Зачем создавать искусственные языки. Краткая история искусственных языков

За или против искусственных языков?

Изучение искусственного языка имеет один большой недостаток - практически невозможность его применения в жизни. Это так. В заметке под названием "Искусственные языки", напечатанной в Большой Советской Энциклопедии утверждается, что: "Идея искусственного языка, общего для всего человечества, сама по себе утопична и неосуществима. Искусственные языки являются только несовершенными суррогатами живых языков; их проекты носят космополитический характер и потому порочны в принципе." Это писалось в начале 50-х годов. Но и в середине 60-х годов тот же скепсис свойствен некоторым ученым.

Автор книги "Принципы моделирования языка" П.Н. Денисов высказал свое неверие в возможность претворения в жизнь идеи всеобщего языка следующим образом: "Что же касается возможности декретировать переход человечества на единый язык созданный хотя бы по типу языка эсперанто, то такая возможность является утопией. Крайняя консервативность языка, невозможность скачков и резких потрясений, неразрывная связь языка с мышлением и обществом и многие другие чисто лингвистические обстоятельства не позволяют провести такого рода реформу, не дезорганизуя общества".

Автор книги "Звуки и знаки" А.М. Кондратов полагает, что все существующие родные языки никогда не смогут быть заменены "никаким искусственно придуманным "всеобщим" языком". Он все же допускает идею вспомогательного языка: "Речь может идти только о языке-посреднике. которым пользуются лишь при разговоре с иностранцами - и только"

Подобные высказывания исходят, по-видимому, из того факта, что ни один из индивидуальных проектов всеобщего, или всемирного международного, языка живым языком не стал. Но то, что оказалось невозможным в одних исторических условиях для идеалистов-одиночек и оторванных от пролетариата, от народных масс групп таких же идеалистов, то может оказаться вполне возможным в других исторических условиях для научных коллективов и народных масс, овладеющих научной теорией языкотворчества, - при поддержке революционных партий и правительств. Способность человека к многоязычью - этот феномен языковой совместимости - и абсолютный примат синхронии языка (для сознания пользующихся им), обусловливающий отсутствие влияния происхождения языка на его функционирование, открывают перед всеми народами и народностями Земли тот путь, на котором может и должна быть решена проблема их языковой общности. Это даст реальную возможность совершеннейшему проекту языка нового человечества и его новой цивилизации превратиться на всех материках и островах земного шара в живой, контролируемо развивающийся язык. И можно не сомневаться, что он будет не только живым, но и самым живучим из языков. Потребности, вызвавшие их к жизни, многообразны. Немаловажно уже то, что в этих языках преодолена многозначность терминов, свойственная естественным языкам и недопустимая в науке. Искусственные языки позволяют в предельно сжатой форме выражать определенные понятия, выполняют функции своеобразной научной стенографии, экономного изложения и выражения объемного мыслительного материала. Наконец, искусственные языки - одно из средств интернационализации науки, поскольку искусственные языки едины, интернациональны.

ИСКУССТВЕННЫЕ ЯЗЫКИ СЕГОДНЯ

1.
Рассматривая вопрос об искусственных языках, хотелось бы отметить, что в настоящее время создаётся всё больше и больше языков, и вот уже всякий желающий, изучив методическую литературу, может легко создать свой собственный язык на свой вкус и цвет. Или же, другой вариант, он может взять любой из языков, будь то искусственный или естественный, и изменить его на своё усмотрение.

2.
Создание языков превращается в бытовое ремесло, или же в искусство, в зависимости от умения. Это может быть самоделка, созданная за один день одним человеком, или труд сотен учёных, работавших много лет.

3.
В связи с этим складывается впечатление, что занятие это несерьёзное, и что никакой практической пользы от этого нет. В те времена, когда было известно лишь несколько языков, отношение к «эсперанто» было более серьёзным, а теперь, когда языков много, эти творения мысли не кажутся чем-то великим, а выглядят обыденно.

4.
Мнений, касающихся будущего всеязыка, множество. Сложились группы единомышленников, говорящих и знающих хотя бы один язык. Им-то не надо объяснять, зачем это нужно. Их я называю «интермэнами».

5.
Думаю, что первоначальный импульс, подвигший к созданию нового языка, никогда не обусловлен целью создания средства всеобщей связи. Это, скорее, порыв художника, всплеск творческой энергии, а не холодный рассчёт, основывающийся на том, что необходимо осчастливить всё человечество, а заодно и прославиться на весь мир. Уже дальше, создавая всё новый и новый проект языка, творец направляет себя таким образом, чтобы вышел именно всемирный язык, а не игрушка для собственного развлечения.

6.
Если рассуждать грубо, то всякий новый язык – это игрушка. У одних одно развлечение, у других – другое. Чем вызвана необходимость создавать новые языки?

7.
Если говорить о себе, то меня всегда интересовало звучание русского языка. В рамках среднего образования это для меня было самое интересное. В итоге в моём аттестате стоит всего одна пятёрка – по русскому. Всё остальное скучно и занудно. Языки я начал создавать поздно, это связано с тем, что не было чьёго-то примера, и никто не подсказал, как именно можно это сделать. В итоге только в 2001-м году, когда мне было 27 лет, понемногу начал вырисовываться мой первый язык. По своим параметрам он вполне сошёл бы за международный. Создавая всё новые проекты и наброски, я время от времени создавал конланги, которые ну никак не сошли бы за международный. Зная метод, который я открыл сам для себя без посторонней помощи, я мог бы уже лет в 10 что-нибудь создать. Желание – было.

8.
Вызвано оно несовершенством русского языка. Русский, как и другие языки, несовершенен. Возможно, что его предок, фракийский язык, был значительно изящней и интересней, но он потонул в забвении прошлого. Могу назвать множество недостатков русского языка, и многих других. Но, думаю, в этом нет никакой нужды, поскольку это мог сделать уже кто-то другой. Много также недостатков в «эсперанто» и «лидепле».

9.
Хотелось бы узнать, где вообще эти 1000 языков находятся, и можно ли их найти в интернете. Мне удалось найти лишь около десятка языков. Поставив в поиске «все искусственные языки», я так и не нашёл ничего, что подошло бы под это определение.

10.
Если рассматривать комплексные языки, где в одну кучу свалены слова из разных языков, то можно отметить пару моментов. Обычно слова там выбраны по принципу наибольшей распространённости на данный момент. Если один корень слова встречается сразу в нескольких языках, выбранных для слияния, значит, он выбран. Но, если бы слияние языков происходило не искусственно, а своим ходом, от народа, выбор слов мог быть другим. И не только мог бы, но и в реальности все слова соединены ИСКУССТВЕННО, не так, как бы это произошло на самом деле. Некоторых это ничуть не беспокоит, и они безбоязненно сливают в кучу китайские слова вместе с французскими, подмешивая туда же немецкий, хинди и арабский. Всё выглядит благообразно, а высокая цель объединить людей даёт вдохновение.

11.
В конечном итоге получается продукт – вроде ничего. Ровно с тем же успехом можно слить в кучу не самые популярные слова, а произвольно, всё, что попадётся. Результат будет ровно тем же, и звучание языка от этого не пострадает. Строгая дисциплина требует, чтобы в подборе слов был какой-то алгоритм, но на конечном результате это никак не отразится. Все правила существуют для практической цели, но в данном случае это правило для себя, обязанность выполнять строгий алгоритм, чтобы не терять ощущение собственной важности.

12.
Язык, созданный по алгоритму «для чистоты совести» считается успешным, находятся десятки поклонников, они его изучают, они без ума. Но, с другой стороны, будете ли вы столь же восторженно принимать язык, в котором слова собраны без какой-либо системы? Язык столь же гениален, но вы его не принимаете. Значит, вы не согласны с тем, что 1=1? Язык, грубо говоря, принимается только потому, что над ним работали по единой схеме. Признаётся сама работа, а не конечный результат. Язык уже не является произведением искусства, как все естественные языки, а есть простая условность. Мы с вами договариваемся, что это ЯЗЫК, а вы обязуетесь признавать, что это да, самый настоящий ЯЗЫК. Но на самом деле не играет никакой роли, кто и что думает, кто и о чём договорился, а имеет значение лишь то, что есть. Если же картина нарисована не под вдохновением, а исходя из каких-то мыслей, то это не произведение искусства. И любой комплексный язык, где сложены в одно слова из разных языков, это как-бы и не язык вовсе. А подделка. Тонко чувствующий субъект понимает это, а толпа – нет. Им скажи, что это искусство, они и поверят.

13.
Ощущая острую необходимость сотворить что-то целостное, а не произвольную кучу правил и слов, специалисты создали «интерлингву». Вместе с рядом других языков этот проект походит на что-то целостное. Кто-то соединяет романские языки, кто-то германские. Это начинает походить на язык. Но, тем не менее, как и в предыдущем случае, проблема всё та же – нельзя соединить несоединимое. Оно может соединиться само, если просто смешать народы, но всякое искусственное соединение отразится на внешнем звучании.

14.
Так возникли «симплы», или упрощённые языки. Симпл создаётся из одного языка путём его упрощения. Но, надо отметить, что тот же самый процесс упрощения языка происходит и в реальной жизни. Но в реальной жизни всё происходит ЕСТЕСТВЕННО, и спроектировать язык будущего – это то же, как спроектировать и само будущее. Ни один человек, я думаю, не способен предугадать, каким будет наше будущее через 100 лет. То же самое – и с проектированием языков, в данном случае – симплов. Я бы не стал проектировать русский симпл, а лучше бы поэкспериментировал с древне-русским. При этом надо не стремиться воссоздать древний язык, а создать нечто новое, резко отличимое, это будет оригинально.

26.
Все языки становятся проще. Русский язык в будущем должен потерять все свои падежи, и не надо приходить от этого в ужас. Формы, которые исчезают, не играют никакой роли для выражения мыслей. На смену потерянных форм могут придти новые части речи, и тогда язык станет не проще, а многократно сложнее, позволяя выразить сложные мысли, роящиеся в головах умных людей. Мозг, так сказать, начнёт работать лучше, усваивая сложные понятия и категории. Если же эти части речи не возникнут сами собой, мы создадим их сами.

15.
Сейчас я пытаюсь создать язык «зип-джолзик», в котором будет 38 частей речи. Это примерно в три раза больше, чем в русском. Если же кому-то они не нужны, он может пропускать слышанное мимо ушей, понимая лишь основной смысл. Здесь будут и волки сыты, и овцы целы. Один и тот же язык обслуживает и примитивных людей, и образованных. Хотелось бы, чтобы именно зип-джолзик и стал международным языком.

16.
Со своей стороны, хотелось бы отметить, что мне больше нравятся некоторые другие языки из мной созданных, например, грассонский. Но зип-джолзик более флегматичен, чем другие, и это должно иметь одобрение среди людей, которые сами флегматики. Всё продумано таким образом, чтобы удовлетворить самого усреднённого человека. Другие языки более эмоциональны, и более подходят к моему характеру. Зип-джолзик так же максимально удалён от сходства с чем-либо национальным. Можно отметить, что эсперантское окончание «-о» больше импонирует итальянцам и испанцам, чем кому-либо, а «интерлингва» и вовсе походит на разновидность итальянского.

17.
В языке «зип-джолзик», как в параязыке, задействовано больше интуиции, чем логики. Но язык «арахау», созданный Аханерой, идёт по другому пути. Там наоборот, всё подчинено логике. Интуиции лишь 20%. То и другое хорошо. Язык должен быть либо продуктом мозга, то есть, логики, либо продуктом интуиции. В зип-джолзике 70% интуиции и 30% логики. В других языках логика и интуиция распределены примерно одинаково. Остаётся невыясненным, можно ли создать язык на 100% по законам логики, и будет ли он звучать столь удачно, что сгодится как международный? И совершенно ясно, что нельзя создать язык, исходя только лишь из интуиции, поскольку такой человек должен обладать 100%-ным совершенством.

18.
Язык арахау создан таким образом, что каждое его слово раскладывается на буквы, благодаря чему каждое слово является совершенным продуктом, и, кроме того, может быть осмыслено. Цена этому – потеря внешнего звучания. Для некоторых внешнее звучание – это главное, и такие обычно изучают естественный язык. В параязыках и мутантах задействовано больше интуиции, но интуиция, как известно, это спрессованная логика. Мозг проделывает тысячи логических операций в секунду при создании каждого слова в параязыке. Но некоторые думают, что, раз это сделал ты сам, значит, это всё отсебятина, а не какое не искусство. На самом деле это не отсебятина, а работа мозга. Любая гениальная картина художника – это та же «отсебятина», где автор не может логически обосновать каждый мазок кисти. Но мы с этим миримся, и признаём картину, не требуя доказательств.

19.
Отдельно можно отметить язык «молот». Он относится к симплам - мутантам. Это упрощённый русский язык. Автор не стал останавливаться на одном лишь упрощении, но использовал свои, оригинальные идеи, отчего язык стал совершеннее. Лучшие из языков-мутантов могли бы возникнуть и в реальном мире, если знать, как поместить людей в такую искусственную среду, где может возникнуть язык с заданными параметрами. Тут всё как в джазе: на основании одного ритма возможны различные импровизации, и все они будут правильными.

20.
Параязыки, в свою очередь, требуют навыка и мощной интуиции. Если же какой-нибудь параязык неуклюж, то можно вспомнить естественные языки и найти ещё больше недостатков.

21.
Язык «арахау», созданный по законам логики, несколько проигрывает во внешнем звучании, но зато позволяет конструировать какие угодно слова. Это позволяет выразить самую сложную мысль и легко создавать терминологию. Интеллектуальная беседа на арахау в какой-то момент подходит к тому, что ты вообще перестаёшь слышать язык и слова, а улавливаешь лишь одно движение мыслей. Пока не пробовал, но думаю, оно так. Чтобы вооружить мозг, надо всего лишь дать ему язык-конструктор, и чтобы сложное выражалось кратко. Краткость, по сути, это и есть способ выражения мысли. Когда надо выразить долгую мысль (в русском языке), мы попросту воздерживаемся от этого. Если надо говорить целое предложение, вместо одного слова, мы выбираем молчание. А в ряде случав нас просто не понимают, пропустив мимо внимания слово, указующее на контекст. Текст понимается так, словно бы указания на нужный смысл не было. Начиная говорить просто и по-дикарски (зато понятно), мы ничего умного не говорим, и не можем доказать правильность своих взглядов. Личные убеждения для оппонента начинают казаться тупым упрямством. Поэтому и зип-джолзик тоже имеет инструменты для построения более сложной мысли. На минимальном уровне.

22.
Представляя будущее, в котором все знают зип-джолзик, я бы предпочёл в нём говорить как на русском языке, так и на зип-джолзике. Русский язык я из своей лексики не исключаю. Некоторые предпочтут говорить лишь на каком-то одном языке – либо на зип-джолзике, либо на русском.

23.
В данный момент необходимо, чтобы именно интермэны перешли на мою сторону, и стали пропагандировать зип-джолзик и говорить на нём. Дальше всё пойдёт проще. Если же будет решено, что международным должен стать какой-то другой язык, и если это будет достойный проект, то я брошу свои разработки и начну изучать этот язык. В этом случае мне не нужно будет до конца создавать зип-джолзик.

24.
Если учесть, что искусственных языков более 1000, то среди них вполне может оказаться достойный кандидат на роль всемирного. Мне кажется странным, что нет такого сайта, где были бы собраны все эти языки, и распределены по категориям. Мне также неизвестно, есть ли ещё какие-нибудь параязыки, кроме моих. Широко известны лишь самые популярные языки. Но может оказаться, что какой-нибудь малоизвестный язык есть самый лучший. Малоизвестное не должно проходить мимо внимания, а должно рассматриваться вместе с популярным.

25.
Может произойти и такое, что международный язык нам подкинут инопланетяне. Их технологии развивались миллионы лет, и там может быть какой-то подходящий для нас язык. Если будет так – ещё лучше. По крайней мере, могу точно сказать, что комплексные языки – это лишь первая ступень эволюции, и причём тупиковая. В будущем интерес к комплексным языкам и простым симплам должен иссякнуть. Те и другие – это 20-й век, каменная эра интерлингвистики. Сейчас время другое, и надо смотреть вперёд.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Московский государственный областной университет

Институт лингвистики и межкультурной коммуникации

Лингвистический факультет

Курсовая работа

по дисциплине " Языкознание и литературоведение "

на тему : " Причины создания искусственных языков . История создания и функционирования волапюк "

Работу выполнила

студентка Жигунова Елена Дмитриевна

Научный руководитель: ст. преп. Федосова А.К.

Содержание

  • Введение
  • 1.3 Примеры искусственных языков в литературе и кинематоргафе
  • Глава 2. Волапюк
  • 2.1 История создания
  • Заключение
  • Список литературы

Введение

Данная тема курсовой работы достаточно актуальна на данный момент, поскольку в наше время создание искусственных языков является довольно распространенным явлением. Ведь в основном базой для искусственных языков служат языки естественные, хотя, бывают случаи, когда новые языки совершенно не похожи ни на один из существующих языков.

Проблема создания искусственных языков носит как положительный, так и отрицательный характер, именно поэтому хотелось бы рассмотреть эту проблему с обеих сторон, чтобы выяснить, зачем же создаются искусственные языки при наличии тысяч естественных.

Ведь на сегодняшний момент не каждый естественный язык имеет письменность, есть довольно много мертвых языков, на которых уже никто не говорит, есть вымирающие языки, на которых говорит всего несколько человек во всем мире, и от этого нельзя не задаться вопросом, почему же искусственные языки привлекают, почему на некоторых искусственных языках говорит больше людей, чем на некоторых, которые считаются вымирающими.

Основным методом исследования в данной работе стало изучение материала по разным искусственным языкам, проведение опросов о том, какие искусственные языки люди знают, и откуда они узнали о них, написание кратких обзоров о разных языках после опроса, изучение материала о естественных языках и проблемах "языкового барьера" в современном мире, а также негативные последствия создания искусственных языков.

Глава 1. Причины создания искусственных языков

Издревле, люди испытывали некие трудности в связи с тем, что разные народности говорят на разных языках и диалектах, соответственно, появилось такое понятие, как "языковой барьер".

С тех пор люди стали задаваться вопросом, как же преодолевать этот "барьер", ведь людям нужно было контактировать друг с другом с тех самых пор, как появились государства, и появилась потребность в торговле, установлении дружеских связей между государствами и заключении договоров.

Ярким примером служит Древнерусское государство и Византия. В 907 и 911 году были заключены первые договоры между Древнерусским государством и Византией. Первый договор 907 года носил сомнительный характер и был, скорее, подготовительным к договору 911 года. А договор 911 года определял порядок выкупа пленных, восстанавливал дружественные отношения государств, определял наказания за уголовные преступления, совершённые греческими и русскими купцами в Византии, правила ведения судебного процесса и наследования, создавал благоприятные условия торговли для русских и греков, изменял береговое право (владельцы берега должны были оказывать помощь в спасении выброшенного на берег судна и его имущества вместо его захвата).

Проблему "языкового барьера" люди начали решать по-разному. Кто-то начал изучать другие языки, чтобы иметь возможность разговаривать на них и понимать других, другие выбирали какой-либо один язык для международного общения, например, в древности это была латынь, а сейчас в большинстве стран люди понимают английский язык и говорят на нем.

Также, начали зарождаться пиджины - своеобразные "гибриды" двух каких-либо языков. В пример такому "гибриду" можно привести смесь украинского и русского языков - со стороны кажется, будто человек говорит на русском, но использует в своем лексиконе и украинские слова, и получается, что его понимают и русские и украинцы. Хотя русский язык и украинский очень похожи, такой "гибрид" все же полезен для общения.

Начиная с семнадцатого века, ученые думают о создании нового, особого язык, который был бы довольно прост для понимания и изучения, и который стал бы языком международного общения. Ведь в естественных языках, языках, на которых мы говорим с рождения, довольно много исключений и заимствованных слов, сложных правил, и их структура зависит от исторического развития, в которой очень сложно понять логику, например, формирование некоторых грамматических форм и правописание. Искусственно созданные языки обычно называют плановыми, поскольку слово "искусственный" может вызвать негативные ассоциации в переводе на некоторые языки.

Наиболее известный и распространенный из искусственных языков - эсперанто, который в 1887 году создал Людвиг Заменгоф. "Эсперанто", что означает "надеющийся" - это псевдоним Заменгофа, и впоследствии этим именем стал называться созданный им язык.

Заменгоф родился в Белостоке, в Российской Империи. В городе проживали евреи, поляки, немцы и белорусы - одним словом, люди совершенно разных национальностей, а отношения между людьми этих народностей были достаточно напряженными. Людвик Заменгоф решил, что причина этой вражды между этносами кроется в непонимании, и еще когда учился в гимназии предпринимал попытки разработать "общий" язык на основе тех европейских языков, которые он изучал. Ему нужно было создать язык, который при этом был бы нейтральным. Структура эсперанто была создана достаточно простой для удобства изучения и запоминания языка. Корни слов были позаимствованы из европейских и славянских языков, а также из латинского и древнегреческого.

Существует множество организаций, которые посвящают свою деятельность распространению эсперанто, на этом языке печатаются книги и журналы, созданы каналы вещания в Интернете, пишутся песни. Есть также версии многих популярных программ на языке, таких как офисные приложений OpenOffice.org, браузер Mozilla Firefox, а также версия эсперанто есть в поисковой системой Google. Язык также пользуется поддержкой ЮНЕСКО.

Кроме эсперанто, существует довольно много других искусственно созданных языков, как широко известных почти всему миру, так и нераспространенных. Многие из них были созданы с той же целью - разработать наиболее удобное средство для международного общения: языки идо, интерлингва, волапюк и другие.

Некоторые другие искусственные языки, например, логлан, были созданы с исследовательской целью, лингвистами специально разрабатывались новые искусственные языки, чтобы проводить эксперименты, опыты, выявлять закономерности и т.д. А такие языки как на"ви, клингонский и синдарин разрабатывались для того, чтобы на них разговаривали персонажи книг и фильмов.

Всем нам известная трилогия "Властелин Колец", в которой и эльфы, и гномы, и гоблины, и орки разговаривали на совершенно разных и по звучанию, и по написанию языках, и каждый из языков имел свою историю, как и народы, говорящие на них. Также, специально был разработан язык на`ви, на котором разговаривали герои фильма "Аватар", режиссер фильма Джеймс Кэмерон специально попросил лингвиста разработать и создать искусственный язык для вымышленного мира. После выхода фильма нашлось очень много желающих выучить вымышленный язык, ставший одним из средств общения между фанатами фильма и книги.

В отличие от естественных языков, развивавшихся на протяжении всей истории человечества, со временем отделявшихся от какого-либо праязыка и умиравших, искусственные языки создаются людьми специально за относительно короткое время. Они могут быть созданы на основе элементов и структуры существующих естественных языков или "сконструированы" полностью.

Авторы искусственных языков расходятся во мнении, какая из стратегий лучше отвечает поставленным целям - нейтральности, легкости в изучении, удобстве в использовании. Ведь невозможно угадать, какой из этих параметров сделает язык наиболее популярным и распространится настолько, чтобы стать универсальным. И поэтому многие считают, что создание искусственных языков совершенно не имеет смысла, поскольку они никогда не распространятся настолько, чтобы выполнять функцию универсального межнационального языка. Даже такой язык, как эсперанто сейчас известен немногим, а для международных переговоров чаще всего пользуются английским.

Изучение искусственных языков затруднено многими факторами. Во-первых, не существует носителей языка, поскольку это полностью выдуманные языки, на которых никто никогда издревле не разговаривал. Структура может периодически изменяться, поскольку ученые часто спорят о том, как сделать язык лучше, какие правила оставить, а какие следует заменить. И, в результате разногласий между теоретиками, искусственный язык может быть разделен на два варианта, поскольку одни решат, что более приемлем один вариант, а другие - что следует сделать по-другому - например, из языка логлан был выделен ложбан, из эсперанто - идо.

Тем не менее, сторонники искусственных языков до сих пор считают, что в условиях современной глобализации необходим язык, который мог бы использоваться всеми, но при этом не ассоциировался с какой-то определенной страной или культурой, и продолжают лингвистические изыскания и опыты.

1.1 Отрицательные аспекты создания искусственных языков

Как выяснилось, искусственные языки начали создаваться в XVII веке с целью преодоления "языкового барьера". Но так ли это правильно, создать язык, на котором смогут общаться все люди? Конечно хорошо, если люди без особых проблем могут общаться между собой и не испытывать никаких трудностей при путешествиях в другие страны.

Ведь если будет один универсальный язык межнационального общения, то не нужно будет учить другие языки чуть ли не с младенчества, не будет трудностей с неправильным произношением слов на другом языке, не нужно будет скупать словари, чтобы просто поехать с семьей отдыхать в другую страну. Незнание другого языка и другой страны перестанет быть проблемой для отдыхающих, путешественников и туристов.

Если посмотреть с этой точки зрения, то если все же будет создан когда-нибудь универсальный язык межнационального общения, то со временем, по прошествии веков, людям просто перестанут быть нужны их родные языки. А для чего, если есть один, который знают и понимают все? Теперь нет "языкового барьера", нет трудностей перевода, можно свободно общаться с любым человеком в любой точке планеты!

Люди разных народностей будут говорить на нейтральном, простом, вымышленном языке, который не имеет истории . А ведь каждый из языков, естественных языков, уникален. Несет за собой целую историческую эпоху, дух народа, ведь он - часть этноса. А его просто так забудут? Потому что людям просто не хочется изучать другие языки, чтобы контактировать с другими, такими же уникальными этносами со своей историей.

Возможно, создание искусственного универсального языка для того, чтобы люди разных народов могли общаться - просто акт лени? Многие люди, при возможности уехать за границу и получать высшее образование там, возможность общения с людьми другой страны, изучения языка отказываются, и только потому, что просто не хотят изучать другой язык, кажется мне дикостью.

К тому же, если будет всего один язык, спустя века, может быть, даже тысячелетия, люди просто забудут свои родные языки, они станут для них, как для нас сейчас латынь - мертвый язык, который существует сейчас только как отголоски того великого языка, что существовал раньше.

А что останется лингвистам? Сейчас существуют тысячи языков, на которых говорят, пишут, и они все могут подлежать изучению, множество диалектов, неологизмов, непонятных исключений в правилах языков - все это дает лингвистам работу, знания, научные открытия, создание новых словарей и тому подобное.

Но если не будет всего этого, если будет всего один язык, лингвистам ничего не останется кроме того, чтобы углубляться в историю и изучать мертвые языки, которые когда-то были великими, или создавать новые для своих исследовательских целей.

1.2 Положительные аспекты создания искусственных языков

Создание искусственных языков приносит и пользу. Несомненно, создать универсальный язык для общения - отличная идея для преодоления языкового барьера, ведь если удастся создать таковой, то, скорее всего, не будет распрей между людьми из-за недопонимания. В некоторых случаях искусственный язык, как средство межнационального общения остро необходим.

Например, в Папуа Новой Гвинее существует огромное количество языков, на которых говорят, и там власти буквально "вешаются" оттого, что даже соседним деревням очень трудно общаться между собой из-за большого различия диалектов или языка в принципе. Также возникают проблемы со СМИ, ведь если в стране нет национального языка, то становится неясно, как же подавать информацию людям, на каком именно языке следует распространять информацию по радио, телевидению, газетах и журналах, чтобы она достигла всех жителей.

Также, в Индии около 17 принятых национальных языков, и очень трудно общаться при таком количестве различий в значениях слов. В Китае также люди испытывают трудности, так как китайский язык обладает огромнейшим количеством различных символов и от этого в китайском языке довольно много диалектных ответвлений, которые понятны только тем людям, которые их используют.

Именно для таких случаев создание одного языка, чтобы люди могли общаться хотя бы внутри своей страны очень важно, потому как из-за этого могут возникать распри, трудности во взаимодействии людей друг с другом и жизни в принципе.

Также, искусственные языки - очень интересный фактор для фанатов фантастики, книг и фильмов в целом, так как многие писатели создают свой собственный мир, в котором создают и свой язык. Эти языки как бы родные для персонажей книг или фильмов, поскольку авторы создают не только сам язык, но и продумывают его историю, не ту историю создания, или идею, которая пришла на ум автору, и он решил создать язык, а ту историю, что уходит глубоко в тот вымышленный мир, о котором пишет автор.

1.3 Примеры искусственных языков в литературе и кинематографе

Клингонский язык, на котором общаются гуманоиды-воины с планеты Кхонош вымышленной вселенной сериала "Звёздный путь", был придуман лингвистом Марком Окрандом по заказу Paramount Studios. Язык имеет детально разработанную грамматику, синтаксис, словарь и даже регулирующую организацию - Институт клингонского языка, которая занимается продвижением клингонской культуры и переводами классической литературы, в том числе Библии и Шекспира на клингонский.

Помимо клингонского, во вселенной "Стартрек" существует около 10 языков разной степени проработанности, включая вулканский, борг, рианнсу, андории, орионский, тамарианский, ференги, байоран и др.

Автор Дж.Р. Р. Толкин известен не только как писатель и автор "Хоббита" и "Властелина Колец", но и как лингвист и изобретатель многих искусственных языков.

Ещё в детстве Толкин со своими товарищами придумывал тайные языки, чтобы общаться между собой. Эта страсть осталась с ним на всю жизнь. Он разработал грамматику и лексику для целого семейства из 15 эльфийских языков, над которыми он продолжал трудиться с 1910-го вплоть до самой смерти в 1973 году. В эту группу входят протоэльфийский, общий эльдарин, квенья, голдогрин, телерин, синдарин, илькорин, нандорин, аварин.

В фильме "Пятый Элемент" главная героиня Лилу говорит на так называемом древнем Божественном языке (The Divine Language ), на котором, согласно предыстории, разговаривала вся Вселенная до начала времён.

Разработанный Люком Бессоном и Милой Йовович язык имеет всего чуть более 400 слов. Как утверждала актриса, они с режиссёром для языковой практики даже писали на нём друг другу письма. Спустя время после выхода фильма вдохновлённые фанаты Бессона собрали все фразы из фильма и составили словарь.

В мире "Песни Льда и Пламени", созданном Джорджем Мартином, существует множество различных языков. В Вестеросе принят так называемый общий язык, известны также отличающиеся от него языки Валирии, дотракийцев и другие (диалекты Вольных Городов, язык Кварта, гискарский, язык лхазарян, асшайский, торговый язык, язык Летних Островов и т.д.). Большинство этих языков передано в книгах саги английским.

Мы же остановимся на дотракийском, который пришлось выучить Дейенерис Таргариен. Специально для сериала "Игра престолов" этот язык был проработан более детально, а его создателем выступил Дэвид Дж. Питерсон из Language Creation Society. В книгах было не так много ориентиров для разработки языка, всего несколько существительных и десятки имён. Они и задали вектор в его разработке.

Новый язык получил грамматические и фонетические заимствования из русского, турецкого, эстонского, инуктитута (языка жителей крайнего севера Канады ) и суахили.

В мире "Гарри Поттера" упоминается несколько вымышленных языков, в том числе гоббледук, рунический, язык водяного народа, а также парселтанг или "змеиный язык". Этим магическим языком, согласно повествованию Джоан Роулинг, владеют маги-змееусты, говорящие со змеями. Окружающие не могут понять разговора змееуста со змеёй, так как им слышится только шипение. Этот врождённый и крайне редкий дар передаётся по наследству или вместе с волшебной силой. Как правило, язык связывается с Тёмными искусствами, но некоторые добрые волшебники также обладали этим даром.

Самым известным змееустом был Салазар Слизерин - один из четырёх основателей Школы чародейства и волшебства "Хогвартс". Именно поэтому символом факультета "Слизерин" является змея.

Язык состоит из различных шипящих звуков и грубых букв, а слова произносятся на выдохе с шипением и подражанием змеиным звукам. Большинство предложений очень короткие и состоят только из субъекта, объекта и глагола. Остальной смысл должен додумать слушатель, основываясь на своих знаниях и контексте. Кроме того, язык не имеет письменной формы, а латиницей весьма сложно передать его звучание. Версия парселтанга, которая используется в фильмах, была разработана Фрэнсисом Ноланом, профессором фонетики, специалистом по финскому и эстонскому языкам при Кембриджском университете.

Вселенная "Звездных Войн" также наполнена своего рода разными языками, из которых в саге упоминаются высший галактический, двоичный язык дроидов, дуросский, хаттский, юужан-вонгский и многие другие. Вымышленные языки Star Wars, в отличие от клингонского или синдарина, не имеют реальной грамматической системы. Например, рыки Вуки или сигналы дроидов в основном лишь передают интонации и эмоции. Язык, который наиболее часто употребляется в фильмах, - основной галактический - идентичен современному английскому и лишь немного дополнен вымышленными идиомами и отдельными словами. Другие языки также похожи на существующие человеческие, хотя и незнакомые большинству зрителей.

Один из оригинально проработанных языков киносаги - это бокке, искусственный язык, используемый космическими путешественниками, который состоит из языков нескольких рас.

Согласно повествованию, язык появился в торговом фтоле Баобаба как средство общения пилотов, команды и вспомогательного персонала, которые принадлежали к самым разным расам. Хотя язык не используется повсеместно, любой опытный пилот и космический путешественник знает несколько фраз на бокке, чтобы контактировать с другими пилотами.

Глава 2. Волапюк

2.1 История создания

Волапюк (Volapьk: vol - "мир" + pьk - язык) является первым в истории международным языком искусственного происхождения. Создан он был немецким священником Иоганном Шлейером еще в 1879 году. Как утверждал сам автор, однажды во сне к нему явился Господь и предложил создать новый язык, способный объединить все народы.

Тут следует сделать оговорку, что на самом деле первым проектом по созданию искусственного интернационального языка был Универсалглот, созданный 1868 году французским лингвистом Жаном Пирро. Однако он не имел вообще никакого успеха. Волапюк удалось проднвинутся немного дальше.

В основу творения Шлейера лег классический немецкий язык, из которого автор исключил звук r, посчитав его слишком сложным для нескольких национальностей, но оставил исконно немецкие умлаутированные гласные д, ц, ь.

В отличии от намеренно упрощенного эсперанто, волапюк отличался сложной грамматической и словообразовательной системами. Одних только форм глаголов в нем можно было насчитать несколько тысяч. Кроме того, этот язык, как и его прародитель, позволял соединять в одном сложном слове неограниченное количество корней, что приводило к появлению таких монстров как klonalitakipafablьdacifalцpasekretan ("секретарь дирекции люстровой фабрики"). К сожалению, именно эта сложность и послужила причиной быстрого упадка волапюка.

волапюк искусственный язык международный

2.2 Функционирование волапюк в современном обществе

На протяжении двадцати лет со дня его создания этот язык активно набирал популярность. К 1889 году ему обучились свыше 210 тысяч человек в самых разных странах, создавалась соответствующая литература, издавалась периодика. Но в этом же году произошел конфликт между Шлейером и реформаторами, желающими несколько упростить волапюк для общего использования. Священник запретил вносить в свое творение любые изменения, и поклонники искусственных международных языков переключили внимание на созданный двумя годами ранее эсперанто.

И хоть в 1929 году в волапюк все-таки был несколько трансформирован, общее число его носителей на сегодняшний день не превышает 30 человек. Этого однозначно недостаточно для того, чтобы язык мог нормально развиваться и распространяться.

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что искусственные языки, в основном, создавались для того, чтобы облегчить людям межкультурную коммуникацию, так как людям нужно преодолеть "языковой барьер" и свободно разговаривать между собой, не ссорясь из-за недопонимания.

Также выяснилось, что очень много искусственных языков было создано в связи с книгами и фильмами, в которых есть собственный выдуманный мир и, соответственно, нужен язык, чтобы этот мир был похож на реальный. Как оказалось, эти выдуманные языки очень популярны среди людей, так как людям интересны миры и их языки, и после выхода фильмов или книг появляется очень много последователей трилогий или серий книг или фильмов. Именно поэтому некоторые языки искусственного происхождения затмевают по популярности вымирающие языки.

Также, искусственные языки создаются самими лингвистами иногда и для исследовательских целей, чтобы наблюдать процессы, сравнивать искусственно созданный язык с естественным, или разработать язык для племени, которое имеет только письменность.

Список литературы

1. Актуальные проблемы современной интерлингвистики: Сб. в честь 75-летия акад. П.А. Аристэ. (Interlinguistica Tartuensis - 1). Тарту, 1982.

2. Ахманова О . С, Бокарев Е .А. Международный вспомогательный язык как лингвистическая проблема. - Вопросы языкознания, 1956, № 6, с.65-78.

3. Исаев М .И. Проблема искусственного языка международного общения. - В кн.: Проблемы интерлингвистики. М.: Наука, 1976.

4. http://london-moscow.ru/zachem_sozdavat_iskusstvennie_yaziki

5. http://whoyougle.ru/texts/artificial-languages/

6. https: // ru. wikipedia.org

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Определение искусственных языков и их положение в современной лингвистике. Теория лингвистической относительности в контексте изучения артлангов. Характеристика исследования грамматики новояза. Основные фонетические особенности дотракийского говора.

    дипломная работа , добавлен 26.07.2017

    Исследование роли изучения иностранных языков в развитии международного туризма и межкультурных коммуникациях. История создания варшавским врачом-окулистом Людвигом Заменгофом первого в мире искусственного языка эсперанто; его популярность в ХХ веке.

    курсовая работа , добавлен 18.05.2011

    Исследование стилистических средств создания фантастического мира трилогии "Властелин колец". Изучение фонетической, лексической и грамматической структур авторских искусственных языков. Стилистика языков эльфов, гномов, ходячих деревьев, орков, людей.

    курсовая работа , добавлен 26.03.2015

    Понятие "искусственный язык", краткая историческая справка о формировании и развитии искусственных языков. Типологическая классификация и разновидности международных искусственных языков, их характеристика. Плановые языки как предмет интерлингвистики.

    реферат , добавлен 30.06.2012

    Сравнение различных древних и новых языков. Позиция общего языкознания. Подчинение элементов языка законам общей аналогии. Упрощение изучения иностранных языков как главная цель создания энциклопедии всех языков. Опыт анализа мексиканского языка.

    реферат , добавлен 04.07.2009

    Формирование национальных языков. Изучение отдельных германских языков. Общие характеристики германских языков. Сопоставление слов германских языков со словами других индоевропейских языков. Особенности морфологической системы древнегерманских языков.

    реферат , добавлен 20.08.2011

    Сконструированные языки, их различие по специализации и назначению и определение степени сходства с естественными языками. Основные виды искусственных языков. Невозможность применения искусственного языка в жизни как главный недостаток его изучения.

    контрольная работа , добавлен 19.04.2011

    Происхождение языков и их влияние друг на друга. Расселение человека и развитие языков в Европе, Океании и Азии. Homo sapiens в Америке и его язык. Искусственные языки: бейсик-инглиш, эсперанто, макатон, волапюк, идо, интерлигва, латино-сине-флексионе.

    реферат , добавлен 29.11.2015

    Классификация древнегерманских племён и их племенных языков. Происхождение и история рун. Свидетельства о германских языках в дописьменный период. Начало изучения германских языков. Понятие родства языка. Индоевропейские черты германских языков.

    контрольная работа , добавлен 12.12.2009

    Исследование проблемы взаимодействия языков в современной лингвистике. Анализ и характеристика типов контактов языков. Лексические заимствования как результат контактирования языков. Возникновение языковых контактов в истории развития французского языка.

Логика как наука о мышлении. Что же изучает логика как наука

Что же изучает логика как наука и почему она называется формальной?

Слово «логика» происходит от греческого logos, что означает «мысль», «слово», «разум», «закономерность». В современном языке это слово используется, как правило, в трех значениях:

1)для обозначения закономерностей и взаимосвязей между событиями или поступками людей в объективном мире; в этом смысле довольно часто говорят о «логике фактов», «логике вещей», «логике событий», «логике международных отношений», «логике политической борьбы» и т.д.;

2)для обозначения строгости, последовательности, закономерности процесса мышления; при этом употребляются выражения: «логика мышления», «логика рассуждения», «железная логика рассуждений», «в выводе отсутствует логика» и др.

3)для обозначения особой науки, которая изучает логические формы, операции с ними и законы мышления.

Объектом логики как науки является мышление человека. Но мышление - сложный, многосторонний процесс обобщенного отражения человеком вещей, их свойств и отношений окружающего его мира. Этот процесс изучается многими науками, например такими, как философия, психология, генетика, языкознание, кибернетика и др. Философия изучает происхождение и сущность мышления, его отношение к материальному миру и познанию. Психология изучает условия нормального (в соотношении с патологией) функционирования и развития мышления, влияние на него социально-психологической среды. Генетика стремится раскрыть механизм наследования людьми способностей к мыслительной деятельности. Языкознание интересуется взаимосвязью мышления с языком. Ученые-кибернетики пытаются сконструировать технические модели мозга и человеческого мышления. Логика же изучает процесс мышления с точки зрения его структуры мыслей, правильности и неправильности рассуждений, отвлекаясь от конкретного содержания мыслей и их развития.

Предметом логики являются логические формы, операции с ними и законы мышления.

Чтобы лучше понять предмет изучения логики, рассмотрим коротко процесс познания человеком окружающего его мира. Познание - процесс получения знаний о мире. Существуют два способа (источника) получения знаний:

1)чувственное познание - с помощью органов чувств и приборов;

2)рациональное (ratio - разум) - познание с помощью абстрактного мышления.

В основе материалистической теории познания лежит теория отражения: вещи, явления объективного мира воздействуют на органы чувств человека, заставляют работать всю систему передачи информации в мозг (а также сам мозг), в результате чего у человека создаются образы этих вещей и явлений. Чувственные образы - это знания о внешних свойствах, сторонах вещей и явлений (видимых, слышимых, осязаемых и т.д.). Таковы, например, наши знания о том, что «сегодня дождливая погода»; «на моих часах половина четвертого»; «эта роза - красная»; «Петр сидит слева от Павла» и т. д.

Чувственное познание протекает в трех основных формах: ощущение (отражение отдельных свойств предметов), восприятие (отражение предмета в целом, это целостный образ предмета) и представление (сохранившийся образ предметов).

Но на ступени чувственного познания человек не может познать сущность вещей и явлений, их внутренние свойства. Как говорил Маленький Принц из одноименной повести А. де Сент-Экзюпери, «самого главного глазами не увидишь». Поэтому на помощь органам чувств приходит разум, или абстрактное мышление, которое отражает действительность в главных и существенных свойствах и отношениях.

В абстрактном мышлении познание мира происходит не явно, а опосредованно - без обращения к наблюдению, практике, а с помощью дополнительных рассуждений о свойствах и взаимосвязи предметов и явлений. Например, по термометру можно узнать о погоде; по следам, оставленным преступником на месте преступления, можно воссоздать картину преступления и найти преступника и т. п.

Одной из важнейших особенностей абстрактного мышления яв­ляются его взаимосвязь с языком: каждая мысль оформляется посредством слов и словосочетаний - «проговаривается» с помощью внутренней или внешней речи.

В процессе мышления человек не только отражает существующий мир, но может создавать новые идеи, абстракции, прогнозировать и предвидеть.

Рациональное или абстрактное мышление протекает в трех основных формах - понятия, суждения, умозаключения.

Понятие - форма мышления, с помощью которой создаются мысленные образы о предметах, их свойствах и отношениях. В процессе создания понятий человек анализирует интересующие его предметы, сравнивает их выделяет существенные черты, синтезирует их, абстрагируется от несущественных, обобщает мысленно предметы по этим признакам. В результате создаются мысленные образы о предметах, их свойствах и отношениях. Например, отвлекаясь от многообразных индивидуальных свойств студентов, связанных с их национальностью, полом, возрастом и т.д., и выделяя главные свойства, можно сказать, что студент - это учащийся высших образовательных учреждений; ученик - тот, кто получает образование; а сам человек - тот, кто способен трудиться, мыслить, говорить.

Понятия играют большую роль в познавательной деятельности человека. С их помощью он может обобщать, соединять мысленно то, что в жизни существует раздельно, обособленно. В объективном мире не существует студента, ученика, человека вообще, эти обобщенные образы могут существовать только в идеальном мире, в голове человека.

Образование понятий дает возможность иметь знания о явлениях исходя из главных, существенных свойств класса подобных явлений. О том, что получилось бы, если бы люди не пользовались в общении между собой понятиями, красноречиво повествует Джонатан Свифт. Один мудрец, рассказывает автор «Путешествий Гулливера», предложил для выражения мыслей пользоваться в разговоре не понятиями о предметах, а самими предметами. Многие последовали этому «мудрому» совету. Правда, собеседникам приходилось таскать на плечах большие узлы с вещами. При встрече на улице они снимали с плеч мешки, открывали их и, достав оттуда необходимые вещи, вели таким образом беседу. Разумеется, такая «беседа» могла быть до крайности элементарной, если она вообще могла состояться.

Имея понятия о предметах, человек может судить о них (высказывать суждения) и делать умозаключения. Например, имея понятие о человеке и зная, что все живое рано или поздно умирает, мы мо­жем высказать суждение: «Всякий человек - смертен».

Суждение - форма мышления, в которой о предмете мысли что-то утверждается или отрицается. Суждениями являются также следующие высказывания: «Всякий ученик сдает экзамен», «Если студент не сдаст экзамены за первый курс, то не будет переведен на второй курс» и т. д.

Из суждений мы можем получать новые суждения. Например: исходя из суждения «Всякий человек смертен», можно утверждать, что «Некоторые смертные - люди» или отрицать: «Ни один человек не бессмертен». Если же мы свяжем суждение «Всякий человек смертен» с суждением «Сократ - человек», то можем чисто умственным путем получить новое суждение: «Сократ - смертен». Такая взаимосвязь суждений называется умозаключением:

Всякий человек – смертен

Сократ - человек

Сократ – смертен.

В процессе построения понятий, суждений и умозаключений че­ловек может допускать сознательные и бессознательные ошибки. Чтобы избежать ошибок, необходимо знать правила мышления. Построенное по правилам (и законам) мышление называется правильным.

Правильное мышление - такое, в котором из исходных истинных знаний (понятий, суждений и умозаключений) всегда с необходимостью получаются новые истинные знания (новые понятия, суждения, умозаключения). В неправильном мышлении из истинных знаний могут получаться как истинные, так и ложные новые знания.

Например, исходя из суждений «Если шел дождь, то дорога будет мокрая» и «Шел дождь», можно с уверенностью сказать, что «Дорога будет мокрая». Но неправильно делать вывод: «Если шел " дождь, то дорога будет мокрая» и «Дорога мокрая», следовательно, «Шел дождь», так как дорогу могли просто полить. Неправильным будет рассуждение, когда из двух суждений «Если человек совершил кражу, то он совершил - преступление» и «Человек не совершил кражу» делается заключение «Человек не совершал преступление», так как человек мог совершить какое-либо другое преступление.

Вопрос о правильности умозаключений - это вопрос о правилах их построения, о правилах взаимосвязи отдельных мыслей (понятий, суждений, умозаключений). Именно этим интересуется логика как наука о мышлении. Поэтому ее называют «формальной логикой». Формальная логика отвлекается от конкретного содержания мыслей и их развития. Но она учитывает истинность или ложность исследуемых мыслей (в двузначной формальной логике учитываются два значения всякой мысли - «истина» и «ложь»; в многозначной формальной логике вводятся другие значения, например «неопределенно»). Иногда правильное мышление называют логичным - по названию науки, которая изучает эту сторону процесса мышления.

Вопрос об истинности (ложности) суждений - это вопрос о соответствии (несоответствии) того, что в нем утверждается или отрицается, объективному миру. Истинное суждение - такое, в котором верно отражается положение дел в объективной реальности (которое соответствует действительности). Например: «Москва - столица России», «Преступник - человек, который нарушает правовые и нравственные законы общества» и т. п. Ложное суждение такое, которое не соответствует действительности. Например: «Санкт-Петербург - столица России», «Преступник - праведный человек» и т. д. Вопросы о том, что такое истина вообще, как соотносится чувственное познание и абстрактное мышление в процессе достижения истины о предметах, изучает другая наука - философия.

Чтобы лучше понять предмет изучения логики и ее роль в познании и мышлении человека, необходимо остановиться более подробно на рассмотрении логической формы и законов мышления.

Логическая форма и законы мышления

Мы уже говорили, что основные формы абстрактного мышления - это понятие, суждение, умозаключение. Каждая из этих форм имеет свою специфическую внутреннюю структуру и подчиняется определенным правилам построения.

В естественном языке мысли выражаются с помощью слов и словосочетаний, имеют конкретное содержание (то, о чем говорится в них). Например, можно выразить понятие о первом человеке, побывавшем в космосе, как «Первый космонавт Юрий Гагарин». Внешней оболочкой простого суждения могут быть разные языковые выражения: снег - белый, snow is white и т. д.

Чтобы выявить внутреннюю структуру понятий, сравним разные по содержанию понятия, например, «стол», «человек», «преступление».

Они отражают разные предметы и различны по своему содержанию. Но есть ли в них что-то общее?

Отвлечемся от конкретных предметов, которые отражаются в понятиях, и представим их как классы неопределенных предметов X. В первом случае под X понимается класс всех возможных столов, во втором - класс людей, в третьем - множество всевозможных пре­ступных деяний. Предметы могут обобщаться в классы потому, что они имеют какие-то общие свойства. В первом случае - свойство «быть предметом с горизонтальной поверхностью, предназначенной для какой-то деятельности человека», во втором - «способность мыслить» и «способность трудиться», в третьем - «быть антиобщественным, противоправным, виновным и наказуемым деянием»

Можно отвлечься от специфики этих свойств, объединить их и обозначить символом А (сумма общих признаков). Тогда связь между классами предметов и классом общих свойств этих предметов можно представить следующей формулой: X А (X). Читается: «класс таких предметов X, которые обладают признаками А». Эта связь между классом предметов и совокупностью признаков и является логической формой понятий. Можно сказать, что понятия о различных предметах (явлениях, процессах, свойствах предметов и т.п.) формируются в мышлении человека одинаковым способом - предметы обобщаются в классы по их существенным признакам. Логическая форма понятий - способ связи признаков предметов с самими предметами.

Чтобы выявить логическую форму суждений, рассмотрим различные по содержанию суждения: «Стол является мебелью», «Человек ходит на двух ногах» и «Преступление должно быть наказано».

Есть ли в них что-то общее? Отвлечемся от того, о чем говорит­ся в этих суждениях, заменим понятия стол, человек и преступление символом S (субъект), получим:

(1) S является мебелью,

(2) S ходит (есть ходящий) на двух ногах,

(3) S должно быть наказано.

Теперь отвлечемся от тех свойств, которые приписываются субъекту мысли, и заменим понятия, выражающие эти свойства, символом Р (предикат). Получим одинаковую форму взаимосвязи субъекта и предиката суждения: S суть Р. Под S и Р можно мыслить любые предметы и свойства, под суть - утвердительную связь между субъектом и предикатом. Эта формула связи между понятиями о предметах и понятиями о свойствах предметов и есть логическая форма суждений. Связь между понятиями в суждении может быть отрицательной: S не есть Р. Логическая форма суждений - способ связи понятий о предмете, о свойствах предметов или отношений между предметами, выраженный в форме утверждения или отрицания. Из простых суждений могут образовываться сложные суждения, которые имеют свои логические формы.

Логическая форма умозаключений более сложная и разнообразная. Рассмотрим следующие умозаключения:

(1)из суждений «Всякий преступник должен быть наказан» и «Петров - преступник» с необходимостью вытекает новое суждение «Петров должен быть наказан». Заключение получается потому, что исходные суждения связаны общим для них понятием «преступник» (обозначим буквой М - medium, средний);

(2)из суждений «Всякий человек смертен» и «Сократ - человек» можно получить новое суждение «Сократ - смертен».

Есть отвлечься от конкретного содержания данных умозаключений, то можно установить общую для них логическую форму:

Всякий М есть Р

S есть М

S есть Р.

Логическая форма умозаключений - способ связи суждений. Чем сложнее суждения, составляющие умозаключения, тем сложнее будет и логическая форма умозаключений.

В реальном процессе мышления содержание и логическая форма мысли существуют в неразрывном единстве. Нет чистых, бессодержательных форм. Однако в целях специального анализа формальная логика отвлекается от конкретного содержания мыслей, делая предметом своего изучения логические их формы.

Логические формы мыслей не зависят от того, на каком естественном языке человек мыслит. Они - общечеловеческие. Логические формы выражают отношения между вещами, которые в практике человека, миллиарды раз повторяясь, закрепляются в его сознании фигурами логики.

Связи и отношения вещей и явлений многообразны, а потому многообразны и логические формы мыслей. Не все из них правильные. Например, из практики мы знаем, что две вещи могут иметь связь с третьей, но не быть связанными между собой. Допустим, мы знаем, что «Учащийся Иванов - спортсмен» и «Учащийся Петров - спортсмен». Но если у нас нет какой-то дополнительной информации о них, то данные суждения не дают оснований для новых суждений. В нашем сознании это рассуждение отражается в виде неправильной формы:

S 1 есть Р

S 2 есть Р

?

В неправильных по форме рассуждениях из истинных суждений могут получаться ложные заключения. Например, из истинных суждений «Если у человека повышенная температура, то он болен» и «Человек Н. - болен» иногда выводится суждение «У человека Н. - повышенная температура», которое может оказаться ложным, так как некоторые болезни протекают без повышения температуры.

Правильные логические формы - такие, в которых всегда из истинных суждений с необходимостью получаются новые истинные суждения.

В правильных рассуждениях должны соблюдаться два условия: 1) исходные суждения должны быть истинными; 2) способ связи частей мыслей должен быть правильно построен. Некоторые из правил построения мыслей имеют характер законов мышления.

Под логическими законами понимают устойчивые необходимые связи между мыслями. Формально-логические законы - это законы правильного построения мыслей.

Формальная логика изучает два типа законов:

1. Законы, выражающие необходимые общие требования, которым должны удовлетворять понятия, суждения, умозаключения и логические операции с ними. Эти законы называются основными, потому что они выражают коренные свойства логического мышления: его определенность, непротиворечивость, последовательность и обоснованность.

Требования к мышлению, выраженные в основных законах логики, можно изобразить следующим образом:

2. Законы, выражающие логические формы (схемы, структуры) правильно построенных рассуждений, умозаключений, высказываний.

Ко второму типу законов относятся правильно построенные высказывания, в которых истинность одних суждений с необходимостью заставляет признать истинность других. При правильно построенном мышлении мы «чувствуем принуждение» мыслить так, а не иначе. Например, если мы признали истинность суждений «Если человек совершил кражу, то он совершил преступление» и «Человек совершил кражу», то необходимо должны признать, что «Человек совершил преступление».

Чтобы проверить, является ли то или иное высказывание правильно построенным (т.е. законом), надо, во-первых, выявить его логическую форму и, во-вторых, проверить, следует ли с необходимостью истинность заключения из истинности посылок. Более подробно об этом мы будем говорить в теме «Умозаключение».

Нарушение требований законов логики приводит к тому, что мышление становится неправильным, нелогичным. В практике мышления встречаются двоякого рода ошибки, связанные с нарушением требований законов логики, - софизмы и паралогизмы.

К софизмам прибегают те, кто сознательно пытается неправиль­ному рассуждению придать вид правильного путем сознательного нарушения правил и законов мышления. Например, софизмом является рассуждение, обосновывающее суждение «Все ученики хорошо усваивают уроки»:

Все внимательные хорошо усваивают уроки.

Некоторые ученики внимательны.

Все ученики хорошо усваивают уроки.

Ошибка в данном рассуждении состоит в том, что термин «ученики», взятый во второй посылке только в некоторой части своего объема («некоторые ученики»), в заключении взят во всем объеме («все ученики»).

Паралогизм - это логическая ошибка, допущенная непреднамеренно, обычно из-за незнания логических правил.

Рассмотрим более подробно основные законы мышления.

1. Закон тождества: всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественной самой себе. Закон тождества может быть выражен в виде формулы: р есть р ; р → р или р ≡ р, где под р понимается любая мысль, а знаки: «есть», (заменяют союзы «если.., то...»), (заменяет союзы «если, и только если.., то... ») - выражают соответственно равенство, следование или тождество.

В законе выражается требование определенности мышления в процессе рассуждения: мысль должна иметь определенное устойчивое содержание и не подменяться другими мыслями. Это требование связано с тем, что в естественном языке много слов, которые могут быть внешне похожи друг на друга, но иметь разные значения (синонимы), а также с тем, что разные люди в зависимости от профессии, жизненного опыта и т. д. вкладывают в одни и те же понятия разный смысл. Так, юрист под «клеветой» понимает «распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию», а человек, не связанный с юридической практикой, может понимать под клеветой всякую неправду.

Невыполнение требования определенности мышления приводит к путанице, неясности, затрудняет выяснение существа разговора, спора, приводит к логической ошибке, которая называется «подменой понятий». Подмена понятий означает подмену предмета рассуждения. Народная мудрость выразила это в пословице: «Один - про Фому, другой - про Ерему». Так говорят о тех, кто в беседе, казалось бы, на одну тему, говорят или спорят о разных вещах.

Спорить о словах, конечно, не умно. Запретить употреблять то или иное слово невозможно. Но важно, чтобы собеседники (или спорящие люди) употребляли слова в одном и том же смысле.

Конечно, предметы, существующие в объективной действительности, непрерывно изменяются, но в понятиях об этих предметах выделяется нечто неизменное. В процессе рассуждения нельзя изменять понятия без специальной оговорки.

Соблюдение требований закона тождества имеет большое значение в практической деятельности. Не случайно требование соблюдать закон тождества закреплено, например, в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации.

2. Закон непротиворечия говорит о том, что в рассуждении, доказательстве, теории не должно быть противоречивых мыслей об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время и в одном и том же отношении. Этот закон формулируется следующим образом: высказывание и его отрицание (два противоречивых высказывания) не могут быть одновременно истинными", по крайней мере, одно из них необходимо ложно. Выражается закон непротиворечия формулой: «неверно, что р и не- р », т. е. не могут быть вместе истинными две мысли, одна из которых отрицает другую. Например, не могут быть одновременно истинными два противоречащих суждения: «Н. виновен в совершении преступления» и «Н. не виновен в совершении преступления».

Формально-логические противоречия в рассуждениях человека не следует путать с диалектическими противоречиями, противоречиями «живой жизни», которые отражают противоречивые стороны предметов и явлений, противоположные тенденции развития и находят выражение в научных и повседневных рассуждениях. Так, известное утверждение Сократа «Я знаю, что я ничего не знаю» скрывает в себе противоречие. В самом деле, если Сократ знает, что он ничего не знает, то он и этого не знает. Противоречивость ощущений может выражаться словами: «песня слышится и не слышится», «речка движется и не движется». В русской пословице «Молодец среди овец, а против молодца сам овца» говорится о разных стилях поведения одного человека (по отношению к разным людям). Но в этих суждениях нет логического противоречия, так как мы можем рассуждать о разных (противоположных) признаках предметов или о признаках, зафиксированных в разное время. Логическое противоречие возникает тогда, когда высказываются противоположные суждения об одних и тех же сторонах предметов, явлений, взятых в одно и то же время и в одном и том же отношении.

Сознательное использование закона непротиворечия помогает обнаружить и устранить противоречия в своих и чужих рассуждениях (что является, кстати, сильнейшим аргументом против утверждений оппонента), выработать критическое отношение ко всякого рода неточностям, непоследовательности в мыслях и поступках.

3. Закон исключенного третьего гласит: из двух противоречащих суждений об одном и том же предмете, в одно и то же время, в одном и том же отношении одно - необходимо истинно, а другое - ложно, третьего не дано. Например, нельзя считать одновременно истинными такие мысли об определенном числе, как «это число простое» и «это число непростое», или: «Москва - столица России» и «Москва не есть столица России». Конечно, вопрос о том, какое суждение истинно, а какое ложно, решается на практике, устанавливающей соответствие или несоответствие между суждениями и объективной действительностью.

Формально-логический закон непротиворечия утверждает только, что противоречащие суждения о любых предметах, явлениях не могут быть одновременно ни истинными, ни ложными. Одно из них истинное, другое - ложное, и невозможно никакое третье, среднее, высказывание. Рассуждение ведется по формуле: «или - или» («либо – либо»).

Этот закон выражается формулами: «или р, или не-р»; «либо р, либо не-р» (истинно либо р, либо отрицание р). Так, если суждение «Все адвокаты - юристы» истинно, то отрицание этого суждения «Ни один адвокат не юрист» - ложно.

Закон исключенного третьего распространяется и на тот случай, когда одно из высказываний что-либо отрицает относительно всего класса предметов или явлений, а другое высказывание то же самое утверждает относительно части предметов или явлений этого класса. Оба таких высказывания одновременно не могут быть истинными. Например, если кто-либо в споре будет вначале отрицать что-либо относительно всего класса предметов: «убеждений не существует», а потом вдруг признает истинным прямо противоположное относительно части предметов этого класса: «я убежден в истинности своего мнения», то может быть пойман на логическом противоречии.

Закон выражает также требование так уточнять наши суждения, вопросы, чтобы можно было на один и тот же вопрос в одном и том же смысле ответить «да» или «нет», а не искать нечто среднее, неопределенное. Например: «Является ли это деяние преступлением или оно не является преступлением?» Если бы понятие «преступление» не было точно определено, то в некоторых случаях на этот вопрос невозможно было бы ответить. Поскольку можно точно определить понятие «преступление» как антиобщественное, противоправное, виновное и наказуемое деяние, то в каждом конкретном случае можно дать однозначный ответ на данный вопрос. Юристу часто приходится решать дело по форме «или - или»: данный факт или установлен или не установлен; данное преступление было совершено или не было совершено; обвиняемый или виновен, или не виновен, свидетель лжет или не лжет и т. п.

Стремление уклониться от четкого и определенного ответа на вопрос, найти какое-то среднее, не существующее в действительности решение свойственно людям беспринципным. Люди, меняющие свою точку зрения и уклоняющиеся от прямого ответа, похожи на флюгер, поворачивающийся то в одну, то в другую сторону при малейшей перемене ветра.

4. Закон достаточного основания утверждает следующее: всякая истинная мысль должна быть обоснована (иметь достаточные основания) другими мыслями, истинность которых, доказана. Формула закона: «Если есть q, то есть и его основание р».

Требование обоснованности мышления отображает одно из коренных свойств материального мира: в природе и в обществе каждый факт, каждый предмет, каждое явление подготовлено предшествующими фактами, предметами, явлениями. Более двухсот лет тому назад М. В. Ломоносов сформулировал закон объективного мира: «Ничто не происходит без достаточного основания». Озеро зимой замерзает, так как понижается температура окружающего воздуха; дым подымается вверх, так как он легче окружающей его атмосферы, и т. д.

В мышлении также действует закон: достаточным основанием какой-либо мысли может быть любая другая, уже проверенная и признанная истинной, из которой с необходимостью вытекает истинность данной мысли. Если истинность какой-либо мысли при­нята только на веру, то она не может считаться обоснованной.

Закон достаточного основания имеет важное теоретическое и практическое значение: он помогает отделить истинные суждения от ложных и требует рассматривать в качестве истинных только такие суждения, которые имеют достаточные основания, доказаны.

Этот закон предостерегает против возникновения различных предрассудков и суеверий, которые обычно строятся по схеме «после этого, значит, по причине этого» (прошел по дороге, которую перебежала черная кошка, - жди несчастья, рассыпали соль - значит, поссорятся люди друг с другом, и т. д.). Этот закон требует изучать всякое явление, находить его причины. Он предостерегает против необоснованности суждений, «волевых» решений, слепого поклонения перед авторитетами.

Законы логики действуют в юридической практике не только как законы логического мышления, но и как юридические требования в юридическом мышлении.

Язык логики. Естественные и искусственные языки

Поскольку логика изучает формы мышления, а мышление неразрывно связано с языком, постольку логика является также наукой о языке.

Язык - это любая знаковая информационная система (система слов или знаков), выполняющая функцию формирования, хранения и передачи информации в процессе познания действительности и общения между людьми.

По происхождению языки бывают естественные и искусственные.

Естественные языки - исторически сложившиеся в обществе звуковые и графические знаковые системы. Естественные языки возникают стихийно в процессе совместной деятельности и общения людей и народов. К естественным относятся языки разных народов, язык жестов и т. п.

Искусственные языки - вспомогательные знаковые системы, создаваемые группами людей специально - для более точной передачи специфической информации. К искусственным языкам относятся нотные знаки, знаки кодовых систем, шифры, азбука Морзе, «блатной язык», которым пользуются преступники, и т. п.

Существуют также смешанные языки, базой в которых выступает естественный (национальный) язык, дополняемый символикой и условными обозначениями, относящимися к конкретной предметной области. К этой группе языков относится язык формальной логики.

В качестве символов выступают определенные знаки. Знак- любой чувственно воспринимаемый предмет, который заменяет, представляет другой предмет, используемый в процессе познания или общения в качестве представителя какого-либо объекта. Наиболее типичны три вида знаков: (1) знаки-индексы; (2) знаки-образы; (3) знаки-символы.

Знаки-индексы связаны с представляемыми ими объектами как следствия с причинами (симптомы, признаки, показания приборов и т. п.). Так, дым - знак, говорящий о наличии огня; повышенная температура человека - о заболевании; изменение высоты ртутного столба - об изменении атмосферного давления и т. д.

Знаками-образами являются те знаки, которые сами по себе несут информацию о представляемых ими объектах (чертежи, карты, картины, фотографии), поскольку находятся с обозначаемыми объектами в отношении подобия.

Знаки-символы не имеют сходства с обозначаемыми предметами (эмблемы, гербы, знамена, художественные и графические символы, знаки-сигналы или знаки шифров).

Одним из видов знаков являются имена. Имя - это слово или словосочетание, обозначающее какой-либо предмет. Поскольку имя является знаком, оно имеет значение и смысл. Значение имени - это предмет, обозначаемый этим именем. Смысл имени - это понятие о предмете. Взаимосвязь между именем, предметным значением и смыслом наглядно может быть выражена с помощью треугольника, по углам которого находятся: имя, понятие, предмет.

Это означает, что имя, понятие и предмет не совпадают, но тесно взаимосвязаны: имя обозначает предмет и выражает понятие о предмете.

Взаимосвязь мышления и языка (понятия и слова) не означает их тождества. Одно и то же понятие может выражаться разными словами. Например, словами из разных естественных языков или словами-синонимами в одном языке. Синонимы - слова, различные по звучанию, но тождественные или близкие по смыслу: «труд» и «работа»; «договор» и «контракт».

С другой стороны, в любом языке есть омонимы - слова, одинаковые по форме, звучанию, но разные по смыслу, по понятию (например, «ключ», «коса», «бор», «мир»).

Иногда слова утрачивают свои первоначальные значения и выражают новые понятия (например, слово «чернила» первоначально обозначало «то, что чернит», а сегодня «то, что пишет», и мы можем говорить о красных чернилах).

Многозначность слов часто приводит к смешению понятий, а следовательно, к ошибкам в рассуждениях. Поэтому необходимо точно знать, какое понятие выражает то или иное слово, и употреблять это слово в строго определенном значении.

В научном познании необходимо использовать однозначные слова и сочетания. Такие слова называются терминами. Термин - слово или словосочетание, обозначающее строго определенное понятие и характеризующееся однозначностью (по крайней мере в пределах данной науки или группы наук).

По составу различают имена простые («государство») и сложные, состоящие из нескольких слов («спутник Земли», «Российское государство»).

Имена могут обозначать и несуществующие в объективной реальности предметы. Например, «кентавр», «русалка», «самая удаленная точка Вселенной» и т. п. Эти имена являются мнимыми, или пустыми.

Формальная логика использует знаки-символы. В данном языке нет омонимов и неясных выражений. Это позволяет строго фиксировать ход рассуждений и точно решать вопрос об их правильности или неправильности.

В логике различают языки логики высказываний и логики предикатов. Язык логики высказываний используется для описания структуры высказываний, рассуждений, предложений. Под высказываниями понимаются простые или сложные абстрактные символические выражения, обозначающие суждения. Простые высказывания, объединенные в сложные с помощью связок «и», «или», «если.., то» и др., называют пропозициональными высказываниями, а логику, с помощью которой описываются такие высказывания, иногда называют пропозициональной логикой, или пропозициональным исчислением. Логика высказываний может быть классической (двузначной) или многозначной.

Язык логики предикатов используется для описания внутренней структуры высказываний. Алфавит языка логики предикатов состоит из следующих символов:

а) а, Ь, с... - постоянные предметные термины;

б) x,y,z...- переменные предметные термины;

в) Р, Q, R ... - предикатные термины (имена свойств);

г) p , q, r ... - пропозициональные термины (имена высказываний);

д) кванторы: - все, - некоторые;

е) , - логические союзы, которые соответственно читаются: «и», «или», «если…,то...», «если, и только если, то...» и называются знаком отрицания, конъюнкции, дизъюнкции, импликации и эквивалентности;

ж) технические знаки: , - запятая; () - скобки.

С помощью приведенного алфавита строится формализованная логическая система, называемая исчислением предикатов. Выражения языка логики предикатов называются формулами. Формулы могут быть правильно построенные и неправильно построенные.

Существует особая наука о знаках - семиотика. В этой науке выделяют три раздела - синтаксис, семантику и прагматику, что связано с наличием трех аспектов языка.

Синтаксисом называется раздел семиотики, в котором исследуются отношения между самими знаками (правила построения и преобразования выражений языка и т. д.). В процессе этого исследования отвлекаются от смыслов и значений знаков.

Семантикой называется раздел семиотики, в котором прежде всего исследуются отношения знаков к представляемым ими объектам, а также смыслы знаков, поскольку они являются одним из средств установления связи знаков и их значений.

Прагматика изучает отношение человека к знакам, а также отношения между людьми в процессе знакового общения.

Язык формальной логики позволяет избегать неясности и двусмысленности естественного языка и сводить процесс проверки правильности рассуждений к «вычислению».

Язык, создан канадкой Соней Ланг и претендует на звание самого простого из искусственных языков. В его лексиконе всего около 120 корней.

Искусственные языки - это такие языки, в которых лексика, фонетика и грамматика были разработаны в определенных целях. Это ненастоящие, придуманные одним человеком языки. Сегодня их существует уже более тысячи, и постоянно создаются новые. Причинами для создания искусственного языка являются: облегчение человеческого общения, придание реализма художественной литературе и выдуманным мирам в кинематографе, лингвистические эксперименты, языковые игры, развитие интернета и создание языков, понятных всем народам планеты.

  1. Граммелот. Стиль языка, использующийся в театре юмора и сатиры. Это своего рода тарабарщина со звукоподражательными элементами вместе с пантомимой и мимикрией. Граммелот был популяризирован итальянским драматургом Дарио Фо.
  2. Эсперанто. Самый распространенный в мире искусственный язык. Сегодня на нем свободно говорят более 100 000 человек. Он был придуман чешским окулистом Лазарем Заменгофом в 1887 году. Эсперанто обладает простой грамматикой. В его алфавите 28 букв и построен он на основе латинского. Большая часть лексики взята из романских и германских языков. Также в эсперанто много интернациональных слов, понятных без перевода. На эсперанто выходят 250 газет и журналов, вещают 4 радиостанции, имеются статьи в Википедии.
  3. Вендергуд. Был разработан подростком-вундеркиндом Уильямом Джеймсом Сайдисом на основе романских языков. Сайдис знал около 40 языков и свободно переводил с одного на другой. Сайдис создал вендергуд в книге, озаглавленной «Книга о Вендергуде», которую он написал в возрасте 8 лет. Язык построен на латинской и греческой лексике и грамматике, также в нем присутствуют элементы немецкого, французского и других романских языках.
  4. Ауи. Создан Джоном Уэйлгартом. Базируется на философской концепции образования всех понятий из малого количества понятий элементарных, причём элементарного понятия языка. Само его название переводится как «язык космоса». Каждый звук в ауи связан с обозначаемым им понятием. Вся лексика строится посредством комбинирования базовых понятий.
  5. Надсат. Вымышленный язык, на котором общаются подростки в романе Энтони Бёрджесса «Заводной апельсин». В надсате часть лексики английская, часть – вымышленная, созданная автором на основе русского языка. Чаще всего русские эквиваленты записаны латиницей и имеют некоторое искажение. Система грамматики базируется на английском языке. Помимо этого присутствуют сленг французского и немецкого, малайского и цыганского языков, кокни, и слова, выдуманные самим Бёрджессом.
  6. Литспик. Используется в онлайн-играх, чатах, смс и других каналах электронной коммуникации. Язык создавался как шифр, который могли бы прочесть пользователи, которые знают к нему ключ. В литспике числа и символы заменяют буквы. Так же в нем делают намеренные ошибки, существуют фонетические вариации слов и неологизмы.
  7. Талоссан. Искусственный язык, созданный в 1980 году 14-летним основателем виртуального микрогосударства Талосса Робертом Бен-Мэдисоном. Талоссан построен на основе языков романской группы.
  8. Клингон. Лингвист Марк Окранд придумал клингон по заказу компании»Парамаунт пикчерс» для сериала, а затем и фильмов киновселенной «Звездного пути». На нем разговаривают инопланетяне. Помимо них язык переняли многочисленные фанаты сериала. В настоящее время в США существует Институт клингонского языка, который издает на клингоне периодику и переводы литературной классики.
  9. Токипона. Язык, создан канадкой Соней Ланг и претендует на звание самого простого из искусственных языков. В его лексиконе всего около 120 корней. Отсутствуют названия животных и растений. Но в неофициальном словаре есть обозначения для стран, наций, языков, которые пишутся с большой буквы. В токипоне упрощено все: лексика, фонология, грамматика и синтаксис.
  10. На’ви. Это вымышленный язык был разработан лингвистом Полом Фроммером по заказу компании «Джеймс Камерон Продакшн» для фильма «Аватар». По сценарию носителями языка на’ви являются жители планеты Пандора. Сегодня в его словаре насчитывается более 1000 слов. Работа над языком на’ви продолжается. Кстати, по своему грамматическому и лексическому строению на’ви напоминает папуасские и австралийские языки.



Что еще почитать