Японская команда чи ха танк. Чи-Ха — главный японский танк Второй мировой. Филиппины и японские острова

Type 97 Chi-Ha – японский средний танк, который очень активно использовался во время вместе с более устаревшим . По массе Чи-Ха был скорее легким – к средним он мог относится только по японской классификации.

История создания Чи-Ха

К середине 30-х годов XX века основной средний танк Японии Тип 98 окончательно устарел. Японское командование пересмотрело требования к средним танкам и отдало приказ о разработке более маневренных машин. В 1936 году сформулировали окончательные ТТХ к новому среднему танку – он должен был быть быстрее, защищеннее, меньше, и при этом сохранить прежнее вооружение. Было изготовлено два прототипа – «Чи-ха» от фирмы «Мицубиси» и «Чи-ни» от арсенала в Осаке.

В 1936-1937 опытные образцы тестировались, и сначала предпочтение отдали более легкому и дешевому «Чи-Ни». Но после первых крупных военных столкновений с Китаем стало очевидно, что лучше себя проявит маневренный и бронированный «Чи-Ха». В итоге его приняли на вооружение, обозначив именем «Тип 2597». В 1937 году танк начали серийно производить.

Тактико-технические характеристики (ТТХ)

Общая информация

  • Классификация – средний танк, хотя по мировым меркам это был скорее легкий танк;
  • Боевая масса – 15,8 тонн;
  • Компоновочная схема – трансмиссионное отделение спереди, моторное сзади;
  • Экипаж – 4 человека;
  • Годы производства – 1938-1943;
  • Годы эксплуатации – 1938-1945;
  • Количество выпущенных – 2123 штуки.

Компоновка Чи-Ха

Размеры

  • Длина корпуса – 5500 миллиметров;
  • Ширина корпуса – 2330 миллиметров;
  • Высота – 2380 миллиметров;
  • Клиренс – 420 миллиметров.

Бронирование

  • Тип брони – поверхностно закаленная стальная катаная;
  • Лоб корпуса (середина) — 10 / 82°-20 / 65° мм/градус;
  • Борт корпуса (верх) — 20 / 25-40° мм/градус;
  • Корма корпуса (верх) — 20 / 67° мм/градус;
  • Днище – 8,5 мм;
  • Крыша корпуса – 10-12 мм;
  • Лоб башни — 25 / 10° мм/градус;
  • Борт башни — 25 / 10…12° мм/градус;
  • Корма рубки — 25 / 12° мм/градус;
  • Крыша башни – 10 мм.

Вооружение

  • Марка и калибр пушки – Тип 97, 57 миллиметров;
  • Тип пушки – нарезная;
  • Длина ствола – 18,4 калибра;
  • Боекомплект пушки – 120;
  • Углы ВН: -9…+21;
  • Прицел – телескопический;
  • Пулеметы — 2 × 7,7-мм Тип 97.

Подвижность

  • Тип двигателя — Двенадцатицилиндровый дизельный V-образный, с жидкостным охлаждением;
  • Мощность – 170 лошадиных сил;
  • Скорость по шоссе – 38 км/ч;
  • Скорость по пересеченной местности – 19 км/ч;
  • Запас хода по шоссе – 210 км;
  • Удельная мощность – 10,8 л.с./т;
  • Тип подвески – Хара;
  • Преодолеваемый подъем – 30-35 градусов;
  • Преодолеваемая стенка – 1 метр;
  • Преодолеваемый ров – 2,5 метра;
  • Преодолеваемый брод – 1 метр.

Модификации Chi-Ha

Так Чи-Ха был очень успешным и популярным, так что на его основе было построено несколько модификаций, которые активно использовались вместе с базовым танком.

Шинхото Чи-Ха

Когда японские войска столкнулись с советскими у реки Халхин-Гол, стало ясно, что танковые пушки должны обладать в первую очередь противотанковыми свойствами. Так что в 1939 году был разработан «ShinhoTo Chi-Ha» — модификация с новой башней и 47-миллиметровой пушкой. Она имела меньший калибр, но за счет длины снаряду придавалась высокая начальная скорость, так что новая пушка пробивала броню танков намного лучше. Шинхото выпускались вместе с обычными Чи-Ха до самого 1943 года.


Шинхото Чи-Ха

Чи-Ха с пушкой 120-мм

На базе уже «Шинхото» по заказу морской пехоты создали вариацию с морской короткоствольной пушкой калибром 120 миллиметров. Такой танк выпускался уже после 1942-го в небольших количествах.

Чи-Ки

Это был командирский танк – башня была занята радиооборудованием и в ней стояло 57-мм орудие, а на месте одного пулемета была установлена 37-мм пушка.

Машины на базе Type 97 Chi-Ha

Кроме различных модификаций на базе танка Chi-Ha также создавались другие машины.

Противотанковые:

  • Хо-Ро – самоходная гаубица. Вместо башни ставилась 150-мм гаубица. Было выпущено всего около 12 штук;
  • Хо-Ни – целая серия САУ. По конструкции напоминали Хо-Ро, но у Хо-Ни III была закрытая боевая рубка. В основном применялись для огневой поддержки. Были единственными более-менее массовыми САУ Японии во Вторую мировую (выпущено около 170 штук).

Хо-Ни I — САУ на базе Чи-Ха.

Специальные:

  • Ка-Ха – машина для уничтожения линий проводной связи за счет действия динамо-машины с генератором постоянного тока. Создатели предполагали, что он будет уничтожать средства связи через телеграфный провод. Всего построили четыре таких машины, но данные об их применении отсутствуют;
  • Ка-Со – бронемашина для артиллерийских наблюдателей. Не имела вооружения в башне;
  • Хо-К – лесоповалочная машина, применяемая в джунглях Новой Гвинеи;
  • Чи-Ю – бронированный минный трал с башней и вооружением.

Ремонтно-технические

  • Се-Ри – ремонтно-эвакуационная машина. На нее ставилась маленькая коническая башенка с пулеметом, а на кормовой части находился кран грузоподъемностью 5 тонн. Была выпущена всего пара экземпляров;
  • Т-Г – бронированный мостоукладчик, позволявший собирать мост с помощью двух ракет – мост буквально за несколько секунд вылетал из машины. При этом получившийся мост мог удерживать японские танки, но под американскими проваливался. Однако серийно Т-Г так и не производился.

Боевое применение

В боях на Халхин-Голе танки «Чи-Ха» еще не использовались, а только испытывались на фронте. После поражения было решено заменить многие «Ха-Го» на Тип 97 «Чи-ха», так что их начали производить активнее.

В 1941 году японцы вторглись в Малайю и на Филиппины. В сражениях с американскими танками в основном участвовали , но и средние «Чи-Ха» тоже использовались японскими войсками, для сопровождения пехоты и окончательного слома противника.

В боях на Батаане «Чи-Ха» использовали уже гораздо активнее, но в итоге выяснилось, что их 57-мм оружие неэффективно против американских «Стюартов». Поэтому на острова перевели два «Шинхото Чи-Ха». Впервые эта модификация была использована в высадке на Коррехидор, 5 мая 1942 года.

В Малайе «Чи-Ха» тоже использовались активно и весьма успешно, в основном из-за того, что у противника не было противотанковых средств. Особую роль танки сыграли в захвате Сингапура 15 февраля.

В 1943 году Япония на Тихом океане и в Азии была вынуждена перейти от наступления к обороне. Для этого все подразделения активно укомплектовывались танками, как «Чи-Ха», так и «Ха-Го», а также плавающими и другими модификациями.

В боях на острове Сайпан в июле 1944 года японские танковые войска вступили в схватку с американскими танками. В итоге многие японские машины были потеряны под огнем М4 и противотанковых М3. Примерно то же самое произошло на острове Гуам.

На Тихоокеанском ТВД эти два острова стали местами самого активного применения японских танков. Именно здесь стало ясно, что «Чи-Ха» уже устарели – они слишком легко пробивались американскими пушками и даже крупнокалиберными пулеметами.


Type 97 Chi-Ha с танкистом

Филиппины и японские острова

На Филиппинах японские танки тоже проявили себя не слишком хорошо – в боях с американскими танками, особенно с «Шерманами» и САУ было потеряно много «Чи-Ха» и «Шинхото Чи-Ха». Также неудачу японские танки потерпели при обороне Иводзима, Окинава и Формоза. Правда, одному опорному пункту с тремя «Шинхото Чи-Ха» удалось оказать упорное сопротивление – бои на острове Иводзима шли с февраля до 26 марта. Но в итоге сопротивление все равно было смято. В яростных схватках на Окинаве танки почти не участвовали. Тем более из-за поражения на Филиппинах японцы не стали рисковать и перебрасывать танки на Окинаву.


Чи-Ха, подбитый на Филиппинах

Континентальные сражения

На континенте «Чи-Ха» сражались в Бирме и Китае. В Бирме последние японские танки погибли в столкновении с «Шерманами» в марте 1945. В Китае танки действовали боле удачно, в основном из-за слабой противотанковой обороны противника. Кстати, когда Япония капитулировала, действующую в Китае третью танковую дивизию не полностью разоружили – ее стали использовать для обороны Бэйпина от Национально-освободительной армии.

Когда началась Маньчжурская наступательная операция советских войск, у Квантунской армии было несколько танковых бригад и полков, вооруженных в основном «Чи-Ха» и «Шинхото Чи-Ха». Всего в группировке было 1215 танков. В целом их применение было неудачным, и они потерпели поражение. То же самое ожидало японские танки на Курильских островах – останки «Шинхото Чи-Ха» все еще можно увидеть на острове Парамушир.

После того, как Япония капитулировала, «Chi-Ha» использовались на Третьей гражданской войне в Китае, причем обеими сторонами. В основном их применяли для поддержки пехоты. В самой Японии «Чи-Ха» были на вооружении до 60-х годов, но использовались скорее как учебные машины.

Память о танке

В музеях сегодня хранится три танка «Чи-Ха», а также существует 11 машин, сильно поврежденных в боях:

  • Индонезия, Маланга, Национальный музей;
  • КНР, Пекин – Народно-революционный музей;
  • Япония, храм Ясукуни;
  • Япония, Танковая школа Японской Императорской армии;
  • Россия, село Ивановское в Московской области, Военно-Технический музей. Танк находится на ходу;
  • Россия, Курильские острова, остров Шумшу. Несколько поврежденных танков;
  • На островах Гуадалканал, Сайпан и острове Герцога Йоркского находятся 9 брошенных экипажами или поврежденных в боях танков «Чи-Ха».

Останки Шинхото Чи-Ха на Курильских островах

Фотографии танка


Подбитый Чи-Ха
Type 97 Chi-Ha в музее армии США в Абердине
Шинхото Чи-Ха с экипажем

Танк в культуре

Несмотря на широкое применение, в массовой культуре танк «Чи-Ха» значимых упоминаний не имеет. Он не упоминается в фильмах или в художественной литературе, зато его можно встретить в игре World of tanks в качестве японского среднего танка третьего уровня и в качестве среднего танка первого ранга.

16-05-2017, 15:24

Всем доброго времени суток и добро пожаловать на сайт! У нас в гостях сегодня необычная для своего класса техники машина, китайский легкий танк третьего уровня, перед вами Type 2597 Chi-Ha гайд .

Как вы понимаете, данный аппарат стоит у истоков китайского дерева развития легких танков, но забегая вперед скажу, что с классическим пониманием о «светляках» у него мало общего. Тем не менее является довольно усильной машиной с рядом своих преимуществ и недостатков, о которых важно знать, если вы хотите достойно показывать себя в сражении.

ТТХ Type 2597 Chi-Ha

Начинать знакомство с данным агрегатом мы будем с того, что он является обладателем довольно стандартного для своего уровня запас прочности и весьма достойного базового радиуса обзора в 330 метров, что не раз поможет вам в бою.

Как и большинство легких танков, наш Type 2597 Chi-Ha характеристики бронирования имеет откровенно слабенькие, ведь даже в лобовой проекции на большинстве участков толщина металла равна заявленным 25 миллиметрам, что легко пробивается практически каждым встреченным противником.

Единственное место, которым мы можем танковать хотя бы некоторых одноклассников является верхняя лобовая деталь. Этот участок в случае Type 2597 Chi-Ha WoT имеет неплохой наклон, броня тут плавно перетекает из 47 в 58 миллиметров приведенки, это дает шанс выдерживать попадания пулеметных пушек и периодически ловить рикошеты от других орудий одноклассников.

Боковая проекция не отличается какой-либо крепостью, так что даже под углом в борт пробивают все, чего уж говорить о случаях, когда противник смог вам объехать и стреляет в бок под прямым углом.

Не очень обнадеживают и показатели незаметности машины. Дело в том, что китаец имеет внушительные габариты как по высоте, так и по длине. По этой причине Type 2597 Chi-Ha World of Tanks не только «светится» на внушительных дистанциях, но и спрятаться за каким-либо препятствием не всегда будет удаваться.

Последнее, о чем стоит упомянуть в плане общих технических характеристик – посредственная подвижность. Type 2597 Chi-Ha танк получил в свое распоряжение Невысокую по меркам ЛТ-3 максимальную скорость, но маневренность и динамика у нас вовсе ужасные, машина очень вялая и неповоротливая.

Орудие

Если по общим характеристикам данный аппарат очень сложно назвать хоть сколько-то сильным или комфортным, то с вооружение ситуация в корне другая, пушка действительно является достоинством китайца.

Прежде всего, у Type 2597 Chi-Ha орудие обладает мощным для третьего уровня альфастрайком и при этом имеет хорошую скорострельность, благодаря которой у вас будет возможность наносить порядка 1400 урона в минуту.

Еще приятнее осознавать тот факт, что китайский легкий танк Type 2597 Chi-Ha имеет отличные показатели пробития, благодаря которым он может без труда наносить урон большинству встречающихся противников. Что же касается замечательных подкалиберов, их тоже нужно при себе иметь, но только на случай столкновений с бронированной техникой пятого уровня.

Конечно, несколько расстраивает тот факт, что за мощный урон и отличное пробитие приходится расплачиваться показателями точности. Разброс Type 2597 Chi-Ha WoT получил большой, сводится наша пушка медленно и стабилизация у нее плохая, но с этим придется смириться.

Зато у нас в рукаве имеется еще один козырь, я бы даже сказал джокер – это превосходные углы вертикальной наводки. Пушку Type 2597 Chi-Ha танк способен на целых 15 градусов вниз, так что игра от рельефа превращается в настоящую сказку.

Преимущества и недостатки

Важнейшую роль в бою отыгрывает то, насколько хорошо вы изучили танк, на котором играете. Конечно, разбор общих характеристики и параметров вооружение позволяют получить много информации, но понимание сильных и слабых сторон Type 2597 Chi-Ha World of Tanks позволит еще лучше узнать машину и преуспеть на поле боя.
Плюсы:
Хороший базовый обзор;
Высокий разовый урон;
Достойная скорострельность и ДПМ;
Отличные показатели пробития;
Превосходные углы вертикальной наводки.
Минусы:
Большой силуэт и слабая маскировка;
Слабое бронирование во всех проекциях;
Посредственная подвижность (динамика, маневренность, максималка);
Плохая точность (сведение, стабилизация, разброс).

Оборудование для Type 2597 Chi-Ha

Преимущества денного агрегата неоспоримы, играя правильно, вы сможете серьезно влиять на исход боя. Но ведь нет предела совершенству, к тому же среди недостатков есть пункты, которые тоже нуждаются в корректировке дополнительными модулями, так что для максимального эффекта стоит поставить на Type 2597 Chi-Ha оборудование в таком виде:
1. – как вы знаете, данный модуль дает комплексный буст характеристик, то есть это хорошая возможность улучшить сразу несколько важных параметров.
2. – у нашей пушки есть серьезные проблемы с точностью, компенсировать их можно только путем ускорения сведения.
3. – несмотря на весьма неплохую дальность обзора, этот параметр также нуждается в улучшение.

Однако учитывая особенности нашей машины, третьему пункту есть неплохая альтернатива – . С таким изменением комплекта вы можете добиться максимального обзора и получить серьезное преимущество над противником, но придется жертвовать подвижностью.

Обучение экипажа

Правильная расстановка приоритетов в изучении умений для членов экипажа, а также последовательность их прокачки – это еще один крайне важный и ответственный момент. При выборе, старайтесь учитывать особенности танка, ошибок тут лучше не допускать, ведь на их исправление уйдет немало времени, а в целом для Type 2597 Chi-Ha перки лучше качать по следующему принципу:
Командир – , , , .
Наводчик (заряжающий) – , , , .
Механик-водитель – , , , .
Радист – , , , .

Снаряжение для Type 2597 Chi-Ha

В приобретении расходников дела обстоят гораздо проще, но это не значит, что данным аспектом стоит пренебрегать. Разумеется, если у вас нет лишнего серебра или вы копите на какой-то танк, лучше покупать , , . Но в тех случаях, когда в экономии нет нужды и вы можете позволить себе установить на Type 2597 Chi-Ha снаряжение премиумное, лучше берите , , . Кроме того, горит наш китаец редко, а буст характеристик еще никому не мешал, так что огнетушитель можно заменить на .

Тактика игры на Type 2597 Chi-Ha

Перейдем к тактической стороне гайда и при игре на данном аппарате первое, о чем вы должны помнить, легкий танк Type 2597 Chi-Ha имеет большие габариты, то есть является желанной мишенью для всех врагов, но при этом лишен брони, которая могла бы вас уберечь от потери драгоценных очков прочности.

Прибавим к этому тот факт, что у нас есть мощное и очень пробивное орудие, которое даже несмотря на плохую точность, способно отлично наносить урон. Отсюда следует вывод, что для ближнего боя машина не приспособлена, более того, для Type 2597 Chi-Ha тактика подразумевает ведение огня на больших дистанциях.

Таким образом, вначале боя занимаем удобную позицию на второй линии, с которой будет открываться хороший прострел, но противнику будет сложнее вас обнаружить, а из-за расстояния и попасть тоже. В подобных условиях Type 2597 Chi-Ha World of Tanks относительно безопасно и беспрепятственно сможет наносить урон, реализовывая свой мощный ДПМ, да и проблема в виде посредственной подвижности меньше будет давать о себе знать.

Важно лишь понимать, что в случае трудностей Type 2597 Chi-Ha танк должен иметь возможность ретироваться, так что думайте о путях отступления или хотя бы о том, чтобы у вас было надежное укрытие, способное защитить не только от наземного врага, но и артиллерийских выстрелов.

В остальном механика игры не так уж тяжела, старайтесь не вступать в ближний бой, не давайте себя объезжать и следите за мини-картой, дабы избежать неприятных сюрпризов. Кроме того, стоять весь бой на одном месте неэффективно, так что на Type 2597 Chi-Ha WoT старайтесь переезжать по мере надобности и выискивать огневые плацдармы, позиционируясь на которых, вы сможете приносить максимум пользы своей команде.

Средний японский танк

九七式中戦車

Начав в 1937 году в вторую японо-китайскую войну, японские вояки быстро уразумели, что их тонкобронные танки не могут противостоять не только снарядам противотанковых пушек, которых, кти говоря, у гоминьдановской армии говоря было не так-то много, но порой и боронебойным пулям обычных винтовок. Дело в том, что в те времена было модно вводить в боекомплект винтовок бронебойно-зажигательные пули, и такие пули действительно кое-что пробивали и кое-что поджигали. В частности, они пробивали и поджигали японские танки Ха-го , бывшие на тот момент основными танками японской армии. А уж пули от 12,7-мм пулемётов «Виккерс», стоявших на поставляемых Китаю британских танкетках, при попадании в борт и вовсе пробивали Ха-го прямо насквозь.

Поэтому помимо лёгкого танка типа Ха-го военные захотели иметь на рисовых полях сражений что-то менее уязвимое и более грозное.
Конструкторы Осакского арсенала тут же предложили воякам разработанный ими танк Чи-ни (буквально – средний четвёртый), но тот не устроил военных своими скоростными качествами. Военным больше приглянулся Чи-ха (средний третий), разработанный фирмой Мицубиси. Он-то и был принят на вооружение под обозначением 2597 или просто тип 97. Танк повторял основные конструктивные решения, применявшиеся на Ха-го, в частности, имел ту же систему подвески конструкции инженера Хара, но был при этом лучше вооружен и крепче бронирован.
Как и Ха-го, Чи-ха имел компоновку с задним расположением двигателя и передним расположением агрегатов трансмиссии, отделение управления объединено с боевым. Экипаж танка состоял из четырёх человек: механика-водителя, стрелка, заряжающего и командира, выполнявшего также функции наводчика.

Тип 97 обладал слабо дифференцированной противопульной бронезащитой с ограниченным применением рациональных углов наклона. Корпус и башня были клепаными. Корпус имел бортовые ниши, наклонный двускатный верхний лобовой лист. Сборка корпуса осуществлялась на каркасе из подкладных полосок и уголков при помощи болтов и заклёпок с пулестойкими головками. Сварка же при сборке практически не использовалась.


Башня выполнялась с л

`гкой конусностью и обладала кормовой нишей. Стенки башни имели толщину в 25 мм и располагались под углом от 10° до 12° к вертикали. Маска же пушки имела 33-миллиметровую толщину. Крыша же башни была толщиной в 10 мм. На крыше башни также располагался и купол командира с большим двустворчатым люком. Слева от него имелся двустворчатый люк заряжающего. Механик-водитель имел лючок в крыше рубки, стрелок – люк в крыше корпуса. Горизонтальные смотровые щели были прорезаны в щитке окна рубки и ее выгнутых скулах. Смотровых приборов Чи-ха не имел, и свинцовые брызги от китайских пуль часто поражали членов экипажа.
Двухтактный V-образный дизель устанавливался продольно в корме. Доступ к нему обеспечивали люки в бортах и люк-жалюзи в крыше корпуса. В боевых условиях жалюзи в бортах прикрывались бронекрышками. На марше они поднимались и фиксировались в горизонтальном положении. Топливные баки ёмкостью 120 и 115 литров располагались вдоль бортов. Выхлопные трубы выводились назад с обоих бортов. Четырёхступенчатая коробка передач со скользящими шестернями и понижающей передачей имела восемь передач вперёд и две передачи назад.

Ходовая часть, выполненная, как и на Ха-го по схеме Томио Хара , была дополнена передним и задним катками с независимой подвеской: крайние катки через коленчатые рычаги соединялись с наклонными спиральными пружинами, открыто закрепленными на борту. Опорные катки и крайние поддерживающие ролики были сдвоенными. Амортизаторы в подвеске отсутствовали.
Первоначально вооружением танка являлась 57-мм полуавтоматическая танковая пушка Тип 97 с длиной ствола 18,4 калибра. Орудие размещалось в лобовой части башни на горизонтальных и вертикальных цапфах, позволявших его наводку в вертикальной плоскости в пределах −9…+21° и в горизонтальной – в пределах ±10°. Какие-либо механизмы наводки отсутствовали, наведение пушки осуществлялось свободным её качанием при помощи плечевого упора. Боекомплект орудия состоял из 120 унитарных выстрелов, размещавшихся в стеллажах в боевом отделении. В стандартный боекомплект входили 80 осколочных и 40 бронебойных снарядов. Однако после поражения на Халхин-Голе японцы, находясь под впечатлением от нашей и её танкового варианта , решили внедрить у себя нечто похожее.
Результатом этого решения стало появление новой модификации танка под названием «Шинхото Чи-ха» с увеличенной башней, созданной под явным влиянием советского танка , в которой помещалось 47-мм орудие с длиной ствола 48 калибров. Такая пушка легко справлялась с бронёй американских танков

, но оказалась бессильна против брони танка . Поэтому с 1942 года танк был вооружён новой 47-мм противотанковой пушкой Тип 1 с длиной ствола 62 калибра, обладавшей ещё более высокой бронепробиваемостью – с 500 метров её остроголовый снаряд массой 1,53 кг пробивал 68 мм брони, а с километровой дистанции – броню толщиной 45 мм. Для первоначального же 57-миллиметрового орудия эти показатели составляли, соответственно, 17 и 11 мм. Помимо этого, в боекомплект Тип 1 входили осколочно-фугасные снаряды весом 1,4 кг, содержавшие 90 грамм взрывчатого вещества, что было лишь ненамного меньше 103-граммового снаряжения 57-миллиметрового снаряда.
Вспомогательное же вооружение всех модификаций Чи-ха составляли два 7,7-мм пулемёта, которые тоже назвались Тип 97. Пулемёты были размещены чисто по-японски: один пулемёт в кормовой нише башни и один слева в лобовом листе корпуса. Спаренного с пушкой пулемёта Чи-ха, не имел. Надо сказать, что первые серии танков оснащались чешскими пулемётами ZB vz/26, во множестве захваченными у гоминьдановкой армии, и лишь когда было покончено с недостатком новых для японцев 7,7-миллиметровых патронов, на танки начали устанавливать родные японские пулемёты, которые, правда, были почти точной копией того самого ZB vz/26.

В 1943 году японцы внедрили в производство усовершенствованную модель, назвав ее Чи-хе Тип 1 . Модель обладала сварным корпусом и измененной маской пушки толщиной 50 мм, с лучше бронированной башней и 12-цилиндровым 240-сильным дизелем. Экипаж новой машины увеличился до пяти человек, масса возросла до 17,2 т, а скорость составила 44 км/ч. Вооружение же танка при этом осталось прежним.
Средние танки Чи-ха принимали участие в боях в Китае, в Малайе, Сингапуре, на Гуадалканале, Сайпане, Гуаме. «Шинхото Чи-ха» впервые вступили в бой на полуострове Батаан в мае 1942 года, воевали на Сайпане, Лусоне, Иводзиме и Окинаве, в Маньчжурии и на Курильских островах. Всего с 1938 по 1942 год было выпущено 1220 машин типа Чи-Ха, включая 757 штук модификации Шинхото. После войны 350 средних танков «Чи-Ха» были переданы Народно-освободительной армии Китая, в которой они с успехом громили войска чанкайшистов до самого их изгнания на Тайвань.

Чи-ха Народно-Освободительной армии Китая в китайском военно-историческом музее на фоне диорамы, посвящённой китайской гражданской войне.

Тип 97, "Ся Синся 2597 Чи-Ха", "2597".

Танк разработан в 1937 году с использованием узлов и механизмов предыдущих моделей. Танк выполнен по обычной компоновочной схеме: силовое отделение сзади, боевое - посередине, а отделение управления - в передней части корпуса. В силовом отделении устанавливался V-образный дизельный двигатель воздушного охлаждения.

Механическая трансмиссия и ведущие колеса находились в передней части корпуса танка. Ходовая часть танка в отличие от легких танков имела шесть опорных катков малого диаметра. Крайние опорные катки имели независимую подвеску, а четыре средних катка были сблокированы попарно. В качестве упругих элементов здесь, как и в легких танках, использовались пружины, размещенные в горизонтальных трубах. Танк выпускался в двух вариантах: штурмовой "Чи-Ха", вооруженный 47-мм пушкой, и "Синхото Чи-ха", вооруженный 57-мм длинноствольной пушкой и двумя пулеметами. Бронебойный снаряд 47-мм пушки "Чи-ха" имел начальную скорость 825 м/с и с расстояния 500 метров пробивал броню толщиной 75-мм. Оба варианта имели одинаковые тактико-технические характеристики и отличались только конструкцией башни. Они обладали хорошей подвижностью и по боевым качествам были примерно равноценны европейским предвоенным образцам. К моменту начала боевых действий в бассейне Тихого океана их вооружение и бронирование уже оценивались как недостаточные. Общее количество выпущенных до 1943 года боевых машин "Чи-Ха" составляет примерно 1200. Они поступали как на вооружение танковых подразделений непосредственной поддержки пехоты, так и в формируемые бронетанковые соединения.

"Чи-Ха" тип 97 был одним из первых японских танков, разработанных группой инженеров Томио Хары. Эта машина была модификацией двух первых танков, принятых на вооружение - легких "тип 89 Чи-Ро" и "тип 95 Ха-Го". Учитывая первый опыт в танкостроении, со всеми его успехами и неудачами, японские инженеры принялись одновременно за разработку двух последующих моделей. Одна из них получила название "Чи-Ха", он же "средний третий", вторая - "Чи-Ни", он же "средний четвертый".

Причиной для одновременной разработки двух машин, являлось следующее: японская сухопутная армия разделилась тогда в отношении боевых машин на два лагеря. Один - во главе с министерством обороны, генеральным штабом сухопутных сил и арсеналом Осаки. Они считали более целесообразным построить как можно быстрее и как можно больше легких машин, более простых и дешевых в производстве. Второй лагерь - арсенал города Сагами, многочисленные военные эксперты и офицеры с фронта. Они считали более лучшим построить меньшее количество машин, но более совершенных - полноценных, с хорошей броней, маневренностью и вооружением. Обе стороны так и не пришли к взаимному соглашению, поэтому инженерам был отдан приказ на разработку двух вариантов, которые бы устроили обе стороны. "Чи-ха" должен был отвечать запросам арсенала Сагами - то есть быть хорошо защищенным средним танком, а "Чи-Ни" - требованиям генерального штаба, и быть более легкой и дешевой машиной.

"Чи-Ха" отличался от своих предшественников большей маневренностью и "Чи-Ни" большей подвижностью, а также чуть большим экипажем - в четыре человека. Схема ходовой части была для него подобрана не сразу. Первые проекты предполагали по восемь опорных катков (сплошных сдвоенных и одинарных спицованных) и по четыре поддерживающих ролика на борт. Одинарные сплошные катки блокировались по два в шахматном порядке и подвешивались на коленчатых рычагах, а сдвоенные крепились на таких же рычагах индивидуально. Упругими элементами служили три наклонно установленные винтовые цилиндрические пружины, упиравшиеся в верхние концы коленчатых рычагов.

Следующий вариант подвески включал три поддерживающих ролика и шесть сдвоенных спицованных опорных катков на борт, сблокированных по два в три балансирные тележки. Каждая такая тележка поддерживалась рессорой "по схеме Хара" - горизонтальной винтовой пружиной. Для прототипа, представленного на окончательные испытания и демонстрацию, была же выбрана смешанная схема подвески, включающая в себя черты описанных выше ходовых частей. Кроме того, в работе над прототипом менялись форма рубки механика-водителя, командирской башенки, надгусеничных полок, установка сигнальных приборов.

Говорят, что в вооружении и конструкции обоих прототипов можно, проследить влияние немецких инженеров - на раннем этапе "китайского конфликта" японцам удалось захватить немецкий "Panzerkampfwagen I". Такая ценная находка была разобрана до винтика, и полностью обследована. Немцы, а также американцы, считают что только благодаря этому японцам удалось сделать такой рывок в машино- и танкостроении.

Еще до захвата немецкой машины, японцы уже самостоятельно разработали вполне неплохие, собственные бронемашины, которые если и уступали своим европейским собратьям, то ненамного. А в тот момент, когда "Чи-Ха" был отправлен в производство, он и без немецкого влияния отличался многими успешными инженерно-техническими решениями. Для сравнения, тип 97 "Чи-Ха" 1937 года превосходил немецкий "Panzerkampfwagen II" по многим показателям.

В ходе войны японское правительство купило у своих союзников-немцев поздние модификации танков "Тигр" и "Пантера", как и всю техническую документацию к нему, а также полное право использовать разработки немецких инженеров с своих целях. Что японцы и сделали. Немецкие инженерные решения были внедрены, но в более поздних моделях японских бронемашин - в частности в танках Тип 4 "Чи-То" и Тип 5 "Чи-Ри". В 1936-1937 годах было выпущено по два опытных образца "Чи-Ха" и "Чи-Ни". Поскольку японский генеральный штаб сухопутных войск предпочел танки меньшей массы и более дешевые в производстве, главным претендентом для принятия на вооружение считался "Чи-Ни". Однако, в ходе большой войны с Китаем, выбор пал на более защищенный "Чи-Ха". Он и был принят на вооружение под обозначением тип 97.

После успешных испытаний, проведенных в июне 1937 года на полигоне танкового училища в Чибе, началось массовое производство обеих машин, а субподрядчиками выступали компании "Хитачи", "Нихон сейкусё" и арсенал города Сагами - "Сагами Рикугун Сохейсё". Причем "Нихон Сейкусё" (токийское отделение "Мицубиси") брала на себя ответственность за поставку "Чи-Ха", а "Сагами" - за танк "Чи-Ни". Одновременно с линейными "Чи-Ха" была принята на вооружение и его модификация "Си-Ки" - специальная командирская модель. Она отличалась более совершенными навигационными приборами и радиостанциями, увеличенной башней без пушечной установки и с дополнительным люком, измененной командирской башенкой и большой поручневой антенной.

Cкажем также, что для компенсации в вооружении модели "Си-Ки", вместо снятой пушки 57-мм и лобового пулемета, устанавливалась 37-мм пушка в рамке. Соответственно, изменилась и лобовая часть. На некоторых образцах "Си-Ки" таким же образом устанавливали и 57-мм орудие. Позже, в последующих модификациях, "Си-Ки" пушечную установку все-же вернули. С 1934 года японцы начали ставить на свои бронемашины первые отечественные дизели. Большинство европейских машиностроительных гигантов предпочитали оснащать бронемашины бензиновыми двигателями с водяным охлаждением, которые значительно уступали дизелям. По первому опыту войны обнаружилось, что "бензиновые танки", в силу своей конструкции, горели как спички и потребляли больше топлива. Также японские инженеры пришли к выводу, что дизели с воздушным охлаждением куда более эффективны, в том числе и потому, что в условиях военных действий доступ к воде есть далеко не всегда.

Двигатель для "среднего третьего" тоже был выбран не сразу. Специально для этого танка было разработано два варианта - один от "Мицубиси" с мощностью 170 л.с., а второй, менее мощный, от "Игекаи". Но, в конечном счете, после ряда испытаний, "Чи-Ха" получил 12-ти цилиндровый дизельный двигатель "Мицубиси" с воздушным охлаждением, мощностью в 170 лошадиных сил (125 кВт).

В качестве вооружения, оба прототипа получили короткоствольные 57-мм башенные орудия, точно такие же, что стояли у их предшественника. Главный разработчик, Томио Хара, пытался оспорить это решение. Он собирался оснастить обе новые модели новым, более мощным и дальнобойным орудием, которое могло бы быть настоящим спасением в случае танковых сражений. Генеральный Штаб же отверг все его доводы - японцы не собирались разрабатывать тяжелые бронемашины с мощными пушками для танковых баталий, потому как использовали их исключительно для прикрытия пехоты. А для этого уже существующего орудия было вполне достаточно.

Однако правота Томио Хары вскорости была доказана на деле, печальным для японцев образом. Во время Номонханского инцидента, когда японские сухопутные части столкнулись с советскими войсками, обнаружилось, что советские танки с их 45-мм орудиями превосходили японские бронемашины. После этого инцидента, в 1939 году японцы взялись за разработку новых танковых орудий, которые были закончены только к 1941. Ими стали 47-мм пушки, которые несмотря на меньший калибр превосходили 57-мм орудия по мощности за счет более длинного ствола.

Японцы, за все время войны, постоянно учитывали любой опыт военных действий, и непрерывно совершенствовали свои вооружения. Например, в начале своего вторжения на Филиппины, японцы впервые столкнулись с американскими "М3". В ходе боев опять же подтвердилась недостаточная дальнобойность и мощь башенных орудий "Чи-Ха". "М3" имел достаточно толстую лобовую броню, и только три прямых попадания из шести с расстояния в километр пробивали американский танк. С расстояния в 800 метров, шесть из девяти лобовых попаданий оказывались для американца фатальными. После этого, с 1942 года, "Чи-Ха" получил новое орудие - "противотанковую пушку калибра 47-мм Тип 1" с более длинным стволом, более высокой мощностью и скорострельностью. Эта модификация танка получила название "Синхото Чи-Ха". Считается, что "Синхото Чи-Ха" был лучшим японским танком за всю историю Войны.



Что еще почитать