Виды детских рассказов о природе, их характерные особенности. Рассказы о природе русских писателей Рассказы для детей о природе и животных

Клест : детям о природе . Какая птица выводит птенцов зимой? Чем удивительна эта птица? Загадки, стихи, рассказы, сказки, презентация про клеста и других лесных обитателей для детей. Познавательная сказка в картинках «Клест и дятел».

Сегодня новая страничка нашей детской энциклопедии о зимующих птицах на сайте «Родная тропинка». Она познакомит нас с удивительной птичкой – с клестом.

Какая птица выводит птиц зимой?

Рассказ для детей о клесте в картинках

Клеста всегда легко узнать по его клюву. У клестов клюв похож на крестик. Попробуй нарисовать крестик карандашом. А теперь выложи крестик из двух палочек. Похоже на клюв клеста? Ты видел такой клюв-крестик у других птиц – воробьев, гусей, уток, куриц, голубей? Нет? Правильно, не видел и не увидишь!!! Такой клюв есть только у клестов! Он им нужен, чтобы добывать себе еду – доставать семена из шишек. Обычным прямым клювом семена из шишки не добудешь! Поэтому если увидишь в лесу или парке зимой птичку с клювом-крестиком, то знай — это клёст. Никогда его с другими птичками не перепутаешь!

Но не только своим клювом-крестиком знаменит клёст!

Клест – это самая удивительная птица! И самая закаленная! Никаких морозов не боится! И птенцов выводит лютою зимой во время вьюг, метелей и сильных морозов. И поэтому гнездо клесты делают очень теплое и прочное. И всегда их гнездо находится очень высоко на сосне или на ели, чтобы никто птенцов не смог достать.

Строят клесты свой зимний домик для птенчиков – свое гнездо из сухих еловых веточек, мха и лишайников, мягких корешков. А чтобы теплее оно было, выстилают внутри шерстью и перышками. Толстые стеночки должны быть у этого гнезда, чтобы малыши в нем не замерзли. Строит гнездо самочка – мама будущих птенчиков. А самец – папа–клест ей помогает. Теплый прочный дом получается у клестов! Не страшны в таком домике ни мороз, ни вьюга!

Мороз на улице такой, что люди даже в парках не гуляют, домой поскорее спешат. А мама-птичка в это время сидит на гнезде, никуда с него не улетает. В гнезде у нее 3-4 мелких яйца, из которых скоро ее маленькие детки — клестята вылупятся. Две недели сидит мама будущих клестят на заснеженных ветках. Нельзя ей улетать – надо птенцов высиживать!

А как же питается в это время мама, если она с гнезда улететь не может? Кто же кормит ее в это время? (дайте время малышу подумать и попытаться найти ответ на вопрос) Конечно, помогает маме в это время папа – клест, который приносит ей корм и заботится о ней.

Когда появляются на свет клестята, мама тоже от них не отходит ни на минутку – сидит на клестятах и их согревает своим телом.

Почему же птенцы у клестов появляются зимой? А потому что для клестят нужна особая еда! Какая? Конечно же, особая еда — детская — ту, что детям дают, чтобы они хорошо росли. А что же это за еда такая очень полезная? (Пусть малыш попробует назвать полезные продукты, которые ему известны, и попробует догадаться, какие из них могут быть нужны маленьким птенчикам-клестятам):

«Что ты ешь по утрам? Кашу. А какую кашу? (Гречневую, овсяную, пшенную, манную – вспомните вместе с малышом). А клестятам тоже нужна каша, но другая — птичья – еловая каша!!! И такой каши много бывает только зимой, ведь получается она из … шишек! Знаешь ты такую кашу? Нет? Вот послушай, что это за каша и как растут маленькие клестята».


Н. Сладков. Еловая каша

У всех день рождения − радость. А у клестят − беда. Ну что за радость вылупиться зимой? Мороз, а ты голышом. Один затылок пухом прикрыт.

У всех птиц родители как родители, детей летом выводят, когда тепло и сытно. Одним клестам законы не писаны. Угораздило же высидеть клестят зимой, да ещё двадцать девятого февраля! Что это за день рождения, который бывает один раз за четыре года? Прямо хоть плачь: ни зелени, ни гусеничек; снег, холод…
А родители хоть бы что!
Вон папа-клёст − сидит себе на ёлке и песни поёт. А у самого пар из клюва, будто трубку курит!
Это я так про клестят думаю.
Только вижу, что сами клестята живут не тужат!
Клестята кашу едят. Хороша каша из еловых семян! Каши наедятся − и спать. Снизу гнездо − как пуховая перинка, сверху мама − как перяное одеяльце. А изнутри каша греет. Ёлка клестят баюкает, ветер им песни мурлычет.
Немного дней прошло − выросли клестята. Ни горлышки не застудили, ни носы не отморозили. Да толстые такие, что в гнезде тесно. И неугомонные: чуть из гнезда не вываливаются.<
Это, наверное, всё от забот маминых и от еловой каши.
<А ещё от яркого солнышка и морозного ветра.
Нет, день рождения − всегда счастливый день.
Пусть даже зима и мороз. Пусть даже двадцать девятого февраля.
Всё равно!<

Наверное, Вы подумали, что раз клестята рождаются на свет в такой лютый мороз, то они одеты в очень теплую шубку как зайчики или белочки зимой? А вот и нет! Пух у них такой же как и у птенцов других птичек, которые весной вылупляются. И греет их только мама! Без мамы клестята пропадут! Мама так согревает своим тельцем гнездо, что в нем теплее, чем у нас с вами дома! Вот это да! Даже батарей или печки не надо!

Потом клестята подрастают, и мама ненадолго начинает вылетать из гнезда. Как же холодно тогда малышам! Они прячут голову под животик, чтобы не замерзнуть. А когда мама вернется, быстро отогреваются под ней. Кормит маму и детишек папа-клест. Он приносит семена ели, отдает их маме. А мама ими кормит своих малышей – клестят.

Долго приходится родителям выкармливать своих малышей, потому что те еще маленькие и сами еду из шишек добывать не умеют. Ведь у взрослых клестов клюв крестиком, а у птенчиков клюв прямой. Прямым клювом ни одного семечка из шишки не достанешь! А вот как подрастут малыши, начнут учиться семечки из шишек добывать, клюв у них тоже загнется и станет как крестик. Тогда и станут они сами себе еду добывать, клювом-крестиком чешуйки шишки раздвигать и доставать семена.

Клесты очень дружные птички. Они любят летать стайками и всегда строят гнезда там, где много шишек с семенами. Но как захочет пара вывести птенцов – улетает из стаи, гнездо делает и живет в нем. А как клестята подрастут, то возвращается семья с клестятами в общую стайку. Стайкой легче прокормиться и выжить в лесу.

У клестов есть еще одно имя. Их называют очень смешно – «северные попугайчики». Догадались, почему? Чем они на попугаев похожи? Да, они яркие как попугайчики, у них тоже есть крылья, лапки, голова, хвост, они тоже умеют летать. А еще клесты как и попугаи могут лазать по веточкам даже висеть вниз головой! Посмотри на фотографию. Они как настоящие ловкие гимнасты! Висят на ветке вниз головой и семена едят!

Клесты до конца семена из шишек никогда не выклевывают. Чуть-чуть семян склюют, а остальные оставят в шишке. А шишку после еды на землю роняют. И поэтому можно сказать, что клесты очень полезные для леса птички. Они как лесники лес сажают. Как же они могут лес посадить, если у них и рук нет – только крылышки? (Дайте возможность ребенку поразмышлять над ответом на этот вопрос, подскажите ему вопросами: «Из чего вырастает ель или сосна? Из шишки! Где должна быть шишка, чтобы семена из нее попали в землю и стали потом маленькими елочками или сосенками? Как клест может помочь дереву и его деткам — семенам?». Расскажите, что из шишек, брошенных клестами на землю, потом вырастают маленькие деревца. Поэтому про клестов и можно сказать, что они лес сажают)

Речевое упражнение «Какие бывают клесты: Придумай слово»

Наверняка, ты видел разных собак. Есть собаки – овчарки. Есть спаниели, есть пудели, бульдоги, колли и много других разных собак. И клесты тоже бывают разные. У нас в России живут три вида клестов. Попробуй по названию догадаться, почему их так называют.

  1. Одних клестов называют так: «Клест – сосновИк » (ударение на третьем слоге). Дагадался, почему? Чем он питается? (Семенами сосны).
  2. Есть и другие клесты. Они питаются семенами ели. Догадайся, как их называют? Я тебе подскажу: «Семена сосны ест клест-сосновИк. А семена ели ест клест…. ?(ело-вИк
  3. А третий клест называется «белокрылый ». Вы уже догадались, почему? Правильно, у него две белые полоски на крыльях. Он ест семена лиственницы. И поэтому его называют догадайтесь, как? (Выслушайте все предположения ребенка, пусть он придумает свои слова, поощрите словотворчество и любые придуманные варианты слова. А потом скажите: «За то, что он ест семена лиственницы, стали называть его лиственничком . Красивое слово – «лиственничек», правда? Тебе оно нравится?»)

А теперь давайте поиграем в сказку-пальчиковый театр для детей.

Как сорока клеста судила:

сказка для детей 5-6 лет

После чтения этой сказки обсудите ее с ребенком:

  • Почему сорока-белобока решила клестов судить? Какие лесные порядки нарушили клесты?
  • Какие птицы прилетели на зов сороки? Согласились ли они с сорокой? Почему?
  • Что интересное ты узнал о жизни клестов? Что еще хочешь узнать? (Умение задавать вопросы – очень важное умение, которое нужно развивать уже в дошкольном возрасте. Поэтому поощрите любые вопросы малыша и найдите на них ответ вместе с ним в книге, энциклопедии или в Интернете)
  • Что означают слова о птенцах «на крыло встанут»?

На этот раз девочка отправилась на прогулку в зимний лес. Тишина в лесу. Спит лес под толстым снежным одеялом. Склонили головы березы в белых шапках, согнули под тяжестью снега свои лапы елки. Вдруг - шум, хлопанье крыльев, трескотня. Это сорока-белобока с разлету шлепнулась на ветку елки, тряхнула с нее снег, затрещала, застрекотала. Из-под тяжелой еловой лапы выглянул клест:
- Слушай, не шуми, не трещи! Не пугай моих птенцов!
- Что? Птенцов? В зимнем лесу? Ты, клест, лесные порядки нарушаешь. Птенцов положено весной выводить. Эй, птицы, слетайтесь все сюда! Клеста судить будем за нарушение лесных порядков. Первым на зов сороки прилетел красногрудый красавец-снегирь и уселся на ветку рябины.
- Что за шум? За что клеста судить? - спросил он.
- Да вот, сорока говорит, что я лесные порядки нарушаю, зимой птенцов вывожу.
- И холодов не боишься?
- Нет. Мы гнездо делаем очень толстое из мелких веточек, утепляем его шерстью, перьями, прячем среди еловых веток. Туда клестиха и откладывает яйца.
- А вдруг даже в таком теплом гнезде яйца замерзнут? - поинтересовался он.
- Нет. Клестиха на них полмесяца сидит, своим теплом согревает.
- А как же она питается? - спросила синица, которая давно уже качалась на ветке березы и слушала разговор.
- Я ей семена из еловых шишек ношу, почки елки и березы, - сказал клест.
- Молодцы клесты! Не страшатся морозов, - включился в разговор дятел, прицепившийся ствол ели. - Я давно за ними наблюдаю. Дружные птицы! И питание у них правильное. Так же любят еловые семена, как и я.
Из дупла на дубе вылезла тетушка-сова и сказала:
- Я хоть и ничего не вижу днем, зато все хорошо слышу. Молодцы, клесты! К весне их клестята на крыло встанут. А знаете, сколько елок вырастет из семян, что они уронили?
- Не права ты, сорока, - сказал снегирь.
- Трещишь без толку, - поддержала его синица.
- Не за что клеста судить, - поставил точку дятел.
Тут все птицы зашумели, загалдели. Сорока махнула на них крылом и улетела. А девочка, которая наблюдала за всей историей, улыбнулась, порадовалась за клеста и пошла домой. (Автор – Н.В. Нищева. Сказка из книги «Развивающие сказки» — Детство-Пресс, 2002 год)

Мультфильм для малышей про клеста

В этом мультфильме малыши познакомятся с лесными обитателями и узнают, кто как зимует. После просмотра мультфильма спросите ребенка: «Почему дрозд (гусеничка, медведь, клест) не смогли прийти к зайчонку на Новый год? А кто пришел к елке? (Рассмотрите последние кадры — снегири, лисенок, олененок, кабан, белка, зайцы)». Спросите, кого из лесных обитателей Ваш малыш пригласил бы на новогодний праздник (кто смог бы на него прийти). А кого бы пригласил на летний праздник?

http://youtu.be/wOvOuLQ4VAc

С кем дружат клесты?

Вспомни, с какими деревьями клесты «дружат»? (С елью, сосной, лиственницей).

Друзья всегда друг другу помогают. Как же клесты и ели да сосны друг другу помогают? Чем клестам ель и сосна помогает? (Елка и сосна дают им корм – семена шишек). А как же клесты этим деревьям помогают? (Напомните ребенку, что клесты едят только часть семян, остальные семена остаются в шишке. Шишка с семенами падает на землю, а весной семена прорастают. Получается, что клесты как лесники лес сажают и этим деревьям помогают)

С какими животными «дружат» клесты? Кто ест семена из шишек, которые обронили клесты на снег? (Белки, мышки)С мышками клесты настоящие друзья! Мышка не может сорвать шишку с дерева. А клесты роняют шишки с семенами на землю, вот и кормятся мышки этими семенами и «Спасибо» за это клестам говорят. Можно сказать, что еда сама к ним приходит, точнее, прилетает с дерева!

А кто еще ест семена шишек в лесу? Белочки. Они тоже доедают семена шишек за клестами. Только вот с клестами белки не дружат. Даже «спасибо» им за еду не говорят. Хочешь узнать, почему?

Николай Сладков. Как клесты заставили белок по снегу прыгать

Не очень-то любят белки по земле прыгать. Оставишь след - охотник с собакой и найдут! На деревьях куда безопаснее. Со ствола - на сучок, с сучка - на ветку. С берёзы - на сосну, с сосны - на ёлку. Там почки погрызут, там шишки. Так и живут.

Ходит охотник с собакой по лесу, смотрит под ноги. Нет на снегу беличьих следов! А на еловых лапах следов не увидишь! На еловых лапах одни шишки да ещё клесты.

Красивые эти клесты! Самчики пурпурные, самочки жёлто-зелёные. А уж шишки шелушить великие мастера! Оторвёт клёст шишку клювом, прижмёт её лапкой и давай кривым носом чешуйки отгибать, семена вышелушивать. Отогнёт чешуйку, отогнёт вторую и бросит шишку. Шишек много, чего их жалеть! Улетят клесты - под ёлкой целая груда шишек остаётся. Охотники называют такие шишки клестовой падалицей.

Идёт время. Клесты всё срывают да срывают с ёлок шишки. Совсем мало в лесу на елях шишек становится. Голодно белкам. Хочешь не хочешь, а приходится на землю спускаться да понизу ходить, клестовую падалицу из-под снега выкапывать.

Ходит белка понизу - оставляет след. По следу - собака. За собакой - охотник.

Спасибо клестам, - говорит охотник, - спустили белку на низ!

К весне из всех шишек на елях высыплются последние семена. Белкам теперь одно спасение - падалица. В падалице все семена целы. Всю голодную весну подбирают и шелушат белки клестовую падалицу. Теперь бы им клестам спасибо сказать, но белки не говорят. Не могут они забыть, как клесты заставили их зимой по снегу прыгать!

  • Почему же белки клестам «спасибо» не говорят?>Чего они забыть не могут?
  • Почему белки не любят зимой на землю спускаться с деревьев? Что их заставляет спускаться с деревьев на снег зимой?
  • Что такое «падалица»?

Рассказы о клестах для детей

Познавательная сказка в картинках «Клест и дятел» (Н. Сладков) для детей 6-7 лет

Презентацию к этой сказке Вы можете скачать бесплатно в нашей группе Вконтакте «Развитие ребенка от рождения до школы» (смотрите раздел группы «Документы» в правой колонке). В ней даны все картинки этой статьи в хорошем разрешении и высоком качестве для более удобного просмотра их с детьми на мониторе домашнего компьютера или на экране.

Смотрю, Дятел, на твой нос и сравниваю со своим, — сказал Клест. — Твой прямой, как стамеска, а мой, как две кривые отвертки. И все-таки мой кривой получше твоего прямого будет.

Рассказ о клестах В. Бианки «Кому законы не писаны» (для младших школьников)

Сейчас все лесные жители стонут от жестокой зимы. Лесной закон велит: зимой спасайся от холода и голода, как умеешь, а о птенцах забудь. Птенцов выводи летом, когда тепло и пищи вволю.

Ну, а кому и зимой пищи полон лес, тому этот закон не писан.
Наши корреспонденты нашли на высокой ёлке гнездо маленькой птички. Ветка, на которой гнездо помещается, вся засыпана снегом, а в гнезде яички лежат.

Пришли на следующий день наши корреспонденты, - как раз мороз трескучий был, носы у всех красные,- глядят, а в гнезде уже птенчики вывелись, голенькие лежат среди снега, слепые еще.
Что за чудо? А чуда никакого нет. Это парочка клестов-еловиков гнездо свила и птенцов вывела.
Такая уж птица клёст, что ни холода, ни голода зимы не боится.

Круглый год можно видеть в лесу стайки этих птичек. Весело перекликаясь, они перелетают с дерева на дерево, из леса в лес. Круглый год они ведут кочевую жизнь: сегодня здесь, завтра -там.

Весной все певчие птицы разбиваются на пары, выбирают себе участок и живут на нём, пока не выведут птенцов.
А клесты и в это время летают стайками по всем лесам, нигде подолгу не останавливаясь.

В их шумных летучих стаях круглый год можно видеть вместе со старыми и молодых птиц. Точно птенцы у них так и родятся в воздухе, на лету.

В Ленинграде у нас клестов зовут ещё „попугаями». Такое название им дали за их пёстрый и яркий, как у попугая, наряд и за то ещё, что они лазают и крутятся на жёрдочках, тоже как попугаи.

Перья самцов-клестов оранжевого цвета разных оттенков; у самок и молодых - зелёные и жёлтые.
Лапки у клестов цепкие, клюв ухватистый. Клесты любят повиснуть вниз головой, держась лапками за верхнюю веточку, а клювом схватившись за нижнюю.

Совсем чудом кажется, что тело клеста после смерти очень долго не гниёт. Труп старого клеста может пролежать лет двадцать - и ни одно перышко с него не упадёт, и запаха не будет. Как мумия.

Но интересней всего у клеста нос. Такого носа нет ни у одной другой птицы.
Нос у клеста крестом: верхняя половинка вниз загнута, нижняя - вверх.

В носу у клеста вся сила и разгадка всем чудесам.

Родятся клесты с прямыми носами, как и все птицы. Но как только птенец подрастёт, он принимается доставать носом семечки из еловых и сосновых шишек. При этом его нежный еще нос загибается крест-накрест, да так и остаётся на всю жизнь. Клесту это на пользу: крестовым-то носом куда удобней семечки вылущивать из шишек.

Тут всё и становится понятным.

Почему клесты всю жизнь бродят по лесам?
Да потому, что они ищут, где лучший урожай шишек. В этом году у нас в Ленинградской области шишки уродились. Клесты у нас. В будущем году где-нибудь на севере шишечный урожай, - клесты туда.

Почему клесты зимой песни распевают и птенчиков выводят среди снега?
Да почему же им не петь и птенцов не выводить, раз пищи кругом вволю? Гнездо тёплое - там и пух, и перо, и мягкая шёрстка, а самка, как отложит первое яичко, так уж с гнезда не сходит. Пищу ей самец таскает.

Сидит самка, греет яйца, а птенчики выклюнутся, - она их кормит размягчёнными в зобу еловыми да сосновыми семечками. Шишки-то ведь круглый год на деревьях.

Сойдётся парочка, захочет своим домком пожить, малых деток вывести,-улетит из стаи, всё равно зимой ли, весной ли, осенью ли (в каждом месяце гнёзда клестов находили). Совьют гнездо - живут. Птенцы подрастут,-всё семейство опять пристанет к стае.

Стихи о клестах

Клесты

Зимой, когда птицы на юг улетели,
Покинув привычное место своё,
В лесу закружили снега и метели,
В берлоги и норы залезло зверьё.

Лишь только клесты на ветвях веселятся,
Еловые шишки проворно лущат.
Они семенами с лихвой наедятся —
Любые морозы тогда победят.

Весёлые песни они распевают
И в лютую стужу выводят птенцов.
Их яркие перья на солнце сияют.
Ну кто же поймёт этих смелых клестов?

И вниз головой на ветвях повисают,
Ухватистым клювом за ветку держась.
Вдруг стаей с раскидистых веток взлетают,
В мерцающем небе подолгу кружась.

Когда всё в лесу до весны замирает,
Лесные тропинки печально пусты,
Под снегом холодным земля засыпает.
Но жизнь торжествует — на ветках клесты. (Татьяна Керстен)

Птенчики клесты

Снег кружится, падая,
мчит метелицей,
белизною радуя,
мягко стелется
и снежинок блёстками
землю порошит.
Снег руками жёсткими
все укрыть спешит.

Не озябли б птенчики,
жёлтые Клесты.
Щёлкают, как щипчики,
клювики-кресты.
Под еловой лапою
птенчики сидят.
Деткам мама с папою
шишки теребят. (Ирина Батый)

Загадки про клеста

Не страшны ему метели,
Гнезда вьет зимой на ели,
Крик его отрывист, прост,
Кривоносый красный …
(П. Смолин)

Клюв у птицы той не прост-
Крепкий, загнут и внахлёст,
Невелик той птицы рост,
А зовут ту птицу-…(клёст).
(Владимир Талызин)

Вот и подошла к концу наша встреча с удивительной птичкой, которая называется клест. Надеюсь, что она была интересной для Вас и Ваших детей. До новых встреч в рубрике !

Презентацию с картинками этой статьи в высоком разрешении и хорошем качестве Вы можете скачать в нашей группе Вконтакте «Развитие ребенка от рождения до школы» (см. раздел группы «Документы» под видозаписями сообщества). Презентация доступна для редактирования.

Чтобы было удобнее заниматься с детьми по материалам этой статьи, ниже я даю презентацию с картинками статьи. Для полноэкранного просмотра нажмите значок в правом нижнем углу экрана.

Презентация «Клест»

Презентацию для детей с картинками из этой статьи в хорошем разрешении и качестве вы можете или в нашей группе Вконтакте «Развитие ребенка от рождения до школы» (в разделе группы «Документы»).

Еще о зимующих птицах интересные материалы для игр, занятий, проектов с детьми вы найдете в статьях:

Познавательные рассказы, видео для малышей, речевые и логические задачи о птицах зимой, загадки, стихи, пальчиковая гимнастика, игры.

3. Рассказ воспитателя и детей о природе, его особенности

Решая определенные образовательные задачи, воспитатель строит рассказ с учетом опыта и интереса дошкольников, адресует его детям конкретной возрастной группы. В этом его преимущество в сравнении с чтением художественной литературы. Восприятие рассказа для детей является достаточно сложной умственной деятельностью. Ребенок должен уметь слушать и слышать речь взрослого, по ходу рассказа осмысливать его, на основе словесного описания активно воссоздавать достаточно яркие образы, устанавливать и понимать те связи и зависимости, о которых говорит воспитатель, соотнести новое в содержании рассказа со своим прежним опытом. Рассказ воспитателя о природе должен строиться с учетом этих требований.
Знания, сообщаемые в рассказе, должны отвечать требованиям достоверности, научности. Воспитатель, прежде чем сообщать о чем-то детям, проверяет правильность фактов. Рассказ должен быть занимательным, иметь яркий динамичный сюжет, быть эмоциональным. Бессюжетные рассказы, большие описания не привлекают внимания ребят, не запоминаются.

Яркость, образность и конкретность языка - обязательное требование к рассказу воспитателя. Такой рассказ действует не только на ум, но и на чувства ребенка, надолго запоминается. Однако яркость и образность должны подчиняться содержанию рассказа, а не быть самоцелью. Хорошо воспринимаются детьми рассказы от лица героя. Для того чтобы подчеркнуть существенное, значимое, в рассказ включают вопросы к детям, побуждая их к обмену мыслями, лучшему осмыслению материала.

Рассказывать детям можно с разными целями: для расширения знаний об уже знакомых явлениях, животных, растениях; для ознакомления с новыми явлениями, фактами (с трудом взрослых в природе, охраной и привлечением птиц, охраной дикорастущих растений и др.). Рассказ обязательно сопровождается иллюстративным материалом - фотографиями, картинами, диафильмами. Без наглядности интерес к рассказу снижается, он хуже воспринимается детьми. Продолжительность рассказа для детей старшего дошкольного возраста должна быть не более 10-15 мин.

Для рассказа воспитатель использует разнообразный материал: собственные наблюдения из жизни природы, деловые очерки о природных явлениях, записки и рассказы натуралистов, научные материалы.

4. Чтение познавательной природоведческой художественной литературы о природе

Знакомя детей с природой, мы должны не только сообщать им конкретные знания, но и вызывать в душе каждого ребёнка эмоциональный отклик, пробуждать эстетические чувства.

Каждый объект природы, яркий или скромный, большой или маленький, по своему привлекателен, и, описывая его, ребёнок учиться определять своё отношение к природе, передавать его в рассказах, в рисунках и т.д. Встречи с природой возбуждают фантазию ребёнка, способствуют развитию речевого, изобразительного, игрового творчества.

Таким образом, знакомя детей с природой, мы формируем у них нравственное и эстетическое отношение к действительности.

Задача воспитания эмоционально-положительного отношения к природе тесно связана с задачей развития и поддержания устойчивого и глубокого интереса к ней. Это имеет большое значение для подготовки детей к будущей трудовой деятельности на благо Родины. Красота родной природы раскрывает и красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой край ещё прекраснее.

Любовь к природе определяется прежде всего действительным, бережным отношением к ней. У детей дошкольного возраста это прежде всего выражается в элементарной заботе о животных, в доступном труде по выращиванию растений и т.д.

Интерес к природе появляется уже в младшем дошкольном возрасте. Малыш удивляется, встречая новый цветок, незнакомое животное, необычное явление (первый снег, бегущие ручейки, нераспустившийся бутон). Его вопросы это первые ростки радостного чувства познания природы, интереса к ней, и это нужно укреплять, поддерживать.

При встрече ребёнка с природой должны решаться в единстве познавательные, нравственные и эстетические задачи. Например, поэтическое произведение даёт доступный пониманию дошкольников пример гуманного отношения к природе, который может быть использован им как образец для подражания.

Эмоциональное отношение к природе, любовь к ней рождаются не только тогда, когда ребёнок гуляет по лесу, слушает птиц. Очень важна в этом плане творческая работа детей с природным материалом.

Рассматривая с детьми картину «Берёзовая роща» обращаемся к рассказу И. Соколова - Микитова «Берёза». В народных песнях и сказках часто упоминалась берёза. Простые деревенские люди ласково называли берёзу берёзонькой. Можно предложить детям послушать хороводную песню «Во поле берёзонька стояла» и вспомнить какие они ещё знают песни о русской берёзе. Прочитать детям стихотворение А. Прокофьева «Берёза».

С целью воспитания любви к природе можно проводить различные дидактические игры, игры -занятия и т.д.

При рациональном сочетании разных видов деятельности, возможно добиться успехов в экологическом воспитании и образовании.

В детской литературе природа отображается различными художественными средствами. Будучи научной по своему содержанию, природоведческая книга для детей должна быть одновременно и художественной. В этом ее особенность.

Детская книжка о природе используется педагогом прежде всего в воспитательных целях. Являясь видом искусства, она воздействует не только на сознание ребенка, но и на его чувства. Образное описание пышного цветения садов, разноцветия лугов, причудливых деревьев помогает формировать эстетическое отношение ребенка к природе, любить ее. Природоведческая книга дает богатый материал для воспитания познавательного интереса, наблюдательности, любознательности. Она ставит перед детьми новые вопросы, заставляет их присматриваться к окружающей природе.
В руках воспитателя детская книга о природе имеет большую познавательную ценность. Она выводит за пределы наблюдаемого и тем самым расширяет представления детей, знакомит с теми явлениями, которые непосредственно воспринять невозможно. С помощью книжки можно узнать о явлениях природы, о жизни растений и животных других климатических зон, уточнить и конкретизировать имеющиеся представления о предметах, явлениях. Природоведческая книга раскрывает детям явления неживой природы, помогает устанавливать связи и отношения, существующие в природе.

Основоположниками советской детской природоведческой книжки являются В. В. Бианки и М. М. Пришвин. Книги В. Бианки учат детей научному видению природы. В основе каждого рассказа, сказки, созданных В. Бианки, лежат точные факты, научные сведения об окружающей природе. Произведения В. Бианки помогают воспитателю в занимательной форме раскрыть перед детьми сложные явления природы, показать закономерности, существующие в мире природы: многообразие форм приспособления организма к окружающей среде, взаимодействия среды и организма и др. Так, сказка «Первая охота» В. Бианки знакомит маленьких детей с таким сложным явлением в природе, как мимикрия, показывает разнообразные формы защиты животных: одни ловко обманывают, другие прячутся, третьи пугают и т. д. Интересны сказки В. Бианки «Чьи это ноги?», «Кто чем поет?», «Чей нос лучше?», «Хвосты». Они позволяют раскрыть обусловленность строения того или иного органа животного средой его обитания, жизненными условиями. Воспитатель использует произведения В. Бианки и для того, чтобы показать ребенку, что мир природы находится в постоянном изменении, развитии. Из произведений В. Бианки «Лесная газета», «Наши птицы», «Синичкин календарь» дети узнают о сезонных изменениях в неживой природе, в жизни растений и разных представителей животного мира.

Детская природоведческая литература полезна в работе с детьми всех возрастных групп. Но нужно умело сочетать художественное слово с непосредственными наблюдениями детей. Природоведческую книжку используют в работе с детьми дошкольного возраста с разными целями. Чтение небольшого рассказа, сказки может предшествовать наблюдению, помогая вызвать интерес к нему. Ранней весной, когда появляются первые кустики мать-и-мачехи, воспитатель может прочитать детям коротенькое описание этого растения из рассказа Н. М. Павловой «Ранняя весна». После чтения у детей возникает интерес к этому растению, внимание их направлено на то, что и как наблюдать. С этой же целью читают произведения Н. М. Павловой «Под кустом» (о гусином луке) и «Как облачко» (о подмареннике).

Перед тем как познакомить детей с защитными свойствами снега и состоянием растений зимой, можно прочитать рассказ «Под снегом на лугу». Ребята узнают о том, что растения зимой не погибают, а только прекращают свой рост. Проверка сведений, полученных из этого рассказа, становится задачей наблюдения на прогулке.

Использование природоведческой литературы в процессе наблюдения помогает детям правильно воспринять и понять окружающий мир природы, связать его со своим опытом. Для этого полезны короткие сообщения из «Лесной газеты» В. В. Бианки, «Сорочьих тараторок» Н. Сладкова и др.

Природоведческую книжку воспитатель читает детям и после наблюдения. Это помогает подытожить увиденное, дополнить, углубить наблюдение, направить внимание детей на дальнейшее восприятие природных явлений.

Чтение детской природоведческой книги может быть и самостоятельным методом ознакомления с природой с обязательной беседой после чтения. В беседе после чтения книги важно помочь детям понять смысл произведения, полнее и глубже освоить его содержание. Поэтому беседа не должна строиться на пересказе прочитанного текста. Главное внимание здесь следует уделять раскрытию связей между явлениями, осмыслению фактов. Запас ранее приобретенных знаний влияет на усвоение детьми новых сведений. Поэтому в беседе следует устанавливать связи личного опыта с новыми знаниями. Обязательное требование к беседе - сохранить у детей непосредственность впечатлений от художественных образов. Это достигается с помощью вопросов от лица героя при использовании в вопросах образов рассказа, сказки.

5. Использование малых форм фольклора в ознакомление с природой (стихи, загадки, пословицы, поговорки, народные приметы) и формировании экологических знаний

Пословицы, поговорки, загадки, небольшие стихи предлагаются детям в процессе наблюдения. Образный язык их помогает выделить особенности явления, определенные качества предмета, усилить эстетическое восприятие природы. Во время наблюдения зимой за льдом, снегом, погодой воспитатель загадывает загадки: Прозрачен, как стекло, а не вставишь в окно; Ни в огне не горит, ни в воде не тонет; использует пословицы: Береги нос в большой мороз; Мороз не велик, да стоять не велит и др.


6. Библиография

1. Громова О.Е «Стихи и рассказы о животном мире для детей дошкольного возраста». Изд. "Творческий Центр СФЕРА", 2005 год.

2. Вересов Н.Н. Основы гуманитарного подхода к экологическому воспитанию старших дошкольников // Дошкольное воспитание – 1993. – № 7. – С. 39- 43.

3. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. – Ростов-на- Дону: Изд-во «Феникс», 1996. – 480 с.

4. Зацепина В. Планета Земля – наш общий Дом (из опыта работы) // Дошкольное воспитание. – 1996. – № 7. – С. 29-36.

5. Мир природы и ребенок (Методика экологического воспитания дошкольников) / Под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. – СПб.: «Детство - пресс», 2000. – 319 с.

6. «МЫ». Программа экологического образования детей /Н.Н. Кондратьева и др. – 2-е изд., испр. и доп.– СПб: «Детство-пресс», 2001. – 240 с.

7. Николаева С.Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников. – М.: Новая школа. - 1996. – 48 с.

8. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 184 с.

9. Смирнова В.В., Балуева Н.И., Парфенова Г.М. Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду: Программа и конспекты занятий. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «Союз», 2001. – 208 с.

10. Саморукова П.Г.. Как знакомить дошкольников с природой. М. «Просвещение», 1983 – 208с.


Практическая часть

1. Составить рассказ о природе с учетом основных требований к нему.

2. Подобрать стихи и загадки о природе по темам. (об овощах и фруктах, грибах, птицах, домашних и диких животных, о временах года, цветах).

3. Разобрать конспект бесед о природе (подобрать или составить итоговые задачи о природе).

4. Подобрать словесные игры для уточнения знаний о природе.

5. Сделать подборку художественной литературы по ознакомлению детей с трудом взрослых в природе, по ознакомлению детей с домашними и дикими животными, временами года.

1. Рассказ о ветре

На свете много ветров и у всех у них разные характеры. Легкий, теплый ветерок любит играть с занавесками на окне, шевелить листвой, сбрасывать шишки с сосен и приносить людям прохладу, запах цветов, лесных ягод. В конце лета ветер пахнет горячими колосьями, поспевающими фруктами. Люди очень радуются такому ветру, открывают настежь окна и двери. Ветер–гуляка летает по полям, лесам, ломает сучки, срывает с деревьев листву. Иногда он хулиганит: ломает деревья, сносит с домов крыши, может сорвать с головы шапку и бросить ее в лужу. Вы уже знаете, что ветер появляется тогда, когда встречается теплый и холодный воздух. Если один из них будет очень–очень холодным, а другой – очень–очень теплым, то получится быстрый и сильный ветер, который и можно назвать ураганом. Это будет настоящий вихрь, сметающий все на своем пути. Очень сильный вихрь называется смерч.

Это воздушный столб, который очень быстро вертится. У него даже есть свой “хобот”, в который он втягивает все, что попадается на его пути. Вот такой же смерч и захватил домик Эли и перенес его в волшебную страну. Иногда смерч проносится очень быстро, а иногда носится по земле несколько часов.

Бури, ураганы, смерчи угрожают людям во всем мире, несут беду, разрушения, так как появляются внезапно, без предупреждения. Но ученые со специальных спутников, самолетов следят за тем, куда движутся ураганы, чтобы предостеречь людей от надвигающей опасности.


Не вызовет у них эмоционального отклика, если будет нарушено ролевое поведение и т.д. Исследование И.А. Комаровой показало, что оптимальной формой включения сюжетно-ролевой игры в процесс ознакомления дошкольников с природой являются игровые обучающие ситуации (ИОС), которые создаются педагогом для решения конкретных дидактических задач природоведческих занятий, наблюдений. Выявлены три типа ИОС. ...

Значение имеет сюжетно-ролевая игра. РАЗДЕЛ 2 ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРИРОДОЙ 2.1 Использование дидактических игр в процессе ознакомления с природой с детьми дошкольного возраста Дидактическая игра, как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность...

Дошкольников. Огромна её роль в умственном и речевом развитии дошкольников. Природа со всем многообразием форм, красок, звуков является богатейшим источником развития словаря дошкольника и эстетических переживаний ребёнка. В процессе созерцания природы ребёнок имеет возможность правильно определить величину предмета, его форму, симметрию, цвета, их гармоничное сочетание и контраст цветов, или...




Соответствующей работы по воспитанию любви к природе родного края у детей средствами дидактической игры. 4. Определить эффективность работы (системы работы) по применению дидактических игр как средства воспитания любви к природе родного края в контексте формирования общей экологической культуры. Объект исследования: процесс воспитания любви к природе родного края в рамках формирования общей...

  • 6. Этапы развития биосферы. Ноосфера.
  • 7. Грибы как типологическая единица.
  • 8. Водоросли, лишайники и их роль в природе.
  • 9. Разнообразие голосеменных растений. Размножение голосеменных, их распространение и роль в природе.
  • 10. Покрытосеменные растения. Размножение, особенности, особенности строения.
  • 11. Жизненные формы растений и животных.
  • 12. Сезонные явления в жизни растений. Их причины.
  • 13. Сезонные явления в жизни животных. Их причины.
  • 14. Насекомые. Их разнообразие, особенности строения, размножения, развития и роль в природе и жизни человека. Биология жуков, стрекоз, бабочек.
  • 15. Рыбы. Особенности их строения, питания. Способы размножения и особенности заботы о потомстве.
  • 16. Земноводные. Особенности их строения, размножения и развития. Основные систематические группы. Биология тритонов, лягушек, жаб.
  • 17. Пресмыкающиеся. Особенности их строения, размножения и развития. Основные систематические группы. Биология ящериц, черепах, змей.
  • 18. Птицы. Особенности их строения, размножения. Экологические группы птиц. Характеристика основных систематических групп и их представителей.
  • 19. Млекопитающие. Характерные черты строения. Особенности размножения и развития. Характеристика основных отрядов, семейств отдельных представителей.
  • 20. Лесной биоценоз. Типы лесов, их структура, состав, взаимосвязи организмов.
  • 21. Биоценоз пресноводного водоема. Его структура, состав, взаимосвязи организмов.
  • 22. Биоценоз луга. Виды лугов. Структура, состав, взаимосвязи организмов.
  • 23. Биоценоз болота. Виды болот. Структура, состав, взаимосвязи организмов.
  • 24. Создание культурных биоценозов. Отличия культурных биоценозов от природных.
  • 25. Охрана растений и животных, Красная книга республики Беларусь. Национальные парки, заповедники, заказники, памятники природы Беларуси.
  • 26. Актуальность экологического воспитания дошкольников на современном этапе.
  • 27. История приобщения ребенка к природе в трудах выдающихся зарубежных педагогов и мыслителей прошлого.
  • 28. Ознакомление детей с природой в педагогическом наследии к.Д. Ушинского, е.Н. Водовозовой, а.С. Симонович, е.И. Тихеевой.
  • 29. Белорусские просветители, педагоги и писатели об использовании знаний о природе в воспитании и развитии личности человека.
  • 30. Идея ознакомления детей с природой в теории и практике советского дошкольного воспитания. Роль съездов по дошкольному воспитанию (20-30-е годы 20 века).
  • 31. Экологическое образование детей на современном этапе в зарубежных странах.
  • 32. Современные исследования о роли природы в разностороннем развитии личности.
  • 33. Принципы отбора содержания знаний для детей дошкольного возраста о природе.
  • 34. Общая характеристика программного содержания знаний о неживой природе в разных возрастных группах.
  • 40. Создания условий на участке дошкольного учреждения. Виды озеленения участка дошкольного учреждения.
  • 41. Экологическая комната, экологический музей, лаборатория природы, экологическая тропинка и т.Д. В дошкольном учреждении.
  • 42. Наблюдение как основной метод ознакомления с природой. Виды наблюдений. Организация и методика руководства наблюдениями в разных возрастных группах.
  • 43. Фиксация наблюдений. Разнообразие способов фиксации наблюдений.
  • 44. Использование иллюстративно-наглядного материала в процессе ознакомления дошкольников с природой.
  • 45. Использование опытов и экспериментов в процессе ознакомления дошкольников с природой.
  • 46. Демонстрация моделей. Виды моделей. Направления использования моделей в процессе ознакомления с природой и экологического воспитания дошкольников.
  • 47. Значение и место игр в процессе ознакомления дошкольников с природой и экологического воспитания. Разнообразие игр.
  • 48. Труд детей в природе. Виды труда в природе. Формы организации труда детей в природе.
  • 49. Рассказ воспитателя о предметах и явлениях природы. Виды детских рассказов о природе.
  • 50. Использование природоведческой литературы.
  • 51. Беседы о природе.
  • 52. Использование экологической сказки.
  • 53. Использование речевых логических задач природоведческого содержания в работе с дошкольниками.
  • 54. Специфические формы и методы экологического воспитания дошкольников.
  • 55. Занятие как форма ознакомления дошкольников с природой.
  • 56. Экскурсия как особый вид занятия. Значение и место экскурсий в системе природоведческой работы с дошкольниками. Виды экскурсий.
  • 57. Значение и место прогулок в системе работы по ознакомлению с природой.
  • 58. Использование досугов в природоведческой работе с дошкольниками.
  • 59. Метод проектов в экологическом образовании дошкольников.
  • 60. Преемственность в работе дошкольного учреждения и школы по природоведению.
  • 61. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи в процессе ознакомления дошкольников с природой.
  • 62. Методическое руководство работой педагогического коллектива дошкольного учреждения по ознакомлению дошкольников с природой.
  • 49. Рассказ воспитателя о предметах и явлениях природы. Виды детских рассказов о природе.

    На занятиях, экскурсиях и прогулках, в повседневном общении с детьми воспитатель использует рассказы о природе. Основная цель этого метода - создать у детей точное, конкретное представление о наблюдаемом в данный момент или виденном ранее объекте, явлении природы. Рассказ используется и для того, чтобы сообщить детям о новых, неизвестных им фактах. Рассказ должен привлекать внимание детей, давать пищу для размышлений, будить их воображение, чувства. Требования к использованию рассказа о природе: прежде всего необходимо учитывать, что детям известно и что неизвестно о сообщаемом явлении. Важно учитывать их интересы, а также опираться на возрастные возможности восприятия литературных текстов. Тема рассказа выбирается воспитателем с учетом содержания знаний, определенного программой детского сада. Для рассказов можно использовать короткие отрывки из природоведческих детских книг. Рассказы можно создавать и самим, используя опыт собственных наблюдений за явлениями природы. Однако следует помнить, что к собственному рассказу необходимо предъявлять высокие требования, взыскательность. Рассказывать детям надо увлеченно, образно, красочно. А для этого необходимо уметь подбирать точные, яркие, образные слова, характеризующие события. Составляя рассказ, воспитатель должен позаботиться о включении в него не только известных детям слов, но и новых, обогащающих их речь.

    Работа воспитателя по развитию монологической речи детей на основе ознакомления с природой может строиться как обучение их следующим видам рассказов:

    1) сюжетный рассказ на основе непосредственного восприятия или труда в природе («Как мы устроили цветник», «Как мы спасли птицу», «Кто обедал в птичьей столовой?»);

    2) сюжетный и описательный рассказ на основе обобщения знаний, полученных в результате бесед, чтения книг, рассматривания картин («Как звери живут зимой», «Что случилось на реке весной» и др.);

    3) описательный рассказ, построенный на сравнении разных времен года («Наш участок зимой и летом»), и описание пейзажной картины;

    4) описательный рассказ о сезоне в целом («Расскажи о весне», «Мое любимое время года», «Что ты знаешь об осени?»);

    5) описательный рассказ об отдельном предмете или явлении природы («Подснежники», «Ветка сирени», «Осенний букет»).

    50. Использование природоведческой литературы.

    В детской литературе природа отображается различными художественными средствами. Будучи научной по своему содержанию, природоведческая книга для детей должна быть одновременно и художественной. В этом ее особенность. Детская книжка о природе используется педагогом прежде всего в воспитательных целях. Являясь видом искусства, она воздействует не только на сознание ребенка, но и на его чувства. Образное описание пышного цветения садов, разноцветия лугов, причудливых деревьев помогает формировать эстетическое отношение ребенка к природе, любить ее. Природоведческая книга дает богатый материал для воспитания познавательного интереса, наблюдательности, любознательности. Она ставит перед детьми новые вопросы, заставляет их присматриваться к окружающей природе. В руках воспитателя детская книга о природе имеет большую познавательную ценность. Она выводит за пределы наблюдаемого и тем самым расширяет представления детей, знакомит с теми явлениями, которые непосредственно воспринять невозможно. С помощью книжки можно узнать о явлениях природы, о жизни растений и животных других климатических зон, уточнить и конкретизировать имеющиеся представления о предметах, явлениях. Природоведческая книга раскрывает детям явления неживой природы, помогает устанавливать связи и отношения, существующие в природе. Основоположниками советской детской природоведческой книжки являются В. В. Бианки и М. М. Пришвин. Книги В. Бианки учат детей научному видению природы. В основе каждого рассказа, сказки, созданных В. Бианки, лежат точные факты, научные сведения об окружающей природе. Произведения В. Бианки помогают воспитателю в занимательной форме раскрыть перед детьми сложные явления природы, показать закономерности, существующие в мире природы: многообразие форм приспособления организма к окружающей среде, взаимодействия среды и организма и др. Детская природоведческая литература полезна в работе с детьми всех возрастных групп. Но нужно умело сочетать художественное слово с непосредственными наблюдениями детей. Природоведческую книжку используют в работе с детьми дошкольного возраста с разными целями. Чтение небольшого рассказа, сказки может предшествовать наблюдению, помогая вызвать интерес к нему. Природоведческую книжку воспитатель читает детям и после наблюдения. Это помогает подытожить увиденное, дополнить, углубить наблюдение, направить внимание детей на дальнейшее восприятие природных явлений.

    Этот рассказы о поздней осени, о наступлении зимы. Рассказы о последних осенних деньках и первых зимних денька. Рассказы о первом снеге, о зимнем лесе.

    Воздушная дорожка. Автор: Н. И. Сладков

    Речка замёрзла ночью. А будто ничего и не изменилось: как была тихой и чёрной, так и осталась тихой и чёрной. Даже утки домашние обманулись: с кряканьем разбежались под горку, с ходу бросились да и покатились по льду на животах!

    Я шёл по берегу и смотрел на чёрный лёд. И в одном месте заметил непонятную белую полосу — от берега к середине. Как Млечный Путь на ночном небе — из белых точек-пузырьков. Когда я надавил на лёд, пузырики под ним заползали, зашевелились, стали переливаться. Но почему воздушные пузырьки пролегли такой узкой и длинной дорожкой?

    Отгадка пришла не сразу. Только на третий день, и совсем в другом месте, я увидел плывущего подо льдом зверька: путь его отмечали воздушные пузырьки! Сразу объяснилась воздушная дорожка. Под берегом была нора ондатры; ныряя, ондатра «надышала» свою удивительную тропу из воздуха!

    Пора спать.

    Сердито хрюкая, проковылял к себе в нору жирный барсук. Он недоволен: сыро в лесу, грязно. Пора поглубже под землю — в сухое, чистое песчаное логово. Пора спать заваливаться.

    Маленькие всклокоченные лесные вороны — кукши — передрались в чаще. Мелькают мокрым пером цвета кофейной гущи. Орут резкими вороньими голосами.

    Глухо каркнул с вершины старый ворон: завидел падаль вдали. Полетел, блестя лаком иссиня-чёрных крыльев.

    Тихо в лесу. Серый снег тяжело падает на почерневшие деревья, на бурую землю. На земле гниёт лист.

    Снег гуще, гуще. Пошёл большими хлопьями, засыпал чёрные сучья деревьев, покрыл землю...

    Шёпот снегов. Автор: И. Д. Полуянов

    Падает снег на бурые заросли таволги и зелёный, с сизой просинью можжевельник. Шелестит снег, шуршит, будто шепчет, сталкиваясь в замедленном полёте с ветвями деревьев. Шорох в лесу. Шорох снежинок. Сливается он в несмолкающий шёпот, тихий и немного грустный.

    Каждое дерево по-своему встречает снег. Запахнув хвою, как шубы, ели протягивают навстречу снежинкам самые кончики тяжёлых мохнатых лап. Ну, привет, привет... Лети-ка мимо! Дают понять: нам и без тебя, снег, зимой хорошо!

    Рассеянно, в отрешённой задумчивости сосны принимают на себя снег, и он скапливается меж дымчатых игл. Рябина, с которой дрозды осенью не склевали всех ягод, показывает багряную мёрзлую гроздь: пожалуйста, засыпли, снежок, одна осталась... Берёзы опустили гибкие ветви. Сухой колкий снег летит, едва их касаясь, и скапливается в развилках сучьев. Сыплет и сыплет снег. И берёзы не шелохнутся, опустили сучья. Опустили, подсказывают: вот... вот сюда ещё сыпни, укрой нам ноги. Зябнется, укрой их потеплей!

    А молодая ёлочка подставляет снегу все свои лапки. Словно внове ей снег. Сдаётся, она разглядывает иглистые его кристаллики. Снег шепчет, и она шепчет: хорош-ш-шо... хорошо!

    Снегопад в лесу. Шёпот в лесу. О чём хотят поведать миру белые снежинки?

    Лес слушает чутко. Поля замерли и слушают. В одинокой избе на бугре вспыхнули окна — как глаза открылись на лес, на поле с изгородями, стогами соломы. Слушает изба, глаза распахнула; она-то поймёт, старая, с покосившимся крылечком, о чём шепчут снега!

    Шёпот, шёпот... Бережно, ласково опускаются снежинки на поля и деревья, на былинки и крышу избы. Опускаются и шепчут. И мне, кажется, понятен этот шёпот: если касаться деревьев, трав и белой крыши избы, то надо касаться так же бережно, как снежинки в зимний мягкий снегопад.

    Сказка для детей 5-8 лет «Дерево желаний»

    Шатохина Софья, воспитанница ГБДОУ №43 г. Колпино Санкт – Петербург
    Руководитель: Ефимова Алла Ивановна, воспитатель ГБДОУ №43 г. Колпино Санкт – Петербург
    Назначение: Данное произведение рекомендуем воспитателям детских садов, учителям начальных классов, детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
    Цель: Воспитывать интерес к литературному произведению.
    Задачи:
    - формировать умение сопереживать героям произведения.
    - совершенствовать умения самостоятельно сочинять сказки.
    - Прививать заботу и не обижать друзей.

    В одном лесу жил – был воробей. У него был свой очень красивый домик с симпатичным окошком.


    У него был друг дятел. Познакомились они давно, когда были еще малышами и продолжали свою дружбу очень долгое время. Дружба у них была крепкая.


    А в этом лесу росло красивое, волшебное дерево.


    Подумал дятел, может это волшебное дерево - исполнит мое желание. А дерево было не простое, а говорящее.
    Прилетел дятел к дереву и говорит:
    - Милое дерево, исполни мое желание, пожалуйста.
    - Постараюсь. Говори, чего ты хочешь? – спрашивает дерево.
    - Хочу быть взрослым, чтобы у меня было много друзей, чтобы все были счастливы, - попросил дятел.
    - Иди домой, все твои желания сбудутся, - отвечает дерево.
    Пришел дятел домой и действительно стал он уже взрослым. По дороге домой он встретил много разных птиц и зверей, с которыми он успел подружиться.


    Вернулся дятел к дереву и говорит:
    - Огромное спасибо тебе дерево, все мои желания ты исполнил.
    - Но это должно остаться нашей тайной, об этом никто не должен знать, - отвечает ему дерево.
    - Хорошо, расти большим, деревце, - пожелал дятел и отправился гулять.
    Прилетел дятел к воробышку, не смог удержаться и рассказал своему лучшему другу о волшебном дереве.
    Они поиграли вместе, полетали над лесами и лугами, понаблюдали за бабочками. Приблизился вечер, и они разлетелись по домам.
    Но воробушек тоже захотел загадать желание, и полетел тоже к волшебному дереву и стал просить, чтобы дерево исполнило его желание тоже.
    Но дерево все позеленело, погрустнело.


    Очень расстроилось дерево, что дятел не сдержал свое обещание. А воробушек тоже был расстроен, что его желание не исполнилось. Воробушек полетел к дятлу и говорит:
    - Никакое твое дерево не волшебное, не исполнило оно мое желание.
    Дятел тут же со всей силы полетел к дереву и стал его умолять простить его за то, что он не удержался и рассказал воробышку, не сохранил тайну. Но дерево стояло молча, только листики тихонечко раскачивались на ветру, как будто прогоняя дятла, а ветки дерева опускались все ниже и ниже, как бы прячясь ото всех.
    Расстроился дятел, что дерево не отвечает, улетел далеко в лес и спрятался от всех, наказывая сам себя.
    Но на следующее утро, воробушек прилетел к домику дятла, стал его звать, но ему никто не ответил. Догадался воробушек, что это из – за волшебного дерева произошло. Стал он искать дятла, долго его искал, но все – таки нашел.
    - Друг мой дятел, это я виноват, не удержался, полетел к дереву, просил исполнить желание. Прости меня, давай и дальше дружить, ты мой лучший друг. У меня нет лучше друга, чем ты. Пожалуйста, полетели домой, поиграем, я больше так не буду поступать.


    Дятел, долго думал, но все – таки простил воробья.
    Так что храните тайны и секреты, и дружба будет крепкой и долгой.

    Что еще почитать