантом каждые 50 лет появляется вблизи Кента.

✰ ✰ ✰
2

Мария Целеста

«Мария Целеста» — это торговое судно, которое было обнаружено в 1872 году бесцельно плавающим в Атлантическом океане. Когда корабль был найден, он был в отличном состоянии, хотя и стал одним из кораблей-призраков. Грузовой трюм был полон, но не было спасательных шлюпок. Весь экипаж также отсутствовал. Признаки борьбы на корабле не обнаружены. Все личные вещи экипажа и пассажиров остались на месте. Сегодня «Мария Целеста» считается самым таинственным кораблем-призраком.

✰ ✰ ✰
1

Летучий голландец

«Летучий голландец» является, пожалуй, самым известным кораблем-призраком в мире. В конце 1700-х годов рассказы о нем впервые появились среди моряков и рыбаков. И сейчас все еще появляются сообщения о том, что знаменитое судно-фантом и его экипаж показывается на глаза морякам. Даже принц Уэльский видел однажды этот корабль.

Чаще всего корабли-призраки встречаются в Северной Атлантике. Однако, точное число скитальцев назвать невозможно - оно меняется из года в год. Согласно статистике, в отдельные годы число «Голландцев», которые дрейфуют в Северной Атлантике, достигало трехсот. Весьма много кораблей-призраков дрейфует в морских районах, удаленных от судоходных путей и редко посещаемых торговыми судами.

Временами «Летучие голландцы» напоминают о себе. То их течение выносит на прибрежные мели, то их выбрасывает ветром на скалы или подводные рифы. Случается, что «Голландцы», которые не несут в ночное время ходовых огней, стают причиной столкновений со встречными кораблями, имеющих порой тяжкие последствия.

«Летучий голландец»

Так называли корабль-призрак, управляемый мертвецами. Считается, что это либо корабль, который должен был пойти ко дну, но почему-то не затонул, либо жертва гигантского кальмара или осьминога.
Повстречать в море «летучего голландца» считается плохой приметой - такая встреча предвещает гибель.

«Мальборо»

1913 год, октябрь — в одну из бухт архипелага Огненная земля штормом принесло шхуну «Мальборо». Помощник капитана с несколькими членами команды поднялись на борт и были потрясены жутким зрелищем: по всему паруснику были разбросаны мертвые, высохшие как мумии, тела членов экипажа. Мачты парусника были совершенно целы, а всю шхуну покрывала плесень. В трюме было то же самое: везде мертвые члены экипажа, высохшие как мумии.

Проведенным расследованием был установлен невероятный факт: трехмачтовый парусник вышел из порта Литтлтон в начале января 1890 года, направлялся он в Шотландию, свой родной порт Глазго, но по неизвестным причинам так и не пришел в порт.

Но что же могло произойти с экипажем парусника? Неужели штиль лишил его паруса ветра и заставил бесцельно дрейфовать до того времени, пока не были исчерпаны все запасы питьевой воды? Как могло произойти, что парусник с мертвым экипажем не разбился о рифы за 24 года дрейфования?

«Орунг Медан»

1947 год, июнь (по другим сведениям - начало февраля 1948 г.) — британскими и голландскими станциями прослушивания, а также двумя американскими судами в Малаккском проливе был принят сигнал бедствия следующего содержания: «Капитан и все офицеры лежат мертвые в кубрике и на мостике. Возможно, вся команда мертва». После этого сообщения последовал неразборчивый код Морзе и короткая фраза: «Я умираю». Больше сигналов не поступало, но место отправки сообщения определили методом триангуляции, и к нему немедля был направлен один из упомянутых выше американских кораблей.

Когда корабль обнаружили, выяснили, что вся его команда действительно мертва, включая даже собаку. На телах погибших не обнаружили никаких видимых увечий, хотя по выражению лиц было очевидно, что они умирали в ужасе и сильных мучениях. Сам корабль также не был поврежден, но членами спасательной команды был отмечен необычный холод в глубине трюма. Вскорости после начала осмотра из трюма стал появляться подозрительный дым, и спасатели были вынуждены спешно вернуться на свое судно. Через некоторое время после этого «Орунг Медан» взорвался и пошел ко дну, что сделало дальнейшее расследование инцидента невозможным.

«Сиберд»

Июльским утром 1850 года жители поселка Истонс-Бич на берегу штата Род-Айленд с удивлением увидели, что со стороны моря под всеми парусами к берегу идет парусный корабль. На мелководье он остановился. Люди поднявшись на борт, обнаружили, что на камбузной плите кипит кофе, в салоне на столе расставлены тарелки. Но единственное живое существо на борту была дрожащая от страха собака, забившаяся в угол одной из кают. Ни одного человека на корабле не было.

Груз, навигационные приборы, карты, лоции и судовые документы, все было в полном порядке. Последняя запись в вахтенном журнале сообщала: «Вышли на траверз рифа Брентон» (этот риф расположен всего в нескольких милях от Истонс-Бича).
Было известно, что «Сиберд» шел с грузом древесины и кофе с острова Гондурас. Но и самое тщательное расследование, которое провели американцы, не раскрыло причины исчезновения с парусника его экипажа.

«Эбий Эсс Харт»

1894 год, сентябрь — в Индийском океане с борта германского парохода «Пиккубен» был замечен трехмачтовый барк «Эбий Эсс Харт». На его мачте развевался сигнал бедствия. Когда немецкие моряки высадились на палубу парусника, то увидали, что все 38 человек экипажа были мертвыми, а капитан сошел с ума.

Неизвестный фрегат

1908 год, октябрь – недалеко от одного из мексиканских крупных портов был обнаружен полузатопленный фрегат, с сильным креном на левый борт. Стеньги мачт парусника были сломаны, название установить было невозможным, команда отсутствовала. Никаких штормов или ураганов в этом районе океана в это время не было. Поиски были безрезультатны, а причины исчезновения экипажа так и остались загадкой, хотя было выдвинуто множество самых различных гипотез.

«Холчу»

1953 год, февраль — моряки английского судна «Рэни», находясь в 200 милях от Никобарских островов, обнаружили в океане небольшой грузовой теплоход «Холчу». Судно было повреждено, мачта сломана. Хотя спасательные шлюпки и оказались на своих местах, команды не было. В трюмах находился груз риса, в бункерах - полный запас топлива и воды. Куда могли исчезнуть 5 членов экипажа, до сих пор остается тайной.

«Кобенхавн»

1928 год, 4 декабря — датское учебное парусное судно «Кобенхавн» вышло из Буэнос-Айреса, чтобы продолжить кругосветное плавание. На борту парусника был экипаж и 80 воспитанников морского училища. Через неделю, когда «Кобенхавн» уже успел пройти около 400 миль, с судна получили радиограмму. В ней сообщалось, что плавание проходит успешно и что на судне все благополучно. Дальнейшая судьба парусника и находившихся на нем людей остается загадкой. В порт приписки, Копенгаген, судно не пришло. Утверждают, что впоследствии его неоднократно встречали в разных уголках Атлантики. Парусник якобы шел под всеми парусами, но людей на нем не было.

«Мария Целеста»

1872 год — один из наиболее известных кораблей-призраков «Мария Целеста» был найден покинутым своим экипажем без каких либо видимых причин. Корабль было довольно хорошим, крепким, без повреждений, но за все время своего существования частенько попадало в неприятные ситуации, из-за чего к нему прикрепилась дурная слава. Капитан со своей командой из семи человек, а также женой и дочерью, которые тоже находились на борту в момент перевозки груза – спирта, исчезли бесследно. Корабль, когда его обнаружили, находился в хорошем состоянии с поднятыми парусами и достаточными запасами еды. Признаков борьбы не обнаружили. Можно также исключить версию о пиратах, потому как вещи команды и алкоголь оставались нетронуты.

«Джойта»

По сей день остается загадкой история теплохода «Джойта». Считавшийся погибшим корабль был обнаружен в океане. Судно было без экипажа и пассажиров. «Джойту» называют второй «Мэрия Селест», о которой А. Конан Дойл писал: «Тайна этого судна никогда не будет разгадана». Но если события, имевшие место на «Мэрия Селест», происходили в позапрошлом веке, то исчезновение людей с борта «Джойты» относится ко второй половине ХХ столетия.

«Джойта» обладала отличными мореходными качествами. 1955 год, 3 октября – корабль под командованием капитана Миллера, опытного и знающего моряка, покинул порт Апиа на острове Уполу (Западное Самоа) и взял курс к берегам архипелага Токелау. В порт назначения он не прибыл.

Были организованы поиски. Спасательные корабли, вертолеты и самолеты обследовали огромную акваторию океана. Но все усилия оказались напрасны. Судно и 25 человек, находившихся на его борту, зачислили в список пропавших без вести. Прошло больше месяца, и 10 ноября «Джойта» была случайно обнаружена в 187 милях к северу от островов Фиджи. Корабль был в полузатопленном состоянии и имел большой крен. Ни людей, ни груза на нем не было.

Шхуна Дженни

“4 мая 1823 год. Нет пищи в течение 71 дня. Я только один остался в живых. “Капитан, написавший это сообщение все еще сидел в кресле с пером в руке, когда это сообщение было обнаружено в его журнале через 17 лет. Его тело, и тела других шести человек на борту британской шхуны “Дженни ” хорошо сохранились благодаря холодной погоде Антарктики, где судно сковало во льду и привело к смерти людей. Экипаж китобойного судна, который обнаружил Дженни после бедствия, похоронили людей, в том числе собаку, в море.

«Ангош»

1971 год — при загадочных обстоятельствах был оставлен командой португальское судно «Ангош». Случилось это у восточных берегов Африки. Транспорт «Ангош» валовой вместимостью 1 684 регистровые тонны и грузоподъемностью 1 236 тонн вышел 23 апреля 1971 года из порта Накала (Мозамбик) в другой мозамбикский порт, Порту-Амелия. Спустя три дня «Ангош» обнаружил панамский танкер «Эссо Порт Диксон».

Судно дрейфовало без экипажа, в 10-ти милях от берега. Новоявленного «Летучего голландца» взяли на буксир и привели в порт. После осмотра выяснилось, что транспорт перенес столкновение. Об этом свидетельствовали полученные им серьезные повреждения. На мостике были явные следы недавнего пожара. Экспертами было установлено, что он мог явиться следствием происшедшего здесь небольшого взрыва. Но объяснить исчезновение 24 человек команды и одного пассажира «Ангоша» так и не удалось.

Подводная лодка

1956 год — перед собравшимися на берегу жителями острова Нью-Джорджия (из архипелага Соломоновых островов) возник необычайный корабль-призрак. Это была дрейфующая в океане подводная лодка. Из рубки высовывался скелет, высушенный тропическим солнцем. Команды не было видно. Ветром и волнами морского скитальца прибило к берегу. Было установлено, что это американская подводная лодка времен Второй мировой войны. Однако судьба экипажа так и осталась тайной.


Бермудский треугольник - район в Атлантическом океане, ограниченный Флоридой и Бермудскими островами, Пуэрто-Рико и Багамами, - знаменит таинственными, мистическими исчезновениями морских и воздушных судов. Многие годы он наводит настоящий ужас на население земного шара - ведь истории о необъяснимых катастрофах и кораблях-призраках у всех на слуху.

Многочисленные исследователи пытаются объяснить аномалию Бермудского треугольника. В основном это теории похищений судов пришельцами из космоса или жителями Атлантиды, перемещения через дыры во времени или разломы в пространстве и другие паранормальные причины. Ни одна из этих гипотез пока не получила подтверждения.

Противники «потусторонних» версий утверждают, что сообщения о таинственных событиях в Бермудском треугольнике сильно преувеличены. Морские и воздушные суда пропадают и в других районах земного шара, иногда бесследно. Неисправность радио или внезапность катастрофы может помешать экипажу передать сигнал бедствия.

Кроме того, поиск обломков в море - очень непростая задача. Также, район Бермудского треугольника очень сложен для навигации: здесь большое количество отмелей, часто зарождаются циклоны и штормы.

Предложена гипотеза, объясняющая внезапную гибель судов и самолетов выбросами газа - например, в результате распада гидрата метана на дне моря, когда плотность понижена настолько, что корабли не могут держаться на плаву. Некоторые предполагают, что поднявшись в воздух, метан может вызвать также крушение самолетов - например, из-за понижения плотности воздуха.

Высказывалось мнение, что причиной гибели некоторых судов, в том числе и в Бермудском треугольнике, могут быть так называемые блуждающие волны, которые могут достигать в высоту 30 метров. Предполагается также, что в море может генерироваться инфразвук, который оказывает воздействие на членов экипажа судна или самолета, вызывая панику, в результате чего люди покидают судно.


Рассмотрим природные особенности этого региона - действительно чрезвычайно интересного и необычного.

Площадь бермудского треугольника составляет чуть более миллиона квадратных километров. Здесь огромные мелководья и глубоководные впадины, шельф с мелководными банками, материковый склон, краевые и срединные плато, глубокие проливы, абиссальные равнины, глубоководные желоба, сложная система морских течений и запутанная атмосферная циркуляция.

В бермудском треугольнике есть несколько подводных гор и холмов. Горы покрыты мощными коралловыми рифами. Некоторые подводные горы возвышаются на дне океана в одиночку, другие образуют группы. В Атлантическом океане, кстати, их значительно меньше, чем в Тихом.

Здесь располагается желоб Пуэрто-Рико - самая глубокая часть Атлантического океана. Его глубина 8742 метров.

Подо дном бермудского треугольника находятся в основном осадочные породы - известняки, песчаники, глины. Толщина их слоя колеблется от 1-2 до 5-6 километров.

Меньшая (южная) часть треугольника относится к тропическим морям, большая (северная) - к субтропическим. Температура воды на поверхности колеблется здесь от 22 до 26 °С, но на мелководье, а так-

же в заливах и лагунах может быть и значительно выше. Соленость вод лишь немного превышает средние показатели - кроме, опять-таки, мелководий, заливов и лагун, где соленость может возрасти. Воды здесь заметно теплее, чем в других частях океана на тех же географических широтах, поскольку именно здесь течет теплый Гольфстрим.

Течение в Бермудском треугольнике быстрое, затрудняет либо тормозит движение судов, плывущих против него; оно пульсирует, меняет скорость и местоположение, причем изменения абсолютно невозможно прогнозировать; оно создает воздействующие на погоду нерегулярные вихри, некоторые из них обладают значительной силой. На границе его теплых вод с более холодными окружающими водами часты туманы.

Над треугольником дуют пассаты - постоянные ветры, дующие в Северном полушарии в юго-западном направлении, на высоте до 3 километров. На больших высотах в противоположном направлении дуют антипассаты.

В южной части треугольника, примерно между Флоридой и Багамскими островами, в году примерно 60 штормовых дней. По сути, каждый пятый-шестой день случается шторм. Если двигаться на север, в сторону Бермудских островов, то число штормовых дней в году возрастает, то есть шторм бывает уже каждый четвертый день. Очень часты разрушительные циклоны, ураганы, а также торнадо.

Все это способствует тому, что в Бермудском треугольнике пропадает множество морских и воздушных судов. Может быть, причина не такая уж мистическая? Но с уверенностью утверждать это нельзя, так как остается очень много необъяснимых загадок.

В Бермудском треугольнике исчезает ОЧЕНЬ много судов и даже самолетов, хотя в момент катастрофы почти всегда хорошая погода. Суда и самолеты погибают внезапно, экипажи о неполадках не сообщают, сигналов бедствия не посылают. Обломки самолетов и судов обычно не находят, хотя поиски ведутся интенсивные, с привлечением всех соответствующих служб.

Часто Бермудскому треугольнику приписывают катастрофы, в реальности случившиеся далеко за его пределами. Мы отобрали самые известные подтвержденные жертвы Бермудского треугольника среди кораблей.

«Розали»
В августе 1840 года неподалеку от столицы Багамских островов Нассау было обнаружено французское судно «Розали», дрейфовавшее с поднятыми парусами без экипажа. Судно не имело никаких повреждений и было вполне пригодно к плаванию. Все выглядело так, словно команда покинула «Розали» несколько часов назад.

«Аталанта»
31 января 1880 года от Бермудских островов отошло британское учебное парусное судно «Аталанта», на борту которого было 290 офицеров и курсантов. По пути в Англию оно исчезло, не оставив следов.


«Аталанта»

Этот случай был в центре внимания общественности, о нем ежедневно писала «Таймс», причем даже спустя многие месяцы после исчезновения парусника.

«Таймс» (Лондон), 20 апреля 1880 г., с. 12: «Вчера в Портсмут прибыла канонерская лодка «Эйвон». Капитан сообщил, что поблизости от Азорских островов он заметил огромное количество плавающих обломков… Море буквально кишело ими. Гавань острова Фаял была заполнена судами, потерявшими мачты. И в течение всех пяти дней, пока «Эйвон» оставался на рейде Фаяла, обломков становилось все больше.

Однако не было никаких свидетельств того, что какое-нибудь судно затонуло или было разбито штормом… Некоторые офицеры «Эйвона» считают, что «Аталанта», возможно, натолкнулась на айсберг, но они категорически отрицают, что судно могло перевернуться».
Лоуренс Д. Куше опубликовал в своей книге отрывки из газетных статей, официальные сообщения Британского адмиралтейства и даже свидетельства двух моряков, согласно которым «Аталанта» была судном весьма неустойчивым и со своими 109 тоннами воды и 43 тоннами балласта на борту легко могла перевернуться и утонуть даже во время несильного шторма.

Ходили слухи, что в экипаже имелось только два более или менее опытных офицера, которые были вынуждены остаться на Барбадосе, поскольку заболели желтой лихорадкой. Следовательно, на судне плыли 288 неопытных моряков.

Анализ метеорологических данных подтвердил, что с начала февраля в районе Атлантического океана между Бермудскими островами и Европой бушевали сильные штормы. Возможно, судно погибло где-то очень далеко от Бермудского треугольника, поскольку из ожидавших его 3000 миль пути лишь 500 проходили через «треугольник». И все-таки «Аталанту» считают одной из подтвержденных жертв «треугольника».

Неизвестная покинутая шхуна
В 1881 году английское судно «Эллен Остин» встретило в открытом океане покинутую шхуну, полностью сохранившую мореходные качества и лишь незначительно поврежденную. На шхуну перебралось несколько матросов, и оба судна взяли курс на Сент-Джонс, расположенный на острове Ньюфаундленд.

Вскоре опустился туман, и суда потеряли друг друга из виду. Через несколько дней они вновь встретились, и снова на шхуне не было ни одной живой души. Капитан «Эллен Остин» хотел высадить на шхуну еще один небольшой спасательный экипаж, но моряки категорически отказались, утверждая, что шхуна проклята.

У этой истории есть два продолжения с различными версиями. В первой версии капитан «Эллен Остин» попытался пересадить на шхуну еще один спасательный экипаж, но матросы не захотели больше рисковать, и шхуну оставили в океане.

По другой версии, второй спасательный экипаж все-таки был пересажен на шхуну, но потом налетел шквал, суда разошлись на значительное расстояние друг от друга, и ни шхуны, ни ее второго экипажа уже больше никто никогда не видел.

Джошуа Слокам и его яхта
Джошуа Слокам, сумевший первым в истории человечества в одиночку под парусом обойти вокруг земного шара, бесследно исчез в ноябре 1909 года, совершая сравнительно короткий переход от острова Мартас-Виньярд к берегам Южной Америки - через Бермудский треугольник.

Парусная яхта «Спрей»

14 ноября 1909 года он отошел от острова Мартас-Винъярд и с того самого дня о нем не было никаких известий. По мнению тех, кто знал капитана Слокама, он был слишком хорошим моряком, а «Спрей» – слишком хорошей яхтой, чтобы они не справились с любой из обычных трудностей, какие может уготовить океан.

Никто не знает наверняка, что с ним случилось, хотя недостатка в догадках и версиях не было. Существуют «достоверные» свидетельства некоторых моряков, которые и после роковой даты видели живого и невредимого Слокама в различных портах мира.

За эти годы было предложено немало гипотез, объясняющих его исчезновение. В конце концов, мог налететь ураган такой силы, что потопил его яхту. «Спрей» мог сгореть. Он мог пойти ко дну, столкнувшись ночью с каким-нибудь судном.

В прибрежных водах столкновение маленького суденышка с большим кораблем не такая уж редкость. Огни на парусной яхте, как правило, довольно тусклые, иногда бывают не видны из-за ее же собственных парусов. Крупное судно могло легко разбить в щепы 37-футовый пол, и никто при этом не ощутил бы даже толчка.

Эдвард Роу Сноу в своей книге «Загадочные события у берегов Новой Англии» уверяет, что на яхту наскочил почтовый пароход водоизмещением около 500 тонн. «Делом» Слокама занимался даже суд, разбиравший самые различные свидетельства. По показаниям сына Виктора Слокама, отец был в блестящей форме, а яхта практически непотопляема.

Высказывалось даже предположение, безоговорочно принятое некоторыми «знатоками», что Джошуа Слокам якобы не был счастлив в браке и поэтому инсценировал катастрофу, чтобы скрыться и провести остаток своих дней в уединении.

Март 1918 года «Циклоп»
4 марта 1918 года от острова Барбадос отошло грузовое судно «Циклоп» водоизмещением 19 600 тонн, на борту которого было 309 человек и груз марганцевой руды. Судно имело в длину 180 метров и было одним из самых крупных в военно-морском флоте США.

«Циклоп» на реке Гудзон, 1911 год

Оно направлялось в Балтимор, но туда так и не прибыло. Оно ни разу не послало сигнала «SOS» и не оставило никаких следов. Поначалу предполагали, что судно могло быть торпедировано немецкой подводной лодкой, но в то время немецких подводных лодок там не было. По другой версии, корабль наскочил на мину. Однако и минных полей здесь не было.

Министерство военно-морского флота США после тщательного расследования опубликовало заявление: «Исчезновение “Циклопа” является одним из самых крупных и наиболее трудноразрешимых случаев в анналах военно-морского флота. Точно не установлено даже место катастрофы, неизвестны причины несчастья, не обнаружено ни малейших следов судна.

Ни одна из предложенных версий катастрофы не дает удовлетворительного объяснения, при каких обстоятельствах оно пропало». Президент Вудро Вильсон сказал, что «только Бог и море знают, что произошло с кораблем». А один журнал написал статью о том, будто бы из морских вод вынырнул огромных размеров кальмар и увлек судно в морскую пучину.

В 1968 году водолаз военно-морских сил Дин Хейвз, входивший в состав команды, занимавшейся поисками пропавшей атомной подводной лодки «Скорпион», обнаружил на глубине 60 метров в 100 километрах к востоку от Норфолка корабельный остов. Рассматривая впоследствии фотографию «Циклопа», он уверял, что на дне лежал именно этот корабль.

«Циклоп» по-прежнему фигурирует на страницах печати и не только как один из персонажей Легенды о Бермудском треугольнике. Это было первое крупное судно, снабженное радиопередатчиком, которое исчезло, не послав сигнала «SOS», и самое большое судно военно-морского флота США, которое пропало, не оставив никаких следов.

Каждый год, в марте, когда исполняется очередная годовщина со дня его исчезновения, снова пишутся статьи об этом таинственном событии, обновляются старые и выдвигаются новые теории и, наверное, в сотый раз публикуется уже ставшая знаменитой фотография «Циклопа». Его исчезновение и по сей день продолжают не без основания называть «самой неразрешимой загадкой в анналах военно-морского флота».

«Кэрролл А. Диринг»
Пятимачтовая шхуна «Кэрролл А. Диринг» была обнаружена в январе 1921 года на отмели Дайамонд Шоулз. Она не имела никаких повреждений, паруса были подняты, на столах стояла еда, но на борту не оказалось ни одной живой души, если не считать двух кошек.

Экипаж «Диринга» состоял из 12 человек. Никого из них обнаружить не удалось, и до сих пор неизвестно, что с ними случилось. 21 июня 1921 года в море была выловлена бутылка с запиской, которая, предположительно, могла быть брошена кем-то из членов экипажа:

«Мы в плену, находимся в трюме и закованы в наручники. Как можно скорее сообщите об этом в правление компании».
Страсти разгорелись еще больше, когда жена капитана якобы узнала почерк судового механика Генри Бейтса, а графологи подтвердили идентичность почерка на записке и на его бумагах. Но спустя некоторое время обнаружилось, что записка подделана, и в этом даже признался сам автор.

Судебное расследование, однако, выявило важные обстоятельства: 29 января шхуна проходила мимо маяка на мысе Лукаут, штат Северная Каролина, и подавала сигналы о том, что попала в опасное положение, так как потеряла оба судовых якоря.

Потом шхуну увидели к северу от маяка еще с одного судна, при этом она вела себя довольно странно. Метеорологические сводки на начало февраля содержат указания на сильный шторм у побережья Северной Каролины с ветрами, скорость которых достигала 130 километров в час.

«Котопакси»
29 ноября 1925 года судно «Котопакси» вышло из Чарлстона с грузом угля и взяло курс на Гавану. Проходя через центр бермудского треугольника, оно исчезло, не оставив ни малейшего следа и не успев послать сигнал «SOS». Ни обломки судна, ни экипаж не были обнаружены.

«Судуффко»
Грузовое судно «Судуффко» вышло из Порт-Ньюарка, штат Нью-Джерси, и, взяв курс на юг, бесследно исчезло в бермудском треугольнике. Представитель компании заявил, что оно исчезло, словно проглоченное гигантским морским чудовищем.

Судно отплыло из Порт-Ньюарка 13 марта 1926 года и взяло курс на Панамский канал. Портом его назначения был Лос-Анджелес. На нем был экипаж из 29 человек и груз весом около 4000 тонн, включая большую партию стальных труб.

Судно двигалось вдоль побережья, но уже на второй день после отплытия с ним была потеряна связь. Поиски судна продолжались целый месяц, но не было обнаружено ни малейшего следа. Правда, метеорологические сводки и показания капитана лайнера «Аквитания», шедшего тем же курсом навстречу «Судуффко», подтверждают, что через этот район 14-15 марта проходил тропический циклон.

«Джон энд Мэри»
В апреле 1932 года в 50 милях к югу от Бермудских островов греческая шхуна «Эмбиркос» обнаружила двухмачтовое судно «Джон энд Мэри». Судно оказалось брошенным, экипаж его загадочным образом исчез.

«Протеус» и «Нереус»
«Протеус»

В конце ноября 1941 года от Виргинских островов отошло судно «Протеус», а несколько недель спустя - «Нереус». Оба судна направлялись в Норфолк, но ни одно из них не прибыло к месту назначения, оба исчезли при загадочных обстоятельствах.

США были заняты нападением японцев на Перл-Харбор и объявлением войны Японии, поэтому исчезновение судов не вызвало отклика. Изучение после войны архивов германского военно-морского флота показало, что «Протеус» и «Нереус» не могли быть потоплены подводными лодками.

«Рубикон»
22 октября 1944 года у берегов Флориды обнаружили судно без экипажа. Единственным живым существом на борту была собака. Судно было в отличном состоянии, если не считать пропавших спасательных шлюпок и порванного буксирного троса, свисавшего с носа корабля.

Личные вещи членов экипажа также оставались на борту. Последняя запись в судовом журнале была сделана 26 сентября, когда судно находилось еще в порту Гаваны. «Рубикон», по-видимому, шел вдоль побережья Кубы.

«Сити Белл»
5 декабря 1946 года в море была обнаружена шхуна без экипажа. Она следовала курсом из столицы Багамских островов Нассау на один из островов архипелага - Гранд-Терк. На судне все было в порядке, спасательные шлюпки находились на своих местах, только экипаж бесследно исчез.

«Сандра»
В июне 1950 года 120-метровое грузовое судно «Сандра», груженное 300 тоннами инсектицидов, вышло из Саванны (штат Джорджия) в Пуэрто-Кабельо (Венесуэла) и бесследно исчезло. Поисковая операция началась только после того, когда было установлено его шестидневное опоздание к месту прибытия.

Кстати, статья об этом случае, написанная журналистом Э. Джоунсом и опубликованная 16 сентября 1950 года, пробудила большой интерес к бермудскому треугольнику. Джоунс отметил, что «Сандра» является не единственным судном, которое здесь исчезло. Легенда о смертоносном треугольнике стала распространяться с невероятной скоростью.

«Саутерн Дистрикте»
В декабре 1954 года во Флоридском проливе исчез танкодесантный корабль «Саутерн Дистрикте», переоборудованный в грузовое судно для перевозки серы. Сигналы бедствия не были зафиксированы ни судами в море, ни береговыми станциями. Был найден только спасательный круг.

Судно «Саутерн Дистрикте» водоизмещением 3337 тонн шло из Порт-Салфер (штат Луизиана) с грузом серы в Бакспорт (штат Мэн). Пунктом назначения был Портленд.

Капитан выходил на связь 3-го, а затем 5 декабря, находясь уже у побережья Флориды. На судне все было в порядке. 7 декабря его видели в штормовых волнах у Чарлстона.

Следственная комиссия установила, что судно, по-видимому, затонуло при северо-восточном ветре. В районе, где господствует Гольфстрим, этот ветер пользуется неважной репутацией, поскольку он дует прямо против течения, превращая Гольфстрим в бурный клокочущий поток, и даже крупные суда спешат поскорее убраться с его пути.

«Сноу Бой»
В июле 1963 года исчезло 20-метровое рыболовное судно, совершавшее при ясной погоде переход от Кингстона (Ямайка) на острова Педро-Кис. На судне было сорок человек, о них больше никто ничего не слышал. Сообщалось, что были найдены обломки судна и предметы, принадлежавшие членам экипажа.

«Уичкрафт»
Загадочное исчезновение произошло в рождественские каникулы 1967 года. Два человека на небольшой яхте вышли из Майами-Бич на прогулку вдоль побережья. Говорят, они хотели полюбоваться праздничной иллюминацией города с моря.

Вскоре они сообщили по радио, что натолкнулись на риф и повредили винт, опасность им не угрожает, но они просят отбуксировать их к причалу, и указали свои координаты: у буя № 7.

Спасательный катер прибыл на это место через 15 минут, но не нашел никого. Была объявлена тревога, однако поиски не дали никакого результата, не были найдены ни люди, ни яхта, ни обломки - все исчезло без следа.

«Эль Кэриб»
15 октября 1971 года капитан грузового судна «Эль Кэриб», плывшего из Колумбии в Доминиканскую Республику, сообщил, что в порт назначения они прибудут в 7 часов утра на следующий день. После этого судно исчезло. Это был довольно крупный сухогруз, флагман доминиканского торгового флота, длина его составляла 113 метров.

Судно шло в порт Санто-Доминго с экипажем из тридцати человек. Оно было снабжено автоматической сигнальной системой, которая в случае аварии автоматически посылает в эфир сигнал бедствия. Судя по последнему сообщению, судно в момент исчезновения было в Карибском море, на значительном расстоянии от Санто-Доминго.



Что еще почитать