В месяц рамадан был ниспослан коран. Месяц рамадан и ниспослание корана. Рамадан – месяц милосердия

О важности священного месяца Рамадан и обязательных богослужениях сказано в Коране. Каждый мусульманин в это время ради Аллаха должен держать пост от рассвета до заката. Вот несколько аятов, где сказано об этом богослужении.

Сура «аль-Бакара»

«О, вы, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан тем, кто жил до вас, - быть может, вы станете богобоязненными - на определенное количество дней. А если кто-либо из вас болен или находится в пути, то следует поститься столько же, [сколько пропущено] дней в другое время. А тем, которые способны поститься, [но пропускают по неизлечимой болезни или старости], надлежит во искупление пропущеннонго поста накормить бедняка. А если кто- либо добровольно сделает большее, то тем лучше для него. Вам лучше поститься, если бы только вы знали это» (Сура «аль-Бакара», 2 / 183 - 184).

«Тот из вас, кого застанет месяц рамадан, в котором был ниспослан Коран - истинное руководство для людей, разъяснение прямого пути и различение [между истиной и ложью], - пусть проводит его, постясь. А если кто будет болен или в пути, то пусть постится столько же дней в другой месяц. Аллах желает вам облегчения, а не затруднения, желает, чтобы вы завершили число дней, [определенных для поста], и чтобы вы возвеличивали Аллаха за то, что Он направил вас на истинный путь. Быть может, вы возблагодарите Его» (Сура «аль-Бакара», 2 / 185).

«Когда тебя [, о Мухаммад,] вопрошают Мои рабы обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на призыв молящегося, когда он взывает ко Мне. Так пусть же они отвечают на Мой призыв к вере, верят в Меня. Быть может, они встанут на истинный путь» (Сура «аль-Бакара», 2 / 186).

«Совершайте Хадж и Умру во имя Аллаха. Если же вам препятствуют [совершить Хадж], то пошлите пожертвование, какое сможете. Брейте ваши головы только после того, как пожертвование достигнет предназначенного места. А если у кого-нибудь из вас на голове болячка или рана, то можете брить голову [с самого начала], или же поститься [вместо этого], или же раздать милостыню и принести жертву. Если вам не препятствуют совершить Хадж или Умру, то тот, кто хочет совершить Умру и дождаться Хаджа, должен поститься три дня в Мекке и семь, когда вернется домой, всего десять дней. Это правило для тех, кто не живет в Мекке. Так бойтесь же Аллаха, и да будет вам известно, что Аллах суров в наказании» (Сура «аль-Бакара», 2 / 196).

Сура «аль-Маида»

«Аллах взыскивает с вас не за [нечаянное] нарушение клятвы, а за принесение клятвы [намеренно] двусмысленной. Искупление за принесение двусмысленной клятвы - накормить десятерых бедняков так, как вы обычно кормите свои семьи, или одеть их, или освободить раба. А если кто не в состоянии [выполнить одно из этих трех условий], то ему следует поститься три дня. Все это - искупление за ваше клятвопреступление. Соблюдайте же свои клятвы! Так Аллах разъясняет вам Свои знамения. Может быть, вы будете благодарны» (Сура «аль-Маида», 5 / 89).

«О, вы, которые уверовали! Не поражайте добычи, находясь в Хадже. А если кто из вас поразит [дичь] преднамеренно, то искуплением [греха] будет столько скота, сколько он поразил [, охотясь]. Устанавливают искупление два справедливых мужа из вас, и это жертва, приносимая к Каабе. Или же искуплением [за убитую на охоте дичь] будет пища для бедняков или соответствующий пост, дабы тот, [кто охотился во время Хаджа], вкусил тяжесть своего деяния. Аллах прощает то, что случалось прежде. А если кто повторит [охоту во время Хаджа], то Аллах накажет его, ибо Аллах - великий, вершащий наказание» (Сура «аль-Маида», 5 / 95).

Сура «ат-Тауба»

«Аллах приготовил для них сады, в которых текут ручьи. Они вечно пребудут там, и это - великая удача» (Сура «ат-Тауба, 9 / 89).

Сура «Марьям»

«Ешь, пей и радуй взор свой. Если же увидишь какого-нибудь человека, то скажи: "Воистину, я дала Милостивому обет поститься и не стану сегодня ни с кем говорить"» (Сура «Марьям», 19 / 26).

Сура «аль-Ахзаб»

«Воистину, для обратившихся [в Ислам], для верующих, послушных, верных данному слову, терпеливых, смиренных, подающих милостыню, постящихся, хранящих свое целомудрие и поминающих многократно Аллаха уготовил Он прощение и великое вознаграждение» (Сура «аль-Ахзаб», 33 / 35).

Сура «аль-Муджаделе»

«Если же у кого-либо нет раба. то надлежит соблюдать пост два месяца без перерыва, прежде чем [супруги] сойдутся. А если кто-либо не может [соблюдать пост], то надлежит накормить шестьдесят бедняков. [Все] это - для того, чтобы вы уверовали в Аллаха и Его Посланника. Это - ограничения, наложенные Аллахом, а для неверных уготовано мучительное наказание» (Сура «аль-Муджаделе», 58 / 4).

Сура «ат-Тахрим»

«Если он разведется с вами, то его Господь, может быть, заменит вас женами лучше вас - обратившимися в Ислам, верующими, благочестивыми, кающимися, поклоняющимися [Аллаху], постящимися, как побывавшими замужем, так и девицами» (Сура «ат-Тахрим», 66 / 5).

Сура «аль-Кадр»

«Воистину, Мы ниспослали его в ночь Предопределения. Откуда тебе знать, что такое ночь Предопределения? Ночь Предопределения лучше тысячи месяцев. В эту [ночь] нисходят ангелы и Дух (т. е. Джибрил) с дозволения их Господа, дабы исполнить [Его] веления [на этот год]. [В эту ночь] - ниспослание приветствий [верующим от ангелов] до [самого] наступления зари» (Сура «аль-Кадр», 97 / 1 – 5).

Рамадан неразрывно связан с Кораном, потому что именнно в этом месяце была ниспослана эта великая Книга. Всевышний сказал:

Месяц Рамадан, в котором был ниспослан Коран (2:185).

Пост - одно из лучших средств для устранения человеческих привязанностей, мешающих видеть свет Всевышнего, который пронизывает Коран. Соответственно связь между постом и Книгой Аллаха также очень прочна. Поскольку Коран ниспослан в Рамадан, то и пост должен быть предписан в этот месяц, потому что постящийся лучше всего может восппринимать верное руководство Аллаха, ниспосланное Им в Коране.

Аяты дают нам понять, что одно из величайших предназначений поста - очищение мышления для пониманния Корана. После упоминания об обязательности поста: «Вам предписан пост» (2:183) говорится о ниспослании Книги Аллаха в Рамадан: «В месяц Рамадан был ниспосллан Коран» (2:185) . То есть Коран - это причина поста в этот месяц. И Рамадан, и пост - все это ради Корана, и поэтому нет ничего удивительного в том, что Рамадан называют месяцем Корана.

Наши праведные предшественники хорошо понимали это. Они знали, что главное предназначение Рамадана - уделять внимание Корану, беречь и соблюдать его заповеди, а пост нужен для того, чтобы очистить сознание человека для восприятия Корана. Аз-Зухри (да помилует его Аллах) спросили о том, что нужно делать в Рамадан, и он сказал: «Читать Коран и кормить людей».

При чтении Корана, как в Рамадан, так и в другое время, мы должны помнить о том, что наша цель - размышлять над Словами Всевышнего и углубляться в их смысл. Поэтому Ибн аль-Каййим (да помилует его Аллах) сказал, что первое из десяти дел, помогающих снискать любовь Всевышнего, - это «чтение Корана, сопровождаемое размышлением и попыткой понять заключённый в нём смысл и значение каждого конкретного аята, подобно тому, как человек размышляет над книгой, которую он заучивает наизусть и разбирает, стараясь до конца понять то, что имел в виду автор».

А аль-Хасан ибн ‘Али сказал: «Поистине, те, кто жил до вас, рассматривали Коран как послания от своего Господа, старались осмыслить их ночью и изучали их днем».

Ибн аль-Джаузи (да помилует его Аллах) сказал: «Читающий Великий Коран должен понимать, какую милость оказал Всевышний Аллах Своим творениям, донося смысл Своих Слов до их понимания, и знать: то, что он сейчас читает, - не слова человека. И при этом он должен осознавать величие Того, от Кого исходят эти Слова, и размышлять о заключённом в них смысле».

И это великое облегчение и милость Аллаха, что Он позволил таким слабым созданиям, как мы, вести тайную беседу с Ним, исследовать и изучать Его Книгу и размышлять над заключёнными в ней значениями.

Ибн ас-Салях сказал: «Чтение Корана - это почёт, оказанный Всевышним человечеству. Передается, что ангелам не было оказано такого почёта, и что они стремятся услышать его от людей».

Однако Всевышний Аллах не только разрешил нам по милости Своей и Своему великодушию вести с Ним тайную беседу и смотреть на Его Слова. Он еще и даровал нам самое высокое положение за то, что мы делаем это. Всевышний сказал:

Воистину, те, которые читают Писание Аллаха, совершают молитву и расходуют из того, чем Мы наделили их, тайно и открыто, надеются на сделку, которая не окажется безуспешной, дабы Он вознаградил их сполна и даже добавил от Своей милости. Воистину, Он - Прощающий, Благодарный (35:29–30).

Всевышний избрал для себя людей Своего Писания, которые читают его и поступают в соответствии с ним, и сделал их достойными обладателями его.

Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Среди людей есть люди Аллаха». Люди спросили: «Кто же они, о Посланник Аллаха?». Он сказал: «Люди Корана. Они - люди Аллаха и Его приближенные».

Если вы будете внимательны к Корану в Рамадан, дорогие братья и сёстры, будете читать его и изучать - ваше отношение к Священной Книге начнет исправляться, и вы сможете стать людьми Корана и, соответственно, людьми Аллаха и Его приближенными, и не быть одними из тех, кто забросил Писание и тем самым навлёк на себя гнев Аллаха и жалобу Посланника (да благословит его Аллах и приветствует): «Господи! Мой народ оставил и заббросил этот Коран» (25:30) .

Определите для себя тот объем, который вы можете прочитыввать ежедневно в месяц поста, и постарайтесь читать столько же каждый день, когда Рамадан закончится, чтобы быть вам «людьми поминания», а не «людьми покидания». Делить Коран на небольшие части, читаемые постоянно - Сунна, однако она давно забыта даже проповедниками Ислама и соблюдаюющими мусульманами, не говоря уже о простых людях. Наши праведные предшественники ежедневно прочитывали определенную часть Корана. Часто это была часть, позволяющая им прочитывать Коран полностью за месяц, или столько, чтобы можно было прочитать его за неделю или, например, за три дня. А на то, что это Сунна, указывают достоверные хадисы, например, слова Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Кто проспал чтение того, что он обычно читает ночью или часть этого, а потом прочитал его между утренней и полуденной молитвой, ему запишется, как будто он прочитал его ночью».

И сподвижники (да будет доволен Аллах ими всеми) брали с Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) пример в делении Корана на части. Как-то он принимал у себя несколько человек из племени Сакыф, и каждый вечер он приходил к ним после вечерней молитвы и беседовал с ними, а однажды он задержался, и когда он пришёл, они сказали ему: «Ты задержался». Он сказал: «Я начал читать часть Корана, которую читаю обычнно, и не хотел выходить до тех пор, пока не дочитаю её». Передатчик этого хадиса Аус ибн Хузейфа ас-Сакафи сказал: «Я спросил сподвижников Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): как вы делите Коран? И они сказали: три, затем пять, затем семь, затем девять, затем одиннадцать, затем тринадцать, а затем часть, состоящая из коротких сур».

А ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) делила Коран так, чтобы прочитывать его полностью за семь дней. Она сказала: «Я читаю свою часть (или: седьмую часть), сидя на своей подстилке или постели». Однако в Рамадан отношение наших праведных предшесственников было иным. В этот месяц от чтения Корана из их домов доносился звук, подобный жужжанию пчёл. И хотя весь Рамадан является наиболее достойным и подходящим временем для чтения Корана и поминания Аллаха, больше всего для этого подходит ночь - ведь в это время чувства человека обостряются, и он лучше воспринимает читаемое. Возможно, именно поэтому в Рамадан Джибриль приходил к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) по ночам, чтобы повторять с ним Коран, как об этом упоминает Ибн ‘Аббас (да будет доволен Аллах ими обоими).

Ибн Раджаб прокомментировал этот хадис следующим образом: «Он указывает на то, что лучше читать Коран в Рамадан по ночам, поскольку ночью кончаются дела и заботы, человек сосредоточивается, и его язык и сердце лучше настроены на углубленное чтение Корана и размышление о заключённом в нем смысле. Ведь Всевышний сказал: “Воистину, молитвы после пробуждения среди ночи производят более сильное впечатление и яснее по изложению” (73:6) ».

Это что касается времени. А если говорить о месте, то лучше всего, конечно же, читать Коран в мечети, особеннно если вы совмещаете чтение с обучением.

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Когда бы ни собирались люди в одном из домов Аллаха, где они совместно читают и изучают Книгу Аллаха, обязательно нисходит на них спокойствие, и покрывает их милость, и окружают их ангелы, и поминает их Аллах среди тех, кто находится у Него».

«О Аллах! Сделай великий Коран весной наших сердец, светом нашей груди, удалением нашей тревоги и печали. Помоги нам вспомнить то, что мы забыли из него, и научи нас тому, чего мы не знаем из него… Амин!».

05.06.2017 Fatima_bint_Dzhabrail 💜 15 1167 1

Fatima_bint_Dzhabrail 💜 💜

Вот и настал тот благословенный месяц, который все мусульмане ждали с трепетом и особой любовью. Рамадан - это не просто месяц поста, добрых деяний и многократного поминания Аллаха, Рамадан – это месяц Корана.

Коран – это светило, которое озаряет сердца мусульман и будет озарять вплоть до Судного дня. Рамадан неразрывно связан с Кораном, потому что именно в этом месяце была ниспослана эта великая Книга. Всевышний сказал:

«Месяц Рамадан, в котором был ниспослан Коран» (2:185).

Пост — одно из лучших средств, для усмирения нрава человека, успокоения его души и тела. Во время поста человек избавляется от мирских привязанностей, что мешает видеть свет Всевышнего, который пронизывает Коран. Соответственно связь между постом и Книгой Аллаха также очень прочна. Поскольку Коран ниспослан в Рамадан, то и пост должен быть предписан в этот месяц, потому что постящийся лучше всего может воспринимать верное руководство Аллаха, ниспосланное Им в Коране.

Всевышний Аллах сказал (смысл): «Месяц Рамадан – это месяц, в котором был ниспослан Коран с ясными знамениями как руководство для всех людей и как разъяснение прямого пути, отделяющего истину от лжи» (Коран, 2:185). В этом аяте Всевышний восхваляет месяц поста и возвышает его над остальными месяцами, ибо Он избрал его для Священного Корана.

Аяты дают нам понять, что одно из величайших предназначений поста - очищение мышления для пониманния Корана. После упоминания об обязательности поста: «Вам предписан пост» (2:183) говорится о ниспослании Книги Аллаха в Рамадан: «В месяц Рамадан был ниспосллан Коран» (2:185) . То есть Коран - это причина поста в этот месяц. И Рамадан, и пост - все это ради Корана, и поэтому нет ничего удивительного в том, что Рамадан называют месяцем Корана.

При чтении Корана, как в Рамадан, так и в другое время, мы должны помнить о том, что наша цель - размышлять над Словами Всевышнего и углубляться в их смысл. Поэтому Ибн аль-Каййим (да помилует его Аллах) сказал, что первое из десяти дел, помогающих снискать любовь Всевышнего, - это «чтение Корана, сопровождаемое размышлением и попыткой понять заключённый в нём смысл и значение каждого конкретного аята, подобно тому, как человек размышляет над книгой, которую он заучивает наизусть и разбирает, стараясь до конца понять то, что имел в виду автор».

Наши праведные предшественники хорошо понимали это. Они знали, что главное предназначение Рамадана - уделять внимание Корану, беречь и соблюдать его заповеди, а пост нужен для того, чтобы очистить сознание человека для восприятия Корана. Аз-Зухри (да помилует его Аллах) спросили о том, что нужно делать в Рамадан, и он сказал:«Читать Коран и кормить людей».

Воистину Рамадан с этим благословенным началом считается великим даром для мусульманина и удобным моментом, чтобы очистить свою душу днём для подготовки к получению в тёмное время суток подарков от Корана в ночном богослужении. И этому свидетель – Коран (смысл): «Поистине поклонение Аллаху в ночные часы прочнее в сердце, отчётливее в словах, правильнее и сосредоточеннее в чтении, чем поклонение в дневные часы» (Коран, 73:6). Получается что дневной пост – это очищение, а ночное богослужение – намазы и чтение Корана – украшение души.

Рассказал Ибн Аббас: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) был самым щедрым из людей. Ещё щедрее он становился, когда встречал Джабраила (мир ему), который приходил к нему каждую ночь из месяца Рамадан и обучал Корану, – в это время он становился щедрее вольного ветра» (аль-Бухари, Муслим). Ибн Раджаб сказал, что этот хадис указывает на желательность обучения Корану, а особенно хорошо читать и слушать его в месяце Рамадан. Этот хадис также является доводом того, что в этом месяце желательно больше читать Коран.

Как видно из хадиса, обучение Пророка (мир ему и благословение) происходило ночью, что указывает на желательность чтения Корана в месяце Рамадан именно ночью. «Воистину ночью прекращаются дела, заботы, и человек может всё усердие направить на чтение и размышление над ним» (Лятаиф аль-Маариф).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) изрёк: «За каждую прочитанную букву из Корана запишется благое дело, а за каждое благое дело воздастся десятикратно. Я не говорю, что «алиф», «лям», «мим» – это одна буква; нет, «алиф» – это буква, и «лям» – буква, и «мим» – отдельная буква» (ат-Тирмизи).

И это великое облегчение, и милость Аллаха, что Он позволил таким слабым созданиям, как мы, вести тайную беседу с Ним, исследовать и изучать Его Книгу и размышлять над заключёнными в ней значениями.

Если мы будем внимательны к Корану в Рамадан, будем читать его и изучать - наше отношение к Священной Книге начнет исправляться, и мы сможем стать людьми Корана.

Однако чтобы чтение Корана приносило верующему максимальную пользу, следует принять во внимание некоторые правила, переданные со слов Посланника (мир ему и благословение Аллаха):

1. Очищение перед чтением

В Коране говорится: «К нему прикасаются только очищенные» (сура «аль Вакиа», «Событие», аят 79).

К Корану запрещено прикасаться, не будучи в состоянии омовения.

2. Объем чтения

Со слов Аиши (да будет доволен ею Аллах) , сообщается: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не прочитывал Коран меньше, чем за три дня!». Имам Бадруддин аль-Айни сказал: «Смысл этого хадиса в том, что прочитывающий Коран быстрее, чем за три дня упускает то, что ему велено из чтения в соответствии с правилами и размышлением!» . Также Абу Джамра рассказывал: «Однажды я сказал Ибн Аббасу: «Я человек, который быстро прочитывает Коран, и может быть так, что за ночь я прочитываю Коран один или два раза!». Ибн Аббас сказал: «Прочитать одну суру за ночь для меня предпочтительнее, чем делать то, что ты делаешь!». То есть не стоит торопиться с чтением Корана, так как это может помешать тому, чтобы прочесть его правильно и вникнуть в смысл его аятов.

3. Чтение красивым голосом нараспев

Желательно читать Коран как можно красивее, нараспев. Так, передают со слов Аиши (да будет доволен ею Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто читает Коран, являясь искусным в этом, (будет) с благородными и покорными писцами, а тому, кто читает Коран, запинаясь и испытывая при этом затруднения, (уготована) двойная награда» (Муслим).

Также в другом хадисе сказано: «Кто не читает Коран нараспев красивым голосом, четко и ясно произнося звуки, тот не из нас».

4. Совершение земных поклонов

В Коране 14 аятов, при чтении которых нужно совершить земной поклон. Например, в суре «ас-Саджда»: «…падают ниц, совершая земной поклон из страха перед наказанием Аллаха и признавая, что Он превыше всего того, что не подобает Ему, вместе с восхвалением Его за милости, будучи не отвергающими веру и не отказывающимися от поклонения из гордыни» (аят 15).

5. Сопровождение чтения аятов дуа и поминанием Аллаха

Хузайфа аль-Йамани рассказал: «Однажды я молился с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Он начал читать суру «аль Бакара» и не прочитывал аят со словами о милосердии, не испросив его у Аллаха, и не прочитывал аят о наказании Божьем, не оберегаясь Им от него, и не прочитывал аят, в котором говорится, что Аллах превыше всего, что не подобает Ему, не сказав «Субхан AЛлаh».

6. Чтение различным образом

Рассказывают, что однажды Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, проходил мимо трех своих сподвижников, каждый из которых по-разному читал Коран. Он подошел к Абу Бакру, да будет доволен им Аллах, а тот читал тихо, и спросил его об этом, на что Абу Бакр сказал: «Поистине, Тот, к кому я взываю, слышит меня». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, подошел к Умару, да будет доволен им Аллах, и тот сказал: «Бужу спящих и прогоняю шайтана» . Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, подошел к Билялу аль-Хабаши, а тот читал несколько аятов какой-нибудь одной суры, а затем брался читать аяты из другой суры. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил его об этом, и тот сказал: «Я смешиваю лучшее с лучшим». И тогда посланник Аллаха, да благословите его Аллах и приветствует, сказал им: «Каждый из вас поступил правильно и наилучшим образом».

Если человек не умеет читать Коран, то он может заработать вознаграждение его слушанием. Так как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто прослушает аят из Книги Аллахa, тому он будет светом в Судный день».

Пусть Всевышний поможет нам в Рамадан увеличить любовь к Корану и примет от нас каждую услышанную и прочитанную букву Своей книги!

Материал подготовила: Эльвира Маликова


Количество показов: 434

Рамадан – долгожданный гость, которого не хочется провожать

Его ждут и по нему тоскуют Благословенный месяц Рамадан! Как он величественен и прекрасен! Месяц, который бывает раз в году, месяц, наступление которого ждёт вся мусульманская умма! Миллионы мусульман радуются наступлению благословенного рамадана и тоскуют, когда он проходит. И ждут мусульмане его снова и снова…

Наконец-то дождались! Неужели Всевышний Аллах подарил нам по Своей милости ещё одну возможность поститься, совершать богоугодные дела?

Богослужение в этот месяц наполнено чем-то особенным, оно более смиренное, более почтительное к Создателю миров, более проникновенное и чувственное, более глубокое, с пониманием того, для чего всё это делается.

Пост соблюдали все пророки, и , и , и , и , и , и . Предписан он был и нашему (мир ему и благословение).

Рамадан – месяц священного Корана

В благословенном месяце рамадан Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение) начали ниспосылаться первые откровения.

«Месяц Рамадан – это месяц, в котором был ниспослан Коран как руководство для людей, разъяснение прямого пути и различения, чтобы отличить истинное от ложного » (смысл) (сура «аль-Бакара», аят 185).

Мусульмане любят и чтят Коран , она присутствует, пожалуй, в каждом доме и хранится в самом почётном и чистом месте, выше всех остальных предметов. Уважение к священной Книге есть уважение к слову Божьему, это уважение к самому Всевышнему Аллаху.

История Ислама свидетельствует о том, что когда пост в месяц рамадан стал обязательным, каждый день в этом месяце ангел приходил к Пророку (мир ему и благословение), и они прочитывали весь Коран. Дважды Посланник Аллаха (мир ему и благословение) прочёл священную Книгу в месяц рамадан в последний год своей жизни.

Интересно, что сегодня, спустя столько лет, мусульмане чтят эту традицию и следуют за нашим Посланником (мир ему и благословение) с особым усердием, стараются посвятить рамадан чтению Корана. Кто не умеет читать Коран по-арабски и как, положено соблюдая правила таджвида, ему лучше слушать его, пусть даже не в живом исполнении, но и через различные технические приборы.

Коран - это речь Всевышнего Аллаха, и к нему надо относиться с должным уважением. Нельзя его читать, не зная правил таджвида и совершая ошибки.

Ещё месяц рамадан отличает от других месяцев то, что в нём совершаются таравих-намазы, от восьми до двадцати ракаатов после ночной молитвы. Во многих мечетях мира имамы во время этих намазов прочитывают весь Коран.

У мусульман сегодня есть и такая возможность: находиться весь рамадан в святыне – мечети аль-Харам в Мекке, совершать таравихи возле Каабы и наслаждаться прекрасным голосом имама, который нараспев прочитывает аят за аятом и так полностью всю Книгу. Это великое счастье для мусульманина, когда весь благословенный месяц можно провести на святой земле, на которой и без того все благие деяния увеличиваются во много раз.

Рамадан – месяц милосердия

Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) передал: «Пророк (мир ему и благословение) был самым щедрым среди людей, и щедрость его возрастала ещё более в месяц рамадан, когда Джабраил(мир ему) навещал его. По обыкновению ангел Джабраил(мир ему) встречался с ним каждую ночь рамадана вплоть до окончания этого месяца. В это время Пророк (мир ему и благословение) читал священный Коран, когда же Джабраил (мир ему) навещал его, он становился щедрее вольного ветра, который приносит с собой дождь и благополучие » (имам аль-Бухари).

Любое благое деяние, совершённое в дни благословенного месяца рамадан, возвеличивается Всевышним Аллахом многократно, по некоторым преданиям до семисот раз и более. Мусульмане стараются совершить как можно больше благого, и самое меньшее из этого – садака (милостыня). Садака может быть роздано кому угодно, и самое ценное – своей семье. Угостить чем-то соседа, сироту, неимущего – это всё благо. В этот месяц разворачиваются огромные шатры, мусульмане готовят кушать, приглашают на любого, и каждый может принять в этом участие, ощутить себя частичкой многомиллионной уммы мусульман, почувствовать, что мусульмане – братья друг другу, ощутить себя частичкой одной большой семьи, в которой рады любому, в которой принимается любой, кто признаёт Единственность Аллаха и Его Посланника (мир ему и благословение).

Дома мусульман полны гостей в этот месяц, особенно ближе к разговению, каждый старается успеть записать на свой личный счёт ещё одно благое дело. Дни мусульман буквально расписаны: сегодня я иду в гости, завтра сам принимаю. Удивительная сплочённость наблюдается в рамадане.

Состоятельные мусульмане стараются раздавать милостыню в этот месяц, ведь что может быть лучше, чем обрадовать других мусульман, да ещё и получить награду от Всевышнего?!

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) говорил: «Всякий, кто приближается к Аллаху тем, что совершает добрые дела в этот месяц, обретёт ту же награду, что и воздавая должное в любое другое время; кто же совершает обязательные дела в этот месяц, получит вознаграждение, равное награде за исполнение семидесяти обязанностей в любое другое время года. Это месяц терпения, наградой за которое является Рай. Это месяц благотворительности, когда помощь верующему возрастает ещё более. Тому, кто накормит постящегося, когда тот вечером прерывает свой пост, простятся грехи его, будет даровано ему спасение от адского огня, и будет ему награда, равная той, что полагается соблюдающему пост, и ничто её не уменьшит » (хафиз Ибн Хузайма).

Ещё одним видом богослужения, милосердия, милостыни , выплачиваемый в конце месяца рамадан. Собранные средства либо продукты распределяются среди самых нуждающихся мусульман. Эта небольшая помощь имеет огромное социальное значение, особенно в преддверии праздника, дабы не ощущалось никакой разницы между мусульманами и каждый мог встретить его с праздничным настроением.

Месяц рамадан укрепляет братские узы, единение уммы.

Рамадан – месяц духовного очищения

Кто знает, сколько на нас грехов, сколько за день мы набираем и очерняем тем самым своё сердце? Никто, кроме Аллаха, не знает. Средством излечения от этого является покаяние, сожаление, желание никогда более не возвращаться к содеянному. Рамадан может в этом помочь. Он распахивает врата своей милости и прощения.

Это месяц духовного очищения. Подобно тому, как дождь очищает землю от пыли, и рамадан смывает с нас грехи. Не стоит в этом сомневаться, это обещал Сам Всевышний Аллах, ведь Он Прощающий, Милостивейший.

При раскаянии увеличивается чувство богобоязненности, а это главное качество мусульманина. За него надо бороться, и рамадан может здорово в этом помочь.

Нам не надо прикладывать особых усилий, просто распахните свою душу – и божественная милость сама потечёт к вам. Наше дело маленькое – просто слушаться велений Создателя, тогда Он проявит к нам Свою милость.

В месяц рамадан желательно побольше каяться в своих грехах, проступках, ослушаниях, также желательно побольше делать дуа и для себя, и для всех мусульман. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «В месяц рамадан принимается мольба каждого мусульманина » (имам Ахмад).

أَيَّاماً مَّعْدُودَاتٍ فَمَن كَانَ مِنكُم مَّرِيضاً أَوْ عَلَى سَفَرٍ فَعِدَّةٌ مِّنْ أَيَّامٍ أُخَرَ وَعَلَى الَّذِينَ يُطِيقُونَهُ فِدْيَةٌ طَعَامُ مِسْكِينٍ فَمَن تَطَوَّعَ خَيْراً فَهُوَ خَيْرٌ لَّهُ وَأَن تَصُومُواْ خَيْرٌ لَّكُمْ إِن كُنتُمْ تَعْلَمُونَ .184

184. На отсчитанные дни; а кто из вас болен или в пути, то — число других дней. А на тех, которые могут это, — выкуп кормлением бедняка. Кто же добровольно возьмется за благо, то это — лучше для него. И поститься лучше для вас, если вы знаете.

1. Шейх Кулейни привёл, что Имам Саджад (А) сказал:

Что касается поста для находящегося в путешествии и больного, то люди толпы (сунниты) разошлись в этом. Некоторые из них сказали: «Они должны поститься», другие сказали: «Они не должны поститься», а третьи сказали: «Если хотят, то пусть постятся, а если нет, то пусть не постятся». Но мы говорим: «Они не должны поститься в обоих этих случаях, и если кто-то постился в путешествии или во время болезни, то должен потом возместить этот пост (то есть снова поститься по числу этих дней)». Аллах сказал: «А кто из вас болен или в пути, то — число других дней ».

(«Кафи», том 4, С. 86).

2. Айаши привёл, что Имам Садык (А) сказал:

Посланник Аллаха (С) в путешествии не держал ни обязательный, ни желательный пост. Они лгут на него, (говоря, что он постился в путешествии). Этот аят был ниспослан, когда Посланник Аллаха (С) находился в Кураа Гамим (местность между Меккой и Мединой), во время утреннего намаза. Тогда Посланник Аллаха (С) велел принести сосуд с водой и выпил из него и велел другим также не держать пост. Тогда некоторые из них сказали: «Вот уже начался день: почему бы нам не поститься в этот день?», и Посланник Аллаха (С) назвал их “неподчинившимисяˮ (‘усат ), и их продолжали называть этими именем, пока не умер Посланник Аллаха (С)».

(«Тафсир» Айаши, том 1, С. 100).

3. Он также привёл от Саббаха ибн Сийабы:

Он сказал: «Аллах сказал: “ˮ (2: 185). Тот, кто застанет месяц рамадан в своём доме, не должен отправляться в путешествие, кроме как для хаджа, умры или добывания средств к жизни, которые он может утратить (в противном случае)».

4. От Абу Басира:

Я спросил у Имама Садыка (А) о той степени болезни, которая делает обязательным отсутствие поста в месяц рамадан, так же как обязательно его отсутствие в путешествии. Он сказал: «Сам человек должен определить это для себя. Если он увидит себя слабым, то не должен поститься, а если увидит себя достаточно сильным для этого, то пусть поститься».

(«Тафсир» Айаши, том 1, С. 101).

5. Шейх Кулейни привёл, что Имам Бакир (А) сказал:

«А на тех, которые могут это, — выкуп кормлением бедняка » — это старый человек и тот, кого мучает жажда (которая может стать причиной болезни).

(«Кафи», том 4, С. 116).

Аят 185

شَهْرُ رَمَضَانَ الَّذِيَ أُنزِلَ فِيهِ الْقُرْآنُ هُدًى لِّلنَّاسِ وَبَيِّنَاتٍ مِّنَ الْهُدَى وَالْفُرْقَانِ فَمَن شَهِدَ مِنكُمُ الشَّهْرَ فَلْيَصُمْهُ وَمَن كَانَ مَرِيضاً أَوْ عَلَى سَفَرٍ فَعِدَّةٌ مِّنْ أَيَّامٍ أُخَرَ يُرِيدُ اللّهُ بِكُمُ الْيُسْرَ وَلاَ يُرِيدُ بِكُمُ الْعُسْرَ وَلِتُكْمِلُواْ الْعِدَّةَ وَلِتُكَبِّرُواْ اللّهَ عَلَى مَا هَدَاكُمْ وَلَعَلَّكُمْ تَشْكُرُونَ .185

185. Месяц рамадан, в который был ниспослан Коран в руководство для людей и как разъяснение прямого пути и различение. Кто из вас застанет этот месяц, пусть проводит его в посту, а кто болен или в пути, то — число других дней. Аллах желает для вас облегчения и не желает затруднения для вас, и чтобы вы завершили и возвеличили Аллаха за то, что Он повёл вас по прямому пути, — может быть, вы будете благодарны!

1. Шейх Кулейни привёл, что Имам Садык (А) сказал:

Число месяцев у Аллаха — двенадцать месяцев в Книге Аллаха, с тех пор как Он сотворил небеса и землю. И начало месяцев (или лучший месяц) — месяц Аллаха, и это — месяц рамадан, а его сердце — ночь кадр. Коран был ниспослан в первую ночь месяца рамадан, и этот месяц начался Кораном.

(«Кафи», том 4, С. 65).

2. Он также привёл от Хафса ибн Гийаса:

Я спросил у Имама Садыка (А) о словах Аллаха: «Месяц рамадан, в который был ниспослан Коран » — как же это, если Коран ниспосылался в течение двадцати лет?

Он сказал: «Коран был ниспослан целиком в месяц рамадан на Дом обитаемый (бейт аль-ма‘мур — небесная Кааба), а потом был ниспосылаем в течение двадцати лет».

А потом он сказал: «Посланник Аллаха (С) сказал: “Свитки Ибрахима были ниспосланы в первую ночь месяца рамадан, Тора была ниспослана по прошествии шести ночей месяца рамадан, Инджиль был ниспослан по истечении тринадцати ночей месяца рамадан, Псалмы (Забур) были ниспосланы по истечении шестнадцати ночей месяца рамадан, а Коран был ниспослан по истечении двадцати трёх (дней или ночей) месяца рамаданˮ».

(«Кафи», том 2, С. 460).

3. Он также привёл от Саада:

Мы были у Имама Бакира (А), и он сказал: «Не говорите: “Это — рамаданˮ, или “ушёл рамаданˮ, или “пришёл рамаданˮ, ибо рамадан — одно из имён Аллаха, а Он не приходит и не уходит, но приходит и уходит то, что не вечно и преходяще. Но говорите: “Месяц рамаданˮ, и “месяцˮ соединён с именем, которое есть имя Аллаха, и это — тот месяц, в который был ниспослан Коран».

(«Кафи», том 4, С. 69).

4. Он также привёл:

У Имама Садыка (А) спросили о Коране и Различении (фуркан ): это одно и то же или разные вещи?

Он сказал: «Коран — это вся Книга, а Различение — её твердые аяты, по которым обязательны деяния».

(«Кафи», том 2, С. 461).

5. Шейх Туси привёл, что Имам Бакир (А) сказал:

Аллах не спросит раба о намазе после совершения им обязательных намазов, и не спросит его о милостыне после выплаты закята, и не спросит его о посте после поста в месяц рамадан.

(«Тахзиб», том 4, С. 153).

6. Айаши привёл, что Имам Садык (А) сказал:

Когда наступит месяц рамадан, скажи: «О Аллах, вот наступил месяц рамадан, в который Ты сделал для нас обязательным пост и ниспослал в нём Коран в руководство для людей и как разъяснение прямого пути и различение. О Аллах, помоги же нам в посте и прими его от нас, и сделай нас в нём благополучными, и сделай его благополучным для нас в лёгкости от Тебя и довольстве. Поистине, Ты властен над всякой вещью! О Милостивейший из милостивых!»

(«Тафсир» Айаши, том 1, С. 99).

7. Айаши привёл от Саббаха ибн Сийабы:

Я спросил у Имама Садыка (А): «Если наступил месяц рамадан, а я нахожусь в своём доме, то можно ли мне отправляться в путешествие?»

Он сказал: «Аллах сказал: “Кто из вас застанет этот месяц, пусть проводит его в посту ˮ. Тот, кто застанет месяц рамадан в своём доме, не должен отправляться в путешествие, кроме как для хаджа, умры или добывания средств к жизни, которые он может утратить (в противном случае). Однако он не должен отправляться в путешествие для получения средств своего брата. Когда же пройдут двадцать три ночи месяца рамадан, то он может отправляться в путешествие, как пожелает».

(«Тафсир» Айаши, том 1, С. 101).

8. Зурара передал, что Имам Бакир (А) сказал:

«Пусть проводит его в посту » — постящийся не должен говорить, кроме как благое.

(«Тафсир» Айаши, том 1, С. 101).

9. Ибн Шахр Ашуб привёл, что Имам Бакир (А) сказал:

«»: «облегчение» — повелитель верующих (А), «затруднение» — такой-то и такой-то (узурпаторы халифата).

(«Манакиб», том 3, С. 103).

10. Айаши привёл, что Имам Бакир (А) сказал:

«Аллах желает для вас облегчения и не желает затруднения для вас »: «облегчение» — повелитель верующих (А), «затруднение» — такой-то и такой-то (узурпаторы халифата). Потомки Адама не должны вступать под вилаят такого-то и такого-то .

(«Тафсир» Айаши, том 1, С. 101).

11. Ахмад ибн Мухаммад ибн Халид Барки привёл, что Имам Садык (А) сказал:

«И возвеличили Аллаха за то, что Он повёл вас по прямому пути »: «прямой путь» — вилаят.

(«Махасин», С. 142).



Что еще почитать