Кто были первыми вегетарианцами? История возникновения вегетарианства. Вегетарианство: польза и вред. Виды вегетарианства, история появления

Аргументы в пользу подобного образа жизни выдвигаются самые разные:

  • Этические - нельзя подвергать к страданию животных, необходимо избегать их бессмысленное эксплуатацию и уничтожение.
  • Гигиенические - трупы животных существ, категорически неприемлемы как пища.
  • Диетические - в этом случае полагают, что вегетарианская диета способна защитить организм от самых разных болезней и продлить жизнь человека.
  • Экологические- производство мясо в современных условиях и масштабах, видятся одной из причин угрожающего состояния окружающей среды.
  • Религиозно-философские - считается, что употребление животной плоти, служит препятствием для духовного роста человека.

Существует и собственное религиозное обоснование вегетарианства, они особо распространены в восточных религиях, буддизме, индуизме и джайнизме. Некоторые апологеты мясного неедения, ссылаются на религиозно-вегетарианское рвение христианства в соблюдение постов, но это несколько иная история.


фото: Бенджамин Франклин

Можно встретить и более прозаическую мотивацию... экономия денежных средств. Вегетарианская диета, может в той или иной мере способствовать денежной экономии за счет отказа дорогих мясных продуктов. У такого обоснования, есть и свой авторитет. Известно, что один из отцов основателей США, Бенджамин Франклин, стал вегетарианцем приняв во внимание по мимо диетических соображений, именно экономию денег. Сэкономленные таким образом средства он мог тратить на покупку книг. На первый взгляд апология вегетарианства выглядит достаточно убедительно, но давайте углубимся в историю.


фото: Упанишад - древнеиндийские трактаты религиозно-философского характера.

Действительно вегетарианство имеет весьма глубокие корни, на протяжение тысячелетий оно практиковалось в тех странах где распространены такие религии как буддизм, индуизм и джайнизм. Уже ведическая религия ставшая основой индуизма, содержала многочисленные предписания вегетарианского толка. Подобного рода запреты встречаются в священных текстах «Упанишад» и «Яджурведы», относятся к VIII - VII в. до н.э.. Мотив вегетарианства здесь один, не насилие в отношение животных.


Джайнизм - религия появившаяся в Индии где-то в VI в. до н.э., еще более радикализировала вегетарианские установки ведической традиции. Хотя в основном как ни странно, джайнизм выступал оппонентом ведического культа. Так вот джайны добровольно принимают на себя обет «Ахимсы», не причинять вреда живому. Поэтому у последователей этой религии существует множество ограничений в пище; они не только не едят мясо, но и стараются не причинять вреда самым мелким насекомым. Джайны не хотят излишне вредить и растениям, поэтому не едят клубни и их корней, а также плодов с содержащих много семян. Наиболее ревностные джайны закрывают рот особыми повязками, что бы с воздухом не вдохнуть случайно мелкое насекомое.


фото:Махаянская триада, в том числе Бодхисаттва Майтрея, Будда и Бодхисаттва Авалокитешвара. II-III век, Гандхара.

Аналогичные запреты существуют и в буддизме, однако не во всем. Священные тексты одной из буддистских традиций «Махаяны», утверждают, что Будда и его ученики были строгими вегетарианцами, а снятие запрета на мясо появилось в буддисткой общине лишь позднее, в связи с упадком дисциплины.


фото: Гомер

Приближаясь к европейской традиции вегетарианства мы видим упоминание о неких «лотофагах», у Гомера и Геродота. В древнегреческой мифологии лотофаги(то есть поедатели лотоса), считались народом жившим на острове в Северной Африки. Этот самый лотос, поедатель из племя мужей хлебоядных, как называет их Гомер в Одиссеи, употребляли с одной целью - обрести забвение, «кто от плода его, меду по сладости равного вкусит, тот уж не хочет ни вести подать о себе, ни вернуться». В этом случае мотивы вегетарианства вполне понятны, закусил и забылся.


фото:Пифагорейцы, орфики. худ. Фёдор Андреевич Бронников

От поедания плоти животных, воздерживались члены мистической секты «орфиков», зародившиеся в начале VI века до нашей эры во Фракии, а также последователи Пифагора, знаменитого древнегреческого философа и загадочного религиозного учителя, того же времени. Сам Пифагор говорил, что мясо затемняет умственные способности; оно мешает предвидению будущего, портит чистоту души и ясность сновидений. И орфики и строгие пифагорийцы, так же не употребляли яиц и избегали приносить в жертву богам мясо, что считалось почти обязательном в ритуалах той поры.


фото:Эмпедокл

В V веке до нашей эры, ярым приверженцем вегетарианства провозгласил себя сицилийский философ и врач Эмпедокл. Философствовал он вполне в пифагорийском духе и проповедовал переселения душ. Именно по этой причине он предписывал воздержание от мясной пищи и кровавых жертв, в которых видел убийства ближних. Эмпедокл допускал только растительную пищу, за исключением бобов, запрещенными пифагорейскими правилами. Ведь каждый продукт питания по мнению Пифагора, порождает свойственные лишь этой пищи состояние души; по этому нельзя есть, во первых, чуждую богам пищу - мясо и вино, и во вторых, ту пищу которая считается священной - мальву и бобы. Кстати, почему согласно пифагорейским воззрениям нельзя есть бобы, так и до конца не понятно. Объяснение этому пытались найти еще древние авторы, однако мнения их разделились; одни древние комментаторы говорили, что пифагорийцы не ели бобов потому, что считали будто бы бобы возникли из того же перегноя, что и люди; другие придерживались более прозаического мнения - от них в животе сильный дух, ну и тому подобное.


фото: Пифагор

Эмпедокл также как его учитель Пифагор, верил во взаимообратимость всех живых организмов и в метемпсихоз(переселение душ). Действительно, в целом можно уловить четкую связь между вегетарианскими пристрастиями древностями и верой в реинкарнацию. Согласно этому учению душа человека после смерти периодически возвращается в этот мир в новых телесных воплощениях. Связь между вегетарианством и верой в реинкарнацию обнаруживается как в индийской религиозной философии, так и в пифагориизме. В последним случае, учения об этом психозе, то есть о переодушевление, предполагает посмертное переселение человеческой души, не только в тела людей, но и в духов, а также в животных, растения, минералы и т.д.. К примеру Эмпедокл утверждал, что помнит, что сам уже однажды был, юношей, девой, кустом, птицей и рыбой безгласной. Так, что в этом случае понятно, откуда происходит не насилие над животными существами и растениями, а так же их не едение.. съешь кого нибудь ненароком и прервешь его цикл перерождения, а вдруг это окажется ваш родственник в теле коровы или в обличье брюссельской капусты.

Итак, мы выяснили что в восточных религиях индуизме, джайнизме и буддизме, а также в религиозно-философском учение пифагорийцев, присутствует ясная связь между вегетарианскими предписаниями и верой в посмертное переселение душ. Такая вера чужда в целом иудейским традициям и еще более жестко, противоречит она христианскому учению. Однако, в самом начале библии и в книге «Бытия», мы встречаем по сути вегетарианский завет который Бог дает первым людям Адаму и Еве.

«И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; -- вам сие будет в пищу».

Действительно, не слово о поедание рыб морских, зверей и птиц небесных, над которыми человек был поставлен владычествовать.

После изгнания первой людской четы из рая, Бог опять говорит проклятому Адаму «и будешь питаться полевою травою», и вновь ни слова, о вкусной и здоровой мясной и рыбной пищи. Потомкам Адама видимо скоро прискучило питаться всякими травками и корешками и они решили, что уж в райские кущи нет возврата, то можно попробовать и мясца.

После вселенской катастрофы-«потопа», Бог заключил новый договор с праведником Ноем и его потомками. Через Ноя Бог подтвердил власть человека над всем живым на земле. Но вслед за этим, последовал запрет на поедание человеком плоти с душою, то есть с кровью. Этот запрет становиться основополагающим в иудаизме и определяет требования «кашрута» - целой системы ритуальных правил устанавливающих соответствие пищи предписание еврейского закона « галахи».

И так, в иудейской традиции мясо есть можно, но это должно быть мясо чистых животных... одновременно жвачных(строго травоядных) и парнокопытных(то есть, имеющих раздвоенные копыта), это такие травоядные животные как коровы, овцы и козы, лоси, газели, горные козлы и даже жирафы. А вот свинина, у евреев к примеру не кошерна, и вовсе не потому, что она грязнее прочих животных, а из-за того, что она не жует жвачку.


Появилась в иудаизме и понятие «поста». Пост заключался в полном воздержание от пищи и питья в течение суток или даже нескольких дней. Главная цель поста, выражение верующим своего смирение перед богом. Этим объясняется то, что иудеи часто прибегали к посту, что бы вымолить прекращение какого либо бедствия, и спросить исцеления или снискать прощения своей вины. Пост также служил выражением скорби и траура. Такую практику поста, как покаяние, приняло по наследству иудаизма и христианство.


Если, первоначально христиане воздерживались в течения определенного времени, от всякой пищи и питья, то с III века, распространяется другая форма поста - отказ лишь от некоторых видов пищи. Постепенно в зависимости от строгости постов, сложилась и определенная иерархия продуктов. На византийским Востоке, по мере убывания значимости для постного воздержания, продукты выстраивались в следующей последовательности:

  • Мясо теплокровных животных.
  • Яйца и молочные продукты.
  • Рыба и другие хладнокровные существа.
  • Икра.
  • Растительно масло.
  • Вино.

Такая градация пищи в постном воздержании была обусловлена не только степенью ее калорийности, но и чисто экономическими соображениями... отказывая себе в дорогостоящей мясной пищи, христианин мог потратить сэкономленные средства, на помощь своим братьям. Главными механизмами и основными движущими силами после практики, являлись усиленная молитва и дела милосердия, а ограничение в пищи создавали так сказать: экономическую базу этой благотворительности.


Пост в христианстве всегда рассматривался как аскетическая практика и правила поста были доведены до наибольшей степени жесткости, в монашестве. На ряду с другими ограничениями повседневной жизни, монашество и на Востоке и на Западе, практически отказалась от всех видов мясной пищи.


фото:Климент Александрийский. Иллюстрация из «Les vrais pourtraits...» Андре Теве (1584).

Но, хорошо скажите вы, все замечательно и даже поучительно, но какое отношение имеет вегетарианство к христианскому посту? С одной стороны вроде ни какого. Никаких общих установок на вегетарианском питание мы не видим в правилах христианской жизни, существует лишь требование временного воздержания от мясомолочной и рыбной пищи, в знак смирения и покаяния. Ничего похожего на религиозно-философское обоснование вегетарианства в восточных религиях в христианстве нет и в помине. Переселение душ и реинкарнация, все это нонсенс для христианства, с другой стороны мы все таки находим вегетарианство как элемент аскетической практики, прежде всего в монашеской среде.

Но и здесь конечно нет и мысли об очистки кармы и оптимизации цикла перерождения. Нет здесь как такового и призыва к ненасилию по отношению к животным. Хотя к примеру, Климент Александрийский учитель церкви, писал в конце второго в начале третьего века «лучше заботится о блаженстве нежели превращать свои тела в кладбища животных». Но в целом воздержание от дорогой калорийной и обильной пищи, для христианина это исключительно знак смирения и покорности божьей воли.


фото: Леонардо да Винчи

В Европе, вегетарианство в современном виде, появляется не раньше эпохи «Возрождения» и возникает она как философская доктрина, с явно этическим уклоном. Число адептов мясного неедения, принадлежали Леонардо да Винчи и французскому философу-математику XVI века Пьер Гассенди. Примечательно, что новое европейское вегетарианство утверждается на основе реанимированной пифагорейской теории питания. Томас Страйен один из первых пропагандистов вегетарианства в XVII столетии, основывался именно на пифагорейской диете.


фото:Пьер Гассенди

Однако, подлинный рассвет европейского вегетарианства наступает в XIX веке. В 1847 году, вегетарианское общество учреждается в Англии, а к 1853-у она насчитывает около 900 человек. Английские вегетарианцы верили в простую жизнь, чистую еду, гуманистические идеалы следовали четким нравственным принципам. Примечательно, что свои идеи английские последователи вегетарианства, в значительной степени заимствовали из древнеиндийской ведической религии.


На многих англичан, годами живших в колониальной Индии, огромное впечатление производили беспрепятственно бродившие по улицам индийских городов священные коровы, а также другие животные, павлины, фазаны, цесарки. Этих тварей никто и не пытался зарезать, изжарить и съесть, хотя голодных, нищих и обездоленных людей, в Индии всегда хватало. Так индуистское вегетарианство пришло в европейскую практику, но уже сильно в обмирщенном виде.


фото: Льв Николаевич Толстой

В России, вегетарианство начинает распространяться с конца 70-х годов XIX века, прежде всего в научных сочинениях, а в 1892-м году, в журнале «вопросы философии и психологии» появилась библия русского вегетарианства, статья Льва Николаевича Толстого «первая ступень». Что же я хочу сказать? Вопрошает в этой статье великий писатель, уже полностью ощутивший себя религиозным и нравственным учителем: то, что людям для того, что бы быть нравственными, надо перестать есть мясо? Совсем нет, но именно воздержание от животной пищи, будет первым делом поста и нравственной жизни, считал Толстой.

Его призыву последовали многие и в 1901 году, в Петербурге образовалась первое российское вегетарианское общество. С тех пор вегетарианское движение прочно обосновалась в отечественной истории, оно оправдывает свой образ жизни разными соображениями - этическими, религиозно-философскими, диетическими или экологическими. Конечно оно не задает тон в нашей повседневной жизни, но вегетарианство, каким бы оно ни было, это вызов людскому самодовольству и вопрошание о цели существования человека в этой жизни.

Вегетарианство – модная система питания, которая, по оценкам специалистов, только набирает популярность. Ее придерживаются звезды и их фанаты, знаменитые спортсмены и ученые, писатели, поэты и даже врачи. Причем вне зависимости от своего социального положения и возраста. Но у каждого из них, как, впрочем, и у других людей, рано или поздно возникает один и тот же вопрос: «А как же все начиналось?»

Когда и почему люди впервые отказались от мяса?

Вопреки распространенному мнению о том, что истоки вегетарианства берут свое начало в Англии, когда и был введен одноименный термин, о нем знали еще в древности. Первые подтвержденные упоминания о людях, которые осознанно отказались от мяса, приходятся на V – IV тысячелетия до нашей эры. В то время это помогало им в процессе общения с богами, а также при совершении магических обрядов. Разумеется, в первую очередь, к вегетарианству обращались именно жрецы. И жили они в Древнем Египте.

Современные ученые предполагают, что на подобные мысли их натолкнул звериный облик большинства египетских богов. Правда, они не исключают и того факта, что египтяне верили в духов убитых животных, которые могут помешать разговорам с высшими силами. Но, как бы там ни было на самом деле, вегетарианство существовало как минимум у нескольких народов, а затем успешно наследовалось другими.

Вегетарианство в Древней Индии

Достоверно известно, что в период с VI по II тысячелетие до нашей эры в Древней Индии начала зарождаться особая система, помогающая человеку совершенствоваться не только духовно, но и физически – хатха-йога. Причем одним из ее постулатов был отказ от мяса. Просто потому, что оно передает человеку все недуги и страдания убитого животного и не делает его счастливым. Именно в поедании мяса в тот период люди видели причину человеческой агрессии и злобы. А лучшим доказательством тому служили изменения, которые происходили со всеми, кто переходил на растительную пищу. Эти люди становились более здоровыми и сильными духом.

Значение буддизма в развитии вегетарианства

Отдельным этапом становления вегетарианства ученые считают зарождение буддизма. Случилось это в I тысячелетии до нашей эры, когда Будда – основатель этой религии, вместе со своими последователями начал пропагандировать отказ от вина и мясной пищи, осуждая при этом умерщвление любого живого существа.

Разумеется, далеко не все современные буддисты вегетарианцы. Объясняется это в первую очередь, жесткими климатическими условиями, в которых они вынуждены проживать, например, если речь идет о Тибете или Монголии. Тем не менее, все они верят в заповеди Будды, согласно которым в пищу нельзя употреблять нечистое мясо. Это мясо, к появлению которого человек имеет самое прямое отношение. Например, если животное было убито специально для него, по его распоряжению или им самим.

Вегетарианство в Древней Греции

Известно, что любовь к растительной пище здесь родилась еще в античности. Лучшее тому подтверждение – труды Сократа, Платона, Плутарха, Диогена и многих других философов, которые охотно размышляли о пользе такой диеты. Правда, особенно среди них выделялись мысли философа и математика Пифагора. Он вместе со своими многочисленными учениками, которые были выходцами из влиятельных семей, перешел на растительную пищу, создав, таким образом, первое «Общество вегетарианцев». Разумеется, люди из их окружения постоянно беспокоились о том, может ли новая система питания навредить здоровью. Но в IV веке до н. э. знаменитый Гиппократ ответил на все их вопросы и развеял их сомнения.

Подогревало интерес к ней то, что в те времена было достаточно сложно найти лишний кусок мяса, разве что, только во время жертвоприношений богам. Посему ели его в основном богатые люди. Бедные же, поневоле становились вегетарианцами.

Правда, ученые мужи прекрасно понимали пользу, которую вегетарианство приносит людям и всегда о ней рассказывали. Они акцентировали свое внимание на том, что отказ от мяса – это прямой путь к крепкому здоровью, эффективному землепользованию и, самое главное, минимизации насилия, которое невольно возрождается, когда человек решает лишить жизни животного. Тем более что тогда люди верили в наличие души у них и в возможность ее переселения.

Кстати, именно в Древней Греции начали появляться и первые споры о вегетарианстве. Дело в том, что Аристотель, последователь Пифагора, отрицал наличие душ у животных, в результате чего ел их мясо сам и другим советовал. А его воспитанник, Теофраст, постоянно спорил с ним, указывая на то, что последние способны ощущать боль, а, значит, имеют чувства и душу.

Христианство и вегетарианство

В эпоху его зарождения взгляды на эту систему питания были довольно-таки противоречивыми. Судите сами: согласно христианским канонам, животные не имеют душ, посему их смело можно употреблять в пищу. В то же время люди, которые посвятили свою жизнь церкви и Богу, невольно тянутся к растительной пище, поскольку она не способствует проявлению страстей.

Правда, уже в III веке нашей эры, когда популярность христианства начала возрастать, все вспомнили Аристотеля с его доводами в пользу мяса и стали активно употреблять его в пищу. Наконец, оно перестало быть уделом богачей, что целиком и полностью поддержала церковь. Те же, кто так не считал, оказывались на кострах инквизиции. Стоит ли говорить о том, что в их число попали и тысячи истинных вегетарианцев. И длилось так почти 1000 лет – с 400 до 1400 г. н. э.

Кто еще придерживался вегетарианства

  • Древние инки, чей образ жизни до сих пор вызывает живой интерес у многих.
  • Древние римляне в ранний период республики, у которых даже была разработана научная диетология, правда, рассчитанная на достаточно богатых людей.
  • Даосы Древнего Китая.
  • Спартанцы, которые жили в условиях полного аскетизма, но при этом славились своей силой и выносливостью.

И это далеко не полный список. Достоверно известно, что один из первых халифов, после Мухаммеда, призывал своих учеников отказаться от мяса и не превращать свои желудки в могилы для убитых животных. Высказывания о необходимости употребления растительной пищи есть и в Библии, в книге Бытие.

Эпоха Возрождения

Ее смело можно назвать и эпохой возрождения вегетарианства. Ведь в период раннего средневековья человечество о нем позабыло. Позже одним из ярчайших его представителей стал Леонардо да Винчи. Он предполагал, что уже в скором будущем к убийству невинных животных будут относиться также, как и к убийству человека. В свою очередь, Гассенди, французский философ, говорил, что употребление мясной пищи не свойственно людям, и в пользу своей теории описывал строение зубов, акцентируя внимание на том, что они не предназначены для пережевывания мяса.

Дж. Рей, ученый из Англии, писал о том, что мясная пища не приносит силы. А великий английский писатель Томас Трайон зашел еще дальше, заявив на страницах своей книги «Путь к здоровью» о том, что мясо является причиной многих болезней. Просто потому, что сами животные, существующие в тяжелых условиях, страдают от них, а затем невольно передают их людям. К тому же, он настаивал на том, что лишение жизни любого существа ради еды – бессмысленно.

Правда, несмотря на все эти доводы желающих отказаться от мяса в пользу растительной пищи было не так уж и много. Но все изменилось уже в середине XIX века.

Новый этап в развитии вегетарианства

Именно в этот период модная система питания начала набирать свою популярность. Не последнюю роль в этом сыграли англичане. Поговаривают, что они привезли ее из Индии, своей колонии, вместе с ведической религией. Как и все восточное она быстро стала приобретать массовый характер. Тем более что способствовали этому и другие факторы.

В 1842 году появился термин «вегетарианство » благодаря стараниям основателей «Британского вегетарианского общества» в Манчестере. Родился он из уже существующего латинского слова «vegetus», которое в переводе значило «свежий, бодрый, здоровый». К тому же, оно было достаточно символичным, ведь по своему звучанию напоминало «vegetable» - «овощ». А до этого известную систему питания называли просто «индийской».

Из Англии она распространилась по всей Европе и Америке. Во многом этому способствовало желание отказаться от убийства ради еды. Однако, по словам некоторых политологов, не последнюю роль здесь сыграл и экономический кризис, повлекший за собой подорожание мясной продукции. В то же время в пользу вегетарианства высказывались известные люди своего времени.

Шопенгауэр говорил, что люди, которые намеренно переходят на растительную пищу, отличаются более высокими моральными устоями. А Бернард Шоу считал, что он ведет себя как порядочный человек, отказываясь есть мясо невинных животных.

Появление вегетарианства в России

Огромный вклад в процесс развития этой системы питания сделал Лев Толстой в начале ХХ века. Сам он отказался от мяса еще в 1885 году после встречи с Уильямом Фреем, который доказал ему, что человеческий организм не предназначен для переваривания столь жесткой пищи. Известно, что пропагандировать вегетарианство великому писателю помогали некоторые из его детей. Благодаря этому спустя несколько лет в России начали читать лекции о пользе вегетарианства и проводить одноименные конференции.

Причем развитию вегетарианства Толстой помогал не только словом, но и делом. Он писал о нем в книгах, открывал детские учебные заведения и народные столовые с обычной вегетарианской пищей для нуждающихся людей.

В 1901 году в Санкт-Петербурге появилось первое вегетарианское общество. В этот период началась активная просветительская работа, вслед за которой появились и первые полноценные вегетарианские столовые. Одна из них находилась в Москве на Никитском бульваре.

После Октябрьской революции вегетарианство запретили, но уже спустя несколько десятков лет оно снова возродилось. Известно, что сегодня в мире проживает свыше 1 млрд. вегетарианцев, которые все так же заявляют о его пользе во всеуслышание, пытаясь сделать его популярным и, тем самым, уберечь жизни невинных животных.

Процесс развития и становления вегетарианства исчисляется тысячелетиями. Были в нем периоды, когда оно было на пике популярности или, наоборот, в забвении, но, несмотря на них, оно продолжает существовать и находить своих почитателей во всем мире. Среди знаменитостей и их фанатов, спортсменов, ученых, писателей, поэтов и обычных людей.

История вегетарианства начинается с древних людей, которые были вегетарианцами на протяжении многих миллионов лет. Наши древние предки питались, главным образом, растительной пищей, и основным видом деятельности у них являлось собирательство. Мясо животных было лишь минимальным дополнением к основному растительному рациону.

Но в ледниковый период растительность вся исчезла и древний человек, чтобы выжить , начал употреблять в больших количествах пищу животного происхождения . Впоследствии, с развитием сельскохозяйственной деятельности и местонахождением племени, древних людей разделились на земледельческие и скотоводческие племена. Осваивание земледелия способствовало переходу племен к оседлому образу жизни и к использованию вегетарианского питания среди древних людей.

Первыми в истории вегетарианцами были египетские жрецы, которые по магическим причинам не употребляли мясо. Египтяне первыми на Земле стали настоящими оседлыми земледельцами , и смогли развить в своем государстве сельскохозяйственное производство. Эти факты способствовали массовому распространению .

В Европе эпоха вегетарианства взяла свое начало с Древней Греции. Греки считали пищу на растительной основе главной в рационе питания. Среди вегетарианцев было много известных древнегреческих ученых, писателей, религиозных деятелей. Например, Пифагор и много его учеников не употребляли мясо, так как верили что любое животное, как и человек, имеет душу и после смерти душа животного может в человеке возродиться и наоборот. Платон считал вегетарианство самой лучшей диетой для идеального общества, так как растительная пища обеспечивает человеку здоровье и менее затратная по земельным ресурсам, по сравнению с животной пищей.

Древний Рим перенял у греков много изобретений и мыслей, в том числе и принципы вегетарианского питания. Самыми известными древнеримскими вегетарианцами были Сенека и Овидий.

После падения Римской империи и внедрения христианства в Европе наступил кризис для вегетарианства . В средние века христианами поощрялось поедание и использование животных людьми. Например, Св. Августин считал, что только человек может иметь душу и волю, а животные созданы для нужд человеческих. Такое утверждение сохранило свою популярность и до наших дней. В эпоху средневековья только монахи соблюдали традиции вегетарианства.

Бенедиктинцы, цистерцианцы и другие монашеские ордена использовали вегетарианское питание в течение определенных периодов своей истории.

В Европе про вегетарианство начинают вспоминать в эпоху Просвещения. Вегетарианские диеты становятся особо популярными среди представителей аристократии . Только в XVIII - XIX векам вегетарианство стало возрождаться полностью . В этот период известная теория эволюции Дарвина доказывает отличие животного от человека только интеллектуальным уровнем, но не своей физиологической природой. Данные факты разбили философские и религиозные постулаты поедания и убийства братьев наших меньших и привели к первым гуманистическим реформам. В это время начинаются первые научные исследования в области вегетарианства и появляются авторские работы, которые освещают принципы вегетарианского питания. Люди, которые в этот период придерживались вегетарианства, относили себя к сторонникам Пифагорейской .

Позже возник термин «вегетарианство», который переводиться с латинского языка как активный, сильный и энергичный.

В XX веке принципы вегетарианства стали сильно популяризовать. В каждой стране образовывались сообщества вегетарианцев , печатались газеты и книги с вегетарианской тематикой, выполнялись научные исследования в области влияния вегетарианского питания на физиологию человека. В 1908 году был организован всемирный Вегетарианский Союз , который занимался организацией конференций по пропаганде вегетарианского питания среди людей. Но остались и критики вегетарианской , которые считали ее вредной и неестественной для человека.

Споры о философии вегетарианского питания можно услышать и в наши дни.

Существуют причины, по которым люди отказываются от традиционной системы питания и переходят на вегетарианские диеты:

  • духовно-религиозные ;
  • этические;
  • гигиенические;
  • медицинские;
  • эстетические;
  • экологические;
  • экономические.

В современном мире насчитывается около сотни видов разнообразных вегетарианских , которые условно объединяют в четыре основные группы : веганство или абсолютное вегетарианство, лактовегетарианство, ововегетарианство, лактоововегетарианство .

Кроме этого существуют полувегетарианские диеты:

  • семивегетарианство - исключается из рациона питания красное мясо, но разрешается включать в меню птицу и другие виды мясных продуктов.
  • флекситарианизм - рацион диеты состоит из растительной пищи, но разрешается периодически употреблять рыбу, мясо и птицу.
  • фруторианство - допускает в меню орехи, фрукты, семена и другую пищу растительного происхождения, но с условием, что получение продуктов не причинит вреда растениям.
  • су вегетарианство - используется буддистами. Из рациона питания исключаются не только продукты из животных, но и растительные продукты, которые плохо пахнут: чеснок и лук.
  • макробиотизм - основывается на употребление бобовых культур и продуктов из цельного зерна, а также разрешается включать в рационе морепродукты.
  • сыроедение - разрешает включать в ежедневный рацион питания только сырые растительные продукты без кулинарной обработки.
Вегетарианство впервые получило широкое распространение в Древней Индии, в эпоху зарождения буддизма. Принц Сиддхартха Гаутама, позже названный Буддой, в возрасте 29 лет покинул дворец родителей, чтобы стать отшельником и начать аскетический образ жизни. Именно тогда он решил отказаться от любого насилия, в том числе и над животными. Так начинался путь одной из ключевых фигур в истории вегетарианства.

Примерно в то же время вегетарианство начало зарождаться в Древней Греции. В этой стране отказ от мяса не был массовым явлением: его придерживались только члены религиозных общин и некоторые мыслители. Одним из первых греков-вегетарианцев был философ и математик Пифагор. Источники утверждают, что философ умер естественной смертью в возрасте около 80 лет (в то время почти никто не доживал до таких седин). Такое долгожительство подтверждает эффективность вегетарианства как вида здорового питания.

Некоторые древнегреческие историки (Тацит, Гекатей Милетский и другие) в своих трудах упоминают, что на территории Эллады и соседних государств было немало «вегетарианских» племен. Например, жители племени гипербориан, проживавшие в северной Греции, вообще не ели мяса (их называли «чистыми» людьми) и отличались крепким здоровьем и долгожительством.

Что касается истории вегетарианства в Римской империи, то о ней известно совсем немного. Стоит упомянуть, что государственный деятель и философ Сенека, проживавший в Древнем Риме в 1 веке н.э. решил отказаться от мясной пищи по этическим причинам. По его словам, уже через год после отказа он начал чувствовать не только оздоровление организма, но и приятную легкость в душе.

После христианизации Европы след вегетарианства надолго затерялся. Вновь к этой идеологии начали обращаться средневековые монахи, отказавшиеся от мяса по аскетическим соображениям. Однако эти люди не были настоящими вегетарианцами, ведь они по-прежнему продолжали есть рыбу. Можно считать их первыми пескетарианцами.

Новый этап развития вегетарианство получило уже в эпоху Просвещения, когда против насилия над живыми существами выступили такие известные европейские писатели и ученые, как Жан-Жак Руссо, Чарльз Дарвин, Жорж-Луи Леклерк де Бюффон и многие другие. Если обратиться к истории вегетарианства в США, то нельзя не упомянуть Бенджамина Франклина, одного из лидеров войны за независимость, который также был приверженцем безубойного питания.

Само слово «вегетарианство» люди начали употреблять в 1842 году, когда основатели «Британского вегетарианского общества» решили взять за основу латинское слово «vegetus», что в переводе на русский означает «здоровый, крепкий, бодрый». Новое слово стали использовать не просто для обозначения растительной диеты, а для названия целого образа жизни, включавшего в себя философские, нравственные и медицинские аспекты. В 1847 году возникло первое крупное общество в истории вегетарианства – «The Vegetarian Society», которое базировалось в Манчестере. В первый год своего существования оно насчитывало около 500 человек (сейчас в этой организации более 80 000 членов). Многие удивятся, когда узнают, что и Авраам Линкольн, шестнадцатый президент Соединенных Штатов, практиковал вегетарианство.

Современная история вегетарианства

На рубеже XIX и XX веков ряды вегетарианцев пополнил русский писатель Л. Н. Толстой. Среди интеллигенции Толстой был бесспорным авторитетом, что позволило ему склонить на свою сторону многих своих друзей и коллег. Вслед за автором «Войны и мира» вегетарианцами стали Лазарь Заменгоф (создатель языка эсперанто) и другой известный лингвист Лео Винер, который стал одним из основателей вегетарианских обществ в США и Германии.
История вегетарианства пошла на новый виток, когда 1908 году в Дрездене был создан Международный вегетарианский союз, основной целью которого стала популяризация безубойного питания. Позже в него вступили многие континентальные и региональные вегетарианские сообщества. Сейчас этой некоммерческой организацией руководит собственный Международный совет, избираемый на Мировом вегетарианском конгрессе.
В 1950 году аналогичный союз был создан в Штатах. Объединяя людей разных национальностей, он каждые 2 года организует конгрессы в разных государствах.

В Индии и в наши дни вегетарианство сохраняет стабильную популярность из-за того, что большинство жителей этой страны проповедуют буддизм. Между прочим, отказ от мяса – один из основополагающих принципов индийской философии йога.

История вегетарианства на этом не заканчивается, а, наоборот, переживает эпоху расцвета. В России с 2001 года действует Евразийское вегетарианское общество, которое является членом Международного Вегетарианского Союза и Европейского Вегетарианского Союза (был создан в 1988 году в Нидерландах) и объединяет последователей этой философии, проживающих на территории стран бывшего СССР.

Первые достоверные сведения о людях, которые осознанно отказались от мясной пищи, датируются примерно IV — V тысячелетиями до нашей эры. Чтобы успешнее общаться с богами и совершать магические обряды, древнеегипетские жрецы становились вегетарианцами. Возможно, сыграл свою роль звериный облик многих египетских богов, а может, служители культа опасались, что духи съеденных живых тварей помешают полноценному диалогу с высшими силами.

В Древней Греции вегетарианство возникло гораздо позже, во времена античности. И причина его появления была уже совсем другой. Никакой мистики. Просто прогрессивные греки задумались: зачем убивать невинных животных, если можно неплохо питаться растениями? Сократ, Платон, Диоген, Плутарх и многие другие философы были вегетарианцами и в своих трудах размышляли о целесообразности растительной диеты.

Пифагор на фреске Рафаэля, 1509 год. (Wikimedia Commons)


Однако ключевую роль в распространении вегетарианства сыграл в VI веке до нашей эры Пифагор. Знаменитый философ и математик верил в переселение душ, поэтому наотрез отказывался есть мясо животных. Его многочисленные ученики, молодые люди из влиятельных семей, по примеру наставника тоже перешли на растительную диету, это было первое «Общество вегетарианцев» в мировой истории. «Не повредит ли вегетарианство здоровью?» — беспокоились родственники пифагорийцев. На этот вопрос ответил в IV веке до нашей эры великий врач Гиппократ. Говоря об оздоровительном питании, он одобрил и вегетарианство.

С упадком древнегреческой цивилизации в Европе о вегетарианстве надолго забыли. Растительную диету соблюдали лишь представители некоторых религиозных общин, христианские аскеты и монахи-отшельники. Остальные же ели что придется, и не особенно задумывались над происхождением пищи. Интерес к вегетарианству вернулся в эпоху Возрождения, но, кроме любителя всяческих нововведений Леонардо да Винчи, желающих отказаться от мясной пищи было немного. И только к середине XIX века вегетарианство стало приобретать массовый характер.


Памятник Леонардо да Винчи в Амбуазе. (pinterest.com)


Официально считается, что заново открыли вегетарианство англичане. Вместе с модой на все восточное они привезли из Индии, своей крупнейшей колонии, и идеи древнеиндийской ведической религии, которая запрещает убивать живые существа для пропитания. Насмотревшись на голодных аборигенов и обнаглевших коров и фазанов, беззаботно разгуливающих по городу, англичане задумались. И по возвращении на родину, многие из них отказались от животной пищи.

Называть себя «вегетарианцами» приверженцы растительной пищи стали, начиная с 1842 года. Авторство этого термина принадлежит основателям «Британского вегетарианского общества». Наиболее подходящим им показалось латинское слово «vegetus», что означает «здоровый, бодрый, свежий». Вышло вполне символично, так как по звучанию оно напоминало английское «vegetable» — овощной.

Из Англии вегетарианство постепенно распространилось по всей Европе и Америке. Основная цель западного вегетарианства была та же что и индийского — отказаться от убийства беззащитных животных. Впрочем, некоторые политологи утверждают, что для европейцев не последнюю роль сыграл грянувший экономический кризис и последовавшее за ним подорожание традиционной мясной пищи.

Лев Толстой за завтраком, 1901 год. (nibler.ru)


В России массовое вегетарианское движение развивалось постепенно и достигло своего пика к началу ХХ века. В Санкт-Петербурге в 1901 году было зарегистрировано первое в России вегетарианское общество. После этого подобные организации единомышленников и приверженцев вегетарианства были организованы во многих крупных городах. Члены вегетарианских обществ вели не только просветительскую и ознакомительную работу, они открывали свои столовые с вегетарианским питанием.

Вегетарианская столовая в Москве на Никитском бульваре. (leafclover.club)


Большой вклад в распространение вегетарианства внес Лев Толстой. Он не только сам придерживался вегетарианской диеты и писал о ней в своих книгах, но и на свои деньги открывал детские учебные заведения и народные столовые, в которых кормил малообеспеченных людей вкусной, но простой вегетарианской пищей.

После Октябрьской революции новая коммунистическая власть запретила вегетарианское движение. Идея гуманного отношения к животным шла вразрез с той жесткой политикой, которая внедрялась в массы. И даже много лет спустя, слово «вегетарианство» нельзя было найти ни в одном словаре русского языка, а в Большой советской энциклопедии была написана только одна фраза: «Вегетарианство, основанное на ложных гипотезах и идеях, в Советском Союзе не имеет приверженцев».


Пол и Линда Маккартни с вегетарианскими гамбургерами, 1991 год. (thevirginer.com)


Сегодня отношение к вегетарианству совсем другое. Идеям о гуманном отношении к собратьям нашим меньшим не дано было исчезнуть из умов просветленных людей. Поэтому сейчас вегетарианское движение вновь активно набирает силу во всем мире и расширяет ряды своих приверженцев.



Что еще почитать