Великолепная сотня. Золотая менора

На гербе Израиля вместе со звездой Давида изображена Менора - золотой семиствольный светильник, который, согласно Библии, находился в Скинии Собрания (походного храма) во время скитания евреев по Синайской пустыне, а затем был установлен в Иерусалимском храме. Эта древнейшая святыня бесследно исчезла во время разграбления и разрушения храма Соломона Навуходоносором, но евреи верят, что она не погибла, а была спрятана в потайном месте, и когда-нибудь её непременно найдут.

Золотая Менора Моисея

Заказ Вседержителя


Третий месяц после исхода из земли Египетской водил Моисей израильский народ по Синайской пустыне. В день новолуния измученные люди остановились лагерем у подножия горы Синай. Моисей поднялся на её вершину, там явился ему Господь и повелел сделать священную утварь для Скинии, в том числе выковать светильник - Менору - весом в талант (33-36 килограммов) из чистого золота. Менора была подобна растению, от ствола которого отходило шесть ветвей - по три справа и слева. На каждой из ветвей было по три «бокальчика», состоявших из скульптурных изображений завязи, миндалевидного плода и цветка, а на стволе «бокальчики» помещались под тремя разветвлениями наверху. На концах ветвей и на вершине ствола зажигалось семь лампад в виде золотых цветков. Израильский исследователь Ури Офир полагает, что это были цветки белой лилии, которые по форме напоминают шестиконечную звезду Давида. Общая высота Меноры вместе с основанием составляла 18 ладоней (1,33-1,73 метра).
По преданию, золотой семисвечник сделал мастер Бецалель. По другой версии, указания Бога оказались настолько сложными для Моисея, что Менору пришлось сотворить Самому Господу.

В Скинии

Вначале золотая Менора путешествовала в течение 40 лет вместе с еврейским народом по Синайской пустыне. В Скинии она помещалась перед южным краем завесы, скрывавшей от глаз святая святых, симметрично Столу хлебов предложения, стоявшему перед северным краем завесы, т.е. её ветви указывали на север и юг.
Свет Меноры освещал Скинию во время службы. Для заправки светильников использовалось лишь оливковое масло первого отжима, совершенно чистое, без осадка. О том, где брали его в пустыне, история умалчивает. Каждый вечер священники наполняли лампады маслом - ровно настолько, чтобы они горели всю ночь. Первосвященник зажигал Менору в сумерки и очищал её светильники утром. Он поднимался к лампадам по лестнице из акации. У неё были три ступени. На второй помещались оливковое масло, золотые лопатки, золотые щипцы и остальные необходимые принадлежности.
В продолжение всего странствия израильтян по пустыне Скинию покрывало облако Господне. Каждый раз, когда оно отделялось от Скинии, евреи снимали свои шатры и отправлялись в путь, и где оно останавливалось, там люди вновь становились лагерем.
Менора находилась в Скинии до X века до нашей эры, а потом была перенесена в построенный царём Соломоном Первый Иерусалимский храм.

Добыча Навуходоносора

Великолепный храм Соломона стал главным святилищем для всего Израиля. Вошло в обычай восходить в него три раза в год, как раньше в Скинию. В Первом храме слева и справа от меноры Моисея располагалось ещё по пять золотых светильников (вдоль северной и южной стен зала). Они были отлиты мастером Хирамом - начальником строительства храма, которого считают основоположником масонства.

Знаете ли вы что…

Древние еврейские первоисточники указывают на прямую связь между Менорой и растущей в Израиле дикой разновидностью шалфея, обладающей удивительным сходством с ней, хотя и не всегда

В марте 597 года до нашей эры к Иерусалиму подступили войска вавилонского царя Навуходоносора. Иудейский царь Иехония сдал город без боя. После этого и он сам с семейством, и 10 тысяч его подданных были пленены и угнаны в Вавилон. Вавилоняне заняли царский дворец, захватили часть сокровищ и богослужебных предметов из Иерусалимского храма. Причём «и блюда, и щипцы, и чаши, и котлы, и светильники, и фимиамники, и кружки, что было золотое - золотое, и что было серебряное - серебряное, взял начальник телохранителей» (Иер. 52:19). А в 586 году до нашей эры Навуходоносор разрушил храм и «изломал все золотые сосуды, которые сделал для зала Храма Господня Соломон, царь Израильский» (4 Цар. 24:13). Неизвестно, что сталось при этих событиях с золотой Менорой. Во всяком случае, через 70 лет, когда царь Кир разрешил евреям возвратиться на родину, восстановить храм, вернул им уцелевшие священные сосуды, семисвечника Моисея среди них не оказалось. Скорее всего, Менора была переплавлена. Хотя среди евреев бытует легенда, что незадолго до разрушения храма пророк Иеремия укрыл её в потайном месте, известном только ему, и в конце времён она непременно отыщется. Другие же говорят, что менора была найдена и возвращена во Второй храм вернувшимися из изгнания израильтянами.

Чудо западного светильника

В отличие от храма Соломона, во Втором Иерусалимском храме золотая Менора была единственной, использующейся в храмовой службе.
По преданию, особое чудо ежедневно происходило с западным светильником Меноры. Вероятно, имелась в виду средняя лампада, ближайшая к западу от трёх восточных. В неё наливали столько же масла, как и в другие лампады, но священник, приходивший утром очистить Менору после ночного горения, всегда находил этот светильник ещё горящим, а шесть остальных - погасшими. Тут, правда, мнения расходятся: одни знатоки Талмуда считают, что западная лампада горела до полудня; другие - что она горела весь день и вечером священник зажигал остальные светильники от все ещё горевшего западного светильника; а по некоторым мнениям, западный светильник приходилось зажигать лишь раз в году. Талмуд рассказывает, что это чудо прекратилось за 40 лет до разрушения Второго храма.
Золотая Менора вместе с другой храмовой утварью была захвачена в 169 году до нашей эры войсками сирийского царя из династии Селевкидов Антиоха IV Епифана, отступавшими через Иерусалим после поражения в войне с Египтом. С тех пор следы её теряются во времени. Поэтому после освобождения Иерусалима в результате восстания Маккавеев повстанцам пришлось изготовить новую менору. Вначале она была железной, а затем её заменили последовательно на серебряную и золотую.

Арка Тита

Во Время Иудейской войны в 70 году Иерусалим был осаждён римскими войсками. Хотя священники спрятали Менору, после захвата города и разрушения храма римлянам все же удалось обнаружить её под развалинами. По свидетельству еврейского историка и военачальника Иосифа Флавия, она была отправлена в Рим вместе с другими трофеями. Император Веспасиан поместил их в построенный им храм богине Мира. На арке Тита, находящейся к юго-востоку от императорского форума в Риме, есть барельеф с изображением пленных евреев, несущих Менору. Это наиболее известное и детальное изображение реликвии, сохранившееся до наших дней. Именно оно впоследствии легло в основу государственного герба Израиля. Тем не менее некоторые исследователи и раввины утверждают, что это изображение отличается от описания Меноры в Библии и других древних источниках. Судя по этим отличиям, римляне захватили не менору, а лишь один из храмовых светильников. Однако не исключено, что эти отличия - лишь результат некоторой небрежности римского художника, который изображал семисвечник по памяти.

Дальнейшая судьба

Какова же дальнейшая судьба храмовой Меноры? По одной из версий, она могла быть захвачена во время первого разграбления Рима вестготами под началом Алариха в 410 году. Однако более вероятно, что Менору увезли в Карфаген после захвата Рима вандалами в 455 году.
В 534 году Карфаген был взят византийской армией под командованием Велизария. Полководец удостоился в Константинополе триумфа, т.е. торжественного шествия, во время которого по городу везли захваченные сокровища. По свидетельству секретаря полководца Велизария, византийского историка Прокопия Кесарийского: «В их числе были и иудейские сокровища, которые наряду с многим другим после взятия Иерусалима привёз в Рим Тит, сын Веспасиана».
По совету одного из иудеев, предсказавшего несчастья от реликвий, император Юстиниан приказал отправить иудейские сокровища в христианские храмы в Иерусалиме. Если даже Менора возвратилась в Иерусалим, скорее всего, она была переплавлена в золото во время одного из многочисленных разграблений города в Средние века. Это могло случиться при разорении Иерусалима персидским царём Хосровом в 614 году. Менора могла быть уничтожена и много позже, при захвате города крестоносцами в 1204 году во время Четвёртого крестового похода. Нельзя исключить и версию, что она до сих пор хранится где-нибудь в подвалах Ватикана.
А в Иерусалиме, в Старом городе, можно увидеть копию Меноры в натуральную величину, подаренную израильтянам украинским миллионером Вадимом Рабиновичем. В ней 37 килограммов золота, она отлита по чертежам, выполненным специалистами иерусалимского Института Храма. Менора, накрытая пуленепробиваемым прозрачным колпаком, стоит на улице.

В самом центре «Вечного города», среди развалин древнего римского форума, возвышается триумфальная арка императора Тита. Она прекрасно сохранилась до наших дней, и на ее барельефах можно увидеть ратные подвиги римских легионеров. Увенчанные лаврами победителей, они несут таблицы с названиями побежденных городов, и на одной из них значится «Иерусалим».

В мраморе подробно запечатлено, как в 70 году нашей эры «божественный Тит, сын божественного Веспасиана» на позолоченной колеснице возвратился в родной Рим. За победителем идут вереницы пленников, везут повозки с захваченной казной, утварью, сосудами и серебряными трубами из разрушенного Второго Иерусалимского храма. Среди бесчисленных трофеев находилась и одна из главных святынь иудеев – «Золотая Менора».

«Еврейская энциклопедия» сообщает, что под Менорой обычно понимается священный семисвечник, сделанный во время странствий евреев по пустыне. Она, детально описанная в книге «Исход», была сделана из чистого чеканного золота и имела вид правильного семиствольного дерева. Из главного ствола выделялись шесть боковых ветвей – по три с каждой стороны.

Каждая из шести ветвей имела по три миндалевидных чашечки, завязь и цвет: в чашечку каждого ствола вставлялась золотая лампада. Главный ствол Меноры имел четыре таких чашечки, четвертая помещалась на самом верху и предназначалась для елея и фитиля.

Основание «Золотой Меноры», все ее боковые стволы и украшения чеканились из одного золотого слитка – без спайки. Современникам был известен и вес канделябра: сорок килограммов чистого золота высшей пробы. К светильнику прилагались еще золотые щипцы и лопаточки.

О размерах «Золотой Меноры» в Библии ничего не говорится, но по традиции она была высотой около полутора метров. В скинии Менора помещалась перед южным краем завесы, скрывавшей от глаз Святая Святых, напротив стола со священными хлебами, стоявшими перед северным краем завесы.

Светильник Моисея, как еще называют «Золотую Менору», был сделан по его указаниям Бецалелем. Впоследствии Менора была поставлена в храме Соломона между другими светильниками. В храме светильник располагался так, что ветви его указывали на север и на юг.

Чистка светильника и наполнение его чашечек маслом были обязанностью первосвященника, и происходило это по утрам. Перед Менорой находилась лестница в три ступени, на второй ступеньке помещались масло, лопатки, щипцы и другая утварь. В «Скинии Завета» эта лестница была сделана из дерева «ситтим», но в храме Соломон заменил ее мраморной.

«Золотая Менора» была для евреев светильником веры и символом сотворения Богом мира за семь дней, а главный ствол ее олицетворял субботу.

Это было более чем две тысячи лет назад, когда Палестиной правил греко-сирийский император Антиох IV Епифан. Греки пытались заставить евреев отречься от их иудейской веры и требовали, чтобы они поклонялись их языческим богам. Антиох IV приказал превратить Первый Иерусалимский храм в святилище Зевса Олимпийского.

Но евреи не отказались от своей веры и в течение трех лет под предводительством Иуды Маккавея сражались против армии Антиоха. Как только была одержана победа и Иерусалимский храм освободили, иудеи решили убрать его от внесенных туда языческих идолов и предметов, уничтожить оскверненный алтарь и воздвигнуть новый, а потом освятить его.

Когда воины Маккавея стали расчищать храм, они обнаружили, что сохранился только один маленький кувшинчик с освященным маслом. Этот кувшинчик был спрятан еще прежними священнослужителями храма, но елея в нем было так мало, что могло хватить только на один день поддержания священного огня перед Ковчегом Завета.

Но вот миновали день и ночь, потом прошел еще один день, и снова наступила ночь, а светильник все горел. Свершилось чудо, свидетелями которому оказались все, кто в те дни приходил в храм: добавить масла было неоткуда, а светильник не угасал. Чудесным образом масла хватило на все то время, пока служители храма не собрали его столько, сколько было нужно, чтобы Вечный Огонь не угасал.

И тогда Иуда Маккавей объявил праздник, чтобы отпраздновать посвящение Храма вновь своему Богу. Праздник этот называется «Ханука», потому что слово это означает «посвящение». В память о горшочке со священным маслом каждый день восьмидневного праздника зажигают свечу или масляный фитиль, начиная с одной и потом по дополнительной свече каждый день.

…В Риме драгоценный трофей поставили в храме «Богини мира» вместе со столом священных хлебов (по другим сведениям эти реликвии еврейского народа долгое время хранились в императорской сокровищнице). Отсюда история «Золотой Меноры» прослеживается до 534 года, когда она была перевезена в Константинополь, а уж оттуда возвращена в Иерусалим. Во время одной из войн эти сокровища, очевидно, были уничтожены: историки предполагают, что случилось это в 1204 году – во время Четвертого крестового похода.

Таким образом, следы «Золотой Меноры» потерялись, и на это счет существует много преданий. Например, в одном из них говорится, что некие злоумышленники еще в Риме выбросили «Золотую Менору» в мутные воды реки Тибр – как раз напротив того места, где впоследствии возникло еврейское гетто, а в конце XIX века выросло здание главной римской синагоги.

Правда, есть и такое предположение. Менора, вывезенная императором Титом из Иерусалима и изображенная на его арке, была одним из светильников Второго храма, а не светильником Моисея. А настоящая «Золотая Менора» была спрятана священниками еще до разрушения Первого Иерусалимского храма.

…Со временем слава старинной Меноры постепенно распространилась по миру, а ее изображение впоследствии стало одним из символов израильского государства. Многие пробовали искать эту святыню, потому что еврейский народ был твердо убежден, что она цела и невредима.

Неожиданно эти поиски из архивных перешли в сферу большой политики. В январе 1996 года в Риме побывал Шимон Шитрит, министр по делам религии Израиля. В программу его визита, кроме встреч с официальными лицами Италии, было включено посещение Ватикана и даже личная аудиенция у папы Иоанна Павла II.

В разгар беседы, когда прорабатывался деликатный вопрос о поездке главы римской католической церкви на Святую Землю, израильский министр вдруг резко сменил тему. Шимон Шитрит сказал верховному понтифику, что, по имеющимся у его правительства сведениям, знаменитая «Золотая Менора» не пропала, а хранится за семью печатями в подвалах Ватикана и что «возвращение реликвии (или хотя бы прояснение ее судьбы) имело бы огромную важность для отношений между еврейским народом и католическим миром». Далее министр добавил, что в своих предположениях правительство Израиля опирается на выводы и изыскания специалистов из Флорентийского университета.

Иоанн Павел II, спокойно выслушав взволнованную речь министра, однозначного отрицательного ответа на его просьбу вроде бы не дал. По мнению Шимона Шитрита, это могло означать, что «светильник веры» действительно спрятан где-то за бронзовыми вратами папского города-государства.

Однако на самом деле уклончивый ответ папы римского мог означать все, что угодно (в том числе и нежелание говорить на тему, которую израильский министр по протоколу не имел права даже затрагивать). Но вслух слово сказано, и волшебная возможность возвращения «Золотой Меноры» уже будоражит воображение и умы верующих евреев.

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, что символизирует семисвечник?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) :

Семисвечник (евр. менора ) был важнейшей принадлежностью скинии, а позже - Иерусалимского храма. Господь повелел пророку Моисею: И сделай светильник из золота чистого (Исх. 25: 31). Семисвечник имел вид стебля, утвержденного на подставке. На его ветвях располагались семь лампад, наполненных чистым оливковым маслом. Лампады зажигались каждый вечер и горели всю ночь: от вечера до утра (Лев. 24: 3). Семисвечник был символом присутствия среди людей Бога, Который одевается светом, как ризою (Пс. 103: 2). В Священном Писании часто говорится, что именно Бог является светом всем живущим. Пророк Давид молитвенно восклицает: Ты, Господи, светильник мой; Господь просвещает тьму мою (2 Цар. 22: 29).

В иудаизме с его переориентацией с духовного на национальное произошло умаление Божественной символики семисвечника. Менора из символа просвещающей Божественной истины превращается в национально-религиозный знак Израиля: «В противовес кресту как символу христианства, менора становится символом иудаизма» (Краткая еврейская энциклопедия. Т. 5). Божественное подменяется национальным.

Новозаветная Христова Церковь, как истинная наследница Богооткровенной ветхозаветной религии, восприняла семисвечник как священный символ благодатных даров Святого Духа: И от престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих (Откр. 4: 5). Поскольку таинства в Церкви совершаются Духом Святым, то семисвечник, поставленный между престолом и горним местом, указывает также на семь церковных таинств. Число семь знаменует полноту и совершенство. Семь ветвей светильника обозначают богатство Божественной благодати.

Семисвечник в алтарях новозаветных храмов означает, что каждый, желающий иметь необходимую для спасения благодать, должен быть участником молитвенной жизни Церкви. Господь наш Спаситель призывает следовать за Ним, чтобы не остаться во тьме: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни (Ин. 8: 12). Когда наступит полнота времен и кончится история, в небесном Иерусалиме единственным источником света будет слава Божия: И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его - Агнец (Откр. 21: 23).

После объявления Израилем своей независимости в 1948 году, перед новыми государственными органами была поставлена задача о выборе символики, особенно гербового символа новоиспеченного государства. Государственный Совет Израиля едино проголосовал за выбор меноры – золотого семисвечника, а семисвечник в иудаизме, как и Маген Давид – изображение шестиконечной звезды, играет важную роль и является одним из основных символов веры иудеев.

Почему именно выбор пал на менору, очевидно. Некоторые историки сходятся во мнении, что менора является единственным символом иудаизма. По древнему преданию, менора, в период хождения еврейского народа по пустыне, находилась в Скинии Собрания, а после была передана в Иерусалимский храм. Как гласит легенда, именно еврейский семисвечник был показан Моисею во время его молитвы на горе Синай. Указания, данные Моисею, были настолько сложны, что Бог собственноручно создал семисвечник. На вид он имел шесть ветвей на основании, и выполнен был из чистого золота, общим весом 35 кг.

Прообразом семисвечника в иудаизме стала мория или марва – одна из разновидностей шалфея. Согласно другому преданию, менора это изображение дерева. Согласно древней легенде, таких семисвечников в иудаизме было всего шесть. Находились они в храме Соломона, но после его разрушения были перенесены в стены Второго Храма. В период возведения Второго Храма, пророку Захарию во сне пришло ведение, в котором он увидел ветки оливы по сторонам меноры. Так и появился современный вид меноры – в обрамлении оливковых веток, который впоследствии использовался в качестве герба.

Предания Талмуда рассказывают нам о Флавие Тите – римском полководце, который во время блокады римлянами Иерусалима смог похитить золотую менору, посланную затем в Рим в качестве победного трофея. Об этом говорит и триумфальная арка, которая была возведена после кончины Тита. Изображение на ней рассказывает, как побежденные евреи несут золотую менору. Такой образ семисвечника и лег в основу современного герба, хотя многие историки и раввины говорят, что настоящая менора имела другой вид. На сегодняшний день доподлинно неизвестно, какова была дальнейшая судьба меноры.

Второй век нашей веры – время, с которого еврейский семисвечник начал считаться полноценным символом иудаизме, как крест в христианской вере. Образ меноры встречается в древних захоронениях, и по наличию семисвечника можно безошибочно догадаться, что это еврейское захоронение.

Образ меноры повсеместно используется для оформления синагог, в иллюстрациях к различным древним писаниям. Еврейский золотой семисвечник – образ второго пришествия Мессии. Образ меноры в иудаизме многогранен. Он является символом света и слова Божьего, божественной защиты иудеев, символ мудрости, духовного возрождения, символ чуда рождения и жизни.

Несмотря на то, что остановить выбор на основном символе герба Израиля было делом быстрым и единогласным, то с выбором остальных художественных элементов герба страны, случились небольшие загвоздки. Один их художников – Итамар Давид, предложил использовать в качестве дополнительных изображений на гербе плоды граната или шофар. Но это предложение было отклонено. Еще один вариант израильского герба принадлежит Максиму и Габриэлю Шамирам. Под их художественным руководством на гербе появился золотой семисвечник на щите, в обрамлении оливковых веток, а основание украшала надпись «Израиль». Изображение на гербе Израиля веток оливы приписывают президенту Хаиму Вайцману.

Существует несколько версий про выбор оливковых ветвей. По одной из них, масло, отжатое из плодов оливы, используется для того, чтобы зажечь менору. По другой версии, ветви оливы имеют схожие черты с, изображенными на знамени СССР, колосьями. Официальная версия объясняет выбор оливковых ветвей как символа мира, и стремление Израиля к нему.

В самом центре «Вечного города», среди развалин древнего римского форума, возвышается триумфальная арка императора Тита. Она прекрасно сохранилась до наших дней, и на ее барельефах можно увидеть ратные подвиги римских легионеров. Увенчанные лаврами победителей, они несут таблицы с названиями побежденных городов, и на одной из них значится «Иерусалим».

В мраморе подробно запечатлено, как в 70 году нашей эры «божественный Тит, сын божественного Веспасиана» на позолоченной колеснице возвратился в родной Рим. За победителем идут вереницы пленников, везут повозки с захваченной казной, утварью, сосудами и серебряными трубами из разрушенного Второго Иерусалимского храма. Среди бесчисленных трофеев находилась и одна из главных святынь иудеев – «Золотая Менора».

«Еврейская энциклопедия» сообщает, что под Менорой обычно понимается священный семисвечник, сделанный во время странствий евреев по пустыне. Она, детально описанная в книге «Исход», была сделана из чистого чеканного золота и имела вид правильного семиствольного дерева. Из главного ствола выделялись шесть боковых ветвей – по три с каждой стороны.

Каждая из шести ветвей имела по три миндалевидных чашечки, завязь и цвет: в чашечку каждого ствола вставлялась золотая лампада. Главный ствол Меноры имел четыре таких чашечки, четвертая помещалась на самом верху и предназначалась для елея и фитиля.

Основание «Золотой Меноры», все ее боковые стволы и украшения чеканились из одного золотого слитка – без спайки. Современникам был известен и вес канделябра: сорок килограммов чистого золота высшей пробы. К светильнику прилагались еще золотые щипцы и лопаточки.

О размерах «Золотой Меноры» в Библии ничего не говорится, но по традиции она была высотой около полутора метров. В скинии Менора помещалась перед южным краем завесы, скрывавшей от глаз Святая Святых, напротив стола со священными хлебами, стоявшими перед северным краем завесы.

Светильник Моисея, как еще называют «Золотую Менору», был сделан по его указаниям Бецалелем. Впоследствии Менора была поставлена в храме Соломона между другими светильниками. В храме светильник располагался так, что ветви его указывали на север и на юг.

Чистка светильника и наполнение его чашечек маслом были обязанностью первосвященника, и происходило это по утрам. Перед Менорой находилась лестница в три ступени, на второй ступеньке помещались масло, лопатки, щипцы и другая утварь. В «Скинии Завета» эта лестница была сделана из дерева «ситтим», но в храме Соломон заменил ее мраморной.

«Золотая Менора» была для евреев светильником веры и символом сотворения Богом мира за семь дней, а главный ствол ее олицетворял субботу.

Это было более чем две тысячи лет назад, когда Палестиной правил греко-сирийский император Антиох IV Епифан. Греки пытались заставить евреев отречься от их иудейской веры и требовали, чтобы они поклонялись их языческим богам. Антиох IV приказал превратить Первый Иерусалимский храм в святилище Зевса Олимпийского.

Но евреи не отказались от своей веры и в течение трех лет под предводительством Иуды Маккавея сражались против армии Антиоха. Как только была одержана победа и Иерусалимский храм освободили, иудеи решили убрать его от внесенных туда языческих идолов и предметов, уничтожить оскверненный алтарь и воздвигнуть новый, а потом освятить его.

Когда воины Маккавея стали расчищать храм, они обнаружили, что сохранился только один маленький кувшинчик с освященным маслом. Этот кувшинчик был спрятан еще прежними священнослужителями храма, но елея в нем было так мало, что могло хватить только на один день поддержания священного огня перед Ковчегом Завета.

Но вот миновали день и ночь, потом прошел еще один день, и снова наступила ночь, а светильник все горел. Свершилось чудо, свидетелями которому оказались все, кто в те дни приходил в храм: добавить масла было неоткуда, а светильник не угасал. Чудесным образом масла хватило на все то время, пока служители храма не собрали его столько, сколько было нужно, чтобы Вечный Огонь не угасал.

И тогда Иуда Маккавей объявил праздник, чтобы отпраздновать посвящение Храма вновь своему Богу. Праздник этот называется «Ханука», потому что слово это означает «посвящение». В память о горшочке со священным маслом каждый день восьмидневного праздника зажигают свечу или масляный фитиль, начиная с одной и потом по дополнительной свече каждый день.

…В Риме драгоценный трофей поставили в храме «Богини мира» вместе со столом священных хлебов (по другим сведениям эти реликвии еврейского народа долгое время хранились в императорской сокровищнице). Отсюда история «Золотой Меноры» прослеживается до 534 года, когда она была перевезена в Константинополь, а уж оттуда возвращена в Иерусалим. Во время одной из войн эти сокровища, очевидно, были уничтожены: историки предполагают, что случилось это в 1204 году – во время Четвертого крестового похода.

Таким образом, следы «Золотой Меноры» потерялись, и на это счет существует много преданий. Например, в одном из них говорится, что некие злоумышленники еще в Риме выбросили «Золотую Менору» в мутные воды реки Тибр – как раз напротив того места, где впоследствии возникло еврейское гетто, а в конце XIX века выросло здание главной римской синагоги.

Правда, есть и такое предположение. Менора, вывезенная императором Титом из Иерусалима и изображенная на его арке, была одним из светильников Второго храма, а не светильником Моисея. А настоящая «Золотая Менора» была спрятана священниками еще до разрушения Первого Иерусалимского храма.

…Со временем слава старинной Меноры постепенно распространилась по миру, а ее изображение впоследствии стало одним из символов израильского государства. Многие пробовали искать эту святыню, потому что еврейский народ был твердо убежден, что она цела и невредима.

Неожиданно эти поиски из архивных перешли в сферу большой политики. В январе 1996 года в Риме побывал Шимон Шитрит, министр по делам религии Израиля. В программу его визита, кроме встреч с официальными лицами Италии, было включено посещение Ватикана и даже личная аудиенция у папы Иоанна Павла II.

В разгар беседы, когда прорабатывался деликатный вопрос о поездке главы римской католической церкви на Святую Землю, израильский министр вдруг резко сменил тему. Шимон Шитрит сказал верховному понтифику, что, по имеющимся у его правительства сведениям, знаменитая «Золотая Менора» не пропала, а хранится за семью печатями в подвалах Ватикана и что «возвращение реликвии (или хотя бы прояснение ее судьбы) имело бы огромную важность для отношений между еврейским народом и католическим миром». Далее министр добавил, что в своих предположениях правительство Израиля опирается на выводы и изыскания специалистов из Флорентийского университета.

Иоанн Павел II, спокойно выслушав взволнованную речь министра, однозначного отрицательного ответа на его просьбу вроде бы не дал. По мнению Шимона Шитрита, это могло означать, что «светильник веры» действительно спрятан где-то за бронзовыми вратами папского города-государства.

Однако на самом деле уклончивый ответ папы римского мог означать все, что угодно (в том числе и нежелание говорить на тему, которую израильский министр по протоколу не имел права даже затрагивать). Но вслух слово сказано, и волшебная возможность возвращения «Золотой Меноры» уже будоражит воображение и умы верующих евреев.



Что еще почитать